Театр под руководством хазанова

О театре

Театр Эстрады находится в самом сердце нашей столицы. Его можно назвать жемчужиной, вплетенной в знаменитый исторический комплекс «Дом на набережной», засверкавшей еще ярче после обновления. В 2017 году в рамках программы создания качественной городской среды мэром Москвы было принято решение о комплексной реставрации, и оно было поистине важным и в некоем роде судьбоносным — за 60 лет здание ни разу не ремонтировалось, а ведь и сам театр, и дом, в котором он находится, являются культовым местом.

teatr-vecher

Что же ожидает зрителей в обновленном здании театра? Прежде всего возможность получить эстетическое наслаждение и полюбоваться деталями интерьера — колоннадой портика, пилястрами, паркетом с оригинальным геометрическим рисунком, который заботливо воссоздали реставраторы, гипсовым лепным декором, потолками, а также уникальной терразитовой штукатуркой фасада. Невероятным открытием стало обнаружение в фойе первого этажа за слоями грубой краски изящной живописи! Практически на всей поверхности изображены ромбы с цветочными розетками, а по периметру основания свода выполнен растительный орнамент. Цвет картины меняется от розового теплого в основании до холодного оттенка в центральной части. В самой высокой точке находится лепная розетка круглой формы. О, сколько нам открытий чудных несет реставрационный дух!

По мраморным лестницам зрители проследуют в зал, где их ожидают новые удобные и уютные кресла. Сцена оснащена высокотехнологичным световым и звуковым оборудованием, здесь можно проводить спектакли любой сложности. Проделана титаническая работа, и мы уверены, что новый облик театра порадует всех без исключения.

Вспомним, как все начиналось…

5 июня 1954 года в доме 1/29 на Садово-Триумфальной площади, где ранее располагались ресторан «Алькадар» и Театр сатиры, открылся Московский Театр Эстрады по инициативе группы артистов во главе с Николаем Смирновым-Сокольским. Он всегда хотел создать театр, в котором бы ставились театрализованные эстрадные представления. Дело в том, что в 1936 году был закрыт столичный мюзик-холл, и московская эстрада осталась без постоянного помещения для выступлений, поэтому открытие Театра Эстрады стало значимым культурным событием. Сам Смирнов-Сокольский был легендарной фигурой! Вот что он рассказывал: «Меня часто приглашали на приемы. Однажды на банкете в Кремле подозвал меня к себе Сталин и, представляя какому-то иностранному деятелю, сказал: «А это мой шут!» С тех пор мне было дозволено говорить всё! Никто не смел мне делать замечаний». Смирнов-Сокольский был не только автором и исполнителем злободневных сатирических фельетонов, но и библиофилом, собравшим уникальную библиотеку, рыцарем книги.

Постоянной труппы не было — актёров для программ набирали при помощи Всероссийского гастрольно-концертного объединения, а также приглашали из соседних республик. С первых дней работы театра при нём существовал собственный оркестр, созданный музыкантом и композитором Николаем Минхом. Частым гостем в театре был Государственный эстрадный оркестр Леонида Утёсова, сыгравший большую роль в становлении советской музыкальной эстрады — постановки были уникальны для того времени и включали песни, миниатюры, акробатические и хореографические номера.

В феврале 1961 года Театр Эстрады переехал в свой нынешний дом — исторический комплекс «Дом на набережной», возведенный в 1928–1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана. К этому времени кроме помещений на набережной театр имел два летних — в саду «Эрмитаж» и Саду имени Баумана. После переезда сезон открылся программой «Приглашаем на новоселье», которую вели конферансье Борис Брунов и Эмиль Радов. В числе участников были Клавдия Шульженко, Рина Зелёная, Николай Рыкунин. Репертуар — сатирические спектакли и выступления эстрадных артистов. В 1961 году руководителем театра стал оперный и эстрадный режиссёр Иоаким Шароев, в 1964 — Павел Васильев. В театре выступали Юрий Тимошенко и Ефим Березин, Рашид Бейбутов, Арутюн Акопян, Изабелла Юрьева, Марк Бернес, Сергей Захаров и другие артисты, давались оркестровые концерты под управлением Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Эдди Рознера, зародился дуэт Марии Мироновой и Александра Менакера.

