Известно,
что от руководства зависит очень многое
и сегодня его роль в успешной деятельности
организации растет. Невозможно реализовать
изменения, если руководство организации
само не проникнется уверенностью в
необходимости изменений и не будет
активно вовлечено в процесс. Давайте
рассмотрим, какова должна быть роль
руководителя в процессе реализации
изменений.
Руководители
должны иметь свою концепцию изменений.
У них должна быть продумана «модель»,
на которую они будут ориентироваться,
анализируя ситуацию и планируя необходимые
изменения.
Руководители
должны иметь четкие цели. Они должны
ясно представлять, к каким результатам
приведут изменения.
Руководители
должны начинать внедрение изменений
именно там, где им будет легче их
контролировать и предвидеть последствия
своих действий.
Руководители
должны сознавать, что изменения ситуации
с одной стороны, повлекут за собой
изменения ситуации в целом. Они должны
быть готовы разрешать непредвиденные
последствия своих действий.
Самая главная
задача руководителя — создать
благоприятную для вводимых изменений
атмосферу.
Цель : когда
не задано определенное направление,
получается, что каждый работник должен
сам интерпретировать ситуацию и решать,
каким образом ему действовать. Вероятным
результатом такого подхода будет группа
высококвалифицированных профессионалов,
старающаяся изо всех сил, но тянущая
организацию в разные стороны. Следовательно,
современные руководители должны уделять
больше внимания вопросам дисциплины,
задавая организации нужное направление
движения.
Преданность
делу: когда
людей призывают совершить изменения,
фактически это означает, что они должны
посвятить себя делу целиком.
Ресурсы
компании должны быть направлены на то,
чтобы помочь работникам осознать
предстоящие перемены, убедить их в
значимости этих перемен и справляться
с сопротивлением, которое неизбежно
возникнет. Как только руководитель
обеспечит понимание ситуации и создаст
нужный настрой, сопротивление изменениям,
вырастающее из-за страха перед неизвестным,
уступит место желанию идти новым путем
и активно реализовывать изменения (см.
рисунок внизу).
Сопротивление
: сопротивление изменениям заложено в
самой природе человека. Каждый человек,
а, значит, и каждая организация существуют
в реальности сегодняшнего дня. Люди
осознают свое место в этой реальности
и чувствуют себя в ней в той или иной
степени комфортно. Внедрение новых
умений и знаний в компанию — нелегкий
процесс. Люди боятся перемен. Задача
руководителей — замечать подобные
настроения и улаживать их, держа всех
в курсе относительно целей компании и
того, какую пользу могут принести новые
знания.
Управление
сопротивлением может стать более
совершенным в том случае, если организация
признает возможную пользу сопротивления.
Сопротивление
может оказаться вашим союзником в
реализации нужных изменений. Это куда
более сложный процесс, чем может
показаться на первый взгляд. Убедитесь,
что вы точно знаете причины сопротивления.
Будьте настойчивы и выясните их истинную
суть.
Дайте вашему
персоналу возможность высказать свое
мнение и поощряйте искреннее желание
участвовать в изменениях. По прошествии
времени вы извлечете больше пользы,
используя способности и энергию вашего
персонала и работая единой командой
над достижением целей вашей программы
изменений. Вовлекая в процесс работников,
и обеспечивая с ними обратную связь,
можно преодолеть многие трудности и
конечный результат наверняка будет
куда более значительным, чем в случае,
когда участие работников в изменениях
сводится к вялому использованию приемов
«искусства торговли».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Роль руководителя в процессе изменений
Источник:
ЕКАТЕРИНА СТРЕЖЕНЬ, ГРУППА «ПРАКТИКА»
Современная конкуренция, технический прогресс и другие сопутствующие процессы всё ускоряющегося темпа жизни навязывают нам проведение преобразований как необходимое условие выживания. Такие преобразования под лозунгом «быстрее, лучше, дешевле» с разной частотой происходят на предприятиях. При этом важнейшим условием успешных изменений является эффективность руководителя, его способность транслировать и управлять изменениями, влиять на людей и меняться самому. Попытаемся понять, как этого добиться и при этом избежать классических ошибок.
Залогом успешных изменений любого уровня и направленности является соответствующее изменение самих людей, участвующих в данном процессе. Способность лидера (транслирующего и контролирующего реализацию реформ) по-новому «настроиться» и «взлететь» будет иметь не меньшую значимость, чем тщательно разработанная программа внедрения изменений. В данном контексте под лидером и руководителем мы будем понимать не только главу компании, но и технолога, мастера, начальника цеха, которые имеют в непосредственном подчинении людей и управляют производством каждый на своём месте. Новые посылы, в большей степени бессознательные, новая «картина мира» локомотива прогресса и его влияние на весь коллектив подчиненных являются абсолютно принципиальными. Без этого начинать проект по внедрению — значит обрекать его на неминуемую неудачу, почти бессмысленно.
