Управление методы управлением характерные для известных стилей руководства

Аудиоверсия:

Правильно руководить проектом нужно уметь. От лидерских качеств менеджера, стиля его руководства и манеры общения с членами команды зависит успех всех начинаний.

Быть лидером – значит, меньше думать о своих нуждах; больше – о нуждах людей, при этом правильно ставить задачи по управлению проектами.


Подходов к стилям руководства много – сколько менеджеров, столько и стилей. Ведь каждый руководитель уникален и обладает определенными лидерскими качествами. Однако не стоит экспериментировать с методами и пробовать что-то новое ежедневно – это ведь не одежда. Полезным и правильным будет адаптироваться под отдельную ситуацию, требования и условия.

В статье описываются:

  • Классификация Курта Левина.
  • Управленческая решетка Блэйка-Моутона.
  • Теория Х и теория Y.
  • Эмоциональные стили руководства.

На самом деле, выделяют разные стили руководства. И говоря о какой-либо классификации, нужно знать, какой критерий брался в качестве основного. В статье мы рассмотрим далеко не все классификации. Однако выбор пал на такие, которые могут найти применение в большинстве ситуаций.

Классификация Курта Левина

Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

1. Авторитарный стиль руководства

Данный стиль управления характерен для лидеров, которые при принятии решений не советуются с членами команды, даже несмотря на то, что их вклад может быть действительно ценным. Такой метод и стиль управления эффективны в ситуациях, когда необходимо быстро принять решения, но мнение команды не нужно.

Авторитарный стиль отличается жестким руководством. Работа выполняется за счет жестких поручений и распоряжений. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров.

2. Либеральный стиль руководства

При таком стиле руководства лидер предоставляет своей команде свободу действий в работе, а также при необходимости обеспечивает поддержкой и советами. Подчиненные же сами устанавливают себе сроки выполнения задач.

Либеральный стиль со стороны руководителя повышает степень удовлетворенности своей работой у сотрудников. И в этом кроется угроза: члены команды могут принять невмешательство руководителя за равнодушие, нерационально использовать время и т.д. Самомотивации в таком случае может быть недостаточно для эффективного выполнения работы.

К слову, данный стиль также может проявляться у лидеров, не имеющих контроля над своими делами, а значит, и контроля над делами подчиненных.

3. Демократический стиль руководства

Все решения принимаются руководителем вместе с членами его команды, которые вовлечены в процесс принятия решений. Менеджеры поощряют креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока.

При таком подходе у членов команды преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно это касается ситуаций, когда решения нужно принимать в сжатые сроки.

Демократический стиль управления подразумевает высокую степень умения руководить, иначе при большой свободе действий некоторые сотрудники могут либо нерационально пользоваться временем, либо и вовсе пытаться взять руководство в свои руки.

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Эта концепция была разработана в Университете штата Огайо. Затем в 1964 году в нее внесли изменения и, собственно, популяризировали специалисты в теории менеджмента Роберт Блэйк и Джэйн Моутон.

Если говорить в наиболее общих словах, то в этой теории описываются 5 стилей руководства. Они базируются на заботе о людях и заботе о производстве/задачах.

Управленческая решетка Блэйка-Моутона

1. Примитивное руководство

Руководитель прилагает минимум усилий для налаживания заботы о людях и эффективного производства. У такого лидера минимальная заинтересованность в том, чтобы члены команды получали удовлетворения от работы. В результате в проекте/организации преобладают высокая степень неорганизованности, а сроки выполнения задач не соблюдаются.

Самому же менеджеру также свойственна неэффективность и желание просто сохранять должность.

2. Авторитарное руководство

При таком стиле управления менеджеру характерны забота о производстве и отсутствие заинтересованности в своих подчиненных. Он отличается высоким уровнем ответственности, интеллекта и наличием организаторских способностей.

Между руководителем и членами команды сохраняется дистанция. При этом менеджер полагает, что эффективность работы зависит от строгой организации, и максимально возможно исключает людей из процессов принятия решений.

На короткой дистанции такой стиль руководства может повысить производительность команды. На длинной же — из-за жесткой политики и процедур это приводит к недовольству со стороны членов команды.

3. Производственно-социальное руководство

Достаточно сбалансированный стиль, при котором менеджер добивается компромисса – баланса между эффективностью работы и заботой о нуждах сотрудников. Такого лидера отличает прогрессивность взглядов, обсуждение решений с командой, заинтересованность в успешном завершении проекта.

Однако менеджеры с таким стилем руководства не настаивают на новых критериях достижения целей, что зачастую приводит к средним результатам. Более того, характерны ситуации, когда не все нужды производства и сотрудников полностью соблюдаются.

4. Социальное руководство

Руководитель много внимания уделяет заботе о сотрудниках и мало – заботе о задачах и производстве. При таком подходе они работают в теплой атмосфере, приятном и дружеском окружении. Менеджер считает, что именно такой подход создает условия для самомотивации и усердного труда.

Однако слабый акцент на задачах часто создает препятствия для высокой производительности, что приводит к спорным результатам.

5. Командное руководство

Данный стиль управления в менеджменте характеризуется значительным акцентом на производстве и нуждах членов команды. Лидер знает, что предоставление более широких возможностей, преданность делу, доверие и уважение, а также вовлеченность в процессы принятия решений – важнейшие моменты для создания командной атмосферы. Это, по его мнению, автоматически приводит к высокому уровню производства и удовлетворения работой.

Создатели классификации считают этот стиль руководства наиболее оптимальным.

Теория Х и теория Y

В 1960-е американский социальный психолог Дуглас Макгрегор предложил теорию X и Y, в которой говорилось о мотивации людей и управленческом поведении.

Теория X

Метод руководства основывается на том, что все сотрудники ленивы, избегают ответственности без дополнительного поощрения, и их требуется побуждать к работе. Из-за этого менеджер вынужден пристально следить за ними.

Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды.

Теория Y

При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и  внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.

Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.

6 эмоциональных стилей руководства

Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.

В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления.

1. Визионерский стиль руководства

Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.

Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов.

2. Наставнический стиль руководства

При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.

По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.

3. Аффилиативный стиль руководства

Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.

4. Демократический стиль руководства

Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.

Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.

5. Направляющий стиль руководства

Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.

Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив.

6. Командующий стиль руководства

Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.

Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.

Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.

Эффективный стиль руководства + инструмент для управления проектами = успешное завершение

Уметь управлять командой проекта – хоть и значительная, но все же часть работы менеджера. Ему также необходимо грамотно управлять всеми процессами: назначать задачи и следить за прогрессом их выполнения, ставить сроки, уметь налаживать управление ресурсами и многое другое. А еще важно командное взаимодействие в рамках одного онлайн инструмента.

Все это можно найти в диаграмме Ганта.

Инструмент для управления проектами и командами: GanttPRO

Инструмент для управления проектами и командами

Планируйте проекты и руководите командой с помощью онлайн диаграммы Ганта.

Попробуйте бесплатно

Управлять командой в инструменте довольно просто. Поставив задачу, менеджер будет осведомлен о ее сроках и прогрессе выполнения, о задействованных ресурсах и зависимостях между задачами.

Руководитель будет знать обо всем, что происходит на проекте, благодаря оповещениям в режиме реального времени. У него также есть возможность просматривать историю изменений и отменять действия, которые были случайно выполнены.

Кроме того, все задействованные в проекте участники могут оставлять комментарии под задачами и прикреплять к ним файлы. Командное взаимодействие в онлайн диаграмме Ганта удобное и эффективное.

Подытожим

Как правило, для успешного управления проектом используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс. Именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на успешное завершение проекта.

А как вы управляете проектом? Какой стиль руководства предпочитаете вы?

5
6
голоса

Рейтинг статьи

Стили и методы управления

Стиль работы
руководителя

Самая
короткая типология руководителей, по
словам тренера-консультанта Натальи
Петровой, звучит так: тиран, демократ
и попуститель. Первый управляет как
царь и все полномочия держит при себе,
а ответственность старается передать,
второй управляет как президент
цивилизованной страны и частично
делегирует полномочия вместе с
ответственностью, третий старается
отдать и полномочия, и ответственность,
оставив себе только статус начальника
— и в народе называется меткой кличкой
«свадебный генерал». В России наиболее
распространен первый и последний типы
управления, а демократический формат
мы сегодня только осваивем. Для того,
чтобы освободиться от негативной
истории, ее важно хорошо знать, поэтому
мы начнем с описания «исторических»
стилей управления в бизнесе, которые
нам нужно заменить на демократический,
современный и позитивный подход к
управлению.

Владимир, ныне
начальник департамента качества одного
из ликероводочных заводов, за время
своей карьеры был свидетелем различных
подходов в стиле руководства. Он
представил выразительные примеры
тирании и попустительства: «Первым моим
руководителем был Заместитель Генерального
директора, которому подчинялась только
наша служба. Сказать, что у нас была
команда — не могу, потому что:

  • Зам. допускал
    полную свободу действий сотрудников
    службы;

  • Зам. не обозначил
    цели, к которым необходимо двигаться
    службе, хотя направления работы были
    известны;

  • Персонал службы
    так и не смог работать в едином коллективе
    в том числе вследствие конкуренции
    между собой «по черному» (так называемая
    «подковерная борьба») и плохо налаженного
    внутреннего обмена информацией между
    руководителем и починенными;

  • Как человек Зам.
    был очень спокойным, вежливым человеком,
    любил много думать и принимал решения
    с определенными трудностями из-за
    боязни допустить ошибку. Некоторые
    говорили, что он просто «душка», поскольку
    он совершенно не мешал работать — или
    не работать — сотрудникам службы.

Сотрудников
службы Зам.принимал на работу по принципу
«а может и пригодится», и в результате
в быстроменяющихся условиях внешней и
особенно внутренней среды предприятия
он проработал только 1 год».

Следующим шагом
в карьере Владимира была должность в
отделе столь же высокого уровня, где
начальник управлял как командир отряда.
Выглядело это так:

  • Полный контроль
    всех видов работ отдела (отдел разбит
    на 4 группы, 3 из которых разбиты еще на
    2-3 участка) со стороны руководителя,
    включая часто повторяющиеся проверки
    того, как «нужно» работать;

  • Цели работы отдела
    были регламентированы инспектирующей
    отдел организацией;

  • Руководитель
    доводил до сведения сотрудников отдела
    цели работы 3-4 раза в неделю(!);

  • Творческого
    подхода «командир» не допускал: свои
    идеи можно было применить только
    действуя старым «женским» способом:
    мягко подать свои соображения руководителю
    и натолкнуть его на мысль, что часть
    идеи или средства достижения принадлежат
    ему;

  • Зато
    никакой «подковерной» борьбы между
    сотрудниками не было, поскольку
    действовало военное правило «шаг влево,
    шаг вправо – расстрел».

И так руководитель
уже вел работу своего отдела уже более
20 лет — и продолжает процветать. Владимир
говорит, что «Жесткая, нет, жестокая
дисциплина и методы контроля руководителя
отдела убивали любые инициативы,
пресекали творческий подход. Одни
сотрудники приходили, другие уходили:
оставались те, кто при узкой специализации
они были грамотными специалистами и
имели большой стаж работы, заработанный
в советское время в схожих «боевых»
условиях».

Описанный Владимиром
опыт работы руководителей – это вполне
адекватная картина нашего «культурного
управленческого наследия». Конечно,
эти примеры в большей степени
свидетельствует о том, как не надо
руководить современными компаниям,
однако эти формы управления долгое
время существовали именно потому, что
были эффективны в советских условиях
– и не будем строить иллюзий, что мы
полностью свободны от них сегодня.

Вообще
парадокс отношений руководителя с
подчиненным состоит в том, что обладая
в принципе большой властью, он может
пользоваться ею только в ограниченных
пределах, а именно – в таких, которые
способствуют улучшению бизнес-показателей
и отношений в команде. Лидер работает
основой для идентификации членов группы,
поэтому если он начинает властью
злоупотреблять, конфликты и напряжение
в компании снижают эффективность работы
и авторитет самого лидера. Владимир А.
сегодня сам высокопоставленный и
перспективный управленец. Он говорит
об основе своей идеологии управления
следующее: «Я акцентирую внимание на
сочетании двух задач: способствовать
улучшению бизнес-показателей и развивать
отношения в команде. Роль лидера в
управлении бесспорна, если он действительно
работает основой для идентификации
членов группы и позволяет людям
сформировать общий стиль и ценности
работы». (Ст. 5)

Итак,
под стилем работы руководителя понимается
система сложившихся отношений между
руководителем и коллективом по поводу
принятия управленческих решений. В
зависимости от уровня этих отношений
различают три классических стиля:

1).
Автократический (авторитарный),
характеризующийся минимальной
контактностью с коллективом, жесткостью
в выработке и реализации решений,
осознанием руководителем исключительной
важности своей персоны и признанием
абсолюта личностных и профессиональных
качеств;

2).
Либеральный – противоположен
автократическому стилю, руководитель
по каждому поводу согласовывает любое
решение с коллективом, идет на бесконечные
уступки формальным и неформальным
лидерам, группам, по существу коллектив
управляет руководителем;

3).
Демократический – принимая решение и
реализуя его, руководитель выслушивает
соображения и выясняет с коллективом
вопросы стратегии и тактики, ориентируется
на большинство коллектива и формирует
его; добивается реализации принятых
решений и, если необходимо по ходу
решения, может вносить конструктивные
соображения.

На
рис. 2 представлена некоторая кривая
зависимости эффективности стиля (I)
от числа обращений руководителя к
коллективу (N).
Кривые 1, 2, 3 характеризуют автократический,
демократический и либеральный стили
управления соответственно.

Рис.
2. Стиль работы руководителя как функция
числа обращений к коллективу

Стиль
работы руководителя является понятием
системным и динамическим. Он характеризует
общую и профессиональную культуру
личности, совокупность ее психологических
и интеллектуальных качеств, позволяющих
наиболее рационально взаимодействовать
с коллективом. В реальных условиях в
каждом руководителе неизбежно уживаются
все три стиля, по-разному проявляясь в
различных условиях при решении различных
задач. Так, в условиях необходимости
соблюдения жестких требований трудовой
дисциплины необходим автократизм
руководителя, жесткий императив власти.
И наоборот, в условиях творчества
высокопрофессионального коллектива
стиль явно тяготеет к либеральному.
Границы между каждым из стилей условны
и чрезвычайно индивидуальны. Конечно,
у каждого руководителя имеется
предрасположенность к тому или иному
стилю в силу его личностных качеств, но
талант. Интеллектуальные качества
руководителя именно в том и заключаются,
что профессиональные возможности своего
индивидуального стиля руководитель
умеет максимально подчинить требованиям
любой возникшей ситуации, решению
тактических и стратегических задач.
(Кн. 1)

Классификация
и содержание методов управления

Методы
управления – это система способов
воздействия субъекта управления на
объект для достижения определенного
результата. Теоретическая основа средств
управления требует глубокой и тщательной
проработки, поскольку наиболее активный,
наиболее действенный и острый инструмент
управления способен при неправильном
его использовании привести к весьма
отрицательным последствиям. Это тем
более усугубляется деформациями или
просто неверным построением самих
методов управления.

Существует несколько
подходов и классификаций методов
управления, однако по наиболее
распространенной классификации они
делятся на три группы.

  1. Экономические
    методы управления, основанные на
    социально-экономических законах и
    закономерностях развития объективного
    мира – природы, общества и мышления;
    использование этих методов основано
    на системе экономических интересов
    личности, коллектива и общества.

  2. Организационно-распорядительные
    методы управления, основанные на правах
    и ответственности людей на всех уровнях
    хозяйствования и управления (часто –
    и не совсем верно – эти методы называют
    административными).

  3. Социально-психологические
    (иногда их называют воспитательными)
    методы управления, основанные на
    формировании и развитии общественного
    мнения относительно общественно и
    индивидуально значимых нравственных
    ценностей – добра и зла, сути жизни,
    нравственных начал в обществе, отношений
    к личности и т.д.

Итак, методы
управления используют и формируют
экономические интересы, взаимоотношения
между людьми и их правовые отношения.

В
управлении недопустимо ставить вопрос
о постоянном приоритете тех или иных
методов управления, задач на передний
план могут выдвигаться как те, так и
иные методы и занимать преобладающее
значение. Удельный вес методов находится
в постоянной динамике. Руководитель
должен безупречно владеть всеми методами
управления в их единстве, в системе. Это
означает, что он должен обладать высокой
экономической культурой профессионализмом
в области правовых отношений и быть
высококомпетентным психологом и
воспитателем.

Взаимосвязь
стиля руководства и методов управления.

Стиль
руководства и методы управления тесно
связаны и взаимно обусловлены.
Руководитель, обладающий определенным
стилем, обычно предпочитает определенные
методы управления (рис. 3, чисто знаков
«+» характеризует степень предпочтительности
использования методов).

Методы
управления

Стиль
управления

Автократический

Демократический

Либеральный

Экономические

++

++

++

Организационно-распорядительные

+++

++

+

Социально-психологические

+

++

+++

Рис. 3. Взаимосвязь
методов и стилей управления

Матрица
иллюстрирует взаимосвязь между стилями
руководства и методами управления.
Автократический стиль явно тяготеет к
организационно-распорядительным
методам, более ярко выражающим императив
власти. Принуждение. Даже экономические
методы такой руководитель больше
подчиняет распорядительным отношениям,
чем экономическим оценкам целесообразности.
Социально-психологические методы не
развиты, и для этого нет оснований:
психологические контакты с коллективом
развиты очень мало.

Либеральный
стиль существенно тяготеет к
социально-психологическим методам
управления, возможно даже в ущерб
дисциплине, в ущерб правам и ответственности.
Экономический метод также оказывается
деформированным, поскольку экономические
рычаги и стимулы больше подчинены
психологическим контактам, чем
экономическим результатам. Наибольшие
потенциальные возможности в рациональном
использовании методов управления у
демократического стиля. (Кн.1)

Соседние файлы в предмете Менеджмент

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На чтение 7 мин Просмотров 33.3к.

Эффективное управление предприятием – это залог его продуктивного развития. Каждый руководитель осознанно или бессознательно выбирает свой метод руководства. От этого зависит уровень доверия, взаимоотношения между сотрудниками и начальством. Психологи и социологи, получившие мировое признание, выделяют несколько стилей управления.

Содержание

  1. Понятие стилей руководства
  2. Все стили руководства
  3. Курт Левин: стили управления
  4. Принцип Лайкрета
  5. Теория X и теория Y
  6. Управленческая решетка
  7. Ниномия: стили управления руководителя

Понятие стилей руководства

Термин «стиль руководства» чаще всего применяется в менеджменте. Так называют систему подходов к сотрудникам предприятия, которые использует руководитель. Выбрав правильный стиль руководства, можно добиться повышения показателей труда, за счет мотивации работников и других методов управления.

Надо отметить, что стиль руководства – это неотъемлемая часть характера самого начальника. Ведь, полностью осознано подойти к выбору того или иного метода просто невозможно. Рано или поздно некоторые личностные черты все равно проявятся в процессе управления трудовыми ресурсами.

Выбирая стиль руководство, нужно основываться на цели руководителя. То есть, чего он желает добиться от своих действий. Например, если коллектив слаженный и способен самостоятельно выполнять большую часть работы, то главное в руководстве над ним – это мотивация каждого сотрудника к повышению результативности труда. В таком случае отлично подойдет демократический стиль управления.

Если же работники привыкли выполнять задачи «из под палки», то тогда рекомендуется использовать авторитарный стиль, когда руководитель диктует, что, как и в какие сроки сделать.

Все стили руководства

Стили руководства выделены психологами, социологами, которые получили международное призвание. Сегодня в процессе изучения менеджмента чаще всего рассматривают стили, определенные следующими учеными:

  • Куртом Левином;
  • Ренсом Лайкретом;
  • Дуглас МакГрегором;
  • Робертом Р. Блейком и Джейсон С. Моутоном;
  • И. Ниномия.

Также нужно обратить внимание на американские и японские стили, которые активно применяются в экономически развитых странах.

Надо отметить, что в России чаще всего пользуются концепцией, разработанной Куртом Левином.

Курт Левин: стили управления

Курт Левин – немецкий ученый, психолог. Он описал три основных стиля руководства. Их выделение произошло в ходе проводимого эксперимента в 1039 году. Тогда Левин даже и думал о том, что его теория будет так популярна.

  1. Демократический стиль управления подразумевает совместное принятие управленческих решений. То есть, прежде чем запустить проект, руководитель вместе с сотрудниками рассматривает перспективы, проводит анализ. На основании полученных от каждого из специалиста мнений, принимается окончательное решение. А большую часть работы выполняют работники. Руководитель, как правило, не вмешивается в творческий процесс и доверяет своим подчиненным.
  2. Второй стиль руководства, который выделил Курт Левин назван авторитарным. В таком случае руководитель практически никогда не советуется с работниками, а принимает решение единолично. Сотрудники, как правило, выполняют порученные им задачи, а начальник постоянно контролирует процесс. Применяя авторитарный стиль, руководитель может воздействовать на работников разными методами, например, издавать приказы. Лишать премий, назначать штрафные санкции и др.
  3. Либеральный стиль управления характерен для руководителей, которые практически не обладают лидерскими качествами. Всем рабочим процессом управляют сами работники. Они принимают решения, назначают для себя сроки выполнения задач и определяют пути достижения целей. Как правило, такой стиль управления не эффективен и поэтому применяется очень редко.

Каждый стиль управления, выделенный Куртом Левином, имеет свои плюсы и минусы:

Стиль Демократический Авторитарный Либеральный
Достоинства Укрепляется командный дух Высокий уровень дисциплины работников Сотрудники лояльны к начальству
Снижается риск допущения ошибок Вся деятельность каждого из сотрудников прозрачна В коллективе присутствует благоприятная обстановка
Уменьшается текучесть кадров
Недостатки Решения принимаются сравнительно долго Высокий уровень текучести кадров Падение авторитета руководителя
Уменьшается авторитет самого начальника Отсутствие саморазвития сотрудников Отсутствие системы делегирования полномочий и ответственности
Работники не могу  отработать и повысить свои навыки

Анализируя достоинства и недостатки стилей управления, можно сделать вывод о том, что самым эффективным из них является либеральный.

Принцип Лайкрета

В 1950-х года психологом Ренсис Лайкерт выдвинут принцип, согласно которому стили управления должны основываться на задачах и людях.

  1. Эксплуататорско-авторитарный – это такой стиль управления, при котором начальство не доверяет работникам. А для достижения цели руководство прибегает к угрозам, дисциплинарным взысканиям, приказам.
  2. Благосклонно-авторитарный отличается тем, что сотрудников редко привлекают к дисциплинарной ответственности, но при этом работники не перестают бояться неблагосклонности начальства.
  3. Консультативно-демократический – это стиль управления, при котором руководство поощряет работников, чем пытается повысить их мотивацию. Начальство не утрачивает контроль над выполнением задач, но многие задания сотрудники решают самостоятельно.
  4. Стиль участия строится на взаимном доверии. Руководитель ставит основную задачу, а сотрудники самостоятельно выбирают методы ее решения и реализуют их на практике. За хорошие результаты работников поощряют.

Важно! Стиль участия подходит для предприятий, где работники заняты творческой деятельностью, а эксплуатационно-авторитарный больше всего присущ заводам.

Теория X и теория Y

Социологом и психологом Дугласом МакГрегором были выдвинуты две теории X и Y. Каждая из них характеризует стиль руководства.

Сравниваемый показатель Теория X Теория Y
Любовь к труду Сотрудники не любят работать от природы В компании трудятся трудолюбивые и ответственные работники
Способ мотивации Руководству приходится прибегать к жестким методам мотивации, например к приказам, санкциям Единственной мотивацией сотрудников является достижение желаемого результата. Руководству нет необходимости заставлять их выполнять задачи.
Уровень ответственности Работники безответственны, их необходимо постоянно контролировать и направлять Сотрудники ответственно подходят к выполнению задач, контроль не обязателен.

Таким образом, Дугласом МакГрегором были описаны два стиля руководства: авторитарный и демократический.

Управленческая решетка

Робертом Р. Блейком и Джейсон С. Моутоном была разработана, так называемая «Управленческая решетка», которая прямо отражает все стили руководства. Она переставляет собой систему координат с двумя осями: забота о производственном процессе и забота о работниках.

Каждому стилю руководства присваиваются баллы, а в соответствии с оценкой они располагаются на решетке.

  • всех меньше ценится примитивный стиль руководства, когда начальник мало интересуется делами компании, а в ходе принятия решений, консультируется с профессионалами;
  • социальный стиль очень ценят работники, так как руководитель может в любой момент прийти им на помощь, но в таком случае авторитет самого начальника падает;
  • на первом месте руководителя, использующего озадаченный стиль, находится выполнение плана, поставленных задач, начальнику не важно, сколько усилий приложат работники, чтобы добиться цели;
  • производственно-социальный стиль представляет собой своеобразную «золотую середину», когда управленческие решения принимаются совместно с работниками, а сотрудников мотивируют не угрозами, а денежным вознаграждением, похвалами;
  • в случае с командным стилем управления все просто, руководитель принимает решения вместе с сотрудниками, но в отличии от предыдущего варианта, здесь работники выполняют задачи командой, а не делегируют полномочия.

Важно! Каждый стиль управления, выдвинутый социологами и психологами, имеет свои отличительные особенности, несмотря на то, что некоторые из них тесно взаимосвязаны.

Ниномия: стили управления руководителя

Ниномия – это японский психолог, который выделяет стили руководства, отталкиваясь от ряда принципов. Чтобы наглядно показать, что из себя представляет руководитель, выбравший один из стилей управления, он представил каждого начальника в виде аллегорического сравнения.

Руководитель-патриарх не любит, когда ему помогают принимать решения. Он самоуверен и практически никогда не прислушивается к чужому мнению.

Начальник, которого японский психолог назвал «Птицей страусом» боится самостоятельно принимать решения, делегируя полномочия своим работникам. А в случае неудачи он всегда перекладывает ответственность на исполнителя.

Индивидуалист очень похож на патриарха, но в отличии от последнего, руководитель не только самостоятельно принимает решения, но и берет всю ответственность только на себя.

Начальник-педант не доверяет своим работникам, а чтобы принять какое-то решение, пытается как можно подробнее разобраться в деталях.

Руководитель-посредник является неким другом для коллектива. Он прислушивается к мнению сотрудников, но из-за своего мягкого характера может в любой момент утратить авторитет.

Еще один тип начальников – это, так называемый «Прилежный бобер». Такой руководитель сам принимает решение, делегирует ответственность на работников и акцентирует внимание только на формальных результатах.

Дисциплина
«Управленческая психология»

Специальность 42.02.01 «Реклама»

курс
III
группа: 1р3

Преподаватель:
Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ
4. П/Р
Теории лидерства и стилей руководства.
 (2 часа).

План лекции:

1.      Руководство
и лидерство.

2.      Выполнение
заданий 1-8.

Руководство
и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие
вопросы решаются воздействием на подчиненных. Понятия «руководство» и
«лидерство» различны.

 Руководство
– интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными
предписанных им действий и решение определенных задач.

Лидерство
– процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого
человека или группу. Руководитель должен обладать лидерским влиянием для
эффективного руководства. Лидеры, активно влияя на социально-психологический
климат в коллективе, составляют резерв на выдвижение, но вместе с тем могут
стать источником конфликтов. Неформальных лидеров можно «классифицировать» на:

 —
деловых

 —
эмоциональных

 —
авторитарных


демократических

 —
позитивных


негативных

Руководитель,
являясь формальным лидером должен иметь полное представление о неформальной
структуре коллектива.

 Задание
1.
 Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных
стилей руководства:

Стиль
руководства

Методы
управления

1

2

3

Задание
2.
Укажите преимущества и недостатки различных стилей
руководства:

Стиль
руководства

Преимущества

Недостатки

Авторитарный

Демократический

Попустительский

Задание
3
. Тест на соответствие индивидуальных особенностей
человека основным чертам профессии менеджера.

Дайте
ответы «да» или «нет» на следующие вопросы:

1.      Есть
ли у вас желание начать собственное дело, т.е. стать предпринимателем, трудиться
на себя, вместо того, чтобы работать на других, и «вкалывать на всю катушку»,
не считаясь со временем, выходными днями?

2.       Располагаете
ли вы не необходимой энергией для самых решительных действий при любых
неожиданных жизненных поворотах?

3.        Согласны
ли вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности,
но выигрыш, возможно, будет большой?

4.       Откажетесь
ли вы от гарантированной работы со средним заработком или предпочтете ей менее
надежную, но более доходную?

5.       Любите
ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?

6.       Способны
ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает
прибыль?

7.       Желаете
ли вы испытать себя в рискованных ситуациях?

8.       Способны
ли вы заключить пари на сумму, которой вы на данный момент не располагаете?

9.       Откажетесь
ли вы от мало привлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая,
лучше оплачиваемая?

10.   Будете
ли предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководителя
неопределенная?

11.   Независимый
ли у Вас характер?

12.   Располагаете
ли вы большим запасом жизненной энергии?

13.   Любите
ли вы острые ощущения, события, которые «щекочут» нервы?

14.   Пойдете
ли вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?

15.   Если
бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные
ставки?

16.   Опасаетесь
ли вы крутых жизненных поворотов?

Оценка результатов.
Сосчитайте, сколько у вас получилось положительных ответов.

Задание 4.
Тест на обладание качествами, необходимыми для руководства другими (А, Б), и на
определение того, какой начальник получится из тестируемого (В, Г):

1.      Обычно
вы предпочитаете:

А — планировать свою
деятельность

     
Б — действовать спонтанно

2.       Ваши
друзья:

А — часто изливают вам
душу

Б — редко делятся с вами
личными проблемами

3.       Что
скорее могло бы стать вашим хобби:

А — коллекционирование

Б — игра в теннис

4.       Большее
удовольствие вам доставляет игра:

 А — в шахматы

 Б — в карты или вообще в
азартные игры

5.       В
компании:

А — вам нравится всех
веселить

 Б — вы не любите
оказываться в роли клоуна

6.       Обычно
вам удается понравиться лицу противоположного пола:

 А — с первого взгляда

 Б — после
непродолжительной беседы

7.       Лучший
способ заставить человека что-либо делать — доказать, что:

 А — предстоящая ему
работа приятна и интересна

 Б — этим он сможет
принести пользу себе и другим

8.        Даете
ли вы людям советы?

 В — да, если ощущаете
себя действительно способным помочь

 Г — нет, потому что не
хотите оказаться виноватым в чужих ошибках

9.       Чужие
советы чаще:

В — раздражают вас

Г — содержат полезную
информацию

10.   Какое
качество «вреднее» в работе:

В — безответственность

Г — индивидуализм

11.   Когда
вам поручают ответственную работу:

В — вам это помогает
работать лучше, чем обычно

Г — вы боитесь не
оправдать доверие, нервничаете и поэтому работаете хуже

12.   Хороший
начальник в любой проблемной ситуации знает:

В — что нужно делать

Г — кто виноват

13.   Человек,
который позволяет себе рисковать:

В — должен быть
достаточно сильным

Г — в любом случае
человек надежный

14.   Кто
может принести больше пользы на работе:

В — безалаберный гений

Г — добросовестный дурак

Оценка результатов:

1.       Подсчитайте
количество ответов А, Б, В, Г

2.       Сравните
А с Б, В с Г

3.       Найдите
свой вариант

Задание 5.
 Решите ситуацию. Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся
производством и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит:

ü 
рассмотреть и утвердить план развития
производственных мощностей на следующий год 

ü 
проконтролировать результаты деятельности
подразделений 

ü 
подготовить ответные письма в адрес
предприятий-партнеров

ü 
изучить опыт работы наиболее прогрессивных
предприятий вашей отрасли

 Какие из
перечисленных полномочий вы можете делегировать подчиненным в условиях дефицита
времени и почему?

Задание 6.
 Решите ситуацию. Руководство фирмы «Здоровье» приняло решение о выпуске новых
видов продукции. В связи с этим предусматривается:

ü  закупка
новых видов оборудования

ü   обучение
персонала работе на нем

ü   временное
сокращение выпуска продукции и соответственное уменьшение размера заработной
платы

ü   изменение
структуры кадров (перестановка, создание новых рабочих мест)

Многие из
работников компании не одобряют планов руководства, так как считают, что
нововведения приведут к сокращению численности работников, сокращению
заработной платы, повышению интенсификации труда, нарушению социально
психологического климата и привычных социальных связей, неуверенности в
завтрашнем дне. В роли руководителя кадровой службы предложите средства для
нейтрализации причин сопротивления инновациям.

Задание 7.
 Решите ситуацию. Отдел предприятия занимается обработкой информации.
Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать
информацию вручную. Увеличение объемов диктует необходимость автоматизации
обработки данных с помощью компьютерных программ. Работницы пред пенсионного
возраста выступают против компьютеризации, готовы работать больше, но при этом
придется увеличить штат. Молодежь стремится сесть за компьютеры, однако они
плохо знают процесс обработки и без помощи опытных работниц им не обойтись. В
роли руководителя предложите пути нейтрализации причин сопротивления
инновациям.

Задание 8
Решите ситуацию. В ходе проверки работы отдела маркетинга компании «Парнас»
18.10.05 был выявлен ряд нарушений:
ü

ü  маркетолог
О. К. Озеров допустил ошибки в оформлении финансовых документов;

ü  менеджер
по связям с общественностью Б. П. Волков провалил организацию презентации новых
видов выпускаемой продукции;

ü  старший
маркетолог Л.О. Синицына несвоевременно выполнила задание по изучению
конъюнктуры рынка, что привело к нарушению сроков разработки плана выпуска
продукции на следующий год.

Руководитель фирмы
«Парнас» применил к работникам следующие меры наказания:

Ø  О.
К. Озерову и Б. П. Волкову был объявлен выговор в приказе от 20.12.05;

Ø  Л.
О. Синицыной выговор не объявлялся, так как нарушение было допущено впервые;

Ø  Л.
О. Синицына переведена временно на должность инспектора по кадрам.

Проанализируйте
решение руководителя. Укажите, какие ошибки допущены им при применении мер
управленческого воздействия «наказание». Ваши действия в данной ситуации.

Вопросы для
повторения:

1.       Какие
из приведенных рекомендаций вас заинтересовали и почему?

2.      Что
вы можете взять на вооружение?

3.      Зафиксируйте
в дневнике наблюдений, что из вышеуказанного вы применили в своей деятельности.

4.      Проведите
анализ эффективности использования выбранных вами психологических упражнений.

Список литературы:

1. Вернер
Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2018 год издательство
«Экономика».

2.  Лавриенко В.Н. «Психология и этика делового общения» Москва,
2017 года издательство «Юнити»

3. Розанова
В.А. «Психология управления» Москва, 2018 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-
Синтез».

4. Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации».
Москва, Бизнес –школа, «Интел –Синтез», 2016 год.

Чтобы работа персонала была эффективной, руководителю важно выбрать правильный стиль управления. Как слишком жесткие, так и слишком лояльные методы могут демотивировать сотрудников. Это провоцирует текучку и безответственную, безучастную работу персонала и снижает эффективность всей компании. В статье разберем, какие есть стили управления и как выбрать оптимальный вариант.

Управление — многогранный процесс, который можно осуществить разными способами. Для этого руководителю нужно выбрать стиль. 

Стиль управления — это модель поведения руководителя для управления подчиненными. Стратегию выбирают в зависимости от специфики деятельности организации, характера руководителя и коллектива.

Стили управления классифицировали социальные психологи на протяжении десятилетий. Признанными стали принципы Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Блэйка-Моутона и Курта Левина. Это позволяет выбрать классификацию наиболее близкую вашему бизнесу.

Дуглас МакГрегор представил теорию «X» и «Y» в рамках бихевиористского подхода.

Теория «X» основана на утверждениях:

  • Среднестатистический человек обладает отвращением к труду и всеми силами старается его избежать.
  • Многих приходится принуждать трудиться и управлять этим процессом, прибегая даже к угрозе наказания для получения нужного результата.
  • Работник стремится быть защищенным и избегает ответственности. Ему необходимо руководство.

Основные положения теории «Y»:

  • Труд и отдых — естественные явления. У человека нет врожденной антипатии к нему.
  • Отождествление себя с целями порождает самодисциплину, самоконтроль, поэтому наказание излишне.
  • Обязанность в отношении постановки целей заключается в вознаграждении.
  • При определенных условиях человек стремиться брать на себя ответственность.
  • Трудящиеся находчивы и способны к творчеству.
  • Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.

Теория показывает два противоположных типа человека и определяет стиль. Первая — пример авторитарного руководства, а вторая — демократического.

В 1961 году Лайкерт предложил свои варианты управления. Он выделил две крайние противоположные позиции: первая сосредоточена на человеке, а вторая на работе. Между ними находятся остальные.

На основании теории выделяют четыре стиля руководства:

  • Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель — автократ, не доверяет подчиненным, все решает сам. Держит подчиненных в страхе наказания за неисполнение обязанностей или ошибок. Вознаграждения редки. Неформальные образования внутри компании находятся в явном противостоянии руководящему звену.
  • Патерналистски-авторитарный. Руководитель позволяет работникам участвовать в принятии решений. Остается угроза наказания. Основной стимул — вознаграждение. При таком стиле неформальной организации наблюдается частичная конфронтация.
  • Консультативный. Стратегия и принятие решений остается за руководителем. А тактика — дело подчиненных. Хороший уровень среди управляющего и подчиненного звена.
  • Демократический. Основан на доверии, когда работники активно участвуют в процессе управления, в том числе, принятии решений. Коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. Этот подход Лайкерт считает самым эффективным и конструктивным.

Классификация была предложена в 1930-е годы и выделяет три стиля управления:

  • Авторитарный.

Авторитарные лидеры не советуются в принятии решений с остальными членами команды. Когда нужно принимать решение в короткие сроки, это лучший вариант. Приказы и распоряжения руководителя не подлежат сомнениям. При таком подходе высокий уровень текучести кадров.

  • Либеральный.

Подчиненные самостоятельно решают, когда выполнять поставленные задачи, сами определяют временные рамки. Лидер дает распоряжения и при необходимости может оказать поддержку. Высокая удовлетворенность работников и отличная мотивация обеспечивают эффективность. Стоит следить за тем, чтобы позиция лидера не была воспринята как непрофессионализм и попустительство.

  • Демократический.

Руководитель принимает решения вместе с членами команды. Поощряется творческий подход и креативность. Работники ценят такое руководство, имеют высокую мотивацию, эффективно трудятся. Не подходит для срочного принятия решения.

Концепцию разработали в 1964 году, но популяризировали ее именно Роберт Блэйко и Джэйн Моутон. В ней представлены пять стилей управления:

  • Примитивное руководство.

Руководитель не заботится о сотрудниках и производстве. У него нет заинтересованности в своей работе, мотивации работников. В такой компании высокий уровень неорганизованности, постоянно страдают сроки выполнения задач.

  • Авторитарное руководство.

Руководитель заботится только о производстве. Он ответственный и дисциплинированный, у него высокий iq и прекрасные способности организатора. С сотрудниками держит дистанцию. Принимает решения единолично без вовлечения сотрудников. Слишком большая отдаленность руководящего звена может вызвать недовольство сотрудников.

  • Производственно-социальное руководство.

Это компромисс между заботой о производстве и работниках. Руководитель мыслит широко, придерживается современных взглядов. Получается усредненный результат, поскольку лидер не сильно настойчив в достижении поставленных целей.

  • Социальное руководство.

Руководитель заботится о работниках, а не о производстве, в целях повышения мотивации сотрудников. Это улучшает атмосферу внутри коллектива. Но обратная сторона — снижение производительности.

  • Командное руководство.

По мнению создателей данной теории, командное руководство — самый оптимальный стиль управления. Руководитель принимает во внимание и потребности работников, и производственные нужды. Это повышает эффективность производства и создает прекрасную командную атмосферу.

Американский психолог и писатель Д. Гоулман предложил новый подход в классификации. В своей книге «Эмоциональный интеллект» он описал шесть эмоциональных стилей управления.

Подходит для постановки общих целей и для поиска новых направлений в развитии. Руководитель обозначает цели и задачи, а сотрудники сами выбирают методы их реализации.

Стиль управления нацелен на развитие сотрудников и повышение производительности. Способ может быть не всегда действенен, потому что наставничество эффективно при наличии инициативы, иначе работники воспримут его как строгий контроль.

Подход направлен на сближение членов команды и эффективен, когда нужно улучшить коммуникацию и восстановить доверие внутри коллектива. Важно, чтобы в погоне за сплоченностью коллектива руководитель не забывал о производительности.

Отличительная особенность стиля — принятие решений коллективом. Эффективен, когда непонятно, в каком направлении двигаться компании: вовлечение всех сотрудников и сбор мнений поможет найти верный курс. Во время кризисов этот стиль управления не подходит, так как нужны быстрые решения.

Специфический стиль, при котором руководитель считает, что все можно делать и эффективнее, и лучше, и быстрее. Он постоянно задает завышенные производственные стандарты и мотивирует сотрудников на их достижение. Гоулман считает, что применение направляющего стиля требует от руководителя мудрости и умеренности, ведь неправильное применение негативно повлияет на коллектив.

Классический военный подход и самый неэффективный из представленных. При таком управлении руководитель много критикует и не приветствует поощрения, у сотрудников возникает низкая удовлетворенность работой. Гоулман поясняет, что такой подход эффективен в моменты кризисов для быстрого улучшения ситуации.

По классической классификации есть несколько стилей управления в менеджменте. Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Характеризуется сосредоточением власти в руках одного руководителя. Преимущества этого стиля в том, что он не требует высоких материальных затрат и позволяет за короткий срок наладить работу между отделами и сотрудниками. Но у авторитарного стиля много недостатков: он подавляет инициативу и самостоятельность, провоцирует чрезмерный контроль и высокую степень бюрократизма, что снижает эффективность деятельности организации в целом.

При этом стиле управления руководитель делегирует полномочия сотрудникам, решения принимаются коллегиально. Его преимущества:

  • стимулирует творческую деятельность;
  • сотрудники мотивированы и удовлетворены работой;
  • благоприятный психологический климат в организации.

Недостаток демократичного подхода — сотрудники могут перекладывать ответственность за выполнение работы.

В центре этого стиля — работник со своими потребностями и ожиданиями. Преимущества личностно-ориентированного стиля в высокой заинтересованности работников. А недостатки проявляются в том, что безответственные сотрудники могут злоупотреблять подходом и недобросовестно выполнять обязанности, из-за чего эффективность производства снижается. Кроме того, стиль не подходит для решения проблем во время кризисов.

Стиль подразумевает сотрудничество руководителя и подчиненного. Он хорош для компаний, которые занимаются творческой деятельностью. Менеджер и подчиненные — партнеры, обладают примерно одним уровнем образования. Контролируют результат работ, а не самих сотрудников.

Преимущества стиля в том, что легче принять целесообразные решения, у сотрудников высокая мотивация, а у менеджера меньше нагрузки. Но есть вероятность, что процесс принятия решений станет медленнее.

Современный метод управления, когда компетенции и ответственность за совершенные действия возлагаются на сотрудника. В таком делегировании много плюсов: оно снимает нагрузку с руководства, позволяет быстро принимать решения и развивает личную инициативу у работников. Оно применимо в любой сфере. Недостатки могут обернуться, если руководитель делегирует только неинтересные рутинные задачи, а жесткая иерархия и ориентированность исключительно на выполнение задач может угнетать сотрудников.

Современный коучинг — структурированная система приемов, принципов, направленных на развитие возможностей индивида, группы. Помогает раскрыть потенциал на 100%. Это не обучение, а помощь и поддержка. Коучинг развивает амбициозность, обучаемость, ориентацию на результат и ответственность.

Коучинг как стиль управления включает в себя:

  • постановку целей;
  • нахождение ресурсов для их достижения;
  • создание нужных отношений внутри команды;
  • анализ полученных результатов.

Главная цель коучинга — построение отношений партнерства среди сотрудников, работа на принципах ответственности и осознанности. Применение коучинга дает лучшие результаты и повышает уровень развития каждого сотрудника в профессиональном и личном планах.

При выборе стиля управления руководитель может ориентироваться на следующие факторы:

  • Уровень стресса. Когда-то эффективнее делегировать полномочия, а когда-то принимать решения самостоятельно и оперативно. Даже либеральный руководитель время от времени должен становиться авторитарным, если того требуют обстоятельства.
  • Сложность поставленной задачи. Простую задачу легко делегировать исполнителю. Важные вопросы стоит решать коллегиально.
  • Команда. Коллектив состоит из индивидов, где каждый со своим характером. Кому-то требуется авторитарный стиль управления, а для кого-то он может стать настоящим угнетением, которое убивает мотивацию.
  • Характер работы. Творческим работникам не подойдут жесткие меры, но если необходимо оперативное решение проблемы, этот стиль вполне конструктивен.

Чтобы выбрать оптимальный стиль управления, нужно рассмотреть, какие внешние и внутренние факторы влияют на компанию. К внешним факторам относят:

  • активную политику конкурентов;
  • изменения в политической и экономической сферах;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • ухудшение или улучшение благосостояния общества;
  • миграционные процессы;
  • внесение корректировок в законодательство.

Внутренние факторы выражаются в аспектах:

  • психологическом климате в коллективе;
  • изменениях в деятельности организации;
  • увеличении или сокращении штата;
  • конфликтах на производстве;
  • мотивации коллектива;
  • планировании деятельности предприятия.

Ошибочный стиль управления персоналом может привести к серьезным последствиям:

  • Угнетающей психологической атмосфере в коллективе. У демократичного руководства, как правило, с этим проблем нет. А вот те, кто работает под страхом наказания, часто имеют заниженную самооценку и теряют мотивацию, интерес к работе.
  • Текучести кадров. Когда стиль управления не устраивает сотрудников, они увольняются или терпят, но работают плохо.
  • Саботажу задач. Проблема возможна при разных стилях, только ее проявление разное. При авторитарном стиле подчиненные могут работать противоположно указаниям, а при демократичном стиле сотрудники могут откладывать задачи и срывать сроки.
  • Упадку в развитии. Новые идеи важны для развития компании. Когда их генерирует всего один человек, это может привести к тому, что организация откатится на прошлые позиции.

Стиль управления — важная составляющая эффективного менеджмента. Он влияет на атмосферу в коллективе, на производственные процессы, на результат и на многое другое. Учитывая внутренние и внешние факторы, руководитель может менять свой стиль, адаптировать его к новым реалиям. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Духовой шкаф zanussi руководство
  • Глево 500 инструкция по применению купить в москве
  • Satisfyer penguin air pulse stimulator инструкция
  • Левоксимед 500 мг таблетки инструкция по применению цена
  • Гептрал 500 мг инструкция по применению в таблетках взрослым