Структура руководства вооруженными силами рф

С 1 января 2023 года вступит в силу указ президента России Владимира Путина об увеличении штатной численности Вооруженных сил (ВС) до 2,04 миллиона. В их состав входят три вида ВС, два отдельных рода войск и специальные войска. Российская армия оснащена современным оружием и техникой. Также Россия обладает крупнейшим арсеналом ядерного оружия. По словам Министра обороны России Сергея Шойгу, в 2023 году соединения и воинские части постоянной готовности обеспечат вооружением и техникой на 97 процентов. Кто управляет Вооруженными силами и как руководят обороной страны, разбиралась «Лента.ру».

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России

Высшим руководителем Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин. В мирное время главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное — непосредственно руководит ВС и обороной государства. Президент может вводить военное положение в стране в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе

Правовой режим военного положения определяет Федеральный конституционный закон «О военном положении».

Верховный главнокомандующий утверждает военную доктрину России, определяет основные направления военной политики страны, назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооруженных сил. Помимо этого, президент утверждает концепцию, планы строительства и развития ВС России. В августе 2022 года Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности ВС, а сценарии, в которых Россия может осуществлять ядерное сдерживание, описаны в указе «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов

Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости

Также президент формирует и возглавляет Совет безопасности (Совбез) России, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности общества и государства от внутренних и внешних угроз. К задачам Совбеза относится и формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации конституционных полномочий президента по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и целостности России.

Задачи Министерства обороны России

Министерство обороны (Минобороны) России является органом управления ВС страны. Оборонное ведомство вырабатывает и проводит государственную политику в области обороны, а также обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области обороны. Ведомство осуществляет строительство, поддержание в необходимой готовности и организацию применения Вооруженных сил.

Возглавляющего оборонное ведомство министра назначает президент России, которому непосредственно подчиняется министр обороны. При этом в вопросах, которые относятся к ведению правительства, министр обороны подчиняется председателю правительства Российской Федерации. Главой Минобороны России является генерал армии Сергей Шойгу. Министр несет ответственность за решение задач, возложенных на оборонное ведомство и ВС России.

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Заседание коллегии Минобороны России в Национальном центре управления обороной Российской Федерации

Фото: Алексей Ерешко / ТАСС

В полномочия министра обороны России входят различные задачи, включая принятие решений о формировании и расформировании частей и подразделений до полка включительно. Также он представляет в правительство государственную программу вооружения и осуществляет управление стратегическим развертыванием ВС и их применением на основании решения президента.

В состав Минобороны России входят главные командования Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота, а также командования Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-десантных войск.

Какие задачи выполняет Генеральный штаб ВС России

Центральным органом военного управления Министерства обороны и основным органом оперативного управления Вооруженными силами является Генеральный штаб, который возглавляет генерал армии Валерий Герасимов. Эта структура управляет ВС, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию. Руководство деятельностью генштаба осуществляет министр обороны. В составе Генштаба находится:

— Главное оперативное управление;

— Главное управление;

— Главное организационно-мобилизационное управление;

— Главное управление связи;

— Национальный центр управления обороной Российской Федерации;

— Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы;

— Военно-топографическое управление;

— Восьмое управление (возглавляет Службу защиты государственной тайны ВС России);

— Управление оперативной подготовки;

— Архивная служба.

Планированием военных операций разного уровня занимается Главное оперативное управление (ГОУ) Генштаба. Также ГОУ осуществляет оперативное управление войсками в мирное и военное время, принимает участие в определении источников внешних угроз безопасности страны и организации разработки Плана обороны Российской Федерации.

Фото: Минобороны России

В свою очередь Главное управление (ГУ) Генштаба является органом внешней разведки Минобороны и центральным органом разведки Вооруженных сил. ГУ обеспечивает президента, Федеральное собрание, правительство, министра обороны и начальника генштаба информацией, необходимой для принятия решений в различных областях.

Национальный центр управления обороной Российской Федерации

Также в подчинении Генштаба находится Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ), созданный для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными силами. Помимо этого, НЦУ обеспечивает управление повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, а также сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в России и мире.

В основные задачи НЦУ входит поддержание системы централизованного боевого управления Вооруженных сил в готовности к боевому применению, контроль состояния ВС и выполнения основных задач боевого дежурства. НЦУ обеспечивает управление, координацию и контроль выполнения задач силами ВМФ, а также полетов и перелетов авиации Вооруженных сил.

НЦУ опирается на вычислительные мощности суперкомпьютера, производительность которого оценивается в 16 петафлопс. Он может хранить данные объемом 236 петабайт. По словам министра обороны Сергея Шойгу, суперкомпьютер НЦУ способен прогнозировать развитие конфликтов, основываясь на историческом опыте.

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №01 2022 Г

А. КОЛЕДИНОВ, преподаватель кафедры военно-политической работы Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, кандидат социологических наук

Вооруженные Силы Российской Федерации: их состав и предназначение

Состав, структура и руководство Вооруженных Сил Российской Федерации

Для защиты национальных интересов любому государству необходимы вооруженные силы, способные к активным боевым действиям (как оборонительным, так и наступательным) и нанесению ущерба государству-агрессору (коалиции государств-агрессоров) при любом варианте развязывания и ведения военных действий, в условиях массированного применения боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

Понятие «вооруженные силы» впервые ввел Ф.  Энгельс как общее для армии и флота, с 1858 года оно начало применяться в России. В наши дни вооруженные силы в большинстве государств состоят из различных видов и родов войск, органов военного управления, материально-технического и других видов обеспечения, а также некоторых военных организаций, типичных для каждого государства (например, в США — национальная гвардия, во Франции — жандармерия, в Китае — народная вооруженная милиция и др.).