Роль руководителя в осуществлении перемен ключевая, при этом можно выделить 4 основные функции, которые он должен выполнять:
1. Постановка целей (для руководителей), задач (для исполнителей) и контроль за их исполнением;
2. Стандартизация работы;
3. Решение проблем (организационных, технических);
4. Обратная связь и обучение.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Постановка цели – важнейшее условие успеха. Цель – это конечный результат, на который направлен процесс, то есть она должна быть точно определена и если вы её неправильно сформулируете, то она останется недостигнутой. Допустим, наша цель:
СТАТЬ БОГАТЫМ.
Правильная цель – это, прежде всего, конкретная цель. Стать богатым можно отнести к мечте. А вот формулировки «увеличить доходы», «продвинуться по службе», «увеличить прибыль» или «расширить бизнес» уже приближают нас к её осуществлению, однако всё ещё относятся к категории желаний. Дело в том, что стать богатым в одиночку вряд ли получится. Любой руководитель или человек, принимающий решения, конечно, поймёт, что он имел в виду, но вот поймут ли это исполнители или люди, от которых напрямую будет зависеть осуществление этой цели? Следовательно, чем конкретнее вы её выразите, тем больше шансов, что любой человек на своём уровне и этапе поймёт её так же, как вы. Рассмотрим фанерное производство. Скажем,
УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.
Что может быть конкретнее? Однако сразу возникает вопрос: на сколько увеличить? В 2 раза или на 70%? Поэтому второе требование состоит в том, чтобы она была измеримая. Только так станет возможным понять, достигнута цель или нет, т. е. будут критерии оценки выполненных работ и контроль самого процесса. Например,
УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ НА 600%.
Следует отметить, что простые цели не вызовут интереса, слишком лёгкая реализация не даст толчок в развитии. Степень сложности и трудности должна присутствовать, но умение объективно оценивать возможности и потенциал не менее важен. Другими словами, цель должна быть реальной — достижимой. Лучше ставить более скромные цели, дабы добиться более быстрой реализации. Тогда шаг за шагом вы быстрее приблизитесь к тому, о чём боялись и мечтать. Поэтому исправим:
УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ НА 60%.
Актуальность цели тоже имеет немаловажное значение. Вполне возможно, что вы поставили конкретную цель, измеримую и даже достижимую, но вот так ли необходимо пытаться её достичь именно сейчас? Не стоит ли сейчас перед вами решение других, более срочных и более насущных целей? Правильно ли выбрано время для такой цели, люди, способы достижения и ваши текущие потребности? Если, отвечая на все эти вопросы, ваша цель не претерпела изменений, то можете переходить к последнему условию.
Последнее условие умной цели содержит привязку ко времени – срок достижения. Ограничение по времени является одним из мотивирующих факторов, в противном случае достижение цели может растянуться на длительное время.
УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ НА 60% ЗА ГОД.
Итак, цель поставлена, но только на определённом уровне. Это цель собственника, генерального директора, но не рядового сотрудника предприятия. Для достижения цели такого уровня каждый работник на своём месте должен достичь своей промежуточной цели, а значит соответствующим образом должны быть выстроены цели и задачи иерархически вниз (см. рисунок 1 и 2).
Каждый руководитель должен знать сильные и слабые стороны своих непосредственных подчинённых, их плюсы и минусы, ему должно быть очевидно, кому не хватает знаний, а кому опыта, кому надо один раз показать, а с кем совместно проработать несколько раз, что надо развить, а что усилить, составить график обучения своих непосредственных подчинённых и прочее. В процессе изменений особую важность приобретает введение стандартов и грамотно выстроенная система обучения стандарту. Что мы имеем в виду под словом стандарт? Это документ, фото, текст, который регламентирует и устанавливает правила работы, направленные на достижение оптимального результата. В стандарте зафиксирован самый передовой способ выполнения с учётом оптимального порядка осуществляемых операций и предотвращения возможных потерь. Устаревает всё: технологии, взгляды, подходы к работе и стандарты, поэтому если стандарты уже были, то их обязательно надо проверить на актуальность. Если же их не было, то вам предстоит разработать стандарты и обучить им всех сотрудников, задействованных в данном процессе. Наличие стандарта помогает существенно сократить время на объяснение того, что и как должно быть сделано. В дальнейшем не потребуется каждый раз вдаваться в подробные объяснения, останется только контролировать исполнение стандарта.
