Стратегия руководства страны

Стратегия государства: роль стратегического управления в её реализации

Стратегия государства определяет основные направления стратегического развития ключевых общественно значимых сфер общества и обычно заключается в формулировании целевого состояния этих сфер и путей его достижения.

Стратегия государства и его развитие определяется политическим руководством (в рамках формальной и неформальной системы власти) и основывается на интересах наиболее приближённых к власти слоёв общества. Именно поэтому вопрос о представительствах тех или иных социальных классов во властных структурах является таким важным.

Стратегия государства как способ выдать желаемое за действительное

Формальная стратегия государства обычно является позитивной и вдохновляющей, но это зависит от сути стоящей перед страной проблем и от реального, а не показного желания решить эти проблемы. В частности, стратегия может представлять собой ширму, которая может скрывать истинные цели правящего в стране класса или группы людей.

Несмотря на провозглашенный политическим руководством курс на модернизацию и, одновременно, высокий уровень ожиданий фундаментальных изменений в целом по стране, реализация стратегических проектов на государственном уровне пробуксовывает. Она проявляется лишь на отдельных локальных направлениях в виде частных улучшений в отдельных областях деятельности или в регионах.

На самом деле эти локальные успехи являются отражением накапливающегося дисбаланса развития, и общий фон при этом объективно ухудшается. На графике вы видите темпы развития различных государств с точки зрения ВВП на душу населения в постоянных ценах. Данная информация ясно показывает разрыв в темпах развития различных стран. Попробуем разобраться, чем такой разрыв обусловлен.

стратегия государства ввп россия китай сша украина 1990 2020

То, что показано не графике является представлением довольно абстрактного показателя валового внутреннего продукта, который не учитывает некоторых важных особенностей развития общества, в частности истощения или наращивания природных ресурсов и изменение человеческого капитала.

Анализ с учётом этих показателей мы проведём позднее, а сейчас проанализируем, в чём выражается такая динамика развития с точки зрения обычной жизни. Выражается эта динамика в виде различных видимых последствий проблем, на первый взгляд, не связанных с качеством управления в стране и недостаточной способностью государства реализовывать долгосрочные проекты и обеспечивать приемлемый уровень таких критических факторов, как качество питания, инфраструктуры, экология и безопасность жизни.

Одним из проявлений деградации управления являются техногенные аварии и катастрофы. В чем причины наблюдаемой неэффективности или, по меньшей мере, несоответствия темпов изменений в стране ожиданиям общества и располагаемым ресурсам?

Попробуем разобраться с этой ситуацией с точки зрения управленческой науки в такой важной части, как формулирование и реализация стратегии.

Техногенные проявления деградации управленческой системы

Если внимательно рассмотреть новостной фон в части техногенных проявлений, то за последние годы мы можем наблюдать довольно большое количество катастрофических событий, которые имеют резонанс, как на государственном, так и на международном уровне. Достаточно часто в различных областях общественной жизни происходят чрезвычайные происшествия.

Они попадают в заголовки новостей и формируют определенный информационный фон развития нашего общества. Примеры можно увидеть в разных областях, начиная от космических и ракетных аварий, взрывов домов из-за утечек газа и заканчивая лесными пожарами, чрезвычайными происшествиями на речном, воздушном транспорте, на мостах и других общественно опасных объектах.

Причины возникновения каждой из таких ситуаций индивидуальны, однако роль в этих происшествиях так называемого человеческого фактора часто не акцентируется, т.к. она напрямую связана с качеством управления.

Какое отношение это имеет к стратегии? Самое прямое. Ведь ни для кого не секрет, что исключение катастроф или неудач в реализации крупных проектов является одним из главных приоритетов государственной политики в любой области деятельности. По сути это декларируемая стратегия.

Однако, для того, чтобы определенные стратегические изменения (например, снижение частоты и тяжести катастроф) или реализация крупных стратегических проектов были успешными, необходимо соблюсти несколько условий. Одним из важнейших таких условий является желание непосредственных исполнителей достигать поставленных целей в отношении безопасности и возлагать на себя ответственность за результат, выраженная не только в материальных, но и в моральных категориях.

Назовем это синхронизацией стратегических целей на государственном и личностном уровнях. Такая синхронизация (а кому-то будет более понятен термин когерентность) является необходимой для успешного развития общества независимо от степени либеральности или тоталитарности той или иной политической системы в стране.

В последние десятилетия мы не наблюдаем усиления такой синхронизации между властью и обществом на различных уровнях. Скорее растёт уровень противостояния, которое принимает особую, бесшумную форму.

Особенности процесса постановки целей и реализации стратегии на государственном уровне

Рассмотрим объективные процессы реализации государственных стратегий и их отражение на результатах работы. На этапе постановки целей действующее политическое руководство в открытых обращениях к обществу часто оперирует формулировками видения будущего. Однако, подробности реализации того или иного «объективно необходимого требования времени» не раскрываются.

При назначении ответственных за достижение декларированного целевого состояния, цели подвергаются дальнейшей обработке (операционализируются). На основе переработанных декларативных заявлений в некоторых случаях разрабатываются конкретные планы и выделяются необходимые ресурсы. Эффективность выделения ресурсов мы рассматривать не будем, т.к. мы не ОБХСС.

Исполнители разработанных планов всегда действуют исходя из их собственных приоритетов и ресурсных ограничений. Дело в том, что необходимые для реализации целей ресурсы включают гораздо больший список ресурсов, чем просто необходимое финансирование.

Даже при наличии финансирования результат любого проекта может быть ниже ожидаемого из-за того, что не все слабые места и необходимые ресурсы были нужным образом учтены при планировании и заранее предусмотрены.

Чиновники, видимо, полагаются на либеральную модель экономики и считают, что «невидимая рука рынка» найдёт недостающие  ресурсы автоматически. Однако ресурсы в широком смысле, включая интеллектуальные, управленческие, отношенческие ресурсы не появляются ниоткуда. Это те самые ресурсы, которые обычно не учитываются в планах. Назовём их дополняющими ресурсами.

Предполагается, что исполнители сами разберутся с идентификацией, поиском и использованием этих ресурсов. такой подход к планированию ведёт к фактическому и явному разрыву между стратегией и ресурсными возможностями её исполнения.

В контексте государственного управления такая проблема имеет двоякое проявление: с одной стороны, из-за масштабности и долгосрочности решаемых проблем роль дополняющих ресурсов становится более заметной, но не всегда осознаваемой. А с другой стороны, по этим же причинам (долгосрочности и масштабности) размывается ответственность за результаты.

Всё это не только не способствует повышению качества стратегического управления, но и более того, является признаком его низкой эффективности.

Стратегия государства и роль дополняющих ресурсов в её реализации

Отношение к планированию дополняющих ресурсов является признаком, которые определяет истинный уровень качества стратегического планирования и управления в системе в целом. Это невозможно скрыть за потоком красивых слов и деклараций.

Дело в том, что сферы общественной жизни и хозяйства, качество и безопасность которых сильно связаны с интеллектуальными, организационными и другими ресурсами, слабо коррелирующими с прямым финансированием, являются критическими и проявляют свое истинное состояние через видимые и осознаваемые проблемы безопасности и надежности.

В бизнес сфере недостаток таких ресурсов обычно выражается в проблемах монетизации инновационных (стратегических) проектов. Дело в том, что при отсутствии таких дополняющих ресурсов, ожидаемые финансовые результаты от внедрения инноваций перехватываются владельцами таких ресурсов прямо из рук разработчиков (авторов и изобретателей) инноваций.

Связующим звеном между стратегией и её успешной реализацией является не только и не столько бюджетная политика и объем вложенных в конкретный проект средств. Критическим звеном здесь является сложная, многомерная и взаимосвязанная деятельность по настройке материальных, инфраструктурных, интеллектуальных и трудовых ресурсов на реализацию тех или иных стратегических проектов.

Системной работы, интегрирующей эту многоплановую деятельность на государственном уровне, не видно. Это весьма и весьма странно для страны с развитыми традициями централизованного государственного планирования, каким был СССР. Но это весьма и весьма логично для страны, которая сознательно уходит от влияния государства на экономику. Это большая ошибка.

