-
Главная
-
Тендеры
-
Регионы
-
Тюменская область
-
Тендеры на проектирование
-
░░░░░░░░
/
/
/
/
/
Размещение завершено
Заключен контракт: ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
Выполнение авторского надзора, научно-методического руководства и научного отчета за работами по сохранению объекта культурного наследия: «Выполнение консервационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой», …
Закупка на основе контракта
№ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
опубликован 12.05.2020 08:18 (мск)
перейти на ЭТП
Начальная цена контракта
148 505,00 ₽
Порядок размещения
44-ФЗ, Закупка у единственного поставщика,
Заказчик
Муниципальное казенное учреждение «Имущественная Казна Города Тобольска»
ИНН-КПП
7206028059
– 720601001
Время поставки
Срок исполнения контракта: 31.01.2021
Анализ заказчика
Все закупки заказчика
Объекты закупки
Наименование | Кол-во | Цена за ед. | Стоимость, ₽ |
---|---|---|---|
Выполнение авторского надзора, научно-методического руководства и научного отчета за работами по сохранению объекта культурного наследия: «Выполнение консервационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенном по адресу: Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Горького, 33»
ОКПД2 |
░░░░░░░░ |
░░░░░ |
░░░░░ |
Контракты с поставщиком
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
|
░░░░░ |
Похожие закупки
- Производство инженерных изысканий для разработки проекта планировки и проекта…
- Подготовка и проведение испытаний в целях утверждения типа единичных экземпля…
- Разработка проектной документации реконструкции автомобильной дороги местного…
Работы по сохранению объектов культурного наследия
- Цены
- Сохранение ОКН
- Какие работы относятся к работам по сохранению ОКН
- Порядок проведения работ по сохранению ОКН
- Нормативно – правовые документы
Данная работа является актуальной темой в наше время. Существует набор регламентов, которые предписывают нормы, и их необходимо соблюдать. Все правила опираются на базовые законы и подзаконные акты, разработанные Министерством культуры РФ.
Цены
Вид услуги | Стоимость, руб. |
ПРОЕКТНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО / АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ | |
Разработка проектной документации по сохранению (реставрации или приспособлению) объекта культурного наследия | от 1.000.000 |
Разработка зон охраны / корректировка зон охраны / аннулирование (устранение) защитных зон объекта культурного наследия | от 1.500.000 |
Разработка Разделов по обеспечению сохранности объектов культурного или археологического наследия | от 800.000 |
Заказать услугу
Сохранение объекта культурного наследия
Последнее время все больше собственников обращается в Министерство Культуры за разъяснением по поводу объектов, имеющих культурно-историческую ценность. Рекомендуем ознакомиться с базовым законом № 73 от 25.06.2002.
В статье 47.3 ФЗ говорится — не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия. Запрещено также делать какие-либо строительные манипуляции, если они отрицательно влияют на его сохранность, что определяется соответствующим «Актом оценки воздействия», который исполняется в рамках Проекта по сохранению ОКН.
Что относится к работам по сохранению ОКН
Любое здание рано или поздно требует профилактического или косметического ремонта. К работам по сохранению объектов культурного наследия относят, в первую очередь, восстановительные работы по фасаду здания:
- Укомплектование внешних элементов.
- Добавление поврежденного декора (в том числе и лепного).
- Восстановление дверей и окон.
- Восстановление фасадной шпаклевки и штукатурки.
- Заделка трещин в стенах.
Чтобы полноценно выполнить все работы, требуется разработать проект, он должен быть разработан с учет всех норм и требований.
Следует различать косметический ремонт фасада и реставрационные работы. Первый проводится для того, чтобы подержать в надлежащем состоянии памятник архитектуры, без каких-либо кардинальных изменений.
Ремонтные работы по сохранению объектов культурного наследия подразумевают:
- Восполнение потерянных элементов.
- Заделка трещин в стенах.
- Очистка и покраска.
- Обработка фасадной шпаклевкой стен.
- Ремонт и восстановление водостоков, козырьков, крылец.
На такие работы также требуется разрешение от надзорных органов, но нет необходимости разрабатывать проектную документацию и проходить утверждение в историко-культурной экспертизе. Все профилактические работы проводятся в рамках письма Министерства Культуры России от 22.02.2017.
Порядок проведения работ по сохранению ОКН
Разрешение выдается соответствующими надзорными органами, при этом важно понимать уровень значимости данного объекта, он может быть:
- федеральным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- региональным органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
- муниципальным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее — Заявитель) осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 года N 683 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2012 года, регистрационный N 25212) с изменениями, внесенными приказом Минкультуры России от 24 июля 2013 года N 1040 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года, регистрационный N 30385), и Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 года N 811 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25658), с изменениями, внесенными приказом Минкультуры России от 24 июля 2013 года N 1041 (зарегистрирован Минюстом России 5 декабря 2013 года, регистрационный N 30545).
Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия Заявителю осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными региональными Органами охраны объектов культурного наследия на основании подпункта 4 статьи 9.2 Федерального закона и во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2017, N 1, ст.12) (далее — Закон N 210).
(Абзац дополнительно включен с 15 октября 2017 года приказом Минкультуры России от 4 мая 2017 года N 695).
Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения Заявителю осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными муниципальными Органами охраны объектов культурного наследия на основании подпункта 2 статьи 9.3 Федерального закона и во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 210. (Абзац дополнительно включен с 15 октября 2017 года приказом Минкультуры России от 4 мая 2017 года N 695).
При реализации работ правообладатель обязан:
1) Оставлять в целостности и сохранности объекта культурного наследия.
2) Не изменят первоначальный внешний облик.
3) Интерьер сохранять согласно Предмету охраны.
Во время эксплуатации объекта иногда возникает потребность в его реконструкции. На такие работы следует получать письменное разрешение надзорных органов. Об этом подробно разъяснятся в Законе № 73 (статьи 40, 44, 45).
Проводить строительные работы могут физические и юридические лица, которые имеют соответствующие лицензии МК РФ и допуски.
Должны быть в наличии такие документы:
- Разрешение гос. органа по охране объектов культурного наследия на проведение работ по сохранению конкретного ОКН.
- Согласованная с государственным органом по охране объектов культурного наследия научно-проектная документация по конкретному объекту культурного наследия.
- Допуски и лицензия МК РФ на реализацию строительной деятельности на ОКН.
