Ткаченко методическое руководство для проведения упражнений

 

Книги и пособия автора Т.А. Ткаченко, выпущенные после 2005 года

(тематика, издательство, названия)

Развитие мелкой моторики и речи (ЭКСМО, Литур):

  • Т.А. Ткаченко.Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики.
  • Т.А. Ткаченко Книга. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
  • Т.А. Ткаченко Книга. Весёлые пальчики.
  • Т.А. Ткаченко Книга. Развиваем мелкую моторику.
  • Т.А. Ткаченко Книга. Пишем грамотно и красиво. Тренируем руку.
  • Т.А. Ткаченко. С пальчиками играем, речь развиваем.

Развитие общей моторики и речи (ЭКСМО):

  • Т.А. Ткаченко. Книга. Речь и моторика. (110 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Ребятам и зверятам.
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Весёлая радуга.
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Весёлая гимнастика.

Подготовка к школе. Обучение чтению и письму. Предупреждение характерных ошибок. (ЭКСМО, УМКА, Росмен, Ювента):

  • Т.А. Ткаченко. Книга. Букварь. (165 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Мультбукварь.
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Комплексное обследование дошкольника. 3-6 лет
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Читаем после букваря (90 занимательных текстов. 200 заданий и упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Готовимся к школе с осени до лета. (600 заданий)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Логопедический букварь (165 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Логопедический букварь дошкольника. (170 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Готовим дошкольника к письму. (100 упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Пиши – читай-ка! (90 заданий)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Отгадай загадку, напиши отгадку. (250 загадок, ребусов, кроссвордов)
  • Т.А. Ткаченко. Пиши – читай-ка. Методика ранней грамотности.
  • Т.А. Ткаченко. Первые прописи. Методика ранней грамотности.
  • Т.А. Ткаченко. Букварь. Раннее обучение чтению. (160 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Пишем грамотно и красиво. Тренируем руку. (200 заданий)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Учимся писать. Авторская методика обучения грамотному письму. (200 заданий)

Коррекция речи (ЭКСМО, Книголюб, Мир книги, Литур, Владос):

  • Т.А. Ткаченко. Книга. Логопедическая энциклопедия (система из 500 игровых упражнений и 1500 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Книга с аудиодиском. Логопед у вас дома (система коррекции нарушений произношения)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Логопедические упражнения. (110 игровых упражнений.)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (методика, сетка занятий, конспекты)
  • Т.А. Ткаченко. Календарный план логопедических занятий для детей с общим недоразвитием речи (на весь учебный год)
  • Т.А. Ткаченко. Пособие для логопеда. Коррекция фонетических нарушений. Подготовительный этап. (200 игровых упражнений + 36 таблиц)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. (50 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. (50 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. (40 игровых упражнений + 60 текстов)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Лексико — грамматические представления. Формирование и развитие. (картинный материал к 70-ти игровым упражнениям)
  • Т.А. Ткаченко. Методическое руководство для проведения упражнений. Лексико -грамматические представления. Формирование и развитие. (70 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедический альбом. Правильно произносим звук С
  • Т.А. Ткаченко. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Р
  • Т.А. Ткаченко. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш
  • Т.А. Ткаченко. Логопедический альбом. Правильно произносим звук Л
  • Т.А. Ткаченко. Наглядный материал. Схемы для составления предложений и рассказов. (16 картонных листов большого формата)
  • Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Логические упражнения для развития речи. (50 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Наглядный материал. Картины – трансформеры для составления рассказов (более 70 вариантов творческих рассказов)
  • Т.А. Ткаченко. Наглядный материал. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. (36 картин + методичка)

Развитие мышления и речи (ЭКСМО, Ювента, Литур, Владос):

  • Т.А. Ткаченко. Программа. Развитие связной речи у ребёнка 4-6 лет
  • Т.А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша (200 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Обогащаем словарный запас (50 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Книга. Эрудиция (110 игровых упражнений для развития словесно — логического мышления)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет.
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Ювентик в царстве Логики (65 игровых упражнений для развития словесно — логического мышления)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет (20 конспектов, 20 картин)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 4-7 лет.
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет.
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Развиваем логику и речь.
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Формирование описательной речи у дошкольника 5-7 лет (схемы и описания игр по 11-ти лексическим темам)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Отгадай загадку, напиши отгадку (250 загадок, ребусов, кроссвордов)
  • Т.А. Ткаченко. Рабочая тетрадь. Легко и точно подбираем слова. (50 игровых упражнений)
  • Т.А. Ткаченко. Пособие для логопеда. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам (методика, система упражнений, 16 картин)
 
Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап В пособии представлена оригинальная и эффективная система упражнений для работы на самом ответственном… — Владос, Коррекционная педагогика Подробнее… 2018 304 бумажная книга Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь для детей 4-7 лет В тетради представлены 120 упражнений, которые помогут будущему школьнику подготовиться к аккуратному и… — Литур, Рабочие тетради Подробнее… 2018 21 бумажная книга Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика. Пособие для логопеда В пособии известного московского логопеда-практика, автора 70 книг, представлены теоретические положения и… — Владос, Библиотека логопеда Подробнее… 2015 265 бумажная книга Обогащаем словарный запас. Тетрадь для детей 4-7 лет Рабочая тетрадь содержит 23 занимательных упражнения, которые позволяют активизировать словарь… — Литур, Рабочие тетради Подробнее… 2018 29 бумажная книга Букварь Логопедический букварь Ткаченко Т. А. — сборник заданий и текстов, позволяющих ребёнку овладеть чтением на… — Эксмо, Завтра в школу Подробнее… 2018 244 бумажная книга Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших… — Эксмо, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 357 бумажная книга Логопед у вас дома (+ CD-ROM) В книге представлена уникальная, высокоэффективная система упражнений для исправления недостатков… — Эксмо, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 510 бумажная книга Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь поможет ребенку освоить написание отдельных букв, слов, предложений, а система особых… — Эксмо, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2019 107 бумажная книга Первые прописи. Методика ранней грамотности Система особых логопедических приёмов поможет сформировать у ребёнка раннюю грамотность письма и резко… — Эксмо, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2019 130 бумажная книга Мышонок в Царстве логики. Развивающие задания. Тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС В пособии представлена система оригинальных упражнений различной сложности, которые помогут эффективно… — Вако, Умный мышонок Подробнее… 2016 88 бумажная книга Логопед у вас дома + CD Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и… — Издательство «Эксмо» ООО, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 605 бумажная книга Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь (обл.) — Издательство «Эксмо» ООО, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 89 бумажная книга Читаем после Букваря Короткие забавные и поучительные рассказы, выразительные стихи, сказки, смешные сценки с вопросами и… — Издательство «Эксмо» ООО, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 186 бумажная книга Веселая гимнастика в стихах и картинках. Играем и развиваемся — Издательство «Эксмо» ООО, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2014 84 бумажная книга Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших… — Издательство «Эксмо» ООО, Татьяна Ткаченко. Новые педагогические технологии Подробнее… 2018 320 бумажная книга

Методические
требования к фронтальным занятиям

(по
работе
 Ткаченко Т.А.)

В   настоящее   время   у  
логопедов-практиков   существуют   два   основных   подхода   к планированию и
проведению данных занятий: лексический и лексико-грамматический.

При лексическом подходе логопед выбирает
для занятия одну-две словарные темы, такие

как «Овощи», «Продукты», «Домашние
животные» и др. В рамках темы логопед намечает для изучения разные
лексико-грамматические категории.

Например, тема открытого занятия,
проводимого логопедом — «Овощи».

Лексико-грамматические
категории:

—предлоги В, НА,
ПОД, ИЗ (В земле, ИЗ земли, ПОД землей и

т. п.);

— согласование
прилагательного с существительным в роде

(зеленЫЙ огурец,
зеленАЯ капуста и т. п.);

— относительные
прилагательные (морковный сок, картофель

ные котлеты,
гороховый суп, кабачковая икра и т. п.);

— приставочные
глаголы (ВЫкапывать, ПЕРЕкапывать, ВСка-

пывать и т. п.).

При  таком подходе
основное внимание сосредоточивается на овощах, способе их выращивания,  месте
произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях  и сведениях, а никак
не на лексико-грамматических  категориях родного языка.

Последние играют в занятии как бы
второстепенную роль. В то же время объединенные в одно   занятие   различные 
по  сложности   лексико-грамматические  категории  не  могут  быть усвоены при
столь беглой, внесистемной подаче.

Для «легких» детей, у которых указанные
лексико-грамматические категории не требуют коррекции, такое занятие по
нормализации грамматического строя речи окажется неэффективным. А для
«трудных», в речи которых отсутствуют либо искажаются указанные предлоги,
неверно происходит согласование или  образование относительных прилагательных,
такое занятие неэффективно вдвойне» Оно никак не улучшит состояния
грамматического строя их речи, так как каждая лексико-грамматическая категория
для нормализации требует отдельной, детальной, системной отработки.

Ещё пример, из специальной литературы. В
конспекте  занятия по формированию лексико-грамматических   представлений  
автор   выдвигает   11   обучающих   задач,   среди которых: формирование
навыка составления связного рассказа, усвоение формы винительного падежа имени
существительного, усвоение приставочных глаголов, построение предложений с союзом
А, построение простых распространённых повествовательных предложений. И всё это
в одном занятии, тема которого «Дикие животные». Это означает, что словарь, на
базе которого должны формироваться перечисленные навыки, строго ограничен, а
акцент в занятии  переносится на «места  обитания  диких зверей, способы  их
подготовки к зиме, особенности защиты от врагов и т.п.»  Для «лёгких» детей (а
их должно быть не более 1—2-х в группе) Такое занятие если не улучшит
грамматическое состояние их речи, но и не навредит. Для «трудных» детей, в
речи  которых   отсутствуют,   а   значит  должны   быть   сформированы 
обозначенные грамматические категории, такое занятие не даст никакого
продвижения, но это уже небезобидно!

В  обоих  
примерах   рассмотрен   широко   используемый   практиками,   так называемый  
«лексический»   подход   при   формировании   лексико-грамматических представлений
на логопедических занятиях.

При таком подходе
происходят пополнение знаний и сведений детей, активизация их словарного
запаса. В ходе аналогичных игр можно закрепить какую-то грамматическую форму, 
имеющуюся   в   речи   ребёнка.  Однако   добиться   таким   путём   устранения
аграмматизмов   —   основной   задачи   логопедической   коррекционной  
работы   — невозможно!

Нужно придерживаться
другого подхода — лексико-грамматического. При

лексико-грамматическом
подходе логопед планирует для изучения на занятии одну из  следующих тем:

—предлог НА;

—согласование
числительных один, одна с существительными;

—3-словное
предложение с прямым дополнением;

—предложный падеж
существительных;

—существительные с
суффиксами уменьшительно-ласкательного значения .

Все  
лексико-грамматические   темы   выбираются   не   случайно,  а   в  
соответствии   с физиологическими   и   психолого-педагогическими  
особенностями   формирования   речи ребенка при общем ее недоразвитии. Такая
последовательность апробирована и уточнена в ходе многолетней практической
деятельности.

Итак, при
лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы  
словообразования,   а   также   основные   модели   построения  
словосочетаний   и предложений, характерные для грамматической системы русского
языка.

Причем, если
грамматика в массовой  школе  изучается,  в отрыве от лексики, то для дошкольника
с нарушениями речи очень важно закреплять значение слов в их сочетаниях и предложениях.  
Более   того,   ни   одна   грамматическая   категория   не   может   войти  в самостоятельную  
речь   ребёнка   без   многократного   сознательного   использования   её   в различных  
предложениях.   Естественно,  употребление   грамматических   терминов, исключается,
а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто практическом плане.  
Однако   оно   достигается   не   путём   механического повторения определённых
грамматических конструкций, а вследствие их  самостоятельного построения в
различных вариантах предложений.

Например, ребёнок
неверно употребляет форму предложного падежа: гуляли в лесе  (в лесу), лежит в
шкафе (в шкафу). Логопеду следует вначале подобрать существительные мужского
рода с окончанием У в предложном падеже ( сук, берег, лёд, угол, лес, шкаф и пр.),  
затем   сравнить   образованные   существительные   с   исходной   формой,  
то   есть   с именительным   падежом,   и,   наконец,   поупражнять   малыша  
в   правильном   образовании формы   предложного  падежа   существительных   с 
окончаниями  У  (в   углу,   в   лесу,   в шкафу   )  и   Е  (в   поле,   в  
тумбочке).  Причём  все упражнения должны проходить в форме игровых заданий 
при обязательном составлении ребёнком  предложений с указанными словами.

При планировании
занятий мы не указываем словарную тему, не ограничивая тем самым активный и
пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция.
Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить
внимание детей на изучаемой  грамматической форме (предлогах, окончаниях существительных,
способах словообразования и т.п.).

С   сожалением  
приходится   констатировать,   что   в   группах   для  детей   с   общим недоразвитием
речи по-прежнему широко применяется лексический подход, при котором и логопед,
и воспитатели, и родители в течение 2-х лет изучают «животных, занесённых в Красную  
книгу,   земноводных,   диких   птиц   севера   и   юга,   лекарственные   и  
комнатные

растения» и пр.
Причём зачастую на занятиях логопеда новые слова даются без всякой связи с их
грамматическим оформлением.

Из   базовой  
литературы   известно   (Р.Е.   Левина,   Т.Б.   Филичева,  Н.С.   Жукова,  
А.В. Ястребова Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.), что для устранения
аграмматизмов, а это ведущая задача в занятиях логопеда, недостаточно касаться 
семантики слов.  Необходимо последовательно формировать навыки  словоизменения, 
словообразования и  согласования

слов, 
непременно   привлекая  внимание   ребёнка   с   общим   недоразвитием   речи  
к морфологическому составу слова и способам связи слов в предложения (предлоги,
союзы, союзные слова, порядок слов).

По нашему
представлению фиксируется внимание ребёнка наилучшим образом в виде произносительного  
акцента  на   окончаниях   слов,   предлогах,   союзах   и   других грамматических
признаках русской речи только выделяя произносительно:

определённую
морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой словообразования;

• окончание слова,
выражающего различные грамматические значения (падежа, числа,  рода, лица) в
словосочетаниях;

• способ связи
слов в предложения (окончания слов, предлоги, союзы, порядок слов).

Взрослый   может  
сформировать   грамматические   представления   у   дошкольника, имеющего
недоразвитие речи.

В противном случае
коррекции грамматических нарушений не происходит!

Каждое  
лексико-грамматическое   занятие   мы   предлагаем   проводить   по   следующему

плану:

—организационный
момент;

—объяснение нового
материала;

—закрепление
полученных знаний на фронтальном наглядном материале;

—динамическая
пауза, связанная с темой занятия;

—закрепление
полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.

Наличие для
каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок, фишек,
схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить:

—высокую
активность детей;

—полный контроль
за усвоением знаний и навыков;

—более экономное
использование учебного времени.

Кроме того,
правильный подбор наглядного материала (количество, эстетический вид, формат и
т. п.) способствует повышению эмоционального тонуса детей, познавательного порога,
а значит, и росту эффективности обучения.

Для эффективного
усвоения учебного материала мы советуем  в ходе каждого занятия делать 
произносительный   акцент  на  изучаемой грамматической форме, то есть выделять
голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского
рода и т. п.

Особенностью  
планирования   лексико-грамматических   Занятий   (в   отличие   от фонетических)  
будет  свободный   в   произносительном   отношении  подбор   лексического материала.
Например, в занятии на согласование числительных два, две с существительными можно
привлекать сложные в произносительном плане слова:  варежки, рукавицы, чашки,

щетки и т. п.
Важны четкое соотнесение зависимого (два /две) и главного слов в роде и
произносительный акцент на окончании числительных.

Автор считает,
чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению в коррекции
грамматического строя речи даже самого «легкого» ребенка. С этой целью создается 
высокая умственная и речевая нагрузка, которая возрастает за счет дополнительных
упражнений на развитие словесно-логического мышления (в рамках темы).

Речевая нагрузка
обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

На занятиях по
формированию лексико-грамматических категорий в речи детей нередки ошибки   —  
аграмматизмы.   Как   исправлять   их,   чтобы   не   снизить   речевую  
активность дошкольников?  Сделан вывод,   что   ошибки  нельзя повторять.
Ребенку надо коротко указать: «Остановись!»,  «Подожди!». Правильный вариант ответа
сначала следует искать с помощью детей. И лишь при отсутствии такового в группе
его  произносит сам логопед. Полезно использовать проговаривание  правильного
варианта

хором.

Все   занятия  
проводятся   в   форме   дидактических   игр,   игровых   упражнений, занимательных
заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации
делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений

Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений

Автор: Ткаченко Татьяна Александровна, 160 стр., серия: «УМК «Обновление»»,
издатель: «Книголюб«, ISBN: 978-5-216-00002-0, 5-93927-201-0

Календарный план, составленный опытным логопедом-практиком, заслуженным учителем России, автором 55 печатных работ, представляет собой учебно-методическое пособие, а также отчетный документ, необходимые логопедам дошкольных учреждений для ежедневной коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (2 и 3 уровни). Содержит нормативную, методическую и организационную информацию о работе логопеда дошкольного учреждения в старшей возрастной группе, а также перечень 136 фронтально-групповых занятий с описанием их тематики, основных целей и этапов обучения, программного содержания и необходимого оборудования. Специальное оформление пособия делает его «планом открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями. Рекомендуется логопедам детских образовательных учреждений массового, компенсирующего и комбинированного видов, работающим как в группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в группах для детей с задержкой психического развития, нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и пр.

Рейтинг книги: starstarstarstarstar 5 из 5, 2 голос(-ов).

Формирование лексико-грамматиских представлений

Данное пособие является приложением к комплекту Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно», в котором подробно изложена авторская система коррекции тяжелой формы речевой патологии — общего недоразвития речи у детей пятилетнего возраста. Порядок включенных упражнений в сборнике соответствует тематическому плану лексико-грамматических логопедических занятий, представленному в указанном выше пособии.

Пособие предназначено для коррекционно-развивающей совместной работы логопеда, воспитателей и родителей и может быть адресовано для работы с ребенком, имеющим   различный  уровень речевого развития: от лепетной речи и отсутствия фразы до речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. В книге содержится в большом количестве речевой материал .

Автор: Ткаченко Т.А.

Название: Формирование лексико-грамматических представлений.

Издательство: Гном и Д, 2003

Формат: doc

Размер: 5,3 мб

Скачать: depositfiles.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Долорон мазь инструкция по применению взрослым
  • Крем облепиха с мумие инструкция по применению
  • Руководство по ремонту по эксплуатации ваз 21099 карбюратор
  • Как отправить посылку в сша почтой россии инструкция
  • Lg 42lm340t руководство