Стиль руководства необходимый в случае если рабочая группа доросла в своем развитии до такого уровня

Подлинный, настоящий лидер, способный
вести за собой людей – это тот, кто имеет
всеобщее признание. Окружающие
воспринимают такого лидера по четыре
моделям:

  • «Один из нас». Предполагается, что образ
    жизни лидера идентичен образу жизни
    любого члена социальной группы. Лидер,
    как все радуется, переживает, страдает.

  • «Лучший из нас» – лидер является
    примером для всей группы, как человек
    или профессионал. Поведение лидера
    становится объектом для подражания.

  • «Воплощение добродетелей» – считается,
    что лидер является носителем
    общечеловеческих норм морали. Лидер
    разделяет с группой ее социальные
    ценности и готов их отстаивать.

  • «Оправдание наших ожиданий» – люди
    надеются на постоянство поведенческих
    действий лидера, независимо от меняющейся
    обстановки. Они хотят, чтобы лидер
    всегда был верен слову, не допускал
    отклонений от одобренного группой
    курса поведения.

Не каждому руководителю дано стать
истинным лидером. Им может стать человек,
обладающий:

  • интеллектом, быстротой, гибкостью и
    прогностичностью ума, а также
    эрудированностью;

  • честностью;

  • способностью понимать людей (умением
    видеть в человеке личность);

  • уверенностью в себе.

Эти качества являются стержнем лидерского
потенциала.
Таким образом, лидерство
– это существенный компонент деятельности
менеджера, связанный с оказанием
целенаправленного влияния на поведение
отдельных лиц или целой рабочей группы;
инструментами такого влияния выступают
навыки общения и личностные качества
менеджера, отвечающие внутренним
потребностям группы.
Существует две
точки зрения на наличие или формирование
лидерских способностей. Первая заключается
в том, что лидером нужно родиться,
воспитание лидера – дело безнадежное.
Вторая утверждает, что лидерские
способности развиваются, хотя для этого
необхо-димы определенные психофизиологические
задатки (острое внимание, хорошая память,
склонность к продуктивному мышлению и
др.) Сегодня преобладающим является
второй подход, совмещающий теории
наследственности и воспитания.

А. Томпсон и А. Дж.
Стрикленд, раскрывая особенности
осуществления стратегического управления,
выделяют следующие роли, которые обязан
исполнять современный лидер: предприниматель
и стратег, администратор и исполнитель,
помощник, наставник, оратор, распределитель
ресурсов, советчик, политик, ментор и
любимый руководитель.

Основные задачи, стоящие перед лидером
в современных условиях
по мнению А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда,
заключаются в том, чтобы:

  • быть в курсе всего, что происходит в
    подведомственном ему коллективе;

  • поддержать корпоративную культуру,
    которая позволяет организации
    функционировать на высоком уровне и
    соответствует стратегии;

  • поддерживать организацию в состоянии,
    отвечающем изменяющимся условиям,
    открытом для новых возможностей,
    внедряющем инновации;

  • обеспечивать консенсус и избегать
    противоборства интересов при формировании
    политики, разработке и формировании
    стратегии;

  • поддержать на высоком уровне этические
    нормы;

  • проводить корректирующие действия,
    совершенствующие как выполнение
    стратегии, так и общие стратегические
    показатели. 

Руководитель наделен правом
принимать решения. С одной стороны, он
руководит производственным процессом,
а с другой – людьми, осуществляющими
этот процесс. Из этого фактора вытекает
его повышенная моральная ответственность
за состояние дел в фирме (на предприятии),
профессиональный уровень и психологический
климат коллектива. Способность главы
фирмы или ее подразделения организовать
работу определенным образом называется
стилем руководства.

Выделяют три основных стиля руководства:
авторитарный, либеральный и анархический.

Авторитарный (автократический)
стиль руководства основывается на
единоличном управлении коллективом.
Руководитель видит в подчиненных лишь
исполнителей и его не интересует то,
как они относятся к его распоряжениям.
Такой руководитель определяет не только
задачи, но и способы их решения: инициатива
со стороны подчиненных не принимается.
Осуществляется тотальный контроль за
исполнением распоряжений, инструкций,
приказов.

Либеральный (демократический) стиль
руководства предполагает посредническую
роль руководителя между своим коллективом
и другим коллективом, вышестоящим
начальством. Либеральный руководитель
– это представитель коллективных
интересов. Управление сводиться
преимущественно к постановке задач,
информированию об актуальных проблемах,
документах и др. Со стороны подчиненных
приветствуется инициативность,
творчество, самодисциплина

Анархический (попустительский)
стиль руководства складывается тогда,
когда коллектив не имеет четких планов
своей деятельности. Все дела пущены на
самотек. Руководитель опирается на
сознательность и профессионализм своих
подчиненных, а свои функции видит в
предотвращении серьезных срывов на
работе – то есть осуществляет формальное
управление. Такой стиль руководства
характерен для тех коллективов, где
администратор не заинтересован в своем
деле или не имеет опыта управленческой
деятельности. Искусство управления
требует специального навыка, который
формируется в течение 8 – 9 лет.

