Стиль
руководства
— характерные черты поведения, приёмов,
действий, используемых руководителем
в процессе управления.
Авторитарный
стиль
руководства может быть оправдан в группе
с неразвитыми материальными и высшими
потребностями, а так же в экстремальных
условиях.
Демократический
(прогрессивный) стиль
следует применять при условии
заинтересованности работников в
получении результатов, инициативности
и ответственности.
Применение
либерального (клубного) стиля
свидетельствует о нечёткости определения
целей группы и её роли в производственном
процессе.
6.1. Понятие лидерства. Теория черт. Поведенческие теории лидерства
Применительно
к деятельности менеджера (управленца),
на наш взгляд, понятие руководства и
лидерства можно развести следующим
образом. Руководитель, это управленец
в тоq
части его работы/которая направлена
непосредственно на организацию работы
людей Руководитель имеет влияние на
людей уже благодаря своей позиции в
организационной иерархии, своему
официальному статусу в ней. Этот источник
влияния, получивший название законная
или легитимная власть, может быть не
единственным источником влияния на
людей, которым обладает конкретный
индивид в позиции руководителя. Он может
быть также экспертом в технических
вопросах, решаемых подразделением, быть
симпатичным и уважаемым человеком,
обладать связями. Все это в совокупности
дает ему возможность мобилизовать и
вести возглавляемое им подразделение
в направлении поставленных целей, то
есть выполнять лидерскую функцию, быть
лидером. Он может действовать в том же
направлении, не обладая желательными
для лидера, указанными выше, свойствами,
используя только данные ему положением
институциональные источники власти:
вознаграждать и наказывать, отдавать
распоряжения. Можно руководить, оказывая
влияние и такими способами. То есть,
понятие лидерства шире понятия
руководства, но в деятельности отдельного
человека руководитель и лидер совпадают.
Разумеется можно быть лидером и не
являясь менеджером, то есть не имея
должностных полномочий руководителя
влиять на людей, мотивируя их на достижение
некоторых целей. Совпадают они с
организационными или нет, это уже
другой
вопрос, отрицательный ответ на который
создает основание для внутриорганизационного
конфликта, который мы будем рассматривать
в рамках политического подхода в
менеджменте.
Приведем
примеры представлений о лидерстве,
высказанных ведущими философами,
социологами и психологами XIX-XX
веков.
Фридрих Ницше:
Стремление к лидерству — проявление
творческого инстинкта человека. Лидер
вправе третировать мораль — оружие
слабых.
Габриэль Тард:
Подражание последователей лидеру —
основной закон социальной жизни.
Зигмунд Фрейд:
Подавленное либидо может переходить в
стремление к лидерству. Массы нуждаются
в лидере, аналогично отцу семейства.
Альфред Адлер:
Стремление к лидерству — компенсация
чувства неполноценности личности.
Макс Вебер разработал
три типа легитимности (необходимого
условия стабильности и эффективности
власти, признания права носителей власти
на управление): легитимность, основанную
на традиции, легитимность, основанную
на праве и, наконец, легитимность,
основанную на харизме.
В
первом случае в основе власти лежит
обычай, властные отношения регулируются
традиционно сложившимися установлениями.
Второй случай- господство закона-
означает, что люди следуют определенным
кодифицированным правилам, признавая
именно такое поведение оптимальным для
согласования интересов, для разрешения
конфликтов и для обеспечения социального
взаимодействия. Третий тип легитимности
— харизматический — базируется на
признании исключительного права именно
этого человека или именно этой группы
на управление
людьми.
Курт Левин выделил
авторитарный, демократический и
анархический стили лидерства.
Авторитарный
(директивный, властный) — лидерский
стиль, при котором лидер по отношению
к ведомым действует властно, директивно,
жестко распределяя роли между членами
группы, не позволяя выходить за их
пределы и тщательно контролируя во всех
деталях их работу. Авторитарный лидер
почти все функции управления сосредотачивает
в своих руках, не позволяя членам группы
обсуждать или оспаривать принимаемые
им решения, его действия.
Демократический
(коллегиальный, коллективный) лидерский
стиль — лидер стремится управлять группой
совместно с ведомыми (подчиненными),
давая им достаточную свободу действий,
позволяя обсуждать свои решения,
поддерживая проявляемую ими инициативу
в самых разных групповых делах.
Либеральный
(анархический, попустительский) лидерский
стиль — форма руководства, при которой
лидер практически отстраняется от
активного управления группой, и ведет
себя так, как если бы он был рядовым
участником группы, позволяя членам
группы делать все, что им захочется,
предоставляя им полную свободу действий.