Вооруженные силы имеют определенную систему организации и комплектования, централизованное управление, единые принципы обучения и воспитания личного состава, подготовки военных кадров, общий порядок прохождения военной службы и др. В мирное время вооруженные силы большинства государств мира содержатся в сокращенном составе, развертываясь в угрожаемый период или с началом войны путем мобилизации.

Вооруженные Силы России ведут историю со времени становления российской государственности, связанной с этим борьбой славянских народов за свою независимость, за объединение русских земель. В конце XVII — начале XVIII века в ходе военных реформ Петра I в России были созданы регулярная армия и флот.

Смена государственной власти в стране в 1917 году привела к ликвидации военной организации Российской империи. Во время Гражданской войны и военной интервенции в России 1917–1922 годов пришедшими к власти в стране большевиками для защиты завоеваний революции были созданы Рабоче-крестьянская Красная армия и Рабоче-крестьянский Красный флот. Им противостояли вооруженные силы Белого движения, потерпевшие поражение в этой войне.

Историю отечественных Вооруженных Сил продолжили Красная (с 1947 г. — Советская) армия и Военно-Морской Флот. Создававшиеся большевиками первоначально как армия нового типа на началах добровольчества, выборности командного состава, без военных чинов и званий, они со временем приобрели все необходимые военной организации государства институты и внешние воинские атрибуты, впитали предшествующий военный опыт и стали достойными продолжателями отечественной военной истории. После распада СССР (1991 г.) в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 1992 года созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. Они стали преемником боевой славы, опыта и лучших традиций Вооруженных Сил СССР, одержавших победу в Великой Отечественной войне. В то же время они являются наследником традиций и побед русской армии и военно-морского флота дореволюционного времени.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны нашей страны.

Они состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.

Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть состава ВС РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает: военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

К военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

2) федеральными государственными гражданскими служащими;

3) работниками.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба.

Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается Министром обороны Российской Федерации.

Руководит Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

В пределах своих полномочий он издает приказы и директивы Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управляет Вооруженными Силами Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Минобороны России ведет деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Центральные органы военного управления — собирательное наименование командований, штабов, управлений, департаментов, отделов, служб и других постоянных (штатных) и временно создаваемых (нештатных) органов, наделенных определенными функциями по управлению подчиненными войсками (силами) в мирное и военное время; предусмотренные штатами или временно созданные коллективы, предназначенные для выполнения определенных задач (функций) по руководству войсками (силами) в различных звеньях.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. В соответствии с решениями Президента Российской Федерации — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами и Министра обороны Российской Федерации Генеральный штаб управляет Вооруженными Силами, организует планирование обороны Российской Федерации, мобилизационную подготовку и мобилизацию в Российской Федерации в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны.

Руководит деятельностью Генерального штаба Министр обороны Российской Федерации.

Для претворения в жизнь мероприятий по подготовке страны и Вооруженных Сил к возможному военному конфликту на территории Российской Федерации создана система военно-административного деления — система границ (зон) ответственности, в пределах которых функционируют объединенные стратегические командования (военные округа).

Военно-административное деление способствует максимальному приближению военного руководства к войскам, обеспечивает удобство управления ими и повышает уровень организации подготовки Вооруженных Сил. Система военно-административного деления образует фундамент для оперативного оборудования территории страны, организации и ведения территориальной, воздушно-космической обороны и решения других оборонных задач.

С 1 января 2021 г. система военно-административного деления Российской Федерации включает в себя 4 военных округа (Западный, Южный, Центральный и Восточный) и Северный флот как отдельный округ.

Таким образом, в условиях мирного времени Вооруженные Силы обеспечивают безопасность нашей страны от внешних источников угроз, вооруженного нападения (агрессии).

Задачи, решаемые ВС РФ и другими войсками по обеспечению военной безопасности и по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию, а также ее союзников, конкретизированы Военной доктриной Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации

В структуру Вооруженных Сил Российской Федерации входят: Сухопутные войска (СВ), Воздушно-космические силы (ВКС), Военно-Морской Флот (ВМФ) — виды Вооруженных Сил; Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантные войска (ВДВ) — рода войск, а также войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил.

Рассмотрим подробнее виды и рода войск и их предназначение.

Сухопутные войска — наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам ведения боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

В состав Сухопутных войск включены: Главное командование Сухопутных войск, мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, разведывательные соединения и воинские части, инженерные войска, войска радиационной, химической и биологической защиты, войска связи.

Основные задачи Сухопутных войск

В мирное время:

— поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

— обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

— подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

— создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед СВ, и их содержание в готовности к боевому применению;

— участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ;

— участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

В угрожаемый период:

— наращивание состава и повышение боевой и мобилизационной готовности войск;

— усиление сил и средств боевого дежурства и разведки за действиями войск противника;

— оперативное развертывание группировок войск на угрожаемых направлениях, в том числе и коалиционных, в соответствии с Договором о коллективной безопасности СНГ;

— увеличение объемов проводимой военно-сборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе;

— участие в проведении отдельных мероприятий территориальной обороны;

— подготовка вооружения и военной техники к боевому применению, наращивание базы материально-технического обеспечения и возможностей ремонтных органов;

— прикрытие государственной границы РФ;

— подготовка первых оборонительных операций.

