Теория справедливости Адамса
Возникновение теории справедливости Адамса
Теория справедливости (равенства) была предложена американским психологом Джоном Стейси Адамсом в 1963 году.
Данная теория была основана на утверждении о том, что люди субъективно оценивают соотношение затраченных усилий и полученных вознаграждений, при этом проводят сравнение этого соотношения с показателями других людей, которые выполняли аналогичную работу.
Теория справедливости Адамса: особенности
Теория справедливости Адамса Д. С. Основана на проведенном эксперименте, при котором исследователями было выделено три группы рабочих. При этом первой группе сказали, что они заработают больше, чем другие работники, которые выполнят аналогичную работу (то есть произойдет переплата). Второй группе сказали, что они получат меньше, а третьей группе, что они получат оплату, равную оплате аналогичной работе.
В результате эксперимента исследователи обнаружили следующие результаты:
1.) Работники, думающие, что им переплачивают в сравнении с другими, показали более высокую производительность труда,
2.) Работники, полагающие, что им недоплачивают, показали минимальную производительность труда.
3.) Удовлетворенность работой у работников, которым переплачивали и недоплачивали, была ниже, чем у тех, кто получал одинаковую оплату.
Выводы из теории справедливости Адамса
Исследователи сделали вывод, что каждый сотрудник сравнивает свои усилия и вознаграждения с аналогичными. При этом, когда работнику переплачивают, он включает психологическую защиту (рационализацию, игнорирование, и др.).
Человек, с которым работники себя сравнивают, должны занимать схожую должность, заниматься решением аналогичных задач или выполнять похожую работу. Каждый работник вносит собственный трудовой вклад, в том числе опыт, управление, образование, возраст, национальную и классовую принадлежность и др. Это определяет «вход» в систему взаимодействия. «Выход» из системы обеспечивается работодателями в виде оплаты труда, удовлетворенности работой, социальных условий, безопасности труда и др.
Распределительная справедливость
Нормальное трудовое взаимодействие работника и работодателя осуществляется при условии распределительной справедливости, по которой вознаграждение должно честно распределяться между сотрудниками по формуле:
Вознаграждение/ вклад работника 1 = Вознаграждение/вклад работника 2
В соответствии с теорией справедливости Адамса каждый работник приводит к сравнению соотношение своего вход и выхода с соотношением их у других. В результате сравнения он оценивает, справедливо или несправедливо к нему относятся.
Несправедливость может проявляться в виде недоплаты, которая вызывает возмущение и остро переносится, или переплаты, которая может вызвать у работника чувство вины.
Восстановление справедливости работником
Чувство несправедливости в большинстве случаев приводит работников к психологическому напряжению, поэтому нарушенную справедливость он будет решать следующими вариантами поведения:
- Уменьшение или увеличение своего трудового вклада с надеждой достижения справедливости.
- Увеличение выхода с изменением дохода (например, увеличение путем подработки на стороне или просьбы о надбавке у руководителя).
- Проведение переоценки соотношения своих входов и выходов;
- Влияние на соотношение входа-выхода сотрудника, который выбран за эталон сравнения;
- Выбор другого сотрудника для сравнения;
- Увольнение из компании.
Теория справедливости Адамса: практическое применение
Хорошие руководители должны предотвращать появление реальной или мнимой несправедливости. Теория справедливости Адамса дает возможность определить альтернативы поведения сотрудника для того, что бы устранить или блокировать вредные для предприятия формы поведения.
Теория справедливости Адамса дает понять, что пока люди не начнут считать, что они получили справедливое вознаграждение, они будут снижать интенсивность труда. Если разность в вознаграждении основана на разной эффективности труда, то нужно разъяснить работникам, которые меньше получают, что им необходимо повысить результативность, что приведет к получению большего вознаграждения.
Часто предприятия в попытке решить проблему возникновения у работников чувства несправедливой оценки их труда, прибегают к сохранению сумм выплат в тайне. Но данные шаг заставляет сотрудников еще больше подозревать несправедливость там, где ее может на самом деле не быть. Если руководство компании сохраняет размеры заработков сотрудников в тайне, то оно рискует потерять положительное мотивационное воздействие увеличения заработной платы, которое связано с продвижением по службе.
Примеры решения задач
Сотрудники хотят справедливости. Как вам использовать это для их мотивации
Поможет теория Джона Стейси Адамса.
В чём идея теории справедливости Адамса
Специалист в области поведенческой психологии Джон Стейси Адамс (John Stacey Adams) вывел мотивационную теорию, согласно которой сотрудник оценивает соотношение между своим вкладом в работу и полученной за него отдачей и сравнивает его с соотношением вклада и отдачи своих коллег. По мнению психолога, баланс между этими показателями напрямую влияет на степень мотивации подчинённых.
Что оценивает сотрудник
1. Свой вклад в работу:
- затраченное время и силы;
- уровень образования;
- профессиональные навыки и релевантный опыт;
- проявленная лояльность и доверие руководству;
- готовность к адаптации;
- усердие и энтузиазм;
- ответственность и решительность;
- личные жертвы (пропустил день рождения сына из-за квартального отчёта).
2. Получаемая отдача:
- зарплата;
- выгода (премии, бонусные выплаты, путёвки в отпуск);
- защита (страхование здоровья);
- повышение в должности;
- признание коллег и начальства;
- репутация;
- осознание своего успеха (удовлетворение достигнутым результатом);
- благодарность и похвала от руководителя.
