Тарабрина н в практическое руководство по психологии посттравматического стресса

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

  • Книги
  • Практическая психология

  • 📚 Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы.

Как читать книгу после покупки

  • Скачать:
  • PDF

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 390 
Ваш доход с одной покупки друга: 39 

Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться

  • Объем: 207 стр.
  • Жанр: история психологии, клиническая психология, практическая психология, психотерапия
  • Теги: арт-терапия, диагностика и лечение, психодиагностика, психотерапевтическая практика, стресс, тестированиеРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Описание книги

Первая часть данного «Практического руководства» посвящена истории, основным теоретическим моделям и клинико-психологической диагностике посттравматического стресса. Представлен обзор исследований по данной проблеме и русскоязычные версии клинико-психологических методик, наиболее часто используемых в мировой практике. Представленный комплекс методик был адаптирован, апробирован и на протяжении многих лет использовался в лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.

Бланки методик вынесены во вторую часть «Практического руководства».

Книга рассчитана для студентов и специалистов.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
0+
Дата выхода на ЛитРес:
05 сентября 2021
Дата написания:
2007
Объем:
207 стр.
ISBN:
978-5-89353-208-1
Общий размер:
0 MB
Общее кол-во страниц:
207
Размер страницы:
145 x 210 мм
Ответственный редактор:
Н. В. Тарабрина
Правообладатель:
Когито-Центр

Книга «Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы.» — скачать в pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Книга входит в серию
«Психологический инструментарий»

Оставьте отзыв

Поделиться отзывом на книгу

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы.PDF

Обзор

Первая часть данного «Практического руководства» посвящена истории, основным теоретическим моделям и клинико-психологической диагностике посттравматического стресса. Представлен обзор исследований по данной проблеме и русскоязычные версии клинико-психологических методик, наиболее часто используемых в мировой практике. Представленный комплекс методик был адаптирован, апробирован и на протяжении многих лет использовался в лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.

Бланки методик вынесены во вторую часть «Практического руководства».

Книга рассчитана на студентов и специалистов.

Содержание
Предисловие
Предисловие ко второму изданию
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА.
Введение
ГЛАВА 1. Посттравматический стресс
1.1. Стресс, травма, посттравматический стресс: соотношение понятий
1.2. Краткая история изучения посттравматического стресса
1.3. Характеристика психических функций при ПТСР
1.4. Критерии диагностики ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств
1.5. Эпидемиология
ГЛАВА 2. Теоретические модели посттравматического стресса
2.1.Психодинамические взгляды на психическую травму
2.2. Когнитивные концепции психической травмы
2.3. Психосоциальные факторы и их роль в развитии посттравматического стресса
2.4 Другие концепции ПТСР
ГЛАВА 3. Эмпирические исследования посттравматического стресса
3.1. Посттравматический стресс у ветеранов боевых действий
3.2. Исследования последствий катастроф
3.3. Исследования ПТСР у жертв преступлений и сексуального насилия
3.4. Посттравматический стресс у онкологических больных
3.5. Стресс радиационной угрозы и его последствия
3.6. Суицидальное поведение и ПТСР
3.7. Террористическая угроза и ее последствия
ГЛАВА 4. Дети и посттравматический стресс
4.1. Краткая история развития представлений о психологической травме у детей
4.2. Особенности протекания посттравматического стресса у детей
4.3. Виды травмирующих событий, приводящих к развитию посттравматического стресса.
4.3.1. Тяжелое физическое заболевание
4.3.2. Пребывание в зоне военных действий
4.3.3. Стихийные бедствия и катастрофы.
4.3.4. Потеря близкого человека
4.4. Насилие как особый вид травматической ситуации
4.4.1. Классификации видов насилия
4.4.2. Последствия насилия.
4.4.3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка
4.4.4. Психологическое насилие
4.4.5. Физическое насилие
4.4.6. Сексуальное насилие
4.7. Зависимость проявлений посттравматического стресса от индивидуально-психологических особенностей ребенка
ГЛАВА 5. Диссоциация и посттравматический стресс
5.1. Определение понятия «диссоциация»
5.2. Диссоциативные феномены
5.3 .Методики для оценки диссоциации
5.4. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД)
5.5. Эмпирические исследования диссоциативных феноменов
5.6. Роль диссоциации в совладании с психической травмой
ГЛАВА 6. Лечение ПТСР
6.1. Психофармакологическая терапия
6.2. Психотерапия ПТСР
6.3. Групповая психотерапия ПТСР
6.4.Когнитивно-бихевиоральная (поведенческая) психотерапия ПТСР
6.5. Техника вскрывающих интервенций (EBI)
6.6. Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз (EMDR)
6.7. Тренинг преодоления тревоги (AMT)
6.8. Психодинамическая психотерапия ПТСР
6.9. Особенности психотерапии ПТСР
6.10. Стратегии поведения психотерапевтов
Заключение

ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА
Введение
ГЛАВА 1. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-administered PTSD scale — CAPS)
1.1. Описание и инструкция шкалы CAPS-DX
1.2. Общие рекомендации по применению шкалы CAPS-DX
1.2.1. Оценка критерия А
1.2.2. Оценка симптоматики ПТСР по частоте
1.2.3. Оценка симптоматики по интенсивности
1.2.4. Оценка длительности протекания расстройства по критерию Е
1.2.5. Оценка тяжести эмоционального состояния и нарушений в важных сферах жизнедеятельности по критерию F
1.3. Общие оценки по шкале CAPS-DX
1.3.1. Оценки дополнительных или предполагаемых признаков
1.3.2. Оценки симптоматики ПТСР за период жизни после травмы в прошлом
1.4. Кодирование оценок по шкале CAPS-DX
1.4.1. Суммарная (сводная) шкала CAPS-DX
1.5. Рекомендации по подготовке интервьюера
ГЛАВА 2. Шкала оценки влияния траматического события (Impact of Event scale-R)
2.1.Краткая история создания шкалы оценки влияния травматического события — ШОВТС
2.2. Развитие IES-R.
2.3. Результаты применения ШОВТС (IOES-R) в отечественных исследованиях.
ГЛАВА 3. Миссиссипская шкала для оценки посттравматических реакций
3.1. Описание методики
3.2. Результаты применения Миссиссипской шкалы в отечественных исследованиях.
ГЛАВА 4. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Check List-90-Revised, SCL-90-R)
4.1. История создания SCL-90-R
4.2. Описание методики.
4.3. Проведение методики и ее характеристики.
4.4. Использование методики
4.5. Основные дефиниции
4.6. Операциональные определения шкал SCL-90-R
ГЛАВА 5. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory-BDI)
5.1. Описание методики
5.2. Шкалы
ГЛАВА 6. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей.
6.1. Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей
6.1.1. Обоснование выбора метода
6.1.2. Описание метода.
6.1.3. Процедура проведения интервью.
6.1.4. Операциональное определение шкал
6.2. Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей
6.2.1. Обоснование выбора метода
6.2.2. Описание метода
6.2.3. Процедура проведения
ГЛАВА 7. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale)
7.1. Описание методики
7.2. Русскоязычный вариант DES
7.3. Валидность русской версии
7.3.1. Проверка конструктной валидности
7.3.2. Критериальная валидность русской версии DES
ГЛАВА 9. Опросник травматических ситуаций (Life Experience Questionnaire).
9.1. История создания
9.2. Описание методики
9.3 Проведение методики и ее характеристики

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса, Часть 1, Теория и методы, Тарабрина Н.В., Агарков В.А., 2019.

   Первая часть данного «Практического руководства» посвящена истории, основным теоретическим моделям и клинико-психологической диагностике посттравматического стресса. Представлен обзор исследований по данной проблеме и русскоязычные версии клинико-психологических методик, наиболее часто используемых в мировой практике. Представленный комплекс методик был адаптирован, апробирован и на протяжении многих лет использовался в лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.
Бланки методик вынесены во вторую часть «Практического руководства».
Книга рассчитана для студентов и специалистов.

Практическое руководство по психологии посттравматического стресса, Часть 1, Теория и методы, Тарабрина Н.В., Агарков В.А., 2019

Стресс, травма, посттравматический стресс: соотношение понятий.
Исторически исследования стресса и травматического стресса проводились в разных направлениях, хотя, безусловно, имели точки пересечения.

Центральным положением в концепции стресса, открытого в 1936 г. Гансом Селье (Селье, 1960), является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизации ресурсов для реакции на стрессор. Все действующие на организм агенты он подразделил на специфические (вирус гриппа вызывает грипп) и неспецифические стереотипные эффекты стресса, которые проявляются в виде общего адаптационного синдрома. Этот синдром в своем развитии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Селье ввел понятие адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение, по мнению Селье, необратимо и ведет к старению и гибели организма.

