Сочетание педагогического руководства с самодеятельностью

РЕФЕРАТ

Тема:

«Индивидуализация воспитательной работы с учащимися»

Профессия: «Водитель автомобиля «

Выполнил: мастер п/о Иванов В.В.

Содержание

1. Введение

2. Принципы воспитания

3. Индивидуальный подход к учащимся

3.1 Характеристика поведения подростков

3.2 Методы индивидуального подхода

3.3 Работа с «трудными подростками»

4. Правовое воспитание

Список использованной литературыэ

1. Введение

Чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущие место принадлежит мастерам профессиональных училищ. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, убежденность, воспитать активную жизненную позицию. В профессиональном училище мастер выступает одновременно как организатор, воспитатель, специальности (инженерно — педагогический работник) и руководитель группы. Практика свидетельствует, что уровень владения профессий у многих мастеров выше, чем умения передавать знания и навыки учащимся. Искусство учить молодежь мастер приобретает с опытом работы. Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств. Мастер во многом решает вопрос создания работоспособности ученического коллектива, характеризующим здоровым психологическим климатом, высоким уровнем образовании. О деятельности мастеров производственного обучения одним из решающих факторов является его организаторские способности. Без этих качеств не может быть настоящего руководителя ученического коллектива. Опытный мастер производственного обучения постоянно проявляет инициативу, самостоятельно действует в пределах предоставленных ему прав, руководствуясь программой обучения. Педагогическое мастерство мастера учебной группы предусматривает знание и использование эффективности методов обучения, знание, умение показывать трудовые приемы, формирование у учащихся навыков самоконтроля. Союзником в этом ему должны быть постоянный творческий поиск, самоконтроль, чувство меры. О высоком авторитете мастера свидетельствуют стремление учащихся подражать ему во всем. Неприемлема антипедагогическая практика, когда мастер использует в отношениях учащихся обидные, оскорбительные выражения, жаргонные слова. Неуважительный тон, грубость, бесцеремонность, разнос, высокомерие, неумение смотреть на окружающее глазами подростка отнюдь не способствует росту его авторитета, нарушают контакты мастера с ученическим коллективом. Там, где мастер пользуется авторитетом, умения и навыки учащихся более прочны, знания более глубоки, группу в целом отличают сознательная дисциплина и высокий эмоциональный настрой. К авторитетному наставнику учащиеся обращаются со всеми вопросами — производственными и личными, ценят его объективность и справедливость. Авторитет мастеру создают высокие профессиональные умения, широкий кругозор и организаторские способности. Мастеру следует постоянно совершенствовать эти качества. Отказаться от командования и администрирования, обогащать свои педагогические знания. Опыт. идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Это тем более важно для мастера профессионального училища.

2. Принципы воспитания

Принципы воспитания — исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны учитываться также в формировании личности учащихся есть своя специфика, которая отражается в особых принципах, называемых принципами воспитания.

Принцип единства и взаимосвязи. Принцип единства и взаимосвязи всех сторон процесса воспитания получил в наши дни наименование комплексного подхода к воспитанию. Главным в этом принципе является комплексное решение задач трудового и нравственного воспитания без умаления роли умственного, эстетического и физического воспитания.

Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания требует проведения не отдельных, разрозненных мероприятий, а организованной системы воспитательного воздействия на личность учащихся.

Единство действий всех воспитателей. Этот принцип предполагает единство требований и преемственность действий, их последовательность и взаимосвязь. Принцип действия школы, училища, семье, трудовых коллективов, общественности, выдвинут практикой воспитательной работы Тем самым к воспитательной работе привлекаются все силы общества.

Принцип сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности учащихся нацелена на реализацию в процессе организации всей воспитательной работы в учебном заведении.

Инициатива и самодеятельность развиваются в процессе работы организации учащихся (старост групп, ученического самоуправления).

Принцип учета возрастных и индивидуальных различий учащихся. Реализуется мастерами производственного обучения и преподавателями повседневно, так как следует учитывать особенности каждого учащегося, который имеет личные способности и воспитывается в различных условиях.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Руководствуясь этим принципом следует учить учащихся жить интересами коллектива, уметь сочетать личные интересы с общественными.

Принцип воспитания в труде. Выражает общую направленность в работе профессионального училища, призванного готовить квалифицированных рабочих для производства.

Принцип уважения к личности и требовательности к ней. Провозглашен в трудах педагога А.С. Макаренко. Требовательность должна возрастать прямой пропорции к росту уважения к воспитаннику (соблюдение этого принципа обеспечивает духовный рост человека и создает стимулы в воспитательной работе)

Принцип опоры на положительное в человеке. Требует, к каждому учащемуся подходили с оптимистической гипотезой, с верой во все хорошие, что проявляется в его личности. Доверие к воспитаннику создает основу для преодоления отрицательного, отвлекает учащихся от плохих привычек. Воспитатели в процессе своей работы проявляют объективность и откровенность, обсуждая не только достижения, но и трудности и нерешенные проблемы. Стимулируется деятельность воспитываемых в преодолении недостатков и, главное устраняются причины, создающие эти недостатки.

Принцип доходчивости. Позволяет обеспечить сознательное овладение идеями воспитания. Учащиеся стараются осуществлять смысловое запоминание, проникая в сущность явления.

3. Индивидуальный подход к учащимся

Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход в воспитании в коллективе через коллектив не противоречат друг другу. Индивидуальный подход осуществляется в коллектив и с помощью коллектива, и в этом смысле осуществляется органическое включение в общий воспитательный процесс. Индивидуальный подход — это не приспособление воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и различиям учащихся и следование за ними. Задача индивидуального подхода заключается в том, что максимально использовать возможности каждого ученика, его индивидуальные особенности в целях наилучшей профессиональной подготовки и всестороннего гармоничного развития. Индивидуальный подход предлагает чуткость воспитателя по отношению к учащемуся, умением предвидеть последствия своих воздействий, выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям личности учащегося к состоянию, в котором он в данное время находится. Тогда эти мероприятия будут давать максимальный эффект. Для этого, во-первых, необходимо хорошо знать своих воспитанников, и. во — вторых знать и учитывать причину, условия, которые повлияли на формирование и проявление той или иной черты личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе с учащимися в большинстве случаев связан с необходимостью преодоления у них отрицательных качеств и проявлений, недостатков в поведении, направлении на добрые дела. Поэтому способы индивидуального подхода нужно рассматривать, прежде всего, с этих позицией, хотя индивидуального подхода требуют все учащиеся.

