Тьюторство как классное руководство



Скачать материал

Особенности работы классного руководителя (тьютора).
Теоретические вопросы, с...



Скачать материал

  • Курс добавлен 08.02.2023
  • Сейчас обучается 552 человека из 67 регионов

  • Сейчас обучается 54 человека из 27 регионов

  • Сейчас обучается 701 человек из 71 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Особенности работы классного руководителя (тьютора).
Теоретические вопросы, с...

    1 слайд

    Особенности работы классного руководителя (тьютора).
    Теоретические вопросы, связанные с организацией тьюторской поддержки в классном коллективе.
    Направления деятельности классного руководителя.
    Проблемы, возникающие у классного руководителя при организации тьюторского сопровождения учащихся.
    «Классный руководитель в роли тьютора: индивидуальная работа с обучающимися»

  • 2Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллектив...

    2 слайд

    2
    Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективе
    «…индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов…»

  • 3Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллектив...

    3 слайд

    3
    Теоретические вопросы организации индивидуальной работы в классном коллективе

    С 2008 года профессия «тьютор» официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно).

  • Теоретические вопросы организации индивидуальной работы
 в классном коллектив...

    4 слайд

    Теоретические вопросы организации индивидуальной работы
    в классном коллективе
    4
    Тьютор– «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
    Тьютор– «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун».
    Тьютор помогает учащемуся осознать свои образовательные, профессиональные и научные интересы.
    Слово «тьюторство» означает сопровождение индивидуального образования человека.

  • Основные направления деятельности тьютора
51. Взаимодействие с тьюторантом по...

    5 слайд

    Основные направления деятельности тьютора

    5
    1. Взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.

    2. Организация образовательной среды для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

    3. Организация взаимодействия субъектов и заинтересованных сторон для эффективной реализации тьюторантом своей индивидуальной образовательной программы.

  • Тьюторское сопровождение
61. Выявление и развитие образовательных мотивов, ин...

    6 слайд

    Тьюторское сопровождение

    6
    1. Выявление и развитие образовательных мотивов, интересов и запросов школьника.
    2. Самоопределение учащегося по отношению к своему образованию и развитию.
    3. Выявление и конкретизация образа будущего, к которому стремится школьник.
    4. Проектирование, построение, анализ, корректировка индивидуальной образовательной траектории.
    5. Получение школьником опыта самостоятельного анализа своих возможностей.
    6. Получение тьюторантом опыта самоорганизации, умения ставить цель, достигать ее.
    7. Поиск образовательных ресурсов для реализации поставленной цели.
    8. Получение школьником опыта стратегий поведения в разных ситуациях.
    9. Рефлексия тьюторанта.

  • Типы тьюторских практик
71. Тьюторская практика дистанционного образования (и...

    7 слайд

    Типы тьюторских практик

    7
    1. Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст).
    В системе дистанционного образования цель открытого образования заключается в умении жить в информационном обществе и пользоваться его возможностями.
    Моделью открытого образования является модель применения школьником информационных технологий.
    Тьюторское сопровождение состоит в выстраивании обучения с использованием навыков работы в сети Интернет.

  • Типы тьюторских практик
82.Тьюторская практика открытого образования (социаль...

    8 слайд

    Типы тьюторских практик

    8
    2.Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст).
    Главной целью открытого образования является умение жить в мире, где на паритетных началах сосуществуют различные культуры.
    Основными качествами, формируемыми у школьников, становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника, понимать и принимать иную точку зрения, вести диалог, работать в команде.
    Педагог использует открытые социальные технологии («Робинзонада», «Дебаты» и т. д.) для воссоздания через открытое образование институтов социального общества. Открытое образование является способом реализации политики становления открытого общества.

  • Типы тьюторских практик
93. Тьюторская практика как сопровождение индивидуаль...

    9 слайд

    Типы тьюторских практик

    9
    3. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)
    Открытое образование рассматривается как пространство всех возможных ресурсов для саморазвития школьников.
    Главная цель открытого образования заключается в умении пользоваться разными ресурсами для создания индивидуальной образовательной траектории.
    Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение процесса проектирования и построения школьником своей образовательной программы, с момента формирования познавательного интереса благодаря проектам и исследованиям до этапа рефлексии.

  • Направления деятельности классного руководителя
10процесс индивидуализации;
р...

    10 слайд

    Направления деятельности классного руководителя

    10
    процесс индивидуализации;
    ресурсная карта развития;
    сетевое взаимодействие;
    индивидуальный подход;
    тьюторство
    ИОТ;
    ИОП;
    ИУП

  • Сравнение образовательных позиций
11

    11 слайд

    Сравнение образовательных позиций

    11

  • 12Качества, необходимые классному руководителю (тьютору)любовь к людям, умен...

    12 слайд

    12
    Качества, необходимые классному руководителю (тьютору)
    любовь к людям, умение общаться с детьми, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
    высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
    твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
    разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции способствуют развитию волевой активности);
    высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти

  • 13Тьюторская функция классного руководителя  1. Оказание помощи детям, испыт...

    13 слайд

    13
    Тьюторская функция классного руководителя
    1. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учёбе, в общении со сверстниками, в семье.
    2. Поддержка учащихся, совмещающих учёбу и дополнительное образование.
    3. Особое внимание обучающимся по индивидуальному плану (на дому по состоянию здоровья).
    4. «Сопровождение родителей» в решении трудных вопросов воспитания (неполные семьи и т. д. ).
    5. Создание ситуации успеха для каждого ребенка (и в учебном трубе, и в разрешении личностных проблем в общении с одноклассниками, и для раскрытия лидерских качества, и в профессиональном самоопределении).

  • 14Компетенции классного руководителя (тьютора) 1. Профессиональная педагогич...

    14 слайд

    14
    Компетенции классного руководителя (тьютора)
    1. Профессиональная педагогическая компетентность (владение инновационными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые образовательные технологии, включать их в воспитательный процесс).
    2. Психологическая компетентность (совокупность знаний психологии, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик).
    3. Владение техниками конструктивного общения.

  • 15Профессиональные затруднения классного руководителя (тьютора) 1. Отсутстви...

    15 слайд

    15
    Профессиональные затруднения классного руководителя (тьютора)
    1. Отсутствие адекватных средств деятельности (классный руководитель не знает, как работать в группе с пассивными обучающимися, как обеспечить понимание изучаемой концепции и др.)
    2. Нежелание использовать имеющиеся средства по различным причинам (неуверенность в своих силах, усталость не позволяет классному руководителю учитывать состояние классного коллектива)

  • 16Общие трудности классного руководителя (тьютора)  Проблемы, связанные с вх...

    16 слайд

    16
    Общие трудности классного руководителя (тьютора)
    Проблемы, связанные с вхождением в профессию (характерно для молодых специалистов):
    недостаточное методическое обеспечение деятельности;
    отвлечение классного руководителя на побочные дела, которые приводят к эмоциональной и физической перегрузке (многочисленные отчеты);
    формализм в оценке результатов воспитательной деятельности

  • 17Специфические трудности классного руководителя (тьютора)  Проблемы, характ...

    17 слайд

    17
    Специфические трудности классного руководителя (тьютора)
    Проблемы, характерные для любых профессий «человек-человек»:
    проблема понимания мотивов и целей поведения школьника;
    сложность взаимодействия с развиваемым и обучаемым
    Пути преодоления этих трудностей связаны с индивидуальной рефлексией классного руководителя (тьютора)

  • 
18Основные функции затруднений в работе классного руководителя (тьютора)

    18 слайд

    18
    Основные функции затруднений в работе классного руководителя (тьютора)

  • 19Позитивное значение трудностей классного руководителя (тьютора) они приков...

    19 слайд

    19
    Позитивное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
    они приковывают внимание к работе (трудность является индикатором «точки интенсивности» роста классного руководителя);
    мобилизуют личностное и профессиональное саморазвитие (проблема выступает в роли координатора деятельности классного руководителя)
    Внимательный тьютор (классный руководитель) использует ошибки и затруднения школьников для развития новых подходов к объяснению материала, новых деловых игр или дискуссий

  • 20Негативное значение трудностей классного руководителя (тьютора) при невозм...

    20 слайд

    20
    Негативное значение трудностей классного руководителя (тьютора)
    при невозможности преодоления затруднения или неудовлетворенности наблюдается торможение деятельности классного руководителя;
    происходит распад деятельности (у педагога тьютора появляется желание уйти из профессии)
    Трудность выступает в виде сдерживающего, деструктивного, разрушающего фактора. Это характерно для ранних (первый опыт тьюторской деятельности) и поздних этапов профессиональной деятельности

  • 21Этапы возникновения трудностей классного руководителя (тьютора)1. Любое за...

    21 слайд

    21
    Этапы возникновения трудностей классного руководителя (тьютора)
    1. Любое затруднение — стимулирующий фактор в начале процесса осознания проблемы и результате решения проблемы.
    2. Между этапами затруднение рассматривается как препятствие, которое вызывает неудовлетворенность, напряженность.
    3. Осознание затруднения происходит в этот период, поэтому классный руководитель (тьютор) должен видеть стимулирующее значение затруднений.

  • 22Варианты устранения  трудностей классного руководителя (тьютора)Систематиз...

    22 слайд

    22
    Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора)
    Систематизация по основным видам деятельности, которые классный руководитель (тьютор) должен осуществлять в своей проектировочной, мотивационной, организационной, контрольно-диагностической, рефлексивной, коммуникативной и методической работе:
    трудности мотивации обучающихся;
    трудности контроля и диагностики образовательной деятельности обучающихся;
    трудности организации рефлексивной деятельности;
    трудности коммуникации;
    трудности в методической деятельности

  • 
23Варианты устранения  трудностей классного руководителя (тьютора)

    23 слайд

    23
    Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора)

  • 24Типичные трудности классного руководителя (тьютора)1. В мотивационной деят...

    24 слайд

    24
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    1. В мотивационной деятельности:
    определять уровень мотивации обучающихся;
    выявлять причины низкой мотивации обучающихся;
    устранять причины низкой мотивации, не зная, как это делать;
    правильно определять факторы мотивации;
    справляться с самоуверенными обучающимися;
    точно соотносить различные ожидания обучающихся (рецепт/инст- румент), их приоритеты (работа/учеба) и цели (диплом/знания)

  • 25Типичные трудности классного руководителя (тьютора)2. В рефлексивной деяте...

    25 слайд

    25
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    2. В рефлексивной деятельности:
    не испытывает потребности в рефлексии вследствие низкой самокритичности;
    не владеет технологией индивидуальной рефлексии;
    затрудняется в идентификации своей роли в каждом учебном эпизоде;
    затрудняется в определении критериев оценки результатов саморе- флексии;
    чрезмерно самоуверен

  • 26Типичные трудности классного руководителя (тьютора)3. В коммуникативной де...

    26 слайд

    26
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    3. В коммуникативной деятельности:
    не умеет специально ставить и создавать коммуникативные задачи сложно обеспечить понимание, организовать критику;
    затрудняется в обеспечении обратной связи и оценке ее результативности, кодировании и декодировании информации;
    испытывает трудности психологического характера;
    неумение преодолевать барьеры контрсуггестивного характера (недоверие со стороны обучающихся, апломб, самодовольство и др.);
    барьер прошлого негативного опыта обучения;
    не умеет преодолевать личные антипатии к обучающимся

  • 27Типичные трудности классного руководителя (тьютора)4. В методической деяте...

    27 слайд

    27
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    4. В методической деятельности:
    не владеет критериями анализа тьюторской деятельности, сложно анализировать собственную работу;
    затрудняется в описании собственной деятельности;
    не владеет технологией оформления индивидуального тьюторского опыта;
    испытывает сложности во внедрении чужого опыта в свою тьютор- скую деятельность;
    не способен к написанию методического материала и др.

  • 28Типичные трудности классного руководителя (тьютора)5. В проектирование соб...

    28 слайд

    28
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    5. В проектирование собственной педагогической деятельности:
    отсутствие видения всего содержания работы с обучающимися;
    неумение обоснованно (по обоснованным критериям) анализировать ситуацию и выдвигать цели ее развития
    неумение ставить инструментальные цели проектируемого учебного занятия, зачастую подменяемые темой занятия;
    неумение соотносить цели деятельности с ее средствами, методами и формой;
    сложности, испытываемые при описании предстоящего проекта деятельности

  • 29Типичные трудности классного руководителя (тьютора)6. В контрольно-диагнос...

    29 слайд

    29
    Типичные трудности классного руководителя (тьютора)
    6. В контрольно-диагностической деятельности:
    не может правильно оценить результаты контроля;
    испытывает сложности с адекватной самооценкой;
    переживает затруднения вследствие субъективного отношения к контролируемому объекту;
    не умеет разрешать конфликты, возникающие при контроле;
    испытывает трудности в разработке критериев контроля;
    недостаточно владеет существующей методикой и формами контроля

  • 
30Варианты устранения  трудностей классного руководителя (тьютора)

    30 слайд

    30
    Варианты устранения трудностей классного руководителя (тьютора)

  • 31Внутренние причины затруднений  трудностей классного руководителя (тьютора...

    31 слайд

    31
    Внутренние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
    1. Отсутствие адекватных средств деятельности тьютора (например, у начинающих классных руководителей).
    2. Отсутствие необходимых средств деятельности при изменении ситуации (к примеру, навыков для проведения конференций в Интернете. Возможна сопротивляемость обучающихся тем классным руководителям, которые не владеют профессиональным мастерством высокого уровня).
    3. Наличие у тьютора психологических особенностей, которые не позволяют использовать конкретные средства деятельности и общения (неуверенность, тревожность, напряженность, страх, неудовлетворенность и др.)

  • 32Внешние причины затруднений  трудностей классного руководителя (тьютора)1....

    32 слайд

    32
    Внешние причины затруднений трудностей классного руководителя (тьютора)
    1. У обучающихся падает интерес к обучению.
    2. Появляются конфликты между учениками и классным руководителем.
    В подобных ситуациях классный руководитель (тьютор) непроизвольно как бы сам порождает свои трудности из-за не знания возрастных особенностей школьников, специфики мотивации и т. д.

  • Библиографический список331. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные...

    33 слайд

    Библиографический список
    33
    1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности.- М.: 2003.

    2. Классному руководителю./Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1990.

    3. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников./Таран Ю.Н.

    4. Планирование воспитательной работы в классе./Под ред. Степанова Е.Н. – М.: 2008.

    4. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: 2001.

    5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: 2000.

    6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М.: 2008.

    Сайт Тьютерской Ассоциации www.thetutor.ru

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 221 560 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.02.2023
  • 51
  • 0
  • 01.02.2023
  • 59
  • 1
  • 01.02.2023
  • 54
  • 0
  • 01.02.2023
  • 54
  • 1
  • 01.02.2023
  • 34
  • 0
  • 01.02.2023
  • 29
  • 0
  • 01.02.2023
  • 53
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 01.02.2023
  • 2398
  • 89

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Скрайбинг и веб-квест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС СПО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по подготовке учащихся старших классов к сдаче экзаменов»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

Тьюторская компетентность современного классного руководителя.

Подготовила:  Егерева.С.А,

учитель английского языка

МБОУ «ВОШ г.Тулы»

Тула 2017

    Современное общество предъявляет к обучающемуся новые требования, а переход на новые образовательные стандарты актуализирует проблемы, связанные с разработкой нового содержания, индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъекта собственной деятельности, с подготовкой педагога-профессионала, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности».

1. Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника?

2. В чем специфика деятельности тьютора?

Тьютор в школе 

   Тьютор – преподаватель (в университетах Англии),  домашний учитель, репетитор, наставник.

      Феномен тьюторства сформировался в Англии в 12 веке. Вся система работы  Оксфорда и Кембриджа построена как тьюторская. У каждого студента в этих университетах, помимо профессора и преподавателя семинарских занятий, обязательно есть тьютор.

 В России тьюторство в школах появилось относительно недавно – в 2008 году.

        В  2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор». Что это значит? Каждый директор школы, если считал нужным, мог взять в штат специалиста на тьюторскую должность.  Но вообще первый опыт  тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально. Было  фактически ликвидирован институт классного руководства, переведя классного руководителя на параллель. 

     Не обязательно, чтобы в школах была  должность тьютора. В некоторых школах она называется: классный руководитель, классная дама, гувернер и т. д., важно, что сами специалисты понимают – они осуществляют именно тьюторскую деятельность.

3. В чем специфика тьюторской деятельности  в целом и в школе в частности?

Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности.

     Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности.  Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные  познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.

4. В чем состоит сущность тьюторского действия?

     Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную»  среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например. Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.

    Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже  предложены различные варианты,  и тьюторанту (тому, с кем тьютор занимается) надо все их попробовать. И навигация заключается в том, что тьютор обсуждает преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.

    В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной  программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы  выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т. д.

    Вот так последовательно и разворачивается тьюторское действие.

5. Где  готовят сегодня тьюторов?

     В нашей стране сейчас постепенно оформляется система  подготовки и переподготовки  в области тьюторства.  На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www. *****) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы ПК. Подготовка тьюторов пока осуществляется  в единственном месте – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре.

6.Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?

      Большинство программ по подготовке тьюторов – это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. 

     Магистратура при МПГУ называется «Тьютор в сфере образования», поэтому здесь читают курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство.

7. Кто обычно становится тьютором?

     В основном  это учителя, психологи, преподаватели высшей школы, которые хотят получить профессиональную переподготовку в области тьюторства. Создана тьюторская модель работы в системе повышения квалификации. Поэтому  с каждым человеком беседуют специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно  тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры.

       И уже после этого под его конкретные запросы  выстраивается программа обучения. Таким образом, у каждого будущего тьютора практически оформляется своя индивидуальная программа обучения.  Поэтому учиться могут любые специалисты: завучи, психологи, учителя, директора.

8. Что дает тьюторская помощь самим педагогам, директорам школ?

      Интересно обсудить эффекты тьюторского сопровождения не только по отношению к детям, но и по отношению к самому педагогу. Для учителя и вообще любого специалиста в образовании это дает возможность оптимально выстраивать дальнейшую карьеру.  (Например, приходит в школу молодой специалист после вуза, хочет «двигаться», «расти», а какие у него  реальные возможности? В школе директор и два завуча, если молодой преподаватель будет слишком активен, у него появляются разного рода проблемы, так как он начинает мешать окружающим  «своим новаторством». Если же в школе есть тьютор или научный руководитель, который владеет тьюторской технологией, то он как раз поможет молодому педагогу оформить образовательную программу в соответствии с его приоритетами. Одному в педагогике, например, в первую очередь интересна психология  детей, и он хочет углубиться в эту профессиональную область, другого интересуют современные образовательные технологии, и ему  нужно предоставить возможность участия в такого рода конференциях и т. д. Для тьютора эта работа строится на тех же принципах, что и при работе с детьми, только при общении с  ребенком тьютор  работает с его познавательными интересами, а при работе со  взрослым –  с  его профессиональным развитием).

9. Методики, по которым учат тьюторов, разрабатываются в России?

10. Или есть и зарубежные методы?

11. Коррелируются (соотноситься, соответствовать) они с российскими реалиями?

       Сегодня в нашей стране владеют как зарубежными, так и отечественными (авторскими) методиками. Есть международные тьюторские программы, но они, конечно, же коррелируются.  Создаётся общий банк таких образовательных технологий, который так и называется «Технологии открытого образования».  В то же время в рамках Тьюторской ассоциации сейчас активно  идет оформление собственных авторских разработок.  

      На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях  24 регионов РФ, это примерно около 100 специалистов.  Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр. В таких центрах проводятся исследования по тьюторству,  специалисты участвуют в конференциях, делают доклады, публикуют статьи в  специализированных сборниках, кроме того, там организуются  центры повышения квалификации, которые обучают или осуществляют переподготовку специалистов-тьюторов. (Сейчас у нас в стране работают уже пять сертифицированных центров, которым дано право на повышение квалификации. Это Москва, Томск, Удмуртия, Чувашия и Волгоград. А в скором времени возможно оформление еще пяти региональных центров – в Новосибирске, Перми, Владивостоке, Архангельске и Ростове-на-Дону.  То есть сейчас у нас  наблюдается явная тенденция  к расширению Ассоциации.)

12. В любой школе необходим тьютор?

    Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником. Но если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен.

    В принципе, если взять новый стандарт образования, то там написано, что нужно помогать ребенку в индивидуализации, сопровождать индивидуальные учебные планы, что дети должны уметь делать выбор… В реестре профессий, которые должны быть в школе, значится должность «тьютор».

13. Любой может стать тьютором или нужна какая-то предварительная подготовка еще до тьюторской специализации?

     Для того чтобы специалист прошел нашу магистратуру и стал тьютором, он должен сначала закончить хороший педагогический бакалавриат или иметь реальную педагогическую практику. Он обязательно должен знать, что такое учитель, воспитатель. Есть разные модели тьюторской работы. Могут быть конкрентные специалисты, которые осуществляют тьюторскую деятельность, и есть, например, классные руководители, психологи или социальные работники, которые обладают тьюторскими компетенциями.

Но прежде всего нужно хорошо разбираться в сущности педагогической работы как таковой, чтобы уже затем понимать специфику именно тьюторского сопровождения образовательной программы.

        Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития определяется термином «тьюторство». На сегодня в стране пока ещё мало дипломированных специалистов, подготовленных к работе в должности «тьютор». Поэтому так важно, чтобы классные руководители обладали тьюторскими компетентностями, владели технологиями тьюторского сопровождения.

 Среди многочисленных задач, которые решает классный руководитель, главная – содействие саморазвитию и самореализации учащихся в процессе их развития и социализации. Главная задача тьютора заключается в расширении существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое.

Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определённый, известный учителю путь, по которому надо провести ученика. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор пути.

Классный руководитель как тьютор должен обладать следующими компетенциями:

  • профессиональная педагогическая компетентность: владение современными продуктивными технологиями обучения, готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс;
  • психологическая компетентность;
  • владение техниками конструктивного общения;
  • компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Современный классный руководитель должен владеть психологической компетентностью, техниками конструктивного общения. В этом нашим педагогам помогает психолого-педагогическая поддержка. Психологами проводятся диагностики профессиональной компетентности педагогов, а также тренинги, направленные на формирование и развитие педагогических компетентностей, ценностного отношения к индивидуальному и профессиональному опыту, рефлексивной культуры педагога.

    Педагоги активно используют в своей практике элементы технологии тьюторского сопровождения.

    Технологии  тьюторского  сопровождения – это технологии, которые помогают организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в конкретную деятельность, которая  возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т.д.).

         Опытный классный руководитель должен умело использовать технологии, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом классного руководителя как тьютора можно назвать вопрос и умение с ним работать. Вовремя и корректно поставленные вопросы способствуют углублению познавательного интереса, позволяют сузить или, наоборот, расширить тему предполагаемого проекта, помогают определить дальнейшее развитие и реализацию предпрофессионального самоопределения в дальнейшем.

         Современные педагоги должны понимать, что содержание тьюторской функции заключается в сопровождении каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Здесь важно, с одной стороны, осуществление помощи ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, при необходимости обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, у него возникающих.

       Конечно, тьюторское сопровождение в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, но в самом общем виде оно представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, но на каждом из них реализуются технологии портфолио.

    На первом этапе, диагностико-мотивационном, происходит выявление познавательного интереса ученика. В данном случае классным руководителем могут использоваться такие методы, как анкетирование, беседа, наблюдение. Главное на этом этапе – развитие и стимулирование у учащегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

    Основным содержанием второго этапа, проектировочного, является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. В идеале классным руководителем, владеющим тьюторскими компетенциями, оказывается помощь ученику в определении путей реализации своего интереса, определение направления движения учащегося к цели. Классный руководитель направляет ученика к учителю-предметнику, рекомендует специалиста, который поможет ему реализовать свой познавательный интерес.

    На третьем этапе оформляется новый тип портфолио – презентационное. Оно создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной учащимся специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

     На четвёртом этапе, аналитическом (рефлексивном), осуществляется анализ итогов деятельности. Проводится рефлексия пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. На этом этапе актуально портфолио достижений. В портфолио достижений могут входить оригиналы или копии творческих работ учащегося; отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; отзывы сверстников, одноклассников и т. п.; выписки из журнала успеваемости, экрана рейтингового оценивания и т. п.; оценка работы классным руководителем или учителем-предметником и описание перспектив возможного дальнейшего развития; резюме самого учащегося: краткое описание наиболее важных с его точки зрения результатов, достигнутых в этой работе.

         Таким образом, основная цель тьюторского сопровождения заключается в «расширении» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Открытое образовательное пространство формируется благодаря созданию широкого поля творчества, проектной и исследовательской работы учащихся, развитию школьного самоуправления и соуправления.

 Учащиеся принимают участие в разного рода мероприятиях.

Обучение и участие учащихся в мероприятиях обеспечивают не только развитие способностей и компетентностей учащихся, но и, как следствие, успешную социализацию в обществе каждого школьника.

     По мнению ведущих современных педагогов, среди основных результатов, получаемых уже сегодня в различных тьюторских практиках, можно выделить:

 • раннее профессиональное самоопределение;

 • умение делать выбор;

 • оформление собственных интересов;

 • понимание и сознательное подчинение норме;

 • опыт работы с ресурсами различного типа;

 • опыт самопрезентации в различных сообществах;

 • опыт работы в команде;

 • умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

 • опыт самооценки;

 • опыт выстраивания собственной индивидуальной образовательной траектории;

 • проектные и исследовательские компетентности.

       Но добиться таких результатов классному руководителю без психолого-педагогической поддержки невозможно. Он должен обязательно работать с психологом: педагог-психолог осуществляет диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу. В гимназии сформирован банк данных по мониторинговым обследованиям учащихся (сфера интересов, интеллектуальные способности, коммуникативные умения, навыки созидательной деятельности), проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги как для учащихся, так и для их родителей. Педагог-психолог помогает классным руководителям  овладевать методиками, которые способствуют формированию у них тьюторских компетенций.

      В завершение мы можем сделать следующие выводы:

  • цель деятельности тьютора состоит в сопровождении процесса становления обучающегося как субъекта собственной деятельности в ситуации неопределённости через работу с индивидуальной образовательной программой;
  • в условиях современной школы классный руководитель должен владеть тьюторскими компетенциями и тесно сотрудничать с коллегами, педагогами-психологами и родителями;
  • формирование у педагога тьюторской позиции (как одной из актуальных проблем педагогики профессионального образования) выступает показателем педагогического профессионализма и является условием становления субъектной позиции учащегося в рамках реализации требований ФГОС к качеству образовательных результатов.

Список литературы:

1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет, ИД «Первое сентября», 2010.

2. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2012.

3. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Белгород, 2011.

4. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения. Материалы международной научно-практической конференции (28–30 марта 2012 г., г. Пермь). – Пермь: ПГГПУ, 2012.

Егерева Светлана Алексеевна,

учитель английского языка

 МБОУ  «ВОШ г. Тулы».

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!   

Повышение квалификации: 

  • Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 72 часа (1 месяц)
  • Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 108 часов (1 месяц)
  • Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 108 часов (1 месяц)
  • Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 72 часа (1 месяц)
  • Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 108 часов (1 месяц)
  • Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 72 часа (1 месяц)
  • Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов 72 часа (1 месяц)
  • Медиация в сфере инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
  • Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования 72 часа (1 месяц)
  • Организация инклюзивного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ (для инструкторов по физической культуре) 108 часов (1 месяц)
  • Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 72 часа (1 месяц)
  • Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 108 часов (1 месяц)
  • Школьный тьютор 72 часа (1 месяц)
  • Школьный тьютор 108 часов (1 месяц)
  • Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 108 часов (1 месяц)
  • Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации для учителей здесь


Направления деятельности тьютора и классного руководителя

Направления

Деятельность классного руководителя

Деятельность тьютора

Цель деятельности

  • развивать личность учащихся, создавать условия для их самоопределения и социализации
  • успешно включить учащегося в образовательную среду, чтобы эффективно пройти образовательный маршрут

Сопровождение организации образовательного процесса

  • организовать контроль успеваемости и посещаемости учащихся
  • организовать образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей учащегося;
  • организовать рабочее место учащегося в соответствии с его возможностями и потребностями;
  • обеспечить школьный режим в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося;
  • подобрать и адаптировать педагогические средства индивидуализации образовательного процесса;
  • выявить проблемы, затруднения учащегося в процессе обучения

Работа с классным коллективом

  • организовать и провести классные часы как одну из форм воспитательной работы;
  • организовать и провести внутриклассные мероприятия для всестороннего развития личности и самореализации учащихся;
  • организовать участие класса в общешкольных делах;
  • организовать мероприятия, чтобы сплотить классный коллектив;
  • организовать мероприятия, чтобы помочь учащимся освоить нормы, правила общения и поведения
  • организовать работу для успешного вхождения учащегося в классный и школьный коллективы;
  • помочь учащемуся подружиться со сверстниками;
  • организовать мероприятия, чтобы ребенка приняли одноклассники

Индивидуальная работа с учащимся

  • изучить особенности личностного развития учащихся класса;
  • поддержать учащихся в решении жизненных проблем: наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями, выбрать профессию, ликвидировать проблемы с успеваемостью и посещаемостью;
  • организовать работу, чтобы заполнить личное портфолио учащегося;
  • организовать мероприятия на коррекцию поведения учащегося
  • выявить индивидуальные особенности, интересы, способности учащегося;
  • выявить индивидуальные образовательные потребности и возможности учащегося;
  • формировать и развивать познавательные интересы учащегося;
  • формировать личностную мотивацию к обучению

Взаимодействие с родителями

  • информировать родителей о школьных успехах и проблемах учащихся, о жизни класса в целом;
  • помогать родителям регулировать отношения между ними, администрацией школы и учителями­предметниками;
  • организовывать родительские собрания, чтобы обсудить проблемы обучения и воспитания учащихся, а также повысить педагогическую компетенцию родителей;
  • создать и организовать работу родительских комитетов классов;
  • привлечь родителей к организации внутриклассных дел;
  • организовать на базе класса семейные праздники, конкурсы, соревнования, которые сплотят семью и школу
  • обсуждать вопросы по составлению и корректировке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
  • организовать совместное обсуждение, как ученик реализует индивидуальный образовательный маршрут;
  • помочь семье построить семейную образовательную среду, поддержать учащегося в освоении индивидуальных учебных планов, программ;
  • обсудить вопросы, как формировать и развивать познавательные интересы учащегося;
  • содействовать с родителями в получении информации об особенностях
  • развития учащегося и прогноза его развития

Взаимодействие с педагогическими работниками

  • проводить консультации, чтобы сформировать единство мнений и требований по ключевым вопросам воспитания учащихся;
  • организовать мероприятия на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями­предметниками и учащимися;
  • проводить мини­педсоветы для решения конкретных проблем класса;
  • привлекать учителей­предметников к участию во внутриклассных делах;
  • привлекать учителей­предметников к участию в родительских собраниях
  • консультировать по вопросам индивидуализации образования учащегося;
  • обеспечивать доступ учащегося к образовательным ресурсам;
  • создать комфортную психологическую атмосферу

В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)

Таким образом, классный руководитель занимается воспитательной и организационной работой с классным коллективом, а тьютор помогает ученику успешно встраиваться, участвовать и реализовываться в учебном процессе.

Снимок экрана (969).png

 Как тьютор участвует в учебном процессе

Тьютор выявляет индивидуальные особенности, интересы и способности учащегося. Затем на основе полученных результатов определяет, какие условия необходимо создать, чтобы успешно реализовать индивидуальный образовательный маршрут или адаптированную основную образовательную программу.

Чтобы успешно реализовать индивидуальный образовательный маршрут, классный руководитель определяет порядок индивидуальных педагогических действий и выполняет их.

Тьютор анализирует образовательную среду в школе, в конкретном классе на конкретных уроках, чтобы создать специальные условия, выявляет факторы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на деятельность и состояние учащегося. Тьютор использует все имеющиеся ресурсы школы, при необходимости создает новые, организует и координирует сетевое взаимодействие с внешними организациями.

Классный руководитель организует работу с учащимися в тех условиях, которые имеет. Чтобы обеспечить индивидуализациию образовательного процесса, тьютор адаптирует педагогические и методические средства с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректирует образовательный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Организует взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса: сводит всех специалистов – учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча – и родителей в единую систему, чтобы реализовывать образовательный маршрут. Подбирает наиболее удобные формы, темп и способы обучения ребенка.

Снимок экрана (970).png

 Индивидуальная работа с учащимся

В рамках индивидуальной работы тьютор последовательно сопровождает ребенка на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Когда ребенок пришел в школу, тьютор сопровождает учащегося на уроках и переменах.

На уроке тьютор привлекает внимание учащегося к учителю: «Смотри на Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово… », дозирует учебную нагрузку, определяет, когда остановиться и отдохнуть или переключиться на новое задание, выбирает более доступные задания. Ребенок находится в классе, слушает учителя и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам.

Тьютор контролирует активность ребенка, говорит ученику, сколько слов записать с доски, направляет его при переходе от одного задания к другому. Если надо, подсказывает, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Также тьютор следит за эмоциональным и физическим состоянием учащегося: выводит из класса, если ребенку нужно отдохнуть, следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет.

На перемене тьютор подключает школьника к общению с одноклассниками, наблюдает, как они взаимодействуют. Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Тьютор наблюдает за контекстом общения детей и в нужные моменты подключается к общению: сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». Помогает ребенку решать конфликты.

Если тема разговора касается особенностей ребенка – отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел…. Ему трудно, когда… А в остальном Саша такой же, как и все. Он любит… Ему нравится… Ему интересно… ».

В зависимости от успехов ребенка, тьютор выявляет и стремится преодолеть проблемы и затруднения в процессе обучения, оказывает помощь в конфликтных ситуациях. В старшей школе помогает готовить учебно-исследовательские проекты, сопровождает предпрофильную подготовку и профильное обучение. Тьютор задает вектор развития и подсказывает, в каком направлении стоит двигаться, консультирует по вопросу выбора будущей профессии, анализирует взаимосвязь познавательных интересов учащегося и направлений предпрофильной подготовки, помогает в поиске дополнительных профессиональных курсов.

Классный руководитель сопровождает учащегося на всех этапах обучения, однако направления и формы работы с 1-го по 11-й класс практически не меняются. Взаимодействует с учащимся преимущественно во внеурочной деятельности. В рамках индивидуальной работы решает проблемы в обучении и поведении ребенка.

Тьютор большую часть времени тратит на оказание индивидуальной персональной помощи ребенку. Классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимся по мере необходимости.

Снимок экрана (971).png

 Дети с ОВЗ: какие шаги предпринять тьютору, чтобы помочь ребенку адаптироваться в классе

Есть вещи в школе, которые пугают ребенка с ОВЗ: новая обстановка, незнакомые дети и взрослые, режим учебных занятий, отсутствие родителей. Также в школе ребенок вовлечен в различные взаимоотношения с окружающими: ему придется выполнять указания старших, принимать участие в совместной групповой деятельности на уроке и в играх со сверстниками на переменах. У тьютора тогда задача – социализировать ребенка в классном коллективе, сделать пребывание ребенка в классе позитивным и тем самым снизить стресс. Чтобы ввести ребенка в детский коллектив, для тьютора есть алгоритм деятельности.