Психическим проявлениям общего адаптационного синдрома присвоено наименование «эмоциональный стресс» — это аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов (Анохин, 1973; Судаков, 1997), что связано с вовлечением эмоций в структуру любого целенаправленного поведенческого акта. Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции.

СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие ко второму изданию.
Предисловие к первому изданию.
Раздел первый. Теоретические аспекты посттравматического стресса.
Введение.
Глава 1. Посттравматический стресс.
1.1. Стресс, травма, посттравматический стресс: соотношение понятий.
1.2. Краткая история исследований посттравматического стресса.
1.3. Характеристика психических функций при ПТСР.
1.4. Критерии диагностики ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств.
1.5. Эпидемиология.
Глава 2. Теоретические модели посттравматического стресса.
2.1. Психодинамические взгляды на психическую травму.
2.2. Когнитивные концепции психической травмы.
2.3. Психосоциальные факторы и последствия посттравматического стресса.
2.4. Другие концепции ПТСР.
Глава 3. Эмпирические исследования посттравматического стресса.
3.1. Посттравматический стресс у ветеранов боевых действий.
3.2. Исследования последствий катастроф.
3.3. Исследования ПТСР у жертв преступлений и сексуального насилия.
3.4. Посттравматический стресс у онкологических больных.
3.5. Стресс радиационной угрозы и его последствия.
3.6. Суицидальное поведение и ПТСР.
3.7. Террористическая угроза и ее последствия.
Глава 4. Дети и посттравматический стресс.
4.1. Краткая история развития представлений о психологической травме у детей.
4.2. Особенности протекания посттравматического стресса у детей.
4.3. Виды травмирующих событий, приводящих к развитию посттравматического стресса.
4.3.1. Тяжелое физическое заболевание.
4.3.2. Пребывание в зоне военных действий.
4.3.3. Стихийные бедствия и катастрофы.
4.3.4. Потеря близкого человека.
4.4. Насилие как особый вид травматической ситуации.
4.4.1. Классификации видов насилия.
4.4.2. Последствия насилия.
4.4.3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.
4.4.4. Психологическое насилие.
4.4.5. Физическое насилие.
4.4.6. Сексуальное насилие.
4.7. Зависимость проявлений посттравматического стресса от индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Глава 5. Диссоциация и посттравматический стресс.
5.1. Определение понятия «диссоциация».
5.2. Диссоциативные феномены.
5.3. Методики для оценки диссоциации.
5.4. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД).
5.5. Эмпирические исследования диссоциативных феноменов.
5.6. Роль диссоциации в совладении с психической травмой.
Глава 6. Лечение ПТСР.
6.1. Психофармакологическая терапия.
6.2. Психотерапия ПТСР.
6.3. Групповая психотерапия ПТСР.
6.4. Когнитивно-бихевиоральная (поведенческая) психотерапия ПТСР.
6.5. Техника вскрывающих интервенций (EBI).
6.6. Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз (F.MDR).
6.7. Тренинг преодоления тревоги (АМТ).
6.8. Психодинамическая психотерапия ПТСР.
6.9. Особенности психотерапии ПТСР.
6.10. Стратегии поведения психотерапевтов.
Заключение.
Литература.
Раздел второй. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства.
Введение. Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства.
Глава 1. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-administered PTSD Scale — CAPS-DX).
1.1. Описание и инструкция шкалы CAPS-DX.
1.2. Общие рекомендации по применению шкалы CAPS-DX.
1.2.1. Оценка критерия А.
1.2.2. Оценка симптоматики ПТСР по частоте.
1.2.3. Оценка симптоматики по интенсивности.
1.2.4. Оценка длительности протекания расстройства но критерию Е (вопросы № 18,19).
1.2.5. Оценка тяжести эмоционального состояния и нарушений в важных сферах жизнедеятельности по критерию F (вопросы № 20—22).
1.3. Общая оценка шкалы CAPS-DX.
Глава 2. Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale — R).
2.1. Краткая история создания шкалы оценки влияния травматического события — ШОВТС.
2.2. Развитие IES-R.
2.3. Результаты применения ШОВТС (IOES-R) в отечественных исследованиях.
Глава 3. Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций.
3.1. Описание методики.
3.2. Результаты применения Миссисипской шкалы в отечественных исследованиях.
Глава 4. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Check List-90-Revised, SCL-90-R).
4.1. История создания SCL-90-R.
4.2. Описание методики.
4.3. Проведение методики и ее характеристики.
4.4. Использование методики.
4.5. Основные дефиниции.
4.6. Операциональные определения шкал SCL.-90-R.
Глава 5. Опросник депрессивности Нека (Beck Depression Inventory — ВDI).
5.1. Описание методики.
5.2. Шкалы методики.
Глава 6. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей.
6.1. Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД).
6.1.1. Обоснование выбора метода.
6.1.2. Описание метода.
6.1.3. Процедура проведения.
6.1.4. Операциональные определения шкал полуструктурированного интервью.
6.2. Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей.
6.2.1. Обоснование выбора методики.
6.2.2. Описание метода.
6.2.3. Порядок проведения.
Глава 7. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale — DES).
7.1. Описание методики.
7.2. Русскоязычный вариант DES.
7.3. Валидность русской версии DES.
7.3.1. Проверка конструктной валидности ШД.
7.3.2. Критериальная валидность русской версии DES.
Глава 8. Опросник травматических ситуаций (Life Experience Questionnaire — LEQ).
8.1. История создания.
8.2. Описание методики.
8.3. Проведение мелодики и ее характеристики.
Глава 9. Психофизиологические методы исследования ПТСР.
Литература.