Как это влияет на мотивацию
Сопоставив свой вклад и полученную отдачу, сотрудник задаётся вопросом справедливости и равенства:
- «Достаточно ли я вознаграждён за свои труды? Был ли мой вклад оценён по достоинству?»
- «Какое вознаграждение получил другой сотрудник за точно такую же работу? Находимся ли мы в равных условиях?»
Именно соблюдение справедливого баланса обеспечивает повышение продуктивности и уровня мотивации.
Мотивация усиливается:
1. Если сотрудник считает, что отдача справедлива по отношению к его вкладу.
«Я перевыполнил план, получил за это премию и похвалу от руководителя. Я удовлетворён. В следующем месяце продолжу стараться».
2. Если сотрудник уверен, что он и коллеги находятся в равных условиях.
«У меня и моего напарника одинаковые обязанности, мы в равной степени несём ответственность за проекты и получаем одинаковую зарплату. Я удовлетворён, это справедливо».
Мотивация ослабевает:
1. Если сотрудник чувствует, что отдача меньше, чем его вклад.
«Я перерабатывал, привлёк новых клиентов и увеличил прибыль компании. Я не получил за это премию и начальник не отметил мои успехи. Я не удовлетворён и хочу справедливости. В следующем месяце я не буду тратить столько сил, ведь отдача всё равно не изменится».
2. Если сотрудник считает, что его коллега получает большую отдачу за такой же вклад.
«У меня и моего напарника одинаковые обязанности. Но он уходит домой раньше, не выполняет план, хотя получает такую же зарплату. У коллеги из другого отдела меньше задач и опыта, но его отмечают на собраниях и он получает более высокую зарплату. Я не удовлетворён и хочу равенства. Я не буду стараться, потому что мои усилия всё равно не будут оценены».
К чему приводит несоблюдение баланса между вкладом и отдачей
Когда сотрудник не удовлетворён, он пытается восстановить баланс: уравнять вклад и отдачу. Иными словами, он будет работать менее интенсивно. Сотрудник может поступить иначе и потребовать от руководства прибавку к зарплате или повышение в должности. Если он получит отказ, то это отразится на его самооценке.
Почему я не могу получать больше, если хорошо работаю, мои показатели растут и компания получает прибыль? Почему мои труды не оценивают по достоинству?
Он либо будет искать другую компанию в надежде, что там всё по справедливости, либо продолжит работать на прежнем месте, но без особо энтузиазма — так как будет считать, что это справедливо.
Отдельное внимание Адамс уделил сравнению одним сотрудником своего вклада в работу и поощрения с вкладом и вознаграждением другого. Сколько было затрачено сил с его стороны, какие усилия приложил другой сотрудник, какую отдачу получил каждый?
Почему других сотрудников оценивают по достоинству, а меня — нет? Я работаю лучше и больше, но получаю зарплату ниже, чем менее квалифицированные сотрудники. Это несправедливо.
В этом случае неудовлетворённый работник также попытается восстановить баланс и добиться равенства.
Мой коллега каждый день опаздывает, а я прихожу вовремя. Его обеденный перерыв длится на полчаса больше, а потом он ещё час общается с коллегами ни о чём, пока я работаю. Завтра я тоже посплю подольше и схожу на обед не в столовую, а в кафе на соседней улице. Всё равно это не влияет на отдачу.
Пока сотрудник не будет считать, что получает справедливое вознаграждение за свою работу, его продуктивность и мотивация будут на низком уровне.
Как применять теорию Адамса на практике
Основная сложность в том, что сотрудник не только оценивает соотношение вклада в работу с полученным вознаграждением, но и сравнивает свои результаты с результатами других коллег. Задача руководителя же — мотивировать всю команду, а не одного человека. Поэтому нужен комплексный подход.
Руководитель должен работать с коллективом, воспринимая каждого подчинённого как важное звено одной большой цепи, и понимать, что справедливая отдача за вклад значит для каждого конкретного сотрудника и насколько справедливым человек считает своё вознаграждение за проделанную работу в сравнении с коллегами, у которых аналогичные должностные обязанности.
Если сотрудник считает, что вознаграждение меньше, чем его вклад в работу
Руководитель должен объяснить подчинённому, почему его вознаграждение за работу именно такое, какое есть, и вместе с ним прийти к удовлетворяющему обоих компромиссу. То есть восстановить баланс.
1. Сократить вклад, сохранив значение вознаграждения
Руководитель может обсудить с сотрудником сокращение должностных обязанностей, оставив вознаграждение без изменений. Или, например, предложить более гибкие рабочие часы.
2. Сохранить вклад, увеличив значение вознаграждения
Начальник сохраняет все обязанности подчинённого, но увеличивает вознаграждение: выплачивает премию, повышает в должности, проявляет больше внимания к его результатам. В зависимости от того, что для конкретного сотрудника имеет значение.
3. Объяснить, что вклад и отдача в настоящий момент справедливы
Если так и есть, то задача руководителя доходчиво аргументировать это сотруднику. Выразить благодарность за проделанную работу, но деликатно пояснить, что, например, для повышения в должности ему нужно набраться ещё немного опыта. При этом необходимо указать подчинённому, в чём именно он пока не дотягивает до повышения (например, ему нужно повысить уровень английского языка), обсудить пути решения проблемы (курсы английского языка), обозначить измеримый результат (достичь уровня Upper-Intermediate) и поставить временные рамки (полгода).
