Стили руководства учителя физической культуры

Руководящие
функции учителя выполняют не только на уроке, но и во внеклассной работе. При
этом наблюдаются существенные различия в способах и приемах руководства,  в
связи с чем выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

      Авторитарный стиль
руководства.
     Учителя такого стиля руководят,  не считаясь с мнением
окружающих, сами определяют способы и средства достижения цели, потому что 
считают,  что они все знают сами и что лучше их все рано никто не решит. Всю
информацию такой учитель замыкает на себя, поэтому актив класса живет догадками
и слухами. Вольно или невольно учитель сковывает инициативу школьников, поэтому
у них ослабляется чувство ответственности за общее дело.  Общественные
поручения становятся для них формальностью  и  общественная  активность  у
учащихся падает.  Школьники  являются лишь исполнителями замыслов учителя, его
планов. Свои решения учитель авторитарного стиля руководства выражает в форме
указаний,  приказов, инструкций, выговоров и благодарностей.  Он мало считается
с межличностными отношениями в группе,  придает слишком большое значение
отрицательным качествам учащихся и недооценивает их положительные стороны.

     Старшеклассники в  большинстве
случаев отрицательно или настороженно относятся к учителям авторитарщикам, 
особенно  к  тем, которые только приказывают,  угрожают,  наказывают. Однако в
ряде случаев учащиеся относятся положительно к  учителю  авторитарного стиля
руководства, особенно когда высоко ценят его деловые качества, знания,  эрудицию,
умение интересно преподавать свой предмет. Действительно, в классах, где
преподают такие учителя, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость
(исключая крайне  авторитарный стиль,  при  котором успеваемость падает из-за
негативного отношения учащихся к учителю).

     Однако за внешним благополучием при
авторитарном стиле руководства могут скрываться значительные изъяны в работе
учителя  по формированию личности  школьника посредством физического
воспитания. У учащихся могут возникать неадекватные заниженные самооценки,
задерживается развитие коллективистских отношений между учащимися, развивается
культ силы и власти,  формируется и неадекватный уровень притязаний (учащиеся
ставят перед собой цели, не соответствующие их возможностям).

     Между учащимися и учителем физической
культуры,  ориентирующимся при принятии решений в основном на собственное
мнение и  не учитывающим мнение класса,  команды,  может возникнуть барьер
нетерпимости. Он выражается в нежелании учителя сблизить свою позицию по некоторым
вопросам (например, при избрании капитана команды, старосты спортивной секции 
и  т.п.)  с  позицией  коллектива школьников. Возникает взаимная
неуступчивость, ненужная запальчивость, переходящая в упрямство, вызывающая
взаимные обиды.

     Конечно, не следует понимать,  что
авторитарный стиль  руководства должен  быть совершенно исключен из практики
учителя.  Он может использоваться, но важно, чтобы он соответствовал ситуации,
а не  носил стихийный и неосознанный характер.  Например,  когда руководимая
учителем группа безинициативна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений,
на первых парах целесообразнее использовать авторитарный стиль руководства, 
чтобы придать  деятельности группы организованный характер. Иногда учителю
требуется проявить «силу воли»,  чтобы  побороть  нежелательные 
тенденции  в  жизни школьного коллектива,  как  это  делал А.С. Макаренко. 
Однако при этом важно,  чтобы волевые и автократические  приемы  руководства
были направлены не на обезличивание и подавление индивидуальности учащихся, а, 
наоборот, на пробуждение активной жизненной позиции личности, победу 
коллективистских  тенденций  над  стихийностью и анархизмом.

      Демократический стиль 
руководства
. Позицию  учителя с этим стилем руководства можно
охарактеризовать как «первого среди равных». Своим поведением он
показывает, что его власть является необходимостью для рационального выполнения
стоящих перед  школьным коллективом задач, и не больше.

     Он пытается руководить так,  чтобы
каждый школьник  принимал максимальное участие в достижении общей цели.  Для
этого он распределяет ответственность между школьниками,  поощряет и развивает
отношения между ними,  создает атмосферу делового сотрудничества и
товарищества.  Решение принимает коллективно,  с учетом  мнения актива.
Опирается  в деятельности на помощь школьников,  учитывая их склонности и
способности.  Умело использует учащихся, пользующихся среди сверстников
авторитетом,  для укрепления сплоченности и дисциплины в коллективе.

     Учитель демократического стиля
руководства видит смысл своей деятельности не только в контроле и координации
действий школьного коллектива,  но  и  в воспитании и привитии учащимся
организаторских умений и навыков,  поэтому ставит перед ними мотивированные
задачи,  поощряет  индивидуальные  усилия каждого,  делает их достоянием
гласности. Это способствует развитию у учеников инициативы и творческой
самостоятельности.

