Стиль руководства абсолютизирующий власть в одних руках

9.4.
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

С
личностью руководителя во многом
связан стиль
управления
 
как индивидуальный способ осуществления
управленческой деятельности. Стиль
управления во многом формируется под
влиянием сложившихся отношений между
руководителем и коллективом в процессе
принятия и реализации управленческих
решений. Наиболее распространены
следующие четыре стиля управления:
авторитарный, либеральный, демократический,
динамичный.

Авторитарный 
это стиль руководства, абсолютизирующий
власть в одних руках. Он предполагает
полное отрицание коллегиальности в
принятии решений. Авторитарный стиль
руководства в повседневной деятельности
не следует смешивать с
административно-авторитарным стилем,
эффективно используемым в экстремальных
ситуациях. Для авторитарного стиля
управления характерны преувеличение
роли административно-командных форм
руководства, централизация власти,
единоличное принятие управленческих
решений. Руководители такого стиля
опираются прежде всего на дисциплину
и жесткий контроль за деятельностью
подчиненных, который основан преимущественно
на силе власти (власти принуждения).
Инициатива подчиненных не одобряется,
не стимулируется и в отдельных случаях
даже подавляется. Исключительное право
на новые идеи, оценку результатов имеет
только сам руководитель. Руководитель
авторитарного стиля зачастую резок,
прямолинеен, властолюбив, подозрителен,
болезненно реагирует на критику. Нередко
под этой маской скрываются его
некомпетентность и профессиональная
несостоятельность.

Либеральный
стиль
 управления
еще называют анархическим,
попустительствующим. Руководитель
такого стиля стоит как бы в стороне от
своего коллектива. Для него характерны
минимальное вмешательство в работу
подчиненных и коллектива в целом, низкий
уровень требовательности как к
сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает
нейтральные методы воздействия на
подчиненных, чья инициатива хотя и не
подавляется, но активно не поощряется.
В такой ситуации властью, как правило,
пользуются неформальные лидеры.

Для демократического
стиля
 характерны
децентрализация управления, коллегиальное
принятие решений. Инициатива подчиненных
поддерживается и активно поощряется.
Во взаимоотношениях руководителя с
подчиненными отмечаются тактичность,
выдержка, доброжелательность.

В
современных условиях оптимальным для
руководителя признан динамичный
стиль
 управления.
Для такого стиля руководства характерны
четкая позиция по любым вопросам,
творческий подход к решению проблем,
готовность идти в разумных пределах на
риск, деловитость и предприимчивость,
нетерпимость к недостаткам, чуткое и
внимательное отношение к людям, отсутствие
субъективизма и формализма, опора на
коллективное мнение в решении поставленных
задач.

Безусловно,
представленное разделение руководителей
по стилю их управления является довольно
условным, так как у одного и того же
руководителя зачастую можно наблюдать
одновременно черты, характерные для
разных стилей руководства.

Соседние файлы в папке Глава 9

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. И. М. СЕЧЕНОВА
доцент

к.м.н. Ольга Юрьевна Ситникова

Москва — 2014

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПЕРВЫЙ  МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И. М.


Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Понятие и сущность управления здравоохранением.
Принципы управления

здравоохранением.
Функции управления здравоохранением.
Стили управления здравоохранением.
Методы управления здравоохранением.
Управление

здравоохранением в Российской Федерации.
Общественные организации в управлении здравоохранением.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Понятие и сущность управления здравоохранением. Принципы управления здравоохранением. Функции управления


Слайд 3УПРАВЛЕНИЕ –
различные способы воздействия субъекта (управляющего)

на объект (управляемый), изменяющие

положение, поведение, свойства, качества объекта.

УПРАВЛЕНИЕ – различные способы воздействия субъекта (управляющего)  на объект (управляемый), изменяющие


Слайд 4УПРАВЛЕНИЕ
целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и

развитие объекта/системы в конкретных условиях с учетом

имеющихся ресурсов

УПРАВЛЕНИЕ целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие объекта/системы в конкретных


Слайд 5ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
трудовые ресурсы (работники)
производственные процессы (управление качеством

медицинской помощи, услуг)
материальные ресурсы
финансовые ресурсы
информационные ресурсы

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ трудовые ресурсы (работники) производственные процессы (управление качеством медицинской помощи, услуг)


Слайд 6СИСТЕМА
совокупность (последовательность) организаций/учреждений (объектов), или функций/процедур (компонентов)

объединенных в одно целое, деятельность которых обеспечивает

достижение определенной цели.

СИСТЕМА совокупность (последовательность) организаций/учреждений (объектов), или функций/процедур (компонентов) объединенных в одно целое,


Слайд 7Виды управляемых систем
механические
биологические
социальные

Виды управляемых систем механические биологические социальные


Слайд 8Виды социального управления
общественное
муниципальное
государственное

Виды социального управления  общественное муниципальное государственное


Слайд 9ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ здравоохранением
международное управление здравоохранением —

осуществляется международными органами, созданными мировым сообществом или

региональными международными объединениями, в случае предоставления договорами государств этим органам функции управления здравоохранением (например, ВОЗ).
государственное управление — наиболее важный, всеохватывающий и властный вид управления, осуществляется в пределах государственного организованного общества страны.
управление в субъектах Федерации – вид государственного управления в федеративных государствах — осуществляется в пределах субъекта Федерации (область, край, автономный округ и др.).
управление в автономных образованиях (Шотландия в Великобритании).
негосударственное муниципальное управление здравоохранением или местное самоуправление – подвид государственного управления в демократическом обществе, субъектом которого являются жители населенных пунктов и административных территорий;
менеджмент (руководство предприятия, фирмы, руководящий орган);
общественное управление;
групповая саморегуляция;
индивидуальная саморегуляция — целесообразное поведение человека

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ здравоохранением  международное управление здравоохранением - осуществляется международными органами, созданными


Слайд 10 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ –
это

управление, организующее и регулирующее воздействие государства на

общество
в целях его упорядочения и развития, опирающееся на государственно властные полномочия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ –   это управление, организующее и регулирующее


Слайд 11Государственное управление направлено на реализацию функций
целеполагание
прогнозирование
планирование
организация
координация
мотивация
регулирование

моделирование
исполнение
учет, отчётность
анализ
контроль

Государственное управление направлено на реализацию функций  целеполагание прогнозирование планирование организация координация


Слайд 12ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

1) соблюдение прав граждан

в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных

с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.

Федеральный закон РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
ст. 4

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ  1) соблюдение прав граждан в сфере охраны


Слайд 13ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
целенаправленность
правовая защищенность управленческого решения
оптимизация управления
достаточность централизации

и децентрализации управления
единоначалие
централизация власти и управления
делегирование полномочий

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ целенаправленность правовая защищенность управленческого решения оптимизация управления достаточность централизации и


Слайд 14ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
организация
стандартизация
лицензирование
координация
мотивация
маркетинг
прогнозирование
планирование
контроль

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ  организация стандартизация лицензирование координация мотивация маркетинг прогнозирование планирование контроль


Слайд 15ОРГАНИЗАЦИЯ
Организация – субъект права, коллектив, усилия которого

направлены на достижение конкретных, общих для членов

коллектива целей.
Организация – функция управления – процесс по формированию структуры учреждения (организации) или предприятия, обеспечению их деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми, информационными и другими ресурсами, созданию оптимальных социально-психологических условий, правовой базы для достижения поставленных целей.

ОРГАНИЗАЦИЯ Организация – субъект права, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных,


Слайд 16СТАНДАРТИЗАЦИЯ
в здравоохранении —
деятельность, направленная на совершенствование

управления отраслью, повышение качества медицинской помощи и

эффективности использования ресурсов путем разработки и установления нормативов, правил, требований, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ
 в здравоохранении -  деятельность, направленная на совершенствование управления отраслью, повышение


Слайд 17ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ –
организационно-правовой механизм выдачи государственного разрешения медицинской

организации (индивидуальному предпринимателю) на осуществление определенных видов

медицинской деятельности и услуг

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ – организационно-правовой механизм выдачи государственного разрешения медицинской организации (индивидуальному предпринимателю) на


Слайд 18КООРДИНАЦИЯ
обеспечение согласованности действий участников процесса выработки,

реализации управленческих решений и достижения поставленной цели

КООРДИНАЦИЯ  обеспечение согласованности действий участников процесса выработки, реализации управленческих решений и достижения поставленной цели


Слайд 19МОТИВАЦИЯ
комплекс мер по стимулированию деятельности индивида или

коллектива, направленный на достижение в процессе управления,

поставленных перед организацией целей

МОТИВАЦИЯ комплекс мер по стимулированию деятельности индивида или коллектива, направленный на достижение


Слайд 20МАРКЕТИНГ
комплексная система организации производства и сбыта продукции,

ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение

прибыли на основе на основе исследования и прогнозирования рынка

МАРКЕТИНГ комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей


Слайд 21КОНТРОЛЬ
вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная

и качественная оценка и учет результатов работы

организации

КОНТРОЛЬ вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и


Слайд 22Направления контроля
оценка полученного результата
принятие мер по корректировке

существенных отклонений от плана либо корректировке самого

плана

Направления контроля оценка полученного результата принятие мер по корректировке существенных отклонений от


Слайд 23Основные причины необходимости контроля
неопределенность, сложность и динамичность

среды
предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий

и ошибочных действий до того, как они нанесут организации ощутимый вред
поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей
оценка темпа продвижения организации к намеченным целям

Основные причины необходимости контроля неопределенность, сложность и динамичность среды предупреждение возникновения кризисных


Слайд 24Стиль управления —
это индивидуальный способ осуществления управленческой

деятельности, который во многом связан с личностью

руководителя

Стиль управления - это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности, который во многом


Слайд 25Виды стилей управления
авторитарный
либеральный
демократический
динамичный

Виды стилей управления авторитарный либеральный демократический динамичный


Слайд 26Авторитарный
это стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних

руках, предполагающий полное отрицание коллегиальности в принятии

решений

Авторитарный это стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках, предполагающий полное отрицание


Слайд 27Либеральный стиль
управление с минимальным вмешательством руководителя в

работу подчиненных и коллектива в целом,
низкий уровень

требовательности как к сотрудникам, так и к себе

Либеральный стиль управление с минимальным вмешательством руководителя в работу подчиненных и коллектива


Слайд 28Демократический стиль
децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива

подчиненных поддерживается и активно поощряется

Демократический стиль децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется


Слайд 29Динамичный стиль
наличие четкой позиции по любым вопросам,

творческий подход к решению проблем, готовность идти

в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, отсутствие субъективизма и формализма, коллективное мнение — опора в решении поставленных задач

Динамичный стиль наличие четкой позиции по любым вопросам, творческий подход к решению


Слайд 30Методы управления
способы и приемы воздействия руководителя организации

здравоохранения или его подразделения на коллектив для

более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения, поставленных перед ним задач

Методы управления способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения


Слайд 31Методы управления здравоохранением
организационно-распорядительные
экономико-математические
социально-психологические
общественные или коллективные

Методы управления здравоохранением организационно-распорядительные экономико-математические социально-психологические общественные или коллективные


Слайд 32Направления управления системой здравоохранения

административно-территориальное (структурное)
отраслевое (функциональное)

Направления управления системой здравоохранения
  административно-территориальное (структурное) отраслевое (функциональное)


Слайд 33Административно-территориальное (структурное) управление
федеральное министерство здравоохранения
территориальные (субъектовые) органы

управления здравоохранением
муниципальные органы управления здравоохранением
медицинские организации

Административно-территориальное (структурное) управление федеральное министерство здравоохранения территориальные (субъектовые) органы управления здравоохранением муниципальные


Слайд 34
МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
Департамент

организации медпрофилактики, скорой, ПМСП и санаторно-курортного дела
Департамент

специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении

Департамент медицинской помощи и службы родовспоможения

Департамент образования и развития кадровых ресурсов

Департамент образования и развития кадровых ресурсов

Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека

Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств

Департамент лекарственного обеспечения обращения медицинских изделий

Департамент анализа, прогноза, развития здравоохранения и медицинской науки

Департамент информационных технологий и связи

Департамент имущественного комплекса

Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью

Финансово-экономический департамент

Правовой департамент

Департамент политики и контроля

Департамент управления делами

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС

Федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия

МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛИ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ Департамент организации


Слайд 35Отраслевое (функциональное) управление
внутриотраслевые направления медицинской деятельности, сформированы

в соответствии с Федеральным законом РФ от

21.11.2011 N 323-ФЗ ст.32 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и утверждены Приказом МЗ РФ от 06.08.2013 № 529н “Об утверждении номенклатуры медицинских организаций”

Отраслевое (функциональное) управление внутриотраслевые направления медицинской деятельности, сформированы в соответствии с Федеральным


Слайд 37
Номенклатура медицинских организаций
Специализированные больницы
медорганизации СМП и переливания