Если сотрудник считает, что в коллективе не соблюдается равенство
Например, сотрудник получает зарплату меньше, чем его коллега с такими же обязанностями. Он не понимает, почему так происходит, и руководитель должен ему объяснить. Если веских аргументов нет, обязанности и опыт на самом деле одинаковые, а второй сотрудник — сын генерального директора, то это действительно несправедливо. Что в этом случае может сделать руководитель? Попросить прибавку к зарплате для неудовлетворённого сотрудника, чтобы вернуть равенство. Объяснить его ценность для компании и добиться справедливого решения.
Вывод
Сотрудник всегда будет стремиться к балансу между вкладом и отдачей, а задача руководителя — поддерживать этот баланс и учитывать мнение каждого подчинённого, не забывая про общую атмосферу в коллективе.
Восстановление баланса между вкладом и отдачей у одного сотрудника может изменить восприятие другого, нарушив его понимание справедливости.
Чтобы мотивация сотрудников росла, руководитель любого уровня должен чётко понимать, что именно они хотят получить от работы и что является справедливым для каждого из них.
Читайте также 🧐
- Как создать условия для развития сотрудников и сохранить лучших
- Как донести своё мнение до руководства
- Короткий совет от Стива Джобса, который стоит усвоить каждому руководителю
Теория справедливости Адамса объясняет, почему на предприятиях падает производительность труда. Оказывается, все зависит от того, насколько сотрудники мотивированы к работе. Многие из них считают, что к ним относятся несправедливо, занижая заработную плату. Другие же, наоборот, испытывают чувство вины, считая себя переоцененными. И то, и другое – крайности. Как найти баланс?
Содержание
- Теория справедливости Адамса: особенности
- Плюсы и минусы
- Выводы
- Распределительная справедливость
- Восстановление справедливости работником
- Теория справедливости Адамса: практическое применение
- Теория справедливости и мотивация
- Заключение
Теория справедливости Адамса: особенности
Теория справедливости была разработана американским психологом Джоном Стейси Адамс в 1960-1962 годах. Это произошло после того, как он провел исследования в компании «Дженерал Электрик». В последующие годы эта концепция была изучена и дополнена последователями.
В эксперименте Адамс задействовал 3 группы работников. Каждая из них получила разную информацию:
- Участникам первой группы сказали, что их заработная плата будет выше, чем у других.
- Второй группе сообщили, что вознаграждение за выполненную ими работу снизится.
- Членам третьей группы обещали адекватную оценку труда.
По окончании эксперимента психолог выяснил, что представители первой группы работали продуктивнее, чем их коллеги. Работники со сниженной оплатой работали в пол силы. Производительность труда снизилась. Участники третьей группы работали как обычно. Они были спокойны. Тогда как их коллег такое положение вещей не устраивало.
Если говорить кратко, в теории справедливости Стейси Адамса рассказывается о неких «входах» и «выходах». Вход – это то, что сотрудник отдает компании. Выход – то, что он получает в качестве вознаграждения. Между двумя понятия всегда должен соблюдаться баланс.
Что понимается под «входом»? Есть несколько вариантов:
- временные ресурсы;
- знания;
- профессиональный опыт;
- хорошее отношение к руководителю;
- трудолюбие;
- способность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам;
- терпимость;
- энтузиазм;
- готовность иногда жертвовать своими интересами;
- доверие к руководству компании;
- поддержка коллег.
Составляющие «выхода» в теории справедливости Дж. Адамса:
- безопасность на рабочем месте;
- своевременная заработная плата, бонусы, премии;
- признание;
- доверие со стороны руководства;
- ощущение собственной значимости;
- удовлетворение;
- мотивация;
- похвала;
- благодарность.
Для построения гармоничных взаимоотношений между руководителем и работником шкала ценностей обоих должна совпадать максимально точно.
У каждого сотрудника свои взгляды и приоритеты. Побудительная сила для качественной работы у каждого тоже своя. Кто-то ценит гибкий график. Для кого-то важен карьерный рост. Есть те, для кого важнее всего уровень зарплаты.
Главная задача руководства в этом случае – для начала понять, что движет каждым отдельным членом коллектива, чего он хочет. А после дать ему желаемое.
Плюсы и минусы
Как любое другое суждение, теория справедливости Адамса имеет свои достоинства и недостатки. К первым относится мотивация сотрудников. Видя, что кто-то получает большее вознаграждение, они начинают работать усерднее.
Но так бывает не всегда. Теория справедливости Адамса рассчитана на сознательную мотивацию работников. Поэтому ее плюсы и минусы очень условны. Не все члены коллектива понимают, почему их заработок меньше, чем у других. Или не хотят понимать.
Выводы
Любой работник, независимо от занимаемой им должности, рассчитывает на соответствие затраченных усилий и полученного вознаграждения. В этом и состоит теория справедливости С. Адамса.
Человек, считающий, что ему несправедливо недоплачивают, относится к работодателю соответствующим образом. Его взгляды распространяются и на коллег. Здесь не идет речь о лояльном отношении к компании. У такого работника у самого нет мотивации. Отнимает он ее и у других.
Если человеку переплачивают за работу, он испытывает некое чувство вины. Он считает, что на него возложили слишком много надежд. Но он их не оправдал. Отчасти так и есть. Компания несет определенные убытки, выплачивая большее, чем нужно вознаграждение. А неудовлетворенный работник разлагает дисциплину, плохо влияет на других сотрудников. В этом и состоит основная идея теории Адамса о справедливости к работникам.