Нормативно — правовые документы
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (http://pravo.roskultura.ru/documents/115552/)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102090643&intelsearch=29.12.2004+N+190-%D4%C7)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074277&intelsearch=30.12.2001+N+195-%D4%C7)
- Приказ Минкультуры России от 08.06.2016 N 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608090002)
- Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102155737&intelsearch=19.04.2012+%B9+349)
- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия» (Приказ МК РФ 2625 от 21.10.2015.pdf)
- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы». (Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2015 года под № 38666). (Приказ МК РФ 1840.pdf)
- Приказ Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» (http://pravo.roskultura.ru/documents/262275/)
- Письмо Минкультуры России от 27.01.2015 № 21-01-39-ГП «О нормативно-правовых актах, регулирующих предоставление государственных услуг в области сохранения объектов культурного наследия» (http://pravo.roskultura.ru/documents/607702/)
- Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 90-01-39/12-ГП «О применении административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия» Письмо Минкультуры России от 31.10.2014 N 270-01-39/10-ГП «Об установке подрядными организациями информационных стендов о ремонтно-реставрационных работах на объектах культурного наследия»( http://pravo.roskultura.ru/documents/571450/)
- Письмо Минкультуры России от 27.05.2014 N 106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах» (http://pravo.roskultura.ru/documents/522064/)
- Письмо Минкультуры России от 25.03.2014 N 52-01-39/12-ГП «Разъяснение о научно-проектной и проектной документации»(http://pravo.roskultura.ru/documents/487936/)
- Письмо Минкультуры России от 16.07.2013 № 81-01-39/12-ГП «О заполнении формы разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184277)
- ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184480)
- ГОСТ Р 55627-2013 «Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184554)
- ГОСТ Р 55653-2013 «Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=184755)
- ГОСТ Р 55935-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=186096)
- ГОСТ Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=186640)
- ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188429)
- ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188430)
- ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения» (http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=188549)
Авторский надзор в сфере реставрации — специальная услуга по наблюдению автора проекта или других его разработчиков за ведением работ по восстановлению объекта культурного наследия. Надзор вправе осуществлять как физические лица (а точнее, индивидуальные предприниматели), так и фирмы с лицензией Минкультуры на проектирование (п. 1 и 2 Перечня лицензируемых видов работ по реставрации).
Суть авторского надзора в том, чтобы проследить за точным соответствием работ требованиям проектной документации, чтобы в ходе реставрации сохранить историко-культурную ценность объекта. Необходимость такого надзора очевидна, особенно когда мы видим результаты некоторых «реставраций», до неузнаваемости меняющих облик памятника и навсегда уничтожающих уникальные элементы декора. По сути, восстановление памятника без соблюдения технологий, стилей и требований к материалам, характерных для исторического периода, становится обычным косметическим ремонтом или строительством, после чего памятник можно исключать из реестра объектов культурного наследия, ибо он перестает быть таковым. Чтобы в ходе реставрации сохранить памятник и его историко-культурную ценность, необходим надзор специалистов в течение всего периода проведения работ.
Кто осуществляет авторский надзор в сфере реставрации
В соответствии с п. 5 ст. 45 федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» авторский надзор за выполнением проектов осуществляет физическое и юридическое лицо, разработавшее проект восстановления объекта культурного наследия.
Соответственно, оказывать услуги авторского надзора вправе либо авторы и разработчики проекта реставрации, либо (если ИП или организация ликвидированы или отказались от предоставления услуги) — любая проектная организация или предприниматель, выбранная Министерством культуры РФ с соблюдением конкурсной процедуры в порядке, предусмотренном ч. 6.2 Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Нужна ли лицензия на авторский надзор?
Для предоставления услуг по авторскому надзору и научному руководству в ходе реставрационных работ потребуется лицензия Минкультуры на проектные и изыскательские работы. Учитывая, что право на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия имеют лишь предприниматели и фирмы с лицензией Минкультуры на проектирование, научное руководство и авторский надзор доступны только владельцам лицензии на реставрацию, разрешающей работы по п. 1 и 2 Перечня.
По теме: Лицензия Минкультуры на проектирование
Порядок осуществления надзора
После заключения контракта на проведение ремонтных или восстановительных работ с авторами реставрационного проекта или лицами, выбранными Министерством культуры на конкурсной основе, заключается договор на услуги авторского надзора на весь предполагаемый срок проведения работ.
В приложениях к договору необходимо предусмотреть график посещения объекта, промежуточные этапы работ (по их окончании фиксируются результаты, вносятся предложения и указания на нарушение проектной документации), а также состав авторского коллектива, уполномоченного на проведение комиссии.
В ходе надзорных мероприятий ведется журнал научного руководства и авторского надзора, который составляется разработчиком проектной документации по установленной форме. В нём фиксируются выполненные работы, выявленные дефекты или несоблюдение проектной документации, замечания и предложения по их устранению и сроки контрольных проверок. Указания членов авторского коллектива, данные в установленном порядке, обязательны для исполнителя реставрационных работ и любых других должностных лиц и организаций, действующих как субподрядчики. По окончании работ и авторского надзора журнал передается в один из департаментов Минкультуры.
Нужна лицензия Минкультуры на авторский надзор? Обращайтесь, поможем. Консультация бесплатна. Звоните!
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ
ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Редакция 2009 г.)
(СРП – 2007.8)
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ
Москва 2009
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее Методические
рекомендации) разработаны в
соответствии со СВОДОМ
РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ (далее СРП- 2007.1),а также в целях реализации Федерального
закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ и включает в себя
рекомендации по определению стоимости
ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической
сохранности объектов культурного наследия (далее ОКН) в т.ч.: консервации объектов
культурного наследия; ремонта памятников, реставрации памятников или ансамблей;
приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
воссоздания утраченного ОКН,
осуществляемого при наличии достаточных научных данных, необходимых для его
воссоздания; научно-исследовательских, изыскательских, проектных и
производственных работ; научно-методического руководства; технического и
авторского надзора.
Методические рекомендации имеют в
своём составе общие положения по составлению сметной документации и определению
стоимости работ по сохранению ОКН
на всех стадиях разработки предпроектной и проектной
документации.
Сметная документация,
составленная на основе настоящих Методических
рекомендаций, используется для формирования цен
на реставрационную продукцию (начальная цена контракта, цена заявки на участие
в целевых программах) и при расчётах за выполненные работы всеми организациями,
независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и
источников финансирования, в том числе с привлечением средств государственного
бюджета всех уровней и (или) внебюджетных источников финансирования, а также от
категории историко-культурного значения ОКН.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Методические рекомендации содержат положения, которыми рекомендуется
руководствоваться при определении стоимости сохранения ОКН и составлении сводных сметных расчетов, объектных и локальных
смет и сметных расчетов в базовых, текущих и прогнозируемых ценах на всех
стадиях разработки научно-проектной документации по сохранению ОКН, включая обоснование инвестиций.
