Скачать бесплатно методически руководства

Контактная информация:

 347023, Ростовская область, Белокалитвинский район, п.Горняцкий, ул.Театральная, 1

 Руководитель: Петрова Оксана Сергеевна

 Телефон: +7 (863 83) 56-6-68

 E-mail: school110-bk@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

Учебно-методические пособия (методички)

Рекомендации

  • Новинки
  • Рекомендации

только полные версии книг

ОГЭ. Математика. Алгебра. Геометрия. Тематический тренинг для подготовки к основному государственному экзамену

Л. И. Слонимский

Данный сборник – учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки к основному государственному экзамену по математике. Пособие включает около 1000 тренировочных примеров и заданий. К примерам,…

Подробнее

Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования

Татьяна АхутинаИ. О. КамардинаПылаева Н. М.

В переработанном и расширенном варианте пособия «Нейропсихолог в школе» в научно точной и доступной форме представлены методы нейропсихологической диагностики и коррекции в школе. Оно содержит краткие…

Подробнее

Учебный курс тату-мастера

Влас Аркадьевич Сидоренко

Друзья, данный курс создан для того, чтобы донести до вас современную информацию об искусстве татуировки. Курс лаконичен и разделён на два основных этапа: теория и практика. В теории представляется…

Подробнее

Идеальное изложение. Безупречное сочинение. Пособие для эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку

О. Н. БеляеваН. Д. Тыранов

Учебное пособие предназначено для эффективной самостоятельной подготовки к написанию изложения и сочинения-рассуждения формата ОГЭ по русскому языку.Изучив эту книгу самостоятельно, без учителя или…

Подробнее

Силовые тренировки для любителей

Игорь Катков

Полное руководство по силовым тренировкам для любителей, которые хотят видеть результат. Эта книга для занятых, не обладающих явным талантом к росту мышц, возможно, немолодых людей, которые хотят…

Подробнее

Дизартрия. Апраксия. Дисфагия

Иван ЮсовЕкатерина Познырева

В пособии рассматриваются теоретические и прикладные вопросы нарушений произносительной стороны речи, функционально связанных с дисфункциями глотания и голосообразования, у взрослых лиц с локальными…

Подробнее

Речевое развитие детей 3-7 лет

Ушакова Оксана Семеновна

Методическое пособие содержит материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой детей от 3 до 7 лет. Пособие адресовано воспитателям…

Подробнее

полная версия

Таджвид для преподавания

Умму АбдиЛлях

Аллах узаконил для мусульман чтение Корана и сделал это самым большим поклонением. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Корана, запишется…

Подробнее

Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе

Татьяна АхутинаО. Г. ГалактионоваХотылева Т. Ю.

Методические материалы предназначены для учителей начальных классов. Материалы книги обобщают опыт, накопленный педагогами-дефектологами и результаты анализа многочисленной методической литературы….

Подробнее

Воздушная йога от А до Я

Вера Вячеславовна Дроздова

Йога в гамаке – это неповторимая практика, которая позволяет прислушаться к себе. Практика не только делает тело сильным и гибким, но и возвращают Вас в состояние детства, пробуждая творческие…

Подробнее

Как перестать учить язык и начать говорить

Светлана Резниченко

В этой уникальной интерактивной книге вы узнаете, что нет такой цели, как выучить английский язык! Язык – это средство для достижения чего-то более важного для вас. Поэтому, чтобы выучить язык, вам…

Подробнее

Математика. Методические рекомендации. 5-6 классы

М. В. Ткачева

Пособие предназначено учителям, ведущим преподавание по УМК «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс» М. В. Ткачёвой. В книге приводятся содержательные и методические особенности курса математики…

Подробнее

Шпаргалка колориста

Александр Сергеевич Кувватов

Данная книга – это шпаргалка для колористов, которые знакомы с системой АКСIОМА. В книге собраны самые необходимые алгоритмы работы, описанные тезисно без лишних рассуждений. Предназначена для…

Подробнее

Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие

Л. А. Ефросинина

В методическом пособии раскрываются принципы работы с учебным комплектом по литературному чтению для 2 класса (учебник, рабочая тетрадь, учебная хрестоматия) авторов Л. А. Ефросининой, М. В. Долгих,…

Подробнее

Задержка речевого развития. Формирование основ речи и первоначальных речевых навыков у детей 3-4 лет

Г. И. КручининаВ. В. Лапина

В пособии представлены методические рекомендации и практический материал по формированию основ речи и первоначальных речевых навыков у детей с задержкой речевого развития.Пособие может быть…

Подробнее

Касание ангела. Установки тела. Реконструкция

Зуфар Алтынбаев

Данная публикация является учебно-методическим пособием для изучения практических навыков метода Биодинамическое центрирование «Касание ангела». Материал пособия подготовлен для научно-практического…

Подробнее

Готовимся к ЕГЭ без репетитора. Литература

Татьяна Геннадьевна КучинаАлександр ЛеденевВладимир Леонтьевич Шуников

Пособие составлено в строгом соответствии с форматом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе и призвано помочь в самостоятельной подготовке к экзамену.В пособии представлены обзоры…

Подробнее

Английский язык. Тесты с ответами на знание грамматики. Часть 1

Ричард Грант

«Тесты на знание грамматики английского языка», составлены на основе теоретического материала, изложенного в серии «Английский язык. Теория и практика.» и охватывают всю английскую грамматику,…

