Стили руководства мотивация как функция управления

Стиль — совокупность
приемов управления, манера поведения
руководителя, позволяющая заставить
подчиненных делать то, что в данный
момент нужно. Форма отношений между
руководителем и подчиненными. Стиль
зависит от человека и окружающей среды.

Стили управления:

— директивный
(авторитетный) стиль- воздействие
посредством приказов. Догматичен,
непременно жаждет подчинения людей
своей воле;

— либеральный стиль
— отсутствие размаха в деятельности,
безынициативность и постоянное ожидание
указаний сверху, не желание принять на
себя ответственность за решения и их
последствия;

— демократический
— расположен к делегированию полномочий.
представляет подчиненным возможность
принимать участие в решении вопросов.
Лично сам занимается наиболее сложными
и важными вопросами. Это на практике.
Это наиболее результативный стиль,
поскольку он полнее согласуется с
природой человека. с приемлемым для
него методами воздействия на личность.

Ситуационное
руководство
.

Лидерство — тип
взаимодействия между людьми в основе
которого лежат доверие, авторитет,
признание, личные симпатии, стремление
учится, побуждающее людей к достижению
общей цели.

Лидеры: ведущие;
ведомые.

Черты лидеров:

  1. Интеллектуальные
    способности (ум, логика, концептуальность,
    знание дела, проницательность,
    оригинальность)

  2. Личные черты —
    гибкость, смелость, энтузиазм, одержимость,
    самостоятельность, властность.

  3. Приобретенные
    умения — понимание назначения организации,
    дружелюбие, коммуникабельность, юмор,
    умение рисковать, убеждать, разобраться
    в людях.

Лидерство это
процесс внутренней, социально-психологической
самоорганизации и самоуправления
взаимоотношениями и деятельностью
членов коллектива за счет индивидуальной
инициативы участников.

Руководство процесс
управления трудовой деятельностью
коллектива на основе административно-правовых
полномочий.

Модели лидерства:

1. Блэйк и Мутон
применили управленческую решетку, они
обнаружили. что самым эффективным
«лидером команды » будет тот, в чем
стиле проявлялась большая забота о
людях и не меньшая — о производительности.

2. Модель Фидлера
рассматривает три переменных: -отношение
между руководителем и членами группы;
— структура задачи и должностные
полномочия

3. В рамках модели
жизненного цикла руководителя Херси и
Бланшара утверждается. что наиболее
эффективный стиль руководства всегда
разный -в зависимости от зрелости
исполнителей.

4. Модель Арджирс
— самая эффективная в сегодняшнем мире
быстро меняющихся событий, это стиль
ориентированный на реальность.

26. Мотивация как функция управления

Мотивация — это
процесс сознательного выбора человеком
того или иного типа действия под влиянием
внутренних причин побуждающих человека
действовать ( мотивов) и внешних причин
побуждающих человека действовать
(стимулов). Мотивация, сложное
социально-психологическим явлением.

Мотивация является:
объектом и функцией управления; —
сознательным выбором человеком того
или иного типа поведения, деятельности
в зависимости от воздействия внутренних
и внешних побудительных факторов.

Схема модель
поведения работника.

Мотивация работников
означает также умение добиваться
понимания, восприятия и осознания ими
целей организации, в этом случае
необходимые для организации действия
работников будут высоко мотивированными,
а результаты труда — высокими. Чтобы
эффективно использовать мотивацию для
усиления управленческого воздействия,
необходимо хорошо представлять ее
сущность, т.е. внутриличностные элементы
— потребности, интересы, способности,
желания, ожидания, ценностные ориентации,
установки.

В основе мотивации
лежат потребности. Они выступают
внутренними, глубинными источниками
развития личности и ее деятельности.
Более явно выраженную, внешне заметную
роль в мотивации играет интерес — форма
проявления потребности; — глубоко
осознанная и воспринятая человеком
потребность, обеспечивающая направленность
личности на осознание и достижение
определенных целей. Интерес — это
катализатор мотивации. На базе личностных
ценностей работник принимает решение,
что делать и как. Центральное место в
мотивации занимает цель — осознанно
предсказуемый результат деятельности.
Правильно выбранная цель понятная
работнику и принятая им как личностью,
мобилизует его на достижение результата.

Сильным мотивирующим
элементом является ожидание — в какой
мере работник предвосхищает вознаграждение
(стимул), а затем чувствует себя
вознагражденным в связи с достижением
цели. Если ожидания высоки, сила
побудительного мотива возрастает.

Можно сказать,
что с точки зрения управления мотивация
и стимулирование есть взаимосвязанные
средства повышения эффективности труда
персонала.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Рамазанова, И. К. Взаимосвязь стиля управления и трудовой мотивации сотрудников / И. К. Рамазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72236/ (дата обращения: 24.04.2023).




В данной статье рассматривается проблема стиля управления и мотивации персонала. Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля управления и мотивации труда персонала с использованием корреляционного анализа Пирсона.



Ключевые слова:



демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, мотивация труда.

В настоящее время мотивация труда персонала играет значительную роль в организации, так как благодаря правильному построению системы мотивации улучшается качество и производительность труда. Существуют различные толкования термина «мотивация» М. Ш. Магомед-Эминов рассматривает мотивацию как процесс психической регуляции конкретной деятельности [4]. А. А. Литвинюк считает, что мотивация — это внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора человека своей модели поведении [3].

В настоящее время исследуются факторы, которые оказывают влияние на удовлетворенность трудом персонала и мотивацию труда в целом. Одним из факторов указывается стиль руководства управленческого аппарата организации. Под «стилем управления» или же «стилем руководства» понимают совокупность методов и способов поведения, которые помогают руководителю организовывать эффективное коммуникативное общение в коллективе и воздействовать на подчиненных для осуществления поставленных целей [6]. «Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности», такое определение дается в толковом словаре [5].

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи стиля управления и трудовой мотивации сотрудников. Наше исследование было проведено в торговом центре «Этажи» г. Махачкала. В исследовании приняли участие руководители и рабочий персонал семи магазинов. Общий объем выборки составили 57 человек.

Для изучения стиля управления и мотивации персонала нами были выбраны следующие методики:

1. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин)

[2];

2. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной

[1].