«Теория
лидерских ролей» — Р. Бейлз. (50-е
годы). Лидерство — это принятие особой
роли. Автор выделяет две лидерские роли:
профессионала и социально-эмоционального
специалиста. (Или инструментальный и
эмоциональный лидеры). В эффективной
группе должны быть представлены обе
формы лидерства.
«Теория
черт» — Е. Богардус
(30-е годы). Подход, сторонники которого
считают, что основной причиной того,
что человек становится лидером является
обладание уникальными чертами характера.
Харизма — врожденное качество,
предопределяющее лидерство.
«Интерактивная
теория» Р. Крачфилд, Д.Креч, Хоманс.
Лидерство
есть результат внутригруппового
развития. Лидерство можно предсказать,
зная характеристики членов группы,
структуру группы, сложившуюся ситуацию,
выполняемую задачу и индивидуальные
особенности кандидатов в лидеры.
«Ситуативная
теория» — Т. Ньюком, А. Харе, К. Блэнчарда,
Ф. Фидлера Лидерство
— продукт ситуации, сложившейся в группе.
«Синтетическая
теория». Лидерство
понимается как процесс организации
межличностных отношений. Лидер — субъект
управления этим процессом. Учитывается
взаимосвязь трех факторов: лидеров,
последователей и ситуации.
«Теория
определяющей роли последователей».
Лидерство
есть функция от ожиданий ведомых,
принимающих или отвергающих лидера.
Стили
лидерства.
Выделяют три подхода к определению
значимых факторов эффективного лидерства:
подход с позиции личных качеств,
поведенческий подход и ситуационный
подход.
Подход
с позиции личностных качеств или «Теория
черт». Руководство
и лидерство стало объектом исследования,
когда в начале XX столетия впервые стали
изучать управление. Исследователи
ставили цель: выявить свойства и
личностные характеристики эффективных
руководителей. Согласно личностной
теории лидерства (или теории великих
людей) лучшие из руководителей обладают
определенным набором общих для всех
личностных качеств. Эти теории возникли,
по-видимому, под влиянием исследований
Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить
лидерство на основе наследственности.
Первоначально были предприняты
исследования царских династий различных
наций, анализ браков между правителями.
В дальнейшем на основе эмпирических
исследований пытались обнаружить
лидерские качества. К таким качествам
относили, уровень IQ
и компетентности, впечатляющую внешность,
честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование
и большую степень уверенности в себе.
Несмотря на
сотни проведенных исследовании,
исследователи не пришли к единому мнению
о наборе качеств, которыми непременно
обладает крупный лидер. В обобщающем
обзоре такого рода работ, предпринятом
Стогдилом в 1948 году, было отмечено, что
в разных ситуациях эффективные
руководители обнаруживали разные личные
качества. Был сделан вывод: «Человек
не становится руководителем только
благодаря тому, что обладает некоторым
набором личных свойств.» Изучение
лидерства стало развиваться в направлении
исследований стилевых особенностей
поведения руководителя, которые делают
его более эффективным при решении тех
или иных задач.
Однако,
недавно социальные психологи — Хоган с
соавторами (цит. по Майерс Д., 1997, стр.
395) вновь заинтересовались, существуют
ли качества, характеризующие хорошего
лидера в различных ситуациях. Ими
продолжены исследования таинственного
качества «харизмы», которая связывается
теперь с уверенностью: человека,
порождающей горячую поддержку со
стороны последователей. Для харизматического
лидера типичны убедительные представления
о желательном положении дел, то есть
видение
в терминах стратегического управления,
способность сообщить свое видение
окружающим в доступной для них форме,
достаточный запас оптимизма и веры в
своих людей, чтобы вдохновлять их.
Заметим, что лидерство в данном
исследовании понималось в духе
символического или символико-политических
подходов. Неудивительно, что личностные
тесты выявили у эффективных лидеров
незаурядность, энергичность,
добросовестность, покладистость,
эмоциональную устойчивость и уверенности
в себе.
Поведенческий
подход. Этот
подход создал основу для классификаций
и стилей поведения руководителя: Согласно
этому подходу эффективность определяется
не личными качествами руководителя, а
скорее его манерой доведения по отношению
к подчиненным. Основной недостаток
этого подхода: тенденция исходить
из представления
о существовании одного оптимального
стиля руководства.
