Руководство жестовый язык

Обучающие видеоматериалы по русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!»

Новинка 2015 года – выпуск диска для обучения русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!». Это специально разработанные видеоматериалы для слышащих, которые хотят ознакомиться с культурой и языком глухих.

Курс разработан специалистами Центра образования глухих и жестового языка имени Зайцевой.

Содержание диска:

– Краткая информация о глухих и слабослышащих.
– 100 наиболее употребляемых жестов
– Видеоклипы о правилах общения с глухими.
– Распространенные фразы/диалоги, используемые в общении.

Выпуск диска стал возможным благодаря проекту ВОГ «Сохраним и узнаем разнообразие русского жестового языка», финансовую поддержку частично оказал фонд «Русский мир».

Раздел ЭТО ВАЖНО содержит жесты:
Я
ТЫ
ГЛУХОЙ
СЛЫШАЩИЙ
ПЕРЕВОДИТЬ
ПОМОГАТЬ
ЛЮБИТЬ
ДА
НЕТ
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ДО СВИДАНИЯ
СПАСИБО


Раздел ВОПРОСЫ содержит жесты:
КТО?
ЧТО? 
КУДА?
ГДЕ?
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
ОТКУДА?
КАКОЙ?
ЧЕЙ?
КАК?
КОГДА?


Раздел КТО – ЧТО содержит жесты:
ЖЕНЩИНА
МУЖЧИНА
ЧЕЛОВЕК
МАМА
ПАПА
МУЖ (ЖЕНА)
ДРУГ
ВРАЧ
КОШКА
СОБАКА
АДРЕС
ТЕЛЕФОН (МОБИЛЬНЫЙ)
ИНТЕРНЕТ
ГОРОД
АВТОБУС
МАШИНА
МЕТРО
ТРАМВАЙ
ТРОЛЛЕЙБУС
МАРШРУТКА
ТАКСИ
САМОЛЕТ
ПОЕЗД
АЭРОПОРТ
ВОКЗАЛ
МАГАЗИН
РЫНОК
БАНК
БОЛЬНИЦА
ПОЛИЦИЯ
ШКОЛА
РАБОТА


Раздел ЧТО ДЕЛАЕМ? содержит жесты:
ЕСТЬ
БЫЛО
НЕ БЫЛО
БУДЕТ
НЕ БУДЕТ
ПОНИМАТЬ
НЕ ПОНИМАТЬ
ЗНАТЬ
НЕ ЗНАТЬ
ГОВОРИТЬ
ПИСАТЬ
ХОТЕТЬ
НЕ ХОТЕТЬ
ПОМНИТЬ
ДЕЛАТЬ
ОТВЕЧАТЬ
СПРАШИВАТЬ


Раздел КАК – КАКОЙ? содержит жесты:
ХОРОШО
ПЛОХО
НОРМАЛЬНО
БОЛЬНО
МЕДЛЕННО
БЫСТРО
МАЛО
МНОГО
ХОЛОДНО
ЖАРКО
ОПАСНО
КРАСИВЫЙ
ВКУСНЫЙ
УМНЫЙ
ДОБРЫЙ
СПОКОЙНЫЙ


Раздел КОГДА? содержит жесты:
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА
ЗАВТРА
УТРО
ДЕНЬ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
НЕДЕЛЯ
МЕСЯЦ
ГОД


Раздел ДАКТИЛОЛОГИЯ содержит обозначения букв русского алфавита.


Раздел ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ содержит обозначения цифр.


Раздел ПОГОВОРИМ содержит фразы на жестовом языке:
Я тебя люблю.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Вы учитесь или работаете?
Где вы работаете?
Мне нужна работа.
Я живу в России.
Дай мне твой адрес.
Пришли мне е-майл.
Я тебе пришлю смс.
Пойдем гулять.
Здесь на велосипеде ездить опасно.
У вас есть машина?
У меня есть водительские права.
Ты хочешь чай или кофе?
Осторожно, молоко горячее.
У меня глухой сын.
Это хороший детский сад для глухих детей.
У вас есть глухие воспитатели?
Родители глухих детей должны знать жестовый язык.
Моя дочь слабослышащая, у нее есть слуховой аппарат, а кохлеарная имплантация ей не нужна!
Хорошие переводчики везде нужны.
Я хочу смотреть фильмы с субтитрами.
В России много талантливых глухих художников и актеров.
Мне нужен переводчик.
Вам вызвать врача?
Ты хочешь пить?
Я люблю детей.
Пойдём поиграем.


Раздел ЭТО НУЖНО содержит фразы на жестовом языке:
Я – глухая.
Я – слабослышащая.
Я не слышу.
Я немного знаю жесты.
Ты знаешь жестовый язык? – Я жесты знаю не очень хорошо, а вот дактилологию знаю.
Вам помочь?
Вам нужен переводчик?
Где вы живете?
Вы откуда?
Где автобусная остановка?
Станция метро близко.
Я хочу пить.
Где туалет?


В данном разделе даны правила общения с глухими людьми и простые диалоги на жестовом языке.


ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ

Правила общения с лицами с нарушениями слуха:
– смотреть в лицо собеседнику, не отворачиваться во время беседы.
– не повышать голос, но четко артикулировать.
– прибегать к услугам переводчика жестового языка.
– передавать информацию письменно любыми способами.

Основные способы привлечения внимания глухих и слабослышащих:
– похлопывание по плечу.
– махание рукой.
– стучать по столу.

Диск также содержит брошюру «Что вы хотели узнать о глухих», выпущенную Центральным правлением Всероссийского общества глухих к Международному дню глухих. В ней кратко изложена общая информация о глухих людях и принципах общения с ними. Брошюра составлена в основном в вопросно-ответном формате, так что читается очень легко.

Жестовый язык: что это и зачем?

Жестовый язык — самостоятельная лингвистическая система, практически никак не связанная с вербальными языками. Важно понимать, что жестовый язык обладает собственной грамматикой, собственной логикой построения фраз и предложений и никак не связан со «слышимыми» языками. Жестовый язык не родился из «слышимого», не является его продолжением или подвидом. Жестовый язык также не интернационален (хотя своего рода жестовый эсперанто существует): в каждой стране есть собственная система жестового языка. Жесты в разных странах могут повторяться или иметь сходное значение, однако говорить о полной идентичности жестовых языков разных стран всё-таки не приходится.

Также важно понимать разницу между жестовым языком и языком жестов. Носители жестового языка — глухие и слабослышащие люди. Язык жестов доступен каждому слышащему человеку.

Жестами мы подчеркиваем смысл произносимых слов или усиливаем его. Есть жесты, присутствующие и в языке жестов, и в жестовом языке: например, поднятый вверх большой палец в обеих системах означает «хорошо», «классно». Однако разница между жестовым языком и языком жестов принципиальна: если жестовый язык — это самостоятельная система, то язык жестов — лишь вспомогательный компонент устной речи.

Немного истории

Первый учитель глухих — испанский монах Педро Понсе де Леон. Он обучал речи и письму глухих людей из знатных семей. В обучении использовались домашние жесты и ручная азбука.

До XVIII века появление и распространение жестовых языков ограничивалось отдельными деревнями и племенами, в которых была потребность в жестовом языке. В XVIII веке стали появляться первые воспитательные центры для детей с нарушениями слуха — во Франции (1760, Париж) под руководством Шарля Мишеля д’Эпе, в Германии (1778, Лейпциг) под руководством Самуэля Гейнике. Основа обучения — естественные жестовые языки, которые развивались в национальных сообществах глухих. Германия считается также родиной «чистого устного метода», применение которого заключалось в обучении глухого человека пониманию и употреблению устной речи. Впоследствии теоретики этого метода признали, что он может навредить общему развитию глухого ребенка, поскольку воспроизведение устной речи для глухого — процесс чисто «технический» и в некотором смысле формальный.

Американский жестовый язык — амслен — появился в середине XVIII века. Жестовый язык в Америку привез глухой французский учитель Лоран Клерк, приехавший в США по просьбе одного из городов для создания первой школы для глухих.

Впоследствии идеи Клерка развил Томас Галлодет, пионер американской сурдопедагогики. США, в отличие от Англии, перенявшей у Франции и Германии лишь идеи преподавания, переняли методику в целом, включая сам жестовый язык. Первая школа для глухих открылась в США в 1817 году в Хартфорде. Работала она по французской методике. Современный американский жестовый язык имеет много общего с французским жестовым и не имеет ничего общего с британским.

Первая сурдопедагогическая школа в России открылась в 1806 году в Павловске. В 1810 году училище было перенесено в Петербург. Оно работало также по французской методике. В Москве первая сурдопедагогическая школа открылась в 1831 году, а в 1860-м было основано московское училище под руководством глухого учителя Ивана Арнольда. Работало оно по немецкой методике.

Иосиф Гейльман. Источник

Одну из главных ролей в становлении современной сурдопедагогики и системы РЖЯ сыграл основатель и первый руководитель Ленинградского восстановительного центра для лиц с нарушениями слуха Иосиф Гейльман.

В середине 1950-х Гейльман открывает очно-заочную среднюю школу для лиц с нарушениями слуха, в 1956 году выпускает работу «Сборник упражнений и текстов для перевода посредством ручной азбуки и речевых жестов глухонемых», а в 1970-е годы выходит фундаментальный труд Гейльмана — четырехтомный словарь «Специфические средства общения глухих». Важное место в жизни Гейльмана занимала педагогическая деятельность. Так, им был разработан учебный план для тех, кто изучает РЖЯ с нуля. Этот авторский курс впоследствии был направлен во Всероссийское общество глухих для обучения переводчиков.

