Составление краткосрочных планов относится к руководству или лидерству

Между лидером и начальником, казалось бы, много общего: и тот и другой управляют людьми, достигают результата усилиями команды. Но если погрузиться в детали, то можно обнаружить и ряд отличий.  

Говоря о начальнике, мы обычно подразумеваем человека, который наделен большими полномочиями, занимает руководящую должность и имеет в подчинении персонал.

Понятие лидера намного глубже. Сам термин скорее психологический: лидер — человек, который завоевал признание в какой-то группе, команде или компании и пользуется большим авторитетом. Он обладает влиянием, поэтому окружающие прислушиваются к нему.

Начальник скорее номинальный термин, который зачастую несет завуалированный негативный смысл. Ведь можно быть начальником, но не иметь авторитета у подчиненных. По сути, начальник — это менеджер, который должен эффективно распоряжаться ресурсами. Но не у каждого это получается.

Мы постарались собрать максимум отличий с учетом мнения бизнесменов, психологов и исследователей природы лидерства. Обращайте внимание на те критерии, что вам ближе, и решайте сами, какие личностные качества и навыки вам стоит подтянуть.

Обучать сотрудников или работать с теми, кто есть

Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев считает, что задача хорошего лидера — выращивать сотрудников. Он развивает подчиненных, потому что относится к ним как к основному капиталу компании. И ценность менеджера как раз в том, чтобы вырастить как можно больше профессионалов. Это качество лидера.

Минус такого подхода в том, что выращенные сотрудники обычно хотят больше денег. И это логично, ведь у них появляется больше навыков. Поэтому нельзя игнорировать ситуации, когда лидер выращивает людей, тратит на них ресурсы компании, а затем они увольняются и уходят к конкурентам.

Основатель и генеральный директор FastTrack Христо Попов в своей колонке в Forbes отмечает, что корпоративное образование переоценено, и рекомендует искать людей, которые смогут управлять тем, что есть, не стремясь развивать сотрудников, а используя их как бизнес-единицу с понятными возможностями и стоимостью. Так действуют начальники.

Рисковать или избегать ошибок

Основатель и генеральный директор JotForm Танк Айтекин уверен, что одно из главных качеств лидера — это умение рисковать. В ситуации, когда простой начальник откажется от идеи из-за неуверенности в результате, лидер, наоборот, рискнет и продемонстрирует прорыв. Важно понимать, что речь идет об осознанном риске, а не о бессмысленных поступках.

Позитивно о рисках говорит американский финансист и миллиардер Рэй Далио в книге «Принципы. Жизнь и работа». Но при этом напоминает, что важно помнить о возможности провала — одна его ошибка стоила больше $ 100 000, на тот момент это были почти все его деньги.

compass

Лидер рискует, но осознанно. И готов принять ответственность за произошедшее, сделать выводы. Начальник не готов отвечать за ситуации со слишком высоким риском, поэтому он отказывается от таких поступков.

Стремиться завоевать доверие или контролировать и управлять

Танк Айтекин рассказывает еще об одном ярком отличии лидера и начальника. Менеджер работает с процессами компании, контролирует их, обеспечивает соблюдение правил. Это важная роль для любой организации.

Лидер же создает доверие и уважение — делает так, что ему не нужно контролировать мотивацию персонала, ведь люди сами стремятся сделать всё правильно и с первого раза.

Чтобы проверить, лидер вы или начальник, достаточно посчитать, как много людей каждый день приходят к вам за советом. Если совсем мало или никто, скорее всего, вы начальник. Если много и постоянно, то вы лидер.

Создавать стратегию или думать над тактикой

Соучредитель CareerBlast Уильям Арруда в колонке Forbes рассказывает, что основные задачи лидера — стратегические, а управляющего — тактические.

Лидер предпочитает смотреть на общую картинку, создавать её в целом. Лидер задает направление, вдохновляет.