1.2. В
целях создания единообразия сметной документации на всей территории Российской Федерации на
строительные, ремонтные и ремонтно-реставрационные работы, при разработке
настоящих Методических рекомендаций
учтены основные принципы Методики определения стоимости строительной продукции
на территории Российской Федерации. МДС 81-35- 2004
1.3. К
объектам культурного наследия относятся: объекты недвижимого имущества со
связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры,
возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с
точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства,
науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и
являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации
о зарождении и развитии культуры. (ст.3 федерального закона № 73-ФЗ)
1.4. Сметная документация разрабатывается в составе
следующих разделов научно-проектной документации для проведения работ по
сохранению недвижимых объектов культурного наследия (СРП –.2007.1 п. 6.1;6.3;
6.7; 6.9; 4.14):
— Предварительные
работы с разделом исходно — разрешительной документации;
— Проект
реставрации, в том числе эскизный проект и проект приспособления;
— Рабочая
проектно-сметная документация;
— Научно-реставрационный
отчёт.
1.5. Виды сметной документации, на разных стадиях
проектирования, определены в Перечне (прил. № 1) к настоящим Методическим
рекомендациям.
1.6. Настоящие Методические рекомендации
распространяются на все виды работ указанные в п.1 ст.40 Федерального закона от
25.06.2002 № 73-ФЗ.
1.7.
При определении стоимости
работ по воссозданию и приспособлению объектов культурного наследия для
современного использования ОКН, в
зависимости от видов выполняемых работ, рекомендуется использовать как
настоящие Методические рекомендации,
так и МДС-81-35.2004.
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О
СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ
2.1. Действующая
система ценообразования и сметного нормирования
включает в себя сметные нормативы и другие нормативные документы ,
необходимые для определения сметной стоимости реставрации.
Сметные нормативы – это обобщенное название
комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.
Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования,
они служат основой для определения сметной стоимости реставрации.
2.2. Под
сметной нормой рассматривается
совокупность ресурсов (затрат труда реставраторов, необходимого уровня
механизации, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.),
установленная на принятый измеритель работ по сохранению ОКН.
Главной функцией сметных норм
является определение нормативного количества ресурсов, необходимых и
достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для
последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные
нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией
расхода всех необходимых ресурсов и их корректировка в сторону уменьшения или увеличения не допускается.
Сметными нормами предусмотрено
производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними
факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности и т.п. к
сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к
соответствующим сборникам нормативов и расценок и в Приложении № 2 настоящей Методики
и подтвержденные в порядке, установленном действующими нормативными документами
2.3. В
случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных
нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается
разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок,
которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего
проекта).
При
применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих
коэффициентов, приведенных в приложении №2, НЕ производится.
2.4. Сметные
нормы предназначены для определения состава и потребности в
материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения
ремонтно-реставрационных работ. Нормы используются также для определения сметной
стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок
различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.
Сборники норм
используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости
сохранения ОКН ресурсным методом,
разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм
(расценок), применяемых в реставрации.
Ресурсные
показатели, полученные на основе норм, используются при разработке проектов организации
реставрации (ПОР) и проектов производства работ (ППР), для определения
продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и
различных аналитических целей.
Ресурсные
показатели, полученные на основе норм, могут служить основой для
производственных норм расхода материалов и их списания.
2.5. Сборники
норм отражают среднеотраслевой уровень реставрационного производства и
технологии выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и
подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм
собственности. Для сложных и уникальных
технологий ведения реставрационных работ разрабатываются индивидуальные
элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие особенности
производства работ.
2.6. Сборники
норм содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных
норм и приложения. В технических частях сборников приводятся указания о порядке
применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих
условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.
2.7. Таблицы норм
содержат следующие нормативные показатели:
— затраты
труда рабочих (реставраторов и художников- реставраторов), в чел.-ч;
— средний
разряд работы (звена рабочих);
— затраты
труда машинистов, в чел. — ч;
— состав
и продолжительность эксплуатации машин, механизмов, приспособлений,
механизированного инструмента в маш. — ч;
— перечень
материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и
их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
2.8. Порядок
разработки Норм, а именно:
— Определение
норм затрат труда рабочих (реставраторов и художников- реставраторов), среднего
разряда работы, состава звена рабочих;
— Определение
затрат труда машинистов;
— Определение состава и продолжительности эксплуатации
машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента;
устанавливается
«Методическими указаниями о порядке разработки сметных норм на
ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия»,
которые утверждаются до начала
создания сметно-нормативной базы.
2.9. На
основании норм разрабатываются сметные расценки на ремонтно-реставрационные
работы и сборники единичных расценок (ЕР).
2.10. Сборники
ЕР разрабатываются в базисном уровне цен
и являются составной частью системы сметного нормирования при сохранении
ОКН действующей на территории
Российской Федерации.
Единичные расценки
из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых
затрат и разработки укрупненных сметных норм на виды работ.
2.11. Сборники
ЕР на ремонтно-реставрационные работы по уровню применения являются отраслевыми
(далее — ОЕРрр).
К отраслевым
сметным нормативам относятся сметные нормативы для соответствующей отрасли.
Сборники ОЕРрр
содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории
Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для базового
района.
Сборники ОЕРрр
вместе с элементными сметными нормами образуют единую сметно-нормативную базу
для разработки системы укрупненных сметных нормативов.
К
территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы для территории
соответствующего субъекта Российской Федерации.
В
территориальные сборники ТОЕРрр включаются единичные расценки, привязанные к
местным условиям реставрации, которые применяются при определении стоимости
сохранении ОКН в пределах территории
административного образования Российской Федерации (региона).
2.12. Основой
для разработки ОЕРрр в базисном уровне цен (далее именуются «единичные
расценки» или «расценки») служат:
— элементные
сметные нормы на конструкции и виды работ;
— сметные
нормы и расценки на эксплуатацию машин;
—
сметные
цены на материалы, изделия.
—
тарифные
ставки рабочих реставрационных профессий, художников реставраторов
2.13. В
тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей
сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах
существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных
сметных норм, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.
При применении в
составе проекта (рабочего проекта) материалов, отличных от учтенных в
нормах Сборников без изменения состава
работ, материалы, учтенные нормой, исключаются, а новые материалы учитываются
как неучтенные по Сборникам сметных цен, ценам поставщиков. Норма расхода
материала принимается по норме Сборника, либо по нормам и технологии фирмы –
изготовителя.