Стиль
руководства— это привычная манера
поведения руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них влияние
и побудить к достижению целей организации.
Первоначальной и
классической классификацией стилей
руководства является классификация в
рамках авторитарно — либерального
континуума.
Автократичный
руководитель использует в основном
власть принуждения, аппелируя к
потребностям более низкого уровня,
исходя из предположения, что это тот
самый уровень, на который они оперируют.
Теория «X» Дугласа
МакГрегора представляет собой отношение
менеджера к работнику, обосновывающее
выбор авторитарного стиля руководства:
-
Люди
изначально не любят трудится и при
возможности избегают работы. -
У
людей нет честолюбия и они стараются
избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили -
Больше
всего люди хотят защищенности. -
Чтобы
заставить людей трудится, необходимо
использовать принуждение, контроль и
угрозу наказания.
В
результате автократ стремится:
централизовать полномочия, структурировать
работу подчиненных, не давать подчиненным
свободы в принятии решений. Представления
демократичного руководителя о работниках
МакГрегор назвал теорией «Y»:
-
Труд
— процесс естественный. Если условия
благоприятные, люди не только примут
на себя ответственность, но они будут
стремится к ней. -
Если
люди приобщены к организационным целям,
они будут использовать самоуправление
и самоконтроль. -
Приобщение
является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели. -
Способность
к творческому решению проблем встречается
часто, -
а
интеллектуальный потенциал среднего
человека используется
лишь частично.
Демократичный
руководитель предпочитает такие
механизмы влияния, которые апеллируют
к потребностям более высокого уровня:
потребности в принадлежности высокой
цели, автономии, и самоактуализации. Он
избегает навязывать свою волю подчиненным.
В таких организациях высокая степень
децентрализации полномочии; подчинённые
принимают активное участие в принятии
решений; пользуются широкой свободой
в выполнении заданий; определив цели
организации, руководитель позволяет
подчиненным поставить свои собственные
цели в соответствии с теми, которые он
сформулировал; нет жесткого контроля,
работа оценивается после ее выполнения;
руководитель развивает в подчиненных
самостоятельность; много усилий
вкладывается руководителем в развитие
атмосферы открытости и доверия, чтобы
если подчиненным понадобилась помощь,
они обращались
к руководителю.
Исследование
эффективности стилей
Самое раннее
исследование было проведено Куртом
Левиным. Он исследовал 10-летних мальчиков,
которые были разделены на несколько
групп, каждую из которых возглавил
взрослый, демонстрирующий различные
стили руководства: авторитарный,
демократичный и либеральный.
В результате
исследования был сделан вывод, что
авторитарное руководство добивалось
выполнения большего объема работы, чем
демократичное; но с другой стороны дети
в группах с авторитарным руководителем
были менее мотивированы, выполняли
задания с меньшей оригинальностью,
отношения в группе были менее дружелюбными,
дети вели себя более агрессивно по
отношению друг к другу, с руководителем
— более зависимо и покорно.
Ренсису
Лайкерту принадлежит идея о двух основных
ориентациях в деятельности менеджера
на цель (задачу) и на процесс достижения
высоких результатов, то есть на создание
высокоэффективных, оптимально
взаимодействующих коллективов людей,
которые качественно выполняют работу.
Р. Лайкерт предложил свою концепцию в
60-е годы (Likert,
R.,1961).Эти две ориентации иногда в
литературе называют двумя стилями
лидерства или стилями руководства.
-
Целевой
лидер —
сосредоточен на работе, (ориентирован
на задачу), — прежде всего заботится об
определении заданий и разработке
системы вознаграждений, ведущей к
большей производительности труда
(классический пример — Фредерик Тэйлор). -
Социальный
лидер
сосредоточен на человеке, заботится
прежде всего о людях. Он пытается
повысить производительность труда
путем совершенствования человеческих
отношений в группе работников.
Вывод Лайкерта:
стиль руководства неизменно будет
ориентированным либо на работу, либо
на человека. В его исследовании не
встретилось ни одного руководителя, у
которого бы обе этих направленности
проявились значительной степени и
одновременно, в результате были предложены
программы тренинга руководителей для
повышения их коммуникативных навыков
и навыков формирования команд. Однако
в конце 80-х годов английские социальные
психологи Питер Смит и Монир Тейб
сообщают об исследованиях, проведенных
в Индии, на Тайване и в Иране, в которых
они обнаружили, что наиболее эффективные
руководители низшего звена в угольной
промышленности, банковском деле и
государственной администрации показывают
по обоим тестам — и целевого и социального
лидерства, (цит. по Майерс Д., 1997, стр.394)
высокие результаты.