В 1965 году в Павловске открывается учебное заведение, руководителем которого Гейльман будет следующие 20 лет, — Политехникум ЛВЦ ВОГ (Ленинградский восстановительный центр Всероссийского общества глухих). Здесь проходили реабилитацию в социальной и профессиональной деятельности люди с нарушениями слуха со всего СССР, их обучали на художников, бухгалтеров, сурдопереводчиков, юристов и др.

Жестовый язык как лингвистическая система

Жестовая речь может быть калькирующей (КЖР). Этот вид вторичен по отношению к русскому жестовому языку (РЖЯ), потому как призван сопровождать устную речь и строится по правилам устной.

Например, нам дано предложение: «Моя мама работает бухгалтером пять лет». Говоря это при помощи КЖР, мы не поменяем порядка слов в предложении, а словосочетание «пять лет» покажем не инкорпорацией (два слова одним жестом), а двумя жестами: отдельно жест «пять», отдельно жест «год, лет». При использовании РЖЯ логика построения фразы изменится, и жестами мы скажем: «Мама моя работает бухгалтером пять лет». В РЖЯ объект говорения всегда ставится на первое место, а количество лет будет названо в данном случае при помощи инкорпорации.

Жест «Торшер над стулом». Источник

Или: «Торшер стоит над стулом». В КЖР на произношение этой фразы будет затрачено четыре жеста. В РЖЯ — всего два, показанных одновременно: жест «стул» и над ним второй рукой, как ни странно, жест «торшер, светильник».

Мы не способны сказать устно два слова одновременно, но РЖЯ дает нам эту возможность.

КЖР состоит в основном из жестов, заимствованных из РЖЯ. Но есть в ней и жесты, которых в РЖЯ нет. В основном это жесты, дактильные слова и слова, совмещающие жесты и дактилемы, обозначающие специфические, небытовые понятия, потому что основное назначение КЖР — формальное общение на узкоспециальные темы.

Другая особенность КЖР состоит в том, что, заимствуя жесты из РЖЯ, она перенимает его склонность к упрощению. И КЖР, и РЖЯ подбирают единые жесты для синонимичных и однокоренных слов. Например, «помогать», «способствовать», «содействовать» — это один жест. «Муж», «жена», «замуж», «жениться» — это один жест.

РЖЯ долгое время считался примитивным средством общения, в частности потому, что он не обладает грамматикой. В нем нет частей речи, нет склонений/спряжений, нет согласования слов между собой. То, что РЖЯ — многоуровневая лингвистическая система и ее основная семантическая единица — жест — имеет сложную структуру, было доказано только в 1960-е годы.

Основы жестового языка

Жестовый язык состоит из собственно жестов, а также дактильной азбуки, в которой то или иное положение рук обозначает определенную букву.

Русская дактильная азбука

Жест обозначает слова и даже словосочетания, дактиль же используется тогда, когда требуется назвать то, для чего не существует жеста. Обычно это имена собственные. Или, если вы забыли жест, вы всегда можете сказать слово дактилем и будете поняты (а может, вам даже подскажут забытое слово).

Казалось бы, зачем нам пятый, немануальный компонент, если мы можем правильно исполнять жесты, опираясь на первые четыре пункта без риска быть непонятыми?

Дело в том, что отсутствие немануального компонента лишает нас такого важного элемента любого общения, как эмоциональность, а порой способно и исказить смысл.

Например, сложив каплей большой и указательный палец и проведя ими вдоль щеки ото рта к уху, вы можете рассказать одновременно и о вашей кошке, и о лисе в лесу, и о ком-то хитром. Потому что этот жест имеет три разных значения: «кошка», «лиса», «хитрый». Тогда вам на помощь придет артикуляция. Губами вы проговариваете смысл, вкладываемый в жест, и момент недопонимания оказывается исключен.

Когда же вы произносите одним жестом словосочетания, артикуляция как раз не нужна. Это явление в жестовом языке (русском) называется инкорпорацией. Часто инкорпорация используется с числами и никогда не артикулируется. Например, поднеся ребро ладони к подбородку, упершись в него большим пальцем и пошевелив остальными, вы покажете жест «возраст». Поднеся к подбородку таким же образом четыре пальца и выставив их чуть вперед, вы скажете «четыре года», и артикуляция в данном случае вам не понадобится.

Немаловажно также использовать мимику. Очевидно, что глухой человек не способен распознавать интонации. Поэтому при исполнении, например, жестов «любить» или «ненавидеть» хорошо бы мимически проявлять те эмоции, о которых вы говорите. Это сделает ваше общение с глухим человеком живее и эмоциональнее.

Этикет общения с носителями жестового языка

Начать, наверное, стоит с того, что глухие и слабослышащие люди часто негодуют, когда их называют глухонемыми. Потому что если человек не слышит, совсем не факт, что он не может разговаривать. Потеря слуха может быть приобретенной, и тогда глухой человек, очень вероятно, будет общаться с вами вербально без особых трудностей. При врожденной глухоте людей всё равно обучают вербальной речи, хотя, конечно, большинство глухих предпочтет общение на родном жестовом языке. Иными словами, большинство глухих людей вполне способны поговорить с вами вербально, так что называть их немыми действительно не очень корректно.

Кто много знает о глухих?

  • Всероссийское общество глухих — общероссийская общественная организация для людей с частичной или полной потерей слуха. Здесь можно прочесть новости из жизни глухих, найти источники информации по обучению жестовому языку и контакты для организации досуга и трудоустройства
  • Блог Леры Рыжовой («заметки сурдопереводчика, РЖЯ, жестовый язык») — совершенно замечательный блог об РЖЯ и психологии глухих. Основы РЖЯ, огромная база литературы и словарей (в том числе составленных лично Лерой), жестовое пение в исполнении Леры, обучение конспектированию жестов, кино и даже офлайн-мастер-классы — всё это Лера подает с заразительной увлеченностью и энтузиазмом и к тому же совершенно бесплатно.
  • Школа РЖЯ «Образ» (обучение жестовому языку глухих и сурдопереводу) расположена в Петербурге, но здесь обучают как очно, так и дистанционно, так что можно учиться из любой точки мира! Обучение с нуля, есть несколько ступеней (уровней владения языком). На третьей ступени занятия проходят непосредственно с носителем языка.
  • На сайте spreadthesign.com (наикрупнейший словарь РЖЯ) — как и в любом словаре, можно ввести слово в поисковую строку и получить его перевод на РЖЯ.

Это те организации, с которыми я взаимодействовала лично. Безусловно, есть масса прочих центров реабилитации, обучения, творческих студий для глухих и слабослышащих людей. Такой уровень инклюзии не может не радовать.

Когда я только начала изучать жестовый язык (впрочем, я и сейчас еще в начале пути), ко мне в пекарню (работаю кассиром) пришли две глухие женщины. Они говорили со мной при помощи устной речи, а друг с другом общались на жестовом. Я отдала покупки и пожелала им приятного аппетита на жестовом. Эти женщины были искренне тронуты даже таким скромным уровнем владения их родным языком.

Глухие люди очень ценят общение и понимание. Поэтому, наверное, их язык так буквален и недвусмыслен. Невозможно представить, чтобы глухой человек стал использовать, например, пассивную агрессию или сарказм. Мне нравится, что, разговаривая на жестовом языке, ты тут же оказываешься в поле открытости, в искренности. И мне нравится понимать больше людей. И видеть радость тех из них, кому этого понимания не хватает.

Слайд 1

ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ДАКТИЛОЛОГИЯ Электронный учебник.

Слайд 2

жестовая речь Русская жестовая речь ( РЖР) это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) калькирует лингвистическую структуру словесного языка. вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи.

Слайд 3

ж е с т у н о — международный язык жестов. М еждународным комитетом, состоящим из представителей нескольких стран, был отобран и опубликован словник, включающий около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, межличностные отношения, юстиция, природа и т. д. Жесты, вошедшие в международный лексический фонд, в основном отобраны из национальных жестов, частично — вновь сконструированы членами комиссии.

Слайд 4

РАЗГОВОР ПРИ ПОМОЩИ ПАЛЬЦЕВ. Структура и функции дактильной речи

Слайд 5

« Д актилология » (от греч. dactilos — палец , logos — слово ). В первые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra ). Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом . Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра ( R . Pereira ) и Делепе ( Ch . M . De L ’ Epee ) .

Слайд 6

А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный . Русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. — он описал дактильный алфавит, который в то время уже использовался в педагогическом процессе.

Слайд 7

Разработан международный дактильный алфавит , которым с 1963 г. пользуются на конференциях Всемирной федерации глухих

Слайд 8

Классификация дактилем — предложенная И.Ф. Гейльманом (1981), основывается на использовании трех критериев : состава ( одноручная, двуручная, комбинированная) способа образования (копирующая, вариантная и др.) принципа обозначения (буквенная, слоговая, совмещенная) Согласно этой классификации, например, русская, испанская и другие дактильные азбуки являются одноручными, копирующими (т. е. стремящимися к сходству дактилемы с буквой) и буквенными, английская — двуручной (кроме буквы С), копирующей и буквенной. А вот китайский дактильный алфавит в этой классификации определяется как комбинированный, вариантный и совмещенный.

