Третьяковская галерея руководство официальный сайт

Проничева Елена Владимировна

Генеральный директор

Шигапов Ринат Махмутович

Первый заместитель генерального директора

Карпова Татьяна Львовна

Заместитель генерального директора по научной работе

Городкова Татьяна Семеновна

Главный хранитель музейных предметов

Гафар Татьяна Викторовна

Заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств

Передерий Елена Алексеевна

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Верушкина Екатерина Ивановна

Главный бухгалтер

Савченко Михаил Михайлович

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи в г. Самара

Приказ о продлении контракта теперь уже бывшего гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой лежал на столе у министра культуры еще 7 февраля, сообщили источники «Известий». Но именно истечение срока договора указано в качестве причины отставки в официальном релизе ведомства. Назначение на пост главы Третьяковки Елены Проничевой, руководившей Политехническим музеем, для арт-среды стало сюрпризом. Опрошенные редакцией представители крупных институций высоко оценивают вклад Трегуловой в развитие ГТГ и с надеждой смотрят на новое начальство Третьяковки. В том, как произошла перемена власти в самой знаменитой галерее страны и что ждет ГТГ с новым гендиректором, разбирались «Известия».

Февральская революция

В начале февраля в профессиональных кругах активно заговорили о том, что казавшаяся бессменной глава ГТГ Зельфира Трегулова может потерять свой пост. Контракт гендиректора истекал 7 февраля, и с приближением дня Х становилось всё яснее, что эти слухи имеют под собой вполне реальные основания. И когда 7 февраля никаких новостей не появилось, а Минкультуры и Третьяковка сохраняли молчание, стало понятно, что ситуация действительно уже нештатная.

картина поленов силуэт гтг

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Источник «Известий» в арт-сфере признался, что 8 февраля уже знал о грядущей отставке Трегуловой, но имя преемника оставалось нераскрытым. Другой инсайдер сообщил, что еще 7-го ему говорили об ином исходе — приказ о продлении контракта Зельфиры Исмаиловны лежал у министра на столе. По словам источников, среди обсуждаемых кандидатур звучало даже имя главы Манежа Ивана Демидова, но мало кто предполагал, что новым руководителем ГТГ станет директор Политехнического музея Елена Проничева.

В Минкультуры прокомментировали назначение лаконичным сообщением, отметив, что «Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов». Вместе с тем ведомство отметило и вклад прежнего директора. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», — подчеркнули в пресс-службе министерства.

Из очереди на Серова

Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку с 2015 года, и за эти восемь лет музей преобразился — как в прямом, так и в переносном смысле. Во-первых, он существенно расширил свои площади. Здание на Крымском Валу стало принадлежать галерее целиком (раньше музей делил его с Международной конфедерацией союзов художников), появились филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, а в столице был открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Помимо этого строится здание на Кадашевской набережной и фондохранилище в Коммунарке (последнее рассчитано на несколько музеев).

нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Во-вторых, Третьяковка существенно изменила выставочную политику. Именно под руководством Трегуловой открылись ретроспективы Серова (2015), Айвазовского (2016), Верещагина (2017). Тогда даже появилось понятие «музейный бум», и хотя связано оно было не только с успехами ГТГ, именно Третьяковка выступила флагманом этого процесса и сделала максимум, чтобы широкая публика перестала воспринимать художественные музеи как скучные, непонятные и некомфортные места. Проще говоря, Трегулова сделала «ребрендинг» конкретного музея и в целом выставок как формы культурного досуга.

Зельфира Исмаиловна, безусловно, многое сделала для ГТГ. Имея определенный международный опыт, она продвигала достойные проекты, сделала несколько блокбастеров, оживила пространство. Надо отдать ей должное, — отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Семен Михайловский.

Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

До Третьяковки Трегулова возглавляла РОСИЗО. Нынешний гендиректор выставочного центра Ольга Галактионова в беседе с «Известиями» выразила уверенность, что у Трегуловой впереди «новый интересный этап профессиональной карьеры», и отметила, что «таким уровнем компетенций и профессионализма мало кто обладает».

— С Зельфирой Исмаиловной мы уже имеем опыт совместной работы в качестве куратора (например, в выставке «ДК СССР» она куратор раздела «Суровый стиль»). Надеемся, что сотрудничество продолжится и в будущем, — сообщила Ольга Галактионова.

Очередь, выставка, Серов, ГТГ

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Высоко оценивает вклад бывшего директора и основатель Музея AZ, член попечительского совета Третьяковки Наталия Опалева.

Мы все помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось восстановление «малых» музеев, в частности, открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Шла активная работа по созданию филиалов, отдельного упоминания заслуживают важнейшие выставки за рубежом, в которых участвовала Третьяковка. Будучи членом попечительского совета ГТГ с 2020 года, я понимала, в каких непростых условиях руководство Третьяковской галереи оказывалось в эти годы и тем не менее находило решение возникающих проблем, — поделилась Наталия Опалева.

Царское дело

Пандемийные годы и последовавший за этим разрыв отношений с западным арт-миром, которые так усердно выстраивала Трегулова (например, обменные выставки с Ватиканом, организованные при личном содействии президента России Владимира Путина и папы Франциска I), действительно нанесли удар по музею. Но не менее тяжелым испытанием для директора оказалась череда скандалов — в последние годы они буквально преследовали ГТГ и лично ее руководителя.

Вот лишь самые резонансные: нападение вандала на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (недавно ее отреставрировали), похищение полотна «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи с ретроспективы художника. Вскоре она была найдена, но осадок, как говорится, остался.

иван грозный и сын его иван реставрация

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Наконец, самые свежие истории: отмена Московской международной биеннале буквально накануне ее открытия (в той ситуации министр Ольга Любимова поддержала позицию музея, но едва ли была довольна публичным выяснением отношений) и требование Минкультуры предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям». Последнее стало реакцией на обращение посетителя ГТГ, обнаружившего в залах картины, «имеющие признаки деструктивной идеологии».

Третьяковку неоднократно обвиняли в демонстрации спорных произведений современного искусства, музей же последовательно отстаивал право на свободу художественного высказывания. Вероятно, и новая жалоба осталась бы внутренним делом, но почему-то этот факт стал достоянием общественности и тоже был использован для поддержания скандального информационного поля вокруг ГТГ. Суммарно подобные сюжеты вполне могли перевесить в восприятии властей достижения Трегуловой.

Семейные ценности

Сможет ли новый директор оградить музей от идеологических претензий, но при этом сохранить уровень выставочных проектов и не удариться в консерватизм? Пока сказать сложно. Елена Проничева с 2020 года возглавляла Политехнический музей, реконструкция которого продолжается и завершится лишь в 2025 году, а до этого семь лет руководила Еврейским музеем и центром толерантности. Его основатель президент Федерации еврейских общин России Александр Борода рассказал «Известиям», что глубоко признателен Проничевой за совместную работу.

Выставка

Посетители на выставке «До востребования» в Еврейском музее и центре толерантности в 2017 году

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Благодаря ее усилиям музей поднялся на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы, — поделился Александр Борода. — У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели. Пусть такая формулировка может показаться парадоксальной, но для организатора важно уметь заранее четко простроить даже импровизацию, чтобы она не просто успешно прошла, но и работала на перспективу.

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «Сравнительная политология». Ее отец — генерал армии, Герой России Владимир Проничев. В 2002-м был одним из руководителей операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост». С 2003 по 2013 год возглавлял пограничную службу ФСБ РФ. Сестра Екатерина управляла ВДНХ и комитетом по туризму Москвы, а с прошлого года руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Лучшая кандидатура

Эксперты из арт-среды оценивают назначение осторожно, но скорее позитивно и с надеждой.

На мой взгляд, в сегодняшних условиях это разумное решение. У Проничевой есть понимание старого и нового искусства, системный подход и, что немаловажно, опыт. Молодая, энергичная, открытая. Конечно, ей придется решать многие вопросы, не только касающиеся выставок, но надеюсь, справится. Из всех обсуждаемых кандидатур она, наверное, лучшая, — полагает Семен Михайловский. А Ольга Галактионова поздравила Елену Проничеву и пожелала успешной работы на новом месте, добавив, что пока не знакома с ней, но надеется на скорое знакомство и сотрудничество.

посетители выставки

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В пресс-службе Политехнического музея «Известиям» сообщили, что он «продолжает свою деятельность согласно текущему плану развития». Временно исполняющим обязанности генерального директора Политехнического музея назначен Константин Фурсов.

Сама Елена Проничева, как, впрочем, и Зельфира Трегулова, была недоступна для СМИ. Пресс-служба Третьяковской галереи обещала подготовить развернутый комментарий позже, пока что ограничившись подтверждением официального сообщения Министерства культуры.

В Третьяковке прямо во время многодневной проверки сменился руководитель — на пост гендиректора главного национального музея изобразительного искусства вместо Зельфиры Трегуловой, которая занимала этот пост последние восемь лет, пришла Елена Проничева, ранее работавшая в Еврейском музее и возглавлявшая Политех. Этому событию предшествовало сообщение бдительного гражданина о том, что экспозиция галереи не соответствует национальной стратегии по защите духовно-нравственных ценностей. Корреспондент RTVI Алексей Крижевский разобрался, кто ушел из галереи и кто теперь будет ею руководить.

От амазонок до Марата

В кругах культурной номенклатуры ходила байка, что искусствоведа и куратора Зельфиру Трегулову буквально сняли с самолета, на котором она должна была улетать работать в один из музеев сети Гугенхайма — предположительно, в Бильбао. Сняли, чтобы предложить ей пост директора “РОСИЗО” (государственной компании-оператора гастрольных выставок и закупок произведений), а затем и директора Государственной Третьяковской галереи. Правдивость этой красочной истории ни один из моих источников мне не подтвердил, но она хорошо иллюстрирует, насколько высоки были компетенции человека, возглавившего главный национальный музей страны в 2015-м году.

Трегулова — куратор международного уровня: на ее счету несколько больших проектов, реализованных в музеях Венеции, Монако, Бильбао, Амстердама. Причем продвигала она на международных площадках именно русское искусство.

Например, в рамках проекта «Амазонки авангарда», охватившего пять музеев Гугенхайма, сделала масштабное представление женщин из круга художников первой половины ХХ века. В 2004-м сделала в Монако выставку «Художники “Бубнового валета”», посвященную замечательной арт-группе, в которую входили Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие. А в 2005-м, снова в Музее Гугенхайма, сделала выставку с говорящим названием «Россия!». При этом она занимала и должности в государственных музеях — работала в музеях Кремля, а также была заведующей отделом зарубежных связей в ГМИИ им. Пушкина. После работы в котором, по рассказам сплетников, ее и позвали в Бильбао.

Изменения, связанные с ее приходом в Третьяковку, были столь значительны, что стали заметны невооруженным глазом. Они шли по всем направлениям — здание на Крымском валу, которое Третьяковка прежде делила с Конфедерацией союзов художников, полностью перешло Галерее и стало именоваться Новой Третьяковкой. Одним из первых больших событий в нем стала выставка Валентина Серова, очередь на которую стала притчей во языцех и положила начало эпохе выставок-блокбастеров.

Пресс-служба Оkko / ТАСС

Успех обозначил новый тренд — Третьяковка развернулась лицом к посетителю, стала «модным местом» и перестала восприниматься как вместилище подлинников древностей из школьных хрестоматий. При этом, получив новую аудиторию, галерея работала и воспитывала своего зрителя по всем, а не только популярным направлениям. Рассказывала о неофициальном искусстве — например, устроила замечательную выставку Ильи Кабакова — и о вполне официальном — представила творчество живописцев-соцреалистов Гелия Коржева и Таира Салахова. А то и вовсе совмещала их в одном выставочном проекте («Ненавсегда»). Приглашала к себе значительные иностранные выставки (можно вспомнить ретроспективу Эдварда Мунка) и представляла недооцененных русских художников (устроила в 2020-м году первую ретроспективу авангардиста Ильи Фалька), а также тех отечественных мастеров, которым снова стало модно гордиться (например, Архипа Куинджи).

За некоторые экспозиции Трегулову всерьез критиковали в патриотических кругах — как, например, за «Дар Марата», в рамках которой галерея показала коллекцию современного искусства, переданную ей в дар галеристом Маратом Гельманом*.

Не меньшее оживление происходило как в хозяйственных делах, так и в параллельных программах галереи. В Третьяковке появился свой кинотеатр, со своим уникальным набором программ, ретроспектив и небольших фестивалей. Его возглавил Максим Павлов, ближайший сподвижник легендарного основателя “Музея кино” Наума Клеймана.

Началось возведение нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной, которое на данный момент близится к завершению. В стенах Третьяковки поселился фестиваль Vivacello, в рамках которого произведения камерного и классического репертуара стали исполняться прямо в выставочных залах на фоне картин, с которыми кураторы ассоциировали те или иные экспонаты.

В целом, Третьяковка снова стала местом, которое не только приезжие, но и сами москвичи посещали при первой возможности. Таким образом галерея научилась не только просить у государства, но и зарабатывать самостоятельно.

Загадочный Иуда и невыездная «Троица»

Все это сделало Трегулову достаточно могущественной фигурой в российском культурном истеблишменте, считают некоторые сотрудники Третьяковки. «Именно в период [Ольги] Голодец (вице-премьер, курировавшая культуру в 2018 — 2020 годах — примечание RTVI) и Мединского (министр культуры в 2012 — 2020-м годах — примечание RTVI) Третьяковка во главе с Трегуловой была одной из самых свободных культурных институций в стране», — рассказал мне руководитель одного из подразделений Третьяковки.

Петр Кассин / Коммерсантъ

Контракт Зельфиры Трегуловой, в 2018-м продленный еще на пять лет, истек 7 февраля. Смене руководства предшествовала странная история, связанная с дисциплинарно-кадровой проверкой, призванной выявить сотрудников-удаленщиков. Было и обращение в Минкультуры некоего Сергея Шадрина, который пожаловался на несоответствие содержания выставок стратегии по защите духовно-нравственных ценностей.

Недовольство жалобщика вызвало, кстати, не только современное искусство — хотя и оно удостоилось упоминания в обращении, — но и цикл Наталии Нестеровой «Тайная вечеря». Зритель не смог понять, на какой из картин изображен Иуда.

Это, впрочем, было не единственным трением между Третьяковкой и вышестоящими организациями. Правда, предыдущий конфликт у галереи вышел с властями не светскими, а духовными — галерея довольно определенно высказалась против использования «Троицы» Андрея Рублева в богослужении. Впрочем, икона все равно была выдана и вернулась обратно, после чего реставраторы галереи забрали ее на обследование.

Дочь главы Погранслужбы и технократ

Пока непонятно, можно ли надеяться на преемственность чрезвычайно активной повестки Трегуловой. Сама она отказалась комментировать RTVI назначение нового руководителя Елены Проничевой. «Я очень поверхностно знакома с Еленой Владимировной Проничевой. Я даже не знаю, какое образование она получила и насколько ориентируется в истории искусства», — сказала Трегулова.

Про Проничеву известно куда меньше, однако и она имела отношение к заметным проектам. До начала карьеры в культуре Проничева работала в Госдуме и структурах Газпрома. Вполне заметной была ее работа в качестве исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности с его первых дней после открытия в 2013-м году.

Антон Новодережкин / ТАСС

В 2020-м ее назначили руководить Политехническим музеем — на этом посту она сменила прежнего гендиректора Юлию Шахновскую. При ней, в 2012-м году, уникальное здание музея на Лубянской площади ушло на затяжной ремонт, продолжающийся до сих пор. Проничевой пришлось одновременно курировать ремонт и организовывать работу на временных площадках, а также обеспечивать функционирование филиалов Политехнического музея в Туле и Новгороде.

Искусствовед, автор телеграм-канала «ку-ку (Курьер культуры)» Ксения Коробейникова в разговоре с RTVI, назвала Проничеву «технократом», которая не проявила себя как выдающийся музейщик ни в Еврейском музее, ни в Политехе, который в итоге так и не открылся.

«Проничева — не столько музейщица, сколько чиновница, которая умеет хорошо выполнять и ставить задачи и следить за их соблюдением сроков их выполнения, — рассказала Коробейникова. — Это все может пригодиться на этом посту, но все-таки там надо чувствовать и знать искусство, и выстраивать не только менеджерские, но и креативные концепции — грамотные и просчитанные, но в то же время прорывные».

При этом, полагает искусствовед, нынешнему начальству Минкульта и власти в целом будет удобнее договариваться с Проничевой — как в силу характера и стиля управления, так и в силу, как это ни странно, происхождения. Отец Елены, Владимир Проничев, долго был замдиректора ФСБ и возглавлял Пограничную службу ведомства. Однако однозначно негативных прогнозов Коробейникова не строит.

«Не исключаю того, что у Елены вполне может получиться — на фоне жуткого кадрового голода в среде руководителей творческих институций она вполне может оказаться на своем месте», — резюмирует искусствовед.


* Признан Минюстом РФ иностранным агентом

«Новым генеральным директором Государственной Третьяковской галереи назначена Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей. Она сменит Зельфиру Трегулову, которая покидает должность генерального директора музея в связи с завершением срока трудового контракта«, — сообщила пресс-служба Министерства культуры РФ.

Елена Владимировна Проничева родилась 6.06.1983 в Мелитополе Запорожской области. Окончила Московский государственный институт международных отношений по специальности «сравнительная политология». Работала на различных должностях в Комитете по бюджету и налогам Госдумы РФ, департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», Газпромбанке. В 2012-13 годах руководитела проектами по развитию ВДНХ (ВВЦ) в качестве ассистента заместителя заместителя генерального директора ВДНХ (ВВЦ). В 2013-м заняла должность исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности. В 2015–20 годах трудилась на аналогичной должности в Федеральном научно-методическом центре по вопросам психологии и педагогики толерантности. С 2018-го состоит в рабочей группе «Культура» Регуляторной Гильотины – подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы по направлению «Культура». 15.12.2020 назначена генеральным директором московского Политехнического музея (РИА Новости: «Под её руководством Политехнический музей значительно расширил публичную и выставочную программы. Мероприятия музея проходят по всей стране, планируется открытие филиалов — в Туле, Великом Новгороде и других городах России»). С 2021 года — одна из наставниц проекта «Женщины. Школа наставничества», созданного по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ. С 2022 года — член Совета при Владимире Путине по науке и образованию. Награждена премией Общероссийского общественного движения «За сбережение народа», почётной грамотой Московской городской думы.

Внимание СМИ приковано к родственным связям нового гендиректора Третьяковки. И это понятно.

Отец — Владимир Егорович Проничев, выпускник Алма-Атинского высшего пограничного командного училища КГБ при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского и Военной академии им. М. В. Фрунзе, ветеран-афганец, заместитель директора ФСБ — начальник Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом в 1998-2003 годах (один из руководителей штаба по освобождению заложников при захвате людей чеченскими террористами в театральном центре на Дубровке в октябре 2002-го в Москве), первый заместитель директора ФСБ — руководитель Пограничной службы ФСБ России в 2003-13 годах (член оперативного штаба по проведению контртеррористической операции после захвата школы в Беслане в сентябре 2004-го), генерал армии, Герой Российской Федерации, близкий друг секретаря Совета Безопасности РФ и лидера «силового блока» Николая Патрушева.

Старшая сестра — Екатерина Владимировна Проничева, выпускница юридического факультета и факультета искусств Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, первый заместитель главы Департамента культуры г. Москвы в 2012-13 годах, руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ в 2013-14 годах, заместитель гендиректора ВДНХ в 2015-18 годах, руководитель Комитета по туризму г. Москвы в 2018-22 годах, с июля 2022 года — директор Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, объединяющего группу уникальных архитектурных памятников русского жилого, оборонительного и церковного зодчества.

———————

Задачу №1 Елены Проничевой в должности гендиректора Третьяковской галереи сравнивают с первоначальной деятельностью женщины во главе Политехнического музея. Где она разгребала «культурно»-криминальное наследие своей предшественницы Юлии Шахновской (ранее руководила проектами олигархов Романа Абрамовича и Александра Мамута, экс-функционер РАО «ЕЭС России»). Последнюю в Политех когда-то лично устраивал Анатолий Чубайс, друг и соратник её папеньки Василия Шахновского — одного из видных «младореформаторов», бывшего сенатора и совладельца ЮКОСа, фигурировавшего в громком уголовном деле и ныне живущего в Швейцарии. Г-жа Шахновская активно помогала г-ну Чубайсу осваивать миллиарды, выделенные на реставрацию музея; стоимость контракта с подрядчиком на строительные работы за время реконструкции выросла с 7,3 млрд до 11,9 млрд рублей.

Теперь при помощи силового блока придётся разбираться со скандальным наследием г-жи Трегуловой. Затем предстоит введение в эксплуатацию нового музейного комплекса Третьяковки на Кадашёвской набережной. А потом… Потом можно идти в министры культуры. Всерьёз прочат, факт. Тем более, что сравнительно недавно на пост главы Минкульта рассматривалась кандидатура сестры Екатерины, но победили лоббисты назначения Любимовой.

двойной клик — редактировать изображение

ТГ-канал «Закулиска»: «Мало кто сомневался, что Зельфиру Трегулову заменят. Главный вопрос был «кем?», и кандидатур на статусную должность было не так уж много. Настолько, что околомузейные конспирологи запускали совсем уж абсурдные версии про четвёртое назначение Ивана Демидова (гендиректор музейно-выставочного объединения «Манеж», бывший директор московского парка «Зарядье» и замминистра культуры РФ, экс-начальник идеологического управления политдепартамента партии «Единая Россия», создатель музыкальной телепрограммы «МузОбоз» и православного телеканала «Спас» — Прим.). При этом в сторону сестёр Проничевых никто до последнего дня не думал, а зря. <…> Удачи Елене Владимировне! Поддерживаем«.

ТГ-канал paradox_friends: «Культурный капитал уходит под Совбез. Назначение дочери давнего патрушевского сослуживца Елены Проничевой гендиректором «Третьяковки» нельзя не рассматривать в отрыве от карьерного кульбита её старшей сестры — в июле 2022-го Екатерина Проничева возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Правда, если «музейную» должность Екатерины можно было расценить как компенсацию за проигрыш аппаратных войн, то перемещение Елены в «Третьяковку» — безоговорочная победа. <…> И личный карт-бланш«.

ТГ-канал «Преемник»: «С позиции директора одного из знаковых музеев страны, да ещё после успешно проведённой реконструкции — прямая дорога на должность министра культуры РФ. Вряд ли это лобовая атака на ставленницу Ковальчуков Ольгу Любимову. Скорее, закладка до того момента, когда действующего министра будут готовить к отставке и начнётся поиск кандидатур на замену. А это может произойти во вполне обозримом будущем«.

Патриотические ресурсы однозначно приветствуют увольнение Зельфиры Трегуловой. «Царьград» надеется, что Елена Проничева в отличие от прежнего директора «понимает всю ценность русской культуры и единства русского общества«. В целом она пока воспринимается как тёмная лошадка. Хотя зубовный скрежет всяких арт-менеджеров/художников-концептуалистов и нетвойняшной либероты типа Екатерины Винокуровой («Со стороны Проничевой единственным этичным ходом было бы отказаться от назначения на фоне такой «пиар-поддержки» натуральных полуфашистов, которые по команде стали визжать про «негосударственничество» Третьяковки. Если Проничева не откажется и сделает вид, что «всё нормально», это исчерпывающе говорит о её ценностях, несовместимых с искусством и реальными ценностями«) — хороший знак.

Теги события:


культура


третьяковская галерея


назначение

Елене Проничевой 39 лет, она окончила МГИМО

Поделиться

Генеральным директором Третьяковской галереи стала Елена Проничева. Бывший руководитель учреждения Зельфира Трегулова покинула пост по завершении срока трудового контракта, сообщили в Минкультуры РФ.

Елене Проничевой 39 лет. Она — дочь генерала Владимира Проничева, работавшего на крупных должностях в ФСБ. Ее сестра — Екатерина Проничева — была председателем комитета по туризму мэрии Москвы, руководила департаментом культурного наследия Минкульта РФ, возглавляла АО «ВДНХ».

Владимир Проничев — Герой России

Владимир Проничев — Герой России

Фото: Официальный сайт президента России / Kremlin.ru

Поделиться

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «сравнительная политология». По окончании университета работала в думском комитете по бюджету и налогам, позднее — в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпромбанка».

В 2013 году Проничева заняла пост исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности. В работе показывала приверженность к hi-tech-подходу к музейному делу.

— Самый интересный кейс [здесь] — приспособление памятника архитектуры под музейно-экспозиционно-выставочную деятельность, — рассказывала о работе там Проничева. — Это и технологии, это и медиа, и, безусловно, успешное сочетание как артефактов, так и новых, современных технологий.

В 2020-м Елена Проничева возглавила столичный Политехнический музей. В этой должности Проничева сменила Юлию Шахновскую, уход которой с поста спровоцировал активные дискуссии в музейном сообществе.

— Из контекста понятно, что ее [Шахновскую] «ушли», — писал «Москвич Mag». — Вероятно, за слишком долгое строительство и многократные переносы открытия музея.

За несколько часов до появления указа о назначении Проничевой команда Политехнического музея опубликовала письмо в защиту экс-руководителя. Впрочем, на кадровых перестановках это письмо никак не сказалось — Проничева проработала в Политехе до сегодняшнего дня.

— Не сказать, что у нас были какие-то принципиальные конфликты с ней: всё в рабочем порядке нормально решалось, — рассказала MSK1.RU бывшая сотрудница музея (девушка попросила сохранить ее анонимность).

С 9 февраля Елена Проничева возглавила Третьяковку. В Минкульте РФ уже отметили, что новому директору предстоит «сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов».

Несколько дней назад на Третьяковскую галерею поступил донос от одного из неравнодушных посетителей. Мужчина углядел в экспозиции «нетрадиционные» и «деструктивные» экспонаты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гутталакс капли для детей инструкция по применению инструкция цена
  • Пиносол инструкция по применению для детей инструкция по применению
  • Ланолин купить в аптеке цена инструкция по применению
  • Руководство по акс74у
  • Начальник производственно экономического отдела должностная инструкция