Сущность педагогического руководства рдш заключается в

Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение

дополнительного
образования «Дом детского творчества»

Первомайского
района Тамбовской области

Методические
рекомендации

Организация
деятельности Российского движения школьников в образовательных организациях

(для
педагогов — организаторов и старших вожатых образовательных организаций)

                                                                         Составитель:

                                                                             
методист Киянова Л.М.

р.п.
Первомайский

2017
год

Введение

Ключевой фигурой организации деятельности РДШ  в
образовательных организациях, обеспечивающей  соблюдение принципов и норм,
закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый. Это и  лидер, признаваемый
детьми, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность  по
направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к
созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный
воодушевлять детей реализовывать себя в предлагаемых направлениях 
детско-юношеской организации.

I. Цели и
задачи организации Российского движения школьников в школе

Целью
Российского движения школьников является совершенствование государственной
политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию
личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Для
достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок,
определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности,
в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность,
раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое
значение в жизни, в семье, в обществе. Реализация цели РДШ предполагает решение
ряда задач.

1. Формирование
единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия
ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ 
для проектной  деятельности участников первичного отделения РДШ.

2. 
Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать
поддержку и реализацию 4 ведущих  направлений деятельности РДШ с целью развития
проектной деятельности.

3.
Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения
РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка
механизма взаимодействия с вузами и колледжами.

 4.Формирование
единой информационной среды для развития и  масштабирования инновационной,
проектной, социальнопреобразовательной деятельности   РДШ.

5.
Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений
РДШ. В своей деятельности старший вожатый должен ориентироваться на 
основополагающие принципы формирования первичного отделения РДШ:


массовость и добровольность участия;


дифференциация интересов  обучающихся с учетом уровня  и иерархии их
потребностей, эмоционально-волевой и ценностно-нравственной сферы;


вариативность выбора разнообразных сфер общения и отношений в  воспитательном
пространстве;


субъект-субъектные отношения между и детьми в процессе их совместной
деятельности.

При
организации первичного отделения РДШ старшему вожатому  необходимо учитывать
следующие принципы, позволяющие сделать его деятельность эффективной и
качественной:

1. Принцип
научности в организации работы: постоянно осуществлять экспериментальную работу
на основе выбора средств, 7 доступных экспериментатору и соответствующих
современным требованиям педагогической науки.

2. Принцип
персонифицированного подхода в организации работы старшего вожатого. Этот
принцип учитывает следующие общепедагогические положения:

-обращение
внимания всех субъектов воспитательной деятельности на отношение старшего
вожатого к данному виду работы;

-учет
уровня работоспособности старшего вожатого и оказание ему всесторонней
индивидуальной (персонифицированной) помощи;

-степень
сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных
психофизиологических особенностей старшего вожатого.

3. Принцип
самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого
потенциала.

4. Принцип
необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений
деятельности.

5. Принцип
оптимистической перспективы: совокупности положительных представлений о
реальном и прогнозируемом состоянии результата деятельности, о целях, способах
его изучения и достижения на практике.

6. Принцип
гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими,
производственными, экономическими, административными и др., которые необходимо
учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.

7. Принцип
демократизации: предоставление участникам деятельности определенных свобод для
саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

8. Принцип
культуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую
обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.

9. Принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей участников: знания о природе
ребенка, состоянии его здоровья, физическом, физиологическом, психическом и
социальном развитие.

10.
Принцип рефлексивности, нравственного осмысления  обучающимся собственного
жизненного опыта.  Принцип  динамизма: формирование личности, адаптированной к
динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить
эффективные решения в  динамичных условиях.

11.
Принцип толерантности — терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и
другим культурам, другому образу жизни.

12.
Принцип индивидуализации: каждый получает свободу проявления своих
индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.

13.
Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и
развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.

14.
Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые
условия самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка.
Комплексное использование приведенных принципов реализации деятельности
первичного отделения  РДШ  будет способствовать получению  позитивных
результатов пилотной площадки.

          II. Функции
Старшего вожатого

Российское движение школьников позиционируется как
объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые
объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские
центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права
на участие в принятии решений, затрагивающие их интересы.   В связи с этим
старший вожатый рассматривается как лидер эффективного становления и развития
объединений учащихся в системе первичного отделения РДШ. Пути решения основных
задач деятельности детско-юношеской организации на уровне первичного отделения
раскрываются в функциях старшего вожатого, которые представляют собой
комплексную систему трудовых действий. Деятельность старшего вожатого и функции
его деятельности можно представить в виде таблицы. 

Трудовые функции:

1. Педагогическое обеспечение формирования детских общественных
объединений; 

2. Педагогическое сопровождение деятельности детских
общественных объединений; 

3. Организация взаимодействия субъектов воспитания на
основе самоуправления с целью развития детской самодеятельности.

Таблица 1.

Трудовые
действия

1.Педагогическое
обеспечение формирования детских общественных объединений: Разработка
методических материалов для реализации программ и мероприятий по
социально-педагогической поддержке обучающихся Разработка методических
материалов для консультирования обучающихся по построению социальных
отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям Осуществлять методическое
сопровождение деятельности педагогов по развитию у родителей (законных
представителей) социально- педагогической компетентности Организационнометодическое
сопровождение совместной деятельности институтов социализации по
социально-педагогической поддержке обучающихся. Организация и методическое
обеспечение контроля результатов деятельности по социальнопедагогической
поддержке обучающихся.

Необходимые
умения:

1.
Педагогическое обеспечение формирования детских общественных объединений:
Осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы,
инновационного опыта и их анализ.  Осуществлять отбор материалов, актуальных
для реализуемых программ социально-педагогической поддержки обучающихся. 
Разрабатывать информационно-методические материалы для программ
социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их
участников – педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся 
Формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации
обучающихся.  Оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в
построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям.
Реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся
из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.  Осуществлять
организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике
девиантного поведения обучающихся.  Осуществлять организационно-методическое
сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся. 
Проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды. 
Реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной
деятельности социальных институтов по социально — педагогической поддержке
разных категорий обучающихся. Осуществлять контроль и анализ результатов
реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке
обучающихся.

2.Педагогическое
сопровождение деятельности детских общественных объединений
:

-организация
участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по
основным направлениям воспитания;

-организация
участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в
проектировании содержания совместной деятельности;

-педагогическое
стимулирование детских социальных инициатив; -определение педагогических
средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами
воспитания;

-организационнопедагогическая
поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных
объединений.

2.Педагогическое
сопровождение деятельности детских общественных  объединений:

-осуществлять
проектирование содержания воспитательного процесса на основе требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(ФГОС ОО); 

-применять
игровые педагогические технологии с целью включения обучающихся в
планирование совместной деятельности;

-организовывать
обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах; 

-организовывать
участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании
содержания воспитательной деятельности образовательной организации;

-применять
технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в
социально и личностно значимой деятельности;

-мотивировать
обучающихся к реализации социальных проектов;

-осуществлять
педагогическую поддержку детских инициатив;

-осуществлять
разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе
предложений субъектов воспитания;

-выявлять
социальные способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный
опыт, интересы, потребности;

-организовывать
совместное с обучающимися проектирование моделей детского самоуправления в
образовательной организации;

-оказывать
педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих,
общественных объединений, органов самоуправления; 

-осуществлять
педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных
объединений обучающихся;

-осуществлять
руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности с
учетом требований ФГОС ОО.