Участие государства в экономике это не цифры в уставных капиталах ключевых предприятий. Это способность государства управлять процессом реализации государственных стратегий. К сожалению, такого участия мало не только в критически важных областях, такое участие  снижается и в других, жизненно важных сферах общественной деятельности.

Скорее можно сказать, что управление стратегическими изменениями ведется в ручном режиме с соответствующими этим методам низкими уровнями эффективности, которые закономерно отражаются и на низких результатах их реализации.

Экспресс-тест качества системы управления компании

Рекомендуем сначала быстро оценить качество управления в вашей компании. Это поможет учесть ваши особенности и получить максимум практической пользы от чтения.



Значение Strategium Space Score (SSS) рассчитывается на основе 20 критериев и характеризует качество системы стратегического управления вашей компании.

Чтобы получить значение SSS:

1. Ответьте на вопросы теста*.

2. Ознакомьтесь с краткой расшифровкой результатов.

3. Для подробной расшифровки оставьте email.

*Мы не храним результаты оценки (тест анонимный).

Пояснения к результатам теста на email!

*

Пояснения в Telegram

 

Управленческие рутины, как критический аспект реализации государственных стратегий

Необходимо рассмотреть еще один аспект реализации стратегий. Достижения общества и его безопасность зависит не только и не столько от действий людей, принимающих решения, но в еще большей степени от людей, их исполняющих.

Исполнители, как и руководители, существуют в рамках той организационной и общественной действительности, которая сложилась в стране. Каковыми бы не были индивидуальные действия и решения, их трансляция и материализация происходит в заданной структуре управленческих рутин и общественных взаимодействий, которые оказывают значительное влияние на эффективность прилагаемых усилий и на их результаты.

Данное явление имеет непосредственное отношение к реализации стратегии в связи с тем, что является одной из основных проблем, встающих на пути модернизации и стратегических изменений. Некоторые исследователи называют такое явление инерционностью траектории развития, что абсолютно справедливо.


радарная диаграмма с результатами аудита системы управления

Стратегический консалтинг. Анализ рынка услуг. Роль консультантов в процессе разработки стратегии схема внедрения системы стратегического управления


Однако, отсутствие изменений управленческих рутин и общественных взаимодействий в долгосрочном плане может быть объяснено только заинтересованностью определенной прослойки общества в сохранении существующей структуры. Это прямое следствие сознательного воздействия на процесс со стороны тех, кто заинтересован в сохранении текущей ситуации, тех, кто не заинтересован в совершенствовании государства, его инфраструктуры и институтов, а также тех, для кого личные интересы выше интересов страны.

Клиентоориентированность госуправления

Форум госуправления вызывает некоторый оптимизм по поводу системной работы по совершенствованию органов власти. Было бы странно ожидать другое. Однако, в этой работе видны некоторые проблемы, которые мы затронем в этой главе.

Можно в общих чертах ознакомиться с записью одного из треков форума. Наши выводы ниже.

Концепция клиентоориентированности в применении к госуправлению, о которой так много и неопределённо говорят в этой сессии, представляется крайне сомнительной по следующим причинам:

  1. Между обществом и властью не должно быть отношений типа бизнес-клиент.
  2. Власть является монополистом по определению. Поэтому «клиентоориентированность» является лишь способом компенсации связанных с этим проблем, но не решает их полностью.
  3. В рамках бизнес-логики происходит дистанцирование органов власти от граждан. Потребности клиентов удовлетворяются только на принципах безубыточности при возможности воспроизводства ресурсов для бизнеса (органа власти).
  4. Противоречит принципам демократии. Дело в том, что общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов, в котором власть и граждане являются частью единого целого и имеют общие цели. В рамках бизнес-логики и её частном случае под названием клиентоориентированность, общество имеет что угодно, но не общие цели.
  5. Проактивный подход к удовлетворению потребностей общества и граждан через предотвращение возникновения проблем при таком подходе не возникает. Он заменяется на относительно длинный цикл, который запускается, когда потребность гражданина и общества становится проблемой. Только тогда появляется на радарах органов власти, которые начинают якобы «клиентоориентированно» заниматься решением этой проблемы. А на деле 10 раз проверят, насколько выгодно будет её решение с точки зрения имеющихся ресурсов.

Подходы к оптимизации деятельности госуслуг, использующие различные вариации процессного подхода, которые также упоминались на этом форуме, являются правильными, но решают лишь частную проблему оптимизации ресурсов бизнеса (госуправления), чтобы эффективнее оказывать услуги клиентам (гражданам).

Это хорошо, но в условиях естественной монополизации вряд ли обществу стоит рассчитывать на то, что будет признано, что часть госуслуг являются навязанными. Контроль сверху ведёт к определённой саморегуляции, но не отменяет 5 перечисленных выше пунктов.

Как усовершенствовать стратегический контур управления государством

Наивно полагать, что стратегические изменения могут произойти сами по себе, по желанию сверху. Только принятие инициатив непосредственными исполнителями и обществом в целом может обеспечить их полноценную реализацию и существование.

Фактически, стратегические общественные изменения – это изменения самого общества и общественных взаимодействий, начиная с самого нижнего уровня и заканчивая взаимоотношениями между людьми и властью. Другими словами, мы говорим об изменении человеческого поведения вообще и в определенных ситуациях в частности.

Однако люди не меняются автоматически, когда кто-то сверху говорит слова «надо» и «должен». Люди меняются тогда, когда они доверяют своим лидерам и поддерживают их инициативы. И даже в этом случае для трансформаций требуется время. Требуются скоординированные усилия. Требуется синхронизация использования различных ресурсов, не только и не столько напрямую задействованных в трансформации (таких, например, как финансовые).

Адаптивный цикл стратегического управления

Адаптивный цикл стратегического управления.

Как это происходит в компаниях с высококачественными системами управления показано на этой схеме. Схема показывает пример адаптивного цикла стратегического управления со следующими характеристиками:

  • Адаптивный цикл стратегического управления предполагает динамичную и параллельную перестройку системы целей и ресурсных планов организации
  • В данном случае цикл стратегического управления предусматривает многоуровневую петлю обратной связи, включающую корректировку (адаптацию) методов реализации стратегических проектов (улучшение исполнения), стратегических гипотез (улучшение анализа), стратегии (улучшение планирования)
  • Ярко выраженная периодичность стратегического процесса трансформируется в более живой и требовательный к анализу адаптивный процесс (аналог это переход от ремонта по регламенту к ремонту по состоянию)

Стратегия государства и стратегический диалог

Как уже было показано в статьях, посвященных качеству стратегического управления, для успешной реализации стратегий необходима высокая степень взаимодействия между различными уровнями и слоями социальных систем. Это в особенности важно в такой сфере, как стратегический диалог.

Такой диалог может заключаться в трансляции разработанного стратегического видения (целевого состояния общества) со стороны верхних уровней управления на все общество в целом, как это происходит сейчас. Однако крайне необходимо, чтобы в этом процессе существовала обратная связь. Такая обратная связь нужна любой системе и она позволяет учесть как реальные ресурсные ограничения, так и объективные общественные предпочтения и предпринять необходимые действия.

Приходится констатировать, что конструктивного стратегического диалога в части стратегий государственного уровня не существует. Имеющаяся конфигурация стратегического управления в стране неудовлетворительна. При этом не стоит понимать под обратной связью только политическую сферу общества и выборную систему – это имеет ограниченное влияние, ведь это далеко не всё, что определяет качество жизни общества.

Безопасная социальная среда, чистота городов и поселков, развитые коммуникации и инфраструктура, здоровье и безопасность граждан в каждом населенном пункте, а не в отдельных избранных кварталах, во многом зависят от других, не менее важных сфер общественной деятельности.

Человеческий фактор в техногенных авариях и роль стратегического управления

Что общего между стратегическим управлением и чрезвычайными ситуациями и катастрофами, вызванными человеческим фактором?

Многие, техногенные на первый взгляд, причины чрезвычайных ситуаций на самом деле происходят из-за человеческого фактора.  Этот фактор напрямую связан с управлением, в том числе и стратегическим.

Если в аварии ломается какая-либо деталь, то редко возникает вопрос, по какой причине она не была проверена или протестирована. По документам такая авария или катастрофа считается вызванной техническими причинами.

Реальное влияние человеческого фактора в техногенных проблемах значительно выше, чем обычно считают. Просто меру ответственности конкретных лиц достаточно сложно установить.