Распределительная справедливость
Руководитель и работник будут взаимодействовать максимально эффективно при условии наличии распределительной справедливости. Согласно теории равенства Адамса, между работниками, выполняющими одинаковую работу, заработная плата рассчитывается по специальной формуле. Она выглядит так: вознаграждение/ «входы» работника №1 = вознаграждение/ «входы» работника №2.
По теории справедливости Адамса каждый член коллектива сравнивает соотношение вышеприведенных показателей у себя и у коллег. По ним он может судить об отношении к себе со стороны руководства. В некоторых случаях проявляется несправедливость (недоплата). В других развивается чувство вины (переплата).
Восстановление справедливости работником
Что обычно делают работники, обнаружив несправедливое отношение? Путей решения проблемы несколько:
- Снижают производительность труда так, чтобы она соответствовала полученной заработной плате.
- Повышают заработок с помощью подработок или беседы о надбавках (премиях) с руководителем.
- Анализируют, пересматривают соотношение вкладываемых усилий и вознаграждения.
- Пытаются изменить соотношение показателей у человека, с которым они себя сравнивали.
- Меняют объект для сравнения.
В крайних случаях единственно подходящая возможность восстановить справедливость – сменить место работы.
Теория справедливости Адамса: практическое применение
Если вы – руководитель компании, задумайтесь, как защититься от появления несправедливости. Причем, как выдуманной, так и реальной. Попытайтесь определить, почему работники ведут себя так, а не иначе. А после устраните те модели поведения, которые плохо сказываются на производительности труда.
Согласно теории справедливости Адамса, эффективность работы будет снижаться до тех пор, пока люди не поймут, что размер вознаграждения напрямую зависит от приложенных ими усилий. И если кто-то получает большую зарплату, значит, он вложил больше сил и ресурсов.
На большинстве предприятий руководитель, пытаясь защититься от слухов о несправедливости, скрывают информацию о выплатах. Но это только усугубляет ситуацию. Сотрудники видят подвох даже там, где его нет. Эти сильно снижает мотивацию коллектива, а также оставляет пятно на репутации начальства.
Теория справедливости и мотивация
Итак, как сказано выше, у членов коллектива должна быть мотивация для более результативной работы. Она бывает внешней и внутренней. Условно выделяют 4 вида мотивации:
- Внутренняя индивидуальная. Человек самостоятельно пытается улучшить результат. Он осознает, что его заработок зависит от того, как эффективно он работал.
- Групповая мотивация. Работая в коллективе, люди стремятся к достижению общей цели. Но бывает так, что кто-то ответственно выполняет возложенные на него обязанности, а кто-то отлынивает от них. По теории справедливости в такой ситуации хороших работников нужно вознаграждать. Тех же, кто игнорирует установленные правила, нужно наказать. Это можно сделать путем увеличения их вклада в общее дело.
- Внутренняя мотивация окружающих. Несправедливость всегда снижает результативность. Согласно теории справедливости Адамса, неудовлетворенность испытывают все. И те, кого недооценили, и те, кого переоценили.
- Групповая мотивация окружающих. Несправедливое отношение побуждает работников улучшить свои показатели, восстановив тем самым равноправие.
Согласно все той же теории, чем больше человек ощущает несправедливость, тем сильнее у него мотивация работать лучше, чем другие.
Заключение
Теория справедливости Адамса описывает взаимоотношения руководителя компании с работниками. Каждый член коллектива рассчитывает на справедливую оплату его труда. Но иногда он не видит связи между вознаграждением и приложенными усилиями. Здесь на помощь придет мотивация. Все сотрудники должны знать, что размер заработка прямо пропорционален тому, что они вложили в рабочий процесс.
Обновлено: 23.04.2023
Джон Стейси Адамс считается основателем теории справедливости. Социальный психолог занимался исследованием поведения работников компании «Дженерал Электрик», а также изучал рабочую среду. Проведённые исследования позволили ему в 1963 году сформировать основные принципы своей теории.
Это учение, подобно теории ожидания Виктора Врума, помогает исследовать мотивации персонала. И теория ожиданий, и теория справедливости указывают на взаимосвязь результата с ожидаемым вознаграждением. Однако в теории справедливости этот сравнивающий момент рассматривается более широко.
В результате теория мотивации Адамса помогает сконцентрировать внимание не только на внутреннем мире индивида, но и на том влиянии, которое оказывают другие люди, окружающие его. Такое влияние можно считать основой понимания справедливости, также оно ложится в основу формирования сравнительного взгляда.
Именно от самочувствия людей в конкретных условиях будет зависеть уровень их мотивации. Говоря проще, когда человек ощущает душевный подъём, тогда он и работает значительно продуктивнее, с большим эффектом. Так что теория справедливости Адамса указывает на зависимость результата от следующего сравнения: человек, получивший вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением, полученным в подобной ситуации другими людьми.
Понятия входа и выхода
Теория Адамса опирается на такие основные понятия, как вход и выход. Под входами признаются те усилия, что вложены человеком в работу. Под выходом подразумеваются результаты работы и те блага, что получены взамен потраченных усилий.
Здесь невозможно полноценно сравнивать эти два показателя, но сопоставлять обозначенные условия с аналогичным результатом деятельности и вознаграждением иного референтного индивида при таком подходе удаётся. Как раз «референтные другие» и становятся людьми, подходящими для сравнения.
Обычно к входам причисляются:
- трудолюбие;
- гибкость;
- целеустремлённость;
- усилия;
- лояльность;
- личные жертвы;
- энтузиазм.