3.Организация
взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с целью развития
детской самодеятельности:
Организация совместной деятельности
детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского,
нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического
воспитания.  Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности
их общественных объединений.  Организация работы органов самоуправления
обучающихся.  Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у
обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей. 
Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся.  Проведение
коллективных творческих дел, массовых мероприятий.

3.
Организация взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления с
целью развития детской самодеятельности:
Организовывать
совместную социально и личностно значимую деятельность детей и взрослых. 
Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной
деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного,
трудового, экологического, эстетического, физического и других актуальных
направлений воспитания. Формировать пространство для социальных инициатив
обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации.
Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к
самореализации в социально и личностно значимой деятельности.  Организовывать
проектную деятельность обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение
детских социальных проектов.  Проводить консультирование обучающихся по
вопросам реализации ими социальных инициатив.  Мотивировать обучающихся к
принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора. Оказывать педагогическую
поддержку обучающимся в процессе самоопределения в рамках программ
коллективной деятельности. Руководить деятельностью одного или нескольких
детских общественных объединений на основе технологий педагогической
поддержки.  Проводить творческие занятия для членов детских общественных
объединений и органов самоуправления с целью развития у обучающихся
лидерского потенциала и организаторских способностей. Проводить коллективные творческие
дела, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей
субъектов воспитания.  Осуществлять контроль реализации программ совместной
деятельности.  Анализировать динамику развития детского самоуправления,
результаты деятельности детских общественных объединений. Организовывать
обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной
деятельности.

Необходимо отметить, что реализация всех
вышеперечисленных функций эффективна для становления ребенка как Личности только
тогда, когда школьник – участник Российского движения школьников — является
субъектом собственной жизнедеятельности, объединяясь в проектные команды,
реализуя свои идеи для участия в решении проблем, затрагивающих права и
интересы подрастающего поколения.

Задачи деятельности старшего вожатого по направлениям
Российского движения школьников

В соответствии с проведенным опросом общественного
мнения были определены основные направления деятельности РДШ: личностное
развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационномедийное.
Направление «Личностное развитие»

Популяризация ЗОЖ
формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни; —
присвоение созидающей здоровье философии; — формирование активной жизненной
позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и
осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам.

«Творческое развитие» — стимулирование
творческой активности школьников.  — предоставление возможности школьникам
проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание. — координация 
воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса. — контроль
реализации творческого развития школьников.

«Популяризация профессий» — стимулирование
и мотивация школьников к личностному развитию, расширению кругозора в
многообразии профессий. — формирование у школьников представлений о сферах
трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального
развития. — формирование у школьников универсальных компетенций, способствующих
эффективности в профессиональной деятельности: — способности к коммуникации (в
устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия; — способности
работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным
и культурным различиям; — способности к самоорганизации и самообразованию. 

Направление «Гражданская активность»

— сохранять и развивать исторически сложившиеся
дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеративном
государстве, содействовать развитию национальных культур и языков Российской
Федерации;

— способствовать формированию активной жизненной
позиции школьников;

— формировать у школьников осознанное ценностное
отношение к истории своей страны, города, района, народа;

— развивать у детей чувство патриотизма, национальной
гордости за свою страну;

— стимулировать социальную деятельность школьников,
направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения;

 — организовывать акции социальной направленности;

— создавать условия для развития детской инициативы;

— оказывать помощь учреждениям культуры в организации
и проведении мероприятий;

— оказывать помощь и содействие в проведении
мероприятий экологической направленности;

— активизировать стремление школьников к организации
деятельности в рамках работы поисковых отрядов

Направление «Военно-патриотическое»:

— совместно с ответственными педагогами сформировать
школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области
военно-патриотического воспитания.

— организовать работу военно-патриотического клуба на
базе ОО и вовлечь в нее детей.

— организовать профильные события, направленные на
повышение интереса у детей к службе в силовых подразделениях, в том числе
военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

— организовать проведение образовательных программ –
интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с
интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;

— обеспечить координацию военно-патриотической
деятельности школы с общественными объединениями и государственными
организациями в рамках социального партнерства.

Направление «Информационно-медийное»:

— разработать и реализовать модели многофункциональной
системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;

— создать информационно-медийный центр (ИМЦ) для
реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;

— апробировать индикаторы и критерии оценки
деятельности информационно-медийного направления РДШ;

— создать систему взаимодействия с
информационно-медийными партнерами. 

III.  Алгоритм
работы с целевыми группами

Для обеспечения деятельности РДШ в образовательных
организациях необходимо организовать эффективную деятельность старшего
вожатого, который контролирует соблюдение принципов и норм, закрепленных в
Уставе РДШ, способствует интеграции образовательных ресурсов детских
общественных объединений, ученического самоуправления, партнеров РДШ. Старшему
вожатому рекомендуется организовать взаимодействие с тремя целевыми группами:

• обучающимися,

• педагогическим сообществом (например, классными
руководителями, завучами по воспитательной работе, социальным педагогом и
психологом, администрацией образовательной организации.);

• родителями обучающихся.

3.1. Этапы работы старшего вожатого в образовательном
учреждении

1 этап (планирование) работы
старшего вожатого на пилотной площадке 

1. Ознакомиться со списком организаций-партнеров,
внесенными в перечень региональных организаций, взаимодействующих со школой в
субъектах РФ и составить список основных для данной образовательной
организации.

2. Провести опрос мнений всех категорий участников
воспитательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации образовательной
организации, родителей) с предложением вариантов мероприятий, партнеров и др.

3.Составить план работы на год первичной организации
РДШ (см. образцы планов ниже).

4. Привлечь к корректировке плана работы первичной
организации РДШ педагога дополнительного образования, педагога социального партнера,
др. Результат: наличие плана работы на год, установления профессионального
контакта с педагогом дополнительного образования, педагогом, представителем
организации — социального партнера, др.

2 этап (презентационный) работы
старшего вожатого.  Провести презентацию Общероссийской
общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников»:

1. Накануне начала учебного года для педагогов
образовательной организации на педагогическом совете;

2. 1 сентября для
обучающихся данного образовательного учреждения; 3. На первом общем
родительском собрании образовательной организации;

4. Провести сбор актива обучающихся образовательной
организации (членов органа ученического самоуправления, представителей детского
общественного объединения) и спланировать создание первичного отделения
организации РДШ. Результат: установление партнерских отношения, обеспечивающие
эффективную работу первичного отделения РДШ.

 3 этап (организационный) работы
старшего вожатого.

1. Распределить обязанности в первичном отделении РДШ

2. Приступить к формированию проектных групп по
направлениям деятельности РДШ. Результат: наличие первичного отделения РДШ,
проектных команд.

