У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения он решил егэ

Задание №6403.
Применение знаний в реальной жизни. ЕГЭ по обществознанию

У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения. Он решил отстаивать свои права способом самозащиты. Найдите в приведённом ниже перечне законные способы самозащиты своих трудовых прав и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в профсоюзную организацию за поддержкой

2) подача искового заявления в суд

3) отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором

4) обращение в государственную инспекцию труда

5) отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает здоровью

6) призывы к трудовому коллективу поддержать позицию сотрудника

Пояснение:
Правильный ответ указан под номерами 3 и 5.

Показать ответ

Источник: Обществознание, ЕГЭ. 30 типовых вариантов. А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль. 2020

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое обобщает все остальные представленные понятия.

дополнительное образование

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к обеспечению исполнения обязательств.

  1. залог
  2. растрата
  3. партнерство
  4. задаток
  5. неустойка
  6. поручительство

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите верные суждения о взаимосвязи общества и природы.

  1. Наличие общества — необходимое условие существования природы.
  2. Общество, как и природа, является средой обитания человека.
  3. Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил.
  4. Зависимость человека и общества от сил природы постоянно возрастает.
  5. Влияние общества на природу противоречиво.

Выберите верные суждения о показателях экономического роста.

  1. Одним из показателей экономического роста является численность трудоспособного населения страны.
  2. Увеличение объема созданных за определенный период товаров и услуг свидетельствует об экономическом росте.
  3. Общим количественным показателем экономического роста служат темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП).
  4. Рост ВВП на душу населения свидетельствует о повышении благосостоянии населения.
  5. Увеличение номинального ВВП является одним из показателей экономического роста.

Правительство страны Z стремится перевести свою экономику на путь интенсивного роста. Выберите из приведенного ниже списка направления, которые могут обеспечить такой рост.

  1. привлечение дополнительных трудовых ресурсов
  2. перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения
  3. увеличение выпуска продукции за счет роста производительности труда
  4. включение в сельскохозяйственный оборот новых земельных площадей
  5. ускорение внедрения достижений науки и техники в производство
  6. повышение ставки подоходного налога

Выберите верные суждения о социальном статусе.

  1. Социологи различают статус прирожденный и присвоенный.
  2. В социологии социальным статусом называется ожидаемое в определенных обстоятельствах поведение личности.
  3. Каждому социальному статусу соответствуют свои права и обязанности.
  4. Статусная позиция «дочь» относится к прирожденному статусу.
  5. Каждый человек обладает совокупностью статусов.

Выберите верные суждения о демократических выборах.

  1. Компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс.
  2. Главное отличие демократических выборов от недемократических состоит в строгом следовании избирательным процедурам.
  3. Началом избирательной кампании является агитация за кандидатов на выборные должности.
  4. При многостепенных выборах избиратели непосредственно голосуют за кандидата в президенты страны.
  5. Свободные демократические выборы являются высшим выражением власти народа.

В стране Z спецслужбы осуществляют постоянный контроль за частной жизнью граждан. Найдите в приведенном ниже перечне дополнительные отличительные черты тоталитарного политического режима.

  1. оппозиционная деятельность запрещена законом
  2. СМИ находятся под полным контролем государства
  3. власть опирается на традиционные институты — семью и церковь
  4. государство обладает суверенитетом
  5. государственный бюджет формирует правительство
  6. существует аппарат государственного принуждения

Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве.

  1. Суд возбуждает гражданские дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав.
  2. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются только коллегиально.
  3. Мировой судья в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, связанные с защитой авторских прав.
  4. Права несовершеннолетних защищают в гражданском процессе их законные представители.
  5. Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными правами и несут равные обязанности.

У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения. Он решил отстаивать свои права способом самозащиты. Найдите в приведенном ниже перечне законные способы самозащиты своих трудовых прав.

  1. обращение в профсоюзную организацию за поддержкой
  2. подача искового заявления в суд
  3. отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором
  4. обращение в государственную инспекцию труда
  5. отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает здоровью
  6. призывы к трудовому коллективу поддержать позицию сотрудника

Тест «Трудовое право»

Avatar

14.05.2020.
Тест. Право, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Трудовой договор. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения о трудовом праве.

Варианты ответов
  • заключение трудового договора при приёме на работу является обязательным.
  • конфессиональная принадлежность является основанием для отказа в приёме на работу.
  • в трудовом праве нет равенства сторон.
  • в социальном государстве нормы трудового права защищают права работников.
  • трудовой договор может заключаться в устной форме.
  • расторжение трудового договора не означает прекращения трудовых отношений.

Вопрос 2

Выпускник вуза первый раз пришел устраиваться на работу. Администрация завела трудовую книжку на нового сотрудника. Найдите в приведённом ниже перечне положения, которые согласно закону вносятся в трудовую книжку, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • сведения о взысканиях
  • информация о размере заработной платы
  • отметка об увольнении работника
  • сведения о поощрениях и наградах
  • информация о переводах на другую работу
  • сведения о выполняемой работе

Вопрос 3

Выберите   верные   суждения   о   трудовом   договоре. 

