Бронетехника / Броне- и автотехника после WW2 / Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т
Временная инструкция на проведение регламентированного технического обслуживания тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т.
Другие новости по теме:
- Техническое обслуживание автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53А и их модификаций
- Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. ТО и ИЭ
- Средний артиллерийский тягач АТС-59Г
- Просмотров: 1 304
- Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Источник: www.farposst.ru
Текст книги «Артиллерийские тягачи Советской Армии»
AT-T — heavy artillery tractor
Моторно-трансмиссионное отделение, отделение управления, жилищно-бытовой и грузовой отсеки в «Харьковчанке» были заключены в единый утепленный корпус габаритами 8,5×4,0×3,5 м, имевший дублированные системы жизнеобеспечения. Это позволяло совершать длительные переходы, а в случае необходимости и производить ремонтные работы, вплоть до замены силовых агрегатов, без выхода экипажа наружу. Машина хорошо себя зарекомендовала при работе в суровых условиях Антарктиды и оставила о себе добрую память, хотя без поломок (в основном из-за хладоломкости материалов) там не обходилось. Был также построен вариант семикаткового АТ-ТА с метровой гусеницей – «Харьковчанка-2» (изделие «404С»).
Производство тягача АТ-Т продолжалось в течение 30 лет (в 1962 году суточный выпуск достигал 2 – 3 машин), до середины 1979 года (уже в исполнении «401 У»), когда на смену ему пришел многоцелевой тяжелый тягач и носитель МТ-Т («429»), созданный с использованием принципиально иных двигателя, трансмиссии и ходовой части. На этом линия развития тяжелых гусеничных артиллерийских тягачей в СССР закончилась.
Антарктический вездеход «Харьковчанка»
Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача АТ-Т
Масса в снаряженном состоянии, кг | 20 000 |
Грузоподъемность платформы, кг | 5000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 25 000 |
Мест в кабине | 4 |
Мест в кузове для сидения | 16 |
Габариты, мм: | |
длина | 7043 |
ширина по гусеницам | 3154 |
ширина по съемным щиткам | 3170 |
высота по кабине | 2845 |
высота по люку кабины | 3000 |
База опорных катков, мм | 3748 |
Колея (по серединам гусениц), мм | 2640 |
Ширина траков гусениц, мм | 500 |
Дорожный просвет, мм | 425 |
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см 2 : | 0,652 |
Максимальная мощность двигателя, л.с. | 415 |
при частоте вращения, об/мин | 1600 |
Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч | 38 |
Запас хода по шоссе с прицепом,км | 1100 |
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа при 1-м положении ПМП, град.: | 40 |
ТЯЖЕЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТЯГАЧ АТ-Т
Музей военной автомобильной техники при Рязанском военном автомобильном институте
Артиллерийские тягачи АТС-59Г (вверху) и АТ-/1 (внизу)
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге
Инженерная техника на базе тягача АТ-Т: – путепрокладчик БАТ-1М;
– роторный траншеекопатель БТМ;
– котлованная машина МДК-2
Артиллерийский тягач М-2
Средний артиллерийский тягач АТС-59, состоявший на вооружении финской армии
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Источник: itexts.net
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Реставрация книги
Пожалуйста, помогите актуализировать информацию
Загрузить фотографию актуальной обложки книги
Дополнить или обновить информацию о книге
Купить
150р. Завтра
Яндекс Маркет
150р. Завтра
Бесплатно в пункт выдачи
Aliexpress
200р.
Сегодня
Подписные издания
100р. 2-3 дн.
Smart Reading
300р.
2-3 дн.
250р. Завтра
100р. 2-3 дн.
Читай-город
250р.
Завтра
Mynamebook
300р. Сегодня
Magic-kniga
75р. Завтра
Альпина книги
130р. 2-3 дн.
120р.
2-3 дн.
Диссертация
Заработать на знаниях
Реферат по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Курсовая по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
ВКР/Диплом по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Диссертация по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Заработать на знаниях по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Реставрация Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.
Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги
Источник: rusist.info
И в армии, и в Антарктиде
Эту спецмашину все жители Советского Союза знали по парадам на Красной площади в 50-80х гг. и по телерепортажам с антарктических станций СССР. Своеобразному гибриду танка, грузовика и трактора нипочём оказались любые экстремальные условия. «Изделие-401», АТ-Т – «артиллерийский тягач – тяжёлый» харьковского производства нашёл широкое применение не только в Вооружённых Силах СССР, но и в полярных экспедициях Страны Советов, и при освоении труднодоступных регионов. Выпускался он с 1948-го по 1979-й год.
АТ-Т был создан на основе элементов шасси массового послевоенного среднего танка Т-54 (годы выпуска 1946-1974). А кабина тягача была сделана на основе кабин грузовых автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую пришлось, учитывая его габариты, заметно расширить.
Тягач действительно смотрится внушительно и монументально: рядом с ним массовый армейский грузовик ГАЗ-66 кажется маленьким, как легковой кроссовер или джип.
Об истории создания и производства данной модели
Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т был спроектирован и разработан в конце 1940-х на Харьковском машиностроительном заводе имени Вячеслава Малышева. Эту работу возглавлял известный советский инженер-конструктор, который участвовал в создании легендарных Т-34 – Александр Александрович Морозов.
Завод имени Малышева (до 1957-го года он назывался Заводом имени Коминтерна) в послевоенные годы с выпуска паровозов переключился на производство тепловозов, танков и гусеничных тракторов, а также дизельных двигателей широкого применения.
В связи с постановкой на вооружение Советской Армии новейших артиллерийских и ракетных систем, возникла необходимость в тяжёлых тягачах для их транспортировки, а также перевозки боезапаса для них. За основу конструкторам сразу было предложено взять новый, но уже хорошо испытанный средний танк Т-54.
Главное автобронетанковое управление Министерства обороны СССР ориентировало Морозова и его команду на выполнение следующих требований:
- Тягач должен буксировать артиллерийские и ракетные системы и прицепы массой до 25 тонн: 203-мм гаубицу Б-4, 130-мм зенитную пушку КС-30, прочие орудия повышенной мощности, ракетные комплексы 8К63;
- Он должен быть в силах передвигаться с полной нагрузкой со скоростью 35 километров в час;
- Тягач должен успешно работать в любой климатической зоне Советского Союза;
- Грузоподъёмность его грузовой платформы должна быть не менее 5-ти тонн;
- Должна иметься лебёдка с тяговым усилием не ниже 25-ти тонн;
- Шасси тягача должно обладать возможностью монтировать на нём всевозможное спецоборудование для различных родов войск и спецвойск Советской Армии, с беспроблемным обеспечением привода его в действие;
- Тягач должен быть применим не только в военной, но и в гражданских отраслях.
Разумеется, все эти требования были выполнены, и уже в конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были выпущены первые опытные образцы нового тяжёлого артиллерийского тягача.
Для их испытания был совершён пробный пробег по маршруту Харьков – Москва (Кубинка). Во время данного пробега «изделие-401» зарекомендовало себя с хорошей стороны – как тягач достаточно мощный, выносливый, маневренный, работоспособный, с превосходными тяговыми свойствами; удобный в эксплуатации и простой для полевого ремонта.
После сравнительных испытаний и сведения комплекса показателей в одну таблицу АТ-Т оказался наиболее прогрессивным среди всех прочих моделей тяжёлых артиллерийских тягачей 1-го послевоенного поколения. Создателей «изделия-401» в 1948-м году отметили Сталинской премией.
С 1950 года стартовало массовое серийное производство данных тяжёлых тягачей. А в конце 1958 года их ждало особенно суровое испытание: в составе 4-й Советской антарктической экспедиции тягачи были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна гусеничных вездеходов вышла из Мирного и приступила к регулярной работе в условиях Антарктиды.
26 декабря 1959 года караван из тягача АТ-Т и двух «Харьковчанок» (полярная спецмашина, сделанная на его основе) достиг крайней оконечности земного шара – Южного полюса. В №3 популярного журнала «Техника – молодёжи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».
Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.
О главном конструкторе и предприятии-изготовителе
Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.
Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).
С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.
После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.
В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).
В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.
Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т
Двигатель у АТ-Т – дизельный, надёжный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжёлые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запылённости. Если запылённость находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.
А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырёхтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объём этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин.
Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.
Трансмиссия АТ-Т
В составе механической трансмиссии данного тяжёлого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебёдке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжёлой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.
Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
Кабина тягача АТ-Т
Тягач оборудован капотного типа четырёхместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.
Кабина тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.
Грузовая платформа тягача АТ-Т
Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебёдке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещённые вдоль либо поперёк бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъёмность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, её внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.
Электрическое оборудование
Электрооборудование тягача сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.
Технические характеристики в цифрах
Проходимость у тягача АТ-Т на местности очень хорошая для машин такого типа. Он способен с полной нагрузкой преодолевать (на сухом твёрдом грунте) подъёмы крутизной в 30 градусов (с прицепом – в 25 градусов), рвы (канавы) шириной в 1,9 метра, препятствия высотой до 0,85 метра, броды (с твёрдым дном) глубиною до 1 метра и двигаться по косогору с креном в 25 градусов. Среднее удельное давление на грунт при этом составляет не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).
Дорожный просвет у тягача равен 425 мм, и это позволяет ему передвигаться вслед за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеёй, и не садиться днищем на грунт. По данному показателю тягач даже превосходит средний танк Т-34, который всегда отличался хорошей профильной проходимостью (дорожный просвет у Т-34 составлял 400 мм).