Полученные данные были подвержены математической обработке, которая проводилась при помощи корреляционного анализа Пирсона. Результаты обработки показаны в таблице 1.

Таблица 1


Основные результаты исследования взаимосвязи стиля управления и


мотивации сотрудников по методике «


Диагностика социально-психологических установок личности в


мотивационно-потребностной сфере


О.


Ф.


Потемкиной»

АСУ

ДСУ

ЛСУ

Альтруизм

PearsonCorrelation


-,330



**


,341



**


-,309



**

Sig. (2-tailed)


,000


,000


,001

N


114


114


114

Власть

PearsonCorrelation


,427



**


-,444



**


,405



**

Sig. (2-tailed)


,000


,000


,000

N


114


114


114

Деньги

PearsonCorrelation


,444



**


-,499



**


,500



**

Sig. (2-tailed)


,000


,000


,000

N


114


114


114

Процесс

PearsonCorrelation


-,364



**


,355



**


-,294



**

Sig. (2-tailed)


,000


,000


,001

N


114


114


114

Результат

PearsonCorrelation


-,597



**


,627



**


-,579



**

Sig. (2-tailed)


,000


,000


,000

N


114


114


114

Свобода

PearsonCorrelation

,141

-,109

,054

Sig. (2-tailed)

,134

,247

,567

N

114

114

114

Труд

PearsonCorrelation


-,302



**


,371



**


-,409



**

Sig. (2-tailed)


,001


,000


,000

N


114


114


114

Эгоизм

PearsonCorrelation

,073

-,073

,062

Sig. (2-tailed)

,439

,442

,512

N

114

114

114

Согласно таблице 1, показатели авторитарного стиля управления положительно коррелируют с установками сотрудников на деньги и власть; отрицательно — на альтруизм, процесс, результат и труд. При высокой выраженности авторитарного стиля управления у персонала повышается установки на деньги и власть. Ведущей ценностью для сотрудников является стремление к увеличению своего благосостояния. Деньги для их имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Они хотят чувствовать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого. В то же время выраженность авторитарного стиля отрицательно сказывается на такие установки как, например, процесс и труд. Сотрудники теряют интерес к самому процессу работы, для них не столько важно взаимопомощь и доверие в коллективе, сколько получение материального вознаграждения.

Показатели демократического стиля управления положительно коррелируют с установками сотрудников на альтруизм, результат, процесс и труд; отрицательно — на деньги и власть. Чем больше выраженность демократического стиля, тем выше у сотрудников установка на процесс и тем ниже установка на деньги. Исходя из этого можем сделать вывод, что в работе сотруднику важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато сотруднику с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс.

Показатели склонности к либеральному стилю управления положительно коррелируют с установками сотрудников на деньги и власть; отрицательно — альтруизм, процесс, результат и труд. Т. е., чем выше показатели шкалы склонности к либеральному стилю управления у руководителей, тем важнее для сотрудников становятся установки на деньги и власть; менее важны установки на альтруизм, процесс, результат и труд. По нашему мнению, это объясняется тем, что либеральный стиль управления характеризуется невысокой активностью, нежеланием и неспособностью руководителя принимать любые решения, попыткой избежать любых инноваций, перекладыванием производственных функций и ответственности на других руководителей и подразделения. Персонал при таком управлении неуклонно теряют свою мобильность, сотрудники — внутреннюю мотивацию, инициативу и интерес к делам организации. На первом месте для таких сотрудников получение материального вознаграждения.

Данные результаты позволяют делать следующие выводы:

  1. Высокая выраженность авторитарного и либеральных стилей управления обуславливает установку сотрудников на деньги и власть, низкая выраженность данных стилей обуславливает установку на процесс и результат;
  2. Высокая выраженность демократического стиля управления обуславливает установку сотрудников на альтруизм, результат, процесс и труд, низкая выраженность демократического стиля обуславливает установку персонала на деньги и власть.

Учитывая полученные результаты, можно утверждать, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства, благодаря чему повышается мотивация персонала.

Литература:

  1. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова, О. В. Кожевникова. Часть 3. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. — 144 с
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Изд.:Питер, 2006, 512 с., ISBN 5–272–00028–6
  3. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / [и др.]; отв. ред. А. А. Литвинюк. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 398 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-9916–3405–2.
  4. Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 1. С. 57–58.
  5. Толковый словарь по управлению. — М., 1994
  6. Ящук Н. Ю. Стиль управления: теоретические подходы к исследованию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 2046–2050.

Основные термины (генерируются автоматически): установка сотрудников, либеральный стиль управления, процесс, власть, высокая выраженность, демократический стиль, деньга, мотивация персонала, сотрудник, установка.

демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, мотивация труда

Похожие статьи

Характеристика и особенности стилей руководства

Выделяют три стиля руководства — авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Лидер дает краткие, четкие, деловые…

Сравнение стилей руководства | Статья в журнале…

В статье сравниваются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В конце работы авторами будет определен наиболее оптимальный стиль управления для руководителей. Ключевые слова:авторитарный, демократический

Стиль управления коллективом | Статья в журнале…

Административный стиль управления предполагает следующее: руководитель выступает в качестве администратора, командира, представителя власти. При осуществлении управленческой деятельности руководитель опирается на служебные, правовые полномочия.

Мотивация в психологическом портрете руководителя…

Авторитарный (директивный) стиль управления основывается на «теории X», демократический – «теории Y»

Проведенное нами исследование показало, что у всех обследованных нами руководителей преобладает высокий уровень мотивации достижения.

Материальная и нематериальная мотивация как элемент…

Мотивация персонала — это процесс стимулирования сотрудников к деятельности

Мотивация — одна из функций деятельности менеджера, и с ее оказывается на персонал приятия

Рассмотрим Устраиваясь на человек, представляет, быстро он карьеру и высокую

О многообразии управленческих стилей | Статья в журнале…

Регламентирующий. Этот стиль прямая противоположность либерального стиля, когда регламентации подвергается вся работа подчиненных: что нужно сделать, кто, как и когда это должен сделать. В итоге регламентация и постоянный контроль за работой сотрудников

Основы эффективной мотивации персонала | Статья в журнале…

Мотивация персонала требует повышенного внимания со стороны руководства, так как от действий каждого сотрудника в большей или меньшей степени зависит эффективность работы организации в целом: «Чем выше заинтересованность сотрудников компании, тем быстрее…

Современные подходы к мотивации персонала организации

В процессе управления персоналом выделяют два базовых вида мотивации трудовой деятельности: материальная и нематериальная. Каждая из них связана с другой и определяет ее. В качестве нематериальной мотивации традиционно выступают: публичные поощрения…

Система стимулирования и мотивации деятельности работников…

Высокий уровень.

Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному

Ключевые слова: персонал, образовательная организация, мотивация, система мотивации.

Похожие статьи

Характеристика и особенности стилей руководства

Выделяют три стиля руководства — авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Лидер дает краткие, четкие, деловые…

Сравнение стилей руководства | Статья в журнале…

В статье сравниваются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В конце работы авторами будет определен наиболее оптимальный стиль управления для руководителей. Ключевые слова:авторитарный, демократический

Стиль управления коллективом | Статья в журнале…

Административный стиль управления предполагает следующее: руководитель выступает в качестве администратора, командира, представителя власти. При осуществлении управленческой деятельности руководитель опирается на служебные, правовые полномочия.

Мотивация в психологическом портрете руководителя…

Авторитарный (директивный) стиль управления основывается на «теории X», демократический – «теории Y»

Проведенное нами исследование показало, что у всех обследованных нами руководителей преобладает высокий уровень мотивации достижения.

Материальная и нематериальная мотивация как элемент…

Мотивация персонала — это процесс стимулирования сотрудников к деятельности

Мотивация — одна из функций деятельности менеджера, и с ее оказывается на персонал приятия

Рассмотрим Устраиваясь на человек, представляет, быстро он карьеру и высокую

О многообразии управленческих стилей | Статья в журнале…

Регламентирующий. Этот стиль прямая противоположность либерального стиля, когда регламентации подвергается вся работа подчиненных: что нужно сделать, кто, как и когда это должен сделать. В итоге регламентация и постоянный контроль за работой сотрудников

Основы эффективной мотивации персонала | Статья в журнале…

Мотивация персонала требует повышенного внимания со стороны руководства, так как от действий каждого сотрудника в большей или меньшей степени зависит эффективность работы организации в целом: «Чем выше заинтересованность сотрудников компании, тем быстрее…

Современные подходы к мотивации персонала организации

В процессе управления персоналом выделяют два базовых вида мотивации трудовой деятельности: материальная и нематериальная. Каждая из них связана с другой и определяет ее. В качестве нематериальной мотивации традиционно выступают: публичные поощрения…

Система стимулирования и мотивации деятельности работников…

Высокий уровень.

Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному

Ключевые слова: персонал, образовательная организация, мотивация, система мотивации.

Стили управления и руководства

Фото Василия Смирного, Кублог

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Различают следующие стили управления.

Стиль управления ориентированный на задачу

Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:

  • порицает недостаточную работу;

  • побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

  • придает особенное значение объему работы;

  • руководит железной рукой;

  • обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

  • побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;

  • требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.

Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:

  • часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;

  • позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».

Личностно-ориентированный стиль управления

При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

  • обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;

  • поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;

  • заступается за своих сотрудников.

Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.

Стилю управления присущи три проблемы:

  1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
  2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
  3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.

Авторитарный стиль управления

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает б ольшую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Типичные признаки авторитарного стиля управления:

Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:

  • высокая сознательность;

  • высокий самоконтроль;

  • дальновидность;

  • хорошая способность к принятию решений;

  • пробивная способность.

Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy:

  • средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;

  • работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;

  • давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;

  • строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

  • признание руководителя единственной инстанцией;

  • признание и выполнение распоряжений руководителя;

  • отсутствие стремления к обладанию правом контроля.

Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.

Корпоративный стиль управления

При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки корпоративного стиля управления:

Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

  • открытость;

  • доверие к сотрудникам;

  • отказ от индивидуальных привилегий;

  • способность и желание делегировать полномочия;

  • служебный надзор;

  • контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху«, по которой:

  • нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;

  • сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;

  • цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;

  • при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:

  • стремление и способность нести личную ответственность;

  • самоконтроль;

  • использование прав контроля.

Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.

Управление методом делегирования полномочий

Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:

  • делегирование сотрудникам задач;

  • делегирование сотрудникам компетенций;

  • делегирование сотрудникам ответственности за действия;

  • исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;

  • установление порядка регулирования исключительных случаев;

  • исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;

  • обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;

  • принятие руководителем ответственности по руководству;

  • создание соответствующей информационной системы.

Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

  • разгрузка руководителя;

  • возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;

  • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки управления методом делегирования:

  • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;

  • могут быть утверждены иерархические отношения;

  • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

  • установление иерархических отношений «по горизонтали».

Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?

1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.

Почему подчиненные не готовы нести ответственность?

1. Недостаточная уверенность в себе.
2. Дефицит информации.
3. Страх перед возможной критикой.
4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.
5. Недостаточная мотивированность сотрудника.
6. Отрицательная атмосфера рабочего места.

Как делегировать?

1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.
2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.
3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.
4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.
5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.
6. Информировать других, что делегировано и кому.
7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.

Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом;

1. Стремление все делать самому.
2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.
3. Предубежденность против определенных работников.
4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.
5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.
6. Самоудовлетворенность или заносчивость.
7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.
8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.
9. Явное недоверие к сотрудникам.
10. Недостаточная последовательность в действиях.

И наоборот, опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:

1. ценят знание дела;
2. относятся к людям как к равным;
3. вознаграждают справедливо;
4. обнаруживают ошибки объективно;
5. надежны и лояльны;
6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;
7. ценят прогресс;
8. имеют авторитет знатоков дела;
9. лишены предвзятости;
10. переносят критику;
11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.

Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.



Какие бывают?
Существует как основные, так и периферийные стили управления. Называются и характеризуется они по-разному, однако все способы управлять коллективом сводятся к одному – личности руководителя и ее влиянию на эффективность и мотивацию сотрудников.



Какой лучше?
Диктатор, демократ, либерал, «свой парень» все эти стили хороши, и сказать, что какой-то из них лучше, значит допустить грубую ошибку. Осознанно модель управления выбирается по ситуации, неосознанно – в зависимости от темперамента биг босса.

