Счетная палата российской федерации официальный сайт руководство

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В приведенном списке председателей, заместителей председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации после даты назначения или досрочного освобождения от должности указан номер постановления Совета Федерации или Государственной Думы, которыми произведено назначение или досрочное освобождение от должности.

Содержание

  • 1 Председатели Счетной палаты Российской Федерации
  • 2 Заместители Председателя Счетной палаты Российской Федерации
  • 3 Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации
  • 4 Руководители аппарата Счётной палаты Российской Федерации
  • 5 Ссылки

Председатели Счетной палаты Российской Федерации

  1. Кармоков Хачим Мухамедович (17 января 1994 г., № 13-I ГД — 19 апреля 2000 г., № 310-III ГД)
  2. Степашин Сергей Вадимович (19 апреля 2000 г., № 311-III ГД — 4 февраля 2005 г., № 1481-IV ГД; с 4 февраля 2005 г., № 1482-IV ГД)

Заместители Председателя Счетной палаты Российской Федерации

  1. Болдырев Юрий Юрьевич (18 января 1995 г., № 315-I СФ — 31 января 2001 г., № 8-СФ)
  2. Семиколенных Александр Николаевич (31 января 2001 г., № 9-СФ — 9 февраля 2005 г., № 21-СФ; 9 февраля 2005 г., № 22-СФ — 16 июня 2010 г., № 220-СФ от 9 июня 2010 г.)
  3. Горегляд Валерий Павлович (с 17 июня 2010 г., № 114-СФ от 14 апреля 2010 г.)

Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации

  1. Черноморд Петр Васильевич (18 января 1995 г., № 316-I СФ — 28 июня 2000 г., № 175-СФ)
  2. Андреев Александр Георгиевич (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД — полномочия истекли в апреле 2001 г.)
  3. Кушнарь Александр Леонидович (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД; назначен повторно 5 апреля 2001 г., № 1333-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД)
  4. Митрофанова Элеонора Валентиновна (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД — 14 февраля 2001 г., № 1129-III ГД)
  5. Ножников Александр Гарриевич (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД — полномочия истекли в апреле 2001 г.)
  6. Опенышев Сергей Павлович (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД — полномочия истекли в апреле 2001 г.)
  7. Родионов Юрий Николаевич (7 апреля 1995 г., № 657-I ГД — постановлением Государственной Думы от 18 февраля 2000 г. № 107-III ГД освобожден от должности с 1 января 2000 г. в связи с избранием его депутатом Государственной Думы)
  8. Бесхмельницын Михаил Иванович (с 11 апреля 1995 г., № 412-I СФ; назначен повторно 22 февраля 2001 г., № 52-СФ, освобожден от должности 24 января 2007 г., № 13-СФ; вновь назначен 24 января 2007 г., № 14-СФ; 18июля 2012 г.)
  9. Лазарев Игорь Николаевич (11 апреля 1995 г., № 413-I СФ — умер 23 мая 1997 г.)
  10. Ульянов Владимир Георгиевич (11 апреля 1995 г., № 414-I СФ — полномочия истекли в апреле 2001 г.)
  11. Соколов Вениамин Сергеевич (11 апреля 1995 г., № 415-I СФ — полномочия истекли в апреле 2001 г.)
  12. Любимов Вячеслав Николаевич (23 мая 1995 г., № 467-I СФ — 22 января 1997 г., № 4-СФ)
  13. Пансков Владимир Георгиевич (3 июля 1997 г., № 250-СФ; назначен повторно 11 февраля 2004 г., № 31-СФ — 25 сентября 2006 г., № 289-СФ)
  14. Дахов Иван Григорьевич (4 июля 1997 г., № 278-СФ — полномочия истекли в июле 2003 г.)
  15. Сурков Михаил Семёнович (7 апреля 2000 г., № 247-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД; 18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД — 25 мая 2007 г., № 4631-4 ГД)
  16. Воронин Юрий Михайлович (28 июня 2000 г., № 176-СФ — 10 марта 2004 г., № 57-СФ)
  17. Игнатов Владислав Михайлович (5 апреля 2001 г., № 1333-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД)
  18. Локтионов Николай Игоревич (5 апреля 2001 г., № 1333-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД)
  19. Пискунов Александр Александрович (5 апреля 2001 г., № 1333-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД; с 18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД); 23 марта 2011 г.)
  20. Шохин Сергей Олегович (5 апреля 2001 г., № 1333-III ГД — 18 февраля 2005 г., № 1537-IV ГД)
  21. Рябухин Сергей Николаевич (29 июня 2001 г., № 205-СФ — 21 февраля 2007 г., № 47-СФ; с 21 февраля 2007 г., № 48-СФ; 18 июля 2012 г.)
  22. Батанов Геннадий Николаевич (20 июля 2001 г., № 240-СФ — 14 апреля 2004 г., № 101-СФ)
  23. Назаров Александр Викторович (24 сентября 2003 г., № 255-СФ — полномочия истекли в сентябре 2009 г.)
  24. Горегляд Валерий Павлович (12 мая 2004 г., № 130-СФ — постановлением Совета Федерации от 14 апреля 2010 г. № 114-СФ с 17 июня 2010 г. назначен на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации)
  25. Агапцов Сергей Анатольевич (с 9 июня 2004 г., № 165-СФ; назначен повторно 9 июня 2010 г., № 81-СФ от 31 марта 2010 г.)
  26. Беляков Александр Семенович (18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД — 7 июля 2006 г., № 3361-IV ГД)
  27. Косоуров Виктор Семенович (18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД — 23 ноября 2010 г., № 4462-5 ГД)
  28. Сафонов Олег Александрович (18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД — 7 марта 2007 г., № 4266-4 ГД)
  29. Табачков Николай Ильич (18 марта 2005 г., № 1634-IV ГД – 2011 год)
  30. Абрамов Сергей Борисович (8 июля 2006 г., № 3401-IV ГД — 11 октября 2007 г., № 5176-4 ГД)
  31. Одинцов Михаил Викторович (с 15 ноября 2006 г., № 356-СФ; назначен повторно 31 октября 2012 г., № 283-СФ)
  32. Жданьков Александр Иванович (с 27 апреля 2007 г., № 4531-4 ГД)
  33. Мовчан Сергей Николаевич (с 8 июня 2007 г., № 4691-4 ГД)
  34. Катренко Владимир Семенович (с 9 ноября 2007 г., № 5357-4 ГД)
  35. Филипенко Александр Васильевич (с 3 марта 2010 г., № 58-СФ)
  36. Васильев Игорь Владимирович (с 17 июня 2010 г., № 157-СФ от 13 мая 2010 г.)
  37. Кузьмицкий Алексей Алексеевич (с 23 марта 2011 г.)
  38. Богомолов, Валерий Николаевич (с 20 октября 2011 г.)