Запас хода по дизтопливу у тягача АТ-Т значительный – 752 километра.
Массогабаритные у тягача сравнительно скромны: 25 тонн – полная масса и 6990 х 3140 х 2845 мм его габариты (по кабине). Они позволяют передвигаться по деревянным мостам в сельской местности, свободно вписываться в складки рельефа (маскируясь) и в габариты подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), не создавая проблем в случаях воинских перевозок.
Тягач АТ-Т оборудован лебёдкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм. Она предназначается для вытаскивания и самовытаскивания самого тягача и застрявших машин меньшей либо сопоставимой с ним массы. Шестерёнчатый редуктор лебёдки двигает барабан с тросом. Тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие её трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебёдка размещена под настилом пола платформы и приводится в действие от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет применять тягач для наведения пролётов разборных мостов на опоры.
- Количество мест в кабине – 4.
- Количество мест в кузове – 16.
- Масса прицепа – до 25 000 кг.
- Ширина колеи – 2640 мм.
- Среднее удельное давление на грунт (с грузом) – 0,652 кг/см².
- Ширина траков гусеницы – 500 мм.
- Запас хода (по шоссе) с прицепом – 1100 км.
- Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
- Ширина преодолеваемого рва – 1,8 м.
- Наибольшая скорость по шоссе – 35,5 км/час.
- Расход дизтоплива на 100 км пути – 140 литров, масла – 4 литра.
На базе этого тяжёлого тягача были созданы многие инженерные спецмашины. К примеру, траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2. Большинство из них, конечно, давно списаны, но некоторые и в XXI веке продолжают стоять на вооружении в инженерных войсках. То же самое можно сказать и про элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходную РЛС 1РЛ128Д и станцию обнаружения и целеуказания СОЦ 1C 12 для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг».
Но в целом, АТ-Т, конечно же, давно стал историей отечественного машиностроения. Антарктические «снежные корабли» «Харьковчанка-2», сделанные на его основе, в конце восьмидесятых собирались модернизировать. Но потом, в связи с «перестройкой», распадом СССР, всеобщим кризисом и хаосом, этот проект был закрыт. А «Харьковчанки», «Харьковчанки-2» и собственно АТ-Т в Антарктиде остались, и, судя по фотографиям 2018 года, некоторые из них по-прежнему на ходу – продолжают работать!
АТ-Т (изделие 401) — артиллерийский тягач тяжелый. Гусеничный вариант не плавающего тягача высокой проходимости. Тяжелый тягач АТ-Т предназначен для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.
В послевоенное время тягач активно использовался для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды. Создан с использованием элементов шасси среднего танка Т-54. Серийное производство началось в 50-х годах прошлого века. Элементы кабины использованы от кабины грузового автомобиля ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую максимально расширили. Тягач АТ-Т можно было увидеть на парадах на Красной площади в 1950-1980 годах.
Содержание
- Историческая справка по АТ-Т
- Общий обзор
- Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т
- Двигатель
- Трансмиссия
- Подвеска и ходовая часть
- Кабина
- Грузовая платформа
- Электрическое оборудование
- Изделия на базе АТ-Т
Историческая справка по АТ-Т
В связи с появлением на вооружении ВС СССР новых артиллерийских и ракетных систем, в послевоенный период была утверждена программа по разработке тяжелого тягача для транспортировки артиллерийских и ракетных систем и их боезапаса на основе новейшего танка послевоенного поколения Т-54.
ГАБТУ предъявило к новому тягачу следующие требования:
- буксировка артиллерийских и ракетных систем и прицепов массой до 25 тонн (203-мм гаубицы Б-4, 130-мм зенитной пушки КС-30, орудий особо большой мощности, ракетных комплексов 8К63) со скоростью до 35 километров в час в любых климатических условиях СССР;
- грузоподъемность платформы не менее 5 тонн;
- наличие лебедки с тяговым усилием не ниже 25 тонн;
- шасси тягача должно иметь возможность монтажа на нем спецоборудования для различных родов войск и спецвойск, с обеспечением привода его в действие;
- использование не только в военных, но и в гражданских отраслях.
В конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были изготовлены первые опытные образцы «изделия 401». Для их испытания был совершен пробег по маршруту Харьков — Москва (Кубинка). Во время пробега транспортер зарекомендовал себя с хорошей стороны, как мощный, выносливый, подвижный, работоспособный, с отличными тяговыми свойствами и удобный в эксплуатации и полевом ремонте. После сравнительных испытаний по комплексу показателей «изделие 401» оказалось самым удачным среди всех моделей тяжелых артиллерийских тягачей первого послевоенного поколения. Его создатели были отмечены в 1948 году Сталинской премией.
Отметим, что Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы Второй мировой войны уже работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали тягачи АТ-42 и АТ-45.
После окончания войны на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали более мощных тягачей. На ХПЗ снова начались работы по проектировке и созданию новых машин.
С 1946 года началось производство танка Т-54, на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 года. Машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро получила должное признание, о чем свидетельствует ее выпуск в больших количествах и различных модификациях. Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 года.
Общий обзор
Прямое назначение тягача АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части машины — закрытая кабина для экипажа, под капотом — дизельный двигатель. В передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 000 кг. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.
База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как траншейная машина БТМ, путепрокладчики БАТ и БАТ-М, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени. Также на базе АТ-Т выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».
Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т
Конструкторы создавшие машину: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич. Года производства: 1948-1979, в том числе серийное с 50-х годов.
Вместимость тягача:
- Число мест в кабине 4 шт.
- Число мест в кузове 16 шт.
- Количество дверей 2 шт.
Вес тягача АТ-Т:
- Масса 20 000 кг.
- Масса прицепа до 25 000 кг.
Двигатель А-401 (типа В-2) 415 л/с. 1850 оборотов в минуту.
Размеры АТ-Т:
- Ширина 3170 мм.
- Высота 3000 мм.
- Ширина траков гусеницы 500 мм.
- Колея 2640 мм.
- Дорожный просвет 425 мм.
Тягача способен развивать скорость по шоссе порядка 35,5 км/ч. При этом расход топлива на 100 км 140 л, масла 4 л. Грузоподъемность тягача АТ-Т 5 000 кг.
Другие параметры:
- Пятиступенчатая коробка передач, привод механический.
- Топливный насос НК-10 210 кг/см.
- Среднее удельное давление на грунт с грузом 0,652 кг/см².
- Запас хода по шоссе с прицепом 1100 км.
- Глубина преодолеваемого брода 1,1 м.
- Ширина преодолеваемого рва 1,8 м.
Тягач АТ-Т оборудован лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм.
Двигатель
Двигатель у тяжелого тягача АТ-Т – дизельный, надежный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжелые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запыленности. Если запыленность находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.
А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырехтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объем этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин. Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.
Трансмиссия
В составе механической трансмиссии данного тяжелого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжелой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжелого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что дает возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклепкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров. Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
Кабина
Тягач АТ-Т оборудован капотного типа четырехместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.
Кабина тяжелого тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.
Грузовая платформа
Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебедке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещенные вдоль либо поперек бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъемность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, ее внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.
Электрическое оборудование
Электрооборудование тягача АТ-Т сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.
Изделия на базе АТ-Т
Как мы уже говорили выше, на базе тяжелого тягача АТ-Т (изделие 401) выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2, антарктический тягач «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» .
- изделие 402 — спецтягач;
- тягач РВСН раксистемы 8К63;
- установщик РВСН раксистемы 8К63;
- изделие 405 — БАТ;
- изделие 405 У — БАТ-1;
- изделие 405 МУ — БАТ-1М;
- изделие 404 — АТ-ТА;
- изделие 404 С — «Харьковчанка»;
- изделие 409 — БТМ;
- изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг»;
- 60G FT — проект китайской самоходки.
В конце 1958 года в составе 4-й Советской антарктической экспедиции машины были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна вездеходов вышла из Мирного. 26 декабря 1959 года караван из двух «Харьковчанок» и тягача АТ-Т достиг Южного полюса в районе станции Амундсен-Скотт. В №3 популярного журнала «Техника – молодежи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».
Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т
Модератор: Виктор Бобров
-
Виктор Бобров
- Модератор
- Сообщения: 2737
- Зарегистрирован: Сб дек 08, 2018 8:01 pm
- Репутация: 460
Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т
Сообщение
Виктор Бобров » Вт окт 25, 2022 6:42 pm
Предлагаю статью «Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т» с описанием одноимённого артиллерийского тягача, опубликованную в журнале Моделист-Конструктор №3 за 1998 год.
- Тягач АТ-Т.jpg (220.56 КБ) 180 просмотров
Чертежи из статьи:
- | Показать
- 80
Похожее
-
Руководство по материальной части и эксплуатации тягача БТС-2
Уставы, наставления, ТО и ИЭ -
БТР-80. Техн.описание и инструкция по эксплуатации (2 части) [Воениздат]
Уставы, наставления, ТО и ИЭ -
125-мм танковые пушки 2А26 (Д-81) и 2А26М2. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации. Части 1, 2, 3, 4 [Воениздат]
Уставы, наставления, ТО и ИЭ -
Бронетранспортер БТР-70. Техн.описание и инструкция по эксплуатации [Воениздат]
Уставы, наставления, ТО и ИЭ -
Руководство по материальной части и эксплуатации БРДМ [Воениздат]
Уставы, наставления, ТО и ИЭ