Стили руководства временным детским коллективом

Стиль
общения в летних оздоровительных центрах
между воспитанниками и педагогами может
быть определен, как “согласительный”,
или “конвенционный” (установленный
на основании конвенции – договора,
соглашения).

Возникающие
в летних лагерях межличностные отношения
имеют в своей основе свободу мнений,
настрой на отдых, юмор, игру, позитивные
эмоции.

Настоящий,
сплоченный коллектив не возникает
сразу, а формируется постепенно, поэтапно,
чему способствует совместная деятельность
ребят – участников групп. В зависимости
от стадии развития детского коллектива
используются различные стили руководства
им.

  • Приказание:

  • четкая
    постановка цели и инструкция для ребят;

  • часто
    проводится инструктаж;

  • уточнение,
    как поняты ребятами конкретные задания;

  • кратко
    с каждым исполнителем уточняются его
    действия;

  • проверяется
    выполнение заданий;

  • отмечаются
    ошибки и хорошо выполняемые поручения;

  • требовательность,
    но тактичность.

  • Распределение
    и стимулирование:

  • оценивание
    и учет в работе индивидуальностей
    характеров ребят;

  • выявление
    общих интересов;

  • при
    необходимости даются задания;

  • педагог
    следит за тем. Чтобы задания выполнялись
    точно;

  • похвала
    в присутствии других ребят;

  • недостатки
    разбираются наедине;

  • поощрение
    за позитивную самостоятельную
    деятельность.

  • Участие
    в принятии решений:

  • ставится
    цель без уточнения способов достижения;

  • ограничиваются
    прямые указания и контроль;

  • создается
    система самоконтроля;

  • проводятся
    консультации по отдельным проблемам;

  • поощряются
    высказанные замечания;

  • детям
    предоставляется больше самостоятельности;

  • педагог
    контролирует ситуацию.

  • Передача
    полномочий:

  • оказывается
    поддержка и помощь, если ребята просят
    о ней;

  • педагог
    избегает вмешательства в дела без
    особой необходимости;

  • контроль
    не ослабляется;

  • соизмеряются
    возможности ребенка и сложность задания;

  • хвалить
    ребят нужно как можно чаще.

Таким
образом, можно выделить признаки стиля:
порядок распределения обязанностей;
методы подготовки, принятия и организации
выполнения решений; формы контактов с
воспитанниками и контроль за их
деятельностью.

Реализуя
определенный стиль руководства, педагог
решающим образом влияет на формирование
того или иного типа взаимоотношений в
коллективе.

3) Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный
руководитель выполняет несколько
функций:


аналитико-прогнастическую;


организационно-координирующую;


коммуникативную;


контрольную.

Аналитико-прогнастическая
функция
 включает
в себя:


изучение и анализ индивидуальных
особенностей учащихся с помощью психолога
(как правило, определяется тип личности,
темперамент, акцентуация характера).
Перед поступлением в 1 класс дети проходят
тесты на выявление готовности к учебе
и особенностей интеллектуальной
деятельности. Тестирование проводит
психолог, школьный или специально
приглашенный;


изучение и анализ коллектива учащихся
в его развитии. Основой для этого служит
беседа руководителей классов звена с
учителями начальной школы, а руководителей
X-XI классов — с классными руководителями
средней школы. В результате педагоги
получают первоначальные сведения о
коллективе и учениках. Изучение и анализ
взаимоотношений в коллективе класса
лучше поручить психологу, который
составит психологическую карту
коллектива. Классный руководитель сам
может организовать эту работу через
наблюдение, беседы с учащимися, проведение
специальных анкет, анализ творческих
работ учащихся (например, сочинение
«Наш класс»);


анализ и оценка семейного воспитания
учащихся; такие данные есть у психолога,
социального педагога. Если семья
«неблагополучная», то сведения о ней
есть и у администрации школы;


анализ уровня воспитанности коллектива
и личности. Выводы об уровне воспитанности
коллектива и личности нужно делать с
привлечением всех учителей данного
класса, чтобы они (выводы) были максимально
объективными.

Для
успешной работы классный руководитель
должен уметь выявить воспитательный
результат, оценить его с учетом оценки
результата, корректировать профессиональную
деятельность. Выявить и оценивать
результат надо через определенные
промежутки времени: в начальной и средней
школе — в конце каждой четверти, в старшей
— через полгода. Подводить итоги и
корректировать деятельность — личную
и учителей класса — надо с помощью
психолога и педагогов, ранее работавших
в данном классе.

Организационно-координирующая
функция
 предполагает:


установление контактов с родителями
(иными законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в
воспитании обучающихся (лично, через
психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования);


проведение консультаций, бесед с
родителями обучающихся;


организацию внеурочной деятельности
детей (проведение различных мероприятий);


работу с учителями данного класса,
психологом, социальным педагогом,
руководителями кружков, спортивных
секций, для учителей начальной школы и
V-VI (VII) классов — с воспитателями группы
продленного дня;


организацию в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности
обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;


организацию воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;


стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе
в системе дополнительного образования
детей;


индивидуально-педагогическую работу
с каждым учащимся и коллективом в целом
с учетом данных психолога, социального
работника и личных наблюдений;


ведение документации (классный журнал,
личные дела обучающихся, план работы
классного руководителя).

Коммуникативная
функция
 заключается:


в формировании позитивных взаимоотношений
между детьми, в управлении взаимоотношениями
в классе;


в формировании оптимальных отношений
в системе «учитель-ученик». Здесь
классный руководитель выступает как
посредник в случае возникновения
конфликта. Конфликты между учителями
и учащимися бывают затяжными, когда обе
стороны длительное время не могут прийти
к соглашению. Тогда классному руководителю
нужно предложить третье решение, хотя
бы в минимальной степени устраивающее
обе стороны;


в обучении школьников установлению
положительных взаимоотношений с людьми;


в содействии общему благоприятному
психологическому климату в коллективе
класса;


в оказании помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств.