Слайд 9

В.Г. Халатян — установил , что в построении дактильных алфавитов преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями . — выделил дактилемы , которые, по его мнению, полностью похожи на буквы : Г И Й Л М О П С Т У Ц Ш Щ Э ; приблизительно похожи : А Е Ё К Н Р Ф Х Ы , совсем не похожи , т. е. являются условными знаками: Б Ж З Ч Ъ Ь Ю Я. — и И.Ф. Гейльман согласно заключают, что 14 дактилем полностью похожи на русские буквы: Г Л М О П и т. д.; частично похожими оба считают: К Ф X.

Слайд 10

Д ля чего вообще нужен такой анализ? — изучение способа воспроизведения в существующих дактильных алфавитах букв национальных языков позволяет выработать принципы создания новых дактильных азбук. — выявление структуры дактильных алфавитов обеспечивает возможность нахождения наиболее рациональных методов и приемов обучения дактилологии.

Слайд 11

— учиться дактилировать дактильные буквы по группам. И.Ф. Гейльманом I группы — из пяти дактилем, при исполнении которых пальцы руки постепенно все более раскрываются: А Е Ё С В II группа — (пальцы поочередно соединяются): О Р Н Ш Щ III группа — кисть руки поднята, прямые пальцы раскрыты: К И Й Н У IV группа — кисть руки поднята, прямые пальцы соприкасаются: 3 Д Ц Я Б V группа — кисть руки опущена, пальцы прямые: Г П Л М Л Т VI группа — кисть руки поднята, пальцы выпрямляются кончиками от себя: Ч Ж Ф Ю VII группа — кисть руки поднята, большой и указательный пальцы поочередно выпрямляются : X Э Ь Ъ

Слайд 12

Как разговаривают при помощи дактилологии? Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности

Слайд 13

общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной формы речи , иначе говоря, нормам орфографии русского языка. дактилирование обязательно сопровождается устной речью . Произношение дактилируемых слов и словосочетаний должно соответствовать орфоэпическим нормам .

Слайд 14

Как глухому легче воспринимать сообщение? общение при помощи дактильной речи осуществляется неподвижной (в локтевом суставе) рукой. п альцы , кисть руки находятся в постоянном движении. с литность дактилирования обеспечивается тем, что опускаются лишние движения.

Слайд 15

Дактильной речью пользуются: глухие в межличностной коммуникации слышащие — в общении с глухими глухие , разговаривая со слышащими (реже)

Слайд 16

КАК УСТРОЕНА СИСТЕМА ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ ГЛУХИХ. Лингвистический анализ

Слайд 17

Г лухие в общении друг с другом используют две совершенно различные речевые системы : калькирующую речь средства национального жестового языка. Калькирующая жестовая речь — КЖР — это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Жесты в КЖР выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствует расположению слов в обычном предложении.

Слайд 18

Калькирующая жестовая речь — КЖР — это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Жесты в КЖР выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствует расположению слов в обычном предложении. Пример : Глухой рассказчик, сообщая собеседнику о расположении мебели в комнате, одновременно произносит устно и исполняет жестовое высказывание: (1) устная речь В ближнем левом углу комнаты КЖР -в- БЛИЗКО ЛЕВЫЙ УГОЛ КОМНАТА стоит стул / / над стулом торшер СТОЯТЬ СТУЛ / / НАД СТУЛ ТОРШЕР Жесты в высказываниях КЖР исполняются в начальной форме (ср. именительный падеж существительного или инфинитив глагола в русском языке).

Слайд 19

Пример : Глухой рассказчик, сообщая собеседнику о расположении мебели в комнате, одновременно произносит устно и исполняет жестовое высказывание: (1) устная речь В ближнем левом углу комнаты КЖР -в- БЛИЗКО ЛЕВЫЙ УГОЛ КОМНАТА стоит стул / / над стулом торшер СТОЯТЬ СТУЛ / / НАД СТУЛ ТОРШЕР жест СТУЛ У КЖР нет собственной грамматики, она калькирует структуру словесного языка (русского, английского, немецкого и т. д.), поэтому является вторичной знаковой системой. Именно в этом принципиальное отличие КЖР от русской жестовой речи (РЖР), которая устроена совсем иначе.

Слайд 20

Русская жестовая речь — это система общения при помощи средств русского жестового языка ( РЖЯ ). РЖЯ — своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой и грамматикой. Пример : Глухой рассказчик, сообщая собеседнику о расположении мебели в комнате . Устная речь при исполнении высказывания отсутствует. Торшер над стулом В высказывании РЖР участвуют два жеста, исполняющиеся одновременно двумя руками: жест СТУЛ исполняется левой рукой, а жест ТОРШЕР — правой. Жесты, отражая реальное положение торшера и стула, исполняются левее и ближе к рассказчику.

Слайд 21

Как КЖР калькирует словесную речь. Лексический состав КЖР

Слайд 22

Л ексический состав КЖР

Слайд 23

► Многие жесты, общие для КЖР и РЖЯ, передают значения целого ряда русских родственных слов синкретично, т. е. нерасчлененно . • « организатор», «организация», «организационный», «организовать » = Один Жест. Как собеседники понимают, какое именно слово имеется в виду? Во-первых , из контекста предложения: ПОВТОРЕНИЕ (?) ПОВТОРИТЬ (?) — МАТЬ УЧИТЬСЯ (?) УЧЕНИЕ (?). Во-вторых , окончания слов, которые в первую очередь позволяют нам отнести слово к тому или иному морфологическому классу (существительное, глагол), глухие могут воспринимать зрительно или слухо -зрительно.

Слайд 24

«Примитивен» ли РЖЯ? Лингвистический анализ РЖЯ

Слайд 25

Почему у РЖЯ не было грамматики? методы традиционной описательной лингвистики оказались бессильны, жестовый язык не поддавался анализу при помощи этих методов. Традиционная лингвистика оперирует такими понятиями и категориями, как «часть речи», «существительное», «глагол», «член предложения» и т. п. Но если в РЖЯ нет «частей речи», нет «членов предложения», вывод, что жестовая речь лишена грамматических закономерностей, как бы и логичен. Только с развитием нового направления — структурной лингвистики оказалось возможным ставить и решать задачи подлинно научного изучения жестового языка глухих .

Слайд 26

«Фонемы» РЖЯ П роанализируем два жеста : МАТЬ и ОТЕЦ . 1. Эти жесты исполняются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дактилемы В (будем говорить для краткости — В-конфигурация), около лица. 2. К исть руки при исполнении жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Рука, таким образом, движется справа налево . 3. При показе жеста ОТЕЦ место исполнения жеста не изменяется, конфигурация — тоже, однако рука подносится сначала ко лбу , затем к подбородку , т . е. движется сверху вниз.

Слайд 27

Сток выделивший три главных компонента, из которых состоит (как слово из фонем!) каждый жест: конфигурацию пространственное положение движение

Слайд 28

Компонент конфигурация характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кисти руки (обычно правой), в двуручных — положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением обеих рук. При исполнении некоторых двуручных жестов конфигурация правой и левой рук одинакова (как в жестах ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ), в других — различна (ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ и т. д.).

Слайд 29

Компонент движение характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направлением и качеством движения. Каждую из этих трех характеристик движения можно описать при помощи фиксированного набора признаков: 10 признаков позволяют описать все основные локализации жестов РЖЯ; 8 признаков — направления движения; 8 признаков — качество движений.

Слайд 30

Специфика структуры жеста заключается прежде всего в своеобразии связей между его компонентами : они воплощаются в жесте одновременно. Этим жест принципиально отличается от слова, в котором фонемы реализуются последовательно во времени. Эта особенность структуры жеста очень важна, существенна ( релевантна ) для выражения лексико-семантических и грамматических значений в РЖЯ.

Слайд 31

жест РАССКАЗЫВАТЬ Если в этом жесте изменяется одна из характеристик компонента движение — его направление, движение будет осуществляться не от говорящего, а к говорящему, — это показатель того, что говорящий не субъект, а объект действия. В первом случае, когда жест исполняется в его начальной форме, передается значение ‘я рассказываю’, во втором (движение направлено к говорящему) — значение ‘мне рассказывают’.

Слайд 32

Сколько жестов в РЖЯ ? в РЖЯ столько жестов, сколько нужно РЖР для того, чтобы успешно выполнять свою функцию — обслуживать нужды непринужденного, неофициального общения глухих. О собенности лексического состава РЖЯ Специфика функции своеобразие двигательной субстанции

Слайд 33

Например , жесты обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты): ШЛЯПА , ЛУНА и т. п.; дают пластическое изображение денотата (пластические жесты): КРОВАТЬ , ЧАШКА и др.; имитируют действия: ПИСАТЬ , БЕЖАТЬ и т.п. Так, жесты ПОДНИМАТЬСЯ ( в гору ) и СПУСКАТЬСЯ ( с горы ) различаются направлением движения соответственно снизу вверх и сверху вниз; жесты СМОТРЕТЬ и ОСМОТРЕТЬСЯ отличаются качеством движения: в первом случае плавное, во втором — круговое движение и т. п . Субстанция жеста позволяет дифференцированно обозначать смыслы путем изменения направления и качества движения (при одной и той же конфигурации).

