Необходимость проведения военных реформ Петром I была вызвана тем, что к моменту вступления нового царя на престол (1689 г.) Россия отставала от наиболее передовых стран Западной Европы не только в экономическом, но и в военном отношении.
В основе отечественной армии в то время стояли дворянское ополчение и стрелецкое войско. Первое возникло в конце XV века и состояло из дворян, а также боярских детей, обязанных по первому требованию прибыть для несения воинской службы на своем коне, с оружием и в сопровождении холопов. Стрелецкое войско, созданное в 40-50-е годы XVI века, набиралось из посадских и сельских жителей. Поскольку для стрельцов воинская служба считалась пожизненной и наследственной, их обычно селили на казенных землях, разрешали заводить семью и заниматься промыслами. Принятые тогда условия комплектования привели в итоге к тому, что боевая готовность старых воинских формирований и уровень дисциплины в них держались на низком уровне. Осложнял задачу и тот факт, что войска были подчинены разным Приказам: дворяне — Разрядному, стрельцы — Стрелецкому. Существовал еще и Рейтарский приказ, который занимался полками нового строя, формируемыми в основном по западному образцу. Естественно, подобное разделение в управлении также оказывало отрицательное влияние на боеспособность армии.
Отсутствовал в России и регулярный военно-морской флот. Существовавшие малочисленные флотилии из некрупных парусно-гребных судов были предназначены главным образом для защиты торговых путей по Волге, Днепру, Дону, Каспию, сибирским рекам и на Белом море. Между тем многие страны Западной Европы и Ближнего Востока к тому времени уже обладали большими военно-морскими силами. Справедливости стоит сказать, что на сто лет Россия оказалась отрезанной от основных морских путей, которые ранее связывали ее с Европой. Черное море находилось в руках Турции, а Балтийское закрывала Швеция. Открытым оставалось лишь Белое море. Но оно было удалено от главных центров страны и передовых западноевропейских государств.
Для вывода державы из отсталого состояния требовалось также ликвидировать ее изоляцию от развитых западноевропейских государств. Необходимы были новые вооруженные силы, ибо старые воинские формирования оказались не в состоянии решать сложные военно-политические задачи. Да и флот державы был еще беспомощным. Петр I остро почувствовал это в ходе Азовских походов, убедивших его в необходимости немедленного проведения военных реформ, а восстание стрельцов в 1698 году окончательно разуверило в их преданности.
8 ноября 1699 года молодым царем был издан указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Тем самым вводилась рекрутская повинность, которая охватывала все податные сословия. Рекруты поставлялись с 10-15 дворов каждый. Солдаты отрывались от дома и промысла. Военная служба становилась для них основной и пожизненной. Срок службы рекрутов потом менялся: с 1793 года уменьшен до 25 лет, с 1834-го — до 20 лет. В 1855-1872 гг. устанавливаются последовательно 12, 10 и 7-летние сроки службы. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью.
Поражение под Нарвой ускорило реорганизацию армии. К 1705 году на основе рекрутской системы были выработаны принципы комплектования полевых и гарнизонных войск. К первым относились полки нового строя, а в гарнизонных несли службу стрельцы и молодые солдаты, которые, закончив курс обучения, отправлялись в полевые войска. К 1707 году полевая армия насчитывала около 100 тыс. человек. Этого требовала сложная военная обстановка. Шведская армия превосходила русскую и в качестве вооружения, и в квалификации офицерских кадров, которые имели большой боевой опыт. Поэтому в начальный период Северной войны Петр I стремился к численному перевесу на полях сражений, но, одержав победу под Полтавой (1709 г.), счел возможным сократить вооруженные силы и стабилизировать армейские штаты.
На организацию армии оказывали влияние характер и цели боевых сражений. В первую очередь были созданы основные рода войск — пехота, кавалерия и артиллерия, позже возникла необходимость и в инженерных войсках, без которых немыслимы осада крепостей, оборудование оборонительных рубежей и укрепленных лагерей. Официально созданы они были в феврале 1712 года, согласно утвержденным Петром I штатов минерной роты и команды понтонеров. Вскоре образуется и «Полк военных инженеров». После всех этих преобразований отечественная армия вышла на уровень армий наиболее передовых стран Европы.
В ходе создания российских вооруженных сил Петру I пришлось столкнуться с проблемами обеспечения армии оружием, боеприпасами, снаряжением, продовольствием. Поскольку имевшаяся в стране в тот период промышленность оказалась не в силах удовлетворить потребность армии, по указанию царя в Туле и Сестрорецке были выстроены крупные оружейные заводы, также заводы для производства пушек и боеприпасов создавались в центральных и южных регионах страны, на Урале и в Олонецком крае.
В конце 1708 года практически завершилось перевооружение русской армии. Пехоту укомплектовали лучшими в мире гладкоствольными ружьями, имевшими единый калибр, удобный изогнутый приклад и цельнометаллический штык. Русские ружья уступали европейским мушкетам в дальности, но при этом двукратное превосходство в скорострельности. Для гренадерских рот производились гранаты, а у каждого пехотного полка была пара трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Как видим, русская пехота могла успешно вести дальний и ближний бой, биться в штыковых атаках.
Драгуны (конница) были вооружены карабинами, длинноствольными пистолетами и палашами. Кроме того, одна из рот драгунского полка вооружалась и гранатами. В 1723 году были созданы гусарские полки, бывшие иррегулярными отрядами. Их формировали из сербов, молдаван и валахов.
В ходе петровской военной реформы была введена и единая военная форма одежды. Следует отметить, что хотя в русской армии еще в 17 веке, то есть почти на полвека раньше, чем в наиболее передовых странах Европе, каждый полк имел свою форму, она не была типовой. Это создавало трудности в управлении войсками в процессе боя, и потребовалась унификация формы. В результате для пехотинцев вводятся зеленые кафтаны и черные шляпы, для кавалеристов — синие кафтаны и черные шляпы.