Проведите предварительную беседу с классом. Если ребенок с ОВЗ сильно отличается от остальных детей внешним видом или поведением, необходимо провести предварительную беседу с учащимися класса. Расскажите о том, почему ребенок с ОВЗ, например, не может ходить или почему ему трудно отвечать на вопросы, запоминать материал, усидеть на месте, общаться с другими.

Попросите учащихся отнестись к нему с пониманием и терпением, а также по возможности оказывать ему помощь. Также можно предложить учащимся класса составить правила общения с ребенком с ОВЗ. Например, это могут быть такие правила как «общаться спокойным тоном, в спокойной обстановке», «внимательно слушать», «быть терпеливыми в общении», «помогать в разговоре: разъяснять, показывать, обращать внимание», «в спорных ситуациях обращаться к взрослому».

Следует рассказать учащимся, что у ребенка с ОВЗ есть не только особенности в развитии, но и способности, например, ребенок плохо говорит, зато умеет слушать; ребенок неусидчив, зато быстро бегает. Так дети в классе поймут, что каждый из них чем-то отличается и чем-то похож.

Включите ребенка с ОВЗ в совместную деятельность. Чтобы ввести ребенка с ОВЗ в коммуникативное пространство класса, понаблюдайте за ребенком с особенностями развития и детьми в классе. В случае если одноклассники ребенка с ОВЗ не проявляют активности, не стремятся с ним общаться, включите его в совместные игры на переменах и во внеурочной деятельности. При этом хорошим стимулом для учащихся класса начать общение с ребенком с ОВЗ будет предложение помочь своему однокласснику, научить его играть в их любимые игры.

Организуйте коллективные мероприятия. Совместно с классным руководителем проводите различные коллективные мероприятия, в которых ребенок с ОВЗ проявит себя. Например, организуйте уборку листьев на территории школы, где гиперактивный ребенок выиграет в соревновании на скорость, когда будет заполнять мешки листьями. А ребенок на коляске будет держать мешок, чтобы листья было удобнее складывать. В таком мероприятии проявить свои способности для ребенка с ОВЗ будет естественным делом.

Приобщайте учащихся класса к помощи ребенку с ОВЗ. Когда общение между учащимися будет налажено, начинайте привлекать одноклассников к помощи ребенку с ОВЗ на уроках, праздниках и других мероприятиях. Например, попросить ученика, который сидит рядом с особым ребенком, помочь ему открыть учебник или периодически показывать, какое упражнение сейчас выполняется в классе. Со временем одноклассники сами будут изъявлять желание и предлагать свою помощь.

Когда адаптационный период закончится, тьютору необходимо занять позицию наблюдателя, вмешиваться только в критических ситуациях и предоставить ребенку с ОВЗ и детскому коллективу максимальную самостоятельность в общении. 

Тьюторская функция классного руководителя.

Оценка 4.8

Тьюторская функция классного руководителя.

Современный мир характеризуется ростом индивидуального сознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности, право на индивидуальную траекторию развития. Тут-то и возникает потребность в тьюторе (с анг. наставник), задачей которого становится непосредственная работа с индивидуальной образовательной программой каждого учащегося. Практика современной школы показывает, что каким бы самостоятельным не был ребенок ему необходимо сопровождение со стороны выборе профессии , принятии решений, выбора целей, сопровождения в трудных жизненных ситуациях. Это открывает перспективы личностного роста человека.
В общем тьютор — это отдельная педагогическая позиция, педагог, который работает непосредственно с детьми. Эта индивидуальная работа с личностью в смысле обсуждения культуры будущего этой самой личности.
Сегодня школа — есть главный инструмент социализации личности в обществе. Именно школа может показать, что мир многообразен, и дело ребенка из этого многообразия выбрать свой вектор развития.
Тьютор должен объяснить ребенку что в мире есть много векторов развития и помочь ему себя попробовать во всех возможных областях.
Когда-нибудь должность тьютора в образовательном учреждении станет такой же привычной, как должность учителя.
Наша идея заключается в следующем: сегодня в нашем образовательном пространстве тьюторов немного. Поэтому важно начать сегодня в учебных заведениях начать подготовку педагогов с тьюторской компетенцией.презентация к семинару

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

О классном руководстве знают все, а тьютор пока для большинства «темная лошадка». В чем заключается деятельность тьютора, и чем это отличается от должности классного руководителя? Разбираем в вопросах и ответах.

деятельность тьютора

Тьютор VS классный руководитель: какая работа подойдет вам?

Все чаще и чаще учителя отказываются брать классное руководство. Почему? Мнение коллеги, отказавшейся от класса в середине учебного года: «Работа неблагодарная, платят мало, а нервы треплют все».

С точки зрения моего опыта, причины две: 

  1. Учитель смешивает личные эмоции (обиды, раздражительность, неудовлетворенность) с рабочими моментами школьной жизни. 
  2. Учитель не умеет быть руководителем. Да, именно руководителем в коллективе из 30 человек. 

Вот тут возникает идея: может быть учителю гораздо комфортнее работать тьютором? Такая должность введена в школы только в ограниченном количестве регионов, но потребность ощущается везде. Давайте разберемся, что же вам больше по душе: классное руководство или тьюторство? 

Индивидуальность или массовость? 

Я классный руководитель в двух классах: в 5-ом и в 11-ом. В фокусе внимания два класса, а это 58 человек. Продумывая мероприятия, образовательные активности, целенаправленно акцент делаю именно на массовость. Как построить, распределить роли, выбрать формат, придумать антураж, костюмы, место проведения и многое другое.

При этом я выступаю в роли организатора или топ-менеджера высшего звена. Кому-то из педагогов такая роль дается тяжело в силу психологических и личностных особенностей.  

«Самое трудное для меня, как классного руководителя, придумывать праздники, выступления класса, выступать режиссером. Зато легко организую работу с небольшой группой ребят, могу подготовить индивидуальное выступление», — Ольга, классный руководитель.

Тьютор в школе сопровождает отдельного ребенка, если он имеет особые образовательные потребности. Например, он должен во время урока привлечь внимание ребенка, например, жестом, направить на задание, включить в процесс, убрать мешающие предметы, помогать взаимодействовать со сверстниками. И это индивидуальная работа. 

Тьютора для дистанционного обучения родители нанимают, если хотят перейти на обучения в онлайн-школу. И тогда обязанность тьютора состоит в том, чтобы научить ребенка учиться: понимать задания и их важность, организовывать свой день. 

Есть школы где тьюторы помогают ученикам 10-11 классов с выбором дальнейшей профессии. Например, в школе Волгоградской области реализуется такой проект: один тьютор сопровождает учеников на протяжении двух лет. Его задача — выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с возможностями, способностями и ресурсами школьника. 

«В старших классах нашей школы ученики разделены по профилям (естественно-научный, филологический, экономический и т. д.), у каждого свой тьютор. Этот педагог ведет как групповую работу (проводит групповые тьюториалы, занимается внеурочной деятельностью), так и индивидуальную (личные беседы ежеквартально и по запросу ученика)»,Екатерина, тьютор. 

Следить за успехами или формировать индивидуальный образовательный маршрут? 

Классный руководитель отвечает буквально за все, что происходит или может произойти с учениками. Он должен быть в курсе, почему ребенок отсутствует в школе, вести учет посещаемости, информировать родителей об успеваемости, быть посредником между ними и учителями – предметниками. 

«Самое большое количество времени у меня забирают рутинные дела по классному руководству: каждый день отметить посещения, заказать обед в столовой, выставить оценки в дневники, заполнить странички классного журнала. Разговоры с родителями ограничила по времени до 20 часов, но все равно звонят и в выходные и вечером», — Людмила, классный руководитель.

Тьюторы индивидуально работают с учениками, содействуют в организации учебно-воспитательного процесса, помогают детям выявлять и развивать их интересы. Основная обязанность – составить индивидуальный образовательный маршрут и помогать ученику двигаться в соответствии с ним. Трудности в обучении, выборе профессии, самоопределении – ключевые сферы деятельности тьютора.

Классный час или тьюторский час? 

Традиционной формой воспитательной работы в школе служит классный час. Сейчас по всей стране по понедельникам проходят «Разговоры о важном». Тематика определяется общая, есть поддержка в виде видеофильмов, презентаций, но в любом случае приходится продумывать рабочие листы или формы рефлексии. Кроме этого есть классные часы по плану воспитательной работы по направлениям, которые тоже необходимо провести и найти для них время. 

Тьюторский час предполагает более камерный характер встреч с воспитанниками (индивидуальный или групповой), где на первый план выходит рефлексивные моменты, планирование образовательных событий, подготовка материалов для самостоятельной образовательной деятельности.  

Документооборот или результаты работы? 

Одна из причин, которую называют учителя при отказе от классного руководства — огромный объем составляемых ими документов, причем как в бумажном, так и в электронном виде.

В первую очередь, это классный журнал. Кроме того, существуют журналы внеурочной деятельности, заполнение которых также лежит на классном руководителе.

Педагог должен:

  • контролировать ведение детьми дневников,
  • вести планы воспитательной работы класса,
  • заполнять личные дела учеников, протоколы родительских собраний, карты индивидуальной работы с детьми группой риска, отчеты по всевозможным мониторингам, ведомости оценок, отчеты по успеваемости.

По своевременности и качеству исполнения документов заместитель директора судит о степени выполнения должностных обязанностей, но можно ли так реально оценить эффективность классного руководителя? 

В тьюторстве документация вариативна, зависит от конкретного учебного заведения. В качестве оценки работы тьютора предлагают

  • использовать карту анализа деятельности наставника,
  • изучить продукты работы специалиста (отчет тьютора в школе, индивидуальные учебные планы, портфолио) и результаты деятельности подопечных (проекты, исследования) для оценки эффективности его труда.  

«Я заполняю специальную таблицу, в которой есть вся информация об ученике (например, карта вузов с желаемыми направлениями, предметами и баллами, результаты пробных экзаменов и т.д.), также кратко прописываю результаты личных бесед с учеником»Екатерина, тьютор

Потребность школы в классных руководителях и тьюторах 

Сколько школе нужно классных руководителей? Вопрос риторический – столько же, сколько и классов! 

А сколько тьюторов нужно в школе? Существуют различные модели. Допустим, в частных школах, где 7-8 человек в классе, может быть один тьютор, работающий с этой группой детей. 

«В школе количество тьюторов соответствует количеству профилей, на одного педагога приходится 4-8 учеников. Не все тьюторы — учителя-предметники своего профиля, но их подавляющее большинство», — Екатерина, тьютор

Входит ли в деятельность тьютора посещение уроков? А классного руководителя?

Присутствие классного руководителя на уроке другого учителя – предметника может быть по причине изучения классного коллектива, особенно в первый этап знакомства с классом. А вторая причина печальная, когда учитель не может справиться с вашим классом и просит содействия. 

Для тьютора посещение урока — это повседневная норма, если он работает с ребенком, например, с расстройствами аутистического спектра. Конечно, для массовой школы это непривычно — присутствие на уроке еще одного взрослого человека. Возникают проблемы выстраивания взаимоотношений тьютора и учителя, умения работать в команде. 

Классный руководитель или тьютор?

В работе любого классного руководителя должна присутствовать тьюторская функция: направлять, поддерживать детей, выстраивать траекторию развития ребенка, создавать ситуации успеха. В свою очередь, тьютор также несет ответственность за своего ученика и становится ему опорой в трудных ситуациях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пепидол инструкция по применению взрослым при диарее
  • Нутрифайбер инструкция по применению цена отзывы аналоги отзывы врачей
  • Капли распутница инструкция по применению женский возбудитель взрослым
  • Должностная инструкция менеджера по качеству на производстве
  • Затирка терракот жаростойкая инструкция по применению