А выходом могут оказаться:
- зарплата и премия;
- репутация и признание;
- обучение и развитие;
- различные льготы.
После внимательного изучения этой теории становится понятна причина, почему объединение таких показателей, как рабочие усилия и зарплата, не становится условиями для определения мотивации. Потребуется не только сравнивать баланс затрат труда и его результатов, но также учитывать иные факторы (вкладываемые усилия, получаемые результаты), представляющие вход и выход референтов.
Теория справедливости на практике
Чувство справедливости людей должно оправдываться в реальной обстановке, то есть определяться ситуативно. Теория справедливости Дж. Адамса именно по этой причине признаётся более сложной. Люди ощущают справедливость только в случае, когда соотношение приложенных ими плодотворных усилий и получаемого вознаграждения в достаточной степени совпадает с этими факторами у других людей при аналогичной ситуации.
К примеру, теория справедливости даёт возможность разобраться, по какой причине сотрудник мотивируется ситуацией лишь определённый промежуток времени при постоянстве условий. Человек сравнивает собственные показатели входа и выхода с теми, которые фиксируются у его коллеги. Если сравнение отмечается не в его пользу, мотивация снижается.
Фиксируются не только вложения и конечный результат, но также их соотношение. Если усилия работника вознаграждаются в должной степени, тогда он принимается трудиться более плодотворно или хотя бы прикладывает усилия на прежнем уровне.
Последствия ощущения неравенства
Отмечается прямая зависимость ощущаемого неравенства от уровня мотивации. У некоторых индивидов, которые отметили даже незначительное неравенство, мотивация к труду снижается слишком резко. Более того, в коллективе начинает царить чувство враждебности.
Каждому человеку хочется реагировать на несправедливость по-своему. Отмечаются:
- скрытая агрессия;
- разрушительное поведение;
- желание получать лучшую оплату;
- намерение уволиться, искать другую работу.
Руководители, ознакомившиеся с теорией Адамса, начинают понимать, по какой причине создаются серьёзные проблемы, нарушается хрупкое равновесие. А поводом для конфликта часто становится улучшение условий работы для конкретных сотрудников или для одного.
Люди тесно взаимосвязаны с окружающим их миром, и теория справедливости с Адамса указывает на это. Следует постоянно сравнивать вышеуказанные показатели, столь важные для восприятия сотрудником своего положения. Здесь упрощённого суждения о соответствии вознаграждения затраченным усилиям недостаточно.
Выводы
Дж. Адамсом была разработана теория справедливости, что обрела известность с 1963 года.
Он сравнил положение одного человека с положением другого, при этом учёл сходства ситуаций.
Адамс ввёл понятие входов (затрачиваемые усилия, а также прочие факторы, способствующие достижению цели) и выходов (принесённые жертвы, полученные вознаграждения).
Результат/вознаграждение одного человека следует сравнивать с теми же показателями «референтного другого» индивида, исполняющего подобные обязательства.
Руководитель обязан понимать, что создавая для одного сотрудника более выгодные условия, этим он снижает уровень мотивации его коллег.
Применение теории Адамса помогает поддерживать в коллективе принцип справедливости, повышать отдачу каждого его члена.
Теория справедливости Адамса объясняет, почему на предприятиях падает производительность труда. Оказывается, все зависит от того, насколько сотрудники мотивированы к работе. Многие из них считают, что к ним относятся несправедливо, занижая заработную плату. Другие же, наоборот, испытывают чувство вины, считая себя переоцененными. И то, и другое – крайности. Как найти баланс?
Теория справедливости Адамса: особенности
- Участникам первой группы сказали, что их заработная плата будет выше, чем у других.
- Второй группе сообщили, что вознаграждение за выполненную ими работу снизится.
- Членам третьей группы обещали адекватную оценку труда.
По окончании эксперимента психолог выяснил, что представители первой группы работали продуктивнее, чем их коллеги. Работники со сниженной оплатой работали в пол силы. Производительность труда снизилась. Участники третьей группы работали как обычно. Они были спокойны. Тогда как их коллег такое положение вещей не устраивало.
- временные ресурсы;
- знания;
- профессиональный опыт;
- хорошее отношение к руководителю;
- трудолюбие;
- способность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам;
- терпимость;
- энтузиазм;
- готовность иногда жертвовать своими интересами;
- доверие к руководству компании;
- поддержка коллег.
- безопасность на рабочем месте;
- своевременная заработная плата, бонусы, премии;
- признание;
- доверие со стороны руководства;
- ощущение собственной значимости;
- удовлетворение; ;
- похвала;
- благодарность.
Для построения гармоничных взаимоотношений между руководителем и работником шкала ценностей обоих должна совпадать максимально точно.
У каждого сотрудника свои взгляды и приоритеты. Побудительная сила для качественной работы у каждого тоже своя. Кто-то ценит гибкий график. Для кого-то важен карьерный рост. Есть те, для кого важнее всего уровень зарплаты.
Главная задача руководства в этом случае – для начала понять, что движет каждым отдельным членом коллектива, чего он хочет. А после дать ему желаемое.
Плюсы и минусы
Как любое другое суждение, теория справедливости Адамса имеет свои достоинства и недостатки. К первым относится мотивация сотрудников. Видя, что кто-то получает большее вознаграждение, они начинают работать усерднее.
Но так бывает не всегда. Теория справедливости Адамса рассчитана на сознательную мотивацию работников. Поэтому ее плюсы и минусы очень условны. Не все члены коллектива понимают, почему их заработок меньше, чем у других. Или не хотят понимать.
