Средства руководства трудовой деятельности детей

Тема: Цели, задачи, методы и средства
руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс
формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности
к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к
труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового
воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой
деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание
трудолюбия как качества личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки
задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова
выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание
потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных
видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование
трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать
помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение
навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых.
Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую
деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
включает три группы задач. Первая группа определяет педагогическое влияние на
формирование самой трудовой деятельности и включает:

1. Последовательное формирование у детей умений
осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает
результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном
возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель,
отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их
рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий,
достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое
оборудование, приводить в порядок рабочее место.

2. Своевременное формирование у детей умения
осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов.
Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие
комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию:
предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность
их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между
участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

3. Формирование первоначальных общественных мотивов
трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности
интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам,
многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и
затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который
возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда
привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к
участию в нем.

К старшему дошкольному возрасту на основе понимания
общественной значимости результатов труда складываются первоначальные
общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику
добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают
детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего
качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности.

От решения этой группы задач зависит включение ребенка
в труд, уровень развития трудовой деятельности, а следовательно, и ее
использование как средство воспитания.

Вторая группа задач направлена на воспитание
положительного отношения к труду взрослых и предусматривает:

1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой
деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов. Дети
дошкольного возраста еще не умеют четко отличать труд взрослых от других форм
деятельности. Существенным признаком труда выступает достигнутый результат,
удовлетворяющий потребности людей. Поэтому необходимо формировать
направленность восприятия ребенка на вычленение результата труда взрослого,
расширять знания о назначении результатов труда, их общественной значимости,
знания о том, как достигаются результаты труда.

2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку,
стремления оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также
имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости, знания
об отношении человека к труду.

3. Воспитание бережного отношения к результатам труда
взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том,
что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а
многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования
знаний о труде взрослых.

Третья группа задач направлена на воспитание личности
ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает:

1. Воспитание правильного отношения детей к
собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не
избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка
к трудовому усилию и т. п. Решение этой задачи опирается на формирование умений
осуществлять трудовые процессы, на общественные мотивы труда.

2. Воспитание личностных черт: ответственности,
самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности,
выдержки и терпения и т. п. Реализация этой задачи тесно связана с воспитанием
у ребенка отношения к своему труду.

3. Воспитание поведения и положительных
взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и
т. д.

Решение этой задачи предполагает освоение трудовых
процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в
каждой возрастной группе.

Содержание труда детей дошкольного возраста
определяется задачами трудового воспитания и возможностями детей. Задачи и
содержание трудового воспитания в дошкольных учреждениях изложены в «Программе
воспитания в детском саду» применительно к каждой возрастной группе. Там же
раскрыто постепенное усложнение требований к трудовой деятельности и личностным
качествам ребенка, формирующимся в процессе труда, указаны требования к знаниям
о труде.

Усложнение программных требований предусматривает:

1. Нарастание объема трудовой деятельности. Оно
проявляется в том, что в первой младшей группе дети овладевают отдельными
результативными действиями в том или ином трудовом процессе. Например, сначала
приемами смывания, затем намыливания рук, вытирания, приемами застегивания и
расстегивания пуговиц, надевания отдельных предметов одежды и т. п. Затем во
второй младшей группе, а также в средней и старшей программа включает
требования овладения целостными процессами труда (одевание, умывание,
сервировка стола, приготовление корма и кормление отдельных животных, создание
некоторых поделок и т. д.).

Предусматривается также увеличение количества трудовых
процессов в каждом виде труда. Например, в самообслуживании к умыванию и
одеванию добавляется уход за одеждой и обувью; в хозяйственно-бытовом труде,
кроме сервировки стола, приготовления столов к занятиям — поддержание чистоты и
порядка в групповой комнате, на участке, дома и т. п.