Подробнее

Английский язык. Теория и практика. Герундий

Ричард Грант

Герундий – The Gerund – это двадцать пятое учебное пособие из серии «Английский язык. Теория и практика».Освоив теоретический материал, представленный в данной серии, и выполнив более 600 упражнений…

Подробнее

Деловой китайский язык. Часть 1. Чтение

Группа авторов

Учебно-методическое пособие в двух частях «Деловой китайский язык: чтение и письмо» подготовлено для преподавателей китайского языка и студентов, изучающих язык от двух лет. Оно также может быть…

Подробнее

Популярные авторы

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»

Л.А. Бурнусус, Г.В. Жиленкова-Олендская

Сборник методических рекомендаций

Санкт-Петербург 2015

Центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»

Л.А. Бурнусус, Г.В. Жиленкова-Олендская

Сборник методических рекомендаций

Дополнительное образование детей

Издательство ИП Веснин Евгений Юрьевич

 Санкт-Петербург 2015 г.

ББК 74.26 УДК 371.671.12 Б91

Бурнусус Л.А.

Б91        Сборник методических рекомендаций : дополнит. обра-

зование детей /Л.А. Бурнусус, Г.В. Жиленкова-Олендская. — СПб. : ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015. — 36 с. ISBN 978-5-9905039-5-3

Представленные в сборнике методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования правильно составить собственную дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу, а также разобраться в видах методической продукции и выбрать нужный алгоритм создания своей методической работы.

ББК 74.26 УДК 371.671.12

ISBN 978-5-9905039-5-3

© Оформление. ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015

Бурнусус Любовь Алексеевна, зав. массово-методическим отделом

Методические рекомендации

по составлению общеразвивающих программ дополнительного образования детей

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, целыми народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способности каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями[1].

Образовательная деятельность по общеразвивающим программам дополнительного образования детей должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, научно-техническом, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся.[2]

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей разрабатывается на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,

Письма Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Приказа Минобрнауки от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2011 № 2564-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования».

При создании данных методических рекомендаций был использован опыт методистов учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, представленный в «Методических комментариях к написанию образовательных программ дополнительного образования детей»

Предложенные методические рекомендации могут быть интересны для специалистов, работающих в системе дополнительного образовании. Представленный материал позволит педагогу грамотно составить общеразви-вающую программу дополнительного образования детей.

Для написания общеразвивающих программ дополнительного образования детей предлагается следующая общепринятая структура: [3]

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание
  5. Методическое обеспечение
  6. Список литературы

Оглавление прописывается в том случае, если программа рассчитана на 3 года и более. В оглавлении указывается перечень основных разделов программы и соответствующие им страницы.

I. Титульный лист (см. приложение № 1) II. Пояснительная записка

  1. Направленность (техническая, естественнонаучная, физкуль-турно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая) .
  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

3) Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих.

Актуальность

  • соответствие программы приоритетным направлениям и задачам развития петербургской школы и российской системы образования в целом;
  • отражение в программе важных существенных условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в настоящий момент;
  • соответствие программы современным запросам и требованиям. Педагогическая целесообразность
  • отражение педагогических принципов (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, последовательность, систематичность и т.д.) с учётом использования современных педагогических технологий;

Новизна (в том случае, если программа авторская)

  • наличие в программе современных идей, касающихся организации дополнительного образования вообще и отдельных компонентов процесса в частности (на уровне содержания, технологи);
  • наличие степени новизны программного курса в системе дополнительного образования детей, в чём проявляется оригинальность.

Цель — к чему стремятся, чего хотят достигнуть.

Цели реальны, конкретны. Особенно если программа рассчитана на 1 год обучения — одна или две цели. Цели могут быть направлены на:

  1. создание условий развития ребёнка в целом;
  2. развитие определённых способностей ребёнка;
  3. формирование личности, владеющей определёнными навыками;
  4. эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами различных направлений ДО детей;
  5. развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами мастерства различных направлений ДО.

Задачи

  • то, что требует выполнения, разрешения. Задачи связаны с целью. Задачи должны быть чёткими, конкретными. Формулировка краткая.

Задачи могут быть:

1. Обучающие (что узнает обучающийся, освоив программу)

  • способствуют овладению
  • обучают навыкам
  • формируют навыки, мастерство
  • дают систему знаний, умений, навыков
  1. Развивающие
  • развивают артистические, эмоциональные качества у детей
  • развивают различные способности
  • развивают общую физическую подготовку
  • развивают высшие психологические функции (внимание, наблюдательность, воображение, память)
  1. Воспитательные
  • воспитывают чувство товарищества
  • формируют гражданскую позицию, патриотизм
  • воспитывают нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность — терпимость)
  • приобщают ребёнка к здоровому образу жизни и гармонии тела

Условия реализации программы

Какому возрасту адресована программа. Временные границы

На сколько лет рассчитана программа (количество лет должно совпадать с информацией на титульном листе).

Условия приёма детей

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Режим занятий по каждому году обучения

Например: первый год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа, второй год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа.

Примечание:

а) деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клуб, секция, театр, сектор, центр, группа, кружок и др.)

б) списочный состав каждого объединения формируется исходя из вида деятельности, возраста, санитарных норм, учебной программы, года занятий, по норме наполняемости.

