Руководство верховной распорядительной комиссией

1880, 6 авг. Упразднение Верховной распорядительной комиссии и Третьего отделения

Деятельность Верховной распорядительной комиссии была прекращена российским императором 06.08.1880 г. В этом же указе Александр II принял решение закрыть Третье отделение и передать все функции упраздненных органов Министерству внутренних дел, главой которого был назначен М. Лорис-Меликов.

Причины упразднения комиссии

Важнейшим фактором, обусловившим препятствия для эффективного достижения целей правительственной борьбы с революционными настроениями, стало соперничество внутри государственного аппарата. В частности, существовал серьезный конфликт интересов между органами политсыска, которые действовали без соблюдения правил и процедур, и новой судебной структурой, созданной в процессе реализации реформ в России.

1880, 6 авг. Упразднение верховной распорядительной комиссии и Третьего отделения

М. Коханов в марте 1880 г. сообщал главе Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликову, что жандармерия и прокуратура уже давно конфликтуют между собой. Это негативно влияло на противодействие государственной преступности. Из-за строгости юридического оформления процедур и процессов при малейшем отступлении от них на каком-либо этапе следствия самые опасные террористы нередко получали оправдательные приговоры в судах. Часто поведение представителей прокуратуры становилось причиной негативной реакции жандармерии.

Реализация изменений

Чтобы устранить множество недостатков во взаимодействии госорганов, Верховная распорядительная комиссия стала принимать меры по консолидации действий административных и судебных органов, противодействующих революционным элементам. Одновременно ставились цели относительно ускорения следственного процесса в рамках дел о госпреступлениях, а также упорядочения процедуры административной ссылки и полицейского надзора.

Лорис-Меликов планировал ликвидировать III Отделение, которое не пользовалось популярностью в народе. Комиссия командировала сенатора И. Шамшина провести ревизию деятельности данного органа. Отчет сенатора показал неудовлетворительный уровень дел в Отделении. В итоге Лорис-Меликов 26.07.1880 г. направил Александру II доклад, в котором предлагал ликвидировать и Верховную распорядительную комиссию, и III Отделение. Более того, он предложил все функции и полномочия данных ведомств передать МВД.

Александр II согласился с предложением Лорис-Меликова и 06.08.1880 г. издал указ, которым ликвидировал Верховную распорядительную комиссию, закрыл 3-е Отделение и передал их полномочия и обязанности МВД. Последнее возглавил бывший глава Комиссии Лорис-Меликов. В то же время данное решение представляло не устранение, а лишь простое переименование ведомства, ответственного за политический сыск.

Верховная распорядительная комиссия


Верховная распорядительная комиссия

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 30.

Обновлено 11 Февраля, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 30.

Обновлено 11 Февраля, 2022

Одним из новых органов власти, созданных в годы царствования императора Александра II, стала Верховная распорядительная комиссия. Её учреждение относится к 1880 году, она появилась вскоре после очередного покушения на монарха. Период её деятельности был недолгим. Комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия действовала несколько месяцев.

Повод и создание комиссии

Реформаторская деятельность императора Александра II вызвала недовольство части общества.

Император Александр II

Рис. 1. Император Александр II.

С 1860-х в Российской империи появилась новая особенность противостояния общества и власти. Организацией покушений на императора стали заниматься члены движения «Народная Воля».

Шестое покушение на жизнь Александра II произошло 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Его организовал Степан Халтурин. Он устроился на работу плотником и организовал в здании взрыв 30 килограмм динамита. Император выжил, так как опоздал на обед. В ходе террористического акта погибло 11 человек и 56 было ранено. После покушения, 12 февраля, Александр II издал именной указ о создании Верховной распорядительной комиссии.

Начальником комиссии стал генерал-адъютант и граф Михаил Лорис-Меликов, который также занимал пост Санкт-Петербургского временного генерал-губернатора.

Помимо Михаила Лориса-Меликова, в комиссию вошёл член Государственного совета Константин Победоносцев, который также с апреля 1880 года возглавлял Синод, то есть руководил делами церкви. Также в её работе принимали участие князь Александр Имеретинский, статс-секретарь Михаил Каханов и тайные советники — Ковалевский, Шамшин, Марков, Перфильев.

Победоносцев Константин

Рис. 2. Победоносцев Константин.