Успех реорганизации армии в значительной мере зависел от качества и скорости подготовки офицерского состава. Вначале все молодые дворяне были обязаны пройти службу рядовыми солдатами в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. После получения начального офицерского звания их направляли в войсковые части, служба в которых становилась для юных дворян пожизненной обязанностью. Однако подобная система подготовки офицерских кадров была не способна полностью удовлетворять растущие потребности в новых офицерах, и Петр I основывает ряд специализированных военных школ. В 1701 году в Москве была открыта артиллерийская школа для одновременного обучения до трехсот человек, а годом позже в Санкт-Петербурге — еще одна, аналогичного назначения. Для подготовки армейских инженерных кадров в 1708 и 1719 годах учредили две инженерные школы. В 1721 году открылись гарнизонные школы, в которых готовили унтер-офицеров. В годы царствования Петра I в России было открыто порядка 50 таких школ.
Другой формой подготовки офицеров являлись командировки молодых дворян в Европу для обучения военному делу. В новой регулярной армии была введена и единая система воинских званий, которую окончательно оформили в объявленной 24 января 1722 года Табели о рангах. Большинство воинских званий петровской эпохи просуществовало без изменений до 1917 года.
Распространенные среди западноевропейских и современных, либеральных, отечественных историков утверждения о решающей роли иноземных офицеров в петровской армии, несостоятельны. Они верны лишь для первых лет ее существования, когда русское правительство из-за недостатка собственных кадров вынуждено было активно использовать иностранцев. Но многие из них слабо знали военное дело, плохо говорили по-русски, скверно относились к солдатам. Предательство же большой группы иностранных офицеров и генералов под Нарвой вынудило Петра I принять решительные меры, чтобы начать подготовку командного состава из русских дворян. В результате армия России стала получать собственные квалифицированные офицерские кадры — пехотные, артиллерийские, инженерные. И уже в 1711 году численность иностранцев в полках удалось ограничить до трети, а к 1720 году в отечественной армии их оставались уже единицы.
Не соответствуют действительности и утверждения об устройстве русской армии по западноевропейским образцам. Петр I тщательно изучил военные организации множества стран Европы и не стал принимать ни шведскую, ни австрийскую, ни прусскую системы. Он создал свою армию, соответствующую социально-политическим условиям нашей страны того времени. Это была подлинно русская армия и по своему национальному составу, и морально-боевым качествам. Ее воины приняли все лучшее, что было свойственно предыдущим русским войскам и в целом, самому народу: стойкость, терпеливость в лишениях и беде, выносливость, способность к самопожертвованию, отвагу и смелость. Эти замечательные качества в полном объеме раскрылись в Северной войне, к концу которой русская армия стала действительно регулярной во всех аспектах: имела единый порядок комплектования и подготовки офицеров; стройную организацию и типовое вооружение; находилась полностью на содержании у государства. Позже принципы ее организации заимствовали многие западноевропейские страны.
Начало формирования регулярного отечественного военно-морского флота было положено известным историческим документом — постановлением Боярской думы от 20 октября 1696 года, в котором есть знаменательная фраза — «морским судам быть».
Вскоре после Азовских походов Петр I царским указом вводит особую корабельную повинность, распространявшуюся на всех землевладельцев (светских и духовных), купцов и прочих торговых людей. К началу 1700 года было построено большинство запланированных, для Азовского флота, боевых судов. Активное строительство судов для флота велось и во время Северной войны, для которой потребовалось создания нового Балтийского флота.
Первоначально строились гребные суда, но вскоре появился и корабельный парусный флот. Парусники обладали большой мореходностью, сильной артиллерией и использовались главным образом для боя в акватории открытого моря. Флот комплектовался аналогично армии путем рекрутской повинности. Две трети судовых экипажей составляли матросы-парусники и пушкари-артиллеристы, одна треть была из морских солдат-абордажников.
Офицерские кадры формировались из молодых дворян, которых обучали в специально созданных школах. Первая мореходная школа в России была открыта в 1698 году в Азове. Она готовила моряков для Азовского флота. В 1701 года в Москве учредили Школу математических и навигационных наук, в которой через три года уже обучалось 500 дворянских детей. В 1715 году ее старшие классы переводятся в Петербург, и их выпускники стали слушателями первой Морской академии России. Одновременно с подготовкой офицеров внутри страны широко практиковалась отправка молодых дворян для изучения морского дела в Испанию, Италию, Францию, Англию и Голландию.
Некоторые историки связывают успехи русского флота в Северной войне, прежде всего с именами иноземных специалистов и морских офицеров, находившихся на службе у Петра I. Но факты и документы опровергают эти утверждения. После Азовских походов молодой царь вынужден был разрешить вербовать за рубежом корабельных мастеров, техников, инженеров. Однако под видом специалистов в Россию прибывало много иностранцев, совершенно не знакомых с кораблестроением. Когда обнаруживалась явная непригодность зарубежных «мастеров», их немедленно отправляли обратно, и лишь некоторые из них оказывали реальную помощь в создании флота. В большинстве же, особенно во второй половине царствования Петра I, корабельными работами руководили русские мастера. То же происходило и с офицерскими кадрами. Накануне Северной войны Петр I действительно вербовал морских офицеров за границей. Однако многие из них, не завоевав потом у царя доверия, постепенно заменялись русскими моряками, подготовленными в специальных учебных заведениях России.
Реорганизация русской армии и создание отечественного военно-морского флота сопровождались реформой военного управления. До Петра I в России насчитывалось до 20 одних только военных Приказов. Помимо трех уже названных (Разрядного, Стрелецкого, Рейтарского), разными военными делами занимались Иноземский, Пушкарский, Оружейный, Бромный, Ствольный и пр. Все они не зависели один от другого, имели самостоятельные штаты, делились на столы (отделы) по названиям городов или функциональным обязанностям. Такое узковедомственное разделение не только затрудняло управление войсками, но и распыляло силы и средства. В 1711 году Петр I основал Правительствующий сенат, а при нем создали Разрядный стол и Комиссариат. Первый из них занимался комплектованием русского войска, второй заведовал финансированием и обеспечением армий продовольствием, обмундированием, амуницией и вооружением. Вопросами артиллерии заведовал, как и прежде, Приказ артиллерии, который получил особый штат в 1712 году.