Контрольные
функции
 предполагают:


контроль за успеваемостью и посещаемостью
каждого обучающегося;


контроль за посещаемостью учебных
занятий обучающимися.

4)
Формы
работы классного руководителя

В
соответствии со своими функциями
классный руководитель отбирает формы
работы с обучающимися: индивидуальные (беседа,
консультация, обмен мнениями, выполнение
совместного поручения, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы и др.),
групповые
 (советы
дел, творческие группы, органы
самоуправления и др.) или коллективные (коллективные
творческие дела, конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования
и др.).

При
выборе форм работы с учащимися
целесообразно руководствоваться
следующим:

учитывать
воспитательные задачи, определенные
на очередной период работы;

определять
содержание и основные виды деятельности
на основе воспитательных задач;

учитывать
принципы организации воспитательного
процесса, возможности, интересы и
потребности детей, внешние условия,
возможности педагогов и родителей;

осуществлять
поиск форм работы на основе коллективного
целеполагания;

обеспечивать
целостность содержания, форм и методов
воспитательной деятельности.

5)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    30.05.201521.16 Mб11istorya_Kazahstana_4.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.05.2015108.54 Кб4kl.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

880 1971m.jpg

В зависимости от стадии развития временного детского коллектива используются различные стили руководства.

Приказание

  • чёткая постановка цели и инструкция для ребят,
  • часто проводится инструктаж,
  • уточнения, как поняты ребятами конкретные задания,
  • кратко с каждым уточняются его действия,
  • проверяется выполнение заданий,
  • отмечаются ошибки и хорошо выполненные поручения,
  • требовательность , но тактичность.

Распределение и стимулирование

  • оценивание и учёт в работе индивидуальностей характеров ребят,
  • выявление общих интересов,
  • при необходимости даются задания,
  • контроль за точностью исполнения задания,
  • похвала в присутствии других ребят,
  • недостатки разбираются наедине,
  • поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений

  • ставиться цель без уточнения способов достижения,
  • ограничиваются прямые указания и контроль,
  • создаётся система самоконтроля,
  • проводятся консультации по отдельным проблемам,
  • поощряются высказанные замечания,
  • представляется большая самостоятельность,
  • педагог контролирует ситуацию.

Передача полномочий

  • оказывается поддержка и помощь, если ребята сами попросят о ней,
  • педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости,
  • контроль не ослабляется,
  • соизмеряются возможности ребёнка и сложность задания,
  • хвалить ребят нужно как можно чаще.

Формирование временного детского коллектива

Понятие детского коллектива. Признаки, функции, структура.

В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляют два значения понятия «коллектив». Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это:

– органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;

– относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

– скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

– субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

– носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

– субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.)

В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и «лидеры» считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих «формальных» структур существуют «неформальные», которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами». Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных «малых групп» и «лидерства» отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.

В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию.

Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.

Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной мере и степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется.

Таким образом, внимание к коллективу должно быть усилено, потому, что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное – управляемым.

Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.

Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного лагеря

Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и имеют значение для непрерывного образования, развития школьников.

Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем, изменения характерного для учебного года образа жизни по схеме «задание – исполнение – контроль – поощрение или наказание» на свободный выбор видов и форм занятий. Оно обуславливает настрой детей на восприятие способов разрешения разных ситуаций, проявление самостоятельности в оценке своих действий.

Размеренная жизнь создает спокойствие и определенность, помогает детям не только участвовать в делах, но и отдаваться эмоциям, чувствам, проникать в свою душу, свои мысли, искать свой путь. А это для детей, которые чаще всего стремятся быть такими, как все, не выделяться, имеет особое значение, поскольку развивает потребность и готовность сделать самостоятельный выбор.

Летом дети стремятся к свободной от принуждения жизни. Эти их ожидания чаще всего приходят в противоречие с позицией взрослых. Многие городские дети мечтают о даче или деревне и не хотят ехать в лагерь из-за боязни, что там вновь начнется жизнь «по расписанию».

Современный детский летний оздоровительный лагерь представляет собой разнообразную и сложную структуру, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в оздоровительно-образовательном учреждении, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности и в то же время достаточно сложной для нее же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и самопроявлении.

Круглосуточное пребывание детей в лагере обуславливает соединение во времени и пространстве нескольких сфер их жизнедеятельности, в течение всего года автономных и нередко никак не взаимосвязанных. Эта объективно задаваемая реальность способствует интенсификации психических и социальных проявлений (реакций) личности. В лагере ребенок ведет себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей, за ограниченный период времени. Временное детское объединение существует не более 30 дней, а нередко срок таких объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

Входящая в обязанности педагога организация жизнедеятельности детей далеко не всегда воспринимается ими, как желаемая и необходимая данность. В условиях летнего лагеря ребенок стремится действовать в соответствии с собственными представлениями о том, чем стоит заниматься в свое свободное время.

Создавая дифференцированные условия для самоорганизации каждым ребенком, вожатые и воспитатели получают возможность решать поставленные перед ними разноуровневые задачи, в том числе и формирование иерархии отношений во временном детском коллективе: личностные отношения – партнерские отношения – мотивационные отношения – коллективистская идентификация.

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

– проживания в условиях демократического детского коллектива;

– самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

– получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

– расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

– собственного оздоровления и физической закалки;

– в приобретении новых друзей и впечатлений.

