Сообщить информацию имеющую практическое значение дать указания инструкции задача

Функциональные стили русского языка. Их виды. Функциональные стили речи

 Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Виды функциональных стилей речи

В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

 Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, в этом состоит его главное отличие от разговорного и публицистического стилей.

Особенности художественного стиля

Художественный стиль речи, как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Что бы понять особенности художественного способа познания действительности, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющем характерные черты научной речи.

Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, объективного, логико-понятийного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и пере воссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.

В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи — как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует своё прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной — образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…» Варианты авторского порядка слов — разнообразны, подчинены общему замыслу. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

Характеристика публицистического стиля.

Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

  • обладают ярко выраженным субъективным началом;

  • воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром — информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью — полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр — проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждние — от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное — от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель — воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка — изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс—интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

Разговорный стиль.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог. Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников — все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания, упрощать его форму.

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

6. Особенности научного стиля. Его подтипы.

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

7. История формирования делового стиля.

Поскольку деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, совершенно необходимо рассмотреть ряд его специфических черт.

Официально-деловой стиль выделился прежде других письменных стилей благодаря тому, что обслуживал важнейшие сферы государственной жизни:

внешние отношения, закрепление частной собственности и торговлю. Необходимость письменного закрепления договоров, законов, записей долгов, оформления передачи наследства начала формировать особый «язык», который, претерпев множество изменений, сохраняет свои основные отличительные черты.

Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» – оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. После «Русской правды» древнейшим документом считается «Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года».

Заканчиваются грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью.

С XV в. сведение о том, кто писал текст, становится нормой, а с ХУП–ХУШ вв. – обязательным реквизитом делового письма. Государственно-приказный язык ХУ–ХУП вв. при всей лексической пестроте – это более нормированный, эталонный язык, чем живая разговорная речь. Он вводит в обиход ряд приказных формул, становящихся штампами и канцеляризмами (взять на поруки, сия дана в том, дать очную ставку, отдать под суд, учинить расправу и т.п.).

Документов становилось все больше. Обширное делопроизводство допетровской Руси потребовало выработки единых подходов к оформлению и обработке документов. Процесс унификации языка документов, начавшийся еще в Киевской Руси, получил свое дальнейшее развитие.

А в «Генеральном регламенте» петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. «Генеральные формуляры», т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной, живой речи, в нее проникает огромное количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и т.п.) и терминов.

В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности – стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определенный набор реквизитов,

Принятие в 1811 г. «Общего учреждения министерств» закрепляет в качестве государственной формы процесс унификации языка деловых бумаг. Активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально–логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие (превалирование именительного и родительного падежей), стандартизация.

В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности.

В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. Были разработаны новые правила ведения служебной документации: в 1918 г. введена единая форма бланков делового письма. В 20-е годы началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появляются трафаретные тексты.

Новую эпоху в процессе стандартизации открыла машинная обработка и компьютеризация делопроизводства.

Выбор и закрепление в практике одного языкового варианта из нескольких возможных оправдано экономически, диктуется требованиями все усложняющейся экономической и социально–политической жизни общества, техническим прогрессом. Использование устойчивых формул, принятых сокращений, единообразного расположения материала, оформления документа характерно для типовых и трафаретных писем, анкет, таблиц, текстов–аналогов и т.п., позволяет кодировать информацию, закрепляя определенные языковые средства за типовой ситуацией. Особой стандартизации подвергаются так называемые тексты–ана­логи, бланки, формуляры, в которых трафарет имеет вид формализованного текста.

Процесс создания трафаретных текстов заключается в выделении для группы однотипных текстов постоянных частей, содержащих заранее известную информацию, и пробелов для вписывания меняющихся сведений.

«Бланк – это своего рода идеальная основа деловой бумаги, в заполненном виде это тот эталон, к которому она стремится и которого достигает. В бланке жесткость формы сводит к нулю все возможности нескольких толкований», – справедливо замечает П.В. Веселов, один из крупнейших специалистов в области документной лингвистики.

Стандартизация языка документов выработала особые типы текстовой организации: трафарет, анкета, таблица.

Анкета представляет собой свернутый текст в виде номинаций родовидового соответствия. Таблица представляет собой еще более емкую организацию документа: постоянная информация размещена в заголовках граф и боковика (заголовков строк), а переменная – в ячейках таблицы.

