Стандарты национальное руководство

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

О техническом регулировании  от 27 декабря 2002 г.  № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации  от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

 Целями стандартизации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы             стандартизации в качестве равноправного партнера; 
  • улучшение качества жизни населения страны; 
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства; 
  • техническое перевооружение промышленности; 
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. . 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольность применения документов по стандартизации; 
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации; 
  • общероссийские классификаторы; 
  • стандарты организаций, в том числе технические условия; 
  • своды правил; 
  • технические спецификации (отчеты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.  № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии  на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.

Программа национальной стандартизации формируется в соответствии с  ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией».

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2022 г. № 2726  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2023 год 

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2021 г. № 2459 утверждена Программа национальной стандартизации на 2022 г.

Приказом Росстандарта от 27 октября 2020 г. № 1775 утвержена  Программа национальной стандартизации на 2021 г.

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2020 г.

Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». 

Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и Гос. корпорации по атомной энергии «Росатом»

Инфографика «Национальная система сертификации» 

Описание

Настоящий стандарт предназначен для лиц, чья деятельность направлена на создание и защиту ценностей организаций путем менеджмента риска, принятия решений, постановки и достижения целей, повышения эффективности деятельности.

Область применения

В настоящем стандарте содержатся руководящие указания по менеджменту рисков, которым подвержены организации. Эти руководящие указания могут быть адаптированы для любой организации вне зависимости от рода ее деятельности. 

Настоящий стандарт обеспечивает общий подход к менеджменту любых типов риска и не ограничивается конкретной отраслью или видом деятельности. 

Настоящий стандарт может использоваться на протяжении всего периода существования организации и может применяться к любой деятельности, включая процесс принятия решений на всех уровнях управления.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

  • Аудит промышленной безопасности
  • Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта
  • Разработка документации системы управления промышленной безопасностью

Связи документа

В новостях

В комментариях/вопросах

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

Оглавление

    • Предисловие1
    • Введение2
    • 1 Область применения3
    • 2 Нормативные ссылки3
    • 3 Термины и определения4
    • 4 Принципы5
    • 5 Структура7
      • 5.1 Общие положения7
      • 5.2 Лидерство и приверженность8
      • 5.3 Адаптация8
      • 5.4 Проектирование и разработка9
      • 5.5 Внедрение11
      • 5.6 Оценка эффективности11
      • 5.7 Улучшение11
    • 6 Процесс12
      • 6.1 Общие положения12
      • 6.2 Обмен информацией и консультирование13
      • 6.3 Область применения, среда и критерии13
      • 6.4 Оценка риска14
      • 6.5 Обработка риска16
      • 6.6 Мониторинг и пересмотр18
      • 6.7 Документирование и отчетность18
  • Библиография19

Термины

  • Термины


  • Владельцы рисков

    лиц, у которых есть ответственность и полномочия для осуществления менеджмента риска
    см. страницу термина

  • Источник риска — risk source

    Объект или деятельность, которые самостоятельно или в комбинации с другими обладают возможностью вызывать повышение риска (3.1)
    см. страницу термина

  • Международный электротехнический словарь — IEC Electropedia

    IEC Electropedia (международный электротехнический словарь) доступен по адресу: electropedia.org
    см. страницу термина

  • Менеджмент риска — risk management

    Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска (3.1)
    см. страницу термина

  • Мониторинг и пересмотр

    включают в себя планирование, сбор и анализ информации, документирование результатов и предоставление обратной связи
    см. страницу термина

  • Обработка риска

    представляет собой итеративный процесс, включающий:
    — определение и выбор вариантов обработки риска;
    — планирование и осуществление мероприятий по обработке риска;
    — оценка эффективности такой обработки;
    — принятие решений о приемлемости остаточного уровня риска;
    — если риск неприемлем, осуществление дальнейшей обработки риска.
    см. страницу термина

  • Оценка риска

    это процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска
    см. страницу термина

  • Последствие — consequence

    Результат воздействия события (3.5) на объект
    см. страницу термина

  • Правдоподобность появления события — likelihood

    Характеристика возможности и частоты появления события
    см. страницу термина

  • Причастная, заинтересованная сторона — stakeholder

    Любой индивидуум, группа или организация, которые могут воздействовать на риск, подвергаться воздействию или ощущать себя подверженными воздействию риска
    см. страницу термина

  • Риск — risk

    Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей
    см. страницу термина

  • Событие — event

    Возникновение или изменение специфического набора условий
    см. страницу термина

  • Сравнительная оценка риска

    Процесс сравнения результатов анализа с критериями риска для определения приемлемости риска
    см. страницу термина

  • Управление риском — control
  • Цель анализа риска

    заключается в том, чтобы понять природу риска и его характеристики, в том числе, когда это необходимо, уровень риска. Анализ риска включает подробное рассмотрение неопределенностей, источников риска, последствий, вероятности, событий, сценариев, методов управления риском и их эффективности. Событие может иметь несколько причин и последствий и может влиять на достижение нескольких целей
    см. страницу термина

