Руководство все что тебя касается

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «___»_____2019 г.

Руководитель ШМО

Шмыгарева О.А.

_________________

Согласовано

Зам. директора по ВР _________ И.А. Колмакова «_____»________ 2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ«ООШ №15»

_________Л.П. Афанасенко

Приказ № ______ от

«___­­­­­­­__»_______2019 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Все, что тебя касается»

(основное общее образование)

8 класс

Направление: социальное

Составитель:

педагог-психолог

I квалификационной категории

О.Ю. Гуслева;

Сроки реализации программы: 2019/2020 учебный год.

Рубцовск,

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные структурные компоненты программы

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемая результативность курса

8

3

Содержание программы курса внеурочной деятельности

11

4

Тематический план

13

5

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

16

6

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

17

7

Лист внесения изменений

19

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Все, что тебя касается» основного общего образования разработана с учетом следующих документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ № 15»;

  • Устава МБОУ «ООШ № 15»;

  • Плана внеурочной деятельности МБОУ «ООШ № 15» на 2019/2020 учебный год;

  • на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2013-. 223с. Стандарты второго поколения);

  • на основе программы формирования здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается», разработанной коллективом авторов Фонда «Здоровая Россия» (Бернова Ю.Е. – канд. фил. наук, Дмитриева Е.В. – доктор соц. наук, Рюмина И.И. – доктор мед. наук, Фомина Е.В. – педагог, Фролов С.А. – социолог, психолог)

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование навыков здорового образа жизни у подростков, так как данное направление в настоящий момент является приоритетным в системе воспитания.

В нашей стране от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как неуклонное омоложение, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 16 лет спиртные напитки потребляют 93% мальчиков и 88% девочек, употребляли наркотические и токсикоманические вещества хотя бы один раз в жизни – 56% мальчиков и 20% девочек, потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Также вызывает тревогу тот факт, что наркотики становятся все более и более доступными для молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

Основы федерального нормативного регулирования в сфере профилактики распространения наркомании среди несовершеннолетних заложены в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г. и Федеральном законе «Об охране здоровья граждан» 2011 г. В соответствии с этими федеральными нормативными правовыми актами, сохранение физического, нравственного и психического здоровья является одной из главных задач образовательного учреждения.

Когда ребенку 14-16 лет здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью. В этот период ребенок не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

С другой стороны, подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, опасности заражения ВИЧ). Все это наносит вред не только здоровью молодого человека, но и оказывает влияние на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. Таким образом, в психологическом развитии детей подросткового возраста наступает переломный момент, поэтому программа психологических занятий актуальна, т.к. направлена на формирование здорового образа жизни подростков.

Цель программы курса внеурочной деятельности: способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Задачи:

  • создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • формирование познавательных представлений о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;

  • формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

  • развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей;

  • развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты;

  • формирование представления о личной ответственности за своё поведение;

  • формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика.

Программа составлена на 35 часов, 1 час в неделю.

Место проведения занятий: МБОУ «ООШ №15».

Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 8-9-х классов.

Ценностные ориентиры содержания курса

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

— доброжелательность, доверие и внимание к людям,

— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.

4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

— готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

— критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Форма проведения программы – кружок.

Формы проведения занятий – занятия с элементами тренинга, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, игра.

Методы внеурочной деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

— словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

— наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

— практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

— объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

— исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

— индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Средства обучения — это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

— беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

— упражнение;

— поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

— методы игры в различных вариантах;

— составление плана.

Общая характеристика курса:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Курс занятий эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

  • Постоянно стимулировать их познавательную активность.

  • Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.

  • Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.

  • Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.

  • Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.

Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.

 Работа со слабоуспевающими учениками

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

  • Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.

  • Применение заданий различной степени трудности.

  • Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.

  • Использование экспресс-диагностик.

  • Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.

  • Карточки-задания на дом.

  • Индивидуальные и групповые консультации.

  • Использование межпредметных связей.

  • Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.

  • Работа с учебной, дополнительной литературой.

  • Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.

  • Использование интерактивных занятий

2. Планируемая результативность курса

Даная программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:

— первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

— второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к своему здоровью, к социальной реальности в целом.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Личностные УУД:

1) самоопределение:

  • мотивация учения;

  • осознание себя частью семьи, страны;

  • ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;

2) смыслообразования:

  • убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • самостоятельность в принятии правильного решения;

3) нравственно-этического оценивания:

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

  • внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Предметные УУД:

  • создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений, которые считают опасными;

  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметные УУД:

  1. познавательные:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение информации, моделирование;

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. коммуникативные УУД:

  • планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;

  1. регулятивные УУД:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

  • контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.

Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.

Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.

Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.

Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.

Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на проблему ЗОЖ.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении подростков имеют исключительное значение.

Предметные результаты:

психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),

психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),

навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),

опыт творческой самодеятельности,

— овладение культурой психической деятельности,

— формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

— дружелюбное отношение к другим людям;

— познавательная, творческая, общественная активность;

— самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

— умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

— коммуникабельность;

— уважение к себе и другим;

— личная и взаимная ответственность;

— готовность действия в нестандартных ситуациях.