Контроль соблюдения стандартов – один из важнейших этапов, иначе они рискуют так и остаться на бумаге или фотографии. В чём будет заключаться этот контроль? Во-первых, проверить наличие самого стандарта на рабочем месте, во-вторых, руководитель должен не просто смотреть делает или не делает, а как делает, в соответствии со стандартом или в произвольном порядке, должен смотреть на контрольные точки, оценивать и охрану труда, и трудовую дисциплину, и технику безопасности, где (кстати!) можно законодательно закрепить обязательное выполнение стандарта. В-третьих, выявить отклонения от стандарта (если это имеет место быть), обязательно обсудить результаты своих наблюдений с сотрудником и понять причины этих отклонений. По результатам обсуждения объяснить последствия отклонений (например, брак, снижение производительности), при необходимости снова провести обучение. В связи с этим наказание также не будет произвольным, как это часто бывает, когда сотрудник не понимает причину взыскания, поэтому и в следующий раз ситуация не меняется к лучшему. Наказание будет исключительно за отклонение от стандарта, как говорится, ничего личного.
Стандарты могут не исполняться и по другим причинам, но, прежде чем сказать, что «он» или «они» виновны в нарушении трудовой дисциплины, надо исключить вероятность ошибки, потому что очень важно понять, что вызывает ошибку. Не ударить по рукам, не крыть матом и тем самым раз и навсегда исключить возможность инициативы и кооперации, а разобраться. Вы должны убедиться, что работники:
1. точно знают, ЧТО надо делать,
2. обучены, КАК надо это делать, то есть все процессы стандартизированы,
3. у них есть все необходимые ресурсы и инструменты,
4. они знают, что будет, если они сделают это неправильно, вплоть до письменного обязательства.
Если все пункты соблюдены, то только тогда можно сделать вывод, что человек либо не обучаем, либо сознательно идёт на саботаж. Если же мы сразу переложим вину за неисполнение решения на работника, то тем самым мы тут же лишим себя возможности проанализировать ситуацию и найти настоящую причину, так как наш мозг сразу перестанет об этом думать. Виновный найден, он – причина, поэтому дальнейший анализ ситуации мгновенно завершится. И это лишит нас возможности найти истинную причину и изменить результат, который для нас важен. Результат: выполнение стандарта, а в конечном итоге — изменение процесса, текущей ситуации.
Изменить ситуацию – это в меньшей степени давать новые указания, а в большей степени – найти правильное решение проблем, которые, естественно, всегда есть на любом предприятии. Для начала надо определить проблему. Как вы поняли, что она существует? Вам о ней кто-то сообщил? Если да, то велик риск некорректных данных, частичного отражения реальности, предубеждённости и слабого интереса к происходящему со стороны подчинённых. При таком развитии событий решение проблемы будет происходит «вслепую» и вероятность того, что проблема не будет решена очень высока (по многим объективным причинам). Эффективное решение любых проблем возможно только при личном изучении проблемной ситуации. В бережливом производстве этот принцип звучит как «генти генбуцу» — «иди и посмотри сам». Другими словами, руководитель должен убедиться собственными глазами, получить реальные доказательства, факты и другие подтверждающие данные о проблеме. Чего только стоит неподдельный интерес руководства к проблемной ситуации! Его обязательно оценят подчинённые и будут замотивированы в преодолении трудностей. Можно пойти дальше и разобраться в проблеме на месте коллективно, инициировать конструктивный диалог, провести анализ причин совместно с рядовыми сотрудниками (принцип «5 почему», наставничество, личный пример). В таком случае уверенность, что руководитель решит проблему, возрастет во много раз. Ну, а если «хочешь быть совершенным», то ищи пути решения проблем сообща. Делитесь, обсуждайте, предлагайте наилучшее решение ВМЕСТЕ, предполагайте, учитесь, применяйте необходимые меры СОВМЕСТНО с рабочими, празднуйте успех ВМЕСТЕ и выигрывайте в случае успеха ВМЕСТЕ. Распространение подобного образа мышления, направленного на непрерывное обучение, начиная руководителем и заканчивая рядовыми рабочими, позволит вашему коллективу стать непрерывно обучающейся организацией.
Что же касается непосредственного обучения персонала, то на каждом комбинате этот процесс проходит по-разному, но можно выделить обязательные пункты.