В статье рассказывается:

  1. Насколько важен стиль управления руководителя
  2. Стили управления по Лайкерту и Дугласу МакГрегору
  3. Стили управления от диктатуры до демократии
  4. Стили управления в управленческой решетке Блэйка-Моутон
  5. Существует ли самый эффективный стиль управления
  6. Советы по совершенствованию стиля управления персоналом
  7. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Насколько важен стиль управления руководителя

Настоящий руководитель всегда будет высоко цениться, ведь это не только работа, а стиль жизни. У руководителя работает особое мышление, и вместе с ним развиты:

  • Личные черты характера – такой человек обладает коммуникабельностью, ответственностью, настойчивостью и может объективно смотреть на ситуацию, чтобы принять верное решение.
  • Профессиональные расширенные познания и в своей области, и в сферах, связанных с ней, компетентность, эрудиция, интерес к саморазвитию.
  • Деловые – это касается гибкости, способности придумывать и реализовывать идеи и не терять своей продуктивности даже в условиях многозадачности и т. д.

Но самый ценный руководитель – тот, который находит нужное соотношения в работе, распределяя полномочия между сотрудниками. Важно определить «золотую середину»: не выполнять все самостоятельно и при этом не допустить излишнего напряжения сотрудников. Необходимо в какой-то степени держать контроль за сотрудниками, поощряя вместе с этим их активность. Таким образом и мотивация, и ответственность за результат возрастут.

Стиль управления руководителя

Стиль управления руководителя

Обычно менеджеры не думают о стиле управления руководителя в компании. Если все рабочие процессы стабильны, а проблем почти нет, то и нет смысла в обозначении модели поведения и ее совершенствовании. На самом деле стиль поведения является определяющим для многих факторов: уровень мотивации работников, их лояльность компании и продуктивная разработка новых идей.

Стиль управления – это зависящая от руководителя модель по взаимодействию с подчиненными. Исходя из нее принимаются решения, а задачи получают свое направление к разным сотрудникам, среди которых назначаются ответственные.

Стиль управления в организации оказывает влияние на то, как именно начальник контактирует с сотрудниками: делает ли акцент на мотивацию, уделяет ли свое внимание позиции каждого из них и какой методикой пользуется. Каждый подход будет отражаться на продуктивности работы команды, эмоциональном фоне всего коллектива и лояльности сотрудников.

Иногда руководитель может не осознавать, каким стилем управления он пользуется чаще всего. Однако это не значит, что в его поведении не закреплен ни один шаблон. Все зависит от индивидуальных качеств человека, общей обстановки в компании и других моментов.

Обязательно помните, что ни один стиль управления командой нельзя назвать совершенным, свои недостатки есть везде. Поэтому настоящий начальник должен подстраивать каждую модель под особенности какой-либо ситуации или определенного сотрудника.

Стили управления по Лайкерту и Дугласу МакГрегору

Уже долгое время множество психологов и менеджеров пытаются создать идеальную классификацию стилей руководства. Вот наиболее популярные и принятые варианты:

Стили управления по теории Дугласа МакГрегора

В 1960-х годах свет увидел две новых управленческих теории, созданные Дугласом МакГергором. Их базовые принципы можно увидеть в книге «Человеческая сторона предприятия». В то время идея считалась поистине новаторской, вследствие чего и быстро получила распространение у кругу менеджеров.

Основные положения Теории X:

  • люди склонны к лени, а потому избегают работу и трудовую деятельность;
  • только с помощью строго контроля работы и принуждения сотрудников компания будет работать и двигаться к своим целям;
  • человек изначально настроен на уход от ответственности и перекладывании ее на другого, кто сможет принять на себя функции руководителя.

Скачать файл

Теория дошла до нашего времени, ей до сих пользуются некоторые довольно строгие руководители. Их отношение к людям, стоящим на должностях ниже, можно описать народной мудростью: «Я – начальник, ты – дурак».

Основные положения теории Y:

  • человеческая сущность основана на деятельности, работа для него служит проявлением естественности;
  • способность к самоуправлению и самоконтролю есть у каждого, ее можно подталкивать какой-то целью;
  • ответственность и умение принимать решение свойственны человеку.

Сразу же проглядываются черты демократического стиля управления, при котором контролю подвергается не вся работа, а только ее результат. Сам начальник при этом делегирует полномочия, попутно принимая во внимание некоторые взгляды сотрудников. Во время издания книги не все менеджеры оказались под впечатлением от этой теории, но с каждым днем число последователей понемногу растет.

Стили управления по принципу Лайкерта

В своих трудах Ренсис Лайкерт развил идеи МакГерогра. Он выделил два противоположных стиля: один направлен на работу или задачу, а другой на сотрудников. Они находятся на разных концах одной оси. Исходя из того, где находятся показатели для стиля руководства в управлении определенной компанией, добавилось еще два типа.

Стили лидерства по Лайкерту:

  • Эксплуататорско-авторитарный стиль, самый жесткий по характеру. Опирается такой руководитель на угрозы наказания, практически не беря во внимание награды. В таких взаимоотношениях отсутствует доверие со всех сторон, а сотрудники действуют под воздействием запугивания. Уменьшения барьера между ними не может быть.
  • Благосклонно-авторитарный стиль, как небольшое послабление первого пункта. Базовая эмоция руководителя к подчиненным – снисхождение, возможно, как к слугам. Дистанция во взаимодействии также стоит в узких рамках, но в мотивации больше выдерживается баланс наказания и вознаграждения. Отношение подчиненных к боссу варьируется между страхом и благоговением.

    Система управления проектами: составляющие и правила выбора

    Читайте также

  • В основе консультативно-демократического стиля лежит доверие подчиненному с сохранением контроля работы над задачами. В мотивации главную роль играют вознаграждения и вовлечение в самостоятельное принятие решение с управлением. Наказания остались, но используются реже. Дистанция между руководителем и сотрудником присутствует, но отношения теплые, а доверие взаимное.
  • На участии — стиль с полной взаимной уверенностью и доверием между работниками и начальником. Мотивация строится на материальном вознаграждении, а к созданию бонусной системы прямое отношение имеют сотрудники. Наказания остаются в качестве самой крайней меры. Теплые отношения напоминают скорее дружеские. Черты формальности во взаимодействии периодически стираются.