Слайд 34

К ак влияет на лексический состав РЖЯ специфика функционального назначения этой системы общения. К оличество жестов, которые можно рассматривать как эквиваленты, аналоги слов, на несколько порядков меньше. Глухие люди, если им нужно, пользуются калькирующей жестовой речью или словесной речью .

Слайд 35

Ярко выраженная связь РЖР с ситуацией разговора ( конситуативность ) определяет еще одну важную особенность ее лексики. В лексическом составе РЖЯ нет специализированных обозначений того, «что всегда присутствует в разговоре», к примеру частей тела (головы, руки, носа и т. п.). Эти значения выражаются простым указанием на свою руку, голову, нос и др. Указательные жесты весьма широко используются в РЖР и имеют большой диапазон функций. Синкретизм многих лексических единиц РЖЯ проявляется и в том, что один жест используется для обозначения разных объектов реального мира (денотатов). В лексическом составе РЖЯ много жестов, передающих значения аналитически, расчлененно .

Слайд 36

Существуют ли «части речи» в РЖЯ ? Первый подход Два подхода , развиваемые специалистами в современных исследованиях по морфологии жестового языка. В торой подход изучая морфологию РЖЯ, целесообразно выделять классы жестов, сопоставимые с частями речи в словесных языках: • жесты-существительные , • жесты-прилагательные , • жесты-глаголы и др. анализ морфологии РЖЯ по принципу «от значения к форме» , «от смысла к тексту»

Слайд 37

Значение ‘множественность’ передается в РЖЯ двумя основными способами . Первый (аналитический) к жесту-номинативу (т. е. жесту в начальной форме) добавляются специальный жест МНОГО или РАЗНЫЙ . повторение жеста-номинатива. Второй

Слайд 38

Значение ‘ принадлежность’ выражается тремя способами. 1. И спользуется специальный жест ПРИНАДЛЕЖАТЬ (ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ) 2 . В РЖЯ имеются жесты МОЙ, ТВОЙ, ВАШ, СВОЙ и т. д. 3. В РЖЯ есть способ выражения так называемой потенциальной принадлежности .

Слайд 39

Временные значения выражаются двумя основными способами. жестами БЫЛО , ЕСТЬ, БУДЕТ Было Есть Будет к жесту-номинативу присоединяются жесты, обозначающие время: ВЧЕРА , ЗАВТРА, ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ когда действие оценивается как происшедшее очень давно или, наоборот, сравнительно недавно, вместо жеста БЫЛО употребляются специальные жесты ДАВНО и НЕДАВНО Давно Недавно

Слайд 40

В РЖЯ есть также специальные средства для выражения таких тонких временных значений: жест ‘ ближайшее будущее’ Ближайшее будущее жест ‘ в это самое время’ Одновременность протекания действия

Слайд 41

Два способа, выражающих завершенность или незавершенность действия при помощи жестов ЗАКОНЧЕНО , ГОТОВО З начение ‘прочитал’ передается высказыванием ЧИТАТЬ ЗАКОНЧЕНО , Значение ‘ нарубил’ — высказыванием РУБИТЬ ГОТОВО . жест РАНО (ЕЩЕ НЕ) Этот жест обычно употребляется после жеста-номинатива : ОБЕДАТЬ РАНО (‘еще не обедал ’) УЧИТЬСЯ РАНО (‘еще не выучил’) Еще не

Слайд 42

Для того чтобы выразить значения ‘покупать’, ‘поручать’, ‘решать’ и т. д. или, напротив, ‘купить’, ‘поручить’, ‘решить’ и др., жесты исполняются сравнительно медленно и повторяются несколько раз жесты исполняются резко , однократно

Слайд 43

Как соотносятся высказывания, содержащие утверждение, повелительность, желательность и условность ? Для передачи значений ‘ купить’, ‘купи’, ‘купил бы’, ‘если бы купил’ жест-номинатив движения в жесте выполняется более резко + включается «повелительная» мимика и пантомимика. Для выражения смысла ‘желательность ’ включается жест, образованный слиянием дактилем -б- и -ы- , назовем его БЫ

Слайд 44

Значение ‘условность ’ ЕСЛИ ПОГОДА ХОРОШАЯ ОТПРАВИТЬСЯ В ПОХОД. жест ЕСЛИ + соответствующая мимика и определенные пантомимические движения Как соотносятся высказывания, содержащие утверждение, повелительность, желательность и условность ?

Слайд 45

Пространственные отношения — чаще всего выражаются при помощи определенных характеристик компонента локализация , точнее — изменения этих характеристик, присущих жесту-номинативу. исполнением жеста СТУЛ левее или правее нейтрального пространства (где располагается этот жест-номинатив) передаются соответственно значения ‘стул находится слева ’ и ‘стул находится справа’ от говорящего. значение ‘опрокинутый стул ’, говорящий совершает круговое движение от себя стулья расположены справа и слева от говорящего, напротив друг друга опрокинутый стул

Слайд 46

Смыслы ‘красный’, ‘краснее, более красный’, ‘самый красный ’ в РЖЯ передаются так: Особым способом передается в РЖЯ значение ‘количество качества’, жест-номинатив добавляется специальный жест и изменяется мимика резко увеличивается интенсивность и длительность движения в дополнительном жесте и соответственно — мимика

Слайд 47

Субъектно-объектные отношения Различные (по направлению) характеристики движения позволяют дифференцировать роли субъекта и объекта: • движение от себя: ПОМОГАЮ, СМОТРЮ ; • движение к себе: ПОМОГАЕТ МНЕ, СМОТРИШЬ НА МЕНЯ В парадигму входит ряд жестов с одинаковой конфигурацией, имеющих некоторое общее основное значение, но отличающихся по способу исполнения. Смотреть Смотреть на меня Смотреть друг на друга Осматривать

Слайд 48

«Желтый цыпленок» или «цыпленок желтый»? Первые исследователи, анализируя высказывания жестового языка, стремились прежде всего выяснить, какой в них порядок жестов. Вундт (1910), а затем P . M . Боскис и Н.Г. Морозова (1939) приходят к выводу, что типичная структура жестового высказывания такова: МУЖЧИНА ЗЛОЙ РЕБЕНОК БИТЬ (пример В. Вундта), МАЛЬЧИК ЯБЛОКО КРАСНЫЙ КУШАТЬ (пример P . M . Боскис и Н.Г. Морозовой). Отсюда как будто можно сделать заключение о порядке жестов в высказывании : подлежащее , или субъект, определение (атрибут), дополнение, или объект, сказуемое, или предикат.

Слайд 49

Д ва главных вывода, исходя из эксперимента с глухими испытуемыми (и учащимися школ-интернатов, и взрослыми) На картинке была изображена девочка в красном платье, кормящая цыплят, которых было нарисовано шесть. Среди высказываний испытуемых мы зафиксировали, например, такие: а) ДЕВОЧКА МАЛЕНЬКИЙ КРАСНЫЙ ПЛАТЬЕ ЦЫПЛЯТА ШЕСТЬ ЖЕЛТЫЙ КОРМИТЬ; б) КОРМИТЬ ДЕВОЧКА ЦЫПЛЯТА; в) ЖЕЛТЫЙ ЦЫПЛЯТА ДЕВОЧКА КОРМИТЬ ШЕСТЬ и др. Во-первых , порядок жестов в высказываниях РЖЯ более свободный, чем в предложениях литературного русского языка. Во-вторых , анализ синтаксиса РЖЯ в терминах субъект — объект — предикат малоэффективен: нам так и не удалось выяснить: «желтый цыпленок» или «цыпленок желтый»?

Слайд 50

КАК ГЛУХИЕ РАЗГОВАРИВАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ? Развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих

Слайд 51

Когда глухие овладевают РЖЯ? У малыша, растущего в семье, где родители и другие родственники — нормально слышащие люди, естественные жесты и пантомимические движения появляются как выражение потребностей в общении вместо отсутствующей пока словесной речи. Постепенно, с расширением круга интересов ребенка, обогащением его жизненного опыта, количество жестов увеличивается, появляются также условные жесты. Создателями условных жестов наряду с ребенком становятся окружающие его взрослые. Складывается система жестового общения, которой пользуются только в данной конкретной семье. Состав и количество жестов такой системы зависят от разных причин: от индивидуальных особенностей ребенка (любознательности, находчивости и т. д.), от воспитательной активности взрослых, от времени начала обучения словесной речи и эффективности этих занятий и т. д. Обычно жесты широко используются и в тех семьях, где обучение речи в домашних условиях начинается рано.

Слайд 52

Глухой ребенок, у которого родители — люди с недостатками слуха, разговаривающие друг с другом на РЖЯ, овладевает этим языком в процессе общения в семье. В этом случае основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают. Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жестах, составными компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими и в других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Постепенно в жестах изменяется направление, качество движения и т. д. Когда глухие овладевают РЖЯ?

Слайд 53

Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют русским жестовым языком. Глухие дети в специальной школе попадают в условия, стимулирующие активный процесс усвоения РЖЯ, — ведь межличностная коммуникация в детском коллективе осуществляется, главным образом, при помощи РЖР. В этих условиях дети из семей слышащих очень быстро догоняют своих сверстников, которые уже овладели РЖР дома . Безусловно, РЖЯ глухих учащихся постоянно обогащается новыми жестами, более сложными синтаксическими конструкциями, т. е. совершенствуется и после окончания школы . Итак, русской жестовой речью глухие дети овладевают в процессе непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих. Когда глухие овладевают РЖЯ?