Задача менеджера, по мнению Арруды, заключается в том, чтобы разработать детальный план, чаще краткосрочный. Контролировать, как сотрудники двигаются по нему, хватает ли на всё ресурсов. И после достижения цели составлять следующий план.

Быть проактивным или четко следовать плану

В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называет проактивность отличительной чертой лидера. Он считает, что такие люди всегда проявляют инициативу, пытаются расширить зону своего влияния и не обращают внимание на то, что от них не зависит.

Робин Шарма в книге «Лидер без титула» рекомендует тем, кто хочет стать лидером, каждый день задаваться вопросами:

  • Как увеличить свою продуктивность?
  • Как работать быстрее?
  • Чем ещё порадовать клиентов?

У начальников таких личностных качеств нет — они могут спокойно работать по плану и не пытаться улучшить ситуацию.

Искать новые навыки или развивать то, что есть

Саймон Синек в книге «Начните с почему» уверяет, что настоящие лидеры постоянно учатся новому. Их основная цель — личностный рост, развитие «мягких» навыков (soft skills), которые помогают им лучше понимать людей. Лидеры знают, что если они не будут постоянно развиваться, то скоро останутся позади конкурентов.

Начальники же оценивают существующие ресурсы, уже прокаченные навыки, и действуют исходя из этого. Благодаря обучению они улучшают имеющиеся навыки, не пытаясь найти что-то кардинально новое.

Быть гибким или следовать плану

Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что отличительное качество лидера — гибкость. Лидеры готовы меняться сами, готовы менять планы в процессе. Менеджеры, наоборот, четко следуют плану и неохотно вносят изменения в «дорожную карту».

Образно говоря, менеджер напоминает строителя железной дороги: сначала он всё долго просчитывает, прокладывает пути и только затем пускает поезд. Лидер больше напоминает смелого кочевника, который только во время экспедиции решает, лезть в гору или обойти её.

Воспитывать последователей или работать с сотрудниками

Лидер не относится к персоналу просто как к сотрудникам — скорее он пытается сделать из людей последователей своей идеи. Достаточно вспомнить истории Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга.

Менеджер же, наоборот, дистанцируется от личных отношений с персоналом и предпочитает не добавлять в рабочие отношения какую-то идейность.

Способность заражать идеей и превращать сотрудников в последователей актуальна в момент зарождения компании, как это и было с вышеуказанными лидерами. Когда бизнес рос и переходил из стадии стартапа в развивающуюся компанию, лидеры нанимали менеджеров — как раз для плодотворной работы с линейными сотрудниками.

Искать уважения или признания

Робин Шарма рассказывает, что лидеру не нужен титул — его в первую очередь интересует уважение людей. Именно для этого он работает и развивается, это его мотивирует.

Менеджеры мотивируются признанием или титулом, им необходимо некое подтверждение того, что их работа приносит пользу. В этом есть элемент тщеславия.  

Как определить, лидер вы или начальник

Может показаться, что конкретный человек может быть только лидером или начальником, но это не так. Да, есть люди с явно выраженными качествами лидера, например, тот же Стив Джобс. Но большинство эффективных руководителей обычно сочетают в себе качества и менеджера, и лидера. Вспомните своего лучшего руководителя — наверняка он умел и вдохновить идей, и жестко контролировать бизнес-процессы.

Как бы то ни было, но важно развивать в себе и способность вовремя переключаться. Когда это необходимо, вы можете быть лидером и заниматься стратегическим развитием компании, воспитывать сотрудников и стараться усовершенствовать как можно больше процессов. Но раз вы работаете на бизнес, то в сложных ситуациях нужно заниматься и тактикой, принимать управленческие решения и четко следовать плану. То есть проявлять менеджерские качества.