2.14. В связи с
отсутствием в настоящее время
разработанных и утвержденных ОЕРрр рекомендуется использовать в качестве
сметно-нормативной базы следующие сборники сметных норм и расценок
— Сборники сметных норм и расценок на
реставрационно — восстановительные работы по памятникам истории и культуры (ССН
84);
—
Сметные нормы и
расценки на реставрационно — восстановительные работы по памятникам истории и
культуры (ССН 91);
—
Территориальные сметные нормативы на ремонтно-реставрационные
работы для города Санкт-Петербурга
(ТЕРрр-2001,УРрр-2001);
— Территориальные сметные нормативы на ремонтно-реставрационные работы для города
Москвы (ТСН 2001);
— «Сборник укрупненных показателей сметной
стоимости ремонтно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры»
(СУПСС-87)
Для составления сметной документации на работы по сохранению ОКН могут быть использованы все действующие на территории
Российской Федерации сметно-нормативные базы:
—
для нового строительства (ГЭСН; ФЕР; ТЕР; ГЭСНм;
ФЕРм; ТЕРм; ГЭСНп; ФЕРп) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального закона
от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
—
для капитального
ремонта (ГЭСНр; ФЕРр; ТЕРр) в случаях, не противоречащих ст.45 Федерального
закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ;
Применение сметно-нормативной базы для
ремонтно-реставрационных работ при составлении смет на реставрацию памятников
является приоритетным.
2.15. Решение об использовании любой
из перечисленных сметно-нормативных баз принимаются ЗАКАЗЧИКОМ (инвестором) для всех ОКН расположенных на данной территории
вне зависимости от статуса памятника (федеральный, региональный, местный) и
источников финансирования (п.4.3
СРП-2007.1).
III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СОХРАНЕНИЯ ОКН
3.1. Основанием для определения сметной
стоимости сохранения ОКН являются:
— Задание
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованного
государственными органами охраны объектов культурного наследия, исходные данные заказчика для
разработки сметной документации, научно-проектная документация, включая
чертежи, результаты обследований состояния конструктивных элементов и
материалов отделки, рекомендации по технологии выполнения реставрационных
работ, акты утрат первоначального облика, дефектные ведомости, ведомости
объемов ремонтно-реставрационных работ, решения по организации и очередности
реставрации, принятые в проекте организации реставрации (ПОР), пояснительные
записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского
надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения
ремонтно-реставрационных работ;
—
действующие
сметные нормативы и расценки.
3.2. Для определения
сметной стоимости сохранения ОКН
составляется сметная документация, состоящая из дефектных ведомостей, локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных
смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат,
сводных сметных расчетов стоимости сохранения ОКН, сводок затрат и др.
Образцы форм
сметной документации приведены в приложении № 3(образец 1-5) к настоящим Методическим рекомендациям.
3.3. Дефектная ведомость (опись работ),
относится к первичным сметным документам,
составляется специалистами (архитектор, инженер, технолог, при участии
инженера-сметчика), на основании Задания на проведение работ по сохранению
объекта культурного наследия, научно-проектной документации:
проекта,
обследований состояния конструктивных элементов и материалов отделки,
рекомендации по технологии выполнения реставрационных работ (Приложение № 4).
Дефектные ведомости составляются на
ремонтно-реставрационные работы по ОКН.
На
инженерно-технические и монтажные работы дефектные ведомости составлять не
обязательно.
Дефектная ведомость является неотъемлемой
частью локальной сметы.
3.4. Локальные
сметы относятся к первичной сметной документации и составляются на
отдельные виды работ по ОКН или по
общеплощадочным работам на основании объемов в соответствии с рабочей
документацией (РД) и дефектных ведомостей (Приложение №3,обр.4).
Локальные сметные расчеты составляются на
ранних стадиях проектирования стадии (стадия «Проект») в случаях, когда
перечень и объёмы работ окончательно не определены и подлежат уточнению на
основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их
выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и
уточняются в процессе реставрации (Приложение №3,обр.4).
3.5. Объектные
сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет
и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены
на объекты (Приложение №3,обр.3).
Объектные сметные расчеты объединяют в
своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и
локальных смет на стадии «Проект», и подлежат уточнению, как правило, на
стадии « РД» (Приложение №3,обр.3).
3.6. Сметные расчеты на отдельные виды затрат
составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по
ОКН, необходимых для возмещения
затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием
земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат,
установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости
ремонтно-реставрационных работ
составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных
расчетов на отдельные виды затрат (Приложение №3,обр.1).
3.7. Сводка
затрат – это сметный документ, определяющий стоимость сохранения ОКН, когда составляется
проектно-сметная документации на
приспособление объектов культурного наследия для современного использования
Сводкой затрат могут объединяться
два и более сводных сметных расчетов стоимости. Образец формы сводки затрат
приведен в приложении №3, образец 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.8. Сметная
документация составляется в текущем уровне цен.
В сметной документации
допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен:
— в
базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм;
— в
текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления
сметной документации.
Прогнозируемый
уровень цен, на период проведения работ по сохранению ОКН, определяется ЗАКАЗЧИКОМ (инвестором).
3.9. Сметная
документация нумеруется в следующем порядке:
Нумерация
локальных сметных расчетов (смет) производится при формировании объектного
сметного расчета (сметы) с учетом номера и наименования главы сводного сметного
расчета стоимости реставрации, в которую он (она) включается.
Как правило,
нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится следующим
образом:
—
первые
две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета,
—
вторые
две цифры — номеру строки в главе
— и
третьи две цифры означают порядковый номер локального сметного расчета (сметы)
в данном объектном сметном расчете (смете).
Например: №
02-04-12. Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе
нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам
локальных сметных расчетов (смет). Например: № 02-04.
3.10. Результаты
вычислений и данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим
образом:
— в
локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до
целых рублей, если иное не оговорено действующими нормативными документами:
— в
объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных
расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с
округлением до двух знаков после запятой;
— в
сводных сметных расчетах стоимости сохранения ОКН (сводках затрат) итоговые суммы из объектных сметных расчетов
(смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после
запятой.
3.11. При составлении
смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:
—
ресурсный;
—
ресурсно-индексный;
—
базисно-индексный;
—
на
основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее
отреставрированных объектов-аналогов или
ранее выпущенной сметной документации по проектируемому объекту.
3.12. При
ресурсном методе определения
стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах
ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения.
Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях
потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и
способах их доставки на место реставрации, расхода энергоносителей на
технологические цели, времени эксплуатации машин и их состава, затрат труда
рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов,
различных нормативных и других источников
3.13. Ресурсно-индексный метод
предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы,
используемые для ремонтно-реставрационных работ.