В военное время:

— выполнение задач по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил РФ;

— локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости — с отмобилизованием соединений и воинских частей;

— проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран-участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

— участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;

— участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Вместе с танковыми войсками выполняют следующие основные задачи:

в обороне — по удержанию занимаемых районов, рубежей и позиций, отражению ударов противника и нанесению поражения его наступающим группировкам;

в наступлении (контрнаступлении) — по прорыву обороны противника, разгрому группировок его войск, захвату важных районов, рубежей и объектов, форсированию водных преград, преследованию отходящего противника;

— ведут встречные сражения и бои, действуют в составе морских и тактических воздушных десантов.

Танковые войска — главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи:

в обороне — по непосредственной поддержке мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесению контратак и контрударов;

в наступлении — по нанесению мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитию успеха, разгрому противника во встречных боях и сражениях.

Ракетные войска и артиллерия (РВ и А) — род Сухопутных войск, основное средство огневого и ядерного поражения противника в ходе ведения общевойсковых операций (боевых действий).

Войска противовоздушной обороны (ПВО СВ) — род Сухопутных войск, предназначенный для прикрытия войск и объектов от действий средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций (боевых действий), совершении перегруппировок (марша) и расположении на месте.

Разведывательные соединения и воинские части относятся к специальным войскам Сухопутных войск и подготовлены для выполнения широкого спектра задач в целях обеспечения командующих (командиров) и штабов информацией о противнике, состоянии местности и погоды для принятия наиболее рациональных решений на операцию (бой) и недопущения внезапности действий противника.

Инженерные войска — специальные войска, необходимые для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) — специальные войска, привлекаемые для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь объединений и соединений Сухопутных войск и обеспечение выполнения поставленных им боевых задач при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.

Войска связи — специальные войска, которые применяют для развертывания системы связи и обеспечения управления объединениями, соединениями и подразделениями Сухопутных войск в мирное и военное время. На них возлагаются также задачи по эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления.

1 августа 2015 в России был создан новый вид Вооруженных Сил — Воздушно-космические силы (ВКС). ВКС ведут разведку воздушно-космической обстановки, вскрывают начало воздушного и ракетного воздушно-космического нападения и оповещают о нем органы государственного и военного управления, отражают агрессию в воздушно-космической сфере и защищают от ударов из космоса и с воздуха пункты управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политические центры, промышленно-экономические районы, важные объекты страны и группировки войск. Также ВКС поражают критически важные объекты и войска противника с применением обычных и ядерных средств поражения, осуществляют авиационную поддержку и обеспечение боевых действий  всех видов и родов войск ВС, обеспечивают запуски космических аппаратов (пусков МБР) и управление ими в орбитальном полете.

Воздушно-космические силы включают в себя:  — Главное командование Воздушно-космических сил и рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска;

— специальные войска (воинские части и подразделения: радиоэлектронной борьбы; связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; инженерные, метеорологические); воинские части (подразделения) технического, тылового обеспечения и охраны органов военного управления;

— военно-учебные заведения и научно-исследовательские организации.

Военно-воздушные силы предназначены для:

— отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);

— поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;

— авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, метеорологические и т.д.), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Войска противовоздушной и противоракетной обороны решают широкий спектр задач. К основным из них относятся:

— отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;

— поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты.

Космические войска предназначены для:

— наблюдения за космическими объектами и выявления угроз России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирования таких угроз;

— запусков космических аппаратов на орбиты, управления спутниковыми системами военного и двойного (военного и гражданского) назначений в полете и применения отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией;

— поддержания в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряда других задач.

Военно-Морской Флот (ВМФ) защищает интересы России на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

В состав Военно-Морского Флота входят: Главное командование Военно-Морского Флота, береговые войска, надводные силы, подводные силы, морская авиация, объединение флота.

На ВМФ возложены следующие задачи:

— сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении РФ;

— защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

— создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане;

— обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

— обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам РФ.

Береговые войска (БВ) — род сил Военно-Морского Флота, который прикрывает силы флотов, войск, население и объекты на морском побережье от воздействия надводных кораблей противника; обороняет военно-морские базы и другие важные объекты флотов с суши, в том числе от морских и воздушных десантов; высаживается и действует в морских, воздушно-морских десантах; содействует сухопутным войскам в противодесантной обороне десантоопасных районов морского побережья; уничтожает надводные корабли, катера и десантно-транспортные средства в зоне досягаемости оружия.

Береговые войска включают 2 рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морскую пехоту.

Надводные силы — род сил Военно-Морского Флота. В организационно-штатном отношении входят в состав объединений и соединений кораблей (флотилия, эскадра, дивизия, бригада и др.). Надводные боевые корабли ВМФ России делятся на классы: авианесущие, ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер и др.), противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль и др.), артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.), противоминные корабли (морской тральщик и др.), десантные корабли и др.

Подводные силы — род сил Военно-Морского Флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основные задачи подводных сил: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдача им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие.

Морская авиация — род сил Военно-Морского Флота. Она служит для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных Сил.

Оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия выступают в роли силовой основы решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент ее стратегических ядерных сил (СЯС).

Ключевое предназначение РВСН — ядерное сдерживание возможной агрессии и поражение в составе СЯС или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

В состав Ракетных войск стратегического назначения входят Командование РВСН, ракетные армии, ракетные соединения, учебные центры и школы техников, высшие военно-учебные заведения.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск Вооруженных Сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач.

В состав Воздушно-десантных войск входят: Командование Воздушно-десантных войск, воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии, десантно-штурмовые бригады, образовательные учреждения, воинская часть специального назначения, воинские части обеспечения.

Таким образом, ключевая миссия Вооруженных Сил России — отражение агрессии, направленной против нашей страны, вооруженная защита целостности и неприкосновенности российской территории, выполнение задач в соответствии с российскими законами и международными договорами.