Период деятельности и дальнейшие события

Делами комиссии заведовал бывший прокурор Харьковской судебной палаты Александр Кузьминский. Лорис-Меликов вызвал его из Харькова.

3 и 4 марта 1880 года в подчинение начальнику Верховной распорядительной комиссии перешли:

  • корпус жандармов;
  • III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Материалы заседаний комиссии не публиковались, а они проводились трижды в марте и один раз в июне. С мая по август власти освободили поднадзорных и им было разрешено поступление в высшие учебные заведения.

6 августа 1880 года последовал императорский указ о закрытии комиссии и III отделения. Все их дела передавались в Департамент государственной полиции при министерстве внутренних дел. Этот департамент просуществовал до марта 1917 года. Полезно знать, где заседали его сотрудники: в особняке Виктора Кочубея в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки.

1880 год стал взлётом карьеры Михаила Лориса-Меликова. С августа он занимал пост министра внутренних дел. К началу 1881 года он подготовил проект по привлечению общественности к участию в законотворческой деятельности, который получал название «Конституция Лорис-Меликова». Граф был отправлен в отставку императором Александром III в мае 1881 года.

Лорис-Меликов

Рис. 3. Лорис-Меликов.

Заключение

Что мы узнали?

Создание Верховной распорядительной комиссии при Александре 2 стало одним из шагов власти по наведению государственного порядка в последний год царствования императора. За несколько месяцев весны-лета 1880 года в России были реорганизованы органы внутренних дел и полиции.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 30.


А какая ваша оценка?

Глава 11

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

Пункт второй указа от 6 августа 1880 г. гласил:

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции…»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Причины ищет комиссия

Причины ищет комиссия
Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе

Государственная комиссия приступает к работе
Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА
Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Закупочная комиссия

Закупочная комиссия
С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема — снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных —

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР:

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР:
д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Атомная комиссия

Атомная комиссия
В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Урановая комиссия

Урановая комиссия
Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Особая Центральная Комиссия

Особая Центральная Комиссия
В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов— Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Комиссия по перемирию

Комиссия по перемирию
22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко

ГЛАВА 2.
Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко
В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Верховная Распорядительная Комиссия

Верховная Распорядительная Комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия была учреждена в Петербурге именным указом императора Александра II сенату от 12 февраля 1880 года и просуществовала до 6 августа того же года. По мысли правительства, озабоченного усилившимся к тому времени революционным брожением в среде русского общества и, в частности, участившимися террористическими актами народовольцев, она должна была объединить под своим руководством все дело борьбы с политическими преступлениями. Первая мысль о создании подобного учреждения принадлежала тогдашнему наследнику, который после совершенного Исполнительным Комитетом Народной Воли 5 февраля 1880 года взрыва в Зимнем дворце выступил в совещании министров с проектом образования особой «Верховной Следственной Комиссии» и наделения ее обширными полномочиями, простирающимися на всю Россию. После некоторых колебаний император Александр II принял этот план и проектированная наследником комиссия была учреждена под именем Верховной Распорядительной Комиссии, причем главным начальником ее был назначен граф М. Т. Лорис-Меликов, бывший перед тем временным генерал-губернатором в Харькове, а члены должны были быть назначены высочайшей властью по представлению главного начальника, которому сверх того давалось право призывать в Комиссию всех тех лиц, чье присутствие будет признано им полезным. По указанию Лорис-Меликова, членами Комиссии были назначены: член государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адмирал князь А. К. Имеретинский, управлявший делами комитета министров статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин и П. А. Марков, товарищ главноуправляющего III отделением Канцелярии Его Величества генерал-майор П. А. Черевин, генерал-майор М. А. Батьянов и правитель канцелярии министра внутренних дел С. С. Перфильев. В этом составе Верховная Распорядительная Комиссия и осталась до конца своего существования. Указ об учреждении Верховной Распорядительной Комиссии, заявляя о «твердом решении» государя «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», возлагал на Комиссию осуществление этой задачи. Для достижения такой цели главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были даны чрезвычайно широкие права и полномочия. Ему были предоставлены права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях с непосредственным подчинением ему петербургского градоначальника; ему же было передано прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Петербурге и петербургском военном округе и верховное направление такого рода дел во всех других местностях империи. Все его требования по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия должны были немедленно исполняться, как местными начальствами, так и всеми ведомствами, не исключая военного, и все ведомства обязывались оказывать ему полное содействие. Он мог, когда находил это нужным, непосредственно испрашивать высочайшего повеления и указания. Независимо от этого ему предоставлялось вообще принимать распоряжения и меры, признаваемые им необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Петербурге, так и в других местностях империи, с правом определять взыскания и самый порядок наложения последних за неисполнение этих распоряжений и мер. Все такие распоряжения и меры главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии должны были безусловно исполняться всеми и каждым и могли быть отменены только им самим или же особым высочайшим повелением.

Вступив в должность главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии, Лорис-Меликов первым делом напечатал особое обращение «к жителям столицы», в котором обещал «приложить все старание и умение к тому, чтобы с одной стороны не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой — успокоить и оградить законные интересы его здравомыслящей части». Последние слова в связи с упоминанием обращения, что «главную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни», наделенный диктаторскими полномочиями начальник Верховной Распорядительной Комиссии видит «в поддержке общества», заставили некоторые либеральные слои тогдашнего русского общества возложить известные упования на Лорис-Меликова. Но по существу либерализм последнего был весьма невысокого пошиба. В борьбе с революционным движением Лорис-Меликов рассчитывал по-прежнему пользоваться главным образом сыском и репрессиями, лишь несколько усовершенствовав их применение и несколько ослабив те виды репрессии, которые особенно больно задевали незатронутые революционным брожением общественные слои. Вместе с тем он считал, правда, нужными, для успокоения общественного и народного недовольства, некоторые частные реформы, но не допускал и мысли ни о каких коренных изменениях в государственной и общественной жизни России. По этой дороге пошла и руководимая им Верховная Распорядительная Комиссия. В четырех заседаниях, которые она имела (3 в марте и одно в июне), она обсуждала меры к объединению действий разного рода полиции и к усовершенствованию политического сыска, занималась вопросом о согласовании деятельности чинов администрации и судебного ведомства в деле преследования политических преступников, разбирала частные недостатки существовавшей системы полицейского надзора, рассматривала списки состоявших под надзором лиц (политических в этих списках оказалось 6 790 человек) и намечала возможные смягчения для некоторых из них, признанных сознавшими свои заблуждения. В свою очередь, Лорис-Меликов в своих докладах государю, старательно подчеркивая необходимость сохранения самодержавия и энергичной борьбы с революционерами, указывал на желательность объединения деятельности политической полиции и на пользу, которую могли бы принести правительству некоторые частные реформы и удаление отдельных наиболее непопулярных лиц из рядов высшей администрации. Соответственно с этими указаниями высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 года главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были временно подчинены ІІІ отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов; граф Д. А. Толстой был уволен от должностей министра народного просвещения и обер-прокурора Синода и заменен в первой Сабуровым, во второй — Победоносцевым; была возвращена свобода или даны облегчения некоторому числу находившихся под надзором лиц, но одновременно практиковались свирепые репрессии по отношению к политическим преступникам; между прочим, покушавшийся 20 февраля на жизнь Лорис-Меликова Млодецкий был в течение суток приговорен военным судом к повешению и казнен. Совпавшее с последующими месяцами некоторое внешнее затишье революционной деятельности убедило Лорис-Меликова в успехе его борьбы с революционерами, и состоявшийся 6 августа 1880 года высочайший указ объявил, что «ближайшая цель учреждения Комиссии — объединение действий всех властей для борьбы с крамолою — настолько уже достигнута», что впредь эта борьба может уже вестись министерством внутренних дел. Верховная Распорядительная Комиссия этим указом была закрыта, и ее дела переданы министерству внутренних дел; вместе с тем было упразднено ІІІ Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии также с переводом его дел в министерство внутренних дел, в составе которого образовался особый департамент государственной полиции; заведование корпусом жандармов также перешло к министру внутренних дел, на правах шефа жандармов; ему же предоставлено было завершение возбужденных Верховной Распорядительной Комиссией вопросов с правом приглашать для этого в особые совещания бывших ее членов. Сам бывший главный начальник Верховной Распорядительной Комиссии, ничего не потеряв при таких условиях из своей власти, перешел на пост министра внутренних дел.

В. Мякотин.

Номер тома 9
Номер (-а) страницы 579

Просмотров: 1740

Создание Верховной распорядительной комиссии стало важным событием в политической истории России. Факт существования этого органа свидетельствует о попытке царского режима конца 19 века совладать с общественными настроениями, в основе которых было ожидание конструктивных последовательных реформ.

Что это за комиссия

В 1880-м силами царского режима произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии. Год этот был ознаменован активной борьбой самодержавной власти против революционного движения. Среди историков есть мнение, что поводом для создания Комиссии стал взрыв, устроенный противниками царизма 5 февраля в Зимнем дворце.

Верховная распорядительная комиссия

Человек, в непосредственном подчинении которого находилась Верховная Распорядительная комиссия – Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. В состав органа также входили К. П. Победоносцев, А. К. Имеретинский, М. С. Каханов и другие видные государственные деятели. Создание Верховной распорядительной комиссии, как считают некоторые историки, было связанно с необходимостью упорядочить действия правоохранительных органов в столице Российской империи в условиях растущих революционных настроений.

Деятельность

Верховная распорядительная комиссия была призвана объединять работу различных государственных органов правопорядка (включая судебные инстанции). Главной целью работы комиссии было противодействие нарастающей активности революционеров. Задачи, которые стояли перед данной организацией, заключались в ускорении следственных действий в отношении подозреваемых в преступлениях перед государством, решением вопросов о наказании в виде ссылок, управлении полицейскими органами, осуществляющими надзор.

Учреждение Верховной распорядительной комиссии

В среде историков есть версия, что Лорис-Меликов достаточно активно вмешивался в работу большинства направлений государственной политики, однако тому способствовала поддержка в царском окружении. И потому учреждение верховной распорядительной комиссии могло быть оценено как простая формальность – ключевые решение принимались, так или иначе, в рамках линии царизма. И потому, по мнению историков, совершенно неудивительным стал факт, что учреждение верховной распорядительной комиссии довольно скоро вылилось в ее упразднение. Лорис-Меликов возглавил Министерство внутренних дел страны.

Предпосылки появления

В популярных историографических источниках встречается версия, что реформы, проведенные царским режимом в 60-70 годы 19 века, имели признаки непоследовательности, несмотря на то, что несли в себе ряд прогрессивных признаков: развитие капиталистических элементов и сопутствующий рост экономики, укрепление позиций страны на международной арене.

Верховная распорядительная комиссия 1917

Верховная распорядительная комиссия, считают историки, появилась как ответ царского режима на кризисные тенденции в области политических процессов – стали появляться организации, стремящиеся исправить недостатки в правлении страной революционными методами. Кроме того, значительная часть российского общества не имела выраженной политической позиции, и был риск, что радикально настроенные ячейки обретут симпатию в глазах граждан.

Личность Лорис-Меликова

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился в 1824 году в Тифлисе. Его семья имеет армянские корни. Обучался в Лазаревском институте восточных языков. Затем – в военных школах Петербурга. В 1843-47 годах служил в гусарском полку в Гродно. Потом несколько лет воевал на Кавказе, после принимал участие в Крымской войне и последующих крупнейших военных конфликтах между Россией и Турцией. После заключения мира между державами был назначен временным генерал-губернатором Астрахани, Саратова и Самары, успешно решил задачи по противодействию опасным эпидемиям в регионе. Работал на должности генерал-губернатора в Харькове, где принимал участие в реформировании государственного аппарата. После возглавил новый госорган под названием Верховная распорядительная комиссия (год 1880).

Лорис-Меликов о ситуации в стране

В своих мемуарах о том, в каких условиях функционировала Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов подчеркивал, что первоочередной задачей было успокоить граждан страны. И только потом проводить реформы. Деятель писал о том, что российский царь испытывал давление с самых разных сторон. Во-первых, с внешнеполитической арены – великие державы принуждали императора изменить подписанный с Османской империей Сан-Стефанский мирный договор на условиях, невыгодных России. Во-вторых, российская интеллигенция требовала последовательности в реформах: после отмены крепостного права в 1861 году нужно было приспосабливать освободившихся крестьян к новым условиям ведения хозяйства. И это при том, что не утихали консервативные настроения прогрессивной общественности, полагавшие, что реформа 1861 года не была совместима с российской действительностью.

Проект Конституции Лорис-Меликова

В январе 1881 года Лорис-Меликов предложил императору Александру Второму на рассмотрение документ, содержащий основные принципы преобразований управления страной, которые, по мнению деятеля, были адекватны социально-политической обстановке. Историки назвали этот документ «Конституцией Лорис-Меликова». В нем содержалось предложение создать комиссии по подготовке законов, касающихся финансовых вопросов, управления в регионах и формирования законосовещательной функции. В состав данных органов должны были войти депутаты, избираемые в губернских земствах и городских думах.

Верховная распорядительная комиссия Лорис-Меликов

Главная задача преобразований заключалась в создании института народного представительства, прообраза парламента. Император не возражал против идеи. Но в день, когда Александр Второй подписал проект обращения в правительство по вопросу преобразований, террористы «Народной воли» совершили покушение на царя. Императору не удалось выжить.

Народовольцы

Главной структурой, которая, по мнению многих историков, представляла наибольшую угрозу царскому режиму, была «Народная воля». Эта организация являлась законспирированной структурой, но вместе с тем находила каналы включения в политические процессы. В ее программные положения входил захват власти методом революционного восстания и последующее проведение демократических реформ. «Народовольцы» полагали, что теракты – наиболее действенный метод противодействия режиму.

Учреждение Верховной распорядительной комиссии год

В феврале 1880 года они организовали взрыв в Зимнем дворце, который и привел к необходимости образования такой структуры, как Верховная распорядительная Комиссия. Год создания этого органа, по мнению ряда экспертов, характеризовался высочайшей социальной напряженностью в России.

История органов по обеспечению порядка в России

Несмотря на то что время, когда произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии – год особенно активной деятельности радикалов, не имевшей, по мнению многих историков, столь выраженных проявлений в несколько предыдущих десятилетий, подобный орган имел исторические прототипы. В частности, в середине 17 века царем был создан так называемый Приказ тайных дел, призванный контролировать работу ключевых госучреждений и ведения следствий, касающихся работы политиков. При Петре Первом был учрежден Преображенский приказ. Орган выполнял задачу по расследованию прецедентов оскорбления личности Императора, подрывной работы, проступков в гвардии. В начале 18 века был образован новый орган – Канцелярия розыскных дел, а через несколько десятилетий – Тайная экспедиция, призванная расследовать дела по нарушению государственного порядка. В последующие десятилетия органы внутренних дел Империи приобретали разные наименования. В конце 19 века, когда в стране назрела необходимость в противодействии радикально настроенным группам, появилась Верховная распорядительная комиссия.

Историческое наследие Комиссии

В среде историков существует версия, что Верховная распорядительная комиссия стала органом, оказавшим прямое влияние на формирование советской, а затем и современной системы государственных учреждений правопорядка. В некоторых историографических данных есть сведения, что созданные в 1917 году контрреволюционные органы советской власти по своим функциям были очень похожи на Верховную распорядительную Комиссию. Затем был создан НКВД, появились такие структуры, как МВД СССР и КГБ.

Создание Верховной распорядительной комиссии

В 1991 году были учреждены органы, локализировавшие работу советских структур в РСФСР. После распада СССР появились российские МВД и ФСБ. Таким образом, есть основания говорить, насколько велика историческая роль такого органа, как Верховная распорядительная комиссия: 1917-й — революционный — год был периодом опробования государством нового формата противодействия протестным настроениям, а на основе этого опыта выросла советская, а потом и современная система органов правопорядка.

Оценка историков

В среде российских ученых есть эксперты, оценивающие историческую роль верховной распорядительной комиссии в контексте современных политических процессов. В частности, есть версия, что власти при царе и правящие элиты сегодняшней России допускают общие ошибки. Например, появление террористических организаций, полагают сторонники данной гипотезы, и сегодня и тогда было связано с произволом элит, отсутствием у них желания проводить необходимые реформы, причем мирными методами. Если как-то и противодействовать терроризму, полагают эксперты, то акцент нужно делать на идеологическом факторе, на корректировке принципов развития экономики, при которой оппозиционные и подрывные ячейки в обществе не будут иметь возможности влиять на население, у которого есть, к примеру, стабильная и высокооплачиваемая работа.

Верховная распорядительная комиссия год создания

Важна, подчеркивают историки, качественная работа спецслужб не просто в «авральном» режиме – когда террористы активизируются, а постоянно. В этих направлениях, полагают эксперты, ошибалось Правительство Царской России, и проводят недостаточно четкую работу госорганы РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Квасцы купить в аптеке цена инструкция по применению
  • Партисипативный стиль руководства это демократический стиль
  • Дитамал спрей цена инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Microcc 20plus руководство
  • Препарат тиолепта инструкция по применению цена