Структура ФАС России
Схематичное изображение структуры ФАС России (PDF, 1,8 МБ)
Статс-секретарь — заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Шаскольский М.А.— руководитель Федеральной антимонопольной службы (председатель коллегиального органа);
Королев В.Г. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (секретарь коллегиального органа);
Пузыревский С.А. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Цыганов А.Г. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Иванов П.В. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Евтухов В.Л. – статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
Ересько А.В. — заместитель Министра строительства и ЖКХ;
Колесников М.А. — директор Департамента секторов экономики Минэкономразвития Российской Федерации;
Пак О.Б. – статс-секретарь, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Сниккарс П.Н. — заместитель Министра энергетики Российской Федерации;
Торосов И.Э. – первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
Чалик И.П. — заместитель Министра транспорта Российской Федерации
Артемьев Игорь Юрьевич
Руководитель
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — СЕКРЕТАРИАТ РУКОВОДИТЕЛЯ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
КОНТРОЛЬНО-ИНСПЕКЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОЗ
Цариковский Андрей Юрьевич
Статс-секретарь — заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Королев Виталий Геннадьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Отдел антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Голомолзин Анатолий Николаевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кашеваров Андрей Борисович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Отдел фондового рынка, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг
Начальник отдела — Прунтов Кирилл Валерьевич
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕКЛАМЫ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТОРГОВЛИ
Цыганов Андрей Геннадьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Доценко Алексей Викторович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ
КОНТРОЛЬНО-ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Петросян Рачик Ашотович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Отдел административного обжалования в строительстве
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Отдел контроля торгов отдельных видов юридических лиц
Пузыревский Сергей Анатольевич
Заместитель руководителя
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Редько Александр Викторович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
Отдел антимонопольного контроля железнодорожного транспорта
Овчинников Максим Александрович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
Отдел рассмотрения жалоб в сфере размещения ГОЗ
Заместитель начальника управления — Начальник отдела — Игнатущенко Петр Петрович
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СУХОПУТНОГО И МОРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОЗ
Фесюк Даниил Валерьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ АВИАЦИОННОЙ, РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ И АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОГРАММ ИНФРАСТРУКТУРНОГО И РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ГОЗ
ЮРИДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОЗ
«ФАС больше нет» — заявил экс-глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев на съезде партия «Яблоко» в апреле этого года. Свои слова он объяснил курсом нынешнего руководства, который под видом позитивных перемен по факту сворачивает всё то, чего достигла предыдущая команда за 16 лет. Курс работы регулятора, действительно, изменился, поменялись приоритеты. О том, «куда смотрит ФАС» — в материале konkir.ru.
Среди повседневных забот – антимонопольного регулирования рынков, контроля госзакупок, цен и тарифов в ФАС продолжается кадровая зачистка. Очередь дошла до регионов. Со дня на день новые руководители ожидаются в Санкт-Петербургском и Ленинградском управлениях. Сменилось руководство и в Краснодарском УФАС.
В центральном аппарате смена кадров началась раньше. За три месяца до того, как Игоря Артемьева перевели в Правительство помощником Мишустина, службу покинул его заместитель Анатолий Голомолзин. Перед Новым годом в отставку отправили ещё одного зама — Александра Редькова, в чьё ведение входило регулирование транспортной отрасли. Также из руководящего состава исключили коллегу Игоря Артемьева по «Яблоку» Павла Заборщикова, который отвечал за административное направление работы. В феврале этого года «по собственному желанию» из ФАС ушёл Михаил Евраев, курировавший госзакупки. В конце мая ведомство покинули Андрей Тенишев, возглавлявший антикартельное управление, и Армен Ханян – начальник управления по регулированию ТЭК. В июне заявление написал «правая рука» экс-главы ФАС Игоря Артемьева Андрей Цариковский. Он курировал сферу естественных монополий в промышленности, борьбу с картелями и направление общественных связей.
«Первое, что сделал новый руководитель, он прекратил всю антикартельную деятельность. Собственно, с этим он и пришел, ему сказали, что ФАС слишком активная, и надо прекратить этим заниматься»,- прокомментировал кадровую политику преемника экс-глава ведомства Игорь Артемьев на съезде партии «Яблоко».