Учреждение этих органов положило начало процессу централизации военных дел. В 1719 году, на завершающем этапе Северной войны, была основана Военная коллегия, в ее ведении находились полевая армия, гарнизонные войска «и все прочие воинские дела, которые прилучаются во всем государстве». Первым президентом этого органа стал талантливый сподвижник Петра — А.Д. Меншиков. Новая, коллегиальная система, отличалась от прежней, приказной, в первую очередь тем, что один орган отвечал за решение всех вопросов военного характера. Кроме того, полномочия Военной коллегии, как и других 11 коллегий, распространялись на территорию всего государства, что исключало ведомственный и местнический подход к решению военно-политических вопросов.
Изменение претерпело и управление в самих войсках. В военный период оно осуществлялось через полевой штаб, который впоследствии трансформировался в Генеральный штаб. Основные обязанности начальника полевого штаба исполнял генерал-квартирмейстер. Эту должность, введенную в 1701 году, первым занимал князь А. Ф. Шаховской. При нем постоянно находилась военно-походная канцелярия. Придавая большое значение четкому управлению войсками, Петр I в 1711 году установил обязанности генерал-квартирмейстера и численность квартирмейстерской части. Генерал-квартирмейстеры отвечали за осмотр и описание местности и дорог, передвижение войск, организацию разведки. В их ведении были и другие штабные дела. Должности квартирмейстеров были введены также в полках, бригадах, дивизиях. Основной расчетной единицей являлся батальон, а высшей — полк. Командир полка имел штаб, куда входили три старших и восемь младших офицеров.
Строгой централизации подверглась и система управления российским военно-морским флотом. До 18 века управление им осуществлялось либо Владимирским приказом, либо по поручению отдельными лицами. В 1700 году Владимирский приказ преобразовывается в Приказ адмиралтейских дел. С началом строительства Балтийского флота руководство им Петр I возложил на губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова. В 1718 году образуется Адмиралтейская коллегия, во главе которой Петр I ставит своего талантливого сподвижника генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. С образованием этого центрального учреждения ликвидируется путаница и дублирование в руководстве морскими и корабельными делами. Русский флот получил единое управление, которое продержалось до середины 19 века.
Создание новых вооруженных сил России потребовало и изменения существующей системы об учения и воспитания войск и морских экипажей. Обучение воинов при Петре I отличалось простотой и практичностью. От солдат и моряков требовали не механических действий, а осмысленного понимания того, что делать, как делать и для чего делать. На аналогичных принципах строилось и воспитание, предусматривавшее не слепое повиновение, а исполнение воинского долга по защите Отечества. Первостепенное значение Петр I придавал установлению строгой воинской дисциплины, воспитанию мужества, стойкости и храбрости. В своих инструкциях он не раз отмечал, что победе сопутствуют «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие». Целям патриотического воспитания служили и новые воинские ритуалы, ордена и медали, введенные им в армии и флоте.
Как видим, военные реформы Петра I затронули все аспекты формирования и деятельности русской армии и флота того времени. Этот непростой процесс, проходил в период тяжелой Северной войны. Вооруженные силы России одновременно создавались, обучались и сражались. Важнейшими в регламентах петровской эпохи стали «Устав воинский» (1716 год) и «Морской устав» (1720 год). Оба документа отразили взгляды Петра I на роль вооруженных сил страны. «Всякий патентант, — записано в дополнении к «Морскому уставу», — который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Многие специалисты считают, что по своему теоретическому и практическому значению эти петровские регламенты стоят несравненно выше иностранных уставов того времени. Воинским и морским уставами законодательно были закреплены военные реформы Петра I, имевшие огромное значение для Российского государства.
Источники:
Анисимов Е. Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 113-117.
Анисимов Е. Время петровских реформ Л.: Лениздат, 1989. С. 177-183.
Мацуленко С. Военные реформы // Военно-исторический журнал. 1988. №8. С. 83-86.
Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии // Ориентир. 2000. № 3. С. 28-33.
Военные реформы Петра I — комплекс мер, проведенных в период 1698-1725 годов, для увеличения численности и эффективности армии, её перевооружения и создания военной школы. Отдельно стоит выделить строительство флота и введение принципа регулярной армии.
Успешность военных реформ Петра I была обеспечена введением многочисленных налогов, монополий и финансовых преобразований.
Причины и предпосылки
C ранних лет Пётр I много времени уделял изучению военного дела — положение наследника позволяло будущему императору еще ребёнком использовать слуг в своих военных играх — организованные им потешные полки (Семёновский и Преображенский) стали прообразом регулярной армии.
Очевидная отсталость организации армии и качества её оснащения — отсутствие военной школы для специализированных офицеров, устаревшее вооружение и отсутствие единых стандартов оснащения войск.
Пётр I стремился получить доступ к морю и построить флот — без регулярно восполняемых и современно вооруженных военных сил эта задача была невыполнимой.
Цели и задачи
Создание регулярной армии — введение обязательного рекрутского набора для податных сословий.
Повышение квалификации войск, качества их снаряжения — создание военных школ, издание инструкций для различных типов войск, проведение учений и приглашение иностранных специалистов
Развитие промышленности — увеличения объемов предприятий металлургии и обработки, оружейные заводы и текстильная промышленность.
Создание флота — строительство кораблей с учётом европейского опыта на деньги податных сословий (кумпанства), открытие военно-морских училищ, издание нормативных инструкций.
Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:
- Введение регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска — рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой
- Перевооружение армии и развитие военной промышленности — строительство заводов, текстильных мануфактур, приглашение иностранных инженеров
- Повышение эффективности военного управления — издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота
- Создание флота и сопутствующей инфраструктуры — строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов
- Развитие военной школы — открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований
Значение военной реформы Петра I трудно переоценить — после проведенных улучшений по организации и оснащению всех сухопутных и военно-морских войск и служб, Российская Империя получила в свое распоряжение современные армию и флот, что впоследствии сказалось на успешности ведения военных кампаний и расширения границ государства.