  • Цель идентификации риска

    найти, распознать и описать риски, которые могут помочь или помешать организации достичь своих целей. Для идентификации рисков важно использовать уместную, применимую и актуальную информацию
    см. страницу термина

  • Цель менеджмента риска

    является создание и защита ценностей организации. Менеджмент риска повышает производительность, поощряет инновации и поддерживает достижение целей
    см. страницу термина

  • Цель мониторинга и пересмотра

    заключается в обеспечении и повышении качества и эффективности разработки, реализации и результатов процесса. Постоянный мониторинг и периодический пересмотр процесса менеджмента риска и его результатов должны быть запланированной частью процесса менеджмента риска, ответственность за его выполнение должна быть четко определена
    см. страницу термина

  • Цель обработки риска

    является выбор и реализация вариантов обработки риска
    см. страницу термина

  • Цель реализации планов обработки риска

    является обеспечение того, чтобы выбранные варианты обработки риска были реализованы и поняты участвующими сторонами, а также, чтобы осуществлялся мониторинг их выполнения. План обработки риска должен четко определять порядок, в соответствии с которым следует осуществлять данную обработку
    см. страницу термина

  • Цель сравнительной оценки риска

    заключается в поддержке принятия решений. Сравнительная оценка риска включает в себя сравнение результатов анализа риска с установленными критериями риска, чтобы определить, где требуются дополнительные действия. Это может привести к принятию следующих решений:
    — не предпринимать никаких мер;
    — рассмотреть варианты обработки риска;
    — провести дальнейший анализ, чтобы лучше понять риск;
    — поддерживать существующие методы управления риском;
    — пересмотреть цели.
    см. страницу термина

Важно


  • Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru) …

  • — платформа Интернет-поиска ИСО доступна по адресу: iso.org/obp …

  • — IEC Electropedia (международный электротехнический словарь) доступен по адресу: electropedia.org …

  • Принципы, представленные на рисунке 2, устанавливают характеристики эффективного и результативного менеджмента риска, отражают его ценности и объясняют его назначение и цель. Эти принципы являются основой менеджмента риска и ДОЛЖНЫ учитываться при создании структуры и процесса менеджмента риска организации. Соблюдение принципов позволит организации управлять влиянием неопределенности в отношении достижения целей организации. …

  • В качестве исходных данных используются исторические и текущие данные, а также прогнозные ожидания. Менеджмент риска явно учитывает любые ограничения и неопределенности, связанные с исходными данными и ожиданиями. Информация ДОЛЖНА быть актуальной, ясной и доступной для всех причастных сторон. …

  • Организация ДОЛЖНА оценить существующую практику и процессы менеджмента риска, выявить существующие недостатки и устранить их в рамках структуры. …

  • Компоненты структуры и их совместная работа ДОЛЖНЫ быть адаптированы к потребностям организации. …

  • — установить уровень и тип риска, который может или НЕ МОЖЕТ быть использован для разработки критериев риска, а также гарантий того, что данные критерии будут доведены до организации и ее причастных сторон; …

  • Руководители высшего звена и надзорные органы, если это применимо, ДОЛЖНЫ обеспечить интеграцию менеджмента риска во все направления деятельности организации, при этом ДОЛЖНЫ демонстрироваться лидерство и приверженность: …

  • Адаптация менеджмента риска в организации является динамичным и итеративным процессом, при адаптации нужно учитывать потребности и культуру организации. Менеджмент риска ДОЛЖЕН быть частью, а не отдельным элементом целей организации, ее системы управления, лидерства и приверженности, стратегии, задач и операций. …

  • Руководители высшего звена и надзорные органы, где это применимо, ДОЛЖНЫ демонстрировать и формулировать свою постоянную приверженность менеджменту риска посредством политики, деклараций или других форм, которые четко отражают цели организации и следование менеджменту риска. Обязательства ДОЛЖНЫ включать, но не ограничиваться: …

  • Организация ДОЛЖНА учитывать возможности и ограничения существующих ресурсов. …

  • Организация ДОЛЖНА разработать и одобрить подход к обмену информацией и консультированию в целях поддержки структуры и содействия эффективному применению менеджмента риска. Обмен информацией предполагает доведение необходимой информации до целевой аудитории. Консультирование также подразумевает получение обратной связи от участников процесса с целью ее учета при принятии решений и осуществлении других видов деятельности. Методы и сущность обмена информацией и консультирования ДОЛЖНЫ отражать ожидания причастных сторон, где это уместно. …

  • Руководители высшего звена и надзорные органы, где это применимо, ДОЛЖНЫ обеспечивать, чтобы полномочия, обязанности и ответственность за соответствующие роли в отношении менеджмента риска были определены и доведены до сведения соответствующих лиц на всех уровнях организации, что ДОЛЖНО: …

  • Об обязательствах в отношении менеджмента риска ДОЛЖНЫ быть надлежащим образом проинформированы лица внутри организации и причастные стороны. …

  • Руководители высшего звена и надзорные органы ДОЛЖНЫ быть уверены в наличии необходимых ресурсов для осуществления менеджмента риска, где это применимо, которые могут включать, но не ограничиваться: …

  • Обмен информацией и консультирование ДОЛЖНЫ быть своевременными и обеспечивать сбор, сопоставление, обобщение и совместное использование соответствующей информации, а при необходимости — предоставление обратной связи и внедрение улучшений на ее основе. …

  • По мере выявления соответствующих недостатков или возможностей для улучшения организации следует разрабатывать планы и задачи и поручать их ответственным за реализацию. После внедрения эти улучшения ДОЛЖНЫ способствовать совершенствованию менеджмента риска. …

  • Организация ДОЛЖНА внедрять менеджмент риска путем: …

  • Для оценки эффективности структуры менеджмента риска организация ДОЛЖНА: …

  • Организация ДОЛЖНА постоянно улучшать применимость, адекватность и результативность работы структуры менеджмента риска, а также способы интеграции процесса менеджмента риска внутри организации. …

  • Процесс менеджмента риска ДОЛЖЕН быть неотъемлемой частью управления и принятия решений и интегрирован в структуру, операционную деятельность и процессы организации. Он может применяться на стратегическом, операционном, программном или проектном уровнях. …

  • Обмен информацией и консультирование с соответствующими внешними и внутренними причастными сторонами ДОЛЖНЫ проводиться на всех этапах процесса менеджмента риска. …

  • Целью обмена информацией и консультирования является оказание помощи причастным сторонам в понимании риска, предпосылок, на основании которых принимаются решения, и причин, в отношении которых требуются конкретные действия. Обмен информацией направлен на повышение осведомленности и понимание риска, тогда как консультирование подразумевает получение обратной связи и информации для поддержки процесса принятия решений. Тесная взаимосвязь между данными процессами ДОЛЖНА способствовать фактическому, своевременному, актуальному, точному и понятному движению информации в организации с учетом конфиденциальности и целостности информации, а также прав на частную жизнь отдельных лиц. …

  • Организация ДОЛЖНА определить область применения в отношении действий, связанных с менеджментом риска. …

  • Хотя критерии риска ДОЛЖНЫ быть установлены в начале процесса оценки риска, они являются динамичными и в случае необходимости ДОЛЖНЫ пересматриваться и корректироваться. …

  • Понимание среды процесса менеджмента риска ДОЛЖНО исходить из внешнего и внутреннего окружения, в котором работает организация, и отражать конкретные условия деятельности, к которым ДОЛЖЕН применяться процесс менеджмента риска. …

  • Организация ДОЛЖНА установить внешнюю и внутреннюю среду процесса менеджмента риска, рассмотрев факторы, упомянутые в 5.4.1. …

  • Организация ДОЛЖНА указать размер и тип риска, который она может или НЕ МОЖЕТ принять по отношению к своим целям. Она также ДОЛЖНА определять критерии для оценки значимости риска и поддержки процессов принятия решений. Критерии риска ДОЛЖНЫ быть согласованы со структурой управления рисками и адаптированы к конкретным целям и объемам рассматриваемой деятельности. Критерии риска ДОЛЖНЫ отражать ценности, цели и ресурсы организации и соответствовать политикам и заявлениям в отношении менеджмента риска. Критерии ДОЛЖНЫ определяться с учетом обязательств организации и мнений причастных сторон. …

  • Оценка риска ДОЛЖНА проводиться систематически, итеративно и совместно, опираясь на знания и мнения причастных сторон. Она ДОЛЖНА базироваться на наилучшей имеющейся информации и дополняться по мере необходимости новыми данными. …

  • Анализ риска ДОЛЖЕН учитывать такие факторы, как: …

  • Организация ДОЛЖНА идентифицировать риски независимо от того, находятся ли источники данных рисков под контролем. Следует учитывать, что может быть более одного исхода в случае реализации риска, что может привести к различным материальным или нематериальным последствиям. …

  • Решения ДОЛЖНЫ учитывать широкое влияние среды, фактические и потенциальные последствия для внешних и внутренних причастных сторон. …

  • Результаты сравнительной оценки риска ДОЛЖНЫ быть задокументированы, доведены до сведения причастных сторон, а затем подтверждены на соответствующих уровнях организации. …

  • Варианты обработки риска НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО являются взаимоисключающими или подходящими при любых обстоятельствах. Варианты обработки риска могут включать одно или несколько из следующих: …

  • Методы обработки риска, даже если они тщательно разработаны и реализованы, могут не дать ожидаемых результатов и могут привести к непредвиденным последствиям. Мониторинг и пересмотр ДОЛЖНЫ быть неотъемлемой частью реализации методов обработки риска, чтобы гарантировать, что различные формы обработки риска продолжат оставаться эффективными. …

