Учитель в руководстве педагогическим процессом

Управление современной школой: какой должна быть команда

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Читайте также:

  • Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
  • Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
  • Геймификация в образовании

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.    


Принципы работы современного коллектива педагогов:   

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату         

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».  

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

      В современной
педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить
целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему
строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих  исследователей
о том, что управление реально и необходимо не только в области технических,
производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе
и педагогических.

      Давайте
вспомним, что означает понятие «педагогический процесс» (слайд 2).

      Педагогический
процесс
целенаправленное,
содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов
и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний,
умений и навыков, формирование способности применить их на практике.

          Педагогический процесс
можно представить как систему, состоящую из ряда элементов (слайд
3):

1. цель обучения (для чего учить);

2. содержание учебной информации
(чему учить);

3. методы, приемы обучения, средства
педагогической коммуникации (как учить);

4. преподаватель;

5. учащийся.

      Педагогический процесс – это способ организации воспитательных
отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних
факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где
бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он
будет иметь одну и ту же структуру (слайд 4):

     Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства –
Формы.

     Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия,
к которому стремятся педагог и ученик.

     Принципы предназначены для определения основных направлений
достижения цели.

      Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся
для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

     Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых
передается и принимается содержание.

      Средства, как материализованные предметные способы работы с
содержанием, используются в единстве с методами.

      Формы организации педагогического процесса придают ему логическую
завершенность, законченность.

      Динамичность педагогического процесса достигается за счет
взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и
психологической.

      Чтобы педагогический процесс был действенным, необходим такой
компонент, как управление.

          Вообще под управлением
(слайд 5) понимается деятельность, направленная на выработку решений,
организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с
заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

          Педагогическое
управление
(слайд 6) есть процесс перевода педагогических ситуаций,
процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

       Процесс управления состоит из следующих компонентов
(слайд 7):

·       
постановка
цели;

·       
информационное
обеспечение (диагностирование особенностей учащихся);

·       
формулировка
задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;

·       
проектирование,
планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов,
средств, форм);

·       
реализация
проекта;

·       
контроль
за ходом выполнения;

·       
корректировка;

·       
подведение
итогов.

         Сущность управления
педагогическим процессом 
заключается в целе­вой ориентации, активизации и оптимизации
его субъектом управ­ления —   руководителем.  Это управление строится в
непосредственном                          взаимодей­ствии с обучающимися,
воспитывающимися, сотрудниками.

         Сегодня я хочу
представить вам модель управления школой в целом и педагогическим процессом в
нашей школе в частности.

         Административное
управление
(слайд  8) осуществляет директор школы и его заместители.

        Принципы
управления школой
(слайд 9):

— уважение и
доверие к человеку;

— принцип
сотрудничества, справедливости;

— принцип
индивидуального подхода;

— принцип участия
учителей в управлении.

         В
результате получаем такую структуру управления школой (слайд 10).

        
Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой
Народной Республики и Уставом школы на основе принципов гласности, открытости,
демократии и самоуправления.

        
Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы.

        Директор
— координатор действий всех управленческих подразделений в системе управления
школой, обеспечивающий результативность работы школы в комплексе.

       
Стратегическое руководство образовательной политикой школы принадлежит
выборному органу – Совету школы.

        Основная
цель его деятельности – осуществление
функций самоуправления школы, привлечение к участию в органах самоуправления
широких слоев участников образовательного процесса.

       Директор
школы определяет совместно с  Советом школы стратегию развития школы,
представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет
персональную юридическую
ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные
условия для осуществления образовательного процесса.
Основной его функцией является координация усилий всех участников
образовательного процесса через органы самоуправления – Совет школы,
Педагогический совет, Методический совет, Совет старшеклассников.

         Основной
формой координации деятельности аппарата управления школы являются административные
совещания (проводятся 1 раз в неделю).

         На
совещаниях осуществляется:

·оперативное
планирование деятельности,

·анализ
результатов мониторинга,

·планирование
ресурсной обеспеченности,

·обмен
информацией,

·принятие и
координация управленческих решений, которые доводятся до сведения сотрудников
на совещании при директоре, совещании при заместителе директора,
инструктивно-методическом совещании
учителей.
        Общее руководство методической и инновационной работой осуществляет Методический
совет, которому подчиняются школьные предметные методические объединения,
методическое объединение классных руководителей.

         Управленческую
деятельность директор осуществляет через заместителей, которые реализуют
оперативное управление образовательным процессом.
         Педагогический коллектив привлекается к управленческой деятельности
через работу Педагогического совета, методического совета, школьных
методических объединений, творческих проблемных групп, Совета трудового
коллектива.

        Педагогический
совет
– коллективный орган управления школой, состоящий из педагогических работников
школы, который действует для рассмотрения основных вопросов организации
образовательного и
воспитательного процессов в школе. Педагогический совет несет коллективную
ответственность за принятые решения.

         Методический
совет
– коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят
руководители предметных школьных методических объединений, творческих
проблемных групп:

·осуществляет
общее руководство методической и инновационной работой педагогического
коллектива;

·планирует и
регулирует свою работу через школьные методические объединения, проблемные
творческие группы учителей, методическое объединение классных руководителей.

        Совет
старшеклассников,
организованный в целях осуществления самоуправления
школьников и развития их инициативы:

·координирует
деятельность органов ученического самоуправления школы;

·создает
инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий;
·содействует выявлению творческого потенциала обучающихся;

·организует
проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий;
·изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных
творческих дел;

·организует
изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной
жизни.

        Родители
привлекаются к управленческой деятельности через Совет школы, общешкольный
родительски комитет,  родительские комитеты классов.
        Такая структура позволяет организовывать и координировать
функционирование самых разных направлений образовательного процесса в школе и
вовлекать в решение основных вопросов жизнедеятельности школы учащихся и их
родителей, другие заинтересованные стороны, коллективно вырабатывать решения и
определять стратегию развития школы.