3.1 Характеристика поведения подростков

Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы, впечатлениями, переутомлением, тяжелыми переживаниями. Склонность к упрямству зачастую объясняется стремлением к самостоятельности и независимости, неумелым пониманием проявить свою волю. К упрямству нередко приводит «педагогика запретов» — нельзя бегать. Нельзя шуметь, нельзя трогать, т.п. Наконец, упрямство иногда бывает своеобразной формой протеста выражением его недовольства деспотическим, грубым и необоснованным подавлением его развивающиеся самостоятельности и инициативы. Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию — это, прежде всего педагогический такт мастера, умением его разобраться в причинах, понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения, педагогическое терпение. Другой путь — это внимание к способностям учащегося, его интереса при одновременной требовательности к нему, активное включение в коллективные формы деятельности. К другим распространенным недостатком поведения учащегося (особенно подростков) относятся: грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к старшим, к мастеру. Чаще это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, принижением формировавшегося в этом возрасте чувства собственного достоинства — назойливым контролем, придирчивостью, мелочной опекой. Грубость и дерзость нередко являются ответом на несправедливое отношение мастера к учащемуся — необоснованное обвинение во лжи, неблаговидном поступке, беспричинная подозрительность. Грубость учащихся нередко объясняется и тем. Что многие из них считают это качество признаком взрослости, мужественности стеснению проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расцениваются как признаки мягкотелости. Проявление грубости и дерзости учащихся — это уже серьезный сигнал мастеру, который должен внимательно проанализировать свои действия как воспитателя — наставника молодежи. Пересмотреть и, если нужно резко изменить стиль своей работы, перешагнув через сложившиеся у него представления о сущности воспитательной работы. Полезно посоветоваться с опытными коллегами. К учащимся проявляющим грубость, дерзость особенно нужен индивидуальный подход. В первую очередь необходимо установить причину такого поведения. Работа с таким учащимся предлагает целенаправленную организацию из активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность, но ни в коем случае не допустимы поблажки или снижение требовательности.

Нередко проявление и такой недостаток поведения учащихся как лживость сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Наиболее частой причиной лжи является боязнь, страх наказания. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания товарищества, средства» выгородить друга проявить солидарность. Необходимо кропотливая работа мастера, чтобы, во-первых, выяснить истинные причины лжи. Во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности. Тактично показывая всю неблаговидность лжи, её взаимосвязь с трусостью, лицемерием. Весьма эффективным средством борьбы с проявлением лжи является общественное мнение ученического коллектива. Но здесь мастер и актив группы должны действовать только наверняка, обеспечить осуждение поступка подавляющим большинством группы. В противном случае результаты будут обратными.

Особую группу составляют учащиеся, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычек к трудовому усилию — ленью. С ленью нужно бороться беспощадно. Лучше всего и прежде всего, осуществляется в коллективной трудовой деятельности в бригадах, в звеньях. Вместе с тем мастеру важно подмечать и поощрять проявляющиеся стремления к улучшению, побуждать в ленивом учащемся потребность трудиться, развивать его интерес, приучать находить радость и удовлетворение в достигнутом. Но главное — это сплоченный и работоспособный коллектив группы. В таком коллективе, как правило, лодырей нет, у них просто нет «питательной среды.

3.2 Методы индивидуального подхода

Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося.

Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудержный которому соответствует холерический темперамент, живой (сангвинический темперамент), спокойный (флегматический (слабый) меланхолический темперамент. Принадлежность учащегося к одному из этих типов определен специфику воспитательных воздействий.

Для импульсивного, вспыльчивого неусидчивого учащегося необходимы сдержанная, спокойная, но твердая требовательность. Представитель слабого типа нервной системы робкий, застенчивый, неуверенный в себе и легко травмируемый ученик — требует поддержки, подбадривания. В отношении этих учащихся не следует прибегать к сильным мерам воздействия, суровым наказаниям, резким оценкам. Различным должен быть и тон в обращении с ними, не следует как правило, резко, эмоционально и сурово разговаривать с учащимися, склонными к быстрому возбуждению, или очень заторможенным у первых это может вызвать перевозбуждение, озлобление, взрыв», у вторых, наоборот полную заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Мастеру следует помнить, что оптимальны тон в отношении и тех. И других — спокойно — доброжелательный. В целом индивидуальный подход предполагает внимательное, доброжелательное отношение к каждому учащемуся. Доверия к его нравственным силам, потенциальным возможностям. В любых ситуациях и проявлениях перед учащимися никогда не следует закрывать пути к исправлению, совершенствованию. улучшению и наконец. Следует подчеркнуть хорошо известное положение: индивидуальны подход предполагает умение воспитателя опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого учащегося, в частности, на его интересы и склонности любовь к спорту, чтению, музыки, рисованию и т.д. на его здоровые нравственные тенденции (пусть при неприемлемых формах их выражения), на доброжелательное отношение к товарищам, даже на чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение учащиеся, поощряя положительные поступки. Мастер — воспитатель легче может добиться своей цели.

3.3 Работа с «трудными подростками»

Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с «трудными учащимися.

Министерство общего и
профессионального образования

Ростовской
области

Государственное бюджетное профессиональное 
образовательное учреждение Ростовской области

«Новошахтинский автотранспортный техникум

имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Индивидуализация
воспитательной работы с обучающимися»

Профессия: «Сварщик
«

Выполнила : куратор Лобачева
Ф.С.