крови
Санаторно-курортные организации
Больница СМП
Центры
(медпрофилактики,
медицины катастроф;
мед. мобилизационных резервов

«Резерв»;
мед. информационно-аналитический;
мед. биофизический;
военно-врачебной экспертизы;
судебно-медицинской экспертизы)

Бюро
(медико-социальной экспертизы;
медицинской статистики; патологоанатомическое;
судебно-медицинской экспертизы)

Лаборатории
(клинико-диагностическая, бактериологическая, в т.ч.
по диагностике туберкулеза)

Медицинский отряд,
в т.ч. специального назначения (военного округа, флота)

Центры гигиены и эпидемиологии

Противочумный центр (станция)

Центр гигиенического образования населения

Дезинфекционный центр (станция)

Лечебно-профилактические медицинские организации

Больница

Участковая больница

Медицинские организации особого типа

Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Приказ МЗ РФ от 6 августа 2013 г. № 529н “Об утверждении номенклатуры медицинских организаций”

Родильный дом

Госпиталь

МСЧ

Диспансеры

Амбулатория

Дом сестринского ухода

Хоспис

Лепрозорий

Поликлиники

Женская консультация

Дом ребенка

Молочная кухня

Центры

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Номенклатура медицинских организаций Специализированные больницы медорганизации СМП и переливания крови


Слайд 38

Номенклатура медицинских организаций
по территориальному признаку

Номенклатура медицинских организаций по территориальному признаку


Слайд 39Особенности здравоохранения
системность
взаимообусловленная профессиональная деятельность специалистов
социально значимая сфера

Особенности здравоохранения системность взаимообусловленная профессиональная деятельность специалистов социально значимая сфера


Слайд 40Системы здравоохранения
государственная
муниципальная
частная

Системы здравоохранения государственная муниципальная частная


Слайд 41Функции государственного управления здравоохранением
правовое закрепление общегосударственных принципов

функционирования здравоохранения и обеспечение единства составляющих его

компонентов;
эффективное распределение бюджетных ресурсов в зависимости от приоритетов развития здравоохранения;
создание организационной структуры управления системой здравоохранения;
административная целостность органов, обеспечивающих ее функционирование;
обеспечение подготовки и распределения медицинских работников по всем направлениям здоровьесберегающей практики;
сбор статистической и иной информации для учета, анализа, контроля ситуации и прогнозирования отклонений в функционировании системы здравоохранения;
информационное обеспечение применения управленческих решений в сфере здравоохранения.

Функции государственного управления здравоохранением правовое закрепление общегосударственных принципов функционирования здравоохранения и обеспечение


Слайд 42Органы отраслевого управления здравоохранением
Министерство здравоохранения Российской Федерации
органы

управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
органы управления здравоохранением

муниципальных образований
руководители медицинских организаций
органы управления по надзору в сфере здравоохранения
органы управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
руководители аптечных организаций

Органы отраслевого управления здравоохранением Министерство здравоохранения Российской Федерации органы управления здравоохранением субъектов


Слайд 43Показатели отражающие деятельность всей системы здравоохранения
показатели медико-демографических

процессов
показатели заболеваемости населения
показатели инвалидности населения
показатели медицинской деятельности

медицинских организаций

Показатели отражающие деятельность всей системы здравоохранения показатели медико-демографических процессов показатели заболеваемости населения


Слайд 45Правила SMART целевого управления
S (specific)

– конкретность цели
M (measurable) – измеримость
A

(achievable) – достижимость (согласованность)
R (relevant) – релевантность (соответствие)
T (time bound) – временные сроки.

(А. Литягин – автор GOAL-технологии 2006)

Правила SMART целевого управления S (specific)    – конкретность цели


Слайд 46Возможные функции общественных организаций в сфере здравоохранения
Доступность

и качество услуг. Повышение доступности и качества

медицинских услуг на наиболее приближенном к их потребителю уровне.
Фандрайзинг. Привлечение средств в строительство медицинских организаций, закупку оборудования, образование, исследования.
Наращивание инноваций. Повышение врачебного профессионализма. Продвижение новых технологий, методов, лекарств — модернизация системы здравоохранения. Обеспечение финансирования перспективных исследований.
Нормотворчество. Формирование, экспертиза, продвижения норм по обеспечению эффективной системы здравоохранения, безопасности пациентов и т.д.
Юридическая и социальная защита. Защита прав пациентов, контроль за минимизацией врачебных ошибок. Соблюдение гражданско-правового законодательство. Контроль за соблюдением этических норм профессии. Защита прав врачей, повышение социального престижа профессии.

Возможные функции общественных организаций в сфере здравоохранения Доступность и качество услуг. Повышение


Слайд 47Типы общественных организации в здравоохранении
организации врачей
организации пациентов
организации

фармацевтических компаний
больничные ассоциации и ассоциации «провайдеров» медицинских

услуг
филантропические организации
группы интересов

Типы общественных организации в здравоохранении организации врачей организации пациентов организации фармацевтических компаний


Слайд 48ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОВ

Защита прав пациентов, оказание юридической

и информационной помощи,
Повышение качества и доступности медицинского

обслуживания,
Привлечение к ответственности врачей в случае врачебных ошибок / повышение ответственности врачей,
Лоббизм условий для больных со специальными заболеваниями 

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОВ  Защита прав пациентов, оказание юридической и информационной помощи,


Слайд 49ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЧЕЙ

Повышение врачебного профессионализма: обмен опытом,

продвижение новых медицинских протоколов, модернизация медицинских услуг

в отдельных сферах, профессиональная подготовка;
Повышение престижа врачебной профессии, социально-экономического статуса медицинских работников,
Повышение качества и доступности медицинского обслуживания,
Лоббизм программ и законов в области здравоохранения, в том числе поддержка специальных групп интересов

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЧЕЙ  Повышение врачебного профессионализма: обмен опытом, продвижение новых медицинских


Слайд 50ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
привлечение финансирования, в том

числе государственного, в разработку лекарственных средств
повышение качества

медицинского обслуживания
повышение доступности лекарств
повышение качества лекарственных средств
защита прав на лекарственные бренды

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ привлечение финансирования, в том числе государственного, в разработку


Слайд 51Функции филантропических организаций
развитие медицины и повышение качества

здравоохранения
поощрение, поддержка исследовательской деятельности
повышение доступности медицинской помощи
обеспечение

равного доступа к здравоохранению

Функции филантропических организаций развитие медицины и повышение качества здравоохранения поощрение, поддержка исследовательской


Слайд 52Группы интересов общественных организаций и органов управления

здравоохранением
продвижение реформ в области здравоохранения
разработка, информационное и

лоббистское сопровождение решений в области регулирования системы здравоохранения
экспертиза
создание общественного мнения вокруг законодательных инициатив и правительственных мер в области здравоохранения

Группы интересов общественных организаций и органов управления здравоохранением продвижение реформ в области


ОСНОВЫ  МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент как наука

В настоящее время одно из важнейших направлений реформирования здравоохранения — это формирование новой системы управления.

В последние годы в лексиконе и профессиональной деятельности появился термин «менеджмент» — рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов.

 Другими словами, менеджмент — это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Возникает вопрос: можно ли считать перевод английского слова «management» и русский термин «управление» равнозначными понятиями?

Строго говоря, «управление» — понятие более общее, базирующееся на теории и методологии решения проблем.

 «Менеджмент» — понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления.

Именно поэтому не следует отказываться от привычного «руководитель» в угоду американизированному «менеджер», в то же время не следует и противопоставлять эти понятия друг другу.

Очевидно, термин «менеджмент» целесообразно использовать как комплексную технологию управления современными организациями здравоохранения (независимо от форм собственности) и работающим в них персоналом, а термин «управление» — применительно к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и других), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Управление представляет собой многогранный и системный вид человеческой деятельности, что и определяет наличие в нем многих функций.

В системе управления обязательно присутствуют два звена: управляющее и управляемое. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, — объектами управления.

Таким образом, субъект управления — это управляющее звено в системе управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на объект управления, а объект управления — управляемое звено системы управления, воспринимающее управляющее воздействие со стороны субъекта управления.

Объектом управления в здравоохранении могут быть системы здравоохранения России, субъектов РФ, муниципальных образований, организации здравоохранения и их структурные подразделения, медицинский персонал и др.

В системе управления здравоохранением субъект управления одновременно может являться и управляющим, и управляемым звеном, например орган управления здравоохранением субъекта РФ по отношению к органу управления здравоохранением муниципального образования или отдельных организаций здравоохранения является субъектом управления, в то же время по отношению к Министерству здравоохранения и социального развития РФ выступает в роли объекта управления.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление организацией здравоохранения — это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации, поэтому для оптимального управления необходимо опираться на следующие основные принципы управления:

• принцип целенаправленности;

• принцип правовой защищенности управленческого решения;

• принцип оптимизации управления;

• принцип достаточности в централизации и децентрализации управления;

• принцип единоначалия;

• принцип делегирования полномочий.

Принцип целенаправленности

В управлении этот принцип главенствующий, поскольку аккумулирует в себе все составляющие процесса управления.

Прежде чем приступить к какому-либо действию, направленному на достижение каких-либо результатов, руководитель (главный врач, главная медицинская сестра и другие) ставит перед собой цель.

Выделяют следующие виды целей в управлении системами и отдельными организациями здравоохранения:

• в зависимости от уровня управления: стратегические, тактические, оперативные;

• по характеру решаемых задач: промежуточные, конечные;

• по содержанию: медико-организационные, финансово-экономические, медико-технологические и др.

Формулировка цели должна отвечать конкретным требованиям. Она должна быть своевременной и необходимой, реальной и достижимой, конкретной и согласованной с другими целями, иметь количественную или качественную оценку.

Таким образом, один из важнейших принципов управления можно сформулировать предельно коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принцип правовой защищенности управленческого решения

Управленческая деятельность в здравоохранении, особенно в условиях рыночной экономики, всегда сопряжена с определенным риском. Принцип правовой защищенности управленческого решения требует от руководителя органа управления или отдельной организации здравоохранения знаний и соблюдения законодательства в технологии разработки и реализации управленческих решений.

Соблюдение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения служит не только проявлением правовой культуры руководителя, но и определенной гарантией успеха в достижении намеченных целей.

Принцип оптимизации управления

В процессе управления любой управляемый объект развивается, совершенствуется. В нем возрастает упорядоченность отдельных структурных элементов, оптимизируется структурная организация в целом.

Проводимые реформы здравоохранения в первую очередь должны касаться оптимизации системы управления отраслью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Принцип достаточности в централизации и децентрализации управления

Централизация и децентрализация власти, по сути дела, два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концентрацию власти и ее распределение, централизованное управление и самоуправление.

 Баланс, который устанавливается между ними, очень динамичен и может быть нарушен в ту или иную сторону, но чаще в пользу централизованной власти.

Централизация функции управления должна гибко сочетаться с децентрализацией и создавать необходимые условия для нижестоящих звеньев в системе управления здравоохранением, позволяющие им эффективно выполнять возложенные на них обязанности.

Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями).

Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности.

Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат стратегическим решениям, принимаемым на высшем уровне управления.

Децентрализация ряда управленческих функций оправдана и при территориальной разобщенности структурных подразделений крупных, многопрофильных организаций здравоохранения.

Принцип единоначалия

Означает предоставление руководителю органа управления или организации здравоохранения широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы.

Этот принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя.

Принцип делегирования полномочий

В самом названии этого принципа заключен его главный смысл: передача руководителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления.

Одновременно реализация этого принципа предоставляет большие возможности для повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Делегирование полномочий целесообразно и в том случае, когда руководитель готовит на свое место преемника.

В реализации этого принципа есть и такой аспект, как организация контроля над работой подчиненных, которым делегированы дополнительные полномочия: мелочная опека ничего не дает, а отсутствие контроля может сделать ситуацию неуправляемой.

Решение проблемы — в эффективных формах обратной связи руководителя с подчиненными, возможности свободного обмена информацией, наличии доверительных отношений и здорового психологического климата в коллективе.

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

С личностью руководителя во многом связан стиль управления как индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Наиболее распространены следующие стили управления:

• авторитарный;

• либеральный;

• демократический;

• динамичный.

Авторитарный — это стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в принятии решений.

Авторитарный стиль руководства в повседневной деятельности не следует смешивать с административно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях.

Для авторитарного стиля управления характерно преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений.

Руководители такого стиля ориентируются, прежде всего, на дисциплину и жесткий контроль над деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения).

Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже, в отдельных случаях, подавляется.

Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель.

Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику.

Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления еще называют анархическим, попустительствующим.

Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе.

Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется.

 В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется.

Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным для руководителя признан, по сути дела, совершенно новый стиль управления — динамичный.

Такой стиль руководства отличается наличием четкой позиции по любым вопросам, творческого подхода к решению проблем, готовностью идти в разумных пределах на риск, деловитостью и предприимчивостью, непримиримостью к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опорой на коллективное мнение в решении поставленных задач.

Безусловно, представленное разделение руководителей по стилю их управления довольно условно, так как у одного и того же руководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, характерные для разных стилей руководства.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления — это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач.

Различают следующие методы управления здравоохранением:

• организационно-распорядительные;

• экономико-математические;

• социально-психологические;

• общественные или коллективные.

Организационно-распорядительные методы управления позволяют, прежде всего, компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.

В настоящее время в управлении здравоохранением все большую распространенность приобретают экономико-математические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа.

Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи.

Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности.

Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Именно поэтому в задачи руководителя органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Общественные или коллективные методы управления подразумевают демократизацию управления, то есть расширение участия работников в выполнении управленческих функций.

При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские Советы, Советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа.

 Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, пользующиеся наибольшим авторитетом в коллективе.

Надо отметить, что решения коллегии или совета не имеют юридической силы, но на их основании руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя юридически эти решения.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Функция планирования;

  2. Функция организации;

  3. Функция мотивации;

  4. Функция контроля.

Функция планирования — это функция управления с помощью, которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях.

Другими словами эта функция основывается на понимании того, какими должны быть цели организации и что нужно делать, чтобы их достичь. Эта функция отвечает на 3 основных вопроса:

  1. Где мы находимся в настоящее время?, т.е. оценка слабых и сильных сторон организации.

  2. Куда мы хотим двигаться?, т.е. это цели организации.

  3. Как мы собираемся это сделать?, т.е. методы и формы управления.

Функция планирования в современных организация осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Стратегический уровень оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации.

Оперативный уровень планирования исходит из стратегического и строится достаточно точно и детально. Среди оперативных планов выделяют годовой, квартальный и месячный планы. Это оперативные документы, согласно которым по каждому направлению деятельности определяется планируемый объем деятельности, сроки и тд.

Функция организации — это функция управления задачей которой является формирование структуры объекта, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами.

Организовать — это, значит, создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из таких элементов является работа и конкретные задания.

Работу в организации выполняют люди, поэтому функция организации определяет того, кто именно будет выполнять конкретную работу, в какой последовательности, кому подчиняться, режим работы.

Посредством функции организации люди и подразделения соединяются в единый механизм. Это соединение неслучайно, а подчинено целесообразности.

Функция мотивации. Чтобы деятельность организации протекала нормально,   сопровождалась высокой активностью участников и хорошим качеством работ – людей надо заинтересовать в работе, их нужно мотивировать.

Мотивации – это процесс стимулирования людей, побуждение их к трудовой деятельности путем материального, морального или административного воздействия.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации труда не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу.

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом.

Функция контроля. Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее, т.к. он планирует достичь целей за какое-то время – неделю, месяц, год. За это время может многое случиться, в том числе могут произойти и неблагоприятные изменения. Например: рабочие, могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом, могут быть приняты законы, запрещающие данную деятельность организации или на рынке может появиться более сильный конкурент.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от намеченного курса. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонение от плана и своевременно их устранять.

 В функцию контроля входят:

  1. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах;

  2. Сравнение их с плановыми показателями;

  3. Выявление и анализ причин отклонений от плана;

  4. Разработка мероприятий для устранения причин отклонений.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Важнейшее звено в системе управления — разработка и реализация управленческого решения.

Управленческое решение — это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных и содержащий алгоритм достижения цели.

Управленческое решение принимается руководителем (лицом, ответственным за принятие управленческого решения) на основе анализа существующей ситуации путем выбора оптимального (из множества альтернативных вариантов) решения для достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается руководителем в пределах предоставленных ему полномочий с учетом действующего законодательства.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

• по времени реализации решения (стратегические, тактические, оперативные, рутинные);

• по степени участия коллектива, отдельных специалистов (индивидуальные, коллегиальные);

• по содержанию управленческого процесса (медико-организационные, административно-хозяйственные, санитарно-профилактические и др.);

• по стилю и характерологическим особенностям руководителя (интуитивные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные и др.).

Технология принятия управленческого решения представляет собой замкнутый управленческий цикл

Управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

• целевая направленность (полное соответствие поставленным целям и задачам);

• обоснованность (необходимость принятия этого решения, а не другого);

• адресность (по исполнителям);

• непротиворечивость (согласованность с предыдущими решениями);

• легитимность (соответствие правовым актам и нормативным документам);

• эффективность (достижение максимальных результатов с минимальными затратами);

• конкретность во времени, в пространстве и своевременность (принятие именно в тот момент, когда реализация решения может привести к желаемому результату).

Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения).

Принятое управленческое решение является директивным актом, обязательным для исполнения. Оно может приниматься в форме законов, постановлений, приказов, распоряжений, рекомендаций и др.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки, технологиям и стандартам.

Выделяют следующие характеристики качества медицинской помощи:

• профессиональная компетенция;

• доступность;

• межличностные взаимоотношения;

• эффективность;

 
• непрерывность;

 
• безопасность;

 
• удобство;

• соответствие ожиданиям пациентов.

Профессиональная компетенция

Она подразумевает наличие теоретических знаний и практических навыков медицинских работников, вспомогательного персонала и то, как они используют их в своей работе, следуя клиническим руководствам, протоколам и стандартам.
Если говорить о компетенции руководителя, то это, прежде всего, профессиональные навыки в выработке и принятии управленческих решений.

Для врачей это знания и навыки постановки диагноза и лечения больного. Набор необходимых навыков и знаний вспомогательного персонала зависит от конкретно занимаемой должности.

Например, профессионально подготовленный регистратор в поликлинике должен дать необходимую информацию в ответ на любое обращение пациента.

Недостаток профессиональной компетенции может выражаться как в небольших отклонениях от существующих стандартов, так и в грубых ошибках, снижающих результативность лечения или даже ставящих под угрозу здоровье и жизнь пациента.

Доступность медицинской помощи

Эта характеристика означает, что медицинская помощь не должна зависеть от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Географическая доступность измеряется наличием транспорта, расстоянием, временем в пути и другими обстоятельствами, которые могут препятствовать получению пациентом необходимой помощи.

Экономическая доступность определяется возможностью получения необходимой помощи гарантированного объема и качества независимо от материального положения больного.

Социальная, или культурная, доступность относится к восприятию медицинской помощи в свете культурных ценностей пациента, его вероисповедания.
Например, служба планирования семьи может быть не востребована пациентами, как противоречащая их нравственным ценностям и религии.

Организационная доступность подразумевает оптимизацию в режиме работы отдельных медицинских служб. Например, расписание работы поликлиники должно предоставлять возможность обращения в удобное для пациентов время. Недостаточное количество вечерних приемов снижает доступность для тех людей, которые работают в течение дня.

Языковая доступность означает использование в работе медицинских служб языка пациентов, обращающихся за медицинской помощью, и т.д.

Межличностные взаимоотношения

Эта характеристика качества медицинской помощи относится к взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицинским персоналом и их руководством, системой здравоохранения и населением в целом.

Корректные взаимоотношения создают атмосферу психологического комфорта, конфиденциальности, взаимного уважения и доверия.

Важные элементы этих взаимоотношений — искусство слушать и адекватно реагировать. Все это способствует формированию позитивной установки пациента на проводи мое лечение.

Эффективность

Эффективность следует рассматривать как отношение достигнутого экономического эффекта к затратам.

Важность этой характеристики определяется тем, что ресурсы здравоохранения обычно ограничены, при этом эффективно функционирующая система здравоохранения должна обеспечивать оптимальное качество медицинской помощи за счет рационального использования имеющихся ресурсов.

Непрерывность

Эта характеристика означает, что пациент получает всю необходимую медицинскую помощь без задержки, неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения.

Обычно соблюдение этого принципа обеспечивается тем, что пациента наблюдает один и тот же специалист, обеспечивая преемственность в работе с коллегами. Несоблюдение этого принципа негативно влияет на результативность, снижает эффективность и ухудшает межличностные взаимоотношения врача с пациентом.

Безопасность

Как одна из характеристик качества безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики, лечения и других проявлений ятрогении.

Это относится как к медицинским работникам, так и к пациентам. Соблюдение мер безопасности очень важно при оказании не только специализированной, но и первичной медицинской помощи.

Например, во время ожидания приема врача пациенты могут быть инфицированы другими больными при несоблюдении необходимых противоэпидемических мер.

При решении вопроса о выборе той или иной медицинской технологии ожидаемые результаты обязательно должны соизмеряться с потенциальным риском.

Удобство

Под этой характеристикой подразумевается система мер, направленных на создание оптимального лечебно-охранительного режима: обеспечение комфорта и чистоты в медицинских учреждениях, рациональное размещение палат и лечебно-диагностических подразделений, оснащение их современной функциональной медицинской мебелью, организация режима дня больного, устранение или максимальное уменьшение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и др.

Соответствие ожиданиям пациентов

Для пациентов в конкретном медицинском учреждении качество медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и оказывается своевременной.

Пациенты чаще всего обращают внимание на удобство, результативность, доступность, непрерывность медицинской помощи, на взаимоотношения, между ними и медицинском персоналом.

Удовлетворенность пациентов медицинской помощью зависит от оценки качества жизни, связанного со здоровьем.

Контрольные вопросы

1. Что такое управление? Что такое менеджмент?

2. Перечислите основные принципы управления.

3. Раскройте содержание принципа целенаправленности.

4. Раскройте содержание принципа правовой защищенности управленческого решения.

5. Раскройте содержание принципа оптимизации управления.

6. Раскройте содержание принципа достаточности в централизации и децентрализации управления.

7. Раскройте содержание принципа единоначалия.

8. Раскройте содержание принципа делегирования полномочий.

9. Что такое стиль управления? Какие стили управления наиболее распространены?

10. Что такое авторитарный стиль управления?

11. В чем заключается либеральный стиль управления?

12. Что такое демократический стиль управления?

13. В чем преимущество динамичного стиля управления?

14. Что такое методы управления? Какие методы управления различают?

15. Что такое управленческое решение? По каким признакам классифицируются управленческие решения?

16. Каким требованиям должно отвечать управленческое решение?

57.    Стили и методы управления в здравоохранении.
      С личностью руководителя во многом связан стиль управления как инди-видуальный способ осуществления управленческой дея¬тельности. Стиль управления во многом формируется под влияни¬ем сложившихся отношений между руково-дителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Наиболее распространены 4 стиля управления: авторитарный; либеральный; демократический; динамичный.
Авторитарный стиль руководства абсолютизирует власть в одних руках. Он предполагает полное отрицание коллегиальности в приня¬тии решений. Авторитарный стиль руководства в повседневной дея¬тельности не следует смешивать с адми-нистративно-авторитарным стилем, эффективно используемым в экстремальных ситуациях. Для авторитарного стиля управления характерны преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководи¬тели такого стиля ориентируются прежде всего на дисциплину и жест¬кий контроль за деятельностью подчиненных, который основан пре¬имущественно на силе власти (власть принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже в отдельных случаях подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямо-линеен, властолюбив, подозрителен, бо¬лезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятель-ность.
Либеральный стиль управления называют анархическим, попу-стительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего кол-лектива. Для него характерны минимальное вмешатель¬ство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья ини-циатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.
Для демократического стиля характерны децентрализация управ¬ления, кол-легиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях ру¬ководителя с подчиненными отмечаются так-тичность, выдержка, доброжелател ьность.
В современных условиях оптимальным для руководителя при¬знан динамич-ный стиль управления. Для такого стиля руководства характерны четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективиз¬ма и формализма, опора на коллективное мнение в решении постав¬ленных задач.
Безусловно, представленное разделение руководителей по сти¬лю их управления является условным, так как у одного и того же ру¬ководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, харак¬терные для разных стилей руководства.
10.1.    Методы управления
Методы управления — способы и приемы воздействия руково¬дителя орга-низации здравоохранения или его подразделения на кол¬лектив для более эффектив-ного использования имеющихся ресур¬сов в решении поставленных задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:
•    организационно-распорядительные;
•    экономические;
•    социально-психологические;
•    общественные или коллективные.
Организационно-распорядительные методы управления позволя¬ют преж-де всего компенсировать просчеты в планировании, опера¬тивно реагировать на из-меняющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предпи-саний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаи-модействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.
В настоящее время в управлении здравоохранением все боль¬шую распростра-ненность приобретают экономические методы управ¬ления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнози¬рования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинте-ресовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококва-лифицированной, качественной медицин¬ской помощи.
Социально-психологические методы управления рассматрива¬ют как сово-купность средств воздействия на коллектив, на проис¬ходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психоло-гического климата в коллективе. В связи с этим в задачи руководи¬теля органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и эко-номически эффективно работающих коллективов.
Общественные или коллективные методы управления подразуме¬вают де-мократизацию управления, т.е. расширение участия работ¬ников в выполнении управленческих функций. При этом использу¬ют такие коллективные организацион-ные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих со-вещательных органов включаются заместители глав¬ного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, ко-торые пользуются наи¬большим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что ре-шения коллегии или совета имеют рекомендательный характер, но на осно¬вании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя тем самым юридически эти решения
Эти показатели рассчитывают как специалисты органов управ¬ления здравоохранением, отдельных организаций здравоохранения (ведомственная экспертиза), так и спе-циалисты медицинских стра¬ховых организаций (вневедомственная экспертиза). По результатам анализа территориальной программы Новгородской области в 2007 г. эти показатели соответственно составили 0,121; 0,005; 0,082.