Принципы формирования временного детского коллектива

Организация отряда (временного детского коллектива) чаще всего строится на разнообразных принципах. Самый простой и широко распространенный – принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль «закомплексованных». Полностью избежать «детского неравноправия невозможно», но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности «быть братом (сестрой)», получают опыт «преемственности поколений» – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Принцип организации детского коллектива – хобби, или увлечение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и др. Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы «профиль» отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло «зацикливание» и детей и руководителей на одном – «профильном» виде деятельности. Например, спортивный отряд, наряду с тренировками и соревнованиями может участвовать в КВН, конкурсах рисунков, готовить спектакли и многое другое, т.к. разнообразная деятельность позволяет ребенку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Принцип, на основе которого могут быть объединены дети во временные детские коллективы в летнем оздоровительном лагере – уровень мастерства, степень овладения делом. Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на «новичков» и «бывалых». Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – «более опытную».

Возможны ситуации, когда отряд, коллектив собирается «под человека». В этом случае возможно столкновение с «дискриминацией» ребенка на основании того, что он не соответствует запросу организатора. Такой принцип максимально субъективен и не должен приводить к дискриминации детей.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Динамика развития временного детского коллектива

Детский коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характеристике педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями детей и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать «хороший коллектив».

Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.

Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть», «поиск крайнего». Главная потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через «общественное мнение». Но может быть и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск «золотой середины». Если же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла отпущения», воздействовать на непокорных силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Роль руководителя как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.

Третья стадия – привязанность, сплоченность, близость. Главная потребность в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания.

Нередко в отряде возникают подгруппы, группировки и микрообъединения. С позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску. Чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителей.

В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный «антилидер» подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.

Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип «хорошего» поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму. Помогают преодолеть вражду между конкурирующими группировками и дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация и др.)

Стили руководства временным детским коллективом

Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как «согласительный», или «конвенционный» (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).

Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им.

Приказание:

– четкая постановка цели и инструкция для ребят;

– часто проводится инструктаж;

– уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;

– кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;

– проверяется выполнение заданий;

– отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;

– требовательность, но тактичность.

Распределение и стимулирование:

– оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;

– выявление общих интересов;

– при необходимости даются задания;

– похвала в присутствии других ребят;

– недостатки разбираются наедине;

– поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

– ставится цель без уточнения способов достижения;

– ограничиваются прямые указания и контроль;

– создается система самоконтроля;

– проводятся консультации по отдельным проблемам;

– поощряются высказанные замечания;

– детям предоставляется больше самостоятельности;

– педагог контролирует ситуацию.

Передача полномочий:

– оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;

– педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

– контроль не ослабляется;

– соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;

– хвалить ребят нужно как можно чаще.

Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью.

Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.

Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива

– Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;

– Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;

– Единые педагогические требования;

– Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);

– Создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива.

– Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря.

Таким образом, для развития временного детского коллектива необходимы рассмотренные выше психолого-педагогические условия, позволяющие сплотить детей, наладить дружеские взаимоотношения, научить ребят находить компромисс, “примерять” разные социальные роли – быть и лидером, и ведомым, сформировать умение входить в группу и не растворяться в ней.

Приложение 1

Правила

взаимодействия во временном детском коллективе

  1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай, а попроси слово.

  1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.

  1. Критикуй, но не критиканствуй.

  1. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, советуй, как помочь.

  1. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступать или запрещать кому-то говорить.

  1. Говорить откровенно о том, что думаешь и что волнует.

  1. Береги время и дай возможность высказаться другому.

  1. Говори не о себе, а о деле, не занимайся саморекламой.

  1. Будь творцом доброжелательных отношений.

  1. Относись с уважением к собственному мнению и мнению других членов коллектива.

Приложение 2

Правила

для руководителя временного детского коллектива

  1. Чтобы стимулировать деятельность детей, реши, на что «заведен» сам.

  2. Помни, что лучший способ победить скуку – разнообразная активная деятельность.

  3. Будь внимателен к интересам детей, но не подавляй их своей активностью.

  4. Определив цель и смысл дела, доведи его до логического конца.

  5. Зная возрастные особенности детей, определи их возможности для реализации задуманных идей.

  6. Выбирая тип контроля, выбираешь тип детской активности.

  7. То, как мы идем, важнее, чем то, к чему мы идем.

  8. Пойми для себя, какие полномочия ты можешь и хочешь передать детям в отряде.

  9. Спрогнозируй цикличность чередования творческих поручений всем членам коллектива.

  10. Определи, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения можно инициировать детскому самоуправлению.

10.Если получается, делай еще и еще.

Заповеди

руководителя временного детского коллектива

  1. Детский оздоровительный центр – твой родной дом, хотя и временный. Дорожи крышей дома своего, даже если она протекает.

  2. Пусть в нашем доме кричат только от радости, а морщины будут следами былых улыбок. Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

  3. Не красна изба углами, а красна пирогами. Но во всяком пироге главное – начинка. Пирожки с дурной начинкой или ни с чем – это обман и халтура.

  4. Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.

  5. Воспитание детей в летнем оздоровительном центре – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность. Сегодня даже в самодеятельности превыше всего ценится профессионализм.

  6. Не чувствуешь любви к детям, сиди смирно, не возникай. Право голоса в детском центре имеет только настоящий друг детей.

Приложение 3

Модель

развития самоуправления во временном детском коллективе

(в условиях летнего оздоровительного центра)

Определение цели деятельности

коллективное принятие решения – выбор вариантов действия

Мозговой штурм – обсуждение вариантов решения ( в коллективе)

Выдвижение идей

(в инициативной группе)

Обсуждение цели временной инициативной группой – принятие цели коллективом

Мотив группового действия «Мы хотим!»

Коллективное подведение итогов – оценка своих возможностей

Реализация решения – интенсивная организаторская деятельность

Приложение 4

Тест

на изучение группы как коллектива

(самообследование членов коллектива)

Определите уровень развития Вашего отряда (группы) по предложенной схеме (циклограмме).

