Понятие лидерства, руководства.
Типы руководителей и лидеров
Руководителем
считается лицо, направляющее и
координирующее
деятельность исполнителей, которые в
рамках
установленных полномочий обязаны
выполнять его требования.
Сам руководитель может брать на себя
функции исполнителя лишь для того,
чтобы разобраться в специфике
работы.
Сущность
деятельности руководителя состоит в
творческой
организаторской работе, причем по мере
роста должности
требования к творчеству увеличиваются.
Однако
руководитель не только организует, но
и направляет
работу сотрудников, способствует их
развитию, а при необходимости оказывает
влияние на поведение. Для обеспечения
эффективной работы руководитель должен
в максимальной
степени согласовывать интересы
индивидов, групп и
решение управленческих задач.
Особенность
положения руководителя состоит в
следующем:
он сосредотачивает функции реальной
решающей силы
и власти; имеет ограниченные и с каждым
уровнем иерархии
все более уменьшающиеся возможности
общения; как
правило, исключен из окружения и
первичного коллектива;
является воплощением справедливости,
поэтому выполняет для подчиненных
функции арбитра; все его поведение
постоянно оценивается подчиненными.
Руководство
—
это
процесс социальной организации и
управления деятельностью членов группы.
Управлять
деятельностью
людей — это значит оказывать на них
влияние, побуждая
работать на достижение целей организации.
Влияние
—
это
поведение одного лица, которое вносит
изменения
в поведение другого. Влиять
на других людей можно
через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж,
приказ, мнение, идею
и т.д. Возможность влиять появляется в
том случае,
если одно лицо находится в определенной
зависимости от другого. Эти отношения
зависимости
определяются
как властные
отношения. Руководитель
имеет возможность
влиять на других потому, что он наделен
властью. Но руководитель должен быть
способным
оказывать влияние
на своих подчиненных, эффективно ими
управлять в целях
выполнения ими поставленных задач.
Реализация такой
способности есть лидерство.
Лидер
эффективно осуществляет формальное
и неформальное руководство. Итак,
определим
еще одно понятие. Лидерство
— это способность
оказывать влияние на отдельные личности,
группы, направляя их усилия на
достижение целей организации.
Должность
формально создает для руководителя
необходимые
предпосылки быть лидером коллектива,
но автоматически
не делает его таковым. Можно быть первым
лицом
в организации, но не являться фактическим
лидером,
так как он не утверждается приказом, а
психологически
признается окружающими как единственный,
кто способен
обеспечить удовлетворение их потребностей
и показать
выход из казалось бы безвыходных
ситуаций.
Понятие власти
Власть
–
это функция зависимости, а точнее,
взаимозависимости. Чем больше один
человек зависит от другого, тем больше
власти и у того, и у другого. Обладание
властью – это возможность влияния на
удовлетворение потребностей.
Формы
власти
можно классифицировать
так:
-
власть,
опирающаяся на принуждение, обоснована
верой в то, что руководитель имеет
возможность наказывать подчиненного; -
власть,
базирующаяся на вознаграждении,
основана на вере исполнителя в то, что
влияющий может удовлетворить потребности
исполнителя; -
экспертная
власть строится на вере в то, что
влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволят удовлетворить
потребность; -
эталонная
власть – власть примера основана на
привлекательности черт влияющего
настолько, что его примеру хочется
следовать; -
законная
власть построена на вере исполнителя
в то, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а долг исполнителя –
подчиняться.
Существует
много способов
управленческого влияния –
это и воздействие через общественные
нормы, принципы и мораль данной
организации, и прямые приказы, поручения,
и, наконец, негласный контроль,
манипулирование, закулисная игра и т.
д.
Влияние
и власть в равной мере зависят от
личности, на которую оказывается
влияние, а также от ситуации и способности
руководителя. Поэтому реальной абсолютной
власти не существует, так как никто не
может влиять на всех людей во всех
ситуациях. В организации, например,
власть только отчасти определяется
иерархией. Сколько власти имеет тот
или иной человек в данной ситуации,
определяется не уровнем его формальных
полномочий, а степенью зависимости от
другого лица. Чем больше зависимость
от другого лица, тем больше власть
данного лица.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Юлия Валерьевна Шульгина
Эксперт по предмету «Менеджмент»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Власть как компонент руководства
Руководство, власть и партнерство – это элементы управленческих взаимоотношений.
Успехи менеджеров оцениваются не по их личным достижениям в решении каких-либо задач, а по достижениям возглавляемой ими команды. В связи с этим профессионализм менеджеров в первую очередь проявляется в том, насколько им удается побудить к работе подчиненных. Побуждение или мотивирование людей может производиться только путем воздействия на них определенным образом.
Определение 1
Властью называют способность оказывать влияние на поведение людей.