Стили управления по принципу Лайкерта

Стили управления по принципу Лайкерта

Можно увидеть постепенный переход авторитаризма к полной демократичности – на пути от первого стиля к четвертому. Так, Лайкерт разобрал почти каждый существующий управленческий стиль в компаниях.

Стили управления от диктатуры до демократии

Авторитарный стиль управления

Руководитель берет на себя любое решение без промедлений, не сговариваясь с подчиненными, роль которых – исполнять поручения. Мотивация здесь – это высокие зарплаты и наказания в виде выговора, штрафа или увольнения.

Преимущества Недостатки
Моментальное принятие решений Отсутствие мотивации по развитию и поднятии показателей сотрудников
У сотрудников есть четкий план действий и задач со сроками и KPI У компании в приоритете нет лояльности и развития сотрудников, отсюда выходит постоянная «текучка» с сопутствующим выгоранием.
Даже не имея достаточных ресурсов, компания имеет возможность осуществить все планы. На руководителе лежит достаточно много задач по контролю.

Пример. Одна из причин, почему премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер называли «железной леди» авторитарный стиль управления. Она до конца стояла на своем даже при усиленном давлении и считала любой компромисс отказом от личной позиции. Так, забастовка шахтеров длилась год, однако Тэтчер не согласилась на переговоры с профсоюзами. Проявление эмоций или эмпатии к своим подчиненным она приравнивала к недопустимой слабости.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 20531 pdf иконка

Демократический стиль управления

Главные вопросы обсуждаются командой. Окончательное решение выносит начальник, но исходит он из интересов коллектива и прислушивается к позиции большинства.

Определять и корректировать дедлайны может сотрудник. А мотивация используется в основном позитивная: похвала за высокие результаты, премии и повышения в должности.

Преимущества Недостатки
У коллектива есть заряд на выполнение поставленных задач и улучшение результатов Принятие решений – это небыстрый процесс, отнимающий силы
Коллектив работает, основываясь на крепкой партнерской связи Подвижный дедлайн
Лояльное отношение сотрудников к компании и вышестоящим руководителям У начальника появляются дополнительные задачи в виде объяснения своих действий, работы с возражениями и принятия во внимание возможного недовольства
Не нужно тратить силы на гиперконтроль по отношению к сотрудникам, так как спектр их полномочий широкий, а сами они проявляют организованность и самостоятельность Данный стиль может быть осуществлен только в рамках опытной команды, каждый член которой готов к самостоятельной работе.

Пример. Уолт Дисней, основатель студии Disney, представлял каждую свою идею сотрудникам, предложения каждого из них рассматривал и принимал во внимание. Для него имело значение, что не только он верит в свои мечты, но и его команда. При этом итоговое слово было всегда за ним, он решал, что реализовать в жизни. Именно из такого подхода стартовал переход от черно-белой анимации к цветной и начал создаваться «Диснейленд».

Либеральный стиль управления

Полное равноправие коллектива. Сотрудники самостоятельно определяют свои задачи и дедлайны. Начальник сконцентрирован на стратегическом планировании и направлении команды в нужную сторону.

Совет каждый участник может получить непосредственно у руководителя, коуча или наставника. Каждый из группы чувствует свою роль на пути к результату, реализует свои способности и потребности.

Преимущества Недостатки
Коллектив выступает в роли независимого и самоконтролируемого механизма От руководителя требуется полное доверие по отношению к своей команде
Сотрудники не боятся вставать в активную позицию, реализовывать проекты и совершенствовать их Стиль практически невозможно осуществлять в компаниях большого размера, появляются неформальные лидеры и вынужденные единые правила для всех.
Команда старается максимально выполнить задуманное, в том числе при отсутствии открытого материального мотива Не подойдет для быстрых и непопулярных решений из тех сфер, в которых существует определенная схема выполнения, отступление от которой невозможно
Внутри коллектива поддерживающая и уютная атмосфера  

Пример. Рикардо Семлер, СЕО бразильской компании Semco Partners, начал пользоваться этим стилем в 1980-х годах и стал в этом практически первооткрывателем. Большую часть времени его не было на рабочем месте, чтобы сотрудники брали бразды правления в свои руки и самостоятельно разбирались с критическими ситуациями.

Он также дал им право на выбор своих руководителей и рабочего графика, учитывая, чтобы рабочий день начинается с 7 до 9 утра. Вместе с этим парковка имеет определенное количество мест, и опоздавший может его не получить.

Только до 27.04

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Авторитетный или директивный стиль управления

В центре стоит сама личность руководителя вместе с его харизмой и видением. Особенно актуально это, когда глава компании ведет свой бренд с самого основания и является его символом. Важно, чтобы руководитель также имел высокий уровень знаний в своей сфере, чтобы не поддавать сомнениям свою авторитетность.

Преимущества Недостатки
У команды достаточно мотивации и сплоченности для хороших результатов, а в основе лежит полное доверие руководителю Личность лидера здесь – главный фактор. Если руководитель покинет свой пост, компания может потерять свой статус вместе с клиентами и сотрудниками

Пример. Конрад Хилтон, основатель сети отелей Hilton, лично ездил по своим отелям, уделяя внимание отзывам постояльцев и привнося идеи по улучшению.

Авторитетный или директивный стиль управления

Авторитетный или директивный стиль управления

Его сотрудники должны были делать максимум для того, чтобы постояльцы были довольны, поэтому важна была каждая мелочь – даже дизайн стульев, придуманный самим Хилтоном.

Менторский стиль управления

Руководитель здесь является наставником, стараясь обеспечить и личностный, и профессиональный рост своих подчиненных. Он стремится раскрыть индивидуальность каждого, дает более трудные задачи и направляет на различные тренинги и курсы по повышению квалификации.

Преимущества Недостатки
Сотрудники без страха берут на себя ответственность, проявляют инициативу и все время работают над собой Могут возникнуть трудности с выполнением рутины и однообразных задач

Пример. Сооснователи Google Сергей Брин и Ларри Пейдж брали за основу неформальный стиль и старались дать сотрудникам максимальное количество свободы. Высоко оценивалось любопытство и желание саморазвиваться. В ходе собеседований с Брином задачей соискателя было объяснить потенциальному руководителю что-то сложное, вне пределов его знаний.

А на баннере с приглашением на работу был скрыт ребус. В дальнейшем новичок также сможет проявить свои силы в процессе работы над проектами, а также получить ценные советы от опытных коллег.

Руководители часто прибегают к соединению нескольких характеристик стилей управления, чтобы получить большую эффективность. Тогда это будет индивидуальный или смешанный стиль.

Стили управления в управленческой решетке Блэйка-Моутон

Управленческая решетка Блейка и Моутон — широко распространенная система, в основе которой лежит цель ориентации начальника в стиле «задача против человека».

Также всем знакомая сетка лидерства, была изобретена на пороге 1960-х годов специалистами в сфере управления Робертом Блейком и Джейн Моутон. Данный механизм показывает уровень внимания на поставленных целях сопоставляя с индивидуальной направленностью и генерирует 5 разнообразных схем для этих двух элементов, а также методов управления, которые они формируют.

Управленческая решетка Блейка и Моутон построена на основе 2 поведенческих специфик, которые необходимо брать в учет лидеру при установлении решения о том, каким образом наиболее эффективно следует реализовывать поставленную цель:

  • Забота о человеке. Данная специфика, представленная для учета нужд, интересов в сфере индивидуального развития участников группы.
  • Забота о результатах. Эта специфика для учета лидером определенных задач, организационной способности и высокой продуктивности.

На их базе Блейк и Моутон формируют 5 образов лидерства. Давайте более развернуто изучим каждый из них.

  • Некачественный менеджмент: плохие результаты, низкий стимул

Слабый или равнодушный управленец в большей степени выступает неэффективным. Он не в состоянии сконцентрировать необходимое внимание на планировании механизма для продуктивной деятельности и не испытывает должного интереса к формированию стимулирующей командной обстановки. Его итоги неминуемо приведут к разладу, отрицательному отношению внутри компании и несогласованности общей деятельности.

  • Менеджмент «сделай или умри»: качественные результаты, мотивации никакой

Эти люди, являющиеся авторитарными управленцами, уверены, что их команда — не что иное, как ресурс для достижения поставленной задачи. Запросы команды всегда находятся на втором месте по отношению к результативности.

Данный вид управленцев по своей сути эгоистичен. В основе стиля управления лежат жесткие методы работы, досконально выработанные операции. Они следуют такому методу, побуждающему к мотивации, который подразумевает, что все сотрудники являются ленивыми по своей сути, незаинтересованными и не любящими трудиться. Не исключено, что управленец также может применить наказание как действенный метод мотивации своей команды.

Изначально данный образ лидерства может гарантировать весьма ощутимые производственные итоги. Но лишение духа команды и мотивации в заключении окажут воздействие на продуктивность. По данной причине управленец изо всех сил будет стараться сохранить высокоэффективность своей команды.

  • Умеренный менеджмент: средние результаты, средняя мотивация

Стили управления в управленческой решетке Блэйка-Моутон

Стили управления в управленческой решетке Блэйка-Моутон

Руководитель среднего уровня — это своего рода статус-кво. В его работе на первый план выходит попытка выстроить баланс результатов и мотивации сотрудников. Результативность этой стратегии видна только поверхностно. На самом деле из-за примирения с компромиссами не всегда можно получать высокие показатели и в полной мере закрывать командные потребности. А сотрудники будут показывать результаты среднего уровня.

  • Эмпатичный менеджмент: низкие результаты, высокая мотивация

Это касается уступчивых менеджеров, в основном думающих о состоянии коллектива. Ожидается, что в состоянии полного удовлетворения работники будут повышать свою работоспособность.

На самом же деле в расслабленной и облегченной рабочей среде теряется именно продуктивность из-за недостатка контроля и четких указаний.

  • Командный менеджмент: высокие результаты, высокая мотивация

Согласно модели Блейка и Моутон, управление командой — наиболее эффективный стиль руководства. Стиль отражает лидера, который увлечен своей работой и делает все возможное для людей, с которыми он работает.

«Командный» руководитель верен поставленным целям своей компании, старается обеспечить достаточную мотивацию коллектива и в пример сотрудникам усердно трудится. Вся команда вдохновляется своим начальником, а каждый ее человек чувствует уважение к собственному мнению. Это обеспечивает стремление к высоким результатам.

Руководитель старается найти середину между потребностями организации и ее сотрудников. Вся система стоится так, чтобы команда разбиралась в задачах компании и вместе с этим в какой-то степени участвовала в их постановке.

При условии лояльности коллектива и его заинтересованности в результатах компании людские и производственные потребности совмещаются. Таким образом на первым план выходит доверие и уважительное отношение, от которых идет высокое удовлетворение, мотивация и положительные итоги.

Разрешение конфликтных ситуаций в совместной работе

Читайте также

В 1987 году Блейк и его коллеги добавили еще 2 стиля лидерства, но ни один из них не фигурирует в таблице. Потому что руководителей данных типов невозможно четко отразить в её координатах.

  • Патерналистский руководитель постоянно переключается между стилями «сделай или умри» и эмпатичным. Такой лидер может поддерживать и ободрять команду, но также будет ревниво охранять свою позицию. Патерналистские руководители не любят, когда кто-то ставит под сомнение их образ мышления.
  • Оппортунистические руководители ставят на первое место собственные потребности, свободно перемещаясь по решетке и выбирая тот стиль, который принесет им пользу. Они манипулируют людьми и используют их, чтобы получить то, что хотят. Психологи считают, что такое поведение можно классифицировать как социопатическое.

Существует ли самый эффективный стиль управления

Как показывает практика, впечатляющие результаты в процессе управления с использованием лишь одного метода ждать не стоит, напротив, важно использовать правильное соотношение различных подходов в руководстве, чтобы иметь возможность применять наиболее оптимальный в зависимости от ситуации и направления деятельности.

Стиль управления сотрудниками напрямую влияет на степень комфорта работы в коллективе, постоянство состава команды и стремление к совместной работе даже в не самых благоприятных обстоятельствах, выполнение поставленных задач и генерирование новых целей.

Какие показатели следует брать в расчет при выборе методов управления:

  • характеристика коллектива важно оценивать каждого сотрудника индивидуально и быть гибким в общении с ними для получения результата;
  • градация целей по уровню сложности необходимо ориентироваться на мнение сотрудников при решении глобальных задач и не забывать про возможность делегирования более простых;
  • сущность деятельности для коллег творческого направления в целях сохранения инициативности имеет смысл применять более лояльный подход, в то время как про авторитарный метод совсем забывать не стоит, он может помочь сохранить бизнес в форс-мажорных обстоятельствах;
  • уровень стресса в определенный момент времени важно сочетать возможность быть либеральным в стабильной ситуации и выступать с оперативными решениями в момент кризиса.

При всем многообразии перечней методов управления наиболее распространенными являются следующие типы: индивидуальный, авторитарный и демократический. Лицо, занимающее руководящую должность, должно стремиться к умению сочетать в своем подходе разные стили и, адаптируясь к ситуации, применять наиболее подходящий набор стилей управления.

Как утверждают исследователи, на степень лояльности кадров к руководителю влияет умение самого руководителя быть открытым к диалогу. Важно поддерживать связь между всеми участниками. В качестве напутствия необходимо прислушиваться к работникам и оценивать уже полученный ими результат, а уже после в случае необходимости корректировки показателей регулировать сам процесс работы.

Порой плохая результативность и состояние выгорания связаны не столько с непомерным объемом задач, сколько с несоответствием сотрудника его должности. При постановке задач важно учитывать реальность их выполнения, сроки и соответствие задачи ее исполнителю.

В случае если управляющее лицо не выдерживает уровень ответственности, работа под его руководством не налажена, результативность всей команды под вопросом, есть вероятность, что такое лицо занимает чужое место. Бывает так, что руководителем становится один из членов команды, но он не обладает нужным набором компетенций или не стремится стать истинным лидером.

В целях своевременного выявления готовности сотрудника занять руководящий пост необходимо оценить имеющийся у него потенциал как управленца. В ходе тестовых мероприятий кандидат решает набор возможных задач. На основании полученных результатов станет ясно, достаточно ли у него мотивации и можно ли его считать эффективным.

Такие оценочные действия имеют полезный эффект для всех сторон, поскольку для бизнеса будет сэкономлено время и силы на устранение негативных последствий от некорректного назначения, а кандидат с большой долей вероятности сможет выполнять подходящие именно ему задачи и оставаться максимально продуктивным.

Советы по совершенствованию стиля управления персоналом

Руководитель, который намерен расти в своей квалификации, должен быть в диалоге с сотрудниками, уметь выявить точки роста.

Советы по совершенствованию стиля управления персоналом

Советы по совершенствованию стиля управления персоналом

На какие моменты важно обратить внимание руководителю, стремящемуся к улучшению своего стиля управления?

  • умение делегировать;
  • проведение оценки результативности работы команды на регулярной основе;
  • поощрение инициативности;
  • вовлечение сотрудников в процесс выработки важных решений;
  • грамотная мотивация персонала;
  • выстраивание крепких связей с сотрудниками, распределение компетенций.

Список является открытым, для руководителей важно вовремя установить слабые места в команде и устранить их, в том числе меняя подход в своем управлении.

Для достижения истинного успеха важно понять необходимость сочетания различных стилей управления с ориентацией как на общий ход развития компании, так и на каждого отдельно взятого сотрудника.

При этом следует понимать, что каждому стилю свойственны как положительные, так и отрицательные черты, они не универсальны, следует брать во внимание особенности компании, коллектива, а также собственные ценности.

Личность руководителя и его стиль руководства коллективом напрямую отражаются в методах управления сотрудниками, формах мотивации труда и психологическом микроклимате коллектива. Специалисты выделяют три стиля управления подчиненными, основанных на различных формах отношений руководителей и подчиненных.

1) Автократический.  Данный стиль руководства требует четкой передачи инструкций сотрудникам, он основан на принуждении в постановке задач и путей их  решения. Идеально подходит для управления слабым коллективом, а также используется при возникновении экстремальных ситуаций.

2) Демократический. Данный стиль руководства основывается на побуждении и убеждении. Руководители предоставляют сотрудникам право выбора методов решения поставленных задач. Используется при небольшом составе подчиненных и их высокой квалификации.

3) Пассивный. Данный стиль руководства предполагает минимальное управление подчиненными. Используется только при наличии высокой квалификации у сотрудников, хорошо знающих свое дело и не требующих жесткой координации.

В процессе управления руководитель обязан воздействовать на подчиненных с помощью форм мотивации труда исполнителей. Руководителю следует быть осведомленным  мотивациями труда своих сотрудников, чтобы грамотно манипулировать ими и тем самым повышать эффективность работы коллектива. Специалисты различают три следующие формы мотивации труда:

1) Форма принудительной мотивации. Данная форма мотивации базируется на использовании властных полномочий. Ее основополагающее – принуждение или приказ, который сотрудник обязан выполнить.

2) Форма материальной мотивации. Данная форма мотивации основывается на использовании руководством механизмов экономических интересов сотрудников. Ее инструмент – побуждение к работе,  материальная заинтересованность исполнителя.

3) Форма социальной мотивации. Данная форма уместна при возможности обращения к личности человека, его ценностей. Ее основа – убеждение исполнителя.

Итак, что же мотивирует людей, избавляет их от лени и отправляет на работу?

Главным фактором, побуждающим человека к работе, является его материальная заинтересованность. Конечно, существуют индивидуумы, предпочитающие духовные ценности материальному обогащению, но они встречаются гораздо реже. Для «работы» этого фактора необходимо соответствие материальных затрат труду. Интерес к выполняемой работе является также немаловажным фактором. Работа дает человеку возможность самоутвердиться в обществе, добиться успеха, приобрести новые навыки и развить себя, что, несомненно, вызывает интерес. Ощущение собственной значимости дает человеку понимание того, что он существует не только ради себя, а делает нечто полезное для окружающих. Карьерный рост – вот фактор, сильно интересующий людей и дающий им возможность получения большей власти. Человек, попадая в коллектив, «вливается» в микроклимат организации и частично удовлетворяет личные потребности в общении, что для многих является очень значимым фактором. Для пожилых людей зачастую актуальны условия труда, удобное и комфортное место работы приобретает для них самостоятельное значение и побуждает их к работе.

Кадровое агентство «Триумф»

Влияние стиля руководства на мотивацию персонала.

Руководителям принадлежит ведущая роль в мотивации персонала. Руководителями являются сотрудники организации, которые обладают легитимной властью, т.е. имеют официально признанных подчиненных, принимают обязательные для них решения и располагают необходимыми для выполнения своих решений ресурсами влияния.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать. Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей Влияние -это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы.

Руководитель не может выполнять работы лучше всех. Главное, что он относится к подчиненным искренне и доброжелательно, принимает решения лишь тогда, когда знает вопрос лучше, чем подчиненные.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

1. На убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;

2. На убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;

3. На уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

В зависимости от ситуации, подчиненные предпочитают или директивный, или консультативный стиль руководства. На это оказывают влияние четыре фактора:

1. Фактор ожидания.

Ожидания со стороны подчиненных относительно используемого менеджером стиля руководства формулируются либо на основании собственного мнения: «А вот я бы поступил вот так…», либо на примере стиля руководства предыдущего менеджера. Поэтому менеджеру нужно помнить об инерционности человеческой натуры и в случае необходимости резкого изменения стиля хотя бы объяснить подчиненным причины, побудившие его к этому.

2. Интерес к заданию или ситуации.

Если перед группой поставлена простая или рутинная задача, сотрудники предпочтут жесткий регламент и директивный стиль, потому что не имеет смысла тратить время и силы на обсуждение и без того понятного способа решения этой задачи. Если группа почувствует, что не способна повлиять на ход выполнения работ, она также предпочтет директивный стиль. Чем задача более творческая, тем естественней для группы будет консультативный стиль.

3. Терпимость к неопределенности. Чем больше неопределенность и меньше безопасность, тем больше у подчиненных потребность в защите, а значит большая склонность к директивности. Если менеджер хочет создать коллектив, способный в сложной ситуации взять ответственность на себя, то он должен долго и целенаправленно создавать такой коллектив, прежде всего, за счет постепенного делегирования.

4. Возраст группы и опыт ее членов. Новые группы и неопытные сотрудники нуждаются в большей регламентации их деятельности и чувствуют себя более уверенно при директивном руководстве.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

В работах разных авторов, прежде всего Б.М.Басса, который обобщает примерно 7,5 тыс. источников по данной проблематике, а также Р.Вундерера и В.Грунвальда, выделяется целый ряд важнейших аспектов, или изменений, руководства, имеющих прямую мотивационную значимость. К ним в частности относятся:

1.Личость руководителя и его индивидуальные качества;

2.Группа и групповые отношения, составной частью, которых является руководство. Руководитель имеет широкие полномочия мотивационного влияния на группу, обладает необходимыми для этого материальными(деньги, социальные блага), моральными(выражение признания, благодарности, награды),статусными(повышение статуса или должности) и др. ресурсами.

3.Руководство как действия или поведение. От адекватности действий руководителя принятым решениям зависит их успех, а значит, и мотивирующее или демотивирующее воздействие. Наибольшее мотивационное влияние имеет стиль, учитывающий реальную ситуацию, в том числе характер задачи, особенности сотрудников, их права и обязанности, качество информации и т.п.

4.Руководство как форма уговора и убеждения, способность или искусство добиваться согласия других. Убеждение, как отмечалось, является одним из важнейших методов мотивации. Умело используя этот метод, руководитель может побудить людей действовать определенным образом, без стимулов и угроз. Возможности убеждения в мотивации сотрудников очень велики, хотя в современных российских компаниях они используются слабо.

5.Руководство как постановка целей и задач. Весь процесс мотивации подчинен определенной цели- удовлетворению потребностей работника и посредством этого целей организации. От того как сформулированы цели, как они задаются и контролируются прямо зависит их мотивационное воздействие.

6.Руководство как инициирование или изменение структур, организационных единиц, объединений сотрудников и их позиций, рабочих мест. Это аспект относится к ситуационной мотивации. С ее помощью руководитель может, например, перевести недостаточно добросовестного сотрудника в сплоченную команду и использовать для его мотивации силу коллективного влияния.

Таким образом, исходя из выше описанного можно сделать вывод, что для того чтобы эффективно мотивировать сотрудников, руководитель должен по возможности учитывать все вышесказанные и некоторые другие аспекты руководства персоналом и умело использовать их в соответствии с конкретной организационной ситуацией.

Заключение.

При всем многообразии стилей руководства, ни один из них не встречается в чистом виде и не является универсальным, подходящим для любой организации, к которому должны стремиться все руководители.

Очень редко встречается руководитель, который придерживается одного стиля. Стиль руководства зависит от характера организации, от целей, которые преследует организации, от роли, которую она играет в обществе.

Стиль руководства влияет на результативность труда. При стиле, который больше склоняется к демократическому, и способствует благоприятному психологическому климату, сотрудник мотивирован на высокие показатели результативности труда. Он с удовольствием занимается своей работой, стремится к высокой производительности.

При стиле более авторитарном, работник негативно относится как к своей работе, так и к руководителю, который допускает повышенный тон и угрозы увольнения по отношению к подчиненному. Все это ведет к низкой результативности труда и повышенной текучести кадров.

На стиль руководство, следовательно, и на результативность труда влияют и личностные качества самого руководителя. Руководитель должен быть компетентен, опытен, высоко квалифицирован; ему следует придерживаться общепринятых норм и ценностей, уважать работника как личность и при споре не затрагивать личные качества работника. Руководитель должен учитывать индивидуальность каждого подчиненного, уважать его мнение. И, опять же, следует учитывать характер самой организации. Если преследуются количественные показатели, то демократический и либеральный стили могут отойти на второй план, так как они, в основном, способствуют высоким творческим показателям. В организациях, которые, наоборот, стремятся к качественным показателям, авторитарный стиль недопустим.

Список использованной литературы:

1. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие/под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: Гардарики, 2008.

2. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Удальцова М. В. Теории мотивации: Учебное пособие / М. В. Удальцова. – Новосибирск: НГАЭиУ.

4. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности / Н. Махорт // Управление персоналом. – 2002. – № 7.

5. Алехина О. Е. Стимулирование развития работников организации / О. Е. Алехина // Управление персоналом. – 2002. – № 1. – С. 50–52.



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета…

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где…

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса…

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Benjie gb8898 2011 инструкция на русском
  • Инструкция по эксплуатации технических средств гост
  • Электронная книга киндл инструкция на русском языке
  • Скачать книгу эндокринология национальное руководство
  • Hansa fccw 58226 инструкция по эксплуатации