Тьюторство или классное руководство

О классном руководстве знают все, а тьютор пока для большинства «темная лошадка». В чем заключается деятельность тьютора, и чем это отличается от должности классного руководителя? Разбираем в вопросах и ответах.

деятельность тьютора

Тьютор VS классный руководитель: какая работа подойдет вам?

Все чаще и чаще учителя отказываются брать классное руководство. Почему? Мнение коллеги, отказавшейся от класса в середине учебного года: «Работа неблагодарная, платят мало, а нервы треплют все».

С точки зрения моего опыта, причины две: 

  1. Учитель смешивает личные эмоции (обиды, раздражительность, неудовлетворенность) с рабочими моментами школьной жизни. 
  2. Учитель не умеет быть руководителем. Да, именно руководителем в коллективе из 30 человек. 

Вот тут возникает идея: может быть учителю гораздо комфортнее работать тьютором? Такая должность введена в школы только в ограниченном количестве регионов, но потребность ощущается везде. Давайте разберемся, что же вам больше по душе: классное руководство или тьюторство? 

Индивидуальность или массовость? 

Я классный руководитель в двух классах: в 5-ом и в 11-ом. В фокусе внимания два класса, а это 58 человек. Продумывая мероприятия, образовательные активности, целенаправленно акцент делаю именно на массовость. Как построить, распределить роли, выбрать формат, придумать антураж, костюмы, место проведения и многое другое.

При этом я выступаю в роли организатора или топ-менеджера высшего звена. Кому-то из педагогов такая роль дается тяжело в силу психологических и личностных особенностей.  

«Самое трудное для меня, как классного руководителя, придумывать праздники, выступления класса, выступать режиссером. Зато легко организую работу с небольшой группой ребят, могу подготовить индивидуальное выступление», — Ольга, классный руководитель.

Тьютор в школе сопровождает отдельного ребенка, если он имеет особые образовательные потребности. Например, он должен во время урока привлечь внимание ребенка, например, жестом, направить на задание, включить в процесс, убрать мешающие предметы, помогать взаимодействовать со сверстниками. И это индивидуальная работа. 

Тьютора для дистанционного обучения родители нанимают, если хотят перейти на обучения в онлайн-школу. И тогда обязанность тьютора состоит в том, чтобы научить ребенка учиться: понимать задания и их важность, организовывать свой день. 

Есть школы где тьюторы помогают ученикам 10-11 классов с выбором дальнейшей профессии. Например, в школе Волгоградской области реализуется такой проект: один тьютор сопровождает учеников на протяжении двух лет. Его задача — выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с возможностями, способностями и ресурсами школьника. 

«В старших классах нашей школы ученики разделены по профилям (естественно-научный, филологический, экономический и т. д.), у каждого свой тьютор. Этот педагог ведет как групповую работу (проводит групповые тьюториалы, занимается внеурочной деятельностью), так и индивидуальную (личные беседы ежеквартально и по запросу ученика)»,Екатерина, тьютор. 

Следить за успехами или формировать индивидуальный образовательный маршрут? 

Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости, информировать родителей об успеваемости, быть посредником между ними и учителями – предметниками. 

«Самое большое количество времени у меня забирают рутинные дела по классному руководству: каждый день отметить посещения, заказать обед в столовой, выставить оценки в дневники, заполнить странички классного журнала. Разговоры с родителями ограничила по времени до 20 часов, но все равно звонят и в выходные и вечером», — Людмила, классный руководитель.

Тьюторы индивидуально работают с учениками, содействуют в организации учебно-воспитательного процесса, помогают детям выявлять и развивать их интересы. Основная обязанность – составить индивидуальный образовательный маршрут и помогать ученику двигаться в соответствии с ним. Трудности в обучении, выборе профессии, самоопределении – ключевые сферы деятельности тьютора.

Классный час или тьюторский час? 

Традиционной формой воспитательной работы в школе служит классный час. Сейчас по всей стране по понедельникам проходят «Разговоры о важном». Тематика определяется общая, есть поддержка в виде видеофильмов, презентаций, но в любом случае приходится продумывать рабочие листы или формы рефлексии. Кроме этого есть классные часы по плану воспитательной работы по направлениям, которые тоже необходимо провести и найти для них время. 

Тьюторский час предполагает более камерный характер встреч с воспитанниками (индивидуальный или групповой), где на первый план выходит рефлексивные моменты, планирование образовательных событий, подготовка материалов для самостоятельной образовательной деятельности.  

Документооборот или результаты работы? 

Одна из причин, которую называют учителя при отказе от классного руководства — огромный объем составляемых ими документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде.

В первую очередь, это классный журнал. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе.

Педагог должен:

  • контролировать ведение детьми дневников,
  • вести планы воспитательной работы класса,
  • заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска, отчеты по всевозможным мониторингам, ведомости оценок, отчеты по успеваемости.

По своевременности и качеству исполнения документов заместитель директора судит о степени выполнения должностных обязанностей, но можно ли так реально оценить эффективность классного руководителя? 

В тьюторстве документация вариативна, зависит от конкретного учебного заведения. В качестве оценки работы тьютора предлагают

  • использовать карту анализа деятельности наставника,
  • изучить продукты работы специалиста (отчет тьютора в школе, индивидуальные учебные планы, портфолио) и результаты деятельности подопечных (проекты, исследования) для оценки эффективности его труда.  

«Я заполняю специальную таблицу, в которой есть вся информация об ученике (например, карта вузов с желаемыми направлениями, предметами и баллами, результаты пробных экзаменов и т.д.), также кратко прописываю результаты личных бесед с учеником»Екатерина, тьютор

Потребность школы в классных руководителях и тьюторах 

Сколько школе нужно классных руководителей? Вопрос риторический – столько же, сколько и классов! 

А сколько тьюторов нужно в школе? Существуют различные модели. Допустим, в частных школах, где 7-8 человек в классе, может быть один тьютор, работающий с этой группой детей. 

«В школе количество тьюторов соответствует количеству профилей, на одного педагога приходится 4-8 учеников. Не все тьюторы — учителя-предметники своего профиля, но их подавляющее большинство», — Екатерина, тьютор

Входит ли в деятельность тьютора посещение уроков? А классного руководителя?

Присутствие классного руководителя на уроке другого учителя – предметника может быть по причине изучения классного коллектива, особенно в первый этап знакомства с классом. А вторая причина печальная, когда учитель не может справиться с вашим классом и просит содействия. 

Для тьютора посещение урока — это повседневная норма, если он работает с ребенком, например, с расстройствами аутистического спектра. Конечно, для массовой школы это непривычно — присутствие на уроке еще одного взрослого человека. Возникают проблемы выстраивания взаимоотношений тьютора и учителя, умения работать в команде. 

Классный руководитель или тьютор?

В работе любого классного руководителя должна присутствовать тьюторская функция: направлять, поддерживать детей, выстраивать траекторию развития ребенка, создавать ситуации успеха. В свою очередь, тьютор также несет ответственность за своего ученика и становится ему опорой в трудных ситуациях.

Слепко З.И.- методист, учитель МХК

ГБОУ «Школа № 538 имени С.В. Гришина»

Тьютор или
классный руководитель?

       Радость или
слезы в глазах, благодарный взгляд или презрение ученика, обращенные к учителю,
— это объективность и оценка его труда.

       Профессия
учителя предполагает высокое чувство долга и ответственности. Постоянный поиск
решения педагогических задач в предлагаемых и всегда новых условиях — дело
трудное. Каждый ребенок нуждается во внимании, защите и любви.

       Учитель и
классный руководитель — два разных вида деятельности. И только любовь к детям и
особая педагогическая ответственность дают учителю возможность эти виды
деятельности совмещать, помогать ребенку прожить сложную школьную жизнь, не
потерять себя, научиться учиться.  В школьной жизни должно быть, как можно меньше
психологических стрессов и, главное, нужно помочь ребенку отыскать свое
призвание. Всегда ли это получается? Нет, к сожалению, поэтому в законе «Об образовании» и новых
федеральных государственных образовательных стандартах идет речь о личностном
развитии каждого ученика, его индивидуальном образовательном пути, о
предоставлении возможности выстраивания образа будущего ребенка как цели.

        Тьюторство — индивидуальное наставничество и
сопровождение, которое применяется в Оксфорде и еще некоторых учебных
заведениях мира. Эта система предполагает на каждые пять-шесть человек
индивидуального наставника, который направляет ребенка по индивидуальному
учебному и будущему профессиональному маршруту, помогает ему найти себя,
раскрывает в нем способности, таланты, оказывает поддержку и помощь в выборе
будущей профессии. Другими словами, это умение выявить потенциал
«ученика» и вести его в нужном направлении в соответствии с его
возможностями. 

         Учитель работает
с одновозрастными и разновозрастными коллективами и всех чему-то учит
(формирующая педагогика), тьютор — специфический педагог не занимается с детьми
и подростками фронтально (сопровождающая педагогика).

        Существует точка зрения, что в российских школах
тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его
основную задачу — преподавать учебный предмет.
 Но как скоро это
произойдет?..
Есть и другой взгляд на проблему —  развитие
тьюторских компетенций классного руководителя для повышения эффективности
воспитательных результатов внеучебной деятельности. Ведь классный руководитель
всегда рядом, он хорошо знает «своих» детей, способен помочь и защитить
одаренного ребенка, и ребенка с особыми образовательными потребностями.

       
Современный классный руководитель уже владеет необходимой профессиональной
педагогической компетентностью, то есть владеет современными продуктивными технологиями
обучения, готов осваивать новые информационно-коммуникационные технологии и
моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс. Как тьютору
ему необходимо владеть психологической компетентностью и техниками
конструктивного общения. Расширять свои возможности можно повышая квалификацию,
Такие возможности предоставляет, например, «Технологическая школа тьюторства»
МГПУ.

        Задача современного
классного руководителя —  держать профессиональную позицию! Какие бы реформы ни
происходили в школе, суть образования не меняется. Школа учит всех всему.
Уникален тот педагог и классный руководитель, который помогает своему ученику
раскрыть его талант!

Тьюторство или классное руководство в образовательных учреждениях НПО и СПО?

Уважаемые коллеги, Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства. Как известно, изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Британии сегодня тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы. Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, в котором вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. Если верить источнику в Минобрнауки, тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Институт классного руковдства, кураторства действует по сей день и в системе НПО и СПО. А как вы относитесь к проблеме замены института классного руководства институтом тьюторства в системе начального и среднего профобразования?

Тьютор или классный руководитель?

В нашем меняющемся мире, все постоянно движется, и стремиться вперед. Учителя тоже не отстают, так как от образования зависит будущие подрастающего поколения. Вот и новое веяние дошло до классных руководителей и привычное нам «классный руководитель» можно с легкостью поменять на непривычное нам слово «тьютор». Но что это такое и так ли это важно?

Тьютор – это …

  • Наставник;

  • Посредник;

  • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

  • Это тот , кто сопровождает процесс освоения новой деятельности

Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах — Оксфорде (XIIв.) и Кембридже (XIIIв.), а сейчас является основным институтом в системе образования стран Запада, особенно в англоязычных государствах. В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на лекции и семинары.

А так же есть интересные факты:

Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает.

Тьютор – это высокооплачиваемая должность

*Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60000 долларов в год

*В Казахстане за тьютерство оплата происходит один раз в квартал – 30 000 тенге.

И конечно же хочется отметить, что — классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения.

Задачи формулируются через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике.

Классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании формированию и развитию предметных компетенций


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Следственный комитет РФ предложил заменить классных руководителей тьюторами или воспитателями. По мнению представителей ведомства, это поможет тщательнее работать с детьми, знать все оттенки взаимоотношений между одноклассниками и, в частности, предотвратить новые случаи насилия в школе. Вместе с учителями из сообщества Педсовета разбираемся: в чем проблемы с должностью классного руководителя и поможет ли инициатива СК их решить.

Зачем нужны изменения?

В Следственном комитете считают, что классные руководители не успевают уделять достаточно внимания ученикам. Это приводит к тому, что педагоги не следят за взаимоотношениями в классе, не обращают внимание на проблемы, возникающие у ребят. Представитель СК Виктор Свечинов уверен, что в этом одна из причин появления «школьных стрелков». По его словам, в 70 процентах случаев одноклассники подозревали, что может случиться беда, а учителя этого не замечали. 

Классные руководители действительно не всегда успевают работать с детьми. На экспертной сессии в Нижегородском педагогическом университете им. Козьмы Минина педагоги, ученые и чиновники пришли к выводу, что классрукам мешает высокая учительская нагрузка, большое количество отчетности. 

Ксения Качаева, учитель начальных классов, Новочернореченский: 
«На долю классного руководителя выпадает много дополнительных обязанностей: участие в школьных и дистанционных конкурсах, мероприятиях. И ведь все важны, правда, для администрации, а не для детей и педагога. Прибавим контроль за посещаемостью, сбор справок, шалости, драки, разборки. Общаться с родителями приходится практически в любое время суток, если изначально не были определены границы. Плюс обилие документации: личные дела, журнал, план воспитательной работы, отчеты о летней занятости, о мероприятиях, характеристики учеников по требованию ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии — прим. ред.), прокуратуры, соцзащиты». 

Кроме того, классные руководители не всегда сразу готовы к новым обязанностям — ведь часто их назначает школа, не учитывая педагогический опыт и склад характера. 

Мария Прохорова, учитель иностранных языков, Комсомольск-на-Амуре: 
«Четыре года назад мне, как олимпийский факел, вручили классное руководство в классе школы-интерната, после уроков в котором я полдня еще морально восстанавливалась. Ученики на тот момент были всего лишь пятиклашками. Все коллеги за спиной перешептывались: где ж я так провинилась, что эти супершкодные детки достались именно мне».

Поэтому СК предлагает заменить классных руководителей специально выделенными воспитателями или тьюторами. Это поможет лучше понимать проблемы детей, взаимоотношения внутри классного коллектива и предотвращать насилие в школах. 

Что думают учителя?

Педагоги к инициативе СК пока относятся скептически. Первый вопрос: где школе взять деньги на еще одну штатную единицу? Ведь на сумму, которую за классное руководство получают предметники, прожить сложно. 

Сергей Минденко, учитель физической культуры, Красноярск:
«Следственному комитету следовало бы подумать, как можно выжить на ставку, которую дадут классному руководителю. Никто не пойдет работать за зарплату, которой хватит на проезд до работы. В школе катастрофически не хватает учителей, а хотят еще одну единицу добавить». 

В некоторых учебных заведениях из-за недостатка средств даже отказались от уже существовавшей практики тьюторства.

Елена Яковлева, учитель английского языка, Санкт-Петербург:
«Когда я пришла работать в гимназию в 1996 году, у нас была система тьюторов и работала отлично: у каждого было по два класса. Но ее упразднили из-за уменьшения финансирования». 

Педагоги также опасаются, что на «новых» классных руководителей ляжет полная ответственность за все действия учеников. 

Вадим Полюга, преподаватель философии и фехтования, основатель образовательного центра i3, Новосибирск:
«Теперь тьютор — расстрельная позиция: если стрельба в школе повторится, то будет конкретный виноватый, на которого и повесят всех собак».

Кроме того, учителя и специалисты отмечают, что работа классного руководителя и тьютора в принципе отличается. 

Алена Павленко, тьютор, учитель русского языка, Московская область:
«Функционал классного руководителя совершенно отличается от задач тьютора. Классрук контролирует учебную успеваемость, организационные моменты и требует результаты. Тьютор может помочь направить ученика, предложить ему увидеть свой путь (с помощью научных методик), рассказать, как добиваться цели. Но не требовать и не контролировать.Это разные социальные роли и позиции по отношению к ребенку». 

Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор МГПУ:
«Когда предлагаются новые должности, важно понимать, предполагается ли новая деятельность. Если просто изменить название, ничего не произойдет. Классный руководитель и так выполняет воспитательную функцию, но, конечно, не в полной мере, потому что занимается этим несколько часов в неделю. Если освоодить классного руководителя, то он может справиться с воспитательными задачами. 

Но тьютор не занимается воспитанием, он сопровождает индивидуальную образовательную программу каждого ребенка, помогает с мотивацией, определяет способности каждого ребенка. Такая функция в школе напрямую сейчас не реализуется, хотя сама по себе она очень важна, поскольку помогает преодолеть отчуждение от школы. Это отдельная специальная работа и сейчас у нас не хватит тьюторов на каждую школу. Можно обучить классных руководителей, но это задача не одного дня». 

И главное, далеко не все классные руководители готовы отказаться от своих обязанностей, несмотря на проблемы, с которыми они сталкиваются. 

Ольга Тилина, учитель русского и литература, Богородск: 
«За свою профессиональную жизнь я вела несколько классов и после всех остались самые замечательные воспоминания. Трудности были, и встреча с участковым была — все было, но это связано с возрастом детей, и я ни разу не пожалела. В таких случаях даже возникало чувство ревности — как это про моих зайчиков и котиков могут сказать, что они какие-то не такие. Когда я работала заместителем директора, все время скучала по классному руководству — завучу же оно не положено». 


Материалы по теме: 

  • «Откройте, это ваш классный руководитель!»

  • Как классному руководителю избежать недовольства родителей

  • Зачем старшеклассникам тьюторы


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гинекология руководство под редакцией кулакова
  • Мануал по акпп dpo
  • Как купить акции в сбербанке онлайн физическому лицу пошаговая инструкция
  • Инструкция аппарат нагревательный пк 1б инструкция по применению
  • Руководство для джиннов