  • Планы обработки риска ДОЛЖНЫ быть интегрированы в планы управления и процессы организации по результатам консультирования с соответствующими причастными сторонами. …

  • При выборе варианта обработки риска учитываются не только экономические соображения, но и все обязательства организации, включая добровольные обязательства и мнения причастных сторон. Выбор варианта обработки риска ДОЛЖЕН производиться в соответствии с целями организации, критериями риска и имеющимися ресурсами. …

  • Лица, принимающие решения, и другие причастные стороны ДОЛЖНЫ быть осведомлены о характере и уровне остаточного риска после обработки риска. Остаточный риск ДОЛЖЕН быть задокументирован и подлежать регулярному мониторингу, пересмотру и, при необходимости, дальнейшей обработке. …

  • Целью реализации планов обработки риска является обеспечение того, чтобы выбранные варианты обработки риска были реализованы и поняты участвующими сторонами, а также, чтобы осуществлялся мониторинг их выполнения. План обработки риска ДОЛЖЕН четко определять порядок, в соответствии с которым следует осуществлять данную обработку. …

  • При выборе вариантов обработки риска организация ДОЛЖНА учитывать ценности, восприятие и потенциальное вовлечение причастных сторон и наиболее подходящие способы обмена информации и консультирования с ними. Несмотря на эффективность, некоторые виды обработки риска могут быть более приемлемыми для некоторых причастных сторон, чем для других. …

  • Информация, содержащаяся в плане обработки риска, ДОЛЖНА включать: …

  • Мониторинг и пересмотр ДОЛЖНЫ проводиться на всех этапах процесса. Мониторинг и пересмотр включают в себя планирование, сбор и анализ информации, документирование результатов и предоставление обратной связи. …

  • Результаты мониторинга и пересмотра ДОЛЖНЫ быть частью системы измерения эффективности деятельности, а также отчетности организации. …

  • Процесс менеджмента риска и его результаты ДОЛЖНЫ документироваться и отражаться в отчетности с помощью соответствующих механизмов. Регистрация и отчетность направлены на: …

  • Решения, касающиеся создания, хранения и обработки документированной информации, ДОЛЖНЫ учитывать, но не ограничиваться возможностью ее использования, чувствительностью информации, внешней и внутренней средой. …

  • Цель мониторинга и пересмотра заключается в обеспечении и повышении качества и эффективности разработки, реализации и результатов процесса. Постоянный мониторинг и периодический пересмотр процесса менеджмента риска и его результатов ДОЛЖНЫ быть запланированной частью процесса менеджмента риска, ответственность за его выполнение ДОЛЖНА быть четко определена. …

  • Подготовка отчетности является неотъемлемой частью управления организацией, что ДОЛЖНО повышать качество взаимодействия с причастными сторонами и поддерживать высшее руководство и надзорные органы в выполнении ими своих обязанностей. Факторы, которые следует учитывать при формировании отчетности, включают, но не ограничиваются: …

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

  ЕСЛИ ДОРОГИ К МИРУ ПРОКЛАДЫВАЕТ ТОРГОВЛЯ,
ТО ПУТИ ТОРГОВЛЕ ПРОКЛАДЫВАЕТ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ 


КОГДА МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО ДОСТИГАЕТ КОНСЕНСУСА

 

 
IFS_International_Food_Standard 482x140_tcm149-325617.jpgМеждународные организации по стандартизации — партнеры по Всемирному сотрудничеству в области стандартизации (World Standards Cooperation, WSC):
Международная организация по стандартизации (ИСО)
Международная электротехническая комиссия (МЭК)
Международный союз электросвязи (МСЭ)

Свыше 700 российских экспертов работают в технических органах ИСО и МЭК.
Участие в международной стандартизации создает эффективные условия для реализации экспортного потенциала промышленности России.

Всемирный день стандартов-2020: Стандарты на защите планеты

Совместное обращение президента ИСО, президента МЭК и генерального секретаря МСЭ в связи с Всемирным днем стандартов-2020

ТЕМЫ И ПРИВЕТСТВИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Каким он будет – стандарт будущего?!

  • Стандартизация будущего – это, прежде всего, цифровая среда. Поэтому стандарты будущего – это машиночитаемые стандарты, которые уже необходимы в таких отраслях как искусственный интеллект и технологии виртуальной реальности…

  • Чтобы создавать хорошие, современные требования для высокотехнологичных отраслей, необходима цифровая экосистема стандартизации для обмена мнениями и более быстрой электронной разработки стандартов.

  • Стандартизации в газовой отрасли – это стандартизация новых технических решений в добыче углеводоров, СПГ и его транспортировке по морю.

Из материалов Международного форума «Стандартизация-2019»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отно­шении реально существующих или по­тенциальных задач».

ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ — продукция, процессы и услуги

ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ:

  • по­вышение степени соответствия продук­ции, процессов и услуг их функциональ­ному назначению
  • устранение барьеров в торговле
  • содействие научно-тех­ническому сотрудничеству. 

