Типовая инструкция по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов

Согласована

Утверждена

с Госгортехнадзором России
16.12.98 г.

ПКФ «Авангард»
16.12.98 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ СТРОПОВ

РД 220-14-98

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Стропы грузовые
текстильные ленточные относятся к съемным грузозахватным приспособлениям, на
которые распространяются требования правил безопасности и нормативных
документов Госгортехнадзора России.

1.2. Проектирование грузозахватных приспособлений должны
производить специализированные организации, имеющие лицензию органов
госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов и другими нормативными документами.

1.3. Основными требованиями при проектировании и
изготовлении грузозахватных приспособлений являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного при
способления;

минимальная собственная масса по сравнению с массой
поднимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

простота конструкции;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и
проектам производства работ.

1.4. Проектирование и изготовление текстильных
ленточных стропов должны производиться в соответствии с техническими условиями
«Стропы грузовые текстильные ленточные». Расчет стропов должен производиться с
учетом числа ветвей лент и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов,
имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным
90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть
принят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности лент
должен приниматься не менее 8. Конструкция многоветвевых стропов должна
обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

1.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений
должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие
лицензию органов госгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным
законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности» и нормативными документами
Госгортехнадзора России.

1.6. Для изготовления текстильных стропов должны
использоваться ленты из высокопрочного материала и стальные звенья (крюки,
скобы, подвески и т.п.), соответствующие нормативным документам.

1.7. Грузовые ленточные стропы после изготовления
подлежат испытанию на предприятии-изготовителе согласно программе испытаний,
согласованной с ВНИИПТМАШ и утвержденной руководителем предприятия.

1.8. Испытания проводятся в целях получения
объективной и достоверной информации о фактических значениях показателей
качества стропов для принятия решения о постановке их на производство.

1.9. Задачами испытаний являются определение
фактических показателей качества стропов и установление соответствия их
требованиям технического задания, конструкторской документации, государственных
стандартов и технических условий, правил безопасности.

1.10. При испытаниях стропов определяются следующие
показатели: размер, качество сшивки, количество сшитых слоев, соответствие
исходных материалов (ленты, нити) требованиям технических условий или других
нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, грузоподъемность,
коэффициент запаса прочности, наличие маркировки, упаковка, наличие
сопроводительной документации.

1.11. Испытания опытных образцов стропов производит
разработчик совместно с предприятием-изготовителем при участии заказчика.
Разработчик может привлекать к проведению испытаний специализированные организации.

1.12. Организация, проводящая испытания, осуществляет
комплекс мероприятий по подготовке к испытаниям средств измерений,
вспомогательных технических устройств и материалов, обеспечению
соответствующими квалифицированными специалистами, созданию условий для
испытаний.

1.13. При визуальном контроле проверяют:

количество сшитых слоев ленты;

отсутствие дефектов (потертости по плоским сторонам и
ребрам ленты, продольные и наклонные разрезы, надрывы и проколы ленты,
разрушения кромок ленты, повреждения сшивок);

качество маркировки, упаковки, комплектность.

1.14. Проверка размеров стропов должна производиться с
применением универсальных измерительных средств (линейка, рулетка,
штангенциркуль). Точность измерений длины стропов, петель, швов в растянутом
состоянии ±3 мм, стежков — ±1 мм.

1.15. Статические испытания должны проводиться
нагрузкой на ленту (ветвь), превышающей грузоподъемность стропа на 25 %.
Нагружение стропа должно производиться плавно, без рывков (наибольшая скорость
натяжения 110 мм/мин на 1000 мм длины) и выдерживаться в течение 3 мин.

1.16. Для подтверждения коэффициента запаса прочности
стропа испытания должны проводиться нагрузкой на ленту, в 8 раз превышающей
грузоподъемность стропа, с выдержкой груза в течение 10 мин.

1.17. При испытании на холод стропы в сложенном виде
долж ны помещаться на 1,5 ч в камеру с температурой воздуха -50 °С (±5 °С).

1.18. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных
приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны
наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа
(технических условий), номер сертификата на примененный материал, результаты
контроля качества изготовления, результаты испытаний грузоподъемного
приспособления.