Поэтому то, чем руководствуется работник при выполнении работ, в особенности тех, которые не регламентированы формальными требованиями, является важнейшей частью, влияющей на конечный результат труда.

Внутренняя мотивация или настрой является важнейшей частью трудовой деятельности. Особенно сильно это проявляется в областях деятельности с высокой добавленной стоимостью, а также в сферах обслуживания, управления, образования и тому подобных.  Именно в этих областях результаты напрямую зависят от принятия решений на уровне каждого конкретного исполнителя.

Напомню, что стратегическое управление занимается долгосрочными изменениями. Суть состоит в управлении сменой моделей деятельности и жизненного уклада, если говорить о трансформации обществ. Такие модели фактически предопределяют общественную реальность.

Таким образом, стратегическое управление имеет прямое отношение к изменению окружающей реальности через изменение моделей деятельности в различных сферах общества. В обществе практически всегда существуют потребности изменений к лучшему и потребность в прогрессе.

Фактический прогресс зависит от эффективности процесса замены старого новым, от мотивации людей, принимающих решения, и людей, реализовывающих эти решения. Поддержка этого важнейшего процесса должна быть непротиворечивой, как на уровне рядовых граждан, так и на уровне государственного управления.

В России есть большие проблемы на всех этих уровнях. И это не только проблемы синхронизации видения будущего между властью и определенными группами общества (проблема общности видения). Есть сомнение в способности существующей системы управления реализовать хотя бы какое-то видение, а не просто плыть по течению.

Как стратегия государства отражается на экологически скорректированном ВВП

Как уже говорилось, показатель ВВП не в полной мере отражает качество развития общества. Альтернативный экологически скорректированный ВВП (ЭС ВВП) учитывает различные виды воздействия деятельности человека на природный капитал общества. К сожалению, учёт этой информации ведётся отрывочно. Это можно понять, т.к. обнародование этой информации покажет истинное лицо современной экономической системы.

Представляю вам предварительные результаты анализа. Сразу оговорюсь, что есть несколько допущений. Буду рад, если вы поможете минимизировать эти допущения и применённые аппроксимации и сделать анализ точнее.

Дело в том, что несмотря на то, что я использую реальные научные исследования, на данный момент есть информация по ЭС ВВП только для некоторых регионов РФ (2007-2014), а также Украины (2001-2007). Источники в конце статьи.

В виду отсутствия данных по Украине за 1990-2000 и 2008-2018 годы было принято решение использовать средние значения за 2001-2007 годы на годы, по которым нет данных. Это первое сильное допущение и мы будем рады исправить данные при получении новой информации.

К сожалению, применять данные для части регионов (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области) ко всей стране вряд ли целесообразно. Какой-либо оценки для ЭС ВВП для Российской Федерации хотя бы за 1 год не было обнаружено. Поэтому было принято решение использовать среднее значение отличия ЭС ВВП от ВВП Украины и для РФ.

Да, это второе и весьма смелое допущение, но цель в данном случае не состоит в том, чем отличаются эти две страны в показателях своего развития, а в том, чтобы показать тенденции для стран бывшего СССР. При получении дополнительных сведений результаты будут уточняться.

И вот, что мы получили.

Стратегия государства и Экологически скорректированный ВВП на душу населения в постоянных ценах, % к 1990 Россия Украина

Экологически скорректированный ВВП на душу населения в постоянных ценах, % к 1990. Автор Дмитрий Рыцев.

Вот они, реальные результаты нашей жизни за последние 30 лет. Это убедительная победа низкого качества управления и безграмотности не только над здравым смыслом, но и над природной составляющей благополучия.

Роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в росте ВВП

В одной из дискуссий мне возразили, что резкий рост ВВП Китая был стимулирован прямыми иностранными инвестициями, которых, дескать, в Россию и другие страны бывшего СССР не поступало. Мне пришлось разобраться в этом вопросе и отсеять приводимые оппонентами данные абсолютного уровня ПИИ в экономику Китая. Очевидно, что сравнивать нужно не абсолютные, а относительные доли прямых иностранных инвестиций в ВВП стран.

прямые иностранные инвестиции китай россия беларусь украина стратегиум спейс

Осталось сравнить эти данные с ростом ВВП. Выводы вы видите рядом с диаграммой. Очередной миф о том, что всё зависит от внешних вливаний капитала, а не от собственных знаний, умений и грамотного управления, развеян.

Источники информации

Для анализа экологически скорректированного ВВП использовались следующие источники:

  1. О.А. Веклич, Н.Ю. Шлапак. Экологически скорректированный ВВП как показатель реального экономического развития. 2012. Таблица Расхождение между экологически скорректированными и традиционно исчисляемыми основными макроагрегатами экономического развития Украины в 2001-2007 гг., стр. 52.
  2. Б. А. Коробицын. Методический подход к учету истощения природных ресурсов, изменения состояния окружающей среды и человеческого капитала в валовом региональном продукте. Таблица 5. Экологически скорректированный ВРП в текущих ценах и постоянных ценах 2008 г., стр. 83.

Дмитрий Рыцев Deem Rytse Dmitri Rytsev Dmitry ©Дмитрий Рыцев — автор является основателем проектов Strategium.Space и NooSphereum и специализируется на стратегическом управлении в своей научной и деловой деятельности.

Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с коллегами

Глава 21

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Стратегия состоит на службе у искусства управления государством. Великие стратеги, деятельность которых была кратко описана в общих чертах, были также и государственными деятелями, и их конечной целью было, по-видимому, добиться успехов скорее в области управления государством, нежели в стратегии, и использовать стратегию всего лишь как средство для ее достижения. Ясно, что если стратегия не служит управлению государством, она не может служить никакой определенной цели. Если это так, то истинно должно быть и то, что та или иная цель политики или управления государством должна в каждом случае предшествовать цели стратегии. Иначе говоря, цель, за которую следует сражаться, должна предшествовать идее о том, что за нее надо сражаться.

Очевидно, что человек изначально был дикарем, что большая часть населения мира всегда была дикарями или, в лучшем случае, варварами или полуварварами, что не изменилось и по сей день. Часть населения мира в настоящее время достигла уровня цивилизации, который мы считаем очень высоким и который может быть или не быть лучше, чем дикость. Так это или нет, мы не знаем, но мы знаем, что есть некая сила, которая побудила нас бороться, чтобы выйти из дикого состояния, и что, по общему мнению цивилизованного мира, цивилизованное состояние лучше дикого. Следующие высказывания основаны на предположении, что это мнение – правильное.

История народов, деяния которых зафиксированы документально, показывает в каждом случае постепенный подъем от более низкого уровня цивилизации, который, в свою очередь, брал свое начало в дикости. История – это в значительной степени официальная запись конфликтов между вооруженными силами, которые тяготели к цивилизации, и силами, которые сопротивлялись ей. Однако прежде чем эти конфликты начались, имела место другая война – война между людьми и дикими животными. Люди победили не благодаря превосходству в силе или храбрости, а благодаря определенной мыслительной способности, которая дала им возможность изготавливать и применять оружие.

Когда дикие звери были побеждены, человечество получило возможность начать восхождение к вершинам развития. Но некоторые люди не приняли этот путь. Лишь небольшая часть человечества желала цивилизации или имела умственные способности, позволившие ей увидеть ее преимущества и стремиться к ней. Дикари, а позже варвары противились прогрессу цивилизации, применяя силу. И им приходилось отвечать силой же. Результат – множество войн.

Если мы посмотрим на историю аналитически, мы увидим, что в то время как было много войн, которые, похоже, велись без особой причины и не имели особых результатов, все же многие войны, особенно большие, были прямо или косвенно частью конфликта между цивилизацией и варварством. Это не означает, что в каждом из этих случаев был цивилизованный народ с одной стороны и дикое или варварское племя с другой, как это было в конфликте между Римом и Аларихом; это означает, что на одной стороне было дело, победа которого принесла бы пользу прогрессу цивилизации, а на другой стороне было дело, победа которого помешала бы или замедлила бы его. Такова была война между Севером и Югом в 1861–1865 гг., между Соединенными Штатами и Испанией, недавно закончившаяся мировая война.

Цивилизация, разумеется, не означает состояние, при котором просто существуют большое богатство и немалый материальный комфорт; она также означает состояние, при котором проявляется разумная забота о физическом, нравственном и духовном благополучии отдельного человека. История показывает, что всех этих вещей можно достичь только тогда, когда большие сообщества людей живут вместе по законам, которые не только разумны, но и строго соблюдаются. Инстинкт дикаря и варвара восстает против этого. Помня об этом, мы видим явную связь между варваром вне нации и анархистом внутри нее; один – это варвар снаружи, другой – варвар внутри. Так как у обоих одинаковое отношение к цивилизации, то они оба и сопротивляются ей одинаковым способом – применяя силу. И только силой можно подчинить варвара или анархиста.

Таким образом, мы видим, что до настоящего времени влияние войны на историю было не только благоприятным для цивилизации, но и неотъемлемым от нее. Сама по себе война не внесла непосредственный вклад в цивилизацию, хотя сделала это косвенным образом разными способами. Главными ее достижениями были, во-первых, помощь цивилизации в победе над варварством и, во-вторых, уничтожение жизнеспособными народами тех народов, которые под действием цивилизации стали изнеженными.

Можно доказывать, что мир, наконец, достиг таких высот цивилизации, что война уже не нужна. Но так как война существовала всегда, нет данных, на которых можно основывать такой аргумент. Если бы войнам суждено было прекратиться, род человеческий оказался бы в неизвестном море, для которого документы прошлого не предоставили ни карты, ни компаса. Что именно случилось бы с человечеством, мы не знаем. Однако есть письменные источники, охватывающие период более пяти тысяч лет; и они показывают, что сочетание богатства и длительного мира всегда было не только вредным, но и явно губительным для каждого государства.

Рассуждая о том, достигла или нет цивилизация ступени, на которой прошлому можно не придавать значения, следует напомнить себе, что число действительно цивилизованных людей благодаря образованию и по характеру даже в настоящее время представляет собой лишь небольшую часть населения Земли. Большинство находится в подчинении у меньшинства. Но варвары были в течение долгого времени в подчинении у Рима – и в более жестком, чем сейчас. В конечном счете варвары одержали победу над Римом, а так как вражда между варварством и цивилизацией все так же велика и растет благодаря показному расточительству богатых людей, варвары (или анархисты, или большевики) могут победить снова. Причина, по которой варвары сумели победить Рим, состояла в том, что Рим погряз в роскоши и стал пренебрегать военным искусством. Если мы будем пренебрегать военным искусством, варвары (или анархисты, или большевики) могут победить нас – и, вероятно, победят.

Если посмотреть на прогресс рода человеческого в целом, вряд ли можно не прийти к выводу о том, что хотя люди кажутся нам самым лучшим творением Всевышнего, а человеческий разум представляется лучшим, что есть в человеке, тем не менее человеческий разум – чрезвычайно несовершенное устройство. Охватывает удивление, когда обращаешь внимание на то, что огромная часть человечества почти не участвовала в прогрессе, огромная его часть сопротивлялась ему с оружием в руках, а сам прогресс человечества на самом деле был инициирован сравнительно небольшим количеством людей и навязывался силой. Благодетелями, которые, по-видимому, были самыми влиятельными лицами в этой деятельности, были те отдельные гении, которые занимались изобретениями, писали стихи, рисовали картины, ваяли статуи, пели песни и говорили вещи, пробуждавшие разум людей и дававшие им возможность на деле преодолевать тяготы жизни. Истории неизвестны имена людей, которые изобрели колесо и шуруп, а также имена людей, которые пели песни, вдохновлявшие первобытные племена браться за оружие. Но именно эти люди и им подобные ступили на путь развития и не свернули с этого пути.

Следующими по значимости людьми были, по-видимому, государственные деятели и стратеги. Если бы всех мужчин и женщин в мире можно было объединить в один огромный организм, подобный человеческому телу, тогда все его части трудились бы исключительно на благо этого организма. Но в жизни все иначе. Реальность такова, что каждый мужчина и каждая женщина сами являются отдельными организмами, покрытыми кожей, которая изолирует их от остальной части вселенной. Только благодаря симпатии и разумной оценке положительных результатов совместной деятельности любой человеческий организм вступает в любой контакт – за исключением враждебного – с другими человеческими организмами. Благодаря симпатии, которую внушали людям, вступившим в контакт друг с другом, различные религии, а особенно христианская религия, среди них возникло огромное чувство общности. Разумеется, это чувство общности больше всего проявляется среди людей, которые имеют общие интересы, особенно когда они объединены привязанностью, особенно семейными узами. Наследственность обладает необычным и мощным воздействием, как и естественное окружение.

Все это привело к тому, что племенные организации появились еще в самые далекие времена; а в таких странах, как Греция, в которых небольшие районы отделены от других горами, или реками, или какими-то другими естественными преградами, возникло очень сильное чувство племенной общности. В большинстве случаев и в большинстве мест племенные организации продолжали существовать без особых изменений в течение длительного времени. Но в некоторых таких известных случаях, как в Греции, Риме, Франции и других, племена, обладавшие большей энергией и способностями, чем у других, подчинили их себе, в результате чего появились большие и малые народы. Практически у всех народов, которые жили на Земле, наследственные узы были крепки: состоявшие из многих разных народов империи обычно существовали недолго, не имея крепких наследственных уз. Самым наглядным примером является недолго просуществовавшая империя Александра Великого.

В отношений всех этих племен и народов к остальному миру мы видим доказательство сотрудничества отдельных членов племени или народа и соперничество между каждым племенем или народом и другими племенами и народами, с которыми они вступали в контакт. Действие и взаимодействие в рамках соперничества и сотрудничества, по-видимому, были почти необходимы для прогресса и даже для эффективности.

Можно привести бесчисленные примеры хоть из повседневной жизни. Вот простой пример с бейсбольными командами. Мы не можем даже представить себе результативную бейсбольную игру, если между членами команды не будет отличного взаимодействия, а между командами – сильного соперничества. Так, в больших делах народов на протяжении истории прогресс цивилизации сопровождался сотрудничеством между отдельными представителями каждой нации и соперничеством между самими народами. Эти два фактора не противоречат друг другу, а скорее взаимно стимулируют. То есть чем сильнее командный дух в любой организации, тем больше взаимодействие ее членов, выше эффективность организации и сильнее дух соревнования по отношению к другим организациям; и аналогично: чем сильнее дух соперничества среди организаций, тем сильнее командный дух и выше эффективность каждой организации.

Поэтому, если бы между племенами и народами не существовало соперничества, мир не добился бы такого прогресса, какого добился. Разумеется, это соперничество часто вызывало войны, приносившие огромные несчастья и кровопролитие. Но очевидно, что несчастья и кровопролитие приносили страдания сравнительно небольшому числу людей, а род человеческий в целом извлек из них пользу.

Чтобы в различных племенах и народах элементы взаимодействия и соперничества находились под разумным руководством, следовало придерживаться определенной политики, которая входила в искусство управления государством. У мудро управляемых народов войны велись под руководством стратегии не только непосредственно в ходе сражения, но и при заблаговременной подготовке. В ходе реального сражения стратегия обладала практически всей полнотой власти, а государственные деятели ожидали его исхода; тогда как в мирное время вся власть была в руках государственных деятелей. И все же, если государственная власть была мудрой, она всегда сотрудничала со стратегией – даже в мирное время, чтобы поддерживать силу государства достаточную, чтобы отразить нападение извне или изнутри.

Цели государственной власти в какие-то времена были явно хорошими, а в какие-то – явно дурными; иногда разумными, а иногда глупыми, хотя подобно любой другой деятельности людей обычно они были чем-то средним. Но какими бы хорошими, дурными, разумными или безрассудными ни были эти цели, именно попытка добиться этих целей была причиной практически всех войн. Поэтому ответственность за войны лежит на государственных деятелях, а не стратегах. И это утверждение правильно даже в случаях, когда государственный деятель и стратег были одним человеком. Иными словами, Александр Великий нес ответственность за свои войны как государственный деятель, а не как стратег.

