Составление устного рассказа по репродукции в м васнецова богатыри под руководством учителя

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

08:00-08:02

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы!

Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя;

Проверять  готовность к уроку.

Словесный:

составление своих примеров, формулирование темы и целей урока. 

08:02-08:05

Актуализация опорных знаний.

Послушайте.

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на днепровских

Стояла застава богатырская.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о богатырях)

— Тема сегодняшнего урока «Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Какие цели мы можем  поставить на урок?

Продолжите фразу:

научиться… составлять рассказ по картине.

узнать… нового художника.

Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы.

Слушать учителя;

Обсуждать,

высказывать свое мнение;

Формулировать тему урока;

Ставить цели на урок.

П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Наглядный: работа с учебником.

Словесный: ответы на вопросы, восприятие новой информации;

Наглядный: работа с иллюстрацией.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: составление устного описания.

Словесный: беседа; ответы на вопросы.

Практический: составление рассказа.

08:05-08:15

Изучение нового материала.

-Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове?

В.М.Васнецов – великий русский художник.

 Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи.

-Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины)

Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов — кочевников, нападавших на нашу страну.

-Кто же главные герои былин? (Богатыри)

Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью.

Наиболее популярный герой былин — богатырь Илья Муромец, крестьянский сын «из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова». Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей — реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня.

Картину «Богатыри» Васнецов рисовал почти двадцать лет. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины.

В «Богатырях» воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси.

Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри» и составление устного рассказа.

Посмотрите на картину.

Как она называется? (Богатыри)

-Что вы видите?

(На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе).

Объясните слово застава. (Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава).

-Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках.)

В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины.

Кто находится в центре и как он выглядит? (Илья Муромец).

В центре на вороном коне…..

Облик — мужественный

фигура – могучая, исполинская

рост — огромный, громадный

лицо — мужественное, спокойное, суровое

глаза — большие, сосредоточенные, ясные

нос — прямой

губы — крепко сжатые

борода — окладистая с проседью

-Куда смотрит богатырь? (Вдаль)

-Как по- другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается).

-Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено).

-Почему он так напряженно смотрит вдаль?

Как одет  воин?

( На богатыре воинские доспехи)

-Чем защищена голова? (Шлемом)

-Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом).

-Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой).

Кольчуга- от слова «кольчатый», «кольцо»- металлическая рубашка из кованых колечек.

-Как выглядит конь?

(Могучий, статный, огромный, сильный)

-Какой он масти?

-Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой)

Кто хочет рассказать описание Ильи Муромца, с помощью опор.

Примерный рассказ.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь вдаль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую булаву, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

Работать с учебником;

Слушать учителя;

Отвечать на вопросы;

Воспринимать информацию;

Работать с иллюстрацией;

Отвечать на вопросы;

Составлять устное описание;

Отвечать на вопросы;

Рассказывать.

Р:Целеполагание ;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Словесный: составление рассказа.

Наглядный: описание иллюстрации.

08:15-08:27

Расскажите (опишите) второго богатыря.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Кто готов ответить?

Примерный рассказ.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается

драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе.

Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места.

Расскажите о самом младшем богатыре.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович.

Примерный рассказ.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой.

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша.

Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей?

Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины.

Динамическая пауза

Вы хорошо потрудились давайте немного отдохнем.

Песня «Фиксики».

Молодцы! Продолжим нашу работу.

Рассказывать описание;

Работать с опорой и иллюстрацией;

Рассказывать описание;

Работать с опорой и иллюстрацией;

Выполнять физ.упр.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

3.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: составление плана работы.

Словесный: ответы на вопросы;

составление рассказа описания картины.

формулирование правила.

08:27-08:35

— Какие слова мы использовали при описании богатырей?

— Почему ушли из общения эти слова?

— Кто их использует и когда?

Какой тип текста? (художественный) Почему?

Давайте составим план пересказа.

О чем мы расскажем в начале?

(Об авторе, о том что изображено на картине.

Потом описание природы, каждого богатыря в отдельности.

Заключение или вывод  напоследок.)

Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник?

(В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам- богатырям защищать Родину).

Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли.

Хорошо. На экране для вас есть опоры.

Кто хочет рассказать весь текст целиком?

 Картина В. Васнецова «Богатыри»
 В степи среди бескрайних просторов остановились три всадника,три могучих русских богатыря.
 В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец.Уверенность и мощь чувствуются в его богатырской фигуре.с удивительной лёгкостью держит он в руке палицу тяжёлую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.
 Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в нарядной сбруе.
 Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы- его оружие. Видно,  не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой.
 Смотришь на картину и веришь, что художник очень любит своих богатырей — защитников русской земли.