1.19. Текстильные ленточные стропы должны снабжаться
клеймом или прочно прикрепленной и зашитой внутри ленты биркой с указанием
номера, грузоподъемности и даты испытания. Стропы, изготовленные для сторонних
организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение А).

1.20. Владельцем грузоподъемных машин или
специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей
и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа,
демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также
способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с
применением грузоподъемной машины.

2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

2.1. Владельцы грузоподъемных машин и съемных
грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном
состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра,
надзора и обслуживания в соответствии с требованиями правил безопасности.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за
безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за
техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов,
съемных грузозахватных приспособлений и принимать меры по предупреждению
нарушений правил безопасности.

2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить
содержание в исправном состоянии также съемных грузозахватных приспособлений
путем проведения периодических осмотров и систематического контроля за
правильным ведением журнала учета и осмотра текстильных ленточных стропов (приложение Б).

2.4. Лицо, ответственное за безопасное производство
работ кранами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных
или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных
грузозахватных приспособлений.

2.5. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания
груза на крюк грузоподъемной машины согласно требованиям правил безопасности
должны назначаться стропальщики.

2.6. Владельцами грузоподъемных машин и
эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной
строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики.
Графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должно быть выдано
на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

2.7. Владельцем грузоподъемных машин или
специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей
и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа,
демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом грузозахватных
приспособлений, а также способов безопасной строповки грузов, когда такая
операция производится с применением грузоподъемной машины.

2.8. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные
приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к
работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также
приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства
работ.

2.9. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование
грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим
картам, в которых указаны перечень применяемых грузозахватных приспособлений и
графические изображения (схемы) строповки грузов.

2.10. Строповка грузов должна производиться в
соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему
груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого
груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения
следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.

2.11. Соединения крюка грузоподъемной машины с
подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа
должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться
защелкой в звене крюка стропа.

2.12. В целях предупреждения падения грузов во время
подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов
и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок,
двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом нужно учитывать
расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы
исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать
груз следует таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение
его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при

перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбы, трубы) должна
производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого
стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном
исключалась возможность задевания за встречающиеся на пути предметы.

3. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ

ЛЕНТОЧНЫХ СТРОПОВ

3.1. Согласно требованиям правил безопасности
стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и
перемещения грузов грузоподъемными машинами.

3.2. Инженерно-технические работники, ответственные за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за
безопасное производство работ грузоподъемными кранами,
кранами-трубоукладчиками, грузоподъемными кранами-манипуляторами и другими
грузоподъемными машинами, должны производить осмотр стропов (за исключением
редко используемых) каждые 10 дней, редко используемых съемных грузозахватных
приспособлений — перед выдачей их в работу.

3.3. При осмотре стропов необходимо обращать внимание
на состояние лент, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и
места их крепления.

3.4. В случае применения редко используемого стропа
или после истечения гарантийного срока хранения он должен быть подвергнут
испытанию на прочность статической нагрузкой, превышающей номинальную на 100 %,
в течение 10 мин.

3.5. Бракуется
и не допускается к эксплуатации строп, при осмотре которого выявлено одно из
следующих повреждений ленты:

поверхностные или сквозные порезы, разрывы, потертости
и т.п., расположенные параллельно продольной оси ленты стропа и составляющие
более 10 % общего количества нитей в продольном направлении, на участке ленты
стропа длиной 1,5 м, который име ет наибольшее количество повреждений нитей;

порезы или разрывы ленты, расположенные параллельно
продольной оси ленты стропа, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты
стропа;

местные расслоения ленты стропа, кроме места заделки
краев ленты (разрыв трех продольных строчек шва) на длине более 0,5 м на каждой
строчке шва ленты;

местные расслоения ленты стропа в месте заделки краев
ленты (разрыв трех продольных строчек шва) на длине более 0,2 м на каждой
строчке шва ленты.

3.6. Браковка
колец, петель, подвесок, обойм, карабинов и других элементов стропа
производится:

при наличии трещин;

при износе поверхности элементов или местных вмятин,
приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;

при наличии остаточных деформаций, приводящих к
изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %;

при повреждениях резьбовых и других креплений.

3.7. Стропы, имеющие недопустимые дефекты, указанные в
пп. 3.5 и 3.6, а также не имеющие
маркировки или бирки, должны быть забракованы и изъяты из эксплуатации.

