Систематизация российского законодательства в первой половине 19 века под руководством сперанского

Изменение
государственного аппарата. В 1810 г.

   был создан
Государственный совет, через который
должны были проходить все законопроекты.
Совет состоял из общего собрания и
четырех департаментов: законов, дел
военных, дел гражданских и духовных,
государственной экономии. Председателем
Государственного совета формально
считался сам император.

   В 1802 г.
введены новые органы отраслевого
управления – министерства, закрепленные
в 1811 г. «Общим учреждением министерств».
Главным отличием министерств от коллегий
являлось утверждение принципа
единоначалия: министр полностью отвечал
за руководство вверенной ему отраслью
и имел для этого все полномочия. При
министре предусматривался коллегиальный
орган – совет министра, куда стекались
все материалы из департаментов
министерства, идущие на подпись министру.

   Одновременно
с министерствами был создан Комитет
министров – совещательный орган при
царе, решавший вопросы, касающиеся сразу
нескольких министерств или превышающие
компетенцию министра. Кроме того, Комитет
наблюдал за губернаторами и губернскими
правлениями. В состав Комитета министров
входили председатели департаментов
Государственного совета, министры,
управляющие ведомствами, государственный
секретарь.

   Учреждена
Собственная его императорского величества
канцелярия. При Николае I в ней было
создано шесть отделений, права которых
почти не отличались

   от прав
министерств. Особо известно III отделение,
которому был придан статус жандармов.
Вся страна была разбита на жандармские
округа.

   Кодификация
законодательства. Для приведения в
порядок существующих норм права была
создана комиссия II отделения Собственной
его императорского величества канцелярии,
во главе которой фактически стоял видный
юрист М. М. Сперанский. Он решил организовать
работу поэтапно: собрать воедино все
законы, изданные с момента принятия
Соборного Уложения, привести их в
определенную систему и на базе всего
этого издать новое Уложение.

   Сначала
приступили к созданию Полного собрания
законов, которое включило в себя все
нормативные акты с Соборного Уложения
до начала царствования Николая I,
собранные в хронологическом порядке.

   После
издания Полного собрания законов М. М.
Сперанский приступил к созданию Свода
законов Российской империи. При его
составлении исключались недействующие
нормы, устранялись противоречия,
проводилась редакционная обработка
текста. В Своде законов весь материал
был расположен по отраслевому принципу,
в основу структуры было положено деление
права на публичное и частное. Свод был
издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.

   Далее М.
М. Сперанский планировал приступить к
созданию Уложения, которое должно было
быть кодифицированным актом. Однако
эти идеи не нашли поддержки, работа по
систематизации остановилась. Можно
лишь отметить как элемент третьего
этапа издание в 1845 г. Уложения о
наказаниях уголовных и исправительных
– первого российского уголовного
кодекса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного бюрократического аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский — опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг.

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы — создание Свода законов Российской империи. При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.

Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.

Все изменения в праве России, в первой половине 19 века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права,

было Соборное Уложение 1649 г. К началу 19 в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений. Попытки кодификации были предпринялы еще при Екатерине II, в деятельности Уложенной комиссии. Также кадификацией занимался и Павел I он создал комисию по разработке сводного Уложения, за время его правления комиссия успела подготовить 17 гл. из сферы судопроизводства, 9 гл. — вотчиного права и 13 гл -уголовного. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но в 1803 г. дело кодификации было передано Минестерству юстиций. Неудача всей кодификационной деятельности, осуществлявшейся до 1801 года, объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли старые законы или занимались сочинением новых. Цели кодификации: 1)Законы должны утверждаться на «непокалебимых основаниях права» 2)Они должны определять все часть государственного управления, пределы компетенцции гос. оргонов, права и обязанности подданых и т.д. 3)Нормы должны распологаться по строгой системе. 4)Должны содержать в себе правила для отправления правосудия Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности,

впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.(1832) Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствие, ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года. ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. В первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие 72 характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты. После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе,

2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, содержащий процессуальное законодательство. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса. Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том 15 Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г. Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие 73 формулировки. Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности,

о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский. В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий. 74

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по войсковому корабельному хозяйству скачать
  • Аир 10sh руководство по эксплуатации
  • Должностная инструкция начальника детского оздоровительного лагеря
  • Умифеновир инструкция отзывы врачей по применению
  • Руководство вневедомственной охраны волгоградской области