Итоги и результаты военной реформы
- Основан военно-морской флот, общей численностью до 30 тыс. человек
- Создана регулярная армия численностью около 300 тыс. человек
- Модернизировано вооружение, введены стандарты обмундирования
- Суммарно, с 1699 по 1725 годы было проведено 53 набора рекрутов, давших российской армии и флоту около 250 тысяч бойцов.
- Разработаны Воинский и Морской Уставы
- Открыты пехотные, артиллеристские, морские, инженерные и медицинские военные школы, подготавливающие специализированных офицеров для армии и флота
- Выстроены промышленные предприятия, снабжающие армию вооружением и снаряжением
- Население обложено многочисленными налогами, которые уходят на содержание и модернизацию армии и флота
Полный список реформ
Loading…
Содержание военной реформы Петра I
Содержание:
- Общие сведения
-
Содержание военной реформы
- Основание и строительство военно-морского флота
- Формирование регулярной армии
- Военное образование
- Развитие оборонной промышленности
- Структуризация и организация армии
- Итоги военной реформы
- Историческое значение военной реформы
Общие сведения
Петр I с самого детства изучал военное дело и мореходство. Кроме того, он анонимно проходил обучение судостроению у голландских мастеров. Отмечая очевидные недостатки российских вооруженных сил того времени, Петр, применяя полученные знания и опыт, планировал полностью реорганизовать царскую армию: от принципа набора до руководства. Военные реформы стали делом жизни сначала царя Петра Алексеевича, а затем и императора Петра I. Их значимость для военных успехов России в XVIII веке невозможно переоценить.
Военная реформа, осуществленная Петром I, носила комплексный характер. Одним из основных достижений стало создание военно-морского флота. Петр вел борьбу с непотизмом и кронизмом в армейских структурах, его задачей было формирование вооруженных сил по критериям таланта и трудолюбия, а не происхождения. Большая работа была проделана и в образовательной сфере: открывались специализированные военные и морские учебные заведения, разрабатывались учебные материалы.
Однако для достижения успехов были принесены серьезные жертвы. Ниже приведена сводная таблица положительных и отрицательных аспектов реформы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
«Плюсы» | «Минусы» |
Создание боеспособной регулярной армии | Дальнейшее закрепощение крестьян |
Создание военно-морского флота | Ухудшение жизни простых горожан и крестьян |
Создание в России военно-промышленного комплекса | Появление развитого бюрократического аппарата и коррупции |
Создание системы военного образования | Повышение налогов |
Содержание военной реформы
Основание и строительство военно-морского флота
Причиной решения о необходимости постоянного военного флота стал опыт азовских походов 1695-1696 годов, в ходе которых построенные наскоро корабли, лодки и плоты внесли большой вклад во взятие османской крепости. Кроме того, долгосрочной целью Петра и его последователей было получение выхода в Черное море, а для этого необходимо было обеспечить оборону Азова и завладеть Крымом или, по крайней мере, Керчью. Все это привело к принятию Боярской думой постановления «Морским судам быть…» 30 октября 1696 года, ставшем первым законом о флоте в России. С этого момента началось строительство Азовской флотилии.
В связи с основанием Санкт-Петербурга в 1703 году, а также необходимостью защищать северные границы страны, в 1703-1704 годах закладываются Олонецкая, Адмиралтейская, Лужская и другие верфи и начинается стремительное строительство Балтийского флота. Также в 1722 году во время персидского похода, целью которого было проложить для российских купцов торговый путь из Индии через Персию, Грузию и Астрахань, откуда товары должны были распространяться по всей России, в Европу, было построено 200 транспортных судов для перемещения пехоты.
4 ноября того же года указом Петра I в Астрахани был основан военный порт и начато строительство военной Каспийской флотилии для закрепления успехов похода и удержания влияния в море.
Формирование регулярной армии
В 1691 году Петром I были сформированы два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский. В 1694 году они, а также другие военные части принимали участие в Кожуховском походе – военных учениях, целью которых была оценка боеспособности действующей армии. Результаты учений, опыт азовских походов, а также насильственное подавление стрелецкого бунта в 1698 году привели Петра I к мысли о необходимости роспуска всех старых полков (за исключением тех, кому царь доверял безоговорочно) и реорганизации вооруженных сил.
Уже в 1699 году был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей», в соответствии с которым объявлялся первый рекрутский набор, в том числе на добровольной основе. В результате на службу было принято около 40 тысяч человек, разделенных на 27 пехотных и два кавалерийских полка. С 1705 года рекрутские наборы стали регулярными (вводилась рекрутская повинность) и служили цели формирования постоянной обновляемой боеспособной армии.
Принципы рекрутской повинности
- распространялась на все сословия и классы населения;
- служба в армии являлась обязательной для всех дворян;
- общины должны были предоставлять указанное количество рекрутов (от 20 до 35 лет);
- служба пожизненна;
- размер повинности, время и порядок набора утверждались перед каждым набором.
Военное образование
Масштабные преобразования Петра I требовали подготовки новых кадров во всех областях. Так, азовские походы продемонстрировали эффективность взаимодействия флота и артиллерии при осаде прибрежных крепостей. В связи с этим уже в 1698 году начали открываться пушкарские школы, а в 1701-1702 годах – навигационные и артиллерийские школы в Москве (первым подобным учреждением была Школа математических и навигацких наук, открытая 25 января 1701 года; в ней проходили подготовку будущие артиллеристы, инженеры, моряки армии и флота).
Без внимания Петра I не осталась и военная медицина. В 1707 году при Московском сухопутном госпитале была открыта первая в России госпитальная школа. В 1716 году был открыт Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь; изначально при нем было всего несколько учеников, а непосредственно медико-хирургическая школа была основана только в 1733 году.