Варианты ответов
  • Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
  • Обязательными для включения в трудовой договор являются условия: место работы, трудовая функция, условия оплаты труда.
  • Для подписания трудового договора работнику достаточно предоставить паспорт и трудовую книжку.
  • В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством.
  • Трудовой договор может быть заключён только на срок не более трёх лет

Вопрос 4

Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому Кодексу РФ, Леонид должен предъявить работодателю?

Варианты ответов
  • свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
  • выписку из финансово-лицевого счёта
  • налоговое уведомление
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
  • диплом о высшем образовании

Вопрос 5

В соответствии с Трудовым кодексом работодатель уволил Егорова по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Найдите в приведённом ниже списке возможные причины увольнения Егорова

Варианты ответов
  • соглашение сторон
  • призыв Егорова на военную службу
  • административное наказание, исключающее возможность исполнения Егоровым обязанностей по трудовому договору
  • грубое нарушение трудовых обязанностей Егоровым
  • медицинское заключение о признании Егорова полностью неспособным к трудовой деятельности
  • аттестация Егорова как работника, не соответствующего занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией

Вопрос 6

Рабочий день в книжном магазине начинается в 10 часов утра. Кассир Анна Петрова дважды в течение месяца опоздала на работу без уважительной причины. Выберите в приведенном ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации

Варианты ответов
  • материальное взыскание
  • предупреждение
  • дисциплинарный проступок
  • трудовое право
  • замечание
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности

Вопрос 7

У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения. Он решил отстаивать свои права способом самозащиты. Найдите в приведённом ниже перечне законные способы самозащиты своих трудовых прав

Варианты ответов
  • обращение в профсоюзную организацию за поддержкой
  • подача искового заявления в суд
  • отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором
  • обращение в государственную инспекцию труда
  • отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает здоровью
  • призывы к трудовому коллективу поддержать позицию сотрудника

Вопрос 8

Работодатель Сидоров заключил трудовой договор с шестнадцатилетним Кузнецовым. Найдите в приведенном ниже списке особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Варианты ответов
  • обязательный ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя
  • запрет применения труда на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью
  • продолжительность ежегодного отпуска 42 календарных дня
  • запрет применения труда на работах с опасными условиями труда
  • предоставление ежегодного отпуска только в летнее время
  • двойная оплата труда при поездке в командировку и работу в праздничные дни

Вопрос 9

Установите соответствие между обстоятельствами и общими основаниями прекращения трудового договора в РФ:

1.

обстоятельства, не зависящие от воли сторон

2.

расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Варианты ответов
  • ликвидация организации
  • сокращение штата работников организации
  • однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей
  • неизбрание на должность
  • призыв работника на военную службу

Вопрос 10

Установите соответствие между примерами и условиями трудового договора: 

1.

обязательные

2.

дополнительные

Варианты ответов
  • трудовая функция
  • оплата работодателем съёмной квартиры работника
  • предоставление работнику служебного автомобиля с водителем
  • дата начала работы
  • условия оплаты труда

Вопрос 11

Выберите верные суждения о рабочем времени и времени отдыха

Варианты ответов
  • нормальная продолжительность рабочего времени в РФ не может превышать 40 часов в неделю.
  • работники могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
  • для несовершеннолетних работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени
  • для всех военнослужащих по контракту установлена сокращённая продолжительность времени
  • продолжительность рабочей недели в РФ составляет 24 часа

Вопрос 12

Что, согласно Трудовому кодексу РФ, относится к правам работодателя?

Варианты ответов
  • право требовать соблюдения трудовой дисциплины
  • право на отдых
  • право поощрять работников
  • право на справедливую оплату труда
  • право на наличие безопасных условий труда
  • право привлекать работников к дисциплинарной ответственности

Вопрос 13

Игорь работает слесарем на заводе. Какие из приведённых позиций характеризуют его права работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

Варианты ответов
  • вступление в профессиональный союз для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов
  • соблюдение трудовой дисциплины
  • получение полной достоверной информации об условиях труда
  • бережное отношение к имуществу работодателя
  • выполнение установленных производственных норм
  • получение работы, обусловленной трудовым договором

Вопрос 14

Сотрудница фирмы «Ярославна» Ольга П. обратилась в Государственную инспекцию труда с жалобой на несоблюдение владельцем фирмы обязанностей работодателя. Найдите в приведенном ниже перечне обязанности работодателя

Варианты ответов
  • выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности
  • поощрять работников за добросовестный труд
  • предоставлять работу в соответствии с трудовым договором
  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя
  • обеспечить безопасность трудовой деятельности
  • осуществлять обязательное социальное страхование работников

Вопрос 15

Согласно Трудовому кодексу РФ обязанностям работника относятся:

Варианты ответов
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей
  • участвовать в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах
  • участвовать в деятельности профессионального союза
  • защищать свои трудовые права и законные интересы всеми не запрещёнными законом способами
  • своевременное получение зарплаты
  • выполнение установленных производственных норм

Вопрос 16

В каких ситуациях администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работников? Выберите верные положения

Варианты ответов
  • За три календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.
  • Софья В. болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу, получила на руки приказ об увольнении.
  • Ирина С. была уволена за отсутствие на рабочем месте более четырех часов, — ее вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован ее сын.
  • Трудовой договор с Татьяной А. был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.
  • Аркадий С. был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.
  • Диана С. была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией.