Содержание

1. Введение

2. Принципы воспитания

3. Индивидуальный подход к обучающимся

3.1 Характеристика поведения подростков

3.2 Методы индивидуального подхода

3.3 Работа с «трудными подростками»

4. Правовое воспитание

Список использованной литературы

1. Введение

Подготовка конкурентоспособных,
высококвалифицированных рабочих- это главная задача  среднего профессионального
образования.

В решении этой задачи ведущие место принадлежит кураторам
профессиональных заведений. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания
и опыт, убежденность, воспитать активную жизненную позицию. В нашем техникуме
куратор выступает одновременно как организатор, воспитатель и  руководитель
группы. Практика свидетельствует, что уровень владения профессией у многих
кураторов выше, чем умения передавать знания и навыки обучающимся. Искусство
учить молодежь куратор приобретает с опытом работы. Успешная его работа во
многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний,
владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному
совершенствованию, его личностных качеств.

Куратор во многом решает вопрос создания
работоспособности ученического коллектива, характеризующим здоровым
психологическим климатом, высоким уровнем образования. Важное значение  при
этом имеют организаторские способности куратора. Без этих качеств не может быть
настоящего руководителя ученического коллектива. Опытный куратор постоянно
проявляет инициативу, самостоятельно действует в пределах предоставленных ему
прав, руководствуясь программой обучения.

 Педагогическое мастерство куратора учебной группы
предусматривает знание и использование эффективности методов обучения, ,
формирование у обучающихся  основных и профессиональных компетенций. Союзником
в этом ему должны быть постоянный творческий поиск, самоконтроль, чувство меры.

О высоком авторитете куратора свидетельствует
стремление обучающихся подражать ему во всем. Неприемлема антипедагогическая
практика, когда куратор использует в отношениях с обучающимися обидные,
оскорбительные выражения, жаргонные слова. Неуважительный тон, грубость,
бесцеремонность, разнос, высокомерие, неумение смотреть на окружающее глазами
подростка отнюдь не способствует росту его авторитета, нарушают контакты куратора
с ученическим коллективом.

Там, где куратор пользуется авторитетом, умения и
навыки обучающихся более прочны, знания более глубоки, группу в целом отличают
сознательная дисциплина и высокий эмоциональный настрой. К авторитетному
наставнику обучающиеся обращаются со всеми вопросами — производственными и
личными, ценят его объективность и справедливость. Авторитет куратору создают
высокие профессиональные умения, широкий кругозор и организаторские
способности.

Куратору следует постоянно совершенствовать эти
качества. Отказаться от командования и администрирования, обогащать свои
педагогические знания, опыт, идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Это
тем более важно для профессионального заведения.

2. Принципы воспитания

Принципы воспитания – это основа , отражающая
закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения
сложных конкретных ситуаций.

Принцип единства и взаимосвязи. Принцип единства и
взаимосвязи всех сторон процесса воспитания получил в наши дни наименование
комплексного подхода к воспитанию. Главным в этом принципе является комплексное
решение задач трудового и нравственного воспитания без умаления роли
умственного, эстетического и физического воспитания. Большую роль в воспитании
личности сыграло участие наших ребят в марше, посвященному Великой Победе в
Великой Отечественной войне. Ребята собирали портреты участников войны и с ними
прошли в акции «Бессмертный полк».

Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания
требует проведения не отдельных, разрозненных мероприятий, а организованной
системы воспитательного воздействия на личность учащихся.

Единство действий всех воспитателей. Этот принцип предполагает
единство требований и преемственность действий, их последовательность и
взаимосвязь. Принцип единства действия техникум- семья выдвинут практикой
воспитательной работы ,тем самым к воспитательной работе привлекаются все силы
общества.

Принцип сочетания педагогического руководства
с развитием инициативы и самодеятельности обучающихся нацелена на реализацию в
процессе организации всей воспитательной работы в учебном заведении. Инициатива
и самодеятельность развиваются в процессе организации обучающихся (выбор старост
групп, ученического самоуправления).Старосты активно участвуют в распределении
стипендии группы.

Принцип учета возрастных и индивидуальных
различий обучающихся. Реализуется кураторами и преподавателями повседневно, так
как следует учитывать особенности каждого обучающегося, который имеет личные
способности и воспитывается в различных условиях. В группе обучающихся по
профессии «Сварщик» обучаются подростки 1992-1998 годов. Большую роль по
сплочению коллектива сыграло участие во внутритехникумовских  спортивных
соревнованиях.

Принцип воспитания в коллективе и
через коллектив
. Руководствуясь этим принципом, следует учить детей жить интересами
коллектива, уметь сочетать личные интересы с общественными.

Принцип воспитания в труде. Выражает общую
направленность в работе профессионального училища, призванного готовить
квалифицированных рабочих для производства, обладающих как общими, так и
профессиональными компетенциями.

Принцип уважения к личности и
требовательности к ней
. Провозглашен был в  трудах педагога А.С. Макаренко.
Требовательность должна возрастать в прямой пропорции к росту уважения к
воспитаннику (соблюдение этого принципа обеспечивает духовный рост человека и
создает стимулы в воспитательной работе)

Принцип опоры на положительное в
человеке
.
Требует, чтобы к каждому обучающемуся подходили с оптимистической гипотезой, с
верой во все хорошие, что проявляется в его личности. Доверие к воспитаннику
создает основу для преодоления отрицательного, отвлекает его от плохих
привычек. Воспитатели в процессе своей работы проявляют объективность и
откровенность, обсуждая не только достижения, но и трудности и нерешенные
проблемы. Стимулируется деятельность воспитываемых в преодолении недостатков и,
главное устраняются причины, создающие эти недостатки.

Принцип доходчивости. Позволяет обеспечить
сознательное овладение идеями воспитания. Воспитанники стараются осуществлять
смысловое запоминание, проникая в сущность явления.

3. Индивидуальный подход к учащимся

Куратор- воспитатель  всегда имеет дело с конкретной
развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных
особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом
применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они
применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия
должны дополняться индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход в воспитании в коллективе и
через коллектив не противоречат друг другу. Индивидуальный подход
осуществляется в коллектив и с помощью коллектива, и в этом смысле
осуществляется органическое включение в общий воспитательный процесс.
Индивидуальный подход — это не приспособление воспитательного процесса к
индивидуальным особенностям и различиям обучающихся и следование за ними.

Задача индивидуального подхода заключается в том, что
максимально использовать возможности каждого ученика, его индивидуальные
особенности в целях наилучшей профессиональной подготовки и всестороннего
гармоничного развития. Индивидуальный подход предлагает чуткость воспитателя по
отношению к учащемуся, умением предвидеть последствия своих воздействий, выбора
и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее
соответствовали бы особенностям личности учащегося к состоянию, в котором он в
данное время находится. Тогда эти мероприятия будут давать максимальный эффект.
Для этого, во-первых, необходимо хорошо знать своих воспитанников, и. во —
вторых знать и учитывать причину, условия, которые повлияли на формирование и
проявление той или иной черты личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе с
учащимися ,в большинстве случаев связан с необходимостью преодоления у них
отрицательных качеств и недостатков в поведении  направлении на добрые дела, поэтому
способы индивидуального подхода нужно рассматривать, прежде всего, с этих
позиций, хотя индивидуального подхода требуют все учащиеся.

3.1 Характеристика поведения
подростков

Один из самых распространенных в подростковом возрасте
недостатков поведения -это упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении
действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном
противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям куратора. Часто
это вызвано перевозбуждением нервной системы, впечатлениями, переутомлением,
тяжелыми переживаниями. Склонность к упрямству зачастую объясняется стремлением
к самостоятельности и независимости, неумелым пониманием проявить свою волю. К
упрямству нередко приводит «педагогика запретов» — нельзя бегать, нельзя
шуметь, нельзя трогать, т.п. Наконец, упрямство иногда бывает своеобразной
формой протеста выражением его недовольства деспотическим, грубым и
необоснованным подавлением его развивающиеся самостоятельности и инициативы.
Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию — это,
прежде всего педагогический такт куратора, умением его разобраться в причинах,
понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения,
педагогическое терпение.

Другой путь — это внимание к способностям учащегося,
его интереса при одновременной требовательности к нему, активное включение в
коллективные формы деятельности. К другим распространенным недостатком поведения
подростков относятся: грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к
старшим. Чаще это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к
подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности,
принижением формировавшегося в этом возрасте чувства собственного достоинства —
назойливым контролем, придирчивостью, мелочной опекой. Грубость и дерзость
нередко являются ответом на несправедливое отношение к обучающемуся —
необоснованное обвинение во лжи, неблаговидном поступке, беспричинная
подозрительность. Грубость обучающегося нередко объясняется и тем, что многие
из них считают эти качества признаком взрослости, мужественности и стесняются
проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расцениваются как признаки
мягкотелости. Проявление грубости и дерзости обучающегося — это уже серьезный
сигнал куратору, который должен внимательно проанализировать свои действия как
воспитателя — наставника молодежи. Пересмотреть и, если нужно резко изменить
стиль своей работы, перешагнув через сложившиеся у него представления о
сущности воспитательной работы. Полезно посоветоваться с опытными коллегами. К подросткам
проявляющим грубость, дерзость ,особенно нужен индивидуальный подход. В первую
очередь необходимо установить причину такого поведения. Работа с таким учащимся
предлагает целенаправленную организацию из активности, инициативы, уважение их
достоинства, прав на определенную самостоятельность, но, ни в коем случае не
допустимы поблажки или снижение требовательности.

Нередко проявление и такого недостатка поведения -как
лживость, сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Наиболее
частой причиной лжи является боязнь, страх наказания. Типичны случаи лжи и как
своеобразного понимания товарищества, средства выгородить друга ,проявить
солидарность. Необходимо кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить
истинные причины лжи. Во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия,
взаимного уважения и требовательности. Тактично показывая всю неблаговидность
лжи, её взаимосвязь с трусостью, лицемерием. Весьма эффективным средством
борьбы с проявлением лжи является общественное мнение ученического коллектива.
Но здесь куратор и актив группы должны действовать только наверняка, обеспечить
осуждение поступка подавляющим большинством группы. В противном случае
результаты будут обратными.

Особую группу составляют учащиеся, поведение которых
характеризуется отсутствием желания и привычек к трудовому усилию — ленью. С
ленью нужно бороться беспощадно. Лучше всего и прежде всего, осуществляется в
коллективной трудовой деятельности в бригадах, в звеньях. Вместе с тем куратору
важно подмечать и поощрять проявляющиеся стремления к улучшению, побуждать в
ленивом учащемся потребность трудиться, развивать его интерес, приучать
находить радость и удовлетворение в достигнутом. Но главное — это сплоченный и
работоспособный коллектив группы. В таком коллективе, как правило, лодырей нет,
у них просто нет «питательной среды».

3.2 Методы индивидуального подхода

Процесс формирования привычных форм поведения,
отличается некоторым своеобразием, зависящим от типа нервной системы учащегося.

Для куратора-воспитателя далеко не безразлично, имеет
ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому, спокойному или слабому типу
нервной системы.

У подростков может быть безудержный,  холерический
темперамент,  живой (сангвинический темперамент),  спокойный (флегматический
(слабый), меланхолический темперамент. Принадлежность учащегося к одному из
этих типов определяет специфику воспитательных воздействий.