Власть может прикладываться к отдельному человеку, группе людей или организации целиком. Власть представляет собой функцию зависимости, а если быть более точным – взаимозависимости. Чем сильнее зависимость одного человека от другого, тем сильнее власть. Обладание властью означает наличие возможности оказывать влияние на удовлетворение потребностей.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Власть может проявляться в разных формах:
- власть, базирующаяся на принуждении. Она подкрепляется тем фактом, что начальник может наказать подчиненного, применяя доступные административные меры воздействия (объявить выговор, оштрафовать),
- власть, опирающаяся на вознаграждение. В ее основе лежит уверенность в том, что руководитель может удовлетворить имеющиеся у исполнителя потребности (вознаградить, выписать премию),
- экспертная власть. Основой является наличие у руководителя специальных знаний, позволяющих удовлетворять потребности,
- эталонная власть. Если влияющий имеет настолько привлекательные черты, что окружающие хотят следовать его примеру, это может стать основой построения власти,
- законная власть. Этот вид власти возникает, если исполнитель уверен, что влияющий наделен правом отдавать приказы, а долгом исполнителя является подчинение.
Управленческое воздействие может реализоваться через:
- принципы и мораль, действующие в данной фирме,
- общественные нормы,
- поручения,
- прямые приказы,
- манипулирование,
- негласный контроль,
- закулисную игру и т.д.
«Руководство, власть и партнерство» 👇
На власть и влияние в равной степени воздействуют как личность, на которую адресовано влияние, так и способности руководителя, и внешняя ситуация. Поэтому нельзя выделить абсолютную реальную власть. Ни один человек не способен влиять в любой ситуации на всех людей. Так, в организациях иерархия влияет на власть только частично. Объем власти того или иного человека в конкретной ситуации зависит не только от имеющихся у него формальных полномочий, но и от степени зависимости от другого лица. Чем выше степень зависимости, тем больше объем власти.
В то же время не только начальники имеют власть над подчиненными, но и подчиненные над начальниками. Это проявляется даже в жестко иерархических организациях (таких, как военизированные структуры). Руководители должны понимать, что, так как у подчиненных тоже есть власть, полное использование своей власти в одностороннем порядке может привести к противодействию со стороны подчиненных.
Перед каждым эффективным руководителем стоит задача поддержания разумного баланса власти, достаточной для того, чтобы организация достигала своих целей, но в то же время не вызывающей чувства непокорности и протеста у подчиненных. Кроме того, власть над руководителем имеют не только его подчиненные, но и коллеги-руководители, а также секретари и помощники руководителей более высокого ранга, обладающие необходимым информационным ресурсом.
Партнерство как компонент руководства
Определение 2
Под партнерством понимают взаимодействие нескольких лиц (юридических или физических), в котором отсутствует ярко выраженная иерархия.
Основные черты партнерства:
- отсутствие выраженных отношений «подчиненный-начальник»,
- свобода обмена идеями и мнениями,
- максимальная концентрация возможностей и способностей каждого, ориентированная на достижение общих целей,
- взаимопомощь и поддержка,
- добровольное признание, что групповые цели и ценности имеют приоритет,
- высокий уровень самоконтроля и взаимного контроля.
Партнерские отношения между руководителем и подчиненным имеют следующие преимущества:
- у работника формируется ответственность за качество выполняемой им работы. Он может проявлять инициативу, не ощущает себя зажатым в рамки отданного приказа, может самореализоваться, проявить себя,
- повышается четкость выполнения поставленных задач, причем исполнитель может найти более рациональные пути, чем изначально предполагал начальник,
- подчиненный не чувствует, что требования начальника сводятся к «переходу на личности».
При этом следует четко разграничивать разумные партнерские отношения и дружбу между начальником и подчиненным, которая может породить неприятные ситуации. Так, если в коллективе формируются неформальные отношения, это может привести к следующему:
- несправедливое распределение задач и негативная реакция со стороны других подчиненных на появление «любимчика». Даже если руководитель стремится не выделять своего друга, недобросовестные работники могут начать оправдывать свои неудачи именно его особым положением,
- соблазн для подчиненного начать извлекать выгоду из дружбы с руководителем. Например, он может начать чаще отпрашиваться в рабочее время, апеллируя к известным начальнику (как другу) семейным обстоятельствам. В таком случае начальнику сложнее отказать в просьбе, а обязанности перекладываются на других подчиненных,
- вполне обоснованные требования и претензии по качеству выполненной работы подчиненный может воспринять с негативом, решить, что начальник зазнался и самоутверждается, относится к другу с недостаточным пониманием.
В ситуации дружеских отношений любое столкновение интересов, рабочий конфликт будут восприниматься резче. Кроме того, усложнится формирование отношений с другими коллегами. Поэтому не следует выводить партнерство за пределы рабочих отношений, расширяя общение с начальником (или подчиненным) в свободное время и посвящая его в нюансы личной жизни.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Тема . Руководство:
власть и партнерство
1. Руководство в организации
Для эффективного осуществления функций управления
необходимо эффективное руководство.
