Смена все модели руководство

Этим обзором я начинаю цикл статей, посвященных эволюции шкального фотоаппарата Смена.

Аппараты Смена оставили яркий след в истории отечественного фотопрома и, безусловно, заслуживают попытки рассмотреть линейку этих камер как можно подробнее.

К сожалению, я не нашел нигде качественного описания истории этого фотоаппарата. Даже на официальном ресурсе ЛОМО, несмотря на наличие исторического раздела, о фотоаппаратах упоминается очень поверхностно.

В такие моменты особенно сильно ощущается, что гражданская фототехника, все-таки, была побочной продукцией на предприятиях. Все советские фото-предприятия были в первую очередь оборонными…

Тем не менее, опишу, что есть.

История фотоаппаратов Смена началась в 1939 году. Довоенная Смена выпускалась на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ» (ГОМЗ).

В 1962 году ГОМЗ был переименован в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО). Таким образом, несколько поколений уже послевоенных Смен (и других фотоаппаратов Ленинградского производства) выпускались от имени ГОМЗ.

Довоенная Смена выглядит так:

Smena-pre-w-1d905faa0120610d7e393e8783729df9c
Сейчас аппарат редкий и дорогой. У меня такого нет.

Что довоенная Смена из себя представляла? Аппарат складной и очень простой. Если вспомнить, что в те же годы в СССР выпускался уже ФЭД, то Смена смотрится совсем уж раритетно.

Судите сами: Аппарат, понятное дело, шкальный. Видоискатель рамочный, не оптический, Выдержек всего две: 1/50 и В (!!!). Объектив темный — 6,3/50. Пленка, хотя и 35 мм перфорированная, но использование кассет не предусмотрено. Пленка перед зарядкой просто сворачивалась в рулончик.

195997aПрототипом для создания Смены мог выступать аппарат Kodak Bantam.

Ну что же, концепция существования параллельных линеек аппаратов классом повыше и пониже — бесспорна. Ясно, что массовому любителю нужен массовый же аппарат.
После Великой Отечественной Войны выпуск фотоаппаратов на ГОМЗ продолжился. Аппарат имел то же самое имя – Смена (без номера), но конструкция была совершенно иная.

Аппарат стал существенно совершеннее технически и функциональнее. Вот эту самую модель мы сейчас и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!

Фотоаппарат Смена

P2207262Смена (можно сказать, Смена-1, но номера на корпусах не ставили) выпускалась в 1953-1962 годах на ГОМЗ и какую-то часть этого времени также на Минском Механическом Заводе.

Всего этой модели было выпущено около 1,7 млн. штук.
P2207280Штатный объектив — несъемный триплет Т-22 4,5/40. Предел диафрагмирования — f22. У моего экземпляра объектив с просветлением, на что указывает буква П на переднем срезе объектива.
Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, В. Для камеры начального уровня тех лет — отличный набор.

Часть выпуска первых Смен оборудовалась синхроконтактом. На моей модели синхроконтакта нет. Автоспуска также нет.

Смена не предполагала обратной перемотки пленки, в нее заряжалось сразу 2 кассеты. Подающая и принимающая.

Вес моего экземпляра 290 грамм.

Элементы управления:

P2207264Корпус новой смены бакелитовый, довольно сложной формы. Поверхность корпуса хорошо текстурирована. Аппарат легкий и его удобно держать в руках.

В передней части корпуса находится объектив и органы управления затвором в основании объектива. Об этом узле мы поговорим позже. На самом корпусе имеется еще только передний глазок видоискателя. Больше — ничего.
P2207266Сзади — тоже не густо — только окуляр видоискателя.
Видоискатель Смены я бы назвал нормальным для тех лет. он дает небольшую, но светлую картинку с заметной дисторсией.

Видоискатель ФЭДов тех лет давал картинку меньше.
P2207270Снизу аппарата — только штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма.
P3057292P2207271
Замок задней крышки расположен на правом торце. Но будьте осторожны, крышка не откидная, а съемная. Не уроните аппарат пытаясь откинуть крышку.
P2207268Сверху у Смены слева-направо находятся:
— Массивная головка транспортировки кадра;
— Счетчик кадров;
— Кнопка разблокировки движения пленки;
— Скоба для принадлежностей.
Головка, которой протягивается кадр снабжена блокировкой вращения в неверную сторону.

P3057298Счетчик кадров выполнен в стиле часов. Циферблат круглый и по нему ходит стрелка. Ну, точнее, стрелка обозначена на оргстекле, покрывающем счетчик и двигается только если вращать ребристое кольцо вокруг счетчика. Это делается для выставления 0 на счетчике. Далее при съемке стрелка остается неподвижной, а поворачивается сам циферблат.

Такая форма счетчика кадров выглядит очень необычно и оригинально. Создается ощущение, что в руках не реально древний аппарат, а вполне современная конструкция, которая «косит» под древний аппарат.

Правее счетчика расположена кнопка, но это не спуск. Это — разблокировка протяжки пленки. При перемотке отснятого кадра, счетчик отмеряет один кадр и блокирует дальнейшее движение. Отсняв кадр, нужно этот блок освободить. Для этого нужно нажать на кнопку. У более современных аппаратов блок освобождается при нажатии на кнопку спуска, но у Смены рычаг спуска затвора находится в основании объектива и его нажатие на блок перемотки никак не влияет.

Переходим к окрестностям объектива.

P2207276Выдержка переключается вращением ребристого кольца в основании объектива. Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном.

Чтобы взвести затвор, нужно опустить заводной рычаг (на фото слева) вниз до упора. Рычаг зафиксируется в таком положении.
P2207278Чтобы спустить затвор, нужно сдвинуть вниз спусковой рычаг (на фото справа). Сделать это можно только зацепив рычаг ногтем указательного пальца.

Спустить затвор можно и с помощью спускового тросика. Гнездо для его ввинчивания находится немного ниже спускового рычага.
Кольцо управления диафрагмой находится на переднем срезе объектива.

P2207283Для фокусировки нужно вращать весь объектив за накатку в передней части. Полный ход геликоида составляет почти 360 градусов. В верхней части объектива имеется язычок стопора, в который при вращении объектива упирается штифт-ограничитель. Если штифт убрать, то объектив просто выкрутится.
Ближний предел фокусировки — 1,3 метра.

Шкала глубин резкости нанесена на погон вокруг объектива. При расчете шкалы, видимо, использовался какой-то старый по нынешним временам стандарт и потому она весьма широко охватывает шкалу дистанций. Отметки для f16 практически сходятся вместе покрывая диапазон градусов, эдак, под 340.

Объектив, напомню, 40 мм. Широкоугольник, но умеренный.

Отношение к камере.

Послевоенная Смена — аппарат удачный. Компактный, удобный и функциональный. Ленинградцам удалось сходу найти концепцию, которая позволила обеспечить хорошей фотокамерой миллионы начинающих пользователей.

Примечательно, что с конца 50-х годов Смена выпускалась в Китае под названием “Янцзы”…

На этом у меня все. Удачи!

Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:

Инструкция:

00

01

02

03

04

05

06

07

08

09


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


История и описание фотоаппаратов «Смена»

Содержание

  1. История создания
  2. Модельный ряд
  3. Как пользоваться?
  4. Фотографии, сделанные фотоаппаратом

Фотоаппараты «Смена» успели стать настоящей легендой для любителей пленочного искусства съемки. История создания камер под этим брендом началась еще в 30-е годы XX века, а завершился выпуск продукции на заводах ЛОМО после распада СССР. О том, как ими пользоваться, что стоит знать о фотоаппаратах «Смена-8М», «Смена-Символ», «Смена-8», поговорим в нашей статье.

История создания

Советский фотоаппарат «Смена» можно по праву считать легендарным, он даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Продукцию под этим советским брендом выпускало ленинградское предприятие ЛОМО (ранее ГОМЗ) и белорусский ММЗ. Первая модель сошла с конвейера еще до начала ВОВ, в 1939 году. Предприятие-изготовитель именовалось «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» до 1962 года. Все «Смены» того периода созданы именно на ГОМЗ.

Довоенные версии фотоаппаратов марки были складными, очень простыми в техническом плане.

В них использовался рамочный видоискатель, выдержка была представлена всего в 2 вариантах, а пленка сворачивалась рулончиком перед зарядкой. Визуально и конструктивно первый фотоаппарат «Смена» практически полностью повторяет модель Kodak Bantam. Сначала его выпускали в черном корпусе, затем стали использоваться красно-коричневые. Производство модели продолжалось всего 2 года.

После войны выпуск фотоаппаратов «Смена» продолжился. Все модели, от первых до последних, имеют шкальный тип конструкции — на них нанесено разграничение метража, позволяющее устанавливать параметры резкости вручную, с учетом расстояния до цели. Эта технология использовалась в первых кинокамерах.

В фотоаппаратах «Смена» послевоенного периода присутствуют следующие характерные черты.

  1. Корпус из прочного пластика. На его поверхности была предусмотрена колодка, на которую можно фиксировать дополнительные аксессуары для измерения дальности или лампу-вспышку.
  2. Отсек под стандартный фотоматериал — пленку типа 135. В камерах серии «Смена-Рапид» использовались кассеты «Рапид».
  3. Параметры кадра 24×36 мм.
  4. Объектив не сменного типа. Использовалась схема оптики типа «Триплет» с показателями от 1:4,0 до 1:4,5. Параметры фокусного расстояния везде составляют 40 мм.
  5. Залинзовый затвор с центральным типом конструкции. В разных моделях присутствуют автовыдержки с минимальным показателем от 10 до 200 секунд или от 15 до 250. Также встречается ручной тип «B», при котором задержка срабатывания затвора задается зажатием его кнопки пальцем.
  6. В моделях «Смена-Символ», «Смена-19», «Смена-20», «Смена-Рапид», «Смена-SL» перемотка пленки и взвод затвора производятся совместно. В остальных модификациях эти функции разделены.

Базовая модель для всех послевоенных аппаратов была разработана в 1952 году. На ее основе выпускались фотоаппараты, оснащенные оптическим видоискателем — «Смена-2», «Смена-3», «Смена-4». Их производили в Ленинграде.

В Белоруссии для внутреннего рынка выпускали модели «Смена-М», «Смена-2М».

С 1963 года фотоаппараты марки поменяли дизайн. Были внесены и некоторые другие технические усовершенствования — видоискатель стал рамочным, а в моделях 8-го поколения появилась обратная перемотка пленки. Для моделей того периода характерно наличие утолщения на корпусе, ориентированное на удержание левой рукой («Смена-Классик»). Сюда вошли фотоаппараты с 5-й по 9-ю серию.

В 1970-х годах был вновь проведен редизайн. Среди заслуживающих внимания моделей того периода можно выделить фотоаппарат «Смена-8М» — действительно культовый, выдержавший более 30 лет переиздания. Именно эти версии чаще всего встречаются в наши дни в действующем виде. Не менее актуальной оказалась и модификация «Смена-Символ» — в ней клавишу спуска перенесли к оправе объектива. После рестайлинга, десятилетие спустя, именно она стала основой для 19-го и 20-го поколения камер бренда.

Фотоаппараты «Смена», благодаря своей доступности, привлекательной стоимости, часто выбирали в качестве учебных. В рамках популяризации искусства съемки их использовали в кружках как технику для новичков. Кроме того, фотоаппараты марки довольно успешно реализовывались за пределами страны. Их продавали за рубежом как под тем же названием, так и под брендами Cosmic-35, Global-35.

В разное время в качестве опытных образцов выпускались камеры «Смена», оснащенные различными усовершенствованиями.

Они касались конструкции объективов, наличия экспонометра или автоматических систем разного типа. Ни одна из таких разработок не превратилась в серийную модель, они остались лишь в виде отдельных экземпляров.

Модельный ряд

Пленочные 35-мм фотокамеры под маркой «Смена» выпускались в широком модельном диапазоне. Большинство из них заслуживают более пристального внимания.

  • «Смена -1» – послевоенное поколение не имело порядкового номера на корпусе, год выпуска у этой модели может варьироваться от 1953 до 1962. У камеры был объектив T-22 триплет несъемного типа, выпускались варианты с просветлением и без, часть техники оборудовалась синхроконтактом. Помимо центрального затвора с 6 вариантами выдержки, здесь использован бакелитовый текстурированный корпус. Принцип работы счетчика кадров — вращение головки, сам он оформлен в стиле часового циферблата, после каждого отсчета движение блокируется.

  • «Смена-2». К этой же категории можно отнести 3-ю и 4-ю модификации, поскольку все они собирались в послевоенном классическом корпусе, имеют схожие характеристики — оптический видоискатель, объектив-триплет T22, синхроконтакт X. Модель 2-го поколения оснащена маховиком для взвода затвора, а более поздние имеют курковый механизм. Автоспуск отсутствует у 3-й серии.

  • «Смена-5» (6,7,8). Все 4 модели выпускались в общем новом корпусе, оснащались рамочным видоискателем и раздельным скрытым маховиком. У 5-й серии использовался объектив триплет Т-42 5,6/40, у остальных – Т-43 4/40. «Смена-8» и 6-я модель имели автоспуск. Начиная с 8 версии, используется механизм обратной перемотки пленки.

  • «Смена-8М». Самая известная модификация, производилась в Ленинграде с 1970 по 1990 год. Этот фотоаппарат изготавливался в новом корпусе, но по техническим возможностям соответствовал модели «Смена-9» — с 6 режимами выдержки, включая ручную, с раздельным взводом и перемоткой, возможностью обратного пуска пленки. Всего было выпущено более 21 000 000 экземпляров.

  • «Смена-Символ». Модель, отличавшаяся курковым типом взвода затвора, способным перематывать пленку. У этой версии имелись кнопка затвора рядом с объективом, оптический видоискатель. На шкале расстояния предусмотрены не только метровые пометки, а еще и символы для выбора расстояния при создании портретов, пейзажей, групповых снимков. Выдержка обозначена пиктограммами погодных явлений.

  • «Смена-SL». Модификация аппарата, работающего с кассетами «Рапид», имеющая обойму, к которой могли крепиться дополнительные аксессуары — вспышка, внешний дальномер. Вне серии существовал вариант «Сигнал-SL», дополненный экспонометром. Выпуск такой техники осуществлялся с 1968 до 1977 г. в Ленинграде.