В подготовительной к школе группе ребенок должен уметь
осуществлять тот или иной вид труда в целом: обслужить себя (умыться, одеться,
вычистить одежду, пришить пуговицу, выстирать мелкие вещи), поддерживать
порядок в своих вещах и в комнате, ухаживать за обитателями живого уголка и т.
п. Это постепенное нарастание объема деятельности и постепенное введение разных
видов труда определяется доступностью для ребенка как техники каждого трудового
действия, процесса, так и знания о труде, его результативности, осознания его
необходимости для других.

2. Совершенствование трудовых навыков и умений,
которое проявляется в овладении техникой выполнения трудовых действий,
процессов труда (быстрота, точность, экономность движений и т. п.), а также в
постепенном повышении требований к самостоятельности, осознанности и гибкости
умений — их применении в постоянно меняющихся условиях, например: сервировка
стола зависит от меню; уход за растениями — от сезона и т. п.

3. Совершенствование планирования и организации
трудовой деятельности, которое предполагает постепенное усложнение требований к
самостоятельности выполнения сначала отдельных трудовых процессов, затем целого
вида труда и, наконец, общей, коллективной трудовой деятельности
(подготовительная группа): умения принимать, а затем самостоятельно определять
цель трудовой деятельности, представлять ее результат, устанавливать
последовательность трудовых действий или трудовых процессов, предварительно
отбирать необходимые материалы, инструменты, удобно располагать их, убирать
после труда и хранить в порядке, целесообразно распределять обязанности между
участниками коллективного труда, достигать намеченного результата.

4. Становление мотивов трудовой деятельности.
Программа предусматривает динамику мотивов — от интереса к внешней стороне
трудовой деятельности (к действиям, орудиям) в младшем дошкольном возрасте к
заинтересованности результатами труда и их использованию для себя и для других
и, наконец, к формированию общественно значимых мотивов.

5. Формирование усложняющихся знаний о труде взрослых
важно как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для
формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к труду.
Формирование знаний о труде взрослых осуществляется на специальных занятиях.

Задачи трудового воспитания (В. Г. Нечаева, Р. С.
Буре):

1) воспитание положительного отношения к труду
взрослых, стремления оказывать им посильную помощь;

2) формирование трудовых навыков и их дальнейшее
совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности,
овладение умения работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе;

3) воспитание у детей личностных качеств (привычки к
трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности
принять участие в труде);

4) воспитание навыков организации своей и общей
работы: умение готовить

заранее все необходимое, убирать на место
использованные инструменты после окончания труда, приводить в порядок место
работы;

5) формирование положительных взаимоотношений между
детьми в процессе труда: умения работать дружно и согласованно, доводить
коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно
оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь. 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с
помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом
взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является
необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным
трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою
потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства
решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить
представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной
значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено
на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания
дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное
искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании
дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку,
рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с
помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание
быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость
труда.

Все названные художественные средства эффективны в
педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг
с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников
являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов;
оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Организация и руководство трудовой деятельностью детей

дошкольного  возраста

     В учебной программе дошкольного образования  в образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги  на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д. Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).

     Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы.  В развитии  у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.

Виды труда  дошкольника:

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое  и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Методические приёмы формирования умений самообслуживания:

— показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.

Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни. Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.

Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Ручной труд.

Формы организации труда.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо  из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет.  В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Коллективный труд.

Способы объединения детей в труде.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 — 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили  её последовательность, оценивает старание детей,  их стремление довести дело до конца.

Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности.  И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.

Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы

     В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.

    Условия организации коллективного труда:

— объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);

— определяя содержание общей работы,  воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей. 

1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание) 

Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:

  • разъясняет детям пользу труда;

  • перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;

  • выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

     В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)

    В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:

    учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

    организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

    продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.

    учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям,  если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

2 этап – выполнение детьми разных заданий

 При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:

  • обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;

  • формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;

  • представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;

  • даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;

  • помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;

  • использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия  на детей;

  • оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:

— объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;

— сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;

— разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.

  • координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.

3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности

Воспитатель при обсуждении:

  • на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;

  • особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;

  • привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.

  2. Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с. 

               Методы и приемы трудового воспитания   дошкольников

       Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.                                                    

   Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

 ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы  довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. О н ш и р о ко и с п о л ь з у е т с я в с т а р ш е й и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:

1. Любой труд должен быть  целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира,

открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых),таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

Прием:                                                                                                                                               — использование музыки;                                                                                                                  — участие взрослых;                                                                                                                          — обсуждение результатов

Метод наглядности

Прием:                                                                                                                                               — демонстрация наиболее сложных моментов в работе

Метод словесности

Прием:                                                                                                                                               — объяснение предстоящей деятельности;                                                                                       — оценка деятельности

Метод практический

Прием:                                                                                                                                               — многократный показ;                                                                                                                     — детальный показ действий.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,  привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить  , что в работе воспитателя  необходимо использовать   более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством  рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений)  ведь  своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-  3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.  М.: Просвещение, 1998.

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.  высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и  др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА

Виды детского труда и формы его организации

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлека­ется к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Труд в природе направлен на со­здание для растений и животных благоприятных условий жизни, удов­летворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

Клас­сификация видов детского труда

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой

Труд в природе

Ручной

Содержание      своего тела в чистоте

Уборка группы и других помещений детского сада

Выращивание растений

Изготовление сувениров, игрушек, пособий

Прием пищи

Уборка участка

Уход за животными

Ремонт игрушек, книг, пособий

Одевание, раздевание

Стирка белья

Рукоделие

(шитье, вязание, вышивание, плетение)

Уход за игрушками, вещами

Сервировка стола

Подготовка

к занятиям

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих вы­деляются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (груп­повые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При неболь­шом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обя­занности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необяза­тельному) труду, который фактически не отличается от продуктивной де­ятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших груп­пах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизоди­чески используются поручения, которые тоже не носят обязательного ха­рактера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициа­тиву, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруп­пой детей. В старших группах используются все формы, вводится де­журство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, по­стоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, вкоторых дети могут проявить самостоятельность.

Содержание трудовой деятельности дошкольников

Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращи­ванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке поме­щений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и дей­ствий;

2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

     3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону акту­ального развития, когда трудятся самостоятельно.

Содержание трудовой деятельности

детей четвертого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. При помощи воспитателя в определенной последова­тельности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

— Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столо­вой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раз­даточный стол, прополаскивают рот.

— Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, рассте­гивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

— Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.

— Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя расклады­вают карандаши, бумагу, краски, кисточки.

— Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листь­ев комнатных растений, моют игрушки.

— Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на сво­ем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.

Труд в природе

— Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, на­стурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы реп­чатого лука.

— Полив растений. Поливают комнатные растения, а также ра­стения огорода и цветника совместно с воспитателем.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бо­бов, клубники, лука.

— Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

Содержание трудовой деятельности

детей пятого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.

— Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чай­ной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и оде­ваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя за­шнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

— Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраня­ют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.

— Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чаш­ки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

— Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, ка­рандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разно­сят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в груп­повой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аква­риума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитате­ля стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с вос­питателем подклеивают коробки, книжки.

— Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

Труд в природе

— Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.

— Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, опре­деляя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

— Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с рас­тений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а дру­гой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).

— Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду жи­вотным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Гото­вят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.

— Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

Содержание трудовой деятельности

детей шестого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоя­тельно моют ноги.

— Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться лож­кой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раз­деваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботин­ки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помо­щи взрослого убирают свою постель.

— Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.

— Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.

— Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя ди­дактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные на­крывают столы необходимыми приборами.

— Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необ­ходимый для занятий материал. После занятия желающие моют ис­пользованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вы­тирают столы.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необхо­димости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подо­конники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в груп­повой комнате пол, погладить кукольное белье.

