Тарифное руководство 3 по подаче уборки вагонов

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. N 1056р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ
ПУТЯМИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ ОАО «РЖД»,
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОДАЧЕ И УБОРКЕ ВАГОНОВ

В целях обеспечения полноты взимания платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов.

2. Начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Илларионову А.В. в соответствии с функциональной компетенцией вопросов:

2.1. Организовать проведение на железных дорогах работы по внесению в договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов изменений в части определения и взимания платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по правилам прилагаемого Временного порядка при обращении грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования или истечении срока действия договора.

2.2. Обеспечить внесение соответствующих изменений в программное обеспечение автоматизированной системы «ЭТРАН».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Краснощека А.А.

Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н.МОРОЗОВ

1. Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов (далее — плата) определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.

2. Для целей определения платы развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», принимается от знака «Граница железнодорожного пути необщего пользования», установленного на границе с железнодорожным путем общего пользования.

3. Проведение расчетов по плате осуществляется за период, устанавливаемый в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.

4. В случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД» (или его часть), используется одним грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, плата определяется как произведение среднесетевой ставки (руб./км в сутки) на развернутую длину этого пути (км).

5. В случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД» (или его часть), используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов, плата для каждого такого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования (кроме обслуживаемого по трехстороннему договору, с которого взимается только плата за работу локомотива ОАО «РЖД») определяется в доле, учитывающей расстояние подачи и уборки по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», а также среднесуточное количество поданных и убранных вагонов для данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, по следующим правилам:

5.1. Определяется расстояние подачи и уборки вагонов по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», для каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования по правилам пунктов 2.7.3, 2.7.4 Тарифного руководства N 3.

Для целей расчета платы по настоящему Порядку развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», расстояние подачи и уборки вагонов указываются в соответствии с договором и их дальнейшее округление не производится.

5.2. Определяется для каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования среднесуточная вагоно-километровая работа по подаче и уборке вагонов как произведение среднесуточного числа поданных и убранных вагонов (рассчитывается по данным предыдущего периода, определенного в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов) и расстояния подачи и уборки вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД».

В среднесуточное число поданных и убранных вагонов для расчета по настоящему Порядку кроме вагонов, учитываемых для определения группы железнодорожного пути необщего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов с данным грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, включаются вагоны, поданные и убранные по трехсторонним договорам с участием данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Для целей расчета платы по настоящему Порядку округление среднесуточного числа поданных и убранных вагонов производится до 0,0001 вагона по правилам математики.

5.3. Определяется общая среднесуточная вагоно-километровая работа по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», как сумма среднесуточной вагоно-километровой работы по подаче и уборке вагонов для каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, использующих совместно железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД».

5.4. Определяется коэффициент использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», для каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования как частное от деления среднесуточной вагоно-километровой работы по подаче и уборке вагонов для данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования на общую среднесуточную вагоно-километровую работу за расчетный период.

5.5. Определяется общая плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО «РЖД» как произведение среднесетевой ставки договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО «РЖД» и развернутой длины железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» и используемого при подаче и уборке вагонов.

5.6. Определяется плата для каждого из грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования умножением общей платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», на коэффициент использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД».

5.7. Для таких грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования в договорах устанавливаются единые периоды определения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов.

При изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД» (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам), производится перерасчет коэффициента использования пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», и, соответственно, платы для каждого из грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования.

5.8. Пример определения платы (таблица 1):

Имеется железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к путям общего пользования, который принадлежит ОАО «РЖД» и обслуживает грузоотправителя (грузополучателя) А, длиной 2,7 км (далее — основной путь).

Имеется группа железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к основному пути и обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования Б, В, Г, Д.