Для импульсивного, вспыльчивого неусидчивого учащегося
необходимы сдержанная, спокойная, но твердая требовательность. Представитель
слабого типа нервной системы робкий, застенчивый, неуверенный в себе и легко
травмируемый ученик — требует поддержки, подбадривания. В отношении этих
учащихся не следует прибегать к сильным мерам воздействия, суровым наказаниям,
резким оценкам. Различным должен быть и тон в обращении с ними, не следует как
правило, резко, эмоционально и сурово разговаривать с учащимися, склонными к быстрому
возбуждению, или очень заторможенным. У первых -это может вызвать
перевозбуждение, озлобление, взрыв», у вторых, наоборот полную
заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Куратору следует помнить,
что нужен оптимальный тон в отношении и тех, и других — спокойно —
доброжелательный. В целом индивидуальный подход предполагает внимательное,
доброжелательное отношение к каждому учащемуся, доверия к его нравственным
силам, потенциальным возможностям. В любых ситуациях и проявлениях перед учащимися
никогда не следует закрывать пути к исправлению, совершенствованию, улучшению.

 И наконец,  следует подчеркнуть хорошо известное
положение: индивидуальный подход предполагает умение воспитателя опираться в
воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого
учащегося, в частности, на его интересы и склонности любовь к спорту, чтению,
музыки, рисованию и т.д. ,на его здоровые нравственные тенденции (пусть при
неприемлемых формах их выражения), на доброжелательное отношение к товарищам,
даже на чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, поощряя
положительные поступки, воспитатель легче может добиться своей цели.

3.3 Работа с «трудными
подростками»

Особое место в индивидуальной воспитательной работы
куратора занимает работа с «трудными» учащимися.

Под трудными, педагогически запущенными учащимися
подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы
поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонарушения, не
выполняющие своих учебных и общественных обязанностей и часто не поддающихся
эффективным по отношению к другим учащимся формам и методам педагогического
воздействия.

Трудный подросток — результат неправильного
воспитания. Как правило куратору приходиться иметь дело с трудными подростками,
которые еще до техникума в школе имели определенные негативные отклонения в
поведении. Поэтому индивидуальная воспитательная работа с ними в большей
степени носит характер перевоспитания.

Работа с трудными учащимися начинается с момента
подачи ими заявление о поступлении в техникум. Профориентация в школах, 
внимательное изучение документов,  первое знакомство, предварительная беседа с
учащимися уже дает некоторое представление о них. Затем, в течении одного-двух
месяцев, более обстоятельно познакомившись с новыми учащимися, куратор должен
выявить тех, кто требует особенно глубоко индивидуальной работы. Это подростки,
совершившие ранее правонарушения и поставленные на учёт инспекцией по делам
несовершеннолетних, те, кто систематически нарушает учебную и трудовую
дисциплину, вступает в конфликт с учащимися и взрослыми. Также подростки,
приобщенные к алкоголю.

Самое главное условие успешной работы с педагогически
запущенными подростками — приобщение их к активной жизненной деятельности
ученического коллектива, опираясь на их сильные стороны и естественные
интересы. Это тем более важно, что трудный подросток, как правило, замкнут.
Нуждается в здоровом работоспособном коллективе, часто находится в изоляции
среди сверстников, не чувствует себя нужным и полезным в коллективе.

В работе с педагогическими запущенными подростками
недопустимо злоупотребление частыми индивидуальными беседами и излишними
морализованием. Всяческие формы и методы разъяснения и убеждению необходимы, но
это не основные средства перевоспитания.

Главное — организация образа жизни учащегося,
приобщение к общественно — полезной деятельности, формирование активного
отношения к жизни, к труду, к людям. Трудный подросток привык к наказаниям,
нотациям, плохим отношениям, поэтому, они часто не играют сколько-нибудь
значимой роли в работе с педагогически запущенными учащимися. В противоположность
этому хорошие отметки, поощрения, просто доброе слово, стимулирование
положительных дел и поступков всегда более эффективны в  обучении и воспитании.
Поэтому куратор , не снижая общего уровня требований и критериев оценки, должен
умело использовать политику оценок, оценочных суждений, поощрений и других
положительных форм воздействия в работе с трудными подростками. В работе с
трудными подростками необходима постепенность. Поэтому нельзя рассчитывать на
«молниеносное» к тому же всесторонние их исправление. В работе с
каждым учащимся нужно наметить главные её линии и этапы, по принципу перехода
от более простого к более сложному. Надо начинать с отдельных маленьких
поручений, успешное выполнение которых вызывает удовлетворение. Это зарождает
веру в свои возможности, способствует формированию необходимых для общественно
— полезных работ умений и навыков. Наращивая постепенно сложность,
ответственность поручений, представляя возможность проявить инициативу, умело
помогая, подбадривая, втягивая в общественную ответственность — так шаг за
шагом куратор оказывает воспитательное влияние на учащихся.

У большинства трудных подростков сложились
неправильные отношения с людьми, прежде всего со взрослыми. Это — прямое
отражение неверной позиции самих взрослых с малых лет жизни ребенка., а в
результате — недоверие к взрослым, неуважительное отношение, порой даже
враждебность. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно
обобщают и переносят на всех или многих людей вообще. Но эти особенности не
являются глубокими и устойчивыми, она скорее поверхностные. А по существу
любые, в том числе и трудные подростки, остро ощущают потребность в заботе,
тепле, ласке, только стесняются этого и скрывают такую потребность под личинкой
грубости и дерзости. Именно поэтому наряду с любыми другими формами
перевоспитания совершенно необходимо индивидуальное шефство над трудными
подростками.

Во-первых, шефство не должно и не может быть навязано
— оно должно быть абсолютно добровольным. Во-вторых, шефство должно
рассматриваться и пониматься как одна из ответственных общественных
обязанностей. В-третьих, шефом может быть лишь тот, кто искренне расположен к
ребятам, кто понимает их и сумеет установить с ними дружеский контакт. В-четвертых,
индивидуальное шефство не эпизод, а длительные, может быть, многолетние
отношения между двумя людьми. В-пятых, самые лучшие шефы над подростками — как
правило, молодые люди. В шефской работе привлекаются молодые преподаватели.