Слайд 54

Чтобы калькировать, нужно иметь что калькировать. — калькирующая жестовая речь формируется на основе изучения глухими учащимися словесного языка .

Слайд 55

Функции словесной речи, калькирующей и русской жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих О сновная функция русской жестовой речи — обслуживание нужд межличностного общения глухих. В настоящее время калькирующая жестовая речь обслуживает в основном нужды общения глухих в официальной обстановке .

Слайд 56

Знают ли глухие жестовую речь? Во-первых , есть глухие люди (в том числе и рано оглохшие), которые обучаются в обычных школах, совместно с нормально слышащими детьми. Такие глухие, если у них нет контактов с учащимися специальных школ-интернатов или с другими неслышащими , использующими в общении жестовую речь, естественно, не знают ни КЖР, ни РЖР. Они чаще общаются со слышащими и пользуются устной речью, как правило, довольно успешно. Во-вторых , оглохшие в детском возрасте чаще всего обучаются в первом отделении школы-интерната для слабослышащих, потерявшие слух позже — в обычных школах. О собенность этой группы: большинство из них свободно владеют устной речью (ведь они говорили до потери слуха!), поэтому те глухие, которые применяют в общении жестовую речь, преимущественно сопровождают жестами свои устные высказывания. Иначе говоря, они пользуются калькирующей жестовой речью. Русскую жестовую речь такие глухие, как правило, знают гораздо хуже, а некоторые и совсем не знают.

Слайд 57

Знают ли глухие жестовую речь? В-третьих , к глухие, которые учатся в наших специальных школах-интернатах. Это в настоящее время самая большая группа. Уже младшие школьники достаточно хорошо владеют русской жестовой речью. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные факты, полученные в экспериментах. Во всех наших экспериментах испытуемые, общаясь между собой при помощи РЖР, правильно решали поставленные перед ними задачи. Следовательно, уровень развития их русской жестовой речи обеспечивает вполне успешное межличностное общение.

Слайд 58

А каков уровень развития калькирующей жестовой речи? У ровень развития КЖР зависит: во-первых, от успехов учащихся в овладении словесной речью. в о-вторых , они должны владеть жестами-эквивалентами, при помощи которых можно выразить значения соответствующих русских слов. Вполне очевидно, что теми жестами, которые принадлежат и калькирующей жестовой речи, и русской, они владеют.

Слайд 59

Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих Л.С. Выготский , выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, говорил: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия , т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка ». Г лавным фактором , обусловливающим специфику словесно-жестового двуязычия глухих, является само нарушение слуха , а также своеобразие развития глухого ребенка. Для словесно-жестового двуязычия характерны : распределение коммуникативных функций между контактирующими речевыми системами, различный уровень владения каждое из них взаимное влияние сосуществующих речевых систем.

Слайд 60

ВОЗРАСТ ДИСКУССИИ  380 ЛЕТ. Проблема использования дактильной и жестовой речи в сурдопедагогическом процессе

Слайд 61

Дактильная и жестовая речь в период индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы Одним из первых дактильную речь применил Бонет . Бонет предлагал использовать в обучении глухих устную, письменную, дактильную и жестовую речь . Однако уже во второй половине XVII в. формируются два направления в обучении глухих. Взгляды представителей первого из них — «английской школы» — в основном совпадают с идеями Бонета . Точка зрения сторонников второго, — «голландская школе», резко отлична, так как они полагают, что единственным средством обучения является устная речь. Первыми учителями в Англии были Уоллис ( I . Wallis ) и Холдер ( W . Holder ). Основной задачей они считали обучение глухих словесной речи , в том числе и устной . В свою систему речевых средств они, как и Бонет , включили устную и письменную речь, дактилологию и жесты .

Слайд 62

Дактильная и жестовая речь в период индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы П редставители «голландской школы» ни дактильную , ни жестовую речь как средство обучения глухих не признавали . Их усилия были направлены на обучение глухих устной речи , и в первую очередь внятному произношению . И только с открытием училищ для глухих детей в процессе общения между воспитанниками начинает складываться жестовый язык . Свое отношение к нему, как и к дактилологии, неизбежно должны были определить создатели основных педагогических систем, разрабатываемых в эти годы: «мимического метода» и «устного метода».

Слайд 63

Вопросы дактильной и жестовой речи в педагогических системах «мимический метод» и «чистый устный метод» Первая школа для глухих детей была открыта в Париже в 1760 г. Ее организатором и руководителем был Делепе ( De L ’ Eppee ). Несколько позже начала работать школа для глухих детей в Лейпциге , созданная Гейнике ( S . Heinicke ) . В этих двух школах и начали складываться педагогические системы, получившие в будущем названия «мимический метод» и «чистый устный метод» . Взгляды на дактильную и жестовую речь у сторонников той и другой системы были прямо противоположными. Ш. Делепе С. Гейнике

Слайд 64

Делепе , основоположник «мимического метода», полагал, что в обучении глухих детей следует использовать различные речевые средства — словесную речь (в основном письменную, но также и устную, и дактильную ) и жестовую . Причем жестовая речь в системе «мимического метода» играла ведущую роль . Гейнике считал, что главным (а согласно взглядам его преемников — единственным) средством обучения глухих должна быть устная речь . Дактильная и жестовая речь в период индивидуального обучения глухих в странах Западной Европы С торонники «мимического метода» и «чистого устного метода» по-разному оценивали дактильную и жестовую речь как средства педагогического процесса.

Слайд 65

Делепе и другие представители «мимического метода», выдвигая задачи умственного и нравственного воспитания, считали возможным и целесообразным развитие глухого ребенка на основе и при помощи жестовой речи. В систему речевых средств «мимического метода» включалась устная, письменная, дактильная и жестовая речь. Жестовая речь (естественные и «методические» жесты) рассматривалась как основное средство педагогического процесса. Сторонники «чистого устного метода» основную задачу обучения глухих видели в формировании у учащихся устной речи. Отрицая роль жестовой речи в развитии глухого ребенка, скептически относясь к дактилологии, «чистый устный метод» признавал устную речь единственным средством обучения глухих. Вопросы дактильной и жестовой речи в педагогических системах «мимический метод» и «чистый устный метод» В многолетней борьбе между двумя этими педагогическими системами победа осталась за «чистым устным методом». Но это была не легкая и, как оказалось в будущем, не полная победа.

Слайд 66

Вопросы дактильной и жестовой речи в современной зарубежной сурдопедагогике В современной зарубежной педагогике развиваются альтернативные подходы к обучению глухих и соответственно к использованию дактильной и жестовой речи. Теоретики биолого-медицинской концепции ( оралисты ) являются прямыми наследниками классического « чистого устного метода »: главная задача обучения глухих — это, по их мнению, обучение устной речи. Именно высокий уровень развития устной речи обеспечит глухому возможность более успешной интеграции в общество слышащих, поможет достигнуть максимальной социальной эмансипации, гарантирует равенство гражданских прав глухих. Социально-педагогическое движение в поддержку мейнстриминга началось в конце 60-х — начале 70-х гг. Его цель — предоставление всем детям с особенностями в развитии равных прав на получение образования «в общем потоке» с их сверстниками, в общих школах и т. д.

Слайд 67

Но ситуация еще более осложнилась . Во-первых , выяснилось, что развитие речи глухого ребенка даже при раннем начале систематического обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры не идентично речевому развитию его слышащего сверстника. Во-вторых , многие глухие, в том числе и дети с хорошо развитой словесной речью, испытывают серьезные затруднения в общении при помощи устной речи, особенно в ее восприятии (ведь фактор нарушения слуха продолжает действовать ) В-третьих , глухие, посещавшие обычные школы (а также немало учащихся-« оралистов »), став взрослыми, оказываются неготовыми, в первую очередь из-за незнания жестовой речи, к активному сотрудничеству с организациями глухих, к обсуждению и решению жизненно важных для большинства неслышащих социальных, культурных и других вопросов . В-четвертых , обнаружилось, что при организации обучения глухих совместно со слышащими возникает множество труднейших вопросов. Вопросы дактильной и жестовой речи в современной зарубежной сурдопедагогике

Слайд 68

В качестве одного из путей создания более благоприятных условий для обучения глухих в обычных школах предлагается использование жестового перевода. Вопросы дактильной и жестовой речи в современной зарубежной сурдопедагогике Системы, в которых одним из основных речевых средств является жестовая речь, в настоящее время являются наиболее распространенными в специальных школах Америки и стран Западной Европы. Таких систем две : «тотальная коммуникация» и «билингвистическое обучение».

Слайд 69

Сторонники «тотальной коммуникации » предлагают использовать в обучении все речевые средства : устную речь (воспринимаемую как зрительно, так и слухо -зрительно), письменную, дактильную и жестовую речь. Жестовая речь, как они полагают, должна быть представлена в педагогическом процессе различными ее вариантами: естественными жестами, калькирующей жестовой речью, национальным жестовым языком. Однако главная роль отводится калькирующей жестовой речи . Поэтому большое внимание специалисты уделяют разработке и использованию систем жестов, способных наиболее точно воспроизводить лексико-грамматическую структуру словесного языка (английского, шведского и т. д.). Вопросы дактильной и жестовой речи в современной зарубежной сурдопедагогике Педагогическая система « билингвистическое обучение » начала складываться в начале 80-х гг. Эту педагогическую систему все чаще называют «бай-бай образование» (by-by education) или бикультурно -билингвистическое образование ( bycultural-bylingual education). Методическая платформа бай-бай образования основана на признании права глухого человека, как и любого другого человека с особенностями в развитии, на выбор своего стиля жизни, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности — представителя социального меньшинства, а также на сложности лингвистической структуры жестового языка — одного из высокоразвитых естественных языков человечества и важной роли национального словесного языка и жестовой речи в коммуникативной и когнитивной деятельности глухих.