Вопрос 17

Несовершеннолетние несут полную материальную ответственность за:

Варианты ответов
  • ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
  • разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну
  • умышленное причинение ущерба
  • ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка
  • за нарушение трудовой дисциплины

Вопрос 18

Выберите верные  суждения о коллективном трудовом договоре и соглашении

Варианты ответов
  • коллективный договор устанавливает на предприятии льготы для различных категорий работников
  • коллективный договор заключается на срок не более 10 лет.
  • коллективный договор устанавливает на предприятии форму, систему и размер оплаты труда, компенсации и доплаты.
  • коллективный договор устанавливает на предприятии меры по охране труда, условия медицинского и социального страхования.
  • коллективный договор устанавливает общие условия труда на территории муниципального образования

Вопрос 19

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ:

Варианты ответов
  • давать представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением
  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей
  • обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда
  • возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры

Вопрос 20

Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ:  

1.

инициатива работника

2.

инициатива работодателя

3.

обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Варианты ответов
  • Пётр Б. признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
  • Григорий Н. неоднократно появляется на своем рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
  • Евгений М. нашел более престижную работу.
  • Аттестационная комиссия института подтвердила отсутствие у Зои Р. достаточной квалификации для занимаемой должности.
  • 19-летний Василий Ф. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

Вопрос 21

Выберите верные суждения о порядке заключения и расторжения трудового договора с несовершеннолетним

Варианты ответов
  • Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
  • Лицо, достигшее возраста 14 лет, может заключить трудовой договор при наличии согласия обоих родителей и разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.
  • В кинематографических организациях, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается заключение трудового договора с лицами моложе 14 лет с разрешения органа опеки и попечительства.
  • Трудовой договор от имени работника, не достигшего 15 лет, подписывает его родитель (опекун).
  • Увольнение работника в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних

Вопрос 22

Какие условия трудового договора являются дополнительными

Варианты ответов
  • режим труда работника
  • виды и условия социального страхования работника
  • режим времени отдыха работника
  • неразглашение работником коммерческой тайны
  • права и обязанности работодателя
  • испытательный срок для работника

Вопрос 23

Максим заключил трудовой договор с работодателем. Что из перечисленного ниже в соответствии с Трудовым кодексом РФ обязательно должно быть указано в трудовом договоре?

Варианты ответов
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица.
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателями)
  • фамилия, имя, отчество ближайших родственников работника и работодателя
  • семейное положение
  • место и дата заключения трудового договора
  • политические взгляды работника

Вопрос 24

Установите соответствие между особенностями регулирования трудовых отношений с работниками и разными категориями работников согласно Трудовому кодексу РФ:  

1.

только 14-летние работники

2.

все несовершеннолетние работники

3.

совершеннолетние работники

Варианты ответов
  • нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю
  • при заключении трудового договора в нём по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе
  • необходимость для заключения трудового договора письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства
  • запрет выполнения работ, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию
  • право получить ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное время

Вопрос 25

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «порядок приема на работу». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Варианты ответов
  • приказ
  • потеря квалификации
  • трудовая книжка
  • испытательный срок
  • организация профсоюзов
  • трудовой договор

Вопрос 26

Заполните пропуск в таблице.

Трудовые споры

…  трудовой спор

неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения норм трудового права

коллективный  трудовой спор

неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), выполнения коллективного договора

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства Факторные доходы
Земля Рента
Заработная плата

Ответ: Труд

2.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное воспитание, дополнительное образование, социализация молодежи, школьное обуче­ние, трудовая подготовка.

Ответ: социализация молодёжи

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к обеспечению ис­полнения обязательств.

1) залог; 2) растрата; 3) партнерство; 4) задаток; 5) неустойка; 6) поручительство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под кото­рыми они указаны.

4.Выберите верные суждения о взаимосвязи общества и природы и запишите цифры,под которы­ми они указаны.

1) Наличие общества — необходимое условие существования природы.

2) Общество, как и природа, является средой обитания человека.

3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производитель­ных сил.

4) Зависимость человека и общества от сил природы постоянно возрастает.

5) Влияние общества на природу противоречиво.

Ответ: 2,5

5.Установите соответствие между примерами и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ                                                                         ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

A) школьное оборудование                                           1) духовная культура

Б) теория обучения                                                           2) материальная культура

B) моральный климат в коллективе

Г) классный журнал

Д) технические средства обучения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6.Развитие общества сопровождается отмиранием одних институтов и появлением других. Какие черты присущи любому социальному институту? Запишите цифры,под которыми они указаны.

1)нацеленность на удовлетворение определенных потребностей людей

2)регулирование деятельности совокупностью норм

3)подчинение нижестоящих вышестоящим

4)выборность главы организации

5)разграничение функций и полномочий

6)опора в деятельности на научные знания

Ответ: 2,5____________________

7.Выберите верные суждения о показателях экономического роста и запишите цифры,под кото­рыми они указаны.

1) Одним из показателей экономического роста является численность трудоспособного населе­ния страны.

2) Увеличение объема созданных за определенный период товаров и услуг свидетельствует об экономическом росте.

3) Общим количественным показателем экономического роста служат темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

4) Рост ВВП на душу населения свидетельствует о повышении благосостояния населения.

5) Увеличение номинального ВВП является одним из показателей экономического роста.

Ответ: 3 .4

8.Установите соответствие между конкретными примерами и видами безработицы: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1) структурная
2) фрикционная
3) циклическая

ПРИМЕРЫ

A) ветеринар оставил работу по собственному желанию и ищет новую

Б) шахтер уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии

B) строитель уволен в связи с замораживанием стройки в условиях общего спада производ­ства

Г) выпускник вуза ищет работу

Д) телефонистка была вынуждена уволиться с пе­реходом к автоматической телефонной связи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9.Правительство страны Z стремится перевести свою экономику на путь интенсивного роста. Вы­берите из приведенного ниже списка направления, которые могут обеспечить такой рост, и за­пишите цифры,под которыми они указаны.

1)привлечение дополнительных трудовых ресурсов

2)перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения

3)увеличение выпуска продукции за счет роста производительности труда

4)включение в сельскохозяйственный оборот новых земельных площадей

5)ускорение внедрения достижений науки и техники в производство

6)повышение ставки подоходного налога

Ответ:1,4 ,5

10.На графике изображено изменение спроса на мобильные устройства на р п потребительском рынке: кривая спроса переместилась из положения D в D D положение D±. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)                                                                                              ‘К

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За-                              N.

пишите цифры,под которыми они указаны.                                                                     N. N.

1) обновление технологической базы создания мобильных устройств

2) появление на рынке новых усовершенствованных моделей мобильных телефонов

3) существенное снижение цен на использование стационарной телефонной связи

4) широкая пропаганда идей ограничения времени использования мобильных телефонов по ме­дицинским показаниям

5) снижение доходов городского населения

Ответ: 2,5

11.Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры,под которыми они указаны.

1) Социологи различают статус прирожденный и присвоенный.

2) В социологии социальным статусом называется ожидаемое в определенных обстоятельствах поведение личности.

3) Каждому социальному статусу соответствуют свои права и обязанности.

4) Статусная позиция «дочь» относится к прирожденному статусу.

5) Каждый человек обладает совокупностью статусов.

Ответ:1,3,4,5 

12.Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали во­прос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

■ Увеличение количества неполных семей

■ Плохие отношения между родителями Отсутствие у родителей необходимых знаний

й Вмешательство родственников в воспитание детей

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запи­шите цифры,под которыми они указаны.

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспита­тельный потенциал семьи.

2) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

3) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

4) При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей сте­пени, чем женщины, придают значение составу семьи.

5) Женщины в меньшей мере ощущают недостаток необходимых родителям знаний, чем муж­чины.

Ответ:  4,5

13. Выберите верные суждения о демократических выборах и запишите цифры,под которыми они указаны.

1) Компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс.

2) Главное отличие демократических выборов от недемократических состоит в строгом следова­нии избирательным процедурам.

3) Началом избирательной кампании является агитация за кандидатов на выборные должно­сти.

4) При многостепенных выборах избиратели непосредственно голосуют за кандидата в президен­ты страны.

5) Свободные демократические выборы являются высшим выражением власти народа.

Ответ:1,3,4,5

14.

ПРИЗНАКИ
А) возможнс
Б) основная

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
1) мажоритарная
2) пропорциональная

Установите соответствие между признаками избирательных систем и их видами: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ного лица (президента, губернатора)

возможно голосование в два тура основная форма при выборах должност­

В) установление непосредственных связей между кандидатом и избирателями

Г) использование партиями списков канди­датов

Д) наличие избирательного барьера

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г д
2 1 1 2 1

15.В стране Z спецслужбы осуществляют постоянный контроль за частной жизнью граждан. Най­дите в приведенном ниже перечне дополнительные отличительные черты тоталитарного полити­ческого режима и запишите цифры,под которыми они указаны.

1) оппозиционная деятельность запрещена законом

2) СМИ находятся под полным контролем государства

3) власть опирается на традиционные институты — семью и церковь

4) государство обладает суверенитетом

5) государственный бюджет формирует правительство

8) существует аппарат государственного принуждения

Ответ: 1,2,5,8

16.Россия имеет федеративное устройство. Что из перечисленного согласно Конституции РФ отно­сится к субъектам Федерации? Выберите нужные позиции из списка и запишите цифры,под которыми они указаны.

1) республики

2) края

3) регионы

4) города с населением более миллиона человек

5) автономные области

Ответ:1,2,4

17.Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве и запишите цифры,под которыми они указаны.

1) Суд возбуждает гражданские дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав.

2) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются только коллегиально.

3) Мировой судья в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, связанные с защитой авторских прав.

4) Права несовершеннолетних защищают в гражданском процессе их законные представители.

5) Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными правами и несут равные обя­занности.

Ответ:1,4,5

18.Установите соответствие между определенными в законе обязанностями в сфере трудовых отно­шений и сторонами трудовых отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЯЗАННОСТИ                                                               СТОРОНЫ

A) соблюдать правила трудового распорядка              1) работник

Б) обеспечивать безопасные условия труда                   2) работодатель

B) соблюдать требования по охране труда

Г) выполнять предписания государственной ин­

спекции

Д) вести переговоры и заключать коллективный

договор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19.У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения. Он решил отстаивать свои права способом самозащиты. Найдите в приведенном ниже перечне закон­ные способы самозащиты своих трудовых прав и запишите цифры,под которыми они указаны.

1)обращение в профсоюзную организацию за поддержкой

2)подача искового заявления в суд

3)отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором

4)обращение в государственную инспекцию труда

5)отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает здоровью

6)призывы к трудовому коллективу поддержать позицию сотрудника

Ответ: 2,3,5

20.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Процессу(А) товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Одним из них является закон спроса, который гласит: чем выше(Б) товара, тем меньшее его ко­личество будет куплено потребителями. Снижение количества покупок данного товара происхо­дит также вследствие насыщения(В) людей. Другим законом рынка является закон пред­ложения. От уровня рыночных цен на товары зависит (Г) и продавцов и фирм- производителей. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская (Д) по экономии(Е), изменению техноло­гий, корректировке объема выпуска товаров».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обрати­те внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) ресурсы
2) обмен
3) спрос
4) налог
5) цена

6)дефицит
7)потребность
8)деятельность
9)доход

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таб­лицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21,22 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип правосудия и уго­ловного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Дейст­вующая Конституция не ограничивается декларированием этого принципа, не довольствуется общим указанием на право каждого защищать законными средствами свои права и свободы. Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплат­ной в случаях, установленных законом. В ч. 2 ст. 48 определяется момент вступления защитника в уголовный процесс.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ указывается, что суд, прокурор, следователь и дознава­тель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищать­ся всеми не запрещенными в настоящем кодексе средствами.

Право обвиняемого на защиту представляет совокупность средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; настаивать на изменении об­винения; представлять доказательства смягчения его ответственности.

Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта.

Конституцией провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия. Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголов­ным делам разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сто­рона (прокурор, потерпевший и др.), а функцию защиты — другая сторона (обвиняемый, подозревае­мый, защитник, законный представитель подозреваемого и обвиняемого). Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Функция разрешения дела (уголовного, гра­жданского) принадлежит суду.

Действие принципа состязательности состоит в таком построении судопроизводства, при котором функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо; суд не является органом уго­ловного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты, он создает необ­ходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления пре­доставляемых прав.

(В. Божьев )

21.Чем обеспечивается право обвиняемого на защиту? Укажите не менее трех позиций.

ОТВЕТ: Часть первая ст 48 конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной в случаях установленных законом. В ч.2 ст.48 определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разьясняют подозреваемому и обвиняемому из права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещёнными в настоящем кодексе средствами.

22.В тексте используется понятие «законные представители». Объясните его смысл. В чем выража­ется сущность принципа состязательности сторон? Как с учетом этого принципа строится судо­производство?

Ответ:Законный представитель, т.е. адвокат. Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно так же означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субьекта. Сущность принципа состязательности сторон состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам разбирательство построенно таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона(прокурор, потерпевший и др.), а функцию защиты – другая сторона(обвиняемый,подозреваемый, защитник, законный представитель обвиняемого). Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны.Функция разрешения дела(уголовного, гражданского) принадлежит суду. Судопроизводство строится таким образом, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;

23.Какие участники уголовного процесса со стороны обвинения упомянуты в тексте? Назовите не менее трех участников. Опираясь на текст, используя обществоведческие знания и материалы СМИ, укажите и конкретизируйте две функции прокурора в уголовном преследовании в ходе уголовного судопроизводства.

Ответ: потерпевший, прокурор и судья. Функция прокурора — обвинение

24.Существует мнение, что людям, обвиняемым в тяжких преступлениях, не следует бесплатно предоставлять юридические услуги, так как в этом случае преступные лица поддерживаются на деньги налогоплательщиков. Используя текст, опираясь на обществоведческие знания, материа­лы СМИ, приведите три довода в опровержение этого мнения.

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный бюджет»? Привлекая зна­ния обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее ин­формацию об источниках доходов государственного бюджета, и одно предложение, характери­зующее порядок принятия и исполнения государственного бюджета.

26.Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы пар­тий, выделяемые в соответствии с каждой из этих классификаций.

27.Работница швейного комбината за трудовые достижения была отмечена почетной грамотой предприятия. При переходе на другую фабрику она увидела, что в ее трудовой книжке отметки о награждении нет. Администрация предприятия заверяла ее, что все необходимые в соответст­вии с законодательством записи в трудовой книжке сделаны.

Кто прав в этом споре? Какая отрасль права регулирует права и обязанности работника и рабо­тодателя? Какие еще сведения в соответствии с законом должны быть отражены в трудовой книжке? (Назовите любые две позиции.)

28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение личности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более при­влекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1 -29.5).

29.Выберите одноиз предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини­сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их).

При раскрытии -обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах ис­пользуйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), ил­люстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым поло­жением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия «Внеобщественный человек не может иметь морали» (Вольтер).
29.2 Экономика ♦Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека).
29.3 Социология, со­циальная пси­хология «Семья — это та часть первичной среды, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский).
29.4 Политология «Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас: ведь необходимо, чтобы целое предшествовало час­ти» (Аристотель).
29.5 Правоведение «Закон благосклонен к несовершеннолетним» (юридическое изречение).

 ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Либерализм Отстаивание идей свободного рынка, ограничения роли государст­ва в обществе, приоритета личных интересов
• • ♦ Приверженность идеалам стабильности, устойчивого развития, традиционным ценностям

Ответ: ______________________

Споры на работе неприятны, но неизбежны: только 8% сотрудников ни разу не сталкивались с конфликтами в коллективе. Возможно, это фрилансеры. Четверть опрошенных конфликтует ежемесячно, а 16% – ежедневно. Все это ухудшает работу организации, снижает ее эффективность, может привести к потере прибыли или текучке кадров.

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Частота конфликтов в коллективе

Портал Praca.by проводил опрос с кем чаще возникают конфликтные ситуации на работе. В результате было выявлено, что больше всего конфликтов происходит с коллегами — 43,8%, на втором месте ответ «с руководством» — 34,7%. Меньше всего раздоров возникает с подчиненными – 21,5%.

Опрос с кем чаще возникают конфликтные ситуации

Как вести себя руководителю, чтобы помочь сотрудникам выйти из конфликта? 

Причины конфликтов между сотрудниками

1. Несовершенная организация работы

Рабочие процессы должны быть прозрачны и понятны для сотрудников. Если бизнес-процессы четко прописаны, для неразберихи нет места – организация работает слаженно. 44% респондентов в исследовании HeadHunter признали, что неправильно построенная работа и система коммуникации становятся причинами конфликтов.

2. Неясный круг обязанностей

Каждый работник должен понимать, за решение каких задач он отвечает, а что находится вне его компетенции. Если руководитель не может распределить обязанности между сотрудниками, определить зону ответственности, формулирует задачу расплывчато – это дает повод для конфликтов.

3. Отношения между сотрудниками

От работников ждут, прежде всего, выполнения своих функций, но невозможно запретить им общаться на личные темы или составлять мнение друг о друге. Бывает, что люди не сходятся в оценке каких-то событий, увлечениях, образе жизни. Это ведет к возникновению напряженности.

Нельзя требовать от подчиненных, чтобы они общались исключительно тепло и по-дружески, но задача руководителя – сделать так, чтобы эти различия не мешали работе. Нужно делать упор на сплочение коллектива разными способами. Например, исследование Buffett National Wellness Survey показало, что в компаниях, где внедрен корпоративный спорт, сотрудники брали меньше больничных, доходы стали в среднем на 11% выше, а прибыль акционеров выросла на 28%.

4. Особенности поведения сотрудников

Оскорбления, переход на личности, скандалы – все это недопустимо в рабочей обстановке. Даже если человек прав в оценке ситуации, ее слишком эмоциональное изложение может спровоцировать еще больший конфликт.

5. Ограниченность ресурсов

Конфликты возникают в точке соприкосновения интересов. Нехватка материальных, финансовых ресурсов ведет к столкновениям и борьбе за них.

6. Недостаток информации

Скрывая важную информацию от сотрудников, руководство может спровоцировать возникновение слухов. В кризисных условиях, когда обстановка в коллективе напряжена, неосторожное слово может повлечь за собой череду сплетен и домыслов, провоцируя конфликты.

По статистике – 86% руководителей и сотрудников называют причиной сбоя в работе именно неэффективное общение и отсутствие сотрудничества.

7. Излишнее давление

Невозможно работать в состоянии постоянного аврала. Стресс сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, может привести к скандалам и выяснению отношений.

Это основные причины рабочих конфликтов, но поводов для них намного больше. Эффективнее предупреждать конфликты между сотрудниками, чем постоянно тушить возникающие пожары. Основные направления работы руководителя в этом вопросе:

  • оптимизация работы организации – выстраивание логичных вертикальных и горизонтальных связей, разделение ответственности;
  • создание комфортных условий работы;
  • устранение психологических причин конфликтов – улучшение отношений в коллективе, снижение стресса, нейтрализация раздражающих факторов;
  • справедливая и гласная система поощрений и наказаний.

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Работа с конфликтом

Этапы работы с конфликтом

Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).

HR-специалисты из Великобритании проводили исследование в ходе которого следующие проценты респондентов заявили, что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:

  • 27%: личные нападки и оскорбления;
  • 25%: отсутствие на работе и больничные;
  • 18%: конфликт между отделами;
  • 18%: издевательства;
  • 18%: увольнение сотрудников;
  • 16%: увольняют коллег;
  • 13%: члены команды перемещаются между отделами;
  • 9%: провал проектов.

Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.

Этап 1 – Прояснение ситуации

Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.

Этап 2 – Моделирование «идеального» будущего

На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник. Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению.

Этап 3 – Переход к конструктиву

Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций.
Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу. Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.

Этап 4 – Поиск решения

На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность. В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех.

Этап 5 – Фиксация примирения

Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены. Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.

Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING:

«Конфликт возник на почве того, что одного сотрудника назначили руководителем отдела над другим. Подчиненный посчитал нового начальника некомпетентным и не соответствующим этой роли.
Я предложил собственнику выступить регулятором в этом конфликте, так как ему было важно сохранить обоих. Но, в итоге, пришли к более простому решению – развести участников конфликта по разным подразделениям, благо размеры компании и функционал это позволяли.
Конфликт сотрудников был решен исключением взаимодействия. Такое легкое решение, конечно, возможно далеко не всегда. Для остальных случаев есть довольно объемная процедура урегулирования конфликта по специальной методике»

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Стратегии выхода из конфликта

Стратегии решения конфликта между сотрудниками

Стратегия — это линия поведения, которую выбирают участники конфликта. Она оказывает решающее значение на итог спора. Руководитель, работая с конфликтной ситуацией, должен направить подчиненных к выбору наиболее продуктивной стратегии. Некоторые из них предполагают не открытое противостояние, а уход от решения проблемы. Эти очаги напряжения впоследствии могут привести к кризису, поэтому на такие «скрытые» конфликты тоже важно обращать внимание. Пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1. Конкуренция – оппоненты ориентированы только на свои цели, готовы к открытой борьбе, навязыванию своей точки зрения другой стороне. Уступка в конфликте воспринимается как проигрыш.
Когда такая позиция оправдана? В случаях, если ситуация опасная и нет времени на переговоры. Выбранное решение должно быть конструктивно, выгодно для всей организации, а не для конкретного человека. В остальных случаях эта стратегия носит разрушительный характер, ведет к ухудшению отношений.

2. Уступка – отказ от борьбы, добровольный или под влиянием обстоятельств. Выбирая эту стратегию, участник конфликта стремится сохранить хорошие отношения, уклоняясь от открытого противостояния. Уход от конфликта необходим в случаях осознания неправильности своей позиции, зависимости от оппонента, когда ущерб, полученный в ходе противостояния больше, чем возможная выгода. В этой стратегии конфликт между сотрудниками очевиден, но одна из сторон сознательно от него уходит.

3. Компромисс – каждый оппонент в чем-то уступает, чтобы прийти к общему решению. Используется при равных возможностях, но взаимоисключающих интересах участников конфликта. Для выбора этой стратегии нужно желание идти навстречу друг другу. Несмотря не то, что это конструктивный подход, сотрудники могут быть удовлетворены решением, так как вынуждены в чем-то поступиться.

4. Избегание конфликта – отрицание, стремление закрыть глаза на возникающее напряжение. Эта стратегия используется для того, чтобы выиграть время, определиться с линией поведения перед тем, как конфликт перейдет в открытую фазу. Также конфликт избегают, если его предмет не важен для сотрудника, он надеется, что ситуация решится сама.

5. Сотрудничество – поиск такого решения, которое устроит всех. Для поиска решения нужен полный и открытый анализ, обсуждения разногласий, желание решить конфликт с выгодой для всех коллег. Это наиболее эффективное поведение, но и самое сложное.

Рассмотрим эти стратегии на примере:

Менеджер пообещал клиенту, что дизайн сайта будет готов за неделю. Дизайнер может успеть выполнить эту работу, если откажется от остальных проектов, но подведет других заказчиков. Менеджер настаивает – клиент крупный, возможно долгосрочное сотрудничество, можно «подвинуть» остальных в очереди. Возникает конфликт.

Если в этой ситуации выбрать стратегию конкуренции, менеджер и дизайнер могут потратить немало времени на выяснение, чья позиция правильная, привлечение коллег, обсуждение ситуации с руководителем. Время будет упущено, отношения испорчены.

Дизайнер может поработать в выходные или задержаться подольше, чтобы не обострять ситуацию. В конце концов, зачем портить отношения с менеджером, можно и уступить, пожертвовав своим свободным временем. Этот способ решения конфликта между сотрудниками не может считаться выигрышным, так как дизайнер вынужден перерабатывать из-за чужой ошибки.

Менеджер может проигнорировать слова дизайнера и надеяться, что все само как-нибудь решится – клиент забудет об установленном сроке или работа потребует меньше времени. Он избежит конфликта, но последствием может стать потеря заказчика.

В случае выбора компромиссного решения стороны идут на взаимные уступки: менеджер просит заказчика немного подождать, а дизайнер пару раз задерживается на работе или передвигает некритичные задачи в пользу требуемого проекта. В итоге – все соглашения выполнены, но остается некоторая напряженность.

Выбирая стратегию сотрудничества, менеджер и дизайнер могут проанализировать загруженность дизайнера, возможность подвинуть какие-то заказы или делегировать их другим исполнителям, а также рассматривают увеличение срока выполнения для крупного заказа. Это анализ позволит выбрать оптимальное решение, устраивающее все стороны. Чтобы предупредить конфликт сотрудников в дальнейшем, руководитель может оптимизировать процесс работы, например, обязать менеджера уточнять сроки выполнения заказа у дизайнера до того, как озвучить их заказчику.

Александр Аларийский, основатель toxoff.net:

«Задача руководителя – выявлять и пресекать конфликты в организации. Проводить справедливую политику и не нарушать правил закона и морали самому.

Для руководителя важно примирить стороны конфликта, выяснить повод, проанализировать объяснения, определить настоящую причину и устранить источник конфликтов.

Причина столкновений зачастую скрыта от наблюдателя. В моей практике, за конфликтующими часто прячется организатор противостояния. Особенно, если спор сопровождается негативными эмоциями: злостью, ненавистью, обидой. В первую очередь, нужно найти того, кому это выгодно.

Польза от конфликта есть, но она зависит от действий руководителя: очерчиваются границы поведения, повышается трудовая дисциплина. В итоге, работа налаживается. Справедливость наказания для вредителей успокаивает и мотивирует рабочий коллектив».

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Травля в коллективе

Не просто конфликт сотрудников: травля в коллективе

Отдельно от рабочих конфликтов стоит психологический террор, травля «неудобных» сотрудников. Его причинами могут стать личная неприязнь, напряженные отношения в коллективе, наличие провокатора, который получает удовольствие, сталкивая сотрудников. Если источником травли является один человек, это явление называется буллинг, если группа сотрудников – моббинг. Проявления могут быть разными: бойкот, сплетни, клевета, утаивание информации, необоснованная критика и многое другое.

Жертвой моббинга может стать кто угодно:

  • новый начальник, не принимаемый коллективом;
  • очень одаренный сотрудник, коллеги которого против того, чтобы он «высовывался»;
  • скромный трудяга, который просто не может ответить обидчикам.

Травля показывает, что в коллективе сложилась нездоровая атмосфера, поэтому важно предупреждать подобные явления. Но сделать это бывает очень сложно – провокаторы на разборе конфликта выходят сухими из воды, перекладывая ответственность на других коллег. Моббинг сложно распознать и прекратить – помощь жертве может быть воспринята как попытка ее выделить, что приведет к эскалации конфликта.

Часто травля имеет скрытые мотивы, и для ее преодоления лучше обратиться к специалисту. Он поможет найти зачинщиков конфликта, определить, что стало его причиной, наладить отношения в коллективе. Если речь идет о конкретном провокаторе, который из-за особенностей характера, отсутствия такта, конфликтности, сталкивает между собой других сотрудников, стоит задуматься, насколько ценен этот человек для организации. Решением в этой ситуации может стать увольнение такого работника, перевод жертвы травли в другое подразделение, расформирование отдела либо мероприятия по улучшению взаимоотношений, поощрение командной работы, работа с психологом.

Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

«Трудовые будни отдела продаж были похожи на театр военных действий: люди конфликтовали из-за распределения клиентских запросов с сайта, предоставления специальных условий заказчикам, резервирования товара, последовательности обработки документов. Это была не просто вражда, сотрудники откровенно вредили друг другу. У одного менеджера постоянно пропадали документы, и он вынужден был ходить с толстой папкой «первички» на обед и кофе-брейк. У другого постоянно «зависал» компьютер и не работала почтовая программа, до третьего невозможно было дозвониться из-за постоянных проблем со связью.

Какое-то время руководитель закрывал на это глаза, считая это проявлениями здоровой конкуренции. Но однажды в отсутствие одной из сотрудниц в офисе, ее клиенту сказали, что она уволена в связи с утратой доверия со стороны руководства. Это привело к потере крупного заказа, и чаша терпения руководителя переполнилась.

Чтобы преодолеть конфликтность и вредительство в коллективе, он пересмотрел систему мотивации отдела и добавил к персональным премиям командный бонус, мотивирующий людей сотрудничать, обмениваться опытом, помогать друг другу в получении заказов и развитии работы с клиентами. Также он согласовал для отдела проведение нескольких тренингов по тимбилдингу, чтобы снизить уровень агрессии и помочь людям перейти от противостояния к взаимовыручке.

Это помогло развить навыки взаимодействия в команде и снизить уровень напряженности. На стабилизацию ситуации ушло около трех месяцев, постепенно вредительство прекратилось, а показатели эффективности отдела пошли вверх. Через 6-7 месяцев рост продаж составил 10-12%»

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Успешное решение конфликта

Резюмируем

Для любого руководителя конфликт сотрудников – это проверка на прочность, своеобразный экзамен. Начальник должен занять нейтральную позицию и, с помощью переговоров, помочь сотрудникам прийти к взаимовыгодному решению. Существует 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: избегание конфликта, уступка, конкуренция, сотрудничество и компромисс. Конструктивными способами выхода из конфликта считаются компромисс и сотрудничество, к ним следует стремиться в разрешении спорных ситуаций. Но это не значит, что другие стратегии нужно отвергать. Учитывая все обстоятельства конфликта, взвешивая все «за» и «против», выбирайте оптимальное решение в конкретной ситуации.

Отдельно от рабочих конфликтов стоит явление травли в коллективе – психологическое давление, направленное на конкретного человека. Руководитель должен быть в курсе проблем коллектива и не допускать подобных явлений.

Конфликты отрицательно влияют на работу – возрастает напряжение, вместо работы сотрудники выясняют кто прав, кто виноват, теряются заказы, падает прибыль. Если коллектив конфликтный, возникает текучка кадров, много ресурсов тратится на то, чтобы обучить новых сотрудников, ввести их в курс дела.

Вместе с тем, часть споров может улучшить работу компании. Если существуют конфликты по поводу разделения обязанностей – это повод доработать бизнес-процессы и составить четкий алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда – нужно создать систему критериев оценки, премий и штрафов. Если споры возникают из-за перегруженности работников, можно установить систему учета рабочего времени, чтобы проанализировать ситуацию.

Часто конфликты – результат роста организации, лучше преодолеть их, пока организация небольшая, чтобы при масштабировании бизнеса эти проблемы уже не мешали.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сорбифер капсулы инструкция по применению цена
  • Витамин д3 инструкция по применению взрослым в таблетках для чего
  • Сентор 50 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Принципы успешного руководства
  • Ремо вакс инструкция по применению для детей сколько капель