На сцене Театра Эстрады стали появляться спектакли режиссёров Бориса Левинсона, Павла Хомского, Александра Ширвиндта, Марка Розовского, а также прошли выступления молодых актёров — Геннадия Хазанова, Владимира Винокура, Евгения Петросяна. В театр пришли Роман Виктюк, Евгений Лазарев. Ежегодно в Москву на двухмесячные гастроли приезжал Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина, спектакли которого показывали на летней площадке в саду «Эрмитаж».

Особенно популярным театр стал при Александре Конникове, который был назначен в 1970 году на должность художественного руководителя. Он создал патриотические программы: «Я люблю тебя, Россия», «Тебе, Москва, тебе, Победа» и «Молодые москвичи». Благодаря ему в театре начал развиваться разговорный жанр. Конников ставил программы чтецам, готовил молодых артистов к конкурсам. Любил актеров, умел подать их «крупным планом», подчеркнуть лучшее, подсказать выигрышные детали. Человек эмоциональный — увлекался сам и увлекал других. Постоянно поддерживал молодых, привлекал их в свои постановки. У него начинали известные в будущем конферансье Лев Шимелов, Сергей Дитятев, многие молодые вокалисты: Галина Ненашева, Анастасия Кочкарева и другие, при нем состоялся первый в России концерт Софии Ротару и ансамбля «Червона Рута».

В 1981 году открылся цикл программы «У нас в гостях». Первым гостем стал Раймонд Паулс. В вечере приняли участие Алла Пугачева и ансамбль «Рецитал», Яак Йоала, Ольга Пирагс, Илья Резник и другие.

В 1983 году художественным руководителем театра назначили Бориса Брунова, который долгие годы был единственным в стране выездным конферансье. Начался период расцвета. При нём ставились спектакли по произведениям Эдварда Радзинского, Светланы Алексиевич, Михаила Жванецкого. Организовывались сольные концерты Аллы Пугачёвой, Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Ларисы Долиной, авторские вечера Михаила Задорнова, Семёна Альтова, Михаила Жванецкого и других. Тогда же в репертуар включили выступления Геннадия Хазанова и запустили программы: «Парад весёлых мужчин», «Смешные истории в актёрской курилке» при участии Зиновия Гердта, Махмуда Эсамбаева, Евгения Симонова, Льва Дурова и другие.
На сцене блистали Тамара Кравцова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко, в серии «Эстрада — молодым» дебютировали Филипп Киркоров, Александр Серов, Нани Брегвадзе, Нина Шацкая, Валерий Леонтьев, Елена Ваенга, Валентиина Коркина и Виктор Остроухов, Олег Газманов, Сергей Пенкин, Юлиан, Александр Песков и другие.

Здесь начали выступать писатели, поэты и композиторы: Евгений Евтушенко, Андрей Дементьев, Роберт Рождественский, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Юрий Саульский, Никита Богословский, Ян Френкель…

В театре проводились зарубежные гастроли и различные фестивали с участием Эдит Пиаф, Мирей Матье, Марлен Дитрих, Дин Рид, Сальваторе Адамо, Марина Влади, Жак Брель, Шарль Азнавур, Би Би Кинг, Пьер Ришар, Гленн Хьюз, Жан Татлян…

history

После смерти Бориса Брунова в 1997 году должность художественного руководителя занял Геннадий Хазанов. С его приходом в театре обновился репертуар, начали ставить драматические спектакли. В 1999 году появилась своя труппа из выпускников Института театрального искусства. В репертуар вошли спектакли для детей: «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Отпуск Деда Мороза», «Голубая стрела», «Ваня и крокодил», «Маугли». Не обошли вниманием и жанр мюзикла — подготовили сказку «Снежная Королева», которая пользовалась огромным успехом.

Ну и конечно, какой Театр Эстрады без клоунов?! Просим любить и жаловать — уникальный Театр клоунады «Лицедеи» с любимцами публики Анваром Либабовым, Виктором Соловьёвым, Анной Орловой и другие.

Много лет пользовался популярностью спектакль Леонида Трушкина с Геннадием Хазановым «Ужин с дураком», премьера которого состоялась в 1998 году. Также на сцене театра были поставлены спектакли «Морковка для императора», «Смешанные чувства», «Все как у людей», «Спасатель».

С успехом шли постановки Ефима Шифрина, Евгения Петросяна и Клары Новиковой. Также идут спектакли других театров («Ленкома», «Театра Антона Чехова» и др.) по зарубежной классике и произведениям современных российских авторов (Ремарка, Пелевина и т. д.).

В театре блистали знаменитые артисты — Гоша Куценко, Виктор Сухоруков, Юлия Меньшова, Нонна Гришаева, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Татьяна Васильева, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова, Елена Проклова, Валерий Золотухин, Александр Абдулов, Андрей Панин и другие.

Искусство призвано нести добро, человечность, радость, и Театр Эстрады следует этому правилу: проводятся благотворительные концерты и вечера для ветеранов, пенсионеров, сирот, инвалидов.

Мы неторопливо прошлись по улочкам памяти, по основным вехам истории, узнали, чем дышит и живет Театр Эстрады, который не одно десятилетие является центром культурного притяжения. Люди разных профессий и возрастов стремятся сюда, чтобы насладиться яркими постановками, музыкой, встречами с известными артистами. Без лишней скромности можно сказать, что Театр Эстрады умеет удивлять и дарить истинное наслаждение и обычным людям, и эстетам. Здесь, на берегу Москвы-реки, стоит не просто серое величественное здание с суровым историческим прошлым, а настоящий дворец чудес, откуда зритель уже многие годы выходит счастливым и радостным, и мы уверены, что так будет продолжаться и дальше.

Итак, дорогие наши зрители! Наступает вечер, зажигаются огни ночного города, повышая градус торжественности, и Театр Эстрады приветствует вас в своем новом праздничном облике. Внимание, поспешите, уже дали первый звонок…!

Московский государственный театр эстрады существует с 1954 года. Первые несколько лет он работал на площади Маяковского, в помещении бывшего ресторана «Альказар». Театр основан группой артистов московской эстрады, возглавляемой народным артистом Н.П. Смирновым-Сокольским. В 1961 году он переехал в знаменитый «Дом на Берсеневской набережной», в современное на тот момент здание. Первая постановка на новом месте – программа «Приглашаем на новоселье». Участники концерта: К. Зеленая, Шульженко, Н. Рыкунин, А. Шуров и др. После ухода из жизни Смирнова-Сокольникова театром руководили несколько малоизвестных режиссеров, а с 1970 года им управлял Н. Конников. Последний поставил цикл театрализованных эстрадных программ «Песня остается с человеком» и «Птица-тройка». Вначале восьмидесятых годов пост главного режиссера и художественного руководителя занял Борис Брунов.

На этой сцене работали самые разные коллективы. В частности, Театр миниатюр Аркадия Райкина, оркестры Олега Лундстрема, Леонида Утесова и Эдди Рознера. Не менее популярными считались циклы программ «Театр двух актеров» в исполнении А. Менакера и М. Мироновой. Сольные выступления здесь начинали Валерий Леонтьев, Сергей Пенкин, София Ротару, Олег Газманов, Ирина Отиева, Александр Серов, Елена Ваенга, Юлиан и множество других звезд отечественной эстрады. Зарубежные исполнители также регулярно приезжали на эту сцену. В частности, Марлен Дитрих, Пьер Ришар, Жак Брель, Сальваторе Адамо, Би Би Кинг, Эдит Пиаф, Дин Рид, Марина Влади, Мирей Матье и т.д.

Успех театру приносили не только концерты певцов или окрестных коллективов, но и большое количество драматических и юмористических постановок. Наиболее известные спектакли: «Праздник, который всегда…» в исполнении Геннадия Хазанова, «Мелочи жизни» (в постановке принимал участие балетный ансамбль театра), «Маленькие трагедии» (Е. Абрамова, О. Байрон, С. Бубнов), «Очевидное и невероятное» (Г. Хазанов); «Дураки мы все», «Инвентаризация», «Страна Лимония, деревня Петросяния» – концерты Евгения Петросяна; «Я смеюсь, чтобы не плакать», «Круглая луна» в исполнении Ефима Шифрина и Клары Новиковой.

Театр Петросяна и сегодня продолжает свою работу, но в последние годы число подобных программ уменьшилось. В нынешнем репертуаре упор делается на сольные концерты звезд отечественной и зарубежной эстрады, а также постановки для детей, среди которых можно выделись такие, как «Настоящие волшебники», «Путешествие в страну Мульти- Пульти», «Школа для снегурочек», «Проделки Морозейки», «Ваня и крокодил», «Елка на Луне», «Маугли», «Энни», «Голубая стрела» и многие другие спектакли. Изюминкой каждого театрального сезона является выступление легендарной клоунской труппы «Лицедеи». Кроме этого здесь можно увидеть программы Леонида Лейкина, посвященные периоду его работы в цирке Дю Солей.

Пятидесятый юбилейный сезон театра стартовал после реконструкции внутренних помещений, в ходе которой были переоборудованы фойе и гардеробная, сцена оснащена современным видео-звуковой и световой аппаратурой, в самом зале осуществлена замена зрительских кресел и открыто театральное кафе.

Кроме творческой деятельности руководство театра постоянно занимается благотворительностью, проводит концерты для ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов, учащихся интернатов и воспитанников детских домов. Новые программы проводятся постоянно, к тому же, все постановки имеют свой неповторимый стиль, легко узнаваемый для большинства любителей театрального искусства.

Сегодня в театре эстрады можно посетить творческий вечер любимого артиста (например, концерт В. Сюткина), посмотреть один из спектаклей, роли в котором исполняют Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Анатолий Равикович, Геннадий Хазанов, Максим Виторган, Олеся Судзиловская, Алексей Кортнев (спектакли «Крутые виражи», «Морковка для императора», «Все как у людей»). А также есть возможность попасть на одну из многих праздничных программ и мероприятий, предназначенных в том числе и для детей (мюзикл «Снежная Королева» и т.д.).

Ровно 65 лет тому назад, 5 июня 1954 года, в Москве открылся Театр эстрады. Когда-то по аналогии со знаменитым парижским концертным залом его называли русской «Олимпией». Но с тех пор многое изменилось. Театральный обозреватель Владислав Васюхин — специально для «Известий» — выяснил, что именно.

День тишины

Сказать, что столичный Театр эстрады отмечает 65-летие со дня основания, было бы неправдой. Официально он его никак не отмечает, поскольку находится на ремонте. А на чужой площадке праздновать солидную дату хотя бы ностальгическим сборным концертом было бы тоже странно — Театр эстрады давно превратился в прокатную площадку, ориентированную в первую очередь на показ чужих драматических и музыкальных спектаклей. Арендуют его и под антрепризы, и под постановки знаменитых трупп вроде «Ленкома».

Художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Николай Смирнов-Сокольский

Художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Николай Смирнов-Сокольский

Фото: РИА Новости/Николай Максимов

Но прежде чем говорить о сегодняшнем дне, немного истории. Согласно официальной версии, Московский государственный театр эстрады был создан по инициативе снизу — группой эстрадных артистов во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским.

Это была легендарная фигура! Вот что он рассказывал: «Меня часто приглашали на приемы. Однажды на банкете в Кремле подозвал меня к себе Сталин. И, представляя какому-то иностранному деятелю, сказал: «А это мой шут!» С тех пор мне было дозволено говорить всё что хочу. Никто не смел мне делать замечаний». Смирнов-Сокольский был не только автором и исполнителем злободневных сатирических фельетонов, народным артистом РСФСР, но и библиофилом, собравшим уникальную библиотеку, рыцарем книги.

Острый на язык и прекрасно образованный, он стал первым художественным руководителем театра. Благодаря его авторитету и связям многие хозяйственные и творческие вопросы решались быстро. По случаю открытия показали эстрадное ревю. Николай Павлович писал на этот счет: «Первый спектакль, которым начнет свой творческий путь новый театр, задуман в форме показа эстрадных номеров, объединенных несложным сюжетом. Название представления — «Его день рождения», то есть день рождения нашего эстрадного театра. Причем одной из основных тем постановки является стремление мастеров эстрады найти себе достойную смену, помочь талантливой театральной молодежи посвятить себя искусству, любимому народом. По ходу представления затрагиваются многие злободневные вопросы — семьи и быта, а также из области внутренней и международной жизни… Московский театр эстрады может и должен стать творческим центром, группирующим вокруг себя всё новое, талантливое, молодое, появляющееся в этом искусстве, и вместе с тем быть образцовой сценической площадкой для показа творческих достижений мастеров эстрады».

Постоянной труппы в театре не было, но существовал собственный оркестр и два летних филиала — в саду «Эрмитаж» и саду имени Баумана. До 1961 года театр располагался на Садово-Триумфальной площади, раньше носившей имя Маяковского, а после он переехал на Берсеневскую набережную, став частью комплекса Дом правительства. Сегодня это объект культурного наследия регионального значения.

Здание театра Эстрады на Берсеневской набережной в Москве

Здание Театра эстрады на Берсеневской набережной в Москве

Фото: РИА Новости/Наталья Селиверстова

Говоря об артистах, музыкантах и поэтах, в разные годы выступавших на сцене Театра эстрады, легче сказать, кого там не было. Не было, например, Эдит Пиаф, хотя официальный сайт театра почему-то утверждает обратное. Однако, как известно, «парижский воробышек» никогда не гастролировал в СССР. А вот подруга Пиаф, блистательная Марлен Дитрих, дала здесь концерт летом 1964 года. По свидетельству очевидцев, звезда обратилась к залу с такими словами: «Я любила вас давно. Я любила ваших писателей, ваших композиторов и вашу душу… Я думаю, что у меня самой русская душа».

Кстати, к столетнему юбилею Марлен, в 2001 году, в театре решили «вызвать дух легенды» — был создан спектакль «Прощай, Марлен, здравствуй!», где главную роль сыграла эксцентричная Елена Морозова. Увы, критики назвали зрелище «сумбурным, душным и неосмысленным».

Валютный резерв

«Золотой» для Театра эстрады считают эпоху Брежнева. На его сцене выступали, а часто и дебютировали те, кого сегодня мы называем легендами, — от Софии Ротару до Евгения Петросяна. Билеты на их концерты были своеобразной валютой. С 1970 года театром руководил талантливый режиссер Александр Конников. Понятно, что ему приходилось играть по правилам и двигаться в русле официальной линии партии, но именно он поставил несколько больших театрализованных представлений, вошедших в историю эстрадного жанра. В них участвовал весь цвет тогдашней эстрады. И, конечно, театр, где постоянно выступали зарубежные артисты, стал для советских зрителей окном в мир, подлинным островком свободы.

«Я работал там в первой половине 70-х осветителем и художником по свету, — рассказал «Известиям» бывший сотрудник театра Валерий Логинов. — Очень веселое время было! Выступали все звезды СЭВа, классные танцевальные коллективы из разных стран, ансамбли из Югославии чуть ли не каждую неделю пели. Помню концерты Мирей Матье, Шарля Азнавура, Рафаэля и многих других».

Популярный эстрадный певец Рафаэль Мартос (Испания) выступает в Московском государственном театре Эстрады. 17 июня 1978 год

Популярный эстрадный певец Рафаэль Мартос (Испания) выступает в Московском государственном театре эстрады. 17 июня 1978 года

Фото: РИА Новости/Д. Сорокин

С 1983 года и до самой смерти, случившейся в 1997 году, худруком театра был популярный конферансье Борис Брунов. Про Брунова говорили, что у него чутье. С ним театр пережил и звездные моменты — аншлаговые концерты, спектакли, творческие встречи, и провальные, когда второсортные эстрадные представления проходили в полупустых залах.