Поскольку самым мощным фактором в приведении народов мира к их нынешнему цивилизованному состоянию была война и поскольку существует единодушное мнение относительно того, что это состояние лучше, чем изначальная дикость, приходится ставить под сомнение правильность столь широко принятого предположения, что война – это зло. Этот вопрос слишком глубок, чтобы включать его в книгу такого рода, но в интересах истины не следует забывать о том, что в то время как мир – гораздо более приятный период жизни, нежели война, тем не менее более чем пять тысячелетий истории показывают безо всяких исключений, что длительные периоды мира и процветания всегда влекли за собой физическую, умственную и нравственную деградацию личности. Можно также заметить, что в то время как учение Спасителя внушает людям быть добрыми по отношению друг к другу, оно никогда не осуждало войну между народами или оскорбленными воинами. Похоже что оно признает, что за доброе дело следует воевать, если это необходимо. Иными словами, в нем проповедуется та мысль, что в самой войне нет ни правого, ни виноватого; правого или виноватого определяет дело, за которое идет борьба. Сам Спаситель совершил акт насилия, когда опрокинул столы менял в храме.

Так как и искусство управления государством и стратегия необходимы для развития цивилизации, бесполезно было бы обсуждать, что из них более важное, равно как было бы бесполезно выяснять, каковы два самых важных звена в цепи или какая из двух абсолютно необходимых вещей нужнее. Однако можно обратить внимание на любопытный факт: практически в каждом племени и народе с древнейших времен до настоящего времени мужчин с детства воспитывали и обучали для военной и морской профессий; но нет ни одного исторического свидетельства того, что мужчин в такой же мере готовили бы к государственной деятельности. За последние пятьдесят лет это положение, которое можно назвать пренебрежением, обострилось в государствах, в которых существуют представительные правительства, особенно в Соединенных Штатах. Почему это происходит – обсуждать это военно-морскому офицеру было бы бестактно. Однако, по-видимому, дело в том, что, в то время как для армии и флота молодых людей отбирают в отрочестве, заставляя пройти жесткий физический отбор, потом учат всю их жизнь по очень строгой системе и не переводят на следующую ступень обучения, пока они не пройдут строгие физические, нравственные и интеллектуальные экзамены, для большинства самых важных гражданских должностей в правительстве, включая даже должность посла и служащего правительственной канцелярии, не предусмотрена никакая подготовка, и людей назначают на них без каких-либо экзаменов.

За последние сотни лет ряд государств, особенно Франция, Великобритания, Германия, Соединенные Штаты, Италия и Япония, достигли очень высокого уровня развития цивилизации, интеллекта и благосостояния. Прогресс в этих направлениях сопровождался ростом желания отдельных граждан этих государств выразить себя как личность и, как следствие, снижением автократической власти правительств. В большинстве этих государств были приняты конституции, которые определяют права и привилегии правительства, с одной стороны, и отдельного человека – с другой. В мирное время положения различных конституций соблюдаются довольно точно, но во время любой войны становится необходимым усилить, по крайней мере временно, власть правительств и, соответственно, уменьшить права и привилегии отдельного человека.

Движение в направлении конституционного правления, которое в большинстве крупных государств несет с собой право народа быть представленным в правительстве, особенно в законодательном органе, безусловно, имеет своей целью благосостояние народа в целом, ведь нельзя подвергать сомнению то, что на протяжении всей истории явно просматривается склонность людей, находящихся у власти, угнетать людей, стоящих ниже на общественной лестнице, доходя зачастую до жесткости и даже жестокости. Так как главным средством угнетения у правителей всегда были вооруженные силы, естественно, возникло сильное недоверие к военным силам и желание сократить их в каждой стране до такого низкого уровня, который будет гарантировать безопасность страны при нападении врагов извне и преступных элементов изнутри.

Иными словами, в каждой стране шла полемика о том, насколько большие вооруженные силы должна содержать страна и насколько большое значение следует придавать военной составляющей. В Великобритании, Франции и Соединенных Штатах военные и военно-морские действия были подчинены более мирной деятельности государства, тогда как в Германии и Японии военные приобрели большое влияние, и самым важным фактором жизни государства стала его способность выстоять при нападении извне.

До мировой войны главнейшими государствами мира были Великобритания, Франция и Соединенные Штаты как образцы представительной формы правления, а Германия была примером наследственного самодержавия. В Германии общая система правления, особенно в военной области, была чрезвычайно эффективной; а безопасность, здоровье и общее благополучие отдельного человека более тщательно охранялись, чем в любой другой стране, хотя его личная свобода была в большой степени ограничена. В Великобритании, Франции и Соединенных Штатах, с другой стороны, правительства не были столь эффективными (особенно в военной сфере), а о безопасности, здоровье и благополучии отдельного человека не проявлялось большой заботы. Но с другой стороны, личная свобода человека была велика.

Было сказано, что в мировой войне в состязание вступили две системы; а так как Германия потерпела в этой войне поражение, государственное устройство Великобритании, Франции и Соединенных Штатов оказалось лучшим, чем в Германии.

Доказывает ли факт поражения Германии в войне то, что ее государственное устройство было не таким хорошим, как у ее противников? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, следует понять, что богатство и население Великобритании, Франции и Соединенных Штатов были больше, чем Германии; что Германия проиграла главным образом из-за своего сравнительного отставания по материальным ресурсам (обеспечение).

Разумеется, эта книга не ставит себе цель доказать неполноценность формы государственного правления в своей собственной стране по сравнению с Германией, так как глубокое убеждение ее автора состоит в том, что форма государственного правления в Соединенных Штатах – и в меньшей степени в Великобритании и Франции – гораздо лучше, чем в Германии. Однако он убежден, что в этих трех странах произошло нечто, что не должно было произойти, и это чуть не привело к их гибели по вине Германии.

По убеждению автора, произошло вот что: идея личной свободы и, как следствие, страх перед военными дошли до непомерной крайности; подобно любой другой идее, доведенной до непомерной крайности, она подвергла опасности существование самой идеи. Недоверие к военным дошло в Великобритании, Франции и Соединенных Штатах до такой крайности, в основном благодаря пацифистам и немецким пропагандистам, что эти страны оказались в том же положении, что и человек, у которого в крови недостаточно железа. Эти страны, по-видимому, утратили свою национальную физическую силу, погрузившись в состояние относительной изнеженности. Вероятно, это стало результатом того, что они, впав в заблуждение, забыли о том, что ни одно государство никогда еще не сумело защитить себя, кроме как с помощью военной силы, и что всякое государство, которое когда-либо переживало крах, потерпело поражение в сражении.

Недоверие к военным в каждом из этих трех государств более наглядно продемонстрировал тот факт, что мужчины без какой-либо военной или военно-морской подготовки оказались во главе армии или флота, посредниками между армией и флотом и правителем государства. Разумеется, в каждом государстве правитель (будь он императором, королем или президентом) является главнокомандующим армией и флотом. Как главнокомандующий армией и флотом он находится по отношению к ним в положении, которое ничем не отличается от его положения по отношению ко всем другим департаментам правительства, ведь, хотя он и является главой армии и флота, он в равной степени является и главой каждого другого департамента правительства. Например, он возглавляет департамент финансов, почты, иностранных дел. Тот факт, что он является правителем, автоматически делает его руководителем каждого департамента исполнительной власти правительства, а глав этих департаментов – просто его министрами, или, как их называют в Соединенных Штатах, секретарями.

Существует немалая путаница в общественном мнении по этому вопросу, главным образом из-за выражения «военные должны подчиняться гражданской власти». Конечно, так должно быть; каждая ветвь правительственной власти должна быть подчинена гражданской власти. Гражданская власть – это власть правительства, и все подразделения правительства должны быть обязательно подчинены правительству в целом. В частности, служащие в армии или на флоте входят в категорию служащих, ничем не отличающихся от чиновников министерства финансов, Госдепа или любого другого департамента правительства. Единственная разница между служащими в армии и на флоте и служащими других департаментов правительства состоит в том, что служащие в армии и на флоте носят военную форму, а офицеры занимают свои должности в течение всего срока, пока ведут себя правильно. Они не образуют какую-то особую касту, и их не набирают из какого-то особого общественного класса, у них нет никаких особых привилегий.