Отсутствие развитых духовных потребностей и интересов
проявляются и в отношении трудных учащихся к учению. Большинство таких
подростков учиться плохо. И происходит это по всему не от каких-то врожденных
недостатков их умственного развития. Низкий культурный уровень семей
большинства таких учащихся не обеспечивает воспитания должной познавательной
направленности и активности. Это сказывается на их отношении к учению уже в
начальной школе: им неинтересно учиться. При отсутствии индивидуальной работы
познавательные интересы деформируются, не обеспечивается умственное развитие в
процессе обучения, ребёнок не овладевает соответствующими мыслительными
операциями, не учиться и не умеет учиться. Успеваемость длительное время
остается низкой или плохой, падают стимулы к учению, теряется вера в свои
способности и возможности. Неуспеваемость становиться хронической.

Всё это проявляется в учебной деятельности таких
учащихся и в техникуме. Если к производственному обучению многие из них
относятся с интересом, то к теоретическим предметам профессионально —
технического цикла интерес уже значительно ниже, и то отношение к
общеобразовательным дисциплинам он отсутствует почти полностью. Исправить
положение может только активизация учащихся на всех занятиях, обучение приёмами
умственной деятельности, воспитание умений логически мыслить, постоянное
развитие познавательной самостоятельности. Куратору нужно умело использовать
повышенный интерес таких учащихся к производственному обучению,
производительному труду, показывая важность теоретических познаний, требуя
применения на практике знаний, полученных на уроках теории, сталкивая учащихся
с необходимостью глубокого теоретического обоснования выполняемых трудовых
действий. Большое значение имеет привлечение учащихся в технические кружки,
приобщение к рационализации, изобретательству.

4. Правовое воспитание

В широкую сферу нравственного воспитания трудных
подростков включается и правовое воспитание. Для таких учащихся особое значение
имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося
не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива.
Проводить правовой всеобуч учащихся:  проведение бесед, классных часов по
разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся, разъяснение
учащимся ответственности за ведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о
неподобающим поведении вблизи железных дорог; проведение тематических бесед и
лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву; изучение
государственных и международных документов о правах человека, о положении в
обществе и правах ребенка.

Большую роль играет проведение классных часов по
данным темам.

Большинство правонарушений и преступлений совершаются
несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения,  поэтому куратор должен
уделять самое серьезное внимание борьбе с этими тяжёлым пороком. Главное
средство и условие предупреждения алкоголизма у подростков — высокий уровень
воспитательной работы с ними. Всесторонне развитие их духовных потребностей и
интересов, организация их содержательного досуга, разъяснение вреда алкоголя, курения,
наркотиков для здоровья человека, прежде всего для его нервной системы и
психики, а также для будущей жизни и потомства.

6. Заключение

До сих пор речь шла об индивидуальном подходе к воспитанию
как средству предупреждения и устранения определенных негативных качеств
отдельных учащихся. Вместе с тем, индивидуального подхода в воспитательной
работе с группой требует все учащееся, ибо каждый учащийся — это личность с
присущими только ей индивидуальными качествами. Индивидуальный подход куратора
к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах: -это
оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в
выборе кружков, секции,

— индивидуальные беседы на различные житейские темы и
т.п.

Главное во всех индивидуальных контактах куратора с
учащимися — постоянное развитие их положительных нравственных качеств.
Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию
мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания
и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт
положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться
разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную
сферу, а самое главное: чтобы быть услышанным, нужно говорить, но еще важней
учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, понимая душу подростка, а
понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно ,а рядом. И только
тогда можно добиваться положительных результатов.

Список использованной литературы

1.»Педагогика». П. Баранов

2. Ежемесячный журнал «Профессиональное образование»
№7,2014г

Текущая страница: 14 (всего у книги 53 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Принципы и закономерности педагогического процесса

В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой, всякой иной деятельностью детей. Принципы обучения и воспитания относятся к группе собственно педагогических закономерностей. Они возникают и действуют в рамках учебно-воспитательного процесса, определяют исходные позиции педагогического мастерства и искусства. Строгое следование педагогическим принципам активно способствует снятию и разрешению воспитательных противоречий, обеспечивает безболезненное вхождение каждого ребенка в систему коллективных отношений и усвоение им социального опыта.

Педагог как носитель педагогической деятельности направляет свои усилия на управление учебно-воспитательным процессом, организацию отношений и детской жизни. Вместе с тем он руководит познавательной, трудовой, творческой, игровой и иной деятельностью и самодеятельностью детей. В соответствии с этим произведена классификация. Первая группа принципов общей организации учебно-воспитательного процесса определяется единством воспитания и общественной жизни. Они включают в себя философские, политические, нравственные установки общества, отражают коренные устои его образа жизни. Вторая группа принципов обусловлена особенностями возрастного развития детей, их познавательной, трудовой и иной деятельности. Эти принципы широко опираются на данные смежных с педагогикой наук: анатомии, физиологии, психологии, медицины и гигиены.

Рассмотрим содержательно первую группу принципов организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса. В нем выражено требование организации учебно-воспитательной работы в целях всестороннего развития каждого ребенка, подготовки всех к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве. Целевая направленность содержания и организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения учащихся, определению настроения, состояния чувств, воли и стремлений школьников. В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте. Каждый факт, процесс, явление жизни природы и общества необходимо анализировать в развитии, в тесном единстве и взаимосвязи с другими природными и общественными процессами, фактами, явлениями, в их противоречивой сущности.

