Руководство вооруженными силами рф президентом рф

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России

Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».

Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.

Задачи Министерства обороны России

Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.

Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Фото: Алексей Ерешко / ТАСС

В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.

В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.

Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России

Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:

— Главное оперативное управление;

— Главное управление;

— Главное организационно-мобилизационное управление;

— Главное управление связи;

— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;

— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;

— Военно-топографическое управление;

— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);

— Управление оперативной подготовки;

— Архивная служба.

Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.

Фото: Минобороны России

В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.

Национальный центр управления обороной Российской Федерации

Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.

В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.

НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №12 2022 Г

А. КУЛЕБА, полковник запаса

ТЕМА ПО ВПП № 3 ДЛЯ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ, СТАРШИН, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ

Институт президента Российской Федерации приобрел большое значение как в масштабах страны, так и на международной арене. На фоне динамично развивающейся экономической и социально-политической ситуации в стране, а также кардинальных изменений в мире, в том числе после начала специальной военной операции на Украине, Президент России как политическая фигура привлекает к себе широкое внимание. Как поведет себя президент в той или иной ситуации, какую стратегию изберет и как этот выбор повлияет на граждан России — подобные темы имеют первостепенное значение в нашем обществе. С главой государства связывают надежды на укрепление стабильности, перспективы роста благополучия граждан, укрепление обороноспособности государства, успешное разрешение международных кризисных ситуаций.

Поэтому изучение вопросов, касающихся отношения общества к деятельности органов власти и к деятельности главы государства, становится очень актуальным.

Президент Российской Федерации — высшее должностное лицо государства

Понятие «президент» (от лат. praesidens — «сидящий впереди») раскрывается в двух значениях. С одной стороны, таковым принято считать главу государства, с другой — это выборный председатель исполнительного органа в общественных и научных организациях, в том числе и международных.

Анализ основных подходов к понятию «институт президентства» помогает выделить основные признаки, присущие президенту: президент — всегда выборное должностное лицо; на президента возложены функции главы государства в соответствии с конституцией; президент не подчиняется и не зависит от других органов власти.

Можно дать следующее определение понятию «президент»: «Президент — выборное должностное лицо государственной власти, на которое возложены функции главы государства, основанные на нормах конституции». В современном понимании «институт президентства» — единоличный государственный орган власти при республиканской форме правления с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства.

Новый для России институт президентства был введен в 1991 году. Этому предшествовали события марта 1990 г., когда Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 14 марта 1990 г. на съезде состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. в должность Президента СССР вступил М. С. Горбачев, который стал первым и единственным Президентом СССР.

Однако дальнейшие события показали, что введение института президентства не стабилизировало ситуацию в стране, а, наоборот, усугубило кризисные явления, повлекшие в конечном итоге распад СССР.

Процесс формирования новой российской государственности начался с момента принятия 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В связи с этим было решено учредить пост Президента РСФСР.

Должность Президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 г. на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Утверждая результаты референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания.

Закон «О Президенте РСФСР» 22 мая 1991 г. утвердил IV Cъезд народных депутатов России, который также внес в Конституцию РСФСР соответствующие поправки. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР. А спустя месяц, 12 июня 1991 г., состоялись выборы Президента России. Первым Президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 г.

Однако из-за отсутствия четких оснований разграничения властей понадобилось предпринять другие безотлагательные действия. Одним из них стало принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция 1993 г. провозгласила разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, указав, что каждая из них является самостоятельной и независимой.

Но сам Президент Российской Федерации не входил ни в одну из этих ветвей власти, согласно ст. 11 Конституции РФ на нем как на главе государства лежит обязанность осуществлять государственную власть.

Правовой статус главы российского государства регламентируется отдельной главой Конституции, в соответствии с которой президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президентская власть оказала большое воздействие на политическую систему российского государства, стала решающим фактором проведения радикальных экономических реформ.

В июне-июле 1996 г. в ходе двух туров очередных выборов президента России Б. Н. Ельцин был вновь избран главой государства.

Продолжение курса экономических реформ породило ряд серьезных противоречий. В августе 1998 г. произошел глубокий финансовый кризис, сопровождавшийся замедлением экономического роста и снижением жизненного уровня широких слоев населения. Одним из следствий стал кризис властных структур, выразившийся в частой смене кабинета министров и новых конфликтах законодательной и исполнительной власти.