1. Необходимо определить потребность в обучении:
1.1. Составить матрицу фактических профессий и уровня их владения,
1.2. Запланировать обучение,
1.3. Согласовать план с руководителем;
2. Организовать и/или провести обучение:
2.1. По внешнему обучению – оформить заявку в отдел труда и промышленной безопасности или в отдел персонала;
2.2. Оформить заявку на обучение смежным профессиям;
2.3. По внутреннему обучению — назначить наставника;
2.4. Организовать обучение на смежные профессии и новичков (стандарты);
3. Получить обратную связь после обучения:
3.1. Обсудить чему научился и дальнейшие планы по развитию/закреплению навыков на практике.
Условием эффективности любого обучения является эффективное функционирование обратной связи. Она одинакова важна как для руководства, так и для рабочих. Без неё невозможно обойтись ни во внутреннем обучении, ни при обучении стандартам, ни при выработке необходимого навыка и повышении лояльности со стороны сотрудников. Более того, мы с уверенностью констатируем, что ОТСУТСТВИЕ обратной связи как для плохого, так и для образцового работника оказывает негативные последствия. Какой бы ни была оценка — критической или созидательной она всё равно должна быть (!!!). К сожалению, большинство людей не испытывают положительных эмоций, когда им указывают на их ошибки, пусть даже преследуя конструктивные цели. Ну, а если быть совсем откровенными, то созидательной обратной связи мы и вовсе не встречали. В работе на комбинатах и лесозаготовках полностью доминируют критические высказывания и оценки, притом прилюдно и во всеуслышание. Никто никого не хвалит, наоборот, наказывают, лишают премий, руководствуясь единственным принципом: не поругаешь – не попрёт. Повсеместно обилие мата как маркер успешности таких «трудных разговоров», всё чаще именуемых «фидбэками» на иностранный манер. Однако не будем забывать, что целью отзыва является информирование и мотивирование работника относительно его действий, поэтому соотношение положительной и отрицательной информации, которую получает человек, принципиально важно. Грамотно выстроенная система обратной связи – ключ к успешному обучению и изменению. В основу должны быть положены принципы объективности, прозрачности, конкретики и взаимного уважения. Однако теория прикладной психологии с её тонкостями в подходах, особенностями коммуникаторов и получателей обратной связи, видов и структурой коммуникативного процесса и тому подобное имеет мало общего с реальностью ввиду низкого уровня самого коммуникативного процесса на производстве. Поэтому мы попытались сформулировали простые практические правила, исполнение которых поможет изменить отношение к обратной связи, трансформировать не только процесс обучения на рабочих местах, но и повысить вовлечённость людей:
1. Говорите о конкретном событии;
2. Давайте обратную связь вскоре после события, которое вы обсуждаете с сотрудником;
3. Используйте только подтвержденные конкретные факты;
4. Вовлекайте сотрудника в обсуждение – дайте высказаться;
5. Обсуждайте события и действия, а не личность;
6. Говорите о том, что можно изменить;
7. Похвалить можно прилюдно, а критиковать лучше с глазу на глаз.
В случае выполнения даже таких несложных требований к обратной связи вы заметите, что окружены хорошими учениками, у которых, кстати, тоже будет, чему поучиться.
Вот такими маленькими шажками, двигаясь от частного к общему, от задач к целям, от цеха ко всему заводу, от пересмотра маленькой операции до всего производственного процесса, руководитель запускает процесс изменений, вовлекая в него всё большее количество людей. Не бойтесь останавливаться, сделайте процесс улучшения непрерывным и на всём предприятии!
#статьи
- 18 мар 2022
-
0
Подробный гайд для менеджеров. Кто должен внедрять изменения в компании, как уже на старте оценить шансы на успех и какие методики использовать.
Кадр: мультипликационный сериал «Футурама»
Редактор Skillbox Media. Пишет о бизнесе и маркетинге вместе с экспертами.
Учебный центр «Зелёные технологии» организует лекции для специалистов по экологии. Каждый день в компанию звонят и пишут десятки человек, которые хотят записаться на вебинары и очные занятия. Их заявки обрабатывают менеджеры — они вносят данные в документы в Excel. Это неудобно и требует много времени, а данные клиентов теряются.
У руководства есть решение — CRM-система. Менеджеров подключают к системе и дают им регламенты для работы. Но сотрудники сопротивляются. Им стало ещё сложнее работать, а времени нужно ещё больше. Оказывается, что в CRM данные вносить не так просто, как в Excel-таблицы, а многие функции непонятны.
Чтобы быть эффективным, нужно учиться. Сотрудники жалуются на новую систему, и руководство откладывает нововведение на потом.
