Типы руководства тренеров

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого не только результатами своих воспитанников, но и теми методами, с помощью которых достигаются эти результаты. Оценка тренеров показывает, что в структуре их личности имеются существенные отклонения от идеала и могут явно преобладать те или иные качества, накладывающие отпечаток на тренерскую деятельность. Наиболее полно личность тренера, как и любого руководителя, определяется стилем его руководства, в связи с чем в настоящее время выделены относительно контрастные стили руководства.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий.

Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских собраниях, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.

Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды.

Демократический стиль

Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы.

Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, опора на лидеров, на спортивную активность, передача части полномочий капитану, и т. д.

Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости.

 Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований

Либеральный стиль

Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками клуба решая в основном организационные вопросы. 

Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивному клубу. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей.

В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. д.

Манипулирование

Манипулирование как стиль руководства спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или иного спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, явным преобладанием в оценке деятельности спортсменов субъективной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер-манипулятор всегда стремится создать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно блокируя и подавляя наиболее самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения.

Базой для такого стиля руководства являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров.

Манипулирование как стиль руководства приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, постоянным межличностным конфликтам.

Итоги

Если спросить у спортсменов, каким вы видите идеального тренера, то наиболее популярными качествами будут: эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к новаторству, самостоятельность, справедливость.

В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля.

Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.

Выделяют
три типа руководства: авторитарный,
демократический и либеральный.

Авторитарный
(автократический) стиль руководства.
Тренер
стремится к абсолютной власти, он один
определяет способы и средства достижения
цели,

ориентируется
при принятии решения только на свое
мнение. Поэтому связи ме­жду членами
команды у такого тренера сводятся до
минимума и проходят только через него
или под его наблюдением. Спортсмены
для авторитарного тренера яв­ляются
лишь исполнителями его замыслов, строго
следуют принципам, планам и программе
работы, составленным тренером. Свои
требования тренер этого типа выражает
в форме категорических инструкций и
указаний. Такой тренер часто нетерпелив
и даже фанатичен.

Обычно
чем больше группа, тем более она терпима
к авторитарному стилю ру­ководства.

В
практической работе тренеров авторитарный
стиль руководства получил большое
распространение, особенно в женском
спорте. Тренер создает команду
«тружеников», лишенную права на
индивидуальность и импровизацию в
игре.

Тип
авторитарного руководства разделяют
на подтипы (Е. Старостяк).

                  1. Жесткий:
                    руководитель
                    строг, но справедлив, поддерживает
                    уже сложив­шиеся взаимоотношения
                    в коллективе даже при изменении
                    ситуации; при­верженец субординации,
                    хорошо относится к подчиненным,
                    которые «зна­ют свое место».
                    Спортсмены высокого класса часто
                    принимают этот тип руководства,
                    поскольку оно уменьшает их личную
                    ответственность за не­удачу.
                    Ответственность переносится на
                    тренера. Выступая в составе
                    ко­манды, такие спортсмены
                    считают, что они выполняют лишь
                    индивидуаль­ные обязательства.

                  1. Хозяйский:
                    тренер
                    навязывает свою позицию, объясняя
                    ее отеческой забо­той о спортсменах,
                    уделяет внимание повышению
                    материального положе­ния
                    спортсменов, вмешивается в их
                    дела, даже сугубо личные.
                    Преувели­ченная защита и опека
                    спортсменов может вызвать
                    агрессивную реакцию у некоторых
                    из них. Они будут оказывать серьезное
                    сопротивление тре­неру, который
                    не позволяет им «даже дышать».
                    Другие спортсмены могут постепенно
                    привыкнуть к такой системе
                    руководства и даже будут стре­миться
                    к ее сохранению, поскольку при
                    этом любые их действие и жела­ние
                    уже «запрограммированы». Пусть
                    тренер решает за них вопросы,
                    на­чиная с житейских (квартира,
                    питание) и заканчивая социальными
                    (орга­низация свободного времени,
                    развлечения, участие в общественных
                    делах и т. п.). В результате такой
                    стиль руководства снижает деловую
                    и общест­венную активность
                    спортсмена и в ряде случаев лишает
                    его способности вести самостоятельную
                    жизнь.

                  1. Непоследовательный:
                    это
                    неумелый, несобранный, как правило,
                    деспотич­ный тренер. Он проявляет
                    видимость могущества, но не уверен
                    в себе. Предпочитает выдвигать в
                    актив более слабого, но покорного,
                    чем более знающего и сильного.
                    Мелочно придирчив, готов на
                    компромисс, который поможет ему
                    уйти от ответственности в случае
                    неудачи.

Тренеры
с авторитарным стилем руководства
имеют чаще всего сильную нерв­ную
систему. Они переоценивают отрицательные
качества спортсменов и недо­оценивают
положительные.

Выразительной
иллюстрацией автократического стиля
руководства может служить характеристика
тренера по баскетболу, составленная
М. В. Прохоровой.

«Ведет
себя уверенно, смотрит на учащихся
несколько свысока. Держит в поле зрения
всю группу, видит все ошибки и неточности,
все время слышен его диктатор­ский
тон. Среди методов оценки преобладают
неодобрения, высказанные с некото­рой
насмешкой: «Совсем голову опустила,
а на полу ничего нет». Замечания не
от­личаются тактичностью. Тренер не
скупится в выборе выражений по отношению
к занимающемуся, неправильно выполнившему
действие. «Что ты прешь, как танк»,
— обращается он к девушке, нечаянно
толкнувшей соперницу в игре. «Тетя
утка», — бросает презрительно другой,
не попавшей в кольцо. Занимающихся
больно заде­вают такие высказывания,
но возразить тренеру они не решаются.
Они… боятся тренерского гнева, поэтому
дисциплина отличная и требования
тренера выполня­ются беспрекословно.
Занимающиеся ценят в тренере
профессиональные каче­ства, умение
объяснить, показать движения… Личные
качества тренера занимаю­щиеся
оценивают низко. На вопрос: «Таким
ли вы представляете себе хорошего
тренера?» — почти все ответили:
«Нет». Тренер отрицательно оценивает
группу: «Ленивы, только и работают,
когда требуешь». Занимающиеся не
любят обращать­ся к тренеру ни по
каким вопросам, вне занятий стараются
не общаться с ним».

Психология
физического воспитания и спорта / Под
ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М.: ФиС,
1978. С. 122-123

Авторитарность
тренеров может быть обусловлена
следующими причинами (Б. Дж. Кретти).

                  1. Особенность
                    восприятия тренером своей роли
                    основана на авторитете и по­ведении,
                    отражающем авторитарность.

                  1. Высокая
                    потребность управлять действиями
                    других стала причиной того, что
                    они выбрали спортивную деятельность
                    для удовлетворения этой по­требности.

                  1. Руководство
                    в стрессовых ситуациях, характерных
                    для спортивной деятель­ности,
                    требует достаточно жесткого
                    контроля как в командных, так и в
                    ин­дивидуальных видах спорта.

                  1. Некоторые
                    спортсмены, привыкшие подчиняться
                    авторитету, ожидают от тренера
                    доминирующего поведения. Поэтому
                    тренеры ведут себя именно так,
                    чтобы удовлетворить потребности
                    спортсменов.

К
этому можно добавить и еще одно
обстоятельство. Тренеры могут
руковод­ствоваться в своем поведении
теми качествами личности, которые
ценятся ими. Для автократов такими
качествами являются требовательность
к другим, прин­ципиальность,
самоуверенность, прямота.