Основные черты официально-делового стиля.

Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся: 1) точность, исключающая возможность инотолкований; 2) языковой стандарт. Эти черты находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.

9. Классификация документов личного характера.

Личные документы— это официальные документы, удостоверяющие личность их владельца, его права, обязанности и общественное положение, содержащие биографические и другие сведения о нем. Документы личного происхождения включают личную переписку, воспоминания личного характера, дневники. Они создаются в частной жизни человека, вне сферы служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.

Виды личных документов

В случае персонального обращения с просьбами, жалобами, ходатайствами и т.п. к руководству предприятия или организации составляются документы личного характера, автором документа является его составитель. К таким документам относятся:

  • резюме;

  • автобиография;

  • заявление;

  • расписка;

  • доверенность (личная).

Текст их может быть произвольным и составляется самим автором, но реквизиты: наименование вида документа, дата, подпись должны быть обязательно в любом из этих документов.

10. Заявление. Составить заявление

Заявление — это официальное сообщение в письменной (иногда в устной) форме.      Заявление содержит чаще всего предложение, жалобу или просьбу какого-либо человека, адресованные или организации, или должностному лицу.      Заявление включает:      1. Наименование адресата, которому направляется заявление.      2. Фамилию, имя, отчество, должность или адрес автора заявления.      3. Наименование документа.      4. Точное изложение просьбы, предложения.      5. Опись прилагаемых к заявлению документов.      6. Дата, подпись.      В заявлении используется, как правило, официально-деловая лексика, в некоторых заявлениях допускается употребление и публицистической лексики (например, заявление о приеме в ряды партии).

Вариант написания заявления.

Директору педагогического училища

учащегося III курса Петрова Николая Ивановича

Заявление.

 В связи с переездом на новое местожительство прошу Вас освободить меня от занятий на 5 дней.

21.01.2019 _______________Н.И. Петров

Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »

Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в  ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с  их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная  монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой

Научный

Публицистический

Язык художественной литературы

-1

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)

  Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба…                                                                                                                                                                                                      Н.В. Гоголь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.

Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

  …Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой.    / Д.С.Лихачёв/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний, приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.

Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн

По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.

План стилистического анализа текста

Экстралингвистический анализ текста.

Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.

Вид речи (монолог, диалог, полилог).

Форма речи (устная или письменная).

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Сфера применения функциональной разновидности языка.

Лингвистический анализ текста.

Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.

Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.

Особенности синтаксических средств  и их стилистическая роль.

Средства создания образности и экспрессивности текста.

Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)

III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.

Контрольная работа по теме «Стили речи»

1.Перечислите функциональные стили речи:

2.Найдите соответствия между столбцами таблицы, озаглавьте столбец, впишите недостающие понятия.

Общение, обычно на бытовые темы

Научный

Закон, указ, справка, характеристика

Воздействие на читателей или слушателей по общественно значимой теме

3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, подчеркните его.

  • Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность –

  • Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность –

  • Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов –

  • Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций –

  • Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность –

4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.

1. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.

(Н.Сладков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Многие из нас говорят «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учебой, жизнью.

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное- беречь Родину. Беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В 1909 году С.Аррениус впервые подчеркнул огромную роль углекислого газа как регулятора температуры приповерхностных слоев воздуха. Углекислота свободно пропускает солнечные лучи к земной поверхности, но поглощает большую часть теплового излучения Земли. Она является колоссальным экраном, препятствующим охлаждению нашей планеты. Сейчас содержание в атмосфере углекислого газа не превышает 0,03%. Если эта цифра уменьшится вдвое, то средние годовые температуры в умеренных поясах снизятся на 4-5 градусов по Цельсию, что может привести к началу ледникового периода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Директору музыкальной школы №10

Петрову С.И. ученика 5 класса

Смирнова Петра, проживающего по

адресу: г.Ковров, ул.Зеленая,5-6

заявление.

Прошу разрешить мне, Смирнову Петру, ученику 5 класса, перенести занятия с первой смены на вторую половину дня со второй четверти 2011 г.

