Настоящее методическое руководство подготовлено специалистами Методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования при поддержке практиков, работающих в школьных библиотеках, и ставит своей целью оказать помощь начинающим школьным библиотекарям, не имеющим профессионального образования, в приобретении навыков библиотечной работы.
Документ подготовлен и распространяется исключительно в электронном виде и включает в себя описание и анализ различных видов библиотечной деятельности: инструктивно-методические материалы по вопросам организации, планирования и отчетности работы библиотеки; комплектования и хранения фондов; учета и обработки документов, ведения каталогов, картотек; справочно-библиографической, информационной, культурно-массовой работы; формам и методам продвижения чтения и др.
В руководстве приведены ссылки на актуальные электронные версии документов, регламентирующих нормативно-правовые вопросы, вспомогательные материалы и интернет-ресурсы с активными ссылками по сопровождению всех процессов функционирования школьных библиотек. Методическое руководство может служить ориентиром не только для сотрудников, постигающих первые азы профессии, но и для руководителей общеобразовательных организаций, всех специалистов, имеющих отношение к работе школьных библиотек.
Руководство будет дополняться и расширяться, актуальная версия всегда доступна на сайте Федерального информационно-методического центра поддержки школьных библиотек.
Уважаемые коллеги!
В качестве праздничного подарка методисты Информационного центра подготовили для специалистов, делающих первые шаги в освоении профессии школьного библиотекаря, Методическое руководство «Технология работы школьной библиотеки».
Руководство включает в себя описание и анализ различных видов библиотечной деятельности: от инструктивно-методических материалов по вопросам организации, планирования и отчетности работы школьной библиотеки до форм и методов продвижения чтения!
Надеемся, что с его помощью ваша профессиональная деятельность станет еще более продуктивной.
С Новым годом!
Технология работы школьной библиотеки, практическое руководство для начинающих библиотекарей
-
размер шрифта
+
–
-
-
Подборка по базе: Лобзина — руководство по инфекционным болезням — 1.pdf, Технический анализ для начинающих.pdf, таблица Лидерство и руководство.docx, Server-Side Tagging (GTM) для начинающих.pdf, Исследовательская работа_ «Язык программирования «Скрэтч» для на, Следки для начинающих.docx, ПМО от 21.04.2022 г. № 235 РУКОВОДСТВО.pdf, ГНСС для начинающих.rtf, [S2985G и S2965] Руководство по настройке.pdf, Методическое руководство по созданию диаграмм.docx
Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского»
Российской академии образования
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Э
ЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
1.1
Москва
2019
2
Технология работы школьной библиотеки [Электронный ресурс] : практическое руководство для начинающих библиотекарей
/
Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования; Гольдштейн Е.Ф. и др. – М., 2018. – 66 с.
Авторский коллектив:
Е.Ф. Гольдштейн
И.Б. Горшкова
Н.В. Кубрак
Р.И. Фатеева
Технический редактор:
Т.П. Усова
3
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ………………………………………………………………………………………….. 5
1. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………. 6
2. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ ………………………………………. 9
2.1. К
ОМПЛЕКТОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
…………………………………. 9
2.2. У
ЧЕТ И ОБРАБОТКА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
……………………………….. 12
2.3. Р
АССТАНОВКА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
………………………………………. 15
2.4. О
РГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА
…………………………. 18
2.5. С
ОХРАННОСТЬ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
………………………………………. 20
2.6. П
РОВЕРКА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА БИБЛИОТЕК
…..
21
3. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ ………………. 23
3.1. П
ОРЯДОК ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
…………… 23
3.2. Р
АБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ
—
ЗАДОЛЖНИКАМИ
……………………………………. 24
3.3. С
ПРАВОЧНО
—
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ
……………. 25
4. ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ………. 27
4.1. П
ЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
………………………………………… 27
4.2. У
ЧЕТ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ
………………………………………………………. 27
4.3. О
ТЧЕТНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
……………………………………….. 28
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ ……………………….. 32
5.1. Р
УКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ
………………………………………………………………………………………….. 32
5.2. У
СТНЫЕ ФОРМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ
…………………………………….. 34
4
5.3. О
РГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК
……………………………………………………………. 37
5.4. К
ЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ
………………………………………………………………… 40
5.5. PR-
ТЕХНОЛОГИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКИ
………………………………………………………………………………………. 40
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………….. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………….. 44
П
РИЛОЖЕНИЕ
№1.
Н
ОРМАТИВНО
—
ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ
ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
……………………………………………………………………… 44
П
РИЛОЖЕНИЕ
№2.
И
НТЕРНЕТ
—
РЕСУРСЫ О КНИГАХ И ЧТЕНИИ
……………… 49
П
РИЛОЖЕНИЕ
№3.
Р
ОССИЙСКИЕ ФОНДЫ
,
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПРОЕКТЫ В
СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИИ
………………………………………………………. 53
П
РИЛОЖЕНИЕ
№4.
И
ЗДАТЕЛИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В
Р
ОССИИ
…………. 59
П
РИЛОЖЕНИЕ
№5.
И
НФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ
ШКОЛЬНОМУ БИБЛИОТЕКАРЮ
…………………………………………………………….. 65
5
АННОТАЦИЯ
Настоящее практическое руководство подготовлено специалистами
Методического отдела Информационного центра «Библиотека имени
К.Д. Ушинского» Российской академии образования с целью оказания методической и практической помощи начинающим школьным библиотекарям и специалистам школьных библиотек, не имеющим профессионального образования.
Документ подготовлен и распространяется исключительно в электронном виде и включает в себя описание и анализ различных видов библиотечной деятельности. Вниманию библиотекаря предлагаются инструктивно-методические материалы по вопросам планирования и отчетности библиотеки, комплектования и хранения фондов, учета и обработки документов, ведения каталогов, справочно-библиографической, информационной и культурно-массовой работы, продвижения чтения и др.
В руководстве приведены ссылки на актуальные версии нормативно- правовых документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек, вспомогательные материалы и интернет-ресурсы, которые могут быть полезны для организации и сопровождения основных процессов функционирования школьной библиотеки.
Методическое руководство может служить ориентиром не только для сотрудников, постигающих азы профессии, но и для руководителей общеобразовательных организаций, всех специалистов, имеющих отношение к работе школьных библиотек.
Руководство будет дополняться, актуальная версия всегда доступна на сайте
Федерального информационно-методического центра поддержки школьных библиотек
Будем признательны за конструктивные замечания и предложения, которые можно адресовать на электронную почту: info@gnpbu.ru
С уважением, коллектив авторов
6
1. БИБЛИОТЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящее время все школы Российской Федерации перешли на
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и полного общего образования (ФГОС), которые обозначили новые требования к организации деятельности библиотеки образовательной организации. Из учебно-вспомогательного подразделения она переросла в информационно-образовательную структуру, центр внеурочной жизни всего школьного сообщества, призванный накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, развивать навыки информационно-поисковой деятельности учащихся, обеспечивать доступ к книге как основе формирования и развития общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации.
Основные задачи школьной библиотеки:
обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и учителей путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания;
содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска и получения информации, ее критического анализа и самостоятельного использования для удовлетворения многообразных потребностей в саморазвитии;
интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества по приобщению школьников к чтению;
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Функции школьной библиотеки:
информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой);
обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, обзоры книг и др.);
реализация мероприятий в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки);
7
комплектование фондов;
ведение учетной и планово-отчетной документации.
В зависимости от образовательной парадигмы, потребностей региона и специализации учебного учреждения число и иерархия функций и задач может меняться. Школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое регулируют нормативно-правовые акты разных уровней.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьной библиотеки, размещен в
Приложении № 1 15 июня 2016 г. Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №715 была утверждена
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров
(далее – Концепция), в которой сформулированы базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. В Концепции современная школьная библиотека определена как социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков. Здесь же отмечена необходимость переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном пространстве, обусловленная процессами цифровизации и повышением роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности.