0 – никто; 1- почти никто; 2 – меньшинство; 3 – половина; 4 – большинство; 5 – почти все члены коллектива.

Коллективизм

Ответственность Сплоченность

Информированность К Контактность

Организованность Открытость

Ответственность: сознательное, добросовестное отношение к работе; понимание и принятие тех целей и задач, которые стоят перед коллективом.

Коллективизм: стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива, сохраняя и укрепляя его.

Сплоченность: единство мнений членов коллектива по самым важным вопросам; единство действий в жизненно важных ситуациях.

Контактность: взаимная общительность, благоприятные личные взаимоотношения.

Открытость: отношение к другим группам и коллективам, а также к новым членам коллектива.

Организованность: умение налаживать сотрудничество, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе, готовность к изменению организационной структуры, необходимой для эффективной работы коллектива.

Информированность: доступность наиболее важной информации о состоянии дел в коллективе и друг друга.

Задание:

  1. По пятибалльной шкале отметить уровень каждой из характеристик коллектива.

  2. Соединить все точки в замкнутую кривую.

Обработка данных:

А) Определить, какая характеристика коллектива является самой развитой, а какая – наименее.

Б) Проецирование разных замкнутых кривых друг на друга (наложение) дает представление об объективности полученной циклограммы.

Тест можно проводить в старших отрядах летнего оздоровительного центра.

Приложение 5

Психогимнастика

Цель: уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы (временного коллектива), выработка умений выражать свои чувства, мысли, желания, лучше понимать другого человека.

Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции

  1. Разойтись с партнером на узком мостике.

  2. Сесть на стул, занятый другим человеком.

  3. Успокоить обиженного человека.

  4. Выразить прикосновением свое отношение к другому человеку.

  5. Передача чувства по кругу.

Упражнения на понимание чувств и состояний другого человека

  1. «Разговор через стекло»: договориться о чем-либо с помощью жестов.

  2. «Изобразить состояние», например: радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п.

  3. «Изобразить психологические особенности» другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т.п.

  4. «Пантомима чувств»: понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

  5. «Вот он Я»: обратить на себя внимание группы.

Упражнения на формирование невербального поведения, взаимодействия с членами группы (коллектива)

  1. «Преодоление трудностей»: все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают.

  2. «Запретный плод»: все по очереди показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами, — роль запретного плода играет любой предмет.

  3. «Скульптор» — один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые выражают его представление об их особенностях и их конфликтах.

  4. «Чувства»: выразить (или понять) отношение к каждому члену группы.

  5. «Мой отряд»: выразить или понять свое отношение к членам группы (коллектива), расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.

Тренинговые упражнения,

направленные на развитие общения, на создание благоприятного климата во временном детском коллективе

«Знакомство»

  1. Садимся в круг. Начинаем знакомиться: каждому предлагается изменить свое имя (если хочет), которое ему приятно слышать во время обращения к нему. Каждый участник по очереди (по кругу) представляется и рассказывает кратко о себе.

  2. Далее игра «назови имя своего соседа и свое имя». Участник называет имена тех людей, которые представились до него, имя соседа и свое имя. Главное, когда называешь имена предыдущих участников, важно смотреть им в глаза.

  3. Подумать, что является самым важным, самым существенным в характере. Найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. И объяснить, почему выбрали именно ее. Представление по кругу.

«Метафора»

Творческий процесс. Доброволец выходит на середину круга, а остальным предлагается поучаствовать в создании художественного образа своего товарища. Задание: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Наш герой видит себя со стороны.

«Фраза по кругу»

Выбрав простую фразу, предлагается произносить эту фразу по очереди, но каждый участник игры должен произнести ее с новой интонацией. Повторять интонации нельзя. Если участник не придумывает ничего нового, то он выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется несколько человек.

«Зеркало»

Работа в парах. Предлагается выполнить несколько несложных заданий, сымитировать их выполнение. Задания: пришиваем пуговицу; собираемся в поход; делаем уборку в корпусе; выступаем на сцене и т.д. В паре один – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение. Оценивается артистизм.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в отряде человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые нравятся вам в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются. По очереди читается характеристика ребенка, а все остальные пробуют определить этого человека.

«Цвета эмоций»

Водящий закрывает глаза, а все остальные выбирают между собой какой-нибудь цвет: красный, зеленый, синий, желтый. Водящий открывает глаза, а все участники своим поведением, эмоциональным состоянием должны изобразить этот цвет, не называя его. Водящий должен его отгадать.

«Рассмешить партнера»

Работа в паре. Важно любыми средствами рассмешить своего партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый насмешливый и самый смешной игрок.

«Всеобщее внимание»

Каждому участнику предлагается любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определить, кому это удалось и за счет каких средств. Все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.

Тема. Формирование временного детского
коллектива в летнем оздоровительном центре.

1. Понятие детского коллектива. Признаки,
функции, структура.

В отечественной педагогике много внимания
уделялось и уделяется разработке теории и
методики воспитания в коллективе. Теория
коллективного воспитания явилась достижением
мировой педагогической мысли. Заключенные в
коллективе большие педагогические возможности
делают его могучим и ничем не заменимым
средством воспитания.

Латинское слово collectivus переводят по-разному:
сборище, толпа, совместное собрание, объединение,
группа. В современной литературе употребляют два
значения понятия “коллектив”. Первое – под
коллективом понимается любая организованная
группа людей, второе – только
высокоорганизованная группа. В педагогической
литературе коллективом называют объединение
воспитанников, отличающееся рядом важных
признаков: общая социально значимая цель, общая
совместная деятельность для достижения
поставленной цели, общая организация этой
деятельности
, отношения ответственной
зависимости
, общий выборный руководящий
орган, благоприятный психологический климат.

Эти же признаки можно отнести и к детскому
коллективу.

Детский коллектив как система – это:

  • органическая часть более сложного объединения
    – воспитательного коллектива, включающего,
    помимо детского, и коллектив педагогов;
  • относительно автономная система, которой
    свойственны процессы саморегуляции,
    самоорганизации, самоуправления;
  • скоординированное единство двух структур:
    официальной, которая складывается под влиянием
    взрослых, определяющих организационное строение
    и деятельность коллектива, а также
    неофициальной, складывающейся в значительной
    степени в процессе межличностного общения;
  • субъект деятельности по реализации единых
    общественно значимых целей;
  • носитель общего интегративного свойства – его
    поля (атмосферы, психологического климата),
    характеризующего коллектив как целостное
    образование, отличное от суммы составляющих его
    индивидов и входящих в него микрогрупп, и
    проявляющегося в общественном мнении
    коллектива, в его эмоциональных реакциях, в
    нормах и традициях, определяющих поведение его
    членов;
  • субъект воспитания по отношению к личности
    каждого из входящих в него членов.

Детский коллектив выполняет следующие функции:
воспитательная, организационная, регулятивная,
стимулирующая, консолидационная.

Рассматривая детский коллектив как систему,
необходимо четко обозначить ее структуру. Она
состоит из первичных коллективов (классов,
отрядов), которые объединяют детей в совместной
учебной или внеучебной работе. Для выполнения
той или иной деятельности могут создаваться на
более или менее продолжительное время так
называемые временные объединения (дети
занимаются в кружках, коллективах
художественной самодеятельности и т.п.)

В структуре детского коллектива большую роль
играют органы самоуправления. Эти органы и
“лидеры” считаются формальными или официально
оформленными (избранными, назначенными). Помимо
этих “формальных” структур существуют
“неформальные”, которые официально не
избираются и не назначаются, но реально влияют на
коллективную деятельность и общественное
мнение. Их принято называть “малыми группами” и
“неофициальными лидерами”. Формальные
структуры коллектива базируются на деловых,
социальных отношениях, а в основе неформальных
“малых групп” и “лидерства” отдельных ребят
лежат отношения психологические – личная
симпатия и антипатия, а также узкогрупповые
интересы и стремления. В любом коллективе
независимо от возраста его членов и их
сплоченности есть микрогруппы, связанные
неформальными отношениями.

В подростковом возрасте неформальные группы
приобретают все более устойчивый характер. Эти
группы возникают на основе приятельских
отношений, личностных симпатий. В старшем
подростковом возрасте в неформальной структуре
коллектива большое место занимают дружеские
группы с более узким устойчивым составом
партнеров. Образование таких групп связано с
усиливающимся в этом возрасте стремлением к
самопознанию.

Под влиянием малых групп трансформируются
ценности коллектива, формируется общественное
мнение, определяется ранговое положение в
системе неформальных отношений.

Особенно велика роль лидирующей группы,
авторитет которой среди сверстников высок.
Нередко она становится эталонной. Таким образом,
неофициальная структура коллектива в
значительной мере и степени определяет его
качество и возможности как субъекта и
инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа
становится носителем позитивных социальных
ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее
влияние обогащает процесс социального развития
личности, дополняя и углубляя влияние
коллектива.

Однако влияние микрогруппы часто расходится с
влиянием коллектива. В таких случаях процесс
социального развития личности затрудняется.

Таким образом, внимание к коллективу должно
быть усилено, потому, что он среди других средств
воздействия на личность остается наиболее
влиятельным, а главное – управляемым.

Коллектив – это нередко единственное средство
уберечь личность от опасного воздействия
негативно направленных неформальных
объединений. Он усиливает воздействие всех
имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых,
воспитателей) средств личного примера и
становится той естественной средой, где ребята
приобретают собственный социальный опыт,
включаясь в совместную со сверстниками
общественно полезную деятельность. Особую
значимость приобретает детский коллектив в
условиях летнего оздоровительного периода.

2. Временный детский коллектив в контексте
летнего оздоровительного центра.

Летние каникулы составляют четвертую часть
учебного года и имеют значение для непрерывного
образования, развития школьников.

Лето – период, благоприятный для разрешения
многих проблем, изменения характерного для
учебного года образа жизни по схеме “задание –
исполнение – контроль – поощрение или
наказание” на свободный выбор видов и форм
занятий. Оно обуславливает настрой детей на
восприятие способов разрешения разных ситуаций,
проявление самостоятельности в оценке своих
действий.

Размеренная жизнь создает спокойствие и
определенность, помогает детям не только
участвовать в делах, но и отдаваться эмоциям,
чувствам, проникать в свою душу, свои мысли,
искать свой путь. А это для детей, которые чаще
всего стремятся быть такими, как все, не
выделяться, имеет особое значение, поскольку
развивает потребность и готовность сделать
самостоятельный выбор.

Летом дети стремятся к свободной от
принуждения жизни. Эти их ожидания чаще всего
приходят в противоречие с позицией взрослых.
Многие городские дети мечтают о даче или деревне
и не хотят ехать в лагерь из-за боязни, что там
вновь начнется жизнь “по расписанию”.

Современный детский летний оздоровительный
центр представляет собой разнообразную и
сложную структуру, сейчас более либеральную и
центрированную на ребенке. Поэтому, организуя
жизнедеятельность детей в
оздоровительно-образовательном учреждении,
важно иметь в виду, что любая деятельность должна
быть посильной для конкретной личности и в то же
время достаточно сложной для нее же, требующей
интеллектуального, физического, эмоционального
усилия. Она должна быть привлекательна –
соответствовать интересам личности, иметь четко
выраженный результат, содержать эффект новизны,
позволять проявлять творчество и
самостоятельность, допускать возможность
вариативности в выборе способов достижения
заданных (или поставленных самостоятельно)
целей, способствовать удовлетворению
потребности личности в самоутверждении и
самопроявлении.

Круглосуточное пребывание детей в лагере
обуславливает соединение во времени и
пространстве нескольких сфер их
жизнедеятельности, в течение всего года
автономных и нередко никак не взаимосвязанных.
Эта объективно задаваемая реальность
способствует интенсификации психических и
социальных проявлений (реакций) личности. В
лагере ребенок ведет себя одновременно, как дома,
в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все
это происходит в одном и том же месте на виду у
одних и тех же людей, за ограниченный период
времени. Временное детское объединение
существует не более 30 дней, а нередко срок таких
объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке
возрастных изменений не происходит. Однако
ребята привносят в коллектив детского
оздоровительного лагеря свой опыт деятельности
и отношений. Временный детский коллектив
способствует интенсивности новых связей,
контактов.

Входящая в обязанности педагога организация
жизнедеятельности детей далеко не всегда
воспринимается ими, как желаемая и необходимая
данность. В условиях летнего лагеря ребенок
стремится действовать в соответствии с
собственными представлениями о том, чем стоит
заниматься в свое свободное время.

Создавая дифференцированные условия для
самоорганизации каждым ребенком, вожатые и
воспитатели получают возможность решать
поставленные перед ними разноуровневые задачи, в
том числе и формирование иерархии отношений во
временном детском коллективе: личностные
отношения – партнерские отношения –
мотивационные отношения – коллективистская
идентификация.

Таким образом, именно летом, когда
самостоятельность и творчество ребенка
проявляются в полной мере, временные детские
коллективы предоставляют ребенку широкие
возможности:

  • проживания в условиях демократического
    детского коллектива;
  • самоопределения и самореализации в
    предлагаемых видах деятельности во
    взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • приобретение опыта общения и отношений на
    основе культурных норм проживания и
    деятельности;
  • получение организаторского опыта и опыта
    самоорганизации;
  • расширение сферы познавательных интересов о
    себе и окружающем мире;
  • собственного оздоровления и физической
    закалки;
  • в приобретении новых друзей и впечатлений.

3. Принципы формирования временного
детского коллектива.

Организация отряда (временного детского
коллектива) чаще всего строится на разнообразных
принципах. Самый простой и широко
распространенный – принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным
или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива
обычным считается деление детей на отряды по
таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16
лет. Дети одного возраста обладают примерно
одинаковыми интересами, потребностями, им проще
подружиться и найти общий язык. Но на практике
часто оказывается, что отряд разделился на
неконтактирующие половины – женскую и мужскую –
из-за неравномерного психического (а часто и
физического) созревания мальчиков и девочек. В
результате может оказаться, что все девочки
отряда на голову выше мальчиков, или выявится
резкое несоответствие в развитии у девочек
одного возраста. При этом одни выглядят и ведут
себя взрослее, претендуя на роль более знающих и
раскованных, другим же достается роль
“закомплексованных”. Полностью избежать
“детского неравноправия невозможно”, но в
детском одновозрастном отряде эта разница
всегда проявляется наиболее ярко и может явиться
серьезным препятствием для совместного
творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная
временем, и в разных педагогических системах
получившая одобрение. Более всего себя
оправдывает разновозрастность в рамках основных
возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7
лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая
– 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс”
возрастов. В таких группах у детей
устанавливаются межличностные связи не только
по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но
и по “вертикали” (со старшими ребятами). В
детском временном коллективе имитируется модель
семейных и общественных отношений, т.к. многие
дети, не имея возможности “быть братом
(сестрой)”, получают опыт “преемственности
поколений” – происходит естественный обмен
знаниями, умениями, традициями, младшие
обучаются тому, что могут старшие. Опыт
показывает, что организатор летнего отдыха,
создающий детский коллектив на основе
какого-либо общего дела, неизбежно придет к
необходимости организации разновозрастного
детского коллектива.

Принцип организации детского коллектива – хобби,
или увлечение
. В летних оздоровительных
лагерях существуют профильные смены и
профильные отряды, в которые собираются дети по
принципу общего дела – увлечения. Это может быть
спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и др.
Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно
разнообразить структуру смены, сделать так,
чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся
другими делами и увлечениями, не связанными с его
специализацией. Необходимо чередовать разные
виды деятельности, чтобы не произошло
“зацикливание” и детей и руководителей на одном
– “профильном” виде деятельности. Например,
спортивный отряд, наряду с тренировками и
соревнованиями может участвовать в КВН,
конкурсах рисунков, готовить спектакли и многое
другое, т.к. разнообразная деятельность
позволяет ребенку проявить себя во многих
областях, наиболее полно реализовать все свои
возможности.

Принцип, на основе которого могут быть
объединены дети во временные детские коллективы
в летнем оздоровительном лагере – уровень
мастерства, степень овладения делом.
Чаще это
лагеря с туристической, спортивной
направленность. Самое простое деление – на
“новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано,
когда от того, насколько ребенок подготовлен,
зависят его безопасность и успех коллектива в
ответственном деле. Но и это деление должно быть
разумным и оправданным, не становясь способом
дискриминации ребенка, сохраняющим за ним
возможность перехода из одной группы в другую –
“более опытную”.

Возможны ситуации, когда отряд, коллектив
собирается “под человека”. В этом случае
возможно столкновение с “дискриминацией”
ребенка на основании того, что он не
соответствует запросу организатора. Такой
принцип максимально субъективен и не должен
приводить к дискриминации детей.

Следует отметить, что чем меньший срок
продолжается смена, тем сложнее идут в группе
(детском коллективе) процессы объединения, и
можно для более коротких смен, выездов
рекомендовать более однородный состав групп (по
возрасту, увлечениям, социальному статусу).

4. Динамика развития временного детского
коллектива.