Интересно,
что «разносторонние» лидеры были
обнаружены в кросс культурных исследованиях
тридцать лет спустя после выдвижения
идеи Р. Лайкертом. Повлияли ли взгляды
школы человеческих отношений на установки
менеджеров нового поколения, или сыграли
свою роль особенности более
коллективистических культур Индии,
Тайваня или Ирана покажут дальнейшие
исследования. Нам важно отметить, что
и здесь, как в исследовании Роберта
Квина ( Quinn,
R.E..
1988), которое
мы обсуждали
в связи с ролями менеджера, эффективность
соотносится с разносторонними
направленностями личности.
Множество
исследований было проведено для того,
чтобы доказать преимущество одного
стиля перед другим. Приверженцы
демократического стиля пытались
доказать, что этот стиль всегда более
эффективен, чем авторитарный. Однако,
имеются ситуации, когда авторитарный
стиль оказался очень эффективным. Томас
Уотсон-младший слыл тираном, однако,
именно он сделал «IBM»
ведущей мировой корпорацией.
Демократичный
стиль обладает своими привлекательными
сторонами. Можно было бы решить многие
организационные проблемы, если бы
совершенствование человеческих отношений
и участие работников в принятии решений
всегда вели к большей удовлетворенности
от работы и более высокой производительности.
К сожалению, это
происходит далеко не всегда. Ученые
встречали ситуации, в которых работники
принимали участие в принятии решений,
но степень удовлетворенности от труда
была низкой, а также ситуации, где
удовлетворенность была высокой, а
производительность низкой.
Выводы
о соотношении удовлетворенности,
стиля руководства и производительности
-
Во
многих ситуациях демократический и
ориентированный на человека стиль
руководства не приводит к большей
удовлетворенности работников. -
В
ситуациях, где исполнитель действует
на уровне более низких потребностей,
демократический стиль может снизить
степень удовлетворенности, но это имеет
место не всегда. -
Большая
степень удовлетворенности — это меньшая
текучесть кадров, прогулов и
производственных травм, часто большая
производительность труда. Но низкая
текучесть кадров не обязательно
свидетельствует о большой степени
удовлетворенности. -
Более
высокий моральный настрой и большая
удовлетворенность не всегда повышают
производительность.
Все это привело к
созданию ситуационного подхода к
лидерству.
Соседние файлы в папке Теория менеджмента
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Краткое содержание
То, что ваши личные качества и опыт влияют на ваш стиль лидерства, нормально. Хотя единственно правильного подхода к лидерству не существует, знать, какой у вас стиль лидерства, полезно для развития своих собственных навыков и расширения возможностей своей команды. В этой статье мы рассказываем об 11 различных стилях лидерства и их плюсах и минусах в разных ситуациях.
Что общего у операционного директора Facebook Шерил Сэндберг и главного исполнительного директора Lowe’s Марвина Эллисона? Оба они являются выдающимися лидерами. Один из них занимает не последнее место в технической отрасли, другой достигает новых высот в сфере розничной торговли. И тот и другой отличаются дальновидностью, глубоко понимают свою работу и достаточно харизматичны, чтобы завоевать доверие аудитории.
Лидерство — это не универсальное качество. У каждого лидера есть своя индивидуальность и опыт, которые определяют его стиль. Этот стиль может эволюционировать с течением времени, поэтому тот лидер, которым вы являетесь сейчас, может отличаться от того лидера, которым вы хотите стать в будущем.
Чтобы помочь вам разобраться, какой у вас сейчас стиль лидерства и как его использовать для повышения эффективности работы коллектива, рассмотрим 11 наиболее распространённых стилей и теорий лидерства.
1. Авторитарный (автократический) стиль лидерства
Авторитарные лидеры, также называемые автократическими, характеризуются чётким командным подходом и контролем над коллегами. Процессы принятия решений централизованы, то есть самые важные решения принимает один человек. У авторитарного лидера есть чёткое видение общей картины, но остальные сотрудники участвуют в ней только для выполнения отдельных задач по мере необходимости.
Авторитарные лидеры могут хвалить или критиковать сотрудников, но при этом они чётко отделяют себя от коллектива. Хотя может показаться, что авторитарный лидер вызывает только неприязнь, как правило, это не так. Они редко бывают настроены враждебно. Наоборот, они обычно дружелюбны и иногда даже бесстрастны.