Согласно классификации,
разработаннной М.
Вебером выделяются
3 типа руководителей (лидеров):
Традиционное лидерство, основанное
на силе традиции. Власть такой лидер
получает по наследству. Он может проявить
себя как личность, реализовать в процессе
деятельности свои индивидуальные
качества, а может не реализовать, просто
выполняя возложенные на него традиционные
функции. Харизматическое лидерство
– основано на вере существования у
лидера исключительных качеств:
одарённости, непогрешимости, героизма.
Все эти способности выделяют индивида
из среды обыкновенных людей и
рассматриваются как сверхъестественный
дар. Такие лидеры, как правило, появляются
в переломные моменты развития. Легальное
лидерство – основано на убеждении в
правомерности рационально установленных
норм общежития, в законности существующих
порядков. Иногда его называют
бюрократическим. Лидер выбирается не
обязательно в силу выдающихся личных
качеств, но посредством выполнения
установленных законом бюрократических
процедур. Лидер часто выступает как
чиновник, исполнитель определённой
государственной функции. Его задача –
выполнение установленных правил
делового поведения. Но он может
проявлять и свою индивидуальность.

Ни один из перечисленных стилей
руководства не является совершенным и
абсолютным. При выработке своего стиля
руководства управленец должен иметь
среди своего инструментария средства,
стимулирующие сознательное отношение
к общему делу, формирующие чувство
хозяйственности.

Оптимальность того или иного стиля
проявляется и зависит от конкретной
ситуации. Так, авторитарный
стиль соответствует ситуации, когда
положение в организации выходит из под
контроля (в случае кризисной ситуации).
Демократический стиль необходим там,
где рабочая группа находится на высоком
уровне зрелости, где отмечается хорошая
дисциплина и порядок. Стиль невмешательства
может применяться, если рабочая группа
доросла до такого уровня, что может
активно действовать на началах
самоуправления, в противном случае этот
стиль вреден. Этот стиль дает наилучшие
результаты при руководстве творческими
коллективами.

Итак, наиболее популярным должен быть
так называемый ситуативный подход
к руководству. К факторам, определяющим
ситуацию в производственной организации,
обычно относят: специфику целей и
стратегию, уровень ее развития, технологию,
особенности экономической ситуации, в
которой действует предприятие, специ-фику
региона, уровень ответственности,
заинтересованности, дисциплинированности,
квалификации и социокультурного развития
работников.

Ситуативный стиль управления гибко
учитывает уровень психологического
развития каждого подчиненного и
коллектива в целом. В соответствии с
этим подходом выделяют четыре уровня
развития сотрудников и коллектива и
соответственно рекомендуются четыре
стиля управленческого воздействия
(П.Херси).

Уровень развития
сотрудника,
коллектива

Форма управленческого поведения

(рекомендуемый стиль руководства)

Низкий уровень:

«Не хотят работать, не умеют работать»
(низкая квалификация, недобросовестные
работники)

«Авторитарное указывание»

1) четкие указания, что и как делать,
инструктаж;

2) постоянный контроль работы;

3) когда необходимо – наказывайте,
отмечайте ошибки и хорошую работу,
поощряйте хорошие результаты работы.

Средний уровень:

«Хотят
работать, но еще не умеют работать»
(недостаточно опыта, хотя обладают
определенными базовыми навыками и
старательны. Добросовестны)

«Популяризация»

1) указания, инструктаж в популярной
форме (наставничество, совет,
рекомендация, дается возможность и
самостоятельность проявить;

2) регулярный контроль работы;

3) уважительное, доброжелательное
отношение;

  4) интенсивное общение (оцениваются
индивидуальные характеры, выявляются
общие интересы);

5) когда необходимо – приказывайте;

6) вознаграждайте позитивное поведение,
когда необходимо – наказывайте.

Хороший уровень:

«Хотят и умеют работать» (имеют
базовые навыки и квалификацию,
достаточные для большинства технических
аспектов работы). Дальнейшее развитие
такой группы сотрудников требует,
чтобы они в своей работе брали на себя
больше ответственности и чтобы их
моральное состояние оставалось
хорошим.

Участие в управлении

1) проводите консультации с сотрудниками
по отдельным проблемам, советуйтесь
с ними;

2) поощряйте инициативу подчиненных,
высказывание ими своих замечаний,
предложений;

3) предоставляйте больше ответственности;

4) ограничивайте прямые указания и
контроль;

5) создавайте системы самоконтроля
сотрудников;

6) ставьте цели, не уточняя способ их
достижения;

7) широко общайтесь;

8) вознаграждайте активность, инициативу,
хорошую работу.