Наполняемость творческих объединений [4]

№ п/п

Направленность

Количество учащихся

1-й год

2-й год

3-й год

1

Техническая

10 человек

8 человек

8 человек

2

Физкультурно-спортивная

15 человек

12 человек

10 человек

3

Художественная

15 человек

12 человек

10 человек

4

Туристско-краеведческая

15 человек

12 человек

10 человек

5

Социально-педагогическая

15 человек

12 человек

10 человек

6

Естественнонаучная

15 человек

12 человек

10 человек

Формы организации деятельности воспитанников:

  • групповая,
  • по звеньям,
  • индивидуальная,
  • малые группы,
  • общеоркестровые,
  • ансамблевые.

Формы проведения занятия:

— беседа,

диспут,

лекция,

экскурсия,

праздник,

фестиваль,

турнир,

конкурс,

викторина,

игра,

творческие встречи, сборы, походы,

профильные лагеря, выставка, соревнования, репетиция,

интегрированное занятие,

конференция,

олимпиада,

практикум,

концерт,

импровизация,

фантазия.

Методы:

  • словесный (рассказ, беседа, устное изложение, лекция, чтение, анализ текста, анализ структуры музыкальных произведений);
  • наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, схемы, плакаты, диаграммы, приборы, модели, наблюдение, работа по образцу);
  • практический (упражнение, тренинг, опыты, репетиция, тестирование);
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Виды контроля учащихся

  1. этап — нулевой (конец сентября — начало октября) — тестирование (тесты, анкеты), викторины, предварительное прослушивание и т.д.
  2. этап — промежуточный (в середине учебного года, в декабре) — концерты, открытые занятия, и т.д.
  3. этап — итоговый (апрель — май) — контрольное занятие, отчётный концерт, выставки, спектакли, олимпиады, академический концерт, зачётный экзамен, защита проекта, зачётная работа, краеведческие чтения, фестиваль, соревнования, учебно-методическая конференция и т.д.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы дополнительного образования детей:

  • тестирование,
  • академический концерт,
  • контрольное занятие,
  • олимпиада,
  • викторина,
  • отчётная выставка,
  • отчётные концерты (концерты для родителей, гастрольные),
  • зачёт,
  • фестиваль,
  • соревнование,
  • исследовательская конференция.

IV. Содержание программы

  1. Соответствие содержания программ поставленным целям задачам и конкретной направленности.
  2. В этом разделе указывается:
  • название темы (должно совпадать с перечисленными темами учебно-тематического плана);
  • телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
  • теоретические и практические занятия.

Примечание: в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария, а в практике — практическая деятельность обучающихся).

При планировании экскурсии желательно указать название места проведения экскурсии. Описание содержания программы обязательно начинается с вводного занятия.

Ожидаемые результаты

В образовательной программе желательно педагогу отметить следующее:

  1. Прописать конкретные знания, умения, навыки учащихся по итогам каждого года обучения.
  2. Указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы по годам обучения.
  3. Прописать по каждому году обучения методику проверки результативности и указать регулярность её проведения.

V. Методическое обеспечение Дидактический материал:

  • методические разработки,
  • учебные пособия,
  • таблицы,
  • схемы,
  • статьи и рекомендации,
  • иллюстрации в книгах, журналах,
  • открытки,
  • подборки стихов, рассказов, загадок, в соответствии с темой занятия,
  • словарь специальных терминов.

Раздаточный материал:

  • образцы готовых изделий,
  • конспекты занятий по темам.

Материально- техническое оснащение:

  • технические средства обучения,
  • оборудование (приборы, инструменты, зеркала, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другое),
  • описание помещения занятий.

Кадровое обеспечение — прописывается в том случае, если для реализации программы необходимо сопровождение специалиста (концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.)

VI. Список литературы

Состоит из двух разделов:

«Список литературы, используемый педагогом», «Список литературы для детей и родителей»

Приложение № 1

(название образовательной организации)

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом совете        Директор

(название организации)         ФИО

Протокол №                 от                Приказ №        от        

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей

(18 кегль)

«НАЗВАНИЕ»

(20 кегль, заглавные буквы)

Возраст детей        лет

Срок реализации        лет

Составитель:

Ф.И.О. полностью

должность

Консультант:

Ф.И.О. полностью должность

Жиленкова-Олендская Галина Васильевна,

методист

Алгоритмы написания методических работ

методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В наше время педагогу уже невозможно обойтись без использования различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма.

В данной работе представлены рекомендации по написанию и оформлению лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных педагогами дополнительного образования.

Изучив предложенный материал, педагоги получат представление о формах изложения методик в соответствии с современными требования-ми[5], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами.

Цель: помощь педагогам дополнительного образования детей в структуризации собственного методического материала для последующей публикации.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

С дополнительным материалом (образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[6] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации) можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[7], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий: «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», «Девчонки и мальчишки», «Детское творчество», «Дети, техника, творчество», «Вестник образования России», «Инновация в образовании» и др., а также на сайтах в Интернете.

Наличие методических работ повышает профессиональный статус педагога и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую педагогами дополнительного образования методическую продукцию можно условно разделить на три блока:

Информационный блок: в него входит методическая продукция, создаваемая с целью рекламы и информирования родителей воспитанников о деятельности объединения или об образовательной программе. Информационными носителями служат, чаще всего, буклеты или листовки.

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении дополнительной общеразви-вающей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе. Материалы из научно-методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, только педагогам. В соответствии с этим регламентируется терминология, стиль и объем методических работ.

Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках дополнительной общеразвивающей программы для информационного блока и блока учеб-

но-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку.