3.8. Результаты осмотра текстильных ленточных стропов
должны заноситься в специальный журнал. Рекомендуемая форма журнала приведена в
приложении Б.

4. ХРАНЕНИЕ СТРОПОВ

Стропы должны храниться на полках, изготовленных из
нержавеющих материалов, в чистом, сухом, проветриваемом помещении. Они должны
находиться далеко от источников тепла, избегать контакта с химикалиями,
плотными газами, коррозирующими поверхностями, источниками ультрафиолетового
излучения.

Поврежденные стропы не должны храниться вместе с
пригодными для эксплуатации.

Приложение
А

к
Типовой инструкции по безопасной
эксплуатации текстильных
ленточных стропов (РД 220-14-98)

Форма паспорта стропа

Разрешение (лицензия) на
изготовление стропа

№ __________________________

от « ___ » __________ 200 _____
г.

Наименование и
адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

(наименование
стропа)

ПАСПОРТ

Грузоподъемность
стропа, т __________________________________________________

Номер нормативного документа (ТУ)
__________________________________________

Место товарного знака
(эмблемы)
предприятия-изготовителя стропа

Предприятие-изготовитель
и его адрес _________________________________________

Место для чертежа
стропа
с указанием длины стропа

Масса стропа, т
_____________________________________________________________

Порядковый номер стропа по системе
предприятия-изготовителя ___________________

Год и месяц выпуска стропа
__________________________________________________

Дата испытаний стропа
______________________________________________________

Результаты испытаний
_______________________________________________________

Гарантийный срок
__________________________________________________________

Условия, при которых может эксплуатироваться строп:

наименьшая температура окружающего воздуха, °С
____________________________

наибольшая температура окружающего воздуха, °С
____________________________

Подпись
руководителя предприятия-
изготовителя (цеха) или начальника
службы контроля продукции (ОТК)
предприятия-изготовителя

Место

печати

(дата)

Примечания: 1. Паспорт должен постоянно
храниться у владельца стропа.

2. При поставке партии однотипных стропов допускается изготовлять
один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые
номера стропов, входящих в данную партию.

Гарантии: предприятие-изготовитель гарантирует
соответствие стропа техническим характеристикам, приведенным в паспорте (при
соблюдении потребителем условий хранения и инструкции по эксплуатации) в
течение 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию при односменном режиме работы в
пределах гарантийного срока хранения (12 месяцев со дня выпуска стропа).

Приложение
Б

к
Типовой инструкции по безопасной
эксплуатации текстильных
ленточных стропов (РД 220-14-98)

Форма журнала учета и осмотра текстильных ленточных
стропов

Наименование
стропа

Порядковый номер

Дата

Техническое
состояние, содержание замечаний

Должность
ответственного специалиста

Подпись
ответственного специалиста

СОДЕРЖАНИЕ

Грузоподъёмные работы относятся к категории опасных. Задействованный на перемещении грузов персонал: крановщики, стропальщики проходят специальное обучение, аттестуется, допуск осуществляется при наличии типового удостоверения. К грузоподъёмным приспособлениям предъявляются повышенные требования по эксплуатации, хранению, выбраковке.

Предлагаем вам протестировать качество и долговечность наших строп

Индивидуальные цены для всех оптовиков и производственников доступны по запросу на email zakaz@1strop.ru

+ 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ

Примеры того, что мы ещё производим из ленты

Использование текстильных стропов

            Правила эксплуатации текстильных грузоподъёмных чалочных приспособлений основываются на «РД 24-СКЗ-01-01 Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Руководящий документ (РД) утверждён Госгортехнадзором РФ.

            Использование текстильных строп в качестве грузозахватных приспособлений регламентируется следующими параметрами:

  • Тип (ленточные либо круглопрядные);
  • Конструкция;
  • Материал.

Область применения: промышленные, складские, транспортные организации. ТУ определяют вариативность климатических особенностей применения согласно ГОСТ 15150. Производство и реализация текстильных стропов разрешено только лицензированным предприятиям.

Стропы текстильные, типология

Разделение по типам проводится по принятым параметрам:

  1. Ветвевые петлевые – одна из петлей удерживает груз, другая навешивается на крюк грузоподъёмного механизма. Концевые элементы различаются по исполнению;
  2. Кольцевые (одно и многослойные) – обвязка груза производится непосредственно стропом с закреплением конечных петель (колец) на крюке крана;
  3. Составные (полотенца) – лента, состоящая из нескольких полос, соединённых общим для каждой из полос звеном по обеим сторонам. Допускается дополнительное соединение в нескольких местах, в том числе гибкими стежками. Применяется лента в 2 и более слоя. Таким путём получают стропы для многотонных конструкций.

Обеспечение безопасности

            Грузозахватные приспособления съёмного типа проектируются и производятся специализированными лицензированными предприятиями и организациями с соблюдением обязательных условий:

  • Надёжность, безопасность использования, прочность;
  • Минимизация собственного веса, максимальная грузоподъёмность;
  • Удобство и простота обслуживания;
  • Конструктивная простота;
  • Универсальность применения.

Многоветвевые стропы рассчитаны на угол 90, если специально не оговорён их угол для конкретного груза. Изготовитель и эксплуатационник обязаны обеспечить натяжение каждой ветви с равным усилием. Коэффициент запаса прочности берётся не менее 7.

Каждый элемент конструкции имеет акт-сертификат поставщика-изготовителя. Испытания проводятся по утверждённой программе. Проверяются показатели:

  • Качество и длина сшивки;
  • Количество слоёв;
  • Соответствие применяемых материалов ТУ, ГОСТу;
  • Заявленную грузоподъёмность и запас прочности;
  • Маркировка;
  • Упаковка;
  • Документальное оформление.

Статические испытания, как гласит инструкция, проводятся плавным нагружением ветви (ленты) 125% заявленной грузоподъёмности на 3 мин. Коэффициент запаса прочности подтверждается выдерживанием 10 мин. семикратной заявленной грузоподъёмности. Испытания холодом проходят при –500 90 мин.

Сведения о выпущенных грузозахватных приспособлениях с перечнем необходимых данных фиксируется в журнале. Изделие снабжается паспортом, металлической биркой либо клеймом.

Условия хранения

            Изготовителем гарантируется сохранение товарных качеств изделия при условии соблюдений правил хранения по ГОСТ 15150:

  • Хранить в чистом сухом проветриваемом помещении;
  • На стеллажах из нержавеющих материалов в свёрнутом либо сложенном состоянии без перекручивания;
  • В подвешенном виде, каждый комплект на отдельном крючке или вешалке;
  • Маркировка краской, бирки находятся снаружи, чтобы исключить возможность перепутывания.

Стропы из полимерных материалов не допускается хранить на полу, на поверхностях, подверженных коррозии, вблизи источников тепла и ультрафиолетового излучения. Контакт с плотными газами, химикатами недопустим. Исключается хранение забракованных строп совместно с пригодными, в свободном доступе.

Правила эксплуатации текстильных стропов

Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00 и внутрипроизводственные правила и инструкции регламентируют эксплуатацию грузоподъёмных приспособлений на предприятиях и в организациях.

            Руководитель, ответственный за безопасное перемещение грузов назначает на участках работ ответственных за хранение и эксплуатацию текстильных строп.

            Руководитель работ обязан регулярно отслеживать, чтобы в соответствии с инструкцией проводилась периодическая проверка состояния строп, не реже раза в декаду, включая и редко используемых. Не задействованные в производстве тестируются при получении. Результаты визуального осмотра заносятся в журнал за подписью должностного лица.

            До крановщиков и стропальщиков доводится ведомственная инструкция о правилах хранения, использования, методика и очерёдность ревизионных приёмов осмотра и браковки приспособлений.

            Редко используемая оснастка и с истекшим гарантийным сроком (12 месяцев) перед использованием подвергается 10-и минутному тестированию двойной нагрузкой. Ремонт и восстановление силами предприятия не проводится – испытания и аттестацию доверено проводит только специализированным предприятиям.

            Оптимальный срок годности текстильного стропа равняется 3 месяцам при эксплуатации в 1 смену, если не будет выявлено дефектов раньше означенного срока.

Правила безопасного перемещения грузов

            Лицо, ответственное за безопасное перемещение грузов на участке (организации) из числа инженерно-технических работников (ИТР) осуществляет проверку и надзор за надлежащей эксплуатацией грузоподъёмных механизмов и чалочных приспособлений, безопасным проведением работ.

            Ответственный ИТР организует и проводит периодический осмотр с целью выявления непригодных к безопасной эксплуатации съёмных приспособлений для погрузочно-разгрузочных работ. Следит за ведением журнала учёта и осмотра текстильных ленточных стропов.

            В сферу обязанностей входит недопущение к работе неаттестованного персонала, изъятие немаркированных, изношенных чалок в изолятор брака для утилизации. Для безопасного проведения работ привлекается плакатная продукция: графическое изображение безопасных приёмов зацепки и обвязки вывешивается на производственных площадках, выдаётся исполнителям работ.

            Требования к чалочной оснастке при перемещении грузов на погрузочно-разгрузочных операциях:

  • Наличие бирки, где указан срок годности текстильных строп и грузоподъёмность;
  • Отсутствие видимых повреждений;
  • Соответствие массе и конфигурации груза;
  • Центровка груза, обеспечение равномерной нагрузки на ветви и стропы;
  • Межветвевой угол должен быть меньше 1200;
  • Обеспечение надёжной фиксации стропа на крюке, оснащённом защёлкой;
  • Обвязка без узлов и перекруток строп.

Для каждого типа грузов разрабатываются схемы строповки, технологические карты. Перемещение материалов с острыми кромками требует наложение прокладок между стропом и грузом, применение защитных чехлов.

            Длинномерные и габаритные грузы закрепляются не менее чем в 2 точках. Пакеты штучных грузов требуют обвязки во избежание падения. Свободные концы стропов обязательно фиксируются, чтобы избежать случайных зацепов.

            Не допускается вытягивать краном стропы, зажатые грузом. Необходимо использовать инвентарные прокладки для предупреждения защемления. Повреждения стропа вследствие нарушений радиуса кривизны или острых кромок на поверхности крюка недопустимы.

Браковка текстильных строп. Правила и нормы

            До каждого исполнителя и ИТР, прямо или косвенно задействованных в работе с крановым хозяйством, доводится производственная инструкция по безопасным приёмам работы и браковке ленточных строп.  

Текстильные стропы подлежат выбраковке и уничтожению при следующих обстоятельствах:

  • Утрата паспорта изготовителя;
  • Отсутствие бирки либо нечитабельность информации;
  • Узлы на лентах стропов;
  • Единичные поперечные разрывы либо разрезы, превышающие 50 мм;
  • Множественные поперечные повреждения, равные общей длиной 1/10 ширины ленты.

Браковка ленточных стропов производится при расслоении ленты длиной 500 мм на 2 внутренних или 1 крайнем шве (разрыв прострочки). Или обнаружены множественные расслоения суммарно равные или большие 200 мм. Отслоение сшивки либо края ленты у петли на 1/10 длины заделки концов.

Обнаружение обрывов нитей верхнего слоя ленточных стропов, появившихся в результате воздействия сил трения и острых кромок груза. Суммарная длина наружных повреждений нити не должна превышать 1/10.

Нормы и правила браковки при обнаружении повреждений химически активными и нейтральными веществами:

  • При выявлении многочисленных повреждений агрессивными веществами кислой и щелочной среды, нефтепродуктами, составляющих 1/10 ширины либо длины. Или если лента имеет единичные повреждения по ширине 50 мм и более, стропы подлежат изъятию;
  • Стойкие загрязнение ½ длины химически пассивными веществами: красители, грунт, цементный раствор, клеи.

Единичные сквозные термические повреждения, занимающие 1/10 ширины или не менее 3 прожжённых отверстий любого размера, промежуток между которыми менее 1/10 ширины ленты, должны браковаться.

Это правило действует и в отношении отверстий, когда дефект получен механическим путём прижатием к остроугольным предметам либо в результате ударов.

Пристальное внимание уделяется металлическим элементам сборки и крепления конструкции. Выбраковка производится при обнаружении незначительных трещин.

            Вмятин, механического износа, сокращающего поперечное сечение элемента на 1/10. Деформационные изменения, привёдшие к изменению физического размера элемента на 3%. Дефекты соединительных, крепёжных элементов, резьбовых соединений не допускаются. Выход нитей, расслоение в пограничных зонах – повод для дефектации и вывода из эксплуатации текстильных стропов.

            Сквозные и поверхностные продольные разрывы и разрезы. Такое повреждение не должно превышать 1/10 на локальном участке длиной 1,5 м, имеющем наибольшие повреждения. Либо сумма повреждений, в том числе параллельных, 1/10 протяжённости ленточного стопа.

Списание стропов

Стропы, имеющие один из перечисленных дефектов, изымаются из обращения, изолируются. На основании записи в журнале учёта и осмотра текстильных ленточных стропов составляется акт на списание утверждённого на предприятии образца.

Для исключения возможности повторного вовлечения их в производственный процесс, текстильные ленточные стропы искусственно приводятся в полную негодность либо уничтожаются.

Инструкция по правильной эксплуатации текстильных строп
До начала работ:

1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться «Правилами устройства и безопасной эксплуатации

грузоподъемных кранов» (ПБ 10- 382-00) и РД 24 -СЗК-01-01

2. По типу груза определить грузоподъемность, длину и рабочий угол стропа (угол между ветвями не должен превышать 120°).

3. По бирке подобрать строп соответствующей грузоподъемности и длины.

4. Перед предстоящим подъемом и перемещением груза строп должен быть подвергнут внешнему осмотру.

5. Стропы не должны допускаться к работе, если имеется:
• отсутствие бирки или не читаются сведения, которые содержат информацию о стропе;

• узлы на несущих лентах стропов;

• поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;

• местное расслоение лент стропа;

• поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием

(трением) острых кромок груза;

• повреждение лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т. п.) общей длиной

более 10 % ширины ленты;

• сквозное отверстие диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов;

• прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла;

• загрязнение ленты нефтепродуктами, смолами, красками, цементом и т. д. более 50 % длины стропа.
Во время работ:

  1. Использовать стропы имеющие бирку предприятия-изготовителя.
  2. При подъеме грузов с острыми кромками (досок, швеллеров, уголков, абразивных материалов и т. п.) ленточными стропами рекомендуется применять защитные чехлы, специальные уголки или подкладки.
  3. Запрещается извлекать строп из-под лежащего на полу груза.
  4. Допускается применять текстильные стропы для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 100°С, и температуры окружающей среды не ниже -40°С.
  5. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах и площадках должны выполняться согласно плану производства работ и технологическим картам.

По окончании работ:

  1. Стропы должны храниться в закрытых помещениях на стеллажах в расправленном виде.
  2. Не допускается хранение строп под прямыми солнечными лучами, ультрафиолетовым светом, рядом с нагревательными приборами и химическими веществами.
  3. Хранение строп осуществляется по группе условий 5 (ОЖ 4) ГОСТ 15150.

ПРАВИЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОПОВ!

Максимальные массы груза, которые можно безопасно перемещать текстильными стропами в зависимости от способов строповки и обвязки груза, согласно РД 24 -СЗК-01-01 и стандарту EN 1492.

Подъем прямой

Подъем петлей

Параллельные ветви

β=0до45° β=45°до60° β=0до45° β=45°до60° β=0до45° β=45°до60°

М = 1 М = 0,8 М = 2 М = 1,4 М = 1 М = 1,4 М = 1 М = 2,1 М = 1,5
0,5 т 0,4 1,0 0,7 0,5 0,7 0,5 1,05 0,75
1,0 т 0,8 2,0 1,4 1,0 1,4 1,0 2,1 1,5
2,0 т 1,6 4,0 2,8 2,0 2,8 2,0 4,2 3,0
3,0 т 2,4 6,0 4,2 3,0 4,2 3,0 6,3 4,5
4,0 т 3,2 8,0 5,6 4,0 5,6 4,0 8,4 6,0
5,0 т 4,0 10,0 7,0 5,0 7,0 5,0 10,5 7,5
6,0 т 4,8 12,0 8,4 6,0 8,4 6,0 12,6 9,0
8,0 т 6,4 16,0 11,2 8,0 11,2 8,0 16,8 12,0
10,0 т 8,0 20,0 14,0 10,0 14,0 10,0 21,0 15,0
12,0 т 9,6 24,0 16,8 12,0 16,8 12,0 25,2 18,0

M – коэффициент, применяемый при различной строповке груза

Исправность грузозахватных приспособлений строго контролируется, как на производстве, так и со стороны сторонних проверяющих органов. Даже небольшие дефекты, которые без знания специфики покажутся незначительными, могут привести к разрыву чалки и падению груза.

Строгость требований к состоянию строп вынуждает руководство предприятий закупать их с завидным постоянством. Поэтому мероприятия, направленные на продление срока службы чалок, позволяют значительно сократить эту статью расходов.

Срок эксплуатации стропов и чалок

Срок эксплуатации чалок, канатных, цепных или текстильных, не ограничивается временным параметром. Критерием прихода в негодность выступают повреждения. Наличие этих повреждений оценивается во время проверки статической нагрузкой. Рекомендованные интервалы проверок составляют:

В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах

  • 1 месяц – для текстильных строп;
  • 3 месяца – для канатных строп;
  • 6 месяцев – для цепных строп.

Перечень правил, по которым грузозахватные приспособления допускаются к работе, в общих чертах регламентирован двумя документами:

  • правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • федеральным законом «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

На основании этих документов локально разрабатываются отраслевые инструкции, в которых приводятся алгоритмы проверки и выбраковки строп.

Проверка технического состояния

Все грузоподъемные приспособления (ГЗП) должны проходить периодический осмотр и испытания, подтверждающие их техническое состояние. Проверка стропов и грузозахватных приспособлений осуществляется перед началом использования и в процессе дальнейшей эксплуатации. Это позволяет определить состояние продукции и произвести выбраковку негодных изделий.

Предельно допустимая рабочая нагрузка определяется в период испытаний под нагрузкой. Проверке не подвергаются новые грузовые стропы, которые прошли испытания в заводских условиях и не имеют внешних повреждений.

Испытания и техническое освидетельствование стропов, изготовленных по РД 24-С3К-01-01, проводятся под статической нагрузкой, превышающей в 1,25 раза грузоподъемность изделия, на протяжении 3 минут. Проводится осмотр после 6 месяцев хранения. При эксплуатации в одну смену срок службы текстильных стропов составляет 1,5 месяца с начала работы.

Канатные чалки, изготовленные по РД-10-33-93 и ГОСТ 25573-82 , испытываются статической нагрузкой 1,3 раза превышающей грузоподъемность стропа, на протяжении 3 минут. При работе в 1 одну смену СКК (УСК2) и СКП (УСК1) могут использоваться на протяжении 3 месяцев, а одноветвевые и многоветвевые стропы СК – на протяжении 6 месяцев с момента начала эксплуатации.

Цепные стропы, изготовленные по ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, проходят испытания под статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность изделия в 2 раза, на протяжении 3 минут. При использовании в 1 смену допускается эксплуатация продукции на протяжении 1,5 лет с начала работы.

Как продлить срок службы?

Условно мероприятия по продлению срока службы чалок разделим на два пункта:

Хранение строп

Эксплуатация строп

Правильное хранение

Сначала разберем основные тезисы, связанные с хранением строп.

Организуйте место хранения ГЗП, огражденное от воздействий разрушающих факторов. Раскаленный металл, краска, нефтепродукты, химические вещества, движение каких-либо механизмов в зоне хранения – все это может повредить чалку.

Храните стропы в подвешенном состоянии или на специально отведенных стеллажах. Особенно это актуально для канатных строп. Скручивание и хранение на полу или земле станет причиной преждевременного выхода из строя.

Не храните канатные и текстильные стропы рядом с источниками высокой температуры (возле отопительного котла или доменной печи). Синтетическая ткань может попросту оплавиться. А смазка, которой пропитан сердечник каната, при разогреве активно выступает наружу и быстро вытирается во время работы с чалкой. Со временем это станет причиной появления ржавчины и трения проволок свивки «на сухую», что приведет к их быстрому износу и обрыву.

Правильная эксплуатация

В большей мере на срок службы чалок влияет правильная эксплуатация. Для продления срока службы строп придерживайтесь следующих правил.

Используйте чалки по назначению. Раскаленные заготовки и емкости с расплавленным металлом перемещайте цепными стропами. Грузы без выступающих острых поверхностей транспортируйте канатными или текстильными стропами. Для северных регионов используйте специальные стропы с климатическим исполнением ХЛ.

Не превышайте допустимую грузоподъемность. Повышенная нагрузка приведет к растяжению чалок и деформации звеньев цепи, изменению структуры свивки каната или ткани.

Если есть на грузе монтажные петли – используйте их. Непредусмотренные инструкцией способы строповки – частая причина повреждения чалок или срыва груза.

Избегайте прямого контакта тросовой чалки с угловатыми грузами. Используйте подложки с плавными переходами на поверхности контакта со стропами. Подложки предохранят от изгибов чалки под острыми углами. Полученный при строповке угловатых грузов изгиб на канатном стропе выровнять не получится.

Не используйте чалки для высвобождения защемленных или примерзших грузов. Динамические нагрузки в этом случае могут повредить ГЗП.

Не подтаскивайте стропами без отрыва от поверхности нахождения даже легкие грузы.

Своевременно устраняйте некритичные повреждения строп. Восстанавливайте поврежденные крюковые замки. Убирайте дефекты с внешних поверхностей коушей. Если концы чалки закреплены зажимами (DIN 1142 или DIN 741) – обязательно следите, чтобы все пластины и крепежные болты с гайками были на месте.

Также следите за наличие идентификационных бирок на всех эксплуатируемых чалках. Не забывайте осматривать стропы раз в 10 дней с записью в журнал осмотра ГЗП. Помните: в случае инцидента, связанного со срывом груза, проверяющий в первую очередь изымет журнал осмотра.

Приложение А

к Типовой инструкции по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов (РД 220-14-98)

Форма паспорта стропа
Разрешение (лицензия) на изготовление стропа
№ __________________________

от « ___ » __________ 200 _____ г.

Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

(наименование стропа)
ПАСПОРТ
Грузоподъемность стропа, т __________________________________________________
Номер нормативного документа (ТУ) __________________________________________
Место товарного знака (эмблемы) предприятия-изготовителя стропа
Предприятие-изготовитель и его адрес _________________________________________
Место для чертежа стропа с указанием длины стропа
Масса стропа, т _____________________________________________________________
Порядковый номер стропа по системе предприятия-изготовителя ___________________
Год и месяц выпуска стропа __________________________________________________
Дата испытаний стропа ______________________________________________________
Результаты испытаний _______________________________________________________
Гарантийный срок __________________________________________________________
Условия, при которых может эксплуатироваться строп:

наименьшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________

наибольшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________

Подпись руководителя предприятия- изготовителя (цеха) или начальника службы контроля продукции (ОТК) предприятия-изготовителя
Место печати
(дата)
Примечания:

1. Паспорт должен постоянно храниться у владельца стропа.

2. При поставке партии однотипных стропов допускается изготовлять один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию.

Гарантии: предприятие-изготовитель гарантирует соответствие стропа техническим характеристикам, приведенным в паспорте (при соблюдении потребителем условий хранения и инструкции по эксплуатации) в течение 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию при односменном режиме работы в пределах гарантийного срока хранения (12 месяцев со дня выпуска стропа).

Нормы выбраковки канатных строп

В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах, эксплуатирующихся в условиях групп классификации режима 7К-8К и 1К-6К соответственно.

Канатные стропы не должны допускаться к работе, если:

Трещины на опрессовочной втулке

Отсутствие оплётки

Расслоение канатных строп

С рычажным механизмом

Обрыв проволок каната

Коррозия канатных строп

Поврежденна бирка строп

Требования к изготовлению строп

То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

Текстильные стропы

Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:

  • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
  • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
  • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
  • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
  • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
  • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

Канатные стропы

При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

  • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
  • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
  • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
  • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
  • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
  • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
  • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

Цепные стропы

Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:

  • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
  • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
  • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
  • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
  • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
  • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
  • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.

Нормы выбраковки цепных строп

Цепные стропы не должны допускаться к работе, если:

Уменьшение диаметра сечения звена цепи

Удлинение звена стропы

Разность длин ветвей стропа

Повреждения элементов

Повреждены резьбовые соединения строп

Маркировочная бирка цепных строп

Принципы правильного хранения стропов

Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

  • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
  • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
  • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
  • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
  • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
  • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
  • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Циркон для растений инструкция по применению для комнатных цветов
  • Лидокаин ампулы инструкция по применению побочные действия
  • Регулировка пластиковых окон по высоте самостоятельно инструкция для чайников
  • Как создать сонко с нуля в россии пошаговая инструкция
  • Гентамицин мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена