Скачать тяжелый артиллерийский тягач ат т руководство

Бронетехника / Броне- и автотехника после WW2 / Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т

alt

Временная инструкция на проведение регламентированного технического обслуживания тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т.

Другие новости по теме:

  • Техническое обслуживание автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-53А и их модификаций
  • Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. ТО и ИЭ
  • Средний артиллерийский тягач АТС-59Г
  • Просмотров: 1 304
  • Комментарии (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник: www.farposst.ru

Текст книги «Артиллерийские тягачи Советской Армии»

AT-T — heavy artillery tractor

Моторно-трансмиссионное отделение, отделение управления, жилищно-бытовой и грузовой отсеки в «Харьковчанке» были заключены в единый утепленный корпус габаритами 8,5×4,0×3,5 м, имевший дублированные системы жизнеобеспечения. Это позволяло совершать длительные переходы, а в случае необходимости и производить ремонтные работы, вплоть до замены силовых агрегатов, без выхода экипажа наружу. Машина хорошо себя зарекомендовала при работе в суровых условиях Антарктиды и оставила о себе добрую память, хотя без поломок (в основном из-за хладоломкости материалов) там не обходилось. Был также построен вариант семикаткового АТ-ТА с метровой гусеницей – «Харьковчанка-2» (изделие «404С»).

Производство тягача АТ-Т продолжалось в течение 30 лет (в 1962 году суточный выпуск достигал 2 – 3 машин), до середины 1979 года (уже в исполнении «401 У»), когда на смену ему пришел многоцелевой тяжелый тягач и носитель МТ-Т («429»), созданный с использованием принципиально иных двигателя, трансмиссии и ходовой части. На этом линия развития тяжелых гусеничных артиллерийских тягачей в СССР закончилась.

Антарктический вездеход «Харьковчанка»

Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача АТ-Т
Масса в снаряженном состоянии, кг 20 000
Грузоподъемность платформы, кг 5000
Масса буксируемого прицепа, кг 25 000
Мест в кабине 4
Мест в кузове для сидения 16
Габариты, мм:
длина 7043
ширина по гусеницам 3154
ширина по съемным щиткам 3170
высота по кабине 2845
высота по люку кабины 3000
База опорных катков, мм 3748
Колея (по серединам гусениц), мм 2640
Ширина траков гусениц, мм 500
Дорожный просвет, мм 425
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см 2 : 0,652
Максимальная мощность двигателя, л.с. 415
при частоте вращения, об/мин 1600
Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе, км/ч 38
Запас хода по шоссе с прицепом,км 1100
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа при 1-м положении ПМП, град.: 40

ТЯЖЕЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТЯГАЧ АТ-Т

Музей военной автомобильной техники при Рязанском военном автомобильном институте

Артиллерийские тягачи АТС-59Г (вверху) и АТ-/1 (внизу)

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Инженерная техника на базе тягача АТ-Т: – путепрокладчик БАТ-1М;

– роторный траншеекопатель БТМ;

– котлованная машина МДК-2

Артиллерийский тягач М-2

Средний артиллерийский тягач АТС-59, состоявший на вооружении финской армии

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Источник: itexts.net

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Реставрация книги

Пожалуйста, помогите актуализировать информацию
Загрузить фотографию актуальной обложки книги
Дополнить или обновить информацию о книге

Купить

150р. Завтра
Яндекс Маркет
150р. Завтра
Бесплатно в пункт выдачи
Aliexpress
200р.

Сегодня
Подписные издания
100р. 2-3 дн.
Smart Reading
300р.

2-3 дн.
250р. Завтра
100р. 2-3 дн.
Читай-город
250р.

Завтра
Mynamebook
300р. Сегодня
Magic-kniga

75р. Завтра
Альпина книги
130р. 2-3 дн.
120р.

2-3 дн.
Диссертация
Заработать на знаниях

Реферат по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Курсовая по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

ВКР/Диплом по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Диссертация по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Заработать на знаниях по теме Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Реставрация Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т : Руководство : Утв. Центр. автотракт. упр. МО 12/IX 1967 г.

Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

Источник: rusist.info

И в армии, и в Антарктиде

Эту спецмашину все жители Советского Союза знали по парадам на Красной площади в 50-80х гг. и по телерепортажам с антарктических станций СССР. Своеобразному гибриду танка, грузовика и трактора нипочём оказались любые экстремальные условия. «Изделие-401», АТ-Т – «артиллерийский тягач – тяжёлый» харьковского производства нашёл широкое применение не только в Вооружённых Силах СССР, но и в полярных экспедициях Страны Советов, и при освоении труднодоступных регионов. Выпускался он с 1948-го по 1979-й год.

АТ-Т был создан на основе элементов шасси массового послевоенного среднего танка Т-54 (годы выпуска 1946-1974). А кабина тягача была сделана на основе кабин грузовых автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую пришлось, учитывая его габариты, заметно расширить.

Тягач действительно смотрится внушительно и монументально: рядом с ним массовый армейский грузовик ГАЗ-66 кажется маленьким, как легковой кроссовер или джип.

Об истории создания и производства данной модели

Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т был спроектирован и разработан в конце 1940-х на Харьковском машиностроительном заводе имени Вячеслава Малышева. Эту работу возглавлял известный советский инженер-конструктор, который участвовал в создании легендарных Т-34 – Александр Александрович Морозов.

Завод имени Малышева (до 1957-го года он назывался Заводом имени Коминтерна) в послевоенные годы с выпуска паровозов переключился на производство тепловозов, танков и гусеничных тракторов, а также дизельных двигателей широкого применения.

В связи с постановкой на вооружение Советской Армии новейших артиллерийских и ракетных систем, возникла необходимость в тяжёлых тягачах для их транспортировки, а также перевозки боезапаса для них. За основу конструкторам сразу было предложено взять новый, но уже хорошо испытанный средний танк Т-54.

Об истории создания и производства данной модели

Главное автобронетанковое управление Министерства обороны СССР ориентировало Морозова и его команду на выполнение следующих требований:

  • Тягач должен буксировать артиллерийские и ракетные системы и прицепы массой до 25 тонн: 203-мм гаубицу Б-4, 130-мм зенитную пушку КС-30, прочие орудия повышенной мощности, ракетные комплексы 8К63;
  • Он должен быть в силах передвигаться с полной нагрузкой со скоростью 35 километров в час;
  • Тягач должен успешно работать в любой климатической зоне Советского Союза;
  • Грузоподъёмность его грузовой платформы должна быть не менее 5-ти тонн;
  • Должна иметься лебёдка с тяговым усилием не ниже 25-ти тонн;
  • Шасси тягача должно обладать возможностью монтировать на нём всевозможное спецоборудование для различных родов войск и спецвойск Советской Армии, с беспроблемным обеспечением привода его в действие;
  • Тягач должен быть применим не только в военной, но и в гражданских отраслях.

Разумеется, все эти требования были выполнены, и уже в конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были выпущены первые опытные образцы нового тяжёлого артиллерийского тягача.

Для их испытания был совершён пробный пробег по маршруту Харьков – Москва (Кубинка). Во время данного пробега «изделие-401» зарекомендовало себя с хорошей стороны – как тягач достаточно мощный, выносливый, маневренный, работоспособный, с превосходными тяговыми свойствами; удобный в эксплуатации и простой для полевого ремонта.

После сравнительных испытаний и сведения комплекса показателей в одну таблицу АТ-Т оказался наиболее прогрессивным среди всех прочих моделей тяжёлых артиллерийских тягачей 1-го послевоенного поколения. Создателей «изделия-401» в 1948-м году отметили Сталинской премией.

Об истории создания и производства данной модели-01

С 1950 года стартовало массовое серийное производство данных тяжёлых тягачей. А в конце 1958 года их ждало особенно суровое испытание: в составе 4-й Советской антарктической экспедиции тягачи были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна гусеничных вездеходов вышла из Мирного и приступила к регулярной работе в условиях Антарктиды.

26 декабря 1959 года караван из тягача АТ-Т и двух «Харьковчанок» (полярная спецмашина, сделанная на его основе) достиг крайней оконечности земного шара – Южного полюса. В №3 популярного журнала «Техника – молодёжи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».

Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.

О главном конструкторе и предприятии-изготовителе

Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.

Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).

С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.

О главном конструкторе и предприятии-изготовителе

После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.

В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).

В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.

Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т

Двигатель у АТ-Т – дизельный, надёжный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжёлые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запылённости. Если запылённость находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.

Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т

А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырёхтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объём этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин.

Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.

Трансмиссия АТ-Т

В составе механической трансмиссии данного тяжёлого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебёдке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжёлой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.Трансмиссия АТ-Т

Подвеска и ходовая часть

Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.

Подвеска и ходовая часть

В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.

Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.

Кабина тягача АТ-Т

Тягач оборудован капотного типа четырёхместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.

Кабина тягача АТ-Т

Кабина тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.

Грузовая платформа тягача АТ-Т

Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебёдке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещённые вдоль либо поперёк бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъёмность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, её внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.Грузовая платформа тягача АТ-Т

Электрическое оборудование

Электрооборудование тягача сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.

Электрическое оборудование

Технические характеристики в цифрах

Проходимость у тягача АТ-Т на местности очень хорошая для машин такого типа. Он способен с полной нагрузкой преодолевать (на сухом твёрдом грунте) подъёмы крутизной в 30 градусов (с прицепом – в 25 градусов), рвы (канавы) шириной в 1,9 метра, препятствия высотой до 0,85 метра, броды (с твёрдым дном) глубиною до 1 метра и двигаться по косогору с креном в 25 градусов. Среднее удельное давление на грунт при этом составляет не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).

Дорожный просвет у тягача равен 425 мм, и это позволяет ему передвигаться вслед за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеёй, и не садиться днищем на грунт. По данному показателю тягач даже превосходит средний танк Т-34, который всегда отличался хорошей профильной проходимостью (дорожный просвет у Т-34 составлял 400 мм).

Запас хода по дизтопливу у тягача АТ-Т значительный – 752 километра.

Технические характеристики в цифрах

Массогабаритные у тягача сравнительно скромны: 25 тонн – полная масса и 6990 х 3140 х 2845 мм его габариты (по кабине). Они позволяют передвигаться по деревянным мостам в сельской местности, свободно вписываться в складки рельефа (маскируясь) и в габариты подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), не создавая проблем в случаях воинских перевозок.

Тягач АТ-Т оборудован лебёдкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм. Она предназначается для вытаскивания и самовытаскивания самого тягача и застрявших машин меньшей либо сопоставимой с ним массы. Шестерёнчатый редуктор лебёдки двигает барабан с тросом. Тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие её трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебёдка размещена под настилом пола платформы и приводится в действие от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет применять тягач для наведения пролётов разборных мостов на опоры.

  • Количество мест в кабине – 4.
  • Количество мест в кузове – 16.
  • Масса прицепа – до 25 000 кг.
  • Ширина колеи – 2640 мм.
  • Среднее удельное давление на грунт (с грузом) – 0,652 кг/см².
  • Ширина траков гусеницы – 500 мм.
  • Запас хода (по шоссе) с прицепом – 1100 км.
  • Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
  • Ширина преодолеваемого рва – 1,8 м.
  • Наибольшая скорость по шоссе – 35,5 км/час.
  • Расход дизтоплива на 100 км пути – 140 литров, масла – 4 литра.

На базе этого тяжёлого тягача были созданы многие инженерные спецмашины. К примеру, траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2. Большинство из них, конечно, давно списаны, но некоторые и в XXI веке продолжают стоять на вооружении в инженерных войсках. То же самое можно сказать и про элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходную РЛС 1РЛ128Д и станцию обнаружения и целеуказания СОЦ 1C 12 для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг».

tekhnicheskie-harakteristiki-v-cifrah-01

Но в целом, АТ-Т, конечно же, давно стал историей отечественного машиностроения. Антарктические «снежные корабли» «Харьковчанка-2», сделанные на его основе, в конце восьмидесятых собирались модернизировать. Но потом, в связи с «перестройкой», распадом СССР, всеобщим кризисом и хаосом, этот проект был закрыт. А «Харьковчанки», «Харьковчанки-2» и собственно АТ-Т в Антарктиде остались, и, судя по фотографиям 2018 года, некоторые из них по-прежнему на ходу – продолжают работать!

АТ-Т (изделие 401) — артиллерийский тягач тяжелый. Гусеничный вариант не плавающего тягача высокой проходимости. Тяжелый тягач АТ-Т предназначен для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.

В послевоенное время тягач активно использовался для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды. Создан с использованием элементов шасси среднего танка Т-54. Серийное производство началось в 50-х годах прошлого века. Элементы кабины использованы от кабины грузового автомобиля ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую максимально расширили. Тягач АТ-Т можно было увидеть на парадах на Красной площади в 1950-1980 годах.

Содержание

  1. Историческая справка по АТ-Т
  2. Общий обзор
  3. Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т
  4. Двигатель
  5. Трансмиссия
  6. Подвеска и ходовая часть
  7. Кабина
  8. Грузовая платформа
  9. Электрическое оборудование
  10. Изделия на базе АТ-Т

Историческая справка по АТ-Т

В связи с появлением на вооружении ВС СССР новых артиллерийских и ракетных систем, в послевоенный период была утверждена программа по разработке тяжелого тягача для транспортировки артиллерийских и ракетных систем и их боезапаса на основе новейшего танка послевоенного поколения Т-54.

ГАБТУ предъявило к новому тягачу следующие требования:

  • буксировка артиллерийских и ракетных систем и прицепов массой до 25 тонн (203-мм гаубицы Б-4, 130-мм зенитной пушки КС-30, орудий особо большой мощности, ракетных комплексов 8К63) со скоростью до 35 километров в час в любых климатических условиях СССР;
  • грузоподъемность платформы не менее 5 тонн;
  • наличие лебедки с тяговым усилием не ниже 25 тонн;
  • шасси тягача должно иметь возможность монтажа на нем спецоборудования для различных родов войск и спецвойск, с обеспечением привода его в действие;
  • использование не только в военных, но и в гражданских отраслях.

АТ-Т на войне

В конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были изготовлены первые опытные образцы «изделия 401». Для их испытания был совершен пробег по маршруту Харьков — Москва (Кубинка). Во время пробега транспортер зарекомендовал себя с хорошей стороны, как мощный, выносливый, подвижный, работоспособный, с отличными тяговыми свойствами и удобный в эксплуатации и полевом ремонте. После сравнительных испытаний по комплексу показателей «изделие 401» оказалось самым удачным среди всех моделей тяжелых артиллерийских тягачей первого послевоенного поколения. Его создатели были отмечены в 1948 году Сталинской премией.

Отметим, что Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы Второй мировой войны уже работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали тягачи АТ-42 и АТ-45.

После окончания войны на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали более мощных тягачей. На ХПЗ снова начались работы по проектировке и созданию новых машин.

С 1946 года началось производство танка Т-54, на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 года. Машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро получила должное признание, о чем свидетельствует ее выпуск в больших количествах и различных модификациях. Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 года.

Общий обзор

Прямое назначение тягача АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части машины — закрытая кабина для экипажа, под капотом — дизельный двигатель. В передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 000 кг. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.

Схема тягача

База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как траншейная машина БТМ, путепрокладчики БАТ и БАТ-М, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени. Также на базе АТ-Т выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

Конструкторы создавшие машину: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич. Года производства: 1948-1979, в том числе серийное с 50-х годов.

Вместимость тягача:

  • Число мест в кабине 4 шт.
  • Число мест в кузове 16 шт.
  • Количество дверей 2 шт.

Вес тягача АТ-Т:

  • Масса 20 000 кг.
  • Масса прицепа до 25 000 кг.

Двигатель А-401 (типа В-2) 415 л/с. 1850 оборотов в минуту.

Размеры АТ-Т:

  • Ширина 3170 мм.
  • Высота 3000 мм.
  • Ширина траков гусеницы 500 мм.
  • Колея 2640 мм.
  • Дорожный просвет 425 мм.

Тягача способен развивать скорость по шоссе порядка 35,5 км/ч. При этом расход топлива на 100 км 140 л, масла 4 л. Грузоподъемность тягача АТ-Т 5 000 кг.

Другие параметры:

  • Пятиступенчатая коробка передач, привод механический.
  • Топливный насос НК-10 210 кг/см.
  • Среднее удельное давление на грунт с грузом 0,652 кг/см².
  • Запас хода по шоссе с прицепом 1100 км.
  • Глубина преодолеваемого брода 1,1 м.
  • Ширина преодолеваемого рва 1,8 м.

Тягач АТ-Т оборудован лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм.

Двигатель

Двигатель у тяжелого тягача АТ-Т – дизельный, надежный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжелые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запыленности. Если запыленность находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.

Тяжелый артиллерийский гусеничный тягач АТ-Т

А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырехтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объем этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин. Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.

Трансмиссия

В составе механической трансмиссии данного тяжелого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжелой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.

Подвеска и ходовая часть

Гусеничный движитель тяжелого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами.

В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что дает возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклепкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров. Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.

Кабина

Тягач АТ-Т оборудован капотного типа четырехместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.

Тягач зимой

Кабина тяжелого тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.

Грузовая платформа

Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебедке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещенные вдоль либо поперек бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъемность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, ее внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.

Электрическое оборудование

Электрооборудование тягача АТ-Т сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.

Изделия на базе АТ-Т

Как мы уже говорили выше, на базе тяжелого тягача АТ-Т (изделие 401) выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2, антарктический тягач «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» .

  • изделие 402 — спецтягач;
  • тягач РВСН раксистемы 8К63;
  • установщик РВСН раксистемы 8К63;
  • изделие 405 — БАТ;
  • изделие 405 У — БАТ-1;
  • изделие 405 МУ — БАТ-1М;
  • изделие 404 — АТ-ТА;
  • изделие 404 С — «Харьковчанка»;
  • изделие 409 — БТМ;
  • изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг»;
  • 60G FT — проект китайской самоходки.

Изделие на базе АТ-Т

В конце 1958 года в составе 4-й Советской антарктической экспедиции машины были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна вездеходов вышла из Мирного. 26 декабря 1959 года караван из двух «Харьковчанок» и тягача АТ-Т достиг Южного полюса в районе станции Амундсен-Скотт. В №3 популярного журнала «Техника – молодежи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».

Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т

Модератор: Виктор Бобров

Аватара пользователя

Виктор Бобров

Модератор
Сообщения: 2737
Зарегистрирован: Сб дек 08, 2018 8:01 pm
Репутация: 460

Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т

Сообщение

Виктор Бобров » Вт окт 25, 2022 6:42 pm

Предлагаю статью «Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т» с описанием одноимённого артиллерийского тягача, опубликованную в журнале Моделист-Конструктор №3 за 1998 год.

Тягач АТ-Т.jpg
Тягач АТ-Т.jpg (220.56 КБ) 180 просмотров

Чертежи из статьи:

| Показать

  • 80

Похожее

  • Руководство по материальной части и эксплуатации тягача БТС-2
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • БТР-80. Техн.описание и инструкция по эксплуатации (2 части) [Воениздат]
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • 125-мм танковые пушки 2А26 (Д-81) и 2А26М2. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации. Части 1, 2, 3, 4 [Воениздат]
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Бронетранспортер БТР-70. Техн.описание и инструкция по эксплуатации [Воениздат]
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Руководство по материальной части и эксплуатации БРДМ [Воениздат]
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перволь гель для стирки инструкция по применению
  • Руководство по ремонту шашек
  • Виферон 150000 для детей инструкция по применению при температуре свечи
  • Посудомоечная машина selecline dw180425 инструкция по эксплуатации
  • Экранирование эстель инструкция по применению с картинками для начинающих