Однако из-за предусмотрительного недоверия к военным (которое совершенно уместно при условии, что оно находится в разумных пределах) народы Великобритании и Соединенных Штатов настояли на том, чтобы во главе армии и флота ставили только гражданских лиц как посредников между ними и правителем. Во Франции на этом никто так решительно не настаивал, в результате чего командующим армией или флотом иногда был гражданский человек, а иногда армейский или военно-морской офицер. Было бы впустую дискутировать на тему, что гражданская система управления может быть такой же результативной в армии и на флоте, как и в государствах, которые требуют, чтобы армией и флотом управляли только специально подготовленные люди, ведь в каждом департаменте правительства, да и фактически в каждой другой большой организации любого рода в каждой стране руководители этих организаций – это люди, прекрасно подготовленные и знакомые с работой, которую они должны делать. Безусловно, мировая война доказала – и в этом нет никаких сомнений, – что немецкие армия и флот, управляемые людьми, обученными работе в армии и на флоте, были более эффективными, чем армии и флоты Великобритании, Франции и Соединенных Штатов, которыми руководили люди, не обученные такой работе.

Поэтому возникает вопрос: должны мы или не должны принимать неизбежную несостоятельность неподготовленных людей, руководящих делами армии и флота, в обмен на предполагаемую защищенность от непомерных посягательств военных? Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует понять, что реальным руководителем армии или флота в любой стране является не военный министр или министр военно-морского флота, а правитель страны – король или президент. Также следует понимать, что причина недоверия к армии и флоту на самом деле кроется в том, что правители иногда использовали армию и флот в целях угнетения людей, усиления или сохранения своей власти, чтобы недоверие было направлено на армию или флот, а не на правителя. В истории полно деяний, свидетельствующих об угнетении правителями своих подданных, совершенных с помощью военных; хотя есть очень мало случаев в очень слабых странах, вроде Римской империи в период упадка, когда преторианская гвардия могла влиять, а иногда и навязывать выбор императора и даже убивать его. Тот факт, что преторианская гвардия получила такую власть и злоупотребляла ею, является причиной больше не допускать существования преторианской гвардии и аргументом против чрезмерного милитаризма вообще. Тем не менее давайте оградим себя от путаницы в мыслях и поймем, что настоящую проблему представляла не власть преторианской гвардии или даже военных, а ужасные развращенность, расточительство и изнеженность самих людей. При том дурном состоянии, в котором находилась Римская империя в те времена, когда преторианская гвардия была в полном расцвете, огромная власть военных на самом деле была не злом, а благом, потому что без нее правительство не смогло бы удержаться у власти и Рим пал бы от мечей и факелов варваров. Фактически, именно ослабление военной власти в Риме позднее привело к падению Рима и разграблению города.

Содержа армию или флот, каждое государство имеет в виду, что они будут защищать страну, и человек, который несет за это ответственность, – это император, король или президент. В Германии и Японии он управлял или управляет армией и флотом не более самостоятельно, чем это делает правитель Великобритании, Франции или Соединенных Штатов; но он имеет дело непосредственно с обученными специалистами, стоящими во главе их, и управляет армией и флотом с помощью этих специалистов. Тогда как в Великобритании, Франции и Соединенных Штатах он имеет дело с неспециалистами и управляет армией и флотом, используя неспециалистов как посредников.

В результате в Германии и Японии армия и флот имели (а в Японии и имеют) хорошее командование, а очень высокая степень их результативности была получена в обмен на деньги, израсходованные народом. Тогда как в Великобритании, Франции и Соединенных Штатах армия и флот не имели хорошего командования и в обмен на средства, потраченные народом, не была достигнута высокая эффективность их действий.

Любой человек может управлять армией или флотом; но точно в таком же смысле любой человек может управлять железнодорожной компанией, или нарисовать картину, или спеть песню, или запломбировать зуб. Однако ни один человек не может сделать хоть что-нибудь из вышеперечисленного хорошо, если только он не специалист в этой области. Конкуренция во всех областях повседневной жизни гарантирует, что люди, которые управляют железнодорожными компаниями, рисуют картины, поют песни и пломбируют зубы, являются специалистами в своем деле. Но в длительные периоды мира, которые, к счастью, преобладают в настоящее время, нет заметной конкуренции между армиями и флотами разных государств, и поэтому нет способа узнать, насколько они эффективны по сравнению друг с другом. Поэтому в Великобритании, Франции и Соединенных Штатах (как оказалось) стало возможным, что армии и флоты существовали много лет, не имея реальных знаний (за исключением офицеров каждой армии или флота) о том, насколько они эффективны или неэффективны. Да, это выясняется, когда начинается война; но тогда уже слишком поздно.

Армия Великобритании, например, много лет была неэффективной, что прекрасно понимали сами офицеры, но никто больше до тех пор, пока в 1899 г. не разразилась Англо-бурская война. И тогда страшное массовое убийство английских солдат и последовавшие за этим колоссальные финансовые расходы сделали реальное положение дел достоянием гласности. Верно, что Великобритания в конечном итоге разгромила буров; но верно также и то, что это стоило ей человеческих жизней, страданий и денег, что было совершенно излишне и что не могут уравновесить никакие видимые выгоды. (Победа англичан была достигнута в конечном счете, помимо огромного численного превосходства (англичане довели свои силы до 250 000 против 20 000 бойцов у буров), применением англичанами тактики «выжженной земли», созданием системы блокгаузов и, главное, развертыванием концентрационных лагерей, куда загнали бурское гражданское население. – Ред.) Все это было вызвано исключительно неэффективностью; а неэффективность была главным образом следствием того, что британская армия была неэффективной в том месте, в котором неэффективны большинство неэффективных организаций, – в руководстве.

Но более серьезное положение, чем неэффективность армии или флота из-за неумелого командования, – это то, когда правитель государства, его министры и само общество не имеют информации об их состоянии и нуждах, которую должны иметь. Уже несколько раз на этих страницах подчеркивалось, что для обеспечения хороших результатов государственные деятели и стратег должны часто и тесно общаться. Но как они могут делать это, когда стратега отодвигают в сторону, а государственные деятели управляют делами, не обращая на него внимания? Одна из главных, если не главная причина того, почему Германия сделала такой быстрый рывок вперед с 1864 по 1870 г., состоит в том, что король Вильгельм, Бисмарк и Мольтке постоянно совещались друг с другом. Бисмарк воплощал в себе искусство управления государством, Мольтке – стратегию, а король, будучи правителем, воплощал в себе и то и другое.

В Великобритании, Франции и Соединенных Штатах на протяжении многих лет, предшествовавших войне, стратег если и не был полностью дискредитирован, то, если использовать выразительное разговорное выражение, «сидел тихо и помалкивал», как ему было велено. В этих странах стратеги – фактически, все армейские и флотские офицеры – знали об опасном положении дел и делали все, что могли, чтобы их правительства осознали эту опасность. Но правительства их стран вместо того, чтобы выслушать их, фактически, проигнорировали их, а когда они попытались сообщить об этом народу, приказали им молчать.

Если бы во главе каждой армии и флота в тех трех странах стояли специально обученные люди, непосредственно подчиняющиеся королю или президенту и находящиеся на такой же должности по отношению к армии или флоту, какую занимает глава министерства финансов или почтового департамента по отношению к соответствующему ведомству, король или президент и министры благодаря частому и тесному общению, которое установилось бы между ними тогда, были бы полностью информированы о ситуации в армии и на флоте не только в своей стране, но и в других странах; общественность тоже узнала бы об этом, и плачевное состояние неготовности, в котором Германия застала эти три страны, было бы полностью предотвращено. Причина, по которой Германия в 1914 г. начала войну, была той же самой, что и в 1864, 1866 и 1870 гг., – она была тщательно подготовлена к ней, а ее враги – нет. Если бы народы Великобритании, Франции и Соединенных Штатов (про Россию, которая с самого начала войны и до конца 1917 г. несла на себе основное бремя борьбы с армиями Германии и ее союзников Австро-Венгрии и Турции, автор не упоминает. – Ред.) были проинформированы о реальном положении дел и подготовились бы в той степени, в какой всякий разумный человек защищает себя от опасностей обычной жизни, Германия не стала бы нападать на Францию (сначала она объявила войну России. – Ред.), как не стал бы нападать бандит на вооруженного и готового к нападению человека.

По-видимому, приходится прийти к убеждению, что Великобритания, Франция и Соединенные Штаты позволили довести себя до состояния неготовности, к которой вполне обоснованно и правомерно можно применить слово «позорная», памятуя о том, какие ужасные страдания она повлекла за собой.

