Смотреть что такое СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в других словарях:
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
лат. stylus – стерженек для письма) – совокупность приемов управления. Три основных С.р.: автократический, демократический и попустительствующий. Автократический С. исходит из того, что все люди — лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответственности, мечтают лишь о большом заработке. Исповедующие его руководители применяют по отношению к работникам жесткие меры воздействия и контроля, а управленческие решения принимают непосредственно сами. Демократический С., наоборот, предполагает, что люди являются добросовестными работниками, заинтересованными в своем труде и поэтому по отношению к персоналу чаще применяют не методы наказания, а морального поощрения и материального вознаграждения. Использующие его руководители, понимая, что работники — главная производительная сила любого коллектива, делают упор на сознательное вовлечение трудящихся в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие в них социальных потребностей высшего уровня (творчество, самовыражение и т.д.).
Попустительствующий (либеральный, анархический) С. управления характеризуется недооценкой принципа единоначалия, склонностью пускать дело на самотек. Руководитель при этом периодиче- ски принимает доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов. Практика показывает, что автократический С. управления применяется чаще всего при низкой культуре и квалификации персонала. Демократический — более эффективен в развитых группах, где работники инициативны, обладают высокой общей и профессиональной культурой. В современном демократическом социальном государстве преобладает демократический С.р. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
совокупность форм, приемов и методов, применяемых руководителем для достижения намеченных целей, и линия его поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях. СР определяется особенностями властно-распорядительных отношений руководителей и членов коллектива в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Различают три основных СР: директивный (авторитарный, единоличный), демократический (коллегиальный) и попустительствующий (либеральный, пассивный). Директивный СР исходит из того, что все люди лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответственности, мечтают лишь о большом заработке. Исповедующие его руководители применяют по отношению к работникам жесткие меры воздействия и контроля, а управленческие решения принимают непосредственно сами. Демократический СР, наоборот, предполагает, что люди — потенциально добросовестные работники, заинтересованные в своем труде, и поэтому по отношению к персоналу лучше применять не методы наказания, а поощрения и вознаграждения. Демократический СР делает упор на сознательное вовлечение работников в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие у них социальных потребностей высшего уровня (творчество, самовыражение и т.д.). Попустительствующий СР характеризуется недооценкой функций единоначальника, склонностью пускать дело на самотек. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
совокупность устойчивых, взаимосвязанных и
взаимообусловленных черт деятельности, отражающих умение, способность и
готовность субъекта управления в лице соответствующего руководителя, действующего в рамках законодательства и принятых принципов, обеспечивать
решение поставленных задач. Выделяют следующие стили управления персоналом:
— авторитарный (директивный) стиль — для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем все решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как личности;
— демократический (коллегиальный, кооперативный) стиль — управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений инициативных сотрудников, а выполнение принятых решений контролируется руководителем и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей;
— либеральный (популистский) стиль — отличает руководителей, которые предпочитают роль посредника, дающих подчиненным широкую самостоятельность, практически полную свободу, причем мало подкрепленную
должным контролем; руководители-либералы не вмешиваются в работу своих
подчиненных, дают советы лишь по их просьбе, виртуозно снимая с себя ответственность. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
обобщенные виды поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Возможна следующая классификация: 1) авторитарный руководитель — навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения, ссылки на традицию; 2) демократичный руководитель — позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждений, харизмы; 3) либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
— англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. д.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. д.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.).
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009… смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленная спецификой поставленной перед коллективом задачи, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными особенностями всех членов коллектива, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов. Определяется в основном тремя параметрами: особенностями личности руководителя, зрелостью коллектива и производственной ситуацией…. смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
принято рассматривать как стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально — психологических особенностей личности руководителя. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
способ обращении руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стиль…. смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Стиль руководства — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).<br>… смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью. … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
(Leadership style) — Устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
специфическая особенность труда руководителя, в которой проявляется совокупность неформализованных приемов управления.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Выделяют следующие стили:
авторитарный;
директивный;
laisser — faire;
демократический;
либеральный.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА АВТОРИТАРНЫЙ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА АВТОРИТАРНЫЙ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА АВТОРИТАРНЫЙ — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительном… смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ГРУППОЙ
1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение.