Высокий уровень:

«Хотят
и умеют работать творчески» (экстра
специалисты, достигшие высокой
квалификации, ответственные, инициативные
работники)

«Передача полномочий»

1) ставьте проблему, поясняйте цели и
достигайте согласия по отношению к
ним;

2) предоставьте необходимые права,
полномочия сотруднику для самостоятельного
решения проблемы;

3) избегайте вмешательства в дела;

4) самоуправление и самоконтроль у
сотрудников;

5) если вас просят, оказывайте поддержку;

6) серьезно реагируйте на просьбы;

7) вознаграждайте творческие решения
проблем

Табл.
1. Стили
руководства, ориентированные на уровень
развития коллектива или сотрудника.

Перспективной задачей для
руководителей является задача установления
партнерских отношений с подчиненными
(развитие патернализма).
Это подразумевает осознание работодателями
личностной равнозначности подчиненных,
их желание и право работать в комфортных
условиях. В лучших американских компаниях
давно перестали мириться с привилегиями
высокого должностного положения. Раньше
в США считалось, что личные лифт, буфет,
автостоянка – обязательные атрибуты
руководства. В настоящее время ситуация
изменилась: Рабочие выглядят так же
респектабельно, как и администрация,
ибо им созданы условия для поддержания
своего имиджа. Один из ветеранов
автомобилестроения, прослуживший в
«Форде» более 35 лет, высказывал такую
мысль: «Рабочие не злятся, что получают
19 тыс. долларов в год, а их директор –
75 тыс. долларов. Их бесит, когда им
приходиться приезжать на работу
промозглым январским утром в 5.45, парковать
машину в сотне ярдов от завода, потом
пробираться к проходной сквозь снег,
грязь и слякоть. И, подойдя к входу,
лицезоеть пустую личную автостоянку
менеджера».

Настоящие руководители исходят из того,
что нет незаменимых менеджеров – есть
незаменимые рабочие. Именно их эффективная
работа обеспечивает успех корпорации.

Таким образом, в современных
экономических условиях, кроме
профессионализма, руководитель должен
обладать творческими способностями,
умением объединять людей для решения
производственных задач, которое должно
быть основано на знании психологии
личности; желательно наличие таких
качеств, как предприимчивость, рационализм,
проницательность. Не менее важными
личными качествами руководителя
становяться эрудиция и корректность.
Все это позволяет эффективно наладить
производство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Оценка сложных систем в условиях риска и неопределенности.doc, Этничность в условиях глобализации в информационном пространстве, _Вопросы для самопроверки. Тест 1.1. Современное учебное занятие, История, роль и задачи ГО в современных условиях. Руководство гр, Обеспечение экономической безопасности инновационного проекта в , Прибыль от деятельности предприятий как условие обеспечения экон, Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных ус, Организация внеурочной деятельности и дополнительного образовани, _Вопросы для самопроверки. Тест 1.1. Современное учебное занятие, В каких случаях допускается лишение жилища.docx


1.Укажите, при каких условиях принимаются запрограммированные (аналитические) решения:
число возможных альтернатив ограничено и они легко формулируются
стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации

2. Какие вункции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц

Организация, общее руководство
3. «Внешние» по отношению собственно к труду факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом:
условия труда
4. «Поощрение» и «вознаграждение» характерны:
за достижение результатов по общим показателям деятельности

5.Автор теории «Х» и «У»:
Мак-Грегор
6. Анализ внешней среды при разработке управленческих решений необходим, для того чтобы?

Ответ – выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем; правильно определить стратегию и общую политику предприятия; выявить реальных возможности и угрозы, связанных с изменением внешней среды предприятия;

7. В каком случае возникает необходимость корректировки плана реализации управленческого решения

При изменении целей организации

8. Выбор обусловленный знаниями и опытом:

Решение, основанное на суждении

9.Выбор, основанный на методах экономич анализа

Рациональное решение

10. Выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правильный –

Интуитивное решение

11. Выполнение в рамках системы определенных функций, которые необходимы для обеспечения сохранности определенной структуры этой системы, поддержания ее функционирования в определенном режиме ее деятельности и реализации целей ее деятельности, по Афанасьеву это?

Ответ – ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ… 1) Функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакция на возмущающие воздействия изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы, средством разрешения постоянного противоречия между системой и средой, ее окружением. Функции системы как целого определяют функции, которые выполняет в системе каждый из ее компонентов; 2) Функции присущи системе и ее компонентам, причем функции системы есть интегрированный результат функционирования образующих ее компонентов; 3) Функциональная зависимость имеет место между отдельными компонентами данной системы; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой, более широкой системой, компонентом которой она сама является;

12.Высшая потребность в иерархической пирамиде А. Маслоу:
самоактуализация

13.Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется взаимопомощью, основанной на полном доверии:
дружеская кооперация
14. Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется дистанцированием друг от друга при отсутствии, как сотрудничества, так и соперничества:
невмешательство

15. Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется ориентацией на индивидуальные цели в условиях совместной работы, основанной на общем взаимном недоверии?

Ответ – соперничество;
16. Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется соперничеством в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений:
дружеское соревнование

17. Дайте определение типа взаимоотношений, который характеризуется сотрудничеством в рамках общей деятельности, но негативных отношений друг к другу?

