Счет 109 60 в бюджетном учете инструкция

Рассмотрим  ситуацию на  конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:

  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:

  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета  4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелеваэксперт Международного центра финансово-экономического развития

Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август  2012 г.

sebestoimost-produkczii-rabot-uslug-kak-uchest-i-raspredelit-zatraty-v-1sbgu-8

Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» все чаще становится объектом проверки контролирующих органов, а его обороты включаются в показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. От правильности формирования показателей на этом счете зависит достоверность стоимости продукции, работ, услуг и, соответственно, финансового результата учреждения по доходам и расходам. В данной статье мы рассмотрим, как правильно учесть затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг на счете 109 00 и настроить распределение накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8.

1. Себестоимость готовой продукции, работ, услуг: критерии для отнесения затрат на счет 109 00

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 109 00 (п. 124 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Группировка затрат осуществляется по следующим группам:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг – счет 109 60;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг – счет 109 70;
  • общехозяйственные расходы – счет 109 80.

1.1. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (счет 109 60). Это расходы, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида продукции, работы, услуги.

К прямым затратам могут быть отнесены:

  • заработная плата основного персонала;
  • начисления на оплату труда основного персонала;
  • стоимость полностью потребляемых в процессе изготовления единицы готовой продукции, работы, услуги материальных запасов;
  • амортизация основных средств, используемых в процессе изготовления готовой продукции, работы, услуги.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Пример. Бюджетное учреждение занимается изготовлением одного вида готовой продукции — творога жирностью 9%.

Все затраты, связанные с изготовлением этого вида готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 60.

1.2. Накладные расходы — расходы, которые не могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, работ, услуг. Накладные расходы (счет 109 70) ежемесячно распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60) пропорционально установленным базам через расчетные коэффициенты.

К накладным расходам могут быть отнесены:

  • оплата труда общеучрежденческого персонала;
  • начисления на оплату труда общеучрежденческого (административно-хозяйственного) персонала;
  • коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
  • затраты на командировки и служебные разъезды;
  • износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
  • амортизация (износ) основных средств, непосредственно не связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — творога жирностью 9% и творога жирностью 18% (для производства этих видов готовой продукции используется один набор материальных запасов – молоко, закваска).

Все затраты, связанные с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 70.

В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Пример 2. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — хлеба и конфет (для производства этих видов готовой продукции используются разные наборы материальных запасов).

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением хлеба (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата пекарей, начисления на выплаты по оплате труда пекарей) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (хлеба) – в дебет счета 109 60.

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением конфет (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата кондитеров, начисления на выплаты по оплате труда кондитеров) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (конфет) – в дебет счета 109 60.

Затраты, не связанные с изготовлением определенного вида готовой продукции (коммунальные услуги, зарплата общеучрежденческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда общеучрежденческого персонала) относятся к накладным расходам – в дебет счета 109 70. В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

1.3. Общехозяйственные расходы – расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ).

Общехозяйственные расходы подразделяются на:

  • Распределяемые – подлежащие распределению на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60);
  • Не распределяемые – подлежащие отнесению на увеличение расходов текущего финансового года (счет 401 20).

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции — творога жирностью 9% и творога жирностью 18%.

Затраты, не связанные непосредственно с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата управленческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, коммунальные услуги по административному зданию, стоимость канцелярских принадлежностей управленческого персонала и т.п.) относятся к общехозяйственным расходам — в дебет счета 109 80.

В конце месяца показатели счета 109 80 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется самостоятельно учреждением или учредителем и является элементом учетной политики.

2. Настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8

Инструкция № 157н предусматривает следующие методы распределения накладных и общехозяйственных расходов:

  1. пропорционально прямым затратам по оплате труда;
  2. пропорционально материальным затратам;
  3. пропорционально иным прямым затратам;
  4. пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  5. пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В программе 1С:БГУ 8 настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов производится в разделе «Учетная политика» карточки учреждения.

Для распределения накладных и общехозяйственных расходов установите флажки «Распределять накладные расходы производства» и «Распределять общехозяйственные расходы» (рис.1).

sebestoimost-produkczii-rabot-uslug-kak-uchest-i-raspredelit-zatraty-v-1sbgu-8

Рис. 1

Выбор метода распределения накладных и общехозяйственных расходов производится по ссылке «Методы распределения общих затрат» (рис. 2).

Рис. 2

При необходимости можно настроить базы распределения накладных и общехозяйственных расходов для различных сочетаний КФО и ИФО.

3. Какие расходы не относятся на счет 109 00

Безусловно, не все расходы учреждения могут относиться на себестоимость готовой продукции, работ, услуг и отражаться по дебету соответствующих аналитических счетов бухгалтерского учета счета 109 00. Некоторые расходы, которые могут быть напрямую отнесены на финансовый результат – счет 401 20, предусмотрены нормативно-правовыми актами, некоторые исходят из экономического смысла хозяйственной операции.

Рассмотрим наиболее распространенные из них, например:

  1. К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (минуя счет 4 109 00 000), прежде всего, могут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества (п. 153 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 181 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).
  2. Непосредственно в дебет счета 4 401 20 200 могут списываться и другие расходы, если порядок формирования государственного (муниципального) задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость услуг.
  3. В дебет счета 2 401 20 200 могут списываться расходы, осуществляемые учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, но не связанные с осуществлением такой деятельности.

Итак, мы рассмотрели порядок учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг на счете 109 00 и настройку распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8.


Опубликовано 27.05.2020

Простой учет операций по формированию себестоимости работ и услуг для бюджетных учреждений

Для учета операций по формированию себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг применяются счета группы 109:

  • 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» — в разрезе видов производимой продукции и статей затрат (обязательное субконто «Номенклатура» и «Вид затрат»);
  • 109.71 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» 
  • 109.81 «Общехозяйственные расходы» — по  статьям калькуляции (обязательное субконто «Вид затрат»).

Нельзя добавлять дополнительные субконто на счета 109.61, 109.71 и 109.81, не предусмотренные типовой конфигурацией. Добавлять можно только одно дополнительное субконто «Направление деятельности». Иначе счет 109.61 не закроется!

Настройка учета  затрат в программе БГУ 1.0 осуществляется следующим образом:

1. Заполняются справочники для настройки аналитики в разрезе номенклатуры, видов затрат и направлений деятельности.

Обязательным субконто для счетов группы 109 является «Вид затрат», которое закрепляется в справочнике «Виды затрат». Оно определяет аналитику по элементам затрат и КОСГУ. (Рис. 1).

u1

Рис. 1 Пример заполнения справочника «Виды затрат»

Для счета 109.61 обязательным субконто является «Номенклатура», то есть продукция, работа или услуга по которой определяется себестоимость. Номенклатурная карта вводится в справочнике «Номенклатура».

Обратите внимание на тип номенклатуры, она может быть только нескольких видов: «Работа», «Услуга», «Тара», «Готовое блюдо» или «Продукция». Иначе распределение накладных и общехозяйственных расходов регламентной операцией происходить не будет!

u2

Рис. 2 Заполнение номенклатурной карты

Любой справочник конфигурации можно открыть через раздел «Операции» — «Справочники».При  этом раскрывается окно с перечнем всех справочников в алфавитном порядке.

u3

Рис. 3 Поиск справочников в БГУ 1.0

Справочник «Направления деятельности» необходимо заполнить, если учреждение оказывает несколько видов услуг (например, «Медицинские услуги», «Питание», «Коммунальные услуги» и т.п.)

u4

Рис. 4 Заполнение справочника «Направления деятельности»

2. Настраивается аналитика учета на затратных счетах. Если учреждение оказывает несколько видов услуг настраиваем учет по направлениям деятельности. 

Это можно сделать в форме «Настройка параметров учета» (Раздел «Операции»/ «Константы»/ «Настройка параметров учета»), на закладке «Аналитический учет». В этой форме следует включить флажки для тех счетов, на которых предполагается учет по субконто «Направление деятельности» (Рис. 5).

u5

Рис. 5 Управление аналитическим учетом на счете 109.00

Обратите внимание, если аналитика по направлениям деятельности установлена хотя бы для одного счета общих расходов (109.71 или 109.81), то ее следует обязательно установить и для счета 109.61. В то же время, возможно ведение учета по направлениям деятельность только на счете 109.61. При этом в отмеченных счетах в Плане счетов (ЕПСБУ) появится дополнительное субконто «Направления деятельности». Совет: если необходим учет по направлениям деятельности, достаточно установить его на счете 109.61.

3. В учетной политике учреждения закрепляется порядок и база распределения затрат на себестоимость.

Это можно сделать в форме «Учетная политика учреждения» (Раздел «Учреждение»/ «Учреждения»/ «Учетная политика учреждения»), на закладке «Производство». Устанавливаем флажки на счетах по которым требуется автоматическое распределение затрат (Рис. 6).

u6

Рис. 6 Настройка порядка распределения накладных расходов

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты распределяются в соответствии с указанной базой распределения. Открываем гиперссылку «Методы распределения общих затрат» и выбираем базу для распределения  (Рис. 7).

u7

Рис. 7  Настройка базы распределения накладных расходов

В программе имеется возможность выбора следующих баз распределения общих затрат на себестоимость продукции:

— прямые затраты — пропорционально дебетовым оборотам счета 109.61;

—  материальные – пропорционально  оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 105.00;

— оплата труда – пропорционально оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 302.10;

— выручка – пропорционально оборотам по реализации в дебет счета 205.00 с кредита счета 401.10 за вычетом суммы НДС.

4. При оформлении текущих операций по учету затрат обращайте внимание на корректность и полноту заполнения данных.

На что следует обратить внимание. Во-первых внимательно изучите субконто по счетам группы 109 в Плане счетов. Если  на счетах 109.81 и 109.71 ведется учет по направлениям деятельности, то не забывайте заполнять соответствующий реквизит (рис. 8).

u8

Рис. 8. Пример заполнения субконто счета 109.81 в документе «Списание материалов»

Во-вторых, учтите, что регламентная операция по закрытию производственных счетов автоматически формируется на начало дня выбранной даты (00:00:00), поэтому, все операции, введенные в базу в течении этого дня уже не будут участвовать в распределении.

u9

Рис. 9. Пример заполнения субконто счета 109.71 и 109.81 в документе «Отражение заработной платы в учете»

5. В правильной последовательности выполняем регламентные операции по распределению расходов.

На первом этапе выполняется регламентная операция «Закрытие производственных счетов». Документ можно найти в разделе «Материальные запасы» — «Учет производства» и в разделе «Бухгалтерский учет» — «Регламентные операции завершения отчетных периодов» — «Производство продукции, услуг».

Напоминаем, что распределяются и списываются только те общие затраты, для которых в учетной политике указана необходимость их распределения.

u9-1

u9-2u9-1

u9-3

Рис. 10. ОСВ счета 109.61,109.71 и 109.81 до проведения документа «Закрытие производственных счетов»

Так же обратите внимание на дату документа, если в течении последнего дня периода формировались документы по учету затрат, то время закрытия производственных счетов лучше установить 23:59:58.

u11

Рис. 11. Заполнение реквизитов документа «Закрытие производственных счетов»

Документ «Закрытие производственных счетов» выполняет распределение и списание общих затрат на себестоимость продукции. Для контроля сумм распределения расходов предназначен отчет «Справка-расчет «Распределение косвенных затрат» (Радел «Материальные запасы» — «Учет производства»).

u12

Рис. 12 Справка-расчет «Распределение косвенных затрат»

Отчет показывает распределение общих затрат по выпущенной продукции. Распределение приводится по каждой статье затрат.

Накладные расходы и распределяемые общехозяйственные расходы  в конце месяца должны списываться полностью, т.е. остатков на счете 109.71 и 109.81 оставаться не должно.

u13

u13-1

u13-2

Рис. 13. ОСВ счета 109.61, 109.71 и 109.81 после проведения документа «Закрытие производственных счетов»

В конце месяца в результате сбора прямых и распределения накладных расходов на счете 109.61 собирается фактическая себестоимость оказанных услуг или выполненных работ по каждой номенклатуре в разрезе видов затрат. Списание затрат в расходы происходит при помощи документа «Списание затрат по услугам» (раздел «Бухгалтерский учет» — «Регламентные операции завершения отчетных периодов» — «Производство продукции, услуг»).

При открытии документа обратите внимание на заполнение даты и времени. Поле КФО должно быть обязательно заполнено. Для автоматического заполнения сумм и корреспонденций счетов необходимо перейти в режим заполнения, нажав на соответствующую кнопку в рабочей панели документа.

u14

Рис. 14. Порядок заполнения  документа «Списание затрат по услугам (работам)»

После открытия режима заполнения откроется помощник, который состоит из двух панелей «Заполнить по остаткам» и «Панель услуг». В панели «Заполнить по остаткам» можно настроить заполнение затрат по номенклатуре, нажав кнопку «Заполнить», при этом можно либо выбрать номенклатуру из справочника, либо заполнить по всем учетным данным.

u15

Рис. 15. Порядок заполнения  номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»

Нажав кнопку «Заполнить по остаткам», произойдет заполнение нижней табличной части «Панели услуг» с перечнем видов и сумм затрат. Для заполнения аналитики счета учета расходов необходимо нажать кнопку «Заполнить счет дебета» в верхней части таблицы. Счет списания затрат определяется учетной политикой Учреждения, в нашем случае рассмотрен пример включения затрат текущего периода в расходы текущего финансового года (счет 401.20).

u16

Рис. 16. Порядок заполнения  номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»

В итоге документ «Списание затрат по услугам (работам)» формирует движение по кредиту счета 109.61 и дебету счета, указанного в верхней панели (в нашем случае это счет 401.20 «Расходы текущего финансового года»).

u17

Рис. 17. Пример корреспонденции счетов документа «Списание затрат по услугам (работам)»

Как результат, счет 109.61 не имеет остатков на конец периода, а по дебету счета учета расходов аккумулируются затраты текущего периода.

u18

u18-1

Рис. 18. ОСВ счета 109.61  и 401.20 после проведения документа «Списание затрат по услугам (работам)»

6. Формируем справки и отчеты.

На каждом этапе распределения и списания затрат в типовой конфигурации формируются печатные формы.

Для документов «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)»  это Справка по форме 0504833 в ред. 52 н.

u19

Рис. 19. Бухгалтерская справка по форме 0504833 к документам «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)»

Дополнительно, для документа «Списание затрат по услугам (работам)» предусмотрен печать ведомости (рис. 20).

u20

Рис. 20. Печатня форма «Ведомость списания затрат» к документу «Списание затрат по услугам (работам)»

Таким образом, организовать учет себестоимости работ или услуг в БГУ 1.0 довольно просто, достаточно правильно настроить аналитику по счетам, заполнить данные трех справочников, заполнять полностью документы текущего учета и соблюдать хронологию проведения двух регламентных документов закрытия периода.

По завершении финансового года в бухгалтерском учете бюджетных учреждений необходимо закрыть ряд счетов и определить финансовый результат. До закрытия финансового года следует провести подготовительную работу, чтобы обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчетности. Основные вопросы, касающиеся финансирования и закрытия финансового года в бюджетном учреждении, рассмотрим в данной статье.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  1. Учреждение, финансируемое субсидиями на выполнение государственного задания, обязано до 31 декабря включительно рассчитаться по своим обязательствам:
  • начислить и выплатить зарплату по бюджетному виду деятельности и перечислить страховые взносы;
  • произвести все выплаты в пределах полученных годовых ассигнований по плану финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), в разрезе статей КОСГУ;
  • закрыть кредиторскую и дебиторскую задолженность.

2. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на финансовый год, и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. Остаток неиспользованных субсидий не является переходящим на следующий финансовый год, не позднее двух последних рабочих дней подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК РФ).

Бухгалтерские записи по возврату неиспользованных субсидий:

Дебет счета 4.401.10.130 Кредит счета 4.303.05.730 — начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

Дебет счета 4.303.05.830 Кредит счета 4.201.11.61 — перечислены с лицевого счета учреждения остатки суммы субсидии в доход бюджета.

3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное ст. 225 БК РФ. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершить в оставшееся время до окончания года остальные процедуры санкционирования и расходования бюджетных средств.

В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.

4. Статьей 242 БК РФ установлены особенности закрытия счетов от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток денежных средств. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию не подлежит и зачисляется в полном объеме на лицевом счете в федеральном казначействе на следующий год.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассмотрим подготовительные мероприятия, которые нужно последовательно провести в бюджетном учреждении перед закрытием финансового года.

Инвентаризация

1. Проводим инвентаризацию имущества организации, проверяем и корректируем данные об излишках и недостачах.

2. Проводим инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, до конца года рассчитываемся по кредиторской задолженности, взыскиваем дебиторскую задолженность.

3. До закрытия счетов текущего финансового года проводим расчеты по налогам и сборам, проверяем корректность и правильность всех расчетов.

Результаты инвентаризации оформляют документально, изменения вносят в баланс на основании произведенных проводок по корректировке данных.

Определение доходов и расходов по предпринимательской деятельности

Информация о доходах от предпринимательской деятельности формируется на счете 2.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг».

Начисление доходов от оказания платных услуг отражается следующей проводкой:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130 — на основании акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) и договора.

По завершении отчетного периода (месяца) обобщающая информация о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг собирается на счете 0.109.00.000. Этот счет детализирован следующим образом:

0.109.60.200 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг» (к прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида государственных услуг);

0.109.70.200 «Накладные расходы»;

0.109.80.200 «Общехозяйственные расходы»;

0.109.90.200 «Издержки обращения».

По завершении месяца накладные и общехозяйственные расходы распределяют по видам услуг и относят на счет 0.109.60.200 (в разрезе КОСГУ):

Дебет счета 0.109.60.200 Кредит счета 0.109.70.200 (0.109.80.200).

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, подарки и т. д.), сразу относят на финансовый результат — счет 2.401.20.000 (в разрезе КОСГУ).

Расходы формируются отдельно по источникам финансирования — за счет предпринимательской деятельности (КФО 2), субсидий на выполнение государственного задания (КФО 4).

Определение полученных субсидий и расходов по бюджетной деятельности

В учете бюджетных учреждений бухгалтерские операции по отнесению фактической себестоимости оказанных услуг, выполненных работ в рамках исполнения государственного задания отражаются на счете 4.109.60.200.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи, подстатьи КОСГУ и в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

С 2016 года доходы учреждений от поступлений субсидий на выполнение государственного задания должны отражаться по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (табл. 1). Раньше использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Поступление доходов в виде субсидий на государственное задание отражается проводками:

Дебет счета 4.205.31.560 Кредит счета 4.401.10.130 — начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя;

Дебет счета 4.201.11.510 Кредит счета 4.205.31.660 — поступили денежные ассигнования на расчетный счет в виде субсидии.

Приказом Минфина России от 24.12.2015 № 209н внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Проводки по субсидиям приведены в соответствие с кодом КОСГУ 130, по которому теперь отражается доход от субсидий на госзадание (вместо счета 4.401.10.180 применяется счет 4.401.10.130, вместо счета 4.205.80.000 — счет 4.205.31.000).

Расходы, произведенные за счет субсидий, формирующие себестоимость услуг (работ), отражаются на счете 4.109.60.200.

Исключением из этого правила является перечень расходов, которые не подлежат включению в фактическую себестоимость за счет средств субсидий. Такие расходы сразу списываются в Дебет счета 4.401.20.200 «Расходы текущего финансового года» и отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ.

Кроме того, непосредственно в Дебет счета 4.401.20.271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» списываются суммы амортизации, начисленной по основным средствам, так как суммы амортизации и расходы по приобретению ОС, кроме малоценных быстроизнашивающихся предметов, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение государственного задания.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2018.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство гибдд по брянской области
  • Увлажнитель воздуха fairline ah 3500 инструкция по применению
  • Как связаться с продавцом на вайлдберриз пошаговая инструкция
  • Руководство по воспитанию таксы
  • Мануал на квадроцикл брп