Обладание мощными Вооруженными Силами, оснащенными современными средствами вооруженной борьбы, принципиально важно для нашей страны на фоне усиливающейся нестабильности, ухудшения экономической ситуации в мире, роста радикальных и экстремистских настроений и т.д., что может спровоцировать возникновение новых вооруженных конфликтов.

Методические рекомендации

В начале занятия полезно провести краткую ретроспективу, посвященную истории зарождения института вооруженных сил в мире и конкретно в нашей стране. Целесообразно напомнить слушателям основные этапы становления и развития отечественной армии и флота, подчеркнув, что обладание мощными вооруженными силами традиционно считалось важным атрибутом любого развитого, сильного государства.

Далее необходимо рассказать, что представляют собой современные Вооруженные Силы России, поведать о принципах их комплектования, организации и управления, о системе военно-административного устройства.

Во втором учебном вопросе желательно вначале схематично раскрыть общую структуру Вооруженных Сил, а потом углубленно — историю, структуру, предназначение, перечень основных решаемых задач, перспективы развития того вида или рода войск, где служат присутствующие на занятии слушатели.

Устный рассказ при возможности стоит сопровождать показом слайдов или видеороликов, наглядно раскрывающих потенциал конкретного вида (рода) войск, например, видеозаписей учений, применения находящихся на вооружении средств огневого поражения, испытательных пусков ракет и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что после ряда серьезных преобразований в последние годы Вооруженные Силы России укрепили статус как одной из ведущих армий мира, и их движение вперед в этом направлении продолжается.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
  4. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976)
  5. Организационно-методические указания по военно-политической работе на учебный 2020–2021 год. М.: ГВПУ.
  6. Основы военно-политической работы: учебник. — М.: ВУ, 2020.
  7. Учебное пособие по военно-политической подготовке. — М.: ГВПУ, 2021.
  8. Раздел «Структура Вооруженных Сил» официального сайта Минобороны России [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/type.htm (дата обращения: 10.12.2021).

Вооруженные силы в любом государстве являются ключевым элементом обеспечения обороноспособности страны. Надлежащее управление ими зависит от правильной их организации. Структура Вооруженных Сил РФ обеспечивает быстрое и правильное выполнение функций, возложенных законодательно на государственную военную организацию страны.

Структура ВС РФ

Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России. ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.

Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.

Территориальная структура

На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:

  1. Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
  2. Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
  3. Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
  4. Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.

военные округа

Структура вооруженных сил РФ на схеме:
Структура вооруженных сил России схематично

Виды ВС

Основным элементом Вооруженных Сил являются виды ВС. В военном ведомстве России законом установлено наличие трех видов вооруженных сил: Военно-воздушных сил, Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

Сухопутные войска

На сегодняшний день Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооруженных сил России. Основная их функция — ведение наступательных действий, целью которых является разгром противника, захват и удержание его территории, отдельных районов и рубежей, отражение вторжения на территорию страны противника и его крупных десантов, нанесения артиллерийских и ракетных ударов на большую глубину. В свою очередь Сухопутные войска организационно состоят из родов войск. Данные рода войск могут выполнять задачи самостоятельно или же совместно.

Сухопутные войска

Мотострелковые войска (МСВ) – наиболее многочисленный род войск в составе Сухопутных войск. Также являются наиболее многочисленным родом войск. На сегодняшний день на вооружении мотострелковых войск находятся БТР и БМП, которые должны обеспечить мобильность пехоты. МСВ организационно состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений.

Мотострелковые, танковые, артиллерийские и прочие подразделения и части могут входить в состав МСВ.

Танковые войска (ТВ) — главная ударная сила, отличающаяся высокой мобильностью, маневренностью и устойчивостью к воздействию оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Главные задачи, исходя из технического оснащения ТВ: осуществление прорыва, развитие оперативного успеха. В составе ТВ могут действовать артиллерийские, мотострелковые, ракетные, танковые части и подразделения.

Ракетные войска и артиллерия (РВиА): ядерное и огневое поражение противника является главной задачей. На вооружении состоит реактивная и ствольная артиллерия. В составе РВиА находятся подразделения, части и соединения гаубичной, реактивной, пушечной, противотанковой артиллерии, а также структурных элементов обеспечения, управления, минометов и артиллерийской разведки.

Войска ПВО Сухопутных Войск (ПВО СВ) – этот род войск должен обеспечить защиту Сухопутных войск от удара с воздуха, а также противодействие воздушной разведки противника. Буксируемые, мобильные, переносные зенитно-пушечные системы и зенитно-ракетные системы стоят на вооружении ПВО СВ.

Также организационная структура ВС предполагает наличие в ВС специальных войск и служб, которые выполняют узкоспециальные задачи с целью обеспечения повседневной и боевой деятельности сухопутных войск.

  • Войска связи,
  • Войска радиоэлектронной борьбы,
  • Инженерные войска,
  • Автомобильные войска,
  • Железнодорожные войска и т.д.

являются специальными войсками.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы аналогично Сухопутным войскам состоят из родов авиации, которые обеспечивают выполнение задач возложенных на ВВС.

Военно - воздушные силы

Дальняя авиации предназначена для нанесения удара и поражения на стратегическую и оперативную глубину военных группировок противника, его важных районов в экономическом и стратегическом отношении, в том числе и с помощью ядерного оружия.

Фронтовая авиация действует на оперативной глубине. Выполнять может задачи как самостоятельно, так и при проведении совместных операций на суше и на море.

Армейская авиация осуществляет поддержку сухопутных войск путем уничтожения бронированных и подвижных объектов противника. Также силы Армейской авиации обеспечивают мобильность Сухопутных войск.

Военно-транспортная авиация осуществляет перевозку грузов, войск и техники, а также привлекается к проведению военно-воздушных операций. В мирное время главной функцией является обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил, а в военное – мобильности ВС.

Структура вооруженных сил РФ предполагает наличие в составе ВВС Специальной авиации, Зенитно-ракетных войск и Радиотехнических войск, которые существенно расширяют спектр задач, возложенных на Военно-воздушные силы.

Военно-морской флот

Военно-морской флот — главная сила Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты интересов России в Исключительной морской (экономической) зоне, проведения поисково-спасательных операций, а также ведение боевых действий на море.

Военно - морской флот

В состав ВМФ входят:

  • Подводные силы,
  • Надводные силы,
  • Береговые войска,
  • Морская авиация,
  • части и соединения специального назначения.

ВМФ также организационно делятся на:

  • Балтийский флот,
  • Черноморский флот,
  • Северный флот,
  • Тихоокеанский флот,
  • Каспийскую флотилию.

Самостоятельные рода войск

Для выполнения некоторых задач требуется специальная техника и обученный персонал. Структура Вооруженных Сил предполагает наличие самостоятельных родов войск:

  1. Воздушно-десантные войска;
  2. Ракетные войска стратегического назначения;
  3. Войска воздушно-космической обороны.

Воздушно - Десантные Войска

Войска воздушно-космической обороны

Самый молодой род войск. Хотя наша держава освоение космоса начала еще в 1960-х, но только в 21 веке Войска воздушно-космической обороны были выделены в отдельный род войск из состава Ракетный войск стратегического назначения.

Самыми главными задачами считаются:

  • выявление ракетного удара;
  • управление группировкой космических аппаратов;
  • противоракетная оборона столицы России.

Ракетные войска стратегического назначения

На сегодняшний день являют собой главный сухопутный компонент ядерных сил России. Главной функцией считается сдерживание возможной агрессии. Но в случае необходимости могут нанести упреждающий удар по важным экономическим и военным объектам противника, а также уничтожение его военных группировок.

Воздушно-десантные войска

Были созданы еще в 1930-х годах. На сегодняшний день на них возложена функция проведения десантных операций и ведение боевых действий в тылу противника.

Система руководства и управления Вооруженными Силами

Общее
руководство Вооруженными Силами (и
другими воинскими формированиями и
органами) Российской Федерации
осуществляет Верховный
Главнокомандующий
.
Согласно Конституции и Закону «Об
обороне» им является Президент
России
.

Реализуя
свои полномочия, Президент определяет
основные направления военной политики
Российской Федерации, среди которых
важнейшее место занимают проблемы
создания, укрепления и совершенствования
военной организации, технического
оснащения Вооруженных Сил, определения
перспектив развития военной техники,
мобилизационных возможностей государства.
Он утверждает военную доктрину Российской
Федерации, концепции и планы строительства
и развития Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил,
которым определяется порядок работы
органов государственной власти России,
субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и экономики страны в
военное время. В условиях мира готовится
и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного
оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов
материальных ценностей государственных
и мобилизационных резервов. Кроме того,
Президент утверждает Положение о
территориальной обороне и План гражданской
обороны.

Президент
Российской Федерации утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы
размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами,
а также объектов по ликвидации оружия
массового уничтожения и ядерных отходов.
Им же утверждаются все программы ядерных
и других специальных испытаний.

Осуществляя
непосредственное управление Вооруженными
Силами, он утверждает структуру и состав
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно,
а также штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.

Наиболее
важные документы, такие, как общевоинские
уставы, положения о Боевом Знамени
воинской части, Военно-морском флаге,
порядке прохождения военной службы,
военных советах, военных комиссариатах,
утверждаются Президентом Российской
Федерации и являют собой законы армейской
и флотской жизни.

Дважды
в год Президент издает указы о призыве
граждан на военную службу, а также об
увольнении с военной службы военнослужащих,
проходящих службу по призыву.

Как
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент страны в соответствии
с Законом РФ о военном положении вводит
в действие нормативные правовые акты
военного времени и прекращает их
действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном
положении. В случае агрессии против
России или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации
издает Указ о введении военного положения.
Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны.
Вводя военное положение, Президент
наделяет особыми полномочиями органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При
введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного
управления, власть которых распространяется
и на гражданских лиц. Всем органам и
должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения
безопасности и порядка. Могут быть
ограничены некоторые конституционные
права граждан (например, свобода собраний,
демонстраций, свобода печати).

При
введении военного положения Президент
Российской Федерации немедленно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.

Президент
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами вправе принять
решение о привлечении Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.

Президент
России формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ. Основными его функциями
является разработка предложений по
обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.

Таким
образом, выполняя свои конституционные
обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом «Об обороне»,
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.

В
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является
Федеральное Собрание, которое состоит
из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы. Конституция и
Закон «Об обороне» четко определяют
полномочия Федерального Собрания в
области обороны.

Совет
Федерации
является верхней палатой
Федерального Собрания и выступает как
орган представительства субъектов
Федерации. К его ведению относится
утверждение указов Президента РФ о
введении военного и чрезвычайного
положения, а также о привлечении
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов с использованием
вооружения к выполнению задач не по их
предназначению, решение вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории Российской
Федерации. Совет Федерации рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые
принятыми Государственной Думой
федеральными законами о федеральном
бюджете, а также принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны.