Выводы
Любой работник, независимо от занимаемой им должности, рассчитывает на соответствие затраченных усилий и полученного вознаграждения. В этом и состоит теория справедливости С. Адамса.
Человек, считающий, что ему несправедливо недоплачивают, относится к работодателю соответствующим образом. Его взгляды распространяются и на коллег. Здесь не идет речь о лояльном отношении к компании. У такого работника у самого нет мотивации. Отнимает он ее и у других.
Если человеку переплачивают за работу, он испытывает некое чувство вины. Он считает, что на него возложили слишком много надежд. Но он их не оправдал. Отчасти так и есть. Компания несет определенные убытки, выплачивая большее, чем нужно вознаграждение. А неудовлетворенный работник разлагает дисциплину, плохо влияет на других сотрудников. В этом и состоит основная идея теории Адамса о справедливости к работникам.
Распределительная справедливость
По теории справедливости Адамса каждый член коллектива сравнивает соотношение вышеприведенных показателей у себя и у коллег. По ним он может судить об отношении к себе со стороны руководства. В некоторых случаях проявляется несправедливость (недоплата). В других развивается чувство вины (переплата).
Восстановление справедливости работником
Что обычно делают работники, обнаружив несправедливое отношение? Путей решения проблемы несколько:
- Снижают производительность труда так, чтобы она соответствовала полученной заработной плате.
- Повышают заработок с помощью подработок или беседы о надбавках (премиях) с руководителем.
- Анализируют, пересматривают соотношение вкладываемых усилий и вознаграждения.
- Пытаются изменить соотношение показателей у человека, с которым они себя сравнивали.
- Меняют объект для сравнения.
В крайних случаях единственно подходящая возможность восстановить справедливость – сменить место работы.
Теория справедливости Адамса: практическое применение
Если вы – руководитель компании, задумайтесь, как защититься от появления несправедливости. Причем, как выдуманной, так и реальной. Попытайтесь определить, почему работники ведут себя так, а не иначе. А после устраните те модели поведения, которые плохо сказываются на производительности труда.
Согласно теории справедливости Адамса, эффективность работы будет снижаться до тех пор, пока люди не поймут, что размер вознаграждения напрямую зависит от приложенных ими усилий. И если кто-то получает большую зарплату, значит, он вложил больше сил и ресурсов.
На большинстве предприятий руководитель, пытаясь защититься от слухов о несправедливости, скрывают информацию о выплатах. Но это только усугубляет ситуацию. Сотрудники видят подвох даже там, где его нет. Эти сильно снижает мотивацию коллектива, а также оставляет пятно на репутации начальства.
Теория справедливости и мотивация
Итак, как сказано выше, у членов коллектива должна быть мотивация для более результативной работы. Она бывает внешней и внутренней. Условно выделяют 4 вида мотивации:
- Внутренняя индивидуальная. Человек самостоятельно пытается улучшить результат. Он осознает, что его заработок зависит от того, как эффективно он работал.
- Групповая мотивация. Работая в коллективе, люди стремятся к достижению общей цели. Но бывает так, что кто-то ответственно выполняет возложенные на него обязанности, а кто-то отлынивает от них. По теории справедливости в такой ситуации хороших работников нужно вознаграждать. Тех же, кто игнорирует установленные правила, нужно наказать. Это можно сделать путем увеличения их вклада в общее дело.
- Внутренняя мотивация окружающих. Несправедливость всегда снижает результативность. Согласно теории справедливости Адамса, неудовлетворенность испытывают все. И те, кого недооценили, и те, кого переоценили.
- Групповая мотивация окружающих. Несправедливое отношение побуждает работников улучшить свои показатели, восстановив тем самым равноправие.
Согласно все той же теории, чем больше человек ощущает несправедливость, тем сильнее у него мотивация работать лучше, чем другие.
Заключение
Теория справедливости Адамса описывает взаимоотношения руководителя компании с работниками. Каждый член коллектива рассчитывает на справедливую оплату его труда. Но иногда он не видит связи между вознаграждением и приложенными усилиями. Здесь на помощь придет мотивация. Все сотрудники должны знать, что размер заработка прямо пропорционален тому, что они вложили в рабочий процесс.
Теория справедливости (равенства) была предложена американским психологом Джоном Стейси Адамсом в 1963 году.
Данная теория была основана на утверждении о том, что люди субъективно оценивают соотношение затраченных усилий и полученных вознаграждений, при этом проводят сравнение этого соотношения с показателями других людей, которые выполняли аналогичную работу.
Теория справедливости Адамса: особенности
Теория справедливости Адамса Д. С. Основана на проведенном эксперименте, при котором исследователями было выделено три группы рабочих. При этом первой группе сказали, что они заработают больше, чем другие работники, которые выполнят аналогичную работу (то есть произойдет переплата). Второй группе сказали, что они получат меньше, а третьей группе, что они получат оплату, равную оплате аналогичной работе.
В результате эксперимента исследователи обнаружили следующие результаты:
1.) Работники, думающие, что им переплачивают в сравнении с другими, показали более высокую производительность труда,
2.) Работники, полагающие, что им недоплачивают, показали минимальную производительность труда.
3.) Удовлетворенность работой у работников, которым переплачивали и недоплачивали, была ниже, чем у тех, кто получал одинаковую оплату.