Ответ – кооперация антагонистов;

18 Дефицит материально-технических ресурсов и пассивность провоцируют возникновение

Организационного конфликта

Инновационного конфликта

19. Для авторитарного (директивный) стиля руководства характерно?

Ответ – единоличное принятие решений, строгое администрирование;
20
. Стиль руководства, необходимый там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина:
демократический

21 Стиль руководства, необходимый в случае, если рабочая группа доросла в своем развитии до такого уровня, что может эффективно действовать на началах самоуправления, называется:
либеральный

22. Для того чтобы эффективно организовать действия планирования, руководителю необходимо:

  • анализировать состояние организации, ее слабых и сильных сторон;
  • на основе анализа определять реальные цели, которые организация может поставить перед собой;
  • определять конкретные пути достижения поставленных целей.

23. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач руководителю необходимо:

  • знать и уметь «включать» основные мотивы – движущие силы подчиненных;
  • использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
  • использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
  • использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.

24. Желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления?

Ответ – цель;

25. Задачи психологии управления:

• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• исследование психических особенностей лидерства;

• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

26. К контролю предъявляются требования:
постоянство
открытость
оперативность

27. К стратегиям совладающего поведения руководителя копинг-стратегиям относится тест?

Ответ – «активное совладание», «планирование», «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление»;

27. К стратегиям совладающего поведения относятся:

Планирование, конфронтация, принятие ответственности, самоконтроль, поиск, обращение за помощью, дистанцирование, избегание, переоценка

28. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?
Методы формирования психологического климата в коллективе
Методы профессионального отбора и обучения

29. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы …

планирование

организация

коммуникационные.

30. конкретные вопросы, подлежащие решению и последовательно приводящие….

задачи

31 Контроль приносит результат, если руководитель:

  • знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
  • знает правила организации контроля и использует их;
  • не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
  • использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.

32.Координирующее решение — это:
распределение текущей работы среди исполнителей

33.Личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями и т.п.:
авторитет

 34. На неформальную структуру коллектива не влияет:
субординация

35. Назовите внешние (объективные) факторы развития групп:
площадь
техническая оснащенность
36. Назовите внутренние (субъективные) факторы развития групп:
качества личности руководителя
система общественных отношений

37. Назовите этап принятия решения, на котором устанавливаются симптомы затруднений

Диагностика проблемы

38. Объектом психологии управления являются?

Ответ – люди, входящие в самостоятельные организации;
38.Объект управления – часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объект и субъект управления в совокупности образуют систему управления.

Управляемая подсистема

39. Обязательное условие эффективности деятельности руководителя:
целеполагание
40. Организационное решение — это:
выбор, который должен сделать сам руководитель, чтобы выполнить обязанности в зависимости от занимаемой должности

41. Основными функциями процесса управления являются?

Ответ – Планирование, организация, мотивация, контроль;
41. В структуре управленческой деятельности выделяют несколько важнейших элементов – функции целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, мотивирования, делегирования, контроля, принятия управленческих решений и т.д.

42. основу формирования управленческих решений составляют

Функции управления

43.От каких показателей зависит процесс разработки и принятия управленческого решения?

Ответ – специфики деятельности организации;

44. Сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе?

Ответ – «Социальная сущность». К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности;

45. Сущность УР состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой организации?

Ответ – Правовая сущность;

46. Сходство рабочей группы с другими социальными группами:
чувство принадлежности к данной группе
постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом
наличие общих потребностей, интересов и мотивов

47. Укажите особенности директивных решений:
обязательны для исполнения
принимаются высшими органами управления
48. Укажите особенности единоличных решений:
принимаются в условиях дефицита времени
принимаются при низкой квалификации причастных к ним сотрудников
принимаются при наличии конфликтной ситуации
49. Укажите особенности стратегических решений:
диктуются внешними обстоятельствами
определяют основные пути развития организации

50. Укажите функции руководящей деятельности соответствующие этапам управленческого процесса контроль?

Ответ – «Контролирующая функция»

Контроль должен быть: постоянным, объективным, оперативным, открытым.

Контроль не должен быть: тотальным, бессистемным, формальным, не доведенным по результатам до исполнителя;

51. Укажите функции руководящей деятельности соответствующие этапам управленческого процесса мотивация?

Ответ – «Мотивационная функция»

1. Физиологические потребности.

2. Потребности безопасности и защищенности.

3. Социальные потребности.

4. Потребности в уважении.

5. Потребности самореализации.

52. Укажите функции руководящей деятельности соответствующие этапам управленческого процесса организация?

Ответ – «Администраторская функция»

Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или поступок, а не за достижение всей компанией благополучных показателей.

Вознаграждение должно быть безотлагательным.

Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые малые успехи, а не только «выдающиеся достижения в труде».

Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми.

Наказывают за нежелательное поведение всех провинившихся, а не только «зачинщиков».

Малые награды иногда оказываются эффективнее больших.

Постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось.

Наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения.

53. Укажите функции руководящей деятельности соответствующие этапам управленческого процесса планирование?