В 80-е и 90-е годы XX века ЛОМО выпускало также рестайлинговые версии фотоаппаратов «Смена-Символ» с порядковыми номерами 19 и 20.

Они получили более стильный дизайн, сохранив свои технические характеристики. «Смена-35» стала результатом рестайлинга версии 8М.

Как пользоваться?

Инструкция по использованию фотоаппаратов «Смена» прилагалась к каждому изделию. Современному пользователю без дополнительной помощи вряд ли удастся заправить пленку или определить номер диафрагмы для съемки. Разобраться во всех важных моментах поможет их подробное изучение.

Намотка и заправка пленки

Использование сменных кассет требует регулярной заправки пленки. Каждая такая деталь состоит из:

  • катушки с замком;
  • корпуса;
  • 2-х крышек.

У фотоаппарата есть съемная задняя крышка, ее нужно открепить, чтобы добраться до отсека с кассетой. При наличии функции перемотки пустая катушка устанавливается в правое «гнездо», в левом будет располагаться блок с пленкой. Если ее нет, заряжать придется сразу обе кассеты — приемную и основную. Выполняется вся работа с пленкой в темноте, любой контакт со светом сделает ее непригодной к использованию.

Порядок действий будет таким:

  • катушка открывается, а край пленки подрезается ножницами;
  • от стержня слегка оттягивается пружина, а под нее эмульсионным слоем вниз закладывается пленка;
  • выполняют намотку, придерживая ленту за края – она должна быть достаточно тугой;
  • погружают намотанную катушку в обойму;
  • помещают крышку на место, во 2-ю катушку ленту можно протягивать на свету.

Далее производится зарядка фотоаппарата. Если в наличии автоперемотка, кассета фиксируется в левом креплении.

При этом вилка на головке обратной перемотки должна совместиться с перемычкой в катушке.

Оставшийся снаружи край пленки протягивается к приемной катушке, перфорацией зацепляется за зубец паза, при помощи головки на корпусе проворачивается 1 раз.

При отсутствии функции автоперемотки действовать придется иначе. Край пленки фиксируется на 2-й катушке сразу, затем они вставляются в пазы в корпусе. Убеждаются в том, что лента находится в зоне видимости кадрового окна, не перекошена, сцеплена с колесиком счетчика кадров. После этого можно закрыть корпус, поместить фотоаппарат в футляр и выполнить протяжку 2-х кадров, которые при намотке были засвечены. Затем, вращая кольцо, вернуть счетчик на отметку «ноль».

Съемка

Для того чтобы перейти непосредственно к фотографированию, нужно выставить соответствующие параметры. В большинстве популярных камер «Смена» старше 5 поколения для этого можно использовать символьную или числовую шкалу. Самый простой способ предусматривает ориентирование на пиктограммы погоды.

Порядок действий.

  1. Выбрать значение светочувствительности пленки. Эта шкала расположена на передней панели объектива. Вращением кольца можно выбрать нужные значения.
  2. Оценить погодные условия. Вращая кольцо с пиктограммами, выставить нужные значения.

Если нужно оперировать числами, пиктограммы с изображением ясного или дождливого неба будут соответствовать параметрам выдержки. На боковой части затвора, на его корпусе, располагается шкала. Вращая кольцо до совмещения нужных значений, можно указать желаемые характеристики выдержки. Аналогично производится выбор оптимального диафрагмирования. Для цветной пленки лучшими считаются показатели 1:5,5.

На передней части объектива находится шкала, на которую ориентируются при выставлении значений диафрагмы. Изменять их можно, вращая кольцо.

Для того чтобы приступить к съемке шкальным фотоаппаратом, нужно обязательно выбрать расстояние до объекта.

При наличии режимов «портрет», «пейзаж», «групповое фото» этот процесс протекает легче. Также можно вручную установить метраж на специальной шкале. Границы кадра определяются видоискателем. Как только желаемый обзор будет получен, можно взвести затвор и плавно надавить кнопку спуска. Снимок будет готов.

После поворота головки до упора пленка перемотается на 1 кадр. По окончании материала в кассете нужно вынуть 2-й блок из корпуса или перемотать катушку, если кассета используется всего 1.

Фотографии, сделанные фотоаппаратом

Примеры снимков, выполненных аппаратами «Смена», позволяют по достоинству оценить все возможности камеры в пейзажной и художественной съемке.

  • Неяркие реалистичные цвета и точная расстановка акцентов позволяют превращать простую съемку синицы в кадр, который хочется разглядывать.

  • Современный урбанистический пейзаж, снятый на фотоаппарат «Смена», не уступает фотографиям, выполненным цифровыми камерами.

    • Натюрморт в интерьере выглядит очень живописно, сохраняя выбранную стилистику ретро, в том числе благодаря использованию 35-мм камеры.

    Обзор фотоаппарата «Смена» смотрите далее.

    1. История создания
    2. Довоенные модели «Смена»
    3. «Смена» 1953-1962 гг.
    4. Характерные черты послевоенных моделей
    5. «Смена-1»
    6. «Смена-2»
    7. «Смена-3»
    8. «Смена-4»
    9. «Смена» 1961-1971 гг.
    10. «Смена -5»
    11. «Смена -6»
    12. «Смена -7»
    13. «Смена-8М» и его производные
    14. Отличия/новшества/усовершенствования «Смены-8»
    15. Другие фотоаппараты «Смена» 1971-1991 гг.
    16. «Смена-Символ»
    17. «Смена-Рапид»
    18. «Смена-SL»
    19. «Смена-18»
    20. «Смена -35»
    21. Как пользоваться фотоаппаратом «Смена»

    Фотография с момента своего изобретения в 1839 году завоевала любовь и признание профессиональных художников, ученых, путешественников, журналистов. Возможность запечатлеть знаменательные исторические события, окружающий мир, создавать натурные зарисовки и произведения искусства стала важным элементом научной, общественной и художественной деятельности. В XX веке фотография активно проникает во все сферы жизни, будучи универсальным языком взаимодействия между людьми, она получила широкое распространение в области средств массовой информации. С появлением недорогих аппаратов фотоискусство стало доступно и профессионалам, и любителям. Установка экспозиции, фокуса, выдержки превратила занятие фотографией в увлекательный творческий процесс, а эксперименты с цветом, движением, размытием позволяли создавать настоящее искусство.

    .

    Фотоаппарат Смена

    В СССР широкого признания и популярности заслужили легендарные фотоаппараты семейства «Смена». Можно сказать, что «Смена» — символ поколения пленочных фотоаппаратов. Выпуск моделей начался в Ленинграде на заводе ЛОМО. «Смена» стал первым массовым фотоаппаратом в мире, произведенным в количестве 21 млн. штук. Достижение было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Невысокая стоимость, надежность, технические характеристики позволили «Смене» получить широкое распространение среди любителей фотодела.

    Фотолюбители

    История создания фотоаппаратов «Смена»

    Первые фотоаппараты «Смена» появились в довоенный период. В 1939–1941 гг. на ленинградском заводе ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ) выпускались фотоаппараты со складной клапп-камерой. Это был простейший аппарат аналогичный фотоаппаратам «Лилипут» и «Малыш».