Подборка по базе: 2 задания.docx, Практические задания по теме 6_2020.doc, B_2_1_с вариантами.docx, Бланк выполнения задания 2.docx, Эталон Задания на проектирование.pdf, СОР Дилеммы и выбор.docx, 2-5 ключи к заданиям по кабардино-черкесскому языку.rtf, Практические задания для самостоятельного решения.pdf, Практические задания.docx, Бланк выполнения задания 4.docx


Задания 2:

Выбор третьего варианта наиболее рационален, т.к. претендент обладает всеми необходимыми качествами для данной должности: ответственное отношение к своим обязанностям, требовательность по отношению к работе подчиненных, приверженность правилам также не будет лишней на должности заместителя, т.к. имеет место работа с людьми, следовательно, наличие субординации и возникновение штатных ситуаций.

Задание 4

Содержание деятельности Относится к
руководству лидерству
1. Составление краткосрочных планов +
2. Руководство на примерах +
3. Расстановка кадров на выполнение соответствующей работы +
4. Приобретение и распределение ресурсов +
5. Мониторинг выполнения работ +
6. Помощь в организации командной работы +
7. Сообщение полномочий и воспитание ответственности +
8. Разрешение конфликтов +
9. Преодоление проблем, связанных с дисциплиной +
10. Помощь коллегам в приобретении навыков эффективной работы +
11. Создание условий для мотивации членов команды с целью достижения высоких результатов +
12. Воодушевление сотрудников на преодоление трудностей и использование новых методов работы +
13. Беседа с людьми о принятых и согласованных направлениях развития, целях и стратегии +
14. Стимулирование членов команды к выдвижению идей +
15. Принимает во внимание поведение подчиненных +
16. Поощрение наилучших примеров +
17. Определение и постановка целей коллектива +
18. Построение неформальных отношений +

Задание 5

1) Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает он больше властью или харизмой?

Однозначно можно утверждать, что Билл Гейтс в большей степени обладает внушительной харизмой, которая в свою очередь является источником его влияния на подчиненных и конкурентов.

2) Какой тип власти он использует?

Харизматическая власть

3) Можно ли назвать Гейтса лидером?

Билла Гейтса однозначно можно назвать лидером, т.к. он способен оказывать сильное личностное влияние, направлять усилия групп для достижения целей организации.

4) Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы, как убеждение или вовлечение трудящихся в принятие решений?

Методы, которые использует Гейтс скорее можно назвать распорядительством, т.к. он основывает свою власть на сильных личностных качествах и старается концентрировать ее в своих руках.

01.01.70

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Автор: Владимир Гаджиевич Алиев

Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

1. Смысл и характерные черты лидерства
2. Принципы и задачи руководства
3. Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства

Смысл и характерные черты лидерства

Лидерство, как понятие, достаточно многогранно. В расхожем смысле, это положение индивида в общественной группе, дающее ему возможность влиять на остальных членов группы, направляя их деятельность для достижения определённых целей. В сфере менеджмента предприятия под лидерством понимается способность руководителя организовать коллектив и вести его к выполнению поставленных задач силой своего авторитета.

Определение 1

Лидер – это личность, способная организовать своих последователей и побудить их к действиям, направленным на достижение поставленных целей.

Лидерство двойственно по своей природе. Оно разделяется на две сферы:

  • Деловую или формальную, подразумевающую должностной статус;
  • Сферу межличностных отношений или неформальное лидерство.

Обе сферы неразрывны как социально-экономические и организационно-технические аспекты менеджмента.
Деловое лидерство является руководящим, а неформальное возникает в процессе личных и ситуативных отношений.

Принципы и задачи руководства

Руководство – процесс организации и управления коллективом людей или предприятием, направленный на достижение поставленных задач. Включает оно в себя и контроль за ходом работы коллектива или компании. В сфере менеджмента руководство представляется механизмом, направляющим усилия одной или нескольких личностей на достижение цели посредством воздействия на их потребности.

Определение 2

Руководитель – официальное лицо, наделённое полномочиями единоличного принятия управленческих решений, в рамках должностного статуса.

Деловой лидер назначается вышестоящим руководством и воплощает собой менеджмент компании. К главным чертам формального лидера относятся:

  1. Ответственность за вверенный объект или программу;
  2. Наличие подчинённых;
  3. Обладание правом принятия управленческих решений;
  4. Ответственность за результаты принятых решений.