Слайд 70

Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в . Теоретическая платформа русской сурдопедагогики и практическая деятельность первых училищ для детей с недостатками слуха в первой четверти XIX в. в России складывались под влиянием материалистических идей А.Н. Радищева , на основе предыдущего опыта работы с глухими в воспитательных домах. А.Н. Радищев высказывает очень интересные мысли о своеобразии развития людей, лишенных слуха. Во-первых , он отмечает, что неслышащие общаются между собой жестами, подчеркивает, что они «мысли свои заключают в знаках, подлежащих зрению», т . е. считает возможным формирование коммуникативной и мыслительной деятельности на основе жестовой речи. Во-вторых , А.Н. Радищев уверен, что глухого необходимо обучать словесной речи «чтобы разум его воспарил до изобретений речи одаренного ».

Слайд 71

В XVIII в. в воспитательных домах (в Москве, Санкт-Петербурге и др.) были организованы группы мальчиков и девочек с недостатками слуха. Обычно сюда попадали сироты или дети бедняков, которым нужно было дать профессию, подготовить к будущей трудовой жизни. Поэтому перед воспитателями здесь стояли совсем другие задачи, чем перед учителями «английской» или «голландской» школ в Западной Европе. Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в.

Слайд 72

Обобщив достижения сурдопедагогики своего времени и собственный многолетний опыт работы в училище глухонемых, В.И. Флери создал выдающийся труд — первую русскую книгу о глухих « Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе», вышедшую в Петербурге в 1835 г. (. В этой книге автор изложил свои взгляды на глухонемого ребенка, на задачи, содержание , методы и речевые средства обучения и воспитания. Многие идеи В.И. Флери , безусловно, опередили его время. Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в.

Слайд 73

Следуя своим гуманным взглядам, В.И. Флери видит задачу педагогики в развитии личности глухого ребенка, его общем образовании, обучении языку, в том числе и устной речи. Большое внимание он уделяет нравственному воспитанию — этому вопросу он посвятил специальную книгу. В.И. Флери хорошо понимал, сколь трудны поставленные задачи. Поэтому-то он и предлагал использовать в обучении и воспитании глухих все возможные речевые средства: словесную речь — в устной, письменной и дактильной форме — и жестовую речь. Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в. Анализируя жестовое общение, В.И. Флери выделяет три разновидности жестовой речи. Первая — «естественная пантомима ». Это довольно примитивные жесты глухого ребенка, которые «природа и побуждения нужды внушают ему». Вторая — «природной пантомимой» русская жестовая речью. Третья — «искусственная пантомима» калькирующая жестовая речь

Слайд 74

«Естественная пантомима», «природная пантомима» и «искусственная пантомима», по мнению В.И. Флери , играют различную роль в процессе обучения глухого ребенка. На начальном этапе «естественную пантомиму» и «природную пантомиму» следует широко использовать как важное средство обучения и воспитания. Но это средство — только временное , наподобие рычага. Постепенно, как писал В.И. Флери , важность жестов уменьшается, потом даже совсем исчезает соразмерно с успехом в письменном языке. Значит, «естественная» и «природная пантомима», наряду со словесной речью, применяются в начале обучения . По мере овладения ребенком словесной речью эти системы общения используются все реже, основным средством педагогического процесса становится словесная речь . Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в.

Слайд 75

Во-первых , эту систему глухие никогда не употребляют в своих разговорах, т. е. она не является средством их межличностного общения. Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в. « И скусственную пантомиму » примененять на начальном этапе обучения В.И. Флери (в отличие от представителей «мимического метода») считает нецелесообразным и очень убедительно обосновывает свое мнение. Во-вторых , «искусственную пантомиму», которая калькирует словесную речь, можно применять только в работе с глухими, уже владеющими русским языком. Итак, ни на начальном, ни на продвинутом этапе обучения «искусственная пантомима» непригодна в качестве основного средства обучения. Но как дополнительное средство при работе с глухими, владеющими словесной речью, когда уже нет никакой опасности прибегать к вспомогательным знакам, «методические жесты» могут быть полезны, например при грамматическом разборе и т. д.

Слайд 76

Таким образом, в первой половине XIX в. в России сложилась самобытная система обучения глухих детей, в которой определялись задачи, содержание и речевые средства педагогического процесса. Основные взгляды В.И. Флери , в том числе и на проблему использования дактильной и жестовой речи, разделяли Г.А. Гурцев — его современник, Я. Т. Спешнев и Н.Я. Селезнев, деятельность которых протекала в 50—70-е гг. Однако в 80-е гг. работа школ постепенно перестраивается под влиянием идей «чистого устного метода». Начинается новый этап в истории русской сурдопедагогики. Оценка дактильной и жестовой речи в русской сурдопедагогике первой половины XIX в.

Слайд 77

Распространение «чистого устного метода» в России в конце XIX — начале XX в . Становление «чистого устного метода» в России связано с именем директора Петербургского училища глухих А.Ф. Остроградского, с деятельностью П.Д. Енько, Н.М. Лаговского и других известных сурдопедагогов конца XIX — начала XX в. В конце 80-х гг. главной задачей школы становится обучение устной речи ; устная речь признается единственным средством обучения.

Слайд 78

Роль дактильной и жестовой речи в процессе обучения и воспитания отрицается. Обсуждая проблему жестовой речи в своих произведениях, Н.М. Лаговский, П.Д. Енько и др. стремятся обосновать занимаемую ими позицию. Так, Н.М. Лаговский анализирует особенности «естественной» и «искусственной» мимики и приходит к заключению (в отличие от В. И. Флери ), что жестовый язык не знает грамматических форм и грамматических правил. Хотя жестовая речь, по мнению Н.М. Лаговского , — ограниченное и ненадежное средство общения, тем не менее ее трудно держать «в дозволенных ей границах», и у глухих не возникает потребности в устной речи. Следовательно, жестовую речь нужно изъять из употребления как на уроках, так и в общении учеников между собой . Однако так думают далеко не все. Например, такой крупный последовательный идеолог «чистого устного метода», как П.Д. Енько, утверждает, что жестовую речь, которую ученики употребляют в разговорах друг с другом, подавлять и искоренять вредно, поскольку тогда окажется невозможным благотворное влияние старших воспитанников на младших. Распространение «чистого устного метода» в России в конце XIX — начале XX в.

Слайд 79

С критикой «чистого устного метода» выступали также Е.С. Боришпольский и Э. Радзишевский , который отстаивал, в частности, целесообразность применения в обучении дактильной речи, и др. Они доказывали, что выдвижение в качестве главной задачи обучения устной речи приводит к игнорированию работы по сообщению общеобразовательных знаний, формированию мыслительной деятельности, словом, задерживает умственное развитие глухих детей. Многие сурдопедагоги требовали пересмотра задач и содержания педагогического процесса, расширения системы речевых средств — включения дактильной и жестовой речи в обучение и воспитание глухих учащихся. Прогрессивные традиции русской сурдопедагогики нашли дальнейшее развитие в разработке теории и становлении обучения детей с недостатками слуха после Октябрьской революции. Распространение «чистого устного метода» в России в конце XIX — начале XX в.

Слайд 80

Значение исследований Л.С. Выготского и решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г . Большой вклад в теоретическое обоснование необходимости пересмотра содержания, методов и речевых средств обучения и воспитания глухих внес Л.С. Выготский который , приступив к работе в дефектологии в середине 20-х гг., сразу выступает решительным противником « чистого устного метода ». Он выявляет главный недостаток : у ученика вырабатывают не язык, а артикуляцию. Поэтому устная речь глухих « почти не служит их развитию и формированию, не является орудием накопления социального опыта и участия в социальной жизни ».

Слайд 81

Подчеркивая преимущественное значение социальной сущности в феномене глухоты человека, а также важную роль речи и общения в развитии высших психических функций ребенка, Выготский наряду со словесной включает жестовую речь в систему речевой деятельности глухих детей. Л.С. Выготский приходит к выводу, что: Значение исследований Л.С. Выготского и решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г. 1) жестовый язык глухих — сложная и своеобразная лингвистическая система. Это очень богато развитый язык, на котором вполне можно выражать различные абстрактные понятия, в том числе ряд положений, мыслей и сведений общественно-политического характера; 2 ) жестовая речь «есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения», т. е. не только средство межличностного общения глухих, но и средство «внутреннего мышления» самого ребенка; 3) словесно-жестовое двуязычие глухих — объективно существующая реальность; ситуация такого билингвизма плодотворна, и ее следует использовать «для восхождения глухого ребенка к овладению речью», для его общего и лингвистического развития; 4) необходимо переоценить традиционное отношение к жестовой речи, «использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага», поставить теоретически и практически вопрос о сотрудничестве и структурном комплексировании словесной и жестовой речи «на различных ступенях обучения ».

