ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ
1. Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;
5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношения руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;
б) многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-з |
П-2 |
к-з |
П-З |
К-2 |
2. |
Д-з |
К-2 |
П-1 |
К-З |
П-З |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1;П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
к-з |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6. |
п-з |
Д-з |
К-З |
Д-з |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8. |
к-з |
п-з |
Д-2 |
П-2 |
Д-з |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14. |
П-З |
Д-з |
К-З |
Д-2 |
к-з |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-3 |
16. |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-З |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-З |
18. |
Д-з |
к-з |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-з |
П-2 |
К-З |
П-З |
П-З |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-З |
24. |
Д-з |
к-з |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
к-з |
П-З |
Д-з |
К-З |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-з |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-
239
водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);
2) 1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей
доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);
6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.
Тест определения
стиля управления руководителя с помощью самооценки
Применение: для выявления ведущего стиля
руководства: демократического, авторитарного и либерального – по оценке самого
руководителя/ управленца.
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого |
_____________________________________ |
Возраст (полных лет) |
_____________________________________ |
Должность |
_____________________________________ |
Подразделение |
_____________________________________ |
Дата заполнения |
_____________________________________ |
Инструкция
Перед Вами 19 утверждений. Оцените, насколько
каждое из них для Вас характерно. Будьте честны. Отвечайте быстро.
Поставьте в соответствующий столбец таблицы «Да» или «Нет» знак Х.
Тестовое задание
№ |
Утверждение |
Ответ |
|
Да |
Нет |
||
1 |
В |
||
2 |
Меня |
||
3 |
Люди |
||
4 |
В |
||
5 |
Мои |
||
6 |
Меня |
||
7 |
Я |
||
8 |
Когда |
||
9 |
Я |
||
10 |
Мне |
||
11 |
Я |
||
12 |
Уверен, |
||
13 |
Я |
||
14 |
Мне |
||
15 |
Многие |
||
16 |
Мне |
||
17 |
Если |
||
18 |
Я |
||
19 |
Чтобы |
Спасибо!
Ключ
к тесту определения стиля управления руководителя с помощью самооценки
Описание
Тест определения стиля управления
руководителя позволяет определить стили руководства не экспертным
способом, а с помощью самооценки. А также позволяет выявить не только ведущий
стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических
стилей руководства: авторитарного; либерального; демократического.
Ключ к тесту
С помощью таблицы подсчитайте номера
соответствующих утверждений и определите степень выраженности авторитарного,
либерального или демократического стиля управления.
Стиль управления |
Номера ответов-утверждений (ДА) |
|
Авторитарный |
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19 |
|
Либеральный |
2, 5, 8, 11, 14, 17 |
|
Демократический |
3, 4, 9, 10, 15, 16 |
В зависимости от полученных сумм
ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0–7), средняя
(8–13), высокая (14–20).
Если оценки минимальны по всем трем
показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного
руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Как показывает практика,
более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей
управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и
повседневно утверждает эффективный стиль управления.
Интерпретация результатов теста
Для более полной характеристики
индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования
руководствуйтесь данными, представленными в таблице.
Сумма |
Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный |
|
0–7 |
Минимальная: |
8–13 |
Средняя: отражает |
14–20 |
Высокая: раскрывает |
Либеральный |
|
0–7 |
Минимальная: |
8–13 |
Средняя: стремление |
14–20 |
Высокая: полное |
Демократический |
|
0–7 |
Минимальная: слабое |
8–13 |
Средняя: устойчивое |
14–20 |
Высокая: умение |
Тест направлен на
оценку преобладающего стиля руководства:
директивного, коллегиального или
либерального.
Инструкция
Вам будет предложено
27 характеристик деятельности руководителя
и к каждой характеристике — по 5 вариантов
ее проявления.
Выберите, пожалуйста,
один или несколько из 5 вариантов,
которые
Вам подходят, и отметьте их. Просим быть
искренним.
Можно протестировать
не себя, а другого руководителя,
тогда
выбирайте варианты, подходящие ему,
характерные для его поведения.
Желаем успехи.