Детский коллектив рассматривается как система
динамическая, развитие которой детерминировано
изменениями во внутреннем мире воспитанников и в
жизни общества в целом, в непосредственно
окружающей коллектив среде, в характеристике
педагогического руководства деятельностью
коллектива. Движет процесс развития коллектива
борьба противоречий, возникающих между
перспективами достигнутыми и планируемыми,
между интересами коллектива и отдельных членов,
между потребностями детей и возможностями их
удовлетворения в коллективе.

Детские коллективы проживают в своем
развитии определенные этапы, разные по значению
и протяженности, и при удачном развитии и
прохождении через все этапы группового
взаимодействия получается то, что можно назвать
“хороший коллектив”.

Первая стадия – “знакомство”. В это время
формируется чувство принадлежности к отряду,
желание устанавливать отношения с другими
детьми, что ведет к возникновению мелких групп,
чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от
мнения большинства, и от взрослых. Иногда в
отряде сразу возникает антилидер, который, как
правило, противостоит взрослым. Напряженность в
отношениях возникает редко – все пока хотят
понравиться друг другу, все неопределенно. В этот
период в отряде формируется система правил и
традиций (часто негласных), происходит
распределение симпатий и антипатий. Основной
инициатор в это время – вожатый и воспитатель.
Дети могут задумывать и осуществлять небольшие
по объему дела, но с постоянной “оглядкой” на
взрослого и большинство.

Вторая стадия – “раздел территории”,
“борьба за власть”, “поиск крайнего”.
Главная
потребность в это время – потребность во власти,
в контроле над ситуацией, что проявляется в
соперничестве между потенциальными лидерами,
между группировками. Стремление к власти может
проявиться в попытке воздействовать на
конкурентов через “общественное мнение”. Но
может быть и так: никто не хочет брать на себя
ответственность за дело, проявлять активность,
стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты,
стычки, резко может упасть успешность и
продуктивность работы. Ошибкой со стороны
взрослого было бы взять ответственность на себя
или “свалить кучей” на одного или нескольких
детей. Это этап разрешения внутригрупповых
конфликтов, когда на прочность проверяются
возникшие традиции и отношения. Наилучшим
выходом из этой ситуации является поиск
“золотой середины”. Если же конфликт в отряде
попытаться “замять”, найти “козла отпущения”,
воздействовать на непокорных силой – есть риск
повторения этой ситуации, но уже по другому
поводу – коллектив застревает на этой стадии и
не развивается дальше, пока не будет найден
конструктивный стиль совместной деятельности.
Роль руководителя как установителя норм и
традиций также подвергается испытанию.

Третья стадия – привязанность, сплоченность,
близость.
Главная потребность в привязанности:
устанавливается более тесная эмоциональная
связь детей друг с другом, становится возможным
партнерство, взаимное понимание. Важен баланс
между детьми, которые с готовностью жертвуют
своими установками, объединяя свои интересы с
интересами других, и теми, кто испытывает
сложности при сближении и очень осторожно
соотносит свои и чужие установки. На этом этапе
воспитатель или вожатый остается для детей
руководителем, моделью поведения, носителем
отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения
создают уже сами ребята. На этой стадии очень
успешны многие коллективные дела, потому что
эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать
как теплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз
прожить чередование этих стадий, каждый раз
переходя на новый уровень взаимопонимания.

Нередко в отряде возникают подгруппы,
группировки и микрообъединения. С позиции
отрядных норм и правил эти группировки могут
иметь позитивную и негативную окраску. Чем ниже
статус участника группировки как члена детского
коллектива, тем меньше он подчиняется
коллективным нормам. Члены детского коллектива с
высоким статусом в группе могут соблюдать нормы
до завоевания позиций лидера, а став лидерами,
могут пренебрегать менее важными нормами,
особенно если это не вызывает критических
замечаний со стороны ребят и руководителей.

В группировки объединяются дети, испытывающие
потребность в более близких, теплых отношениях,
чем те, которые они получают в отряде, а также
испытывающие потребность в подчинении или
превосходстве, причем в этом случае они часто
объединяются в одну иерархическую группировку.
Иногда один, но сильный “антилидер” подбирает
себе в подчинение довольно большую часть
детского коллектива, вызывая тем самым серьезный
конфликт в отряде. Случаи антагонизма между
группировками в отряде – вещь довольно частая,
обычная и нужная, если между группами детей есть
здоровое соперничество. Правильное
конструктивное разрешение конфликтов движет
вперед и развивает детский коллектив.

Чтобы увеличить сплоченность группы,
необходимо заранее, в самом начале совместной
деятельности представить детям в положительном
ключе самые важные нормы и правила отрядной
жизни, которые определяют тип “хорошего”
поведения. В ходе совместной работы руководитель
должен быть образцом выполнения этих правил и
поощрять детей, принимающих норму. Помогают
преодолеть вражду между конкурирующими
группировками и дела, которые требуют взаимной
зависимости и сплоченности всех членов
коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом,
сложный поход, аварийная или чрезвычайная
ситуация и др.)

5. Стили руководства временным детским
коллективом.

Стиль общения в летних оздоровительных центрах
между воспитанниками и педагогами может быть
определен, как “согласительный”, или
“конвенционный” (установленный на основании
конвенции – договора, соглашения).

Возникающие в летних лагерях межличностные
отношения имеют в своей основе свободу мнений,
настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает
сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему
способствует совместная деятельность ребят –
участников групп. В зависимости от стадии
развития детского коллектива используются
различные стили руководства им.