Это простой пример провалившейся попытки изменить процессы в компании. Только треть всех изменений в организациях успешно приживаются. Остальные две трети проваливаются, тратят ресурсы и бьют по мотивации сотрудников. Такие результаты исследований в конце 1990-х приводил методолог по изменениям Джон Коттер, в 2008-м похожие цифры называли в McKinsey.
Чтобы успешно менять компанию, нужно освоить управление изменениями. Это обширная отрасль знаний. В этой вводной статье мы коснёмся только самых важных аспектов.
- Что такое управление изменениями и кто в компании этим занимается
- Как понять, будут ли изменения успешными?
- Модели управления изменениями
- Три шага к изменениям: модель Курта Левина
Управление изменениями — это системный подход к трансформации организации. Кроме того, это соответствующая дисциплина в управленческой науке. Дисциплина содержит набор методик, рекомендаций и принципов, которые помогают внедрить изменения в организации.
Что в этом случае понимают под изменением? Это добавление, видоизменение или удаление чего-либо, что может повлиять на структуры компании. Рост продаж в отделе — это не изменение. Рост не меняет процессы. Новые регламенты для менеджеров по продажам или внедрение CRM-системы — это изменения.
Вот несколько примеров изменений в компании:
- обновление бизнес-процессов, внедрение новых регламентов;
- создание новых должностей, которое приводит к пересмотру устоявшихся процессов;
- внедрение новых IT-продуктов для управления: CRM-систем, ERP-систем и тому подобного;
- создание новых подразделений;
- замена оборудования;
- обновление технологий производства;
- запуск системы обучения сотрудников.
Цель управления изменениями — повысить вероятность успеха, снизить затраты и уменьшить стресс сотрудников. Когда менеджеры осваивают управление изменениями, часто они изучают:
- модели управления изменениями. Это общие концепции, которые описывают, как нужно внедрять изменения;
- рекомендации по лидерству для руководителей, работающих с изменениями;
- советы и методики по работе с сотрудниками, которых касаются изменения, — как их мотивировать, как обучать;
- рекомендации и техники по изменению корпоративной культуры;
- методики по внедрению технических изменений — например, ERP-систем. Такие методики касаются не столько технических, сколько организационных аспектов. Это обучение сотрудников, подготовка регламентов и так далее.
Чаще всего изменения внедряют руководители. Такую роль может взять на себя один из топ-менеджеров или руководитель среднего уровня, которому поручают проект. Чтобы добиваться успеха, руководители проходят обучение по управлению изменениями.
Скриншот: Skillbox Media
Иногда для внедрения изменений создают отдельную должность — менеджер по управлению изменениями. Часто такой менеджер имеет компетенции двух видов. Первый — управленческие компетенции, менеджер в том числе прошёл обучение по управлению изменениями. Второй — компетенции в той профессиональной сфере, к которой относятся новации. В крупных компаниях за внедрение изменений может отвечать отдел.
Чтобы понять, приживутся ли изменения, используют методику «силового поля». Методика предполагает, что лист делят на две части. Слева выписывают факторы, которые работают на изменения. Справа — факторы, работающие против новаций.
Среди таких факторов могут быть, например, мнения сотрудников и клиентов, финансовые ресурсы или действия конкурентов. Когда факторы собраны на листе, нужно оценить, какая сторона сильнее.
Вот как выглядит заполненная модель «силового поля».
Каждую силу «за» и «против» можно оценить по десятибалльной шкале. После этого баллы нужно сложить для каждой из сторон. Если перевес на негативной стороне, значит, изменения, скорее всего, не приживутся. Если на позитивной — скорее всего, изменения получится внедрить.
Как перевести «силовое поле» в плюс?
- Выпишите все силы, которые способствуют изменениям. Например: «поддержка топ-менеджмента» или «конкуренты успешно торгуют по новой модели продаж, нам стоит перенять их опыт».
- Оцените, можете ли запустить изменения так, чтобы сопротивление не увеличилось.
- Убедитесь, что не давите на противников изменений слишком сильно. Вполне возможно, что, если вы ослабите давление, сопротивление также ослабнет.
Понять, будут ли изменения успешными, можно также с помощью модели Хайнингса. Она предполагает, что нужно оценить два фактора. Первый — потребность в изменениях. Второй — согласие основных участников, что изменения нужны.
Получается таблица, состоящая из четырёх квадратов. Если потребность в изменениях высокая, а основные участники с этим согласны, шансы добиться успеха — наивысшие. В противном случае вероятность, что новация приживётся, небольшая. Если между участниками нет согласия, а потребность в новшестве низкая, изменения обречены.