  1. Методическая записка

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

  1. Методическая рекомендация

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, являются небольшими по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются4 без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи педагогу в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объём развернутых методических рекомендаций, как правило, составляет от трёх листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

  1. Титульный лист5 : Полное название учреждения «Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность

Место написания

Год написания

  1. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

  1. Третий лист: Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у воспитанников и т.п.).

Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет регламентированной структуры. Главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь насостоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с детьми могут содержать рекомендации по созданию эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформ-ления[8] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

Приложение[9] (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка

Методическая разработка — это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий, мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.

Методическая разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

  1. Титульный лист8 : Полное название учреждения «Название»

Вид методической продукции (методическая разработка) Автор(ы) (ФИО полностью), должность Место написания Дата написания

  1. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновываются, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с детьми, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам вводной части методической разработки. При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления9 литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).

Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, в использовании нового оборудования или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела: введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное — описание методики — оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие

Методическое пособие — комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по отдельной направленности или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

  1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения «Название»

Вид методической продукции (методическое пособие) Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования) Дата написания

Место написания (Санкт-Петербург)

  1. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости — с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями; кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко определённых, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Педагог может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учётом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

  1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования) Дата написания

Место написания (Санкт-Петербург)

  1. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта, формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной постановке цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

Список литературы (список[13] составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь педагогам в выработке этого умения. Понимание педагогами правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий педагоги часто обращаются к Интернету в поиске новых методик, поэтому работы, опубликованные на Интернет-сайтах, намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность — понятие, в контексте данной работы, означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм — набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация — краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог — систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.

Бюллетень — регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи — это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо — указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.

Картотека — систематизированное в алфавитном порядке (как правило — по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка — вид информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика — наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический — строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема — это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации — структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка — комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка — книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План — фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа — запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект — замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий — самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий — это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория — это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель — то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»-

Драхлер А.Б. Методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. — Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с. 26-30.

Корлякова С.В., Деникаева О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. — М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014.

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. — Мн.: ООО «Сэр -Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. — М.: Учитель, 2005 г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АР-КТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. — М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-изда-тельское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). — Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. — 2001 — №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н.

Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.

Информационно-электронные ресурсы

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь — Аудитория целевая

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал.

грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.

  1. Брать ножницы только с закругленными концами. Рис. № 1
  2. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями. Рис. № 2
  3. Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

  1. Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. № 4

  1. Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. № 5

  1. По окончании работы привести рабочее место в порядок. Рис. № 6

Ф.И.О. автора полностью должность, название органзации, дата написания

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

(название образовательной организации)

«КАК СДЕЛАТЬ САМОМУ ПРЕЗЕНТАЦИЮ»

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Ф.И.О. полностью должность

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической разработки

(название образовательной организации)

«РИСОВАНИЕ ПИОНОВ ГУАШЬЮ»

методическая разработка

Автор: Ф.И.О. полностью должность

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического пособия

(название образовательной организации)

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Ф.И.О. полностью должность

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

(название образовательной организации)

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Ф.И.О. полностью должность

Приложение № 6

Основные требования к оформлению текстовых документов ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

  1. Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать единому формату А4 или (А5).

  1. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 20 мм.
  2. Нумерация страниц:
  • Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;
  • Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;
  • Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание, учитываются, как и страницы текста, начиная с 1.
  1. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1.,       1.1.1. и т.д.
  2. Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.
  3. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.
  4. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
  5. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2—3 интервалов.
  6. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, … ) должны быть однотипными.
  1. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;
  • таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
  • если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости — в приложении.

  1. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под за-текстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.СМакаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

  1. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль — 12, междустрочный интервал — 1,5.

Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

  1. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа Microsoft Word;

для таблиц и графиков — Microsoft Excel;

для оформления текста в буклет, брошюру — Microsoft Publisher; для презентации и демонстрации — Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

Правила оформления приложений

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов, применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора. 2.Основное заглавие.

  1. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).
  2. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).
  3. Место издания.
  4. Издательство или издающая организация.
  5. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

  1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой — М.:-1988. — С. 208-210.
  2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 224 с.
  3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Пед. соч. — М.: — 1984. -С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц указывать необязательно.

Приложение № 9

Список сайтов, на которых можно разместить

свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами

и узнать их мнение на форуме педагогического Интернет-сообщества

  1. Портал Министерства образования http://www.minobr.org/
  2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру» http://metodisty.ru/
  3. Социальная сеть работников образования http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.        Образование http://www.kakprosto.ru

  1. Умная Школа: Национальный образовательный проект http://умная-школа.рф
  2. Педсовет http://pedsovet.org/
  3. «Педагогика online» (электронный журнал педагогов Санкт-Петербурга) http://aneks.spb.ru
  4. Сетевое образовательное сообщество http://rusedu.net/
  5. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  6. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России http://www.zavuch.info/
  7. Сетевое социально-педагогическое сообщество http://wiki.iot.ru/index.php/
  8. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество http://www.schoolexpert.ru/main
  9. Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/
  10. Издательская группа «Основа» http://www.e-osnova.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Л.А. Бурнусус