2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию.
3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы.
Основные разногласия современной групповой психотерапии сводятся к вопросу, насколько руководитель должен принимать участие в группе.
Лэкин и Констанцо подчеркивают, что руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению.
Задачей руководителя является обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Он будет действовать осмотрительно, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть. Чем более активны участники (эффективны), тем менее активен руководитель.
По данным различных авторов, руководитель группы осуществляет разнообразные функции одновременно. Функция лидера. Состоит в проявлении власти, оказании постоянного воздействия на членов группы. Практически проявляется при всех стилях руководства в большей или меньшей степени за-вуалированности. При авторитарном стиле участники группы очень зависимы от терапевта, при попустительствующем – зависимость минимальна. Активной роли терапевта особое внимание уделяет школа трансактного анализа, психодраматическое направление и гештальт-терапия.
1. Функция эксперта. В этой роли терапевт комментирует процессы в группе, выясняет смысл отношений в трансакциях. Позволяет участникам более объективно оценивать свое поведение, как оно действует на других, в конечном счете, как оно влияет на содержание их образа «Я» в сложившихся обстоятельствах. Особого участия в обсуждении не принимает, своих чувств не выражает, может предложить какой-нибудь психотерапевтический прием. Он координирует обсуждение, не навязывает какое-либо решение, не высказывает свое мнение. Терапевт помогает группе рассмотреть проблему с позиции обнаружения скрытых механизмов психической жизни человека, ведущих его к дезадаптации в среде.
2. Функция катализатора. В этой роли терапевт способствует развитию событий. Время от времени он обобщает и комментирует все, что происходит в группе. В этой роли он бывает очень полезен для развития процесса межличностного общения, для оживления интеракций в группе. Свои комментарии терапевт преподносит в виде резюмированного описания групповой деятельности без выражения чувств и оценок. Фиберт (1968) в этом смысле выразился так: «Руководитель как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхностность в выражении чувств и побуждает к близости».
3. Функция как образец участника. Это роль аутентичной личности в группе. В некоторых источниках трактуется как дирижер группового поведения. Терапевт ведет себя как один из членов группы, стараясь стать моделью для подражания. Он участвует во всех упражнениях и действиях группы, в обсуждении как равный член группы, выражает свои подлинные чувства по отношению к ситуации или члену группы, может раскрывать свои личные переживания. Эту функцию полезно использовать на разных этапах групповой динамики, особенно в стадии конструктивных обсуждений.
Открытость и аутентичность психотерапевта являются дискуссионным вопросом в психотерапии. Б. КгаШсЬуЦ (1978) считает, что при проявлениях аутентичности следует ввести некоторые ограничения, связанные с личными качествами терапевта и потребностями группы. Искренность терапевта будет ему мешать при раздражительности, негативных чувствах, упрямстве и будет помогать ему в процессе терапии в отношении мягкости, сочувствия, теплоты. Сам терапевт должен выбрать степень своей аутентичности в группе.
С другой стороны, чрезмерная откровенность терапевта приводит к обсуждению его проблем в группе. Аутентичность следует выражать в той степени, насколько она способствует основным задачам и целям групповой терапии.
Иногда в группе следует проявлять чувства, противоположные испытываемым. Это касается негативных чувств в отношении какого-нибудь девианта в группе, чтобы оказывать ему поддержку и уравновесить, таким образом, негативное отношение к нему со стороны других участников группы…. смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом («прислушиваясь») мнения подчиненных…. смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИБЕРАЛЬНЫЙ — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному … смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стиль…. смотреть
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЯ
характер отношений руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стили…. смотреть
Типология стилей руководства, их характерные черты
Стиль руководства – обобщенные виды
поведения руководителя в отношениях с
подчиненными в процессе достижения
поставленных целей (автократический,
демократический).
Важнейший
вклад поведенческого подхода в теорию
лидерства заключается в том, что он
помог провести анализ и составить
классификацию стилей руководства, т.е.
того, как руководитель ведет себя со
своими подчиненными. Стиль руководства
в контексте управления – это привычная
манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить их к достижению
целей
организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия,
типы
власти, используемые им, и его или ее
забота, прежде всего, о человеческих
отношениях
или, прежде всего, о выполнении задачи
— все отражает стиль руководства,
характеризующий данного лидера.
Каждая
организация представляет собой уникальную
комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий — это
уникальная личность, обладающая рядом
способностей. Поэтому стили руководства
не всегда можно отнести к
какой-то
конкретной
категории, которую мы приводим в данном
разделе. Скорее, стиль данного
руководителе может быть соотнесен с
какой-то позицией в определенном
континууме.
Имеются две широко применяющиеся системы
определения целей этого континуума.
По традиционной системе классификации
стиль может быть автократичным
(это одна крайность) и либеральным
(другая крайность) или это будет стиль,
сосредоточенный
на работе, я стиль, сосредоточенный на
человеке.
Автократичный
лидер в управлении авторитарен.
Автократичный руководитель
обладает достаточной властью, чтобы
навязывать свою волю исполнителям, и в
случае необходимости без колебаний
прибегает
к этому. Автократ намеренно аппелирует
к потребностям более низкого
уровня своих подчиненных, исходя из
предположения, что это тот самый уровень,
на котором они оперируют. Дуглас
МакГрегор, известный ученый в области
лидерства,
назвал предпосылки автократичного
руководителя по отношению к работникам
теорией «X».
Согласно теории «X»:
1. Люди изначально не любят трудиться
и при любой возможности избегают работы.
2. У
людей нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности,
пред
почитая,
чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы
заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение, контроль
и угрозу наказания .
На
основе таких исходных предположений,
автократ обычно как можно больше
централизует
полномочия, структурирует работу
подчиненных и почти не дает им свободы
в принятии решений. Автократ также
плотно руководит всей работой в пределах
его компетенции и, чтобы обеспечить
выполнение работы, может оказывать
психологическое
давление, как правило, угрожать.
Когда
автократ избегает негативного принуждения,
а вместо этого использует вознаграждение,
он или она получает название благосклонного
автократа.
Хотя
он или
она продолжают оставаться авторитарными
руководителями, благосклонный автократ
проявляет активную заботу о настроении
и благополучии подчиненных. Он или
она могут даже пойти на то, чтобы разрешать
или поощрять их участие в планировании
заданий. Но он или она сохраняет за собой
фактическую власть принимать и
исполнять решения. И как бы благосклонен
ни был этот руководитель, он или
она простирает свой автократический
стиль дальше, структурируя задания и
навязывая
неукоснительное соблюдение огромного
количества правил, которые жестко
регламентируют поведение сотрудника.
Представления демократичного руководителя
о работниках отличаются от представлений
автократичного руководителя. МакГрегор
назвал их теорией «У»:
1. Труд
— процесс естественный. Если условия
благоприятные, люди не только примут
на себя ответственность, они будут
стремиться к ней.
2. Если
люди приобщены к организационным целям,
они будут использовать самоуправление
и самоконтроль.
3.
Приобщение является функцией
вознаграждения, связанного с достижение
цели.
4.
Способность к
творческому
решению проблем встречается часто, а
интеллектуальный
потенциал
среднего человека используется лишь
частично.
Благодаря
этим
предположениям, демократичный
руководитель предпочитает
такие
механизмы влияния,
которые
аппелируют к потребностям более высокого
уровня:
потребности в принадлежности, высокой
цели, автономии и самовыражении.
Настоящий
демократичный
руководитель
избегает
навязывать
свою волю
подчиненным.
Организация,
где
доминирует демократичный
стиль, характеризуются
высокой степенью
децентрализации полномочий. Подчиненные
принимают
активное
участие
в принятии решений и
пользуются широкой
свободой в выполнении
заданий. Довольно
часто, объяснив дели организации,
руководитель позволяет
подчиненным
определить
свои собственные
цели
в соответствии с теми, которые он
сформулирован.