Ответ – «Стратегическая функция»

проблему принятия решений (единолично — коллективно);

проблему ограниченности времени (нет времени подумать на перспективу, «текучка заедает»);

проблему инновационной активности (помните: лучшее — враг хорошего).

54. Укажите функции руководящей деятельности соответствующие этапам управленческого процесса руководство людьми?

Ответ – «Коммуникативно-регулирующая функция»

Старайтесь управлять людьми по их «положительным отклонениям». Замечайте любые позитивные детали и приветствуйте их публично.

Создавайте атмосферу доверия, показывайте подчиненным, что вы верите в их способности и возможности.

Оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.

Больше просите, чем приказывайте.

Будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных.

Не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.

Не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными. Старайтесь чаще обращаться к своим подчиненным: даже незначительный знак внимания руководителя, как правило, наполняет сердце подчиненного благодарностью.
55
. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:
наличие органов управления и руководства
наличие общественно значимых целей деятельности

56.Укажите характерные особенности адаптационных решений:
просты и оперативны в принятии
основываются на общих знаниях, здравом смысле, профессиональной деятельности
выполнение действий, которые были успешны в прошлом в аналогичной ситуации
57. Укажите характерные особенности интуитивных решений:
велик риск ошибок
являются исключением, а не правилом
принимаются в условиях дефицита времени
в основе имеют способность руководителя предугадывать, пред видеть, предполагать
58. Укажите, при каких условиях принимаются незапрограммированные (творческие) решения

новые, неординарные ситуации
требуют глубоких знаний, опыта, интуиции

59. Управление – это

Элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию их программ

60. Устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем – это … руководства.
стиль

61. Фредерик Уинслоу Тейлор ввел в своих работах понятие?

Ответ – «управление это подлинная наука , опирающая на точно определенные законы, правила и принципы».
61 Тейлор ввел в своих работах понятие

«человеческий фактор».

62. Характеристики, которые относятся к понятию «лидер» и не относится к понятию «руководитель»:
выдвигается неофициально
имеет психологическую природу
имеет организационную природу
63. Характеристики, относящиеся к понятию «руководитель» и не относящиеся к понятию «лидер»:
назначается официально
даны права и полномочия законом
64. Что влияет на процесс принятия решений в организации?
Состояние внутренней среды.
Решения зависят от лиц, принимающих решения.

65. От чего зависит способ представления процесса принятия управленческого решения?

Ответ – От научного подхода, применяемого к разработке управленческого решения;
66
. Полномочия, которые руководитель может делегировать в условиях дефицита времени:
подготовительные операции
67. Полномочия, которые руководитель не может делегировать в условиях дефицита времени:
принятие стратегических решений

68. Последствия конфликта в организации?

Ответ — конструктивные и деструктивные;

69. Предмет психологии управления – деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

70. При разработке управленческого решения поступает огромное количество качественной и количественной информации. Как это отразится на принятом управленческом решении?

Ответ – Помешает при принятии окончательного варианта управленческого решения;

71. Причинами конфликтов, связанных с функционированием неформальной организации является?

Ответ — нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе, нарушение групповых норм, несовпадение формальных и неформальных методов решения задач;

72. Процесс принятия решений начинается с:
выявления проблемы.
73. Регулирующее решение — это:
предписывание способа осуществления тех или иных действий в определенных ситуациях

74.Решения, тщательно оцененные менеджером, рассмотрены все альтернативные варианты – это осторожные решения.
75.Решения, являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий: запрограммированные решения
76. Руководитель имеет управленческий запас прочности, перспективу на повышение в должности при условии:
престиж должности = авторитету
77. С подачи какого ученого возникла особая прикладная междисциплинарная наука психология управления?

Ответ – А. Файолю;

78. Собственно мотивационные (непосредственно связанным с процессом труда) факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом:
служебный и профессиональный рост
79. Социально-психологический климат в коллективе это?

Ответ – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива;

80. Социальное управление через мотивы и потребности относится к?

Ответ – отдельному работнику, группе;

81. Сплоченность коллектива зависит от?

Ответ – внутреннего социально-психологического климата, социально-психологической совместимости;

82. Стили руководства, выделенные К. Левиным:
либеральный
демократический
авторитарный
83. Стиль руководства, необходимый в случае, если рабочая группа доросла в своем развитии до такого уровня, что может эффективно действовать на началах самоуправления, называется:
либеральный

84. Стиль руководства, необходимый там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина:
демократический
85. Стиль управления персоналом, который имеет следующие характеристики: «единоличное изъявление воли при наличии управленческих функций у руководителя; формирование руководителем строгого морально-психологического климата в коллективе », носит название?

Ответ – авторитарный;

86. Что из нижеперечисленного не принято считать элементами внутренней среды

Цели, персонал, структура, технология

87. Что представляет собой делегирование полномочий?

Ответ – передачу полномочий;

88.Что характеризует стиль руководства?
Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных
89. Что является главным критерием эффективности при принятии важных управленческих решений?

Ответ — опыт работы руководителя;

Бизнес развивается семимильными шагами, если каждый, кто причастен к этому бизнесу, максимально вкладывает силы в его продвижение. Причем, речь идет обо всех категориях человеческих ресурсов: топ-менеджмент, линейное руководство, специалисты и рабочие или рядовые сотрудники. На эффективность работы каждого отдельного сотрудника влияет множество факторов и мотивов.

Остановимся на одном из главнейших условий, которым буквально пронизан любой бизнес, а именно, на управлении руководителя работой своих подчиненных.

Различают четыре уровня развития подчиненных, которые именуют зрелостью сотрудника (теория Пола Герси и Кеннет Бланшар). В зависимости от ступеньки, на которой находится зрелость подчиненного, непосредственный руководитель и должен выбирать метод управления его деятельностью. Кто-то из руководителей бизнеса может считать этот вопрос не стоящим внимания. Но, увы, подчиненный на разных этапах своей зрелости склонен эффективно внимать только соответствующему методу постановки задач.

Рассмотрим уровни зрелости сотрудника в соответствии с наиболее приемлемым методом управления деятельностью подчиненного на этом этапе.

1) Низкий уровень.
Подчиненный еще мало знает и умеет, чтобы эффективно включиться в работу. Причиной может быть, как недостаток знаний и умений в данном виде деятельности, так и неуверенность в своих силах. Чаще всего, в эту категорию сотрудников попадают новички. Разумеется, они нуждаются в четких и последовательных инструкциях, указаниях и распоряжениях.

2) Относительно низкий уровень.
Когда сотрудник уже жаждет выполнять задание самостоятельно, или готов рискнуть и взять полную ответственность за порученное дело, а опыта все-таки маловато, уровень такого сотрудника еще нельзя назвать достаточно высоким, но инициативность следует поддержать. Поддержка на этом этапе должна сочетать и одобрение правильных действий, и подсказки в затруднительных для подчиненного ситуациях.

3) Относительно высокий уровень.
С приобретением опыта сотрудник либо с готовностью берет ответственность за выполнение задач, которые ему делегируют, либо избегает этой ответственности. При нежелании проявлять активность в достижении целей бизнеса подчиненный неминуемо попадает в категорию условно зрелых сотрудников. Если опыт такого сотрудника имеет ценность для развития бизнеса, руководство использует из своего запаса метод управления, называемый вовлечением. Никакое инструктирование на данном этапе не допустимо. Руководитель может заинтересовать подчиненного, «зажечь» своей идеей так, что опытный сотрудник с энтузиазмом возьмется за дело.

4) Высокий уровень.
Подчиненные, характеризующиеся высоким уровнем зрелости, умеют и желают быть ответственными за выполнение сложных, значимых для бизнеса задач. Главное для руководителя бизнеса – не упустить и не проигнорировать эту готовность. Убедившись в надежности сотрудника, непосредственный руководитель может смело делегировать ему выполнение особо важных дел.

Уверен, что существует много теорий определения типов сотрудников. Тем не менее за период моего опыта работы руководителем отдела продаж в автобизнесе мне особо запомнилась именно эта.

Это краткая вводная статья на тему ситуационного лидерства. Думаю, что мы сделаем небольшой цикл по самым интересным моментам этой теории менеджмента.

Хочу заранее пояснить термин “Мотивация”, применительно к этой статье – это НЕ только деньги. Это вообще в больше степени НЕ про деньги.

Любого сотрудника можно отнести к одной из 4-х стадий зрелости:

Кончено, мы все хотим иметь сотрудников “увлеченных профессионалов”, но их нужно долго растить)

Для чего нужно знать к какому типу относится подчиненный? По большому счёту существует 2 крупных причины:

  • 1.Знать, как им управлять.
  • 2.Какие задачи поручить.

В данной статье я не буду останавливаться на особенностях стилей управления. Просто выделю 4 стиля руководство и покажу для какого типа стоит их применять. Если это кому-нибудь будет интересно, то в следующей статье затрону это подробнее.

Все эти вещи относятся к теории ситуативного лидерства. Тем, кого это заинтересовало рекомендую погуглить в интернете более полные источники на эту тему.

В следующей статье хочу затронуть типы восприятия подчиненных с точки зрения мотивирования. Это интересно?)

P.S. Ну а за отраслевыми решениями и доработками amoCRM оставляйте заявку .

P.S.S. Да, сайт на Тильде – нам она нравится)

Эти конфликты начинаются как деловые
, но быстро перерастают в эмоциональные
. Они скорее разрушительные, потому что ликвидируется сама система «оппонент-оппонент» (руководительв подавляющем большинстве случаев «всегда прав»), кроме того немало нынешних руководителей не обладают достаточными опытом и умениями в работе с персоналом, профессиональные союзы и законодательство слабо защищают права работника.

С точки зрения обсуждаемой проблемы важным является то, что некоторые руководители считают, что существует некий универсальный стиль, пригодный для любой ситуации, или постоянно придерживаются только одного, пусть даже самого прогрессивного стиля. Это неизбежно приводит к вертикальным конфликтам
. Эффективный руководитель должен умело применять различные стили, но они всегда должны быть адекватными ситуации и состоянию управляемого им коллектива. Там, где следует действовать быстро и жестко, например, в экстремальных управленческих ситуациях, не следует устраивать совещания, чтобы «опереться на коллектив». В ситуациях хорошо контролируемых и прогнозируемых можно даже передать часть своих управленческих функций, это будет воспринято как доверие
.

В психологических исследованиях было показано, что длительное применение только одного стиля руководства приводит к профессиональной деформации личности руководителя, развитию отрицательных черт характера, стереотипов восприятия и деятельности, которые отрицательно сказываются на результативности деятельности и морально-психологическом климате.

Особым случаем, приводящим к сильным эмоциональным трудноразрешимым конфликтам, является стиль руководства, называемый псевдоавторитетом
. К сожалению, псевдоавторитет весьма распространен и очень живуч. Психологическая сущность его своеобразна. Каждый руководитель имеет естественное стремление к созданию некой социальной дистанции
с управляемым коллективом, которая является следствием имеющихся преимуществ, сильных качеств, которые и обусловливают результативность деятельности. Эта дистанция упрощает управление, стабилизирует отношения — персонал не подвергает сомнению принятые руководителем решения, стремится быстро и точно их выполнить, с уважением относится к руководителю, находится под влиянием его авторитета. Если же эта дистанция уменьшается или исчезает, руководить становится намного сложнее
, так как у персонала формируется иное отношение к руководителю («он такой, как все, поэтому…»). Поэтому руководители стремятся создать такую дистанцию. Но как? В принципе существуют два пути.

1. Первый — за счет опережающего личностно-профессионального роста. В этом случае и формируется авторитет.

2. Второй, когда руководитель сам «не растет», — за счет давления, барьеров и ограничений личностно-профессионального роста коллектива (буквально — «держать и не пущать»
). Это и есть псевдоавторитет.

Сложность проблемы состоит еще и в том, что немало таких руководителей действительно в прошлом имели серьезные заслуги, но потом остановились в своем росте, а социальную дистанцию, которая их устраивала, решили во что бы то ни стало сохранить.

· резонерство, демагогия
— яркая фразеология создает видимость значимости и масштабности деятельности;

· скептицизм
— он воспринимается часто как проявление высокого интеллекта, «умения видеть то, что недоступно другим»;

· заострение внимания на мелочах
— такие руководители даже из малейшей ошибки подчиненных способны создать образ катастрофы, которую именно они предотвратили;

· натиск
— «быстрое реагирование» без серьезной подготовки, представляется как умение предвосхищать ситуацию, «держать руку на пульсе»;

· грубость и жесткость
— преподносятся как строгость;

· создание атмосферы страха
— «начальника надо бояться, иначе не будет дисциплины».

П. Херси и К. Бланшар рассматривают четыре специфических лидерских стиля руководителя, связывая их эффективность с уровнем зрелости членов группы. При этом под зрелостью понимается способность и желание членов группы нести ответственность за свое поведение.

1) профессиональная зрелость
охватывает профессиональные знания и навыки подчиненных. Профессионально зрелый индивид обладает знаниями, навыками, способностями и опытом, позволяющими ему выполнять свои профессиональные задачи без чьего-либо руководства и указаний;

» Hersey Р., Blanchard К.
So You Want to Know Your Leadership Style? // Training and Development Journal. 1974. Febr. P. 1-15.

  • 2) мотивационная зрелость
    обусловлена мотивацией и психологической готовностью к выполнению своей работы. Людям, зрелым психологически, не требуется внешняя стимуляция и поощрение, они мотивированы внутренне.
  • члены группы не способны и не хотят нести ответственность за свою работу, у них отсутствуют и профессионализм, и уверенность в своих силах;
  • члены группы не способны выполнить порученную работу, но хотят это сделать, у них есть мотивация, но отсутствуют соответствующие профессиональные навыки;
  • члены группы способны, но не хотят выполнять работу;
  • члены группы и способны, и хотят выполнять порученную работу. На этой основе авторы описали четыре соответствующих стиля
  • (табл. 6).

Таблица 6

Соответствие стиля руководства уровням зрелости сотрудников в модели П. Херси и К. Бланшара

лидер осуществляет минимальное руководство и поддержку подчиненных, поощряя их инициативу и делегируя им полномочия по принятию решений, координации и самоконтролю деятельности. Тем самым в ситуационной модели П. Херси и К. Бланшара стиль руководства зависит от таких ситуационных переменных, как профессиональная и мотивационная зрелость членов группы.

В дальнейшем К. Бланшар пересмотрел данную модель и внес в нее ряд уточнений и дополнений применительно к различным ситуациям управленческой деятельности, в том числе стадиям формирования профессиональной команды. Новую модель автор назвал «Модель ситуационного лидерства II». Эта модель подробно представлена в главе «Формирование и управление профессиональной командой».

В заключение полезно еще раз отметить, что не существует абсолютно эффективных или абсолютно неэффективных стилей лидерства. Существуют стили лидерства, эффективные в одних ситуациях и неэффективные в других. Поэтому лидеру необходимо владеть различными стилями и разумно их использовать в соответствии с управленческой ситуацией, важными компонентами которой являются уровень развития и особенности коллектива, характер решаемой задачи и сроки ее исполнения.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Опишите характеристики авторитарного, демократического и либерального стилей руководства.
  • 2. Охарактеризуйте ситуационные преимущества и недостатки различных стилей руководства, описанных К. Левиным.
  • 3. Опишите стилевые характеристики двумерной модели руководства Р. Блейка и Дж. Моутона.
  • 4. Какие стили описаны в модели П. Херси и К. Бланшара и как они взаимосвязаны с уровнем зрелости членов группы?
  • Указывающий (предписывающий) стиль эффективен в ситуации,когда члены группы не способны и не хотят нести ответственностьза свою работу. В этом случае лидер ориентирован и на задачу, ина людей, он определяет роли подчиненных, указывает им, что,как и когда сделать, мотивирует и контролирует их.
  • Обучающий (убеждающий) эффективен в ситуации, когда членыгруппы не способны, но хотят выполнять порученную работу.В этом случае лидер реализует обучающее и координирующееповедение. При этом он максимально ориентирован на задачу,выполнению которой он обучает этих людей.
  • Поддерживающий (участвующий) эффективен в ситуации, когдачлены группы способны, но не хотят выполнять работу. В этомслучае у подчиненных есть необходимые знания, навыки и квалификация, но снижена мотивация к деятельности. Соответственно, лидер более ориентирован на людей, а его стиль основан навовлечении их в общую деятельность и побуждение к принятиюрешений.
  • Делегирующий стиль эффективен в ситуации, когда члены группыи способны, и хотят выполнять порученную работу. В этом случае

Известный социальный психолог Курт Левин (1890-1947) предложил концепцию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми находится позиция «демократия». Диапазон стилей так удачно схвачен Левиным, что оказался классическим. И до сих пор все предлагаемые современные концепции вращаются вокруг его идей.
Индивидуальные особенности поведения руководителя в процессе управления обычно рассматриваются как стиль руководства. Каждый человек имеет свои природные склонности; свою, выработанную годами, манеру общения с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен, в большинстве случаев, использовать какой-либо один стиль: авторитарный, демократический (коллегиальный) или стиль невмешательства.
Стиль руководства – это индивидуальные особенности личностной, относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций; это система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленных спецификой поставленных перед коллективом задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий . Рассмотрим особенности основных стилей руководства.

Авторитарный
(директивный, жесткий, автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры взаимоотношений. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс выполнения работы. Решения принимаются им единолично. Работники получают лишь самую необходимую для работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию, неукоснительно требует выполнения своих распоряжений. Для него характерна чрезмерная централизация власти, жажда подчинения. Такой ру-ководитель, как правило, не выносит критики, бывает грубым с под-чиненными, самоуверен. Основной метод воздействия – приказ.

Коллегиальный
(демократический) стиль. Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива. Руководитель поощряет творческую активность.

Пассивный
(попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Руководитель такого типа максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель представляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются им коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу и мотивирует подчиненных. Склонен делить ответственность за происходящее в орг-низации со своими подчиненными.

Применение только одного из трех основных (классических) стилей значительно обедняет деятельность руководителя. Важно понимать, что не существует универсального или идеального стиля руководства. Оптимальность того или иного стиля проявляется и зависит от конкретной ситуации.
Так, авторитарный стиль соответствует ситуации, когда положение в организации выходит из под контроля (в случае кризисной ситуации). Демократический стиль необходим там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где отмечается хорошая дисциплина и порядок. Стиль невмешательства может применяться, если рабочая группа доросла до такого уровня, что может активно действовать на началах самоуправления, в противном случае этот стиль вреден. Этот стиль дает наилучшие результаты при руководстве творческими коллективами.

Итак, наиболее популярным должен быть так называемый ситуативный подход к руководству. К факторам, определяющим ситуацию в производственной организации, обычно относят: специфику целей и стратегию, уровень ее развития, технологию, особенности экономической ситуации, в которой действует предприятие, специфику региона, уровень ответственности, заинтересованности, дисциплинированности, квалификации и социокультурного развития работников.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития каждого подчиненного и коллектива в целом. В соответствии с этим подходом выделяют четыре уровня развития сотрудников и коллектива и соответственно рекомендуются четыре стиля управленческого воздействия (П.Херси) .

Таблица 3
Стили руководства, ориентированные на уровень развития коллектива или сотрудника

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Sharp aquos телевизор инструкция на русском языке
  • Выдача посылки с наложенным платежом в еас пошаговая инструкция
  • Музыкальная колонка zqs 6201 инструкция по применению
  • Антиоксидантная формула эвалар инструкция по применению отзывы
  • Лазер руководство к применению