31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке и добровольно оставил пост Президента Российской Федерации. Свои полномочия в соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации он передал Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину.

В марте 2000 г. и в марте 2004 г. на новых президентских выборах В. В. Путин одерживал победы на президентских выборах.

В период пребывания на должности Президента Российской Федерации В. В. Путин предпринял существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране, укрепления обороноспособности. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию, укрепить боеготовность Вооруженных Сил.

В 2008 г. Президентом России стал Д. А. Медведев — бывший Председатель Правительства России. Д. А. Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт президентства также был усовершенствован. Так, срок полномочий главы государства был увеличен с четырех до шести лет.

7 мая 2012 г. Владимир Путин в третий раз, но впервые — на 6 лет, вступил в должность президента России.

7 мая 2018 г. В. В. Путин в четвертый раз был избран Президентом Российской Федерации.

В целом можно констатировать, что введение поста Президента России в условиях демократизации общества позволило укрепить порядок, упорядочить управление государством, усилить защиту прав и свобод личности.

Таким образом, становление и развитие института Президента в Российской Федерации можно представить в следующем хронологическом порядке:

— принятие решения о необходимости введения поста Президента РСФСР. Основанием принятия такого решения послужило проведение Всенародного референдума в 1991 г.;

— издание ряда нормативных актов о введении в РСФСР поста Президента РСФСР;

— избрание Президента РСФСР путем прямых всенародных выборов при тайном голосовании;

— принятие новой Конституции Российской Федерации на референдуме в 1993 г.;

— последующие выборы президентов в Российской Федерации;

— изменение срока избрания на должность Президента Российской Федерации: с 4 лет до 6 лет;

— изменения в Конституцию России в части касающейся статуса, компетенций и ответственности Президента России, одобренные в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Сегодня Президент России является главой государства (ч. 1 ст. 80 Конституции). Он выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы.

Во-первых, Президент служит гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80). Действуя в этом качестве, он следит за соблюдением Конституции, в том числе при подписании законов, принятых парламентом, он следит за соответствием их и процедуры их принятия Конституции России.

Во-вторых, Президент — гарант прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Он является, в частности, последней инстанцией, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании.

В-третьих, Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (п. 2 ст. 80). Выполняя эти задачи, он действует в качестве Верховного главнокомандующего, председателя Совета безопасности. В случае угрозы безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 80 Конституции добавлена норма о том, что Президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране.

В-четвертых, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80). В этом, в частности, проявляется координационно-арбитражная роль президентской власти.

В-пятых, Президент в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). С этой целью он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию Российской Федерации.

В-шестых, он представляет Российское государство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент РФ имеет полномочных представителей в федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ), которые обеспечивают осуществление полномочий Президента РФ (п. «к» ст. 83). Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени Российской Федерации (п. «м» ст. 83).

Наряду с этим п. «б» ст. 83 и ч. 1 ст. 110 Конституции наделяют Президента полномочиями по общему руководству Правительством России и, соответственно, всей системой исполнительной власти.

В целом же полномочия Президента России можно классифицировать, разбив на несколько групп.

1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. В этой сфере Президент обладает обширным кругом полномочий. Однако Президент здесь действует не единолично, а совместно с Федеральным Собранием.

Например, Президент РФ назначает: Председателя Правительства (после утверждения его кандидатуры Государственной Думой), заместителей председателя Правительства, федеральных министров (кандидатуры которых утверждены Государственной Думой) и освобождает их от должности. Иной порядок назначения на должность предусмотрен для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.

Президент вправе освободить Председателя Правительства от должности, он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного судов, судей Верховного суда, а также назначает председателей и заместителей председателей других федеральных судов.

Президент наделен полномочиями формировать Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации и назначает ее руководителя.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти. Президент РФ: назначает выборы в Государственную Думу; распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обладает правом отлагательного вето; подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции, а также об их толковании.

Конституцией Президенту России предоставлено право обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности любого рассматриваемого Федеральным Собранием законопроекта, принятого Федеральным Собранием и подлежащего подписанию федерального закона и федерального конституционного закона, а также закона субъекта федерации до его обнародования.

Реализуя указанные полномочия, Президент Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации подписал одобренные Государственной Думой и Советом Федерации Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 года №№ 5-8 о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и образовании в составе Российской Федерации соответствующих новых субъектов.

3. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Президент руководит внешней политикой. Формы руководства, используемые им, весьма разнообразны: определение основных направлений внешней политики, что наиболее ярко находит выражение в Послании Федеральному Собранию; назначение на должность министра иностранных дел (после консультаций с Советом Федерации); назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах. Президент ведет переговоры, подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Наряду с изложенными полномочиями, в силу ст. 89 Конституции, Президент Российской Федерации: решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Полномочия Президента реализуются посредством принятия им правовых актов. В соответствии со ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он также вправе давать поручения руководителям органов государственной власти.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции сформулированы ряд требований и ограничений к Президенту РФ. Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет. В новой редакции ст. 81 для Президента РФ введены дополнительные требования и ограничения. Увеличен срок постоянного проживания в Российской Федерации, необходимый гражданину России для избрания Президентом, — теперь он составляет 25 лет (ранее — 10 лет). Введены новые требования: теперь Президентом РФ может быть избран гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства. Это требование не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию, и постоянно проживавших на такой территории.

Кандидат в президенты не должен иметь и вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Президенту Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Введено более жесткое ограничение на количество сроков, в течение которых гражданин вправе занимать должность президента РФ: если ранее одно и то же лицо не могло занимать ее более двух сроков подряд, т. е. было вправе вновь занять эту должность после перерыва, то новая редакция п. 3 ст. 81 Конституции допускает занятие должности Президента одним и тем же лицом не более двух сроков без всяких оговорок. Вместе с тем в ч. 3.1 ст. 81 Конституции специально оговаривается, что это ограничение применяется к лицу, занимающему или ранее занимавшему должность Президента РФ без учета предыдущих президентских сроков. Указанные лица вправе выдвигаться кандидатами в президенты РФ дважды после вступления в силу поправок к Конституции.

Конституция России устанавливает основания прекращения полномочий Президента. Наиболее распространенное основание прекращения полномочий — истечение срока, на который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства. Основанием досрочного прекращения полномочий является отставка Президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение главы государства от должности.

В силу ст. 92.1 Президент, срок полномочий которого истек либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку, становится пожизненным сенатором.При этом бывший Президент вправе отказаться от полномочий сенатора.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

В числе многочисленных прав и обязанностей Президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия. На него возлагается ответственность за обеспечение национальной безопасности России, защиту ее интересов в различных регионах России. Правовые основы военных полномочий Президента РФ тоже изложены в Конституции РФ.

Как глава государства Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87), назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Министра обороны (п. «д1» ст. 83), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83), присваивает высшие воинские звания (п. «б» ст. 89), формирует и возглавляет Совет безопасности (п. «ж» ст. 83), утверждает военную доктрину России (п. «з» ст. 83).

Конституция указывает, что Совет безопасности Российской Федерации формируется в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Совет безопасности формирует основные направления государственной внешней и военной политики, а также координирует деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых Президентом России решений в области обеспечения национальных интересов и национальной безопасности нашей страны.

Для осуществления деятельности по определению основных направлений военной политики глава российского государства наделяется внешнеполитическими и внутриполитическими полномочиями.

Так, в силу ч. 2 ст. 87 Конституции в случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом (ФКЗ) от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». В силу ст. 3 ФКЗ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, актами агрессии против РФ признаются:

— вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию России, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

— бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории РФ или применение любого оружия иностранным государством против РФ;

— блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства;

— нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

— действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;

— засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ.

Военное положение на территории России или в отдельных ее местностях вводится указом президента. В указе определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения.

Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио, телевидения и официальному опубликованию. Указ о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных и иных мер, направленных на создание условий для отражения агрессии или ее предотвращение. На основании президентских указов в условиях военного положения применяются меры по усилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, охраны важных государственных и иных объектов; введение особого режима работы объектов, транспорта, коммуникаций, связи, эвакуации.

Кроме того, президент Российской Федерации может ввести на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции).

Обстоятельства и в порядок ведения чрезвычайного положения, предусмотрен Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь в обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится с утверждением указа Президента РФ Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часа. Президент РФ правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации.

Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.

В целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера организуется гражданская оборона.

