Учебная литература учебно методическое руководство

руководство

по оформлению

учебно-методических материалов

Составитель

Преподавтель
высшей категории Козлова Т.В.

Оглавление

Пояснительная
записка……………………………………………………………3

Виды учебных и
учебно-методических материалов……………………………4

Структура
методической разработки для преподавателей……………………..8

Структура
методической разработки для обучающихся………………………12

Требования к
оформлению текста методических материалов………………..15

Список  использованных
источников………………………………………..…20

Приложения………………………………………………………………………21

пояснительная записка

Реализация Федерального государственного
образовательного стандарта (далее — ФГОС) предполагает не только пересмотр
содержания и структуры программ, календарно-тематических планов, но создание (а
не просто обновление) принципиально новых учебно-методических материалов,
позволяющих эффективно организовать образовательный процесс по конкретной
специальности.

Компетентностный подход в обучении реализуется
преподавателем посредством достаточно широкого спектра образовательных
технологий. При этом наряду с традиционными методами проблемного и контекстного
обучения педагогами используются активные методы обучения (деловые игры,
тренинги, метод «малых групп»), а также современные информационные технологии:
мультимедийные материалы, телекоммуникационные технологии, дистанционное
обучение.

Достаточно затруднительно создать в короткие сроки
полноценный учебник федерального уровня с учетом принципов модульного обучения.
В связи с этим особое значение приобретают авторские учебные пособия,
дополняющие, конкретизирующие имеющиеся учебники, в соответствии с
потребностями образовательной стратегии.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в
максимальной нагрузке также предполагает тщательную подготовку подробных
указаний, рекомендации по организации данного вида деятельности.

В сложившейся ситуации возникает необходимость в
пересмотре содержания уже имеющихся у преподавателей учебно-методических
материалов, а также в подготовке и принципиально новых изданий.

Цель данного «Руководства» заключается в разъяснении и
уточнении специфики разработки методического обеспечения дисциплины,
междисциплинарного комплекса (далее – МДК), раздела МДК. Представленная
информация должна сориентировать преподавателей, как в многообразии
методических материалов, так и помочь определиться с видом, структурой,
содержанием и оформлением конкретного издания.

Настоящее «Руководство» дополняет «Положение о порядке
разработки и требованиях к содержанию и оформлению программ профессиональных
модулей и учебных дисциплин», а также «Рекомендации по разработке
календарно-тематического плана».

Виды учебных и учебно-методических изданий

Каждый преподаватель должен подготовить при разработке
нового или обновлении уже реализуемого курса учебно-методический комплекс –
систему нормативной и учебно-методической документации, которая является
средством обучения и контроля. Учебно-методический комплекс (далее — УМК)
создается для реализации основных и дополнительных образовательных программ,
его содержание согласуется с учебным планом по специальности.

Обязательные компоненты УМК:

1.     программа
дисциплины

2.     календарно-тематический
план

3.     учебник,
учебное пособие или курс лекций

4.     методические
разработки занятий (для преподавателей)

5.     методические
разработки для проведения практических занятий

6.     методические
рекомендации для самостоятельной работы

7.     контрольно-оценочные
средства

Дополнительные компоненты УМК:

1.     мультимедийные
презентации

2.     рабочая
тетрадь

3.     практикум

4.     сборник
задач

5.     практикум

6.     хрестоматия

7.     видеоматериалы

8.     словарь

9.     электронный
учебник, энциклопедия

10. учебно-наглядное
пособие

УМК формируется преподавателем и рассматривается на
заседании цикловой методической комиссии, принимается решением методического
совета. УМК по дисциплинам, МДК на следующий учебный год представляются на
рассмотрение до 15 июня.

В соответствии с ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные
виды. Термины и определения» можно классифицировать весь объем материалов,
используемых в образовательном процессе следующим образом:

Вид издания

Характеристика

Объем

(в печатных листах)*

Учебник

Учебное
издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела,
части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в
качестве данного вида издания. Название учебника обязательно должно
соответствовать наименованию дисциплины, МДК ФГОС.

не
менее 5

Название

Характеристика

Объем

(в печатных листах)*

Учебное
пособие

Учебное
издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально
утвержденное в качестве данного вида издания. Пособие включает таблицы,
схемы, графики и т.п. В нем располагаются материалы для самостоятельной
работы, а также библиографические и справочные сведения, комментируются
другие научные источники.

3-5

Курс
лекций

Учебно-теоретическое
издание, полностью раскрывающее содержание учебной дисциплины, МДК, раздела
МДК. Текст должен быть авторским, дидактически и методически обработанным,
логично выстроен, иметь ссылки и перечень источников.


более

Практикум

Учебное
издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие
усвоению пройденного материала. Практикумы включают в себя таблицы, схемы,
облегчающие освоение материала. В конце каждого раздела, темы дается список
литературы, указываются другие источники информации, материалы для
самостоятельной работы, приложения справочного характера.

3
и более

Учебно-наглядное
пособие

Учебное
издание, содержащее в основном наглядные материалы в помощь изучению,
преподаванию или воспитанию (атлас, альбом)

1

Практическое
руководство

Практическое
пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо
производственными навыками. Содержит алгоритм выполнения действий.

1

Хрестоматия

Учебное
пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные
произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной
дисциплины. Является приложением к курсу лекций, учебному пособию. В
обязательном порядке содержит авторское обоснование принципа отбора текстов и
ссылки на полнотекстовые варианты. Может включать в себя вопросы для
самопроверки, задания по тексту.

не
менее 5

Учебно-методическое

пособие

Учебное
издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее
раздела, части) или по методике воспитания. Поясняет определенные разделы,
темы и вопросы курса, определяет характер действий  при выполнении
определенного задания. Может быть подготовлено как для преподавателей, так и
для обучающихся.

0,5
и более

Справочник

Издание,
содержащее справочный материал по конкретной дисциплине. Может включать
краткие сведения по истории вопроса, структуре и системе того или иного
понятия, а также словарь терминов и понятий, решебник

3

*1 печатный лист – 16 листов компьютерного текста в формате А4.

В настоящем руководстве мы рассмотрим подробнее
принципы создания именно учебно-методических материалов. Прежде чем,
уточнить виды такого рода изданий выделим необходимые особенности, которые
важно учитывать педагогу при подготовке материалов.

Все учебно-методические пособия должны:

       иметь
методическую направленность и ориентированы на конкретную помощь преподавателю
или обучающемуся в реализации освоении материала, реализации образовательного
процесса;

       соответствовать
основной образовательной программе по данной дисциплине (модулю) и ФГОС
специальности, а также учебному плану;

       иметь
четко обозначенную цель, задачи;

       отражать
реализуемые образовательные технологии, методы;

       обеспечивать
единство терминологии, междисциплинарные (межмодульные) связи;

       логично
структурированы, с выделением ключевых понятий, дидактических единиц;

       оформлены
в соответствии с принятыми требованиями;

       носить
авторский характер с обязательным указанием использованных источников;

       иметь
объем не менее 0,5 печатного листа (8 страниц формата А 4);

       пройти
рассмотрение профессиональным сообществом, что подтверждается внутренней
рецензией ЦМК, выпиской и протокола заседания, отзывом, экспертным заключением
и т.п.

Учебно-методические пособия (далее – УМП) можно
классифицировать следующим образом:

УМП
для преподавателей

1.   Методическая
разработка
,
направленная на профессионально-педагогическое совершенствование качества
подготовки преподавателя:

     разработка
конкретного занятия;

     разработка
серии (блока) занятий;

     разработка
темы, раздела программы;

     разработка
частной (авторской) методики преподавания;

     разработка
новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

     разработка
внеаудиторного мероприятия

2.   Методические
рекомендации
(для
педагогов, методистов, кураторов) по организации деятельности обучающихся.

3.   Методическое
пособие —
комплексный
вид учебно-методического издания, включающий в себя систематизированный
материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики реализации
образовательного процесса по дисциплине, разделу МДК, модулю.

УМП
для обучающихся

1.     Методические
рекомендации, указания, руководства:

       методические
рекомендации по изучению дисциплины, МДК;

       методическое
руководство к практическим занятиям;

       методическое
руководство к лабораторным работам;

       методические
рекомендации по выполнению контрольных работ;

       методические
рекомендации по выполнению курсовых работ,

       методические
рекомендации по практике;

       методические
указания к заполнению раздела «Папки профессионала»

       -методические
рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) курса;

       методические
рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной
деятельности обучающихся.

2.     Рабочая
тетрадь

Структура методической разработки для преподавателей

Методическая разработка — это
пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий применительно к конкретной теме занятия, разделу
учебной программы, преподаванию дисциплины или МДК в целом. Методическая
разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Содержание методической разработки должно
быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной
организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,
формах изложения учебного материала, применения современных технических и
информационных средств обучения.
Кроме того, разработка должна содержать конкретные
материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе
(развернутый
план занятия (технологическую карту), инструкции для организации работы в
группах, деловой игры, тесты, ситуационные задачи, вопросы и эталоны ответов
для входного и заключительного контроля и т.д.).

Этапы подготовки методической разработки

1.     Выбор
темы.

Тема
должна быть актуальной, по ней у преподавателя должен быть накоплен опыт
проведения занятий, раздаточный и контролирующий материал.

2.     Определение
методической цели.

Например,
определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения
занятий по изучению той или иной темы у программы; описание видов деятельности
преподавателя и обучающихся; описание методики использования современных
технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с
практикой; использования современных педагогических технологий или их элементов
и т.д.

3.     Изучение
литературных источников
, методических пособий других авторов,
публикаций в профессиональных изданиях и Интернет–ресурсах. Все использованные
источники должны быть упомянуты в списке литературы. Иллюстрации в разработке
должны быть авторскими (схемы, графы, фотографии). При необходимости
использования «чужих» иллюстраций, необходимо также указать источник.

4.     Составление
плана (структуры) методической разработки

5.     Наполнение
содержания
.

6.     Представление
методической разработки на заседании ЦМК,
получение
внутренней рецензии.

7.     Оформления
допуска к использованию
в образовательном процессе (подпись
председателя ЦМК и печать учреждения).

8.     Публикация
на сайте.

Методическая разработка включает следующие структурные
элементы
:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка

4.     Основная
часть

5.     Заключение

6.     Список
использованных источников

7.     Приложения

К методической разработке открытого занятия
прилагается отзыв и самоанализ проведенного занятия.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводятся:

       наименование
учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы);

       название
работы (в центре листа);

       указание
на конкретную дисциплину (МДК), тему, специальность

       cведения об
авторе (должность, ФИО, квалификационная категория, звание) (справа внизу);

       место и
год написания разработки (по центру внизу).

Оборотная сторона титульного листа

     
отметка
о рассмотрении на заседании ЦМК

     
сведения
о рецензенте (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

Оглавление

Оформляется в стандартной форме с обязательным
указанием страниц.

Пояснительная записка

Раскрываются:

       актуальность
данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее
место в содержании дисциплины, МДК);

       соответствие
ФГОС конкретной специальности;

       цель
методической разработки;

       используемые
образовательные технологии, методы;

       условия
реализации, возможные ограничения;

       потенциальные
пользователи (кому может быть полезна разработка).

Рекомендуемый объем — до 10% разработки.

Основная
часть

Приводится технологическая карта занятия, в которой
должны найти отражение:

       наименование
дисциплины, МДК

       наименование
темы

       междисциплинарные
связи

       внутридисциплинарные
связи

       цели
занятия (образовательная, развивающая, воспитательная)

       вид
занятия (лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, деловая игра,
экскурсия)

       место
проведения занятия

       продолжительность
занятия

       наглядные
пособия

       оснащение

       технические
средства обучения

       перечень
основной и дополнительной литературы (с указанием страниц)

       перечень
раздаточного материала

       формируемые
элементы компетенций

       задачи
занятия (обучающие должны уметь…, знать….)

       этапы
занятия

(организационный, входной контроль, актуализация темы, основная часть,
закрепление изученного материала, подведение итогов
) с характеристикой вида
деятельности преподавателя и обучающихся, указанием на используемые
мультимедийные материалы, наглядные пособия (№ конкретного слайда).

Примерная форма раздела с этапами занятия.

Этап

Деятельность
преподавателя

Деятельность
обучающихся

Использование
наглядных пособий, раздаточного материала

Рекомендуемый
объем основной части методической разработки — не менее 50% работы.

Заключение

Приводятся:

      основные
выводы по теме разработки;

      информация
о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена
профессиональному сообществу;

      информация
о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием
номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола
заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в
приложении
.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста.

Список
литературы

Оформляется в стандартной форме в соответствии с
библиографическими требованиями.

Список использованных источников должен содержать 5-10
наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только
практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список
использованных источников можно опустить.

Приложения

Формируются на усмотрение автора методической
разработки из примеров вопросов, заданий, тестов с эталонами ответов, глоссария
и т.п.Приложения должны соответствовать цели методической разработки (ссылки на
них в тексте обязательны).

Структура
методических рекомендаций для обучающихся

Методические рекомендации
учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного
изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины, раздела
МДК и подготовке к проверке знаний.

В структуре методических рекомендаций к
практическим занятиям
выделяют:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка (место дисциплины или МДК в образовательной программе, междисциплинарные
связи)

4.     Содержание
практических занятий:

       тема и
порядковый номер занятия

       план
(содержание, основные вопросы)

       графологическая
структура (схематичное изложение разделов теоретического материала)

       практические
задания (возможна дифференцировка по уровню сложности)

       вопросы
для самоконтроля

       тестовые
задания

       ситуационные
задачи

       критерии
оценки

       темы
творческих работ, рефератов

       рекомендуемая
литература (основная и дополнительная) с указанием глав, параграфов, страниц.

5.     Приложения

Дополнительно можно включать в схему: цель и задачи
изучения темы; основной понятийно-терминологический аппарат темы, изложение
базовых теоретических понятий; образцы решения задач или ответов на
поставленные вопросы; требования к уровню подготовленности студентов;
контрольные вопросы для самопроверки; описание последовательности работы по
подготовке к занятию и по выполнению домашнего задания. По каждому занятию
возможно предварительное и формул или конкретных ссылок на материалы из
рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ,
содержат материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся при выполнении
ими контрольных работ, при подготовке к отчетным мероприятиям по данной учебной
дисциплине, МДК.

Примерная структура данных методических рекомендаций:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка

4.     Методические
указания по изучению отдельных разделов
:

     рекомендуемая
литература (с указанием глав, параграфов, страниц);

     краткие
теоретические сведения по данному разделу теории

     образцы
решения (выполнения) задач или заданий.

5.     Варианты
задач (заданий) для контрольных работ.

6.     Критерии
оценки.

7.     Требования
к оформлению.

Методические указания к заполнению раздела
Папки профессионала
регламентируют объем, сроки, оформление
заданий по дисциплине или МДК, разделу МДК.

Выделяют следующие структурные элементы указаний:

1.     Титульный
лист

2.     Пояснительная
записка

(обоснование необходимости заполнения раздела папки, требования к оформлению)

3.     Перечень
всех заданий

4.     Критерии
оценки

(удельный вес каждого задания, максимальное количество баллов, премиальные и
штрафные баллы)

5.     Распределение
заданий по темам

       Наименование
темы

       Задания (при
необходимости —  примеры оформления)

       Рекомендации
по выполнению задания

       
Рекомендуемые
источники для выполнения задания

Методические указания по изучению отдельных разделов
(тем)
содержат
материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся, в самостоятельном
изучении отдельного раздела, темы учебной дисциплины, раздела МДК, который
труден для освоения и требует дополнительных комментариев, либо особо важен и
предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин, МДК.

Примерная структура методических указаний по
изучению отдельных разделов (тем):

1.    Титульный
лист

2.    Пояснительная
записка

3.    Содержание
раздела (темы) и комплекс методических рекомендаций по его изучению

       развернутый
план изучения темы,

       обзор по
литературы, толкование наиболее сложных понятий,

       примеры из
практической деятельности, разъясняющие теоретические положения.

       задания на
закрепление материала.

4.    Приложения.

Рабочая тетрадь  — учебно-методическое
пособие предназначенного для  работы обучающихся, как на лекции и на
практическом занятии, так и для самостоятельной подготовки, в котором
соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и
профессиональных компетенций у студента. В рабочей тетради содержится тезисное
изложение основных положений курса, методические рекомендации по его усвоению,
задания для самостоятельной работы.  Рабочая тетрадь включается в фонд
оценочных средств по дисциплине, МДК.

Примерная структура рабочей тетради:

1.    Титульный
лист

2.    Пояснительная
записка (с указанием критериев оценки)

3.    Содержание
по темам (разделам)

       название
темы (раздела)

       тезисное
изложение теоретического материала

       задания
для самостоятельного выполнения (заполнение схем, таблиц, кроссвордов, немых
рисунков, написание отчетов, бесед, эссе и т.д.)

       вопросы
для самоконтроля

       тестовые
задания

Требования к оформлению текста методических
материалов

Оформление печатного текста
регламентируется действующими государственными стандартами:

                  
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской
работе. Структура и правила оформления»,

                  
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

При оформлении методической разработки необходимо
соблюдать следующие требования к оформлению текста:

       формат А
4;

       поля:
верхнее и нижнее, — 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см.;

       номера
страниц — арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру,
титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;

       шрифт —
Times New Roman;

       высота
шрифта — 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);

       красная
строка (отступ первой строки) – 1,27-1,3 см;

       междустрочный
интервал — полуторный;

       выравнивание
текста — по ширине страницы.

Основная часть методической разработки
может разделяться на разделы и подразделы
. Им присваиваются
порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в
тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными
буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру
. Основной
текст отделяется от заголовка пустой строкой. Точку в конце заголовков не
ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать
с нового листа.

К заголовкам первого порядка относятся слова
ОГЛАВЛЕНИЕ, пояснительная записка,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ. Перед этими
заголовками арабский номер не ставится.

В тексте методической работы обязательно надо делать
ссылки на использованные литературные источники, желательно в формате
затекстовых ссылок: в квадратных скобках после текста проставляется
порядковый номер источника из приводимого в конце работы списка литературы.

Если была использована информация из нескольких источников, то каждый номер
отделяют один от другого точкой с запятой. Такого рода ссылки можно приводить и
внутри предложения, и в конце после пробела, перед точкой.

Пример.

В исследованиях ряда авторов, занимающихся
проблемой профилактики вирусных заболеваний [34; 67], установлено, что …

Наследственность определяет здоровье
индивида лишь на 20% [4].

Иллюстрации в тексте  обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Каждый рисунок должен иметь
название ссылку в тексте.

Все иллюстрации в тексте работы (фотографии, схемы,
диаграммы) именуются рисунками и нумеруются сквозным образом через всю работу.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, следующей сразу
же после номера. Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы в одну строку
с выравнивание по центру, полужирное выделение. В конце подписи точку не
ставят.

Пример.

Объективная  тяжесть заболевания

Тип реагирования на заболевание

Субъективная тяжесть заболевания

Рисунок
1 — Зависимость типа реагирования на заболевания от оценки тяжести заболевания

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после
первого упоминания и них в контексте работы. На все таблицы, диаграммы, схемы
должны быть даны ссылки в тексте.

При оформлении списка источников используют следующий
порядок расположения источников:

ГОСТ
Р 7.0. 100 – 2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. общие
требования и правила составления.

      
При
составлении списка использованных источников придерживаются следующего порядка
расположения источников:

1.     нормативно-правовые
акты
(приказы,
инструкции, стандарты – в хронологическом порядке, начиная с самого «старого»
документа»);

2.     книги
алфавитном порядке);

3.     печатная
периодика
(статьи
из журналов – в алфавитном порядке);

4.     электронные
источники удаленного доступа
(интернет-источники).

Описание нормативно-правового документа

Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название» // Официальный источник публикации. – год. – дата. — №
выпуска.

Федеральный
закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23.11.
— № 5639.

Если нормативный источник найден только в
формате электронной версии, например, в правовой системе Гарант, Консультант,
то описание проводится следующим образом:

Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название». — Текст: электронный // Название сайта. – URL: http://полный
адрес страницы (дата обращения: дд.мм.гггг).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от
13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического
медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
—  Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130858/ (дата обращения:
15.09.2019)

Несмотря на то, что нормативно-правовой
источник оформлен как электронный ресурс, его размещают в начале списка.

Описание отдельной книги

Фамилия, И.О. автора. Название
произведения / И.О. Фамилия автора. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – общее количество страниц в книге.

Арутюнов,
Г.П. Диагностика и лечение заболеваний сердца и сосудов / Г.П. Арутюнов. —
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 504 с.

Выходные данные (место издательства,
издательство, год издания) оформляются следующим образом:

ü
место
издания

название города полностью в именительном падеже (с прописной буквы); двоеточие;

ü
наименование
издательства

с прописной буквы (без кавычек, без букв ООО, ЗАО, без слова Издательство),
запятая.

ü
год
издания –
число
(слово «год» не пишется ни полностью, ни сокращенно), точка, тире;

ü
страницы
число
страниц в книге (арабская цифра), буква «с» строчная, точка.

Если
у книги два или три автора, то в заголовке приводят имя одного
индивидуального автора, указывая имена всех авторов в сведениях об
ответственности.

Глухов,
А.А., Основы ухода за хирургическими больными / А.А. Глухов, А.А. Андреев, В.И.
Болотских. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 288 с.

При
наличии четырех авторов, книга описывается под заглавием, все четыре автора
указываются за косой чертой

Если
название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник
трудов), то после основного названия ставится двоеточие, а затем
приводятся сведения (подзаголовок) без кавычек с прописной буквы, потом
ставятся точка и тире.

Отвагина,
Т.В. Терапия: учебное пособие / Т.В. Отвагина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
– 367 с.

Описание книги под редакцией, сборника

Название
произведения / под ред. И.О. Фамилия редактора в родительном падеже. — Место
(город) издания: Название издательства, год издания. – количество страниц.

Амбулаторно-поликлиническая
педиатрия / под ред. В.А. Доскина. — Москва: Медицинское информационное
агентство (МИА), 2015. – 498 с.

Название
произведения / сост. И.О. Фамилия составителя. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – количество страниц.

Организация
работы врача общей практики / сост. А.Т. Кривцова. – Москва: Медицина,
2016. – 295 с.

Описание статьи из журнала, газеты, сборника тезисов

Фамилия,
И.О. автора. Название статьи / И.О. Фамилия автора // Название журнала (газеты)
полностью. – год публикации. — № издания. – страницы, на которых опубликована
статья.

Орлова,
Н.В. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы / Н.В. Орлова //
Справочник поликлинического врача. – 2017. — № 7. – С. 34-38.

Лосик,
И.М. Осведомленность родителей о роли фторидов в профилактике кариеса зубов /
И.М. Лосик // Актуальные вопросы стоматологии в новом тысячелетии: сборник
материалов IV Белорусского стоматологического конгресса (Минск, 19–21 октября
2016 года) – Минск: Техника и коммуникации, 2016. – С.96-99.

Слова
«журнал», «газета» не используются, если только это слово не часть официального
названия (например, Медицинская газета, Русский медицинский журнал). Название
издания в кавычки не заключается.

Описание электронного ресурса удаленного доступа

Фамилия,
И.О. автора (если автор известен). Название статьи на сайте. —  Текст:
электронный // Название сайта: [сайт]. – URL: http://полный адрес страницы
(дата обращения: дд.мм.гггг).

Что такое пикфлоуметрия. — Текст:
электронный // Мой пульмонолог: болезни легких, их симптомы и причины: [сайт].
URL: https://mypulmonolog.ru/pikfloumetriya/  (дата
обращения: 22.05.2020)

Статьи
из электронных СМИ оформляются как электронные ресурсы удаленного доступа.

Симанов,
И.В. Анализ причин, лежащих в основе патогенеза преэклампсии (обзор). – Текст:
электронный // Медицина и фармацевтика: электронный научный журнал. – 2020. – №2(13).
— URL: 
https://journalmed.org/archive/13/246 (дата обращения:
07.08.2020).

Описание
отдельного сайта проводится следующим образом:

Название
сайта с главной страницы. – URL: http://полный адрес страницы (дата обращения:
дд.мм.гггг). — Текст: электронный

Федеральная
служба государственной статистики: официальный сайт. –
URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата
обращения: 13.08.2020). — Текст: электронный

ОПИСАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТА ДИССЕРТАЦИИ

Фамилия, И.О. автора. Название
диссертации: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук
(кандидата медицинских наук): код и наименование направления / И.О. Фамилия
автора; [Место защиты: Наименование института, университета и т.п.] — Место
(город), год защиты. – общее количество страниц в книге.

Денисов, А.П. Медико-социальные аспекты
формирования здоровья детей раннего возраста: диссертация на соискание ученой
степени доктора медицинских наук: 14.02.03 − общественное здоровье и
здравоохранение / Денисов Александр Павлович; [Место защиты: Национальный.
научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко]. —
Новокузнецк, 2018. — 322 с.

ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКА
ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

При использовании
источников из электронной библиотечной системы, предоставляемой колледжем или
иной, выбранной самостоятельно, библиографическое описание формируется
автоматически при открытии источника. Его достаточно скопировать и разместить в
списке источников (если это книга, учебник, то она размещается в структуре
перечня книг, а не сайтов из Интернет)

Отвагина, Т.В.
Неотложная медицинская помощь: учебное пособие / Т.В. Отвагина. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 251 с. — ISBN 978-5-222-32805-7. —  Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129745
(дата обращения: 16.08.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Приложения оформляют как продолжение основной части работы на последних
страницах. Располагают приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно
текста с прописной буквы отдельной строкой. Слово «Приложение» и его название
печатают с полужирным выделением

Приложения обозначают заглавными буквами русского
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
После слова «Приложение» следует буква,
обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ
А

Примерные варианты индивидуальных
карточек-зданий

Список использованных
источников

1.     Белогурова,
В. А. Научная организация учебного процесса: Учеб. пособие. — М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 448 с.

2.     Панина,
Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального
образования: методическое пособие. Кемерово: КРИРПО, 2009.- 408 с.

3.     Саенко, О.Е.
Организация и содержание методической работы в колледже. Настольная книга
заместителя директора, методиста, преподавателя. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 528
с.

4.     Скаткин,
М.Н.

Методология и методики педагогических исследований (В помощь начинающему
исследователю). — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.

5.     Как
подготовить и защитить методическую разработку [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-403603.html (дата обращения:
21.12.2019г)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример оформления титульного листа

Название образовательной организации

РАССМОТРЕНА

на
заседании ЦМК ____________________________________

Протокол
№_____ от «______» ___________________ 20___г.

Председатель
ЦМК _____________ /_____________________/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по теме

_____________________________________________________________

(название темы)

______________________________________________________________

(наименование дисциплины, МДК)

для специальности

_________________________________________________________________________

(код и наименование специальности)

Составитель

_________________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_________________________________________

(должность)

_________________________________________

(квалификационная категория, звание)

Рецензент**

_________________________________________

(Ф.И.О. )

_________________________________________

(место работы, должность)

Раменское

20___

*курсив и
подчеркивание в оригинале нужно удалить

**
для внешней рецензии, если она необходима (конкурс, учебное пособие, практикум,
планируемые к публикации, в иных случаях достаточно рассмотрения на ЦМК)

приложение Б

Шаблон
рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на
методическую разработку

______________________________________________________________

(Ф.И.О.
преподавателя в родительном падеже)

______________________________________________________________

(должность)

______________________________________________________________

(название,
тема)

      
актуальность
выбранной темы;

      
использование
современных научных и педагогических подходов, информационных технологий,

      
новизна,
оригинальность,

      
практическая
значимость,
технологичность
пособия (доступность для использования в педагогической практике)

      
полнота
реализация целей;

      
эффективность
предлагаемых автором методов и форм обучения;

      
обоснованность
предлагаемых вариантов контроля;

      
логичность,
последовательность, грамотность, научность изложения;

      
структура,
качество оформления.

Работа
может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе и
публикации.

Дата
«______»__________________20_____г.

Ф.И.О. рецензента
— должность  — подпись*

*При
внешней рецензии – место работы рецензента и печать учреждения

*При
внутренней рецензии – подпись председателя ЦМК.

Автор статьи

Ольга Викторовна Литвиненко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение понятия «учебная литература»

Учебная литература представляет собой средства, благодаря которым учащиеся получают систематизированную информацию относительно некоторого предмета, дисциплины. От качества учебной литературы напрямую зависит уровень подготовленности учеников.

Замечание 1

Под термином «учебная литература» понимают систему учебников, учебных пособий, словарей и других средств обучения, которая существует в определенной стране в данный промежуток времени и обслуживает определенную модель образования. Учебная литература это педагогическое, книговедческое и социальное явление. В учебной литературе систематизирован учебный материал.

Под «учебной литературой» так же понимают определенный набор общественного опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения.

Материал, представленный в учебной литературе, напрямую связан с процессом обучения. Одно без другого не имеет смысла. Учебная литература представляет собой дидактический объект, выступающий и как носитель содержания образования, форм фиксации его частей, и как проект процесса обучения.

Виды учебной литературы

Замечание 2

Учебная литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относят учебники и учебные пособия, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература включает в себя как учебные пособия, так и справочно-библиографические, периодические издания, научные труды.

Основная учебная литература представлена:

  • учебником
  • курсом лекций
  • учебным пособием
  • хрестоматией
  • справочником
  • учебно-методическим пособием
  • рабочей тетрадью
  • учебной программой дисциплины

Существует ряд требований, которым должна соответствовать научная литература не зависимо от направленности научной дисциплины:

«Понятие и виды учебной литературы» 👇

  • точное и понятное определение целей и задач издания
  • содержание методов обучения, которые позволяют усвоить необходимый материал
  • обеспечение преемственности информации, полученной в предыдущих учебных пособиях
  • реализация связи между дисциплинами
  • последовательное изложение учебного материала
  • единый подход к терминологии

Учебник

Министерство образования РФ дает следующее определение понятию «учебник»: «основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

Учебник является основным видом учебной литературы. В содержании учебника главное место занимает информация, которую учащийся должен усвоить по прошествии определенного промежутка времени. Учебник также определяет и процесс обучения.

Таким образом главной функцией учебника является регулирование процесса усвоения необходимой информации. Данная главенствующая функция реализовывается через ряд других функций учебника:

  • информационная функция
  • функция руководства
  • функция стимулирования
  • функция упражнений, самоконтроля
  • функция координации
  • функция рационализации
  • воспитательная функция

Информационная функция раскрывает суть содержания обучения, которое представлено в виде текста, таблиц, рисунков, диаграмм и так далее.

Функция руководства раскрывается в выделении основного материала и второстепенного, в возможности ранжирования учебного материала. С помощью этой функции преподаватель может планировать процесс обучения.

Функция стимулирования осуществляется в повышении интереса у учеников к предмету. Учебник демонстрирует в каких практических сферах представленная в нем информация может быть использована. Кроме того, учебник должен стимулировать учащихся на работу с дополнительными источниками информации.

Благодаря функции упражнений и самоконтроля происходит прочное закрепление усвоенного материала. По средствам упражнений информация повторяется, систематизируется, проверяется уровень ее усвоения.

Функция координации помогает устанавливать связь с другими учебными пособиями дисциплины. Учебник входит в систему учебно-методического обеспечения, куда входят другие средства, помогающие лучше овладеть основами определённой дисциплины, например, справочники, словари, рабочие тетради, атласы и так далее.

Функция рационализации помогает экономить время преподавателя, регулирует трудозатраты как учителе, так и учеников.

Воспитательная функция помогает развить у учеников научное и творческое мышление.

Другие виды учебной литературы

Курс лекций

Курс лекций представляет собой учебно-теоретическое издание, которое раскрывает содержание учебной дисциплины. Курс лекций не излагает научную точку зрения только одного автора. Курс лекций представляет разнообразные подходы дисциплины. Цель курса лекций состоит в том, чтобы дать учащемуся наиболее углублённые знания, которые он сможет применить в дальнейшем самостоятельном изучении. Материал курса лекций систематизирован, логичен, терминология едина.

Учебное пособие

Учебное пособие так же представляет собой один из видов учебной литературы. Учебное пособие является дополнением к учебнику. Учебное пособие в отличии от учебника охватывает только некоторую часть предмета, некий раздел учебной программы. Если в учебнике должны быть отражены только общепринятые сведения и положения, то учебное пособие может содержать различные мнения по тому или иному вопросу.

Хрестоматия

Хрестоматия – это еще один вид учебной литературы. Под «хрестоматией» понимают учебно-практическое издание, содержащее тексты, документы, фрагменты текстов, научных публикаций, необходимых для усвоения курса. Хрестоматия может быть использована и для практических занятий в классе и для самостоятельной работы. Хрестоматия — это приложение к учебнику. В хрестоматии помимо основного материала могут содержаться пояснения и примечания автора, список литературы, контрольные задания и вопросы.

Справочник

Под «справочником» понимают издание, в котором содержится справочный материал по конкретной дисциплине. Справочник включает в себя краткие сведения, определение понятий и терминов. В эту группу так же входят словари-справочники и решебники. Словарь-справочник содержит информацию в виде перечня языковых единиц и пояснений к ним. Решебник содержит готовые решения на упражнения и задания определенного учебника или учебного пособия.

Учебно-методическое пособие

Под «учебно-методическим пособием» понимают издание, которое содержит информацию относительно методики преподавания той или иной дисциплины. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей. Так же оно может быть использовано и студентами для более глубокого понимания изучаемого материала. Для пояснения могут быть привлечены отдельные формулы, графики, примерные расчеты.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь представляет собой вид учебно-методического пособия, которое используется учениками как на теоретических, так и на практических занятиях, может быть использована для самостоятельной работы учеников. Рабочая тетрадь содержит краткую информацию по курсу в виде тезисов. Данный вид учебной литературы помогает осуществлять контроль за качеством усвоения информации по дисциплине.

Учебная программа дисциплины

Под «учебной программой дисциплины» понимают нормативный документ, в котором определены цели дисциплины, задачи дисциплины, основные методики обучения, какое место эта дисциплина занимает в основной образовательной программе, так же определены знания, навыки и умении, которыми должен овладеть учащийся в ходе обучения по данному курсу.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Учебно-методические пособия (методички)

Рекомендации

  • Новинки
  • Рекомендации

только полные версии книг

ОГЭ. Математика. Алгебра. Геометрия. Тематический тренинг для подготовки к основному государственному экзамену

Л. И. Слонимский

Данный сборник – учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки к основному государственному экзамену по математике. Пособие включает около 1000 тренировочных примеров и заданий. К примерам,…

Подробнее

Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования

Татьяна АхутинаИ. О. КамардинаПылаева Н. М.

В переработанном и расширенном варианте пособия «Нейропсихолог в школе» в научно точной и доступной форме представлены методы нейропсихологической диагностики и коррекции в школе. Оно содержит краткие…

Подробнее

Учебный курс тату-мастера

Влас Аркадьевич Сидоренко

Друзья, данный курс создан для того, чтобы донести до вас современную информацию об искусстве татуировки. Курс лаконичен и разделён на два основных этапа: теория и практика. В теории представляется…

Подробнее

Идеальное изложение. Безупречное сочинение. Пособие для эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку

О. Н. БеляеваН. Д. Тыранов

Учебное пособие предназначено для эффективной самостоятельной подготовки к написанию изложения и сочинения-рассуждения формата ОГЭ по русскому языку.Изучив эту книгу самостоятельно, без учителя или…

Подробнее

Силовые тренировки для любителей

Игорь Катков

Полное руководство по силовым тренировкам для любителей, которые хотят видеть результат. Эта книга для занятых, не обладающих явным талантом к росту мышц, возможно, немолодых людей, которые хотят…

Подробнее

Дизартрия. Апраксия. Дисфагия

Иван ЮсовЕкатерина Познырева

В пособии рассматриваются теоретические и прикладные вопросы нарушений произносительной стороны речи, функционально связанных с дисфункциями глотания и голосообразования, у взрослых лиц с локальными…

Подробнее

Речевое развитие детей 3-7 лет

Ушакова Оксана Семеновна

Методическое пособие содержит материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой детей от 3 до 7 лет. Пособие адресовано воспитателям…

Подробнее

полная версия

Таджвид для преподавания

Умму АбдиЛлях

Аллах узаконил для мусульман чтение Корана и сделал это самым большим поклонением. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто прочитает одну букву из Корана, запишется…

Подробнее

Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе

Татьяна АхутинаО. Г. ГалактионоваХотылева Т. Ю.

Методические материалы предназначены для учителей начальных классов. Материалы книги обобщают опыт, накопленный педагогами-дефектологами и результаты анализа многочисленной методической литературы….

Подробнее

Воздушная йога от А до Я

Вера Вячеславовна Дроздова

Йога в гамаке – это неповторимая практика, которая позволяет прислушаться к себе. Практика не только делает тело сильным и гибким, но и возвращают Вас в состояние детства, пробуждая творческие…

Подробнее

Как перестать учить язык и начать говорить

Светлана Резниченко

В этой уникальной интерактивной книге вы узнаете, что нет такой цели, как выучить английский язык! Язык – это средство для достижения чего-то более важного для вас. Поэтому, чтобы выучить язык, вам…

Подробнее

Математика. Методические рекомендации. 5-6 классы

М. В. Ткачева

Пособие предназначено учителям, ведущим преподавание по УМК «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс» М. В. Ткачёвой. В книге приводятся содержательные и методические особенности курса математики…

Подробнее

Шпаргалка колориста

Александр Сергеевич Кувватов

Данная книга – это шпаргалка для колористов, которые знакомы с системой АКСIОМА. В книге собраны самые необходимые алгоритмы работы, описанные тезисно без лишних рассуждений. Предназначена для…

Подробнее

Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие

Л. А. Ефросинина

В методическом пособии раскрываются принципы работы с учебным комплектом по литературному чтению для 2 класса (учебник, рабочая тетрадь, учебная хрестоматия) авторов Л. А. Ефросининой, М. В. Долгих,…

Подробнее

Задержка речевого развития. Формирование основ речи и первоначальных речевых навыков у детей 3-4 лет

Г. И. КручининаВ. В. Лапина

В пособии представлены методические рекомендации и практический материал по формированию основ речи и первоначальных речевых навыков у детей с задержкой речевого развития.Пособие может быть…

Подробнее

Касание ангела. Установки тела. Реконструкция

Зуфар Алтынбаев

Данная публикация является учебно-методическим пособием для изучения практических навыков метода Биодинамическое центрирование «Касание ангела». Материал пособия подготовлен для научно-практического…

Подробнее

Готовимся к ЕГЭ без репетитора. Литература

Татьяна Геннадьевна КучинаАлександр ЛеденевВладимир Леонтьевич Шуников

Пособие составлено в строгом соответствии с форматом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе и призвано помочь в самостоятельной подготовке к экзамену.В пособии представлены обзоры…

Подробнее

Английский язык. Тесты с ответами на знание грамматики. Часть 1

Ричард Грант

«Тесты на знание грамматики английского языка», составлены на основе теоретического материала, изложенного в серии «Английский язык. Теория и практика.» и охватывают всю английскую грамматику,…

Подробнее

Английский язык. Теория и практика. Герундий

Ричард Грант

Герундий – The Gerund – это двадцать пятое учебное пособие из серии «Английский язык. Теория и практика».Освоив теоретический материал, представленный в данной серии, и выполнив более 600 упражнений…

Подробнее

Деловой китайский язык. Часть 1. Чтение

Группа авторов

Учебно-методическое пособие в двух частях «Деловой китайский язык: чтение и письмо» подготовлено для преподавателей китайского языка и студентов, изучающих язык от двух лет. Оно также может быть…

Подробнее

Популярные авторы

Как вполне определившийся в общей типо­логической системе изданий тип учебная лите­ратура имеет свое четко определенное читатель­ское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изда­ний. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспече­ние самостоятельной работы студентов по овла­дению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные по­собия, методические указания.

Учебное пособие — учебное издание, допол­няющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассма­тривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие мо­жет включать не только апробированные, обще­признанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально органи­зуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного по­собия.

Методическое пособие — это документ, в кото­ром подробно излагается оптимальная последо­вательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследо­ваниях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов. Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре зна­чительно отличаются от традиционных учебни­ков и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить уча­щимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней де­лать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических по­собий всегда предъявляются особые требования. Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дис­циплины.

Главная задача учебно-методического посо­бия — осветить основные разделы научной дис­циплины с точки зрения методики их препода­вания. Поэтому, если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недо­статки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-ме­тодическое пособие. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика. Вам понадобится:

  • — опыт преподавательской деятельности;
  • —  информационная база.

Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предме­ту, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обуче­ние. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом. При составлении пособия опирайтесь на суще­ствующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое по­собие должно использовать достоинства учебни­ков и компенсировать их недостатки. Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит осно­вой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помни­те, что большее значение здесь имеет не коли­чество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия. Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического посо­бия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интере­сующий его раздел.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех эта­пов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизне­способность, но и может вскрыть некоторые не­точности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную про­грамму. Старайтесь не писать сложными, длин­ными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках рас­шифровку используемых понятий.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматрива­емых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диа­граммами и фото. Приведите конкретные при­меры грамотного использования изложенной методики. Для лучшего усвоения материала до­полните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление инфор­мации намного облегчает ее восприятие и дела­ет книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.

Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегод­няшний день накопилось достаточно. А вот каче­ственных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает. Включите в каждую тему, кроме теоре­тической информации, практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов. Дополните учебно-методическое пособие полным списком исполь­зованной литературы. Кроме того, постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступ­ных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебни­ки, но и оригинальные труды исследователей. В качестве источников выбирайте не только при­вычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, го­сударственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес. Укажите как можно больше источ­ников информации, к которым может обратить­ся специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и про­демонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач. Обязательно выделите в отдельную главу методические при­емы, позволяющие проводить междисциплинар­ные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением мате­риала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Общий порядок разработки учебного изда­ния:

  • Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе за­дач обучения и воспитания, решаемых в процес­се преподавания курса.
  • Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.
  • Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисци­плин, и использование результатов этого выявле­ния при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.
  • Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информа­ции для приобретения знаний, выработки уме­ний и навыков, воспроизведение и использова­ние предшествующих знаний при изучении каж­дого вопроса темы, каждой темы и всего курса.
  • Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного матери­ала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методиче­ского уровня изложения материала главным яв­ляется его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно перво­му первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем да­ется их раскрытие; согласно второму — сначала рассматриваются частные проблемы, подводя­щие студента к общим выводам и определениям.

Различают несколько видов и способов вы­полнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учеб­но-методическое указание, методическое руко­водство (указание) или руководство к практиче­ским (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Основные требования к содержанию учебно­го пособия:

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;
  • тесная связь с содержанием учебных мате­риалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;
  • реализация принципов обеспечения вну-тридисциплинарных связей между учебными из­даниями по одной дисциплине;
  • междисциплинарные связи;
  • обеспечение непрерывности отдельных ви­дов подготовки специалистов;
  • использование общего понятийного аппара­та, унификация в использовании терминологии в обозначении.

В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

  • проводить научный анализ;
  • делать выводы и применять научно обосно­ванные решения в условиях неопределенности;
  • видеть перспективы развития соответству­ющей области науки;
  • пользоваться современной научной инфор­мацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного по­собия:

  • текст обеспечивает полное раскрытие во­просов программы учебной дисциплины;
  • текст доступен для успешного усвоения сту­дентами, способствует мотивации учения, фор­мированию умений и навыков, а также творче­ских способностей будущих специалистов;
  • обеспечивает преемственность знаний, по­лученных при изучении предшествующих дис­циплин, а также обеспечивает тесные внутри-дисциплинарные и межпредметные связи;
  • учитывает психолого-педагогические фак­торы обучающихся, их общеобразовательный уровень;
  • использует возможности поясняющих и до­полнительных текстов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (УМП) — издание, содержащее методические указания, руководства, материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела или части. УМП служит для оптимизации процесса освоения учебной дисциплины. УМП создаются на базе утверждённых учебных изданий.

УМП различаются по читательскому адресу, пособие может быть рассчитано как на обучающих, так и на учащихся. Читательский адрес – это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации, объём включаемых знаний, язык, структуру и оформление.

Содержание УМП должно соответствовать образовательным стандартам, учебной программе. УПМ содержит систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в доступной и удобной форме для самостоятельного изучения и освоения дисциплины. Таким образом УМП организует работу обучаемого и обучающего в процессе изучения дисциплины.
К содержанию УПМ также предъявляются требования: научность, полнота и актуальность информации, логичность и последовательность изложения, чёткая структура материала, доступность информации для обучающихся, использование современных методов образовательного процесса.

Основными разновидностями учебно-методических пособий являются методические указания и методические рекомендации. В методических указаниях дается общая характеристика дисциплины, цели и задачи её изучения, а также формы, методы, виды самостоятельной работы обучающихся. Методические указания – это «инструкция» по выполнению определенной учебной задачи, которой надо неукоснительно следовать. Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения или практического освоения учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, а также требования по оформлению, содержанию и структуре курсовых, дипломных работ. Методические рекомендации – это «советы» по выполнению задания, которыми можно воспользоваться для достижения оптимальных результатов.

Структура учебного издания

Титульный лист;
Оборот титула с аннотацией;
Оглавление;
Предисловие;
Список условных обозначений и сокращений;
Введение;
Основная часть — произведение;
Заключение;
Приложения;
Список литературы;
Вспомогательные указатели.

Элементы учебного издания

Аннотация. Краткая характеристика произведения с точки зрения содержания (о чем говорится в рукописи) и читательского назначения (для кого предназначена). Аннотация должна быть информативной (не содержать общих слов) и структурированной. Также хорошо указать особенности, достоинства и отличия данного произведения от других аналогичных изданий. Обязателен полный читательский адрес (для студентов каких направлений и специальностей предназначено издание). Текст аннотации составляет 500-600 знаков (включая пробелы).

Оглавление, содержание – понятия не идентичные. Оглавление составляется для моноиздания, а содержание используется в сборниках. Оглавление помимо поисковой функции обеспечивает возможность обзора всего издания, а также знакомство со структурой. В учебной литературе, т.е. для последовательно-поурочного изучения, оглавление лучше размещать в начале издания. При оформлении оглавления для удобства восприятия лучше воспользоваться отступами и шрифтовым выделением – п/ж.

Предисловие. Аннотация и предисловие не должны дублировать друг друга. Предисловие предназначено для подготовки читателя к рациональному использованию информации и более глубокому, осознанному ее освоению. В предисловии прописывают на основе какой программы составлено учебное издание. Предисловие – это текст по поводу данного издания, где определяется его вид, цель и назначение, а также подчеркивается важность и актуальность данного издания. Объясняется методика построения и изложения материала в УМП. Приводятся рекомендации, разъяснения по методике работы над учебным материалом. Указываются особенности и правила использования аппарата издания.

Списки условных обозначений и сокращений. В тексте учебного издания допускаются сокращения и аббревиатуры в соответствии с установленными правилами русской орфографии, а также требованиями ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4. Сокращения вводятся только на те термины, наименования и т. п., которые часто приводятся в тексте; при первом упоминании должно приводиться полное название, а в скобках – сокращенное или аббревиатура; в дальнейшем следует употреблять сокращенный вариант. Сведения о принятых сокращениях должны приводиться в структурном элементе издания «Список сокращений», если их более трех. В других случаях его приведение нецелесообразно.

Предисловие и введение – это разные элементы издания, и они имеют разные функции. Введение – это часть самого произведения, предисловие – это часть издания. Введение может написать только автор. Предисловие – это то же введение, но не в само произведение, а в издание в целом. Введение должно включать в себя указание на проблематику учебной дисциплины, основные направления, методы и формы её освоения.

Внутритекстовые ссылки. Ссылки на структурные элементы и фрагменты издания (рисунки, таблицы, уравнения, формулы, приложения и т. п.). Оформление должно быть единообразным.

Библиографические ссылки на источники (документы, литературу). Ссылки различаются по месту расположения и форме: внутритекстовые, подстрочные, ссылки на затекстовой поиск. Библиографические ссылки в учебном издании нужны по минимуму. Все объяснения желательно давать в тексте. Лучше использовать подстрочные ссылки (помещенные в конце страницы, связанные со сноской, сделанной на данной странице в необходимом месте текста в виде надстрочной порядковой арабской цифры). Так как они более удобны для повторного поиска и дальнейшей работы над материалом.

Заключение завершает изложение в учебном издании, его назначение помочь обучающемуся суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом. Содержание заключения не должно дублировать предисловие, введение.

Приложения. За текстом возможно разместить приложения. Отдельные тексты, таблицы, иллюстрации, т.е. материал, который дополняет основной или служит для справок при работе над ним. Это могут быть также задачи, упражнения, справочный материал и др. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию с остальной частью учебного издания. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о произведении печати или другом документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т. д. Список приводится в конце издания и оформляется в соответствии с требованиями (см. Оформление списка литературы, ПРИМЕРЫ).

Вспомогательные указатели рекомендуются для облегчения и ускорения поиска в учебном издании сведений об интересующем читателя конкретном материале. Они представляют собой поисковый аппарат, путеводитель по изданию. Вспомогательные указатели могут быть различными: единый или комплексный; именной; предметный (алфавитно-предметный); хронологический; нумерационный; указатель формул, символов и др. обозначений; тематический или систематический и пр. В зависимости от темы, специальности, дисциплины в издание включается тот или иной вспомогательный указатель или их совокупность.

Текстовые выделения.
Для повышения эффективности подачи, усвоения материала используют текстовые выделения. Это могут быть фрагменты текста, которые автор считает особо важными, для облегчения запоминания, для ориентировки в издании. Также могут быть определения, формулировки отдельных положений, термины, правила, формулы и др. Текстовые выделения бывают шрифтовые (полужирный шрифт, курсив и др.) и нешрифтовые (звездочки, жирные точки, изменения формата и др.). Увлекаться выделением текста не стоит, иначе текстовые выделения перестанут выполнять свою роль. При шрифтовом выделении текста необходима четко продуманная система. Однородные элементы текста по всей книге следует оформлять одним способом, а для элементов с различным эквивалентом значимости подбирают разные по силе способы выделения.

image

Что выбрать

Библиотека

Подписка

Войти

Войти

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Наука и образование
  4. Учебно-методические пособия (методички)

«Учебно-методические пособия (методички)»

837

книг

Сортировать

По популярности

Фильтры

Фильтры

  • Тип

    • Все

    • Книги

    • Аудиокниги

  • Подписка

    • Все подписки

    • Бесплатно

    • Стандарт

    • Премиум

  • Язык

Теория и методика мини-футбола (футзала)

Владимир Губа

3.0

Премиум

Учебник по мини-футболу (футзалу) является трудом, обобщающим теоретико-методический материал отечественных специалистов, и результаты многолетних исследований автора, в котором представлена методология организации учебно-тренировочного процесса. Прежде всего, курс лекций адресован слушателям «Ак…

Психология личности

Неустановленный автор

4.2

Стандарт

Книга представляет собой учебно-методический комплекс для студентов факультета социальной медицины, специальность «Психология».

Сказкотерапия в работе психолога

Оксана Защиринская

4.7

Стандарт

В учебно-методическом пособии раскрыты возможности профессиональной работы со сказкой. Представлены вечные образы сказочных героев, которые своими мыслями и поступками служат бесценным материалом для самоанализа и развития человека. После ознакомления с пособием читатель может попробовать самосто…

Ранний детский аутизм. Пути реабилитации

О. Лайшева

4.8

Стандарт

Учебно-методическое пособие по теме медицинская реабилитация написано для студентов старших курсов, ординаторов, аспирантов. Предлагаемая публикация направлена на формирование современных научных тенденций в разделе лечебной физической культуры. В пособии авторы уделяют внимание двигательной сфер…

Ландшафтное проектирование и ландшафтный дизайн. Часть 1

Альбина Гапоненко

4.6

Премиум

В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы обустройства участка с нуля до полного проекта. Подробно рассмотрена история ландшафтного строительства, стили, методика создания ландшафтного проекта. Издание адресовано студентам высших учебных заведений.

Основы международной логистики

Виталий Черенков

4.2

Премиум

В пособии рассмотрены теоретико-концептуальные и практические вопросы международной логистики, затрагивающие экспортно-импортные логистические операции, включая валютно-финансовые расчеты и финансирование, установление контрактных отношений с коммерческими посредниками, организацию валютоэкономны…

Плавание

Неустановленный автор

4.1

Премиум

«…Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания – с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализовать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потен…

Психодиагностика. Практикум по психодиагностике

Неустановленный автор

4.5

Стандарт

Научно-методические и эмпирико-экспериментальные программные указания по изучению учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» составлены для студентов, обучающихся по специальности 030300.62 – «ПСИХОЛОГИЯ», степень (квалификация) выпускника: «бакалавр психологии». В нас…

Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы

Ольга Узорова

4.5

Стандарт

В этом пособии представлены усложненные диктанты и грамматические задания по всем темам русского языка для третьего и четвертого классов по системе 1–4. С помощью этих диктантов учителя и родители смогут проверить, насколько хорошо ребенок усвоил изучаемый материал. Пособие можно использовать как…

Баскетбол

Неустановленный автор

4.4

Стандарт

«…Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, даже и место возникновения которого доподлинно не известно. Изобретателем баскетбола считается Джеймс Нейсмит преподаватель колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда штат Массачусетс (США) В декабре 1891 года он привя…

Фильтры

Фильтры

  • Тип

    • Все

    • Книги

    • Аудиокниги

  • Подписка

    • Все подписки

    • Бесплатно

    • Стандарт

    • Премиум

  • Язык

Жанры

Военное дело784

Задачники34

Монографии1 443

Научно-популярная литература8 109

Практикумы152

Прочая образовательная литература3 903

Учебники и пособия для вузов1 066

Учебно-методические пособия (методички)837

Все книги в жанре Наука и образование5 384

Бесплатные книги в жанре Наука и образование2 721

Аудиокниги в жанре Наука и образование5 384

Все аудиокниги в жанре Учебно-методические пособия (методички)20

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Загрузить подкаст в MyBook и ЛитРес

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Следите за новостями

Служба поддержки

8 800 333 27 37

support@mybook.ru

Скачать приложение

Мы принимаем к оплате

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Vitotronic 100 gc1 инструкция для специалиста
  • Вт 009 наис руководство терминал
  • Руководство фгуп атомфлот
  • Видеорегистратор dexp rx nano инструкция по эксплуатации
  • Классное руководство в школе как отказаться