В пресс-службе ФАС России на вопрос, с чем связаны столь глобальные кадровые изменения, озвучили официальную версию – по собственному желанию: «Основные причины кадровых изменений в службе так же, как и в предыдущие годы, это инициатива самого гражданского служащего и/или достижение им предельного возраста пребывания на гражданской службе».
При этом новый руководитель ФАС оказался более прямолинеен. В одном из своих первых публичных выступлений Максим Шаскольский заявил, что подходы регулятора изменятся, а к тем, кто не будет их разделять, будут применяться соответствующие кадровые решения.
Первым делом — тарифы
Максим Шаскольский, который возглавляет ФАС уже более полугода, пришёл в ведомство с должности вице-губернатора Петербурга. В зону его ответственности на прошлом месте работы входило тарифное регулирование и энергетика. На новой должности приоритеты, видимо, не поменялись. За тарифами ЖКХ в службе следят пристально, контролируя соблюдение предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. Эти индексы, пояснили в пресс-службе регулятора, на сегодняшний день являются единственным инструментом сдерживания роста тарифов. «В результате такой работы при допустимом среднем росте в 4% по прогнозу Минэкономразвития фактический размер индексации по поступившим в ФАС России данным от региональных органов регулирования в среднем по стране составит 3,3%. Отметим, что в 2020 году в рамках контроля за тарифными решениями ведомство выдало 96 предписаний, рассмотрело 136 заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях и 61 дело об административных правонарушениях. По итогам этой работы удалось выявить 2,4 млрд рублей экономически необоснованных средств в тарифах».
В общем, тарифы как росли, так и будут расти. Однако экс-глава ФАС Игорь Артемьев считает, что введённому его командой принципу регулирования «инфляция минус» ничего не угрожает. Своё мнение он высказал коллегам по партии «Яблоко»: «Мы приняли принцип «инфляция минус». Это было поддержано Правительством, вписано в законы и обойти это очень сложно. Сейчас я вижу, что идёт попытка вернуть «инфляция плюс», и это сделано по целому ряду направлений, например, по железным дорогам. Первое, что сделал новый руководитель – сказал, что {нужно} в 2 раза выше инфляции поднять тариф для энергетиков. Как вы понимаете, энергетика – хлеб экономики, всё в себестоимость уходит. Ему указали, что у нас «инфляция минус». <…> В ближайшее время выборы, не думаю, что принцип будут пересматривать, то есть, дело будет жить, несмотря на желание самого регулятора помочь олигархам».
А цены — подождут
Федеральная антимонопольная служба – экономическое ведомство, которое призвано следить за развитием конкуренции в стране. Выше конкуренция – ниже цены. В теории. На деле – конкуренция, вроде, есть, но вот потребительские цены на многие позиции значительно превышают уровень инфляции. Впрочем, не секрет, что показатель инфляции формируется за счёт экстремумов выборки.
Из приведенной таблицы видно, что в мае, июне 2021 года сильнее прочего подорожала свёкла. Следом идут картофель, морковь, капуста…
Вопросы о том, почему так резко дорожают продукты, звучали и в ходе «прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным 30 июня. Обратившаяся к главе государства женщина спросила, почему российский картофель и морковь стоят гораздо больше, чем эквадорские бананы. Национальный лидер сей факт объяснил низким урожаем и инфляцией.
Такой же вопрос задают и главам отдельных регионов. Так, например, один из пользователей Инстаграм спросил губернатора Ленобласти, существует ли «какой-либо вменяемый комментарий на тему подорожания овощей?». «Только один. Зона ответственности антимонопольной службы, но им, видимо, не до этого, хотя рычаги влияния есть», — ответил Александр Дрозденко.
Konkir.ru обратился в ФАС, чтобы узнать, что это за рычаги, и почему антимонопольная служба ими не пользуется, а если пользуется, то почему нет результата. В ФАС процитировали Постановление Правительства РФ о регулировании цен на социально значимые продукты: «Правительство РФ вправе применять регулирование цен на социально значимые продукты. Соответствующие механизмы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 530. Документом определен перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, а также утверждены правила их установления. Так, предельные розничные цены могут устанавливаться в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора», — шаблонно ответила пресс-служба регулятора.