Важным принципом педагогического процесса является осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности. Целостность учебно-воспитательного процесса проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формирующимся мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к учению, к труду, к природе, к самому себе, к другим людям. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации и результатов воспитания и обучения, находит свое воплощение прежде всего в межпредметных связях. Предметные программы, благодаря межпредметным связям, воспроизводят в сознании ребенка единую картину мира, тесного и органичного взаимодействия явлений природы и общества. Комплексность содержания воспитательного процесса осуществляется в программе воспитательной работы, вобравшей в себя все основные виды детской деятельности. Они взаимосвязаны между собой, переходят одна в другую. Так, игровая деятельность стимулирует и учебную, и трудовую, и организационную, и бытовую. Трудно представить учебную деятельность школьников вне связи с трудовой и общественно полезной, а трудовую – в изоляции от учебной или от бытовой. Поскольку нравственной и эстетической деятельности в чистом виде не существует, все другие виды деятельности детей имеют нравственный и эстетический аспекты. Принцип комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу отражает объективное требование органического единства обучения, воспитания и жизни.

Большую роль в организации педагогического процесса играет принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью. Практически он реализуется посредством связи содержания воспитания и образования с процессами перестройки, экономической реформой, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами. Эта связь осуществляется наиболее интенсивно, когда в формах обучения используются элементы форм и методов организации общественной деятельности и труда. Так, изучение трудовых процессов наряду с уроком может осуществляться в сельскохозяйственных производственных или строительных бригадах. Знакомство с современной наукой может быть осуществлено в научных лабораториях. Методы научного познания используются в учебном процессе. Связи с жизнью реализуются школой и в процессе воспитания. Сила, формирующая сущность человека, находится не вне его и не стоит над ним, а возникает в нем самом в процессе обновления устаревших обстоятельств, созидания современных. Педагогика в условиях перестройки не просто готовит детей к жизни, но формирует людей мыслящих, умеющих вскрывать и преодолевать противоречия, способных бороться со старым и отживающим, имеющих мужество утверждать передовое, новое, прогрессивное.

Принцип целостного и гармоничного интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности в процессе обучения и воспитания предполагает одновременно ее развитие как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней сущностных сил, задатков, физических и духовных возможностей. Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться и окрепнуть внутренним силам личности, внутреннему духовно-нравственному человеку с его убеждениями и природными силами. Гармоничное и всестороннее проявление всех сущностных сил вселяет уверенность, помогает найти свое место в жизни, определить профессию, отстаивать свои убеждения.

Одним из фундаментальных принципов организации учебно-воспитательного процесса в светской школе является обучение и воспитание детей в коллективе. Это предполагает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. Гуманистический принцип воспитания в коллективе имеет глубокое социально-политическое, идеологическое и психолого-педагогическое обоснование. Подготовка ребенка к жизни в обществе необходимо требует накопления опыта жизни, труда и активной общественной деятельности в трудовом коллективе. Общественная, кооперативная собственность на орудия и средства производства, жизнь в условиях самостоятельных трудовых коллективов вызывает необходимость глубокого освоения коллективизма. Необходимо овладение навыками коллективистических отношений: солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимотребовательности. Коллективные формы воспитания и обучения в сочетании с групповыми и индивидуальными позволяют одновременно оказывать влияние на массы людей и на каждого ребенка в отдельности.

Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.

Принципом организации учебно-воспитательного процесса является положение о сочетании руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании. Педагогическое руководство преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс. В этом выражается общественная ответственность взрослых перед детьми. С помощью руководства осуществляется введение детей в общественную жизнь. Сложность и тонкость педагогического руководства состоят в том, чтобы не плестись в хвосте детских капризов и не подавлять спонтанно проявляющиеся внутренние стимулы. Педагогическое руководство призвано умело подсказывать, поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде. Самодеятельность и инициатива являются не только средством организации детской жизни. Они развиваются в такие черты характера человека, как предприимчивость и ответственность. Сочетание педагогического руководства с развитием самодеятельности, инициативы и творчества детей обеспечивает педагогический успех в учебной работе, во взаимодействии с детскими и юношескими общественными организациями, в развитии школьного и ученического самоуправления, в соревновании, самообслуживании, производительном и общественно полезном труде.

Принципом организации учебно-воспитательного процесса является идея эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у детей эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Реализация принципа эстетизации жизни детей осуществляется в первую очередь в учебном процессе. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Таковы основные принципы организации учебно-воспитательного процесса. Вторая группа принципов касается непосредственного руководства познавательной, трудовой, общественной, эстетической, игровой деятельностью детей, их самодеятельностью в процессе обучения и воспитания.

Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно-волевому, действенно-практическому, эстетическому, физическому развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного обучения и воспитания. Конечно, становление природных сил ребенка происходит и в процессе их повседневного вовлечения в жизненно необходимую деятельность. Но наиболее эффективного развития интеллектуальные, эмоциональные, физические силы человека достигают в результате целенаправленного обучения и воспитания. Практическое педагогическое значение этого научного положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания в развитии сущностных сил и дарований ребенка требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов.

Принцип сочетания в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу. Овладение жизненным опытом всегда было, есть и будет для детей серьезным трудом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого самостимулирования, самопреодоления и самоограничения. Вопрос не в том, надо ли организовывать детское развитие как преодоление препятствий и труд, а в том, как сделать этот труд желанным и радостным. Решение проблемы достигается путем включения в детскую деятельность стимулов: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоническом сочетании с пробуждением у них многостороннего интереса. Интерес ребенка к делу появляется как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и привлечения новизной дела, так и благодаря развитию внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения.

Принцип оптимизации (Ю. К. Бабанский) постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, всякой иной деятельности в соответствие с целями учебно-воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы обучения и воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависят от уровня развития науки, характера общественных отношений и возрастных возможностей детей. Задача педагогики состоит в том, чтобы в свете новых общественных требований к воспитанию и обучению детей проанализировать историческое методическое наследие, органически включить в сложившуюся систему методов новые, новаторские методы и приемы. Повышение эффективности педагогического процесса требует, чтобы новые методы соответствовали и отвечали целям учебно-воспитательной работы, богатому и разнообразному содержанию образования, а также конкретной психолого-педагогической ситуации. В целостной методической системе мастерства педагогического труда учитывается уровень общего развития воспитанников, состояние мотивов и стимулов их поведения, разнообразие способностей, интересов, уровень воспитанности. В этом случае методическая система приходит в соответствие с реальными возможностями детей и дает нормальный педагогический эффект: обогащает детей знаниями, способствует их нравственно-интеллектуальному развитию.