4 этап (деятельностно-практический) работы
старшего вожатого

1. Организовать системную работу проектных групп,
проводить мероприятия согласно планам работы проектных групп, участвовать в
региональных и федеральных мероприятиях — днях единых действий РДШ Результат:
регулярная работа проектных групп и их участие в деятельности направлений РДШ.

5 этап (аналитический) работы
старшего вожатого.

1.Подведение итогов работы за месяц, полугодие, год,
составление отчетных документов. Результат: наличие всех отчетных документов.

Планирование работы первичного отделения.

Общие  положения: организация работы в объединении
Эффективная работа детского объединения невозможна без организации эффективного
общения с детьми. Здесь особенно важно учитывать и применять на практике все
существующее многообразие методов воспитания, с помощью которых личность сможет
развить свое собственное «Я», реализовать свои способности, найти свое место и
нишу своей деятельности в организации.

Методы воспитания – это
способы реализации поставленных целей воспитания, такие приемы взаимодействия,
при которых происходят качественные изменения, как в отношениях, так и в
деятельности самой личности.

Приемы воспитания – это
специально отобранные, организованные и используемые способы и приемы
взаимодействия, при которых с помощью внешних побуждающих факторов личность
изменяет свои взгляды, мотивы, поведение. Но здесь следует выделить и отметить
одно главное условие, какие бы методы и приемы воспитания не применялись,
положительный эффект их применения будет достигнут только тогда, когда дети
примут предлагаемые изменения, у детей появится внутренне стремление занять
личностно значимую позицию.

Основной смысл взаимодействия   – это оказание
помощи растущему и формирующемуся человеку в осознании и проявлении своих
положительных черт, реализации своих возможностей в коллективе
единомышленников. Естественно, только в этом случае взаимодействие можно
назвать конструктивным.

Примерные варианты организации конструктивного
взаимодействия:

— распределение поручений. Очень важно
предложить школьникам широкий спектр поручений, которые необходимы для
организации какого либо вида деятельности. При этом поручения должны отличаться
конкретностью, но, одновременно с этим, предоставлять ребенку возможность
творческой реализации — инструктирование. Для того чтобы минимизировать
негативные последствия, предупредить возможные трудности необходимо принять
общие правила, которые будут определенным образом регламентировать поведение и
организацию деятельности участников — поддержка инициативы. «Каждое дело –
творчески. Иначе зачем?». Здесь важно не предлагать детям готовые варианты
взаимодействия, а оставить простор для детской инициативы, ведь главные
генераторы идей – дети.

— лестница ситуаций. Позиции
участников необходимо четко разграничить. При расхождении во мнениях,
возникающем конфликте главное – определить причину, основное несогласие,
нейтрализовать или минимизировать его последствия и перешагнуть на следующий
уровень взаимодействия.

— коллективное обсуждение. Каждый из
участников должен иметь возможность высказать свое мнение по затрагиваемым
проблемам и вопросам, найти единомышленников или противников своей позиции, для
того чтобы в дальнейшем преодолеть конфликт.

— формы взаимодействия в детском общественном
объединении.

Эти формы отличаются динамичностью и личностно-ориентированным подходом в
отличие от существующих воспитательных или учебных форм. Формы взаимодействия
отличаются следующей характеристикой:

1. Вид взаимодействия (коллективный, индивидуальный)

2. Характер взаимодействия (соревнование, кооперация)

3. Продолжительность 

4. Позиции и роли участников

5. Результат взаимодействия

6. Полученные изменения (индивидуальные, коллективные)

Годовой план работы

Старший вожатый в начале учебного года должен
представить план воспитательно-организационной работы первичного отделения РДШ.

Его основу составляет календарь дней единых действий
Российского движения школьников и план воспитательной работы образовательной
организации. Цели и задачи годового плана работы вытекают из целей деятельности
РДШ (см. Устав организации) и целей перспективного плана воспитательной работы
образовательной организации.  При целеполагании необходимо помнить о том, что
цель должна быть измерима, конкретна, достижима, актуальна и определена по
времени достижения. 

В годовом плане должны быть также отражены следующие
аспекты:


все направления деятельности РДШ;


возрастные группы детей;


ответственные за проведение мероприятий;


направления работы с родителями;


взаимодействие с педагогами учреждений дополнительного образования;


взаимодействие с педагогом организации социального партнера;


совместная методическая работа (с классными руководителями, методическими
объединениями и т. д.);

— 
работа с активом РДШ (см. Устав РДШ).

Рекомендации по оформлению годового плана

1. Титульный лист:


полное название первичной организации РДШ и образовательного учреждения,   на
базе которого оно создано;


название плана и сроки его реализации;


Ф.И.О. старшего вожатого, квалификация (категория, дата прохождения
аттестации).

2. Цели и задачи плана работы. План оформляется в
зависимости от вида работы — организационной или массовой. 

В организационную работу входят: посещение
семинаров и совещаний, индивидуальные консультации старших вожатых; занятия с
активом первичной организации РДШ, проектными группами, участие в родительских
собраниях и педагогических советах и т. д. 

Массовая работа включает
проведение и участие в мероприятиях (с указанием сроков, ответственных и
возраста участников).

Таблица 2. Организационная работа

Содержание

Для
кого

Сроки

Ответственные
(должность, Ф.И.О.)

Таблица 3. Массовая работа

Содержание

Для
кого

Сроки

Ответственные
(должность, Ф.И.О.)

К любому плану работы должен прилагается журнал с
анализом проведённого мероприятия или папка с аналитическими справками.

 План работы по этапам  

Этот план пишется более подробно: ответственные
указываются по фамильно, сюда входит предварительная подготовка к мероприятию:
расписание репетиций с указанием времени и места, изготовление оформления к мероприятию
и т. д. (В годовом плане указывается только мероприятие без раскрытия
содержания предварительной подготовки).

1 этап: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

2 этап — январь, февраль, март, апрель.

3 этап — май, июнь, июль, август.

Таблица 4. План работы по этапам

Мероприятие

Ответственный

Участники

Предполагаемый
результат

Отметка
о выполнении

План работы на неделю 

В этом плане деятельность старшего вожатого
расписывается на каждый день.

Таблица 5.План работы на неделю.

Дата

Мероприятие

Участники

Ответственные

Направление

Результат
(количественный и качественный)

Отметка
о выполнении

План обучения актива
первичного отделения РДШ
 

У любого актива должен быть свой план работы. К нему
прилагаются протоколы заседаний.

Таблица 6. План обучения актива первичного отделения
РДШ

Что

Где

Когда

Ответственные

Итог

Нормативно правовая база деятельности старшего
вожатого:

 • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

• Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

• Конституция РФ; 

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 13.06.2016);

• Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
02.06.2016) «Об общественных объединениях»;

• Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от
05.04.2013) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений»;

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ, от 24.07.1998г.;

• Основы  государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);

• Национальная стратегия действий в интересах детей на
2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012
года № 761);

• Основы государственной культурной политики (утв.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014года № 808);

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года, разработанная во исполнение Национальной стратегии и
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность
Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников» в образовательной организации

• Устав Организации

• Программа

• Регламент работы проектной группы

 Формы отчетности/Документация старшего вожатого:

1. Должностные обязанности старшего вожатого,
утвержденные председателем регионального отделения.

2. Устав  РДШ.