Учащиеся научатся:

  • формировать негативное отношение к употреблению ПАВ.

  • пропагандировать и самому вести здоровый образ жизни, здоровые гармоничные отношения со сверстниками.

  • понимать свои чувства, эмоции, способы заботы о себе.

  • помогать в социальной адаптации подросткам, овладевать навыками общения и т.д.

  • формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • навыкам, связанным с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умению отказываться от предложений, которые считают опасными;

  • формировать социальные навыки необходимые для здорового образа жизни.

Демонстрация успешности обучающихся:

— участие в предметных олимпиадах по психологии школьного, окружного, городского, краевого уровней;

— демонстрация работ, выступления на родительских собраниях;

— проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.

3. Содержание программы курса внеурочной деятельности

Содержание программы «Все, что тебя касается»

Раздел 1. «Навстречу себе»

Давайте знакомиться!

Познакомить участников с процессом и техниками общения; сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике; способствовать формированию у участников ощущения единой группы.

Искусство общения.

Познакомить участников с процессом и техниками общения; показать, что может дать им успешное освоение техник общения; помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.).

Жизненные ценности.

Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей; сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще; сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.

Эмоции.

Объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций; сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»; научить определять свое эмоциональное состояние.

Мужчина и женщина.

Познакомить с правилами безопасного сексуального поведения и показать их связь с сохранением репродуктивного здоровья; научить осознавать свои потребности и ожидания по отношению к своему партнеру; сформировать навыки общения с противоположным полом.

Разрешаем конфликты.

Познакомить участников с понятием «конфликт»; сформировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций; научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел 2. «Твой выбор»

Критическое мышление.

Познакомить участников с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами; отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления; определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации; сформировать у подростков позитивное отношение к критике и мнение о том, что она порой помогает не попасть в беду.

Курить или не курить?

Показать причины и последствия курения; выработать критическое отношение к курению; привить навык отказа от сигареты.

Сопротивление давлению.

Познакомить участников с понятием социального давления (каким оно бывает, что мы чувствуем, когда под него попадаем). Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью. Научить видеть ситуации манипулирования, сформировать навыки сопротивления давлению.

Наркотики: не влезай — убьёт!

Дать представление о причинах и последствиях наркозависимости; сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам; сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких.

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить!

Выяснить первоначальный уровень информированности участников о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики; сформировать толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией; научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.

Раздел 3. «Будь собой»

Развитие характера (Уверенное поведение).

Познакомить участников с различными способами развития характера, с приемами и техниками уверенного поведения, а также техниками воздействия на собеседника; сформировать желание развивать свой характер, тренировать волю и работать над собой; отработать способы поведения, которые позволяют развивать свой характер и повышают уверенность в себе.

Я абсолютно спокоен!

Познакомить участников с типами темперамента; научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния; отработать техники снятия напряжения и релаксации.

Кризис: выход есть!

Дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития; разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.

Алкоголь: мифы и реальность.

Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма; сформировать у подростков представление о культуре употребления спиртных напитков; сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.

Моё мнение.

Рассказать участникам о способах эффективной аргументации и том, как важно иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно; сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни; отработать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.

Толерантность.

Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются; способствовать формированию навыков толерантного поведения; научить применять поддержку на практике.

Моё будущее: стратегии успеха.

Сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносится с его будущим; помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зависит от их собственных намерений, целей и действий; сформировать навык проектирования собственного будущего.

Подводим итоги.

Обобщить всю полученную информацию; подвести итоги работы по программе; получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.

4. Тематический план 8 класс.

заня

тия

Темы

занятия

Виды и формы внеурочной деятельности

Кол-во часов

Вид занятия

Сроки проведения занятий

по плану

по факту

Раздел 1. «Навстречу себе»

Давайте знакомиться

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Искусство общения

Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Искусство общения

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Жизненные ценности

Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Жизненные ценности

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Эмоции

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Эмоции

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Мужчина и женщина

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Мужчина и женщина

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Разрешаем конфликты

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Разрешаем конфликты

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, игра

1

Практическое

Раздел 2. «Твой выбор»

Критическое мышление

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Критическое мышление

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Курить или не курить

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Курить или не курить

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Сопротивление давлению

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Сопротивление давлению

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Наркотики: не влезай — убьёт!

Познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Наркотики: не влезай — убьёт!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, игра

1

Практическое

Раздел 3. «Будь собой»

Развитие характера (Уверенное поведение)

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Развитие характера (Уверенное поведение)

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Я абсолютно спокоен!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Я абсолютно спокоен!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Кризис: выход есть!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Кризис: выход есть!

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Алкоголь: мифы и реальность

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Алкоголь: мифы и реальность

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Моё мнение

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Моё мнение

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Толерантность

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Толерантность

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Моё будущее: стратегии успеха

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Моё будущее: стратегии успеха

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, проблемно-ценностное общение

1

Практическое

Подводим итоги. Игра «Все, что тебя касается»

Познавательная деятельность, элементы тренинговых упражнений, игра

1

Практическое

Итого:

35 ч.

5. Формы оценки результатов внеурочной деятельности

Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, игры, тренинги), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы является мониторинг результативности изучения курса.

Форма подведения итогов:

Итоговой работой по завершению каждого раздела являются открытое занятие или психологическая игра.

После каждого года обучения проводится мониторинг результативности изучения курса. (приложение 1)

Приложение 1

МОНИТОРИНГ итоговых результатов по курсу внеурочной деятельности

«Все, что тебя касается»

Дата проведения: _________года Класс ________

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Уровень

1

Н.у.*

В.у.

В.с.у.

С.у.

2

В.с.у.

С.у.

С.у.

В.с.у.

3…

В.с.у

В.у.

С.у.

В.у.

Применяемые методики:

УУД

Методика

Исследуемые характеристики

Личностные

УУД

Диагностика учебной мотивации Н.Ц.Бадмаевой на основе методики М.В.Матюхиной

Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД

Регулятивные УУД

Определение уровня развития словесно-логического мышления

(Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)

Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД

Познавательные УУД

Методика «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой)

Изучение концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданной скорости выполнения как составляющих регулятивных УУД

Коммуникативные УУД

Методика «Социометрия»

Изучение социометрического статуса в детском коллективе как одного из составляющих коммуникативных УУД

* Низкий уровень (н.у.) — __________ обучающихся

Ниже среднего уровня (н.с.у.) ___________ обучающихся

Средний уровень (с.у.) _____________ обучающихся

Выше среднего уровня (в.с.у.) ___________ обучающихся

Высокий уровень (в.у.) _____________ обучающихся

6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);

  2. Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);

  3. Видеозаписи (классическая детская литературы, живая природа, социальные явления и др.)

  4. Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.);

  5. Мячи, обручи, ленты

Методические пособия для учителя

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Набор открыток сюжетного содержания.

  3. Набор тематических таблиц.

  4. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

  5. Психологические тесты.

  6. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.

Литература для педагога

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

  7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

  8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.

  9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.

  10. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.

  11. Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия».

  12. Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей / Под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005.

  13. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2004.

  14. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.М.: Вентана-Граф, 2004.

  15. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

  16. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.

  17. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.

  18. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.

  19. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.

  20. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.

  21. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.

  22. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.

  23. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.

  24. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.

  25. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.

  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.

  27. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.

  28. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.

  29. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение, 1991.

5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство «Атлант»,2004.

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ — сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ — детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm — Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ — социальная сеть работников образования

http://www.takzdorovo.ru/nezavisimost (Проект Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)

http://youth.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Молодежи»)

http://family.fskn.gov.ru/ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел «Родителям и детям»)

  1. Лист внесения изменений

п/п

занятия/тема

согласно рабочей программы курса внеурочной деятельности

Тема с учетом корректировки

Сроки

корректировки

Примечание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа, предназначенная для учащихся 7 класса, составлена на основе программы формирования здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается», разработанной коллективом авторов Фонда «Здоровая Россия» (Бернова Ю.Е. – канд. фил. наук, Дмитриева Е.В. – доктор соц. наук, Рюмина И.И. – доктор мед. наук, Фомина Е.В. – педагог, Фролов С.А. – социолог, психолог) при активном участии независимых экспертов в области социологии и психологии, и поддержанной Министерством образования и науки РФ, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и ведущими профильными ведомствами – региональными департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Рабочая программа «Все, что тебя касается» направлена на формирование навыков здорового образа жизни у подростков, так как данное направление в настоящий момент является приоритетным в системе воспитания.

В нашей стране от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как неуклонное омоложение, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 16 лет спиртные напитки потребляют 93% мальчиков и 88% девочек, употребляли наркотические и токсикоманические вещества хотя бы один раз в жизни – 56% мальчиков и 20% девочек, потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Также вызывает тревогу тот факт, что наркотики становятся все более и более доступными для молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

 Основы федерального нормативного регулирования в сфере профилактики распространения наркомании среди несовершеннолетних заложены в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» 1998 г. и Федеральном законе «Об охране здоровья граждан» 2011 г. В соответствии с этими федеральными нормативными правовыми актами, сохранение физического, нравственного и психического здоровья является одной из главных задач образовательного учреждения.

Когда ребенку 14-16 лет здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью. В этот период ребенок не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не самоцель, а средство для достижения цели. Средство для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

С другой стороны, подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, опасности заражения ВИЧ).  Все это наносит вред не только здоровью молодого человека, но и оказывает влияние на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д.

Цель профилактической программы «Все, что тебя касается» – способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Для успешного достижения цели, поставлены следующие задачи:

  • создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • формирование познавательных представлений о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, не прибегая к потреблению психоактивных веществ;
  • формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  • развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей;
  • развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты;
  • формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
  • формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика.

Общая характеристика учебного предмета

Данная профилактическая программа подразумевает работу в двух направлениях:

1) улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом;

2) содействие в становлении здорового образа жизни подростков.

Содержание программы «Всё, что тебя касается» подчеркивает необходимость обучать подростков здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Многие профилактические программы рассказывают, как делать нельзя, но редко говорят, что же делать вместо этого. Они не учат подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло. Иными словами, взрослый человек, который позитивно решил задачи подросткового возраста, в ситуации, когда ему понадобятся деньги, будет искать способ заработать их, ему и в голову не придет грабить банк или пользоваться другими деструктивными способами добычи денег. Точно так же, если он попадет в сложную жизненную ситуацию, он будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам.

Содержание и структура программы отвечают следующим принципам:

  • актуальность – программа основана на ценностях, актуальных для ребенка 13-17 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду? Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти ответы в процессе занятий;
  • позитивность – программа учит подростка пользоваться своими ресурсами так, чтобы его кипучая энергия была направлена в мирное русло, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Человек, который попадет в сложную жизненную ситуацию, будет стремиться найти позитивный выход из нее, а не прибегнет к алкоголю или наркотикам. Способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте;
  • активное участие группы – древнее высказывание гласит: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, дай мне поучаствовать — я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.

Программа построена в виде курса тренинговых занятий, который состоит из 17 тематических модулей, направленных на формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также заключительного итогового занятия, которое по выбору учащихся может проходить в виде спортивной акции (можно организовать футбольный/волейбольный/баскетбольный матч; позвать всех покататься на коньках (роликах), поучаствовать в эстафете и т.д.); проведения уличных акций и флеш-мобов (раздача листовок, тематические мероприятия (например, День борьбы с курением, День молодежи, Международный день «Спасибо» и т.д.)).; проектно-исследовательской деятельности (этот вид  деятельности осуществляется только по желанию учащихся и  направлен на удовлетворение потребности подростка в самореализации, в успехе и проверке своих возможностей).

Место профилактического курса в учебном плане

Профилактическая программа «Всё, что тебя касается» предназначена для учащихся 7 класса (молодые люди 13-15 лет), так как подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности и жажда самоутверждения – все это закономерности полового созревания. Подростковый период – время потенциальных опасностей (зависимости, опасность заражения ИППП и ВИЧ). С другой стороны, подростковый период – время активного освоения новой информации, эмоциональной открытости и огромного интереса к этим вопросам. Все это говорит том, что данные занятия будут актуальны именно для подростков.

Профилактическая программа «Всё, что тебя касается» рассчитана на 1 год обучения – 35 часов: проведение занятий во внеурочной деятельности из расчёта 1 занятие в две недели, продолжительность которого 1,5 часа.

Таким образом, основная задача программы – помочь молодому поколению сделать правильный выбор – стать свободным и самодостаточным, здоровым и успешным. Некоторые учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Данная программа учит предвидеть эти ошибки и предотвращать их.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Всё, что тебя касается»

7 класс

(2 часа 1 раз в 2 недели; 35 часов)

I блок «Навстречу себе»

  • Давайте знакомиться.

Возраст 14-17 лет – самый интересный в жизни. Мы чувствуем себя взрослыми и свободными. Нам хочется испытать себя. Нам хочется узнать о себе как можно больше.

  • Искусство общения.

Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Очень важно быть хорошим собеседником и уметь производить приятное впечатление на человека.

  • Жизненные ценности.

Ценности бывают разными: более значимыми и менее значимыми, общественными, личными и групповыми. Ценности формируются на протяжении всей нашей жизни. Это своеобразный фундамент, на котором мы стоим и живем. Именно поэтому одна из важных ценностей — это здоровье. Без этой ценности все человечество бы уже давно вымерло.

  • Эмоции.

Не бойтесь своих эмоций: только они могут научить понимать язык, общий для всех людей. Нужно научиться понимать свои эмоции. Каждый имеет право выражать свои эмоции. Верх совершенства – уметь управлять своими эмоциями.

  • Разрешаем конфликты.

Любой конфликт – это маленькая война, которая может нести и затяжной характер. А любая войта только разрушает. Поэтому наша задача — не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становиться мудрее. Подтверждением этого являются две китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее».

II блок «Твой выбор»

  • Критическое мышление.

Нас постоянно оценивают другие люди, с которыми мы встречаемся. И нам свойственно оценивать других, чтобы убедиться: мы что-то значим, и от нас что-то зависит. Поэтому критическое отношение к людям, их поступкам и мыслям будет всегда. А раз так, то надо спокойно относиться к этому. Критика, которую мы получаем – это «суперская» информация, помогающая нам стать лучше и мобильней. Она учит нас понимать мир. Но это не значит, что любая критика полезна. Надо уметь отстаивать и свое мнение. А для этого надо быть «профи» в том вопросе, о котором говоришь.

  • Скажи курению НЕТ.

Есть масса способов сказать «нет», когда тебе предлагают сигарету, и не уронить свое достоинство. Главное – не бояться! Надо в трудных ситуациях вспоминать известное высказывание: «Ничего страшного, если над тобой смеются… Гораздо хуже, когда над тобой плачут…».

  • Сопротивление давлению.

Сопротивляться давлению, быть индивидуальностью, четко знать, чего хочешь, и не соглашаться на компромиссы, когда на вас давят или пользуются вашей добротой и мягкостью – очень важные навыки. 

  • Наркотики: не влезай – убьет!

Наркотики – это дорога в никуда! Шаги в пропасть:

Первый шаг – это первый прием наркотика.

Второй шаг – это втягивание в этот процесс, прием более сильного наркотика.

Третий шаг – это зависимость со всеми вытекающими последствиями: ломкой, ВИЧ, алкоголизмом, воровством, продажей своего имущества.

Четвертый шаг – это продажа себя в наркобизнес за дозу. Распространение наркотиков, втягивание других, только бы самому добыть дозу.

Стоит ли наша жизнь того, чтобы вот так ее закончить?

  • ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить.

В наше время ВИЧ-инфекция распространяется очень стремительно. Любой человек, независимо от своего социального положения, возраста и интересов, может быть затронут инфекцией. Но если точно знать, как передается ВИЧ, и научиться избегать рискованных ситуаций, заражения вполне можно не допустить. К ВИЧ-инфицированным многие относятся плохо. Их боятся, избегают, осуждают. Но важно помнить, что они — такие же люди, как и мы.

  • Алкоголь: мифы и реальность.

Веселиться и радоваться жизни и без употребления алкоголя. Тем более, что сделать это очень просто, если вы общительный, интересный, и уверенный в себе человек.

III блок «Будь собой»

  • Развитие характера.

Характер человека – это программа его жизни, поэтому его надо воспитывать и развивать, чтобы потом именно характер помогал совершать поступки. Составным элементом характера является уверенное поведение.

  • Я абсолютно спокоен.

Умение справляться со своими эмоциями – это, пожалуй, одно из самых важных умений в жизни. Ведь от положительного настроя многое зависит: и самооценка, и уверенность в себе, и эффективное взаимодействие с людьми, и успех в делах… Эмоции контролировать сложно! Но можно!

  • Кризис: выход есть.

Человек – очень сильное существо! И способен преодолеть все жизненные невзгоды, которые на него свалятся! Главное – пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше!

  • Мое мнение.

Чтобы стать индивидуальностью, личностью, важно иметь свое мнение, иначе это мнение вам навяжут другие. Чем мы менее информированы и самостоятельны, тем легче нами манипулировать. Мы часто делаем что-то не потому, что мы этого хотим, а потому, что все так делают. Мы пьем и едим то, что навязывает нам реклама, мы начинаем курить, потому что в нашей компании все так делают. Мы сами отказываем себе в праве на собственное мнение, в праве на выбор. Давайте выбирать то, что хотим мы сами, а не слепо следовать тому, что навязывают другие.

  • Толерантность.

Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, чтобы понравиться нам. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть.

  • Мое будущее. Стратегии успеха.

Наше будущее строится уже сегодня! Мы должны ответственно подходить ко всему, что делаем сейчас, потому что отвечать за это придется именно нам. И если что-то не удастся, винить будет некого.

IV блок «Добавь красок»

  • Итоговое занятие по выбору учащихся.

Это могут быть:

  1. тренинги по командообразованию;
  2. спортивные акции (катание на роликах, коньках и др.);
  3. проведение уличных акций и флеш-мобов;
  4. проектно-исследовательскую деятельность.

Тематическое планирование

п/п

Название тематических

тренинговых занятий

Количество

часов

I блок «Навстречу себе»

1.

Давайте знакомиться

2

2.

Искусство общения

2

3.

Жизненные ценности

2

4.

Эмоции

2

5.

Разрешаем конфликты

2

II блок «Твой выбор»

6.

Критическое мышление

2

7.

Скажи курению НЕТ

2

8.

Сопротивление давлению

2

9.

Наркотики: не влезай – убьет!

2

10.

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить

2

11.

Алкоголь: мифы и реальность

2

III блок «Будь собой»

12.

Развитие характера

2

13.

Я абсолютно спокоен

2

14.

Кризис: выход есть

2

15.

Мое мнение

2

16.

Толерантность

2

17.

Мое будущее. Стратегии успеха

2

IV блок «Добавь красок»

18.

Итоговое занятие по выбору учащихся

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование

«Всё, что тебя касается»

7 класс

п/п

Тема

тренинга

Содержание

деятельности

Дата проведения

Корректировка

план

факт

I блок «Навстречу себе»

1.

Давайте знакомиться

— познакомить участников с процессом и техниками общения;

— сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике;

— способствовать формированию у участников ощущения единой группы.

2.

Искусство общения

  1. — познакомить участников с процессом и техниками общения;
  2. — показать, что может дать им успешное освоение техник общения;
  3. — помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.)

3.

Жизненные ценности

— познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизненных ценностей;

— сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще;

— сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.

4.

Эмоции

  1. — объяснить, что такое эмоции, какими они бывают, прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций;
  2. — сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам»;
  3. — научить определять свое эмоциональное состояние.

5.

Разрешаем конфликты

— познакомить участников с понятием «конфликт»;

  1. — сформировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций;
  2. — научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

II блок «Твой выбор»

6.

Критическое мышление

  1. — познакомить участников с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами;
  2. — отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления;
  3. — определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации;
  4. — сформировать у подростков позитивное отношение к критике и мнение о том, что она порой помогает не попасть в беду.

7.

Скажи курению НЕТ

  1. — показать причины и последствия курения;
  2. — выработать критическое отношение к курению;
  3. — привить навык отказа от сигареты.

8.

Сопротивление давлению

— дать представление о причинах и последствиях наркозависимости;

  1. — сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам;
  2. — сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких;

9.

Наркотики: не влезай – убьет!

  1. — дать представление о причинах и последствиях наркозависимости;
  2. — сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам;
  3. — сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких;

10.

ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить

  1. — выяснить первоначальный уровень информированности участников о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики;
  2. — сформировать толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией;
  3. — научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.

11.

Алкоголь: мифы и реальность

  1. — дать представление о причинах и последствиях алкоголизма;
  2. — сформировать у подростков представление о культуре употребления спиртных напитков;
  3. — сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя;

III блок «Будь собой»

12.

Развитие характера

— познакомить участников с различными способами развития характера, с приемами и техниками уверенного поведения, а также техниками воздействия на собеседника;

  1. — сформировать желание развивать свой характер, тренировать волю и работать над собой;
  2. — отработать способы поведения, которые позволяют развивать свой характер и повышают уверенность в себе.

13.

Я абсолютно спокоен

  1. — познакомить участников с типами темперамента;
  2. — научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния;
  3. — отработать техники снятия напряжения и релаксации.

14.

Кризис: выход есть.

  • — дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит;
  1. — сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития;
  2. — разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.

15.

Мое мнение

  1. — рассказать участникам о способах эффективной аргументации и том, как важно иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно;
  2. — сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни;
  3. — отработать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.

16.

Толерантность

  1. — познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются;
  2. — способствовать формированию навыков толерантного поведения;
  3. — научить применять поддержку на практике.

17.

Мое будущее. Стратегии успеха

  1. — сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносится с его будущим;
  2. — помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зависит от их собственных намерений, целей и действий;
  3. — сформировать навык проектирования собственного будущего.

IV блок «Добавь красок»

18

Итоговое занятие по выбору учащихся

  1. — обобщить всю полученную информацию;
  2. — подвести итоги работы по программе;
  3. — получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.

ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения содержания программы подросток получает возможность совершенствовать и расширить круг  умений, навыков и способов деятельности. Это является существенными элементами культуры и необходимы условием развития и социализации школьников.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Личностные УУД:

1) самоопределение:

  • мотивация учения;
  • осознание себя частью семьи, страны;
  • ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;

2) смыслообразования:

  • убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • самостоятельность в принятии правильного решения;

3) нравственно-этического оценивания:

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.

Предметные УУД:

  • создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений, которые считают опасными;
  • сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметные УУД:

  1. познавательные:
  • формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации, моделирование;
  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  1. коммуникативные УУД:
  • планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
  1. регулятивные УУД:
  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
  • контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

п/п

Наименование объектов и средств

материально – технического обеспечения

1.

Библиотечный фонд:

  • Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у подростков по программе «Всё, что тебя касается» // коллектив авторов «Здоровая Россия».
  • Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  • Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.
  • Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей / Под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005.
  • Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких.  – М.: Просвещение, 2004.
  • Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
  • Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
  • Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005

2.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор
  • Ноутбук
  • Колонки

3.

Экранно-звуковые пособия:

  • Подборка музыкальных произведений
  • Презентации

4.

Инструментарий для проведения занятий:

  • Контрольные карточки (для тестирования)
  • Карточки-задания
  • Бумага формата А3, А4
  • Шариковые ручки
  • Маркеры
  • Цветные карандаши
  • Ватман
  • Мячи

5.

Интернет-ресурсы:

http://www.takzdorovo.ru/nezavisimost 

НЕЗАВИСИМОСТЬ (Проект Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации)

http://youth.fskn.gov.ru/

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел МОЛОДЁЖИ)

http://family.fskn.gov.ru/

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (раздел РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ)


1


«Всё, что тебя касается» Программа по формированию ценности ценности здорового образа жизни у подростков и молодёжи.


2


Формирование концепции программы Определить понятия: Здоровье Здоровье Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни Как эти понятия соотносятся в сознании подростков?


3


Ситуационный анализ Изучение статистики Изучение статистики Изучение существующих исследований ( Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения».- Издательство Самарского университета, 2003) Изучение существующих исследований ( Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не-зависимости. Учебное пособие по курсу «Профилактика аддиктивного поведения».- Издательство Самарского университета, 2003) Проведение собственных социологических исследований ( Проведение качественных исследований на тему поведенческих установок и отношения подростков к своему здоровью: по 4 фокус-группы в Иваново и Иркутске) Проведение собственных социологических исследований ( Проведение качественных исследований на тему поведенческих установок и отношения подростков к своему здоровью: по 4 фокус-группы в Иваново и Иркутске)


4


1. Подростки воспринимают здоровье как некую изначальную данность. Если ты здоров сейчас, это значит, что так будет всегда. Основные результаты


5


2. Здоровье и здоровый образ жизни в представлении подростков понятия почти противоположные: если ты здоров, это значит, что здоровье позволяет тебе испробовать все формы рискованного поведения.


6


3. ЗОЖ нужен только тогда, когда здоровье не в порядке.


7


4. Соблюдение ЗОЖ накладывает на подростка определенные ограничения, а эффект от этого отсрочен во времени.


8


5. Нездоровый образ жизни (употребление табака, алкоголя, все формы рискованного поведения) немедленно дают новые впечатления


9


Таким образом, Подростки предпочитают получать новые ощущения «здесь и сейчас», чем вести ЗОЖ в надежде на будущее «вознаграждение». Подростки предпочитают получать новые ощущения «здесь и сейчас», чем вести ЗОЖ в надежде на будущее «вознаграждение». ЗОЖ не является актуальной ценностью для подростков, так как он, по их мнению, ограничивает их поведение и не способствует их самореализации. ЗОЖ не является актуальной ценностью для подростков, так как он, по их мнению, ограничивает их поведение и не способствует их самореализации. Но при этом, психологический аспект здоровья (поведение в стрессовых ситуациях, разрешение конфликтов и т.п.) является очень актуальным для подростков. Но зачастую подростки не знают, как справляться с подобными проблемами. Но при этом, психологический аспект здоровья (поведение в стрессовых ситуациях, разрешение конфликтов и т.п.) является очень актуальным для подростков. Но зачастую подростки не знают, как справляться с подобными проблемами.


10


Основные идеи программы. Таким образом, если бы мы строили программу по ЗОЖ, основываясь на прямом продвижении ценностей здорового образа жизни, скорее всего, она не была бы востребована подростками. Мы ориентировались на актуальные для подросткового образа потребности и ценности: развитие навыков эффективной коммуникации и потребность в самореализации. Мы ориентировались на актуальные для подросткового образа потребности и ценности: развитие навыков эффективной коммуникации и потребность в самореализации. А здоровье и здоровый образ жизни рассматриваются как непременный залог успешного достижения жизненных целей.


11


Цель программы. Способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.


12


Задачи программы: 1. Сообщить объективную информацию по теме. 2. Сформировать заинтересованное отношение к теме здоровья 3. Способствовать формированию поведенческих навыков ЗОЖ.


13


Основные принципы организации программы Принцип актуальности Принцип актуальности Принцип позитивности (не критика, а альтернатива) Принцип позитивности (не критика, а альтернатива) Принцип активности («Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне поучаствовать – я пойму» Принцип активности («Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне поучаствовать – я пойму»


14


Работа в группах.


15


Все, что тебя касается Понравилось – все!


16


Целевая аудитория программы – подростки лет Подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности, жажда самоутверждения. Время потенциальных опасностей и время активного освоения новой информации, эмоциональной открытости и уязвимости. Подростковый возраст и рискованное поведение – почти синонимы. Стремление испытать себя, комплекс неполноценности, жажда самоутверждения. Время потенциальных опасностей и время активного освоения новой информации, эмоциональной открытости и уязвимости.


17


Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и оставшиеся без попечения родителей Отклонения в состоянии здоровья и развития; Отклонения в состоянии здоровья и развития; Нарушения в эмоционально-волевой сфере; Нарушения в эмоционально-волевой сфере; Перегруженность отрицательным опытом; Перегруженность отрицательным опытом; Негативные ценности и образцы поведения; Негативные ценности и образцы поведения; Деструктивные способы разрешения конфликтов и выхода из кризисных ситуаций; Деструктивные способы разрешения конфликтов и выхода из кризисных ситуаций; Особая уязвимость перед лицом жизненных трудностей. Особая уязвимость перед лицом жизненных трудностей.


18


Структура программы 1.Основная программа: курс тренинговых занятий в 3 х частях с подробным описанием каждого занятия. 2.Описание организации досуга: дополнение к тренинговому курсу в 1-ой части. 3Видеофильм и музыкальное оформление «Есть тема» на видео и аудио диске. 4.Видеофильм «Дневник Насти».


19


Том 1. Навстречу себе 1. Введение в программу 2. Первое занятие: давайте знакомиться 3. Искусство общения 4. Жизненные ценности 5. Эмоции 6. Мужчина и женщина 7. Разрешаем конфликты


20


Том 2. Твой выбор 1. Критическое мышление 2. Скажи курению НЕТ 3. Сопротивление давлению 4. Наркотики: не влезай – убьет! 5. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить 6. Алкоголь: мифы и реальность


21


Том 3. Будь собой 1. Развитие характера 2. Я абсолютно спокоен 3. Кризис: выход есть! 4. Мое мнение 5. Толерантность 6. Мое будущее: стратегии успеха 7. Последнее занятие: подводим итоги


22


Том 4. Добавь красок (описание организации досуга) 1. Организация досуга подростков: 2. дополнение к тренинговому курсу 3. Руководство к фильму «Есть тема» 4. Руководство к фильму «Дневник Насти»


23


Приложения: 1. Музыкальный, игровой фильм «Есть тема» для программы «Все, что тебя касается» 2. Полные версии песен к фильму «Есть тема» 3. Диск с полными версиями пособий для работы по программе «Все в твоих руках» работы по программе «Все в твоих руках» 4. Обучающий фильм «Дневник Насти» для программы «Все в твоих руках»


24


Фильм и музыкальное сопровождение.


25


35-минутный учебный фильм «Есть тема» Основные задачи фильма: Актуализировать тему здоровья в сознании подростков Актуализировать тему здоровья в сознании подростков Способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни Способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни


26


Фильм «Есть тема» Основные сообщения фильма: Здоровый образ жизни — это модно. Здоровый образ жизни необходим для достижения успеха в жизни. Здоровый образ жизни доступен для каждого.


27


Эти идеи доносятся при помощи привлекательных для подростков ролевых моделей (музыканты Марат и Люда), а также опосредованно — через музыку и песни, написанные специально для этого фильма с учетом его тематических задач. Эти идеи доносятся при помощи привлекательных для подростков ролевых моделей (музыканты Марат и Люда), а также опосредованно — через музыку и песни, написанные специально для этого фильма с учетом его тематических задач. Использование популярных в молодежной среде музыкальных стилей делает фильм особенно привлекательным для подростков, снимая налет «назидательности». Использование популярных в молодежной среде музыкальных стилей делает фильм особенно привлекательным для подростков, снимая налет «назидательности». Фильм призван инициировать дискуссию по проблемам, связанным со здоровым образом жизни, в молодежной среде и таким образом, актуализировать эту тему в сознании подростков. Фильм призван инициировать дискуссию по проблемам, связанным со здоровым образом жизни, в молодежной среде и таким образом, актуализировать эту тему в сознании подростков.


28


Фильм «Дневник Насти». Обучающий фильм для обсуждения с подростками различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа. Фильм подсказывает возможные пути выхода из сложной в моральном отношении ситуации, учит подростков не только видеть и осознавать эти проблемы, но и говорить о них со своими товарищами, близкими. Обучающий фильм для обсуждения с подростками различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа. Фильм подсказывает возможные пути выхода из сложной в моральном отношении ситуации, учит подростков не только видеть и осознавать эти проблемы, но и говорить о них со своими товарищами, близкими. К фильму разработано Руководство, которое поможет как преподавателям, так и подросткам-волонтерам провести важный откровенный разговор, дискуссию о проблемах, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа в России. К фильму разработано Руководство, которое поможет как преподавателям, так и подросткам-волонтерам провести важный откровенный разговор, дискуссию о проблемах, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа в России.


29


Фильмы могут быть использованы как компонент тренингового курса, а также быть показаны в более широкой молодежной аудитории, включая региональные телевизионные каналы. Фильмы могут быть использованы как компонент тренингового курса, а также быть показаны в более широкой молодежной аудитории, включая региональные телевизионные каналы.


30


Отдельный аудио диск с песнями из фильма «Есть тема» также можно использовать как самостоятельный инструмент программы. Отдельный аудио диск с песнями из фильма «Есть тема» также можно использовать как самостоятельный инструмент программы.


31


Материалы для подготовки волонтёров по проблеме ВИЧ. Содержание диска: полные версии пособий для работы по программе «Все в твоих руках» (подготовка волонтёров по профилактике ВИЧ): Пособие для тренеров. Пособие для волонтёров.


32


Все материалы программы находятся в свободном доступе на сайте ФОНДА. Ими можно воспользоваться совершенно бесплатно. Все материалы программы находятся в свободном доступе на сайте ФОНДА. Ими можно воспользоваться совершенно бесплатно.


33


Особенности программы. 1. Программа «Всё, что тебя касается» базируется на комплексном подходе к теме здоровья. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, репродуктивное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии. 2. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений. 3. В пособии «Всё, что тебя касается» дано подробное описание тренингового курса для подростков. 4. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения. Это позволит работать по программе даже начинающим тренерам. 5. Кроме того, помимо заявленных образовательных и воспитательных целей, данная программа является еще и альтернативным способом проведения досуга для подростков, что является важным фактором в формировании здорового образа жизни.


34


Участники программы ЗОЖ часто становятся волонтёрами.


35


Равный — равному

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профиль объема руководство инсайдера по торговле
  • Практическом руководстве по динамической электронейростимуляции
  • Андорекс спрей инструкция на русском языке
  • Нифедипин инструкция при беременности 3 триместр отзывы по применению
  • Сиофор 850 инструкция по применению для похудения отзывы