Слайд 82

Теоретические положения Л.С. Выготского , а также результаты исследований P . M . Боскис , Н.Г. Морозовой и других специалистов легли в основу решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г. Это совещание явилось итогом многолетних исканий специалистов нашей страны. Оно положило конец фактическому господству «чистого устного метода» и послужило базой для перестройки всего педагогического процесса. Исходя из целей и задач воспитания учащихся с недостатками слуха, совещание сформулировало главный дидактический принцип: • всестороннее развитие личности ребенка, • обучение основам наук на основе формирования словесной речи и словесно-логического мышления. Для реализации требований этого принципа предлагалось использовать систему речевых средств, включающую основные средства — устную и письменную формы словесной речи и вспомогательные — дактильную (с III класса) и жестовую речь . Значение исследований Л.С. Выготского и решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г.

Слайд 83

ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ ДАКТИЛОЛОГИЯ

руки с оттопыренными пальцами

В России около 200 тысяч человек с нарушениями слуха. Они живут обычной жизнью, знакомятся с людьми, общаются, работают. В любой момент вы можете столкнуться с ними по интересам или работе. Нужно выучить язык жестов, чтобы иметь возможность понимать их или сообщить необходимую информацию.

Содержание

  • 1
    Что такое язык жестов
  • 2 История происхождения
  • 3 Как выучить язык жестов
    • 3.1 Знакомство с дактилологией
    • 3.2 Техника постановки пальцев
    • 3.3 Скорость постановки пальцев
    • 3.4 Счет и числа
  • 4 Как выучить жестовый язык слов
    • 4.1 Добрый день
    • 4.2 Меня зовут…
    • 4.3 Пожалуйста
    • 4.4 Спасибо
    • 4.5 Мне нужна помощь
    • 4.6 Который час?
    • 4.7 Я люблю тебя
    • 4.8 До свидания
  • 5 Где можно выучить язык жестов
  • 6 Интересные факты


Что такое язык жестов

Русский жестовый язык (РЖЯ) – это самостоятельный язык, который используют для общения люди с нарушением слуха.

Он состоит не только из статичных фигур, но и динамической компоненты. Руки двигаются определенным образом, занимают определенное место по отношению к лицу. Во время жестикуляции принято дополнительно «проговаривать» губами слова.

В ЖЯ важны любые детали, в том числе в каком месте показывается жест (у лба и груди одинаковые движения трактуются по-разному), характер движений (поворот тела и головы, мимика). Можно сказать, что в разговоре участвует все тело.

Во время общения на языке жестов роль играет любая мелочь, так что нужно следить за своей позой и непроизвольными движениями рук. Все ваши действия могут быть неверно истолкованными.

История происхождения

Доподлинно неизвестно кто создал жестовый язык, он существует уже много веков. Но только в 18 веке его стали систематизировать.

Во время индустриализации европейских городов, в них сосредоточились группы глухих, которые нуждались в обучении.

Итальянский доктор Ж. Кардано первым вызвался обучать глухонемых детей при помощи жестов. В качестве основы использовали языки глухонемых с национальными особенностями. Они стали базой для основания жестовой интерпретации.

В современном мире жестовый язык развивается, трансформируется и популяризируется. Все больше людей хотят научиться языку жестов, чтобы общаться с коллегами, друзьями или родственниками.

Есть международный жестовый язык – жестуно, который используют во время международных мероприятий.

Как выучить язык жестов

В данной статье рассмотрим обучение русскому жестовому языку (РЖЯ). Потому что именно его используют в России, и с ним придется сталкиваться в повседневности.

РЖЯ отличается от других языков жестов по лексике и грамматике. При этом и от грамматики русского разговорного языка отличается непростым морфологическим преобразованием слов.

Лексика РЖЯ близка к международной, потому что много жестов было взято из немецкого, австрийского и французского языка жестов.

Знакомство с дактилологией

Начинать изучение языка жестов нужно со знакомства с дактилологией. Это особая форма речи, при которой каждая буква алфавита обозначается определенным знаком, сложенным из пальцев.

язык жестов азбука

В дактильной азбуке 33 знака (дактилей), как и в алфавите.

Данные буквенные обозначения это лишь малая часть языка жестов. Дактилологию обычно используют для передачи собственных имен: городов, имен, местности и для других слов, у которых нет специального жеста.

В основном же глухонемые используют жесты для обозначения слов или целых словосочетаний.

Помимо этого есть маноральная речь – чтение по губам. Жесты в этом случае только делают акцент на некоторые буквы и слоги (твердые, мягкие, глухие, звонкие согласные).

Техника постановки пальцев

В общении на РЖЯ играет роль каждое движение и положение рук. Так что учиться языку жестов нужно не спеша, досконально прорабатывая технику постановки пальцев.

В начале обучения рука и пальцы могут быстро уставать. Делайте перерывы. Через несколько тренировок вы уже начнете привыкать к движениям, руки приспособятся, и вы станете выносливей.

Можно делать гимнастику для рук и пальцев, чтобы они лучше гнулись.

Скорость постановки пальцев

Когда отточите технику и точность постановки пальцев, можно увеличивать скорость. Выберите слово, которое хотите научиться проговаривать на дактиле. К примеру, собственное имя.

Запоминайте все знаки, которые нужно показать, встаньте перед зеркалом и тренируйтесь. Сначала просто повторите движения, чтобы вспомнить, а потом старайтесь быстрее показывать их.

Старайтесь не нарушать точность движений ради скорости.

Счет и числа

Когда вы отточите свои познания в алфавите, пора двигаться дальше – время научиться, как показывать цифры.

цифры от 1 до 10

Для начала хватит счета от 1 до 10.

Позже можно расширить свои познания, расширив познания до сотни.

Как выучить жестовый язык слов

Теперь можно разучивать самые распространенные слова и фразы. Выучить весь язык будет сложно, но постепенно вы расширите свой словарный запас.

В целом обучение языку жестов мало чем отличается от других языков. Первым делом запоминай самые ходовые слова, которые будут требоваться чаще других.

Как правило, хватает 500-1000 слов, чтобы понимать и общаться с людьми на иностранном языке на базовом уровне. Здесь принцип тот же. Найдите список таких слов и фраз, которые рекомендуют изучать в первую очередь, и переложите на язык жестов.

Первым делом изучите слова, которые используете чаще всего. Приветствие, прощание, извинения, благодарность, популярные вопросы. Потом самостоятельно определите вектор движения в зависимости от того, на какие темы вы чаще всего общаетесь.

Проговаривайте все слова ртом – артикуляция играет большую роль для понимания.

Добрый день

Погладьте тыльную сторону левой руки дважды по направлению к себе. После этого сложите пальцы обоих рук в мордочку уточки, направьте ее «носик» наверх, тыльной стороной пальцев к собеседнику.

Меня зовут…

Покажите указательным пальцем на себя правой рукой. А потом несколько раз погладьте тыльную сторону левой руки быстрым движением.

Для обозначения имени используйте дактильную азбуку – составьте свое имя из отдельных знаков.

Пожалуйста

Данное слово означает просьбу о помощи. Довольно простой и очевидный жест, который даже не придется запоминать. Сложите руки, соединив ладони. Немного подвигайте им, как во время мольбы.

Спасибо

Жестовый язык сопровождается артикуляцией, и движения должны совпадать со следующими слогами:

  1. «спа» – правую руку сожмите в кулак, и коснитесь лба костяшками.
  2. «сибо» – рука костяшками касается подбородка.

Мне нужна помощь

Здесь уже сложнее – нужно сделать три движения:

  1. Покажите указательным пальцем правой руки на себя.
  2. Сделайте жест из мизинца, среднего и указательного пальца, ударьте рукой в воздухе перед собой.
  3. Раскрытыми ладонями ударьте друг об друга – их ребра должны стукнуться, как будто вы показываете крестик.

Надеемся, что эта фраза никогда вам не пригодится, но если увидите подобный жест – придите на помощь нуждающемуся.

Который час?

Формально вы должны проговаривать губами время сколько».

Поднимите раскрытые пальцы ко рту и пошевелите ими, потом постучите ими по левому запястью, где обычно бывают часы.

Потом поднимите правую руку перед собой с раскрытыми пальцами, кончики которых направлены вверх. И пошевелите ими.

Я люблю тебя

Простая фраза, которая будет понятна и без перевода. Покажите на себя, на собеседника, потом поцелуйте кончики пальцев и прикоснитесь ими к сердцу.

До свидания

Еще один очевидный жест, которому вы научитесь за секунду. Поднимите правую руку на уровень лица, а потом помашите рукой. Но не в стороны, а как бы сжимая в ней резиновый шарик.

В данном видео вы найдете все фразы, описанные выше – посмотрите как они выглядят и проверьте насколько правильно вы выполняли жесты.

Где можно выучить язык жестов

С нуля будет очень непросто выучить РЖЯ, особенно если вам не с кем практиковаться. При изучении любого языка необходимо общение, чтобы кто-то замечал ваши ошибки, а вы могли находить чужие. Но не всегда можно найти напарника вживую.

Существует несколько вариантов для самостоятельного изучения:

  1. Ролики на youtube. Можно найти много каналов, в которых выкладывают обучающие материалы по данной теме. Разбирают популярные слова, выкладывают интересные диалоги, делают озвучку для фильмов или песен на жестах. Интересные материалы позволят изучать язык веселее, рассматривая настоящие жесты актуальных слов и фраз.
  2. Найти друга для общения через скайп или другие средства видео-связи.
  3. Сайт «город жестов» – ресурс для изучения русского жестового языка в игровой форме. Используются тексты, картинки, видео уроки, видеословари. Соревнования, советы, игры.  Там же можно найти единомышленников для общения и практики. Весь ресурс посвящен проблеме людей с нарушением слуха. Будет полезно ознакомиться: jestov.net.