Указанные пути необщего пользования имеют следующие расчетные показатели для определения сбора за подачу и уборку вагонов:

Для А — среднесуточное количество поданных и убранных вагонов — 6,7 ваг./сут., подача и уборка вагонов производятся по основному пути, то есть расстояние подачи и уборки вагонов составляет 5,4 км (в том числе по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», — 5,4 км);

Для Б — среднесуточное количество поданных и убранных вагонов — 3,7 ваг./сут., подача и уборка вагонов производятся по основному пути 1,8 км и по примыкающему пути, принадлежащему владельцу, — 0,3 км, то есть расстояние подачи и уборки вагонов составляет 4,2 км (в том числе по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», — 3,6 км);

Для В — среднесуточное количество поданных и убранных вагонов — 1,6 ваг./сут., подача и уборка вагонов производятся по основному пути 1,7 км и по примыкающему пути, принадлежащему владельцу, — 0,35 км, то есть расстояние подачи и уборки вагонов составляет 4,1 км (в том числе по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», — 3,4 км) и при этом по трехстороннему договору с грузополучателем Е на данный путь необщего пользования производится подача и уборка вагонов для него, при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов — 1,1 ваг./сут., и грузополучателем Е выбран вариант оплаты «за выход локомотива»;

Для Г — среднесуточное количество поданных и убранных вагонов — 10,5 ваг./сут., подача и уборка вагонов производятся по основному пути 1,3 км и по примыкающему пути, принадлежащему владельцу, — 0,3 км, то есть расстояние подачи и уборки вагонов составляет 3,2 км (в том числе по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», — 2,6 км);

Для Д — среднесуточное количество поданных и убранных вагонов — 0,1 ваг./сут., подача и уборка вагонов производятся по основному пути 0,6 км и по примыкающему пути, принадлежащему ОАО «РЖД», — 0,2 км, то есть расстояние подачи и уборки вагонов составляет 1,6 км (в том числе по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», — 1,6 км).

Ставка платы за пользование путями необщего пользования при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов составляет 2 192,3 руб. за км в сутки.

Таким образом, развернутая длина пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» и используемого совместно несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, составляет 2,7 км + 0,2 км = 2,9 км, а плата за пользование путем необщего пользования составляет 2,9 км * 2 192,3 руб./км в сутки = 6357,67 руб./сут.

Сбор за подачу и уборку вагонов для Е определяется по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива за расстояние подачи и уборки вагонов 4,1 км.

Среднесуточное число поданных и убранных вагонов для В определяется как сумма поданных и убранных вагонов в адрес В и Е:

1,6 + 1,1 = 2,7 ваг./сут.

Среднесуточная вагоно-километровая работа по подаче и уборке вагонов составляет:

— для А — 6,7 ваг./сут. * 5,4 км = 36,18 ваг.-км/сут.

— для Б — 3,7 ваг./сут. * 3,6 км = 13,32 ваг.-км/сут.

— для В — 2,7 ваг./сут. * 3,4 км = 9,18 ваг.-км/сут.

— для Г — 10,5 ваг./сут. * 2,6 км = 27,3 ваг.-км/сут.

— для Д — 0,1 ваг./сут. * 1,6 км = 0,16 ваг.-км/сут.

— общая — 86,14 ваг.-км/сут.

Коэффициент использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», составляет:

— для А — 36,18 ваг.-км/сут. / 86,14 ваг.-км/сут. = 0,4200

— для Б — 13,32 ваг.-км/сут. / 86,14 ваг.-км/сут. = 0,1546

— для В — 9,18 ваг.-км/сут. / 86,14 ваг.-км/сут. = 0,1066

— для Г — 27,3 ваг.-км/сут. / 86,14 ваг.-км/сут. = 0,3169

— для Д — 0,16 ваг.-км/сут. / 86,14 ваг.-км/сут. = 0,0019

Плата за пользование путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», составляет 6357,67 руб./сут., в том числе:

— для А — 0,4200 * 6357,67 руб./сут. = 2670,22 руб./сут.

— для Б — 0,1546 * 6357,67 руб./сут. = 982,89 руб./сут.

— для В — 0,1066 * 6357,67 руб./сут. = 677,73 руб./сут.

— для Г — 0,3169 * 6357,67 руб./сут. = 2014,75 руб./сут.

— для Д — 0,0019 * 6357,67 руб./сут. = 12,08 руб./сут.

Таблица 1

Пример расчета платы за пользование путем необщего
пользования, принадлежащим ОАО «РЖД»

Пользователь

Расстояние подачи и уборки, км

Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов, с учетом работы по трехсторонним договорам

Среднесуточная вагоно-километровая работа, ваг.-км

(гр. 3 * гр. 4)

Коэффициент использования

(гр. 5 / 86,14)

Развернутая длина пути необщего пользования РЖД, совместно используемая при подаче и уборке, км

Плата за пользование путем необщего пользования РЖД, руб.

(гр. 6 * 6357,67)

всего

в т.ч. по пути необщего пользования РЖД

1

2

3

4

5

6

7

8

А

5,4

5,4

6,7

36,18

0,4200

2,9

2670,22

Б

4,2

3,6

3,7

13,32

0,1546

982,89

В

4,1

3,4

2,7

9,18

0,1066

677,73

Г

3,2

2,6

10,5

27,30

0,3169

2014,75

Д

1,6

1,6

0,1

0,16

0,0019

12,08

Итого

86,14

1

6357,67

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ТЕЛЕГРАММА
от 8 октября 2009 г. N ЦДМД-16/22

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТА 2.7.4 ТАРИФНОГО РУКОВОДСТВА N 3 В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ПОДАЧИ И УБОРКИ ВАГОНОВ

На запрос по применению пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 в части определения расстояния подачи и уборки вагонов сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2.7.4 Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного пути необщего пользования к путям железнодорожной станции. При этом при примыкании железнодорожного пути необщего пользования к станции через стрелку, которая находится на балансе владельца железнодорожного пути необщего пользования и, соответственно, входит в развернутую длину железнодорожного пути необщего пользования, расстояние подачи и уборки вагонов должно определяться с учетом длины такого стрелочного перевода. При примыкании железнодорожного пути необщего пользования к станции через стрелку, которая согласно техническо-распорядительному акту станции входит в комплекс станционных путей и стрелочных переводов данной станции, расстояние подачи и уборки вагонов должно определяться без учета длины такого стрелочного перевода, так как согласно пункту 1.16 Прейскуранта N 10-01 расходы железой дороги на амортизацию, содержание и ремонт устройств сигнализации и связи включены в тарифы на перевозки грузов.

Заместитель
начальника департамента
коммерческой работы в сфере
грузовых перевозок ОАО «РЖД»
Д.БАРОВСКИХ

21_254880

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № ВАС-5095/11

г. Москва 1 июля 2011 г Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2011. Полный текст решения изготовлен 01.07.2011.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бондаренко С.П., судей Прониной М.В Харчиковой Н.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчинниковой Ю.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Тамбов смазочные материалы» к Федеральной службе по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) о признании пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 (Тарифное руководство № 3) в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование

Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

(информация о движении дела, справочные материалы и др железнодорожным путем необщего пользования не соответствующими статьям 34, 35 Конституции Российской Федерации, абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; статьям 421, 422, 423, 606, 614, 650, 779, 781, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпунктами «б», «г пункта 4 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, и признать их не действующими.

Третье лицо: открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

В судебном заседании присутствовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Тамбов смазочные материалы» – Иванов С.А. по доверенности от 17.08.2010, паспорт серия 6701 № 356373 выдан УВД Октябрьского района г. Тамбова 23.11.2001;

от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации Мецаев Б.К. по доверенности от 18.08.2010 № 10/13, служебное удостоверение № 138; Бальжиров Б.В. по доверенности от 03.02.2011 № 1/13, служебное удостоверение № 330; Варгунин М.В. по доверенности от 23.05.2011 № 10/10, паспорт 45 10 № 469318, выданный отделом Бабушкинского ОУФМС России по г. Москве СВАО 08.10.2009;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – Романов А.Ю. по доверенности от 23.11.2010 № 982-Д паспорт 4503 № 573192, выданный п/с № 2 ОВД «Ясенево» города Москвы 17.08.2002, Беркалиева А.Ж. по доверенности от 23.11.2010 № 979-Д, паспорт 4601 № 493694, выданный ОВД Лотошинского района Московской области от 12.07.2002.

СУД УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Тамбов смазочные материалы» обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 (Тарифное руководство № 3), в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования не соответствующими статьям 34, 35 Конституции Российской Федерации, абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти статьям 421, 422, 423, 606, 614, 650, 779, 781, 785, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; подпунктам «б», «г» пункта 4 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 (далее Положение от 05.08.2009 № 643), и признать их недействующими.

Определением от 23.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

В заседании ОАО «РЖД» заявило ходатайство о прекращении производства по настоящему спору на основании абзаца 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием решения Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 № ГКПИ09-1413 об оспаривании нормативно правовых актов, указанных заявителем по настоящему спору.