АВТОР педагог Трапезникова Татьяна Владимировна

Данная моя статья посвящена управлению в системе дошкольного образования, а также я постараюсь рассмотреть в своей работе наиболее важные моменты в деятельности педагогического состава ДОУ. Прежде чем перейти к вопросу вплотную, необходимо сначала дать краткое понятие самого образовательного процесса в ДОУ. Так, образованием, если брать определение в общих чертах, мы называем сам процесс передачи общественно значимой информации подрастающему поколению. А в дошкольном образовании этот процесс реализуется в образовательной деятельности, совместной деятельности, при проведении прогулок, самостоятельных игр детей, в работе с родителями и в других мероприятиях.

Проводимые воспитательским составом мероприятия в ДОУ, разумеется, являются производными от работы управленческого состава, как отдельно взятого дошкольного учреждения, так и в целом системы государственного образования. Все установки федерального значения, разработанные Министерством просвещения и связанными с ним научными коллективами, реализуются во всех управленческих звеньях дошкольного образования, что говорит о серьезнейшей роли и самого воспитателя, как специалиста¸ который непосредственно проводит высокую государственную политику в жизнь.

И здесь, если мы затрагиваем тему качества воспитательного процесса в ДОУ, мы уже говорим непосредственно об организации и управлении дошкольным учреждением. Так, управление качеством педагогического процесса в системе ДОУ имеет свои особенности, так как в таком процессе принимают участие и руководители дошкольного учреждения, и воспитатели, и родители.

Например, с точки зрения родителей, процесс воспитания сводится к эффективному обучению их детей, согласно разработанных программ, сохраняющих здоровье детей, их психическое и физическое состояние, а также поддерживающих у детей интерес к познанию окружающего мира. С точки же зрения воспитателей, организация воспитательных мероприятий сводится к положительным оценкам их деятельности со стороны руководителей ДОУ и родителей. А вот с точки зрения руководителей самого дошкольного учреждения, процесс организации и управления можно подразделить на такие пункты, как:

1.Эффективность деятельности дошкольного учреждения, как организационной структуры;

2.Эффективность деятельности состава воспитателей ДОУ;

3. Достижение успешных результатов в процессе обучения и воспитания воспитанников ДОУ;

4. Высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны детей и их родителей;

5.Высокая оценка управляющих органов образования в отношении руководителя ДОУ.

Замечу тот немаловажный момент также, что в процессе организации образовательного процесса в ДОУ нельзя идти «на ощупь», путем проб и ошибок, так как любая ошибка в воспитании ребенка для него может повернуться трагедией в его будущей жизни. Впереди у ребенка школа, институт, работа у производственного станка или в офисе. И от воспитателя зависит то, каким будет будущий школьник, будущий студент или работник, ведь азы психики и его жизненных устремлений закладываются в человека еще в дошкольном возрасте.

Да, многое зависит от того, как творчески подходит к своей деятельности сам воспитатель, но любое творчество в процессе воспитания ребенка обязано идти в ногу с последними научными достижениями. Внедрение же в практику работы воспитателя последних педагогических наработок лежит всецело на руководящем составе того или иного дошкольного учреждения.

Есть мнение, что необходимо широко привлекать самих воспитателей-педагогов к управленческой работе. Это может быть разработка годового плана деятельности ДОУ. Однако, я считаю, что такие рассуждения несколько ветряные, и не могут соотноситься с жесткой практикой работы в ДОУ. Все дело в том, что воспитатель все свое время тратит на процесс, связанный с работой с детьми, а также написанием планов своей деятельности. Кроме того, порой, воспитатель не обладает теми управленческими качествами, согласно своего опыта или образования, которые необходимы при разработке годовых планов работы ДОУ.

Именно поэтому такой подход к организации воспитательного процесса я считаю, несколько, фантастическим. Но и в этом подходе имеется рациональное зерно. Так, перед составлением годового плана работы отдельно взятого ДОУ, руководители дошкольного учреждения могут опросить состав воспитателей по вопросу составления годового плана работы ДОУ, и конструктивные, дельные предложения самих воспитателей могут быть приняты руководством ДОУ для разработки годового плана деятельности дошкольного учреждения. Это возможно.

Есть также мнение в среде педагогов, что сами воспитатели-педагоги должны осуществлять педагогический контроль и педагогический анализ в ДОУ. Но и этот подход мне кажется не эффективным в виду того, что ни кто еще не доказал его в том ракурсе, что он осуществим на практике. Повторюсь еще раз, ведь воспитатель-педагог загружен своей работой и не может осуществлять сразу несколько дел: контролировать и воспитывать детей.

Здесь уместно отметить тот факт, что государственный образовательный стандарт, как стандарт результатов образовательной деятельности – это эталонный уровень образования, который необходим для того или иного общества в определённый исторический отрезок времени. А в дошкольном образовании государственным образовательным стандартом является стандарт условий осуществления образовательного процесса. То есть, дошкольное образование имеет цель создать условия для осуществления самого образовательного процесса в будущем.

Поэтому, сами образовательные стандарты, как я считаю, не должны быть строгими и должны обладать гибкостью, играя роль ориентиров в работе педагогов. Иначе же, при строгих инструкциях и установках творческое начало педагогов будет подавлено, а ведь именно в дошкольном учреждении воспитатель обязан просто привить творческое начало ребенку, дав ему возможность проявить свои таланты. Поясню это так, что именно в дошкольном возрасте необходимо у ребенка выявить те способности, которые он будет развивать в будущем.

«Техник перед нами будущий, а может быть гуманитарий, или может быть его стезя руководить людьми», — все это обязан увидеть в ребенке воспитатель и развить в нем еще «спящие» способности. А здесь ведь творческий подход со стороны воспитателя-педагога просто необходим. А значит, здесь нужна гибкость, гибкость и еще раз гибкость в воспитательном процессе. И получается, что с одной стороны, мы ориентируемся на установленные государством стандарты, а с другой стороны, — мы проявляем творчество в своей работе. Думаю, что именно так необходимо строить работу воспитателя.

Замечу, что в общегосударственном ракурсе качество дошкольного образования можно определить мерой её направленности социально-экономическим условиям общества. Другими словами, в самом воспитательном процессе должны быть отражены потребности и моральные установки, принятые в тот или иной  исторический период жизни общества. Это важно, ведь воспитатель-педагог обязан подготовить ребенка к жизни, в которой он должен суметь найти свое место. А ведь школа на первом классе не заканчивается: школьные годы – это 11 лет, и какими будут эти 11 лет, зависит от того, как себя ребенок в школьном коллективе поставит еще в первом классе. А чтобы ребенок уже смог себя проявить в начальных классах школы, его необходимо морально укрепить еще в детском саду, наделив его к тому же знаниями о мире и нравственными установками.

В контексте с тем, что я обозначила выше, нужно сказать, что руководитель любого ДОУ обязан ориентировать состав воспитателей-педагогов, находящихся у него в подчинении, к подготовке ребенка к школьной жизни. А такая подготовка, как я уже говорила, имеет под собой не только подачу знаний в области математики или русского языка, но касается и моральных, и нравственных  аспектов в подготовке ребенка.

Приведу вам простой пример по вопросу нравственной и моральной подготовки ребенка. Вот ребенок, к примеру, показывает в группе дошкольного учреждения хорошие результаты в математике, умеет читать бегло и даже хорошо выводит слова, пишет. Научили. Все думают, что он и в школе станет отличным учеником. Ан, — нет, не все так просто.

А если этот ребенок не умеет взаимодействовать со своими сверстниками? Если он не умеет, банально скажу, дружить? Что тогда?

А тогда может произойти непоправимое, порой, ведь многие дети испытывают стресс, когда меняют привычную обстановку: сегодня он был в детском саду, и там для него все было привычно и просто, а теперь он попадает в более строгие условия школьной жизни.

Не умея дружить, а  то есть устанавливать контакт со сверстниками, первоклассник может часто попадать в конфликтные ситуации со своими одноклассниками, что вызывает стресс у ребенка и совершенно отбивает охоту ходить в школу. Вот в детский сад он ходил с удовольствием, а в школу, в новый коллектив, не просто идти не стремится, а вообще избегает общения со школьным коллективом. И вот вам результат, — плохие оценки и плохая посещаемость. Такое бывает, и потому сверхважно научить ребенка еще в дошкольном учреждении дружить, устанавливать контакты со своими сверстниками.

Также замечу, что немаловажно научить ребенка еще в ДОУ дисциплине. Не надо думать, что детский сад является тем учреждением, где родители просто-напросто оставляют своего ребенка на время, пока они сами заняты трудовыми обязанностями. Нет, именно в детском саду маленький мальчик или девочка должны понять то, как устроен мир. В мире есть правила и от того, как ты соблюдаешь эти правила, зависит в твоей судьбе, фактически, — все!  

Например, ребенок не желает спать, или он не желает вместе со всеми садиться за стол, или же он попросту игнорирует образовательные игры, проводимые в группе ДОУ. Может ли воспитатель сквозь пальцы смотреть на действия такого воспитанника? Нет, так как если ребенок еще в дошкольном возрасте не уяснил для себя, что такое дисциплина и самодисциплина, то уже в школе он также будет не усидчив за уроками, а значит, его результаты в учебе пойдут вниз.

На все эти моменты, указанные мной выше, разумеется, воспитатель-педагог должен обратить внимание в своей деятельности, а руководящий состав ДОУ обязан своих подчиненных ориентировать на работу с детьми в ракурсе укрепления моральных и нравственных устоев у детей.

Кстати, о моральных и нравственных нормах, которые необходимо прививать детям. Мы можем объяснить ребенку простыми словами сложные конструкции, дав ответы на такие вопросы, как:

— что такое коррупция и почему это плохо?

—  что такое деньги, и что такое семейный бюджет?

— что такое закон и почему он выходит из моральных норм?

— почему необходимо уважать старших и любить свою Родину?

— что такое нравственность и почему исполнение установленных в обществе нравственных норм помогает человеку жить?

Да, все эти, на первый взгляд, сложные вопросы можно объяснить ребенку очень простыми словами и в игровой форме. Так мы изначально в дошкольника заложим тот внутренний стержень, который поможет ему стать настоящим человеком с большой буквы.

Я помню, как одна моя коллега из Нижнего Новгорода рассказывала мне историю о том, что они в своем детском саду очень опасались проводить занятия по поводу реализации «Программы антикоррупционного просвещения». Боялись, что дети не поймут такую «сложную» тему. Однако, зря беспокоились, так как все же смогли Нижегородские дошкольные педагоги объяснить детям и такую трудную тему, и делали это в игровой форме. Так, моя знакомая педагог, старший воспитатель детского сада, рассказывала:

— «Думали, что дети не поймут, но мы подошли к мероприятию творчески… Мы изобразили лес и лесных жителей – лису, волка и зайца, который ходил к волку просить новый домик. На примере лисы, которая в нашей игре взятки давала, и на примере волка-взяточника, мы детям смогли донести всю пагубность коррупции. А ведь дети все поняли и активно в игре принимали участие».

Вот на таких игровых примерах, с помощью таких мероприятий мои коллеги могут многое – в игровой форме объяснять детям сложные вещи. Поэтому, как я считаю, не нужно бояться внедрять что-то новое. Главное здесь, относиться к своей работе ответственно, иметь к любому, даже к самому, на первый взгляд, незначительному делу, серьезный подход. В нашей работе маленьких, незначительных дел не бывает, так как мы формируем из ребенка личность, и об этом помнить должен каждый воспитатель-педагог.

Продолжу далее. На сегодня основными ориентирами, которые определяют качество современного дошкольного образования, выступают такие критерии, как:

— благополучие ребенка в ДОУ;

— удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения;

— сохранение и необходимая коррекция здоровья ребенка;

— выбор дошкольным учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Так, над выше указанными мной вопросами личностного развития дошкольника работают многие научные коллективы. Например, это ученые Научно-исследовательского центра им. А.В. Запорожца. Это люди с научными званиями и степенями, которые предлагают структурную характеристику личности ребенка, включающую виды компетентности в ракурсе интеллектуального, языкового, социального и физического развития. А также способы поведения — произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору и отношение к самому себе.

Ученые выражают ту мысль, что на психическое, физическое и личностное развитие воспитанников детских дошкольных учреждений оказывают влияние четыре аспекта. Рассмотрим их здесь в моей статье. Это такие аспекты, как:

— характер организации развивающей предметно-пространственной среды;

— поведение воспитателя;

— тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

Скажу, что хорошее качество физического контекста жизни ребенка в дошкольном учреждении определяется не самим количеством предметов, а их качеством и разнообразием. Поведение же воспитателя, который сопровождает деятельность ребенка с теми или иными предметами в определенном пространстве дошкольного учреждения, должно соответствовать таким критериям, как: ответственная позиция, содержательное общение, принятие ребенка, способность к сочувствию. Выработки именно таких качеств руководители ДОУ обязаны требовать от самих воспитателей-педагогов.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нужно выделить такие направления, как:

1.Финансирование. Этот пункт предполагает определение гибких нормативов финансирования, перехода на долевое финансирование, а также проведение мониторинга расходования бюджетных средств;

2.Кадровое обеспечение. Этот пункт предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование.

Особое внимание в сфере управления ДОУ я отвожу вопросу управления качеством условий дошкольного образования через повышение уровня управленческой культуры руководителей ДОУ, создания условий для повышения качества образовательного процесса, а также овладение технологиями управления.

Здесь я могла бы предложить в строительстве процесса управления ДОУ производить анализ полученных результатов по итогам проделанной работы и изначально составленного плана. Поясню. Руководитель ДОУ, совместно с педагогическим составом учреждения, организуя воспитательный процесс, сверяет полученные результаты с запланированными. Зачем это необходимо? Если результаты работы воспитателей не соответствуют ранее составленного плана, то здесь имеется возможность для оперативного  устранения выявленных в ходе анализа недоработок, и устранения их.

На сегодня оценка качества результатов образовательного процесса является наиболее обсуждаемой темой, как в педагогическом сообществе, так и в министерских кабинетах. Сейчас качество образования и воспитания оценивается по средствам лицензирования государственной аккредитации педагогических учреждений, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, а также разного рода мониторинга.

Но, замечу, что такая система оценки работы более нацелена на образовательную сферу деятельности, а не на результативность дошкольного образования, которое формирует не только интеллектуальный и образовательный уровень детей, но и закладывает в ребенка начальные нравственные, моральные установки. То есть мы говорим об особой специфике в работе воспитателя с детьми. Здесь критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, и профессиональной компетентности самого педагога с точки зрения его взаимодействия с ребенком, а также организации предметно-развивающей среды.

Сегодня возможно выделить несколько подходов к оценке образовательного процесса. Рассмотрим их здесь:

1.Аксиологический подход. Этот подход к оценке предусматривает анализ критериев, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. Так, в государственной политики в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, а значит, главной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках указанного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход. Этот подход к оценке качества образования определяется учеными характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми и с предметно пространственным миром. Здесь оценивается уровень самостоятельного поведения ребенка и его способность решать повседневные жизненные ситуации, а также выявляется социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

3.Компетентностный подход. Этот подход  направлен на формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей личности. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста осуществляется посредством организации различных видов деятельности — совместной и самостоятельной, трудовой, игровой, исследовательской и других. А также организации разнообразных ситуаций, которые направлены на приобретение ребенком необходимого практического и жизненного опыта. Здесь, через организацию педагогом разных ситуаций, ребенок ведет подготовку к адаптации в современном социуме. Таким образом, применяя компетентностный подход, воспитатель-педагог развивает в ребенке личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

Считаю, что компетентностный подход к оценке качества образования более совершенен, так как он не только отражает потребности сегодняшнего общества, но и вбирает в себя элементы и других подходов в воспитательном процессе.

 Скажу больше, если мы хотим получить талантливого ребенка, ребенка подготовленного к школе, к жизни, то мы обязаны, я так думаю, подключать к работе воспитателя-педагога и родителей. Большую часть времени ребенок находится в детском саду, получая от воспитателей не только уход, но и первичные знания, которые ему затем пригодятся для успешного освоения школьных предметов, а также понятия о нравственных нормах и дисциплине. Все это так.

 Но, ребенок всегда ориентируется в понимании «черного» и «белого» на родителей, и здесь, чтобы материал, полученный ребенком в детском саду, закрепился в ребенке, нужна помощь мам и пап. Именно поэтому взаимодействие воспитателя детского сада с родителями детей, – есть наиважнейшая задача в воспитательном процессе, и на выполнение этой задачи любой руководитель ДОУ должен ориентировать состав воспитателей.

 АВТОР Татьяна Владимировна Трапезникова

Статья Татьяны Владимировны Трапезниковой «Управление и организация воспитательного процесса в дошкольном учреждении» опубликована в издании «Стратегия 24» в разделе «Образование«.

В данном случае,
под педагогическим руководством
по­нимается в широком смысле управление
различной группо­вой активностью
школьников, как в процессе учебной
дея­тельности, так и вне ее. То есть,
в качестве педагога-руково­дителя
может выступать и учитель-предметник,
и классный руководитель и освобожденный
воспитатель.

Мерой влияния
педагога руководителя на группу
школь­ников является его авторитет.
Однако, авторитет педагога — сложное
составное понятие, можно говорить о
двух его со­ставляющих: авторитете
роли учителя и авторитете его лич­ности.
В различные периоды школьного обучения
эти со­ставляющие имеют различное
значение для детей начальной школе еще
очень большое влияние оказывает авторитет
роли учителя. Часто один тот факт, что
данный взрослый человек — учитель,
определяет отношение малышей,
авто­матически обеспечивает педагогу
уважение, —

послушание,
вни­мательное отношение ко всем
требованиям (отметим, часто практически
не критичное).

В дальнейшем
авторитет роли учителя начинает падать,
уже не достаточно одного декларативного
заявления «я — ваш учитель» для того,
чтобы обеспечить успешное руковод­ство
классом. В старшем школьном возрасте
авторитет лич­ности учителя становится
решающим, для старшеклассников
принципиально важно отношение педагога
к ним, его умение общаться, его эрудиция
и профессиональная компетентность,
этические качества.

Остановимся на
проблеме формирования педагогического
авторитета. В своем развитии авторитет
личности педагога как бы проходит три
важные стадии, на каждой из которых
право педагога руководить подвергается
соответствующей проверке и оценке. На
первой стадии педагог выступает для
школьников как достоверный источник
самой разной инфор­мации — от сообщаемых
на уроке знаний до доносимых до класса
школьных слухов и мнений. То есть, сначала
формируется доверие к словам и знаниям
педагога, предпочтение обращаться к
нему за достоверной информацией.

На второй стадии
педагог становится референтным лицом
для школьников, то есть носителем
личностных качеств, цен­ностей, идей
и взглядов, значимых для учащихся,
разделяе­мых ими. Формируется доверие
к жизненной позиции педа­гога.

Наконец, на третьей
стадии педагог становится довери­тельным
лицом. Ему как бы авансируется доверие,
дается право принимать значимые решения,
касающиеся школьни­ков. Педагог,
достигший в своих отношениях с конкретной
группой школьников такого авторитета,
облекается большим доверием детей. Ему
уже не требуется каждый раз обра­щаться
к ним для принятия определенных групповых
реше­ний, так как ему предоставлено
право действовать от имени всей группы.

Авторитет личности
педагога — значительно более силь­ная
и устойчивая форма влияния, чем авторитет
его роли.

Перечислим ряд
психологических факторов, наиболее
су­щественно влияющих на успешность
педагогического руко­водства.
Предыдущее обсуждение феномена
руководства по­казало, что наиболее
значимым является стиль руководства,
выбранный формальным лидером. В отношении
педагога не­обходимо отметить, что
эффективной является именно ко­оперативная
модель руководства (естественно, с
учетом воз­раста детей и зрелости
класса как малой группы). В любом случае,
стиль руководства педагога должен
обеспечивать реализацию основных
функций управления группой (целеполагание,
информирование, принятие решений,
обратная связь, контроль, делегирование
полномочий, поощрение успехов),
преимущественно в духе кооперативной
модели управле­ния. Кроме того, учитывая
слабость собственных лидерских сил
большинства школьных классов руководитель
должен брать на себя реализацию и ряда
функций, направленных на создание
благоприятного социально-психологического
климата в классе, развитие класса как
группы. Чем успеш­нее педагог —
руководитель реализует эти функции,
тем продуктивнее стиль его руководства.

Важную роль играет
также система социально-психоло­гических
установок учителя относительно своих
взаимоотно­шений со школьниками.
Наиболее плодотворна установка на
открытое диалогическое общение с детьми.

Отметим и ряд
личностных качеств, наличие которых
су­щественно для успешного
педагогического руководства.

Во-первых, это те
черты личности, которые способствуют
в целом успешному общению со школьниками:
общительность, направленность на других,
склонность к сотрудничеству, эмо­циональная
восприимчивость (эмпатия), тактичность,
терпи­мость. Важна эмоциональная
устойчивость, гибкость в усвое­нии
новых социальных ролей, артистизм.
Интересно, что ус­пешнее работают те
педагоги-руководители, которые не имеют
ярко выраженного стремления к лидерству.
Во-вто­рых, это личностные особенности,
обусловленные специфи­кой педагогического
труда: высокая интеллектуальная
гиб­кость, критичность и быстрота
мышления, способность к им­провизации,
самокритичность, самостоятельность,
инициатив­ность.

Для успешной
управленческой деятельности педагог
дол­жен обладать хорошими навыками
социально-перцептивного и
социально-рефлексивного анализа, то
есть он должен уметь адекватно оценивать
отношения к группе школьников, чув­ствовать
отношение к себе с их стороны.

Отметим и еще один
фактор — удовлетворенность собст­венной
деятельностью. Естественно, что лучше
работает че­ловек, высоко оценивающий
свои успехи и свои возможно­сти.

Насколько велики
возможности действенного влияния
педагога-руководителя на отношения
внутри классной груп­пы? Принципиальный
ответ зависит, прежде всего, от возра­ста
детей. Если в начальной школе учитель
может в значи­тельной мере влиять
через свое отношение, свои санкции на
статусную структуру класса, выдвижение
лидеров, климат класса, то по мере
взросления детей ситуация меняется:
по­является и автономизируется зона
внутриклассных взаимо­отношений,
очень мало доступных как наблюдению,
так и воздействию. Речь идет об
интимно-личностных отношениях в группе
сверстников. В значительно большей
степени педа­гог может влиять на
деловые отношения школьников,
воз­действовать на инструментальную
сферу, и, наконец, откры­ты для управления
личные отношения школьников и класса
в целом с педагогом.

Если говорить об
арсенале средств, имеющихся в рас­поряжении
педагога-руководителя, то их можно
разделить на группы прямых и косвенных
средств воздействия. К пря­мым относится
общее обсуждение, организация групповой
дискуссии или посредничества в разрешении
шаров. Косвен­ные пути — это попытки
вносить коррективы в межлично­стные
отношения учащихся посредством
переструктурирования деловых
взаимоотношений, создания новых форм
сов­местной деятельности, выработку
иных групповых норм и мнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 25.04.2023).

Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь». [1]

Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее.

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Мы часто слышим фразы «новое поколение», « новая школа», « учебники нового поколения». Значит и учитель должен быть новым.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». [2]

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях.

Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса.

Интересен следующий факт. Целью реализации ФГОС является личностный результат. Огромное внимание уделяется личности ребёнка и происходящим с ним в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям появилась возможность получить информацию и обогатить содержание образовательного процесса. На сегодняшний день учитель не является единственным источником знаний, как это было прежде. Благодаря современным технологиям появились отличные возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех – это любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов.

За 11 лет обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса. Мы стремимся качественно подготовить наших учеников к экзаменам, так как это важно для детей, их родителей и нас учителей. Мы радуемся их успехам и вместе с ними огорчаемся в случае неудач. Конечно, было бы здорово, если бы из школы выпускались великие математики, учёные, философы. Но задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества. Школа рассматривается как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения коммуникативных и социальных знаний. Вне социума человек не может стать успешным и счастливым. Очевидно, что недостаточно основательно знать свой предмет, владеть современными методиками, иметь психолого-педагогическую подготовку. Нужен высокий уровень педагогического мастерства, культуры, желание знаний и стремление к поиску и творчеству.

В последнее время в стране наблюдается общее снижение культурного уровня. Духовные ценности утратили свою актуальность для определённых слоёв в обществе. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Речь кумиров современных подростков просто шокирует. Подрастающее поколение впитывает весь этот негатив. Не может не волновать циничное отношение некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Духовность становится огромным дефицитом, поэтому в настоящее время как никогда актуальным становится «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [3]

Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Мы знаем, что характер человека формируется уже к 5 годам. Именно в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Бывает так, что родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах. Реже они посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, как правило, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное — воспитывает личность.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». [4]

Литература:

1.      С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 –е издание, Москва, Мир и Образование. 2015 с. 1263

2.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О – 13 Москва; Проспект, 2015 с. 5

3.      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О -13 Москва; Проспект, 2015 с. 3

4.      А. Дистервег «Избранные педагогические сочинения». Москва, Учпедгиз, 1956, с.136-203

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, образовательный процесс, общество, задача учителя, норма поведения, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, предметная область, современное общество.

Одним из
ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в конкретном
образовательном учреждении, является не только желание администрации и её
обоснованная управленческая деятельность, не только творчество
новаторов-одиночек, а педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная
работа преподавательского коллектива, каждый член которого осознает свое
профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг. Главный
профессиональный долг преподавателя колледжа – подготовить такого выпускника,
такого молодого специалиста который умеет:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях

— самостоятельно приобретать необходимые ему
знания и применять их на практике для решения разнообразных задач

— видеть возникающие в реальной действительности
проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их
решения

— генерировать новые идеи, творчески, креативно и
критически мыслить

— активно действовать, быть способным на поступок
и ответственным за него

— объективно оценивать себя в развивающемся мире в
сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации

— ориентироваться на общечеловеческие ценности

— быть коммуникабельным, уметь контактировать с
представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в
разных областях, различных ситуациях

Перечисленные
выше качества личности выпускника не формируются сами собой. Преподавателям
необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые студенты
осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

В.Ф. Шаталов
утверждал, что для того, чтобы работа в учебном заведении была эффективной,
должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой
бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как
создать такой рассол или такое образовательное пространство? Что взять за его
основу?

Сегодня
преподаватель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не
менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним
из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного
пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически
вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Создать
такое пространство учебной деятельности должен каждый преподаватель при
активном участии своих учеников.

Специфичность
педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой
частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение =
преподавание + учение). Процесс учения – это деятельность обучаемых, у которых
есть свои мотивы, свои цели и свои средства. Они стремятся к своим результатам,
которые, возможно, не совпадают с результатами, ожидаемыми педагогами. В
пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к
общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает
преподаватель. Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой
деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке педагог, и
нормой деятельности каждого конкретного обучаемого. За счет чего возможно
преодоление этого противоречия?

Конфуций
сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный;
путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый
горький». У преподавателей выбора нет, им надо идти по всем трем дорогам сразу.
Это жесткое требование данной профессии. И движение по этим дорогам познания
приводит к мысли о том, что преподавателю необходимы управленческие знания.

Вернемся в
студенческие годы большинства преподавателей. Насколько известно, ни в одном
педагогическом вузе не читался курс теории управления, а вместе с тем каждому
преподавателю необходимы управленческие знания. Ведь кто как не преподаватель
согласно своим функциям является управленцем. Сколько хороших специалистов,
знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не
было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только
из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.

Управление
необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование
познавательной деятельности студента, его суть – поэтапное вхождение студента в
познавательную деятельность.

Чем же
необходимо управлять для достижения эффективности занятия? Понимая, из каких
составляющих складывается учебная деятельность, преподаватель должен эффективно
управлять: целеполаганием обучаемых, мотивацией и стимулированием их
деятельности, формированием умений, общих и профессиональных компетенций,
созданием обратных связей «преподаватель» — «студент», созданием проблемных
ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для
профессионально работающего преподавателя, очевидно, что все это должно находиться
в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Для
педагога в связи со спецификой объекта и предмета его труда личностно-деловые
качества педагога сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность.
Понимание преподавателем цели, смысла, предназначения своего труда, его
самоценность сказываются не только на собственном профессиональном
самоопределении и становлении, но и на культуре, ценностных ориентациях,
нравственных нормах, потребностях и способностях той личности, которую он
воспитывает.

В
современной литературе, посвященной анализу качеств, наиболее значимых в учительском
труде, исследователи по разным основаниям выделяют следующие:

Преподаватель

должен
знать

Преподаватель

должен
уметь

Личностные
качества

преподавателя

— Законы, регламентирующие деятельность
педагога.

— Современные направления развития образования.

— Новые педагогические концепции и технологии.

— Способы, методы и приемы индивидуального и
дифференцированного обучения.

— Приемы мотивации учебной деятельности обучающихся.

— Возрастную психологию.

— Способы самодиагностики.

— Методику преподавания.

— Содержание своего предмета.

— Доступно излагать материал.

— Объективно оценивать знания обучающихся.

— Формировать знания, умения и навыки.

— Критически оценивать свое воздействие на ученика.

— Создавать на уроке атмосферу сотрудничества.

— Грамотно и четко излагать свои мысли и
требования.

— Вызывать интерес к изучаемой дисциплине.

— Управлять своими эмоциями.

— Организовать самообразование обучаемых.

— Креативно мыслить.

— Организаторские способности и активность.

— Тактичность и корректность по отношению к
студенту.

— Общая эрудиция.

— Общительность.

— Любовь к детям.

— Дисциплинированность.

— Терпение и терпимость.

— Чувство юмора.

— Доброжелательность.

— Справедливость.

— Личное обаяние.

— Коммуникабельность.

Результативность
труда педагога, как считают многие, зависит от личности преподавателя, от его
личностных качеств. Личность преподавателя – главный фактор формирования у
студентов определенного отношения к учебной дисциплине, к учебе, познавательной
деятельности вообще. Практика показывает, что увлечения обучаемых определяются
тем, какой преподаватель преподает дисциплину.

Какого же
преподавателя хотят видеть наши студенты на занятиях? С целью получения ответа
на данный вопрос было проведено анкетирование обучающихся. В анкетах студенты
должны были определить пять наиболее значимых качеств педагога и расположить их
в порядке убывания значимости того или иного качества. Анализ результатов анкетирования
показал, что из знаний, которыми должен владеть преподаватель, студенты
выделили следующие: содержание своего предмета (76 %), методику преподавания
(85 %), способы, методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения
(62 %), современные направления развития образования (65 %).

По мнению
студентов, преподаватель должен уметь: доступно излагать материал, свои
мысли и требования (86 %), объективно оценивать знания студентов (88 %),
эффективно формировать знания, умения и навыки (68 %), создавать на уроке
атмосферу сотрудничества (65 %), вызывать интерес к изучаемой дисциплине (56 %).

Из личностных
качеств, которыми должен обладать преподаватель студенты отметили: организаторские
способности и активность (82 %), справедливость (79 %), тактичность и
корректность по отношению к студенту (62 %), чувство юмора (50 %).

В настоящее
время происходят существенные изменения в преподавательской деятельности:
меняются место и роль преподавателя в учебном процессе, его основные функции.
Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе
существенно отличается от традиционного. Центр тяжести при использовании новых
информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который
активно строит свой учебный процесс. В связи с этим на первый план выходят
новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских и
лекционных занятий, а также самостоятельной работы.

Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный
процесс, добиться включения студентов в работу на всех этапах деятельности,
вызвать у них потребность трудиться, трудом добывать знания самостоятельно или
под руководством преподавателя.

Когда педагог
проектирует учебное занятие, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо
помнить, что эффективность любого учебного занятия определяется не только тем,
что педагог пытается передать воспитанникам, а тем, что из всего «предложенного»
было ими «взято». Хорошо проведено занятие: студент на уроке повысил свое
самоуважение и ощутил себя более компетентным. Плохо проведено занятие: студент
уходит с занятия униженным, подавленным или разочарованным, он не видит
полезного результата занятий для себя.

Любому преподавателю
хочется стать значимой фигурой если не во всем учебном заведении, то, по
крайней мере, в группе. Значимый преподаватель сегодня – это одновременно
профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает
своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Об этом много
говорится – о личной ответственности, о самостоятельности, о педагогическом
творчестве – о субъективности учителя в целом.

Результаты
анкетирования «Преподаватель глазами студентов» выявили следующие критерии
успешности педагога в учебно-воспитательной деятельности и, соответственно,
критерии высокой эффективности проводимых занятий:

  1. Чтобы на уроке у педагога было интересно, в меру
    весело, занимательно, педагог предлагает обучающимся задания с долей
    неожиданности, оригинальности, с использованием проблемных ситуаций, с отсылкой
    к выдающимся проявлениям человеческих достижений, подвигов, свершений,
    поступков, блестящих открытий и достижений науки.
  2. Педагог умеет естественно и не отягощающее переключать
    виды деятельности на уроке, активизировать внимание, использует разнообразные
    формы общения учащихся.
  3. Имеет широкий круг общения и интересов, старается
    увлечь своими интересами детей, с интересом относится к спорту, политике, литературе
    и искусству
  4. Умеет и способен прийти на помощь ученикам в случае
    форс-мажора.
  5. Любит и понимает шутку, умеет снимать негативное
    напряжение и никогда не отыгрывается на детях, не иронизирует по поводу неудач,
    всегда находит доброе слово и терпеливо ждет и способствует успеху детей, на
    уроке создает атмосферу заинтересованности и комфортности для каждого ученика,
    ситуацию успеха.
  6. Знает личностные особенности учащихся, их интересы и
    возможности, использует личностный и разноуровневый подходы в процессе обучения,
    вовлекает в работу всех обучаемых на доступном для них уровне, подбадривает и
    поощряет средних, помогает слабым, пестует и холит таланты.
  7. Отказывается от наказания отметкой в случае
    невыполнения домашних заданий, ищет способы восполнения упущенного через
    организацию специальных классных заданий, индивидуальное взаимодействие с
    учеником.
  8. Контроль за деятельностью учащихся осуществляет с
    учетом личного роста каждого ученика, а не в сравнении с достижениями других.
  9. Часто использует активные методы: игры, тренинги,
    решение ситуаций и др., а также новые информационно-коммуникационные технологии,
    цифровые образовательные ресурсы, в учебное занятие включает разнообразные
    задания (моделирование, конструирование, исследование, поиск и т.п.), поощряет
    стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать разные способы,
    отбирать наиболее рациональные
  10. Занимает
    по отношению к детям не преподавательскую, а педагогическую позицию, испытывает
    потребность и желание расширять диапазон взаимодействия и разнообразного
    познавательно-творческого общения с учениками и их родителями, в интересах, а
    не против детей.
  11. Осваивает
    новые методики исходя не из моды, а из собственных авторских предпочтений,
    постоянно учитывая при этом интересы учащихся.
  12. Не
    жалея себя, сил и времени для работы с детьми в качестве классного руководителя,
    всегда независимо от настроения и состояния, терпелив, ласков, добр и
    внимателен по отношению к детям.
  13. Готовится
    к каждому уроку, стараясь быть и полезным, и интересным, и оригинальным, и в то
    же время, стараясь использовать время на уроке и вне его для привития устойчивого
    интереса и уважения к науке вообще и к предмету в частности.
  14. Развивает
    веру в успех, считает ошибки нормальным явлением, признает и видит достижения
    каждого.

Анкетирование студентов
филиала показало, что мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к
профессиональному, но и к человеческому совершенству.

«Учитель в учебно-воспитательном процессе»

Теория и практика образования находятся сегодня на изломе между пониманием образования как «передачи опыта» и образовательной парадигмой «выращивания личности». Можно констатировать, что с одной стороны, личностно-ориентированная парадигма образования существует, а с другой стороны — отсутствует ее полноценная реализация — как в области проектирования образования, так и в школьной практике.[1]

Очень часто мы слышим, что традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.

Ясно, что системно это совершенно другой образовательный подход, оптимизирующий содержание универсальных и практических знаний в составе программы обучения.

В связи с этим роль учителя в современном учебно-воспитательном процессе меняется, ему необходимы новые компетенции, ему присущи новые функции.

Актуальность данной темы связана с изменяющейся ролью учителя в современной школе. Учитель — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель:

  • методологические (психолого-педагогические) компетенции;
  • общекультурные (мировоззренческие) компетенции;
  • предметно-ориентированные компетенции.[2]

Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, характерного для современного этапа развития школы — школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Профессиональная подготовка учителя включает в себя как общее, характерное для всех педагогов (независимо от профиля), так и частное, отражающее особенности деятельности предметника, а также формирование определенных качеств личности, обеспечивающих эффективность его деятельности в определенной области. Эти качества личности являются профессионально-значимыми и формируются в процессе деятельности учителя.

Кроме того, как известно, профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью — педагогической реальностью.

Творческая направленность педагогической деятельности современного учителя предусматривает:

1) объективную оценку своих возможностей, знание своих слабых и сильных, значимых для данной профессии качеств (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);

2) овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой педагогического поведения, общения;

3) умение ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства.[3] 

Гуманизация образования предполагает формирование у учителя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.

Исходя из этого, каждый учитель должен понимать, что цель образования — помощь ученику в стремлении стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.

Функция учителя — способствовать процессу открытий и выбора.

Ценностью является развитие индивидуальной креативности во всех сферах жизни.

Обучение должно фокусировать внимание на развитии умений общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческое мышление, умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

Гуманизация преподавания должна выражаться в процессе обсуждения, где принимается любая точка зрения. Главное — чтобы она была высказана.

На удачные ответы важно реагировать эмоциональной поддержкой и откровенной похвалой. Две взаимосвязанных вещи, такие, как одобрение учителя и удовлетворение от успешного обучения, являются для ученика ориентирами правильного продвижения. В психологии обучения установлено, что поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся и, напротив, у учеников, испытавших неудачу в обучении, снижается мотивация учения. Даже простое сообщение о неудаче, хотя объективно ученик все сделал правильно, влияет на успешность его учения. Неудача или вера в то, что он не справился с заданием, влияет на представление ученика о самом себе, обнаруживая тот феномен, что и на последующую мотивацию влияет не только сам факт успеха или неуспеха, но и восприятие учениками результатов своего учения.[4]

Таким образом, учитель должен постоянно помнить о важности положительных эмоций для эффективного обучения и воспитания. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Обратная связь позволяет учащемуся узнать о результатах своих действий, понять свою проблему и лучше справиться с ней в следующий раз, а также подойти ближе в своем последующем действии к правильному поведению. Сообщение учителя, что деятельность, осуществляемая классом, или конкретный ответ правильны, не только увеличивает вероятность их повторения, но и формирует у учащихся способность анализировать и рефлексировать психологическую реальность.

Функции учителя в учебно-воспитательном процессе можно свести к следующему: 1) эмоциональная поддержка, 2) исследовательская, 3) фасилитаторская, 4) экспертная.[5]

1. Осуществление учителем функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство». Учитель должен быть заинтересован, озабочен интересами ученика.

В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика. Когда учитель проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать себя более свободно, осознать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к ребенку, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности.

2. Исследовательская функция учителя имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем, что в компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в учебно-воспитательном процессе. Второй аспект определяется использованием психодиагностических методов и процедур. Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста.

3. Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate — облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. Появление этих понятий в педагогике было связано с переходом американской школы к новой парадигме обучения, в которой главная задача школы определялась как подготовка ребенка к творческому участию в жизни. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель-фасилитатор — это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.

4. Учитель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов.[6]

Тьютор (tutor — англ) — частный домашний учитель, тренер, преподаватель, консультант, руководитель, человек, способный менять и меняться.

Тьютор — это: 1) учитель, который умеет наблюдать и думать, рефлектировать и планировать стратегию развития; 2) учитель, который работает не по образцу и шаблону, а по образу; 3) тренер общения, который не только создает ситуацию «мы»; 4) человек, который обладает интуицией, толерантностью и желанием обучать, то есть делиться тем, что сам умеет, а также умеет учиться и т.д.

В педагогической литературе выделяют следующие модели тренерской роли:

1) Демонстратор — сам показывает то, что необходимо делать, настраивает учащихся на желание выполнить задание, показывает воспитанникам свою вовлеченность и уверенность.

2) Адвокат — убеждает учащихся, защищает их, показывает сильные стороны их позиции, побуждает класс к оцениванию результатов своей деятельности.

3) Эксперт — передает информацию, констатирует факты, рекомендует модели поведения.

4) Автократ — точен, конкретен, указывает («вот верный путь»).

5) Консультант — руководит группой учащихся, реагирует на их потребности, обеспечивает окончание дискуссии, подводит итоги.

6) Оппозиционер — констатирует проблему, обстановку, поддерживает тех, кто не соглашается, создавая тем самым учебно-воспитательную проблему.

7) Модератор — просит участников предоставить информацию, обеспечивает связь между презентациями, позволяет группе приносить информацию из разных источников, помогает группе понимать презентацию, так как презентации дополняют друг друга.

8) Коуч (тренер, репетитор) помогает личности обучаться, раскрывает потенциал личности для максимизации ее эффективности.[7]

Таким образом, деятельность тьютора направлена на гармоничное развитие личности ученика.

В условиях реформирования образования, формирования целостной личности учащегося, направленности учебно-воспитательного процесса на формирование ключевых компетенций учителя, обращение к роли учителя в учебно-воспитательном процессе актуально.

Учитель в своей педагогической практике обращается к таким ценностям, как духовная жизнь человека, духовный мир, духовные отношения, духовная деятельность, духовность и т.п.

Для современной школы необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Учитель в современной школе — это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

Список литературы

  1. Андреева Г.А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии. // Педагогика. 2003. №6. С. 97-102.
  2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 3-13.
  3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М., 2000.
  4. Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. №2. С.113-115.
  5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М., 2005.
  6. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога.// Народное образование. 2005. №7. С. 103 – 112.
  7. Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников. // Педагогика. 1999. №3. С.3-11.
  8. Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 13-17.
  9. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование. 2004. №2. С. 146-149.
  10. Сумнительный К. Инновации в образовании: мифы и реальность. // Народное образование. 2007. №4. С.89-100.
  11. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 58 – 64.

[1] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 58.

[2] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 59.

[3] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 60-61.

[4] Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. №2. С.113-115.

[5] Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников. // Педагогика. 1999. №3. С.4.

[6] Сумнительный К. Инновации в образовании: мифы и реальность. // Народное образование. 2007. №4. С.92-93.

[7] Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 15-17.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как растаможить авто из германии в россии пошаговая инструкция
  • Тилозин порошок для собак инструкция по применению
  • Yogaraj guggulu отзывы инструкция по применению
  • Осада города под руководством царя василия шуйского
  • Контактные линзы инструкция по применению видео