Выводы из теории справедливости Адамса
Исследователи сделали вывод, что каждый сотрудник сравнивает свои усилия и вознаграждения с аналогичными. При этом, когда работнику переплачивают, он включает психологическую защиту (рационализацию, игнорирование, и др.).
Распределительная справедливость
Нормальное трудовое взаимодействие работника и работодателя осуществляется при условии распределительной справедливости, по которой вознаграждение должно честно распределяться между сотрудниками по формуле:
Вознаграждение/ вклад работника 1 = Вознаграждение/вклад работника 2
В соответствии с теорией справедливости Адамса каждый работник приводит к сравнению соотношение своего вход и выхода с соотношением их у других. В результате сравнения он оценивает, справедливо или несправедливо к нему относятся.
Несправедливость может проявляться в виде недоплаты, которая вызывает возмущение и остро переносится, или переплаты, которая может вызвать у работника чувство вины.
Восстановление справедливости работником
Чувство несправедливости в большинстве случаев приводит работников к психологическому напряжению, поэтому нарушенную справедливость он будет решать следующими вариантами поведения:
- Уменьшение или увеличение своего трудового вклада с надеждой достижения справедливости.
- Увеличение выхода с изменением дохода (например, увеличение путем подработки на стороне или просьбы о надбавке у руководителя).
- Проведение переоценки соотношения своих входов и выходов;
- Влияние на соотношение входа-выхода сотрудника, который выбран за эталон сравнения;
- Выбор другого сотрудника для сравнения;
- Увольнение из компании.
Теория справедливости Адамса: практическое применение
Хорошие руководители должны предотвращать появление реальной или мнимой несправедливости. Теория справедливости Адамса дает возможность определить альтернативы поведения сотрудника для того, что бы устранить или блокировать вредные для предприятия формы поведения.
Теория справедливости Адамса дает понять, что пока люди не начнут считать, что они получили справедливое вознаграждение, они будут снижать интенсивность труда. Если разность в вознаграждении основана на разной эффективности труда, то нужно разъяснить работникам, которые меньше получают, что им необходимо повысить результативность, что приведет к получению большего вознаграждения.
Часто предприятия в попытке решить проблему возникновения у работников чувства несправедливой оценки их труда, прибегают к сохранению сумм выплат в тайне. Но данные шаг заставляет сотрудников еще больше подозревать несправедливость там, где ее может на самом деле не быть. Если руководство компании сохраняет размеры заработков сотрудников в тайне, то оно рискует потерять положительное мотивационное воздействие увеличения заработной платы, которое связано с продвижением по службе.
Познакомившись с теорией справедливости Адамса, вы сможете понять причины, по которым на предприятии в большинстве случаев падает производительность. Продуктивность сотрудников объясняется их мотивацией. Одни считают, что страдают от несправедливого отношения к себе, что проявляется в заниженной зарплате. Других, думающих, что их переоценили, мучит чувство вины. Как найти золотую середину между двумя крайностями?
Особенности концепции
Адамс привлёк к научному эксперименту три группы испытуемых. Первой сказали, что сотрудники получат более высокую заработную плату, чем другие. Работникам из второй пообещали сократить вознаграждение. Третьих заверили в справедливой оценке их труда.
Сотрудник делится с компанией:
- временем;
- знаниями;
- опытом в профессии;
- порядочным отношением к коллегам и руководителю;
- старанием;
- адаптивностью к изменениям;
- терпимостью;
- энтузиазмом;
- доверием к начальству;
- готовностью жертвовать собственными интересами ради корпоративных;
- поддержкой, которую работник время от времени оказывает коллегам.
Отдача компании предполагает:
- стабильную заработную плату с премиями и бонусами;
- признание способностей и заслуг работника;
- доверие, которое оказывает руководство;
- чувство собственной значимости;
- удовлетворение от того, чем человек занимается;
- мотивация;
- благодарность и похвала.
Чтобы отношения подчинённого и начальника были гармоничными, корпоративные приоритеты обоих должны максимально совпадать.
Мотивирующая сила, которая способствует качественному исполнению сотрудником служебных обязанностей, для каждого разная. У кого-то в приоритете уровень зарплаты, кому-то важен карьерный рост как таковой, другие работники ценят гибкость графика.
В этих условиях ключевая задача руководителя — понять, что мотивирует сотрудника и предоставить ему именно то, чего он хочет.
Теория: плюсы и минусы
Суждение получило как позитивные, так и негативные отзывы.
К положительным чертам концепции относят её мотивационную направленность. Чтобы работник трудился усерднее, его следует поощрять тем, что для него ценно.
Иногда побуждающей силой становится вознаграждение других подчинённых. Видя, что кто-то получает больше преференций по результатам работы, сотрудник повышает и собственную производительность.
Распределительная справедливость
Максимальной производительности можно добиться, если выстроить отношения начальника и подчинённых по принципу распределительной справедливости.
Согласно концепции, каждый работник сравнивает эти параметры с коллегами. Именно на основании указанных показателей оценивают отношение руководства к себе. Недоплата вызывает ощущение несправедливости, переплата — вину.
Как сотрудник пытается восстановить справедливость?
Работник может пойти несколькими путями.
В особо трудных случаях единственным решением становится смена места работы.
Как применить теорию на практике?
Чтобы компания давала максимальную выработку, руководителю следует задуматься о защите от несправедливости, причем реальной и надуманной.
Постарайтесь определить, чем руководствуются сотрудники, демонстрируя определённое поведение. Сделав соответствующие выводы, избавьтесь от моделей, из-за которых падает выработка на производстве.