Школьная библиотека – пространство, в меньшей степени регламентированное стандартами и нормативами системы образования, чем школа в целом, и за счет этого она потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Чаще всего работу школьной библиотеки возглавляет и ведет один сотрудник, на которого ложится колоссальная нагрузка: обслуживание читателей на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников, проведение массовых мероприятий и многое другое. Понятно, что библиотекарь школьной библиотеки ограничен во времени для разработки большого количества разноформатных мероприятий. Школьная библиотека не обладает таким большим и многообразным фондом, материальными и
8 техническими ресурсами, как публичная библиотека. А публичная библиотека испытывает трудности с привлечением аудитории для своих мероприятий.
Поэтому взаимодействие этих двух структур (как в стенах школы, так и за ее пределами) будет полезным и взаимовыгодным.
Сотрудничество между школьной и публичной библиотекой может развиваться в следующих направлениях:
разработка и проведение совместных массовых мероприятий (встречи с писателями; обзоры новинок художественной литературы, лектории, виртуальные путешествия, библиоквесты и т.д.);
организация в школьной библиотеке передвижных выставок из фондов публичной библиотеки по учебной программе;
подготовка и издание совместных методических пособий и рекомендаций по популяризации чтения;
использование компьютерной базы публичной библиотеки для познавательной деятельности учащихся;
организация на базе публичной библиотеки клубов и кружков дополнительного образования учащихся школы и т.д.
Современный школьный библиотекарь – это не пассивный сотрудник, занятый исключительно обеспечением школьников книгами и учебниками, а соавтор педагогического процесса, призванный оптимизировать получение знаний и навыков с использованием различных способов сбора, анализа, обработки, систематизации и передачи информации.
Для библиотечного работника возникает необходимость постоянного усовершенствования профессиональных знаний и практических навыков.
Поднять свой профессиональный уровень на новый этап помогут:
чтение профессиональных периодических изданий;
чтение и просмотр профессиональной и художественной литературы;
работа над индивидуальной методической темой;
посещение семинаров, тренингов, конференций и др.;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых мероприятий с их последующим анализом;
формирование портфолио;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок, тематических экскурсий и др.
Интернет-ресурсы с краткой аннотацией, посвященные книгам и чтению, представлены в
Приложении №2
9
2. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ
2.1. К
ОМПЛЕКТОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273- ФЗ и Государственными образовательными стандартами библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам. Библиотечный фонд – упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, CD, DVD и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями. Структура фонда библиотеки образовательной организации состоит из основного (универсального) фонда и специализированного (учебного) фонда.
Основной фонд состоит из детской, художественной и научно- популярной литературы, книг по профессиональному самоопределению, справочных и периодических изданий, сопровождающих реализацию основных образовательных программ начального, основного и полного общего образования из расчета:
общественно-политическая литература – 20%;
познавательная (научно-популярная) – 30%;
художественная – 50%.
Обеспеченность документами основного фонда составляет не менее 10 экземпляров на одного обучающегося.
Специализированный (учебный) фонд включает в себя учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, рабочие тетради. Нормы обеспеченности учебной литературой определяются исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого ученика, по каждому учебному предмету.
Процессы комплектования и учета библиотечных фондов подробно изложены в
«Методических рекомендациях по пополнению фондов школьных библиотек»
Источниками комплектования являются книготорговые организации, издательства, частные коллекции, пожертвования и т.д. Самыми крупными книготорговыми интернет-площадками РФ являются: www.ozon.ru
, www.labirint.ru
, www.book24.ru
, www.uch-market.ru
, www.chitai-gorod.ru
, www.roslit.ru и др.
Цены на разных порталах на одно и то же издание могут отличаться, поэтому перед заказом необходимо их сравнить и выбрать оптимальную.
Следует принять во внимание тот факт, что на разных сайтах устраиваются
10 распродажи, дарятся подарки, накапливаются бонусы, проводятся конкурсы и викторины, участие в которых дает возможность библиотеке пополнить свой фонд дополнительной литературой абсолютно бесплатно.
Большинство российских издательств и книготорговых фирм имеют свои интернет-магазины. Книги можно заказывать непосредственно там, лично обговаривая скидки и бонусы за приобретенные издания.
Выбор и приобретение книг – один из самых важных этапов библиотечной работы. По качеству, разнообразию и востребованности фонда можно судить о квалификации библиотекаря. Рекомендуется внимательно изучить информацию о книге на сайте, включая материал обложки, размер, вес, качество бумаги. Используя опцию: «полистать книгу», вы сможете оценить шрифт и иллюстрации. Рецензии на определенные издания и отзывы покупателей помогут сделать правильный выбор.
Например,
В настоящее время отработана система электронного заказа и электронных расчетов, что заметно упрощает и ускоряет технологию комплектования через интернет. Заказ можно получить по системе «Книга- почтой».
При организации комплектования допустимы привлечение спонсорских средств и благотворительная помощь населения. Существует
_____________________________________________________________________
География. 8 класс. Атлас
Аннотация к книге «География. 8 класс. Атлас»:
Издание прошло рецензирование Комиссии русского географического общества по географическому и экологическому образованию под председательством
Первого Вице-президента РГО, академика Н.С. Касимова.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
12-е издание, переработанное.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/618619/
Редактор:
Приваловский А. Н.
Издательство:
Дрофа
, 2018 г.
Серия:
Российский учебник
Жанр:
География 5-9
класс
ID товара: 618619
ISBN: 978-5-358-20701-1
Страниц: 56 (Мелованная)
Оформление
Масса: 108 г
Размеры:287x215x3мм
_____________________________________________________________________________
11 практика участия в грантовых конкурсах
Российских фондов, поддерживающих проекты в сфере культуры и образования (см.
Приложение №3
).
Процессы комплектования и обработки документов регулируют
ГОСТ 7.76-96 «Комплектование фонда документов. Библиографирование.
Каталогизация» и ГОСТ Р 7.0.76-2015 «Комплектование фонда документов».
Комплектование учебных фондов осуществляется в соответствии с
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством образования и науки РФ, и утвержденным Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий
Для пополнения фонда собственными силами библиотека может устраивать различные акции и мероприятия. Приведем только некоторые из возможных вариантов:
О чем речь? Работа школьной библиотеки направлена на предоставление учащимся возможности формирования и развития способностей к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Почему важно? В современных реалиях большую часть необходимого материала можно найти в Интернете. Это, с одной стороны, облегчает процесс обучения, а с другой, препятствует развитию навыка работы с большими объемами данных.
Оглавление:
- Зачем нужна библиотека в школе
- Планирование работы школьной библиотеки
- Учет в школьной библиотеке
- Отчетность о работе школьной библиотеки
- Роль библиотекаря в школе
- Использование PR-технологий в рамках работы школьной библиотеки
Зачем нужна библиотека в школе
На фоне реконструкции системы образования изменения неизбежно приходят и в сферу библиотечных услуг, на долю которых выпала необходимость в расширении спектра предоставляемых продуктов, некоторые усложнения в функционале их работы.
Если задуматься, то уже сегодня на долю школьной библиотеки выпадает не только обеспечение учебного процесса и руководство читальным залом. Библиотека XXI века – это огромная база образовательных ресурсов для педагогов и учеников. В настоящее время библиотекарь – самый настоящий проводник между педагогами-предметниками и несчетными информационными возможностями.
В последние годы все большее количество библиотек переживают период активной компьютеризации. А все для того, чтобы помочь работникам системы образования и школьникам оперативно получать доступ к актуальной верной информации. Создаваемое на территории нашей страны единое библиотечное пространство также подталкивает данные учреждения к такому развитию. Это становится необходимостью.
Работа школьной библиотеки сегодня – это новейшие технологии в повседневных трудовых обязанностях библиотекарей: работа с электронными каталогами, освоение компьютерной техники. Кроме того, это титанический труд в информационной работе, участие в жизни научного общества обучающихся и в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо», проведение всевозможных конкурсов, исследовательских работ.
В современной библиотечной сети постоянно проводится мониторинг качества деятельности школьной библиотеки, проводятся поиски лучших решений для информационного и методического обслуживания учителей.
Среди основных задач, решаемых библиотекой, можно выделить:
- изучение потребностей учителей в информации;
- анализ показателей, характеризующих качество и эффективность работы;
- поиск перспективных направлений в развитии библиотеки как масштабного информационно-методического центра.
Планирование работы школьной библиотеки
Для грамотной организации процесса работы библиотеки необходимо детально изучить результаты деятельности подразделения за прошедший период. При составлении плана следует отразить такие важные показатели, как затраты рабочего времени и значения (контрольные цифры), определяющие объем выполняемых функций на предстоящий период.
План работы подразделений школьной библиотеки можно разделить на следующие категории:
- По сроку действия можно выделить текущие и перспективные планы, например, месячный, квартальный, годовой.
- Исходя из объемов запланированной работы – библиотечный план на месяц, на учебный год в целом. Также можно выделить универсальные программы, которые организуют работу библиотечного подразделения в целом, или же тематические, охватывающие одно направление или, как вариант, подготовку к определенному событию или дате.
В силу того, что школьная библиотека – это часть единого образовательного пространства, то здесь необходимо согласовывать планы работ со всеми участниками рабочего процесса. Еще один момент, который требует внимания при написании программ, – это потребности библиотечных пользователей, а также трудовые затраты на обеспечение трудовой деятельности. План представляется для утверждения директору образовательного учреждения и является обязательной частью школьной программы.
Учет в школьной библиотеке
Давайте познакомимся с тем, что же позволяет увидеть организованная система учета в библиотеке:
- общий количественный состав фонда;
- процесс книгообмена;
- количественный и качественный состав читателей библиотеки;
- объемы работы библиотеки (библиографической, массовой, методической и др.), с целью детального анализа рабочего процесса подразделения, обработки полученных результатов и применения их для составления планов дальнейшего развития библиотечной сети.
Оперативный (первичный) учет – это планомерное ведение документов по регистрации всех трудовых процессов библиотечного подразделения по ходу их выполнения. Важно в режиме текущего времени оперативно оформлять поступления в книжный фонд, отображать выдачу материала, вести читательские формуляры и билеты, регулярно заполнять «Дневник работы», не стоит также забывать о планомерном оформлении документооборота библиотеки. Оперативный учет является своеобразной базой для всех других видов контроля в библиотечном деле.
В каждом отчетном периоде (месяце, квартале, году) подводятся количественные итоги о посещаемости библиотеки, книжном фонде, массовых мероприятиях, читателях, выдаче книг, библиографических справках и др. Озвученные выше данные копятся в результате оперативного контроля в «Дневнике библиотеки». Соответствующие формы учета и отчетности для библиотечных подразделений закреплены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления».
Учет читателей. Главным источником информации о посетителях и выдаче книжного материала является формуляр. Путем простого подсчета заполненных читательских карточек можно определить общее количество пользователей библиотеки.
Посещаемость. Этот показатель характеризует, прежде всего, качественную составляющую работы библиотеки, дает представление об активности посетителей образовательного учреждения. Факт прихода читателя в обязательном порядке фиксируется в формуляре и является учетной единицей для оценки посещаемости. При проведении массовых мероприятий все участники автоматически попадают в статистический учет общего числа посещений.
Книговыдача. Этот показатель расскажет о том, как часто эта книга была в обороте. Учет проведенных работ со школьниками и педагогическим составом в обязательном порядке ведется раздельно. Работа библиотеки оперативно фиксируется в главных учетных документах – дневниках.
Отчетность о работе школьной библиотеки
Статистическая и информационная отчетность является неотъемлемой частью работы любого подразделения, не исключение и библиотека. Каждое учреждение составляет отчеты по утвержденным формам в обязательном порядке.
«Дневник библиотеки» является главным информационным архивом для составления ежемесячных и ежеквартальных отчетов. Все показатели должны четко совпадать с данными, указанными в нем: количество формуляров равно числу читателей, данные по книговыдаче соответствуют записям в читательских формулярах и т. д.
Предлагаем познакомиться со списком библиотечных документов, наличие которых обязательно:
- Положение о школьной библиотеке.
- Паспорт библиотеки.
- Порядок учета библиотечного фонда.
- Правила пользования библиотекой.
- Планы и отчеты.
- Должностные инструкции.
- Договор о полной материальной ответственности.
- Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности.
- Дневник работы библиотеки.
- Читательские формуляры.
- Книга суммарного учета учебной литературы (учебники, учебные пособия, рабочие тетради).
- Книга суммарного учета основного фонда (методическая, научно-популярная, художественная, справочная литература).
- Инвентарная книга основного фонда.
- Журнал или картотека учета учебной литературы.
- Ведомость (реестры) передачи учебников классным руководителям.
- Накладные на поступившую литературу (копии).
- Акты, договоры о пожертвовании, дарении.
- Журнал (тетрадь) учета книг, принятых от читателей взамен утерянных.
- Акты на списание, передачу.
- Акты о проведении инвентаризации, проверки библиотечного фонда. Сроки хранения данных документов должны быть прописаны в «Положении о библиотеке» или в «Порядке учета библиотечных фондов».
Роль библиотекаря в школе
Информационная работа школьной библиотеки – основное направление ее деятельности. Получить полезные и нужные сведения, безусловно, проще с помощью библиотекаря, который всегда подскажет, а также научит самостоятельной работе с данными, формируя у посетителей навыки самообразования.
Вы наверняка не раз слышали от библиотекарей фразу: «…А более подробно с этой темой вы можете ознакомиться, прочитав книгу…» Какое бы информационное мероприятие ни проводил работник библиотеки, он обязательно ее скажет. Похоже, это у них в крови.
Библиотекари гимназий и школ всегда окажут помощь в проведении таких школьных мероприятий, как выставки и презентации, а также предоставят информационные, узкие тематические и другие списки рекомендательного характера.
Ученики и преподавательский состав школ довольно часто участвуют в различных конкурсах, викторинах и соревнованиях, занимая при этом призовые места. И в этом определенно есть заслуга библиотекарей.
Работники библиотеки проводят разные научно-педагогические исследования, например, наблюдение за чтением, анкетирование, изучение формуляров и многое другое. А также используют элементы рефлексии – как в устной, так и в письменной форме.
В общении с посетителями библиотекарь выясняет их потребности, узнает, какие ответы должна дать та или иная книга. Сотрудник задает школьникам направляющие вопросы, пытаясь уловить ход их мышления. Допустим: «А что ты можешь рассказать о…?» (активирует ячейку головного мозга с ранее приобретенными знаниями), «Чем отличается … от …?» (анализирует навык сравнения или противопоставления), «Какая информация легче к восприятию и почему?» (оценивает умение обосновать) и т. д.
Современная библиотека – это оперативный информационно-методический центр, который всячески направляет учащихся и помогает педагогам. В образовательных учреждениях постоянно проводятся научно-практические конференции, подготовка к которым занимает много времени. Нужно собрать информацию, которая хранится на просторах сети Интернет, а также в школьных и городских фондах.
В результате проведенных работ пишутся рефераты и статьи, проекты и даже научные разработки. Некоторых учеников настолько увлекает тема, что они занимаются ею на протяжении нескольких лет.
Организация книжной выставки в период проведения конференции способствует получению дополнительной информации учениками, заставляет их мыслить (вспоминать ранее изученный материал, познавать новое и т. д.).
Библиотекари проводят встречи с читателями, работают с детьми на индивидуальных занятиях и классных часах, где обзорно разбирают книгу. Сотрудник библиотеки рассказывает о ее структуре, привлекая внимание к заголовку и автору, объясняет, что такое подзаголовок и входные данные, главы и части текста.
Во время такого рода мероприятий дети настраиваются на детальное и внимательное изучение печатного материала, приобретают навык получения тематических сведений из этого произведения. Кроме всего прочего, школьники учатся предугадывать развитие событий.
И еще немного о развитии критического мышления у учеников. Этому полезному навыку способствуют различные книжные мероприятия, например, выставки-викторины и выставки-вопросы. На них дети автоматически получают толчок к поиску нужной информации, учатся ее анализировать и применять для решения поставленных задач.
Благодаря труду библиотекарей школьники учатся самостоятельно находить необходимые материалы. Таким образом, проведя анализ работы школьной библиотеки, приходим к заключению, что развитие критического мышления посредством чтения и письма тесно взаимосвязано с информационной культурой читателей.
Школьная библиотека – самый настоящий кладезь информации на разных носителях: аудио- и видеоустройства, произведения печати, всевозможные обучающие программы. Изучение данных способствует развитию критического мышления, учит школьников максимально эффективно использовать любой источник сведений. А библиотекари, в свою очередь, направляют читателей, прививают потребность в самообразовании, учат понимать прочитанный материал, воспитывают гражданскую ответственность.
Взаимодействие учителей и сотрудников библиотеки в ходе учебного процесса способствует повышению грамотности школьников, совершенствованию навыков чтения и восприятия информации: дети лучше запоминают материал, обретают бесценные навыки работы с потоками информации.
Использование PR-технологий в рамках работы школьной библиотеки
PR-технологии все больше захватывают российскую библиотечную сферу, способствуя повышению имиджа библиотек. Таким образом, библиотечное пространство превращается в уникальную площадку для саморазвития или участия в различных интеллектуальных и досуговых мероприятиях школы, а также продолжает выполнять свою историческую задачу по предоставлению актуальной информации своим читателям.
Можно выделить следующие основные цели PR-деятельности библиотеки:
- поиск новых видов сотрудничества (контакт, построение деловых связей);
- систематизация информационных сообщений, касающихся деятельности библиотеки;
- фандрайзинг – поиск всевозможных спонсоров как источников дополнительного финансирования;
- разработка современного библиотечного имиджа (приветливого, шагающего в ногу со временем, открытого и понятного общественности);
- взаимодействие с органами власти (с целью продвижения интересов, популяризации);
- гармонизация и оздоровление внутреннего микроклимата в библиотеке;
- сбор и анализ общественного мнения, работа по устранению неясностей в работе учреждения (несмотря на то, что библиотека – это святая святых для библиотекарей, она остается terra incognita для большинства людей).
К средствам PR-деятельности можно отнести: планомерное ведение тематических каналов и блогов, организация выставок, публичных выступлений, презентаций и конференций, участие в теле- и радиоэфирах, работа в социальных сетях и многое другое.
Наиболее доступными средствами рекламы библиотечной деятельности являются плакаты и листовки, сувенирная продукция с имиджевыми логотипами, наружная реклама, тематические книжные закладки и многое другое.
Основное назначение рекламных акций – ознакомление потенциальных потребителей с конкретной пользой, которую они получат от использования каких-либо библиотечных продуктов или услуг.
До будущих читателей необходимо доносить информацию о том, что библиотека сегодня – это островок интеллектуального саморазвития, насыщающий жизнь неиссякаемыми потоками различных сведений.
Напоследок хочется напомнить о необходимости постоянного саморазвития работников школьных библиотек, повышения уровня квалификации путем изучения всевозможных информационных профессиональных ресурсов, бесценного опыта коллег и др.