Методические рекомендации по составлению

общеразвивающих программ дополнительного образования детей          3

Г.В. Жиленкова-Олендская

Алгоритмы написания методических работ         12

Пояснительная записка         12

Алгоритм написания методической записки        14

Алгоритм написания памятки        14

Алгоритм написания методической рекомендации        15

Алгоритм написания методической разработки        16

Алгоритм написания методического пособия        18

Алгоритм написания методического проекта        19

Глоссарий        21

Список рекомендованной литературы        23

Список информационно-электронных ресурсов        24

Образец оформления памятки        25

Образец оформления титульного листа методической рекомендации . 26

Образец оформления титульного листа методической разработки        27

Образец оформления титульного листа методического пособия        28

Образец оформления титульного листа методического проекта        29

Основные требования к оформлению текстовых документов        30

Правила оформления приложений        32

Правила оформления списка литературы        33

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу        34

Научное издание

Бурнусус Любовь Алексеевна, Жиленкова-Олендская Галина Васильевна

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Издательство ИП Веснин Евгений Юрьевич

(199226, Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, 19-1-365) Подписано в печать 02.02.2015 Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Петербург Печать цифровая . Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 1,31 Тираж 500 экз. Заказ № 003 Отпечатано с электронных носителей издательства в типографииГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»


[1] см. п. 1 ст. 12 ФЗ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

[2] см. Приказ Минобрнауки от 29.08.2013 № 1008

[3] см Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844

[4] см. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2011 № 2564-р

[5] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[6] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[7] Список сайтов см. в приложении № 9

[8] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец в приложении № 8

[9] См. приложение № 7

[10]См. образец в приложении № 4

[11]См. приложение № 8

[12]См. образец в приложении № 5

[13]См. приложение № 8

Нужна помощь эксперта в написании уникальной работы? Узнайте цену!

Тема документа

Предмет

Добавлено

  • Предмет: Культурология

    Добавлено: 20.03.2017

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 13.12.2016

  • Предмет: Культурология

    Добавлено: 15.05.2016

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 12.05.2016

  • Предмет: Сельское хозяйство

    Добавлено: 21.04.2016

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 31.03.2016

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 08.03.2016

  • Предмет: Медицина, физкультура, здравоохранение

    Добавлено: 04.03.2016

  • Предмет: Информационное обеспечение, программирование

    Добавлено: 08.01.2016

  • Предмет: Другое

    Добавлено: 21.12.2015

  • Предмет: Психология

    Добавлено: 06.12.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 25.11.2015

  • Предмет: Информатика, ВТ, телекоммуникации

    Добавлено: 11.11.2015

  • Предмет: Другое

    Добавлено: 27.10.2015

  • Предмет: Математика

    Добавлено: 19.10.2015

  • Предмет: Эктеория

    Добавлено: 15.10.2015

  • Предмет: Безопасность жизнедеятельности

    Добавлено: 11.10.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 10.10.2015

  • Предмет: Английский

    Добавлено: 02.10.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 13.07.2015

  • Предмет: Экология

    Добавлено: 30.06.2015

  • Предмет: География, экономическая география

    Добавлено: 19.06.2015

  • Предмет: Туризм

    Добавлено: 12.06.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 09.06.2015

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 08.06.2015

  • Предмет: Безопасность жизнедеятельности

    Добавлено: 08.06.2015

  • Предмет: Безопасность жизнедеятельности

    Добавлено: 06.06.2015

  • Предмет: Другое

    Добавлено: 05.06.2015

  • Предмет: Математика

    Добавлено: 02.06.2015

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 28.05.2015

  • Предмет: Литература

    Добавлено: 23.05.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 22.05.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 21.05.2015

  • Предмет: Математика

    Добавлено: 21.05.2015

  • Предмет: Транспорт, грузоперевозки

    Добавлено: 18.05.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 15.05.2015

  • Предмет: Информатика, ВТ, телекоммуникации

    Добавлено: 10.05.2015

  • Предмет: Химия

    Добавлено: 10.05.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 09.05.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 09.05.2015

  • Предмет: Эктеория

    Добавлено: 06.05.2015

  • Предмет: Менеджмент

    Добавлено: 30.04.2015

  • Предмет: Геология

    Добавлено: 27.04.2015

  • Предмет: Эктеория

    Добавлено: 23.04.2015

  • Предмет: Медицина, физкультура, здравоохранение

    Добавлено: 22.04.2015

  • Предмет: Другое

    Добавлено: 19.04.2015

  • Предмет: Финансы, деньги, кредит

    Добавлено: 18.04.2015

  • Предмет: Культурология

    Добавлено: 14.04.2015

  • Предмет: Бухучет, управленч.учет

    Добавлено: 24.03.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 17.03.2015

  • Предмет: Информационное обеспечение, программирование

    Добавлено: 17.03.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 17.03.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 17.03.2015

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 07.03.2015

  • Предмет: Физика

    Добавлено: 06.03.2015

  • Предмет: Информатика, ВТ, телекоммуникации

    Добавлено: 22.02.2015

  • Предмет: Математика

    Добавлено: 18.02.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 17.02.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 16.02.2015

  • Предмет: Педагогика

    Добавлено: 10.02.2015

    Разработки 2022

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования ФГ обучающихся

    pdf

    Разработки 2022

    Цифровой методический конструктор организатора воспитательной работы в школе

    Конструктор представлен в виде органайзера. Он включает в себя более 80 методических элементов, распределённых блокам.