3.14. Базисно-индексный метод определения
стоимости ремонтно-реставрационных работ текущих и прогнозных индексов по
отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
На различных стадиях инвестиционного процесса
для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется
система текущих и прогнозных индексов.
Для пересчета базисной стоимости в текущие
(прогнозные) цены могут применяться индексы:
— к
статьям прямых затрат (на комплекс или по видам ремонтно-реставрационных
работ);
— к
полной сметной стоимости (по видам ремонтно-реставрационных работ).
Индекс состоит
из целых чисел и трех знаков после запятой.
Приведение в
уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов
затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим
суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом:
— для пересчета стоимости эксплуатации машин в
соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию
машин,
— а к оплате труда механизаторов, входящей в
стоимость эксплуатации машин, — индекс на оплату труда.
Для привязки единичных расценок к
местным условиям работ допускается разработка и применение территориальных
коэффициентов к отраслевым единичным расценкам (ОЕРрр).
3.15.
При методе применения банка данных о
стоимости ранее отреставрированных или запроектированных объектов используются
стоимостные данные по ранее отреставрированным или запроектированным
аналогичным ОКН
IV. СОСТАВЛЕНИЕ
СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Дефектная
ведомость
4.1. Дефектные ведомости (приложение № 4) содержат
следующую информацию:
— наименование
конструктивных элементов и предметов декоративно-прикладного искусства,
описание видов отделки ОКН и т.д., с
указанием их характеристик: количества элементов, линейных размеров (длины,
высоты, ширины, длины по огибу криволинейных элементов и т.д.), площади
проекции, площади поверхности, физического объема и т.п.; материала, из
которого изготовлен конструктивный элемент или предмет декоративно-прикладного
искусства, материала отделки и т.п.
—
описание текущего
состояния конструктивных элементов, предметов декоративно-прикладного
искусства, видов отделки ОКН и т.д.
с указанием объемов утрат;
— описание методов
реставрации и консервации сохранившихся элементов, видов отделки и т.п.,
методов воссоздания утраченных элементов или их частей, методов воссоздания
отделки ОКН и т.п. в соответствии с
проектом и технологическими рекомендациями;
— перечень видов
реставрационных работ по конструктивных элементам, предметам
декоративно-прикладного искусства, видам отделки ОКН и т.п. с указанием объемов работ в соответствии с проектом и
технологическими рекомендациями, необходимыми обмерами в натуре;
и составляются в следующем
порядке:
По объектам, не имеющим проектной документации:
— предварительное
ознакомление с имеющейся в наличии документацией по данному ОКН: паспортом ОКН, ранее выпущенной научно-проектной документацией, имеющиеся в наличии графические и
иные материалы, в том числе поэтажные планы зданий и сооружений; ситуационный
план с указанием местоположения объекта, охранной зоны объекта культурного
наследия и зоны регулирования застройки; обмерные чертежи, графические зарисовки,
акварели; фотодокументацию и т.п.;
— выход на место,
технический осмотр, проведение необходимых обмеров с зарисовками
(фотофиксацией) совместно с архитектором и технологом;
— определение мест
производства работ и количества добавляемого в той или иной конструкции или
элемента ОКН нового материала в
процентах или в принятых физических единицах измерения (м, м, т и пр.);
— составления описи видов работ по
конструктивным элементам, предметам декоративно-прикладного искусства, видам
отделки ОКН и т.д. с подсчетами
объемов совместно с архитектором и технологом с указанием места нахождения
элемента, предмета декоративно-прикладного искусства или отделки.
При наличии по объектам научно-проектной документации:
—
ознакомление с
научно-проектной документацией;
—
выход на место
для ознакомления с объектом и проведения необходимых замеров и зарисовок
(фотофиксации) совместно с архитектором и технологом;
—
уточнение количества нового материала, добавляемого в той или иной
конструкции или элементе ОКН в процентах или в принятых
физических единицах измерения (м3, м2, т и пр.);
—
составление
совместно с архитектором и технологом описи работ по конструктивным элементам,
предметам декоративно-прикладного искусства, видам отделки ОКН и т.д.;
—
определение
объемов работ по видам работ для конструктивных элементов, предметов
декоративно-прикладного искусства, видов отделки ОКН и т.д. в соответствии с ведомостями объемов работ и
спецификациями проекта. В случае отсутствия этих данных в проекте, объемы
определяются по чертежам в соответствии с техническими частями сборников, а
формула расчета записывается в дефектную ведомость. При необходимости объемы
работ могут определятся обмерами в натуре.
— систематизация
описи по конструктивным элементам и видам работ и согласование ее с автором
проекта.
Локальные сметы
4.2. Локальные сметы и объектные сметы составляются на
стадии «Рабочая проектно – сметная документация» (прил.№3; образец 4).
4.3. Основанием для составления
сметной документации на работы по сохранению ОКН является:
— Задание ЗАКАЗЧИКА
на составление сметной документации (п.4.8 СРП-2007.1)
(приложение № 6);
— рабочий проект,
архитектурные, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерные решения;
— проект
производства отдельных видов ремонтно-реставрационных работ;
— исследование
материалов и технологические рекомендации ведения реставрационных работ;
— дефектная
ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер,
технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования
материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
— сметно–нормативная
база на ремонтно-реставрационные работы;
— каталоги
индивидуальных сметных норм и расценок на особо сложные, уникальные памятники
или технологии ведения ремонтно-реставрационных работ.
4.4. При
составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из
соответствующих сборников.
Параметры
отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.д.), приведенные со
словом «до», следует понимать включительно, а со словом
«от» — исключая указанную величину, т.е. свыше.
При составлении
локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и
усложняющие факторы.
Коэффициенты,
учитывающие условия производства работ, и усложняющие факторы приведены в
приложении № 2 к настоящим Методическим
рекомендациям.
Если
усложняющие факторы учтены индивидуальными элементными сметными нормами и
единичными расценками, коэффициенты, приведенные в приложении № 2, НЕ применяются.
4.5. При определении стоимости
работ по сохранению ОКН, на
отдельные виды работ, отсутствующие в реставрационной сметно-нормативной базе
допускается применение сметно-нормативной базы на новое строительство или
капитальный ремонт. При этом для учёта ведения работ реставрационными методами,
к указанным выше нормам применять следующие поправочные коэффициенты:
— к затратам труда,
предусмотренным в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), – 1,15,
— к заработной
плате, предусмотренной в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), — 1,19;
— к нормам времени
работы машин и стоимости эксплуатации машин (в том числе к оплате труда
машинистов), предусмотренной в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника
46), — 1,25;
— к заработной
плате, предусмотренной в Сборниках ФЕРр-2001; ТЕРр-2001 и в Сборнике № 46 «Работы по реконструкции
зданий и сооружений», — 1,04.