Данное ходатайство судом отклонено, в связи с иным субъектным составом по настоящему спору и заявленным основаниям для признания оспариваемых пунктов Тарифного руководства № 3 недействующими.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта в части установления сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования противоречат вышеназванным правовым актам нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «Тамбов смазочные материалы» использует в своих предпринимательских целях железнодорожный путь необщего пользования от станции Тамбов I Юго-Восточной железной дороги – путь необщего пользования УПТК Агропромдорстроя.

Мичуринским отделением филиала ЮВЖД ОАО «РЖД» предложен к заключению договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Тамбов I ЮВЖД предусматривающей опталу услуг ОАО «РЖД» за подачу и уборку вагонов.

На указанный договор ООО «Тамбов смазочные материалы подготовило и направило протокол разногласий, однако было вынуждено подписать договор от 15.02.2010 № 5/396 на предложенных железной дорогой условиях, ввиду отказа поставки со стороны ОАО «РЖД» в адрес заявителя вагонов с товаром, который был оплачен.

Согласно пункту 12 договора владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, ставка которого определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче уборке вагонов по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3; ежесуточной оплаты за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику, при подаче и уборке вагонов владельца по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3.

Оспариваемые пункты Тарифного руководства № 3 в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) независимо от выхода локомотива создают необоснованные расходные обязательства для заявителя. Также установление сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования за те дни, когда такое пользование не осуществлялось, не отвечает интересам пользователей услугами организаций железнодорожного транспорта.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения представителей заявителя, ФСТ России ОАО «РЖД», исследовав материалы дела, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям предусмотренным статьей 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 названного Кодекса. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314) федеральная служба (служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства осуществляющего координацию и контроль деятельности службы Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации; не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Положением от 05.08.2009 № 643 установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов сборов и платы, порядок опубликования и введение в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 установлено, что ФСТ России осуществляет полномочия в установленной сфере на основании и в порядке установленной федеральными законами, актами Президента России и Правительства России по определению цен (тарифов) и контролю.

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3).

В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства № 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

– в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

– за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Пункт 2.7.6.1 Тарифного руководства № 3 предусматривает вариант определения ставки сбора за подачу и уборку вагонов во всех случаях кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 данного Тарифного руководства как суммы ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы № 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы № 11 названного Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).

Согласно пункт 2.7.6.2 Тарифного руководства № 3 если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы № 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).

При применении таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива – по фактическому числу выходов ( пункт 2.7.13 Тарифного руководства № 3).

В обоснование правомерности взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования ФСТ России ссылается на то, что ОАО «РЖД» вынуждено содержать путь необщего пользования, в том числе, и в период отсутствия подачи и уборки вагонов на данный путь, принадлежащий ОАО «РЖД», поскольку тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не обеспечивают компенсацию этих затрат со стороны ОАО «РЖД».

Вместе с тем, исходя из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями не предусматривается– перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

Следовательно, взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положением Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается.

Как следует из содержания подпунктов «б», «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, Положения от 05.08.2009 № 643, в редакции, действующей в момент спорных правоотношений, ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством.

В рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий установленные действующим законодательством. Так, установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования.

ФСТ России нарушила абзац 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, требования Положения от 05.08.2009 № 643, пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314.

Исходя из изложенного следует, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ему полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей.

Ссылка ООО «Тамбов смазочные материалы» на несоответствие оспариваемых пунктов нормативного акта положениям статей 34, 35 Конституции Российской Федерации и названным им в заявлении статьям Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерна. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не входит рассмотрение вопросов о соответствии нормативных правовых актов при их оспаривании положениям Конституции Российской Федерации. Приведенные заявителем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют положения об обязательствах, в данном же деле оспаривается нормативно-правовой акт.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

РЕШИЛ:

признать пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 в части устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования недействующими как несоответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы сборы и плата в отношении которых регулируется государством утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643; подпунктам «б», «в» пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Взыскать с Федеральной службы по тарифам в пользу ООО «Тамбов смазочные материалы» государственную пошлину в сумме 2 000 рублей Выдать исполнительный лист.

На указанное решение может быть подано заявление о его пересмотре в порядке надзора в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации Председательствующий судья ______________ С.П.Бондаренко Судья _____________ М.В.Пронина Судья ______________ Н.П.Харчикова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по настройке универсального пульта для телевизора супра
  • Под его руководством хор
  • Как получить инн ребенку 16 лет через госуслуги пошаговая инструкция
  • Рюкзак эрго бэби органик инструкция по применению
  • Асд2 для животных инструкция для собак