    После войны в 1950-е годы разработали модель, ставшую базовой для целого ряда последующих моделей шкальных фотоаппаратов. Производство расширяется и выпуск «Смены» налаживается на белорусском Минском Механическом заводе им. Вавилова. Модельный ряд того периода представляли «Смена-2», «Смена-3», «Смена-4».

    Смена послевоенная модель

    В 1960-е годы проводится рестайлинг корпуса, появляется модель, получившая название «классик», характерной чертой которой является утолщение корпуса под левую руку. В 1963 году выходит модель «Смена-8» с кардинальным отличием от предшественниц, в которых пустая кассета принимала отснятую пленку. В новой модели появился механизм обратной перемотки пленки.

    В 1970-е годы начинается активное производство самой массовой модели советского фотоаппарата – «Смены-8М» и его модификации «Смены-Символ». Модели отличает улучшенная эргономика, на шкале в виде делений использовались пиктограммы. Такое новшество значительно упростило процесс фотографирования для фотолюбителей.

    Следом появились модели «Смена-Рапид» и «Смена-SL». Они были рассчитаны на упрощенную зарядку пленки с применением кассет «Рапид». В 1980-90-х годах производятся модели «Смена – 19», «Смена-20», «Смена-35» в новом дизайне с сохранением технических характеристик.

    Модели Смена

    Довоенный выпуск «Смены»

    Модель довоенного выпуска «Смены» (1939-1941) конструктивно опиралась на американский прототип — Kodak Bantam. Клапп-камера с выдвижной передней стенкой имела трехлинзовый объектив «Триплет» 6,8/50, дисковый затвор с двумя вариантами выдержки 1/50 («М») и «В». Малоформатная шкальная камера была настроена для пленки 35мм и получения 25 кадров. Фокус настраивался вручную по шкале расстояний. Фотограф рассчитывал дистанцию на глаз, выставлял значение на расположенной на объективе шкале.

    Довоенная модель Смена

    Модели «Смена» в период 1953-1962 гг.

    К 1950-м годам выпуск складных аппаратов сократился, с 1952 года разрабатывается базовая модель, на основании которой выпускались «Смена-2», «Смена-3», «Смена-4». В этот период «Смена» производится не только на ГОМЗ, но и на Минском ММЗ, для внутреннего рынка выпускали модели «Смена-М», «Смена-2М».

    Смена-3, Смена-4

    Особенности послевоенных моделей

    Малоформатный фотоаппарат являлся шкальной камерой и представлял собой простую конструкцию, компактную, удобную, функциональную.
    Модели этого периода отличает бакелитовый корпус, на котором предусмотрены специальные скобы для фиксации аксессуаров измерения дальности и лампы-вспышки.

    Смена1

    Для малоформатных фотографий использовалась фотопленка типа 135 с перфорацией на краях с размером кадра 24х36мм. Обратная перемотка пленки не была реализована. Применялась оптическая схема «Триплет», несъемный объектив состоял из трех линз. Фокусное расстояние составляло 40 мм, наводка резкости проводилась вручную по шкале расстояний. Режим выдержки 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200. Использовался и ручной тип «В», при котором время задержки срабатывания затвора определялось пользователем самостоятельно.

    Смена шкальная камера

    Модель «Смена-1»

    «Смена-1» — это послевоенная малоформатная шкальная камера с бакелитовым корпусом. Задняя крышка снималась. Заряжалась фотопленка типа 135 в подающую кассету, функции обратной перемотки не было, отснятая пленка попадала в пустую принимающую кассету. Тип несъемного объектива — «Триплет» 4.5/40. Предел диафрагмирования — f22. Фокус наводился по шкале от 1,3 м до бесконечности. В модель внедрен оптический параллаксный видоискатель. Сверху располагался счетчик кадров, головка транспортировки кадра, кнопка разблокировки протяжки пленки.
    Первая модель называлась «Смена», номер «1» на ней не ставился. Благодаря своим качествам модель получила международное признание и выпускалась в Китае под названием «Янцзы». 

    Смена-1

    Модель «Смена-2»

    Модификацию первой модели, «Смену-2», производили с 1955 года в Ленинграде, и чуть позднее в 1958 с незначительными изменениями выпуск наладили в Минске. Общий тираж модели по 1962 год составил 1,5 млн. штук. От своей предшественницы «Смена-2» отличалась наличием автоспуска и синхроконтактом (синхронизацией фотовспышки). Автоспуск позволял выполнять автопортреты, предотвращать колебания камеры, так как обеспечивал временной интервал между фактическим срабатыванием затвора и нажатием кнопки спуска. Тиражи разных лет отличались счетчиками кадров, спусковыми кнопками, рукоятками обратной перемотки. Основные технические параметры оставались прежними, позднее в минской модели выдержка составляла 1/8-1/250.

    Смена-2

    Модель «Смена-3»

    Модель выпускалась в 1958 – 1960 гг. «Смену-3» отличал курковой механизм (под левую руку) перемотки пленки. Установка первого кадра на счетчике проводилась вручную. Аппарат снабжен кнопкой спуска затвора и разблокировки протяжки. В конфигурации модели отсутствовали автоспуск и синхроконтакт. 

    Смена-3

    Модель «Смена-4»

    Выпуск «Смены-4» проходил одновременно с производством «Смены-3». Модель характеризовал курковой взвод затвора под левую руку, механический автоспуск и кабельный синхроконтакт «Х». Недостаток серий 3, 4 проявлялся в слабом узле курковой протяжки, поэтому часто требовался ремонт фотоаппаратов. В 1960-м году выпуск прекратили.

    Смена4 с дальномером

    Модели «Смена» в период 1961-1971 гг. Новшества и отличия

    1960-е годы знаменуются выходом в свет обновленного корпуса с характерным утолщением для удобства удержания левой рукой. Тип корпуса получил название «Смена-Классик» и применялся в последующих фотоаппаратах. Камеры производили на заводе ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение), так с 1962 года стал именоваться ГОМЗ.
    Предприятие выпускает модели «Смены» с 5 по 9 в новом корпусе «Классик». Модели снабжены рамочным видоискателем. Механизма обратной перемотки не было, исключение составляла «Смена-8». Фотоаппараты отличались простотой устройства, функциональностью, настройки были понятны пользователям.

    Смена Классик



    Модель «Смена-5»

    Модель представлена в корпусе «Классик». Диапазон выдержки изменился до 1/30-1/250. Аппарат был снабжен новым объективом Триплет «Т-42» 5.6/40, со светосилой f/5,6. Автоспуск отсутствовал. Комплектация была дополнена блендой, защищающей от попадания постороннего света. Для выполнения съемки бленда скручивалась с корпуса и надевалась на торец оправы объектива. Шкала установки экспозиции была дополнена делениями от 5 до 9 eV.

    Смена5

    Модель «Смена-6»

    «Смена-6», в корпусе «Классик», годы выпуска 1961-1969 гг, производство ЛОМО. Отличие модели от предшествующей в просветленном объективе с тремя линзами в трех компонентах Триплет Т-43 4/40. Аппарат был снабжен автоспуском и характеризовался дополнительной выдержкой 1/15.

    Модель «Смена-7»

    Модель повторяла характеристики шестой модификации, но отсутствовал автоспуск. В модель «Смены-7» планировали включить экспонометр, велись конструкторские разработки, но реализация проекта не осуществилась. Производство завершилось в 1971 году.