     Учитель демократического стиля более
доступен учащимся;  они чувствуют себя  с ним свободнее и охотно с ним общаются, 
Поэтому учитель с таким стилем руководства лучше знает  внутреннюю  жизнь
учеников, их переживания, страхи, стремления, надежды. Вербальное общение
учителя с учениками основывается  на  просьбах,  советах, доверительной
интонации.  Установлено, что лишь 5% способов общения у такого учителя носит
характер команд или отрывистых  приказов.

     Учителя демократического стиля
руководства более  адекватно, чем учителя авторитарного стиля оценивают
положительные и отрицательные черты характера учащихся.

      Либеральный
(попустительский) стиль руководства.
  Этот стиль характеризуется
стремлением учителя как можно меньше вмешиваться в дела актива, предоставлением
учащимся большой свободы действий, притом не оправданной во многих ситуациях. 
Учителя с этим стилем руководства не  пользуются популярностью у учащихся из-за
их неумения организовывать и направлять деятельность учащихся, из-за их
недостаточной требовательности и принципиальности. Для них характерно
переоценивание положительных качеств учащихся и  недооценивание отрицательных.

Стиль руководства – это целостная, относительно устойчивая система способов общения педагога с учащимися, обладающая внутренним единством и обеспечивающая эффективное управление деятельностью занимающихся. При своей динамичности стиль руководства имеет устойчивые особенности, проявляющиеся в различных условиях. В спортивно-педагогической деятельности выделяются следующие стили руководства.

Авторитарный стиль руководства. Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе подавления самостоятельности и инициативы. Руководитель предпочитает железную дисциплину и беспрекословное послушание, мало допускает свободы обсуждения заданий, поручений. Недостаточно прислушивается к занимающимся. Чаще имеет деловой авторитет, реже – личностный. Активно организует деловые взаимоотношения и недостаточно вникает в межличностные отношения. Уверен, что понимает своих учеников, однако адекватно представить структуру взаимоотношений в группе не может. Конфликтные ситуации возникают часто. Как правило, обращается к отдельным ученикам, а не к группе. Выделяет преимущественно слабых в техническом отношении занимающихся. Часто использует резкую и ироническую интонацию. Из форм обращения преобладают вопросы и неодобрения. Манера обращения нередко неадекватна ситуации общения.

Учитель физкультуры, придерживающийся авторитарного стиля руководства, сковывает инициативу учащихся, так как учащиеся являются исполнителями замыслов учителя. Учащиеся старших классов отрицательно относятся к таким учителям, и у них может возникнуть барьер нетерпимости. Нельзя говорить, что данный стиль руководства неприемлем. Важно, чтобы он соответствовал ситуации.

Из личностных качеств для педагога-автократа характерны: самоуверенность, принципиальность, несдержанность, нетактичность, шумливость, недоброжелательность.

Демократический стиль руководства. Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе уважения личности. В достаточной степени допускается свобода обсуждений заданий и поручений. Учитель в большей степени прислушивается к мнению занимающихся, более доступен учащимся. Они чувствуют себя с ним свободно и охотно общаются на различные темы. Учитель в межличностных взаимоотношениях учитывает их при распределении заданий и поручений.

Педагог обращается равномерно ко всей группе, не выделяя кого-либо. В содержании обращений преобладает воспитательная информация и менее критическая. Чаще использует просьбу, совет, указание. Интонация ровная, приветливая. Манера обращения адекватна ситуации общения. Позицию такого учителя можно назвать «первый среди равных». Своим поведением он показывает, что его власть является необходимостью для решения педагогических задач. Он пытается руководить так, чтобы каждый учащийся принимал активное участие в достижении общей цели. Создавая атмосферу сотрудничества, учитель тем самым привлекает всех учащихся к занятиям.

Для педагога-демократа характерны следующие личностные качества: тактичность, прямота, доброжелательность, требовательность, сдержанность, уверенность.

Либеральный стиль руководства. Учитель такого стиля руководства предоставляет обучающимся максимальную самостоятельность, не занимает ведущей позиции во взаимоотношениях с ними. Авторитет недостаточно высок, слабо ориентируется в межличностных отношениях. Не вполне отчетливо понимает обучающихся, их состояние, поведение. Допускает свободу выбора упражнений и нагрузки. Прислушивается к мнению авторитетных учащихся. Объектами обращения педагог избирает сильных учеников, из обращений преобладает организационная информация. Из форм обращения чаще используются одобрения и указания. Любит использовать приветливую интонацию. Манера обращения зачастую неадекватна ситуации общения. Личностные качества, характерные для педагога-либерала: сдержанность, тактичность, участливость, простота в обращении, добродушие, неконфликтность.