Для ускорения развития системы военного образования (в том числе и медицинского) в Россию приглашались иностранные специалисты. Их целью было создание системы, аналогичной европейской.
В 1721 году указом Петра I были учреждены гарнизонные школы при каждом полку армии. Целью таких школ являлось обеспечение начального образования для детей солдат и унтер-офицеров, а также их обучение основам артиллерии, инженерного дела и других военных наук. Таким образом, гарнизонные школы также отчасти решали задачу поддержания численности состава регулярной армии.
Развитие оборонной промышленности
Задумки Петра I, связанные с модернизацией вооружений, также требовали не только финансовых вложений, но и создания соответствующих производственных мощностей. Так, в 1702 году в Олонецкой губернии (Карелия) были заложены одни из первых металлургических заводов (Олонецкие горные заводы). На этих заводах производились пушки, ядра, ружья, холодное оружие, якоря и другие изделия из черных металлов, которые шли на оснащение армии и флота.
В 1712 году в Туле открылся старейший российский оружейный завод (сейчас является частью Ростеха). К 1720 году завод уже выпустил более двадцати двух тысяч ружей. В 1721 году было начато строительство Сестрорецкого оружейного завода со всей сопутствующей инфраструктурой, включая плотину, дворец, гавань и церковь. Завод, охватывающий полный цикл производства, выпускал все от гвоздей и якорей до холодного и стрелкового оружия. Благодаря запуску Сестрорецкого завода была окончательно решена проблема вооружения армии.
Структуризация и организация армии
В рамках реформы государственного управления были созданы два органа централизированного управления сухопутной армией и военно-морским флотом: Адмиралтейств-Коллегия (1717 год, среди первых девяти коллегий) и Военная Коллегия (1719 год).
В 1720 году был принят Морской устав, стандартизировавший принципы организации и вводивший единые законы для всего российского военно-морского флота. Тематически устав охватывал пять наиболее значимых аспектов функционирования флота:
- обязанности высшего руководства флота;
- взаимоотношения служащих разных чинов и рангов, отличительные знаки;
- обязанности всех остальных чинов;
- поведение на корабле;
- наказания за проступки.
Кроме того, Петра I беспокоил вопрос соотношения военных, гражданских и других чинов. В связи с этим на основе французского, прусского, шведского и датского опыта была составлена и введена в действие Табель о рангах, регулировавшая отношения между служащими в разных сферах. Сущность документа сводилась к тому, что государственные служащие, имевшие в соответствии с Табелью соотносящиеся ранги, не могли претендовать на какие-либо привилегии относительно друг друга и вышестоящих чинов.
Исключениями были военные ранги, которые признавались вышестоящими относительно любых других, а также князья императорской крови, которые имели преимущество относительно остальных служащих. В остальном же Табель о рангах частично сокращала социальные разрывы между сословиями, давая возможность любым свободным людям за счет личных умений и способностей добиться больших успехов, независимо от их происхождения.
Итоги военной реформы
- Создание «с нуля» военно-морского флота численностью около 30 тысяч человек.
- Создание регулярной армии численностью около 300 тысяч человек.
- Проведена модернизация вооружений.
- Введены стандарты обмундирования.
- Разработаны и введены в действие Воинский и Морской уставы.
- Создана система специального военного образования: открыты пехотные, морские, артиллерийские, инженерные и медицинские школы.
- Заложены основы военно-промышленного комплекса, полностью удовлетворяющего потребности армии и флота.
Историческое значение военной реформы
В ретроспективе преобразования оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие вооруженных сил Российской Империи и ее военные успехи во второй половине XVIII века. Многие из петровских реформ в том или ином виде дожили до сегодняшнего дня, например, регулярное обновление армии. Ниже приведен перечень наиболее значимых с исторической точки зрения последствий военных реформ Петра I:
- Регулярный рекрутский набор. Позволял на постоянной основе поддерживать профессиональную боеспособную армию, принесшую большое количество побед в XVIII веке.
- Укрепление военной промышленности. Благодаря приглашенным из Европы архитекторам и инженерам, в России было открыто немалое количество заводов, снабжавших армию и флот необходимым снаряжением, оружием и боеприпасами.
- Повышение эффективности военного управления. Для армии и флота были созданы отдельные коллегии, занимавшиеся их руководством. Юридически и фактически были введены стандарты, правила и порядок прохождения военной службы.
- Создание военно-морской инфраструктуры. Петру I путем организации флотилий удалось обеспечить защиту приобретенных территорий на Балтийском, Азовском и Каспийском морях. Параллельно открывались новые верфи и судостроительные заводы. В совокупности это привело к созданию в России одного из мощнейших флотов мира.
- Развитие военного образования. Ряд учебных заведений функционирует в той или иной форме до сих пор. Так, гарнизонные школы, в которых дети солдат получали начальное образование, были позднее реорганизованы в кадетские корпуса и суворовские училища, выпускники которых по сей день считаются профессиональными и перспективными военнослужащими.
Военная
реформа стала самой главной из всех его
реформ. Она продолжалась все правление
Петра I и была самой тяжелой как для
царя, так и для России.
В
1698 г. сразу после возвращения из Европы
Петр расформировал все старые полки,
за исключением самых надежных —
Преображенского, Семеновского,
Лефортовского, Гордоновского. Сохранялись
некоторые виды иррегулярных частей:
запорожское, донское, терское, яицкое,
сибирское казачество. Они несли
пограничную и сторожевую службу.
Петр
I стал создавать новую армию.
Петр
I перешел на исконно русский принцип
комплектования армии — принцип повинности
— исстари защищать свою землю, своего
князя на Руси считалось делом каждого.
С 1699 г. армия комплектовалась на основе
рекрутских (солдатских) наборов от
определенного количества всего податного
мужского населения страны. С 1705 г.
рекрутские наборы стали постоянными.