    Разработки 2022

    Рекомендации для педагогических работников по совершенствованию современного учебного процесса на основе научно-методического анализа

    Автор: Долгая О.И.

    pdf

    Разработки 2022

    Рекомендации для органов исполнительной власти по внесению изменений в подходы к формированию и реализации содержания общего образования в контексте научно-методического сопровождения предложений. Рекомендации для органов исполнительной власти

    Автор: Тагунова И.А.

    pdf

    Разработки 2022

    Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся

    Авторы: Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Шмелькова Л.В.

    pdf

    Разработки 2022

    Методические материалы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования «Непрерывность и последовательность формирования экологической культуры обучающихся общеобразовательных организаций»

    Авторы: Захлебный А.Н., Шмелькова Л.В., Дзятковская Е.Н.

    pdf

    Разработки 2022

    Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации образования (для учебных предметов «Математика», «Информатика»). Методические рекомендации

    Авторы: Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Козлов О.А. и др.

    pdf

    Разработки 2022

    Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде(начальная школа). Методические рекомендации

    Под общей и научной редакцией С.В. Ивановой

    pdf

    Разработки 2022

    Научно-методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся в образовательной среде(основная школа). Методические рекомендации

    Под общей и научной редакцией С.В. Ивановой

    pdf

    Разработки 2022

    Реализация традиционных форм, методов обучения и дистанционных образовательных технологий при использовании цифровой образовательной среды (для общеобразовательных организаций):методические рекомендации

    Авторы: Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А.

    pdf

    Разработки 2022

    Научно-методические рекомендации для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника: методическое пособие для учителя

    Авторы: Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В., Черкашин О. Е., Шустова И. Ю., Парфенова И.С., Селиванова Н. Л., Нуруллова А.Ю.

    pdf

    Разработки 2021

    «ДЕТЯМ СВОИМ РАССКАЖИТЕ О НИХ, ЧТОБ ЗАПОМНИЛИ!..»: произведения о Великой Отечественной войне в школьном изучении

    Методические рекомендации помогут учителю определить, на основе каких произведений в современной социокультурной ситуации говорить с учащимися о героическом прошлом нашей Родины

    pdf

    Разработки 2021

    ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ. Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для учителей общеобразовательных организаций)

    Авторы: Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В., Селиванова Н.Л., Шустова И.Ю., Парфенова И.С., Черкашин О.Е., Бебенина Е.В. / Под.ред. П.В. Степанова

    pdf

    Разработки 2021

    Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания и методов школьного образования

    Авторы: Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. / Под ред. А.Ю. Пентина

    pdf

    Разработки 2021

    Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде

    Авторы: Осмоловская И.М., Кларин М.В., Гудилина С.И., Макаров М.И. /
    Под ред. И.М. Осмоловской.

    pdf

    Разработки 2021

    Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школе: ресурсы диалога

    Авторы: Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Крючкова Е.А., Амбарцумова Э.М., Королева Г.Э. / Под ред. Л.Н. Алексашкиной

    pdf

    Разработки 2021

    Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования

    Авторы: Ускова И.В., Шамчикова В.М., Макаров М.И. / Под ред. И.В. Усковой

    pdf

    Деятельность управляющих советов

    Организация деятельности управляющих советов

    Организация деятельности управляющих советов

    Разработки 2021

    Воспитание в современной школе: от программы к действиям

    Авторы П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова / Под ред. П.В. Степанова

    pdf

    Разработки 2021

    Информатизация школьного литературного образования

    Автор Н.В.Беляева

    pdf

    Как подавать данные в реестр обученных работников по охране труда с 1 марта 2023 года

     



     Скачать файл

     

     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

    Создано: 28.03.2023

    Методические рекомендации «Как организовать охрану труда женщин»

     



     Скачать файл

    Создано: 02.11.2022

    Методические рекомендации «Какие локальные документы по охране труда должны быть в организации»

     



     Какие локальные документы по охране труда должны быть в организации

     

     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

     

     Приложение 4

     

     Приложение 5

     

     Приложение 6

     

     Приложение 7

     

     Приложение 8

     

     Приложение 9

     

     Приложение 10

     

     Приложение 11

     

     Приложение 12

     

     Приложение 13

     

     Приложение 14

     

     Приложение 15

     

     Приложение 16

    Создано: 01.11.2022

    Как организовать охрану труда с нуля.

     



     Скачать файл

    Создано: 01.11.2022

    Методические рекомендации «Как проводить инструктажи по охране труда по новым правилам»

     



     Методические рекомендации

     

     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

     

     Приложение 4

     

     Приложение 6

     

     Приложение 5

     

     Приложение 8

     

     Приложение 10

     

     Приложение 7

     

     Приложение 11

     

     Приложение 12

    Создано: 08.10.2022

    Методические рекомендации «Как проводить инструктажи по охране труда по новым правилам»

     



     Методические рекомендации

     

     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

     

     Приложение 4

     

     Приложение 6

     

     Приложение 5

     

     Приложение 8

     

     Приложение 10

     

     Приложение 7

     

     Приложение 11

     

     Приложение 12

    Создано: 08.10.2022

    Как организовать пять видов обучения по охране труда

     



     Скачать файл

    Создано: 28.09.2022

    Методические рекомендации «Что меняется в порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда с 01 сентября 2022 года. Сравнение Порядка обучения №1/29 и Правил обучения №2464»

     



     Скачать файл

    Создано: 27.07.2022

    Как организовать психиатрическое освидетельствование с 01.09.2022

    Рекомендация подготовлена по новому порядку прохождения обязательного психосвидетельствования №342н.

     



     Скачать файл

    Создано: 21.07.2022

    С 1 сентября 2022 года перестанут действовать правила прохождения психосвидетельствования

    Уважаемые работодатели! С 1 сентября 2022 года перестанут действовать правила прохождения психосвидетельствования работниками и перечень вредных факторов и работ для прохождения освидетельствования. Это значит, что проводить психосвидетельствование нужно будет по новому порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 №342н.

     



     Приложение 1.Приказ о направлении работников на прохождение психиатрического освидетельствования.docx

     

     Приложение 2.Направление на обязательное психиатрическое освидетельствование.docx

     

     Приложение 3.Журнал учета выдачи направлений на психиатрическое освидетельствование.docx

     

     Приложение 4. Памятка. Что взять с собой на психиатрическое освидетельствование.docx

     

     Приложение 5. Памятка. Что включает в себя психиатрическое освидетельствование.docx

     

     Приложение 6. Программа проведения внепланового инструктажа.docx

    Создано: 21.07.2022

    Как подготовиться к новому порядку обучения по охране труда

    Уважаемые работодатели! С 01 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 года №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

     



     Приложение

     

     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

     

     Приложение 4

     

     Приложение 5

     

     Приложение 6

     

     Приложение 7

     

     Приложение 8

     

     Приложение 9

     

     Приложение 10

     

     Приложение 11

     

     Приложение 12

     

     Приложение 13

     

     Приложение 14

     

     Приложение 15

     

     Приложение 16

     

     Приложение 17

     

     Приложение 18

     

     Приложение 19

     

     Приложение 20

     

     Приложение 21

     

     Приложение 22

     

     Приложение 23

    Создано: 27.06.2022

    Методические рекомендации «Какие правила обучения по охране труда введут в 2022 году»

     



     Скачать файл

    Создано: 16.06.2022

    Сборник нормативных правовых актов по охране труда

     



     Скачать файл

    Создано: 15.04.2022

    Какие локальные документы по охране труда должны быть в организации

     



     Информация

     

     Приложение 1. Чек-лист.docx

     

     Приложение 2. Служба ОТ.docx

     

     Приложение 3. СУОТ.docx

     

     Приложение 4. Политика а области ОТ.docx

     

     Приложение 5. Программа действий по улучшению условий и ОТ.docx

     

     Приложение 6. Внутренний аудит СУОТ.docx

     

     Приложение 7. Профриски.docx

     

     Приложение 8. Контроль охраны труда.docx

     

     Приложение 9. Мероприятия по ОТ.docx

     

     Приложение 10. Обучение по вопросам ОТ.docx

     

     Приложение 11. Обучение по вопросам ОТ.docx

     

     Приложение 12. Обучение по вопросам ОТ.docx

     

     Приложение 13. Обучение по вопросам ОТ.docx

     

     Приложение 14. Обучение по вопросам ОТ. Стажировка.docx

     

     Приложение 15. Обучение по электробезопасности.docx

     

     Приложение 16. Медосмотры.docx

     

     Приложение 17. Предрейсовые медосмотры.docx

     

     Приложение 18. Профилактическое питание.docx

     

     Приложение 19. Смывающие и обеззараживающие средства.docx

     

     Приложение 20. СИЗ.docx

     

     Приложение 21. Несчастные случаи.docx

     

     Приложение 22. Спецоценка.docx

     

     Приложение 23. Санитарый производственный контроль.docx

    Создано: 11.04.2022

    Что нужно сделать специалисту по охране труда до 1 марта 2022 года

     



     Приложение 1

     

     Приложение 2

     

     Приложение 3

     

     Приложение 4

     

     Что делать специалисту по ОТ

    Создано: 28.01.2022

    Методические рекомендации «Как провести инструктаж по электробезопасности 1 группы»

     



     Скачать файл

    Создано: 01.10.2021

    Методические рекомендации «Как провести первичный инструктаж»

     



     Скачать файл

    Создано: 01.10.2021

    Методические рекомендации «Как провести оценку профессиональных рисков»

     



     Открыть (скачать) файл

    Создано: 14.09.2021

    Как укомплектовать предприятие аптечками для оказания первой помощи работникам

     



     Скачать файл

    Создано: 25.08.2021

    Как создать систему управления охраной труда

     



     Шаблон-образец Политики в области охраны труда.docx

     

     Форма-образец программы внутренних аудитов.docx

     

     Форма-образец отчета о функционировании СУОТ.docx

     

     Форма-образец журнала трехступенчатого контроля.doc

     

     Форма проверочного листа №31.docx

     

     Форма отчета о результатах контроля выполнения корректирующих действий.doc

     

     Типовое положение о СУОТ.docx

     

     Блок-схема по проверке СУОТ.docx

     

     !Рекомендации Как создать СУОТ.docx

    Создано: 18.08.2021

    Новости

    1 — 20 из 48

    Начало | Пред. |

    1

    2

    3
    |

    След. |
    Конец

    СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО МАТЕРИАЛЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    По приведённым ниже ссылкам можно бесплатно и по прямым ссылкам скачать материалы с нашего сайта без смс, просмотра вороха ненужных баннеров и переадресаций на другие не нужные и не интересные вам сайты.

    КНИГИ

    ИНСТРУКЦИИ

    ЖУРНАЛЫ И БЛАНКИ

    СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

    Учебное пособие: «Управление охраной труда», Зернов А.Н., 2017.