Мы уже говорили, что управление изменениями — это обширный раздел знаний со своими методиками, рекомендациями и техниками. В этой части статьи мы разберём три популярные модели управления изменениями.
Эти модели представляют собой базовые концепции. Опираясь на них, можно спланировать и внедрить новации. Иногда, чтобы успешно ввести новшество, достаточно выбрать одну из моделей и действовать по ней.
Если вы хотите внедрить новацию небольшого масштаба, например новые скрипты, — возможно, вам будет достаточно одной из перечисленных моделей. Другие методики управления изменениями не потребуются.
ADKAR. Модель разработана CEO Prosci Change Джеффом Хиаттом. В центре этой концепции — сотрудники, которых касаются изменения. ADKAR представляет собой набор из пяти этапов, которые последовательно должен пройти каждый работник. Вот они:
- A — Awareness. Осознание необходимости перемен. На этом этапе сотрудникам объясняют, почему важны изменения.
- D — Desire. Желание поддержать изменения и участвовать в них. Теперь нужно, чтобы сотрудники хотели изменить свою работу. Например, работникам нужно объяснить преимущества нового регламента или новой IT-системы.
- K — Knowledge. Знание, что нужно делать во время и после изменений. Сотрудников нужно обучить: они должны знать, как им теперь работать.
- A — Ability. Способность претворить изменения в жизнь. Разница между третьим и четвёртым этапом — это разница между теорией и практикой. Теперь сотрудники должны не только знать, что делать, но и уметь работать по-новому.
- R — Reinforcement. Закрепление результатов изменений. На этом этапе нужно поддерживать изменения и контролировать их. Если кто-то из сотрудников пострадал от нововведений, либо нужно найти решение, которое его устроит, либо с ним придётся расстаться.
Для оценки результатов используют шкалу от одного до пяти. Если сотрудник набирает на каком-то из этапов три балла или меньше, он должен улучшить свой результат. Только потом можно переходить к следующему шагу.
Модель Коттера. Разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Джоном Коттером. Модель Коттера — это последовательность из восьми шагов. Алгорим нужен менеджеру по изменениям или руководителю, внедряющему новации.
- Создать ощущение срочности изменений. На этом этапе нужно составить список новаций и обсудить их с коллегами. Нужно понять, чем угрожает текущее положение и какие ресурсы потребуются для изменений.
- Создать руководящую коалицию. Это команда, которая будет воплощать изменения в жизнь. Коттер утверждает, что нужно вести этих людей за собой, а не приказывать им. Менеджеры должны быть мотивированы на изменения.
- Сформировать стратегическое видение. Нужно разработать стратегию внедрения изменений. После нужно показать остальным картину будущего, которое ждёт их после обновления. Образ должен быть привлекательным — это будет мотивировать сотрудников.
- Собрать сторонников среди рядовых сотрудников. Масштабные изменения могут происходить только в том случае, если в них заинтересованы многочисленные сторонники, считает Коттер.
- Преодолеть барьеры, которые мешают изменениям. Это может быть иерархия компании, неэффективные процессы или технологии.
- Добиваться краткосрочных побед и отмечать первые успехи. Сотрудники должны видеть, что сразу после изменений компания получает результаты.
- Постепенно наращивать темп внедрения изменений. После первых успехов поддержка изменений в команде вырастет. Нужно быстрее внедрять запланированное — до тех пор, пока видение не станет реальностью.
- Закрепить результат. Новые практики нужно поддерживать до тех пор, пока они не станут достаточно устойчивыми, чтобы полностью вытеснить прежние привычки.
Модель 7S консалтинговой компании McKinsey. В центре модели 7S — семь элементов внутри компании, которые взаимодействуют между собой.
Перед внедрением новаций менеджменту нужно понять, какие из этих элементов не согласованы друг с другом и с планируемыми изменениями. Этот анализ и даст план действий.
Первые три элемента называют жёсткими. Они не зависят от личных качеств сотрудников, поэтому их легко преобразовать.
- Стратегия бизнеса. Это план развития компании. Что она будет делать в обозримом будущем?
- Структура компании. Это порядок взаимодействия между подразделениями.
- Система. Это все процессы, без которых компания не сможет создавать и продавать свои продукты.
Остальные четыре — гибкие. Они зависят от людей, которые работают в компании. Эти элементы сложнее оценивать и менять:
- Общие ценности. Корпоративная культура, отношения внутри компании.
- Состав персонала. Число сотрудников, их компетенции, кадровая политика.