Порядок ее организации и полномочия должностных лиц и органов исполнительной власти регламентируется Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу ст. 5 закона Президент определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично; утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации. Он также утверждает Стратегию национальной безопасности и военную доктрину.

Актуальная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Стратегия — базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Наряду с этим Стратегия упоминает о целях и задачах научно-технологического развития, защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, а также цели и задачи внешней политики России.

Основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны российского государства на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересов ее союзников сформулированы в военной доктрине (утверждена Президентом России 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).

Военная доктрина Российской Федерации — система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Комплексные решения по обеспечению военной безопасности страны принимает президент.

Под военной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия президента вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, предоставлении военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, основываясь на решении Совета Безопасности ООН, или обязательств, вытекающих из международного договора, заключенного Россией.

Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами РФ делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий — полномочия в мирное и военное время.

В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России.

В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом России — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности территории России.

Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению; в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента о применении, использовании, привлечении Вооруженных Сил РФ.

В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения президент немедленно, на основе принятого им указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации.

Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым президентом Планом применения Вооруженных Сил РФ.

В приказе Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие основанием для боевого применения Вооруженных Сил; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и т. д.

Реализуя перечисленные полномочия,24 февраля 2022 г.Президент России В. В. Путин выступил с обращением к гражданам России, в котором объявил о начале специальной военной операции в Донбассе: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи. В связи с этим, в соответствии со статьей 51, часть 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, мной принято решение о проведении специальной военной операции», — сказал он.

Совет Федерации, в свою очередь, дал разрешение на использование Вооруженных Сил РФ за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Впоследствии, в ходе решения главных задач спецоперации образовалась линия боевого соприкосновения протяженностью свыше тысячи километров, на которой Вооруженные Силы России противостояли украинским вооруженным формированиям, опирающимся на мощную многоплановую поддержку ряда государств Запада.

В этой ситуации для защиты нашей Родины, ее суверенитета и территориальной целостности, для обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях Президент России поддержал предложение Министерства обороны и Генерального штаба о проведении в Российской Федерации частичной мобилизации.

С этой целью Президент России подписал Указ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и объявил ее с 21 сентября 2022 года.

Привлечение Вооруженных Сил России к выполнению задач не по их предназначению без использования оружия осуществляется в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные и людские потери.

Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих, а также предельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 августа 2022 г. № 575 штатная численность ВС РФ с 1 января 2023 г. установлена в количестве 2039758 единиц, в том числе 1150628 военнослужащих.

Напомним, что в соответствии с предыдущим указом от 17 ноября 2017 года № 555, российские войска насчитывали 1902758 штатных единиц, в том числе 1013628 военнослужащих. То есть штатная численность Вооруженных Сил увеличена на 137 тысяч военнослужащих.

Президент Российской Федерации принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше, утверждает: концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план Вооруженных Сил, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации; государственную программу вооружения.

21 декабря 2021 года, выступая на расширенной коллегии Минобороны России, Президент отметил, что в результате масштабной модернизации армии и флота доля современного вооружения в войсках превысила 71 %, а в стратегических ядерных силах — 89 %. В связи с этим президент поставил задачу продолжить плановое, поступательное, системное развитие Вооруженных Сил, в том числе с учетом их приоритетов, которые обозначены в Стратегии национальной безопасности и Концепции строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В числе основных задач Президент определил следующие:

— плановое, сбалансированное оснащение войск современным вооружением и техникой, особое внимание уделяя поставкам высокоточных комплексов, новейших систем разведки, навигации, связи и управления;

— освоение современного оружия, а также новых форм и способов действий войск;

— развитие системы поддержки принятия решений командирами на всех уровнях, особенно в тактическом звене, внедрение в эти системы технологии искусственного интеллекта;

— на всех уровнях должны быть эффективные алгоритмы действий, передовая автоматика. Однако, исходя из того, что современные военные конфликты проходят не по шаблону, в них ключевая роль принадлежит командиру. Очень многое зависит от его знаний, опыта, личных качеств, и побеждает тот, кто принимает действительно нестандартные решения. Поэтому в ходе оперативной и боевой учёбы необходимо готовить именно таких разносторонне развитых во всех отношениях командиров;

— в условиях сложной международной обстановки необходимо развивать военное и военно-техническое сотрудничество с государствами — членами ШОС и ОДКБ, особое внимание уделять укреплению обороноспособности Союзного государства России и Белоруссии.

Исходя из опыта и оценки хода специальной военной операции президент уточнил и конкретизировал задачи военно-технического оснащения Вооруженных Сил.

В частности, 20 сентября 2022 г. Президент России встретился с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выступая на встрече, В. В. Путин отметил, что применяемое в ходе специальной военной операции российское оружие показывает высокую эффективность.

При этом он поставил задачи своевременного и полного обеспечения предприятий ОПК отечественными комплектующими, деталями, узлами и материалами, поручил в кратчайший период нарастить производственные возможности, максимально загрузить оборудование, оптимизировать технологические циклы и, не снижая качества, сократить при этом сроки производства.

Президент России в качестве Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами назначает командующих войсками; видами, родами войск. Кроме того, он утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с воинской службы в случае достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе, определяет порядок заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вымпелам кораблей и судов Военно-Морского Флота, Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан России, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В частности, Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 511 утвержден Корабельный устав Военно-Морского Флота, а также внесен ряд изменений в Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Устав гарнизонной и караульной служб.

Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в российские Вооруженные Силы по контракту.

Управляет Вооруженными Силами России Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны РФ, Положение о котором утверждено указом президента РФ.

В Положении определены задачи и функции Министерства обороны РФ, важнейшими из которых являются разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите России; организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также в целях выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который подчиняется Министру обороны РФ и является по должности его первым заместителем. Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ также утверждается президентом.

В Положении определены основные задачи и функции Генерального штаба, важнейшие из которых: осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления России, проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной подготовки.

Президент России устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Указом Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» на территории Российской Федерации созданы Западный военный округ, Южный военный округ, Центральный военный округ, Восточный военный округ и Северный флот как отдельный округ, а также определены их административные границы.

Таким образом президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны.

Сильные властные позиции Президента уравновешены принципом разделения властей, системой сдержек и противовесов, ответственностью Правительства перед Федеральным Собранием, возросшей ролью самого Правительства, возможностью оспаривания нормативных указов президента в Конституционном суде.

На Президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Методические рекомендации

1. Основная цель занятия — помощь военнослужащим в уяснении государственного устройства и системы государственной власти в нашей стране, а также статуса, функций и компетенций Президента Российской Федерации.

2. В процессе изложения материала полезно активно делать ссылки на содержание основных положений Конституции Российской Федерации, текст которой должен быть у военнослужащих.

3. Учитывая преимущественно правовой характер изучаемой темы, занятие с военнослужащими целесообразно провести в форме активного проблемно-поискового диалога, в процессе которого теоретические положения излагать в доступной форме рассказа-беседы (вопроса-ответа, обмена мнениями).

4. В ходе занятия руководителю целесообразно активно использовать видеоряд: фото и видеоматериалы, презентации со структурно-логическими схемами, раскрывающими содержание основных положений темы.

5. Руководителю занятий рекомендуется активно использовать факты и яркие примеры из военно-политической, социально-экономической сфер, характеризующих место и роль президента России в этих сферах общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  7. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
  8. Указ Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ от 07.03.2020 г. № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации».
  10. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).
  11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400).
  12. Морская доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512).
  13. Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
  14. Водяницкий В. А. История становления института президентства в России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-instituta-prezidentstva-v-rossii/viewer (дата обращения: 14.10.2022).

ЗАНЯТИЕ №1: Полномочия президента Российской Федерации в сфере управления  Вооруженными Силами РФ.

Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.

Президент    Российской    Федерации,    являясь    Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

На основании положений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории  Российской  Федерации,  угрожающих  ее  территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.

Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.

Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.

«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации»

И в дореволюционной России, и в советский период традиционно глава государства был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России Президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Осуществляя политическое руководство Вооруженными Силами, Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в армии, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Конституция наделяет Президента исключительным правом введения военного положения. Правовой режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении». Утверждение Указа Президента о введении военного положения отнесено Конституцией к ведению Совета Федерации. Если Совет Федерации не утвердит такой Указ Президента, то его действие прекращается со следующего дня после принятия такого решения Советом Федерации. Во исполнение международных обязательств Российской Федерации о введении военного положения Президент уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с временным ограничением прав и свобод российских граждан.