Купить
.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Дата публикации: 08.07.2021 06:33 UTC

Теги:

учебник по психологии :: психология :: Тарабрина :: Агарков


Следующие учебники и книги:

  • Развитие живой компании, Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе, Том 2, Рыбаков М.Ю., Пайвина О.С., 2021
  • Развитие живой компании, Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе, Том 1, Рыбаков М.Ю., Пайвина О.С., 2021
  • Жить легко, Практикум эффективного поведения, Пономаренко В.В., 2015
  • Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире, Кольцова В.А., 2013

Предыдущие статьи:

  • Психология и педагогика высшей школы, Магомедова Е.В., Остапенко И.А., 2016
  • Основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного и школьного образования, Барышникова Е.В., 2020
  • Работа с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению, Методические рекомендации, Калинина Н.В., Игумнов С.А., Ефимова О.И., Коренский Н.В., 2018
  • Общая психология, Фонд оценочных средств, Борисова И.В., Зюзя А.А., 2021

Год издания: 2007

Кол-во страниц: 77

  • Аннотация
  • Коллекции
  • Классификаторы
  • Аффилиация
  • Бибзапись
  • Фрагменты

Вторая часть «Практического руководства» содержит бланки русскоязычных версий клинико-психологических методик для диагностики посттравматического стресса, описанных в первой части «Практического руководства». Для специалистов, прошедших подготовку по диагностике посттравматического стресса.

  • Когито-Центр

Тематика:

  • 3111:
    Практическая психология. Психотерапия

ББК:

  • 883:
    Общая психология

УДК:

  • 15:
    Психология

ОКСО:

  • ВО — Магистратура
  • 37.04.01:
    Психология
  • 37.04.02:
    Конфликтология
  • ВО — Специалитет
  • 37.05.01:
    Клиническая психология
  • 37.05.02:
    Психология служебной деятельности
  • Ординатура
  • 31.08.20:
    Психиатрия
  • 31.08.22:
    Психотерапия
  • 31.08.24:
    Судебно-психиатрическая экспертиза

ГРНТИ:

  • 15.81.70:
    Практическая психология

Тарабрина, Н. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2: Бланки методик / Н. В. Тарабрина. — Москва : Когито-Центр, 2007. — 77 с. — (Психологический инструментарий). — ISBN 5-89353-209-8. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1067674 (дата обращения: 23.04.2023). – Режим доступа: по подписке.


Скопировать запись

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Тарабрина Надежда Владимировна 

Практическое руководство по психологии 
посттравматического стресса 

Часть 2. Бланки методик 

Москва 
Издательство «Когито-Центр» 
2007 
УДК 159.9 
ББК 88 
Т 19 

Все права защищены. Любое использование материалов данной книги 
полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается. 

Т 19 Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стрес-
са. Ч. 2. Бланки методик. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. — 77 с. (Психологический 
инструментарий) 

Вторая часть «Практического руководства» содержит бланки русскоязычных версий клинико-психологических мето-
дик для диагностики посттравматического стресса, описанных в первой части «Практического руководства». 
Для специалистов, прошедших подготовку по диагностике посттравматического стресса. 