В этой связи поучительно заметить, что из двадцати восьми президентов Соединенных Штатов девять были людьми, которые проходили действительную службу на фронте в реальной войне. Из них Вашингтон, Джексон, Гаррисон, Тейлор и Грант были определенно военными; Хейс и Гарфилд служили в армии почти на всем протяжении четырех лет Гражданской войны и дослужились до звания бригадного генерала; Мак-Кинли в Гражданскую войну дослужился до звания майора, а Рузвельт (Теодор. – Ред.) отличился, будучи полковником, в войне с Испанией. Время от времени говорилось, что из некоторых военных не получилось таких хороших президентов, как из других, чье образование не было в основном военным. Но с другой стороны, никто никогда не говорил, что кто-то из них стал таким же плохим президентом, как некоторые другие.

Так как обязанности президента Соединенных Штатов (или правителя любой страны) требуют квалифицированного руководства всеми многочисленными делами правительства, очевидно, что существует много очень разумных возражений против того, чтобы президентом был военный человек. Уместно указать на то, что нелогично назначать военного человека на пост командующего армией и флотом, равно как и руководителя другими правительственными ведомствами, а затем отказываться от назначения военного просто помощником президента в вопросах управления армией и военным департаментом, а морского офицера – помощником президента в вопросах управления флотом и военно-морским департаментом. Это прекрасный пример того, как можно обращать внимание на мелочи и упустить основное.

Много путаницы в мыслях вызвал тот факт, что, по мнению населения страны, главная задача человека, возглавляющего армию или флот, – обеспечить для них необходимую материальную базу – боеприпасы, продовольствие и т. д. Эта путаница легко объясняется тем, что почти во всей повседневной жизни человека и любого государства вопрос материальных ресурсов для поддержания жизни – пищи, одежды, крова – имеет первостепенную важность. И в каждом государстве долг правительства состоит в том, чтобы так вести дела различных департаментов в соответствии с финансовыми и экономическими законами, чтобы отдельные люди в стране в изобилии имели все предметы первой необходимости. Если применять слово, которое изначально использовалось только в армии и на флоте, можно сказать, что главные факторы в жизни каждого человека и каждого государства – это факторы материально-технического обеспечения. Тем не менее очевидно, что, когда машина национальной обороны должна быть спроектирована, построена и задействована как механизм для защиты государства, она должна быть спроектирована, построена и запущена для выполнения определенной стратегической работы, и поэтому стратегия, а не материально-техническое обеспечение должна контролировать ее планирование, строительство и приведение в действие – если нужно добиться наилучших результатов.

Это означает, что, хотя при ведении обычных дел, даже дел правительства, материально-техническое обеспечение является главной действующей силой, при командовании армией или флотом главным фактором является стратегия, а обеспечение играет все же второстепенную роль. Если военное ведомство или ведомство военно-морского флота были бы просто учреждениями для распоряжения финансовыми средствами и обеспечения разнообразными ресурсами армии и флота, тогда человек, обученный справляться с большими капиталовложениями, был бы идеальной кандидатурой для того, чтобы поручить ему это дело. Но военное министерство или министерство военно-морского флота не имеют с этими функциями ничего общего. Они являются ведомствами для планирования и подготовки армейской или флотской машины в мирное время и для руководства ими во время войны.

Иногда настаивают на том, что даже человек, совершенно не имеющий никакой подготовки в решении вопросов армии и флота, – если он будет следовать советам лучших профессионалов-специалистов – может умело управлять армией или флотом. Может ли такое быть или нет (если предположить, что имеется неопределенное количество времени) – было бы бесполезно строить догадки. Однако с уверенностью можно заявить, что такого успеха еще никто никогда не добивался или даже не приблизился к нему.

Причина этого в том, что военная или военно-морская машина – более сложная, мощная и быстро движущаяся, чем любая другая машина, существующая в мире; что даже небольшая и медленно движущаяся машина требует знаний и умений от того, кто ею управляет; и что чем более мощной и быстро движущейся является машина, тем более настоятельно требуются знания и умения от того, кто ею управляет.

Военный министр и министр военно-морского флота как в мирное время, так и во время войны должны постоянно принимать решения по вопросам, затрагивающим в конечном итоге жизни тысяч людей, расходы миллионов долларов и безопасность государства. Я глубоко убежден, что ни один человек, не знакомый с принципами и методами стратегии, не осмелится занять ни тот ни другой пост, если он действительно понимает ответственность, которую берет на себя, и опасности, которые он навлекает.

Стратегия государства — стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию нравственных ориентиров в обществе. Если стратегия государства приводит его народы к укреплению, развитию и процветанию, то ее можно считать национальной, в противном случае — антинациональной.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Классификация стратегий государства

  • Корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан.
  • Социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.
  • Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов.
  • Регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля за движением товаров и капиталов.
  • Мобилизационная стратегия требуется для выживания государства, когда оно усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи.

Литература

  • Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. — М.: Академический проспект, 2004. — 456 с.
  • Ведута Е. Н. Государственные экономические стратегии. — М., 1998. — 440 с.

См. также

  • Геополитика

Ссылки

  • Образовательная программа МГУ имени М. В. Ломоносова «Стратегическое управление и экономическая политика».

Что это у тебя, — спросил Гаррис, — сковорода?

Нет, — ответил Джордж, и в глазах его появился какой-то странный, безумный блеск. — Это — последний крик моды. Все, кто проводит отдых на реке, берут его с собой… Это — банджо.

Понятия не имел, что ты играешь на банджо! — воскликнули мы с Гаррисом в один голос.

А я и не играю, — ответил Джордж. — Но мне говорили, что это очень просто. Кроме того, я достал самоучитель.

Цифровая трансформация государственного управления становится
одной из ключевых задач развития страны. Для ее решения необходимо создавать и реализовывать стратегии цифровой трансформации на разных уровнях. Руководителям цифровой трансформации, которым адресован доклад, предстоит понять, как написать такую цифровую стратегию, которую действительно можно выполнить, из чего она может состоять, зачем нужна и каких результатов позволяет достичь.

Автор:
П. Е. Голосов, К. Л. Киселева, А. В. Ожаровский, П. М. Потеев, К. А. Ткачева,
В. В. Тюрин

1.1.1 Цифровая стратегия как маршрут движения организации, отрасли, региона

Время чтения — 13 минут

Развитие часто описывается метафорой движения: от старого к новому, из прошлого в будущее, от простых форм к сложным. Если пользоваться этой метафорой применительно к цифровому развитию, то у такого движения всегда есть исходная точка, из которой мы стартуем, и цель, к которой мы идем. Но есть и еще два важных свойства. Во-первых, цифровое (как и любое другое) развитие бесконечно, мы можем ставить новые цели и двигаться дальше. Во-вторых, чтобы двигаться быстро и по самой удачной траектории, необходимо ориентироваться на местности. У путешественников для этого существуют карты, у команды цифровой трансформации — стратегия.

Стратегия для команды — больше, чем карта. Стратегия опирается на понимание текущей ситуации и на прогнозирование будущего. Она позволяет выбрать цели и направление движения, продумать маршруты, выявить ресурсы, предусмотреть запасные варианты. Востребованы грамотные и реализуемые стратегии цифрового развития, необходимы новые методики их разработки на основе архитектурного, технологического, ценностного, экосистемного, методического подходов.

Стратегическое планирование вызывает трудности и в силу высокой скорости перемен, и из-за традиций государственного управления, однако именно оно сейчас нужно госорганизациям в самом широком смысле — от отдельных департаментов до органов власти целых регионов.

Почему это так? Долгие годы в России планирование было ограничено бюджетным циклом, при котором расходование средств и принятие решений часто привязаны к концу года или к концу цикла. В силу этого у лиц, принимающих решения, иногда нет времени на анализ ситуации. «Горизонт планирования» определяется особенностями отчетности: госслужащие должны отчитываться несколько раз в год, им сложно ставить долгосрочные цели и в полной мере ощущать ответственность за то, что будет через 10–15 лет.

Стратегический подход необходим, чтобы выйти за рамки текущих процессов и начать думать «вдолгую». Он позволяет увидеть, какими будут организация, регион, страна, общество через три года или 10 лет, и начать изменения уже сейчас.

Применительно к масштабным задачам краткосрочное планирование часто мешает работать качественно, а стратегия меняет фокус и позволяет даже краткосрочное планирование сделать более разумным и эффективным. Если говорить об отдельных организациях, то перед ними сейчас стоит задача добиваться быстрых побед; важно понимать, что стратегический подход и быстрые победы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. В госуправлении как инерционной в целом сфере быстрые победы вполне реальны. Иногда достаточно проанализировать, что в организации делается «по привычке» и лишено смысла, чтобы внедрить значимые изменения, которые через месяц или два смогут существенно улучшить тот или иной процесс или способ решения задач.

Особенно актуальным стратегическое планирование становится в контексте цифровой трансформации, одной из национальных целей развития Российской Федерации. Указ от 21.07.2020 № 474 закрепил понятие цифровой трансформации (ЦТ) и установил целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2030 году (подробнее о нормативных документах, регулирующих цифровую сферу, см. приложение А).

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

На протяжении ближайшего десятилетия цифровая трансформация отраслей экономики и государственного управления будет в фокусе внимания Правительства РФ. Поэтому необходимо, чтобы на уровне отдельного органа власти, региона или организации цели ЦТ были четко сформулированы, увязаны с целями федеральных документов и детализированы с учетом отраслевой и региональной специфики.

Стратегия цифровой трансформации позволяет видеть общую цель. ЦТ — это комплексный процесс, при котором отдельные элементы целого (организации, отрасли, органа власти) должны меняться синхронно и в одном направлении. Необходимо учитывать барьеры на пути трансформации (см. раздел 2) и различный уровень цифровой зрелости (см. раздел 4.2). Узконаправленные программы часто не могут обеспечить прорыв и осложняют движение к цели. Поэтому важно глобальное видение пути развития. Для достижения отдельных целей внутри стратегии могут быть выделены отдельные программы и проекты.

Стратегия позволяет всем сотрудникам организации действовать согласованно, прилагать усилия в одном направлении. Организация — это телега, к которой привязаны лебедь, рак и щука. Если нет единой стратегии, то нет и направления, в котором телега будет двигаться. Лебедь, рак и щука, разные по устройству, функционалу и даже целям существования, будут тянуть эту телегу в разные стороны. Даже если каждый из них выкладывается на 100%, она останется на том же месте: организация не достигнет долгосрочной цели, которую перед собой ставит.

Работа над стратегией выявляет основные проблемы и возможности организации, отрасли или региона. Чтобы обсуждение этих проблем было продуктивным, нужно наладить диалог с теми, кого затронут будущие изменения, прежде всего с гражданами, и сформулировать для них конкретные понятные предложения по развитию отдельной отрасли или региона, которые помогут им ощутить качественные изменения и преимущества цифровизации.

1.1.2 Цифровая стратегия как фактор эффективности государства

Цифровая стратегия государства и поддержка стратегического планирования на всех уровнях госуправления — важный фактор конкурентоспособности этого государства и его эффективности во внутренних и внешних действиях. В России вопросам стратегии применительно к ЦТ уделяется большое внимание в нормативных документах (подробнее о них см. приложение А) и выступлениях руководителей государства.

По словам председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, «цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы, если хотите, федеральных органов или других органов власти».

Мишустин считает, что цифровая трансформация требует переосмысления роли государства // ТАСС.

Стратегические цели и задачи развития цифровой экономики в России зафиксированы в национальном проекте «Цифровая экономика» и входящих в него федеральных проектах. Одной из задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» является цифровизация процессов стратегического планирования.

Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В Указе № 474 цифровая трансформация названа одной из пяти национальных целей развития РФ на период до 2030 года. В качестве целевых показателей указаны:

  • достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, транспорта, а также госуправления;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету, до 97%;
  • увеличение в четыре раза вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий (ИТ) по сравнению с показателем 2019 года.

Достижение этих показателей будет контролироваться с помощью методики расчета целевых показателей и их прогнозных значений, утвержденных Минцифры России.

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» от 18.11.2020 № 600.

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» от 18.11.2020 № 601.

Региональные документы стратегического планирования отражают не только цели и задачи национального уровня, но и региональные вызовы и особенности, которые будут влиять на решение этих задач. Однако собственные цифровые стратегии (как самостоятельные, так и в составе стратегии социально-экономического развития региона) есть пока не везде. Иногда достижение стратегических целей «вписывают» в существующие программы развития информационных технологий, что вряд ли можно считать приемлемой практикой.

В октябре 2020 года Правительство России приняло постановление, в котором утвердило новое Положение о ведомственных программах цифровой трансформации. В том же месяце был принят «Общенациональный план действий», где отдельный раздел посвящен цифровым проектам и планам в сфере цифровизации, в частности оказанию госуслуг.

Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» от 10.10. 2020 № 1646.

Подробнее о законодательном регулировании в области цифровизации и цифровой трансформации см. приложение А.

Создание эффективных цифровых стратегий в госуправлении не только актуально внутри страны, но и становится частью межстрановой конкуренции: темпы и глубина цифровой трансформации все больше определяют конкурентоспособность государств.

Россия пока не входит в число мировых цифровых лидеров, но стремится к этому. В самом лестном для России рейтинге электронных правительств WASEDA она занимает 23-е место; непосредственно над ней располагаются Нидерланды, Исландия и ОАЭ, ниже — Австрия, Бельгия и Таиланд. Тройка лидеров этого рейтинга — США, Дания и Сингапур. Разработчики стратегии могут изучать опыт ЦТ госуправления как в странах с близким уровнем цифрового развития, так и в странах-лидерах.

Один из мировых лидеров — Великобритания. Ее технологическая инновационная стратегия пользуется заслуженным уважением, но, тем не менее, постоянно совершенствуется. Активная государственная позиция в области искусственного интеллекта (ИИ), развитие маркетплейса технологических инициатив, нацеленность на масштабное использование цифровых ID в различных отраслях (непосредственно в «цифре», культуре, медиа и спорте) ускоряет совместное движение вперед академической науки, промышленности и органов госуправления.

В России может появиться marketplace для стартапов в сфере цифровой экономики // ТАСС.

В Канаде до 2022 года действует четырехлетний план действий в области цифровизации, нацеленный на создание открытого цифрового правительства. В комплексе с развитием технологий активно развивается практика управления данными, создавая среду открытости и сотрудничества для госслужащих. Приоритет при цифровых изменениях отдается интересам и потребностям гражданина, предоставлению максимально комфортных сервисов для всех групп граждан с обязательным учетом инклюзивности и доступности среды. Жители при этом непосредственно вовлечены в процесс разработки «цифровых» политик.

Стратегия развития цифрового правительства Китая входит в «Четырнадцатую пятилетку» национального плана информатизации, который решает задачу построения так называемой «сетевой власти», цифрового Китая и «умного» общества. Элементы цифрового правительства глубоко интегрируются в общественную жизнь, распространяясь далеко за пределы верхнего уровня управления государством.

Активно ведется и работа с обществом по ассимиляции «цифры». Граждане вовлечены в создание и развертывание новых общественно значимых сервисов, что помогает своевременно и с необходимым масштабом реагировать на сложные вызовы. Таким образом, в стране формируется новый уровень культуры цифровой трансформации, получающий мощную государственную поддержку.

«Цифровая Индия» идет по пути упрощения форм взаимодействия граждан и государства; это, в частности, означает буквально «меньше полей на формах для заполнения» и запрос только минимально необходимых данных. При этом государство стремится обеспечить гражданам максимум онлайн-поддержки через работу приложений и возможности трекинга статуса услуг. Автоматизация, обратная связь и анализ данных служат основой ответа на типовые вызовы и задачи государства.

В общем виде рецепт наиболее адекватных способов ускорения цифрового развития государственного управления, основанный на мировом опыте, сформулирован в трех тезисах Еврокомиссии: делайте решения простыми, делайте их универсальными и делайте их совместно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Духовой шкаф бош инструкция по эксплуатации режимы
  • Таблетки линкомицин для чего они предназначены инструкция по применению
  • Руководство по ультразвуковой диагностике акушерство
  • Дюспаталин инструкция по применению цена в уфе
  • Ночник звездное небо инструкция по применению на русском языке