Отныне все податное население каждый
год отдавало одного рекрута (солдата)
с определенного числа душ (вначале с
500, затем с 300 и даже со 100). Вначале было
решено брать только холостых с 15 до 20
лет. Но шла война, армия нуждалась в
людях, и позже эти возрастные пределы
не соблюдались. В армию брали даже
45-летних. Военная служба была пожизненной.
Армия
стала делиться на рода войск:
-
Драгун
(конница) -
Пехотинцев
-
Артиллерию
-
Ядром
армии стала мобильная, хорошо вооруженная
конница
Было
сформировано 30 драгунских полков по
1300 человек в каждом. Служба в драгунах
— коннице — была привилегией русского
дворянства. В драгунских и пехотных
полках Петр стал создавать гренадерские
части (гренадеры — метатели гранат).
Граната обычно весила до 1 кг. Поэтому
в гренадеры набирали рекрутов рослых,
крепких, сноровистых. Гренадеры были
элитой в армии Петра.
Важнейшая
составная часть русской армии — пехотные
полки. В это время достижением военного
искусства стало введение шведским
королем, выдающимся полководцем Густавом
II Адольфом (1694-1632 гг.), линейной тактики,
т.е. умения сражаться в плотном строю,
совершать перестроения в составе роты,
батальона, полка, владение в совершенстве
оружием. Петр I решил создать передовую
по тем временам русскую пехоту. Обучать
вчерашних крестьян упражнениям по
строю, упражнениям с оружием, приемам
штыкового боя было невероятно трудно.
Все они были поголовно неграмотны, не
понимали, где левая сторона, где правая
и т.д. Тогда им к одной ноге привязывали
пучок сена, к другой — пучок соломы. Так
они учились различать «право» и
«лево». Во время боя действовали
специальные команды, которые отлавливали
неприятеля, наиболее виртуозно владевшего
оружием. Затем пленных заставляли
демонстрировать свое мастерство русским
рекрутам. Но все время шла война, зачастую
учиться приходилось во время боя. Для
многих рекрутов это заканчивалось
трагически. Те же, кто выживал в жестоких
рубках, становились отличными
воинами. Во времена
Петра I была создана система русского
рукопашного боя. Она впитала все самое
передовое и эффективное из национального
опыта, а также из западноевропейской и
восточной систем. Русский рукопашный
бой стал достижением русского военного
искусства.
Важной
составной частью военной реформы было
создание русской артиллерии.
Одним из организаторов русской артиллерии
стал сподвижник Петра I Я.В. Брюс. (См.
иллюстративный материал.) Он сделал
очень многое для стандартизации
артиллерии, ее технического перевооружения
и реорганизации. Службу в артиллерии в
это время начал также любимец Петра I
Абрам Петрович Ганнибал, сын эфиопского
вельможи, проданный в рабство в
Константинополь и оттуда попавший к
Петру I. Царь послал своего любимца на
учебу во Францию, после чего тот стал
крупнейшим военным инженером. (В 1799 г.
у него родится правнук Александр
Сергеевич Пушкин — великий русский
поэт.) До Северной войны артиллерийские
орудия поступали из Швеции. Теперь же
потребности артиллерии обеспечивали
два больших оружейных завода в Туле и
Сестрорецке, два крупных пороховых
завода в Петербурге и Охте, а также
комплекс железоплавильных заводов в
центре, на севере и Урале. В правление
Петра I была создана отечественная
артиллерия. Отечественная промышленность
стала удовлетворять нужды армии в оружии
и боеприпасах.
В
1696 г. в Воронеже было положено начало
военному флоту.
К концу 90-х гг. было построено около 30
военных кораблей. С началом Северной
войны в Архангельске, на Балтике началось
строительство Балтийского флота.
Строительство флота резко активизируется
в 1711-1713 гг. на верфях Петербурга. К
окончанию Северной войны Россия на
Балтике имела самый мощный флот. В 20-е
гг. на Каспийском море был создан
Каспийский флот. За 15 лет в совершенно
сухопутной стране был создан мощный
военный и торговый флот — 48 линейных
кораблей, 800 галер с экипажем в 28 тыс.
человек.
Государство
наладило переобмундирование армии по
образцу саксонской армии. В основном
она была одета по подобию семеновцев и
преображенцев.
Было
проведено перевооружение армии — в
войсках стали применяться регламентированные
виды оружия: ружье со штыком, кремневый
пистолет, шпага, палаш, офицерский
протазан, сержантская алебарда, казачья
пика и сабля.
Возникала
военная наука. В ходе Северной войны
приобретался опыт ведения войны. Военный
опыт отливался в форме уставов, инструкций,
наставлений. Значительным среди них
был «Устав воинский» (1716 г.), состоящий
из 3 книг. В его составлении принимал
участие сам Петр I.
Была
налажена система профессионального
военного образования. Базовыми для
подготовки офицерского состава стали
Преображенский и Семеновский полки.
Там начинали прохождение службы бояре
и дворяне. Затем в качестве офицеров
они направлялись в другие полки. В 1699
г. была открыта бомбардирская школа при
Преображенском полке. В 1701 г. открылась
артиллерийская школа в Москве, в 1712 г.
— в Петербурге. Затем были открыты две
военно-инженерные школы. Для подготовки
низшего офицерского состава была
организована огромная сеть гарнизонных
школ. Для подготовки кадров для флота
открылись мореходная школа, Морская
академия офицерских кадров, гардемаринская
школа (гардемарин — будущий морской
офицер). В конечном итоге к 20-м гг. Россия
смогла полностью обеспечивать армию и
флот своими кадрами морских, пехотных,
артиллерийских и инженерных офицеров.
Существенно
была укреплена дисциплина в армии. Она
была суровой, но не отличалась от порядков
в армиях Швеции, Англии, Франции. Известен
случай, когда генерал А.И. Репнин после
неудачного сражения под Головчином был
разжалован в рядовые. Впоследствии А.И.
Репнину было возвращено звание генерала.