Молодцы!

Отвечать на вопросы.

Составлять план рассказа.

Отвечать на вопросы;

Слушать учителя;

Рассказывать текст.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Словесный: объяснение домашнего задания.

08:35-08:36

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Страница 64, № 112. страница 65, № 114.

Записывать домашнее задание.

4.Итог урока.

Рефлексия

08:36-08:40

Давайте, подведем итоги урока и вспомним.

— Какие цели урока мы формулировали? (научиться…, узнать… ).

Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо.

— Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

-Что было легко? Что было трудно?

— Какое задание было самым интересным?

— Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-На этом наше занятие подошло к концу.

Подводить итог

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Дата: 07.03.17                                                                                                                                 Учитель: Ерина Н.Ф.

Школа: 53                                                                                                                                       Методист: Зубарева  Н. С.  

Класс: 2-1                                                                                                                                       Студентка: Гулакова И., 36 гр.                                                                                                                                                                                                                      

Кабинет: 212

Урок № 1

Конспект урока русского языка

Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». 

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край.

Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

предметные: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогащать речь; учить строить предложения. 

          Тип урока: изучение нового материала. 

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл 2 часть УМК «ШР».

Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»

Работа по развитию речи по репродукции картины
В. М. Васнецова «Богатыри»

Вастьянова Л. Л.,

учитель начальных классов

МКОУ «Мамонтовская СОШ»

Мамонтовского района

Алтайского края

2019 год

19 февраля.
Работа по развитию речи.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Минутка чистописания
заглавных букв

В каких именах существительных встречаются заглавные буквы?

Что обозначают эти существительные?

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович

Добрыня Никитич на белом коне вынимает меч из ножен.

Илья Муромец на вороном коне в центре, смотрит вдаль из — под ладони, в одной руке у богатыря копьё, в другой – булатная палица.

Алёша Попович справа на коне рыжей масти держит в руках лук со стрелами. Он молод и строен, на боку у него колчан.

Трое богатырей стоят на широкой равнине посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Учимся записывать текст
по картине

1. Начало

О картине и художнике

Это картина … .
Передо мной картина … .
Я смотрю на картину … .

Учимся записывать текст
по картине

2. Основная часть

Как зовут богатырей? Кто они? Какие?

Вот три богатыря. Это … , … , … .
Они защищали … . Самый старший — …, средний — … , младший — … .

Учимся записывать текст
по картине

3. Концовка

Я восхищаюсь … .

… славными богатырями земли русской!

… героями русских былин.

Орфографическая подготовка

  • Как пишется каждая часть текста?
  • Как оформляем предложения?
  • Как употребляем имена собственные в тексте?

Учимся записывать текст
по картине по частям самостоятельно

  • Используя слова — помощники на карточке, запишите текст по частям.
  • В случае затруднений необходимо обратиться к учителю.

Проверка работы

В тетради текст из 3 частей.

+

?

Предложения записаны с заглавной буквы.

+

?

В конце предложения стоят знаки препинания: . или !

+

?

Имена собственные записаны с заглавной буквы, есть кавычки в названии картины.

+

?

Написание некоторых слов проверено по карточке — помощнице.

+

?

Интернет источники

  • Compservice4you.ru
  • https://uroki.tv/stranica-57-imya-sushhestvitelnoe-russkij-yazyk-2-klass-kanakina-goreckij-chast-2/
  • pshop.by
  • uroki.tv

Использованная литература

  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018

Цели:

1. Развивать умение воспринимать содержание
репродукции картины, её композицию, детали и
навыки точного употребления слов и
словосочетаний;
2. Способствовать развитию связной речи и
расширить литературный кругозор детей;
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к
героическому прошлому нашей Родины.

Оборудование: репродукция картины В.М.
Васнецова “Богатыри”, слайды рисунков и
текстов, опорные слова и словосочетания,
орфографические словари П.И. Грушникова,
толковый словарь Е. Леоновича.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Широка и необъятна земля
русская. Лесами и реками богата она. Но воевать
приходилось часто. То с юга, то с севера. То с
запада ждали нападения. И всегда мечтал русский
народ о богатырях, которые защитят родную землю
от врага, и слагал о них песни. Былины. А какие вы
знаете былины, прославляющие русских богатырей?