    Смена7

    Массовый фотоаппарат «Смена-8М»

    Фотоаппарат «Смена-8М» пользовался огромной популярностью, стал своеобразным долгожителем, просуществовав на рынке 25 лет, до 1995 года. Недорогая модель, удобная и не сложная в обращении, обладала техническими характеристиками, которые отвечали требованиям не только любителей, но и высоким запросам профессионалов.

    Смена8

    Общий массовый тираж восьмой модели составил более 21 млн. При стоимости аппарата 15 руб. (для сравнения, велосипед «Орленок» стоил 39 руб.), фотопленки 35 копеек, фотобумаги 70 коп. процесс фотографирования становился недорогим и приемлемым для начинающих. Благодаря несложным настройкам и не высокой стоимости расходных материалов, фотокамеры «Смена-8» использовалась для обучения в фотокружках. Фотография становилась доступной для домашней любительской съемки. Пользователи ценили легкость в эксплуатации и простоту ремонта. Аппарат не требовал подзарядки, его высокая надежность позволяла фиксировать события в климатических условиях разной сложности, от полярного холода до южного зноя. Фотокамера «Смена-8» участвовала в киносъемках, сопровождала героев литературных произведений.

    Смена8 Брил рука

    Характерные черты и новшества моделей «Смены-8»

    «Смена-8» стала первой моделью, в которой внедрили обратную перемотку. Предыдущие поколения фотоаппарата такой механизм не реализовывали, в них пленка транспортировалась в пустую приемную кассету.

    Многим любителям, не обладавшим опытом в области фотографии, было затруднительно вручную выставлять параметры экспозиции. Для таких пользователей в 1970 году выпустили фотоаппараты «Смены-8М», в которых помимо шкалы расстояний и светочувствительности разместили шкалу символов погоды. Выдержку выставляли поворотом кольца объектива до появления символа соответствующей погоды. Правильно установленная выдержка влияет на сколько четким или размытым будет объект на фото.
    Яркое солнце – 1/250
    Солнце в дымке – 1/125
    Облачно – 1/60
    Пасмурно – 1/30
    Грозовые тучи – 1/15

    Для того чтобы получить хорошие кадры, необходимо было установить резкость. Для облегчения процесса определения расстояния до фотографируемого объекта на шкале разместили пиктограммы. Например, символ «группа» соответствовал расстоянию 4 метра.

    Шкала

    «Смена–8М» получила обновленный корпус, задняя крышка открывалась, а не была съемной. Написание логотипа различалось на фотоаппаратах разных выпусков, в том числе были представлены варианты на латинице.

    Смена8

    На «Смене-8М» вспышка была синхронизирована с центральным затвором, такая функция была реализована только в зеркальных фотоаппаратах, цена которых значительно выше. Качество фотографий, выполненных на «Смене» часто не уступало профессиональным.

    Создание базовой комплекции «Смена-8» стало основой для последующих моделей семейства фотоаппаратов. Развитие линейки «Смена» проходило в рамках единой концепции, новые модели были результатом рестайлинга базы.

    Модели «Смена» в период 1971-1991 гг. 

    В 1970-80-е проходит активный выпуск фотоаппарата «Смены-8М» и его модификаций. «Смена-Рапид» и «Смена-SL» выходили в 1968-1977гг., широкого распространения не получили. В 1980-90-х годах производятся модели «Смена – 18», «Смена – 19», «Смена-20», «Смена-35» в новом дизайне. 

    Модель «Смена-Символ»

    В 1971 году появляется модель с модифицированным корпусом — «Смена-Символ». Отличие от «Смены-8М» в том, что спусковой рычаг располагался сбоку от объектива, счетчик кадров был самосбрасываемый, катушка для приема несъемная, кассеты не использовались, видоискатель – оптический.  

    Смена символ

    Название аппарат получил из-за символов погоды, расположенных на кольце объектива. Символы погоды и символы дистанций помогали пользователям управлять экспозицией и наводить фокус.

    символ погоды

    Аппарат создавался с ориентацией на непрофессиональных пользователей, чтобы как можно больше упростить работу с аппаратом, повысить доступность и популярность семейства фотоаппаратов «Смена». Цена фотоаппарата была дороже за счет компонентов и составляла 20 рублей. Экспортные варианты модели продавались под маркой «Cosmic Symbol», «Revue 135 Symbol». 

    Смена cosmic

    На базе «Смены-Символ» ЛОМО спроектировал модель «Смена-стерео», которая в серийное производство не вышла. Камеры давали 20 сдвоенных кадров форматом от 24х30 до 24х36 мм. Выдержка устанавливалась одновременно, а диафрагма на каждом объективе Т-43 индивидуально.

    Смена Стерео

    «Смена-Символ» стала основой для проектирования моделей «Смена-Е» с автоматическим механизмом установки выдержки с приоритетом диафрагмы и «Символ-136» с расширенным калькулятором диафрагм. Проекты ЛОМО по разработке фотоаппарата с автоматом экспозиции массово так и не реализовались.

    Модель «Смена-Рапид»

    «Смена-Рапид» производился на ЛОМО с 1968 по 1977 год. Шкальный аппарат для начинающих был настроен на зарядку перфорированной пленки в кассетах «Рапид». Пленка «Рапид» редко появлялась в продаже, поэтому модель широкого распространения не получила, в основном продукция шла на экспорт.

    Смена Рапид

    Модель «Смена-SL»

    «Смена-SL» -это модификация «Смены-Рапид», рассчитанная также на применение кассет «Рапид», включала в себя колодку для крепления аксессуаров – вспышки и дальномера. Была разработана конфигурация «Сигнал-SL» с экспонометром, но аппарат выпускался вне серии. Всего было выпущено около 600 тыс. шт. обеих моделей.

    Смена SL

    Модель «Смена-18»

    «ЛОМО Компакт-Автомат» послужил прототипом для аппарата «Смена-18». Но на нем отсутствовала экспонометрическая автоматика, для установки диафрагмы и выдержки пользователи все также использовали ручной режим. Серийного производства модели не осуществили, хотя цену в 25 рублей определили. В 1980-х после редизайна модификаций свет увидели «Смена-19» и «Смена-20».

    Модель «Смена-35»

    После проведения рестайлинга восьмой модели появилась «Смена – 35». Новый корпус, компактность и современный вид отличали модель, выпуск которой начался в 1990-е годы на объединении ЛОМО. В комплект входила крышка объектива, жесткий футляр заменил мягкий чехол, бакелитовый корпус сменил полистироловый.

    Произвели усовершенствование головки обратной перемотки, провести съемку в пустую кассету стало невозможно. Рычаг взвода затвора переместился в защищенное от случайного прикосновения место. Синхроконтакт располагался в центре. Появилась возможность фиксировать спусковую кнопку для увеличения выдержки.

    Смена35

    Порядок работы с фотоаппаратом «Смена»

    В помощь пользователям к каждому фотоаппарату в качестве приложения полагалась инструкция, в которой описывались технические данные, рассматривалось устройство фотоаппарата, порядок подготовки и правила работы:

    • Для начала было необходимо правильно зарядить кассету пленкой 35мм. Если на фотоаппарате была функция обратной перемотки, справа размещали пустую катушку, если перемотки не было, заряжали две кассеты – подающую и принимающую.