24.10.2011 г. Смирнов Петр.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Стили речи»

Задание: определите стили текстов

ТЕКСТ 1

1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 2

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 3

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

(В.Сухомлинский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 4

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 5

1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 6

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

ТЕКСТ 7

1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ

1.Публицистический

2.Официально-деловой

3.Публицистический

4.Художественный

5.Научный

6.Публицистический

7.Разговорный

Подробное описание

Функциональные стили речи

В соответствии с функциями, которые выполняет язык, выделяют 5 стилей речи: научный, разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный стиль.

Схема описания стилей:

  1. Сфера приминения.
  2. Тема, содержание.
  3. Цели, задачи.
  4. Подстили.
  5. Жанры подстилей.
  6. Основные стиелвые черты.
  7. Оновные языковые особенности (лексика, грамматика, синтаксис).

Краткое описание стилей.

Разговорный стиль.

  • Сфера применения: разгорно-бытовая.
  • Цели: общение, обмен, впечатлениями, мыслями.
  • Основные стилевые черты: непринужденность, спонтанность, эмоциональность, прерывистость и непоследовательность речи, непосредственность (ситуативность).

Официально-деловой стиль.

  • Сфера применения: административно-правовая.
  • Цели: сообщение информации, имеющей практическое значение, указаний, инструкций.
  • Основные стилевые черты: стандартность, шаблонность, точность, сжатость, безэмоциональность, логичность, структуированность изложения.

Научный стиль.

  • Сфера применения: научная.
  • Цели: сообщить научную информацию, объяснить ее.
  • Основные стилевые черты: логичность, конкретность, объективность, точность, информационная насыщенность, обобщенно-отвлеченный характер информации, безобразность.

Публицистический стиль.

  • Сфера применения: общественно-политическая.
  • Цели: воздейстие на аудиторию.
  • Основные стилевые черты: доступность, эмоциональность, информативность, призывность, сочетание книжных и разговорных средств языка, оценочность.

Художественный стиль.

  • Сфера применения: произведения художественной литературы.
  • Цели: воздействие на чувства и мыссли читателя.
  • Основные стилевые черты: художественная образность, эмоциональность, индивидуально- автроский стиль, совмещение средств всех стилей и разговорной речи.

Светило науки — 193 ответа — 0 раз оказано помощи

P.S ответы буду дополнять

Ответ:

1. В официально-деловом стиле могут употребляться:

•Работодатель

•Истец

•Квартира

•Квартиросъемщик

•Нижепоименнованый

2. Стилеобразующие факторы ОДС:

•Официальность обстановки общения

•Форма речи(Устная—письменная)

•Характер общающаихся: косвенный

Стилеобразующие черты ОДС:

•Точность изложения

•Детальность, исчерпанность изложения

•Стандартизированность изложения

3. Основная функция официально-делового стиля – предписывающе-информационная

4. Административно-правовая деятельность

5. Фольклор — это народная мудрость. Получается, что написано народный народная мудрость — ошибка. Слово «Народный» надо убрать

6. «Благодаря» может употребляться в положительном смысле. Замени на «Из-за»

7. Слово «Кампания» написана с ошибкой

Компания — коллектив

Кампания — цикл мероприятий для достижения цели

Слово «Асортимент» написано с ошибкой, исправь на «Ассортимент»

8.

•Прошу зарегистрировать

•По признакам преступлнения

•О преступлении

•Возбудить уголовное дело

9. Официально-деловой жанр


4

Спиши рассказ вставляя пропущенные буквы обозначь приставки подчеркни предлоги

1 ответ:



0



0

Шел восьмой час, когда ученик вышел(вы-приставка) из(предлог) дома, сошел(со-приставка) с(предлог) крыльца,пошел(по-приставка) по(предлог) двору, зашел(за-приставка) в(предлог) ворота, подошел(по-приставка)

к(предлог) газетному ларьку, отошел(ото-приставка) от(предлог) ларька,

дошел(до-приставка) до(предлог) трамвайной остановки,

вошел(во-приставка) в(предлог) трамвай и трамвай ушел(у-приставка) .

Читайте также

Деловой стиль — один из книжных стилей речи. Используется в сфере деловых и служебных отношений, а так же различных деловых бумагах (объявлениях,отчётах, справках и т.д.). Его задача — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания (инструкции), как выполнять то или иное дело. Другое название стиля — официально-деловой. Его особенности:
Абстрактная лексика + нейтральные слова, стандартизированные обороты, слова в прямом значении, специальные термины, сложные предложения, а так же простые, но при том осложнённые причастными/деепричастными оборотами и однородными членами.