- Стиль отношений. Какая атмосфера в компании — формальная или нет? Каков стиль руководства — авторитарный или демократический?
- Навыки и умения сотрудников.
Можно найти ещё не меньше десяти моделей, которые используют в управлении изменениями. Например, есть теория подталкивания, переход Бриджеса, кривая Кюблер-Росс. В следующем разделе мы подробно разберём популярную модель, которую можно использовать как готовый алгоритм для внедрения новаций, — модель Курта Левина.
Модель Курта Левина — одна из самых популярных концепций для управления изменениями. Немецкий психолог сформулировал её в первой половине XX века. По мнению Левина, успех изменений зависит от личности руководителя. Важно, обладает ли топ-менеджер достаточной мотивацией и сможет ли он сформулировать цель. Модель Левина состоит из трёх больших этапов: размораживание, движение и замораживание.
Размораживание. На этом этапе компания понимает, что бизнесу нужны изменения. Инициатором выступает топ-менеджер, это может быть руководитель всей компании или конкретного подразделения.
Что он делает на этапе размораживания:
- Создаёт видение будущего — образ того, как будет выглядеть компания после внедрения изменений.
- Оценивает ситуацию — понимает, что именно нужно менять: увеличить продажи, уволить неэффективных сотрудников, выйти на новые рынки.
- Формирует команду реформаторов — группу коллег, которые становятся лидерами изменений в своих подразделениях. Команда реформаторов создаётся сверху вниз, по цепочке от топ-менеджеров к линейным руководителям и их подчинённым.
- Декларирует новые принципы работы и мотивирует сотрудников. Напоминает о небольших успехах, которые произошли в компании за время перестройки, и честно говорит о неудачах. Левин не советует врать, что в компании всё хорошо, если на деле она столкнулась с трудностями. Это может подорвать доверие сотрудников.
- Работает с сопротивлением — переубеждает, а иногда и увольняет тех, кто не согласен с будущими изменениями.
Движение. Это этап внедрения инноваций в практику. Если во время разморозки достаточно понять, что и как меняет компания, то теперь нужен детальный план.
Процесс изменений можно поделить на два ключевых этапа:
- Обучение сотрудников новым навыкам. Например, работников нужно обучить новым скриптам продаж или работе с компьютерной программой — в зависимости от того, что вы меняете.
- Создание среды для закрепления изменений. Например, в период адаптации можно немного сократить планы продаж, ввести в расписание регулярные встречи с руководителями отделов продаж и проводить тесты на знание работы новой CRM-системы.
Изменения рекомендуют внедрять быстро. Чем меньше времени потребуется, тем быстрее сотрудники увидят положительный результат изменений.
Замораживание. На этом этапе изменения уже реализованы. Осталось не откатиться назад и сделать так, чтобы сотрудники продолжили пользоваться новыми правилами и технологиями. На этом этапе важно закрепить новые практики регламентами и процедурами. Их выполнение стоит поддержать мотивацией.
Кроме того, во время «замораживания» отслеживают результаты изменений. При необходимости — корректируют работу.
- Управление изменениями — это системный подход к трансформации организации, а также раздел в управленческой теории, посвящённый внедрению инноваций в компании.
- Часто управление изменениями берут на себя руководители. Чтобы делать это эффективно, им нужно соответствующее обучение. Иногда компании создают должность менеджера по управлению изменениями. Такие люди одновременно знают отрасль и имеют управленческие компетенции.
- Чтобы понять, получится ли обновить организацию, используйте модель Хайнингса, или технику «силового поля».
- Есть много моделей управления изменениями. Такие модели — самые общие шаблоны, которые описывают, что нужно делать. Вот несколько популярных: модель Коттера, ADKAR, 7S.
- Если вам нужна простая модель для внедрения инноваций, обратитесь к системе Курта Левина. Она включает три шага: размораживание, движение, заморозка.
Изучаете менеджмент? Прочитайте эти статьи Skillbox Media
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс
Исследование компании Gartner, в котором было опрошено порядка 500 HR-директоров и специалистов 60-ти компаний, показало, что около 50% респондентов ощущают большую усталость от необходимости изменений. В следствии этой усталости снижается готовность команд к принятию новых инновационных решений, тестированию гипотез, развитию. Проще говоря, изменчивость современного мира совсем не способствует эффективной работе и развитию в организации.
Умение быть проводником, профессионально управлять внедрением изменений — сегодня обязательный навык каждого лидера. Надо отметить, что управление изменениями существенно отличается от управления проектом, так как имеет эмпатическую специфику. Главная трудность — осознать, что такое умение сейчас необходимо, а после — научиться грамотному взаимодействию с сотрудниками.
Ключевой вопрос — как вести себя с командой, чтобы сотрудники сохраняли свою работоспособность, не терялось качество производимого продукта, и при этом поддерживалась общая благоприятная атмосфера в коллективе?
Ирина Вахрушева, директор внешних проектов СберУниверситета, рассказывает обо всем по порядку.
Как полюбить изменения
Пандемия была хорошим испытанием, которое мы уже вспоминаем с легкостью. Стресс первых месяцев заточения сменился приспособлением к новым условиям жизни. Мы начали чаще заказывать еду домой и готовить вместо походов в магазины и кафе, полюбили онлайн-кинотеатры, домашний офис стал реальностью, для кого-то более удобной, чем прошлая.
Сейчас мы столкнулись с очередными глобальными изменениями. Невозможно строить стратегию на длительный период, сложно найти опору на то, что мы можем контролировать.
Как же управлять трансформацией, которая поможет не просто выжить бизнесу, но и развиться ему, а команде эффективно работать и комфортно себя чувствовать?
Условно можно выделить два навыка, которые сегодня критически важны для лидера: управление изменениями и управление обсуждениями.
1. Управление изменениями
Модель управления изменениями ADKAR-Prosci фокусируется на 5 действиях, которые развивают в сотрудниках готовность к трансформации. Название модели состоит из первых букв этапов, которые проходят люди, сталкиваясь с изменениями. Для руководителя — это конкретные шаги работы с сотрудником по информированию причин и смысла изменений, вовлеченности через поддержку и обучение, закреплению нового поведения.
Awareness — осведомленность о необходимости изменения. На этом этапе основная задача — информирование сотрудников о предстоящих переменах и изменениях. Главные вопросы: в чем состоят изменения и зачем они нужны?
Desire — желание участвовать в изменениях. Идея второго этапа — мотивация и поддержка сотрудников. Они должны не только понимать необходимость изменений, но и хотеть принимать непосредственное участие в этом процессе.
Knowledge — знание, как действовать по-новому. Цель третьего этапа — обучение и инструктаж сотрудников. Руководитель объясняет, что именно предстоит сделать и какие инструменты для этого понадобятся.
Ability — способность воплощать изменения. Смысл четвертого этапа — реализация задуманного и достижение нужного результата. Сотрудники применяют полученные знания и навыки на практике.
Reinforcement — подкрепление реализованных изменений. Здесь происходит поддержка достигнутых результатов. Чтобы продолжать эффективно работать, сотрудники должны получить фидбек и оценку своих действий.
2. Управление обсуждениями
Выработка совместных решений — это залог развития доверия и общей ответственности за принятые решения. Но провести встречу команды так, чтобы у всех участников была возможность высказаться — не простая задача. Часто лидеры склонны говорить больше других и им не всегда хватает терпения выслушать мнение каждого. Далеко не каждый сотрудник готов озвучивать свою позицию, если не чувствует атмосферу принятия. В команде есть те, кто говорит много и громко, мало и тихо, предпочитает подождать, когда все стихнут, или вовсе оставить свои аргументы при себе. Лидеру нужно знать специфику своих сотрудников, показать, что важно мнение каждого, что руководитель умеет слушать и достаточно терпелив для любых точек зрения. Для управления групповыми обсуждениями существуют техники фасилитации — технологии, позволяющие создавать доверительную атмосферу, организовывать обсуждения, где каждый будет услышан, принимать решения, за которые участники несут ответственность и поддерживать темп встречи.
Сопротивление в команде: роль доверия
Сопротивление в команде — то, что часто следует за внедрением какой-либо новой инициативы.
Кроме того, что сопротивление обусловлено общей усталостью от перемен, оно появляется из-за простого недоверия руководителю, отсутствия открытого честного диалога в коллективе. Повысить уровень доверия поможет частота и качество коммуникаций лидера с командой. Еженедельные встречи с подведением итогов — похвалой и поддержкой, информированием о текущей ситуации, новостях компании, ретроспективы проектов, информационные, поддерживающие письма, мотивирующая обратная связь, беседы один на один, своевременные ответы на письма, смс от сотрудника, общение в групповом чате — это все известные и понятные действия. Важно соблюдать их регулярность и проявлять искренний интерес к сотрудникам, их работе. Выделенное время на такие качественные коммуникации принесут команде и компании большие дивиденды в виде повышения уровня вовлеченности, ответственности, желания развиваться и браться за сложные проекты.