Государственная
Дума
является представительным
органом всего населения Российской
Федерации и состоит из депутатов,
избираемых гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при
тайном голосовании.

Государственная
Дума рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и
военному строительству.

Кроме
этих полномочий, Совет Федерации и
Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере
через свои комитеты по безопасности и
обороне.

Правительство
Российской Федерации
— один из главных
органов осуществления государственной
власти в Российской Федерации. Оно
возглавляет систему федеральных органов
исполнительной власти.

В
соответствии со статьей 114 Конституции
РФ Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны и ее
безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этому закону
Правительство: разрабатывает и
представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам; организует разработку и
выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; определяет
условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по
реализации этой программы; определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской и
территориальной обороны; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения и др.

Непосредственное
руководство Вооруженными Силами России
осуществляет министр обороны через
Министерство обороны и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Министр
обороны
является прямым начальником
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ и несет персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на
министерство. По наиболее важным вопросам
жизни и деятельности Вооруженных Сил
РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления,
другие правовые акты, регламентирующие
различные вопросы жизни, быта и
деятельности войск.

Министерство
обороны Российской Федерации
участвует
в подготовке предложений по вопросам
военной политики и по военной доктрине
Российской Федерации, разрабатывает
концепцию строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации. Оно готовит
Федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники,
а также предложения по государственному
оборонному заказу, по расходам на оборону
в проекте федерального бюджета. Важное
значение имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны;
организация научных исследований, заказ
и финансирование производства и закупок
вооружения и военной техники,
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство
сотрудничает с военными ведомствами
иностранных государств, а также
осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным
органом оперативного управления войсками
и силами флота Вооруженных Сил РФ
является Генеральный штаб. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации
и координирует разработку предложений
по численности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.

Генеральный
штаб готовит также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил
и Федеральную государственную программу
оперативного оборудования территории
страны в целях обороны. Он устанавливает
количественные нормы призыва на военную
службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В
целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.

В
структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений,
ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям
министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства
Обороны (МО) РФ входят Главные командования
видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В
структурном отношении Главное командование
вида ВС РФ состоит из Главного штаба,
управлений, отделов и служб. Во главе
вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий.
Он назначается Президентом РФ и
подчиняется непосредственно министру
обороны.

В
состав управления военного округа
входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные
подразделения. Возглавляет военный
округ командующий войсками военного
округа.

Структура
управления отдельной воинской части и
основные обязанности ее должностных
лиц определены Уставом Внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Исполнительная
власть, осуществляемая военными органами
Вооруженных Сил РФ, действует как на
основании общих принципов осуществления
исполнительной власти, так и специфических,
важнейшими из которых являются принципы
последовательной централизации,
единоначалия и строгой дисциплины.

Централизациявыражается в осуществлении руководства
всеми Вооруженными Силами государства
из единого центра, подчинении всех видов
Вооруженных Сил РФ единому командованию,
наделении центральных органов всей
полнотой прав по управлению нижестоящими
военными органами и подчиненными
войсками, обязательности актов и указаний
вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих.

Единоначалие— основополагающий принцип строительства
Вооруженных Сил РФ, руководства ими и
взаимоотношений между военнослужащими.
Суть единоначалия заключается в наделении
командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все
стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого
военнослужащего. Единоначалие в
Вооруженных Силах РФ осуществляется
на прочной правовой основе. Этот принцип
закреплен юридически на законодательном
уровне. Нормы военного законодательства,
уставы ВС РФ конкретно определяют
обязанности и права соответствующих
командиров (начальников), наделяют их
необходимыми государственно-властными
полномочиями.

Воинская
дисциплина
— важнейший принцип
осуществления исполнительной власти
в военном управлении. Однако воинская
дисциплина является только частью
(видом) государственной дисциплины,
действующей в военной области. Поэтому
органы военного управления и их
должностные лица обязаны соблюдать
требования и других видов государственной
дисциплины.

Таким
образом, Вооруженные Силы Российской
Федерации имеют стройную систему
руководства и управления, которая
обеспечивает их надежную управляемость
в различных условиях обстановки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вооружённые Си́лы Росси́йской Федера́ции (ВС РФ), государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. ВС РФ предназначены для отражения направленной против страны агрессии, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами. К обороне страны также привлекаются войска национальной гвардии РФ (далее – другие войска); для выполнения отдельных задач в области обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, государственной охраны, военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Для защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории страны. В этом случае, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Федеральным законом «Об обороне», ВС РФ решают следующие задачи: отражение вооружённого нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории страны; отражение или предотвращение вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защита граждан России за её пределами от вооружённого нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Деятельность ВС РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Часть состава ВС РФ может входить в объединённые вооружённые силы или находиться под объединённым командованием в соответствии с международными договорами РФ.

ВС РФ решают возложенные на них задачи в мирное и военное время совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые участвуют в обороне страны в соответствии с Планом применения ВС РФ.

ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших ВС СССР, дислоцировавшихся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся под её юрисдикцией. При этом была сохранена действующая система управления Стратегическими силами в соответствии с ранее принятыми соглашениями. Стратегические силы на территории РФ вошли в состав Объединённых вооружённых сил Содружества Независимых Государств (СНГ). Одновременно РФ выделила соответствующие силы и средства в распоряжение Главного командования Объединённых ВС СНГ.

В начале 1990-х гг. ВС РФ включали: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот (ВМФ) как виды ВС, Воздушно-десантные войска (ВДВ) и Военно-космические силы (в качестве рода войск), а также Тыл ВС и войска, не входившие в виды ВС. В военно-административном отношении территория страны была разделена на семь военных округов (Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) и Калининградский особый район.

С 1992 г. началось реформирование структуры ВС РФ: разрабатывалась законодательная база, изменялась их структура, уточнялось военно-административное деление страны, проводились сокращение численности, состава ВС и другие мероприятия.

Правовую основу строительства и функционирования ВС РФ составляют законы: «О безопасности» (1992, 2010, 2020), «Об обороне» (1996), «О воинской обязанности и военной службе» (1998), «О статусе военнослужащих» (1998); Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года (1998). Указами Президента РФ утверждены Вопросы прохождения военной службы (1999); Концепция национальной безопасности РФ (2000), Вопросы Министерства обороны Российской Федерации (2004); общевоинские уставы ВС РФ (2004); Военная доктрина Российской Федерации (2000, 2014); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2009, 2015, 2021); военно-административное деление Российской Федерации (2020) и другие документы.

Военная доктрина РФ (далее – Военная доктрина) – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту РФ. В ней отражена приверженность РФ к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. При этом ядерное оружие остаётся важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В целом военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения ВС РФ, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности.

Основная задача строительства и развития ВС РФ, других войск и органов – приведение их структуры, состава, численности и оснащённости современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями РФ.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и могут уточняться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

4 ноября 2021 г. президенты России и Белоруссии утвердили Военную доктрину Союзного государства. Документ был принят на заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

Руководство и управление ВС РФ

Согласно Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. Президент РФ также осуществляет руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, другие документы по применению ВС РФ.

ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников).

Комплектование ВС РФ осуществляется: военнослужащими – путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу; федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Управление ВС РФ осуществляет министр обороны РФ посредством Министерства обороны РФ (Минобороны России, МО РФ). При этом руководство и управление ВС РФ, обучение личного состава ВС РФ осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Структура МО РФ: министр обороны РФ и 12 его заместителей (в том числе два – первых), Генеральный штаб ВС РФ, главные управления, управления и департаменты МО РФ, службы РФ, главные командования видов ВС, командования родов войск ВС. Кроме того, Минобороны РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), ряд других организаций. Высшим совещательным органом является Коллегия МО РФ, в которую входят по должности министр обороны (председатель), первые заместители и заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС, а также другие должностные лица иных органов и организаций.

Министры обороны РФ: Б. Н. Ельцин (март – май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 – июнь 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 – май 1997); И. Д. Сергеев (май 1997 – март 2001); С. Б. Иванов (март 2001 – февраль 2007); А. Э. Сердюков (февраль 2007 – ноябрь 2012); С. К. Шойгу (с ноября 2012).

Генеральный штаб ВС РФ (далее – ГШ ВС РФ) является центральным органом военного управления Минобороны России и основным органом оперативного управления ВС РФ. В соответствии с решениями Президента РФ – Верховного Главнокомандующего ВС РФ и министра обороны РФ ГШ ВС РФ осуществляет управление Вооружёнными Силами, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Руководство деятельностью ГШ ВС РФ осуществляет министр обороны РФ. ГШ ВС РФ состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений.

В ходе реформирования ВС РФ Генеральный штаб ВС РФ претерпел изменения. Для разделения его оперативных и административных функций были выделены две сферы деятельности – планирование применения и строительства ВС и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований ГШ ВС РФ превратился в полноценный орган стратегического (военного) планирования.

В числе основных функции ГШ ВС РФ: а) организация планирования управления ВС; б) организация централизованного боевого управления ВС; в) обеспечение совместно с федеральными органами исполнительной власти реализации решений Верховного Главнокомандующего ВС РФ в части, касающейся управления ВС, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями; г) поддержание в состоянии готовности систем и комплексов централизованного боевого управления ВС, контроль за состоянием готовности систем боевого управления войсками (силами) к боевому применению; д) организация планирования и санкционирования применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечение его применения; е) организация и проведение мероприятий (работ) по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности; ж) анализ состояния боевого управления в ВС и контроль за обеспечением его надлежащего уровня. ГШ ВС РФ осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Генеральный штаб возглавляет начальник ГШ ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ.

Военно-административное деление территории РФ

Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ определяется задачами обороны и социально-экономическими и инфраструктурными условиями мест размещения.

Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа (ВО) – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, хозяйственно-производственного районирования, предполагаемых театров военных действий и операционных направлений. Каждый ВО организует в пределах назначенной территории её охрану, оборону, единую систему всех видов службы и подготовки войск, а также выполнение других мероприятий, связанных с подготовкой государства и его ВС к войне. ВО являются одновременно общевойсковыми оперативно-стратегическими территориальными объединениями ВС РФ. В состав ВО входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Военный округ возглавляет командующий войсками ВО. В управлении ВО создаётся военный совет.

Указом Президента РФ с 1 января 2021 г. установлено следующее военно-административное деление РФ:

Западный ВО – в административных границах Республики Карелия, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, городов Москва, Санкт-Петербург;

Южный ВО – в административных границах республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Северная Осетия – Алания, а также Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, г. Севастополь;

Центральный ВО – в административных границах республик: Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, а также Удмуртской и Чувашской республик, Алтайского, Красноярского и Пермского краёв, Иркутской области, Кемеровской области – Кузбасса, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

Восточный ВО – в административных границах республик: Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа;

Северный флот – в административных границах Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа. Статус военного округа Северный флот получил с 1 января 2021 г. как межвидовое стратегическое территориальное объединение ВС РФ, выполняющее задачи военного округа.

Организационная структура ВС РФ

По функциональному предназначению компонентами ВС РФ являются Стратегические силы сдерживания (ССС) и Силы общего назначения (СОН). ССС состоят из стратегических оборонительных сил (войска, силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противовоздушной обороны) и стратегических наступательных сил (РВСН, авиационные и морские стратегические ядерные силы). СОН предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника, нанесения ему поражения в войне с применением обычных средств поражения. В их состав входят объединения, соединения и части СВ, Воздушно-космические силы (ВКС), ВМФ.

В 2022 г. ВС РФ включают: три вида ВС – Сухопутные войска, ВКС и ВМФ; два рода войск – РВСН, ВДВ; войска и органы, не входящие в виды и рода войск ВС РФ, другие части и военно-учебные заведения.

Виды ВС РФ выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск ВС, применяя присущие им средства вооружённой борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид ВС состоит из родов войск, предназначенных для решения определённых оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов ВС в их состав входят специальные войска, другие части и организации.

В структуру Сухопутных войск входят: главное командование СВ; мотострелковые войска; танковые войска; ракетные войска и артиллерия; войска противовоздушной обороны; разведывательные соединения и воинские части; инженерные войска; войска радиационной, химической и биологической защиты; войска связи.

В структуру Воздушно-космических сил входят: главное командование ВКС; Военно-воздушные силы; Космические войска; войска ПВО-ПРО.

В структуру Военно-Морского Флота входят: главное командование ВМФ; три рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация; два рода войск: береговые войска (в том числе морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские и сухопутные войска) и войска ПВО (в том числе радиотехнические и зенитно-ракетные войска); объединения флота (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия). По функциональному предназначению ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил (МСЯС) и морских сил общего назначения (МСОН).

Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач, и применяющая, как правило, только ей свойственные способы ведения боевых действий, виды оружия и военной техники. В бою и в операции рода войск (сил) тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них. Для обеспечения боевой деятельности родов войск (сил) в ВС имеются специальные войска.

В структуру Ракетных войск стратегического назначения входят: командование РВСН; ракетные армии и соединения; учебные центры и школы техников; высшие военно-учебные заведения. В РВСН содержатся в готовности к боевому применению около 2/3 носителей ядерных зарядов и 3/4 суммарной мощности ядерных зарядов стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов СЯС) начиная с 1972 г. строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР (признаны РФ) и США, а также РФ и США.

В структуру Воздушно-десантных войск входят: командование ВДВ; воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии (бригады); образовательные учреждения; воинские части специального назначения и обеспечения.

Важной составной частью ВС РФ, связывающей их с экономическим комплексом страны и во многом определяющей боевую готовность и боеспособность всех видов и родов войск ВС РФ, является система материально-технического обеспечения (МТО) ВС – система органов управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения войск (сил) вооружением, военной техникой (ВВТ) и материальными средствами, их хранения, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации в мирное и военное время. Организационно силы и средства МТО входят в состав военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.

Современное состояние ВС РФ

Министерство обороны РФ в 2022 г. решало и продолжает решать ряд важных задач. В начале 2022 г. совместно со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была проведена операция по стабилизации обстановки в Казахстане, не допущена «цветная революция» в этой стране. Российские группировки войск остаются основным гарантом сохранения мира в Сирии и Нагорном Карабахе.

С 24 февраля 2022 г. ВС РФ проводят Специальную военную операцию (СВО) с целью демилитаризации и денацификации Украины. В 2022 г. в стране была проведена частичная мобилизация.

К концу 2022 г. во всех видах и родах войск ВС РФ был принят на вооружение ряд современных боевых комплексов и систем, их доля в ядерных силах превысила 91,3%. В 2022 г. в РВСН заступил на боевое дежурство ракетный полк, оснащённый ракетным комплексом «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком. Завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижный грунтовой ракетный комплекс «Ярс». Успешные пуски новой ракеты тяжёлого класса ракетного комплекса «Сармат» в ходе государственных испытаний позволили приступить к работе по его развёртыванию. Авиационные СЯС пополнились стратегическим ракетоносцем Ту-160М и самолётом Ту-95МС. Атомные ракетные подводные крейсеры МСЯС несут плановую боевую службу в назначенных районах Мирового океана. В состав ВМФ принят очередной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А» «Генералиссимус Суворов», вооружённый баллистическими ракетами «Булава».

Продолжается повышение боевых возможностей видов и родов войск ВС РФ. В Воздушно-космических силах дальнейшее развитие получила Единая космическая система. Запущен шестой космический аппарат «Купол», что позволяет осуществлять непрерывный контроль ракетоопасных районов в Северном полушарии.

Военно-Морской Флот получил современную подводную лодку, шесть надводных кораблей, три боевых катера, 11 судов и катеров обеспечения, а также два береговых ракетных комплекса. Начались серийные поставки гиперзвуковой ракеты морского базирования «Циркон». Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» с гиперзвуковыми ракетами на борту уже несёт боевую службу в определённых районах Мирового океана.

В 2023 г. продолжается курс на развитие ВС РФ и повышение их боевых возможностей.

День основания ВС РФ – 7 мая 1992 г. (дата подписания Указа Президента РФ об их основании). Установлены праздничные дни некоторых видов ВС и родов войск. Отдельным федеральным законом в ознаменование военных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, установлены дни воинской славы и памятные даты России.

Дата публикации:  20 мая 2022 г. в 13:50 (GMT+3)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигнализация маджикар 8 инструкция по применению
  • Beauty body smart fitness инструкция на русском
  • Инструкция по охране труда при работе с вибростолом
  • Бионикл инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Автоматический тонометр на запястье ub 202 инструкция по применению взрослым