Бабушки, от подруги к 1 и ко второму

В парке на берегу речки стоит беседка. На крыше беседки на длинном шпиле вертится флюгер. В беседке на досках скамейки хорошо посидеть при жаркой погоде-в июне,в июле и в августе. От речки исходит много свежести. Название текста беседка.
На ветке березки сидят две вороны. Они следят за своим вороненком. Птенец ходит по дорожке и по травке. В этом возрасте воронята еще не готовы к полетам. Родителям надо оберегать птенчиков

ЧЕРНЫЙ- прил. (какой?)
Н. ф. — чёрный.<span> И. п., ед. ч., м. р.</span>

Название для этого текста «Дятел»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Создание текста-инструкции

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

— познакомить с понятием «деловой стиль”, с особенностями этого
стиля;

— воспитывать внимательное отношение к слову;

— формирование внутригрупповой коммуникации;

— воспитание культуры здоровья.

Задачи: развитие речи учащихся; формирование чувства уважения и любви к
родному языку и культуре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: выборочное чтение сочинений по желанию.

(Художественный стиль, описание).

3. Повторение.

— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы и познакомимся поближе
с деловым стилем.

Но перед этим давайте повторимчто такое стиль языка?

(Стиль – это разновидность языка, которая обслуживает
какую-либо сторону общественной жизни, выполняет определённую функцию, отсюда
его название как функционального).

— По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

— На сегодняшнем уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.
Уже в названии стиля есть ответ на вопрос о том, где используется деловой
стиль, какова сфера его употребления. Это официальная обстановка, деловые
отношения. В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с необходимостью
составления деловых бумаг разного рода. Однако, обратите внимание на тот факт,
что деловая бумага и документ это не совсем одно и то же. 

Запись. Документ – это вид деловой бумаги, подтверждающей какой-либо факт
или право на что-либо.

— С какими видами деловых бумаг мы знакомы с уроков риторики.
(Объявление, заявление). Сегодня мы узнаем другие виды деловых бумаг и обратим
внимание на языковые особенности, которые необходимо учитывать при их
составлении.

4. Изучение нового материала. Работа в группах: исследование и
обработка теоретической информации учебника.

Задание: заполнить карточку-подсказку «Официально-деловой стиль” и
представить собранную информацию.

Сфера употребления

Задача автора

Языковые средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое расположение
текста на странице; употребление дат, географических названий, цифрового
материала.

2.
Точность, однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Сегодня мы с вами рассмотрим один из жанров делового стиля –
инструкцию. Что такое инструкция?

Запись. Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок
и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста с обоснованием
ответа.

— Определите задачу автора.

— Отметьте языковые особенности.

— Сделайте вывод о стиле данного текста.

— Прокомментируйте указанные орфограммы.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Участвуй в вакцинации.

(Учащимися называется информационная, с практическими
рекомендациями, задача автора, анализируются языковые средства и делается вывод
о принадлежности данного текста к деловому стилю).

Работа в группах: анализ текстов раздаточного материала с последующим выступлением
представителей групп.

1 группе. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

1Закрыть глаза на две секунды, открыть.
Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке.
Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца.
Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой
руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый
предмет. Повторить.

2 группе. Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь
трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой,
не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они
частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без
консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 группе. Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные вам грибы.

2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой,
чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых грибов.

5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте
грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.

5. Закрепление нового материала. Создание текста инструкции по
аналогии.

Задание: составить для малышей памятку «Правила эвакуации
из здания школы при пожаре”.

Возможный вариант:

1. Во время звукового сигнала «Тревога” организованно выйдите
из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники спуститесь на первый этаж по
указанному направлению.

3. Через запасной выход покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, пересчитайте одноклассников
и ждите помощи.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Что нового о стилях мы узнали на уроке?

— Какой стиль мы называем деловым?

— Какова сфера его употребления?

— Каково назначение инструкций?

— Какая тема объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих
близких и окружающих!

7. Домашнее задание. Памятка пешеходу о ПДД «Как
правильно переходить улицу”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Panasonic air conditioner пульт инструкция по применению
  • Валерианы корневища с корнями инструкция по применению в пакетиках
  • Как получить обратную связь от руководства
  • Жигули из лего инструкция своими руками
  • Доктор мом пастилки от кашля инструкция с какого возраста