Подборка по базе: Прктическое задание Статистика.docx, Рабочая программа ID2824905 8 класс вероятность и статистика.doc, 1. итоговый тест Анализ и статистика ВЭД.doc, Теория вероятностей и мат статистика контрольная ТВГТУ Ветров.do, Контрольная работа №1 по темам _Представление данных_ и _Описате, ОПД.Ф.7 Статистика.doc, вариант 22, таможенная статистика 10.04.2023.docx, 8 класс статистика.pptx, задачи. Статистика уровня жизни населения.doc, Практическое задание Статистика Вирченко.docx


124. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВКЛЮЧАЕТ

В СЕБЯ

1) лечение заболеваний, требующих специальных методов диагностики илечения, использования сложных медицинских технологий, а такжемедицинскую реабилитацию

2) применение новых сложных и/или уникальных, а также ресурсоемких

методов лечения, включая клеточные технологии, роботизированную

технику, информационные технологии и методы генной инженерии

3) круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных

заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях,

преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских

учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях

4) любой вид медицинской деятельности, основанный на принципах,

предусмотренных Конституцией РФ

6) комплекс медицинских вмешательств, направленных на улучшение

качества жизни безнадежно больных граждан и членов их семей, с целью

избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений

заболевания

125. СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

1) лечение заболеваний, требующих специальных методов

диагностики и лечения, использования сложных медицинских

технологий, а также медицинскую реабилитацию

2) применение новых сложных и/или уникальных, а также

ресурсоемких методов лечения, включая клеточные технологии,

роботизированную технику, информационные технологии и

методы генной инженерии

3) круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапныхзаболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах,отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах внемедицинских учреждений, а также катастрофах и стихийныхбедствиях

4) любой вид медицинской деятельности, основанный на

принципах, предусмотренных Конституцией РФ

5) комплекс медицинских вмешательств, направленных на

улучшение качества жизни безнадежно больных граждан и

членов их семей, с целью избавления от боли и облегчения

других тяжелых проявлений заболевания

126. ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

1) лечение заболеваний, требующих специальных методов

диагностики и лечения, использования сложных медицинских

технологий, а также медицинскую реабилитацию

2) применение новых сложных и/или уникальных, а также

ресурсоемких методов лечения, включая клеточные технологии,

роботизированную технику, информационные технологии и

методы генной инженерии

3) круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных

заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах,

отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне

медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных

бедствиях

4) любой вид медицинской деятельности, основанный на принципах,

предусмотренных Конституцией РФ

5) комплекс медицинских вмешательств, направленных наулучшение качества жизни безнадежно больных граждан и членових семей, с целью избавления от боли и облегчения другихтяжелых проявлений заболевания

127. ПО ФОРМЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ МОЖЕТ БЫТЬ

1) амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская

помощь, больничная (стационарная медицинская помощь,

неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь,

санаторно-курортная медицинская помощь

2) плановая медицинская помощь, неотложная медицинскаяпомощь, экстренная медицинская помощь

3) первая медицинская помощь, доврачебная, первая врачебная,

специализированная, высокотехнологичная

4) индивидуальная помощь, адресная медицинская помощь

5) частная, государственная, муниципальная

128. ВЫБЕРИТЕ КЛАССИФИКАЦИЮ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ, ОСНОВАННУЮ НА НОМЕНКЛАТУРЕ ИУЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1) амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинскаяпомощь, больничная (стационарная медицинская помощь,неотложная медицинская помощь, скорая медицинскаяпомощь, санаторно-курортная медицинская помощь

2) плановая медицинская помощь, неотложная медицинская

помощь, экстренная медицинская помощь

3) первая медицинская помощь, доврачебная, первая врачебная,

специализированная, высокотехнологичная

4) индивидуальная помощь, адресная медицинская помощь

5) частная, государственная, муниципальная

129. МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ С УЧЕТОМ ЭТАПОВ ЕЕ ОКАЗАНИЯ И

УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ

СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ

1) амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская

помощь, больничная (стационарная медицинская помощь,

неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь,

санаторно-курортная медицинская помощь

2) плановая медицинская помощь, неотложная медицинская

помощь, экстренная медицинская помощь

3) первая медицинская помощь, доврачебная, первая врачебная,специализированная, высокотехнологичная

4) индивидуальная помощь, адресная медицинская помощь

5) частная, государственная, муниципальная

130. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

1) организация, оказывающая медицинскую помощь по

территориальному принципу

2) лечебно-профилактической учреждение, оказывающее

медицинскую помощь при наличии соответствующих

разрешающих документов

3) юридическое лицо независимо от организационно-правовойформы и формы собственности, осуществляющее в качествеосновного (уставного) вида деятельности медицинскуюдеятельность на основании лицензии, выданной в порядке,установленном законодательством РФ

4) юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность

на основании лицензии, выданной в порядке, установленном

законодательством РФ

5) бюджетное и/или автономное учреждение, оказывающая

медицинскую помощь населению по территориальному принципу

в соответствии с установленным законодательством

131. НАЗОВИТЕ ЦЕЛИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

1) ведение реестров лицензий

2) контроль качества медицинской помощи

3) защита прав пациента как потребителя медицинских товарови услуг при оказании медицинской помощи

4) организация деятельности медицинской организации

5) стандартизация управления качеством медицинской помощи

132. ПОНЯТИЕ «МАРКЕТИНГ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

1) анализ рынка (разделение рынка, выделение предпочтительныхрынков, сегментацию и позиционирование рынка), разработкутоваров и услуг (определение вида и основных характеристикпредлагаемого товара и услуг), ценовую политику, рекламу

2) определение вида и основных характеристик предлагаемого

товара и услуг

3) ценовая политика и реклама медицинских услуг

4) разделение рынка, выделение предпочтительных рынков,

сегментацию и позиционирование рынка

5) система материальных и моральных стимулов в оказании

медицинской помощи населению

133. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАКТЕТИНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка

2) создающий условия для преодоления отрицательного спроса

3) сосредоточивающий усилия на отдельных рынках

4) применяемый к товарам массового потребления

5) ориентированный на превращение потенциального спроса в

реальный

134. КОНВЕРСИОННЫЙ МАКТЕТИНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка

2) создающий условия для преодоления отрицательного спроса

3) сосредоточивающий усилия на отдельных рынках

4) применяемый к товарам массового потребления

5) ориентированный на превращение потенциального спроса в

реальны

135. КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ МАКТЕТИНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка

2) создающий условия для преодоления отрицательного спроса

3) сосредоточивающий усилия на отдельных рынках

4) применяемый к товарам массового потребления

5) ориентированный на превращение потенциального спроса в

реальный

136. МАССОВЫЙ МАКТЕТИНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка

2) создающий условия для преодоления отрицательного спроса

3) сосредоточивающий усилия на отдельных рынках

4) применяемый к товарам массового потребления

5) ориентированный на превращение потенциального спроса в

реальный

137. РАЗВИВАЮЩИЙ МАКТЕТИНГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

1) рассчитанный на использование отдельных сегментов рынка

2) создающий условия для преодоления отрицательного спроса

3) сосредоточивающий усилия на отдельных рынках

4) применяемый к товарам массового потребления

5) ориентированный на превращение потенциального спроса вреальный

138. ВЫБЕРИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО МАРКЕТИНГА

1) это комплекс мероприятий, направленный на изучениеспроса, организацию производства и создание условий дляудовлетворения потребности населения в различных видахмедицинских товаров и услуг

2) это комплекс мероприятий, направленный на

удовлетворенность населения оказанием медицинской

помощи организацией независимо от формы собственности

3) ориентированная система управления потребительского

рынка в медицинской отрасли

4) это комплекс мероприятий, организованных с целью

улучшения оказания медицинской помощи и внедрения

современных достижений научного прогресса

5) все определения верны

139. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1) путем сопоставления фактических расходов лекарственныхсредств, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря,продуктов лечебного питания и др. с установленныминормативами

2) путем сопоставления фактических финансовых затрат с

установленными нормативами

3) путем постоянного анализа профессиональных знаний и навыков,

деловых качеств, необходимых для выполнения тех или иных

должностных обязанностей

4) в направлении своевременности и полноты использования

информационных ресурсов различных формах

5) путем анализа отчетной документации соответствующих отделов

140. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ

РЕСУРСОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1) путем сопоставления фактических расходов лекарственных

средств, изделий медицинского назначения, мягкого

инвентаря, продуктов лечебного питания и др. с

установленными нормативами

2) путем сопоставления фактических финансовых затрат с

установленными нормативами

3) путем постоянного анализа профессиональных знаний и

навыков, деловых качеств, необходимых для выполнения тех

или иных должностных обязанностей

4) в направлении своевременности и полноты использованияинформационных ресурсов различных формах

5) путем анализа отчетной документации соответствующих

отделов

141. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1) путем сопоставления фактических расходов лекарственных

средств, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря,

продуктов лечебного питания и др. с установленными

нормативами

2) путем сопоставления фактических финансовых затрат с

установленными нормативами

3) путем постоянного анализа профессиональных знаний и навыков,деловых качеств, необходимых для выполнения тех или иныхдолжностных обязанностей

4) в направлении своевременности и полноты использования

информационных ресурсов различных формах

5) путем анализа отчетной документации соответствующих отделов

142. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1) путем сопоставления фактических расходов лекарственных

средств, изделий медицинского назначения, мягкого

инвентаря, продуктов лечебного питания и др. с

установленными нормативами

2) путем сопоставления фактических финансовых затрат сустановленными нормативами

3) путем постоянного анализа профессиональных знаний и

навыков, деловых качеств, необходимых для выполнения тех

или иных должностных обязанностей

4) в направлении своевременности и полноты использования

информационных ресурсов различных формах

5) путем анализа отчетной документации соответствующих

отделов

143. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ

1) минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива

в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так

и к самому себе

2) стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках

3) характерна децентрализация управления, коллегиальное принятие

решений

4) характерна четкая позиция по любым вопросам, творческий

подход к решению проблем, готовность идти в разумных

пределах на риск, деловитость и предприимчивость, нетерпимость

к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям,

отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное

мнение в решении поставленных задач

144. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ

1) минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллективав целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, таки к самому себе

2) стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках

3) характерна децентрализация управления, коллегиальное принятие

решений

4) характерна четкая позиция по любым вопросам, творческий

подход к решению проблем, готовность идти в разумных

пределах на риск, деловитость и предприимчивость, нетерпимость

к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям,

отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное

мнение в решении поставленных задач

145. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ

1) минимальное вмешательство в работу подчиненных и

коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к

сотрудникам, так и к самому себе

2) стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках

3) характерна децентрализация управления, коллегиальноепринятие решений

4) характерна четкая позиция по любым вопросам, творческий

подход к решению проблем, готовность идти в разумных

пределах на риск, деловитость и предприимчивость,

нетерпимость к недостаткам, чуткое и внимательное

отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма,

опора на коллективное мнение в решении поставленных задач

146. ДИНАМИЧНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ

1) минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива

в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так

и к самому себе

2) стиль руководства, абсолютизирующий власть в одних руках

3) характерна децентрализация управления, коллегиальное принятие

решений

4) характерна четкая позиция по любым вопросам, творческийподход к решению проблем, готовность идти в разумныхпределах на риск, деловитость и предприимчивость, нетерпимостьк недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям,отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективноемнение в решении поставленных задач

147. ВЫБЕРИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

1) позволяют компенсировать просчеты в планировании,оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию,выводить объект управления на новые пути с помощьюдеректив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций,предписаний и .т. д.

2) включают в себя экономический анализ деятельности

организаций здравоохранения, методы планирования и

прогнозирования, статистического анализа

3) совокупность средств воздействия на коллектив, умение

мотивировать работника к эффективному труду, партнерским

отношениям, создание благоприятного психологического

климата в коллективе

4) подразумевают демократизацию управления, т.е. расширение

участия работников в выполнении управленческих функций

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глюкометр сателлит экспресс плюс инструкция по применению
  • Долгов клиническая лабораторная диагностика национальное руководство том 1
  • Должностная инструкция менеджера по работе с арендаторами
  • Кавинтон комфорт инструкция по применению цена таблетки
  • Blu ray region code remover инструкция