Труды этого великого математика долгое время были почти единственным руководством

                        ВИКТОРИНА   «ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ».  8 – 10 кл

Составила учитель математики ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Похвистневского района Самарской области Тараканова Т.В.

Учащимся заранее дается задание: прочитать о великих математиках и их вкладе в развитие науки.

Данный материал можно использовать при проведении недели математики, математического вечера, на математическом кружке.

При проведении мероприятия на стеллажи установить портреты великих математиков.

Вопрос  1

Для обозначения арифметических действий сначала использовали слова, затем – буквы. Знаки «+»,             «-» и точка, как знак умножения, впервые употреблены в учебниках по арифметике в XV в., а знак деления – в XVII в., но окончательно все эти знаки утвердились в работах выдающегося немецкого ученого в XVII в. Кто этот ученый?

  • Пифагор
  • Лейбниц
  • Архимед
  • Гаусс

Ответ: Готфрид Вильгельм Лейбниц. К 12 годам самостоятельно изучил латынь и взялся за изучение греческого языка. В 15-летнем возрасте (1661) Готфрид сам поступил в тот же Лейпцигский университет.

Вопрос 2

В книге «Метрика»(I в. до н. э.) Герона Александрийского площадь треугольника по трем сторонам определяется по формуле Герона.  Кто впервые получил эту формулу?

  • Фалес Милетский
  • Пифагор
  • Архимед
  • Герон Александрийский

Ответ: Архимед — древнегреческий учёный, математик и механик.  Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены намного позже. 

 Вопрос 3.

Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы на острове Сицилия. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Кто этот ученый ?

  • Пифагор
  • Фалес Милетский
  • Евклид
  • Архимед

Ответ: Архимед.  Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Архимеду принадлежат различные технические изобретения.

 Вопрос 4.

Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался  математикой. Математические работы,  обессмертившие его имя, занимают чуть больше  шестидесяти страниц.

  • Карл Гаусс
  • Галуа
  • Декарт
  • Пьер Ферма

Ответ: Эварист Галуа. Он исследовал старую проблему, решение которой с XVI века не давалось лучшим математикам: найти общее решение уравнения произвольной степени, то есть выразить его корни через коэффициенты, используя только арифметические действия и радикалы.

Вопрос 5.

Рассказывают, что  однажды фараон пожелал узнать высоту пирамиды. Но никто не смог определить ее. Этот ученый справился с поставленной задачей.

  • Пифагор
  • Архимед
  • Фалес Милетский
  • Евклид

Ответ: Фалес Милетский. Он выбрал день и час, когда его собственная тень стала равной его росту. Измерив тень, которую отбрасывала пирамида, он установил её высоту.

Вопрос 6.

Крупнейший математик 18 столетия. Родился в Швейцарии, долгие годы жил и работал в России,  член Петербургской Академии наук.

  • Лагранж
  • Карл Гаусс
  • Леонард Эйлер
  • Лейбниц

Ответ: Леонард Эйлер. Его громадное научное наследие включает блестящие результаты, относящиеся к математическому анализу, геометрии, теории чисел, различным приложениям математики. Нет ученого, имя которого упоминалось бы в учебной математической литературе столь же часто, как имя Эйлера. Даже в средней школе логарифмы и тригонометрию изучают до сих пор в значительной степени «по Эйлеру».  За свою жизнь написал около 900 научных работ.

Вопрос 7.

Известно, что С.В. Ковалевская была замечательным писателем – беллетристом. Это одно из  написанных ею  произведений.

  • Детские воспоминания
  • Мои детские годы
  • Нигилистка
  • Моя юность

Ответ:   Повесть «Нигилистка», которая  была написана в 1884 году. В 1874 С.В. Ковалевская была удостоена ученой степени «доктора философии» в Геттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (драма «Борьба за счастье», 1887, семейная хроника «Воспоминания детства», 1890). 

Вопрос 8.

Какой великий русский математик не получил диплома, хотя дважды успешно выдержал выпускные экзамены в университете ?

  • П.Л. Чебышев
  • М.В. Остроградский
  • Н.И. Лобачевский
  • М.В. Келдыш

Ответ: М.В. Остроградский. В октябре 1818 года Остроградский окончил Харьковский университет, а 1820 году он успешно сдал экзамены на звание кандидата наук. Перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре. Однако ученой степени Остроградский не получил, и причиной тому послужила острая идейная борьба, развернувшаяся в Харьковском и других университетах России, вызванная наступлением реакции в последние годы царствования Александра I.  На Остроградского донесли, что он не посещал лекций по философии и по обязательному для всех студентов «богопознанию и христианскому Учению». На этом ничтожном, надуманном основании ему не только отказали в присуждении степени кандидата наук, но и лишили его диплома об окончании университета.

Вопрос 9.

Труды этого великого математика долгое время были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Его труд состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме.

  • Пифагор
  • Фалес Милетский
  • Архимед
  • Евклид

Ответ: Евклид. Именно в Александрии Евклид основывает математическую школу и пишет большой труд по геометрии, объединенный под общим названием «Начала» — главный труд своей жизни. Полагают, что он был написан около 325 года до нашей эры. Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил указать ему легкий путь к математике. «К геометрии нет царской дороги», — ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.

Вопрос 10.

Человек, который хотел быть и юристом, и философом, но стал великим математиком. Он впервые ввел в математике употребление букв х, у, … латинского алфавита.

  • Франсуа Виет
  • Лагранж
  • Рене Декарт
  • Лейбниц

Ответ: Рене Декарт- французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. В математике Декарт первым ввел понятие переменной и функции, предложил систему координат и способ записи математических формул, который используется до сих пор. В физике первым высказал идею эфира (посредника между удаленными телами), объяснил явление радуги — как простой, так и двойной. 

Вопрос 11.

Пифагор участвовал в олимпийских играх. В каком виде спорта он участвовал? 

  • Бег
  • Прыжки в длину
  • Метание копья
  • Кулачный бой

Ответ: Пифагор был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою. Ученики называли его «учителем во всем». С воспитанниками пифагорейской школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения.

Вопрос 12.

Ученый, который любил делать пометки на полях читаемой книги. Однажды на полях одной из книг написал теорему и приписал: «Я нашел удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток листа не позволяет мне его здесь привести».

  • Пьер Ферма
  • Франсуа Виет
  • Леонард Эйлер
  • Луи Лагранж

Ответ: Пьер Ферма. В задаче второй книги своей «Арифметики» Диофант поставил задачу представить данный квадрат в виде суммы двух рациональных квадратов. На полях, против этой задачи, Ферма написал: «Наоборот, невозможно разложить ни куб на два куба, ни биквадрат на два биквадрата и вообще ни в какую степень, большую квадрата, на две степени с тем же показателем. Я открыл этому поистине чудесное доказательство, но эти поля для него слишком узки». Это и есть знаменитая Великая теорема. В настоящее время справедливость Великой теоремы проверена для всех показателей п меньше 5500.

Вопрос 13.

Кто из русских ученых — математиков утверждал, что «математика – это язык, на котором говорят все точные науки».

  • А.Н. Крылов
  • Н.И. Лобачевский
  • М.В. Остроградский
  • П.Л. Чебышев

Ответ: Н.И. Лобачевский – один из создателей неевклидовой геометрии. Гаусс свидетельствует, что развитие неевклидовой геометрии сделано у Лобачевского «мастерски в истинно геометрическом духе». В своих трудах он слитно изложил планиметрию и стереометрию. 

Вопрос 14.

Прибор, который был создан Лейбницем в 1673 году и использовался при арифметических действиях. 

  • Цифромометр
  • Вычмометр
  • Арифмометр
  • Счетомер

Ответ:  Арифмометр. Лейбниц изобретает собственную конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской — он умел выполнять умножение, деление и извлечение корней. Предложенные им ступенчатый валик и подвижная каретка легли в основу всех последующих арифмометров.

   Вопрос 15.

 Гениальный ученый доказал в своих мемуарах первую в истории математики крупную теорему топологии — самой глубокой части геометрии.

  • Архимед
  • Пифагор
  • Евклид
  • Леонард Эйлер

Ответ: Леонард Эйлер в работе 1752 года «Доказательство некоторых замечательных свойств, которым подчинены тела, ограниченные плоскими гранями», Эйлер нашел соотношение между числом вершин, ребер и граней многогранника: сумма числа вершин и граней равна числу ребер плюс два. Такое соотношение предполагал еще Декарт, но Эйлер доказал его в своих мемуарах 

Вопрос 16.

Этот русский математик нашел математический способ рационального использования материи при выкройке одежды.

  • А.Н. Крылов
  • П.Л. Чебышев
  • Н.И. Лобачевский
  • Е.Ф. Литвинова

Ответ:  П.Л. Чебышев. В 50-е годы были созданы знаменитые работы Чебышева о простых числах. Со времен Пифагора Математики интересовались  таинственными  законами, по которым в натуральном  ряду возникают   простые числа: они могут идти  подряд, а то появляются  большие  отрезки, на которых простых чисел  вовсе нет. Математики проделали  огромную  экспериментальную работу, проявили остроумие, пытаясь установить закономерности их появления.

Вопрос 17.

Этому русскому ученому в пятилетнем возрасте отец подарил настоящий маленький топор.  

  • А.М. Ляпунов
  • П.Л. Чебышев
  • А.Н. Крылов
  • А.А. Марков

Ответ: «Когда мне минуло 5 лет,— вспоминает А. Н. Крылов,— то, к ужасу моих молодых тетушек и матери, отец подарил мне, по его заказу за 75 копеек сделанный, настоящий маленький топор, сталью наваренный, остро отточенный, который и стал моей единственной игрушкой. Я прекрасно помню, что в моей комнате всегда лежала плаха дров, обыкновенная березовая, которую я мог рубить всласть. Дрова в то время были длиною в сажень, продавались кубами по три рубля за кубическую сажень (это я знал уже и тогда), плахи были толстые (вершка по три), и я немало торжествовал, когда мне удавалось после долгой возни перерубить такую плаху пополам, усыпав щепою всю комнату». За разработку математической теории отечественного кораблестроения накануне Великой Отечественной войны А. Н. Крылову была присуждена Государственная премия I степени.

Вопрос 18.

Этот ученый считается «королем математики».

  • Леонард Эйлер
  • Карл Гаусс
  • Луи Лагранж
  • Рене Декарт

Ответ: Карл Гаусс.  Многие знают о Гауссе из-за его удивительных умственных способностей – еще в детстве он мог за секунды сосчитать сумму чисел от 1 до 100. С именем Гаусса связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики: алгебре, дифференциальной и неевклидовой геометрии, в математическом анализе, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей, а также в астрономии, геодезии и механике.

Вопрос 19.

Он ввел в Европе десятичную систему счисления. 

  • Леонардо Пизанский
  • Леонард Эйлер
  • Карл Гаусс
  • Луи Лагранж

Ответ: Леонардо Пизанский. Один из самых великих математиков Средних Веков. Невозможно представить современный бухгалтерский и вообще финансовый учет без использования десятичной системы счисления и арабских цифр, начало использования, которых в Европе было положено Леонардо.

Вопрос 20.

В какой стране впервые были открыты отрицательные и положительные числа и операции над ними.

  • Индия
  • Китай
  • Франция
  • Германия

Ответ: Китай. Операции с положительными и отрицательными числами содержатся в «Математике в книгах»  китайском трактате (5в.д.н.э.). затем толкуемые как «имущество» и «долг» они появляются у индусов вместе с правилами действий (Ариабхата, Брахмагупта). В европейской математике отрицательные числа впервые появились в книге  «Абака»  Леонардо Пизанского, где он интерпретирует их таким же образом. Термины «положительный»  и «отрицательный» появились в Европе в 15 веке в анонимной рукописи “Initius Algebra”- переводе с арабского языка на греческий, а затем на латынь. Современное обозначение положительных и отрицательных чисел знаками «+» и   «-» введено в конце 15 века Видманом.

Использованная литература:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 классы, М.: Просвещение, 1982.
  2. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика».
  3. Журнал «Математика в школе».
  4. http://komkova.su/interesnoye/velikie-matematiki?start=3
  5. http://www.iq-coaching.ru/izvestnye-uchenye/matematiki/
  6. http://matemrossii.amoti.ru/


1


Вопросы к математической игре среди 8-х классов


2


1 тур. Великие имена 1 тур. Великие имена 1 тур. Великие имена 1 тур. Великие имена


3


Для обозначения арифметических действий сначала использовали слова, затем – буквы. Знаки «+», «-» и точка, как знак умножения, впервые в учебниках по арифметике в XV в., а знак деления – в Х VII в., но окончательно все эти знаки утвердились в работах выдающегося немецкого ученого в XVII в. Кто этот ученый ? Пифагор Лейбниц Архимед Гаусс


4


В книге « Метрика »(I в. до н. э.) Герона Александрийского площадь треугольника по трем сторонам определяется по формуле Герона. Кто впервые получил эту формулу ? Пифагор Архимед Герон Александрийский Фалес Милетский


5


Родиной этого ученого двадцать два столетия назад стал город Сиракузы на острове Сицилия. Он был убит римским воином в то время, когда чертил на песке геометрические фигуры, пытаясь отыскать новые их свойства. Кто этот ученый ? Пифагор Фалес Милетский Евклид Архимед


6


Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть больше шестидесяти страниц. Карл Гаусс Галуа Декарт Пьер Ферма


7


Рассказывают, что однажды фараон пожелал узнать высоту пирамиды. Но никто не смог определить ее. Этот ученый справился с поставленной задачей. Пифагор Архимед Фалес Милетский Евклид


8


Крупнейший математик 18 столетия. Родился в Швейцарии, долгие годы жил и работал в России, член Петербургской Академии наук. Лагранж Карл Гаусс Леонард Эйлер Лейбниц


9


Известно, что С. В. Ковалевская была замечательным писателем – беллетристом. Это одно из написанных ею произведений. Детские воспоминания Мои детские годы Нигилистка Моя юность


10


Какой великий русский математик не получил диплома, хотя дважды выдержал выпускные экзамены в университете ? П. Л. Чебышев М. В. Остроградский Н. И. Лобачевский М. В. Келдыш


11


Труды этого великого математика долгое время были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Его труд состоят из тринадцати книг, построенных по единой логической схеме. Пифагор Фалес Милетский Архимед Евклид


12


Человек, который хотел быть и юристом, и философом, но стал великим математиком. Он впервые ввел в математике употребление букв х, у, … латинского алфавита. Франсуа Виет Лагранж Рене Декарт Лейбниц


13


Пифагор участвовал в олимпийских играх. В каком виде спорта он участвовал ? Бег Кулачный бой Прыжки в длину Метание копья


14


Ученый, который любил делать пометки на полях читаемой книги. Однажды на полях одной из книг написал теорему и приписал : « Я нашел удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток листа не позволяет мне его здесь привести ». Пьер Ферма Леонард Эйлер Луи Лагранж Франсуа Виет


15


Кто из русских ученых – математиков утверждал, что « математика – это язык, на котором говорят все точные науки ». А. Н. Крылов Н. И. Лобачевский П. Л. Чебышев М. В. Остроградский


16



17


Гениальный ученый доказал в своих мемуарах первую в истории математики крупную теорему топологии – самой глубокой части геометрии. Архимед Пифагор Евклид Леонард Эйлер


18


Этот русский математик нашел математический способ рационального использования материи при выкройке одежды. А. Н. Крылов Е. Ф. Литвинова П. Л. Чебышев Н. И. Лобачевский


19


Этот ученый считается « королем математики ». Леонард Эйлер Гаусс Луи Лагранж Рене Декарт


20


Он ввел в Европе десятичную систему счисления. Леонардо Пизанский Луи Лагранж Леонард Эйлер Карл Гаусс


21


В какой стране впервые были открыты отрицательные и положительные числа и операции над ними. Индия Китай Франция Германия


22


2 тур. Графики и функции.


23


График функции – это множество точек координатной плоскости с координатами ( х, у, ), где х пробегает всю область определения функции, а у — соответствующее значение.


24


Промежутки знакопостоянства – промежутки, на которых все значения функции положительны либо отрицательны.


25



26


Вниз


27


У = к / х – прямая пропорциональность


28


3 тур. Веселая геометрия.


29



30


2) Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки. Окружность


31


360


32



33


27

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Игра

«Поле математических чудес»

Авторы: Афанасьева Галина Викторовна

Чернова Людмила Васильевна

г. Углегорск

2016 год

Математическая игра «Поле Чудес»

для учащихся 7-х классов.

ЦЕЛИ ИГРЫ:

Развивающие:

  • повышение мотивации обучения учащихся предмету математика;

  • развитие интереса учащихся к изучению истории математики;

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;

  • воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний

Воспитательные:

  • формирование ответственности и последовательности в выполнении своих действий;

  • формирование умения работать в группе;

  • формирование понимания значимости предмета математики в других отраслях знаний.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

      • модель круга с секторами для игры «Поле чудес»;

      • портреты великих математиков

      • чёрный ящик, две шкатулки

ПЛАН ИГРЫ:

  1. Организационный момент

Вступительное слово о значимости предмета математики

  1. Математическая игра

2.1 Задание для первой тройки игроков

2.2 Рекламная пауза. Игра со зрителями 1

2.3 Задание для второй тройки игроков

2.4 Рекламная пауза. Игра со зрителями 2

2.5 Задание для третьей тройки игроков

2.6 Рекламная пауза. Игра со зрителями 3

2.7 Финальная игра

2.8 Музыкальная пауза

    1. Суперигра для победителя

  1. Подведение итогов игры. Награждение.

I Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья – любители математики!

Сегодня мы проводим математическое соревнование «Поле Чудес»

    1. Вступительное слово о значимости предмета математики

Слово учащегося:

Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно означает «наука», «размышление». В древности, часто полученные знания, открытия старались сохранить в тайне. Например, в школе Пифагора запрещено было делиться своими знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила один из учеников, требовавший свободного обмена знаниями – Гиппас был изгнан из школы. Сторонников Гиппаса стали называть «математиками», т.е. приверженцами науки.

Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первых классов школы потому, что эта наука нужна всем, особенно сейчаскогда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.

Математика необходима в любой профессии, какую бы вы не выбрали для себя. Но, кроме того, вы могли заметить: это очень интересная и увлекательная наука. Если вы и не станете математиками, знания пригодятся и на Земле, и в космосе.

Итак, добро пожаловать в страну «История математики». Чтобы хорошо знать математику, нужно изучать историю её развития.

II. Основная часть. Математическая игра.

Правила игры.

На экране:

Числа – количество очков;

«П» — приз; «+» — очки удваиваются;«Б» — банкрот

Если одному из игроков выпадает сектор «Приз», ассистент вносит чёрный ящик, в котором может находиться приз: альбом, треугольник, транспортир, общая тетрадь, ручка, фломастер, яблоко, пачка печенья, конфета.

Ф ходе игры участник имеет возможность передать привет другу. Форма привета – песня, стихотворение, поделка. Если участник игры отгадает три буквы подряд, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок.Все участники троек и победитель получают призы.

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность отметит жюри. Для этого надо набрать как можно больше очков.

Игра первой тройки

Задание. Этот человек в 1941 г. Говорил учащимся средних школ Ленинского района Москвы: «Какую бы вы науку ни изучали, в какой бы вуз ни поступали, если хотите «оставить какой-нибудь след», то для этого везде необходимо знание математики, и поэтому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. Вдальнейшем она окажет вам огромную помощь в вашей работе». Назовите фамилию этого человека.

(КалининМ.И.)

Ассистенты открывают на табло угаданные буквы.

В это время на экране появляется портрет учёных. (Рассказ учащихся о Н.И. Лобачевском и С. Ковалевской)

Игра со зрителями

Задание 1. Некий человек нанял работника на год, обещал ему 12 рублей кафтан. Но тот, проработав семь месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтана. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан? (4 рубля 80 копеек)

Задание 2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят)

Задание 3. Дробь равна целому числу. Разные буквы обозначают разные цифры, а между ними стоят знаки умножения. Чему равна дробь? Ответ обоснуйте

(В записи выражения использованы 10 букв, что

соответствует10цифрам. Нуль может быть

только в числителе, то есть дробь равна нулю)

Задание 4. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба остались довольны?

(Один делит добычу, а второй выбирает ту часть,

которая ему больше нравится)

Игра второй тройки

Игроки занимают свои места. Выходит ученик и читает стихотворение:

Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков.

Необходимость выполнять арифметические действия (вычислять) так же, как и считать, диктуется практикой, самой жизнью. Вычислительные навыки приобретались людьми постепенно. Представьте себе: с давних времён земледельцы собирали с разных участков определённое количество зерна и засыпали в одно хранилище. Им надо было знать, сколько всего у них зерна и на сколько его хватит.

Задание. Для обозначения арифметических действий сначала использовали слова, затем – буквы. Знаки «+», « — » и точка, как знак умножения, впервые употреблены в учебниках по арифметике в XV веке, а знак деления – в XVII веке, но окончательно все эти знаки утвердились в работах выдающегося немецкого учёного в XVII веке. Назовите фамилию этого учёного

(Г. Лейбниц)

Игра со зрителями

Задание 1.

По дороге вдоль кустов шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог, что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков: сколько было петухов?

(Семь)

Задание 2. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолётах – голубые?

(В самолётах нет стоп-кранов)

Задание 3. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рожденья он справил всего 25 раз. Как это могло случиться?

(Этот человек родился 29 февраля.

День рождения у него отмечается один раз в 4 года)

Задание 4. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

(За 4 минуты)

Математический отдых

Каждой руке своё дело. Одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник. (На доске два ученика выполняют задание)

Игра третьей тройки

Труды этого математика долгое время были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более короткого пути для познания науки математики, чем изучение его трудов. На это учёный ответил, что в «математике нет царской дороги». В истории западного мира его многотомный труд после Библии издавали наибольшее количество раз. Кто это математик?

(Евклид)

Игра со зрителями

Задание 1. Как можно мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

(Надо один из пустых мешков вложить в другой,

а затем в него насыпать муку)

Задание 2. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, преодолел за один час 15 километров. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

((15км/ч)

Задание 3. У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

(50 пальцев)

Задание 4. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число, большее 2, но меньшее 3?

(Запятую)

Финальная игра

Знак равенства ввёл Английский врач Роберт Рикорд в 1557 г. В книге «Осёлок остроумия». В период IV – XI в. Знак равенства изображали в виде двух вертикальных черточек или писали словом «равняется». Знак «больше» и «меньше» введены в 1631 г. английским учёным. Кто этот учёный?

(Т. Хэрриот)

Победителю предлагается суперигра. В это время на экране появляется таблица перевода очков в призы.

Призы

Очки

1

Карандаш

менее 100

2

Ручка

100-200

3

Сладкий приз (конфеты)

200-300

4

Коробка сока

300-400

5

Тетрадь

400-500

6

Сладкий приз (шоколадка)

500-600

7

Фломастеры

600-700

8

Записная книжка

700-800

9

Альбом и фломастеры

800-900

Для зрителей музыкальная пауза

Суперигра

В какой теореме говорится о трёх тропинках, ведущих в одну сторону.

(В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является биссектрисой и высотой)

Литература:

  1. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2005

  2. Савин А. П., Станцо В.В., Котова А. Ю.

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика:– М.: АСТ, 1995

  1. Математика. Приложение к газете «1 сентября»

  2. Минковский В. Л. «За страницами учебника математики»

  3. Труднев В. П. «Считай, смекай, отгадывай»

Интернет-ресурсы

  1. http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texs&file=show&f=118

(Стихи о математиках)

  1. http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematika-nauka/002-Matematika-samaja-drevnjaja-iz-nauk-ona-byla-i-ostajotsja-neobkhodimoj.html

(Вступительное слово о математике. Математика — самая древняя из наук…)

  1. http://yandex.ru

(Стихотворение Евгения Паина «Треугольник и квадрат». Исторические данные об учёных – математиках и выдающихся людях: Калинине, Лейбнице, Евклиде, Харриоте)

Викторина «Великие математики»

Автор: Шляховая Алевтина Павловна
Должность: учитель математики

Учебное заведение: МКОУ МСШ №2
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Викторина «Великие математики»

Раздел: среднее образование

Назад

Великие математики
викторина

До н.э
.

Н.Э
1
3
2
1
2
3

КТО ЭТО?

В книге « Метрика»( I
век до н.э.) Герона
Александрийского
площадь треугольника
по трём сторонам
определяется по
формуле Герона Кто
впервые получил эту
формулу?

ответ

АРХИМЕД

Древнегреческий
учёный- математик.
Заложил основы
механики,
гидростатики. Развил
методы нахождения
площадей
поверхностей и
объёмов фигур и тел
Впервые использовал
формулу Герона.

287-212г.г.до н.э
.

Кто это?

Этот учёный –
математик участвовал
в олимпийских играх В
каком виде спорта он
выступал?

ответ.

Пифагор

Древнегреческий
философ, математик и
мистик, создатель
религиозно-
философской школы
пифагорийцев. Он был
первым олимпийским
чемпионом по
кулачному
( рукопашному)бою

570 — 490 г. г. до н.э.

Кто это?
гг.

ответ

Древнегреческий
математик,
автор первых дошедших
до нас
теоретических трактатов
по математике. Его труды
долгое время были почти
единственным
руководством по одному
из разделов математики

Эвклид
гг.

365-300г.г. до н. э
.

Древнегреческий
математик,
автор первых дошедших
до нас
теоретических трактатов
по математике, основал
математическую школу и
написал большой труд по
геометрии под
названием « Начала»

Кто это?

Назовите фамилию
русского учёного,
которому
принадлежат слова
«Математику ужо
затем изучать надо,
что она ум в порядок
приводит»

ответ

Михаил Ломоносов

Великий русский
учёный математик,
химик, поэт. Создал
первый русский
университет

1711-1765гг.

Кто это?

Кто из русских учёных
-математиков написал,
что « математика- это
язык, на котором
говорят все точные
науки»?
Ответ

Николай Лобачевский

Один из создателей
неевклидовой
геометрии. В своих
трудах он слитно
изложил планиметрию
и стереометрию.
1792-1856

Кто это?

Человек, который
хотел быть юристом и
философом, но стал
великим
математиком. Он
впервые ввёл в
математике
употребление букв
«х», «у»… латинского
алфавита

ответ

Рене Декарт

Французский математик,
философ, физик и
физиолог, создатель
аналитической геометрии
и современной
алгебраической
символики Первым ввёл
понятие переменной и
функции, предложил
систему координат и
способы записи
математических формул

1596-1650

В раздел образования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Посудомоечная машина bosch skt 3002 инструкция по эксплуатации
  • Руководство по устранению проблем подключения к интернету
  • Посудомоечная машина bomann инструкция по применению
  • Должностная инструкция санитарки палатной гинекологического отделения
  • Инструкция по обращению с отходами в образовательном учреждении