— Уборка умывальной комнаты. По желанию после умыва­ния моют раковины, вытирают тряпкой пол.

— Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Само­стоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорож­ки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлаж­няют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.

Труд в природе

— Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.

— Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зави­симости от величины семени, расстояние между растениями устанавли­вают по мерке.

— Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.

— Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают ком­натные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубни­ка, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свек­ла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в угол­ке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.

— Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участ­ке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.

— Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА

Виды детского труда и формы его организации

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлека­ется к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Труд в природе направлен на со­здание для растений и животных благоприятных условий жизни, удов­летворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

Клас­сификация видов детского труда

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой

Труд в природе

Ручной

Содержание      своего тела в чистоте

Уборка группы и других помещений детского сада

Выращивание растений

Изготовление сувениров, игрушек, пособий

Прием пищи

Уборка участка

Уход за животными

Ремонт игрушек, книг, пособий

Одевание, раздевание

Стирка белья

Рукоделие

(шитье, вязание, вышивание, плетение)

Уход за игрушками, вещами

Сервировка стола

Подготовка

к занятиям

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих вы­деляются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (груп­повые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При неболь­шом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обя­занности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необяза­тельному) труду, который фактически не отличается от продуктивной де­ятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших груп­пах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизоди­чески используются поручения, которые тоже не носят обязательного ха­рактера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициа­тиву, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруп­пой детей. В старших группах используются все формы, вводится де­журство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, по­стоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, вкоторых дети могут проявить самостоятельность.

Содержание трудовой деятельности дошкольников

Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращи­ванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке поме­щений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и дей­ствий;

2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

     3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону акту­ального развития, когда трудятся самостоятельно.

Содержание трудовой деятельности

детей четвертого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. При помощи воспитателя в определенной последова­тельности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

— Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столо­вой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раз­даточный стол, прополаскивают рот.

— Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, рассте­гивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

— Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.

— Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя расклады­вают карандаши, бумагу, краски, кисточки.

— Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листь­ев комнатных растений, моют игрушки.

— Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на сво­ем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.

Труд в природе

— Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, на­стурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы реп­чатого лука.

— Полив растений. Поливают комнатные растения, а также ра­стения огорода и цветника совместно с воспитателем.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бо­бов, клубники, лука.

— Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

Содержание трудовой деятельности

детей пятого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.

— Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чай­ной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и оде­ваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя за­шнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

— Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраня­ют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.

— Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чаш­ки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

— Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, ка­рандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разно­сят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в груп­повой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аква­риума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитате­ля стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с вос­питателем подклеивают коробки, книжки.

— Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

Труд в природе

— Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.

— Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, опре­деляя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

— Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

— Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с рас­тений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а дру­гой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).

— Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду жи­вотным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Гото­вят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.

— Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

Содержание трудовой деятельности

детей шестого года жизни

Самообслуживание

— Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоя­тельно моют ноги.

— Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться лож­кой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.

— Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раз­деваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботин­ки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помо­щи взрослого убирают свою постель.

— Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.

— Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.

— Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя ди­дактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд

— Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные на­крывают столы необходимыми приборами.

— Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необ­ходимый для занятий материал. После занятия желающие моют ис­пользованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вы­тирают столы.

— Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необхо­димости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подо­конники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в груп­повой комнате пол, погладить кукольное белье.

— Уборка умывальной комнаты. По желанию после умыва­ния моют раковины, вытирают тряпкой пол.

— Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Само­стоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорож­ки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлаж­няют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.

Труд в природе

— Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.

— Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зави­симости от величины семени, расстояние между растениями устанавли­вают по мерке.

— Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.

— Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают ком­натные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубни­ка, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свек­ла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.

— Полив растений. Самостоятельно поливают растения в угол­ке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.

— Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участ­ке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.

— Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство на урсу
  • Aw volume share 5 руководство пользователя
  • Глиалия инструкция лекарство по применению взрослым
  • Армовиксон уколы для суставов инструкция цена
  • Руководство по клинической психофармакологии шацберг pdf