    Зарядка пленки

    • Перед фотографированием выставляли выдержку и диафрагму. На шкале значения были представлены числами или символами. Вращая кольцо с индексами, предварительно устанавливали светочувствительность пленки. Далее оценивали состояние погоды, поворачивали кольцо установки символов погоды (выдержек) до появления индекса около выбранного символа.
    • Затем устанавливали необходимое значение диафрагмы. Для наведения резкости необходимо было определить расстояние до объекта. Установка производилась по шкале дистанций, либо выбирали пиктограммы «портрет», «пейзаж», «группа».
    • В видоискателе фотограф определял границы кадра, взводил затвор и плавно нажимал кнопку спуска.
    • Для выполнения следующего кадра, пленку перемывали на один кадр. После съемки последнего кадра осуществляли перемотку пленки, вращая рукоятку, либо изымали приемную кассету из фотоаппарата.

    Настройка

    Семейство советских фотоаппаратов «Смена» вошло в историю отечественной фотографии как популярное, практически народное средство для любительской фотосъемки. Но и художественная съемка «Сменой» по качеству не уступает снимкам, выполненным современными цифровыми камерами.

    Сегодня возвращается время любителей пленки, ценится творческий подход к каждой фотографии, требующий внимательного отношения к построению кадра, выставлению параметров для получения живых, непосредственных фотографий. Съемка, проявка превращается в занимательный процесс, а отсутствие моментального результата и возможности корректировки увеличивает ценность каждого кадра.

    Смена8

    Фотоаппараты «Смена» в хорошем состоянии могут использоваться фотографами и сегодня. Фотоаппараты модельного ряда «Смена» являются значимыми экспонатами частных музеев, в которых рассказывается история развития отечественной фототехники. В Политехническом музее в Москве хранится фотоаппарат «Смена-символ», который советские альпинисты брали с собой при покорении Эвереста в 1982 году.

    Довоенные модели за счет редкости и высокой стоимости представляют особый интерес для антикваров. Сохранилось мало оригинальных приемных катушек для восьмой модели, поэтому они также находятся в сфере внимания коллекционеров. Цена массовых фотоаппаратов «Смена» может варьироваться от 1 тыс. до 8 тыс. рублей в зависимости от модели, состояния, комплектации.

    Если вы желаете продать фотоаппарат «Смена», специалисты антикварного клуба «Raritetus» проведут профессиональную оценку, предложат выгодную сумму выкупа. Оценить фототехнику можно по присланным вами фотографиям. Можно также вживую провести оценку в нашем офисе.

    Плёночный фотоаппарат «Смена» нельзя отнести к высококачественной аппаратуре, которую желали получить профессиональные фотографы. «Смена» брала другим: простотой, дешевизной, доступностью. С ней было легко делать первые шаги. Поколения советских школьников, сменяя друг друга, часто постигали искусство фотографирования с помощью «Смены», купленной на сбережения от завтраков или подаренной на день рождения. Устойчивый к ударам корпус располагал брать этот аппарат хоть на пляж, хоть в дальний поход. А снимки при должном опыте и умении получались ничуть не хуже, чем у обладателей аппарата с ценой на порядок выше.

    Где выпускались фотоаппараты «Смена»

    Корпус объединения ЛОМО

    Основную часть фотоаппаратов изготовило Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина (ЛОМО), которое выросло из оптического завода, открытого в Петрограде в 1914 году. За время деятельности объединение успело выпустить большой объём продукции военного и двойного назначения, но советским гражданам оно было более знакомо по приборам и технике гражданского назначения. Среди последней телескопы, микроскопы, фотоаппараты, автоматизированные спектрометры, видеомагнитофоны и различная киноаппаратура. Серия «Смена» — это лишь малая частичка огромного списка, включающего различные виды фотоаппаратов. На момент выпуска первых смен предприятие называлось «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» (ГОМЗ).

    Корпус объединения БелОМО

    Первые модели «Смены» выпускал ещё и Минский механический завод имени С.И. Вавилова (ММЗ). Так как в полученную конструкцию ММЗ вносил и собственные усовершенствования, после 1961 года завод переключился на выпуск фотоаппаратов «Весна». По уровню и техническим характеристикам они были очень близки к «Сменам» того периода, но отличались по внешнему виду. ММЗ также выпускал большое количество всевозможной аппаратуры. В 1971 году на базе ММЗ создано Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО), работающее и в настоящее время.

    Довоенные модели фотоаппарата «Смена»

    Производство аппаратов «Смена» началось не на пустом месте. В 1935 году ГОМЗ выпустил первый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт», а через два года на прилавки магазинов отправилась первая партия простейших детских фотоаппаратов.

    «Kodak Bantam»

    За образец первой «Смены» была взят аппарат «Kodak Bantam», представлявший собой шкальную клапп-камеру, то есть устройство, где объективная доска при работе выдвигается от корпуса системой металлических распорок. Можно сказать, что это миниатюрная копия салонного фотоаппарата, который повсеместно можно было повстречать в советских и российских домах быта до перехода на цифровые устройства.

    «Смена» в корпусах разного цвета

    «Смена», выпуск которой стартовал в 1939 году, имела всего два режима выдержки – 1/50 и «В» (ручная выдержка). Съёмка осуществлялась трёхлинзовым объективом (триплет). Откидной рамочный видоискатель располагался поверх корпуса. «Смена» заряжалась свёрнутой в рулон 35-мм фотокиноплёнкой из расчёта 25 кадров на полный комплект. При габаритных размерах 114×72×42 мм вес аппарата был 210 грамм. Внутреннее устройство пряталась в корпусе из бакелита – пластика, устойчивого к высоким температурам, давлению, трению, толчкам и ударам. Историки советского фотодела утверждают, что сначала появились «Смены» в чёрном корпусе, а красно-коричневые тона стали использовать позже. После начала войны производство аппаратов прекратили.

    Фотоаппараты «Смена» 1953-1962 гг.

    До момента появления новых «Смен» прошло больше десятилетия. За это время доминирование складных аппаратов прекратилось. На рынок вышло новое поколение фототехники. Не надо думать, что ГОМЗ всё это время не выпускал фотоаппараты. Например, в 1946 году предприятие начинает производство двухобъективного зеркального фотоаппарата «Комсомолец», на основе которого через четыре года создана модель «Любитель».

    Различный дизайн фотоаппарата «Смена»

    «Смена» возвращается в виде малоформатного шкального фотоаппарата, куда заряжалась кассета с фотоплёнкой типа 135. В процессе съёмки плёнка постепенно перемещалась в другую кассету (обратной перемоткой аппарат не располагал). Новинкой стал оптический параллаксный видоискатель. Существенно расширился набор режимов выдержки: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и «В». Аппарат мог иметь заметные отличия по внешнему виду, так как ГОМЗ производил его десять лет – с 1953 по 1962 гг. В 1958 году к выпуску «Смены» подключили и ММЗ, на который ГОМЗ осуществлял поставку объективов. В 1959 году конструкцию оптимизировали, совместив спуск затвора с кнопкой счетчика кадров. Кроме того, часть тиража делали с синхроконтактом. Оба завода выпустили 1 774 847 экземпляров данной модели.