Преимущества
авторитарного руководства состоят в
следующем:

                  1. не
                    уверенный в себе спортсмен будет
                    чувствовать себя увереннее и
                    спокой­нее в стрессовых ситуациях;

                  1. увеличивается
                    агрессивность спортсмена, вызванная
                    авторитарностью тре­нера,
                    которая направляется на борьбу
                    с соперниками, увеличивает
                    актив­ность;

                  1. авторитарное
                    поведение тренера может
                    соответствовать действительным
                    потребностям спортсмена в
                    авторитарном руководстве, и в
                    этом случае он выступает лучше
                    обычного.

Мы,
знаете ли, комплименты (от тренера. —
Е.
И.)
слышим один раз в год. Ну макси­мум
два. В конце сезона и, если повезет,
после чемпионата мира или Европы. По

эму
связи ме-^ходят только ‘о
тренера
яв-ипам, планам ер этого типа тренер
часто

)му
стилю ру-

:тва
получил лает команду !ащда в игре,
остяк).

уже
сложив-ттуации; при-юторые «зна-ают
этот тип нность за не-в
составе
ко-шдивидуаль-

еческой
забо-ного положе-е. Преувели-ную реакцию
ивление тре-смены могут е будут стре-твие
и жела-вопросы, на-ьными (орга-зенных
делах ую и общест-способности

то,
деспотии-зерен
в себе, го,
чем
более исс, который

;пьную
нерв-генов и недо-

:ет
служить

таким
случаям Евгений Васильевич обычно
сообщает
нам,
что очень
нас любит,
а все те ужасные, отвратительные слова,
что наговорил нам за
время сезона, он
бе­рет назад, так как это все неправда.

Роменская
О.,
чемпионка мира по гандболу. Советский
спорт.
2007.
21 декабря. С. 12

Демократический
стиль руководства характеризуется
тем, что руководитель стремится к
коллективному решению проблем. Он
пытается руководить так, что­бы каждый
член группы принимал максимальное
участие в достижении общей цели. Для
этого он распределяет ответственность
между членами группы, поош ряет и
развивает отношения между ними, стремясь
уменьшить внутригрупповое напряжение,
создает атмосферу товарищества и
делового сотрудничества. Трене]; такого
стиля оставляет за собой право
руководителя, но рабочий процесс
харак­теризуется обоюдной инициативой.

К
примеру, знаменитый австралийский
тренер Ф. Штампфл говорил, что на
тренировках он всегда опрашивает
спортсменов, что они хотят делать,
поскольку надо заставить спортсмена
думать, будто идеи и инициатива
принадлежат ему. Демократичный тренер
нередко предлагает спортсмену самому
составить план тренировок или принять
то или иное тактическое решение в
командных или иг­ровых видах спорта.

Позицию
демократического руководителя можно
охарактеризовать как «пер­вый среди
равных». Его власть является необходимостью
дли рационального вы­полнения стоящих
перед спортсменами задач и не основывается
на приказах и репрессиях. Он часто
ориентируется на мнение команды,
например при включе­нии игроков в
основной состав, нередко предлагает
самому спортсмену составить план
тренировок или принять тактическое
решение, дает возможность спортсме­нам
проявлять имеющиеся у них лидерские
наклонности.

Тренер
демократического стиля более доступен,
чем тренер-автократ, спорт­смены
чувствуют себя с ним свободнее и охотно
с ним общаются. Поэтому тренер
демократического стиля может лучше
знать состояние спортсменов, их
пережи­вания, страхи, тревожность,
разочарование. Предоставление в ряде
случаев са­мостоятельности и инициативы
способствует формированию у них более
зрело­го в социальном плане поведения;
спортсмены могут принимать более гибкие
решения.

Тренеры
с демократическим стилем руководства
часто имеют выраженный ти­пологический
комплекс боязливости, в который входит
и слабая нервная система Осюда и
наблюдающееся у них отсутствие жесткости
и агрессивности, которые они должны
компенсировать большей, чем обычно,
включенностью в рабог. Они должны
мягко, но настойчиво требовать устранения
определенных недос­татков. Настойчивость,
последовательность и такт — оружие
тренеров этого сти­ля руководства.

Тренеры
демократического стиля более адекватно
оцениваю! достоинства и не­достатки
спортсменов, уважают чужое мнение.

Либеральный
(анархический) стиль руководства
характеризуется
тем, что тренер старается как можно
реже вмешиваться в дела команды,
предоставляя спортсменам свободу
действий и принятия решений. Тренер
больше присутст­вует, чем действует,
допускает свободу выбора упражнений,
нагрузок. Его прел

:
-^ас любит, ложения,
похвала, порицание часто носят формальный
характер. Такой стиль

г^она.онбе- руководства
для достижения высоких спортивных
результатов неприемлем.

Однако
наряду с демократическим стилем он
часто встречается у начинающих

■ГбрТсТг тренеров.

Либеральный
тренер переоценивает положительные
качества спортсменов
Мчовочитеаь и
недооценивает их отрицательные качества.
Ему по душе такие качества, как

лпьтак
что спокойствие,
отсутствие шумливости, вежливость,
участливость, добродушие,

ллтш
общей необидчивость,
тактичность, сдержанность, приветливость.

Наиболее
пригоден этот стиль руководства в
массовых формах физического воспитания,
где руководитель является лишь условным
организатором деятель-

уппы,
поощ грпгрупповое

т-пцесс
харак-

зорпл,
что на ь. поскольку аллежат ему. ■ставить
план 1.ШЫХ
или иг-

гва! Трене]! ности
и где занимающимся предоставляется
большая свобода.

Конечно,
изложенная классификация стилей
руководства — лишь схема. В жизни
возможны переходы одного типа руководства
в другой, их совмещение. Чаще наблюдается
авторитарно-демократический стиль,
реже — либерально-де­мократический.
Однако в общих чертах рассмотренные
типы руководства имеют место, и возникает
вопрос: какой же стиль является лучшим?

Мы
не стремились к установлению тренерской
диктатуры, как и не пытались пере-
вести
команду на самоуправление, когда состав
и установка на игру определяют-
ся
чуть ли не большинством голосов. Это
ненужная крайность — решающее слово
агь
как «пер- должно
оставаться за руководителями команды.
Но мы были готовы выслушивать

■нал
ьного вы- мнение
игроков, спорить и считаться с ними.


приказах и Эдуард
Малофеев,
тренер
команды мастеров по футболу.

Советский
спорт. 1978. 18 ноября

• при
в
ключе-

сну
составить Принято
считать, что демократический стиль
руководства имеет явное пре-

гь
снортсме- имущество,
поскольку лучше воспринимается
спортсменами. Однако исследова-

ния
показали, что преимущество того или
иного стиля руководства зависит от
си-
жраг,
спорт- туации
и стоящих перед группой задач, а также
от самой группы, «требующей»


случаев
са- более зрело-более гибкие

саженный
ти­нная система н
ти,
которые ыо в работу.

• пому
тренер ТОго
или иного стиля лидерства. Установлено,
например, что авторитарный стиль

1!Х
нережи- руководства
воспринимался членами группы как
должное в случаях, когда:

                  1. условия
                    деятельности группы были
                    неопределенными, вероятностными;

                  1. в
                    группе нормой являлась
                    безынициативность, привычка к
                    пассивному вы­полнению распоряжений
                    (демократический стиль руководства
                    в этом слу­чае может быть
                    истолкован подчиненными как
                    проявление слабости фор­мального
                    лидера, как его нерешительность);

                  1. имеется
                    лимит времени для принятия решения;

4) группа
обладает жесткой структурой, функции
каждого строго разграниче-
нии ьгх
Иед()(> ны,
каждый член группы «знает свой маневр»;

юв
этого с ] и- 5)
члены группы не уверены в себе; в ситуации
напряженности они будут чув-

ствовать
себя спокойнее при наличии авторитарного
стиля руководства.

опнства
и не- При
авторитарном стиле руководства навыки
формируются быстрее, но при

этом
спортсмен будет хуже понимать, почему
применяется та или иная тактика,

гея
тем, что его
действия не будут обладать гибкостью.
Как отмечают югославские психологи

предоставляя В.
Параносич и Л. Лазаревич, спортсмены
экстра-класса иногда принимают авто-

ле
ирису тс! — кратический
стиль, поскольку он снижает у них чувство
личной ответственности

•к.
Его прел и
позволяет достичь цели более простым
и коротким путем.

Этот
стиль имеет и другие недостатки:
злоупотребление негативными санк­циями,
сковывание инициативы членов группы
и т. п. Навязывание тренером своей
установки вызывает отрицательное
эмоциональное состояние у спортсме­нов,
его предложения или приказы встречаются
в штыки (даже если навязывае­мое
соответствует стилю деятельности
человека).

Ю.
А. Коломейцев с соавторами выявил, что
спортсмены уходили из секций: у тренеров
с авторитарным стилем руководства —
в 22%
случаев,
у тренеров с де­мократическим стилем
— в 8,
а
у тренеров с авторитарно-демократическим
сти­лем — в 10%.

Для
Николая Васильевича Карполя (тренера
женской сборной страны по волейбо­лу)
волейбол — его жизнь. Он отдает ему
всего себя и, наверно, вправе требовать
от других того же. Но ведь вопрос еще и
в том, как требовать?

Карполь
считает, что для пользы дела должно
быть так: сказал — и никаких раз­говоров.
Твое дело — выполнять. Подобная система
взаимоотношений долго дей­ствовала
безотказно. Да и что могли возразить
всезнающему тренеру (тогда еще клубному
тренеру) молоденькие девочки из
свердловской «Уралочки», в то время
никому еще не известные и практически
ничего не умевшие? Они верили своему
на­ставнику на слово.

Но
время шло, и бывшие неумехи стали
мастерами, чемпионками страны, затем
Европы, наконец, Олимпийских игр. Они
стали зрелыми людьми, у них появилось
свое видение, свое мнение. Порой оно не
сопадало с мнением тренера. Но он
по-прежнему не терпел никаких возражений.

Раньше
обстановка в базовой команде сборной
была проще. Девушки могли за­ниматься
волейболом и не думать ни о чем другом.
Теперь у них появилась личная жизнь.
Старший тренер увеличивал и увеличивал
нагрузки, требуя на тренировках
максимальной отдачи. Но если человека
в данный момент тревожит другое? Если
дома остался, скажем, заболевший ребенок?
Может ли этот человек тренироваться в
полную силу? Николай Васильевич считал,
что может. И должен. На тренировках обо
всем предлагалось забыть.

Я
не игрок «Уралочки» и поэтому не могу
знать всех причин, которые привели к
тому, что в год чемпионата мира пять
волейболисток этой команды, словно
сгово­рившись, решили стать матерями,
а две другие — вообще уехать из
Свердловска. Но все эти годы я вместе
с волейболистками «Уралочки» играла
в сборной и потому о ситуации, сложившейся
в команде, могу судить не понаслышке.
Так вот, по-мо­ему, это был своего рода
вызов спортсменок, демонстрация их
несогласия с тре­нерским кредо: «Не
даете слова сказать? Ну так попробуйте
обойтись без нас».

Чернышева
А.
Советский
спорт. 1982. 21 ноября

Недостатки
авторитарного стиля руководства
особенно проявляются в усло­виях
творческой групповой деятельности. В
этой ситуации явное преимущество имеет
демократический стиль руководства: он
является необходимым условием активизации
творческих сил членов команды или малой
группы при решении сложных задач,
например при создании программы в
фигурном катании и подбо­ре к ней
музыки.

Очевидно,
что тренер должен начинать при работе
с новичками как автори­тарный
руководитель («Делай, как тебе говорят»),
а затем он может постепенно делегировать
ответственность за принятие некоторых
решений активу группы и ее отдельным
членам.

В
спортивных командах, где система
руководства многоуровневая
(тренер-капитан—команда), тренеры
стремятся привить помощникам собственный
стиль

1ТИВНЫМИ
санк-вание
тренером -ше у спортсме-сли навязывае-

шли
из секций: у тренеров с де-атическим
сти-

>^
по волейбо-зтребовать
от

1
никаких
раз-ий
долго
дей-эу (тогда еще 1»,
в
то время ли
своему
на­браны, затем их
появилось
?ра.
Но
он по-

.ики
могли
за­члась личная 1
тренировках
другое? Если эенироваться I
тренировках

)рые
привели :ловно сгово-Свердловска. )ной
и
потому к
вот,
по-мо-гласия с тре-»без нас». 82. 21 ноября

ляются
в усло-преимущество 1мым
условием
.1
при
решении тании и подбо-

ми
как автори-кет постепенно активу группы

1евая
(тренер—
твенный стиль

руководства,
например тренеры с авторитарным стилем
выбирают капитана ко­манды с такими
же качествами (см.: Мутафова
Ю.
К
вопросу о руководстве и ли­дерстве
в баскетбольных командах // Сборник
научных работ молодых ученых ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта за 1968
год.
Л., 1970.
С.
28-29).

Итак,
успешность руководства и его стиль
зависят от целого ряда факторов: личных
качеств и психологических особенностей
руководителя, его социального статуса
и авторитета, структуры отношений в
группе, ее зрелости и стоящей пе­ред
ней задачи. Некоторые личностные
качества являются устойчивыми,
обу­словливая и устойчивость стиля
руководства. Поэтому бывает неразумным
тре­бовать от сформировавшегося
тренера изменения стиля руководства;
он может просто потерять себя как
личность. Однако в ряде ситуаций следует
все же ме­нять стиль руководства или
использовать стиль, промежуточный
между автори­тарным и демократическим.

Так
сделали тренеры одной футбольной
команды: «Мы не стремились к установлению
тренерской диктатуры, как и не пытались
перевести команду на самоуправление,
когда состав и установка на игру
определяются чуть ли не большинством
голосов. Это не­нужная крайность —
решающее слово должно оставаться за
руководителями команды. Но мы были
готовы выслушивать мнения, спорить и
считаться с ними» (Советский спорт.
1978. 18 ноября).

Текущая страница: 30 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

18.7. Типы (стили) руководства тренеров

Выделяют три типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (автократический) стиль руководства. Тренер стремится к абсолютной власти, он один определяет способы и средства достижения цели, ориентируется при принятии решения только на свое мнение. Поэтому связи между членами команды у такого тренера сводятся до минимума и проходят только через него или под его наблюдением. Спортсмены для авторитарного тренера являются лишь исполнителями его замыслов, строго следуют принципам, планам и программе работы, составленным тренером. Свои требования тренер этого типа выражает в форме категорических инструкций и указаний. Такой тренер часто нетерпелив и даже фанатичен.

Обычно чем больше группа, тем более она терпима к авторитарному стилю руководства.

В практической работе тренеров авторитарный стиль руководства получил большое распространение, особенно в женском спорте. Тренер создает команду «тружеников», лишенную права на индивидуальность и импровизацию в игре.

Тип авторитарного руководства разделяют на подтипы (Е. Старостяк).

1. Жесткий: руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место». Спортсмены высокого класса часто принимают этот тип руководства, поскольку оно уменьшает их личную ответственность за неудачу. Ответственность переносится на тренера. Выступая в составе команды, такие спортсмены считают, что они выполняют лишь индивидуальные обязательства.

2. Хозяйский: тренер навязывает свою позицию, объясняя ее отеческой заботой о спортсменах, уделяет внимание повышению материального положения спортсменов, вмешивается в их дела, даже сугубо личные. Преувеличенная защита и опека спортсменов может вызвать агрессивную реакцию у некоторых из них. Они будут оказывать серьезное сопротивление тренеру, который не позволяет им «даже дышать». Другие спортсмены могут постепенно привыкнуть к такой системе руководства и даже будут стремиться к ее сохранению, поскольку при этом любые их действие и желание уже «запрограммированы». Пусть тренер решает за них вопросы, начиная с житейских (квартира, питание) и заканчивая социальными (организация свободного времени, развлечения, участие в общественных делах и т. п.). В результате такой стиль руководства снижает деловую и общественную активность спортсмена и в ряде случаев лишает его способности вести самостоятельную жизнь.

3. Непоследовательный: это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный тренер. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе. Предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего и сильного. Мелочно придирчив, готов на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

Тренеры с авторитарным стилем руководства имеют чаще всего сильную нервную систему. Они переоценивают отрицательные качества спортсменов и недооценивают положительные.

Выразительной иллюстрацией автократического стиля руководства может служить характеристика тренера по баскетболу, составленная М. В. Прохоровой.

«Ведет себя уверенно, смотрит на учащихся несколько свысока. Держит в поле зрения всю группу, видит все ошибки и неточности, все время слышен его диктаторский тон. Среди методов оценки преобладают неодобрения, высказанные с некоторой насмешкой: „Совсем голову опустила, а на полу ничего нет“. Замечания не отличаются тактичностью. Тренер не скупится в выборе выражений по отношению к занимающемуся, неправильно выполнившему действие. „Что ты прешь, кактанк“, – обращается он к девушке, нечаянно толкнувшей соперницу в игре. „Тетя утка“, – бросает презрительно другой, не попавшей в кольцо. Занимающихся больно задевают такие высказывания, но возразить тренеру они не решаются. Они… боятся тренерского гнева, поэтому дисциплина отличная и требования тренера выполняются беспрекословно. Занимающиеся ценят в тренере профессиональные качества, умение объяснить, показать движения… Личные качества тренера занимающиеся оценивают низко. На вопрос: „Таким ли вы представляете себе хорошего тренера?“ – почти все ответили: „Нет“. Тренер отрицательно оценивает группу: „Ленивы, только и работают, когда требуешь“. Занимающиеся не любят обращаться к тренеру ни по каким вопросам, вне занятий стараются не общаться с ним».

Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1978. С. 122–123

Авторитарность тренеров может быть обусловлена следующими причинами (Б. Дж. Кретти).

1 . Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.

2 . Высокая потребность управлять действиями других стала причиной того, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.

3 . Руководство в стрессовых ситуациях, характерных для спортивной деятельности, требует достаточно жесткого контроля как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.

4 . Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

К этому можно добавить и еще одно обстоятельство. Тренеры могут руководствоваться в своем поведении теми качествами личности, которые ценятся ими. Для автократов такими качествами являются требовательность к другим, принципиальность, самоуверенность, прямота.

Преимущества авторитарного руководства состоят в следующем:

1) не уверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях;

2) увеличивается агрессивность спортсмена, вызванная авторитарностью тренера, которая направляется на борьбу с соперниками, увеличивает активность;

3) авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям спортсмена в авторитарном руководстве, и в этом случае он выступает лучше обычного.

Мы, знаете ли, комплименты (от тренера. – Е. И.) слышим один раз в год. Ну максимум два. В конце сезона и, если повезет, после чемпионата мира или Европы. По таким случаям Евгений Васильевич обычно сообщает нам, что очень нас любит, а все те ужасные, отвратительные слова, что наговорил нам за время сезона, он берет назад, так как это все неправда.

Роменская О., чемпионка мира по гандболу. Советский спорт. 2007. 21 декабря. С. 12

Демократический стиль руководства характеризуется тем, что руководитель стремится к коллективному решению проблем. Он пытается руководить так, чтобы каждый член группы принимал максимальное участие в достижении общей цели. Для этого он распределяет ответственность между членами группы, поощряет и развивает отношения между ними, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Тренер такого стиля оставляет за собой право руководителя, но рабочий процесс характеризуется обоюдной инициативой.

К примеру, знаменитый австралийский тренер Ф. Штампфл говорил, что на тренировках он всегда опрашивает спортсменов, что они хотят делать, поскольку надо заставить спортсмена думать, будто идеи и инициатива принадлежат ему. Демократичный тренер нередко предлагает спортсмену самому составить план тренировок или принять то или иное тактическое решение в командных или игровых видах спорта.

Позицию демократического руководителя можно охарактеризовать как «первый среди равных». Его власть является необходимостью для рационального выполнения стоящих перед спортсменами задач и не основывается на приказах и репрессиях. Он часто ориентируется на мнение команды, например при включении игроков в основной состав, нередко предлагает самому спортсмену составить план тренировок или принять тактическое решение, дает возможность спортсменам проявлять имеющиеся у них лидерские наклонности.

Тренер демократического стиля более доступен, чем тренер-автократ, спортсмены чувствуют себя с ним свободнее и охотно с ним общаются. Поэтому тренер демократического стиля может лучше знать состояние спортсменов, их переживания, страхи, тревожность, разочарование. Предоставление в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них более зрелого в социальном плане поведения; спортсмены могут принимать более гибкие решения.

Тренеры с демократическим стилем руководства часто имеют выраженный типологический комплекс боязливости, в который входит и слабая нервная система. Отсюда и наблюдающееся у них отсутствие жесткости и агрессивности, которые они должны компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Они должны мягко, но настойчиво требовать устранения определенных недостатков. Настойчивость, последовательность и такт – оружие тренеров этого стиля руководства.

Тренеры демократического стиля более адекватно оценивают достоинства и недостатки спортсменов, уважают чужое мнение.

Либеральный (анархический) стиль руководства характеризуется тем, что тренер старается как можно реже вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам свободу действий и принятия решений. Тренер больше присутствует, чем действует, допускает свободу выбора упражнений, нагрузок. Его предложения, похвала, порицание часто носят формальный характер. Такой стиль руководства для достижения высоких спортивных результатов неприемлем. Однако наряду с демократическим стилем он часто встречается у начинающих тренеров.

Либеральный тренер переоценивает положительные качества спортсменов и недооценивает их отрицательные качества. Ему по душе такие качества, как спокойствие, отсутствие шумливости, вежливость, участливость, добродушие, необидчивость, тактичность, сдержанность, приветливость.

Наиболее пригоден этот стиль руководства в массовых формах физического воспитания, где руководитель является лишь условным организатором деятельности и где занимающимся предоставляется большая свобода.

Конечно, изложенная классификация стилей руководства – лишь схема. В жизни возможны переходы одного типа руководства в другой, их совмещение. Чаще наблюдается авторитарно-демократический стиль, реже – либерально-демократический. Однако в общих чертах рассмотренные типы руководства имеют место, и возникает вопрос: какой же стиль является лучшим?

Мы не стремились к установлению тренерской диктатуры, как и не пытались перевести команду на самоуправление, когда состав и установка на игру определяются чуть ли не большинством голосов. Это ненужная крайность – решающее слово должно оставаться за руководителями команды. Но мы были готовы выслушивать мнение игроков, спорить и считаться с ними.

Эдуард Малофеев, тренер команды мастеров по футболу. Советский спорт. 1978. 18 ноября

Принято считать, что демократический стиль руководства имеет явное преимущество, поскольку лучше воспринимается спортсменами. Однако исследования показали, что преимущество того или иного стиля руководства зависит от ситуации и стоящих перед группой задач, а также от самой группы, «требующей» того или иного стиля лидерства. Установлено, например, что авторитарный стиль руководства воспринимался членами группы как должное в случаях, когда:

1) условия деятельности группы были неопределенными, вероятностными;

2) в группе нормой являлась безынициативность, привычка к пассивному выполнению распоряжений (демократический стиль руководства в этом случае может быть истолкован подчиненными как проявление слабости формального лидера, как его нерешительность);

3) имеется лимит времени для принятия решения;

4) группа обладает жесткой структурой, функции каждого строго разграничены, каждый член группы «знает свой маневр»;

5) члены группы не уверены в себе; в ситуации напряженности они будут чувствовать себя спокойнее при наличии авторитарного стиля руководства.

При авторитарном стиле руководства навыки формируются быстрее, но при этом спортсмен будет хуже понимать, почему применяется та или иная тактика, его действия не будут обладать гибкостью. Как отмечают югославские психологи В. Параносич и Л. Лазаревич, спортсмены экстра-класса иногда принимают автократический стиль, поскольку он снижает у них чувство личной ответственности и позволяет достичь цели более простым и коротким путем.

Этот стиль имеет и другие недостатки: злоупотребление негативными санкциями, сковывание инициативы членов группы и т. п. Навязывание тренером своей установки вызывает отрицательное эмоциональное состояние у спортсменов, его предложения или приказы встречаются в штыки (даже если навязываемое соответствует стилю деятельности человека).

Ю. А. Коломейцев с соавторами выявил, что спортсмены уходили из секций: у тренеров с авторитарным стилем руководства – в 22 % случаев, у тренеров с демократическим стилем – в 8, а у тренеров с авторитарно-демократическим стилем – в 10 %.

Для Николая Васильевича Карполя (тренера женской сборной страны по волейболу) волейбол – его жизнь. Он отдает ему всего себя и, наверно, вправе требовать от других того же. Но ведь вопрос еще и в том, как требовать?

Карполь считает, что для пользы дела должно быть так: сказал – и никаких разговоров. Твое дело – выполнять. Подобная система взаимоотношений долго действовала безотказно. Да и что могли возразить всезнающему тренеру (тогда еще клубному тренеру) молоденькие девочки из свердловской «Уралочки», в то время никому еще не известные и практически ничего не умевшие? Они верили своему наставнику на слово.

Но время шло, и бывшие неумехи стали мастерами, чемпионками страны, затем Европы, наконец, Олимпийских игр. Они стали зрелыми людьми, у них появилось свое видение, свое мнение. Порой оно не совпадало с мнением тренера. Но он по-прежнему не терпел никаких возражений.

Раньше обстановка в базовой команде сборной была проще. Девушки могли заниматься волейболом и не думать ни о чем другом. Теперь у них появилась личная жизнь. Старший тренер увеличивал и увеличивал нагрузки, требуя на тренировках максимальной отдачи. Но если человека в данный момент тревожит другое? Если дома остался, скажем, заболевший ребенок? Может ли этот человек тренироваться в полную силу? Николай Васильевич считал, что может. И должен. На тренировках обо всем предлагалось забыть.

Я не игрок «Уралочки» и поэтому не могу знать всех причин, которые привели к тому, что в год чемпионата мира пять волейболисток этой команды, словно сговорившись, решили стать матерями, а две другие – вообще уехать из Свердловска. Но все эти годы я вместе с волейболистками «Уралочки» играла в сборной и потому о ситуации, сложившейся в команде, могу судить не понаслышке. Так вот, по-моему, это был своего рода вызов спортсменок, демонстрация их несогласия с тренерским кредо: «Не даете слова сказать? Ну так попробуйте обойтись без нас».

Чернышева А. Советский спорт. 1982. 21 ноября

Недостатки авторитарного стиля руководства особенно проявляются в условиях творческой групповой деятельности. В этой ситуации явное преимущество имеет демократический стиль руководства: он является необходимым условием активизации творческих сил членов команды или малой группы при решении сложных задач, например при создании программы в фигурном катании и подборе к ней музыки.

Очевидно, что тренер должен начинать при работе с новичками как авторитарный руководитель («Делай, как тебе говорят»), а затем он может постепенно делегировать ответственность за принятие некоторых решений активу группы и ее отдельным членам.

В спортивных командах, где система руководства многоуровневая (тренер– капитан—команда), тренеры стремятся привить помощникам собственный стиль руководства, например тренеры с авторитарным стилем выбирают капитана команды с такими же качествами (см.: Мутафова Ю. К вопросу о руководстве и лидерстве в баскетбольных командах // Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1968 год. Л., 1970. С. 28–29).

Итак, успешность руководства и его стиль зависят от целого ряда факторов: личных качеств и психологических особенностей руководителя, его социального статуса и авторитета, структуры отношений в группе, ее зрелости и стоящей перед ней задачи. Некоторые личностные качества являются устойчивыми, обусловливая и устойчивость стиля руководства. Поэтому бывает неразумным требовать от сформировавшегося тренера изменения стиля руководства; он может просто потерять себя как личность. Однако в ряде ситуаций следует все же менять стиль руководства или использовать стиль, промежуточный между авторитарным и демократическим.

Так сделали тренеры одной футбольной команды: «Мы не стремились к установлению тренерской диктатуры, как и не пытались перевести команду на самоуправление, когда состав и установка на игру определяются чуть ли не большинством голосов. Это ненужная крайность – решающее слово должно оставаться за руководителями команды. Но мы были готовы выслушивать мнения, спорить и считаться с ними» (Советский спорт. 1978. 18 ноября).

18.8. Специфика деятельности тренера в ДЮСШ

Главная особенность тренеров ДЮСШ заключается в педагогическом характере. Тренер должен не только обучать и развивать юных спортсменов для достижения ими спортивных результатов, но и воспитывать их, формировать гармоническую личность. Исследования, однако, показывают, что большинство тренеров решают только задачу повышения спортивных достижений. Правда, это относится скорее к тренерам-мужчинам, которые лучше осуществляют образовательную и соревновательную (подготовку к соревнованиям) работу. Тренеры-женщины имеют определенное преимущество перед тренерами-мужчинами в воспитательной и оздоровительной работе (см.: Лозовая Г. В. Удовлетворенность тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 2002).

Тренеры детско-юношеской спортивной школы должны начинать с авторитарного руководства, поскольку на первых порах они имеют дело с диффузными группами, не способными к самостоятельному выполнению стоящих перед ними задач. Когда же ученики освоят и примут эту модель руководства, овладеют определенным набором умений, будут многое знать, учителю и тренеру можно перейти к более демократическому руководству (насколько это позволяют его психологические особенности личности). Он может перелагать на спортсменов ответственность за принятие некоторых решений (сначала спортсмен будет решать, когда начать тренировку, если она индивидуальная, сколько времени ему следует тренироваться, на каком снаряде; затем можно предложить спортсмену составить индивидуальный план занятий и т. д.). Это способствует формированию навыков самопознания.

При работе с детьми и подростками тренеру важно учитывать возрастные особенности мотивационной сферы своих учеников: диффузность интересов к спорту (дети и подростки часто меняют вид спортивных занятий или стремятся заниматься несколькими видами сразу); отношение к характеру упражнений (мальчикам больше всего нравится выполнять упражнения на силу и выносливость, затем на быстроту, на последнем месте стоят упражнения на координацию; девочкам же, наоборот, больше нравятся упражнения на координацию, ловкость, затем на быстроту и меньше всего – упражнения на силу). Это связано с тем, какие качества хотят развить у себя мальчики и девочки, какая сторона спорта их привлекает (об этом говорилось в главе 2).

Для мальчиков характерны высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех. У девочек более выражены познавательные и эмоциональные (получение удовольствия) мотивы и ориентация на овладение знаниями и умениями.

Мотивация спортивных занятий детей отличается непосредственностью.

Хорошо сказал по поводу мотивов прихода в спорт подростков известный советский футболист С. Ольшанский: «В юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями» (Советский спорт. 1979. 18 марта).

Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс достижения: подросток может очень живо, в деталях, представлять себя чемпионом, купающимся в лучах славы, не задумываясь, что для этого нужно сделать. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления подростками высокой активности при занятиях спортом. Задача педагога и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную.

Работая с молодыми спортсменами (впрочем, как и с вновь принимаемыми взрослыми командами), тренер часто берет на себя символическую роль отца, что дает положительный эффект.

Капитан сборной Франции по футболу Маркус Трезор говорил, что когда тренером сборной стал Мишель Идальго, то его дружеское, даже отцовское отношение к игрокам вызвало к нему столько симпатий, что все лучшие футболисты Франции только и мечтали о том, чтобы играть в сборной.

Часто тренер принимает роль отца по инициативе самих спортсменов. Они готовы слушаться его вплоть до полного подчинения, но в ответ требуют отеческой заботы. На первый план выдвигаются симпатия и любовь к тренеру, авторитет же его как специалиста не играет большой роли. Знаменитый бразильский футболист Пеле, вспоминая своего первого тренера, говорил, что он был для него настоящим отцом. И это является типичным для юных спортсменов. По данным Ю. Ю. Палаймы (Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1966. № 8. С. 25–28), у спортсменов второго и третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед тренером, занимает важное место во всей соревновательной деятельности.

Роль отца выгодна для тренера и команды, когда команда еще не созрела. Однако эта ситуация имеет и недостатки. Для тренера эта роль нежелательна тем, что ставит его в положение постоянной обязанности понимать и правильно относиться ко всем требованиям, предъявляемым ему спортсменами. Причем эти требования часто предъявляются в неявной форме – через поведение и намеки. Для спортсменов эта ситуация неблагоприятна тем, что стремление найти тренера-отца является проявлением зависимости и поэтому может отрицательно повлиять на процесс созревания юного спортсмена как личности.

Роль тренера-отца может быть оправдана только в качестве переходной формы отношений, от которой с течением времени в процессе созревания спортсменов тренер должен постепенно отходить, а затем и совсем отказаться.

Сложность работы с детскими и юношескими спортивными коллективами состоит и в том, что дети и подростки не умеют еще хорошо разбираться в людях, не могут дать полную оценку личности как учителя или тренера, так и товарища. У них нет обобщенности оценок человека. Тренер должен учить детей видеть в человеке не только положительное или отрицательное. Если группа ориентируется на подростка, выступающего в роли социально-психологического отрицательного лидера, нужно раскрыть его недостатки. Наоборот, чтобы ввести в групповое общение отвергаемого группой ученика, нужно подчеркнуть его достоинства. Кстати, более склонными к анализу оказываются как раз неблагополучные подростки, поэтому они могут более критически оценивать положение дел в группе и вследствие этого более болезненно воспринимать несправедливое к себе отношение.

Как уже говорилось, взаимоотношения между людьми строятся не только на деловой, но и на эмоциональной основе. Не составляют исключения и взаимоотношения тренера со спортсменами, учителя с учениками. Отношение тренера к ученикам во многом обусловлено критерием успешности выступления на соревнованиях. На этой основе во взаимоотношениях тренера с учениками могут возникать конфликтные (явные и скрытые) ситуации, связанные с разделением учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков».

Корреспондент. Любимчики у вас в команде есть?

Трефилов Е: У всех тренеров есть. Но не дай бог показать, кто именно. Заклюют, заплюют. Женский коллектив – это же просто страшно. Все замечают!

Спорт-экспресс. 2007. 26 декабря. С. 8

Крайне отрицательное выражение этих отношений связано с тем, что тренер отдает явное предпочтение и уделяет особое внимание тем спортсменам, которые добиваются в данный момент наибольших спортивных успехов или наиболее перспективны в будущем. Если тренер, имея любимых и нелюбимых учеников, заботлив не только к первым, но и ко вторым, то в этом эмоциональном предпочтении одних перед другими (что, в общем-то, естественно для каждого человека) еще ничего плохого нет. Иногда это ведет даже к здоровой конкуренции между учениками, которые стремятся прилежанием и успехами заслужить внимание тренера. Однако часто, когда тренер делает ставку на ведущих спортсменов, когда он видит в них единственный способ выдвижения, когда боится потерять этих спортсменов, он начинает занимать по отношению к ним и ко всему коллективу неправильную позицию. Ведущим спортсменам все прощается, на них не распространяются ни общая для всех дисциплина, ни общие требования. Увлеченный фаворитами, тренер оставляет без внимания остальных, которые становятся ему нужными лишь для сохранения численного состава группы. В результате коллектив быстро разваливается, поскольку у большинства спортсменов появляется неприязнь как к тренеру, так и к его «любимчикам». «Нелюбимчики» теряют веру в свои силы и зачастую бросают занятия спортом. У «любимчиков» же формируются индивидуалистические черты, потребительское отношение к спорту. В конце концов тренер сталкивается с тем, что спортсмен начинает диктовать ему свои условия, при невыполнении которых он угрожает перейти к другому тренеру.

Ю. А. Коломейцев сравнил личностные особенности тренеров и двух групп спортсменов: с кем тренерам было приятно работать и с кем тренеры испытывали затруднения и не испытывали эмоционального удовлетворения. Оказалось, что спортсмены первой группы отличались от второй прежде всего способностью подчиняться («ведомостью»), меньшим упрямством. Спортсмены второй группы обладали резко выраженными чертами независимости, упрямством, агрессивностью, недоверчивостью. Характерно, что эти же черты имелись и у многих тренеров, что приводило к выраженным антипатиям. Таким образом, сходство отрицательных черт характера тренера и его учеников приводило к их несовместимости.

Однако тренерам трудно было работать со спортсменами второй группы и в том случае, если спортсмены имели сходство с тренером и по положительным характеристикам характера.

По данным Ю. А. Коломейцева, сходство спортсменов и тренеров по подвижности/инертности нервных процессов обусловливает симпатию тренеров к спортсменам, а различие – к антипатию.

Однако исследования, проведенные Т. М. Симаревой с соавторами (Симарева Т. М, Томчук А. А., Шульга Л. П. Социально-психологические и педагогические аспекты взаимоотношений тренеров с учениками (на примере изучения симпатии и антипатии) // Психофизиология. Л., 1979. С. 93–100), не подтвердили данные Коломейцева в отношении сходства по подвижности/инертности нервных процессов. Выявлено, что спортсмены, к которым тренеры испытывали большую симпатию, чаще имели типологические особенности, обусловливающие проявление силы воли, трудолюбие. Так, у «любимых» чаще, чем у «нелюбимых», встречалось преобладание возбуждения по внутреннему балансу, которое связано с высокой потребностью в двигательной активности, У первых чаще встречалась сильная нервная система, которая в сочетании с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу обусловливала большую терпеливость при утомлении. Очевидно, большее трудолюбие этих спортсменов и вызвало к ним симпатию тренеров.

В целом, как тренеры, так и спортсмены правильно оценивают отношения друг к другу, хотя последние несколько идеализируют отношение тренеров к себе (в действительности они относится к ученикам более строго, чем они думают). Спортсмены схоже оценивают деловые и эмоциональные качества тренера. Также оценивает своих учеников и тренер: его оценки по деловым и эмоциональным качествам коррелируют на довольно высоком уровне.

Рост спортивных результатов учеников в большинстве случаев не связан прямо с отношением к ним тренера. Зато отношение спортсменов к тренеру связано с ростом их результатов. Таким образом, опосредованно отношения тренеров к ученикам могут влиять на спортивные достижения (через отношение спортсменов к тренировкам), на психологический климат в коллективе и т. п. Поэтому важно, чтобы тренер проявлял по возможности равное отношение к своим ученикам, несмотря на то что к одним из них он испытывает большую симпатию, к другим – меньшую. В спортивной школе тренер может, не замечая того, чаще подходить к ведущему или перспективному спортсмену и реже – к остальным. Дети это быстро замечают и делают вывод о необъективности тренера.

Не все тренеры могут работать с детьми. Возможно, что тренер, не имеющий способностей к этому, будет успешно работать со взрослыми спортсменами.

  1. Специфика тренерской деятельности
  2. Основные функции тренера
  3. Педагогические способности как основа для развития профессиональных знаний и умений тренера
  4. Стили руководства тренера

1. Специфика тренерской деятельности

Профессиональная деятельность тренера является весьма специфичной профессиональной деятельностью. К особенностям, определяющим специфику деятельность тренера, А. Н. Николаев относит следующие:259

  1. У тренера сильнее, чем у учителя физической культуры, выражена его спортивная специализация.
  2. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.
  3. Как отмечает А.Д. Ганюшкин,260 у тренера — неограниченный объем учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в вокресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. В.Н. Прохоров также отмечает, что в среднем тренеры работают гораздо больше, чем это предусмотрено.262
  4. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел из школы.
  5. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников.
  6. Постоянная объективизация спортивных результатов в определенной степени не позволяет тренеру сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, «здесь и сейчас». Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.
  7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке, это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить здоровье, то есть при стремлении к максимальным достижениям сохранить здоровье спортсмена (Ш.А. Амонашвили называл это противоречие «основой трагедии воспитания»).
  8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме. Для этого есть три причины: во-первых, спортивный вид тренера является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, в некоторых видах спорта тренеру иногда самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной элемент при его разучивании, демонстрационные умения, названные А.Е. Певзнером «двигательными».263
  9. 9. В процессе деятельности тренеров есть основания для развития внутренних конфликтов: а) между очень конкретными и жесткими требованиями к личности и деятельности тренера со стороны руководителей, общественности и реальными возможностями, которые часто не учитываются (требуется результат любой ценой), что не может не невротизировать и, в конечном счете, снижает уровень успешности педагогической деятельности; б) между иногда возникающей необходимостью отчислять из группы детей, которые не выполнили установленных нормативов (прямо — отказать спортсмену в занятиях и косвенно — не уделять ему внимания, не включать в состав команды на соревнования, «держать» в запасных), и пониманием того, что именно этим детям более необходимо физическое развитие и полезнее всего занятия в секции; в) между требованиями высоких спортивных результатов со стороны руководителей и ожиданиями занимающихся (особенно их родителей) положительных сдвигов в их воспитании, образовании, а также в оздоровлении.

Тренер сборной ссср по хоккею Анатолий Тарасов и хоккеист Владислав Третьяк261

Лучший тренер ХХ века по дзюдо Якуб Камболетович Коблев264

Ирина Винер, главный тренер сборной России по художественной гимнастике265

Другой подход в определении специфики профессиональной деятельности тренеров предлагают Г. С. Туманян и В. В. Гожин.266

Они выделяют два ведущих признака для определения специфики профессиональной деятельности тренеров. Первый — это контингент воспитанников, второй — качество профессиональной деятельности. По первому признаку всех тренеров они предлагают разделить на две основные группы: личные тренеры и тренеры сборных команд.

Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами как сближающими ее с другими педагогическими специальностями (ее педагогический характер и высокие нагрузки), так и специфическими, которые существенно отличают ее от прочих. Первая группа характеристик деятельности тренера составляет общее, а вторая — особенное в профессиональной деятельности тренера. Выделенные здесь специфические особенности профессиональной деятельности тренеров в области спорта необходимо учитывать и можно использовать в соответствующих исследованиях.

2. Основные функции тренера

Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволил Т. В. Головиной, В. Н. Смоленцевой267 выделить основные функции тренера.

Информационная функция. Здесь тренер рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин: теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, физиологии и др. Очень важно, чтобы тренер постоянно следил за новейшими достижениями в области развития современной спортивной науки.

Обучающая функция. Тренер как человек, постоянно работающий с коллективом, выполняет функции педагога. Под его руководством спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки и умения, физические качества, разучивают технико-тактические комбинации.

По сравнению с другими педагогическим профессиями деятельность тренера осложняется тем, что ему часто приходится обучать спортсменов таким действиям, которые они сами в настоящий момент не в состоянии выполнить на требуемом уровне.

Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов, воспитывает у них высокую сознательность и ответственность за выполнение поставленных целей. Очень важно, чтобы тренер обладал социально-положительными чертами и был профессионалом в своем деле. Воспитание в значительной степени происходит стихийно благодаря эффекту подражания своему воспитателю. К. Д. Ушинский писал: «…Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений».

Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В ней наиболее полно раскрывается профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всех членов команды, за формирование и достижение высоких спортивных результатов, за нацеленность команды на высокие результаты.

Административная функция. В обязанности тренера входит выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др.

Тренер по фигурному катанию Тамара Москвина268

3. Педагогические способности как основа для развития профессиональных знаний и умений тренера

Педагогические способности тренера — это комплекс, синтез многих способностей, которые являются условием успешной профессиональной деятельности.269 Способности, необходимые для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, весьма разнообразны. Среди них нельзя выделить первостепенные или второстепенные способности. Все они взаимно дополняют друг друга и определяют успешность деятельности тренера.

А. Я. Корх, В. А. Корх, Н. Л. Корх выделяют следующие группы способностей тренера. Дидактические, академические, коммуникативные, волевые и организационные. Дидактические способности предполагают способность к планированию и организации учебно-тренировочного процесса, а также прогнозирование и предвидение результатов собственной деятельности. Академические способности — это способности к профессиональному совершенствованию, способности к научному познанию тонкостей своей профессиональной деятельности. Коммуникативные способности — это те способности, которые определяют качественный уровень взаимодействия тренера и его учеников, а также вспомогательного персонала. Волевые способности определяют устойчивость к стрессам, готовность к принятию решений и риску тренера. Организационные способности определяют способность тренера, как условия для осуществления учебно-тренировочной деятельности, менеджера спортивной команды, организовывать не только, но и организовать качественное взаимодействие между руководством, прессой, спонсорами, врачами, родителями юных спортсменов и т.д. 270

Перечисленные выше способности реализуются тренером через ряд его профессиональных умений. Е. П. Ильин выделяет гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, творческо-исследовательские умения.271

  • гностические — умение адекватно оценивать поведение и состояние учеников, их индивидуально-психологические особенности; умение находить причины ошибок в обучении спортсменов;
  • конструктивные — умение планировать учебный материал при подготовке к занятиям, планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их;
  • организаторские — умение организовать обучение соревнованиях, организовать групповое взаимодействие);
  • коммуникативные — умение устанавливать контакт с людьми, умение использовать средства общения;
  • творческо-исследовательские умение делать анализ тренировочных занятий и выступлений учеников на соревнованиях, работать с научной литературой и делать выводы для своей работы, планировать и осуществлять эксперименты с использованием различных нагрузок, методом изучении, способов выполнения упражнений.

4. Стили руководства тренера

В психологии принято условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных272 особенностей самих тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Т. В. Головина и В. Н. Смоленцева предлагают характеристику основных типов руководства тренера.

Тренер по фигурному катанию Алексей Мишин и его ученик Евгений Плющенко274

Тренер по фигурному катанию Елена Чайковская273

Авторитарный стиль работы тренера характеризуется высокой централизацией руководства, большой требовательностью, жестким контролем, четким выполнением поставленных задач. При работе со спортсменами авторитарный тренер требует четкого исполнения и подчинения его требованиям, не любит проявления самостоятельности и инициативы, жестко наказывает нарушителей дисциплины, не терпит возражений и обсуждений своих приказов.

Следует отметить, что авторитарный стиль руководства, по мнению спортивных психологов, является наиболее подходящим в спортивной практике.

Надо иметь в виду, что существует еще и авторитарно-диктаторский стиль руководства, характеризующийся полным единоначалием со стороны тренера. Все указания отдаются в виде ультимативных распоряжений и жестких приказов к исполнению. Отклонения от указаний рассматриваются как неподчинение и караются административными санкциями: выговоры, взыскания, лишение денежных премий, льгот и др. Административно-диктаторский тренер признает только свою абсолютную власть, ни с кем ее не делит, его слово считается законом для всех, малейшее проявление самостоятельности рассматривается как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер хорошо относится к тем спортсменам, которые с ним не спорят, выполняют все его распоряжения и поддерживают его начинания.

Демократический стиль руководства предполагает опору тренера на своих помощников, на распределение функций между ними и внимательное отношение к спортсменам. Демократический руководитель старается управлять командой таким образом, чтобы спортсмены почувствовали себя ответственными за достижение намеченной цели, проявляли самостоятельность и инициативу в достижении этих целей. Этот тип тренера ориентируется на мнения членов команды, считается с их пожеланиями, особенно с мнением капитана команды. Пожелания спортсменов его действительно интересуют, и поэтому спортсмены охотно обсуждают с ним свои личные проблемы, чувствуют себя самостоятельными и охотно делятся своими мыслями по совершенствованию спортивного мастерства. Тренер с демократическим стилем руководства хорошо осведомлен о внутренней жизни команды, хорошо знает заботы и тревоги своих спортсменов. Уверенность в своих силах, тактичность, коллегиальность -вот главные особенности тренера демократического стиля руководства.

Либеральный стиль руководства предполагает незначительное участие тренера в управлении командой. Тренер старается как можно меньше вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам возможность самим принимать решения и корректировать свое поведение. Контроль деятельности спортсменов осуществляется эпизодически, в своих требованиях он непоследователен, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и консультативными советами, однако предпочитает это делать только в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за советами или за помощью. В основном его замечания, похвала носят формальный характер, не любит вмешиваться в выяснения отношений по поводу нарушения дисциплины и невыполнения заданий. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе, поэтому ожидать высоких результатов очень сложно, если только в команде не собрались очень самостоятельные и волевые спортсмены.

Следует помнить, что в спортивной практике редко встречается только какой-то один из перечисленных стилей руководства.

Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова275

Как уже упоминалось, стиль руководства во многом зависит от индивидуальных особенностей тренера, а также от социально-психологических феноменов окружающей среды.

Литература

Основная:

1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010.

2. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. — М., 2010.

Дополнительная:

3. Ганюшкин, А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена / A. Д. Ганюшкин // Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: СГИФК, 1980. — С. 3-9.

4. Прохоров, В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя / В.Н. Прохоров // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Прохоровой. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. — С. 27-29.

5. Певзнер, А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: дис. … канд. психол. наук / А.Е. Певзнер. — СПб., 1996. -139 с.

6. Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.В. Головина, B. Н. Смоленцева. — 2011.

7. Туманян Г. С., Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. I, кн. 3. Профессия — тренер / Г.С. Туманян, В.В. Гожин. — М.: Сов. спорт, 2000. — С. 13-15.

Вопросы к теме

  1. В чем проявляется специфика тренерской деятельности?
  2. Назовите основные функции тренера.
  3. Укажите группы способностей тренера и дайте их характеристику.
  4. Каковы основные виды умений тренера? Поясните каждый из видов.
  5. Опишите стили руководства тренера и охарактеризуйте каждый из них.

259 Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N4/p28-31 .htm

260 Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1980. С. 3-9.

261 URL: http://www.championat.com/hockey/article-105951-tarasov-snaruzhi-i-iznutri.html

262 Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Прохоровой. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. С. 27-29.

263 Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. 139 с.

264 URL: http://www.adigea.aif.ru/society/news/65378

265 URL: http://www.диетмарка.рф/news_info/10052/

266 Туманян Г. С., Гожин В.В. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. I, кн. 3. Профессия — тренер. М.: Сов. спорт, 2000. С. 13-15.

267 Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / Т.В. Головина, В.Н. Смоленцева

268 URL: http://www.kommersant.ru/doc/1306222

269 Корх А.Я., Корх В.А., Корх Н.Л. Указ. соч. С. 147.

270 Там же.

271 Ильин Е.П. Психология спорта… С. 270.

272 URL: http://stroginosport.ru/glavnaya.html

273 Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / Т.В. Головина, В.Н. Смоленцева. 2011.

274 URL: http://rsport.ru/figure_skating/20121031/627235269.html

275 URL: http://www.stellium.ru/forum/viewtopic.php?p=9973&sid=664c9eb958c7176dc91ba4f50bc0c046

Личность тренера и его деятельность в настоящее время становятся объектом все более пристального внимания со стороны многих социологов и спортивных психологов как у нас в Советском Союзе, так и за рубежом (В. Параносич, JI. Лазаревич, 1977; В. Гончаров, 1978; Д. Кретти, 1978, и др.).

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого не только результатами своих воспитанников, но и теми методами, с помощью которых достигаются эти результаты. С другой стороны, стиль руководства спортсменами или командой неотделим от личности тренера, зависит от социально-психологических характеристик личности.

Исследованиями, проведенными среди спортсменов, установлено, что идеальный тренер должен обладать такими ярко выраженными качествами, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к новаторству, самостоятельность.

В реальности оценка тренеров показывает, что в структуре их личности имеются существенные отклонения от идеала и могут явно преобладать те или иные качества, накладывающие отпечаток на тренерскую деятельность. Сделан ряд попыток на основе анализа личностных качеств тренера дать  классификацию, выделено несколько их типов: «тренер-новатор», «тренер-учитель» и т. д. Все эти характеристики имеют, конечно, относительное значение.

Наиболее полно личность тренера, как и любого руководителя, определяется стилем его руководства, в связи с чем в настоящее время выделены, в том числе и в деятельности тренера, относительно контрастные стили руководства.

Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий. Все связи при таком стиле руководства замыкаются на тренере, спортсмен полу-чает минимум информации.

Опорой такого стиля руководства являются формальные должностные права тренера, его административная власть, а не личное влияние.

Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских советов, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.

Основными причинами появления авторитарного стиля руководства являются: особенности темперамента, недостатки воспитания, попустительское отношение к поведению тренера со стороны руководства и спортивной общественности.

Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды.

Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы. При этом учитываются как формальная, так и неформальная структура команды, желания и стремления спортсмена, особенности его характера и спортивной деятельности.

Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, поощрение деятельности общественных органов управления, опора на лидеров, на спортивный актив, передача части полномочий капитану, комсоргу команды и т. п.

Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости.

Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований.

Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками (администраторами, врачами и т. д.), решая в основном организационные вопросы. 

Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивной организации. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей.

В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. п.

Манипулирование как стиль руководства спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или иного спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, явным преобладанием в оценке деятельности спортсменов субъективной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер-манипулятор всегда стремится создать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно блокируя и подавляя наиболее самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения.

Базой для такого стиля руководства являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров.

Манипулирование как стиль руководства приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, непреходящим межличностным конфликтам, превращению команды в конгломерат. Такой метод руководства противоречит идеям советского спорта.

В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля.

Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.

Тренер, стремящийся не только к достижению высоких спортивных результатов, но и к своему социальному и профессиональному росту, должен этим заниматься непрерывно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лазолван инструкция по применению цена капли в нос цена
  • Бетадин мазь инструкция по применению для ран цена
  • Компливит кальций д3 витамины инструкция по применению цена
  • Эдомари препарат инструкция по применению взрослым таблетки от кашля
  • Амитриптилин инструкция по применению в таблетках побочные действия отзывы