Проще говоря, из ответа следует, что Правительство и антимонопольщики впрягутся, если стоимость какого-либо товара из «социальной корзины» будет расти в течение двух месяцев подряд. Впрочем, цена на свёклу стремительно идёт в рост уже более трёх месяцев, а картофель заметно дорожает с мая.
«Кроме того, для стабилизации потребительских цен на социально значимые продукты применяются такие меры, как повышенные ставки вывозных таможенных пошлин, соглашения по сдерживанию цен между производителями и торговыми сетями, субсидирование производителей, а также меры антимонопольного регулирования», — пояснили в ведомстве, припомнив своё прошлогоднее достижение по сдерживанию роста цен на сахар и подсолнечное масло. «Также на период с 15 февраля по 30 июля 2021 года установлена тарифная квота в размере 17,5 млн тонн на вывоз зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень и кукуруза) за пределы РФ в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, что позволило не допустить дефицита зерновых культур на внутреннем рынке».
Продукты питания и тарифы – это далеко не всё. Параллельно дорожают стройматериалы. В ФАС заверили, что проверки производителей металлопродукции идут полным ходом. Три антимонопольных дела по признакам поддержания монопольно высокой цены возбуждено в апреле 2021 года. Одно дело возбуждено по признакам заключения антиконкурентного соглашения. Ответчики — ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК». Рассмотрение дел продолжается.
Помимо этого, следует из ответа ФАС, служба провела внеплановые проверки в отношении оптовых поставщиков металлопроката в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Екатеринбурге. «По результатам анализа полученной информации ведомство сделает выводы о наличии / отсутствии нарушений антимонопольного законодательства», — внушил надежду регулятор, добавив, что в связи с ростом цен на рынке строительства и смежных рынках территориальным управлениям ФАС поручено провести проверки крупных строительных компаний и производителей основных строительных материалов. При выявлении нарушений антимонопольного законодательства ФАС обещает принять соответствующие меры. Хочется надеяться, что последствия этих мер ощутит не только федеральный бюджет за счёт пополнения штрафами, а потребитель за счёт снижения стоимости продукции.
Либерал VS государственник
Антимонопольная служба, как следует из самого названия, призвана быть государственным рычагом контроля над монополистами. Однако, наблюдая за работой ведомства, порой, складывается несколько иное впечатление. Например, крупный госзаказ зачастую распределяется (и распределялся) между несколькими компаниями, приближёнными к первым лицам государства. В качестве наглядного примера можно привести дорожную отрасль и строительство. Самые дорогостоящие тендеры госкорпораций тоже из года в год получают одни и те же компании. Ежегодный рейтинг «королей госзаказа» составляет издание Forbes.
Такая тенденция сложилась довольно давно, что не отрицает экс-руководитель ФАС Игорь Артемьев, определяя форму экономического устройства России трёхэтажной словесной конструкцией: государственно-монополистически-олигархический капитализм. «Реальная власть сегодня присутствует в руках отдельных кланов, олигархических групп. То, чем мы занимались 16 лет в ФАС, то, что нам удавалось сдерживать определенным образом, вот эти вот все усилия по захвату лакомых кусков российской экономики группировками в своих собственных интересах, это время закончилось»,- рассказал Игорь Артемьев «яблочникам» принцип устройства российской экономики. — «Поэтому такая экономика, где правят балом госкорпорации и монополии, она не может быть эффективной в принципе и обеспечить достойные социальные блага обществу. Это всё распределяется и вывозится заграницу очень узкими группировками, которые сегодня имеют реальную политическую и экономическую власть в нашем обществе».
Игорь Артемьев, принадлежа к общей политической системе, известен своими либерально-демократическими взглядами. Несмотря на то, что претензии к ФАС были и при нём, особенно в части госзаказа, команда Артемьева не раз выступала против олигархов. Например, в 2008–2011 годах регулятор судился с Газпромом по поводу закупки труб. Ведомство было не довольно тем, что в тендерах «национального достояния» участвуют не сами производители, а посредники. Среди них «Северный европейский трубный проект» братьев Ротенберг, «Трубные инновационные технологии» Ивана Шабалова. Суд антимонопольщики проиграли, но после жалобы Путину Газпром изменил порядок закупки труб. Тогда же крупный тендер выиграли производители труб, а не посредники. Кстати называться «национальным достоянием» и использовать этот слоган в рекламе Газпрому запретила тоже ФАС. Этот вопрос Артемьев поднял на совещании у президента РФ в 2016 году, напомнив, что национальное достояние России – это люди, культура, но никак не Газпром.
Этим примеры противостояния ФАС с олигархическими структурами и монополистами не исчерпываются. Здесь же можно вспомнить дело против Pacific Andes — гонконгского производителя производителей замороженной и готовой рыбы, спор с компанией ЛУКОЙЛ вокруг тарифов Варандейского терминала, дело в отношении Приморского торгового порта, которым занималось Ленинградское управление, и ряд других громких дел.
Розничная торговля была, пожалуй, единственной сферой, которой ФАС занималась неохотно и даже просила передать эти полномочия другому ведомству. Тем не менее, контроль цен оставили за ФАС. В 2015 году антимонопльщики впервые признали поставщиков гречки виновными в резком росте цен на крупу.
Максим Шаскольский, в свою очередь, считается ставленником близкого к Кремлю олигарха Юрия Ковальчука. На его предприятиях — «Петербургской сбытовой компании» и в аффилированном с ней «Ленэнерго» он работал до назначения на пост вице-губернатора Санкт-Петербурга. В связи с этим возникает вопрос, как будет пресекать нарушения монополистов главный антимонопольщик России и в то же время выходец из монополистических структур, которые теперь обязан контролировать? Пресс-служба ведомства, по крайней мере, уверяет, что миссия, цели и ценности ФАС со сменой руководства останутся неизменными — свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Что ж, решение регулятора снизить антимонопольный контроль малого и среднего бизнеса отчасти подтверждает заявленные намерения.
Саша Колесникова
11 ноября премьер Михаил Мишустин сменил главу Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ее новым руководителем назначен Максим Шаскольский — бывший вице-губернатор Петербурга. Игорь Артемьев, который возглавлял ведомство в течение 16 лет, стал помощником премьер-министра.
На встрече с Шаскольским премьер в числе приоритетных задач назвал ликвидацию перекрестного субсидирования в энергетике, регулирование рынка цифровых технологий и работу с людьми по разъяснению ценообразования на электроэнергию, газ и продукты.
Шаскольский на посту вице-губернатора курировал энергетику и тарифное регулирование. При нем впервые в истории тарифного регулирования удалось снизить темпы роста уже ранее утвержденных тарифов по основным видам коммунальных услуг.
Так, тарифы на холодную воду в Питере выросли не на 7%, а на 3,2% для населения и на 3,7% вместо 8% для предприятий, а рост совокупного платежа петербуржцев в итоге составил 0,4% вместо планировавшихся 4,3%. Стоимость отопления и горячей воды снизилась на 0,6%. Экономия жителей города и средств бюджета составила 3 млрд. руб. в годовом исчислении. Словом, Шаскольский — это эффективный питерский менеджер.
Что до Артемьева — он получил почетную синекуру. Главой ФАС его назначил Михаил Фрадков, занимавший тогда пост премьера. За время руководства Артемьева были приняты четыре антимонопольных пакета и подготовлен пятый, сформированы законодательные основы защиты конкуренции, в том числе в госзакупках и гособоронзаказе, в сфере тарифов естественных монополий внедрено долгосрочное регулирование. Другими словами, Артемьев ничем себя особо не скомпрометировал — но все же пришелся не ко двору.
Что стоит за рокировкой в ФАС, чем теперь займется антимонопольная служба?
— Я с подозрением отношусь к таким перестановкам в правительстве, когда невозможно объяснить: зачем они делаются, — отмечает президент Союза арендаторов и предпринимателей России Андрей Бунич. — По идее, кабмин должен сперва идентифицировать болевые точки, потом выработать подходы — их должен кто-то озвучить. И только после этого — под новые идеи — должны назначаться новые руководители.
В случае с Шаскольским ничего подобного не происходит. Претензий к Артемьеву нет — на деле, это был далеко не худший руководитель. По крайней мере, он имел личный политический вес — чего другие вообще не имеют. Очень сомнительно, что Шаскольский — малоизвестный чиновник второго уровня из Питера — будет иметь сопоставимый вес в ближайшем будущем.
Этот факт может свидетельствовать об ослаблении ФАС. Замечу, что служба сильно политизирована по своим функциям, и что даже Артемьев давно не выступал с какими-то эпохальными инициативами. Монополии при нем преспокойно существовали — но при Шаскольском эта тенденция, надо думать, усилится.
Замечу, если бы ставилась задача обуздания монополизм, во главе ФАС необходима была бы очень серьезная фигура. Как мы понимаем, в такой монополизированной стране, как Россия, решить ее может только человек решительный, с мандатом высочайшего уровня, имеющий огромный личный политический авторитет — фактически, комиссар на должности главы ФАС.
«СП»: — Насколько Шаскольский далек от этого идеала?
— Шаскольский — обычный чиновник, которых назначают в последние годы великое множество. Мы даже не знаем их фамилий — каких-то губернаторов, каких-то «лидеров России».
На деле, это обычная номенклатура — я ее хорошо помню по советской системе. Это личности, которых расставляют «сверху», и которых никто не знает — ни в регионах, ни в отраслях.
Часто этих личностей переводят с одной должности на другую. Но от перестановки слагаемых сумма не меняется: представителей номенклатуры можно двигать хоть по иерархической служебной вертикали, хоть по горизонтали — в системе это не вызовет никаких изменений. Просто одна группка чиновников получает больше возможностей для решения своих вопросов, а другая меньше — только и всего.
«СП»: — То есть, назначение нового главы ФАС ничем не мотивировано?
— Ничем, я считаю. Замечу, что и пять министров из кабмина Мишустина уволили накануне непонятно за что. Единственное, на мой взгляд, разумное тому объяснение — баланс лоббистских интересов изменился. В результате, одних людей, которые до своего назначения на должности никому не были известны, сменили на других неизвестных людей.
Артемьев на этом фоне как раз выделялся. До того, как возглавить ФАС, он выдвигал интересные идеи по борьбе с монополиями. Правда, потихоньку он был инкорпорирован в систему и, можно сказать, обезврежен — сросся с аппаратом.
На мой взгляд, Артемьев всех устраивал. Возможно, он просто слишком долго занимал должность — наверху решили, что ему пора: посидел и хватит.
«СП»: — Насколько борьба с монополиями важна для России?
— Чрезвычайно важна. Настолько важна, что — в теории — ФАС могла бы стать важнейшим российским ведомством.
Есть только один путь, чтобы повысить конкурентность отдельных предприятий и страны в целом, а также повысить производительность труда — это создание конкурентной среды. А для этого нужно ломать систему интересов, которая сложилась в регионах и отраслях, и которая не стимулирует этих процессов.
Для этого и существует антимонопольная служба. Именно она должна разбить сгустки вредных интересов, и осуществить программу развития конкуренции. Причем, делать это необходимо целевым способом — почему-то руководители России не понимают, что конкуренция не возникнет сама по себе.
Феодализм, напомню, держался ровно до тех пор, пока короли не осознали: нужно бить по интересам феодалов, чтобы давать бизнесу развиваться — ломать и цеховые барьеры, и региональные, — иначе экономика будет загнивать, и давать казне мало денег для войн. Поэтому короли насаждали конкуренцию сверху.
В России, я считаю, очень похожая ситуация. И надо понимать: если не предпринимать ничего — на рынке неизбежно появятся монополисты, это закон. Рынок всегда, предоставленный сам себе, буквально в несколько итераций превращается в монополию. Всегда возникает какая-то группа игроков или несколько групп, и они немного борются между собой. Но потом возникает одна группа монополистов — и возникает прочный застой.
Именно государство заинтересовано в том, чтобы конкуренция развивалась — и потому должно периодически разбивать застой. Это по силам, повторюсь, ведомству с особыми полномочиями, и с весомой фигурой во главе.
Но главное — Кремлю нужно признать, что в России доминируют монополисты.
«СП»: — Как могли бы выглядеть первые реальные антимонопольные шаги?
— ФАС могла бы снять так называемые барьеры входа во многих отраслях, дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Могла сделать так, чтобы на каждом рынке было достаточное количество поставщиков товаров и услуг.
Понятно, что в нынешней России делать подобное можно только при поддержке силовых структур. Иначе руководителя антимонопольного ведомства сместят с должности. Но пока мы видим в ФАС только аморфные перестановки. Это означает, что в реальности бороться с монополиями никто не собирается — Кремль устраивает статус-кво.