    Китайская «Смена»

    Технологию в конце 1950-х гг. также передали ещё и китайским товарищам, ведь с этой страной Советский Союз тогда поддерживал очень тесные связи. На местный рынок китайская «Смена» поступала под названием «Янцзы».

    Различный дизайн фотоаппарата «Смена-2»

    Используя тот же объектив «Триплет Т-22 4,5/40», как и её предшественница, «Смена-2» отличалась наличием автоспуска и синхроконтакта. ГОМЗ начинает её выпуск с 1955 года. ММЗ подключается через два года, поначалу просто копируя аппарат, но впоследствии вводя и свои новшества. Например, на поздних аппаратах Минска набор режимов выдержки начинался с 1/8, а заканчивался 1/250. Всего было выпущено более полутора миллиона экземпляров «Смены-2». В процессе выпуска менялся и внешний вид. Аппараты разных лет имели различную спусковую кнопку, счетчик кадров и рукоятку обратной перемотки.

    «Смена-3»

    В 1958-1960 гг. ГОМЗ выпускал также модели под названиями «Смена-3» и «Смена-4». В отличие от предыдущих моделей с раздельным взводом затвора и перемоткой плёнки маховиком здесь сконструировали курковый взвод под левую руку, не сблокированный с перемоткой плёнки. «Смена-4» располагала также автоспуском и синхроконтактом.

    «Смена-М» и «Смена-2М»

    Минский завод ММЗ модернизировал свою «Смену-2» с упомянутым выше набором режимов выдержки (1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В») в «Смену-М» с объективом «Триплет Т-22М». Аппарат обзавёлся спусковой кнопкой, выступающую поверх затвора и связанную внутренней передачей с блокировкой протяжки пленки и счетчиком кадров. «Смена-М» располагала синхроконтактом. «Смена-2М» имела ещё и автоспуск. Обе модели выпускались только в 1961 году.

    Фотоаппараты «Смена» 1961-1971 гг.

    «Смена-5»

    Новое поколение «Смен» начинается с модели «Смена-5», выпускавшейся в Ленинграде в 1961-1962 гг. В глаза сразу бросается внешний вид: этот тип корпуса потом будет использоваться для последующих четырёх моделей (в коллекционной среде этот модельный ряд получил название «Смена-классик»). Меняется объектив: теперь это «Триплет Т-42 5,6/40» с уменьшенной светосилой. Оптический видоискатель заменён стеклянным рамочным. Набор режимов выдержки сокращён (1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В»). Автоспуск у этой модели не предусмотрен. Вместе с фотоаппаратом меняется и само предприятие: в 1962 году ГОМЗ переименовывают в ЛОМО — Ленинградское оптико-механическое объединение.

    «Смена-6»

    Улучшенная версия «Смены-5» с наличием автоспуска и дополнительным режимов выдержки (1/15) получила название «Смена-6». Кроме того, в строй встал объектив «Триплет Т-43 4/40», относительно предшественника отличавшийся высокой светосилой. «Смена-6» производилась с 1961 по 1969 год. Одновременно был начат выпуск упрощённой «Смены-7», где не было автоспуска. В неё собирались встроить экспонометр, но до серийного выпуска это дополнение так и не добралось Производство этой модели завершили в 1971 году. Всего аппаратов данного типа было произведено немногим менее двух миллионов.

    Фотоаппарат «Смена-8М» и его производные

    Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука»

    Появившаяся в 1963 году «Смена-8», унаследовав от ранних моделей объектив «Триплет Т-43 4/40», обзавелась полной блокировкой головки перемотки плёнки и головкой обратной перемотки плёнки. Блокировка препятствовала обрыву перфорации плёнки, когда неопытный фотограф упорствовал с перемоткой (что нередко происходило на аппаратах предыдущих выпусков). «Смену-8» мы увидим в руках у Семёна Семёновича Горбункова (фильм «Бриллиантовая рука»). В 1964 году она продавалась по цене 13 рублей 50 копеек. Экспортные версии модели звались «Cosmic-35» и «Global-35». В 1969 году начали производство «Смены-9» — точно такого же аппарата, но без автоспуска. Обе модели выпускались по 1971 год включительно.

    «Смена-8» и «Смена-8М»

    Ответвление к моделям конца 1960-х гг. «Смена-11», «Смена-12» и «Смена-14», использующим различные типы объектива «Индустар», серийного воплощения не получило. Но эти разработки привели массово выпускавшуюся «Смену» в 1970 году к эпохальному событию: фотоаппарат приобрёл иной корпус, с которым аппарат стал смотреться ничуть не хуже западных аналогов. Теперь он звался «Смена-8М». При этом вес особо не изменился (280 грамм у «Смены-8М» против 288 грамм у «Смены-8»). Вернее, метаморфозы произошли со «Сменой-9», так как «Смена-8М» также не имела автоспуска. Дизайн коснулся и обозначений: на шкале выдержек появились погодные символы («ясно», «солнце в дымке», «облачно», «пасмурно», «грозовые тучи»), а на метражной шкале – дополнительные сюжетные пиктограммы.

    Один из вариантов оформления аппарата «Смена-8М»

    • «Смена-8М» привлекала покупателя стоимостью. Во времена СССР её можно было купить за 15 рублей. При этом каким-то дефицитом она вовсе не была, так как опытные мастера фотографии искали аппараты с расширенными возможностями хоть и по куда более высоким ценам.
    • Выражение «Не баг, а фича!» в полной мере можно отнести к плавной установке выдержки. Фотографы достаточно быстро поняли, как зафиксировать регулятор между 1/15 и «В», чтобы получить выдержку подлиннее, чем 1/15.
    • А пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло» описывает чувства фотографа от явного недостатка конструкции, ведь затвор не сблокирован с перемоткой пленки. Поэтому вполне возможно в процессе съёмки получить повторное экспонирование на один кадр. Однако многократное экспонирование при должной доли фантазии может породить на свет причудливые неповторимые шедевры фотоискусства.

    Аппарат «Смена-8М» с родной катушкой

    • Коллекционируют не только сами аппараты, но и катушки к ним. Оригинальная приёмная катушка «Смены-8М» представляет определённый коллекционный интерес и без фотоаппарата.
    • Неизвестно, сколько точно выпущено аппаратов «Смена-8М». Подсчитано, что с начала производства по 1995 год включительно тираж составил 21 041 191 экземпляр. Благодаря такому монументальному количеству модель «Смена-8М» до сих пор считается самым массовым фотоаппаратом в мире и даже занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
    • В эпоху всепобеждающей цифры аудиофилы до сих пор бережно и трепетно относятся к прослушиванию музыки на кассетах. Сохранились и приверженцы плёночной фотографии. Благодаря им «Смена-8М» до сих пор не отправилась на свалку истории, а продолжает делать всё новые фотографии. Нынешних владельцев «Смен» привлекает малый вес аппарата, его неприхотливость и лёгкость ремонта.

    «Смена-35»

    Попытка ещё раз осовременить массовую модель привела к появлению «Смены-35». Можно сказать, что это та же «Смена-8М», но в другом корпусе с центральным синхроконтактом. Бакелит ушёл в прошлое, теперь вместо него полистирол. Также вернулся параллаксный оптический видоискатель. Исчезла шкала глубины резко изображаемого пространства с оправы объектива. Усовершенствованная головка обратной перемотки отменила съёмку в пустую кассету. «Смена-35» выпускалась с 1990 года. Как и в случае со «Сменой-8М», понять, когда был выпущен последний аппарат пока не представляется возможным.