Нормы на новое строительство
и капитальный ремонт с примененными поправочными коэффициентами следует считать
ремонтно-реставрационными с начислением соответствующих накладных расходов, сметной прибыли и индексации.
4.6 Аналогичные
поправочные коэффициенты рекомендуется применять и при определении стоимости
специальных работ по прокладке внутренних инженерных сетей на памятниках или
наружных сетей в охранных зонах зданий с использованием сметно-нормативной базы
нового строительства или капитального ремонта.
При определении стоимости
воссоздания или приспособления ОКН
могут использоваться реставрационные нормы на виды работ, отсутствующие в
сметно-нормативных базах на новое строительство и капитальный ремонт, с
применением понижающих поправочных коэффициентов, рассчитанных на основе
коэффициентов, указанных в п.4.5, т.е.:
К нормам и расценкам на новое
строительство:
— к затратам труда,
предусмотренным в Сборниках на реставрационные работы – 1/1.15,
— к заработной плате, предусмотренной в
Сборниках на реставрационные работы – 1/1,19;
— к нормам времени
работы машин и стоимости эксплуатации машин (в том числе к оплате труда
машинистов), предусмотренных в Сборниках на реставрационные работы – 1/1,25;
К расценкам на капитальный ремонт:
— к заработной
плате, предусмотренной в Сборниках на реставрационные работы — 1/1,04.
4.7. Стоимость,
определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные
расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты
учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ:
— материальных
(материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря);
— средств
механизации;
— трудовых
(средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости
эксплуатации машин и механизмов).
В составе прямых
затрат отдельными строками могут учитываться разница в стоимости
электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со
стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.
Накладные
расходы учитывают затраты реставрационных организаций, связанные с созданием
общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль
включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих)
расходов реставрационных организаций на развитие производства, социальной сферы
и материальное стимулирование.
Начисление
накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов
(смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за
итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела.
4.8. Применение
материалов, получаемых от разборки существующих конструкций, на ОКН, за исключением материалов и конструкция являющихся предметом
охраны, допускается только после
заключения испытательных лабораторий и сертификации. Поэтому в сметной
документации на работы по объектам культурного наследия возвратные суммы не
предусматриваются. При проведении работ после получения соответствующего
заключения лаборатории принимается решение об использовании материалов
полученных от разборки. Затраты на услуги испытательных лабораторий и по
сертификации включаются в сметную документацию отдельными расчётами.
Возвратные суммы, учитывающие стоимость
материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений
приводятся справочно, отдельной строкой под названием «В том числе
возвратные суммы», эти суммы не исключаются из итога локального сметного
расчета (сметы) и из объема выполненных работ и определяются на основе
приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых
для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость
таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется
по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению их
в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.
В отдельных
случаях в связи с невозможностью определения фактической стоимости возвратных
сумм на стадии составления сметной документации допускается определение
возвратных сумм в размере 15% от стоимости временных зданий и сооружений с
последующим уточнением по факту.
4.9. При
применении ресурсного (ресурсно-индексного)
метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных
сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:
— трудоемкость
работ (чел. — ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих
соответствующие работы и обслуживающих машины;
— время
использования машин (маш. — ч);
— расход
материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах
измерения: м3, м2, т и пр.).
4.10. Для
выделения ресурсных показателей могут использоваться сметные нормы, проектные
материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:
— ведомости
потребности материалов (далее — ВМ) и сводные ведомости потребности материалов
(далее — СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали
(спецификации) и на остальные материалы, необходимые для производства
специальных строительных и монтажных работ на основании государственных
элементных сметных норм;
— данные о затратах труда
рабочих и времени использования машин, приводимые в разделе проекта
«Организация реставрации» (в проекте организации реставрации –
ПОР или в проекте производства работ — ППР).
4.11. При
определении сметных затрат на эксплуатацию машин и сметной стоимости
материальных ресурсов руководствоваться
п.п.4.17-4.29 МДС 81-35.2004.
4.12. Локальная ресурсная смета составляется по приложению №3
обр.5.
4.13. Накладные
расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:
— укрупненных
нормативов применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;
— нормативов
накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных работ, применяемых при
составлении локальных смет;
— индивидуальной
нормы для конкретной подрядной организации.
Для
определения норм накладных расходов в локальных сметах используются документы,
определяющие величины накладных расходов в реставрации.
4.14. Размер
сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:
— общеотраслевых
нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при
составлении инвесторских сметных расчетов;
— нормативов
по видам ремонтно-реставрационных работ, применяемых при составлении локальных
сметных расчетов (смет);
— индивидуальной
нормы для конкретной подрядной организации.
4.15. Для
определения норм сметной прибыли в локальных сметах используются документы,
определяющие величины сметной прибыли в реставрации.
Локальные сметные расчеты и объектные сметные расчеты
4.16. Локальные сметные расчеты и объектные сметные расчеты
составляются на стадиях «Предварительные работы» и «Проект реставрации»
(Приложение №3,образец 4);
4.17. Основанием для
составления Локальных сметных расчетов служат:
— Обязательные разделы проектной документации,
перечисленные в п. 6.3 и 6.7 «Свода реставрационных правил» (СРП-2007.1):
— Укрупненные сметные нормативы на ремонтно-реставрационные
работы;
— Аналоги,
— Ранее выпущенная сметная документация по
соответствующим объектам культурного наследия с корректировкой современного
состояния (процента утрат);
— Акт утрат первоначального облика объекта культурного
наследия (Приложение №5);
— Рабочих смет составленных одновременно с подготовкой
документации на стадии «Проект»
— Выбор аналога осуществляется по принципу
максимальной схожести аналога с оцениваемым объектом: по конструктивным элементам, по материалам
конструкций и отделки, по сложности архитектурного оформления, по технологии
предполагаемых работ. Метод подбора аналога является экспертно-аналитическим и
предполагает наличие опыта работы в реставрации, таким образом производить
расчет по аналогам может специалист с опытом работы в реставрации.
— Аналогом для расчета может служить
объект, для которого стоимость ремонтно-реставрационных работ определена по
рабочим чертежам.
4.18. Также
могут быть использованы, укрупненные сметные нормативы нормативных баз для
нового строительства и капитального ремонта, с приведение их к условиям ведения
работ реставрационными методами
поправочными коэффициентами согласно п.4.5 настоящих Методических рекомендаций.
4.19. Объектные
сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять в текущем уровне цен по
образцу № 3, приведенному в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям, на объекты в целом путем суммирования
данных локальных сметных расчетов (смет) и рабочих смет, составленных
одновременно с подготовкой документации на стадии «проект» с группировкой работ
и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «реставрационных
работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и
инвентаря», «прочих затрат».
С целью
определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные
работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости
реставрационных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен,
рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных
затрат, в том числе:
— на
удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и
сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость реставрационных и
монтажных работ и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и
затраты» сводного сметного расчета стоимости реставрации, — в
соответствующем проценте определенном действующими нормативными документами,
либо в размерах, определяемых по расчету;
— часть
резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном
сметном расчете, с учетом размера, согласованного ЗАКАЗЧИКОМ и подрядчиком в
состав твердой договорной цены на реставрационную продукцию.
При расчетах
между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть
резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении ЗАКАЗЧИКА. В этом
случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты
документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при
внесении изменений в ранее принятые проектные решения в ходе реставрационных работ.
4.20. В
тех случаях, когда стоимость объекта определена по одной локальной смете,
объектная смета не составляется. При этом роль объектной сметы выполняет
локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных
затрат в том же порядке, что и для объектных смет.
4.21.
В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели
единичной стоимости на 1 м3 объема, 1 м2 площади зданий.
4.22. Сметные
расчеты на отдельные виды затрат, необходимые для определения сметного лимита,
если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются аналогично
составлению локальных сметных расчетов. При этом рекомендуется использовать
образцы локальных сметных расчетов
(смет).
4.23. При наличии
нормативов, выраженных в процентах от полной сметной стоимости или сметной
стоимости реставрационных и монтажных работ, сметные расчеты не составляются. В
этом случае в главы сводных сметных расчетов стоимости реставрации
«Подготовка территории, Прочие работы и затраты», «Подготовка
эксплуатационных кадров» отдельной строкой включаются средства, исходя из
установленного (имеющегося) норматива.
4.24. Сметная документация на строительные работы, связанные
с организацией реставрационных работ (технологические укрытия, сушка,
дополнительный обогрев, электрическое освещение, и. т. д.), составляется в
полном соответствии с «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории
Российской Федерации» (МДС-81-35.2004) и другими действующими в области
ценообразования в строительстве и капитальном ремонте нормативными документами.
4.25. Аналогичным образом
составляется сметная документация на виды работ, выполняемых в отдельных,
обоснованных проектом случаях, по строительным технологиям.
На указанные
виды работ составляются отдельные Локальные и Объектные сметы с включением их в
Сводный сметный расчет, либо включаются отдельным разделом в смету на работы по
сохранению ОКН.
Сводные сметные расчеты
4.26. Сводные сметные
расчеты стоимости рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит
средств, необходимых для полного завершения реставрации всех объектов,
предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный
расчет стоимости реставрации служит основанием для определения начальной цены
контракта, цены заявки на участие в целевых программах.
4.27. Сводный сметный
расчет стоимости к проекту на работы по сохранению ОКН рекомендуется составлять по образцу 1, приведенному в
приложении № 3 к настоящим Методическим
рекомендациям.
В него
включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам
(сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам
на отдельные виды затрат. В позициях сводного сметного расчета стоимости
реставрации указывается ссылка на номер указанных сметных документов. Сметная
стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам,
обозначающим сметную стоимость «ремонтно-реставрационных работ»,
«оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и
«общая сметная стоимость».
Сводный сметный
расчет на работы по сохранению ОКН
составляется в базовом и текущем уровне цен. Решение об учитываемом в сводном
сметном расчете уровне цен принимается ЗАКЗЧИКОМ в задании на проектирование.
4.28. Для объектов
культурного наследия в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется
распределять по следующим главам:
1.
«Подготовка площадок (территории) «.
2.
«Основные объекты».
3.
«Объекты подсобного и обслуживающего назначения».
4.
«Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации,
теплоснабжения, газоснабжения,
энергоснабжения и т.п.)».
5.
«Благоустройство и озеленение территории».
6.
«Временные здания и сооружения».
7.
«Прочие работы и затраты».
8.
«Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора)».
9.
«Проектные и изыскательские работы, авторский надзор».
В случае
отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой
сводного сметного расчета, эта глава пропускается без изменения номеров
последующих глав.
4.29. Сводный
сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа
генеральных подрядных организаций, участвующих в нем.
4.30. К
сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта,
составляется пояснительная записка, в которой приводятся:
— месторасположение ОКН;
— перечень
каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на работы по
сохранению ОКН;
— наименование
генеральной подрядной организации (в случае, если она известна);
— нормы
накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам работ по
сохранению ОКН);
— норматив
сметной прибыли;
— особенности
определения сметной стоимости работ по сохранению для данного ОКН;
— особенности
определения для данного ОКН средств
по главам 6 — 9 сводного сметного расчета;
— другие
сведения о порядке определения стоимости, характерные для данного ОКН, а также ссылки на соответствующие
решения органов государственной власти по вопросам, связанным с
ценообразованием и льготами для данного ОКН.
4.31. В
сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4 —
следующие итоги:
— по
каждой главе (при наличии в главе разделов — по каждому разделу),
— по
сумме глав 1 — 5, 1 — 6, 1 — 7, 1 — 9,
— а
также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты
— «Всего по сводному сметному расчету».
4.32. В
главу 1 «Подготовка территории» включаются средства на работы и
затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории.
Перечень таких
затрат смотри приложение №8 п.п.1.1-1.7,2.1,2.2. к МДС 81-35.2004
Кроме того,
включаются затраты:
—
на открытие старых карьеров для добычи естественных камней, в случае, если это
обосновано в научно-проектной документации;
—
на создание производственных баз, в случае, если это предусмотрено в проекте
организации реставрации.
4.33. В
главах 2 — 5 включаются объекты, перечень которых соответствует наименованиям
глав.
4.34. В
главе 6 «Временные здания и сооружения» включаются средства на
строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений
4.35. Размер
средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может
определяться:
— по
расчету, основанному на данных ПОР в соответствии с необходимым набором
титульных временных зданий и сооружений;
— по
нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных
зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости
ремонтно -реставрационных и монтажных работ по итогам глав 1 — 5 сводного
сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Одновременное
использование указанных способов НЕ
допускается.
Определенная
одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8
образца 1.
Расчеты за
временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или
за фактически построенные временные здания и сооружения в пределах сумм,
установленных сметным расчетом. При этом расчеты за фактически построенные
временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной
документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными
условиями.
4.36. В
главу 7 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета рекомендуется включать средства на виды
прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием настоящего пункта и
приложения № 7 Методических рекомендаций.
С учетом
специфических условий работ по сохранению ОКН
в главу 7 могут включаться другие виды прочих затрат.
В соответствии с
проектом производства отдельных видов ремонтно -реставрационных работ в сметную
документацию включаются затраты, связанные с необходимостью сохранения
конструкций и элементов интерьеров ОКН, создания особого
температурно-влажностного режима с учетом технологических особенностей ведения
реставрационных работ, подготовительных работ в том числе поддерживающих и
страхующих конструкций. Примерный перечень таких затрат приведён в приложении №
9
На указанные виды работ
составляются локальные сметы или сметные расчеты и включаются в главу 7-«Прочие
работы и затраты »сводного сметного расчета.
4.37. В
главу 8 «Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора)»
включаются в графы 7 и 8 средства на содержание службы
заказчика-застройщика (технического
надзора).
Указанные
затраты определяются:
— по
индивидуальным сметным расчетам на содержание службы заказчика-застройщика
При
отсутствии данных для составления сметных расчетов
— в размере до 2,8% сметной
стоимости по главам 1-7 и 9
4.38. Средства
на научно-проектные работы, включаемые в главу 9 «Проектные и изыскательские
работы, авторский надзор», определяются отдельной сметой (Приложение№8
обр.2П;3П;4П и 5П) и учитываются в графе 8.
Стоимость научно-проектных работ, включая
научно – методическое руководство разработкой научно – проектной документации
и при выполнении производственных
ремонтно-реставрационных работ (научно-техническое сопровождение) в
реставрационной отрасли определяется по
действующим рекомендациям по определению стоимости разработки научно-проектной
документации исходя из натуральных показателей или стоимости реставрационных
работ. Затраты на научно-техническое сопровождение работ на О.К.Н. определяются в размере
0,15% от итога глав 1-5 графы 4 и 5.В случаях, когда реставрационные
нормы и правила, не позволяют определить стоимость разработки отдельных
разделов научно-проектной документации, по согласованию с ЗАКАЗЧИКОМ, могут
быть применены другие действующие рекомендации по определению стоимости
проектной документации.
Средства на
проведение авторского надзора определяются:
— по
индивидуальным сметным расчетам;
При отсутствии данных для
составления сметных расчетов- в
процентах от стоимости работ по главам 1-7:
— для памятников I и II категорий
– до 0,4 %;
— для памятников III и IV категорий – до 1,0%;
Классификация памятника по
категориям, согласно РНиП 4.05.01-93 таб. 1.1
4.39. Затраты, связанные с
командированием специалистов для выполнения научно-проектных работ, ведения
авторского и технического надзора, определяются отдельным расчетом и включаются
отдельной строкой в главу 7 «прочие расходы» сводного сметного расчета
(приложение №7 п.7.3).
Оплата за авторский надзор осуществляется в соответствии с договором
по фактическим затратам в пределах лимита,
определенного сметой.
Акты выполненных работ по затратам специалистов в чел/дн. составляются
главным архитектором (автором) проекта и
подтверждаются ЗАКАЗЧИКОМ.
Оплата работ при исчерпании
сметного лимита на авторский надзор может осуществляться при соответствующем
обосновании за счет резерва средств на непредвиденные работы.
В понятие «Авторский надзор»
специалистов-сметчиков входит:
— контроль за эффективным расходованием
средств по поручению ЗАКАЗЧИКА;
— участие в комиссиях при составлении актов на
дополнительные работы, выявленных в
процессе авторского надзора;
— составление сметной документации на основании
составленных актов на дополнительные работы;
— составление смет на другие дополнительные
работы и затраты, возникшие в процессе ведения ремонтно-реставрационных работ
за счет средств на непредвиденные работы и затраты.
4.40. В
сводный сметный расчет стоимости включается резерв средств на непредвиденные
работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат,
потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или
в ходе ремонтно-реставрационных работ в результате уточнения проектных решений
или условий работ по сохранению ОКН
по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.
Резерв
средств на непредвиденные работы и затраты определяется в зависимости от стадии
проектирования:
Обоснование
инвестиций 15%
Проект
сохранения ОКН 10%
Рабочая
проектно-сметная документация 5,0%
Резерв средств
на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных
затрат, связанных с:
—
уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения
проекта (рабочего проекта);
—
ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения
проектной документации;
—
изменениями проектных решений в рабочей документации и т.д.
При расчетах за
выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой резерв
средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не
расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при
формировании договорной цены.
4.41. За итогом сводного сметного расчета
стоимости работ по сохранению ОКН
рекомендуется указывать:
—
Возвратные суммы, учитывающие стоимость:
от
реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных
зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за
вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места
складирования или в размере 15%от стоимости временных зданий и сооружений
(п.4.8 настоящих Методических указаний)
Возвратные
суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов
возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах
(сметах).
—
Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).
Сумма средств по
уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской
Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и
показывается отдельной строкой (в графах 4 — под наименованием
«Средства на покрытие затрат по уплате НДС» (МДС 81-35.2004 п.4.100).
Авторский надзор и научное руководство
Профессиональное сопровождение под ключ
Авторский надзор и научное руководство
Будучи разработчиком проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, Центр оказывает услуги по авторскому надзору и научному руководству за проведением работ на этапе реализации проектных решений.
Справочно
Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — это процесс контроля, осуществляемый научным руководителем, за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности ценных элементов объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методический контроль проводимых реставрационных работ и работ по сохранению объекта культурного наследия.
Авторский надзор — это процесс по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (авторского коллектива) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия проектных решений, содержащихся в проектной документации, фактически выполняемым работам на объекте.
Научный руководитель / руководитель авторского коллектива, назначаемый от нашего Центра — это всегда профессиональный и квалифицированный специалист соответствующего профиля, имеющий аттестацию на основании Приказа Министерства культуры РФ.
Центр рассматривает запросы на осуществление авторского надзора и научного руководства на объектах, где мы не являлись проектирующей организацией — только после анализа проектной (рабочей) документации.
Являясь организацией, осуществляющей авторский надзор и научное руководство — мы осуществляем реализацию полного цикла в процессе производства работ на памятнике: приказ, фиксации, контроль, журналы, акты, проверка сертификатов и паспортов, включая написание и сдачу итогового научно-реставрационного отчета в государственный орган охраны объектов культурного наследия с получением Акта приемки работ.