3. План работы регионального отделения РДШ.

4. Календарный план работы первичного отделения РДШ.

5. Личный рабочий план, дневник старшего вожатого.

6. Анализ деятельности старшего вожатого за год (Журнал
с анализом проведённого мероприятия или папка с аналитическими справками).

7. Анализ деятельности первичного отделения РДШ за
год.

8. Списки членов организации с указанием обязанностей
каждого.

9.  Планы учёбы актива.

10.  Дневник (летопись) работы первичного отделения
РДШ (фото, видео — материалы).

11.  Портфолио старшего вожатого.

12.  Другие документы: положения, памятки, рекомендации,
сценарии и др.

Методика организации и проведения мероприятий и
творческих дел.

Старшему вожатому  при организации и проведении
мероприятий, творческих конкурсов очень важно знать и помнить такие понятия как
форма и содержание.

  В основном, все существующие формы дел можно
объединить в три группы:

Формы-представления (статичные): здесь
есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и
выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.

Примеры таких форм:

Линейка — ритуальное представление,
предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих,
исполнителей ритуала, выступающих.

Содержание — формирование
эмоционально-ценностного отношения и получение информации.

Спектакль — предполагает демонстрацию
выступающими для зрителей целостного театрального действа (варианты — устный
журнал, агитбригада).

Концерт
демонстрация для зрителей художественных номеров.

Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля
просмотр зрелища, подготовленного профессионалами.

Соревнование — конкурсная программа на сцене
или площадке.

Лекция — монолог, представляющий совокупность
знаний по какому либо вопросу.

Фронтальная беседа — специально
организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по
какому-то вопросу.

Митинг — собрание для обсуждения каких-то
значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических
выступлениях.

Диспут — специально организованное представление,
в ходе которого происходит столкновение мнений.

Дискуссия (в том числе совещание,
планирование, сбор) — специально организованный обмен мнениями по какой-либо
проблеме для достижения решения. Варианты — круглый стол, форум, дебаты.

Торжественное собрание — митинг в
зрительном зале.

Формы-путешествия: в их основе
лежит перемещение по определенному маршруту.

Примеры таких форм:

Игра-путешествие (маршрутная игра,
игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета) — целенаправленное
движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом
есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции)
происходит отдельное действо).

Есть разновидности этой игры: а) группа детей
(количество может быть любым) перемещается по станциям, по определенному
маршруту при этом скорость передвижения не учитывается, задания на станциях
выполняются коллективно; б) ограниченная группа детей (не более 10-12 человек)
перемещается строго по маршруту, учитывается скорость выполнения заданий; в)
дети (по одиночке или небольшими группами) в течение ограниченного интервала
времени самостоятельно и свободно перемещаются по станциям, при этом выполняя
задания и получая жетоны как для индивидуального учета достижений, так и для
коллективного.

Экскурсия — демонстрация участникам какой-то
экспозиции в ходе передвижения.

Экспедиция — посещение чего-либо с
познавательной целью.

Поход — дальняя прогулка, путешествие с
привалами.

Парад (карнавальное шествие) — ритуальное
передвижение.

Формы промежуточного характера.
Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он
перемещается в ходе дела, нет зрителей — все участники. Способы перемещения
могут быть свободными, могут быть заданы.

Ярмарка (народное гуляние)
— развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое
предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат»,
«Разгуляй», «Город Мастеров»).

Представление в кругу
ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение
по кругу.

Танцевальная программа — специально
организованное на одной площадке развлечение с танцами.

Вечер общения — программа
общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).

Трудовая акция — субботник, трудовой
десант. Изготовление выставки (газеты, книги) — деятельность по созданию
экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.

Ситуационно-ролевая игра — соревнование в
решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участников — строгие
роли, правила, вымышленный сюжет. Задумываясь о проведении конкурсного
мероприятия необходимо учитывать так называемые «10 компонентов успеха»,
которые мы приводим ниже. Каждый из ниженазванных элементов занимает свое место
в организации и проведении мероприятия. Это абсолютно не означает, что каждый
из приведенных ниже компонентов равноценен, в различных конкурсных программах
какой-либо из них имеет больший процент значимости.

Например, в КВНе ведущую роль будут играть
подготовленные команды и ведущий.

10 компонентов успеха проведения
любого мероприятия:

1. Подготовленные команды. Если требуется
дополнительная подготовка, то обязательно соберите команды вместе и объясните
им правила проведения того или иного конкурса.

2. Красивое оформление. Достаточно на сцене из букв
выложить название конкурса и украсить зал цветами или шарами, как настроение
станет праздничным.

3. Находчивый ведущий. Этот человек должен уметь
занять зал, поиграть с ним, если возникла непредвиденная пауза. В поле зрения
ведущего находятся и команды, и зрители, и жюри. Это очень ответственная
миссия.

4. Музыкальное сопровождение. Старайтесь включать в
конкурсы музыкальные задания (песенные, танцевальные), они украшают любой
конкурс.

5. Компетентное жюри. Оптимальный состав жюри – 5
человек.

6. Эмоциональные болельщики-зрители. Конечно,
поддержка болельщиков вдохновляет на подвиги, но педагогам необходимо следить
за тем, чтобы даже самые увлеченные из них соблюдали нормы поведения (в зале,
на стадионе и т.д.).

7. Призы. Совершенно необязательно иметь какие-либо
грандиозные призы, иногда стоит предусмотреть изготовление памятных сувениров
силами организаторов. 

8. Интересные задания. В них и заключается смысл
творческого конкурса. 

9. Исполнительные организаторы. В любом деле
необходимы помощники и исполнители, те, кто вовремя поставит фонограмму,
принесет реквизит и т.д.

10. Ресурсное обеспечение. Любое дело требует
ресурсов: не только материальных, но и человеческих, интеллектуальных,
информационных.

Этапы подготовки и проведения воспитательного
мероприятия по одному из направлений деятельности РДШ

1. Опрос общественного мнения по отношению к
предлагаемой форме мероприятия.

2. Создание рабочей (проектной) группы.

3. Составление плана подготовки мероприятия.

4. Разработка сценария рабочей группой.

5. Подготовка реквизита, призов.

6. Размещение информации о мероприятии во всех
доступных СМИ.

7. Репетиции.

8. Оформление зала.

9. Проведение мероприятия.

10. Подведение итогов с его участниками, награждение.

11. Подведение итогов с организаторами мероприятия.

Таблица 8. Этапы подготовки воспитательного
мероприятия

Этапы

Формы,
методы, приемы

Критерии
оценки

Обсуждение
и принятие идеи Выбор направлениям Определение темы

Мозговой
штурм Дебаты Аукцион предложений Корзина идей и др.

Социальная
значимость Духовный потенциал Возможность воплощения

Разработка
сценарного плана

Работа в
малых группах

Соответствие
тематике Логика развития действия

Написание
сценария

Работа в
малых группах

Содержание,
композиция, стиль и др.

Выбор
режиссеров

Обсуждение
в группах Выборы

Коммуникативность
Организаторские способности Знание специфики дела

Подбор
актеров

Обсуждение
в группах

Артистичность,
дикция

Художественное
и компьютерное оформление

Работа в
малых группах

Свет,
план, эстетичность оформления

Музыкальное
оформление

Поиск,
работа в малых группах

Фон,
характер, соответствие тематике, эмоциональность восприятия

Монтаж

Работа в
малых группах

Подбор и
монтаж фрагментов для целостного восприятия

Озвучивание

Работа в
малых группах

Дикция,
артистичность

И последнее. Любое мероприятие необходимо
анализировать.  Причем детям и подросткам необходимо прививать навыки
позитивной, благожелательной критики, которая поможет организаторам в
дальнейшем улучшить собственную деятельность.

 В принципе, схема анализа достаточно проста. Вам с
детьми нужно ответить на два вопроса:

Что удалось? Почему? Что можно сделать лучше в
следующий раз?

         Формы
анализа любого мероприятия разнообразны. Можно провести голосование, по
принципу белых и черных камней на «Последнем герое», а затем рефлексивный
анализ с ответом на вопросы.

Можно сделать жетоны с надписями тех ролей, которые
были задействованы при организации и проведении мероприятия «оформители»,
«пресс-центр», «ведущие», декораторы», «сценаристы» и каждый будет
анализировать мероприятие именно с этой позиции.

Можно использовать методику «пяти пальцев», где
каждому пальцу на руке соответствует определенный вопрос.

Возможно, вам понравится принцип «свободного
микрофона», где каждый может высказать свое мнение на поставленный вопрос.

Все предлагаемые формы разнообразны, их выбор
необходимо осуществлять в зависимости от сложившейся педагогической ситуации.

Приложение

Словарь
Старшего вожатого

         Ассоциация
— объединение, союз, содружество лиц или учреждений, организаций для
осуществления совместной деятельности

Атрибуты детского общественного объединения
предметы, способствующие утверждению в массовом сознании самобытного облика
участника объединения, формирующие сплоченность у его участников.

Вожатый — название общественного поручения,
закрепленного за человеком, с целью организации работы с детьми и молодежью

Галстук — знак принадлежности к организации,
треугольная косынка, повязываемая вокруг шеи. Во многих детских и молодежных
объединениях приняты свои галстуки различных цветов.

Девиз — краткое (иногда афористичное) выражение,
отражающее цель и ценности коллектива (объединения)

Детское (молодежное) движение

1) совокупность действий и деятельности всех детских
(молодежных) объединений и организаций, действующих в регионе (крае, области)
или территориальной единице (городе, районе);

2) одна из форм социальной активности деятельности
детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами 
определенной содержательной направленности.

Детское (молодежное) общественное объединение — такое
общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно
объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместной деятельности,
удовлетворения своих социальных потребностей.

Детскими признаются объединения, насчитывающие в своем
составе не менее 2/3 граждан до 18 лет. К детским (молодежным) объединениям
относятся: организации, общества, клубы, союзы, команды, ассоциации, отряды и
др. Детская организация — особый тип детских (молодежных) общественных
объединений.

Представляет собой самоуправляемое, самодеятельное
объединение, создаваемое для реализации социально-ценной идеи, имеющее
регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе,
выраженную структуру и членство. Любое  детское (молодежное) объединение имеет
право на получение статуса юридического лица если в его составе есть хотя бы
один совершеннолетний гражданин.

Законы — общепринятые нормы, которые
формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов
коллектива, или признаются обязательными для всех.

Игра — форма деятельности детей и взрослых,
имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств
образовательно-воспитательного  процесса.

 Клуб — общественная организация, добровольно
объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами,
а также для совместного отдых и досуга.

Конкурс- это соревнование (состязание) в каком-либо
виде деятельности, имеющее целью выделить наиболее лучших участников. Круглый
стол — организационно-воспитательная форма с целью публичного обсуждения
актуальных вопросов или важной проблемы, предполагает предварительное
объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение.

Лидер

1) это такой член группы, который выдвигается в
результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, обладает
необходимыми организаторскими способностями, а поэтому способствует своим
примером, организацией и управлением группой достижению групповых целей наилучшим
образом;

2) человек, который способен повести за собой,
пробудить интерес к делу, стремиться «выложиться»  для достижения
общей цели.

Лидер-тренинг — форма
деятельности микроколлектива, обеспечивающая как развитие и совершенствование
личностных качеств его членов, так и его сплочение.

Мероприятие — это событие, ситуация, занятие,
организуемое педагогом или кемлибо для детей с целью непосредственного
воспитательного воздействия на них.

Педагогический метод — технологическая
единица воспитательного процесса, позволяющая педагогу с наименьшими затратами
реализовать комплекс или задачу, поставленную на конкретном этапе его
деятельности. К методам относятся: метод беседы, метод игры, поручения,
проблемной ситуации и т.д.

Педагогический принцип — нормы
обоснования реализации воспитательного процесса, определяется общечеловеческими 
и профессиональными ценностями.

Программа деятельности детского общественного
объединения — это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику
содержания деятельности и особенности организационно-методического процесса.
(Документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на
достижение социально-педагогических целей.)

Проект — идея, для осуществления которой создается
программа и план ее достижения.

Ритуалы — действия, совершаемые в
торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и
положительно эмоционально окрашенные (поднятие государственного флага, прием в
члены объединения и т.п.)

Самоуправление — это
осуществление детским объединением управления собственной деятельностью.
Выделяется высший исполнительно-распорядительный орган самоуправления. Высшим
органом является Конференция (сбор, слет, собрание) детским объединением.

Символы — предметы и действия, имеющие условный
смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по сути своей и смыслу с целями
и задачами, принципами жизнедеятельности объединения и используемые
объединениями в практической деятельности (знамя, флаг, галстук, значок,
эмблема, девиз).

Традиции — правила, нормы, обычаи,
сложившиеся в детском (молодежном) объединении, передающиеся и сохраняющиеся в
течение длительного срока.

Устав общественного объединения — основополагающий
документ, разрабатываемый в случае создания объединения и регулирующий его
деятельность.

Фестиваль — массовое празднество,
предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-либо виде деятельности.
Это комплексная педагогическая акция, которая может состоять из разнообразных
элементов, от выставок и конкурсов до вечеров и парадов.

Форма воспитательной работы —  это совокупность
воспитательных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее
выражение содержания воспитательной работы.

Эмблема детского объединения — символический
рисунок, отражающий сущность названия, девиза, основных направлений
деятельности объединения.

Информационные
источники

1.                
Вайндорф — Сысоева М.Е. Основы вожатского
мастерства. Учебно — методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005. – с. 95 – 100.

2.                
Нечаев М.П. Настольная книга вожатого
детского коллектива. Учебнометодическое пособие. М.: Издательство
«Перспектива», 2015 9. Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади:
принципы создания и использования. — Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015.
— 114 с, Серия «Технологии работы с молодежью»  (учебно-методическое
пособие).

3.                
Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.Вожатый – старт
в профессию. Кипарис – 12.Учебно-методическое пособие. – М., Пед. Общество
России, 2005. – с.35 – 61.

Интернет-источники

1. http://base.garant.ru/70183566/-национальная
стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

2. http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613-технология
массового мероприятия

3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148894/Федеральный
закон «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации.

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148995/-Федеральный
закон  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»

РДШ – как содержательно-смысловая часть воспитательной системы страны

Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования.

В настоящее время с учетом новых государственных задач ведется работа по пересмотру подходов к реализации системы воспитания
в Российской Федерации,
 воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Начиная с 2012 года, реализован ряд важных инициатив по развитию воспитания в системе образования. В федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и  среднего общего образования включены программы воспитательной направленности.

С 2015 года реализуется Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Для полноценной реализации воспитания как неотъемлемой части образования в 2020 году принят ряд нормативных документов.

Вы их видите на слайде.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

план мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 11 декабря 2020 г. г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2021 г. № ВБ-1011/18по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство
в общеобразовательной организации;

федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В рамках реализации федерального проекта в январе 2021 года был запущен Всероссийский конкурс «Навигаторы детства».

Цели конкурса представлены на слайде:

 •   создание кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;

 •   формирование воспитательного пространства на уровне детского коллектива в образовательных организациях.

Далее на слайде Вы можете увидеть индикативные показатели проекта

Организаторами конкурса выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Российское движение школьников,  созданное по указу Президента 29 октября 2015 года с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Участникам конкурса необходимо было выполнить ряд конкурсных заданий: записать видео-эссе, представить портфолио с указанием своих авторских наработок по воспитанию, пройти тестирование, а после и итоговое собеседование. 21 марта 2021 года были подведены итоги конкурса «Навигаторы детства».

В рамках реализации федерального проекта «Патриотического воспитания граждан РФ» Челябинская область вошла в число 10 пилотных субъектов, в которых внедряются ставки экспертов по воспитанию в общеобразовательных организациях. Участие в пилотном проекте поддерживается Губернатором Челябинской области — Алексеем Леонидовичем Текслером.

На уровне региона в реализацию пилотного проекта включены все 43 муниципальных образования Челябинской области. Перечень  общеобразовательных организаций — участников проекта, утвержден Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.01.2021 г. № 01/232 440.  

Управленческая система реализации федерального проекта патриотического воспитания подразумевает 4 уровня:

1. Федеральный  уровень — куратор проекта — администрация Президента и Министерство просвещения Российской Федерации.

Координатор — подведомственная организация Министерства просвещения РФ —   Российский детско-юношеский центр. Руководитель —  Александр Сергеевич Кудряшов.

2. Региональный уровень – куратор проекта —  Правительство и министерство образования и науки Челябинской области.

Координатор – ресурсный центр  «Навигаторы детства». Региональный координатор – главный эксперт Росдетцентра – Буравова Светлана Васильевна

3. Муниципальный уровень – куратор – администрация муниципального образования, Управление образования, муниципальный координатор – ведущий эксперт Росдетцентра  Быкова Анастасия Викторовна.

4. Уровень общеобразовательного учреждения – ответственный за реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание» — директор ОО.  

В помощь в реализации ФП в новом учебном году в пилотных школах появится новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (эксперты), которым предстоит стать частью новой главы в развитии Российского движения школьников и воспитательной составляющей системы образования нашей страны. Задачей этих специалистов будет помочь директору «настроить» воспитательную работу в рамках разрабатываемых рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и человеческого потенциала.

Именно эти люди должны создать внутри школы условия для успешной социализации школьников, развивающую среду, в которой ребенку будет интересно жить и общаться не только на уроках, но и после них; стать навигаторами в многообразии проектов, мероприятий, которые предлагаются детскими общественными организациями, помочь ребятам построить собственную траекторию личностного развития в соответствии с интересами, способностями и талантами каждого ребенка.

Воспитательная работа будет строиться не только на уровне школы, но и во взаимодействии с детскими общественными объединениями, классными руководителями, родителями. Все мероприятия, которые будут проходить в школах, должны учитывать интересы и потребности детей и их родителей. Вовлекая детей и родителей в организацию мероприятий в школе, мы получим социально-мобильную личность.

В Карталинском муниципальном районе в качестве пилотных площадок выбраны 2 школы: МОУ СОШ 45 и 131 (31).

       В системе данного проекта, я ,являясь муниципальным координатором (Ведущий Эксперт),  получаю задачи непосредственно от главного эксперта отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБУ «Росдетцентр», регионального координатора. И одна из главных задач муниципального куратора — это доведение до Экспертов и общеобразовательных организаций тех программ, проектов и мероприятий, которые направлены на создание и совершенствование системы воспитания и отвечают тем задачам, которые даёт федеральный офис Росдетцентра.

           Как говорилось выше,  основными организаторами проекта Патриотическое воспитание граждан»  являются Министерство просвещения и РДШ, поэтому основной процесс реализации проекта строится через мероприятия РДШ. Нужно отметить, что в РДШ есть очень много интересных и полезных конкурсов и проектов. Это общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.

Деятельность российского движения школьников осуществляется по четырём направлениям:

«Гражданская активность» ,        

 «Личностное развитие»          ,

«Военно-патриотическое направление» ,

«Информационно-медийное направление»

Далее на слайдах представлены ключевые проекты РДШ, где каждый ребенок найдет проект по душе. Более подробно с ними можно ознакомиться на сайте РДШ. рф

 (на слайде – проекты РДШ)

В рамках Российского движения школьников реализуются национальные проекты («Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи», «Лига вожатых»), а так же проекты федерального и регионального уровней, где есть возможность получить грант на поддержку детских инициатив  по добровольческому направлению.

Проекты «Юнармии» и всероссийский конкурс «Большая перемена», так же вошли в «Паспорт Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» в рамках реализации национального  проекта «Образование». Роль советников здесь заключается в информировании о ходе реализации проектов  заместителей по воспитанию внутри образовательной организации.

          РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

       С 2017 года три  школы Карталинского муниципального района – 17, 131 и Варшавская СОШ, стали частью этого движения. Это первые школы  в Карталинском районе, которые вошли  в состав РДШ.

 Следует отметить, что  с нового учебного года планируется создание первичных организаций РДШ  в пилотных школах, которые вошли  в федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан» (МОУ СОШ № 45, и 131). Так же в дальнейшем будет осуществляться постепенное включение в проект всех  школ Карталинского муниципального района.

Поэтому, чтобы быть в курсе происходящего,  в курсе событий, целесообразно тем школам, которые пока не в проекте, постепенно включаться в активную деятельность РДШ,  регистрироваться на сайте РДШ, создавать первичные организации, ведь  у активистов российского движения школьников большие перспективы развития. Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.

          Задача РДШ состоит в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны.

Специфика реализации пилотного проекта в регионе изначально основывается на консолидации усилий разных партнеров, особенно тех, кто имеет большой практический и методический потенциал.

Поэтому, специалисты профильной кафедры воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, предлагают в ближайшее время реализовать программу повышения квалификации в форме проектно-методических семинаров с привлечением ресурсов партнеров, совместно с региональным ресурсным центром.

Проектно-методические семинары планируется провести с сентября по ноябрь этого года в очной форме с выездом в муниципальные образования (по территориальным «кустам» для советников и команд образовательных организаций с участием муниципальных координаторов пилотного проекта). Также планируется система вебинаров по данной программе. Промежуточные итоги планируется подвести на региональном форуме в конце октября месяца с представлением первых успешных практик деятельности советников.

Так же с целью формирования единого информационного поля и подготовки кадров для реализации системы воспитания  Российским движением  школьников предлагается обучающая платформа Корпоративного университета, которая является единственной бесплатной лицензированной платформой для обучения, переподготовки кадров в сфере воспитания.

Хочется подчеркнуть, что Корпоративный Университет это ещё и платформа, на которой вы можете найти методические материалы для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, заместителя директора по воспитательной работе.

           Опираясь на интересы, способности и возможности ребенка, вовлекая в проектную деятельность семью и окружение, организуя групповую и коллективную деятельность участников педагогического процесса, используя каналы продвижения, доступные и интересные современным подросткам, РДШ способствует порождению у ребенка основных ценностных установок и ориентиров, стремление соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Благодаря такому подходу мы растим молодежь, которая занимает активную жизненную позицию, стремится добиться высот в самых различных областях, развивается творчески, профессионально, научно, обладает чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. И, если нам сейчас, при правильном совместном подходе начинать работать дружно, командой,  —  результаты не заставят себя ждать.

Благодарю за внимание!

Роль РДШ в воспитании современных школьников

Гринберг К.А.,

педагогорганизатор

МАОДО ЦДТ «Хибины»

Уважаемые коллеги! (Слайд 1)

История детского общественного движения началась в далеком 1907 году. В XX веке, как в нашей

стране, так и за рубежом, детские общественные организации играли важную, а порой, и ведущую

роль в воспитании подрастающего поколения. Все представители старшего поколения были членами

Всесоюзной пионерской организации, которая была ведущим транслятором политики государства в

области воспитания в Советском Союзе в период с 1922 по 1993 годы.

После того, как пионерия прекратила свое существования, в стране стихийно возникали различные

детские организации: скауты, пионеры, «Новая цивилизация», «Наши», «Молодая гвардия» и

другие, но не одной из них не удалось занять ту нишу в воспитательном пространстве и приобрести

то значение, которое было у пионерии. Причина отсутствие поддержки деятельности этих

организаций на государственном уровне.

Недавно в нашей стране, было принято решение о создании общероссийской организации, (Слайд 2)

что отразилось в Указе Президента РФ от 29 октября 2015 г. «О создании Общероссийской

общественногосударственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников».

Является ли «Российское движение школьников» возрожденной пионерией? Нет. РДШ новая

модель детской организации.

1. РДШ работает на основе самоуправления, равноправия, добровольного участия, гласности и

законности. Это значит, что членство в РДШ является результатом выбора школьника и не

является обязательным. Деятельность организации открыта и освещается на всех

информационных ресурсах.

2. Главные цели российского движения школьников это содействие совершенствованию

политики в вопросах воспитания школьников и формирование личности учащихся в

соответствии с системой ценностей российского общества. Эти цели решаются в рамках

четырех направлений (Слайд 3): личностное развитие; гражданская активность; военно

патриотическое направление; информационномедийное направление.

3. РДШ стремится воспитать людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые

смогут организовать не только свой досуг, но и «заразить» идеей тех, кто рядом.

4. РДШ добавляет детям и подросткам чувство уверенности в себе, новые возможности,

помогает раскрыть их таланты и способности, открывает перед ними целый мир, помимо их

учебной деятельности.

5. Среди задач РДШ задача развить личность школьника: так, чтобы по выходу из школы он

умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и

коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения,

опыт милосердия и гуманизма, имел потребность в апробации различных социальных ролей и

позиций. Главные роли созидателя, творца, грамотного лидера, руководителя,

цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и реализации своих

интересов.

Сегодня в период активного внедрения ФГОС в образовательный процесс школы мы на практике ощущаем систематизацию и конкретизацию в учебной деятельности учителя. Воспитательная сторона процесса тоже стремится к построению некого алгоритма деятельности, который понятен всем и несет конкретные результаты.

Одним из средств такой систематизации воспитательной работы в школе и наполнения ее содержательной стороны, по нашему мнению, является Российское движение школьников (далее РДШ). РДШ – это общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.

В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». РДШ имеет свою символику и гимн, что привлекает детей.

Ключевой идеей организации является создание единой системы воспитания для развития личности каждого школьника в любой образовательной организации. Основными практико-ориентированными направлениями деятельности РДШ являются: 1 – личностное развитие (творческое развитие, здоровый образ жизни, профориентация); 2 – военно-патриотическое воспитание; 3 – информационно-медийное направление; 4 – гражданская активность (экологическая, добровольческая, поисковая и музейная работа).

Направления деятельности РДШ

1 направление

2 направление

3 направление

4 направление

Личностное развитие

Военно-патриотическое

Информационно-медийное

Гражданская активность

Творческое развитие

Экологическая деятельность

Здоровый образ жизни

Добровольческая деятельности

Профориентация

Поисково-музейная работа

Хочу отметить, что на современном этапе концепция деятельности РДШ заключается в переходе от разового участия в конкурсах к постоянному участию в фестивальном движении. Это позволяет пролонгировать интерес обучающихся в проектах и тематических акциях Российского движения школьников.

Первый Всероссийский съезд РДШ прошел в 2016 году, где утвердили Программу деятельности по перечисленным выше направлениям. На данный момент во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные отделения, в том числе и в Новосибирской области, с 2019 года работает городское отделение, активно формируются отделения в школах. В апреле 2020 года открыта первичная ячейка РДШ в школе № 108 г Новосибирска. В школьный совет вошли три педагога и два ученика, ревизором стал один из родителей учащегося школы, выбран председатель.

Практиков, работающих в системе воспитания, безусловно привлекает доступность и методичность проектов, разработанных дирекцией РДШ. В течение года на официальном сайте РДШ появляются анонсы традиционных мероприятий и тематических акций, в которых можно принять участие на уровне школы, региона, страны. Проекты разработаны по всем четырем направлениям деятельности: от спортивных до музейных. Эта широта выбора и доступность участия во всероссийских проектах и подкупает моих коллег, сложно устоять и не вступить в ряды РДШ! Наверное, поэтому в нашей школе довольно быстро за месяц сформировалась творческая группа педагогов, желающих работать вместе с Российским движением школьников.

В нашей школе планируется организовать работу всех направлений РДШ, определив куратора по каждому из них. Тогда система воспитательной деятельности школы может наполниться всеми направлениями Российского движения школьников, которые найдут отражение в детских творческих объединениях в условиях внеурочной деятельности. Это могут быть: центр личностного развития, спортивный клуб, волонтерский центр, школьный музей, экологический отряд, детский пресс-центр, военно-патриотический клуб, детское самоуправление, творческий центр, клуб интеллектуального творчества и многое другое.

Планируемые формы организации в МБОУ СОШ № 108

Направления РДШ

Формы организации

Личностное развитие

Творческие коллективы: танцевальные и вокальные коллективы

Спортивно-оздоровительный центр, спортивные команды по видам спорта

Центр профессий

Военно-патриотическое

Военно-патриотический клуб

Сотрудничество с Юнармией

Информационно-медийное

Пресс-центр, юнкоры

Детское ТВ и радио

Социальные сети и сайт

Гражданская активность

Эко-отряды

Волонтерский отряд

Школьный музей

Таким образом будет реализована модель школы полного дня – школы ста восьми возможностей вместе с РДШ.

Ефимова С.В. МБОУ «СОШ №11» г. Алексин

Российское движение школьников, как инструмент совершенствования воспитательной работы в школе.

Воспитывать – значит приготовлять к жизни…

Д. И. Писарев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации определяет приоритетной задачей в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Решению этой важной задачи способствует Российское движение школьников.

РДШ – это организация, призванная обратить внимание не только на образование, но и на воспитание подрастающего поколения. И пусть она ещё совсем молодая, но результаты работы уже вдохновляют и её членов, и создателей, и нас, кураторов, на новые подвиги.

Что такое РДШ!
Р-Россия, школа-Ш,
А без Д тут никуда — детство, дружба, долг, друзья…

Так как РДШ со своими организационными и материальными возможностями является самым ресурсным детско-юношеским общественным объединением в России, то использование его возможностей — это наращивание ресурсов для воспитательной работы, развития детских общественных объединений и внеурочной деятельности учащихся в образовательных организациях.

Наша школа, школа №11 города Алексина, находится в рабочем микрорайоне в окружении двух гимназий и является общеобразовательным учреждением, которое обучает всех детей, не делая никакого отбора. В школе обучается 450 человек, 20% учащихся — дети различных национальностей с неродным русским языком, а также дети из социально-незащищенных семей.

С 2003 года МБОУ «СОШ №11» является региональной базовой площадкой, внедряющей инновационные аспекты воспитания по проблеме «Культура жизненного самоопределения воспитанника». Почти 28 лет в школе функционирует детская общественная организация «ШТОРМ». Поэтому накопленный опыт взаимодействия школы и РДШ позволяет назвать нашу работу — работу по Модели «Слияние». (Вхождение в РДШ активного «живого» детского школьного общественного объединения школы, оформляемое объединённым названием -РДШ-ШТОРМ).

     С 1 сентября 2016 года был дан старт деятельности РДШ, и наша школа стала одной из 10 пилотных школ Тульской области, а через год –базовой площадкой РДШ в регионе. За это короткое время было многое сделано и есть результаты.

Наша работа выстроена по 4 направлениям.

Одним из самых важных для нас является Военно-патриотическое направление. И это не случайно.

В здании школы с осени 1941 года по декабрь 1945 года находился госпиталь № 5384, который вернул фронту тысячи солдат и офицеров, защитников Отечества, что стало основой для поисковой работы. Сейчас на базе школы функционирует школьная музейная комната, которая является центром патриотического воспитания.

Разработаны и внедряются в жизнь проекты «Забота», «Живая история» и «Создаем историю вместе…» и многие другие. Поддерживается связь с участниками великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, детьми войны, а также организовано шефство над ними. Именно здесь, в школе № 11, живёт Память и говорит История. А пока мы помним, История всегда будет живой.

Не маловажным в деятельности РДШ является работа по направлению Гражданская активность

Важнейшим инструментом в этой работе становится добровольчество (социальное, экологическое, культурное, волонтерство Победы), которое помогает формированию гражданской позиции через активное участие в жизни города, региона и всей страны. Сегодня очень важно делать добро и оставаться человеком. 

В 2008 году на базе нашей школы был создан первый волонтёрский отряд — ШВО «Надежда»(5-8 кл.) в городе, а в 2010году ВОС «МАЯК»(9-11 кл.). В этом году мы празднуем 10-летие волонтёрской деятельности в школе.

РДШ дало новый толчок развития волонтёрской деятельности. Мы- активные участники Всероссийских, региональных и муниципальных акций и конкурсов: «У Знамени Победы», «Салют, ветераны!», «Ветеран живёт рядом!», «День Героев Отечества», «День неизвестного Героя», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свет в окне», «Синий платочек», «Свеча Памяти» и многое другое.

6 декабря 2017года наши члены РДШ приняли участие в Слете юных добровольцев, где Президентом РФ Владимиром Владимировичем был дан старт Году Доброльцев. И наша жизнь «закипела» новыми добрыми делами.

Участие учащихся в деятельности РДШ способствует их Личностному развитию. В рамках этого направления мы проводим творческие фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, различные культурнообразовательные, культурнодосуговые программы, интерактивные игры, семинары, мастер-классы, встречи с интересными людьми и многое другое.

Работа в этом направлении учит  жить здорово, творить красиво, любить вдохновенно.А ещё… Быть востребованным, полезным обществу, состояться как личность и делать  всё возможное, чтобы изменить наш мир к лучшему…. 

Реализация Мультимедийного направления в деятельности РДШ пронизывает всю нашу деятельность и помогает освещать нашу жизнь.

Информация – оружие нового поколения,

Поэтому у нашего детского движения

Есть свой выразитель общественного мнения.

Мы, будущие представители сферы интернет-технологий,  проявляем себя в деле продвижения молодежного контента в социальных сетях,  учимся создавать видеоролики и мультимедиа ­ продукты.

Каковы же результаты первого года работы в рамках РДШ? Самым важным для нас стало совместное решение о создании местного отделения РДШ города Алексина и Алексинского района, в которое вошли 5 школ. Надеемся, что в этом году наши ряды пополнятся.

Тот опыт социального взаимодействия, который учащиеся получают в РДШ, позволяет им успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

30% наших выпускников работают в администрации города Алексина,

в сфере молодёжной политики, не только в нашем городе, но и за его пределами.

Каждый год самые активные учащиеся, показывающие высокие результаты в различных сферах деятельности, награждаются стипендией муниципального образования город Алексин. За два последних года стипендиатами стали 2 члена РДШ нашей школы. В этом году в школе 2 золотыми медалистами, тоже члены РДШ. Фотографиями наших стипендиатов и медалистов украшена аллея «Гордость Алексина». Мы гордимся своими воспитанниками.

РДШ – ШТОРМ — школа социализации, школа самостоятельности, школа взросления, в которой принимают активные участие различные категории обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением). Для каждого есть дело по душе.

Ещё один немало важный факт – в деятельность РДШ вовлечены не только наши дети, но и их родители. Родители наших воспитанников – активные участники и помощники всех наших дел.

Никто не говорит, что работать в столь важным проекте  просто, но мы знаем точно, что очень интересно!

Мы убеждены в том, что нашим детям необходимо Российское движение школьников, что это их шанс стать достойными людьми. Занимаясь спортом и общественными делами, изучая историю страны, активно и с пользой проводя досуг, ребята становятся полноправными гражданами нашей великой и необъятной Родины.

В Р Д Ш не одни мы

Посмотрите-ка вокруг- (показывает в зал)

У нас есть очень много

Замечательных друзей и подруг.

Добрых. умных ,терпеливых.

Честных, вдумчивых ,правдивых

Вам секрет открою я

В Тульской области мы одна большая семья.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виталюкс капли для глаз инструкция по применению цена
  • Мирамистин инструкция по применению для горла для детей спрей цена
  • Книга руководство субару легаси
  • Фороза 70 мг инструкция по применению цена отзывы форум
  • Дегидроквертицин эвалар инструкция по применению цена