Структура Вооруженных Сил

Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида:

  • Сухопутные войска
  • Военно-воздушные силы
  • Военно-Морской Флот

три рода войск:

  • Ракетные войска стратегического назначения
  • Космические войска
  • Воздушно-десантные войска

а также:

  • Тыл Вооруженных Сил
  • Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации
  • Железнодорожные войска
  • Главное военно-медицинское управление
  • Войска, не входящие в виды Вооруженных Сил

Военные округа и флота

Московский военный округ

Ленинградский военный округ

Приволжско-Уральский военный округ

Северо-Кавказский военный округ

Сибирский военный округ

Дальневосточный военный округ

Северный флот

Тихоокеанский флот

Черноморский флот

Балтийский флот

Каспийская флотилия

СКАЧАТЬ

1.    Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации.
2.    Полномочия президента в области обеспечения обороны страны.

Вопросы:


1.      Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации.


2.      Полномочия президента в области обеспечения обороны страны.

1

Президент (от латинского — «сидящий впереди») — выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

В современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века. Впервые звание «президент» как титул главы нации стало использоваться в ходе войны за независимость американских колоний, причем носивший его Джордж Вашингтон первоначально был «президентом Континентального конгресса», то есть председателем съезда представителей восставших против британской короны штатов. Лишь в процессе разработки основного закона государства 1787 года титул «президент» был отделен от возглавляемого им органа (Конгресса) и приурочен к государству в целом.

И в дореволюционной России, и в советский период в нашей стране глава государства традиционно являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Должность Президента Российской Федерации учреждена 24 апреля 1991 года на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти одной из союзных республик СССР — РСФСР. Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания. При этом в Конституцию РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения.

После первых выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.

24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России (12 декабря 1993 года) президент издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», а 19 января 1994 года было утверждено приложение № 2 к указу в новой редакции (отменившей ранее опубликованный текст данного приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о Президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой Конституции.

Конституция Российской Федерации, согласно которой президент наделялся полномочиями главы государства, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Правовой статус Президента России закреплен в четвертой главе Конституции Российской Федерации.

Президент России является главой государства и не относится к какой- либо одной ветви власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

2

Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы государства. Его прямая обязанность — защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ), что отражено в тексте произносимой президентом присяги при вступлении в должность.

Присяга Президента Российской Федерации:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

В соответствии со статьей 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80).

Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента.

В мирное время Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства.

Для справки

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации он является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Верховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает план гражданской обороны, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Президент Российской Федерации рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.

Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях.

Так, реализуя свои полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, 5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, а также преобразовать внутренние войска МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации. Одной из основных задач новой структуры должна стать борьба с терроризмом и организованной преступностью в тесном контакте с МВД России. В состав национальной гвардии согласно указу, также включены спецподразделения ОМОН, СОБР, Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России, вневедомственная охрана МВД России. Создание национальной гвардии произошло в рамках реализации мероприятий по совершенствованию работы правоохранительных органов России.

Также были произведены изменения в составе Совета Безопасности Российской Федерации: президент включил в качестве постоянного члена Совета Безопасности В.В. Золотова — директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Так, в конце сентября 2015 года Президент России принял решение удовлетворить просьбу президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада об оказании Россией военной помощи правительственным войскам Сирии в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство».

Выполняя свой обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне», Президент РФ в качестве Верховного Главнокомандующего ВС РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Оборона Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обороне», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц.

В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации. Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), также возглавляемая Президентом Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил. Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации — Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.

Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ «О военном положении» вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации.

При изучении первого вопроса необходимо отметить, что Президент Российской Федерации является главой Российского государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Все полномочия Президента России определены в четвертой главе Конституции Российской Федерации.

Во время изучения второго вопроса необходимо отметить, что президент -это высшее должностное лицо нашего государства. Он, как глава государства, является одновременно Верховным Гпавнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет общее руководство Вооруженными Силами РФ, выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации.

Рекомендуемая литература:

1.   Конституция Российской Федерации 1993 года.

2.   Федеральный закон 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ «Об обороне».

3.   Официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru.

4.    Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 01 2017

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство боя империя пазлов
  • Арника таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Фармстандарт официальный сайт руководство
  • Honda gyro руководство по ремонту
  • Мирамистин инструкция по применению для детей 1 год дозировка