Руководители аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Не являются членами Счетной палаты Российской Федерации.

  1. Ефремов Иван Степанович (1995-1999 гг.)
  2. Сурков Михаил Семенович (1999-2000 гг.)
  3. Батанов Геннадий Николаевич (2000-2001 гг.)
  4. Афанасьев Мстислав Платонович (2002-2004 гг.)
  5. Шахрай Сергей Михайлович (с 12 ноября 2004 г.)

Ссылки

  • Фотоальбом (все председатели, заместители председателя, аудиторы, руководители аппарата Счетной палаты Российской Федерации
  • Состав Счетной палаты Российской Федерации

Счетная Палата России — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита, контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Счетная палата осуществляет оперативный контроль: за исполнением федерального бюджета, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой, проводит ревизии, проверки и экспертизу, дает заключения, информирует палаты Федерального Собрания. Счетная палата состоит из коллегии и аппарата. Счетная Палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Штатная численность гражданских служащих аппарата составляет более 1200 человек.

Кудрин Алексей Леонидович — Председатель Счетной Палаты

Изотова Галина Сергеевна — Заместитель председателя Счетной палаты

Аудиторы Счетной Палаты

Батуркин Андрей Николаевич

Блинова Татьяна Викторовна

Мень Михаил Александрович

Орлова Светлана Юрьевна

Саватюгин Алексей Львович

Савельев Олег Генрихович

Богомолов Валерий Николаевич

Зайцев Дмитрий Александрович

Каульбарс Алексей Александрович

Перчян Андрей Виленович

Шилков Данил Евгеньевич

Штогрин Сергей Иванович

Аппарат Счетной Палаты

Витушкин Вячеслав Александрович — И.О руководителя аппарата Счетной Палаты

Шипилева Елена Михайловна — Заместитель руководителя аппарата Счетной Палаты

Глаголев Алексей Владимирович — Заместитель руководителя аппарата Счетной Палаты

Лисютин Евгений Викторович — Заместитель руководителя аппарата Счетной Палаты

Подразделения Аппарата

Соломатин Петр Игоревич — Директор департамента управления делами

Морозова Ирина Владимировна — Директор финансового департамента

Махмутов Тимур Анварович — Директор департамента внешних связей

Петров Михаил Викторович — Директор департамента цифровой трансформации

Демидов Павел Андреевич — Директор департамента пресс-службы и информации

Котович Станислав Стефанович — Директор департамента юридического обеспечения

Суханов Алексей Владимирович — Директор департамента по развитию человеческого капитала

Дубинкин Вадим Вадимович — Директор сводного департамента аудита федерального бюджета

Кузнецова Марина Алексеевна — Директор департамента кадров

Пермякова Анастасия Алексеевна — Директор департамента стратегического развития

Романова Элина Геннадьевна — Начальник отдела по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации

Шадрин Владимир Юрьевич — Начальник отдела по защите государственной тайны

Цыплакова Дарья Александровна — Директор департамента исследований и методологии

18 ноября 2019 года Счетная палата РФ запустила новый инструмент общественного контроля — портал-агрегатор «Госрасходы», содержащий информацию о 36 миллионах государственных и муниципальных контрактов и данные по национальным проектам. Главная цель проекта — дать интересующимся гражданам возможность изучить сферу госфинансов: от выделения бюджетных средств до результатов контрактов и конечных получателей.

26 января 2018 года В отдаленных районах России, полярных станциях и судах началось досрочное голосование на выборах президента Российской Федерации. По предварительным сведениям избирательных комиссий, досрочное голосование пройдет на территории 35 субъектов. 

Исполняющей обязанности председателя Счетной палаты стала Галина Изотова

Она была замом Кудрина с 2019 года

Заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова стала исполняющей обязанности главы ведомства после отставки Алексея Кудрина, сообщил «Ведомостям» представитель СП. Эту должность она заняла в соответствии с законом, напомнил он.

Изотова была назначена заместителем председателя Счетной палаты в сентябре 2019 г. До этого она являлась советником генерального директора «Почты России», входила в состав генерального совета «Деловой России», была депутатом Госдумы.

Совет Федерации в среду, 30 ноября, досрочно освободил Кудрина от должности председателя Счетной палаты. О намерении покинуть контрольное ведомство он сообщил накануне в своем Telegram-канале. После 25 лет работы в госсекторе Кудрин собирается «сосредоточиться на больших проектах, которые связаны с развитием в широком смысле частных инициатив, но при этом имеют значительный эффект для людей».

Председатель Счетной палаты по Конституции назначается Советом Федерации на шесть лет по представлению президента. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Кудрин был назначен главой Счетной палаты в мае 2018 г. До этого ведомство возглавляла Татьяна Голикова, которая покинула пост в связи с назначением вице-премьером. Таким образом, первый срок полномочий Кудрина должен был истечь в мае 2024 г.

По данным СМИ, Кудрин вскоре может перейти на работу в «Яндекс». Сам он эту информацию пока не подтверждал. На вопрос — правда ли, что его новым местом работы станет «Яндекс», Кудрин ответил: «Я пока воздержусь, поскольку пока нужно сделать паузу. <…> Мы когда выберем, тогда и скажем» (цитата по «Интерфаксу»).

При этом во время голосования по вопросу досрочного освобождения Кудрина от должности спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко косвенно подтвердила его переход в «Яндекс». «Мы надеемся, Алексей Леонидович, что Совет Федерации с вашим переходом будет чаще в топе «Яндекса» с теми важными заявлениями, которые мы делаем», — сказала она.

СМИ писали, что возглавить ведомство после ухода Кудрина могут первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков или глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По словам источника РБК, никаких окончательных решений на этот счет не принималось и возможны самые неожиданные решения со стороны президента.

После ухода из руководства органа Алексея Кудрина наиболее вероятный кандидат — первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, сходятся собеседники «Московской газеты». Есть и менее вероятные кандидаты

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков рассматривается на пост главы Счётной палаты. Впрочем, представители политика говорят, что им ничего об этом неизвестно, передаёт РБК. В 2004-2011 годах Александр Жуков был зампредом правительства РФ, а в 1999 — заместителем Владимира Путина, на тот момент премьер-министра РФ. Сегодня Александр Жуков курирует в Госдуме работу нескольких экономических и имущественных комитетов, а также  отвечает за организацию сотрудничества нижней палаты парламента с Организацией Объединенных Наций, МФВ, Организацией экономического сотрудничества и развития, Европейским банком реконструкции и развития и ВТО.