Тест для определения
СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
КОЛЛЕКТИВОМ
1. Распределение
полномочий между руководителями и
подчиненными:
а) централизует
руководство, требует, чтобы о всех
деталях докладывали именно ему;
б) руководитель
пассивен в выполнении управленческих
функций;
в) четко распределяет
функции между собой, своими заместителями
и подчиненными;
г) ожидает указаний
сверху или даже требует их;
д) централизует
руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия
руководителя в критических (напряженных)
случаях:
а) в критических
ситуациях руководитель, как правило,
переходит на более жесткие методы
руководства;
б) критические
ситуации не изменяют его способов
руководства;
в) в критических
ситуациях он не обходится без помощи
вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с
трудностями, руководитель начинает
более тесно взаимодействовать с
подчиненными;
д) в критических
ситуациях руководитель плохо справляется
со своими обязанностями.
3. Контакты
руководителя с подчиненными:
а) недостаточно
общительный человек, с людьми разговаривает
мало;
б) регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о
трудностях, которые предстоит
преодолеть;
в) умеет общаться,
но специально ограничивает общение
с подчиненными, держится от них на
расстоянии;
г) старается
общаться с подчиненными, но при этом
испытывает трудности в общении;
д) общается в
основное с активом коллектива.
4. Продуктивность
работы коллектива в отсутствии
руководителя:
а) в отсутствие
руководителя исполнители работают
хуже;
б) коллектив не
снижает продуктивности, если руководитель
временно покидает его;
в) исполнители
постоянно работают не в полную силу,
при другом руководителе могли бы сделать
больше;
г) продуктивность
работы повышается в отсутствие
руководителя;
д) в отсутствие
руководителя коллектив работает с
переменным успехом.
5. Отношение
руководителя к советам и возражениям
со стороны коллектива:
а) сам обращается
за советом к подчиненным;
б) не допускает,
чтобы руководимые ему советовали и тем
более возражали;
в) подчиненные не
только советуют, но могут давать указания
своему руководителю;
г) руководитель
советуется даже тогда, когда обстоятельства
не особенно требуют этого;
д) если исполнители
знают, как лучше выполнить работу,
они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль
деятельности подчиненных:
а) контролирует
работу от случая к случаю;
б) всегда очень
строго контролирует работу руководимых
и коллектива в целом;
в) контролируя
работу, всегда замечает положительные
результаты,
хвалит исполнителей;
г) контролируя,
обязательно выискивает недостатки в
работе;
д) нередко вмешивается
в работу исполнителей.
7. Соотношение
решений производственных и
социально-психологических задач в
процессе руководства коллективом:
а) его интересует
только выполнение плана, а не отношения
людей друг к другу;
б) решая
производственные задачи, старается
создать хорошие отношения между
людьми в коллективе;
в) в работе не
заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания
уделяет налаживанию взаимоотношений
в коллективе, а не выполнению
производственных заданий;
д) когда нужно,
защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов
руководителя:
а) приказывает
так, что хочется выполнять;
б) приказывать
руководитель не умеет;
в) просьба
руководителя не отличается от приказа;
г) приказы
принимаются, но выполняются недостаточно
хорошо и быстро;
д) его приказы
вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение
руководителя к критике со стороны
подчиненных:
а) на критику
руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней;
б) критику
выслушивает, даже обещает принять меры,
но ничего не делает;
в) не любит, когда
его критикуют, и не старается скрыть
это;
г) принимает критику
только со стороны вышестоящих
руководителей;
д) не реагирует на
критику.
10. Поведение
руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже
те вопросы, с которыми не совсем хорошо
знаком;
б) если чего-то не
знает, то не боится это показать и
обращается за помощью к другим;
в) можно сказать,
что руководитель не стремится пополнить
свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то
не знает, то скрывает это и старается
самостоятельно восполнить недостатки
в знаниях;
д) если руководитель
не знает, как решить вопрос или выполнить
работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение
ответственности между руководителем
и подчиненными:
а) складывается
впечатление, что он боится отвечать за
свои действия, хочет уменьшить свою
ответственность;
б) ответственность
распределяет между собой и своими
подчиненными;
в) всю ответственность
возлагает только на себя;
г) нередко
подчеркивает ответственность вышестоящих
руководителей, старается свою
ответственность переложить на них;
д) бывает, что
руководитель, являясь ответственным
за какое-то дело, пытается переложить
его на своих замов или нижестоящих
руководителей.
12. Отношение
руководителя к своим заместителям и
помощникам:
а) старается, чтобы
его заместители были квалифицированными
специалистами;
б) он добивается
безотказного подчинения заместителей
и помощников;
в) руководителю
безразлично, кто у него работает
заместителем (помощником);
г) осторожен по
отношению к заместителям, потому что
боится за свое положение;
д) не желает иметь
рядом очень квалифицированных
специалистов.
13. Эмоциональная
удовлетворенность исполнителя в
отсутствие руководителя:
а) исполнители
довольны, когда отсутствует руководитель,
они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем
работать интересно, поэтому ожидают
его возвращения;
в) отсутствие
руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители
довольны, что отсутствует руководитель,
а потом скучают;
д) сначала отсутствие
руководителя чувствуется исполнителями,
а затем быстро забывается.
14. Преобладающие
методы воздействия на подчиненных:
а) для выполнения
какой-то работы ему нередко приходится
уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь
приказывает, распоряжается, наставляет,
но никогда не проект;
в) часто обращается
к подчиненным с поручениями, просьбами,
советами;
г) часто делает
руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания
всегда справедливы.
15. Характер обращения
руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается
к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к
подчиненным бывает нетактичным и даже
грубым;
в) в обращении к
подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается
впечатление, что вежливость руководителя
неискренняя;
д) характер обращения
к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов
коллектива в управлений:
а) руководитель
привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко
руководитель перекладывает свои функции
на других;
в) управленческие
функции не закрепляются стабильно, их
распределение может меняться;
г) бывает, что
управленческие функции фактически
принимает на себя не руководитель,
а другие члены коллектива.
17. Поддержание
руководителем трудовой дисциплины;
а) руководитель
стремится к формальной дисциплине и
идеальному подчинению;
б) не может влиять
на дисциплину;
в) руководитель
умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина
выглядит хорошей, так как подчиненные
боятся руководителя;
д) руководитель
недостаточно пресекает нарушения
дисциплины.
18. Характер общения
руководителя с исполнителями:
а) общается с
подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с
подчиненными о деле, руководитель
спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается
по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива
общения исходит от исполнителей,
руководитель редко заговаривает
сам;
д) нередко
руководителя трудно понять в общении
с ними.
19. Характер принятия
решений по руководству коллективно:
а) руководитель
единолично вырабатывает решения или
отменяет их;
б) редко берется
за выполнение сложного дела, а скорее
уходит от этого;
в) старается решать
вместе с подчиненными, единолично
решает только самые срочные и оперативные
вопросы;
г) решает только
те вопросы, которые сами возникают, не
старается заранее предусмотреть их
решения;
д) берется за
решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения
между людьми в коллективе:
а) в руководимом
коллективе недостаточно развиты
взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы
у подчиненных на работе было хорошее
настроение;
в) в его коллективе
наблюдается повышенная текучесть
кадров,
люди нередко уходят из коллектива и не
жалеют об этом;
г) люди, которыми
он руководит, относятся друг к другу
чутко, по-дружески;
д) в присутствии
руководителя исполнителям постоянно
приходится работать в напряжении.
21. Предоставление
самостоятельности подчиненным:
а) способствует
тому, чтобы подчиненные работали
самостоятельно;
б) иногда руководитель
навязывает свое мнение, а говорит,
что это мнение большинства;
в) исполнители
работают большее по указаниям руководителя,
нежели самостоятельно;
г) исполнители
предоставлены самим себе;
д) предоставляет
подчиненным самостоятельность лишь
время от времени.
22. Отношение
руководителя к советам других:
а) регулярно
советуется с исполнителями, особенно
с опытными работниками;
б) советуется с
подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется
с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
исполнителями;
г) с удовольствием
прислушивается к мнению коллег;
д) советуется
только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение
инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива
подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что
лучше сделать меньше (тогда меньше
спросят);
в) руководитель
поддерживает инициативу подчиненных;
г) но не может
действовать сам, а ждет «подталкивания»
со стороны;
д) инициативы не
проявляет ни сам, ни его подчиненные.
24. Характер
требовательности руководителя:
а) его любимый
лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен,
но одновременно и справедлив;
в) о нем можно
сказать, что он бывает слишком строгим
и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не
очень требовательный человек;
д) руководитель
требователен и к себе и к другим.
25. Отношение
руководителя к нововведениям:
а) наверное, он
консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает
целесообразные нововведения;
в) поддерживая
нововведения в сфере производства, с
большим трудом меняет характер общения
с людьми;
г) у него лучше
получается с нововведениями в
непроизводственной сфере (в быту, на
отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения
проходят мимо руководителя.
26. Привлечение
членов коллектива в выработке решений:
а) в своей работе
широко опирается на общественные
организации;
б) многие вопросы
решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные
дела решаются фактически без участия
руководителя, его функции выполняют
другие;
г) большинство
вопросов решает за коллектив сам
руководитель;
д) руководитель
способствует внедрению различных форм
самоуправления в коллективе.
27. Отношение
руководителя к самому себе:
а) руководителю
безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в
чем не проявляет своего превосходства
над исполнителями;
в) считает себя
незаменимым в коллективе;
г) увлеченно
занимается своим делом и не думает о
том, как его оценивают;
д) руководитель
излишне критичен по отношению к
исполнителям.
КЛЮЧ
Подсчитайте сумму
баллов по каждому из 3-х стилей руководства
(Д — директивный, К — коллегиальный, П —
попустительский) в соответствии с
данной таблицей.
Цифра в таблице
означат балл данного ответа, буква —
стиль руководства.
Вариант |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1. |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
К-2 |
2. |
Д-3 |
К2 |
П-1 |
К-3 |
П-3 |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К!; п-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
К-3 |
Д-2 |
П-2 |
П-2; к-1 |
К-2 |
6. |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-3 |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1; К-1 |
К-1 |
8. |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-3 |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2; К-2 |
К-1; К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1; п-2 |
Д-2; П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-3 |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1; П-2 |
14. |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
К-3 |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
16. |
К-2 |
Д-1; П-1 |
Д-1; П-2 |
П-3 |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
18. |
Д-3 |
К-3 |
П-2; к-1 |
П-2; д-1 |
П-1 |
19. |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
П-3 |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1; К-2 |
Д-2; к-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
24. |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
П-3 |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
К-3 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-3 |
Д = К = П =
Сумму баллов по
каждому стилю руководства приведите к
цифре, удобной для дальнейшего анализа:
разделите на 10 и округлите до целого
значения.
Результат
Результат выражается
тремя цифрами, каждая из которых до 10
баллов.
Во-первых, определите,
доминирующий стиль руководства. За
количественный показатель доминирования
того или иного типа принята разница в
3 и более баллов.
Возможные соотношения
3-х крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1: директивный
стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
2) 1-К-1: коллегиальный
стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
3) 1-1-Л: либеральный
стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).
Если приблизительно
одинаковая выраженность двух стилей
доминирует над третьим, то стиль
руководства смешанный:
4) Д-К-1:
директивно-коллегиальный (например,
7-8-4, 6-7-3 и т. д.);
5) 1-K-Л:
коллегиально-либеральный (например,
4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т, д.)
6) Д-1-Л:
директивно-либеральный (например, 8-1-6,
8-3-8, 7-2-9);
7) Д-К-Л: смешанный
(например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).
При этом результаты
смешанного типа соответствуют разным
характеристикам руководства:
а) одинаково низкая
выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.)
характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя
выраженность стилей (5-6-6,6-6-4 и т. д.)
характеризует оперативно меняющегося
руководителя;
в) одинаково высокая
выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.)
характеризует противоречивый,
непредсказуемый тип.
Интерпретация
результатов
Любое сочетание
стилей приемлемо, если директивный
имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше
6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 Или 3-8-3).
Исследования
показали следующее соответствие
профессионально-важных качеств со
стилем руководства
Профессиональные Стиль руководства |
Профессиональная |
Организаторские |
Воспитание коллектива |
Морально-
психологические |
Директивный |
низкая |
средние |
низкое |
низкое |
Коллегиальный |
высокая |
высокие |
высокое |
высокое |
Либеральный |
низкая |
низкие |
низкое |
среднее |
Директивно- коллегиальный |
низкая |
средние |
среднее |
среднее |
Директивно-либеральный (Д-1-Л) |
низкая |
высокие |
среднее |
среднее |
Коллегиально- либеральный |
низкая |
низкие |
высокое |
высокое |
Смешанный |
средняя |
высокие |
высокое |
высокое |
Наиболее сильное
влияние на стиль руководства оказывает
профессиональная компетентность, затем
организаторские, воспитательные и
морально-психологические характеристики
деятельности руководителя.