Хотя ничто не сравнится с обычными курсами в вашем городе. Так вы сможете вживую оттачивать свое мастерство, общаться с настоящими людьми и сразу получать обратную связь. Они поправят ваши ошибки, помогут выставить руки в правильное положение.

Интересные факты

Даже не факты, а просто несколько моментов, которые нужно знать. Или интересно знать, если вам хочется ознакомиться с жестовым языком.

  1. Язык жестов в разных странах разный. Есть международный язык жестуно, но он мало используется.
  2. Глухие читают по губам, так что для них важно видеть ваши губы, которые проговаривают слова. Не закрывайтесь и четко проговаривайте фразы, чтобы они смогли понять вас.
  3. В языке жестов используется иная грамматика и порядок слов. К примеру, вопросительные слова ставят в конце предложений.
  4. В ЖЯ свои лингвистические особенности, структура и грамматика. Нельзя сказать, что это просто калька с обычного языка, перенесенная на жесты.
  5. В Новой Зеландии язык жестов – третий государственный язык.

Для людей с проблемами слуха адаптируют фильмы, сериалы, песни и выступления. Все данные материалы можно найти в интернете, в частности на ютубе.

Выучить язык жестов не только полезно, но и интересно. Можно открыть для себя много нового, посмотреть на мир немного иначе, помочь незнакомцу в сложной ситуации.

Понедельник, здравствуй!

Здравствуйте!

Меня зовут Алексей Знаменский, я буду Вашим куратором по самостоятельному изучению русского жестового языка – РЖЯ. Мне 32 лет, я актер, режиссер. Закончил два института ГСИИ и ВГИК и теперь работаю в театре и кино. С хореографом Еленой поставил в театральном проекте «Недослов» пластические спектакли «Без права на ангела» и «Той, которая впервые узнала, что такое дождь». Кино – на стадии сценариев. (Мне их присылать не нужно, я работаю с одним сценаристом :)
Жестовый язык знаю с детства. Ходил на кружок жестовой песни, а потом дополнял его в театральном институте. Первое время я буду говорить голосом, а потом резко пересяду на ЖЯ. Поэтому, если вы не поняли, что я сказал на ЖЯ, не стесняйтесь, пишите громко и быстро – а я озвучу тихо и помедленее.

Первое время – старайтесь запасаться словами-жестами. Старайтесь видеть и мыслить образами, логически для себя их обосновывать, связывать ассоциациями. Например: птица (значит машем руками крыльями, плюс дополняем  жестом «клюв»)

Жестовый язык – язык, в котором все строится на образах, даже если некоторые жесты совершенно не образны. Есть устоявшиеся, есть логически обоснованные. Это можно почитать в теориях ЖЯ.

Затыкать пробками уши тоже не нужно, просто смотрите и видьте.  Будьте водителем в машине. В машине вы же не слышите, что говорят пешеходы, вы обычно лишь догадываетесь. Не старайтесь сразу все понимать – иначе мозг взбунтуется, и у вас пропадет всякое желание учиться. Всего понемножку и по шажочку.

Не расстраивайтесь, если к пятой неделе вы ничего не будете понимать. Вполне вероятно, что на восьмой неделе вам вдруг станет легко понятно. У каждого свои часы.

В этой статье вы сможете найти различные ознакомительные ссылки, чтобы выбрать для себя удобный инструмент изучения ЖЯ.

Знакомство с ЖЯ. Что это за язык?

 

  • Для начала можно почитать в интернете разные статьи на тему истории возникновения ЖЯ и РЖЯ, а также теоретические книги Гельмана и Зайцевой. А если совсем нет времени – то достаточно статей и практики.
  • Видеоурок-интервью В.Камневой – https://www.youtube.com/watch?v=bBpIFTnaKGA
  • Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
  • История ЖЯ – https://nplus1.ru/material/2016/04/13/jesture
  • Краткая грамматика ЖЯ – http://studopedia.ru/2_26263_zhestovaya-rech-osobennosti-zhestovogo-yazika-gluhih.html

Ресурсы и материалы

1.    Онлайн-словари (для меня лично удобно пользоваться такими словарями, конкретное слово можно набрать в поисковике)
Новости сайта
http://www.spreadthesign.com
http://surdoserver.ru/
http://www.digitgestus.com

2. Курсы

  • Книга Фрадкина «Говорящие руки» (рекомендуется) – можно найти и скачать в интернете или приобрести в местных обществах глухих или букинистических магазинах.
  • Курс жестового языка   https://www.youtube.com/playlist?list=PLA357506657984F1A
  • Видеословари (для меня лично не удобно тем, что надо прокручивать и искать определенные слова, но если вам такой вариант удобен – ради бога!)
    https://www.youtube.com/watch?v=i0CwMj-HVnQ Видеословарь Ч.1.
    https://www.youtube.com/watch?v=QT5KlNnwyc8 Видеословарь Ч.2.
    https://www.youtube.com/watch?v=S0F-QrE4EF8 Видеословарь Ч.3.
    https://www.youtube.com/watch?v=CFYkQ9Pynv0 Видеословарь Ч.4.
    https://www.youtube.com/watch?v=9uSCmlVb3Wg Давай знакомиться! Видеоурок русского жестового языка для начинающих (2015)

С чего начать:

1) Разминка рук

Разминку пальцев и рук надо делать каждый день по 15 минут.

Для тех, кто никогда не говорил на ЖЯ – первое время будут видны деревянные жесты. Ничего страшного, все приобретается за счет упражнений и разминок.

Разминка рук – на всю жизнь! Она полезна для всех начинающих, как слышащим, так и неслышащим. Вот отличное видео:  https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=lRWU-DTzLlI

2) Дактилогия

Дактилология – ручной алфавит. Надо хорошо его выучить, так как многие жесты начинаются с какой-нибудь буквы. Например: надо – буква Н, чай – буква Ч. Скачать ручную азбуку РЖЯ

1 видеовариант алфавита – https://www.youtube.com/watch?v=9Sex-znpxj0
2 видеовариант алфавита – https://www.youtube.com/watch?v=2SMlvOPOKRs
3 видеовариант алфавита (оптимальный) – https://www.youtube.com/watch?v=BoCRf9AslgA

Подсказка: Имена людей и названия городов, фирм, марки – всегда дактилируется.

3) Практика

После изучения ручного алфавита первое упражнение  – проговорить «дактилем» слова:

веселый человек, веселый конь, веселый  день, веселый клоун
школьный урок, школьный день, школьный клоун, школьный обед
красный цветок, красный мопед, красный апельсин, красный стул и т.д.

Подсказка: возьмите любое короткое стихотворение и продактилируйте. Пальцы должны запомнить буквы. Не путать и обращать внимание на «Е, О и С», «Т и М», «У и Ы», «Р и Н», «Ж и Ф», «Е и Ж»

4) Учимся говорить!

Знакомство:

Лексика:

Дружба, Знакомство(Знакомиться), Имя, Здравствуйте, Пока, До свидания, Как дела, Я работаю, Я учусь, Жестовый язык, Друг, Подруга, Интересно, Спасибо, Пожалуйста (просьба), Делать (делаю, сделал), Изучать(изучаю)

Вопросительные:
Кто, Что, Где, Куда, Откуда, Когда, Зачем, Почему, Сколько, Как, Какой, Чей,

Местоимения:
Я, Ты, Вы, Он, Она, Они, Мы, вы(мн.ч) Мой, Твой, Его (Ее), Свой

Попробуйте самостоятельно сказать:

Меня зовут …, я работаюучусь в …
Мой друг, моя подруга, Где познакомились? Где работает? Где учится?
Какой он? Какая она? Когда он работает? Когда она учится?
Как дела? Я учу жестовый язык, Мне интересен жестовый язык,
Откуда тывы? Почему этот язык?

Подсказка: Если вам трудно учить, вы можете под каждый словом рисовать жест или описать словами значение жеста. Все на своих ассоциациях.

5) Самостоятельная работа: поиск жестов в онлайн-словарях:

Извините, простите, пожалуйста (ответ на благодарность), Понятно, Не понятно, Сам, Есть(имеется), Быть(был), Будет, Поэтому, Потому что, Жить(живу), Город, Хотеть(хочу).

6) Домашнее задание

(для тех, кто оплачивал эту опцию в рамках сбора на Planeta.ru, действительно в период с 31 октября по 25 января 2016 года, пока мы проводим онлай-курс, потом уже вы можете выполнять его самостоятельно :))

Пришлите мне в пятницу, субботу, воскресенье приветственное видео: нужно рассказать о себе в двух словах, где и кем работаете или учитесь, объяснить мотивацию изучения ЖЯ (с какой целью и как его будете применять), что понятно вам в уроках, что не понятно в них. Старайтесь уже на ЖЯ сказать, не знаете как – поищите. Можете отрепетировать, можете наложить субтитры. Не бойтесь! Я помогу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Домофон визит трубка инструкция переключатель громкости вызова
  • Линкомицин уколы инструкция по применению для людей при бронхите взрослым
  • Php net руководство
  • Вулнузан мазь для чего применяется инструкция
  • Простолайф инструкция по применению цена отзывы аналоги