УДК 159.9 
ББК 88 

ISBN 978-5-89353-209-8 
©Издательство «Когито-Центр», 2007 
Содержание

Предисловие к приложению.....................................................................................................................................4

Шкала для клинической диагностики ПТСР (по критериям DSM-IV)
Clinician-Administered Scale for DSM-IV (CAPS-DX) .........................................................................................5

Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС)
Imact of Ecent Scale-R (IES-R) .................................................................................................................................36

Миссисипская шкала — военный вариант
(Mississipi Scale-M) ....................................................................................................................................................39

Миссисипская шкала — гражданский вариант
(Mississipi Scale-MS) ..................................................................................................................................................43

Опросник выраженности психопатологической симптоматики
(Simptom Check List-90-r-Revised, Scl-90-R) ........................................................................................................47

Опросник депрессивности Бека
Beck Depression Inventory (BDI) .............................................................................................................................53

Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса
у детей (ПИВППСД) .................................................................................................................................................55

Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей ......................................................61

Опросник травматических ситуаций
Life Experience Questionnaire (LEQ) ......................................................................................................................64

Опросник перитравматической диссоциации (ОПД) .....................................................................................70

Шкала диссоциации
Dissociative Experience Scale (DES) ........................................................................................................................72

Шкала оценки интенсивности боевого опыта (ШОИБО) ..............................................................................76
Предисловие к приложению

Публикуемое «Практическое руководство по психологии посттравматического стресса» разделе-
но на две части: бланки методик и ключи к ним издаются отдельно. Теоретические основы методик, 
их описание, интерпретации и данные, полученные на разных контингентах, приведены в первой 
части руководства. Данный комплекс представляет собой русскоязычные версии клинико-психоло-
гических методик, наиболее часто используемых в мировой психологической практике при изучении 
посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Представляются очевидным, что специалис-
ты, которые готовятся использовать данный комплекс, должны детально изучить первую, основную, 
часть руководства и пройти соответствующее обучение. Особенно это касается структурированного 
клинического интервью — СКИДа. Разделение Руководства на две части обусловлено, во-первых, 
нашим желанием, в определенной степени воспрепятствовать не профессиональному использова-
нию психологического инструментария. Известно, что в международной психологической практике 
существуют строгие ограничения в распространении психологических методик: их могут приобрес-
ти только дипломированные специалисты. К сожалению, подобные правила не являются обязатель-
ными в отечественном психологическом сообществе. Однако, использование психодиагностических 
методов людьми, не имеющими специальной подготовки, безусловно, снижает эффективность их 
применения (а в отдельных случаях может наносить вред психическому здоровью обследуемому) и, 
что не менее важно, обесценивает профессиональные усилия по разработке инструментария.
Во-вторых, настоящее приложение издается в формате, который является наиболее подходящим 
для непосредственного применения методик в практике их использования. 

Редактор-составитель: Н.В. Тарабрина
Шкала для клинической диагностики ПТСР (по критериям DSM-IV)
Clinician-Administered Scale for DSM-IV (CAPS-DX)

Ф. И. О. ______________________________

Возраст ______________________________

Интервьюер: __________________________

Дата обследования: ____________________

Критерий А. Индивид пережил психотравматическое событие-ситуацию, при этом должны исполняться 
оба приведенных ниже пункта: 

(1). Человек был участником либо свидетелем события (событий), которые включают смерть или угрозу 
смерти, угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной); 

(2). Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.

Примечание: У детей реакция может замещаться дезорганизованным или ажитированным поведением.

Я буду задавать вопросы о ситуациях, которые иногда случаются с людьми и которые вызывают пережи-
вание стресса или угрозы. Например, тяжелая автомобильная авария или другие виды серьезных аварий, 
пожар, ураган или землетрясение, ограбления, вооруженные нападения, физическое и сексуальное наси-
лие. Если Вы переживали что-либо подобное, я попрошу Вас кратко описать, что именно произошло и что 
Вы чувствовали во время этого события. Затем я буду задавать вопросы о том, как эти переживания могли 
повлиять на Вас. Возможно, Вам будет трудно вспоминать об этих ситуациях, потому что могут возвра-
титься неприятные воспоминания. Однако иногда разговор об этих событиях приносит облегчение, и к 
тому же Вы сами решаете, с какой степенью подробности будете рассказывать об этом событии. Если в ходе 
интервью у Вас возникнут неприятные эмоциональные переживания, дайте мне знать, мы можем приос-
тановиться и поговорить об этом. Обращайтесь также ко мне, если у Вас возникнут какие-то вопросы или 
что-то будет непонятно. Прежде чем начать интервью, я могу ответить на Ваши вопросы, если они есть.