    Другие фотоаппараты «Смена» 1971-1991 гг.

    «Смена-символ»

    Модель «Смена-символ», выпускавшаяся с 1971 года, внешне походила на «Смену-8М», отличаясь только спусковым рычагом сбоку от объектива. Однако у этого аппарата был оптический видоискатель, курковый взвод затвора и перемотки плёнки. Вместо пустой кассеты использованная часть плёнки обматывалась вокруг несъёмной приёмной катушки, возвращаясь в изначальную кассету обратной перемоткой. Более дорогие составляющие привели к тому, что этот аппарат был на четверть дороже «Смены-8М»: в 1985 году он продавался за 20 рублей. Модель поступала на экспорт под названиями «Cosmic Symbol» и «Revue 135 Symbol». Взяв за основу «Смену-символ», разработчики спроектировали модель «Смена-Е», где имелся механизм автоматической установки выдержки с приоритетом диафрагмы. Замена объектива на «Индустар-73» породила модель «Символ-136». В середине 1980-х гг. аппарату осовременили корпус, и на свет появилась сначала «Смена-19», а затем и «Смена-20». «Смену-символ» планировали превратить и в стереофотоаппарат.

    «Смена-SL»

    Для начинающих фотолюбителей предназначалась «Смена-Рапид» с рамочным видоискателем, в которую заряжалась 35-мм перфорированная фотокиноплёнка в кассетах «Рапид». После модификации аппарат обзавёлся обоймой для крепления фотовспышки или съёмного внешнего дальномера и получил название «Смена-SL». Обе модели выпускались с 1968 по 1978 год. Общее количество аппаратов приближается к 600 000 тысячам. «Смену-SL» с экспонометром назвали «Сигнал-SL», но с ней до серийного производства так и не добрались. Кассеты «Рапид» были большим дефицитом, поэтому рассчитанные на них фотоаппараты часто пылились без дела.

    «Смена-18»

    И закончим обзор «Сменой», которая вроде бы вовсе и не «Смена». Перед нами созданная на основе фотоаппарата «ЛОМО-компакт-автомат» модель «Смена-18». От базового устройства её отличало отсутствие экспонометра. Поэтому экспозицию фотографу приходилось устанавливать вручную. Проект был полностью подготовлен к запуску. Была даже заявлена розничная цена – 25 рублей. Однако серийное производство так и не началось.

    Советский фотоаппарат Смена (послевоенная модель) является упрощенным малоформатным аппаратом жесткой конструкции, работающим на стандартной кинопленке шириной 35 мм.

    Корпус фотоаппарата и задняя съемная крышка изготовлены из пластмассы. На наружной части корпуса расположены: затвор с укрепленным в ней объективом, головка перемотки пленки, видоискатель, счетчик кадров, кнопка механизма перемотки, клемма и замок задней крышки.

    Наводка на резкость происходит путем перемещения объектива в червячной оправе, которая смонтирована в передней части затвора. Предельное выдвижение объектива соответствует расстоянию от объекта съемки — 1,3 м.

    Перемотка пленки осуществляется вращением головки с накаткой. Счетчик кадров приводится в действие поворотом восьмизубцового барабана по мере продвижения пленки. Остановка передвижения пленки при смене снятого кадра происходит за счет имеющегося в механизме счетчика упора, который выключается при нажатии на кнопку механизма перемотки. Точность перемотки пленки на один кадр обеспечивается механически. Так как приемной катушкой служит стандартная закрытая кассета, надобность в обратной перемотке пленки отсутствует.

    Фотоаппарат Смена был особенно удобен для начинающих фотолюбителей. Аппарат очень прост по конструкции и в обращении. При правильном использовании он обеспечивает получение негативов, с которых можно производить вполне удовлетворительные увеличения. Аппарат Смена предназначен для широких кругов фотолюбителей, в особенности для молодежи.

    Основные технические характеристики фотоаппарата:

    • объектив — Т-22, просветленный;
    • фокусное расстояние — 40 мм;
    • относительное отверстие (светосила) -1:4,5;
    • диафрагма — 4,5; 5,6; 8; 11; 16; 22;
    • затвор — центральный, установленный сзади объектива;
    • диапазон скоростей: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 сек. и «В» (выдержка «от руки»);
    • наводка на резкость — по шкале расстояний;
    • кассеты — стандартные;
    • габарит аппарата: 120x74x57 мм;
    • вес 325 г.;
    • дополнительные объективы не применяются;
    • видоискатель — оптический.

    Обзор фотоаппарата Смена

    В этом обзоре рассмотрим фотоаппарат Смена (без номера). Фотоаппарат выпускался на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ» (ГОМЗ), в 1962 году ГОМЗ переименован в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО). Производился с 1953 по 1962 годах. Было выпущено порядка 1,7 миллионов единиц. Фотоаппарат не является редкость. Редкостью является довоенная модель Смены, но о ней в другой статье.

    Объектив — несъемный, Т-22. Затвор имеет выдержки: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, В. Синхроконтакт и автоспуск — отсутствуют.

    Отличительная особенность — в Смене нет обратной перемотки пленки, пленка подавалась из одной кассеты сразу в другую.

    Общий вид. Фотоаппарат легкий по весу. Спереди фотоаппарат имеет несъемный объектив Т-22, в объектив строен механизм управления затвором, выше объектива — окошко видоискателя. Левее, надпись марки модели «Смена». Менять выдержку в Смене можно как до, так и после взвода затвора, задается выдержка путем вращения кольца в основании объектива. А путем вращения всего объектива выставляется резкость изображения. На кольца объектива нанесена шкала резкости.

    Фотоаппарат Смена. Рисунок 1

    Вид сзади. Здесь только глазок видоискателя и съемная задняя крышка для зарядки фотоаппарата пленкой. Видоискатель дает посредственную картинку, не большую, но светлую.

    Фотоаппарат Смена. Рисунок 2

    Вид сверху, на панель с элементами управления фотоаппаратом. Слева-направо: головка для перемотки кадра, затем счетчик кадров, счетчик кадров настраиваемый, если ноль сбился, то путем поворота стрелки выставляется на ноль, справа от него — кнопка для разблокировки перемотки пленки и скоба для установки принадлежностей.

    Фотоаппарат Смена. Рисунок 3

    А внизу фотоаппарата посередине — гнездо 3/8 дюйма для установки фотоаппарата на штатив.

    Фотоаппарат Смена. Рисунок 4

    Задняя крышка фотоаппарата является целиком съемной, замок ее расположен с торца.

    Фотоаппарат Смена. Рисунок 5

    Инструкция к советскому фотоаппарату Смена

    Инструкция к фотоаппарату Смена редакции 1954 года доступна по этой ссылке.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по учету материалов на ответственном хранении
  • Как скачать вацап на телефон бесплатно на русском языке инструкция
  • Адиарин желатина таннат цена инструкция по применению
  • Жидкая кожа видео инструкция по применению
  • Детрузитол инструкция по применению таблетки взрослым