Дети. “Добрыня Никитич”,
“Исцеление Ильи Муромца”, “Добрыня и змей”,
“Илья Муромец и Соловей – разбойник”.

Учитель. Назовите героев этих
произведений.

Дети. Илья Муромец и Добрыня
Никитич.

Учитель. А еще?

Дети. Алеша Попович.

Учитель. Поэты пишут стихи, , а народ
слагает былины и сказания, в которых воспевают
силу, мудрость и красоту русского народа. А что
могут художники?

Дети. Они пишут картины.

Учитель. Вашему вниманию я хочу
предложить репродукцию картины художника
Виктора Васнецова “Богатыри”.

Слайд 1. На экране появляется
изображение картины В.Васнецова “Богатыри”

III. Подготовка к восприятию картины.

Чтение исторической справки.

Слайд 2. На экране появляется
портрет художника Виктора Васнецова и текст: “
Эту картину художник писал 17 лет”.

Учитель. Очевидно, художнику было
трудно представить далекое прошлое нашей Родины,
жестокие, кровопролитные битвы, которые
развертывались на русских полях, как
опустошались и разорялись земли. Но народ
воспевал и прославлял в веках мужественных
защитников Родины, борцов за её независимость,
спокойствие и свободу. И насколько художнику
удалось передать, воплотить народное понимание
образов богатырей мы попробуем с вами
разобраться.

IV. Исследовательская работа.

Слайд 3.

Учитель. А что можно сказать о числе
три? Это число в народном творчестве имеет
значение множественности. И поэтому в лице трех
богатырей весь народ стоит на страже границ
нашей Родины.

V. Беседа по содержанию картины.

1. Описание русских богатырей.

Учитель. Кого художник изобразил в
центре картины и почему?

Дети. В центре картины
изображен Илья Муромец. Он богатырь. О нем много
былин сложено. Возможно, поэтому.

Учитель. Что можно сказать о чертах
лица Ильи Муромца?

Дети. Красивое лицо, зоркие глаза,
борода с проседью.

Учитель. А что у него в руках?

Дети. Дубинка.

Учитель. Есть более точное название
этого предмета – палица.

Слайд 4. На экране появляется
изображение палицы и текст: “Палица – это
тяжелая дубинка с утолщенным концом”.

Учитель. А еще?

Дети. Стрелы. Они всегда были у
воинов.

Учитель. А в другой руке?

Дети. Щит и длинное копье.

Слайд 5. На экране появляется
изображение щита и текст: “Щит – предмет
старинного вооружения в виде округлой формы или
с углами плоскости для предохранения от ударов и
стрел”.

Учитель. Во что одет Илья Муромец?

Дети. В кольчугу, а на голове – шлем.

Слайд 6. На экране появляется
изображение кольчуги и текст: “Кольчуга – это
старинный воинский доспех в виде рубашки из
металлических колец из проволоки длиной до 600
метров. Её сворачивали в спираль, которую
разрубали по одной стороне. Получались круглые
разомкнутые кольца. Половину их сваривали. У
оставшихся колец дополнительно расплющивали
разъединенные концы и на это место прибивали
отверстия для заклепок. Затем можно было
собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо
соединялось с четырьмя целыми и склепывалось.
Работа требовала большой точности и умения.
Иногда в кольчугу вплетали медные кольца, что
придавало ей нарядный вид. После сборки кольчугу
чистили и шлифовали до блеска”.

Слайд 7. На экране появляется
изображение шлема и текст: “Шлем – в старину его
называли шелом. Он имел науши и бармицу,
закрывающие шею”.

Учитель. Какие черты характера
просматриваются в его фигуре?

Дети. Храбрость. Мужественность.
Бесстрашие. Героизм.

Учитель. А что можно сказать о его
коне?

Дети. Он черный по окрасу. Крепкий.
Легко держит Илью Муромца. Конь имеет красивую
сбрую и уздечку. У коня большая грива. Голову конь
слегка наклонил. Прислушивается.

Учитель. Черный – значит вороной.
Это слово лучше подходит для описания. Думаю, что
вы достаточно подробно описали Илью Муромца.
Узнали и много интересного, что обязательно
поможет вам лучше представить этого богатыря.

VI. Физминутка (музыкальное сопровождение).

VII. Беседа по содержанию картины
(продолжение).

Учитель. А кто находится справа от
Ильи Муромца?

Дети. Добрыня Никитич.

Учитель. Это не менее и любимый
народом богатырь. Он был искусен в бою, метко
стрелял из лука. Любил петь и играл на гуслях.
Обратите внимание на его одежду. Отличается ли
она от одежды Ильи Муромца?

Дети. Да, он одет богато и нарядно. На
нем кольчуга и шлем.

Учитель. А щит?

Дети. Он яркий, по цвету красный.

Учитель. Да, ребята. На нем дорогие
княжеские доспехи, нарядные сапоги, а щит из
дорогого металла. А какое у него оружие?

Дети. Меч.

Учитель. А почему он наполовину
вынут из ножен?

Дети. Богатырь хочет сражаться.
Может быть, его что-то насторожило.

Учитель. А что можно сказать о его
лице?

Дети. Спокойное, суровое. У него тоже
борода.

Учитель. А его конь?

Дети. Белый и стройный. Гордый. Тоже
украшен.

Учитель. И наконец наш третий
богатырь. А выглядит ли он так же внушительно и
величественно, как два других богатыря?

Дети. Нет. Он не такой сильный. Думаю,
что молодой, но храбрый и смелый.

Учитель. А его воинские доспехи?

Дети. Они как и у других: кольчуга и
шлем. У него лук и стрелы. Думаю, что он, как и
другие богатыри, метко стрелял.

Слайд 8. На экране появляется
изображение лука и стрел и текст:
Лук и
стрелы – обязательная часть воинских доспехов
русских богатырей”.

Учитель. А чем он отличается от других
богатырей?

Дети. Он без бороды. Значит молодой.

Учитель. Совершенно верно. Он юноша.
Его стройная фигура опоясана широким золотым
поясом. У него тоже сбоку видны гусли. Очевидно,
как и Добрыня, он любил петь и играть. А конь Алеши
Поповича?

Дети. Конь небольшой. Рыжий. Он хочет
травы пощипать, поэтому наклонил голову.
Нарядных украшений на нем не видно.

Учитель. Так удалось ли художнику
Васнецову передать народное понимание образов
богатырей?

2. Вывод.

Дети. Удалось. Они непобедимы.
Богатыри мужественные и сильные.

Учитель. Так какими же качествами
должен обладать человек, чтобы его назвали
богатырем?

Дети. Быть защитником. Бесстрашно
сражаться с врагами. Быть мудрым, чтобы победить
нападающих.

Учитель. Какое чувство вызывает в
целом эта картина?

Дети. Гордость. Веру в победу
русского народа. Победа будет на стороне
богатырей. Такие три богатыря смогу защитить наш
народ.

VIII. Лексико-орфографическая подготовка.

1. Лексическое значение слов:

Слайд 9. На экране появляются
слова: “Палица, щит, шлем, кольчуга, лук и
стрелы”.

2. Выделение опорных слов и словосочетаний
(коллективная работа)

Учитель. Какая часть речи делает
нашу речь более яркой, выразительной?

Дети. Часть речи имя прилагательное.

Учитель. Составляя словосочетания,
что еще нужно помнить?

Дети. Подлежащее и сказуемое
словосочетаниями не являются.

Учитель. Следует учесть и пейзаж, на
фоне которого изображены богатыри.

Слайд 10. На экране снова
появляется изображение картины В.Васнецова
“Богатыри”.

Учитель. Обратите внимание на степь,
небо и цвет, выбранный Васнецовым. Желательно
использовать слова, значение которых вы видите
на слайдах, так как они стали малоупотребительны
в речи или имеют другое значение. Но они нужны для
характеристики времени, в котором жили богатыри.

3. Проверка составленных словосочетаний.

Низкое небо, холодные тучи, густая трава,
широкая степь;

Зоркие глаза, седая борода, суровый взгляд;

Тяжелая палица, острый меч, железная кольчуга,
красивый шлем, длинное копье. Лук со стрелами,
красный щит, вороной конь.

4. Устное составление описания образов
богатырей по плану.

(1-2 рассказа выслушиваются)

План предлагается простой, из трех частей:

  1. Вступление (название картины, её автор, история
    создания картины).
  2. Основная часть (описание образов богатырей с
    учетом пейзажа природы).
  3. Заключение (показать свое отношение к картине).

Предлагается памятка:

  1. Обдумай тему сочинения.
  2. Определи, о чем следует писать в сочинении.
  3. Определи главную мысль сочинения.
  4. Используй свои наблюдения.
  5. Соблюдай последовательность в изложении
    мыслей.

Слабым учащимся выдаются карточки с опорными
словами.

IX. Написание сочинения учащимися.

Индивидуальная помощь учителя.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №26 «СКАЗКА»

607661 Нижегородская область город Кстово улица Жуковского дом 2

Тел. (83145) 2-83-92,

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

Тема: «Обучение составлению рассказа

по картине В. М.Васнецова «Богатыри»

(старшая группа)

Выполнила воспитатель

Капаева Елена Александровна

Г. Кстово

2022г.

Тема: «Обучение составлению рассказа по картине В. М.Васнецова «Богатыри».

Цель: формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

Обучающие:

учить детей составлять рассказ по картине В. Васнецова «Богатыри» с использованием

икт, мнемотехники,

продолжат

ь развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая:

продолжать развивать внимание, память, различные виды восприятия; расширять кругозор; расширять и активизировать

словарный запас

дошкольников

.

Воспитательная:

формировать чувство патриотизма, гордость за своих предков, воспитывать любовь и уважение к защитникам своей Родины, к её истории и культуре.

Активизация словаря:  Русь, богатырь, имена богатырей, меч, щит, палица, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, былина, гусли, наручни, доспехи.

Методы и приёмы: организационный момент (сюрпризный стихотворение-загадка), разгадывание загадки, физкультминутка «Богатыри», игра «Собери богатыря в поход», чтение пословиц и поговорок, рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» и беседа по ней, рассказывание стихотворений наизусть, карточки для алгоритма составления рассказа.

Материалы и оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», карточки для алгоритма составления рассказа, ноутбук, проектор, запись отрывка и з Богатырской симфонии А. Бородина Симфония 2, песня «Богатырская сила», д/и «Собери богатыря в поход».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на данную тему, беседа о защитниках Руси, чтение сказок: «Финист-ясный сокол», А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чтение былин: «Илья Муромец и Соловей — разбойник», « «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Как Добрыня богатырём стал», «Как Добрыня идолище победил», «Исцеление Ильи Муромца»

прослушивание музыкальных произведений героической тематики, рассматривание картин с изображением богатырей, их одежды, оружия, работа с пословицами и поговорками, разучивание стихотворения про богатырей, отгадывание загадок, просмотр презентации «Русские богатыри», знакомство с играми «Собери богатыря в поход», «Найди вещи для богатыря». Раскрашивание рисунков про богатырей. Беседы по картине В. Васнецова «Богатыри», создание и оформление пособия «Русские богатыри».

Содержание непосредственно – образовательной деятельности.

Воспитатель

Дети

В руках у воспитателя находится свиток.

— Ребята, из далекого прошлого нам прислали старинное, русское письмо, которое сворачивали в трубочку. Такое свёрнутое письмо называют свиток. (воспитатель раскрывает свиток)

— Ребята, нам прислали загадку. Давайте её отгадаем.

Силён, как вольный ветер могуч, как ураган

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат, он защищает города

Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей.

Правильно. А как вы догадались, что это богатырь?

Ребята, а хотели бы вы совершить путешествие в далёкое прошлое на богатырскую заставу? Тогда закрывайте глаза и послушайте мелодию.

(звучит отрывок из Богатырской симфонии А. Бородина Симфония №2 си минор, выставляется картина В. Васнецова «Богатыри» на проекторе).

(дети открывают глаза)

Под славным городом под Киевом

На тех на степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильёй словно лютый зверь,

А сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад.

И пошёл его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холмы перемахивать.

А и был там Алёша Попович млад,

Что из красна города из Ростова.

— Ребята, о каких богатырях я сейчас рассказывала в былине?

— Перед вами картина «Богатыри». Её нарисовал знаменитый, русский художник Виктор Васнецов.

— Что они здесь делают?

— Как изображены богатыри?

— Ребята, а во что богатыри одеты?

— Какое оружие взяли с собой богатыри?

А теперь посмотрите на коней. Какие они у богатырей?

А теперь, ребята, посмотрите на природу, на землю которая окружает богатырей. Как, вы, думаете, а чья это земля? Какая природа вокруг богатырей? Опишите её.

Ребята, что вы чувствуете, глядя на наших богатырей? Какие чувства испытываете, смотря на картину Васнецова?

Ребята, а как вы думаете, чтобы сказали нам богатыри, если бы мы с ними встретились?

Правильно. Молодцы! А чтобы быть сильными и выносливыми, как богатыри, надо тренироваться. Выходите на тренировку. (Физкультминутка «Богатырская наша сила», звучит музыка С. Намина «Богатырская сила»). (дети выполняют движения по тексту.).