Вместо
того, чтобы осуществлять жесткий контроль
за подчиненными в процессе работы,
низовой
руководитель
обычно
ждет,
когда
работа будет
выполнена
до
конца, чтобы
провести ее
оценку.
(Конечно, чтобы такой механизм действовал,
он
должен быть
подкреплен
высокоэффективной Системой
контроля.) Руководитель тратит
сравнительно
большую часть своего времени, действуя
как связующее звено,
обеспечивая
соответствие целей производственной
группы
целям организации в целом
в заботясь
о том,
чтобы группа получала
необходимые ей ресурсы.
Поскольку
демократичный лидер
предполагает, что
люди мотивированы потребностями
более высокого уровня — в социальном
взаимодействии, успехах и самовыражении,
— он или она
пытаются сделать обязанности подчиненных
более привлекательными.
В некотором
смысле
он или она стараются создать
ситуацию, в которой
люди
до некоторой
степени сами мотивируют себя, потому
что их работа,
по природе
своей, сама является вознаграждением.
В высокой степени демократичный
руководитель
также способствует тому,
чтобы
подчиненные понимали, что им предстоит
решать большую часть проблем, не ища
одобрения
или помощи.
Но руководитель
вкладывает
много усилий в создание атмосферы
открытости и доверия с
тем,
что
если
подчиненным а
понадобятся помощь, они, не стесняясь,
могли бы обратиться к руководителю.
Чтобы добиться этого, руководитель
организует двустороннее общение
и играет направляющую
роль.
Классифицировать
стили руководства можно путем сравнения
автократичного
и демократичного континуумов.
РУКОВОДИТЕЛЬ,
СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ НА РАБОТЕ, также
известный как руководитель,
ориентированный на задачу,
прежде
всего, заботится о проектировании задачи
и разработке системы вознаграждений
для повышения производительности труда.
Классическим примером руководителя,
сосредоточенного на работе, служит
Фредерик
У. Тейлор. Как мы упоминал» ранее, Тейлор
строил задачу по техническим принципам
эффективности и вознаграждал рабочих,
которые перевыполняли квоту, тщательно
рассчитанную на основе измерения
потенциального выпуска продукции.
В
противоположность этому, первейшей
заботой РУКОВОДИТЕЛЯ, СОСРЕДОТОЧЕННОГО
НА ЧЕЛОВЕКЕ, являются люди. Он или она
сосредоточивают внимание
на повышении производительности труда
путем совершенствования человечески
отношений. Руководитель, сосредоточенный
на человеке, делает упор на
взаимопомощи, позволяет работникам
максимально участвовать в принятии
решений,
избегает мелочной опеки и устанавливает
для подразделения высокий уровень
производительности труда. Он или она
активно считаются с нуждами подчиненных,
помогают им решать проблемы и поощряют
их профессиональный рост.
По существу, руководитель, сосредоточенный
на человеке, ведет себя аналогично
руководителю, который привлекает
трудящихся к участию в управлении.
Стиль
руководства неизменно
будет ориентированным либо
на
работу, либо
на
человека. Не встретил ось ни
одного руководителя, кто бы проявлял
оба этих качества в значительной степени
и одновременно.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
- СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
-
— англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. д.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. д.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.).
Энциклопедия социологии,
2009
Смотреть что такое «СТИЛЬ РУКОВОДСТВА» в других словарях:
-
стиль руководства — см. лидерство: стиль. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
-
Стиль руководства — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический) … Словарь терминов антикризисного управления
-
стиль руководства — vadovavimo stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Būdas, kurį vadovas pasirenka padėdamas grupei (komandai) vykdyti užduotį ir tenkinti jos poreikius. atitikmenys: angl. leadership style vok. Stil der Leistungstätigkeit, m… … Sporto terminų žodynas
-
стиль лидерства (стиль руководства) — (от греч. stylos букв. стержень для письма и англ. leader ведущий, руководитель) типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления,… … Большая психологическая энциклопедия
-
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА АВТОРИТАРНЫЙ — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
-
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИБЕРАЛЬНЫЙ — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом ( прислушиваясь ) мнения подчиненных. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
-
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения… … Толковый словарь по социологии
-
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — систематическое проявление к. л. личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Рамки организации формальной (см.) составляют нек рый диапазон для выбора руководителем той или иной линии… … Российская социологическая энциклопедия
-
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — см. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ … Большой экономический словарь
-
Стиль управления, стиль руководства — присущая руководителю и реализуемая им в практической деятельности совокупность взглядов в сфере философии, стратегии и политики управления. Существует два кардинально различающихся стилей управления: а) унитарный образец, в рамках которого… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
Консультация и поддержка студентов в учёбе
Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Стиль руководства (сущность и классификация)
Тема: Стиль руководства (сущность и классификация)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.88K | Скачано: 211 | Добавлен 20.10.10 в 11:31 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие стиля руководства 4
2. Классификация и характеристика стилей руководства 6
ТЕСТ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ
Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства данного руководителя.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.
1. Понятие стиля руководства
Стиль руководства (leadership style) – обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический и др.).
Говоря о стиле руководства, мы подразумеваем устойчивую манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющую оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.
Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует, межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.
Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, способствующую высокопроизводительной работе.
В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но в то же время он, стиль, окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален.
Воздействие на стиль руководства оказывают такие индивидуальные характеристики руководителя:
- физиологические (возраст, здоровье, пол);
- психологические (властность, эмоциональность, смелость, упорство, харизма);
- интеллектуальные (образованность, гибкость мышления,
инновационность, проницательность); - деловые (предприимчивость, коммуникабельность, ответственность, работоспособность, такт, профессионализм).
Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив отстающий коллектив и правильно выбрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников.
И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно работающий до того коллектив. Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы.
2. Классификация и характеристика
стилей руководства
В отечественной литературе стиль руководства принято группировать по различным признакам. Индивидуальный стиль управления выходит из разных соотношений в реализации таких качеств руководителя как экономические, организаторские, морально-этические, педагогические и профессиональные способности. Особенности стиля каждого руководителя формируются в зависимости от того, какой из пяти названных компонентов доминирует в его личности.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
2. Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
3. Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами;
4. Особенности руководимого коллектива – его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
В наиболее распространенной классификации выделяются три основных стиля управления: демократический, авторитарный, либеральный.
Демократический или коллегиальный стиль управления. Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Руководитель ориентируется на возможности своих работников, на их стремление к творческой деятельности, осуществляет подготовку и принятие решений при активном участии персонала, создает необходимые условия для своевременного выполнения работы, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование.
Демократический стиль как типовая форма включает разные варианты:
- коммуникационный стиль: сотрудники могут выражать свое мнение, но должны, в конечном счете, следовать распоряжениям;
- консультативный стиль: менеджер принимает решение только на основе подробной информации и после ее совместного обсуждения, сотрудники выполняют решения, в разработке которых они участвовали;
- автономный стиль: сотрудники решают сами, они не ограничены рамками, но контроль и ответственность остаются за менеджером;
- стиль управления с совместным решением: менеджер ставит проблему и ограничения, а сотрудники сами принимают решение о дальнейших действиях; менеджер оставляет за собой право вето.
Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, его приверженностью к единоначалию, и самостоятельным решением большинства управленческих проблем. На практике такой ярко выраженный стиль сегодня встречается редко. Иногда автократом в глазах неорганизованных работников может предстать и простой руководитель, действующий по четкому плану и реализующий его вопреки всем препятствиям. В условиях рыночных отношений чисто административный стиль управления становится малоприемлемым, однако в краткосрочном периоде с эффективностью может применяться.
Авторитарный стиль как идеально-типовая форма единоличного централизованного управления властной воли формального лидера имеет следующие варианты:
- диктаторский стиль: сотрудники вынуждены следовать единоличным приказам под угрозой санкций;
- автократический стиль: в распоряжении менеджера – обширный аппарат управления;
- бюрократический стиль: авторитет менеджера обусловлен его формальным положением лидера. Все подчинены одной детальной системе правил, инструкций, положений;
- патриархальный стиль: менеджер имеет авторитет главы семьи. Сотрудники подчиняются на основе педагогического доверия;
- доброжелательный стиль: авторитет менеджера основан на его личных положительных качествах, в которых сотрудники уверены.
Либеральный стиль управления отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Руководитель либерального типа чрезмерно осторожен и непоследователен в своих повседневных действиях, во взаимоотношениях с подчиненными. Такой руководитель отменно вежлив, готов выслушать любые критические замечания в свой адрес, но не склонен их выполнять. Он недостаточно требователен и делает все возможное, чтобы понравится всем работникам.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
И мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Но многие женщины-руководители имеют собственное мнение. Можно отметить, что мужчины и женщины по-разному оценивают свою деятельность в качестве руководителя. Мужчины рассматривают ее как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу, применение наказания за неадекватное исполнение задания и т. д. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им их положение, или формальный авторитет.
Интересным отличием женского стиля управления от мужского является то, что женщины-руководители больше привержены к комбинированным стратегиям. В сравнении с мужчинами женщины гораздо чаще демонстрируют смешанные стратегии, такие как координатор-начальник, координатор-лидер и хозяин-лидер. Мужчины, как правило, являются сторонниками определенной модели менеджмента и не смешивают ее с технологиями другого типа, придерживаясь одной стратегии в поведении. Женщины обладают большей пластичностью в творении своего менеджмента и используют то, что наиболее эффектно, не становясь последовательными приверженцами одного из стилей. Они эффективно реализуют не только «стратегии выживания», но и стратегии развития, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами и избегая слишком «рисковых» стратегий.
Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть в большей степени таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность, нежели своему официальному положению. Психологически женщина в большей степени, чем мужчина, склонна заниматься ежедневным доказательством своего «права на лидерство». Может быть, именно поэтому женщины в большей степени, нежели мужчины-руководители, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией и властью, поощряют самоутверждение сотрудников. Именно это, по оценкам женщин-руководителей, заставляет сотрудников чувствовать себя частью организации, участвовать в активном обсуждении имеющихся проблем и в конечном итоге включаться в общую работу по достижению корпоративных целей.
Способ организации труда в «женском» варианте выглядит в большинстве случаев как четкое распределение функций по исполняемому решению, которые могут передаваться при необходимости. В исполнении какого-либо задания иногда может помочь даже сам руководитель. В данном случае женщины проявляют себя в большей степени бюрократами, нежели мужчины. Последние же стремятся к партнерству, Процедура принятия решений женщинами в основном сопровождается процессом активного обсуждения предлагаемых решений с подчиненными. Одновременно женщины отличаются повышенным бюрократизмом по сравнению с руководителями-мужчинами при принятии решений. Обращает на себя внимание, что мужчины в случае формирования решений более ориентированы на партнерство, нежели женщины, что само по себе достаточно парадоксально.
Женщины в отличие от мужчин чаще склонны отказываться от привилегий, даваемых служебным положением. Они чаще подчеркивают значимость вклада своих подчиненных, нередко преуменьшая свою роль. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение – основные характеристики женского менеджмента, которые помогают им достигать намеченных целей.
Сравнительный анализ мужского и женского менеджмента позволяет говорить о том, что женщины-директора не только не проигрывают мужчинам как менеджеры, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своего предприятия. Мужчины, по сравнению с женщинами, более высоко ценят качества, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности и организации взаимодействия в коллективе; руководители-женщины выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.
Мужчины чаще используют командно-административный стиль управления. Женщинам-руководителям характерна большая демократичность, готовность к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных.
Для реализации принятых решений используется четкое распределение функций исполнения, оказание помощи в случае необходимости. При организации контроля над ходом исполнения решений превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок, недопущение затягивания нежелательной ситуации. Ответственность за работу устанавливается в соответствии с четким распределением обязанностей, причем, весьма характерно возложение конечной ответственности за определенный участок работы на конкретного исполнителя.
Мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Фактор пола определяет различную выраженность основных компонентов и типов индивидуального стиля руководства. Он обеспечивает женщинам-руководителям большую, по сравнению с мужчинами, социально-психологическую эффективность. К формированию директивности и попустительства в стиле руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных качеств личности. В остальном же – умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию – управленческие качества руководителей мужчин и женщин.
В целом, можно сказать, что характеристики пола не являются определяющими для успешного руководителя. По мнению самих руководителей, успешность топ-менеджера определяется набором качеств, среди которых первое место занимают умение планировать свою работу (83% опрошенных), стремление к постоянному самосовершенствованию (78%), умение координировать и контролировать деятельность своих подчиненных (80 %).
Традиционный взгляд на женский стиль руководства состоит в том, что женщины выбирают лидерство, ориентированное на отношения, так как они по природе эмоционально ориентированы, а мужчины – ориентированное на задачу, так как они характеризуются настойчивостью и целеустремленностью. Но поскольку отношения между соответствующими качествами не взаимоисключающие, то приписывание той или иной ориентации только одному полу неправомерно, а значит, женщины-лидеры могут быть ориентированы на задачу, а мужчины-лидеры – на отношения внутри группы, что может быть обусловлено личностными особенностями или ситуационным запросом.
Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Имеет значение также уровень руководства: на высших предпочтительнее мужчины, на средних – женщины. Сама по себе ситуация измерения во многом определяет результат: лидерский стиль сильно обусловлен полуролевыми стереотипами в лабораторных экспериментах и мало связан с ними в полевом изучении.
Эффективность руководителя определяется не какими-то индивидуально-психологическими особенностями, принадлежность к определенному гендеру, а осознание сильных и слабых сторон своего «Я», умение эффективно использовать достоинства и минимизировать отрицательное влияние, оказываемое недостатками, что применимо как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Успешные модели лидерства присущи тем руководителям, которые независимо от собственного пола имеют психологический репертуар делового поведения и мужчин, и женщин одновременно.
ТЕСТ
Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и не относится к понятию «лидер»:
а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;
б) выполняет несколько социальных ролей;
в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;
г) имеет психологическую природу;
д) даны права и полномочия законом.
Ответ: а, б, в, д, но г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя
В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю путем принуждения, вознаграждения и т.д. Руководитель демократичный, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.
Совершенно очевидно, что ни авторитарный, ни демократический стили управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Тем не менее, в целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления. Командный метод не подходит, т.к. по моему мнению, нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к решению проблем рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.
Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гапоненко А. Л. Теория управления / А. Л.Гапоненко. – М.: РАГС, 2004.
- Журавлев А. А. Стиль в современной психологии управления /
А. А.Журавлев. – М.: Экономика, 1994. - Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологические исследования. – 2000. – № 11.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме / Ю.Д. Красовский. – М.: Инфра-М, 1997.
- Леонтьев А.Н. Психология руководителя / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1996.
- Попов С. Стиль и методы руководства / С. Попов, Г. Подволоцкий. – М.: Московский рабочий, 1985.
- Самарцева О.К. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса / О.К. Самарцева, Т.А. Фомина // Социологическое исследование. – 2000. –
№ 11. - Уткин Э.А. Управление компанией / Э.А. Уткин. – М.: ЭКМОС, 1997.
- Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления / Т.П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. – №2.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+1
20.10.10 в 11:31
Автор:rusja
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы
- Стиль руководства (сущность и понятие)
- Контрольная по Менеджменту Вариант 9
- Лидерство в рабочей группе
- Стиль руководства (Вариант №16)
- Стили руководства (сущность и понятие)
- Стиль руководства и организация труда в организации (на примере ООО фирма « Константа»)
- Типологические особенности стилей руководства
- Понятие конфликта и стиль руководства
- Стиль руководства (сущность и типы)
- Совершенствование стилей руководства (на примере ОАО АК «Омскагрегат»)
- Лидерство и стиль руководства
- Стиль руководства и организация труда предпринимателя
- Выбор стиля руководства в организации (ООО «PA Феникс-Плюс»)
- Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива
- Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива
Консультация и поддержка студентов в учёбе