«Московская газета» обсудила с политологами кандидатуру Александра Жукова на пост главы СП, его возможных конкурентов и будущее Счётной палаты.

Счётная палата теряет независимость?

«При Александре Жукове Счётная палата может превратиться в технический орган. Стратегия этого чиновника — не занятие позиции, а лавирование», — сказал «Московской газете» политолог Аббас Галлямов.

«Оптимальная кандидатура со всех точек зрения, что тут ещё добавить?» — прокомментировал возможное назначение Александра Жукова главой Счётной палаты политолог Константин Калачёв.

«Превращение Счетной палаты в силовой орган с бывшим силовиком во главе вряд ли сейчас целесообразно. Я имею в виду любого человека с силовым бэкграундом на посту главы Счётной палаты. В появление таковых не верю. Счётная палата останется за «гражданскими», — считает политолог.

«Интересная кандидатура», — сказал «Московской газете» политолог Илья Гращенков.

«Глава Счётной палаты, по логике вещей — это такой главный аудитор, бухгалтер. Более логичной была бы кандидатура главы думского комитета по бюджету Андрея Макарова», — считает Гращенков.

Так или иначе, Счётная палата не будет прежней.

«Очевидно, что у главы Счётной палаты теперь будет иная функция, чем у Алексея Кудрина, который мог представить альтернативный, независимый взгляд на бюджетные траты, — говорит политолог. — Не исключено, что теперь орган не будет проводить самостоятельную политику, а будет заниматься точечными проверками, если у президента или его ближайшего круга возникнет подозрение в нецелевом, неэффективном расходовании средств».

«Думаю, что подчиняться Счётная палата будет руководителю АП Антону Вайно, поскольку прямого выхода на Путина у Жукова скорее всего не будет», — заметил по этому поводу Аббас Галлямов.

Первый вице-спикер Госдумы — «вездеход» по натуре

У кандидатуры Александра Жукова на пост главы Счётной палаты есть как плюсы, так и минусы, сказал «Московской газете» политолог, региональный эксперт Дмитрий Журавлёв.

«Жуков не столь профессионален на этом посту, как бывший глава СП Алексей Кудрин, не столь узко завязан на финансах, но это, может быть, и не недостаток, — размышляет политолог. — Алексей Кудрин — гениальный специалист в области финансов. А у Жукова опыт более широкий. Он администрировал разные направления деятельности: от Олимпийского комитета до правительства. Он был вице-премьером, когда премьером был Путин. Что лучше, узкоспециализированный автомобиль или вездеход?»

Счётная палата теряет даже условную независимость?

«Я бы не переоценивал уровень независимости Алексея Леонидовича Кудрина», — сказал Дмитрий Журавлёв, комментируя позицию и влияние в кругах власти бывшего руководителя Счётной палаты.

«Он всегда был человеком команды. При этом, конечно, он человек команды Путина, являющийся либералом, у него широкий взгляд на вещи. Жуков — больше администратор, не политическая фигура, хотя он и был зампредом Госдумы. Но Алексей Леонидович всё-таки— очень командный человек и очень точно понимает, в чью команду он входит. Ради либеральных истин он готов на конфронтацию с кем угодно, кроме президента», — отметил политолог.

Политическая сила Алексея Кудрина — там же, где его политическая слабость, заметил Дмитрий Журавлёв: «Как человек команды он мог задавать неудобные вопросы, которых больше никто задать не мог. Попробуйте, например, не ответить на вопросы такого человека, как Игорь Иванович Сечин. Кстати говоря, глава СП, который был до Кудрина — политик Сергей Степашин — тоже был человеком, близким к президенту, но не любил конфликтов, не любил создавать проблем людям вокруг себя. А Кудрин любил задавать неудобные вопросы».

Способность Алексея Кудрина задавать такие вопросы объяснялась в том числе его административным весом, подчеркнул политолог.

«Россия — страна административной конкуренции. Тот, кто административно круче, задаёт вопросы тому, кто менее административно крут. Неправда, что у нас нет конкуренции, просто она административного характера», — заявил Дмитрий Журавлёв.