Просмотрите, если есть, амбулаторную карту и спросите о трех событиях. Если заре-
гистрировано больше, чем три события, определите три события, о которых вы буде-
те спрашивать, например, наиболее опасное, нахудшее, наиболее раннее и др. Если в 
карте не зарегистрировано событий, то спросите:

Были ли в Вашей жизни ситуации, когда Вашей жизни угрожала опасность или Вам был нанесен вред или 
увечья?
ЕСЛИ НЕТ: Были ли в Вашей жизни ситуации, когда Вы не получили увечий, но была угроза смерти или 
увечий?
ЕСЛИ НЕТ: Может быть, Вы были свидетелем таких событий, произошедших с другими людьми, или уз-
нали, что это случилось с кем-то из близких Вам людей?
ЕСЛИ НЕТ: С каким событием Вы связываете наиболее эмоционально тяжелые переживания в Вашей 
жизни?
СОБЫТИЕ # 1

Что произошло? (Сколько Вам было лет? Кто 
еще был участником? Сколько времени это 
происходило? Была ли угроза жизни? Были ли 
серьезные повреждения (увечья) или угроза их 
получить?

Какие эмоции Вы при этом испытывали? 
(Испытывали ли Вы сильную тревогу, страх, 
состояние ужаса, беспомощность? Насколько 
сильны были эти чувства? Были ли Вы 
настолько оглушены или находились в столь 
шоковом состоянии, что вообще ничего не могли 
почувствовать? На что это было похоже? 
Что отмечали другие люди по поводу Вашей 
эмоциональной реакции? Как Вы реагировали 
эмоционально после События?)

Описание (тип события, жертва, преступник, 
возраст, частота):

A (1) Угроза жизни? ДА НЕТ [своей ___ других ___]

Серьезные повреждения? ДА НЕТ [свои __ других _]

Угроза физической целостности? ДА НЕТ
[своей ___ других ___]

A (2) Интенсивный страх/беспомощность/ужас?
ДА НЕТ [во время события ___ после ___]

Критерий А присутствует? НЕТ ВОЗМОЖНО ДА

СОБЫТИЕ # 2

Что произошло? (Сколько Вам было лет? Кто 
еще был участником? Сколько времени это 
происходило? Была ли угроза жизни? Были ли 
серьезные повреждения (увечья) или угроза их 
получить?)

Какие эмоции Вы при этом испытывали? 
(Испытывали ли Вы сильную тревогу ,страх, 
состояние ужаса, беспомощность? Насколько 
сильны были эти чувства? Были ли Вы 
настолько оглушены или находились в столь 
шоковом состоянии , что вообще ничего не 
могли почувствовать? На что это было похоже? 
Что отмечали другие люди по поводу Вашей 
эмоциональной реакции? Как Вы эмоционально 
реагировали после События?)

Описание (тип события, жертва, преступник, 
возраст, частота):

A (1) Угроза жизни? ДА НЕТ [своей ___ других ___]

Серьезные повреждения? ДА НЕТ [свои __ других _]

Угроза физической целостности? ДА НЕТ
[своей ___ других ___]

A (2) Интенсивный страх/беспомощность/ужас?
ДА НЕТ [во время события ___ после ___]

Критерий А присутствует? НЕТ ВОЗМОЖНО ДА

СОБЫТИЕ # 3
Что произошло? (Сколько Вам было лет? Кто 
еще был участником? Сколько времени это 
происходило? Была ли угроза жизни? Были ли 
серьезные повреждения (увечья) или угроза их 
получить?)

Какие эмоции Вы при этом испытывали? 
(Испытывали ли Вы сильную тревогу, страх, 
состояние ужаса, беспомощность? Насколько 
сильны были эти чувства? Были ли Вы 
настолько оглушены или находились в столь 
шоковом состоянии , что вообще ничего не 
могли почувствовать? На что это было похоже? 
Что отмечали другие люди по поводу Вашей 
эмоциональной реакции? Как Вы эмоционально 
реагировали после События?)

Описание (тип события, жертва, преступник, 
возраст, частота):

A (1) Угроза жизни? ДА НЕТ [своей ___ других ___]

Серьезные повреждения? ДА НЕТ [свои __ других _]

Угроза физической целостности? ДА НЕТ
[своей ___ других ___]

A (2) Интенсивный страх/беспомощность/ужас?
ДА НЕТ [во время события ___ после ___]

Критерий А присутствует? НЕТ ВОЗМОЖНО ДА

В оставшейся части интервью мы будем иметь в виду эти события, и я буду задавать Вам вопросы о 
том, как это событие, возможно, повлияло на Вас.
Я задам Вам около 25 вопросов. Большинство из них состоит из двух частей. В первой части я буду 
спрашивать о том, были ли у Вас определенные проблемы, и если были, то как часто они возникали в 
течение последнего месяца. Затем я спрошу, насколько сильное влияние оказали на Вас эти пережи-
вания.
Критерий В. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании. Определяется 
наличием одного (или более) из следующих способов:

1. (B-1) повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей 
и ощущений, вызывающих дистресс
Примечание: У маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся игра, в которой про-
являются темы или аспекты травмы

Частота
Возникали ли у Вас 
непроизвольные, нежелательные 
воспоминания об этом событии? 
(Что Вы вспоминали?) [ЕСЛИ НЕ 
ОЧЕНЬ ПОНЯТНО:] (Воспоминания 
возникали во время бодрствования 
или только во сне?) [ИСКЛЮЧИТЬ, 
ЕСЛИ ВОСПОМИНАНИЯ 
ПОЯВЛЯЛИСЬ ТОЛЬКО ВО СНЕ]. 
Как часто это происходило в 
течение последнего месяца?

0 — никогда
1 — один или два раза
2 — один или два раза в неделю
3 — несколько раз в неделю
4 — ежедневно или почти каждый день

Описание/Примеры

Интенсивность
Насколько тяжелы были 
эмоциональные переживания 
или дискомфорт, вызванный 
этими воспоминаниями? Были ли 
Вы способны отвлечься от этих 
мыслей и думать о чем-нибудь 
другом? (Насколько трудно Вам 
было это сделать?) Насколько эти 
воспоминания отравляли Вам жизнь?
0 — отсутствие дистресса
1 — низкая интенсивность симптома: 
минимальный дистресс или нарушение 
деятельности
2 — умеренная интенсивность: дистресс 
отчетливо присутствует, но человек 
еще способен им управлять, некоторое 
нарушение деятельности
3 — высокая интенсивность, существенный 
дистресс, трудности в преодолении 
возникших воспоминаний о событии и 
явные срывы в деятельности
4 — крайне высокая интенсивность, 
непереносимый дистресс, невозможность 
избавиться от воспоминаний о событии и 
неспособность продолжать деятельность

СВ* (уточните)_____________________

Текущее

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ

После травмы в 
прошлом

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ

* СВ — степень валидности, уверенности интервьюера в оценке симптоматики
2. (B-2) повторяющиеся тяжелые сны о событии
Примечание: У детей могут возникать ночные кошмары, содержание которых не сохраняется

Частота
Возникали ли у Вас неприятные сны 
о событии? Опишите типичный 
сон. (Что в нем происходило?) 
Как часто возникали такие сны в 
течение последнего месяца?

0 − никогда
1 − один или два раза
2 − один или два раза в неделю
3 − несколько раз в неделю
4 − ежедневно или почти каждый день

Описание/Примеры:

Интенсивность
Насколько тяжелы были 
эмоциональные переживания или 
дискомфорт, вызванный этими снами? 
Просыпались ли Вы от этих снов?
[ЕСЛИ ДА:] (Что происходило, 
когда Вы просыпались? Как долго 
это не давало Вам опять уснуть?) 
[ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ 
И ОТМЕТЬТЕ ТРЕВОЖНОЕ 
ВОЗБУЖДЕНИЕ, ГРОМКИЕ 
КРИКИ, ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ 
ПРОБУЖДЕНИЯ]. (Как эти сны 
влияли на Вас?)
0 — нисколько
1 — слабая интенсивность симптома: 
минимальный дистресс, мог не 
просыпаться
2 — умеренная интенсивность, просыпался 
в дистрессе, но был готов уснуть снова
3 — высокая интенсивность: значительный 
дистресс, трудности с последующим 
засыпанием
4 — очень высокая интенсивность: 
непереносимый дистресс, невозможность 
заснуть после пробуждения

СВ (уточните)____________________

Текущее

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ

После травмы в 
прошлом

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ
3. (B-3) такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь 
(ощущение «оживания» опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды — 
«флэшбэк», включая те, которые появляются в состоянии интоксикации или просоночном 
состоянии).
Примечание: У детей может появляться специфичное для травмы повторяющееся поведение

Частота
Приходилось ли Вам совершать 
какое-либо действие или 
чувствовать себя так, как будто 
бы то событие(я) происходит 
снова? (Бывают ли у Вас внезапно 
такие состояния, ощущения, 
что событие повторяется и 
Вы снова оказываетесь в этой 
ситуации?) [ЕСЛИ НЕ ПОНЯТНО:] 
(Происходило ли это во время 
бодрствования или только во 
сне?) [ИСКЛЮЧИТЬ, ЕСЛИ 
ПРОИСХОДИЛО ТОЛЬКО ВО 
ВРЕМЯ СНА.] Расскажите мне 
больше об этом. Как часто это 
с Вами случалось в течение 
последнего месяца?