На место Брунова было несколько претендентов, но кресло досталось Геннадию Хазанову. По его оценке, Театр эстрады пребывал тогда «в состоянии организма, мучающегося в судорогах тяжелейшей болезни». Заброшенное, запущенное помещение, зал, где звук и свет не менялись с конца 70-х, где кресла скрипели и блестели проплешинами. Редко, но бывает, что техническая сторона театра хромает на обе ноги или театр ютится в «табакерке», но всё равно творчество там фонтанирует, публика ломится. Тогдашний Театр эстрады не относился к счастливому исключению: и зрители не висели на его люстрах, и звезды предпочитали другие подмостки.

Помню, я интервьюировал Хазанова через два года после его прихода к руководству театром. Он привел такие цифры времен бруновской эпохи. Скажем, в 1993 году количество проданных билетов на один концерт — в среднем 547, а в зале 1383 места. То есть заполняемость была меньше 40%. Дальше ситуация становилась хуже: в 1994-м — 78 концертов, на каждом побывало 257 человек, в 1995-м — 35 концертов и в среднем 234 зрителя, то же самое в 1996-м. А в 1997-м — 22 концерта, 364 зрителя в зале…

Долгие проводы

Хазанов отменил и сборные концерты, все эти «Парады веселых мужчин» и «Веселые серпантины», и сольники многих артистов разговорного жанра. Ему долго ставили в упрек, что он отвадил от Театра эстрады своих коллег-эстрадников. Он отвечал так: «И как бы меня ни обвиняли в том, что артисты эстрады перестали здесь выступать, что не является правдой, здесь просто перестали проходить мероприятия, которые не собирают зал».

Народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов

Народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

При Геннадии Викторовиче Театр эстрады стал местом проката спектаклей. В первую очередь спектаклей с участием самого Хазанова, которые ставит режиссер Леонид Трушкин под маркой Театра Антона Чехова.

С появлением Хазанова одной из генеральных линий театра было объявлено создание синтетических спектаклей-биографий, посвященных звездам минувших лет. Анонсировались байопики Эдит Пиаф, Марии Каллас, Лидии Руслановой и Фрэнка Синатры. Но до воплощения значительной части проектов по разным причинам дело не дошло. Зато было поставлено несколько детских музыкальных спектаклей. Еще один заметный проект хазановского периода — мюзикл «Чикаго», продюсерский и актерский проект Филиппа Киркорова.

«Помнится, многие радовались приходу Хазанова, — говорит Алексей Беляков, автор нашумевших книг про Аллу Пугачеву. — Дружен с властью, деловит. Да и место для него знаковое — когда-то именно на этой сцене он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады со своим «кулинарным техникумом». Но он там уже черт знает сколько лет — и про театр не слышно ничего интересного».

72-летний Геннадий Хазанов руководит Театром эстрады дольше всех своих предшественников — с 5 ноября 1997 года. В почтенном возрасте можно было бы подумать и о преемнике, который бы воплотил заповедь Николая Смирнова-Сокольского: «Московский театр эстрады может и должен стать творческим центром, группирующим вокруг себя всё новое, талантливое, молодое…»

Сцена из мюзикла Боба Фосса «Чикаго» в театре Эстрады. Продюсеры - Алла Пугачева и Филипп Киркоров

Сцена из мюзикла Боба Фосса «Чикаго» в Театре эстрады. Продюсеры — Алла Пугачева и Филипп Киркоров

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

С апреля прошлого года театр на капремонте, впервые с 1961 года. Необходимо восстановить историческую планировку помещений, отремонтировать системы кондиционирования и вентиляции, планируется увеличить площадь гримерок, заменить окна и двери. Колонн и фасада ремонт не коснется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к часам casio amw 700
  • Лекарство контрактубекс инструкция по применению взрослым
  • Ферретаб цена в беларуси инструкция по применению
  • Septilin himalaya инструкция по применению на русском языке таблетки инструкция
  • Стол с эффектом бесконечности своими руками инструкция