Ребята, давайте поиграем? Предлагаю вам игру «Собери богатыря в поход». (Дети делятся на 3 группы, выбирают набор картинок, из которых они должны выбрать одежду, оружие для своего богатыря. Каждая группа выбирает богатыря. По окончанию работы, ребёнок из группы объясняет, кого они выбрали, какое оружие и почему).

А теперь, ребята, составим рассказ по картине В. Васнецова «Богатыри». Послушайте сначала мой рассказ, который я буду дополнять карточками.

«Выехали в поле три богатыря – Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец на могучих, сильных конях. Богатыри одеты в доспехи: кольчуга, шлем. А в руках у них оружие: булава, щит, меч, стрелы. Богатыри сильные, бесстрашные, могучие, они защищали русский народ. Мне эта картина очень понравилась, мне бы очень хотелось быть похожей на богатырей».

— А теперь вы сами попробуйте составить свой рассказ и вам помогут в этом «подсказки» — карточки. Кто первым хочет рассказать об этой картине? (выслушиваются ответы 3-4 детей).

— Молодцы, ребята! Хорошие у вас рассказы. А чей рассказ вам понравился и почему?

Ребята, а может кто – нибудь знает и расскажет нам стихотворения про русских богатырей? (дети рассказывают стихотворения).

Ребята, но нам пора возвращаться обратно в нашу группу.

Чтоб отправиться к нам в группу,

Нужно вправо повернуться и глаза закрыть.

До 5 вам посчитать.

И дружно сказать: «Время, стоп! »

Ребята, где мы с вами побывали? Что видели? Что делали?

— Что вам больше всего запомнилось с занятия?

— Вы сегодня очень хорошо занимались. Составили интересные рассказы по картине В. Васнецова «Богатыри», собирали богатырей в поход. Ребята, давайте тоже, как и богатыри защищать, беречь свою землю, Родину. Благодарю вас за хорошую работу на занятии. Спасибо за ваши старания.

Это богатырь.

Он сильный, защищает землю, Родину, людей.

Да, хотели.

Говорили об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

Они стоят и выглядывают врагов, не наступают ли они на Родину, на Русь.

Они изображены крупными, большими стоят все вместе, плечом к плечу.

На них одета кольчуга-железная рубашка, шлем. Одежда защищает их от ударов стрел, меча.

Они взяли с собой меч, щит, копьё, лук, колчан со стрелами, палица.

Кони у них богатырские, сильные, могучие. У Ильи Муромца конь чёрный, у Добрыни Никитича-белый, а у Алёши Поповича-рыжий.

Это наша, русская земля. Это Русь.

Мы видим холмы, лес, луга, маленькие ёлочки перед богатырями растут, на небе тучи плывут, но на нём проглядывает солнце.

Ответы детей.

Картина вызывает чувство гордости, уверенности, что богатыри защитят Родину.

Они сказали бы нам, любить и беречь свою Родину.

Да.

Ответы детей.

Да.

Ответы детей

Ответы детей.

Методическое сопровождение:

Л. Кудрявцева «Художники. Виктор и

Аполлинарий

Васнецовы».

Т. Н.

Доронова

. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4-7 лет.

В. В.

Гербова

, Н. П. Ильчук. Книга для чтения в д/саду и дома: 5-7 лет. Пособие для воспитателей д/сада.

Интернет – ресурс:

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-v-podgotovitelnoi-grupe-tema-rasmatrivanie-i-sostavlenie-raskaza-po-kartine-v-m-vasnecova-bogatyri.html;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/01/31/konspekt-zanyatiya-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu;

https://infourok.ru/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-tema-obuchenie-sostavleniyu-rasskaza-po-kartine-vasneco-4225098.html.

Прод.: формировать представление о героическом прошлом русского

народа Древней Руси, великих русских богатырях защитниках Земли

Русской Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите

Кожемяке, Микуле Селяниновиче, воспитывать уважение к русским воинам.

Арт талант - дистанционные конкурсы для детей, учителей и воспитателей

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59675 от 23 октября 2014 года выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с
письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.art-talant.org обязательна. Если вы
обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут
удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич,
Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8 (800) 550-76-36 Электронный адрес info@art-talant.org

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Парацетамол детский таблетки 200 мг инструкция по применению дозировка детям
  • Антибиотики амоксиклав 1000 инструкция по применению взрослым таблетки
  • Посудомоечная машина elenberg dw 9001 инструкция по эксплуатации
  • Супрамил для кошек инструкция по применению в ветеринарии отзывы
  • Joyo tuner jt 01 инструкция на русском