Обязанности руководства являются функциями менеджмента, главные из которых: планирование деятельности, организация и контроль за ходом процесса и мотивация подчинённых. Таким образом, принципы и смысл руководства сводятся к формированию задач и их эффективному решению.

Схожесть и принципиальные различия руководства и лидерства

В сегодняшнем мире, лидерство – основа руководства любой компании. Без него не возможен менеджмент ни одного предприятия.

Хотя лидерству и принадлежит основополагающая роль в менеджменте, следует отметить, что не все достаточно сильные лидеры являются высокоэффективными руководителями. Рассмотрим главные различия официального руководителя и неформального лидера. Лидер:

  1. Управляет личностными и ситуативными отношениями;
  2. Избирается стихийно;
  3. Не имеет официальных полномочий;
  4. Имеет нестабильное положение, зависящее от настроений в группе.

В тоже время, менеджер-руководитель:

  1. Управляет официальными отношениями;
  2. Назначается вышестоящим руководством;
  3. Имеет право и санкции на принятие управленческих решений;
  4. Положение зависит от распоряжений вышестоящих органов.

Замечание 1

Лидер управляет личностными отношениями, не имея официальных полномочий. В отличие от него, руководитель-менеджер обладает юридическими правами регламентированной власти.

Положение официального менеджера более стабильное, а его действия регулируются правилами.
Ещё одно существенное отличие в том, что неформальное лидерство присуще небольшим группам, а деловой менеджмент – элемент системы общественных отношений.

Можно сформулировать 4 основных постулата отличия лидерства от руководства:

  1. Руководство осуществляется в организованных общественных структурах, а лидерство зачастую стихийно;
  2. Выбор лидера и руководителя происходит разными способами;
  3. Лидер, в отличии от менеджера, имеет последователей;
  4. Руководство и лидерство различны по сути.

Это означает, что лидеры могут существовать в стихийных группах, а руководители управляют чётко организованными структурами, многие из которых функционируют на протяжении довольно долгого времени. Примерами таких структур являются промышленные предприятия, финансовые организации, учебные и дошкольные учреждения и пр.

Принципиально различаются они и по принципу назначения. Лидер выдвигается коллективом, а руководитель назначается вышестоящими органами. Таким образом, первый получает общественное признание, а второму коллектив вынужден подчинится. 

Таким образом, руководитель становится представителем управленческой организации с делегированными полномочиями. Лидер же становится стихийно выбранным представителем группы.

Замечание 2

Одно из принципиальных различий менеджмента и лидерства – наличие последователей. Руководитель назначается приказом «сверху» и коллектив, ставший группой подчинённых, вынужден следовать его решениям. За лидером стоят добровольные последователи, которые могут изменить своё мнение вплоть до смены лидера.

Следует также понимать, что лидерство несколько шире, чем формализм менеджмента. Оно основано на движущей идее и личных качествах неформального лидера Его свобода действий и решений не ограничивается официальными рамками. В тоже время, руководство – это строго регламентированные управленческие функции, возложенные на человека в приказном порядке.

По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны

Что такое лидерство

Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.

Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

  • следит, чтобы подчиненные работали;
  • фокусируется на рациональности и контроле;
  • стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
  • является обычным звеном в управленческой иерархии;
  • заботится о благополучии сотрудников.

Лидер:

  • вдохновляет последователей;
  • привык рисковать ради внедрения инноваций;
  • не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
  • может проявлять независимость;
  • ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Фото:Unsplash

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

  1. Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
  2. Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
  3. Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

  1. Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
  2. Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
  3. Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
  4. Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

  1. Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
  2. Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
  3. Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
  4. Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
  5. Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
  6. Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ксамиол гель инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Телевизор dexp f43f8000q g инструкция по эксплуатации
  • Скачать с торрента руководство для нянь как поймать монстра
  • Артрозеленовая мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Витамины группы б в уколах комбилипен показания к применению инструкция