    Учебник ориентирован как на опытных специалистов, так и на тех кто только делает первые шаги в охране труда.

    В учебнике простым языком описываются задачи традиционно входящие в сферу интересов специалиста по охране труда, такие как обучение, инструктажи, специальная оценка условий труда и др. А так же даются ответы, на вопросы, появившиеся в современных реалиях работы в области охраны труда.

    Большое внимание уделено управлению риском, причинам, приводящим к негативным событиям и методам их профилактики с использованием современных и проверенных временем средств.

     СКАЧАТЬ (*.pdf)

    Учебное пособие: «Домашняя книга о первой помощи», Зернов А.Н., 2020.

    Учебник ориентирован на лиц не имеющих ни каких предварительных знаний о первой помощи.

    Приемы оказания первой помощи, описанные в книге, не подразумевают использования аптечки и наличия специальных навыков у человека, оказавшегося свидетелем несчастного случая.

     СКАЧАТЬ (*.pdf)

    СКАЧАТЬ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Скачать инструкцию по охране труда для офисных работников

    Скачать инструкцию по охране труда для офисных работников

    Скачать инструкцию по охране труда для водителя

    Скачать новую инструкцию по охране труда для водителя

    Скачать инструкцию по охране труда: командировка

    Скачать новую инструкцию по охране труда командировка

    Скачать инструкцию по охране труда для грузчика

    Скачать новую инструкцию по охране труда для грузчика

    Скачать инструкцию по охране труда для водителя погрузчика

    Скачать новую инструкцию по охране труда для водителя погрузчика

    Скачать инструкцию по охране труда: лестницы, стремянки

    Скачать новую инструкцию по охране труда лестницы, стремянки

    Скачать инструкцию по охране труда: СИЗ органы слуха

    Скачать новую инструкцию по охране труда СИЗ органы слуха

    Скачать инструкцию по охране труда: СИЗ органы дыхания

    Скачать новую инструкцию по охране труда СИЗ органы дыхания

    Скачать инструкцию по охране труда: Химические вещества

    Скачать новую инструкцию по охране труда Химические вещества

    Скачать инструкцию по охране труда для сварщика часть 1

    Скачать новую инструкцию по охране труда для сварщика 1

    Скачать инструкцию по охране труда для сварщика часть 2

    Скачать новую инструкцию по охране труда для сварщика 2

    СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ЖУРНАЛЫ И БЛАНКИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    ЖУРНАЛЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА  

     Журнал вводного инструктажа   
     Журнал инструктажа на рабочем месте    
     Журнал учета выдачи инструкций    
     Журнал учета выдачи СИЗ    
     Журнал учета несчастных случаев    

    ЖУРНАЛЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

    Журнал инструктажа на 1 группу по электробезопасности   
    Журнал учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям   

    ЖУРНАЛЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности   
    Журнал учета огнетушителей  
    Бланки

    Личная карточка выдачи смывающих и обеззараживающих средств
    Личная карточка учета выдачи СИЗ
    Предписание специалиста по охране труда
    Наряд-допуск на производство работ повышенной опасности

    Скачайте материалы и проведите День охраны труда с юмором!

    Как автоматизировать работу по ГОЧС и антитеррору в организации? Скачайте бесплатную программу.

    Код присваивается при идентификации ОПО. Его указывают в графе 1.3. Сведений, характеризующих ОПО –

    Приветствуем подписчиков PRO. Вам нужны самые актуальные ответы на вопросы по электробезопасности в ЕПТ

    Приветствую, друзья! Держите пример для создания программы стажировки. Внимание! Это обезличенная план

    Приветствую, друзья! Заметка по поводу вопроса чем заменить журнал регистрации инструктажа по охране труда?

    Приветствую, друзья! Думаете как заполнить карту оценки профессиональных рисков в 2022 году с помощью Excel?

    Приветствую, друзья! В этой заметке предлагаем вам бесплатно скачать Программы и инструкции по охране

    Приветствую, друзья! Наши подписчики и коллеги Линар Муллахметов и Игорь поделились со всеми своими excel-разработками

    Приветствую, друзья! В этой заметке вас ждут бесплатные Excel-программы для автоматического заполнения

    Приветствую, друзья! Если эксплуатируете системы противопожарной защиты, то здесь вас ждёт очередная

    Приветствую, друзья! Наша подписчица и коллега из средней образовательной школы Екатерина Сунгурова прислала

    Посмотреть и скачать новый Трудовой кодекс РФ в формате .DOCX

    Приветствую, друзья! Очередная бесплатная разработка от нашего коллеги Анатолия Константиновича Юдина

    Здесь собираются карты оценки профессиональных рисков от подписчиков.

    Приветствую, друзья! Встречайте очередную бесплатную разработку от нашего коллеги Анатолия Константиновича

    Приветствую, друзья! Сроки хранения документов по охране труда меняют нормативное основание –

    Приветствую, друзья! План “перехват” и теперь в наших руках примеры положений СУОТ в образовании

    Приветствую, друзья! Получите – распишетесь! Представляем вам обновлённую заметку о том, как правильно

    Приветствую, друзья! В этой заметке предлагаем скачать готовые ответы на тесты по промышленной безопасности

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • My payot jour крем для лица инструкция по применению
  • Справочное руководство по сварке
  • Восстание на дону под руководством к булавина причины
  • Мазь риванол инструкция по применению аналоги
  • Мфу hp 28w инструкция по применению