Руководство
– процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.
По своему отношению к работе руководители делятся на
пассивных и активных. Пассивные руководители используют принципы
деятельности, выработанные другими, ограничиваются решением узких проблем, активные
– вырабатывают и пересматривают в соответствии с обстановкой принципы
деятельности, стремятся к совершенству.
Управлять деятельностью людей, значит оказывать на них
влияние, побуждая работать на достижение целей организации.
Влияние —
поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на
других можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, идею и т.д.
Руководитель должен быть способным оказывать
влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими
поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство.
Лидерство
— способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их
усилия на достижение целей организации.
Существует два психологических типа лидеров:
«игроки» и «открытые».
«Игроки» внешне выглядят эффектными,
надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому и быстро меняют
позиции, следуя, исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с
полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это — политиканы, стремящиеся
правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней
удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на час».
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они
последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно
во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они
тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем,
пытаясь получить от него как можно больше, а устремлены в будущее. Власть в их
руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами,
обладающие авторитетом у своих подчиненных.
Под авторитетом понимается
общепризнанная влиятельность руководителя, основанная, с одной стороны, на его
формальном статусе, а с другой — на завоеванном престиже, которые дополняют
друг друга.
Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что
он наделен властью.
Власть —
возможность влиять на поведение других людей.
Субъект власти
обладает властными ресурсами и возможностью их применять в различных сферах
общественной жизни.
Объект власти
– это человек или коллектив, на который направлена власть.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на
которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Руководитель
зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без
содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Не
существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех
людей во всех ситуациях.
Власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс
власти – использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах,
достаточных для обеспечения достижения целей, но не вызывающих у подчиненных
непокорности.
Формы власти:
1. власть, основанная на принуждении — влияние через
страх;
2. власть, основанная на вознаграждении – влияние с
помощью позитивной поддержки;
3. законная власть — традиционное влияние,
подчинение начальнику;
4. харизматическая власть (эталонная власть) — власть,
основанная на примере, на силе личных качеств или способностей лидера (харизма
— божий дар, необыкновенные качества);
5. экспертная власть — влияние через веру (в успех,
в руководителя), основана на авторитете и знаниях.
Руководители в своей деятельности используют
все формы власти в различных сочетаниях.
В современных условиях властные отношения уступают место
отношениям сотрудничества. Сотрудничество руководителя и руководимых
означает, что управленческие функции распределяются между участниками
организации и реализуются совместно с руководителями.
Имидж менеджера
Имидж — внешний облик, собирательный
образ, складывающийся в сознании людей и связанный с конкретными
представлениями
Менеджеру необходимо стремиться создавать и постоянно
поддерживать собственный положительный имидж, поскольку это оказывает
благотворное воздействие на коллектив сотрудников и деловых партнеров. Здесь
важно все: одежда и внешний вид, осанка, поведение (уверенность), улучшение
личных взаимоотношений, вознаграждение, умение давать указания подчиненным.
Одно из важнейших качеств менеджера – этичность.
Этика менеджмента — набор моральных принципов и ценностей, которыми
руководствуется менеджер фирмы в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях
с деловыми партнерами.
Основные принципы делового этикета:
1.
Пунктуальность (делайте все вовремя).
2.
Конфиденциальность (не болтайте лишнего
3.
Доброжелательность и приветливость (но
это не означает, что дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу
службы).
4.
Внимание к окружающим (думайте о
других, а не только о себе).
5.
Грамотность (говорите
и пишите хорошим языком).
6.
Деловое (официальное,
служебное) общение.
В повседневной работе руководитель должен постоянно
получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность
подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать
оценку работы подчиненных, сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.
Качества лидера на основе интеллектуальных способностей,
черт характера и профессиональных навыков:
Интеллектуальные способности |
Черты характера лидера |
Профессиональные навыки |
Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Концептуальность Образованность Знание дела Ораторские качества Любопытство, познавательность Интуиция |
Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество Честность Целостность личности Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Агрессивность Стремление к превосходству Обязательность участливость |
Умение заручиться поддержкой Умение кооперироваться Умение завоевывать престиж Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение менять себя Умение быть надежным Чувство юмора Умение разбираться в людях |
16. Руководство: власть и партнерство
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать так: 1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность; 4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
-
освобождение времени менеджера;
-
возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
-
возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
-
мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
-
средство развития искусств и навыков сотрудников;
-
работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
-
организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
-
имеется определенный риск;
-
в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
Список действий при делегировании:
-
Выделить существенное во всем многообразии активностей.
-
Определить активности, подлежащие делегированию.
-
Оценить выгоды делегирования.
-
Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
-
Обсудить передаваемые активности.
-
Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
-
Определить уровни ответственности при делегировании.
-
Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.
Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом посмотрим»).