03.11.2020.
Тест. Прочее, Прочее
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест по теме 1.9 Стили руководства в управлении по МДК 04.01 Основы менеджмента, управление персоналом предназначен для обучающихся 4-го курса специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Список вопросов теста
Вопрос 1
Набор способов и методов воздействия на подчинённых, партнёров, поставщиков, клиентов, который напрямую зависит от мировоззрения, характера и темперамента руководителя это:
Варианты ответов
- стиль управления
- метод управления
- способ управления
Вопрос 2
Такой критерий преимущественной ориентации. как управление по среднему пути это:
Варианты ответов
- нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента
- с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения
- господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач
- достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда
- идеальный стиль
Вопрос 3
Такой критерий преимущественной ориентации. как слабое управление это:
Варианты ответов
- нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента
- с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения
- господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач
- достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда
- идеальный стиль
Вопрос 4
Такой критерий преимущественной ориентации. как клубное управление это:
Варианты ответов
- нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента
- с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения
- господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач
- достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда
- идеальный стиль
Вопрос 5
Такой критерий преимущественной ориентации. как сильное управление это:
Варианты ответов
- нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента
- с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения
- господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач
- достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда
- идеальный стиль
Вопрос 6
Такой критерий преимущественной ориентации. как управление по задачам это:
Варианты ответов
- нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также низкое проявление интереса о решении задач менеджмента
- с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, при этом можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения
- господствует дружеская атмосфера, но работники пренебрегают решением задач
- достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, что приводит к средней производительности труда
- идеальный стиль
Вопрос 7
Данный стиль управления характеризуется тем, что подчиненные имеют свободу принимать собственные решения
Варианты ответов
- авторитарный стиль
- демократический стиль
- либеральный стиль
Вопрос 8
Данный стиль управления характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя и подразумевает жесткое руководство посредством распоряжений, инструкций, которые требуют от группы неукоснительного выполнения:
Варианты ответов
- авторитарный стиль
- демократический стиль
- либеральный стиль
Вопрос 9
Данный стиль управления характеризуется тем, что подчиненным предоставляется самостоятельность в пределах выполняемых ими функций и их квалификации:
Варианты ответов
- авторитарный стиль
- демократический стиль
- либеральный стиль
Вопрос 10
В авторитарном стиле управления нет такого подтипа:
Варианты ответов
- жесткий
- хозяйский
- мягкий
- непоследовательный
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ___________________________________________ |
Возраст (полных лет) |
___________________________________________ |
Должность |
___________________________________________ |
Подразделение |
___________________________________________ |
Дата заполнения |
___________________________________________ |
Инструкция
Перед вами 18 вопросов с тремя вариантами ответов. Выделите тот ответ, который, по вашему мнению, соответствует вашему поведению и отношению с подчиненными. Поставьте в бланке ответов в соответствующую ответу ячейку крестик или галочку.
Тестовое задание
1. При принятии важных решений вы: а) советуетесь с коллективом; б) стремитесь не брать на себя ответственность за принятие решения; в) принимаете решение единолично.
2. При организации выполнения задания: а) предоставляете свободу выбора способа выполнения задания подчиненным, оставив за собой только общий контроль; б) не вмешиваетесь в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо; в) регламентируете деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
3. При осуществлении контроля деятельности подчиненных: а) жестко контролируете каждого из них; б) доверяете осуществление контроля самим подчиненным; в) считаете, что контроль не обязателен.
4. В экстремальной для коллектива ситуации: а) советуетесь с коллективом; б) берете все руководство на себя; в) полностью доверяете решение лидерам коллектива.
5. Строя взаимоотношения с членами коллектива: а) оказываете помощь подчиненным в их личных делах; б) общаетесь в основном, если к вам обратятся; в) поддерживаете свободу общения между вами и подчиненными.
6. При управлении коллективом: а) оказываете помощь подчиненным в их личных делах; б) читаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться; в) интересуетесь личными делами подчиненных скорее из вежливости.
7. В отношениях с членами коллектива: а) стараетесь поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым; б) поддерживаете только деловые отношения; в) стремитесь поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива: а) не допускаете замечаний в свой адрес; б) выслушиваете и учитываете замечания; в) относитесь к замечаниям безразлично.
9. При поддержании дисциплины: а) стремитесь к беспрекословному послушанию подчиненных; б) поддерживаете дисциплину без напоминания о ней подчиненным; в) учитываете, что поддержание дисциплины – это не ваш конек, и не оказываете давление на подчиненных.
10. В отношении того, что о вас подумает коллектив: а) вам безразлично; б) стремитесь всегда быть хорошим для подчиненных, не идете на обострение; в) вносите коррективы в свое поведение, если оценка негативная.
11. Распределив полномочия между собой и подчиненными: а) требуете, чтобы вам докладывали обо всех деталях; б) полагаетесь на исполнительность подчиненных; в) осуществляете только общий контроль.
12. При возникновении затруднений при принятии решения: а) обращаетесь за советом к подчиненным; б) не советуетесь с подчиненными, так как все равно отвечать за все придется вам; в) принимаете советы подчиненных, даже если их не просили.
13. Контролируя работу подчиненных: а) хвалите исполнителей, отмечаете их положительные результаты; б) ищете в первую очередь недостатки, которые надо исправить; в) осуществляете контроль от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
14. Руководя подчиненными: а) приказываете так, что задания выполняются беспрекословно; б) в основном используете просьбу, а не приказ; в) вообще не умеете приказывать.
15. При недостатке знаний для принятия решения: а) сами решаете – ведь вы же руководитель; б) не боитесь обратиться за помощью к подчиненным; в) стремитесь отложить решение: может, все образуется само собой.
16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы: а) строги, даже придирчивы; б) требовательны, но справедливы; в) не очень требовательны.
17. В отношении нововведений: а) скорее консервативны (как бы чего не вышло); б) если они целесообразны, то охотно их поддерживаете; в) если они полезны, добиваетесь их внедрения в приказном порядке.
18. Вы считаете, что в нормальном коллективе: а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя; б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится; в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Бланк ответа
№ | Ответы | № | Ответы | ||||
А | Б | В | А | Б | В | ||
1 | 10 | ||||||
2 | 11 | ||||||
3 | 12 | ||||||
4 | 13 | ||||||
5 | 14 | ||||||
6 | 15 | ||||||
7 | 16 | ||||||
8 | 17 | ||||||
9 | 18 |
Ключ к тесту самодиагностики стиля управления
Описание теста
Тест самодиагностики стиля управления помогает узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Интерпретация результата
Сделайте анализ ответов с помощью таблицы. За каждый сделанный выбор поставьте по 1 баллу.
№ | Ответы | № | Ответы | ||||
А | Б | В | А | Б | В | ||
1 | Д | Л | А | 10 | А | Л | Д |
2 | Д | Л | А | 11 | А | Л | Д |
3 | А | Д | Л | 12 | Д | А | Л |
4 | Д | А | Л | 13 | Д | А | Л |
5 | Д | А | Л | 14 | А | Д | Л |
6 | Д | А | Л | 15 | А | Д | Л |
7 | Д | А | Л | 16 | А | Д | Л |
8 | А | Д | Л | 17 | Л | Д | А |
9 | А | Д | Л | 18 | Д | А | Л |
Где:
А – автократический стиль руководства;
Д – демократический стиль руководства;
Л – либеральный (попустительский) стиль руководства.
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А – о склонности к либерально-демократическому стилю.
Критерии | Стили управления | ||
Авторитарный | Демократический | Попустительский | |
Постановка цели | Цели ставит руководитель | Цели – результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, участие руководителя минимально |
Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать советы и предлагать другое задание | Руководитель предоставляет необходимые материалы по просьбе сотрудника |
Оценка работ | Руководитель лично награждает и наказывает сотрудников | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе сотрудника (группы) | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка работы отсутствуют |
Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, порой враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное подчинение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
Интерес к выполненным заданиям | Низкий | Высокий | Низкий |
Интенсивность (качество) работы | Высокая | Высокая интенсивность и качество выполняемой работы | Средняя |
Готовность к работе | При отсутствии руководителей работа не выполняется или выполняется без инициативы | При отсутствии руководителя работа продолжается в таком же высоком ритме | При отсутствии руководителя работа выполняется в таком же невысоком ритме |
Мотивация труда | Минимальная | Высокая | Минимальная |