У
вооруженных сил России появился главный
символ — боевое знамя. При Алексее
Михайловиче первые военные корабли
ходили под бело-сине-красными с двуглавым
орлом знаменами. Эти цвета символизировали
древнерусское понимание мира: красный
цвет — мир физический, земной; синий —
небесный, белый — мир божественный. С
1705 г. военному флоту Петр передал
Андреевский флаг (синий косой крест на
белом поле). Бело-сине-красный флаг был
передан торговым судам. У каждого полка
были свои знамена с использованием
символики того места, где полк
комплектовался.
У
русской армии появилась целая плеяда
талантливых полководцев: А.Д. Меншиков,
Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс и
др.
Итогом
военной реформы стало появление у России
регулярной, одной из сильнейших армий
в Европе. Она насчитывала до 200 тыс.
человек, в том числе 100 тыс. казачества.
Русская армия смогла побеждать своих
основных противников.
Военная
реформа Петра I включала комплекс
государственных мероприятий по
реорганизации системы комплектования
армии и военного управления, созданию
регулярного военно-морского флота,
совершенствованию вооружения, выработке
и внедрению новой системы обучения и
воспитания военнослужащих.
-
Были
упразднены: дворянское и стрелецкое
войска и полки нового строя -
Введена
новая система укомплектования армии.
Рекрутская повинность 1699, с 20 дворов
брали одного человека, холостого, в
возрасте от 15 до 20 лет. Были
образованы полки, бригады и дивизии,
также появились кавалерия единого
драгунского типа. Новая должность –
генерал-фельдмаршал, командующий армии -
Создание
военно-морского флота. Были образованы
эскадры, дивизии и отряды. Новая должность
– генерал-адмирал, командующий флотом. -
Сформированы
новая единая система воинских званий,
закрепившаяся в табеле о рангах 1722 -
Техническое
перевооружение армии -
Новая
система подготовки кадров -
Новая
правовая система – Воинский Устав
1716г. -
Реформа
военного управления. Учреждение военной
коллегии и адмиралтейств коллегии
Как
устроена Военная коллегия:
-
Президент,
Вице-президент, 4 советника – в
генеральских чинах, 4 асессора в
полковничих чинах -
Существовала
канцелярия военной коллегии, которая
делилась на три экспедиции: а) армейская,
б) гарнизонная, в) артиллерийская и
фортификационная. -
Существовали
генер-фискал ( чел который контролировал,
чтобы все выполняли свои обязанности
и были на своей должности ), обер-аудитор
и генерал-аудитор (вели судебные дела.
Про них мало что написано ), прокурор
(следил за законностью принятия решений
в Военной коллегии, подчинялся
Генерал-прокурору)
Как
устроена Адмиралтейств-коллегия:
-
Президент,
Вице-президент, 4 советника – в
генеральских чинах, 4 асессора в
полковничих чинах.
Существовала
канцелярия Адмиралтейств-коллегии,
которая делилась на конторы:
-
Адмиралтейская
( заведование верфями, снабжением и
оснащением кораблей ) -
Цейхмейстерская
( артиллерийская) -
Генерал-кригскомиссариатская
( Отвечала на вопросы обеспечения
личного состава флота, ведение списков
личного состава, руководство морскими
госпиталями) -
Подрядная
( отвечала за проведение торгов,
организацию закупок ) -
Провиантская
( отвечала за приём, хранение и выдачу
продовольствия ) -
Казначейская
( приём и распределение финансов ) -
Цалмейстерская
( выдача жалованья личному составу ) -
Контролерская
( контроль за приходом и уходом
материальных и денежных средств ), 9)
Мундирная ( заготовление и выдача
обмундирования) -
Обер-сарваерская
( расходование лесных припасов, постройка
кораблей ) -
Вальдмейстерская
( Заведование заповедными лесами ) -
Московская
(хз, мб лучше и не указывать её)
Существовали
также обер-аудитор, обер-секретарь,
прокурор и два фискала
Причины и цели
Петр Первый был не только великим политиком, с детства он изучал военное ремесло. Положение будущего царя еще в юном возрасте позволяло использовать прислугу в своих военных игрищах: созданные им потешные Преображенский и Семеновский полки стали прообразом регулярных войск.
Значительная отсталость в армейской организации, плохое оснащение, отсутствие военных академий для офицеров, общих положений обеспечения армии и старое вооружение стали главными предпосылками к военной реформе Петра I. Укрепление российской государственности без постоянно восполняемых вооруженных сил было невыполнимой задачей.
Если кратко, военная реформа Петра I заключалась в следующем:
- Повышение квалификации солдат: качественное обеспечение, создание инструкций для разных видов войск, организация военных академий, приглашение заграничных специалистов, военные учения.
- Организация регулярных войск. Ввод для податных сословий обязательного набора рекрутов.
- Строительство великого флота. Постройка верфей и кораблей по европейскому принципу на средства податных сословий, создание нормативных инструкций, организация военно-морских школ, улучшение водного сообщения.
- Поднятие промышленности. Повышение объемов оружейных и металлургических заводов, развитие текстильного производства.
Ход военных реформ
Делом всей жизни Петра Первого стало усиление военной мощности России и стабильное положение на мировой арене.
В своем докладе знаменитый историк Василий Ключевский не только указывает таблицы с этапами и датами прохождения реформ, он также пишет: «Военные преобразования Петра I являлись первоочередными делами, самыми тяжелыми и продолжительными как для царя, так и для обычных людей. У них немаловажное значение в истории России, это не только защита государства: реформа глубоко подействовала на развитие общества и последующие события».
Характеристика реформ в военной сфере включала в себя комплексные мероприятия по преобразованию военного управления и системы оснащения войск, организация регулярного флота, высокая боеспособность армии, создание и внедрение системы обучения военнослужащих, усовершенствование вооружения.
Вследствие реформ должно было состояться упразднение изжившей себя военной организации: полки «нового строя» (военные части, которые были созданы в XVII столетии в России наподобие европейских армий), а также стрелецкое и дворянское войско. Эти подразделения шли на создание регулярного войска, составляя ядро армии.
Петр Первый ввел новую систему комплектации регулярной армии. В 1698 г. была введена рекрутская повинность, которую царь узаконил в 1705 г. Смысл ее заключался в том, что государство каждый год в качестве рекрутов принудительно набирало в вооруженные силы определенное число крестьян из податных сословий. С 25 домов нужно было отдать 1 человека, неженатого, возрастом 15−20 лет (но во время Северной войны установленные сроки все время менялись из-за недостатка военных).
К концу правления Петра количество регулярных войск составляло по разным данным 195−215 тыс. солдат.
Строительство флота
Вместе с преобразованием сухопутных войск Петр начал создавать военно-морской флот. К началу XVII века на Азовском флоте находилось около 50 суден. Во время Северной войны создали Балтийский флот, он к окончанию правления Петра Первого насчитывал примерно 220 галерных кораблей, 12 фрегатов, 30 больших линейных суден и 30 тыс. матросов.
Уделяя большое внимание техническому вооружению флота и сухопутных войск, Петр наладил создание и производство новых видов судов, артиллерийского оружия и боеприпасов к этим орудиям. Пехоту вооружили винтовками с ударно-кремневым механизмом, ввели штык российского образца.
На флоте и в армии создали стройную и общую систему организации, на флоте создавались отряды, дивизии, эскадры, в армии — дивизии, бригады, полки, создали единую драгунскую кавалерию. Для контроля флота ввели должность генерал-адмирала, для регулярной армии — главнокомандующего.
Провели модернизацию управления. Суть ее реорганизации заключалась в том, что вместо Приказов была учреждена Военная коллегия. В ее ведении были все «воинские дела», гарнизонная и полевая армия. Первый президент коллегии — Александр Меншиков. Такая система отличалась тем, что один орган решал все вопросы, связанные с армией. Во время войны войсками руководил Главнокомандующий. Организовывался Военный совет и полевой штаб под предводительством генерала-квартирмейстера.
В процессе модернизации армии ввели общую систему чинов, полностью сформированную в 1722 г. Существовало 14 званий от рядового до фельдмаршала. В основе чинопроизводства была не родословная, а индивидуальные способности отдельного солдата.
Образовательные учреждения
Петр Первый придавал большое значение воспитанию офицерского состава. Начиная с возраста 15 лет, молодые дворяне должны были пройти службу в Семеновском и Преображенском национальных полках на протяжении 10 лет. После получения первого звания юноши отправлялись в армейские полки, в которых служили до конца жизни.
Но эта система подготовки офицерских кадров полностью не удовлетворила увеличивающуюся потребность в солдатах, и Петр создает несколько военных учебных заведений. В 1702 г. в Москве открывается школа артиллеристов, а в 1713 г. в Петербурге — еще одна артиллерийская школа. А также было организовано 2 инженерные школы.
Для обучения моряков Петр открывает в Москве в 1702 г. школу навигационных и математических дисциплин, а в 1716 г. в Северной столице — Морскую академию.
Петр Первый не разрешал давать офицерские чины людям, не прошедшим подготовки в соответствующей школе. Часто отмечались случаи, когда царь сам экзаменовал «недорослей». Детей, которые не проходили экзамен, посылали на флот обычными матросами без права получения офицерского чина.
Заботясь о боевом духе, Петр Первый награждал показавших себя генералов орденом Св. Андрея Первозванного, солдат и матросов — наградами и повышением звания (иногда деньгами). При этом он ввел в армии жесткую дисциплину с наказаниями или казнью за тяжелые нарушения.
Военное устройство, которое создал Петр, было настолько устойчивым, что без значительных изменений держалось до начала XIX столетия. В последующие десятилетия после смерти царя армия развивалась, продолжали усовершенствоваться принципы и устав регулярных войск. Их продолжением были военные действия Суворова и Румянцева.
Результат и последствия:
- Основаны регулярные войска в количестве приблизительно 350 тысяч солдат.
- Создан военно-морской флот в количестве около 35 тысяч матросов.
- В период 1698−1726 гг. провели 54 набора рекрутов, что дало армии приблизительно 260 тыс. солдат.
- Улучшено вооружение, введена стандартная форма.
- Открыты военные школы, которые подготавливали узкоспециализированных офицеров.
- Созданы Морской и Воинский Уставы.
- Жители обложены различными налогами, уходящими на содержание и улучшение армии.
- Построены промышленные заводы, которые снабжали войска снаряжением и оружием.
Преимущества и недостатки
То, что хотел сделать Петр Первый, полностью осуществилось. После этого никто в мире не мог усомниться в мощи России и ее победе над любой армией. Но изменения имели как свои плюсы, так и минусы.
Преимущества реформы:
- Выигранная Северная война открыла выход в Балтийское море, а также утвердила статус империи для России.
- Организация производства для самостоятельного обеспечения военных артиллерией, формой, вооружением, боеприпасами.
- Организация полноценных регулярных войск, которые могли не только воевать, но и доблестно побеждать.
- Создание нового образовательного направления, а именно введение в эксплуатацию новых учебных заведений для обучения современному ремеслу.
- Мощный морской флот, которого до этого момента никогда не было в России.
Значение реформы сложно недооценить: после выполненных модернизаций по снабжению и организации всех сухопутных и морских сил Россия получила в собственное распоряжение современный флот и армию, что в дальнейшем отразилось на успехе ведения различных кампаний и расширении территории страны.
Но реформа имела ряд недостатков:
- Значительные финансовые затраты, негативно влиявшие на жизнь простого русского народа.
- Полное закрепление крестьян на производственных предприятиях.
- Служба была обязательной для дворян и вначале подразумевалась как пожизненная, а через время стала 25-летней.
Таким был итог основных преобразований Петра, которые привели к организации и укреплению войск. Рядовой состав преимущественно состоял из крестьянского сословия, а офицерами были дворяне. Создание армии и способы ее обучения постоянно усовершенствовались с учетом огромного боевого опыта, который был получен во время Северной войны.