Руководство ИСО/МЭК 2:2004 (Guide 2:2004)

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

безопасность, информативность, право выбора, право быть услышанным, доступность, справедливость, качество, компенсация убытков, охрана окружающей среды, соответствие законодательным и регулирующим требованиям.
Международные стандарты МЭК, ИСО и МСЭ можно использовать на национальном и региональном уровнях для удовлетворения общественных, рыночных и законодательных потребностей.
Международные стандарты создают платформу для распространения технологических инноваций,  как в развитых, так и развивающихся странах. Они помогают рынкам быстрее развиваться и увеличивают объем мировой торговли.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПРОГРЕСС

В настоящее время международное сообщество сталкивается с трансформацией мировых рынков, а также с необходимостью обеспечения баланса в решении макроэкономических проблем и безотлагательного и целенаправленного реагирования на изменение климата. В этой сложной ситуации международные стандарты являются эффективным инструментом для осуществления положительных изменений путем установления требований, которые могут содействовать освоению новых мировых рынков, созданию благоприятных условий для бизнеса, ускорению экономического роста, а также смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

Международные стандарты представляют выработанную на основе консенсуса точку зрения ведущих мировых экспертов в различных областях экономики: от энергетики и энергетической эффективности до транспорта, системы менеджмента, изменения климата, здравоохранения, безопасности и информационно­коммуникационных технологий. Добровольно передавая свои знания и опыт в интересах общества, специалисты в этих и многих других областях объединяют свои усилия для разработки стандартов, которые позволяют обмениваться инновациями во всех странах мира и тем самым предоставляют бизнесу, правительственным кругам и обществу в целом надежную основу для осуществления положительных изменений.
Стандарты поддерживают быстрый экономический рост в развивающихся странах, рекомендуя наилучшие образцы практики, которые дают возможность не «изобретать велосипед». Принимая во внимание тесную взаимосвязь между экономическим ростом и урбанизацией, стандарты начинают играть все более активную роль в вопросах поддержки городов посредством развития интеллектуальной и экологически устойчивой инфраструктуры, которая делает их более удобными для проживания.
Международные стандарты создают условия для того, чтобы продукция, услуги и окружающая среда становились доступнее для людей с ограниченными физическими возможностями.
Стандарты применяются также в качестве инструментов, способствующих смягчению негативных последствий изменения климата путем повышения энергетической эффективности и уменьшения количества отходов и эмиссии парниковых газов. Стандарты обеспечивают обмен передовой практикой в области выработки электроэнергии на основе возобновляемых источников, аккумулируют самые современные требования и предлагают инновационные методы утилизации и вторичной переработки отходов, а также инструменты для повышения эффективности и экологической устойчивости во всех отраслях промышленности.
Международные организации по стандартизации, такие как МЭК, ИСО и МСЭ, обеспечивают согласование множества национальных и региональных стандартов, тем самым гармонизируя передовые мировые практики, устраняя технические барьеры в торговле и содействуя распространению социально­экономического прогресса.
Эти результаты в конечном счете доходят до всех потребителей в виде расширения возможностей выбора, улучшения качества и снижения цен.

Сегодня МЭК, ИСО и МСЭ применяют эти испытанные временем преимущества стандартизации для достижения мирового консенсуса по совершенствованию подходов к современным социальным, экономическим и экологическим проблемам. Принципы, лежащие в основе международной стандартизации, в настоящее время актуальны как никогда. Стандарты продолжают обеспечивать положительные изменения, устраняя препятствия для обмена информацией и сотрудничества, а деятельность МЭК, ИСО и МСЭ по-прежнему играет важнейшую роль в разработке стандартов, которые способствуют распространению знаний во всем мире и являются неотъемлемым фактором глобального экономического благополучия.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ: СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВСЕОБЩЕГО ДОВЕРИЯ

Одна из важнейших целей, которые ставит перед собой  международная стандартизация, — создание пространства всеобщего доверия.  Стороны должны быть уверены в безопасности, надежности, функциональной совместимости и качестве взаимопоставляемой продукции.
Обеспечение всеобъемлющего доверия одна из важнейших целей международной стандартизации: мы верим, что системы, изделия и услуги функционируют так, как мы того ожидаем, поскольку они соответствуют основополагающим требованиям, установленным в международных стандартах.
Международные стандарты обеспечивают качество продукции и услуг, экологию, безопасность, надежность, функциональную совместимость, эффективность и действенность. Международные стандарты способствуют убежденности производителей в том, что их продукция, отвечая требованиям международных стандартов,  конкурентоспособна, имеет возможность выхода на мировые рынки,  может использоваться повсеместно.
Функциональная совместимость создает эффект масштаба и гарантирует пользователям, что они получат одинаковое обслуживание, где бы они ни находились. Таким образом, международные стандарты в равной степени дают выгоды потребителям, производителям и поставщикам услуг. Очень существенно, что в развивающихся странах применение международных стандартов ускоряет распространение новой продукции и услуг и тем самым стимулирует экономическое развитие.
Международные стандарты создают эту уверенность благодаря тому, что они разрабатываются в атмосфере открытости и прозрачности, позволяющей каждому заинтересованному участнику внести свой вклад.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СВЯЗЫВАЮТ МИР

Международная стандартизация  вездесуща: от просто­го к сложному, от малого к большому, от локального к глобаль­ному… Международные стандарты неотступно сопровождают нас вместе с изделиями, услугами и во всемирных цепочках поставок, фор­мируя их основу.