Авторитарному лидеру характерны следующие высказывания:
-
Я знаком с ситуацией лучше, чем остальные.
-
При возникновении разногласий в компании я обычно прав.
-
При таком большом количестве голосов мы никогда не выполним работу.
-
Я не приемлю противоположные мнения о проекте, за который я отвечаю.
Преимущества авторитарного лидерства:
-
Авторитарные лидеры способны выполнять проекты в сжатые сроки.
-
Этот стиль полезен, когда нужны решительные действия.
-
Автократическое лидерство может быть успешным, когда лидер обладает наиболее полными знаниями относительно остальной части коллектива.
Недостатки авторитарного лидерства:
-
Данный стиль не способствует творчеству.
-
Коллеги могут видеть таких лидеров в отрицательном свете из-за подавления инициативы и чрезмерного контроля.
-
Авторитарным лидерам сложно примерять на себя какой-либо другой стиль лидерства, и, как правило, они не готовы отступать от своего плана.
2. Коллегиальный (демократический) стиль лидерства
Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.
Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.
Коллегиальному лидеру характерны следующие высказывания:
-
Если я буду полагаться на знания и опыт коллег, это поможет и мне выполнять свои обязанности.
-
При возникновении разногласий в компании необходимо выслушать мнение всех участников и только потом принять решение.
-
Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат.
-
Я принимаю противоположные мнения, поскольку это помогает сделать конечный продукт лучше.
Преимущества коллегиального лидерства:
-
Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства.
-
Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы.
-
Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными.
-
Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели.
Недостатки коллегиального лидерства:
-
Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.
-
Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс.
Читать о секрете высокой динамики в работе коллектива
3. Либеральный (попустительский) стиль лидерства
Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.
Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер.
Либеральному лидеру характерны следующие высказывания:
-
Коллектив способен сам решить, что для него лучше, но я ожидаю блестящего результата.
-
При возникновении разногласий в компании другие могут принять решение и без меня.
-
Я передаю все ресурсы в распоряжение коллектива. Поэтому я хочу, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и знали, что нужно делать.
-
Те, у кого другое мнение, могут использовать свои методы в индивидуальном порядке.
Преимущества либерального лидерства:
-
Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.
-
Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.
-
Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.
Недостатки либерального лидерства:
-
Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны.
-
В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.
-
При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.
Познакомившись с тремя стилями лидерства по Левину, мы можем зайти с другой стороны и рассмотреть теорию эмоционального лидерства. Данный подход помогает использовать эмоциональный интеллект, чтобы оценивать ситуацию и выбирать подходящий стиль лидерства.
4. Визионерское лидерство
Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей.
Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное.
Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.
Читать о том, как сформировать авторитет эксперта (и повысить свои лидерские качества)
Преимущества визионерского лидерства:
-
Участники организации получают необходимое вдохновение и понимают свои обязанности.
-
Временные проблемы не удручают лидера, потому что он устремлён к конечной цели.
-
Лидеры-визионеры умеют предусматривать запасные варианты решения проблем, связанных с внешними факторами, такими как политика или обстановка в мире.
Недостатки визионерского лидерства:
-
Отсутствует краткосрочное видение ситуации со стороны коллективов.
-
Видение может быть утрачено, если оно слишком тесно связано с личностью руководителя.
-
Лидеры-визионеры склонны отталкивать идеи других участников коллектива.
Читать о том, чем группа отличается от команды
5. Коучинг
Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.
Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами. Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий.
Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль.
Преимущества коуч-лидерства:
-
Лидер-коуч может создавать мотивирующую атмосферу, в которой участники с удовольствием работают над проектом.
-
Чётко определённые ожидания способствуют развитию навыков у коллег.
-
Данный стиль лидерства даёт компаниям конкурентные преимущества, поскольку он обеспечивает условия для продуктивной работы квалифицированных специалистов, готовых обучать других.
Недостатки коуч-лидерства:
-
Коучинг требует терпения и времени.
-
Этот стиль эффективен, только если другие готовы его принять.
-
Лидеры-наставники в значительной степени зависят от отношений, которые могут быть сложными, если нет сыгранности команды.
Читать статью «Теория обстоятельств Фидлера: почему лидерство не единообразно»
6. Отеческий стиль лидерства
Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе.
Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании.
Преимущества отческого стиля лидерства:
-
Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
-
Межличностные конфликты быстро прекращаются.
-
Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
-
Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу.
Недостатки отческого стиля лидерства:
-
Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени.
-
Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.
-
Цели организации часто забываются.
-
Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.
Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»
7. Демократический стиль лидерства
Демократический стиль лидерства — это та же концепция, что и коллегиальное лидерство по Левину. В коллективе поощряется активное участие и обмен идеями всех участников. Поэтому весь коллектив ощущает себя причастным, даже несмотря на тот факт, что голос лидера в конечном итоге является решающим.
Демократический стиль лидерства эффективен в коллективах с высококвалифицированными участниками, которые способны вносить свой плодотворный вклад. При этом он в меньшей степени успешен в случае менее опытных сотрудников, обладающих не столь большим объёмом знаний в данной области. Кроме того, его не следует применять в ситуациях, требующих незамедлительных действий.
Преимущества демократического стиля лидерства:
-
Атмосфера сотрудничества способствует творчеству и инновациям.
-
Поддерживается высокий уровень вовлечённости и доверия среди сотрудников.
-
Общие цели обеспечивают высокий уровень ответственности и продуктивности.
Недостатки демократического стиля лидерства:
-
Для совместной работы требуется больше времени.
-
Лидер может утратить доверие участников, если он принимает решения без их участия.
-
Демократический стиль лидерства неэффективен, если участники коллектива не обладают необходимой квалификацией.
8. Эталонный стиль лидерства
Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно.
Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию.
Преимущества эталонного стиля лидерства:
-
Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки.
-
Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива.
-
Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы.
Недостатки эталонного стиля лидерства:
-
При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе.
-
Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.
-
Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала.
-
Недостаточная обратная связь.
9. Директивный стиль лидерства
Директивный стиль лидерства аналогичен авторитарному, или принудительному, стилю. Лидер с таким стилем ставит перед командой чёткие цели и задачи, ожидая от сотрудников их строгого выполнения. Они вводят правила и процедуры для создания соответствующей структуры.
Директивное лидерство обычно применяется в тех случаях, когда у сотрудников нет ни навыков, ни опыта. В такой ситуации сотрудникам необходима структура, позволяющая им выполнять задачи. Данный стиль лидерства также эффективен в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Если и использовать этот стиль лидерства, то делать это следует в сочетании с другими стилями.
Преимущества директивного стиля:
-
Наличие чётко определённых ожиданий способствует повышению эффективности работы.
-
Полезен в условиях кризиса, поскольку позволяет оперативно принимать решения.
-
Директивный стиль лидерства может быть эффективен в коллективах с низкоквалифицированными или неопытными сотрудниками.
-
Лидеры с директивным стилем могут быстро определять отставание у тех или иных сотрудников.
Недостатки директивного стиля:
-
Если лидер не обладает большим опытом, чем у коллектива, этот стиль лидерства не сработает.
-
Совместная работа отсутствует, что сдерживает творческий потенциал.
-
Моральный дух команды может значительно снизиться, а сотрудники могут потерять интерес.
-
Работа коллектива в значительной степени зависит от лидера, из-за чего возникает «узкое место».
-
Лидер с директивным стилем может легко превратиться в авторитарного лидера.
Теорию эмоционального лидерства можно легко реализовать в повседневной работе. Сначала определите тип коллектива, с которым вы работаете. Затем подумайте, какие стили лидерства лучше всего подходят для решения ваших задач. Далее попробуйте скорректировать свой стиль эмоционального лидерства с учётом возможных сценариев. После некоторой практики эта теория может изменить ваш подход к лидерству.
Читать о том, как эффективно управлять загрузкой своей группы
10. Трансформационное лидерство
Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство.
Оба этих стиля были описаны Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим лидерство и поведение в организациях. Даже если вы ещё ничего не слышали о них, наверняка вы уже видели их в действии.
Самая популярная теория Бернарда М. Басса — это трансформационное лидерство, которое представляет собой сочетание четырёх лидерских качеств. Эта теория была сформулирована на основе концепции Джеймса МакГрегора Бёрнса 1978 года, в которой он утверждал, что лидеры и их последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию.
Лидеры с этим стилем пользуются доверием и уважением со стороны тех, кто готов последовать за ними. Четыре лидерских качества при трансформационном лидерстве — это индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющее мотивирование и идейное влияние. Эти четыре качества определяют, насколько трансформационным является лидер.
Преимущества трансформационного лидерства:
-
Лидеры с этим стилем применяют коучинг и практикуют поощрение, чтобы вдохновлять свою команду.
-
Каждый сотрудник воспринимается индивидуально, и это позволяет эффективно использовать все их уникальные навыки.
-
Сотрудники объединены общим делом, что обеспечивает их рост внутри компании.
-
Каждому сотруднику предоставляется свобода действий.
Недостатки трансформационного лидерства:
-
Мелкие задачи легко забываются, что затрудняет воплощение концепции в жизнь.
-
Постоянное присутствие лидера может привести к перегрузке и выгоранию сотрудников.
-
Цели лидера должны согласовываться с целями компании, иначе возможно возникновение рисков.
-
Все сотрудники должны испытывать уважение к лидеру и соглашаться с его подходом.
11. Транзакционное лидерство
Транзакционное лидерство было впервые сформулировано в концепцию социологом Максом Вебером. Затем её доработал Бернард М. Басс в противоположность трансформационному лидерству.
Для мотивации сотрудников при транзакционном лидерстве используется принцип кнута и пряника. Такой лидер считает, что чётко выстроенная система управления повышает эффективность работы. При этом участники коллектива должны в точности следовать указаниям и находиться под пристальным контролем со стороны лидера.
Преимущества транзакционного лидерства:
-
Транзакционное лидерство полезно в ситуациях, когда есть ясно обозначенная проблема.
-
Данный стиль лидерства может быть полезен в условиях кризиса, когда каждый выполняет свои чётко определённые обязанности.
-
Сотрудники знают, что от них требуется.
Недостатки транзакционного лидерства:
-
Транзакционный стиль лидерства сдерживает творческий потенциал сотрудников.
-
Лидеры с транзакционным стилем не удовлетворяют эмоциональные потребности участников коллектива.
-
Такие лидеры не поощряют индивидуальные инициативы.
-
Данный стиль лидерства обычно неэффективен в долгосрочной перспективе, потому что он чрезмерно сосредоточен на краткосрочных целях.
Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana
Лидерство и руководство
Лидерство и руководство зачастую используются как взаимозаменяемые понятия. Однако они имеют разные значения.
Лидер опирается на своё видение, продвигая компанию вперёд и поддерживая при этом вдохновение в своей команде. Кроме того, они оказывают положительное влияние на социальном уровне и могут использовать его в интересах организации. С другой стороны, руководители могут выполнять в компании функцию операционного сопровождения проектов, используя особый стиль руководства.
Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”
Не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Лидером может быть человек в любой должности, а не только в высших эшелонах. Если, работая на любой должности, вы стремитесь развить в себе лидерские качества, вам будет полезно понимать преимущества и недостатки своего стиля лидерства, а также ознакомиться с другими видами лидерства, которые вам могут подойти.
Затем мы рассмотрим различные теории и стили лидерства, чтобы вам было проще понять свой стиль. Возможно, вы даже захотите сменить стратегию.
Читать статью «Лидерство и руководство: в чём отличие?»
Какой у вас стиль лидерства?
Как вы видите, существует множество разных теорий и концепций лидерства.
Теория Левина разделяет всех лидеров на три категории, самой эффективной из которых является коллегиальное лидерство. Теория эмоционального лидерства предусматривает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер применяет в тот или ной момент в зависимости от текущих обстоятельств. Басс предлагает нам два противоположных стиля: трансформационный и транзакционный. В первом случае мотивация обеспечивается вдохновением сотрудников, а во втором — методом кнута и пряника.
Не существует единственно правильного стиля лидерства, но есть стиль, к которому вы склонны по природе. Какой стиль вам ближе всего? Что вам привычно? Взвесьте все преимущества и недостатки, чтобы стать лидером, который настраивает своих последователей на успех. Если с текущим стилем лидерства что-то не получается, попробуйте какой-нибудь другой подход.
Читать 39 бизнес-цитат для воодушевления вашей команды
Вдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства
Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.
Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили.
Попробовать Asana для управления работой
В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.
Понятие стиля лидерства
Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы.
Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе.
Разновидность стилей лидерства
Различаются три основных стиля лидерства:
- авторитарный;
- демократичный;
- либеральный.
Авторитарный стиль лидерства
Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых.
Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.
При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями. Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.
Демократичный стиль лидерства
Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.
У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций.
Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства
При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.
Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования.
Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.
Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.
Комбинированный и гибкий стили лидерства
Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.
Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.
Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.
Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе.
Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.
В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным.
Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства.
Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.
Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени.
В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.
Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.
Аудиоверсия:
Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.
Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.
Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.
В статье описываются:
- Классификация Курта Левина.
- Управленческая решетка Блэйка-Моутона.
- Теория Х и теория Y.
- Эмоциональные стили руководства.
На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.
Классификация Курта Левина
Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.
1. Авторитарный стиль руководства
Данный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.
Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.
2. Либеральный стиль руководства
При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.
Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.
К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.
3. Демократический стиль руководства
Все решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.
При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно это касается ситуаций, когда решения нужно принимать в сжатые сроки.
Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.
Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.
1. Примитивное руководство
Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.
Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.
2. Авторитарное руководство
При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.
Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.
На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.
3. Производственно-социальное руководство
Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.
Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.
4. Социальное руководство
Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.
Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.
5. Командное руководство
Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.
Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.
Теория Х и теория Y
В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.
Теория X
Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.
Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.
Теория Y
При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.
Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.
6 эмоциональных стилей руководства
Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.
В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.
1. Визионерский стиль руководства
Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.
Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.
2. Наставнический стиль руководства
При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.
По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.
3. Аффилиативный стиль руководства
Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.
4. Демократический стиль руководства
Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.
Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.
5. Направляющий стиль руководства
Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.
Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.
6. Командующий стиль руководства
Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.
Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.
Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.
Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение
Уметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента.
Все это можно найти в диаграмме Ганта.
Инструмент для управления проектами и командами
Планируйте проекты и руководите командой с помощью онлайн диаграммы Ганта.
Попробуйте бесплатно
Управлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.
Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.
Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.
Подытожим
Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.
А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?
5
6
голоса
Рейтинг статьи
Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.
Различают следующие стили управления.
Стиль управления ориентированный на задачу
Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:
-
порицает недостаточную работу;
-
побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
-
придает особенное значение объему работы;
-
руководит железной рукой;
-
обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
-
побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
-
требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:
-
часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;
-
позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».
Личностно-ориентированный стиль управления
При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:
-
обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;
-
поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
-
заступается за своих сотрудников.
Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.
Стилю управления присущи три проблемы:
- Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
- Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
- Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.
Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.
Авторитарный стиль управления
При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает б ольшую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Типичные признаки авторитарного стиля управления:
Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;
Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.
Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:
-
высокая сознательность;
-
высокий самоконтроль;
-
дальновидность;
-
хорошая способность к принятию решений;
-
пробивная способность.
Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy:
-
средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;
-
работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;
-
давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;
-
строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:
-
признание руководителя единственной инстанцией;
-
признание и выполнение распоряжений руководителя;
-
отсутствие стремления к обладанию правом контроля.
Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
Корпоративный стиль управления
При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки корпоративного стиля управления:
Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.
Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:
-
открытость;
-
доверие к сотрудникам;
-
отказ от индивидуальных привилегий;
-
способность и желание делегировать полномочия;
-
служебный надзор;
-
контроль результатов.
Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху«, по которой:
-
нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;
-
сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;
-
цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;
-
при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.
Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.
Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:
-
стремление и способность нести личную ответственность;
-
самоконтроль;
-
использование прав контроля.
Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.
Управление методом делегирования полномочий
Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:
-
делегирование сотрудникам задач;
-
делегирование сотрудникам компетенций;
-
делегирование сотрудникам ответственности за действия;
-
исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
-
установление порядка регулирования исключительных случаев;
-
исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;
-
обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
-
принятие руководителем ответственности по руководству;
-
создание соответствующей информационной системы.
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
-
разгрузка руководителя;
-
возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;
-
содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.
Недостатки управления методом делегирования:
-
руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
-
могут быть утверждены иерархические отношения;
-
сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
-
установление иерархических отношений «по горизонтали».
Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?
1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.
Почему подчиненные не готовы нести ответственность?
1. Недостаточная уверенность в себе.
2. Дефицит информации.
3. Страх перед возможной критикой.
4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.
5. Недостаточная мотивированность сотрудника.
6. Отрицательная атмосфера рабочего места.
Как делегировать?
1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.
2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.
3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.
4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.
5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.
6. Информировать других, что делегировано и кому.
7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом;
1. Стремление все делать самому.
2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.
3. Предубежденность против определенных работников.
4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.
5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.
6. Самоудовлетворенность или заносчивость.
7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.
8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.
9. Явное недоверие к сотрудникам.
10. Недостаточная последовательность в действиях.
И наоборот, опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:
1. ценят знание дела;
2. относятся к людям как к равным;
3. вознаграждают справедливо;
4. обнаруживают ошибки объективно;
5. надежны и лояльны;
6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;
7. ценят прогресс;
8. имеют авторитет знатоков дела;
9. лишены предвзятости;
10. переносят критику;
11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.
Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.