Творческая направленность руководства педагога подвижными играми

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н.К.Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Иоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хёйзинга называет современного человека «гомо луденс» — «человек играющий».

 Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

 Глубокий смысл подвижной игры — в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только культурная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причем

культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие. Подвижная игра является важным воспитательным институтом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Она развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю.В.Бромлей, Ю.Г.Полольный, М.Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя.

 Мир подвижной игры — это, кроме всего прочего, своеобразный музей истории культуры. Например, жителю нашей страны по собственному детству знакома игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Дети из рук в руки передают предмет, символически обозначающий огонь. Сколько лет этой игре? Она вполне могла возникнуть и в палеолите.

 Поскольку игра служит носителем социального аспекта — традиций, культуры, то она является важнейшей формой преемственности между поколениями.

 Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребенка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.

 Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.

 В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют исключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность детей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции. Совершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огромные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, К.Ринцлер).

 Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных игpax является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

 Игровая деятельность ребенка имеет два источника — объективный и субъективный: 1) объективно игра моделирует жизненную ситуацию; 2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства.

 Человек, как и всякое живое существо, с самого рождения обладает рефлексами голода и подражания. Однако ребенок, в отличие от своих животных предков, наполняется социальным содержанием и приобретает социальную значимость. В ней он реализует воображаемую свободу, и поэтому игра как условие социальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее.

 Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.

 У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т.д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.     *

 Воспитательное значение подражания отмечала Н. К. Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения делаются центром внимания» [53, с.72]. Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр де-Тей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году ^зни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает Интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности

дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

 Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.

 Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.

 Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих, являются «законом» для них.

 Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность.

 Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию игровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль.

 Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть сухим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; будить мысль и чувства.

 Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при

обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

 По нашему мнению, использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. Важно, чтобы дети в игре стремились к наслаждению физическими упражнениями, которые способны дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр, таких, как «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и во многих других. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в таких играх.

 При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к составлению вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.

 Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

 Придумывание новых игр дается не всем детям. По нашему мнению, причинами этого,являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству.

 Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

 По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал Ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру. А. С. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамотности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

 В игре красота движущегося человеческого тела должна достигнуть кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ребенка насыщены ритмом и гармонией — благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему.

 Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов может быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение пластичности, красоты, грациозности движения, улучшения координации и сноровки физического совершенства.

 Подвижная игра формирует духовное богатство личности, культуру чувств, широту интересов. «Стремление к совершенству формы — биологическое стремление, — писал А.М.Горький, — в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, легкость и ловкость движений. Это стремление к физической культуре тела особенно ярко воплощено было древними греками в непревзойденных образцах их скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения радостей жизни; людям, работающим над изменением вещества, материи и условий жизни, доступна величайшая из радостей — радость творцов нового, необыкновенного».

 Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. «Долгое, очень долгое расставание с игрой у нормального человека… — пишет В.Белов. — Только сломленный, закостеневший, не во время постаревший, злой или совсем утративший искру Божию человек теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении».

 Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимого в будущей жизни.

 Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

 При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

 В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

 Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

 Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.

 Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей; создает варианты игры для использования при повторении. В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т.п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в различной игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных действий.

 Приведем примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Мыши в кладовой», когда все дети приготовились послушать, как они будут играть, из-за двери вдруг раздается мяуканье (это няня помогает воспитателю). «Кто-то мяукает за дверью, — говорит воспитатель, — вы тихонько посидите, а я посмотрю, кто там». Он подходит к двери, открывает ее и ласково говорит: «Это кисонька пришла к нам в гости». Он вносит игрушку-кошку и обращается к детям: «Посмотрите, детки, какая красивая кошечка. Поздоровайтесь с ней!». Затем воспитатель предлагает детям погладить кошечку, рассмотреть, какие у нее красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая, шелковая шерстка. «Кошечка пришла с нами поиграть». Воспитатель сажает игрушку к себе на колени и обращается к детям:

 «Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть… В большой кладовой, где хранились сыр, крупа, горох, сладкие сухарики, появились мыши. Они прибегали из своих норок и грызли все, что было вкусно. Тогда в кладовую посадили кошку, и она приготовилась ловить мышей: прислушивалась и смотрела, когда они появятся.’А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежались в разные стороны и стали грызть — кто сыр, кто крупу, а кто сухарик. Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки… Вы все будете маленькие мышки, а ваши норки будут за стульчиками. А кошка будет сидеть вот здесь, в кладовой у двери. Игра начинается».

 Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя интонацию в соответствии с сюжетом, направляет деятельность детей-Бывает, что первоначально педагог выполняет ведущую роль и в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и воробушек, и автомобиль и т.д. Практика показала, что дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.

В процессе игры очень важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми, время от времени поощрять детей: «Хорошо клюет зернышки воробушек Ира» или: «Какая ловкая мышка Настенька, нашла сухарик и грызет его». В ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, то он старается так их подать, чтобы не нарушался игровой сюжет, образ. Замешкавшемуся или расшалившемуся ребенку воспитатель говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Наташа и мышонок Сережа не успеют убежать. Кошка проснулась, торопитесь!»

 Руководя игровой деятельностью ребенка, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Заканчивая игру, воспитатель, естественно, выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошечкой, ей у нас понравилось, и она поживет у нас в игровом уголке. Мы с ней еще поиграем». Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного ее завершения и вместе с тем для создания у детей уверенности в возможности последующих игровых действий с игрушкой.

 При повторении игры «Мышки в кладовой» воспитатель использует разные варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели, расположенные в разных участках игровой площадки, подлезают под натянутый шнур.

 Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.

 Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Гимнастика для дошкольников

Гимнастика –
система специально подобранных физических
упражнений и научно разработанных
методических положений, направленных
на решение задач всестороннего физического
развития и оздоровления ребенка.

Она предполагает
оздоровление и всестороннюю физическую
подготовленность ребенка к разнообразной
деятельности, формирование физического
совершенства.

Гимнастика
способствует воспитанию жизненно важных
двигательных навыков, а также придает
движениям красоту, грациозность,
точность. Она обеспечивает развитие и
психофизических качеств: ловкости,
быстроты, силы, гибкости, выносливости;
формирует волю, характер, дисциплинированность,
развивает память, мышление. Специфической
задачей гимнастики является формирование
правильной осанки, коррекция различных
деформаций тела, воспитание умения
владеть им.

Начиная
с младенческого периода, гимнастика
применяется во всех возрастных группах.
Она
является важнейшим средством физического
воспитания ребенка с первых дней его
жизни.

Важную роль в
организации гимнастических упражнений
играет обучение, в процессе которого
воспитывается умение оценить свои
двигательные возможности, усвоить общие
закономерности двигательной деятельности.
Осуществлению этой задачи способствует
распределение учебных заданий, применение
анализа и синтеза движений, изучение
разнообразных физических упражнений
и творческое их использование.

Таким образом,
гимнастика способствует повышению
общей физической подготовленности
ребенка и помогает успешнее решать
задачи физического воспитания.

Тема 6 Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Подвижные
игры как важнейшее средство всестороннего
развития личности ребенка (наличие
возможности комплексного использования
различных приемов, методов, направленных
на формирование личности ребенка).

Подвижная
игра – как сложная эмоциональная
деятельность детей, основанная на
движении и наличии правил, направленная
на решение двигательной задачи.
Характерная особенность – комплексность
воздействия на личность ребенка
(физическое,
умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое
воспитание). В процессе игры происходит
не только упражнение в уже имеющихся
навыках, их закрепление и совершенствование,
но и формирование новых психических
процессов, новых качеств личности
ребенка.

Оздоровительное
воздействие подвижных игр на организм
ребенка. Значение
активной двигательной деятельности
игрового характера для физического
состояния и работоспособности детского
организма.

Подвижная
игра – как активные творческие
двигательные действия, мотивированные
ее сюжетом, частично ограниченные
правилами, направленными на преодоление
различных трудностей на пути к достижению
к поставленной цели.

Компоненты
подвижной игры. Содержание подвижной
игры: сюжет (тема, идея), правила и
двигательные действия. Характеристика
компонентов подвижной игры. Сюжет игры
определяет цель действий играющих,
характер развития игрового конфликта.
Он заимствуется из окружающей
действительности и образно отражает
ее действия (например, охотничьи,
трудовые, военные, бытовые) или создаются
специально, исходя из задач физического
воспитания, в виде схемы противоборства
при различных взаимодействиях играющих.
Сюжет игры не только оживляет целостные
действия играющих, но и придает отдельным
приемам техники и элементам тактики
целеустремленность. Эти действия
частично ограничиваются правилами
(общепринятыми, установленными
руководителем или играющими), направленными
на преодоление различных трудностей
на пути к достижению поставленной цели.
Классификация подвижных игр.

Особенности
игровой деятельности дошкольников.
Особенности
игровой деятельности младших дошкольников
(отображение реальной действительности).
Подражательность и имитации – основа
протекания игровой деятельности детей
данного возрастного периода.

Особенности
игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста (направленность
на результат подвижной игры). Участие
в подвижной игре – реализация стремлений
ребенка (выразить свои чувства, желания,
осуществить задуманное, творчески
отобразить в воображении и поведении
накопленный двигательный и социальный
опыт).

Подражательность
и имитации – основа протекания игровой
деятельности детей данного возрастного
периода.

Особенности
игровой деятельности детей старшего
дошкольного возраста (наличие нравственного
подражания, направленность игр на
воспитание доброжелательности, стремления
к взаимопомощи, организованности,
инициативы). Участие в подвижной игре
– реализация стремлений ребенка к
индивидуальному и коллективному
творчеству (придумыванию комбинаций
движений, имитации движений транспорта
и животных).

В
становление и развитие теории подвижных
игр большую роль сыграли работы
отечественных ученых. П.Ф. Лесгафт о
научно обоснованном физическом воспитании
«Гармоничное развитие возможно только
при научно обоснованной системе
физического образования и воспитания,
в которой превалирует принцип осознанности.
Осознанность движений обеспечивает
возможность, рационально и экономично
пользоваться ими, выполнять их с меньшей
затратой сил и с наибольшим эффектом,
а также способствовать духовному
развитию человека. Свободу действий
дошкольник реализует в подвижных играх,
которые являются ведущим методом
формирования физической подготовленности».

П.Ф.
Лесгафт, о подвижной игре – как упражнении,
посредством которого ребенок готовится
к жизни.

Вклад
русских педагогов и психологов в создание
теории игры. Вопросы теории и методики
разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А.
Леонтьевым, Н.Н Поддъяковым и др.

Работы
А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной,
П.А. Тимофеевой, М.В. Потехиной касались
разработки вопросов отбора содержания
игр, их организации и методики.

П.Ф.
Лесгафт отмечал значение подвижной
игры в развитии личности ребенка (в
игровой самостоятельной деятельности
развивается инициатива, воспитываются
физические и нравственные качества
ребенка). Он указывал на наличие в
подвижной игре определенной цели. Форма
игры должна отвечать цели. Действия в
игре должны соответствовать умениям
ребенка управлять собой и вызывать
чувство удовлетворения.

П.Ф. Лесгафт
рекомендовал постепенно усложнять
содержание подвижной игры. Для этого
создаются новые упражнения, условия,
вводятся варианты игр. Использование
разнообразных игровых вариантов
позволяет расширять знакомые ребенку
действия готовиться к более повышенным
требованиям, способствует сохранению
у него интереса к игре. При этом он
значительное внимание отводит соблюдению
правил игры, которому играющие подчиняются
сознательно и охотно, развивая у ребенка
честность, справедливость, выдержку,
самообладание, чувство товарищества.

По утверждению
П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение
подвижных игр развивает у ребенка умение
управлять своими движениями, дисциплинирует
его.

Значительную роль
в результативности игры Е.А. Аркин
отводил педагогу, его искусству
заинтересовать ребенка, правильно
объяснить игру, распределить роли,
подвести итог, при необходимости педагог
успешно может подключиться к игре.

Вопросы
методики организации и проведения
подвижных игр нашли свое отражение в
работах ученых: В.В. Гориневекого, Н.А.
Метлон. А.В. Кенеман, М.М. Конторович,
Т.И. Осокиной, Е.Д. Тимофеевой и др.

Методика руководства
подвижными играми: подбор и планирование
подвижных игр, методика ознакомления
детей с новой игрой, её организация;
организация знакомой игры.

Проведение
подвижной игры – комплексное использование
разнообразных приемов, направленных
на формирование личности ребенка, умелое
педагогическое руководство ею.

Значение
профессиональной подготовки педагога,
педагогической наблюдательности. Учет
индивидуальных особенностей каждого
ребенка – условие успешного проведения
игр. Подбор и планирование подвижных
игр. Задачи и содержание предварительной
работы (чтение художественных произведений,
организация наблюдения за природой,
поведением животных, деятельностью
людей различных профессий пожарными,
водителями, спортсменами, просмотр
кино- и диафильмов, проведение беседы).

Подготовка
атрибутов. Методы и приемы организации
детей на игру. Создание интереса к игре.
Объяснение сюжетной подвижной игры.
Методы и приемы распределения ролей.
Особенности руководства игрой. Подведение
итогов подвижной игры.

Особенности
организации и руководство подвижными
играми детей старшего дошкольного
возраста. Развитие физических качеств
и формирование двигательных навыков
детей в подвижных играх. Развитие
самостоятельности. Развитие творческой
активности детей.

Показатели
творчества детей в игре (быстрота
реакции, умение войти в роль, передавать
свое понимание образа, самостоятельность
в решение двигательной задачи в связи
с изменением игровой ситуации, способность
к комбинации движений, придумывании
вариантов игр, их усложнению).

Требования
к организации и проведению подвижных
игр (эмоционально-образная
методика руководства воспитателя,
систематическое повторение подвижных
игр, вариативность подвижных игр
(видоизменение содержания и усложнение
двигательных заданий))

Подвижная
игра – как средство пополнения ребёнком
знаний и представлений об окружающем
мире, развития мышления, смекалки,
ловкости, сноровки, ценных морально
волевых качеств.

Творческая
направленность руководства педагога
подвижными играми.

Обеспечение
двигательной активности ребенка –
условие развития творчества дошкольников.

Лысова
В.Я., Яковлева Т.С. и ряд других авторов
отмечают, что: «Двигаясь, ребенок
познает окружающий мир, учится любить
его и целенаправленно действовать в
нем, совершенствует опыт организации
игр, поскольку игра для дошкольника —
это не просто воспоминание о каких-то
действиях, сюжетах, а творческая
переработка имевших место впечатлений,
комбинирование их и построение новой
действительности, отвечающей запросам
и впечатлениям ребенка».

Шебеко
В.Н. утверждает: «разнообразные формы
творческой активности дошкольника
могут иметь место как в повседневной
жизни, в процессе самостоятельного
создания вариантов движения, так на
физкультурных игровых занятиях, в
которых двигательное творчество –
задача специального обучения.

В
игровом занятии дошкольники получают
возможность относиться к движению как
к предмету игрового экспериментирования.
Они не только передают знакомый образ
в движении, но и учатся создавать новое
движение, изменять и преобразовывать
структуру. Этому способствует творческие
композиции, широко используемые в
игровом занятии: посредством движений
и поз дети отгадывают двигательные
загадки; показывают действия, изображенные
на картинке, «оживляют» их; знакомое
упражнение «обновляют» новыми структурными
частями и т.п. В процессе двигательного
творчества ребенок получает возможность
личностного самовыражения»

Творчество
в движении – одно из условий личностного
самовыражения, самосовершенствования,
проявления ребенком своей внутренней
сущности и индивидуальности.

Постепенное
усложнение подвижных игр, варьирование
с учетом возрастающей сознательности
детей, накопленного ими двигательного
опыта, необходимости подготовки детей
к школе – основные методические
требования к организации проведению
подвижных, направленных на развитие
творчества дошкольников.

Методика
проведения и организации подвижных
игр, направленных на развитие творчества
детей дошкольного возраста.

Характеристика
различных подходов к развитию творчества
детей в подвижных играх. Развитие
двигательного воображения (Кудрявцев
В.Т. и Егоров Б.Б.)

Условия
для развития творчества детей в подвижных
играх:


создание условий для отображения знаний
ребенка в подвижных играх;


направленность игры на совершенствование
движений ребенка;


использование различных вариантов
проведения игры (изменение места
водящего, играющих детей на площадке
(в центре зала, сбоку); изменение исходного
положения водящего (стоя, сидя на стуле,
на корточках, спиной, сгруппировавшись);
изменение количества участников в
группе; изменение количества ловишек
в игре; создание различных препятствий
(скакалки, дуги, мячи); загадывание
загадок, а дети, отгадав их, передают в
движении характер образа; использование
музыки; изменение атрибутов, их размеров,
расположения; изменение звуковых
сигналов, их дифференциация; использование
цветовых ориентиров для разных групп
детей; использование дополнительной
наглядности (карточки, знаки);


увеличение дозировки или расстояния;
усложнение двигательного содержания;
проведение игры в новых условиях;
изменение формы построения.

Основные
принципы отбора подвижных игр развивающих
творчество детей (наличие ситуации
разрыва двигательной деятельности
детей, которая нарушает ее привычное
течение; сюжет игры должен способствовать
отображению имеющейся у ребенка
информации о мире; использование
различных вариантов проведения игр).

Таким
образом, для развития детского творчества
в подвижных играх необходимо предлагать
различные варианты решения двигательной
задачи, а также создавать условия для
творческого самовыражения ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

                                                                                       
                           Садыгова Э.Э., воспитатель

                                                                                               ОДОД
ГБОУ СОШ№4 Кусто «Калипсо»

                                                                                                                       
          г. Санкт-Петербург

Подвижные
игры, развивающие творческую активность

Ребенку свойственно неутомимое желание
играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К.
Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры составляют
обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Ф.
Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова Человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк
культуры Й. Хейзинга называет современного человека «гомолуденс» – «человек
играющий».

Через всю человеческую жизнь проходит
игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки до более поздних игр в
мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который преодолело человечество от
первобытного состояния до современного. Это положение дает основание
рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

Подвижная игра является важным
воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и умственные
способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения, сведения о
коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и
воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают
внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире чем речь (Ю.
В. Бромлей, Ю. Г. Подольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста,
принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда
находят общий язык в игре.

Подвижные игры – одно из условий развития
культуры ребенка. В игре малыш, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир.
Наряду с развитием движений игра развивает интеллект, будит фантазию,
воображение, формирует социальную направленность.

В социальном воспитании ребенка подвижные
игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают
индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, в основе которой обычно
лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям
традиции.

Отмечая разнообразное содержание детских
игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных
играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку.
Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два
источника – объективный и субъективный:

• объективно игра моделирует жизненную
ситуацию;

• субъективно для ребенка она полна
реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя
свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает
ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке
чувство свободы, независимости: он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это
основа человеческого достоинства.

Начальным этапом формирования творческой
деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей
младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит.
Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а
изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение,
они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как
«бабочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению предметов
объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер.
Ребенка интересует такое игровое действие, в котором он вживается в образ. В
этот момент активно формируются сопереживание, соучастие, сопричастность к
игровым событиям.

На пятом году жизни меняется характер
игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры.
В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания,
осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении
накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация
продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто
недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие
окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские
переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека,
хотя часто и остаются в области подсознания. Человек может забыть о них, но
они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.

Являясь следствием естественной
потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку
возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой –
развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерны большой
эмоциональный подъем и наличие правил, обязательных для всех играющих и
являющихся законом.

Таким образом, в каждой подвижной игре
творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального
педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно
всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически
продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую
деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика
руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога,
направляющего и формирующего творческую деятельность детей.

Важная роль в подготовке и проведении игры
принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым
содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает
силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры
должно быть не сухим, ситуативным, а образным, лаконичным, максимально
вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; пробуждающим мысль и
чувства.

Большинство подвижных игр включает
множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса
двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим
упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет
использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества
при составлении комбинаций физических упражнений.

Использование разнообразных комбинаций
движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность
детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве
средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к
активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия.
Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр
(«Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем
больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при
обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения,
движения придумывают ребята в таких играх.

При ведущей роли воспитателя дети
привлекаются к созданию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные
варианты придумывают ребята в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки»,
«Пожарные на учении» и др.

Следующим чрезвычайно важным этапом
развития детского творчества является умение ребенка самостоятельно
организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем детского творчества является
придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных
произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном
руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться
значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр,
проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

Придумывание новых игр дается не всем
ребятам. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень
двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического
процесса, не всегда достаточно активно побуждающего детей к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра,
радости, веселья в игре, но это не означает, что в проведении игры не должно
быть строгости, требовательности. Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть в
игре его интеллектуальные и физические способности.

По своей природе каждая подвижная игра
является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой
деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка.
Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально
активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой
деятельности вдумчиво и творчески.

При проведении подвижных игр создаются
широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры
никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива
проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у
двухлетних и в более развитой – у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких
детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления об окружающем их
мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Подвижные игры, развивающие творческую активность
детей.

                                       
«Волшебник»

Играющие выбирают волшебника. Он встаёт в
стороне и ждёт, когда участники договорятся, что будут делать. Например,
собирать ягоды, купаться в реке и т.п. Договорившись дети подходят к волшебнику
и говорят: «Добрый день, Волшебник!» Волшебник отвечает: «Добрый день, милые
детки! Где вы были7» Дети отвечают: «В лесу» — начинают показывать движения, о
которых договорились. Волшебник отгадывает действия.

                                              «Что
делаешь?»

   Дети выбирают «хозяйку дома» и, встав в
круг, чертят вокруг себя маленькие кружочки – домики. «Хозяйка» обходит
играющих и каждому поручает работу. Например, рубить дрова, косить сено,
стирать бельё, печь  пироги  и т. п. Дети имитируют эти движения «хозяйка»
становится в центр круга и говорит «А сейчас будем все вместе забивать
гвозди!»  Дети выполняют задания «хозяйки». Неожиданно  она показывает рукой на
кого – либо из детей и спрашивает «Что делаешь?». Ребёнок должен назвать и показать
работу, которую ему поручили выполнять в начале игры. После этого «хозяйка»
даёт новые задания. Игровое действие повторяется.

                                        
«Фигуры»     

   Игроки выбирают водящего и разбегаются
по залу. По сигналу останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена,
работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и
выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети принявшие самые трудные позы.

                                «Упрямые  
обезьянки»   

Воспитатель показывает отдельные движения
или жесты, а дети изображают непослушных обезьянок и выполняют движения
противоположного характера. Например, воспитатель поднимает правую руку – дети
левую и т.п.

                                  Выставка
картин   

Воспитатель выбирает трёх «посетителей» 
выставки, остальные дети – «картинки». По сигналу «Подготовить выставку!» дети
начинают советоваться, какие картинки будут изображать (лыжника, конькобежца,
пловца, конника, вратаря и т.п.) Картину можно изображать вдвоём  или группой:
елочка – под ней зайчик, сказка «Репка» и т.п. Через несколько секунд
воспитатель объявляет: «Открыть выставку!» Дети принимают задуманные позы.
«Посетители» осматривают «выставку», угадывают, что изображено на «картинках» и
отмечают наиболее удачные.    По сигналу «Выставка закрыта» дети принимают
свободные позы.

                                       
«Ровным кругом»

Дети образуют круг, внутри которого
находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети проговаривают:

Ровным кругом, друг за другом.

Эй, ребята не зевать!

Все, что (имя) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Ведущий показывает какое – либо движение,
дети должны в точности повторить его. После назначается новый водящий и игра
повторяется.

                                       «Три
движения»

Инструктор показывает три движения и
просит детей запомнить их. Дети повторяют движения в той же последовательности.
Затем начинается игра: инструктор показывает одно движение, а называет номер
другого. Дети должны выполнить движение, которое назвал, а не показал
инструктор.

                                    
«Воздух, вода, земля, ветер»

Дети  образуют круг с водящим в центре.
Подойдя к кому – либо из детей, водящий говорит «воздух», «вода», «земля» или
«ветер» и считает до пяти. За это время в зависимости от слова, которое ему
задано, ребёнок должен придумать и показать птицу, рыбу, зверя или кружиться на
месте (ветер).

Кто не успел выполнить задание, выбывает
из игры.

                                           
«Повтори – ка»

Один из играющих показывает движение
какого – либо зверя, например зайчика. Каждый следующий игрок, выполнив
движение показанное ранее животного, прибавляет от себя ещё одно, новое.
Побеждает тот, кто лучше запомнит движения и не повториться, добавляя новое.

                                        
«Тень»

Дети стоят парами – один впереди, другой
на шаг сзади. Первый ребёнок выполняет разные движения, другой копирует его.

                                    
«Путаница»

Дети делятся на две группы. Одни –
надевают маски (зайчик, кошка, лиса, петух и т.д.) и заранее договариваются, 
кого они будут изображать. Например, кошка изображает зайчика, лиса – петуха и
т.д. Другие дети внимательно наблюдают и говорят, кто из детей ошибается.

                                  «Карлики
и великаны»

Игроки строятся в одну шеренгу (или в
круг). По команде «великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, по
команде «карлики» приседают, кладут руки на пол. Тот, кто ошибся, делает шаг
вперёд. После 6-8 команд, подводятся итоги.

Усложнение: инструктор подаёт команду
«карлики», а сам поднимается на носки; по команде «великаны» — приседает. Дети
должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

                                   «У кого
длинный  хвост»

Дети образуют круг. Инструктор называет
разных животных. Если  у животного длинный хвост (лошадь, осёл, белка, тигр)
дети должны поднять правую руку и помахать ею, если хвоста нет (лягушка,
горилла) или он короткий (заяц, овца, медведь, свинья), остаться неподвижными. 
Инструктор поднимает руку во всех случаях. За ошибку начисляется штрафное очко.
Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

                                       
«Овощи и фрукты»

Вариант 1. Дети строятся в шеренгу по
одному. Инструктор называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, дети
должны быстро присесть, если фрукт – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делает
шаг вперёд. Побеждает игрок, сделавший меньше ошибок.

Вариант 2. Дети делятся на две команды и
встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3м. Если назван фрукт –
руки поднимают игроки, стоящие от инструктора справа, если овощ – игроки слева.
За каждую ошибку, допущенную игроком, команда получает штрафное очко. Побеждает
команда, получившая меньше штрафных очков.

                                    
«Запрещённое движение»

Перед игрой участники договариваются об
одном или двух  движениях, которые нельзя выполнять. Хотя инструктор может их
показывать (например, руки на пояс, упор – присев и т.п.). Инструктор
демонстрирует детям ряд простых общеразвивающих упражнений, дети повторяют
движения. Сделавший запрещенное движение выбывает из игры.

                                           
«Опасная зона»

 Перед игрой участники договариваются о
положении, которое будет сигналом об «опасной зоне» (например, руки в стороны).
Инструктор проводит комплекс упражнений в разомкнутом строю в колонне по четыре
или по три. Каждая колонна – отдельная команда. Если при показе упражнения
инструктор дал сигнал об «опасной зоне», игроки принимают положение упор –
присева или другое заранее оговоренное движение. Команда, сделавшая это первой,
получает одно очко. После проведения комплекса упражнений объявляют команду
победительницу.

                               «Обманные
движения»

Дети должны реагировать только на
словесные команды, не обращая  внимание на отвлекающие действия инструктора.
Например, произнося команду «Руки вперёд», инструктор поднимает руки вверх.
Дети должны выполнять задание «руки вперёд».

Реально-условная ситуация сюжетных игр
помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш
испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как
птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры
слышатся смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается
простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в
игровой образ.

Творческая направленность игровой
деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется
продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Его задача
состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей эмоционально положительное
отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания
и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного
проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее
содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Учитывая особенности
детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с ребятами,
содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при
восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые
приемы, включающие сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в
процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ
сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуации, характеристику и действия
игровых персонажей; создает вариант игры для использования при повторении. В
вариантах игры, сохраняя основной сюжет игры, педагог вводит новых персонажей,
действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты:
«Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т. п.). Указанные приемы
содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря
некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения,
ориентировку в игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных
действий.

Необходимо приучать детей выполнять
правила игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы
правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят
различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он,
естественно, подчиняется правилам.

Итак, в развитии творческой активности
детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства
воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на
воображение, педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую
деятельность каждого ребенка.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зитролид форте инструкция по применению цена отзывы
  • Витамины тетравит для животных инструкция по применению
  • Посудомоечная машина икеа renlig dw45 инструкция
  • Магнерот инструкция по применению цена отзывы для чего таблетки взрослым
  • Midi guitar 2 инструкция по применению на русском