Читайте также:
- Архитектура микропроцессора i8086 кратко
- Разбойничий собор 449 года кратко
- Новокузнецкий драматический театр история кратко
- Проблемы трудоустройства молодых специалистов кратко
- Притча о кольце и ювелире кратко
Дмитрий Александрович Каштанов
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Задать вопрос автору статьи
Введение
Создателем теории справедливости является социальный психолог Джон Стейси Адамс, изучавший поведение и рабочую среду в компании «Дженерал Электрик». На основании этих исследований, 1963 году, и была сформулирована теория справедливости. Данная теория, также как и теория ожиданий Виктора Врума, относится к теориям мотивации персонала.
Теория справедливости, как и теория ожиданий, связана с взаимосвязью результата и ожидаемого вознаграждения. Тем не менее, в теории справедливости признается и более широко рассматривается момент сравнения.
Благодаря этому, теория Адамса рассматривает не только внутренний мир человека, но и влияние на поведение положения других, окружающих индивида, людей. Это влияние является основой формирования сравнительного взгляда и понимания справедливости.
От того, как себя чувствую люди, зависит их уровень мотивации. Если человек чувствует душевный подъем, то работать он будет эффективнее. Поэтому чувство справедливости зависит от результата сравнения своего вознаграждения, с вознаграждением других людей в похожей ситуации.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Теория справедливости Дж. С. Адамса
Адамс ввел два основных понятия в своей теории: вход и выход.
Входы – это наши усилия, вкладываемые в работу, а выходы – результат нашей работы и то, что мы получаем взамен.
Эти определения наглядно показывают, что все люди что-то вкладывают в работу и получают от работы.
Теория справедливости не позволяет четко оценить вкладываемые усилия и результат. Она помогает понять дополнительное условие трудовой деятельности: условие сравнения с «референтным другим».
«Референтный другой» еще один термина Адамса, обозначающий людей, которых модно использовать для сравнения, и, пожалуй, является ключевым термином теории.
Данная теория позволяет объяснить, почему заработная плата и рабочие условия не являются условиями определения мотивации.
Чтобы решить, что является справедливым балансом между вознаграждением и затраченными усилиями, необходимо провести сравнение баланса наших вложений и результата, а также других вкладываемые и получаемых факторов с балансом входа и выхода других людей, которых мы называем рефернтными.
Важно понимать, что теория Адамса не ограничивается зависимостью нашего соотношения входов и выходов, она также подразумевает сравнение с другими референтными ситуациями.
На практике, это положение помогает понять, почему наше чувство справедливости так сильно зависят от ситуации.
По этой причине теория справедливости считается более сложной и соответствует мотивационной модели мотивации, основанной на сравнении приложенных усилий и результатов.
Настоящее ощущение справедливости, появляется после проведения сравнения баланса наших результатов и вознаграждения с балансом тех же факторов у других людей в аналогичной ситуации.
Так, например, теория справедливости помогает понять, почему сотрудник может быть мотивирован ситуацией только конечный промежуток времени, если условия не изменяются. Он видит, что его коллега получает более ценное соотношение выходов и выходов и его мотивация падает.
Стоит учесть, что в теории справедливости речь идет не просто о сумме результатов и вложения, а об их соотношении.
В таблице 1 ниже представлены различные варианты входов и выходов.
Таблица 1 – Типичные входы и выходы в теории справедливости
В случае если персонал видит, что его усилия справедливо вознаграждаются, то тогда уровень мотивации сотрудников растет, что стимулирует их работать на том или более высоком уровне.
«Теория справедливости Адамса» 👇
Обобщая, можно сказать, что уровень мотивации напрямую зависит от ощущаемого неравенства по сравнению с референтными другими, однако, стоит учесть, что для некоторых индивидов, даже небольшое неравенство может вызывать резкое снижение мотивации, что в свою очередь может привести к враждебности. На рисунке 1 изображена диаграмма справедливости Адамса.
Все люди по-разному реагируют на несправедливость. Кто-то становиться разрушительным и агрессивным, кто-то начинает претендовать на более высокую заработную плату или начинает искать новое место работы.
Знание теории Адамса помогает руководителям понять, что улучшая условия работы одного сотрудника, можно изменить восприятие ситуации другим сотрудников, что может нарушить хрупкое равновесие и создаст большие проблемы.
В своей теории Адамс напоминает нам о том, что люди тесно связаны с окружающей средой, поэтому при управлении персоналом необходимо об этом помнить.
Рисунок 1 – Диаграмма теория справедливости Адамса
Из рисунка видно, что сравнение – это крайне важный процесс в восприятии человеком своего положения, а не просто суждение о том, соответствует ли его вознаграждение затраченным усилиям.
Заключение
Итак, в 1963 году Дж. С. Адамс разработал свою теорию справедливости, которая опирается на сравнении человеком своего положения с другими людьми в схожей ситуации.
Основными терминами теории справедливости являются:
- входы – это затрачиваемые нами усилия и другие факторы для достижения результатов;
- выходы – то, что мы получаем за вложенные нами усилия и принесенные жертвы;
- референтные другие – люди, с которыми мы сравниваем свое соотношение результат/вознаграждение.
Важность этой теории в управлении, определяется тем, что руководитель должен понимать: улучшая условия одного сотрудника, он может понизить уровень мотивации другого сотрудника. А значит все решения руководителя должны быть взвешены и рассмотрены с точки зрения справедливости соотношения результат/вознаграждение.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме