Стиль руководства учителя это

Стиль
педагогического управления

характерная
манера и преобладающие способы
взаимодействия педагога с отдельной
личностью
или
группой воспитанников.
Традиционно
выделяют авторитарный, демократический,
попустительский
(либеральный) стили педагогического
управления.

Авторитарный
стиль

можно выразить
словами: «Делайте, как я говорю, и не
рассуждайте». Общение строится на
дисциплинарных воз­действиях
и подчинении. Педагог единолично
задает цели и способы деятельности,
проявляет чрезмер­ную
требовательность, пренебрегает мнением
и инициативой учащих­ся.
Воспитанники находятся в по­зиции
объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный,
начальственный тон в обращении
(указания, поучения, приказ, инструкция,
окрик). Данный стиль педагогического
руководства тормозит
развитие личности, подавляет ее
активность,
порождает неадекватную самооценку,
воздвигает смысловой и
эмоциональный барьеры между учителем
и учениками.

Попустительский
(либеральный)
стиль
можно выразить словами: «Как
все идет, так пусть и идет». Отсугствует
система в организации деятельности
учащихся и контроля за нею. Педагог
занимает позицию стороннего
наблюдателя, не вника-ег
в жизнь коллектива и отдельных учащихся.
Тон и формы (увещева­ния,
уговоры и т. п.) обращения дик­туются
желанием избежать слож­ных
ситуаций, во многом зависят от
настроения педагога. Данный стиль
ведет либо к панибратству, либо
к отчуждению. Он не способ­ствует
развитию личности, не по­буждает
учащихся к инициативе, самостоятельности.
Отсутствует целенаправленное
педагогическое взаимодействие «педагог
— воспи­танник».

Демократичный
стиль
можно
выра­зить
словами: «Вместе задумали, вместе
планируем, организуем, под­водим
итоги». Общение и деятель­ность
педагога и учащихся строит­ся
на творческом сотрудничестве. Совместная
деятельность мотиви­руется
педагогом, он поддерживает право
воспитанников на собственное мнение
и на свою позицию, поощря­ет их
активность, инициативу. Этот стиль
характеризуется полажительно-эмоциональной
атмосферой взаимо­действия,
доброжелательностью, доверием,
требовательностью и ува­жением, учетом
индивидуальносги личности.
Основными формами об­ращения
учителя являются совет, рекомендация,
просьба. Этот стиль способствует
развитию личности, побуждает
к самостоятельности, сти­мулирует
высокую адекватную само­оценку
и способствует установле­нию
гуманных взаимоотношений.

9.Стили пед. Общения.

Педагогическое
общение

это
целенаправленное, специально организованное
взаимодей­
ствие
педагога и воспитанников, включающее
обмен информацией и действиями, а также
установление
взаимопонимания между ними.
В
ходе этого взаимодействия осуществля­ется
познание окружающего мира и самих себя,
овладение определенными способами
деятельности (умениями и навыками) и
усвоение опыта эмоционально-ценностных
от­ношений
к себе и окружающему миру. Таким образом,
педагогическое
общение

это
про­
фессиональное
общение педагога с детьми, направленное
на решение задач воспитания,
обучения,
развития.
Если
общение педагога с классом сводится
только к контролю за по­ведением детей
и решению возникающих дисциплинарных
проблем, то его нельзя назвать
педагогическим. Оно становится таковым
в том случае, если возникает обмен
духовными ценностями
и смыслами учащегося и педагога.

Стиль
— это индивидуально-своеобразная манера
действования и поведения чело­века
(А.
А. Бодалев).
Исходя
из этого, под стилем педагогического
общения понимают «индивидуально-типологические
особенности социально-психологического
взаимодействия
педагога
и обучающихся» (В. А. Кан-Качик).
К
этим особенностям относятся: особенности
коммуникативных возможностей педагога,
достигнутый уровень его взаимоотношений
с воспитанниками, творческая
индивидуальность педагога и особенности
детей, с которы­ми
он общается. Рассмотрим типичные стили
педагогического общения, описанные в
педа­гогической
литературе.

1.Общение
на основе увлеченности
совместной
деятельностью-
Предполагает сотрудничество, совместную
заинтересованность, сотворчество,
а также высокий уровень компетентности
педагога и его нрав­ственных
установок.

2.Общение
на
основе
дружеского
расположения-
Проявляется в искреннем интересе к
личности воспитанника, к груп­пе
учащихся, в стремлении понять мотивы
их деятельности и пове­дения,
в открытости контактов. При этом стиле
важна мера, «целесообразность
дружественности».

3.
Общение-дистанция-Педагог
и воспитанник занимают разные социальные
позиции, поэтому должна
существовав дистанция в их отношениях.
Эта дистанция долж­на
быть для воспитанников естественной в
силу естественности для них ведущей
роли педагога. Педагогу в свою очередь
важно владеть искус­ством
дистанции, чтобы избежать фамильярности
в общении.

4.
Общение-устрашение-
Строится на жесткой регламентации
деятельности учащихся, на их беспрекословном
подчинении, страхе; ориентирует детей
на то, чего делать нельзя.

5.Общение-заигрывание-
Основывается на желании педагога
нравиться воспитанникам, завоевать у
них авторитет, который скорее всего
будет «дешевым», ложным.
Нередко характерен для молодых педагогов.

6.Общение-превосходство-
Характеризуется желанием педагога
возвыситься над воспитанниками; он
поглощен собой, отстранен от детей, мало
интересуется своими от­ношениями
с ними, не чувствует учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Педагогическое руководство

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения: 

— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства); 

— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами. 

Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Особенности стилей педагогического руководства

Стиль

педагогического общения

Тактическая установка

педагога

Владение инициативой

в общении

Достоинства

Недостатки

Авторитарный

Диктат, опека

Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена».

Единоличное решение проблем.

У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы

Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать.

Попустительский

Невмешательство

Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет.

Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.)

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания.

Демократический

Сотрудничество с воспитанниками

Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей.

Совместное с детьми решение проблем.

Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей.

Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском.

Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации. 
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сапарал таблетки инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство для самсунг 310
  • Руководство для бмв х5 е70
  • Retises ct yellow peel инструкция по применению в домашних условиях
  • Должностная инструкция аналитика в it компании