 
Система международной стандар­тизации, включающая ИСО, МЭК и МСЭ, трансформирует показатели произво­дительности, эффективности, эконо­мии, качества, экологии, безопасно­сти, надежности, совместимости и способности к взаимодействию в кон­кретные характеристики продукции и услуг, соблюдение которых необходи­мо при их производстве, поставке или использовании. Таким образом, три эти международные организации по стандартизации вырабатывают и публикуют в форме международных стандартов дейст­венные решения сложных техничес­ких и экономических проблем, с кото­рыми сталкиваются бизнес, прави­тельства и общество.

 
В соответствии с международны­ми стандартами товары транспортируются, поставляются. Но для обменов требуются связующие звенья и интерфейсы, а международ­ные стандарты гармонизируют их, об­легчая обмен, делая процесс поставки более гибким, быстрым, надежным и рентабельным.

 
Международные стандарты помогают успешно ре­шить непростые проблемы обменов. Таких примеров немало: доставка пи­щи от фермы на кухонный стол; по­ставки сырья перерабатывающим предприятиям, а затем заказчикам в промышленности; доставка товаров дистрибьюторам, в магазины и далее потребителям; передача энергии от электростанций на промышленные объекты и в дома; обмен сообщениями между телекоммуникационными сетя­ми и компьютерными системами.

 
1419.jpgМеждународная тандартизация повышает эффек­тивность и результативность связую­щих звеньев и интерфейсов, которые также разнообразны. Они могут быть механическими, электрическими, ком­пьютерными или комбинированными. Это — трубопроводы и соединитель­ные фланцы, подъемные и погрузочно-разгрузочные устройства, поддоны, грузовые контейнеры, переключатели, кабели и разъемы, программные и ап­паратные средства, а также транспорт­ные, энергетические, и информацион­но-коммуникационные технологичес­кие сети (Industrial Communication Technologies — ICT).

 
Воздействие международной стандартизации про­стирается от того, что находится ря­дом, до того, что на другом конце пла­неты. Оно может охватывать целую страну, как в случае энергосистем, и даже распространяться на весь мир, как, например, сети ICT.

 
Соединяя рынки, международные стандарты благоприятствуют переда­че современных технологических ноу-хау развивающимся странам и странам с переходной экономикой, что повышает их экспортные возмож­ности и конкурентоспособность.

 
Международные стандарты предлагают реше­ния, помогают выполнять работу, соединяют людей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОГО МИРА

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЭК, ИСО и МСЭ  ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ МИР БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ

 

1301032123_m6-284x201.jpgМы  хотим жить в безопасном и стабильном мире. Но землетрясения и ураганы, наводнения, несчастные случаи на транспорте и в быту, эпидемии и промышленные катастрофы каждый год влекут за собой многие тысячи случаев травматизма и смерти, материального и социального ущерба. Международные стандарты предлагают действенные решения по предотвращению или ликвидации последствий этих угроз. Роль стандартов в предупреждении и уменьшении человеческих и материальных потерь становится все более значимой, и, как следствие, их применение возрастает.

 Система международных организаций по стандартизации  (МЭК, ИСО и МСЭ) образует целую защитную сеть. Процедуры и области компетенции этих трех организаций обеспечивают совместную работу ведущих мировых специалистов из экономики, государственных органов, науки и общества по разработке международных стандартов, способствующих построению более безопасного и стабильного мира. Таким образом, международные стандарты базируются на двойном уровне единодушия: между заинтересованными сторонами и между странами.

 
Международные стандарты ИСО гарантируют безопасность во множестве областей — строительстве, транспорте, в быту и на рабочем месте. Стандарты ИСО «работают» в зданиях (например, стандарты на системы аварийной, пожарной и тревожной сигнализации), помогают защищать водителей и пассажиров автомобилей (например, стандарты на сиденья для детей, противоюзовые тормозные системы и надувные мешки), обеспечить безопасность и качество пищевых продуктов (в разных аспектах, в том числе новых), безопасность производственного оборудования.

 
ISO 50001.jpgМеждународная электротехническая комиссия (МЭК) создает стандарты как на конкретную продукцию (например, электрические батареи или ноутбуки), так и на системы (например, функциональная электрическая безопасность заводской системы) и связанные с ними технологии.
На соответствие международно признанным стандартам безопасности производится сертификация продукции.
 К числу мер направленных на снижение опасности, относится защита от поражения электрическим током, высокими температурами и огнем, от острых кромок или движущихся деталей на оборудовании, предотвращение воздействия электромагнитного излучения на организм человека.

 
XP0fYpTpUms76n9lqI7p5SxZo1_400.jpgМеждународный союз электросвязи (МСЭ)  выполняет лидирующую роль в области информационной безопасности, разрабатывая стандарты, которые помогают бороться с компьютерной преступностью, включая защиту от хищения личных данных.
За рамками информационных технологий,  МСЭ работает над стандартами, которые позволяют установить очередность вызовов при катастрофах. Это значит, что в чрезвычайных ситуациях системы электросвязи можно будет освободить от несрочных звонков. Благодаря стандарту МСЭ на мультимедийное общение в реальном времени, появилась телемедицина, когда лечащие врачи и хирурги, находясь в разных учреждениях, могут общаться и оказывать медицинскую помощь дистанционно.

МЭК, ИСО и МСЭ предлагают фонд из тысяч международных стандартов, направленных на безопасность в таких областях, как:

  • продукция, системы и всемирная цепь снабжения;
  • медицинские технологии и телемедицина;
  • средства слежения за незаконным оборотом радиоактивных материалов;
  • биометрическая техника для идентификации людей и ограничения доступа на охраняемые территории;
  • эффективная связь после природного катаклизма или в случае аварии;
  • информационная безопасность и защита сетей фиксированной и мобильной связи.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЛАЮТ МИР УДОБНЫМ ДЛЯ ВСЕХ

Порядка 650 млн человек  имеют ограниченные в той или иной степени физические возможности. Возраст четвертой части населения развитых стран составляет 60 или более лет, а к 2050 г.  по оценкам экспертов  такая же ситуация  будет в и большинстве развивающихся стран.
Проблема всеобщей доступности продукции и услуг становится все более актуальной. Пожилые и люди с ограниченными физическими возможностями нуждаются в равном доступе к социальной, политической и экономической жизни. Им жизненно – в прямом смысле этого слова! —  необходима возможность пользоваться лифтом и бытовым оборудованием, выходить и входить в здание, путешествовать… Но не только. Для них  не менее важен доступ к информации и средствам связи.  
Но доступность — это проблема не только пожилых людей или лиц с ограниченными физическими возможностями. Любой человек на определенном этапе жизни может испытать временные ограничения доступности. Но при этом не должен быть выключен из жизни. Даже на время!

 
  eurostar-train-travel-1920x1200.jpgМеждународные стандарты предоставляют производителям и поставщикам услуг рекомендации, как спроектировать изделия, удобные для всех.

  • Хорошо спроектированный пандус для инвалидных колясок, соответствующий международному стандарту, может оказаться исключительно полезным для молодой матери с детской коляской.
  • Бытовой прибор с большим выключателем может упростить обращение с ним людям с травмированной рукой.
  • Двери, останавливающиеся при закрывании по сигналу сенсора, могут предотвратить инциденты, приводящие к травмам спины.
  • Небольшая выпуклая точка на цифре «5» на клавишной панели телефона упрощает нахождение номеров — несомненное удобство в первые дни после операций на глазах.  

Международные стандарты упрощают всем доступ к продукции, структурам и услугам. Они учитывают факторы безопасности, эргономики и предоставляют гармонизированные методы испытаний, непосредственно связанные с повышением доступности.       
 МЭК, ИСО и МСЭ,  координируя свою работу, предлагают систему стандартизации, которая помогает дизайнерам, производителям и политикам сделать мир безопаснее и удобнее для всех!

СТАНДАРТЫ ПОВЫШАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

3.png

Международные стандарты играют решающую роль в повышении эффективности. Необходимость решения этой проблемы в полный рост поставили такие глобальные вызовы, как требование устойчивого развития, не истощающего природные ресурсы, и нестабильность финансовых рынков, заставившие международные организации  по стандартизации  искать возможности достигать лучших результатов, одновременно сокращая потери.
Проще говоря, эффективность — это способность достигать поставленных задач, внедряя процедуры разработки продукции или услуг оптимального качества с минимальными потерями, затратами или усилиями. Это  является жизненно важным условием, чтобы преуспеть в сложившейся высококонкурентной экономической среде.
Международные стандарты являются мощными инструментами, помогающими организациям реализовать свой потенциал на глобальном рынке. Разработанные специалистами со всего мира, они отражают признанные на международном уровне и гармонизованные передовые подходы, которые можно применять для измерения, сравнения, повышения эффективности и сокращения потерь.
Так, общепринятые технические требования, международные стандарты позволяют совмещать, подобно кусочкам пазла,  продукцию, услуги и технологии различных поставщиков Международные стандарты обеспечивают функциональную совместимость и соответствие, создавая прочную основу для инноваций и упрощая выход на рынки для новой продукции. Международные стандарты способствуют тому, что страны, организации, органы регулирования и исследовательские институты избавлены от необходимости вновь и вновь изобретать «колесо», а могут инвестировать таким образом средства в другие приоритетные направления.
Передовое техническое ноу-хау, содержащееся в международных стандартах, доступно всем, включая развивающиеся страны, что позволяет им наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы. Повышение эффективности производственных и деловых процессов, обеспечиваемое стандартами, позволяет компаниям конкурировать на глобальном уровне, выпускать товары быстрее для большего количества рынков и с меньшими издержками.
Таким образом, стандарты помогают организациям удовлетворять потребности своих клиентов, сосредотачиваясь на внутренних процессах компании и оптимизируя их. Органы регулирования могут использовать международные стандарты в качестве инструментов подтверждения соответствия и основы для регулирования, ориентированного на рынок и потребителей. Потребители же могут быть уверены в том, что международные стандарты способствуют повышению эффективности актуальных для них аспектов, таких как маркировка и безопасность продукции. Международные стандарты ИСО, МСЭ и МЭК не только приносят практическую пользу бизнесу: обуславливаемое ими повышение эффективности позволяет обществу лучше использовать свои ресурсы, внося вклад в устойчивое развитие планеты.

СТАНДАРТЫ СПОСОБСТВУЮТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМАТИЗАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОПЫТА

О том, как стандартизация помогает в развитии международной торговли, о приоритетах и направлениях работы Международной электротехнической комиссии (МЭК) сообщил на   в январе 2017 года на ежегодном заседании Всемирного экономического форума в г. Давосе (Швейцария) вице-президент МЭК и председатель Бюро по рыночной стратегии (MSB) МЭК доктор Юнбао Шу.

Центральной темой сообщения доктора Шу стало освещение деятельности МЭК с точки зрения ее содействия развитию международной торговли.

Говоря о значении МЭК, д-р Юнбао Шу напомнил, что Международная электротехническая комиссия занимается разработкой стандартов, которые способствуют развитию международной торговли через систематизацию коллективного технического опыта.

В настоящее время на полях МЭК работает около 20 тысяч инженеров со всего мира. Деятельность в МЭК дает всем возможность создавать продукцию в соответствии с едиными, международными, стандартами.

«МЭК была основана в 1906 году, и за 110 лет существования в организации  выработаны все необходимые правила и процедуры работы. Каждый может принять участие в разработке стандартов в рамках того или иного технического комитета. При этом стандарты разрабатываются только на основе достижения консенсуса с участием каждого из профильных экспертов. Разработка одного стандарта  может занять несколько лет. Документ тщательно прорабатывается специалистами, с большим энтузиазмом участвующими в деятельности по стандартизации», — отметил в своем выступлении вице-президент МЭК.

В панельной дискуссии также приняли участие представители руководства компаний General Motors, Infosys, Salesforce, Reliance Industries и др. Модератором дискуссии выступил декан Школы государственного управления имени Л.В.Блаватника (Оксфордский университет), профессор Нгари Вудс.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Что дает стандартизация в деньгах? Или, другими словами, какова ее эффективность?
В Евросоюзе проведены исследования, установившие,  что в масштабах национальной экономики совокупный эффект  стандартизации на базе гармонизированных стандартов ИСО, МЭК и Европы превышает 1% от валового внутреннего продукта. Опыт отдельных компаний стран ЕС показывает, что вложения  в стандарты на 1 евро дают до 20 евро прибыли.
В Великобритании вклад технологических преобразований в ВВП составляет около 50%, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25%.
Германия получает ежегодный экономический эффект от стандартизации на сумму около 18 млрд евро.

«Международные стандарты являются мощным средством для распространения новых технологий и надлежащих практик, создания глобальных рынков и поддержки гармонизации правительственной политики по энергетической эффективности и возобновляемым источникам энергии в мировом масштабе» 

Из Меморандума ISO/Международного энергетического агентства IEA.  

 

Что дает России участие в ИСО и МЭК

Задачи РФ в области международной стандартизации

  1. Увеличение количества секретариатов технических органов ИСО/МЭК за Россией
  2. Усиление качества деятельности российских экспертов в международной стандартизации
  3. Увеличение представительства России в работе управляющих органов  ИСО/МЭК
  4. Дальнейшее развитие отношений с ИСО/МЭК
  5. Увеличение количества российских документов для разработки международных стандартов
  6. Дальнейшее распространение культуры, технологий и опыта работ по международной стандартизации в России
  7. Возвращение России в Группу 1 (ИСО) и Группу А (МЭК)
  8. Реализация Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом и CEN/CENELEC
  9. Усиление участия российской промышленности и формирование Механизмов стимулирования для ее участия в международной стандартизации

слайд 7.JPG

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мовипреп цена в самаре инструкция по применению взрослым
  • Цефтриаксон акос уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Сонет 208с руководство по эксплуатации
  • Штрих ккм руководство программиста
  • Гранд мастер пароочиститель инструкция по применению