Формирование стиля руководства

В качестве причин становления авторитарных отношений с занимающимися можно выделить следующие: недостаток в психолого-педагогических знаниях педагога; неумение пользоваться методами управления людьми; некоторые личностные качества педагога; недостаточная профессиональная компетентность.

Опорой авторитарного стиля руководства является административная власть и должностные права, а не личное влияние педагога. Такая установка педагога не всегда воспринимается учащимися. Постоянное использование в работе авторитарных отношений создает в коллективе специфический психологический климат, особенностью которого является постоянная напряженность и ослабленная межличностная связь между занимающимися. Авторитарный характер отношений отличается консервативностью. Основной признак авторитарности заключается в желании единолично принимать решения, исходя из собственного опыта. Успехи учащихся заботят педагога-автократа постольку, поскольку это увеличивает его собственный авторитет и престиж в глазах общественности.

Демократический характер отношений предусматривает, что занимающиеся – не слепые исполнители решений педагога, а его сотрудники, участники решения поставленных задач в учебном процессе. Демократизм же в отношениях с учащимися достигается прежде всего за счет моральных качеств, развитого чувства ответственности у педагога. Формирование демократических отношений обусловлено высоким уровнем профессиональных качеств педагога, уровнем социальной зрелости руководимого им коллектива; личностными качествами.

Либеральный характер отношений формируется при высоком уровне подготовленности учащихся; снижении уровня профессиональной компетентности педагога; наличии у него определенных черт характера.

Учитывая широкий контингент занимающихся в школе, педагог должен умело применять элементы того или иного стиля руководства, находя оптимальные характеристики взаимоотношений с ними в соответствии с обстановкой. В противном случае возникают конфликты.

Размышление о необходимости и высоком умении изменять характер отношений с занимающимися в связи с формированием их как личности мы находим в работе заслуженного тренера В. С. Растороцкого. Вот диалог его с журналистом: «…Люда (Турищева) мне давно говорила: “Владислав Степаныч, Наташа (Шапошникова) – другая, чем я. Вам с ней будет трудно…» – «Ты понял, что я должен? Я себя переделывать должен, мне полсотни скоро, а я должен перестраивать свою психологию» (С. Токарев, 1979).

Любой
учитель осуществляет свою педагогическую
деятельность с
помощью приемов и способов, которые в
совокупности опре­деляют тот или иной
стиль его деятельности.

Выделяют
следующие стили
педагогической деятельности.

  1. Демократический
    стиль —
    ученик
    считается равноправным партнером в
    общении и поиске знаний. Учитель
    привлекает уча­щихся к принятию
    решений, учитывает их мнения, поощряет
    са­мостоятельность суждений. Для
    учителя важна не только успевае­мость
    воспитанников, но и их личностные
    качества. Основными методами воздействия
    являются: побуждение к учебной
    деятель­ности, просьба, совет.
    Осуществляя педагогический процесс,
    учи­тель предъявляет повышенные
    требования к себе, к собственным
    психическим
    и профессиональным качествам. Он
    удовлетворен сво­ей
    профессией.

  2. Авторитарный
    стиль —
    учитель
    относится к ученику как к объекту
    педагогических воздействий, все решает
    единолично, ус­танавливает жесткий
    контроль за выполнением своих требований,
    не
    учитывая педагогических ситуаций и
    мнения учащихся. Он прак­тически
    никогда не обосновывает свои действия
    и решения. Ос­новными методами
    воздействия учителя являются приказ,
    поуче­ние или распоряжение. В результате
    учащиеся проявляют агрес­сивность,
    обнаруживают низкую самооценку и теряют
    учебную активность. Все их силы направлены
    на психологическую самоза­щиту.
    Учителя, придерживающиеся авторитарного
    стиля, зачас­тую не удовлетворены
    своей профессией. Особое внимание они
    уделяют методической стороне
    педагогической деятельности, по­этому
    часто занимают лидирующее положение
    в педагогических коллективах.

3.
Либеральный
стиль
заключается
в том, что учитель старается уходить от
самостоятельного принятия решений,
передавая ини­циативу коллегам, а в
процессе урока — ученикам; организация
и контроль за учебной деятельностью
школьников носит спонтан­ный характер.
В действиях такого учителя проявляется
нереши­тельность, частые колебания.
Среди учеников наблюдаются скры­тые
конфликты, в классе царит неустойчивый
микроклимат, при­чем заметно отсутствие
воспитывающего воздействия учителя на
учеников.

В
современной психологии различают
индивидуальные стили деятельности,
т.е. системы наиболее эффективных приемов
и спо­собов организации собственной
работы отдельным человеком. Благодаря
научно-исследовательской деятельности
B.C. Мерлина и его учеников были вскрыты
основные причины проявления того или
иного индивидуального стиля деятельности.
Формирование индивидуального стиля,
как правило, обусловлено склонностью
человека к тому способу выполнения
деятельности, который обус­ловлен
типологическими особенностями нервной
системы (тем­перамента). Такой путь
формирования стиля деятельности
назы­вают стихийным.

Существует
и сознательный, целенаправленный путь
форми­рования индивидуального стиля
деятельности. Он также базирует­ся
на учете сильных и слабых сторон индивида,
его типологичес­ких особенностях,
определяется либо глубоким самопознанием,
либо целенаправленными воздействиями
со стороны (например, усилия более
опытного педагога). Сознательный путь
формирова­ния стиля деятельности
сводится к приспособлению человека,
адаптации его психических свойств и
качеств к конкретной про­фессиональной
деятельности, требованию от него
осуществления высококвалифицированных
действий. В этом смысле возможно
формировать стиль деятельности на
основе определенного авто­ритета,
эталона конкретной личности.

Выделяются
следующие индивидуальные
стили педагогической
деятельности.

1.
Эмоционально-импровизационный
стиль,
В
этом случае учитель ориентирован
на процесс обучения. Объяснение нового
учебного материала строится логично,
интересно, но в процессе объясне­ния
часто отсутствует обратная связь с
учениками. Во время опро­са учитель
обращается к большому числу учащихся,
как правило, к
сильным школьникам. При опросе использует
много
неформаль­ных
вопросов и практически не дает возможности
воспитанникам сформулировать ответ.
Он сам принимает активное участие в
отве­тах учеников.

Для
осуществления педагогического процесса
такой учитель в основном использует
самый интересный учебный материал, а
не­интересный, хотя и важный, старается
оставить учащимся для самостоятельной
подготовки. Его деятельность отличается
высо­кой оперативностью. Он использует
большой арсенал методов обучения,
практикует коллективные обсуждения,
стимулирует спонтанные
высказывания.
Учителю
с эмоционально-импровиза­ционным
стилем индивидуальной педагогической
деятельности свойственны: интуитивность,
недостаточно серьезное отношение к
процессам закрепления и повторения
учебного материала, а также к осуществлению
контроля за усвоением учениками зна­ний.

  1. Эмоционально-методичный
    стиль.
    Учитель
    ориентируется на процесс
    и результат обучения, для чего нужны
    адекватное плани­рование
    учебно-воспитательного процесса,
    оперативность в дея­тельности и
    преобладание интуитивности над
    рефлективностью. Он внимательно следит
    за уровнем знаний учеников, постоянно
    включая в процесс обучения элементы
    повторения и закрепления пройденного
    учебного материала и методы контроля
    за усвоени­ем знаний, умений и навыков.
    Чато меняет формы работы на уроке,
    практикует коллективное обсуждение
    темы на уроках, стре­мится активизировать
    учебную деятельность всех членов
    группы, заинтересовать их особенностями
    своего предмета.

  2. Рассуждающе-импровизационный
    стиль.
    Также
    свойствен учи­телю,
    ориентированному на процесс и результат
    обучения. Для него характерно адекватное
    планирование учебно-воспитательного
    процесса, но при этом он проявляет
    меньшую изобретательность по сравнению
    с представителями первых двух стилей.
    Такой учи­тель не всегда способен
    обеспечить высокий темп работы,
    прак­тически не использует коллективное
    обсуждение. Во время опроса предпочитает
    мало говорить, но внимательно анализирует
    ответы школьников. Он любит воздействовать
    на учащихся косвенным путем (подсказки,
    уточнения). Как правило, дает возможность
    каждому ученику детально сформулировать
    свои высказывания.

  3. Рассуждающе-методичный
    стиль
    характерен
    для учителя, ори­ентирующегося
    преимущественно на результаты обучения.
    Такой учитель
    адекватно планирует учебно-воспитательный
    процесс, про­являя
    консервативность в использовании
    средств и методов педа­гогической
    деятельности. Его отличает высокая
    методичность (си­стематичность
    изучения нового, закрепление и повторение
    прой­денного учебного материала,
    проведение мероприятий, контро­лирующих
    усвоение знаний, умений и навыков
    учениками). Он редко проводит коллективные
    обсуждения. При опросе обращает­ся
    к небольшому количеству учеников,
    каждому дает значитель­ное время на
    ответ. Особое внимание уделяет слабым
    школьникам. Ему свойственна рефлективность.

Соседние файлы в папке психол спорта

  • #
  • #
  • #
  • #

Стиль деятельности учителя физической культуры

 Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.

  Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) либеральный. Для половины учителей физической культуры характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается у 40% учителей, а либеральный — у 9%. Учащиеся же в большинстве случаев (58% ответов) предпочитают демократический стиль общения, реже — либеральный (26%) и ещё реже — авторитарный (16%).

      Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией. Я  в своей деятельности считаю приемлемым использовать такой стиль общения.

     Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

     Либеральный стиль, на мой взгляд, состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.

    Знаю, в современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком. Поэтому формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным.

        Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.

      Выделяют два стиля педагогического общения. В одном, преобладают организационные и дидактические цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; во втором стиле преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль А характерен для учителей с сильной и лабильной нервной системой, а стиль Б более соответствует учителям с сильной и инертной нервной системой.

       Стили педагогического общения экстравертов-интровертов. Для учителей-экстравертов характерными приёмами являются следующие: обращение к учащимся на «ты», но дружески; тёплый тон обращений, использование шуток, юмора; выражение уверенности в успехе учащегося. Эти учителя часто одобряют ответы и действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упрёками.

      Для учителей-интровертов более характерно обращение к учащимся на «вы», но холодно, сдержанно; частое проявление раздраженного тона общения, гнева, с использованием нелестных для учащихся эпитетов; более частое использование порицаний, чем поощрений, высказываемых в жёсткой форме. Из этого описания следует, что учителя-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения.

Обновлено: 22.04.2023

Что следуетпонимать под успешностью педагога? Каковы критерии успешной деятельности непосредственно преподавателя физической культуры? Что именно влияет на успешность в педагогической деятельности? Что говорит об успешности или неуспешности педагогической деятельности и как оценивать успешность? Данные вопросы до сих пор актуальны для отечественной (и не только отечественной) социальной и педагогической психологии.Ведущиеся споры о том, что представляет собой успешная деятельность педагога и каковы ее критерии до сих пор обсуждаемы с позиций различных методологических установок как в педагогике, так и в психологии. Рассмотрение проблемы успешности профессиональной деятельности педагога в рамках педагогической деятельности учителя физической культуры будет иметь свои особенности в связи со спецификой работыпреподавателя физической культуры и именно в прояснении этой специфики, которая накладывается на педагогическую деятельность особенностями учебного предмета и заинтересована данная работа.

Объектом данной работы является успешность педагогической деятельности учителя физической культуры.

Предмет данной работы: стиль руководства учителя физической культуры как фактор успешности егодеятельности.

Гипотеза: различные стили руководства учителя физической культуры имеют различное влияние на успешность его профессиональной деятельности.

Цель работы: на основе анализа литературных источников и проведенных ранее исследовании, показать наличие влияния стиля руководства учителя физической культуры на успешность его педагогической деятельности.

Задачи:
1.Провести анализ структуры деятельности учителя.
2. Описать особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры.
3. Охарактеризовать выделяемые в психологическом знании стили руководства учителя.
4. Описать проведенные ранее исследования стилей руководства учителя и их влияние на успешность педагогической и учебной деятельности.
5. создать программу исследованияцель которого заключается в определении влияния стиля руководства учителя физической культуры на успешность его деятельности.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что посредством актуализации лишь фрагмента того, что дает педагогической деятельности статус успешной, мы выходим на более глобальный пласт проблемных вопросов как в психологии, так и в педагогике. Этотпласт заключает в себя непростые вопросы о профессиональной компетентности и в конечном счете связаны с проблемой создания конструктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Методологическим основанием нашей работы является представление о деятельности принятое в теории деятельности А.Н. Леонтьева, а также представления о индивидуальном стиле деятельности предложенныеВяткиным Б.А., Ильиным Е.П., Климовым Е.А., Мерлиным В.С., Щукиным М.Р. и др.; стилях руководства и лидерства, которые исследовались К. Левиным, Р. Блейком и С. Моутоном, Ф. Фидлером, В. Вруммом, Ф. Йеттоном, Аллахвердяном А.Г., Журавлевым А.Л., Коссовым Б.Б., Котляревским Г.М., Кричевским Р.Л. и др.
Данная работа носит проектный характер.

Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.

Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида:

  1. демократический;
  2. авторитарный;
  3. либеральный.

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для рачителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока – ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.

В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком.

Благодаря научно-исследовательской деятельности В.С. Мерлина и его учеников были вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального стиля деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным.

Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.

В педагогической психологии различают четыре типа индивидуального стиля педагогической деятельности (СНОСКА: См.: Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.):

1. Эмоционально-импровизационный стиль. В этом случае учитель ориентирован на процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала строится логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учащихся, как правило, к сильным, интересующим его школьникам. При опросе учитель использует много неформальных вопросов и практически не дает возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам принимает активное участие в ответах учеников.

Для осуществления педагогического процесса такой учитель, в основном, использует самый интересный учебный материал, а неинтересный, хотя и важный, старается оставить учащимся для самостоятельной подготовки. Его деятельность отличается высокой оперативностью. Он использует большой арсенал методов обучения, практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания. Учителю с эмоционально-импровизационным стилем индивидуальной педагогической деятельности свойственны: интуитивность, недостаточно серьезное отношение к процессам закрепления и повторения учебного «материала, а также к осуществлению контроля за усвоением учениками знаний.

2. Эмоционально-методичный стиль. Используя его, учитель ориентируется на процесс и результат обучения, для чего нужны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность в деятельности и преобладание интуитивности над рефлективностью.

Такой учитель внимательно следит за уровнем знаний учеников, постоянно включая в процесс обучения элементы повторения и закрепления пройденного учебного материала и методы. Контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Он часто меняет формы работы на уроке, практикует коллективное обсуждение темы на уроках, стремится активизировать учебную деятельность всех членов группы, заинтересовать их особенностями своего предмета.

3. Рассуждающе – импровизационный стиль. Также свойствен учителю, ориентированному на процесс и результат вручения. Для него характерно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, но при этом он проявляет меньшую изобретательность по сравнению с представителями первых двух стилей. Taкой учитель не всегда способен обеспечить высокий темп работы, практически не использует коллективное обсуждение. Во время опроса учеников предпочитает мало говорить, но внимательно анализирует ответы школьников. Он любит воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения). Как правило, дает возможность каждому ученику детально сформулировать свои высказывания.

4. Рассуждающе-методичный стиль отличает учителя, ориентирующегося преимущественно на результаты обучения. Такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, проявляя консервативность в использовании средств и методов педагогической деятельности. Для него характерна высокая методичность (систематичность изучения нового, закрепление и повторение пройденного учебного материала, проведение мероприятий, контролирующих усвоение знаний, умений и навыков учениками). Он редко проводит коллективные обсуждения. При опросе учащихся обращается к небольшому количеству учеников, каждому дает значительное время на ответ. Особое внимание учитель с рассуждающе-методичным стилем деятельности уделяет слабым школьникам. Ему свойственна рефлективность.

Цель исследования — изучить профессионально важные качества личности учителя физкультуры, тренера по спорту и выявить пути их формирования.
В процессе изучения поставленной цели решались следующие задачи:
— проанализировать литературу по данной проблематике;
— изучить психологические особенности личности учителя физкультуры, тренера по спорту

Прикрепленные файлы: 1 файл

введение.docx

9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

1.3 Стили деятельности учителя физической культуры

Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида:

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.

В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком. Благодаря научно-исследовательской деятельности В.С. Мерлина и его учеников были вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального стиля деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным. Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.

В педагогической психологии различают четыре типа индивидуального стиля педагогической деятельности:

1. Эмоционально-импровизационный стиль. В этом случае учитель ориентирован на процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала строится логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учащихся, как правило, к сильным, интересующим его школьникам. При опросе учитель использует много неформальных вопросов и практически не дает возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам принимает активное участие в ответах учеников. Для осуществления педагогического процесса такой учитель, в основном, использует самый интересный учебный материал, а неинтересный, хотя и важный, старается оставить учащимся для самостоятельной подготовки. Его деятельность отличается высокой оперативностью. Он использует большой арсенал методов обучения, практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания. Учителю с эмоционально-импровизационным стилем индивидуальной педагогической деятельности свойственны: интуитивность, недостаточно серьезное отношение к процессам закрепления и повторения учебного материала, а также к осуществлению контроля за усвоением учениками знаний.

2. Эмоционально-методичный стиль. Используя его, учитель ориентируется на процесс и результат обучения, для чего нужны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность в деятельности и преобладание интуитивности над рефлективностью. Такой учитель внимательно следит за уровнем знаний учеников, постоянно включая в процесс обучения элементы повторения и закрепления пройденного учебного материала и методы контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Он часто меняет формы работы на уроке, практикует коллективное обсуждение темы на уроках, стремится активизировать учебную деятельность всех членов группы, заинтересовать их особенностями своего предмета.

3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Также свойствен учителю, ориентированному на процесс и результат обучения. Для него характерно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, но при этом он проявляет меньшую изобретательность по сравнению с представителями первых двух стилей. Такой учитель не всегда способен обеспечить высокий темп работы, практически не использует коллективное обсуждение. Во время опроса учеников предпочитает мало говорить, но внимательно анализирует ответы школьников. Он любит воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения). Как правило, дает возможность каждому ученику детально сформулировать свои высказывания.

4.Рассуждающе-методичныйстиль отличает учителя, ориентирующегося преимущественно на результаты обучения. Такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, проявляя консервативность в использовании средств и методов педагогической деятельности. Для него характерна высокая методичность (систематичность изучения нового, закрепление и повторение пройденного учебного материала, проведение мероприятий, контролирующих усвоение знаний, умений и навыков учениками). Он редко проводит коллективные обсуждения. При опросе учащихся обращается к небольшому количеству учеников, каждому дает значительное время на ответ. Особое внимание учитель с рассуждающе-методичным стилем деятельности уделяет слабым школьникам. Ему свойственна рефлективность.

1.4. Способы повышения профессионального мастерства учителя физической культуры

Для того чтобы стать мастером-педагогом, учителю физической культуры требуется пять-шесть лет работы в школе. Однако и в последующие годы продолжается его совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровня физической подготовленности несколько изменяется и структура деятельности учителя физической культуры. Все большую роль приобретает его умение руководить уроком, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрации учащимся такие упражнения, которые самому учителю по ряду причин выполнить трудно и даже нецелесообразно (из-за того, что в исполнении учителя будет утеряна эстетика движения). Все это свидетельствует о том, что мастерство учителя — динамическая характеристика и процесс совершенствования учителя бесконечен. Имеется несколько способов повышения мастерства учителем физической культуры. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т. п. Другой способ — самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями [5]:

Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.

Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формированию этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской работы. Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том случае, если учитель физической культуры занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.

Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться, максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление — отрицательных качеств. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся — настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция — опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации проявляются при выборе стиля деятельности. Возможности учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других — организаторские умения, у третьих — конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА

2.1 Психологические аспекты деятельности тренера

Деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы [6].

Тренер сможет выполнять свои функции в педагогической системе, только обладая профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Общими признаками профессионализма в разных профессиях являются:1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда; 2) владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех его этапах: подготовительном, исполнительном, итоговом; специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты [7].

Эффективность деятельности тренера зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного и др. Показатель эффективности деятельности тренера – успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Другими словами, эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики тренера структуре и динамике его деятельности.

Актуальность изучения проблемы влияния педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся обусловлена практическими нуждами формирования эффективного взаимодействия учителя и учащихся, которое обеспечивает успешность учебной деятельности, успеваемость учащихся. Ведущим фактором взаимодействия учителя и ученика являются педагогические стили общения, которые определяют поведение учащихся. Следовательно, выявление педагогических стилей позволит установить характер их влияния на успеваемость учащихся на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры осуществляет педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности. Педагогический стиль — система педагогических средств и методических приемов, используемых педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность.

Стиль педагогического общения непосредственно оказывает влияние на взаимодействие между учителем и учащимися. Взаимодействие, протекающее в рамках сотрудничества учителя и учащегося, основанное на понимании, принятии и уважении личности учащегося определяет характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, не доминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны учителя ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии с учеником. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией [6; 131].

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников [1; 65].

Приведенное описание стилей обучающей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности. Надо отметить, что в чистом виде стилей общения не существует. Перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной педагогической практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности [5; 153].

1) взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

2) наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

3) ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

4) отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

5) единством делового и личностного общения;

6) включением учащихся в организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции и т. п. [2; 235].

Таким образом, педагогический стиль — это система педагогических средств и методических приемов, используемых педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность. Педагогическое общение — особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально–ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Наиболее распространенной классификацией стилей общения, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и либеральный стили.

1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Б. Ц. Бадмаев. — М.: Просвещение, 2015. — 527с.

2. Зиглер, И. Д. Теории личности: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / И. Д. Зиглер. — М.: Просвещение, 2013.– 607 с.

3. Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество: Педагогические стили. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2014. — 140 с.

4. Общение, личность и психика ребёнка: Учебник для институтов физ. культуры [Текст]/Под ред. А. Г. Рузской. — М.: НПО МОДЭК, 2012. — 383с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубенштейн, — М.:ВЛАДОС, 2012. — 155 с.

6. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2014. — 268 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическая деятельность, педагогический процесс, стиль общения, успеваемость учащихся, ученик, учитель, физическая культура, авторитарный стиль, демократический стиль.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Особенности стилей педагогической деятельности

Стиль общения педагога с учащимися. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Педагогическое общение в стратегии и тактике. | Молодой ученый

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Особенности стилей педагогической деятельности

Стиль общения педагога с учащимися. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Педагогическое общение в стратегии и тактике. | Молодой ученый

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического.

Актуальность изучения проблемы влияния педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся обусловлена практическими нуждами формирования эффективного взаимодействия учителя и учащихся, которое обеспечивает успешность учебной деятельности, успеваемость учащихся. Ведущим фактором взаимодействия учителя и ученика являются педагогические стили общения, которые определяют поведение учащихся. Следовательно, выявление педагогических стилей позволит установить характер их влияния на успеваемость учащихся на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры осуществляет педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности. Педагогический стиль — система педагогических средств и методических приемов, используемых педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность.

Стиль педагогического общения непосредственно оказывает влияние на взаимодействие между учителем и учащимися. Взаимодействие, протекающее в рамках сотрудничества учителя и учащегося, основанное на понимании, принятии и уважении личности учащегося определяет характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, не доминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны учителя ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии с учеником. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией [6; 131].

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников [1; 65].

Приведенное описание стилей обучающей деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности. Надо отметить, что в чистом виде стилей общения не существует. Перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной педагогической практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности [5; 153].

1) взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

2) наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

3) ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

4) отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

5) единством делового и личностного общения;

6) включением учащихся в организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции и т. п. [2; 235].

Таким образом, педагогический стиль — это система педагогических средств и методических приемов, используемых педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность. Педагогическое общение — особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально–ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Наиболее распространенной классификацией стилей общения, в полной мере, относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и либеральный стили.

1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Б. Ц. Бадмаев. — М.: Просвещение, 2015. — 527с.

2. Зиглер, И. Д. Теории личности: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / И. Д. Зиглер. — М.: Просвещение, 2013.– 607 с.

3. Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество: Педагогические стили. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2014. — 140 с.

4. Общение, личность и психика ребёнка: Учебник для институтов физ. культуры [Текст]/Под ред. А. Г. Рузской. — М.: НПО МОДЭК, 2012. — 383с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубенштейн, — М.:ВЛАДОС, 2012. — 155 с.

6. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2014. — 268 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическая деятельность, педагогический процесс, стиль общения, успеваемость учащихся, ученик, учитель, физическая культура, авторитарный стиль, демократический стиль.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Особенности стилей педагогической деятельности

Стиль общения педагога с учащимися. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Педагогическое общение в стратегии и тактике. | Молодой ученый

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Особенности стилей педагогической деятельности

Стиль общения педагога с учащимися. Влияние педагогических стилей учителя физической культуры. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: демократический; авторитарный; либеральный [3; 29].

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение. Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

Стиль педагогического общения

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Выявление индивидуального стиля педагогического общения.

Стили педагогического общения. Количество испытуемых (38).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, образовательный процесс, педагогический факультет, стиль общения, стиль, конформный стиль, альтруистический.

Педагогическое общение в стратегии и тактике. | Молодой ученый

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогическое общение — важное условие эффективности.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

педагогический такт, обучающийся, воспитанник, стиль общения педагога, педагогическое общение, педагогическое воздействие, педагогический труд, общение, друг, чуткое отношение.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со.

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение. Специфика общения в условиях целостного педагогического.

Читайте также:

      

  • Релейная защита генераторов переменного тока реферат
  •   

  • Критика морали в философии ф ницше реферат
  •   

  • Источники налогового права реферат кратко
  •   

  • Диалогичность как форма взаимодействия реферат
  •   

  • Цифровые системы коммутации реферат

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ципролет глазные капли инструкция по применению цена отзывы взрослым
  • Клинистил инструкция по применению цена в аптеках екатеринбурга
  • Как получить электронный материнский сертификат через госуслуги пошаговая инструкция
  • Руководство региональным отделением фонда социального страхования
  • Реопирин инструкция по применению цена отзывы аналоги уколы купить