0 − никогда
1 − один или два раза
2 − один или два раза в неделю
3 − несколько раз в неделю
4 − ежедневно или почти каждый день

Описание/Примеры:

Интенсивность
Насколько сильным и реальным было 
Ваше ощущение, что это событие(я) 
происходит снова? (Приводило ли 
это Вас в замешательство или что 
еще Вы делали в это время?) Как 
долго это длилось? Что Вы делали 
в то время, пока это происходило? 
(Ваше поведение привлекало внимание 
окружающих? Что они говорили?)

0 — вообще такого не было
1 — слабая интенсивность симптома: 
ощущение незначительно большей 
реалистичности, чем при простом 
размышлении о событии.
2 — умеренная интенсивность: 
явные кратковременные ощущения 
диссоциативного характера, но 
сохраняется тесная связь с окружающим, 
ощущения похожи на грезы наяву
3 — высокая интенсивность: в сильной 
степени диссоциативные ощущения — 
пациент рассказывает об образах, звуках, 
запахах, но все еще сохраняется некоторая 
связь с окружающим миром
4 — очень высокая интенсивность: 
ощущения полностью диссоциированы — 
«флэшбэк эффект», полное отсутствие 
связи с окружающей реальностью, 
возможна амнезия данного эпизода — 
«затмение», провал в памяти

СВ (уточните)_____________________

Текущее

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ

После травмы в 
прошлом

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ
4. (B-4) интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситу-
ацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их

Частота
Случалось ли Вам расстраиваться, 
когда что-то напоминало Вам о 
событии? (Может ли что-либо 
вызвать неприятные ощущения, 
связанные с событием?) Какого рода 
напоминания могут Вас расстроить? 
Как часто это с Вами случалось в 
течение последнего месяца?

0 — никогда
1 — один или два раза
2 — один или два раза в неделю
3 — несколько раз в неделю
4 — ежедневно или почти каждый день

Описание/Примеры:

Интенсивность
Насколько сильны были тяжелые 
эмоциональные переживания или 
дискомфорт, вызванные этими 
напоминаниями? Как долго это 
длилось? Как это влияло на Вашу 
жизнь?

0 — нисколько
1 — слабо выраженная интенсивность 
симптома: минимальный дистресс или 
нарушение деятельности
2 — умеренная интенсивность: дистресс 
отчетливо присутствует, но преодолим, 
некоторое нарушение деятельности
3 — высокая интенсивность, существенный 
дистресс, явные срывы в деятельности
4 — очень высокая интенсивность: 
непреодолимый дистресс, неспособность 
продолжать деятельность

СВ (уточните)_____________________

Текущее

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ

После травмы в 
прошлом

Ч_____

И _____

Симптом ДА НЕТ
  • document_id: 349962
  • product_id: 1067674
  • ins_time: 2019-10-14 22:49:59
  • upd_time: 2019-10-14 22:49:59
  • upp_upd_date: 2019-10-14
  • Full PDF:
    WARN Путь не доступен (не определен) /mnt/znanium_fullpdf/booksfull/done/1067/1067674.pdf
  • PDF pages:
    WARN Количество страниц документа (77) не соответствует физическому наличию (76). Путь /mnt/resources/resources/1067/1067674/pdf
  • XML pages:
    WARN Количество страниц документа (77) не соответствует физическому наличию (76). Путь: /mnt/resources/resources/1067/1067674/xml
  • text *.idx:
    OK
  • Full text:
    OK /mnt/resources/resources/1067/1067674/txt/1067674.txt
  • Оглавления:
    OK Путь /mnt/resources/resources/1067/1067674/txt/1067674.toc.txt

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пользоваться паркоматом в санкт петербурге видео инструкция
  • Обрабатывающие центры с чпу руководство
  • Цефтриаксон уколы инструкция по применению взрослым при воспалении гайморита как
  • Гель детрагель инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Перинева таблетки 4мг инструкция по применению от чего помогает