  • Приказание:
  • четкая постановка цели и инструкция для ребят;
  • часто проводится инструктаж;
  • уточнение, как поняты ребятами конкретные
    задания;
  • кратко с каждым исполнителем уточняются его
    действия;
  • проверяется выполнение заданий;
  • отмечаются ошибки и хорошо выполняемые
    поручения;
  • требовательность, но тактичность.
  • Распределение и стимулирование:
  • оценивание и учет в работе индивидуальностей
    характеров ребят;
  • выявление общих интересов;
  • при необходимости даются задания;
  • педагог следит за тем. Чтобы задания
    выполнялись точно;
  • похвала в присутствии других ребят;
  • недостатки разбираются наедине;
  • поощрение за позитивную самостоятельную
    деятельность.
  • Участие в принятии решений:
  • ставится цель без уточнения способов
    достижения;
  • ограничиваются прямые указания и контроль;
  • создается система самоконтроля;
  • проводятся консультации по отдельным
    проблемам;
  • поощряются высказанные замечания;
  • детям предоставляется больше
    самостоятельности;
  • педагог контролирует ситуацию.
  • Передача полномочий:
  • оказывается поддержка и помощь, если ребята
    просят о ней;
  • педагог избегает вмешательства в дела без
    особой необходимости;
  • контроль не ослабляется;
  • соизмеряются возможности ребенка и сложность
    задания;
  • хвалить ребят нужно как можно чаще.

Таким образом, можно выделить признаки стиля:
порядок распределения обязанностей; методы
подготовки, принятия и организации выполнения
решений; формы контактов с воспитанниками и
контроль за их деятельностью.

Реализуя определенный стиль руководства,
педагог решающим образом влияет на формирование
того или иного типа взаимоотношений в
коллективе.

6. Психолого-педагогические условия
развития временного детского коллектива.

  • Установление положительных отношений между
    взрослыми и детьми, формирование нравственного
    климата во временном коллективе;
  • Продуманная и спланированная организация
    жизнедеятельности детей и педагогическое
    управление временным детским коллективом;
  • Единые педагогические требования;
  • Разнообразная деятельность (спортивная,
    интеллектуальная, художественно-прикладная,
    трудовая, творческая);
  • Создание ситуации значимости (референтности) и
    успеха для каждого члена временного детского
    коллектива.
  • Детское самоуправление – форма организации
    жизнедеятельности коллектива ребят,
    обеспечивающая развитие их самостоятельности в
    принятии и реализации решения для достижения
    целей жизни отряда, лагеря.

Таким образом, для развития временного
детского коллектива необходимы рассмотренные
выше психолого-педагогические условия,
позволяющие сплотить детей, наладить дружеские
взаимоотношения, научить ребят находить
компромисс, “примерять” разные социальные роли
– быть и лидером, и ведомым, сформировать умение
входить в группу и не растворяться в ней. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

1

Первый слайд презентации: ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Временный детский коллектив (ВДК) — группа детей, объединенных с целью организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.

Изображение слайда

2

Слайд 2: ОСОБЕННОСТИ ВДК

автономность (от влияния прежнего социума);
интенсивность всех видов деятельности (в том числе общения);
краткосрочность существования (зимой ~12 дней; летом до ~24 дней)
завершенность деятельности и развития

ОСОБЕННОСТИ ВДК

Изображение слайда

3

Слайд 3: ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА

Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее).
Совместная деятельность, направленная на достижение цели.
Наличие структуры и органов самоуправления.
Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности.
Наличие связей с другими коллективами лагеря.

ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА

Изображение слайда

4

Слайд 4: ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

1 период.
Первоначальное сплочение группы (организационный период) — поиск своего места
а) адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения;
б) период кризиса в отношениях.
2 период.
Период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью (основной период) — отождествление себя с компанией и творческой группой
а) деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
б) творческие отношения.
3 период.
«Присвоение» ценностей коллектива (заключительный период)
а) межколлективные отношения
б) идейное единство отношений
в) гуманистические отношения

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Изображение слайда

Стадии развития детского коллектива
Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
1 стадия.
Ориентация — стадия знакомства в широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере, знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Задача вожатого — создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
«Песчаная россыпь»
Вроде все вместе и в то же время каждый, отдельно, нет того, что «сцепляло» бы, соединяло бы людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, не желают пойти друг другу навстречу, нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тому, кто в нее входит.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

Стадии развития детского коллектива
Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
2 стадия.
Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе
«Мягкая глина»
Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не всегда получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные; конфликтные ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу, существуют приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастерства — хорошего организатора — пока нет.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

Стадии развития детского коллектива
Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
3 стадия.
Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.
На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
«Мерцающий маяк»
Формирующий коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе, но желание — это еще не все, дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрителя» маяка те, кто не дает погаснуть огню ­организаторы, актив.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

Стадии развития детского коллектива
Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
4 стадия.
Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» — чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.
Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
«Алый парус»
Стремление вперед, неуспокоенность, дружеская верность, преданность. Принцип: «Один за всех и все за одного». Всем хорошо внутри отряда, но нет стремления пойти на контакт, взаимодействие с другими коллективами, помогать им.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

Стадии развития детского коллектива
Оценка развития коллектива по методике А.Н. Лутошкина
5 стадия.
Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие
«Горящий факел»
Это сплоченный коллектив, с отлаженной системой взаимоотношений, яркими лидерами. Главный девиз такого отряда — делать добро другим.

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Изображение слайда

11

Слайд 11: Роли детей в отряде

Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство.
В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.
«Аутсайдер» — ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Роли детей в отряде

Изображение слайда

12

Последний слайд презентации: ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Стили руководства ВДК

Приказание
Распределение и стимулирование
Участие в принятии решений
Передача полномочий

Стили руководства ВДК

Изображение слайда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Римантадин таблетки биосинтез инструкция по применению
  • Как оплатить руководство практикой
  • Пожарная машина модульное оригами схема сборки пошаговая инструкция
  • Проноран инструкция по применению цена отзывы аналоги цена отзывы врачей
  • Как использовать руководство в dota 2 из мастерской