«Чем отличались доклады Счётной палаты при Кудрине от всех предыдущих и, думаю, будущих докладов? — задался вопросом политолог. — При Кудрине к анализу всегда добавлялся прогноз. Степашин этого не делал, он считал, что его задача — показать проблему. Кудрин старался показать и решение. Не думаю, что Александр Жуков продолжит эту традицию. Палата будет действовать согласно уставным требованиям: анализ ситуации, выявление нарушений».

Жуков или Макаров: административная конкуренция

Кто может побороться с первым вице-спикером Госдумы за пост главы СП?

«Сложный вопрос, — размышляет Дмитрий Журавлёв. — Министр финансов туда просто не пойдёт. Председатель ЦБ мог бы, но мне кажется президент хотел бы видеть Эльвиру Набиуллину на то месте, которое она занимает. Если говорить о депутатском корпусе, то Александр Жуков — наиболее подготовленная фигура. Андрей Макаров — всё-таки возрастной человек, а на посту главы СП надо быть более активным. В административной конкуренции возраст — это даже плюс, потому что какой-нибудь «слепоглухонемой капитан дальнего плавания» — мечта любой проверяющей организации. Однако с точки зрения президента возраст может быть минусом: та же должность председателя думского комитета по бюджету — менее загруженная работа, чем председатель Счётной палаты».

Кто в Госдуме будет общаться с ООН и МВФ, если Жуков уйдёт в СП?

«Это мог бы быть бывший зампред Госдумы Олег Морозов, — предположил политолог. — В советское время — крупный чиновник. И тоже человек командный».

«В России довольно много людей с либеральной позицией, которые могут адекватно общаться с Западом, в том числе в партии «Единая Россия» — говорит Илья Гращенков. — Например, бывший вице-премьер Алексей Гордеев. А могут этим заниматься и люди из другого «крыла». Например, член комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина».

«Кто именно в Госдуме будет заниматься взаимодействием с Западом, имеет такое же значение, как снегопад в Австралии, — отметил политолог Дмитрий Журавлёв. — Внешнюю политику у нас формирует не парламент, а президент. Если надо будет выстраивать отношения с Западом, этим будет заниматься кто угодно. Даже если вице-спикером станет Виталий Милонов».

«Во взаимодействии с Западом Жуков — только инструмент. А инструмент можно заменить», — загадочно заметил политолог Константин Калачёв.

Кто не будет председательствовать в Счётной палате

Замечание Константина Калачёва о силовиках, которые, по его мнению, не придут руководить Счётной палатой, кое-что прояснило. Упоминавшийся другим собеседником «Московской газеты», Дмитрием Журавлёвым, политик, бывший глава СП Сергей Степашин был также и первым директором ФСБ. В далёком 1995 году.

Счетная палата РФ следит за справедливым и эффективным расходованием государственного бюджета.

Когда нужно проверить финансовую отчетностью компании, заказывают аудит. Его выполняют специалисты из аудиторской фирмы. Цель — проверить отчетность и выявить, например, злоупотребления и махинации.

Счетная палата РФ, по сути, занимается тем же, только проверяет не компании, а государственные учреждения и федеральный бюджет. Расскажу про устройство Счетной палаты и нюансы ее работы.

Что вы узнаете

  • Что такое Счетная палата
  • Функции и задачи
  • Как участвует в верстке бюджета
  • Полномочия
  • Структура
  • Влияние на жизнь россиян
  • Вопросы, по которым можно обращаться в Счетную палату

Что такое Счетная палата

Бюджет страны формируется в том числе из наших налогов, и граждане имеют право знать, на что и насколько эффективно расходуются деньги. Чтобы приглядывать за бюджетом, государство создало контролирующий орган — Счетную палату.

Счетная палата — высший орган государственного аудита. Такие организации есть во многих странах. В России Счетная палата предусмотрена Конституцией и ее деятельность регулируется законом № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ».

Также есть международные документы, где прописаны принципы работы подобных организаций:

  1. Лимская декларация руководящих принципов аудита от 1977 года.
  2. Мексиканская декларация о независимости высших органов аудита от 2007 года.