Принцип сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления: эмпирического и абстрактного с его разновидностями (формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, а также образно-эмоционального). Ребенку предстоит соприкоснуться в жизни не только с наукой, техникой, искусством. Она будет наполнена и дружеским общением, и бытовым трудом, и взаимодействием с природой. Дети готовятся к богатому и многостороннему общению на разных уровнях с помощью различных типов мышления. В разнообразной практической деятельности, в общении с природой и сверстниками ребенок получает наибольшее удовлетворение, прибегая к услугам эмпирического мышления. Общение с искусством, глубокое проникновение в ткань художественного произведения требуют от него развитости образно-эмоционального мышления. Решению его жизненно-практических или нравственно-правовых проблем содействуют умения и навыки формально-логического мышления. В процессе жизненного и научного познания дети постоянно пользуются абстрагированием. Изучение целостных явлений природы и общества во всей их сложности и противоречивости приводит их к необходимости овладения диалектическим мышлением. Все типы мышления не являются взаимоисключающими, гармонически дополняют друг друга. Овладение в ходе обучения и воспитания разнообразными типами мышления вооружает детей всем арсеналом средств разностороннего познания мира, духовно богатого общения и творческой деятельности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы. В процессе обучения и воспитания постоянно возникает необходимость учета как общевозрастных, так и сензитивных периодов развития детей, особенности формирования их общечеловеческих и индивидуальных задатков. Различие возрастных периодов в самой общей форме заключается в обращенности младшего школьника к внешнему миру в целях накопления необходимого жизненного опыта; в активизации внимания подростка к самому себе, своему внутреннему миру и осмыслению своего места в обществе; в настойчивом самоутверждении юношей своей индивидуальности. Обучение и воспитание призваны помочь детям на разных этапах их становления обеспечить формирование неповторимой активно-творческой индивидуальности. Индивидуальность представляет собой своеобразие личности, неповторимость проявления ее способностей и дарований в выборе деятельности и в манере исполнения. Учет возрастных индивидуальных особенностей, сензитивных периодов развития детей в обучении и воспитании обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, при сущего человеку.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании. Систематичностью усвоения научных и идейно-нравственных знаний, умений, навыков во многом обусловлена эффективность их практического применения. Принцип систематичности и последовательности в обучении и воспитании является отражением структурно-системного подхода в науке. В соответствии с таким подходом весь материал, подлежащий изучению, необходимо представить в обоснованной структуре, системе и последовательности. Суть системности в педагогическом процессе состоит также в четкости структуры каждого звена системы: занятия, организованного вида деятельности, мероприятия.

Принцип наглядности. Какой бы степени развития логического мышления ни достигли учащиеся, наглядность всегда будет важнейшим средством их обучения. Основания к этому заложены в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Человек мыслит одновременно понятиями и образами. И понятие, и образ суть мыслительные обобщения. Современная педагогическая теория выводит наглядность на уровень самостоятельного мыслительного процесса; углубленного анализа как равноправного с понятием обобщения.

Такой подход ориентирует педагога не только на использование наглядности как средства иллюстрации, но и на самостоятельную работу с образом, особенно художественным, как источником информации, содержащим в себе и общее, и единичное, особенное, индивидуальное. Такая работа с наглядностью обостряет внимание учащихся, развивает аналитичность мышления, умение достигать образного выражения разнообразных технических и общественных задач.

Принцип доступности. Его значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необходимо знать особенности школьников: их образовательный уровень, степень воспитанности, характер их жизненного опыта, уровень их развития. В зависимости от этого он осуществляет подбор содержания обучения и воспитания, определяет структуру построения, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления. В изложении материала, в целях обеспечения его доступности детям, возможны два пути: от абстрактного к конкретному (от изложения общих положений к конкретному рассмотрению в практическом фактическом материале) и от конкретного примера, факта, образа к обобщениям абстрактного уровня. Рекомендуются также пути от известного к неизвестному, от изложения материала знакомого, близкого детям, к незнакомому, который легко присоединяется к имеющемуся багажу знаний. Хороший педагогический эффект дает выполнение и такого правила, как движение от простого к сложному, от близкого к далекому. Постоянное движение вперед, нарастание сложности в усвоении материала позволяют поддерживать высокую степень активности и глубокую сознательность учащихся.

Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков имеет принципиально важное воспитательное значение. Знание фактов, их правильная оценка, умение их анализировать и использовать в жизни составляет существенную основу структуры личности. Знания в современных условиях приобретаются детьми не только через педагогически организованные формы, но и из средств массовой информации. Это требует от учащихся серьезных самостоятельных умений по отбору фактов, их анализу, усвоению и оценке. Самостоятельная работа школьников над учебным материалом – один из важнейших факторов прочности знаний. То, что самостоятельно переработано, наиболее прочно оседает в сознании и имеет тенденцию переходить в убеждения. Для упрочения знаний в памяти важное значение имеет их практическое применение в самых разнообразных формах: обсуждениях и дискуссиях, в доказательных и аргументированных самостоятельных выступлениях и рефератах. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности. Важное значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала.

Таким образом, принципы учебно-воспитательного процесса являются его закономерностями, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями. Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция atlant xm 4423 000 n
  • Сборник должностных инструкций работников медицинских организаций
  • Утепление мансардного этажа изнутри своими руками пошаговая инструкция
  • Мануал на сеат толедо
  • Азеластин спрей для носа цена инструкция по применению цена аналоги