Различия Лимской и Мексиканской деклараций

Лимская декларация принята Международной организацией высших органов финансового контроля — ИНТОСАИ — в 1977 году. Счетная палата РФ — член ИНТОСАИ, а значит, обязана следовать утвержденным принципам и стандартам качества аудита. В декларации перечислены цели госаудита, определены допустимые отношения с государственной властью, права и методики, которыми должны руководствоваться аудиторы. Кроме того, там заявлен принцип независимости аудита: аудиторы должны быть независимы от проверяемых ими организаций, государства и защищены от внешнего влияния.

Эти принципы нашли продолжение в другой декларации — Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита. Этот документ тоже принят ИНТОСАИ. В нем детализированы нормы, которые позволяют аудитору, в нашем случае — Счетной палате РФ, оставаться независимым и качественно выполнять свою работу.

Независимость госоргана. Счетная палата независима — она никому не подчиняется и продолжает работу, даже если распущена Государственная дума. Однако аудиторы ежегодно отчитываются о проделанной работе перед Госдумой и Советом Федерации — обеими палатами парламента РФ. Счетная палата направляет отчеты, а депутаты и сенаторы на заседаниях принимают или не принимают их. Подотчетность парламенту — требование Мексиканской декларации и части 5 статьи 101 Конституции РФ.

Например, в 2021 году Счетная палата отчиталась, что выявила 4253 нарушения на общую сумму 1541,4 млрд рублей. В большинстве случаев это были искажения в бухгалтерской отчетности.

Счетная палата состоит из двух органов:

  1. Коллегия — главный орган ее управления. Туда входит председатель Счетной палаты, заместитель, 12 аудиторов и руководитель аппарата.
  2. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и других сотрудников. Аппарат занимается собственно государственным аудитом.

Председатель Счетной палаты вместе с заместителем представляют ежегодный отчет о проделанной работе Совету Федерации и Госдуме. Обычно это происходит в марте.

Счетная палата ведет и другую работу, по большей части информационную:

  • публикует ежегодный отчет на сайте ведомства;
  • раскрывает СМИ информацию о своей работе — журналисты могут свободно обращаться в Счетную палату с вопросами;
  • издает бюллетень — официальное ежемесячное издание Счетной палаты, в котором публикуют отчеты о проверках, экспертные заключения, методические и аналитические материалы.
Издание «Бюджет» регулярно берет интервью у служащих Счетной палаты. Источник: bujet.ru

Функции и задачи

У Счетной палаты девять ключевых задач:

  1. Контролировать целевое использование федерального бюджета и финансов государственных внебюджетных фондов: пенсионного, фондов социального и медицинского страхования.
  2. Оценивать, как реализуются госпрограммы, например «Доступная среда» и «Информационное общество».
  3. Проверять эффективность и законность распоряжения бюджетными деньгами.
  4. Анализировать выявленные недостатки и нарушения и вырабатывать предложения, чтобы усовершенствовать процесс траты бюджетных денег.
  5. Оценивать, насколько эффективно государство предоставляет налоговые льготы, бюджетные кредиты, а также гарантии и поручительства.
  6. Проверять, достоверна ли бюджетная отчетность.
  7. Контролировать движение бюджетных денег в Центральном банке, уполномоченных банках и иных кредитных организациях страны.
  8. Противодействовать коррупции.
  9. Помогать парламенту с проверкой органов исполнительной власти, например правительства. Для этого Счетная палата проводит аудиты по заказу депутатов или сенаторов.
Это таблица с оценками госпрограммы «Информационное общество» от Счетной палаты. Она оценила качество индикаторов выполнения программы как низкие, но уровень их достижения — высокий

Участие Счетной палаты в верстке бюджета страны

Так как Счетная палата занимается аудитом госбюджета, важно понимать все этапы его формирования.

Бюджет — топливо для работы государства. Любые действия государства в конечном счете расходуют или пополняют бюджет. Все процессы завязаны на госбюджет.

Бюджет формируют в том числе за счет налогов: на добавленную стоимость — НДС, на добычу полезных ископаемых — НДПИ, на прибыль организаций и так далее. Ключевая часть бюджета России — нефтегазовые доходы. Ожидается, что в 2022 году они составят более 40% бюджета.

Правительство ежегодно составляет госбюджет в виде проекта федерального закона, который затем утверждает парламент и подписывает президент. Бюджет верстают на будущий год и планово — на два последующих за ним, например на 2022, 2023 и 2024 годы, а сейчас Госдума рассматривает бюджет на 2023—2025 годы. По окончании финансового года правительство должно отчитаться об исполнении бюджета, то есть рассказать, что из запланированного и в какой мере удалось выполнить — по части как доходов, так и расходов.

Особенности утверждения бюджета. Госдума изучает закон о федеральном бюджете не позднее начала октября и рассматривает его в трех чтениях. В первом чтении обычно обсуждают основные параметры бюджета. При этом Госдума не может сама изменять объемы расходов — только с утверждения правительства.

Со вторым и третьим чтением проще: Госдума утверждает бюджетные разделы, потом подразделы. Финальную версию отправляют в Совет Федерации, а затем на подпись президенту.

Весь процесс контролирует Счетная палата. Она проводит экспертизу проекта бюджета. Не позднее 15 дней с даты передачи закона о федеральном бюджете правительством в Госдуму Счетная палата представляет заключение о проекте госбюджета в парламент и правительство. Она оценивает проект бюджета, целесообразность закладываемых средств и дает рекомендации.

В течение года после утверждения бюджета ведомство следит за использованием денег, а по завершении финансового периода проверяет исполнение бюджета и дает рекомендации на будущее. Если Счетная палата найдет нарушения, ими занимаются уже другие органы — прокуратура и МВД. Они должны найти ответственных, а нецелевые траты вернуть в казну.

Полномочия

Счетная палата контролирует:

  1. Госучреждения, а также бюджетные и внебюджетные фонды.
  2. Органы местного самоуправления, предприятия, финансово-кредитные организации, если они взаимодействуют с госбюджетом или госсобственностью, а также получают налоговые, таможенные и другие льготы.
  3. Деятельность Центробанка, его структурных подразделений и других финансовых организаций, которые обслуживают бюджет.

Счетная палата контролирует полноту и своевременность бюджетных поступлений, их расходование, проводит анализ, выявляет нарушения и вносит предложения по их устранению.

Ведомство ежеквартально представляет оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Госдуме и Совету Федерации. Вот за чем следит Счетная палата:

  1. Чтобы заемные государством средства использовались и обслуживались по правилам.
  2. За законностью и эффективностью использования кредитов, которые получает правительство от других государств и международных финансовых организаций.
  3. За эффективностью выдачи бюджетных кредитов и других возвратных средств.
  4. За предоставлением государственных кредитов и безвозмездных выплат другим государствам и международным организациям. Например, Россия регулярно выдает кредиты Беларуси, а Счетная палата РФ должна следить за порядком в этом процессе.

Кроме бюджета, Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по другим вопросам:

  • размер государственного внутреннего и внешнего долга;
  • бюджетно-финансовая политика и совершенствование бюджетного процесса в РФ;
  • проекты законов и прочих нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Госдумы;
  • проекты международных договоров РФ, которые влекут правовые последствия для госбюджета;
  • программы, на финансирование которых идут деньги из федерального бюджета.

Также ведомство дает заключения или ответы на запросы президента, правительства, парламента и субъектов РФ.

Счетная палата изучает причины и последствия отклонений в исполнении бюджета. На основе этих данных она разрабатывает предложения по улучшению бюджетно-финансовой системы страны и представляет их на рассмотрение Госдумы.

Если при проверке выявлены нарушения, которые наносят ущерб государству, или происходит препятствование проверкам, Счетная палата дает администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. Если их не исполняют, коллегия Счетной палаты вправе по согласованию с Госдумой принять решение о приостановлении всех расчетных операций по счетам нарушителей.

Структура

В состав органа входят председатель, его заместитель, аудиторы и аппарат Счетной палаты.

Кто формирует Счетную палату. Счетную палату формирует парламент:

  1. Совет Федерации назначает председателя Счетной палаты и шесть аудиторов.
  2. Затем Госдума назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов

Таким образом, всего в Счетной палате 12 аудиторов. Все перечисленные должности назначаются на шесть лет, без возможности занимать должность более двух сроков подряд.

До декабря 2022 года процедура была несколько иной: председателя назначала Госдума, а его заместителя — Совет Федерации.

С 22 мая 2018 года председателем Счетной палаты был Алексей Кудрин, чьи полномочия действовали до мая 2024 года. Но в ноябре 2022 Совет Федерации освободил его от должности. Его место в Счетной палате займет вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Кто назначает председателя Счетной палаты. Процесс выглядит так: Госдума по предложениям фракций предлагает президенту не менее трех кандидатур.

Президент выбирает одного человека и вносит его на утверждение Госдумой большинством голосов. Если президента не устроила ни одна из кандидатур, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Госдуму. Заместителя председателя и аудиторов назначают по такой же схеме.

Аудиторы Счетной палаты — это руководители направлений деятельности органа, которые определяет Регламент Счетной палаты.

Текущий состав Счетной палаты РФ указан на сайте ведомства. Источник: ach.gov.ru
Департаменты направлений, возглавляемые аудиторами, также перечислены на сайте. Источник: ach.gov.ru

Как деятельность Счетной палаты влияет на жизнь россиян

Счетная палата не обладает особенными полномочиями: главная ее задача — консультировать госорганы по бюджетным вопросам. По выявленным нарушениям она может выдавать предписания, но не заменяет собой правоохранительные органы.

Суть деятельности Счетной палаты в том, чтобы предоставлять независимую и объективную информацию о бюджетных процессах страны: оценивать, насколько качественно планируется и исполняется бюджет, реализуются государственные программы, какие есть отклонения в реализации планов, их причины, последствия и возможные решения.

Тем не менее работа ведомства дает внятное представление о бюджете страны и проблемах с ним. Оно публикует информацию о том, куда и насколько эффективно расходуются наши деньги. Если изучить сайт Счетной палаты, можно составить представление о происходящем с бюджетом страны. Насколько известно, претензий к непредвзятости или объективности этого органа сейчас нет.

По каким вопросам можно обращаться в Счетную палату

Граждане могут обратиться в Счетную палату с вопросами о ее работе и запросить документы о проведенных проверках. Также можно сообщить о возможных нарушениях, если есть подозрения в нецелевом использовании бюджета, и заявить о фактах коррупции.

Если вопрос не касается работы Счетной палаты, она перенаправит обращение в нужный госорган. По остальным запросам она даст развернутый ответ.

Например, человек знает, что по федеральной программе рядом с его домом должны сделать парк, но уже третий год ничего нет — просто поставили две лавочки. Можно направить в Счетную палату обращение с просьбой рассказать, как на этот парк тратили бюджетные деньги, и спросить, нет ли в этом признаков нарушений. Если окажется, что строительство парка запланировано на деньги местного бюджета, без привлечения федеральных средств, Счетная палата перешлет обращение в региональную счетную палату.

В 2021 году в Счетную палату поступило 3620 обращений. Четверть из них перенаправили в другие госорганы.

По каким вопросам обращались в Счетную палату

Защита прав и свобод граждан 1090
Исполнение федерального бюджета 536
Здравоохранение и социальное обеспечение 423
Обеспечение граждан жильем 261
Промышленность, строительство, транспорт и связь 229
Расходы региональных бюджетов 228
Сфера труда и заработной платы 167
ЖКХ и тарифы ЖКУ 118
Другие вопросы 508

Защита прав и свобод граждан

1090

Исполнение федерального бюджета

536

Здравоохранение и социальное обеспечение

423

Обеспечение граждан жильем

261

Промышленность, строительство, транспорт и связь

229

Расходы региональных бюджетов

228

Сфера труда и заработной платы

167

Что нужно знать о Счетной палате

  1. Счетная палата нужна, чтобы контролировать формирование и расходование госбюджета. А если выявляются какие-то сомнительные схемы — привлечь нарушителей к ответственности.
  2. Главный принцип работы Счетной палаты — ее независимость. Законами предусмотрены условия, по которым на работу ведомства не могут повлиять те, кого оно проверяет.
  3. Работа Счетной палаты публична, за исключением моментов, которые охраняются гостайной. На сайте ведомства можно найти море информации о том, как планируется и исполняется бюджет, какие есть проблемы с ним и что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию.
  4. В состав Счетной палаты входят председатель, его заместитель и 12 аудиторов. Все они назначаются на шесть лет большинством голосов депутатов Госдумы и с одобрения кандидатур президентом.
  5. Счетная палата дает заключения и рекомендации к законам, связанным с бюджетом страны. Запросы по другим темам она перенаправляет в соответствующие госорганы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сколько будет платить за классное руководство
  • Tnc 620 руководство пользователя
  • Инструкция по мытью рук в детском саду по новому санпин
  • Инструкция по охране труда при работе с применением подъемника
  • Дипросолол таблетки от давления инструкция по применению